Сочинение рассуждение на тему роль тире в предложении

Сочинениярусский языкзачем нужны знаки препинанияв настоящее время представить письменную речь без знаков пунктуации не возможно. если при устном разговоре по
  • Сочинения
  • Русский язык
  • Зачем нужны знаки препинания

В настоящее время представить письменную речь без знаков пунктуации не возможно. Если при устном разговоре по интонации собеседника можно понять, какой эмоциональный посыл несет его речь, то в письменном виде это сложно представить.

Если взять знаменитую фразу «казнить нельзя помиловать», то от того где поставить запятую, может решиться жизнь человека. Либо человека казнят, и жизнь будет прервана, либо помилуют, и он будет жить. Вот так одна маленькая запятая способна решить многое. Так же запятые выполняют обособляющую, выделяющую и разделительную роль. Запятая как передышка перед дальнейшим повествованием.

Без знаков препинания очень сложно обойтись. Например, если человек задает нам вопрос в устной форме, мы сразу поймем что это вопрос по вопросительной интонации. А если человек написал нам письмо, то, как понять где он задает вопрос, а где восклицает? В этом помогают вопросительный и восклицательный знаки. Они являются главными интонационными знаками, которые задают эмоцию тексту или высказыванию.

Описывая знаки препинания нельзя пройти мимо точки и многоточия. Точка – это знак завершенности, знак спокойный и однозначный. Если не знаешь, какой знак препинания ставить – ставь точку! У многоточия же другая функция, оно не дает завершенности, а наоборот заставляет думать о том, что будет дальше. Это как фильм, у которого двоякая концовка. Многоточие – это знак задумчивости и мечтания.

Знаки препинания, безусловно, очень важны и нужны. Не зря им посвящён целый раздел при изучении русского языка. Если бы писатели при написании книг опирались только на свое умение складывать слова во фразы и пренебрегали знаками препинания, то не было бы замечательных произведений, которые любит весь мир. Читатель не смог бы понять и оценить то, что хотел показать автор и возможно вообще не стал бы читать.

Конечно, изучение раздела “пунктуация” не всегда дается легко. Бывает сложно запомнить все правила и определения, но используя их на практике можно легко заметить то, как стала красивее, выразительней письменная речь, а вместе с ней и устная. Как говорил Пушкин «Знаки препинания существуют, чтобы выделять мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и звучание».

Вариант 2

Знаки препинания – это элемент письменности, выполняющий вспомогательные функции языка. Существует довольно много их разновидностей: запятые, точки, восклицательные и вопросительные знаки, дефисы, тире и т. д., при чём помимо общих функций, у каждого из них есть и своя, особенная.

В связи в тем, что образование в наше время доступно любому человеку, языкознание пользуется популярностью среди широкого круга людей. Поэтому возникает немало споров как среди учёных, так и среди обычных людей, в том числе, и о значимости знаков препинания.

Одни говорят, что их роль этих элементов в языке незначительна, в то время как другие считают их наиважнейшей частью языка. Кто же прав? Попробуем в этом разобраться.

От правильного выбора знака препинания и его уместного употребления, в первую очередь, зависит смысл всего высказывания или текста. Логические ударения, правильное разделение частей предложения по смыслу – всё это определяется ими.

Известное словосочетание, иллюстрирующее всю значимость, и вместе с тем, каверзность этого элемента языка – казнить нельзя помиловать. От того, где будет находиться запятая, в данном случае, зависит жизнь человека.

Также, с их помощью создаётся необходимая для понятия текста интонация, которую человек вкладывает в текст. Более того, знаки препинания являются единственным компонентом языка, помогающим перенести и примерно воспроизвести эмоции человека на бумаге.

Ещё одна их функция — акцентуация внимания человека на определённых словах, частях текста. Данную функцию знаки препинания, как правило, выполняют вместе с вводными словами и вставными конструкциями. Их совместное присутствие в тексте подготавливает читателя к дополнительной информации, которую автор посчитал необходимой и, соответственно, выделил при помощи запятых, дефисов, скобок и т.д.

Выходит, что роль знаков препинания в языке, в самом деле, велика. Более того, они действительно являются неотъемлемой частью любого языка, так как выступают в роли разделителей частей по смыслу. С их помощью также передаётся интонация автора и выделяются необходимо-важные части текста.

Сообщение для 4 класса

Сочинение 2

Знаки препинания – это определенные элементы, символы, знаки, использующиеся на письме для конкретных функций.

Русский язык, как и все другие, характеризуются наличием на письме общепринятых символов в письменности. Например, точка, тире, двоеточие и другие знаки используются для того, чтобы отделить одно предложение от другого без потери смысла и других важных целей.

Каждый символ выполняет свои задачи. Двоеточие считается неким пояснением того, о чем говорит читателям автор. Тире чаще всего задействуется при подаче определения определенному слову или словосочетанию.

На письме русский язык является одним из самых сложных языков в плане постановки знаков препинания. Расстановка конкретных символов на письме позволяет упростить восприятие подаваемой автором информации для читателей. Правда, если человек без знания о правильной постановке символов пытается понять смысл прочитанного с учетом всех расставленных знаков препинания в тексте, ему мало что удастся вынести из увиденного его глазами.

Именно поэтому необходимо не только наличие знаков препинания на письме для полного осознания смысла текста, упрощения в подаче информации читателю, но и знание всех введенных в пунктуацию символов.

Одно не будет успешно функционировать без другого. Так или иначе, знаки препинания в русском языке с одной стороны облегчают процесс подачи конкретного рода послания, но и в то же время вводят в заблуждение из-за незнания людьми многих действующих правил на письме.

Не зная установок, принятых в письменности, трудно говорить о прочной связи между потоком полезной информации и успехом читателя. Знаки препинания жизненно необходимы, без них человечество просто-напросто потеряет средство коммуникации друг с другом. Потому стоит понимать, что благодаря наличию этих символов в предложениях люди способны делать акцент на нужных вещах, умело поднимать важные вопросы, грамотно заинтриговать читателя и многое другое. Знаки препинания – вот инструмент для образцового общения между людьми и воздействия на конкретную личность.

В итоге стоит сказать, что такие средства в русском языке, которые служат для разграничения определенных языковых единиц, позволяют выстроить логику между конкретными отрезками текста. Предоставить полную информацию о содержимом с риторическими вопросами и восклицательными высказываниями для лучшего эффекта, показать всю эмоциональную окраску происходящего и много, многое другое, без чего трудно представить коммуникативный тип предложений и возможность общения людей друг с другом.

