Сочинение рассуждение на тему роль русского языка в мире науки и искусства

Он является официальным в многонациональной россии, где на одной территории проживают десятки разных национальностей. его использовали величайшие поэты и писатели,

Он является официальным в многонациональной России, где на одной территории проживают десятки разных национальностей. Его использовали величайшие поэты и писатели, деятели науки и искусства. Он – наследие многовековой истории, культуры, образа мышления. Мини-сочинение «Зачем изучать русский язык?» обычно пишут ученики 5 класса. О том, что стоит написать, а что лучше опустить мы поговорим далее. Также приведем три уникальных сочинения на эту тему.
Содержание:
Советы по написанию сочинения
Сочинение 1. Зачем я изучаю русский язык?
Сочинение 2. Зачем изучать русский язык?
Сочинение 3. Зачем нужно изучать русский язык?
Заключение

Советы по написанию сочинения

Мини-сочинение должно представлять собой самостоятельное рассуждение ученика с обоснованием причин, которые мотивируют его к занятиям. Задание дается не просто так. Дело в том, что ученики 5-го класса находятся в том возрасте, когда начинают задаваться вопросами. И очень важно, чтобы они понимали смысл обучения; знали, зачем они все это делают; получали мотивацию.
Причины рекомендуется упоминать в сочинении. Я учу русский язык потому, что:
Он является родным для большинства россиян.
Является официальным в России, на нем говорят представители разных народов многонациональной страны.
На нем написаны знаменитые литературные и научные произведения. Его использовали А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Бунин и многие другие писатели и поэты.
Он один из сложнейших в мире. В то же время, один из самых красивых и благозвучных.
Он необходим нам, чтобы читать, общаться, хорошо учиться, получать достойное образование.
Будет замечательно, если в сочинении вы приведете короткую цитату одного из знаменитых российских (а может быть и зарубежных) писателей, деятелей культуры, ученых.
Но будьте внимательны, используя материалы для подготовки – старайтесь написать сочинение сами. Ведь ваш преподаватель всегда поймет, писали вы сами или списали чье-то готовое творение.

Сочинение 1. Зачем я изучаю русский язык

Я – гражданин России. Русский язык является родным для меня. Именно на нем я произнес свои первые слова – «мама» и «папа». На нем разговаривают миллионы людей по всему миру – не только в России, но и за рубежом. Я хочу знать его еще лучше, чтобы грамотно писать и использовать слова, значения которых я пока не знаю.
Я знаю, что русский язык очень сложный. Один из сложнейших в мире. Но, в то же самое время, он красивый и гибкий. Мне нравится, как он звучит. Важно учить его, чтобы без труда читать художественные книги и учебники, не задаваться вопросом о значении слов. Его знание – основа моего образования.
Наша страна – многонациональная. В ней проживают десятки народов. Каждый из них говорит не только на родном, но и на русском языке. Он объединяет нас, дает возможность общаться друг с другом людям разных национальностей.
Знание русского языка помогает познакомиться с произведениями великих поэтов и писателей – А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина. Мои родители говорят, что лучше всего они звучат в оригинале, и что иностранцы, которые читают переводы, многое теряют. Я люблю читать, и мне нравится, что я могу познакомиться с любыми произведениями русских поэтов и писателей.
Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ
Перейти на сайт школы
Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.
Перейти на сайт школы
Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.
Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок
Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.
Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок
Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.
Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок
Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.
Перейти на сайт школы
Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.
Перейти на сайт школы – Бесплатная регистрация
Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Сочинение 2. Зачем изучать русский язык

Мы живем в самой большой стране в мире. Русский язык – официальный в России. На нем говорят все народы нашей многонациональной страны. Поэтому он очень важен для нас как главное средство общения. Но на нем говорят и за пределами России – например, в странах СНГ. В будущем я хочу много путешествовать и рад, что смогу поехать во многие страны мира, и живущие в них люди будут понимать меня.
Однажды я прочитал цитату К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Я согласен с этим выражением. Я люблю свою Родину и люблю русский язык. Он кажется мне благозвучным, гибким и богатым.
Важно учить его, чтобы говорить и писать грамотно. Мы не пишем письма, как наши мамы и папы. Но мы пишем одноклассникам и друзьям сообщения в социальных сетях. Мы много общаемся письменно. Я хочу всегда писать грамотно, чтобы не казаться другим ребятам необразованным.
Русский язык был родным для великих писателей, поэтов и ученых. На нем писал А. Пушкин, И. Бунин, Ф. Тютчев, М. Лермонтов и многие другие. На нем написано очень много хороших книг, стихов и научных трудов. Мне нравится читать и я рад, что в моей стране родилось так много писателей, которые стали известны во всем мире.