Другие темы: ← Интернет (плюсы и минусы)↑ На свободную темуОбщение →

`

Что такое знаки препинания?

Наверное, хоть раз в жизни каждый из нас задавался вопросом, для чего нужны знаки препинания? А теперь вдумайтесь: даже это предложение вы прочитали про себя с вопросительной интонацией, потому что увидели соответствующий символ — знак препинания.

Знаки препинания — это специальные условные графические символы, которые используют в письменности с давних времен. Автору они помогают на бумаге не просто изложить мысль, а донести ее смысл до читателя. А тому, в свою очередь, правильно воспринять и проинтерпретировать то, что же сказал автор, восстановить то, каким настроением наполнено предложение.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Поле Куликово Ракши 5 класс
    Картина Юрия Михайловича трогает до глубины души. Данное полотно является одним из самых известных работ автора. Автор писал эту картину, будучи смертельно больным. Картина делится на 3 части
  • Сочинение Характеристика города Калинова
    Очень часто в произведениях Островского главной темой выступали человеческие пороки, которые автор презирал и ненавидел. Островский был человеком, который старался сделать мир лучше
  • Сочинение Чему учит повесть «Станционный смотритель»?
    Чему учит читателя это произведение Пушкина, почему это важно

Основные направления

Старославянская пунктуация основывалась на примере древнегреческой. Затем она перешла в русский язык, но есть и схожести с немецкой системой. Знаки, которые используют при письме:

  • запятая;
  • двоеточие;
  • точка;
  • тире;
  • точка с запятой;
  • восклицательный и вопросительный знаки;
  • многоточие;
  • кавычки;
  • скобки.

По назначению пунктуация делится на три направления: синтаксическое, логическое и интонационное.

Смысловое изучил теоретик Буслаев. Он отмечал, что знаки препинания служат для разделения слов, что позволяет более ясно выразить мысли. Пунктуация помогает внести ясность в предложения и придать тексту эмоциональную окраску. Это направление еще называют логическим. Интонационная теория подразумевает отражение декламационно-психологического разделения слов. Пунктуация в этом случае необходима для передачи темпа речи, ее мелодии и пауз.

Хотя представители разных направлений расходились во мнениях, все они выделяли главную функцию знаков препинания — коммуникативную. Это важнейшее средство для оформления письменной речи. Выделяли несколько главных знаков: точка означает завершение мысли, запятые разделяют однородные члены предложения, многоточие наталкивает читателя на размышления, вопросительный и восклицательный знаки меняют интонацию фразы.

Сочинение по русскому языку на тему: Зачем нужны знаки препинания в русском языке?

О богатстве, невыразимой прелести и особенном очаровании русского языка сказано немало, и его вечная гармония служит идеальной основой величайшей в мире литературы, которой на протяжении долгих веков не устает восхищаться все человечество. Необычайное многообразие синонимов и эпитетов, яркость и динамика, великолепная и столь притягательная мелодичность, широчайший диапазон тончайших эмоциональных оттенков – эти черты придают русскому языку ни с чем не сравнимую индивидуальность. Но не менее значимую роль в точности и многогранности языковых конструкций играют и знаки препинания, создающие определенные смысловые акценты, и с детских лет всем известный школьный пример «Казнить нельзя помиловать» — яркое тому доказательство. Значение каждого знака препинания в русском языке поистине велико, и невозможно было бы выразить мысль либо чувство, не опираясь на помощь этих весьма существенных элементов. Так стоящая в конце предложения точка подводит итог сказанной фразе, неизменно концентрируя внимание на ее логическом окончании. Уместно поставленная точка – верная спутница лаконичности. Обширнейшим диапазоном всевозможных способов применения обладает запятая. Она не только служит продолжением повествования, перечисления однородных объектов или действий, но и основным инструментом выделения наиболее значимых в предложении слов. Так запятой выделяются обращения, вводные слова и целые языковые конструкции, как, например, причастия и деепричастия, придающие фразам особое своеобразие и объем. Весьма полезным и умозрительным знаком препинания является и двоеточие, стоящее, как правило, во главе какого-либо перечисления, и открывающего дорогу продолжению фразы, тогда как точка с запятой служит логичным разделением данного списка. Неполными можно было бы считать языковые конструкции без знака препинания кавычки, с помощью которых открывается и завершается прямая речь либо обозначается то или иное слово либо словосочетание в сравнительном или ироничном смысле. Кавычками также выделяются цитаты и строки из других произведений. Одним из наиболее интересных знаков в русском языке считается тире. В обыденном своем применении оно служит в качестве замены глагола «есть» и отделения каждой фразы диалога. Однако зачастую тире применяется в качестве так называемого авторского знака, когда необходимо выделить и подчеркнуть ту или иную мысль, использовать подобный прием для акцентирования слова или словосочетания, а также разделения целой фразы на логические участки. Не менее значимым в художественном аспекте формирования текста является и многоточие. Поставленное в конце предложения либо целого произведения многоточие оставляет читателю простор для фантазии, оно незримым образом продолжает мысль, словно намекая на ее недосказанность и глубину. Так любой из знаков препинания оказывает полезную и совершенно незаменимую службу великому русскому языку, богатство и совершенство которого просто невозможно без использования абсолютно всех инструментов и приемов, среди которых знаки препинания играют весьма серьезную и важную роль.

Доклад №2

Знаки препинания в тексте используется для оформления и структурирования записи. Они прежде всего служат для выделения смысловых частей предложения. Они показывают некую правильную структуры предложения и его завершенность. Также они служат для эмоциональной окраски предложения, так как это очень важно. Знаки препинания перестраивают текст, чтобы он стал читабельным и понятным для случайного читателя. Не знание пунктуации не к чему хорошему не приведет, так как такой человек не в силах написать правильный и легко читаемый текст. Знаков препинания существует очень большое количество и за каждым закреплена важнейшая функция.

Точка это очень распространенный знак препинания, и служит для завершения мысли в предложении. Также точка служит границей между двумя и более предложениями. А еще мало кто знает, что при помощи точки сокращаются слова, например, «и т.д».

Многоточие это очень интересный знак, который представляет из себя три точки расположенных подряд. Главной его функцией является показ незаконченности мысли, что возможно есть дополнения, которые небыли рассмотрены. Также многоточием изображается длительная пауза, при чтении текста. Эти паузы часто используются при быстрой смене темы или место действия событий.

Восклицательный знак располагается в конце предложения и показывает сильную эмоциональную окраску всего предложения в целом. Он способен показывать гнев, радость, веселье и многое другое. Вид эмоции определяется по содержанию предложения. Также важно помнить, что восклицательный знак может стоять посередине предложения. В этом случаи он выделяет обращения или какие-либо значимые слова.

Вопросительный знак всегда находится в конце предложения. Он может показывать вопрос, сомнение или недомогание. Важно помнить если неправильно использовать этот знак, то найти правильный ответ на заданный вопрос не выйдет.

Запятая это один из важнейших знаков препинания. Она находиться внутри предложения и разделяет его основные составляющие части. Это могут быть простые предложения в составе сложного. Также запятая показывает интонационные сдвиги или остановки при чтении.

4 класс

Популярные темы сообщений

  • Скоморохи
    На Руси традиции редко когда обходились без веселья, смеха и шуток. Поэтому русский народ всегда отмечал праздники широко, с песнями-плясками, развлечениями. Отсюда и появились такие весельчаки, как скоморохи.
  • Реки Воронежа
    Река, которая протекает в городе Воронеже – одна из самых больших и известных рек в Российской Федерации, она кстати еще и является одним из многочисленных притоков Дона и делит Воронеж на две равные части,
  • Зимующие птицы (интересные факты)
    Некоторые птицы улетают с наступления первых заморозков в другие места, где климат теплее, а некоторые остаются. Дело все в том, что зимние птицы приспособились добывать себе корм и в холодное время года.

Пунктуация — это система знаков препинания и правил их употребления. Пунктуацией в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме. Рассмотрим примеры сочинений на тему «Зачем нужна пунктуация».

Зачем нужна пунктуация

Сочинение «Пунктуация в русском языке»

Пунктуация в русском языке, в отличие от других языков, например, английского, более развита и сложна. Это все произошло из-за того, что русская словесность более многогранна и сложна. Благодаря знакам препинания может меняться значение предложений.

Самым лучшим примером этого является знаменитый мультфильм по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков», где Виктору Перестукину нужно было правильно расставить запятые во фразе «Казнить нельзя помиловать».

От расстановки знаков препинания предложение может иметь, как и положительное значение для мальчика, так и плачевное для его судьбы. Поэтому пунктуация очень важна для того, чтобы то, что мы хотели выразить, сохраняло свое значение.

Стихотворение Бунина «Как все спокойно и как все открыто!» является самым что ни на есть наглядным примером того, как знаки препинания помогают нам в расстановки правильной интонации.

Здесь есть все – и восклицание «Как на земле стало тихо и бедно!» и запятые в разных значениях: «Небо далекое, не ты ли, немое…» — обращение, «Здесь, в этой бедности, где все родное…» — уточнение и т.д., многоточия, тире, точка с запятой, двоеточие, вопросительный знак – все это отражено в произведении и демонстрирует нам то, как нужно поставить интонацию: задержаться, задать вопрос или же сделать глубокую паузу.

В этом плане русский язык самый развитый из всех, мы выделяем вопрос одним знаком, и соответственно тоном голоса, нежели правильным порядком слов и т.п. Пунктуация в русском языке играет большую роль и стоит в этой иерархии на ровне с орфографией и грамматикой, поэтому ее нельзя забывать, но повторять и совершенствоваться.

Рассуждение Для чего нужна пунктуация?

Этот вопрос о пунктуации точно не задают себе многие. И не только мои сверстники. Хорошо, что у меня появился повод порассуждать на данную тему.

Конечно, в русском языке она довольно сложная. Все эти причастные и деепричастные обороты, вводные слова, которые могут выделяться или не выделяться запятыми (по обстоятельствам), сложносочиненные и сложноподчинённые предложения… В том же английском всё проще! Но в том-то и богатство, и сложность русского языка.

Понятно, что пунктуация нужна, в первую очередь, для передачи смысла. Хрестоматийные примеры (казнить — миловать). Действительно, иногда одна запятая может полностью изменить смысл.

Также важно, что это сохранение традиций. Тот, кто пишет письмо бабушке или пишет документ в организацию, но пренебрегает знаками препинания, тот, я думаю, не уважает ни организацию, ни бабушку. Ни, самое главное, себя!

Это похоже на отглаженную одежду, то есть на тебе может быть модный, дорогой, чистый костюм, но когда его не гладили (весь мятый), то всё сразу теряет вид. Или ещё на пуговицы похоже. Можно ведь не застёгивать их, если случай не особенно торжественный, на пиджаке, например. Можно, это в данной ситуации не вещь первой необходимости. Но если пуговицы эти разные, оторванные, сломанные, то эти «мелочи» тут же портят весь вид.

Да, в Интернете, в сообщениях, если очень спешишь, то можно и не всегда ставить точки-запятые. Часто вместо знака препинания, которые, кстати, не так-то просто ставятся с клавиатуры, просто отправляют новое сообщение. То есть вместо точки (нового предложения), просто новое сообщение. Но тогда получается очень много этих сообщений – «флуд».

Пунктуация может быть и авторской, несколько необычной, чтобы придать тексту особый ритм. Например, в стихах Маяковского особенная пунктуация. Есть ещё эксперименты с пунктуацией, как, например, книга из одного предложения.

Сдать экзамен без правильной пунктуации нельзя! Тем более все эти ОГЭ и ЕГЭ, там каждый знак в бланке влияет на оценку.

Важно, что традиции всё равно развиваются. Время ускоряется, не хватает времени даже иногда знак вопроса поставить, если из самих слов понятно то, что это вопрос. Кстати, зачем так уж спешить? Лучше с толком всё делать…

Но я считаю, что мы должны знать пунктуацию, а использовать её по мере надобности и возможности.  Кстати, мой любимый знак пунктуационный – восклицательный!!!

Зачем соблюдать правила пунктуации

Пунктуация представляет собой систему символов и знаков, которые используются в письменной речи. Наличие знаков препинания помогает не только построить предложение грамотно, но и ясно выразить свои мысли, выделить обращения, простое предложение в составе сложного.

Знаков препинания много, каждый из них имеют одну или более функций. Знаки препинания, которые используются для разделения предложений – это точка, восклицательный и вопросительный знаки. Точка, например, позволяет отделить предложения в тексте друг от друга.

Восклицательный знак выражает восхищение, удивление и другие сильные чувства, вопросительный – вопрос и сомнение. Эти два знака, пожалуй, позволяют воспроизвести на бумаге наиболее сильные человеческие эмоции.

Знаки препинания, которые используются в середине предложения – это запятая, тире, двоеточие и точка с запятой. Запятая позволяет выделить обращения, простое предложение в сложноподчиненном, однородные члены предложения. Тире используется в прямой речи, для замены пропущенного слова, для паузы.

Двоеточие следует перед перечислением, разграничивает две части предложения, одна из которой поясняет предыдущую, разделяет слова автора и прямую речь. Точка с запятой используется довольно редко, когда запятой для отделения частей предложения уже недостаточно в предложениях со сложным составом.

Зная все задачи знаков препинания, можно понять их роль и назначение. Возможна ли была бы письменная речь без пунктуации? Конечно, нет! Используя знаки препинания, вы сможете обратить внимание на нужные вам моменты, четко донести свои мысли посредством текста, если использовать их правильно конечно.

В этом сочинении использованы многие из перечисленных выше знаков препинания. Это позволило сделать текст понятным, выразительным, даже ритм чтения предложений меняется в зависимости от пунктуации.

Отсутствие знаков препинания не только свидетельствует о неграмотности автора, но может сделать даже самый интересный и эмоциональный текст монотонным набором всевозможных слов, лишенных единого смысла.

Сочинение про Важность пунктуации

Совокупность знаков препинания, которая используется в письменности любого языка, называется пунктуацией. Также именуется и раздел языкознания, изучающий правила употребления и расстановку знаков препинания в тексте.

Вместе с графикой и орфографией пунктуация является основным компонентом письменной речи. Точки, запятые, тире и двоеточия, восклицательные и вопросительные знаки были придуманы для того, чтобы передать интонацию на письме, а также обозначить тип отношений в сложном предложении.

Чтобы понять, с какой интонацией нужно читать текст, необходимо обратить внимание на знаки препинания в нем.

Например, обособленная запятыми вводная конструкция обязательно в процессе чтения выделяется с помощью пауз. У каждого знака «своя» пауза: у кого-то длиннее, у кого-то короче. Тот или иной знак важен не только внутри синтаксической единицы.

Так, точка в конце предложения говорит о том, что оно повествовательное по способу высказывания. А многоточие является показателем того, что предложение не закончено.

Знаки препинания в бессоюзном предложении выполняют важную функцию. Любой знак обозначает отношения между простыми предложениями, которые являются частями сложного. Если нужно передать отношения одновременности или последовательности, то мы ставим запятую.

Если ставим двоеточие, значит, хотим передать отношения пояснения и причины. Тире используем для передачи отношений причины и следствия, а также при быстрой смене событий. В сложноподчиненном предложении показателями отношений между частями являются союзы, которые в бессоюзном предложении заменяются знаками препинания.

Пунктуация играет не последнюю роль в нашей речи. Без запятых и тире, двоеточий и вопросительных знаков наша письменная речь была бы скучна и однообразна. В сплошном тексте было бы не понятно, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Поэтому знаки препинания являются неотъемлемой частью нашей письменной речи.

Основные принципы пунктуации

Пунктуация (лат. punc­tu­a­tio — от лат. punc­tum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.

Зачем нужна Пунктуация? Она призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.

Принципы пунктуации:

  1. Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка.

Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи.

С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.

  1. Ученый Я. К. Грот указывал синтаксический принцип пунктуации. Он считал, что знаки препинания делают более наглядным синтаксический строй письменной речи, выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений.
  2. Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания.
  3. Смысловой принцип особенно заметен при обособлении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях.

Очевидно, что все указанные принципы пунктуации совмещаются в единой системе пунктуации русского языка.

В русском языке основных десять знаков препинания: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки (круглые), кавычки.

Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте смысловых границ, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания делят текст на части — предложения, а внутри сложных предложений отделяют, например, простые предложения друг от друга или главное предложение от подчиненного и т.д.

Читайте также: Лингвистическая сказка – о причастиях в русском языке

Вывод из всего этого можно сделать один – пунктуация очень важна для нашей письменной речи. Без нее русский язык не стал бы могучим и великим.

Сочинение «Пунктуация в русском языке»

Рассуждение Для чего нужна пунктуация?

Зачем соблюдать правила пунктуации

Сочинение про Важность пунктуации

Основные принципы пунктуации

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

Автор: Татьяна Моржева

infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пример сочинения 15.1.

«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

АБЗАЦ. КОММЕНТАРИЙ.

В высказывании филолога Н.М. Шанского речь идет о сложноподчиненном предложении – разновидности сложного предложения, в котором одна грамматическая основа имеет главное значение, а вторая подчинена ей. Автор имеет в виду, что структура сложноподчиненного предложения часто предполагает какое-то пояснение, авторское мнение по поводу того, что говорится в главной части. Придаточные предложения по своему значению, могут пояснять, например, причину или следствие того, о чем говорится в главном.

АБЗАЦ. ПРИМЕР-АРГУМЕНТ №1.

Например, предложение «Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов». Это сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. В главном предложении содержится объективная картина: мама взяла плащ. В первом придаточном определительном автор поясняет, какой именно плащ взяла мама. Во втором содержится указание на обстоятельства, при которых использовался плащ. Таким образом, с помощью придаточных автор поведал нам о том, что мальчик еще совсем недавно был маленьким и играл в детские игры.

АБЗАЦ. ПРИМЕР-АРГУМЕНТ №2.

Рассмотрим еще одно сложноподчиненное предложение: «И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его». В главной части содержится повествование о том, что сделал мальчик. В придаточном автор указывает на то, как он понимает причину поступка героя – мальчик боялся, что мама своей чрезмерной заботой скомпрометирует его в глазах товарищей.

ВЫВОД

Таким образом, мы можем согласиться с лингвистом Шанским в том, что в сложноподчиненном предложении можно увидеть отношение автора к объективной действительности. Придаточное предложение в большинстве случаев представляет собой личностный комментарий события, заключенного в главном.

Сочинение 15.2 (Толкование фрагмента текста).

Общие соображения.

Вам понадобится как-то называть того, от чьего лица ведется рассказ. Если это рассказ от третьего лица, которое специально нигде не названо, то удобнее пользоваться словом «автор». В тексте от 1-го лица различают рассказчика и героя-рассказчика (рассказывает о событиях, в которых сам принимает участие).

Вам предстоит дать интерпретацию одного из ключевых фрагментов текста, т.е. раскрыть его смысл, объяснить, назвать психологические причины происходящего. Речь в выделенных фрагментах чаще всего идет о чувствах героев. Смысл бывает неявным, не лежащим на поверхности, скрытым.

Нужно объяснить смысл, опираясь на весь текст, но не выходя за его рамки (даже в том случае, если вам известно произведение, откуда он взят). Если вы все же считаете необходимым проявить осведомленность, выходящую за рамки прочитанного, оговорите это специальной фразой типа «Я читал роман (рассказ, повесть), откуда взят этот отрывок, и знаю, что…»

Работа над сочинением (анализом фрагмента текста) ведется в три этапа:

1. Предварительная работа.

Прочитать текст и отметить в нем (подчеркнуть) предложения, которые могут понадобиться вам для доказательства, подтверждения вашего понимания высказывания.

Определить и понять предмет анализа. Как правило, для толкования предлагается финал рассказа или предложение, близкое к финалу. Финал произведения очень часто указывает прямо или косвенно на главную мысль текста (идею). А главная мысль небольшого по объему текста всегда связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя (героев) к этому событию. Отношение – это чувства, переживания, размышления, впечатления, вызванные этим событием. На этом этапе в черновике появляется запись: Главный герой – мальчик Толя, главное событие – герой в первый раз идет в школу и очень хочет казаться самостоятельным. Полезно сразу же подобрать несколько синонимов к слову, называющему главного героя. (Например: мальчик, герой, будущий первоклассник, сын, если речь идет о его матери).

2. Работа непосредственно над сочинением.

План.

1 абзац: комментарий к фрагменту текста – объяснение смысла фрагмента применительно к смыслу всего текста. Это будет тезис, который далее надо доказать.

2 абзац: 1-ый пример-аргумент из текста, подтверждающий, что смысл вы поняли правильно.

3 абзац: 2-ой пример-аргумент из текста, обращающий внимание на то, КАК передается смысл (любые средства выразительности).

4 абзац: заключение, выражающее свое отношение к главной мысли текста.

1. (пункты 1 и 2 укладываются в один абзац). В качестве вступления можно сказать о том, как вы понимаете текст, указать его тему и общий смысл. Здесь могут присутствовать необходимые элементы пересказа, но они должны служить опорой для ваших рассуждений, а не самоцелью.

2. Сформулировать тезис. Если речь о чувствах, фразы строятся так: В приведенном отрывке выражены чувства, переживания мальчика, вызванные…чем? (противоречием между желанием казаться самостоятельным и любовью к матери, которая беспокоится, волнуется за него. Не случайно фрагмент начинается словом «наоборот»). В финале говорится о чувствах (душевных переживаниях) героя, которые он испытал…(здесь уместнее всего деепричастный оборот – «увидев, что его мама ищет глазами окно, чтобы «угадать, в каком классе сидит её Толя».(цитата). В финале говорится о чувствах мальчика, вызванных…

Если реакция на событие не чувства, а размышления, фраза может звучать так: В финале приводятся размышления героя (рассказчика, автора), вызванные…(чем?)

3. Дать пояснения к тезису. Пояснения к тезису представляют собой ответы на следующие вопросы: (1)Какие именно чувства испытывает герой? (2)Почему он испытывает такие чувства? (Чем они вызваны?) (3)Как поступает герой? Или: О чем именно размышляет герой? Чем вызваны эти размышления? Как поступает герой, подумав (поразмыслив)? (1)Мальчик Толя должен пойти впервые в школу. Он чувствует себя взрослым и понимает всю серьезность момента: «И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!». Герой поначалу сердится, что мама хочет проводить его. (Предложения 16-17). Но мальчик понимает, что, не желая мешать сыну чувствовать себя самостоятельным и взрослым, мама все же не может не беспокоиться о нем, потому что любит его. (2)Она прячется, провожая своего первоклассника. (3)Именно поэтому Толе хочется закричать очень громко, перекрикивая дождь, чтобы она не беспокоилась о нем, что у него все хорошо.

Одно из предложений этой части (возможно, первое) может начинаться с вводной конструкции типа: «по моему мнению,…», «мне кажется,…», «с моей точки зрения,…», «я думаю, что…»

2.4. Привести пример-аргумент из прочитанного текста. Каждое утверждение из предыдущего пункта должно чередоваться с примером-аргументом. Должна быть соблюдена четкая схема: утверждение (тезис) – пример. Примера должно быть минимум два и они должны быть разносторонними.

     Примечание. Если речь не о чувствах и мыслях, а о каких-то закономерностях жизни, можно построить фразу и так: В финале рассказа говорится о том, что …(в жизни очень важно найти себе занятие по душе).(Тезис) Потому что… (такое занятие заставляет человека уважать самого себя: «…..» (предложение 18). Человек многому учится: «…» (предложение 7). (Пояснения к тезису, подтвержденные примерами из текста).

2.5. В заключительной части сочинения необходимо высказать собственное отношение к проблеме (идее) текста, его событиям или героям. Или высказать предположение относительно дальнейшего развития событий или их последствий. Например: Мне понятны чувства героя. В подобной ситуации я, наверное, вел бы себя так же. Но я думаю, что осознав подлинные мотивы поступка мамы, он не будет упрекать ее, а постарается утешить, расскажет, как провел свой первый школьный день.

 Или: Вероятно, эти события запомнятся герою надолго. Или: Вероятно, из этого мальчика вырастет (какой?) человек. Или: В жизни каждому человеку важно (что сделать? что понять? что испытать?).   

Сочинение 15.3. Толкование слова или словосочетания.

1. Определение данного слова или сочетания слов*.

2. Комментарий определения с привязкой к тексту.

3. 1-ый пример и комментарий к нему.

4. 2-ой пример и комментарий к нему.

5. Заключение-вывод.

 В этом типе сочинения вы должны в качестве тезиса дать толкование какому-либо слову или сочетанию слов. Раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Есть несколько способов толкования слова.

 СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ СЛОВ.

Вопросительный знак

«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.

Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.

Использование вопросительных предложений в чередовании с повествовательными или восклицательными может организовывать вопросно-ответную форму подачи материала. «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!»

№ 3 «Найти корень слова – значит найти его внутренний, затаенный смысл, то же, что зажечь внутри фонаря огонек» Рыбникова

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение конкретного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Не определив корня или определив его неправильно, мы можем не понять истинное значение слова. Докажем справедливость этих слов на примерах, взятых из текста .

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.    

Эти строчки можно использовать в качестве эпиграфа или украшения второго абзаца (интерпретации).

В тексте находим слова, корень которых можно объяснить с точки зрения этимологии (происхождения). При этом нужно стараться держаться в границах разумного и не создавать теорий на пустом месте. Пример правильного рассуждения: слово «судьба» произошло от слова «суд», «судить». «Судьба», таким образом, содержит значение неизбежности и противоречит, скажем, высказыванию: «Человек – творец своей судьбы».

Известный филолог 19 века А.А.Потебня писал: «В слове мы различаем форму, т.е. членораздельный звук, содержание, Объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму или ближайшее этимологическое значение слова». Т.е. в корне слова заложены важные сведения о его происхождении. Еще один показательный пример – слова честь (почести). Слово честь произошло от часть – часть добычи, которая доставалась воину, чем больше часть – тем выше честь.

№ 4 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» Д.С.Лихачев (№№ 4, 6, 10, 21)

Характеристика речевая — раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором.

Речевая характеристика – есть речевой портрет героя. То есть в том, как персонаж говорит, отражаются важнейшие черты его характера. Анализ речи может идти в двух направлениях:

1. Собственно содержание речи. Так книжная лексика и книжные синтаксические конструкции (например, использование причастных оборотов, сложных синтаксических построений), характеризует человека образованного, возможно, привыкшего к интеллектуальному труду или желающему таковым казаться). Напротив, просторечные выражения, грубые слова, неумелое или неуместное использование слов могут говорить о недостаточном образовании, о среде, в которой живет персонаж. Просторечная лексика может быть и необыкновенно красочной, по-народному мудрой. Лексика может говорить о профессии героя. Использование очень простых и коротких – «рубленых» фраз тоже может определенным образом характеризовать героя (например, в тексте из Экзюпери лис говорит очень короткими, часто нераспространенными предложениями, что может говорить о недостаточной речевой практике – крохотная планета, одиночество, отсутствие собеседника и т.п.). Речь может включать также диалектные слова, акцент, экспрессивную, «лакейскую» лексику и т.п.

2. Речевое поведение – короткие отрывистые фразы, (предложения преимущественно простые, нераспространенные или с малым количеством второстепенных членов) непонятная, запутанная речь (использование неполных предложений или, наоборот, перегруженных придаточными сложноподчиненных предложений), напротив, четкие и логичные высказывания (афоризмы, пословицы), скороговорка или, наоборот, замедленный темп – все это может говорить как о сиюминутном так и свойственном постоянно душевном и физическом состоянии персонажа;

В диалоге или прямой речи может быть использованы вопросительные и побудительные предложения. Задавая вопрос, герой «выдает» то, что его волнует и интересует, то, чего он не знает. Глагол в повелительном наклонении, который используется в побудительном предложении показывает намерение героя – он может просить, требовать, настаивать или приказывать ( в форме приказа часто используется неопределенная форма глагола (Встать — суд идет). 

ВНИМАНИЕ: Термином «прямая речь» обозначается единичное высказывание, включенное в текст и выделенное кавычками. Если реплики героев следуют одна за другой с красной строки и после тире – это диалог. 

Структура прямой речи и диалога разделяет собственно прямую речь и слова автора. В словах автора обязательно содержится глагол речи (сказал, крикнул, спросил, прошептал, подумал и т.п.), а также часто есть указание на манеру речи (громко сказал, растерянно прошептал и т.п.).

Характеризуя речь героя, можно использовать такие конструкции:

· Речь героя показывает, что…

· Герой использует такие слова, как…., что показывает…

· Лексика, которую использует герой, указывает… (например, на его профессию).

· Использование простых, нераспространенных предложений дает нам понять, что…

№ 5 «Мысль формирует себя без утайки во всей полноте, поэтому-то она и находит ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика*, и знаки препинания охотно ей повинуются» М.Е.Салтыков-Щедрин.

Основную часть начинаем с общего для всего блока определения:

Морфология и синтаксис — это две составные части грамматики.

Далее конкретизируем тему:

 Синтаксис – это раздел языкознания, который изучает строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи.

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения (например, родительный падеж у существительного), средства выражения грамматически х значений (например, окончание, выражающее родительный падеж у существительного), грамматические категории.

У разных частей речи разные способы отражать действительность и связываться друг с другом. Эти особенности обусловлены разными грамматическими признаками. Например, глаголы имеют постоянные грамматические признаки (или грамматические категории), такие как вид, переходность, возвратность, и переменные признаки – наклонение, время, формы лица и числа.   

Синтаксис и морфология тесно связаны друг с другом. Например, построение словосочетания (словосочетание — синтаксическая единица) основано на разных свойствах частей речи. Для того, чтобы речь была понятна и могла служить средством общения, недостаточно одного лексического значения слов. У каждой части речи – свои грамматические значения. Различают три типа словосочетаний: Согласование, управление и примыкание. В согласовании и управлении слова связаны между собой грамматически и по смыслу (т.е. лексически), а в примыкании грамматическая связь отсутствует, так как зависимое слово в этом типе словосочетаний – неизменяемая часть речи. Например, в согласовании «зеленой травы» зависимое слово – прилагательное, оно стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – женский род, единственное число, родительный падеж.

Приводим пример управления, указываем падеж зависимого слова.

Находим пример примыкания, указываем на то, что зависимое слово – неизменяемая (и какая именно) часть речи.

Если в тексте есть предложения с нарушением обычного порядка слов (подлежащее — сказуемое- дополнение – обстоятельство) можно упомянуть об этом. Нарушения порядка называется инверсией. Например: Бродили волки серые по лесу темному. Здесь для усиления выразительности сказуемое стоит перед подлежащим, а определения – после определяемых слов («волки серые» вместо «серые волки»).

 Грамматические категории – это грамматические признаки, общие для каждой части речи.

Вы должны показать, что не путаете понятия синтаксис и пунктуация.

Пунктуация применяется только на письме и делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений,что облегчает устное воспроизведение написанного. См. также материал к высказыванию №13.

* Термин «грамматика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначается законы строения и функционирования слов и предложений. Во вторых, — это особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.

В №16 есть материал по каждому знаку препинания.

В сочинении можно привести примеры из области синтаксиса, или один –синтаксис, другой – пунктуация.

Смотри материал к №№ 5, 13.

Зачем нужна пунктуация?

До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания — это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. (Высказывание Чехова звучит так: «Знаки препинания служат нотами при чтении»)

Знаки препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи, передают логику предложения, строение и связь между его частями.

Среди знаков препинания различают разделительные и выделительные. Разделительный знак препинания одиночный, а выделительные – парные.

Точка

Точка является древнейшим знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Этот знак указывает на конец предложения.

Во-вторых, точка может использоваться для создания такого выразительного средства как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.

Таким образом, точка играет в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и его смысл.

ЗАПЯТАЯ.

Один из наиболее часто употребляемых знаков препинания, наряду с точкой, запятая. Запятая может разделять между собой однородные члены, части сложного предложения. Запятыми могут выделяться обособленные члены предложения, такие как причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения.

Причастный оборот обособляется в предложении в том случае, если стоит после определяемого слова, и выделяется на письме запятыми, а в устной речи – усилением интонации и паузой. Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоит запятая, поясняется, зачем она здесь.

        ТИРЕ*.

Такой знак, как тире, может обозначать очень многое. Это один из «любимых» авторских знаков. Он указывает на продолжительную паузу и усиление интонации на следующих после него словах.     Одиночное тире в простом предложении может означать пропуск какого-то его члена. Например, между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным, тире ставится вместо нулевого глагола связки. Россия – родина слонов. В неполном предложении тире может заменять опущенный член: «Татьяна – в лес, медведь – за нею». Тире может стоять после однородных членов предложения, если за ним следует обобщающий член: Фиалки, лютики, ромашки – все эти цветы растут в нашем лесу. Тире может стоять между словами, обозначающими пространственные или временные границы: У перрона стоял поезд Москва – Рига; Оставалось проехать еще пять – семь километров.  

Еще одна важная функция тире – оформление прямой речи. Если прямая речь оформлена как диалог, тире начинает каждую новую реплику. Вот, например, в предложении (предложениях) …

В ряде случаев тире ставится между двумя частями в бессоюзном сложном предложении.   

 В бессоюзном сложном предложении тире ставится в том случае, (1) если вторая часть по смыслу противопоставлена первой (можно подставить союз А, НО): Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. В том случае, (2) если во второй части содержится следствие того, о чем говорится в первой (можно подставить ПОЭТОМУ): Поезд пришел с опозданием – мы не успели к началу праздника. В том случае, (3) когда первая часть содержит ВРЕМЯ, УСЛОВИЕ или ПРИЧИНУ того, о чем говорится во второй части (можно вставить КОГДА, ЕСЛИ); А также тогда (4), когда предложение указывает на быструю смену событий или неожиданный результат: Он прыгнул – я упал.

*Высказывания 2 и 15 посвящены конкретному разделу грамматики – синтаксису. Если еще более конкретно – способности синтаксиса обслуживать основные направления общения.

  ДВОЕТОЧИЕ**.

  Двоеточие – знак одиночный, разделительный. Знак этот сигнализирует: сейчас будет пояснение сказанного. В простом предложении двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, в этом случае можно подставить слова «а именно»: Он ужасно скучал (а именно): слонялся без дела с тоскливым выражением, зевал, плохо ел.

При оформлении прямой речи двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью. Я сказал: «Скоро осень».

В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится в том случае, (1) если вторая часть раскрывает содержание того, о чем говорилось в первой. В этом случае можно подставить слова «а именно». Везде были следы поздней осени: деревья облетели, трава пожухла и побурела, птицы не пели. Ставится двоеточие, (2) если второе предложение раскрывает причину того, о чем говорится в первом (можно вставить слова ПОТОМУ ЧТО): Пора уезжать: теплые дни больше не вернутся. (3) Вторая часть дополняет смысл первого, как правило, после слов увидел, услышал, почувствовал, подумал. (Можно вставить союз ЧТО). Пешеход в темноте остановился и услышал: где-то поблизости работает мотор.  

Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором есть нужный знак, поясняется, зачем он здесь.

          **Более подробно см. приложение №1.

КАВЫЧКИ.

     Кавычки – знак парный. Основное их назначение – выделять вставленные в текст фрагменты. При помощи кавычек выделяются цитаты, оформляется прямая речь.

Но есть у кавычек еще одна функция – они могут выделять слова, употребленные в несвойственном им значении, указывая на то, что автор сознательно использует эти слова в тексте.

Могут кавычки обозначать также иронию, когда используются слова в прямо противоположном значении. Такие «умники» могут натворить много бед.

Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоят кавычки, поясняется, зачем они здесь.

     ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Точка с запятой – знак одиночный, разделительный. По сравнению с другими знаками употребляется редко. С помощью этого знака в предложении отделяются друг от друга распространенные конструкции, выражающие законченную мысль. Кроме того, точка с запятой может показывать, что объекты или события следуют друг за другом. 

Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоит точка с запятой, поясняется, зачем она здесь. (в этом предложении точка с запятой разделяет…)

Вопросительный знак

«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.

Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.

Использование вопросительных предложений в чередовании с повествовательными или восклицательными может организовывать вопросно-ответную форму подачи материала. «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!»

Восклицательный знак

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-третьих, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.

В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!

Многоточие

Многоточие — это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот знак назывался «отточие».

Многоточие может стоять не только в конце предложения, оно может обозначать некоторую паузу заминку говорящего: «Его звали… Григорием Александровичем Печориным».

№ 17 «Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н.Шамфор (французский пис.)

Французский писатель говорит о двух сторонах человеческой речи – о самовыражении, возможности передать свою мысль другому человеку и восприятии речи другим человеком. В первом случае мысль ищет наиболее точные слова для своего выражения, а во втором от способности читателя видеть смысл каждого слова и связывать их друг с другом зависит, насколько точно он эту мысль уловит. В качестве примеров, можно приводить любое использование изобразительно-выразительных средств как синтаксических, так и лексических, вообще использование любой лингвистической единицы (например, уменьшительно-ласкательных суффиксов или др.)

№ 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» А.И.Горшков

образительно-выразительные средства

художественные приемы и средства создания литературных образов, определяющие их эмоционально-эстетическую выразительность.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Прочие ассоциативные связи: художественная форма, язык художественной литературы

«Идейное содержание произведения может получить совершенное словесное выражение только с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи, воспроизводящей выразительные предметные детали» (Г.Н. Поспелов).

«Целесообразно называть изобразительно-выразительными средствами те элементы литературного произведения, которые создают чувственно-предметные, как бы зримые, слышимые, осязаемые картины мира» (В.В. Кожинов).

№ 19** «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Б.В.Шергин

Начать с рассуждения о том, что такое речь (язык в действии), сказать о том, чем устная речь отличается от письменной, о том, что интонации и паузы в устной речи на письме приходится оформлять знаками препинания. (См. также №16 об употреблении тире, восклицательных, вопросительных знаков и т.п..

Проще всего проиллюстрировать суть этого высказывания, найдя в тесте прямую речь или диалог. (Мы не путаем синтаксис и пунктуацию, поэтому мы говорим не об оформлении на письме прямой речи. О разных тире и кавычках. Мы говорим именно о синтаксическом строении прямой речи, главное в котором разделение на собственно прямую речь и слова автора). Перенесенная на бумагу устная фраза, если мы хотим передать ее дословно, потребует оформления с помощью разграничения на собственно высказывание и комментарий к нему — слова автора. Нам придется использовать «глагол речи» и указание на того, кому принадлежат слова.

Часто автор хочет, чтобы читатель «увидел и услышал» говорящего, в этом случае слова автора будут включать характеристику того, КАК ИМЕННО сказано: понуро прошептал, радостно вскрикнул, ядовито добавил, сказал улыбаясь, или пробормотал, делая неопределенный жест рукой и т.п. Т.е. выбрать из многочисленных глаголов речи подходящий и характеризовать его с помощью наречия, деепричастия  или деепричастного оборота.
Глаголами речи принято называть глаголы, при помощи которых передаётся прямая или косвенная речь.

К сожалению, одна из бед школьников — использование глаголов речи в очень ограниченном количестве, чаще всего — «говорить», «сказать».

Между тем, глаголов речи довольно много, т.к. способов передать речь тоже существует множество (например, стилистически или семантически).

Все глаголы речи/говорения подразделяются на несколько групп, назову некоторые:

· нейтральные (лингвисты называют их «семантически недифференцированными»), просто передающие процесс речи, например: говорить, произнести, сказать,

· глаголы более широкого значения (глаголы с широкой семантикой), они не просто передают речь, но и имеют дополнительный оттенок, например: заметить, подчеркнуть, поправить,

· эмоционально окрашенные глаголы (эмотивные), например: крикнуть, проорать,

· стилистически окрашенные глаголы, например: глаголить, вещать, протрубить, прошипеть, буркнуть.

Иногда в качестве глаголов речи используются и совсем «неречевые» глаголы, например: завершить, начать (Он помолчал немного и закончил: «Вот поэтому я и просил вас не уезжать». Он вздохнул и начал: «В некотором царстве, в некотором государстве…»).

· Внутренняя речь – подумал, вспомнил, мечтал и др. Он шел и мечтал: «Поеду домой, съем тарелку супа и лягу спать…»

Здесь требуется рассуждение о свойствах и различиях устной и письменной речи.

Основную часть начинаем с общего для всего блока определения:

Синтаксис – это раздел языкознания, который изучает строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Основные потребности человеческого общения, которые обслуживает синтаксис, – получение информации, передача информации, побуждение к действию. В соответствии с этими потребностями различаются три вида предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Вопросительные предложения могут быть образованы с помощью вопросительного местоимения или местоименного наречия. А могут обходиться без него, используя в устной речи специальную вопросительную интонацию, а на письме знак вопроса в конце предложения.

 В устной речи широко используются неполные предложения. В которых значение некоторых слов может быть понятно из дополнительных невербальных средств общения: жестов, мимики и т.п.

Если зафиксировать устную речь (например, с помощью магнитофона) можно увидеть, что ее синтаксис совсем не похож на книжный. И эти различия – не ошибки, не нарушения норм. Здесь действуют свои нормы, не такие, как в книжной речи. Для диалога, например, характерно использование неполных предложений и т.п.

Можно также упомянуть об опыте такого «перенесения» устной речи на бумагу в творчестве самого Шергина. В сказе про Варвару Ивановну все повествование целиком построено на диалоге.

№ 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» И.И.Постникова (См. №№ 9, 13)

№ 21 «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (№№ 4, 6, 10) Г. Фон Габеленц

№ 23 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» Е.В.Джанджакова (№№ 7, 11, 12, 17, 18)

№ 24 «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» Г.Я.Солганик (№№ 7, 11, 12, 17, 18, 23)

№ 25 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Н.Г.Чернышевский (№№ 9, 13).

№ 26 «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах» И.Н.Горелов (См. Изобразительно-выразительные средства, многозначность слова)

№ 27 «Я понял, что человек может знать великое множество слов, совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложения. Всему этому учит нас грамматика» Исаковский (поэт) (№№№ 9, 13, 15, 25).

Здесь добавить, что мы всеми этими навыками овладеваем с детства, учась не отдельным словам, а речи.

№ 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи: единицы – звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них (из этих языковых единиц) занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу» М.В.Панов (№8)

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА – элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных единиц языка в узком смысле этого термина образуют определенные «уровни» или «этажи» языковой системы, например:

1. Фонемы – фонемный уровень, скорее всего, нам для сочинения не понадобится. 

2. Морфемы – морфемный уровень, здесь чаще всего можно говорить о разного рода суффиксах, например, уменьшительно-ласкательных – оньк – еньк – ок – к – ик – ек – чик – чек и т.д. Если речь идет о связи слов в предложении, о грамматике, то надо помнить, что грамм

  • Сочинение рассуждение на тему роль женских образов в романе гончарова обломов
  • Сочинение рассуждение на тему равнодушие слово доброе или злое
  • Сочинение рассуждение на тему равнодушие паралич души
  • Сочинение рассуждение на тему родная литература как способ познания жизни 6 класс
  • Сочинение рассуждение на тему раскаяние по тексту паустовского