Сочинение 3. Зачем нужно изучать русский язык

Во-первых, потому что я – гражданин России, это официальный язык в нашей многонациональной стране. На нем говорят люди разных национальностей, которые живут в разных регионах. Он объединяет нас, помогает общаться.
Во-вторых, потому что на нем говорят миллионы людей из других стран мира. Я знаю, что в основном это страны СНГ. Но многие русские живут и в совсем далеких странах. Например, в США. Мне нравится путешествовать и я очень рад, что смогу говорить с другими людьми, посещая многие страны мира.
В-третьих, это родной язык великих писателей и поэтов. На нем писали А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, Л. Толстой и многие другие. В-четвертых, потому что я не смогу получить хорошее образование без знания русского языка. Я обязательно буду сдавать его после 11-го класса и мне бы хотелось написать ЕГЭ на 100 баллов.
В-пятых, мне нравится, как он звучит, как много в нем слов, которыми мы можем выразить свои чувства и всё, что нас окружает. Я бы хотел знать значение каждого слова, чтобы моя речь была богатой и грамотной. Без знаний мне будет сложно общаться с друзьями, читать книги и сдавать экзамены. Поэтому они так важны для меня.

Заключение

Используйте примеры сочинений как источники информации, но не переписывайте их. Учитель хорошо знает, как вы пишите, и всегда поймет, сделали ли вы работу сами или списали чужой вариант. Постарайтесь понять причины, которые мотивируют вас учиться и расскажите о них. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Не стоит указывать на других людей и тем более кого-то упрекать отсутствием грамотности и достаточных знаний. Говорите только о себе.

Сочинение.
Чацкий — образ «нового человека» в комедии «Горе от Ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Мы, как и наши отцы и деды, восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума», блеском языка, поразительно ярким изображением быта и нравов, реалистической точностью образов Грибоедова.
В комедии показана борьба нового со старым, которая разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, Грибоедов показал ее в своей комедии с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам.
В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова — друга его покойного отца. Чацкий не только умный, но и развитый человек, с чувством, или как его рекомендует горничная Лиза:
Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!
В «Горе от ума» все гости Фамусова рабски копируют обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде почти каждого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанъя;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и Примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Чацкий пламенно любит родину, но не государство царей, помещиков и чиновников, а Россию народную, с ее могучими силами, заветными преданиями, умом и трудолюбием. Эта подлинная любовь к родине обернулась горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа — социальному, политическому, духовному.
Дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство, а Чацкий — искренний, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение:
Не эти ли грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?
Фамусов пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно. А главное — поди-тка послужи». Чацкий презирает людей, готовых
У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок.
Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным», поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к Софье. Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».
Ах, тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет!
А. А. Чацкий серьезно готовится к общественной деятельности. «Он славно пишет, переводит», — говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме. Он путешествовал, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся. Нетрудно догадаться, почему: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».
Одно из главных отличительных свойств Чацкого — полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в себя и свои возможности. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.
Чацкий — единственный зримо действующий положительный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать исключительным и одиноким. Мыслитель, борец-декабрист и романтик соединяются в нем, как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни. У него есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря внесцениче-ским персонажам (тем, о которых говорится в пьесе, но которые прямо не заняты в действии). Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Ту-гоуховской, «упражняются в расколах и безверье», это «безум-
ные люди», склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, «химик и ботаник».
Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть. А. И. Герцен писал о Чацком: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования, преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это — декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю…»
Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в настоящее и будущее, и отметающей со своего пути все старое, отжившее.
.

novstudent.ru | 25.09.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Особенности
работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2021

                                                                                  
Мастер – класс подготовила

                                                                                   
учитель русского языка и литературы

                                                                                   
МБОУ СШ № 10

                                      
                                              Арсентьева Ирина Ивановна    

Цель:
организовать деятельность участников мастер-класса в умении выявлять
проблему текста, поднятую автором, комментировать ее.

Оборудование:

для
учителя:

-компьютер
с программой Power Point;

-текст
произведения для анализа.

для
участников:

-тексты
произведения.

Уважаемые коллеги!

(Слайд№2) Важная
задача учителя — увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует
чего-то нового, интересного. Моим кредо являются слова Константина 
Дмитриевича  Ушинского: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и
совершенствоваться — вот единственный курс учительской жизни».

Сегодня
вашему вниманию я представляю мастер-класс «Особенности работы с текстом при
написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2019», где в основе сочинения не
только эрудиция, но и точность понимания текста и убедительность рассуждений.

(3) Требования к написанию сочинения на
основе предложенного текста в 2020 -2021 г. претерпели некоторые изменения. Критерии
оценивания  в 2021 стали более подробными и точными, что позволит четче понять,
что требуется от выпускника при написании сочинения.

Сравним
формулировки задания 27.

2020
год.

(ВЫДЕЛЕНЫ
отличия).

27.Напишите сочинение
по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного
текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение
каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного
текста 
(согласие или
несогласие)
 и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.

 2021
год.

27.Напишите
сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных
автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного
текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к
каждому примеру -иллюстрации.

Укажите смысловую связь
между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Важно научить учащихся анализировать
текст, вести «диалог» с автором, не только находить важные для понимания
проблемы участки текста, но и правильно их связывать между собой, пояснять и
находить смысловую связь между ними.

Изменения, в первую очередь, породили
вопросы у учителей.

1.    
Как помочь
ребятам, сориентировать на новые критерии оценки сочинения, являющегося
заданием повышенного уровня сложности?

2.    
С помощью
каких методов и приемов сформировать правильное понимание структуры сочинения?

3.    
Как выработать
устойчивый навык лингвистического анализа текста?

Поиск ответов на эти вопросы заставил
меня 

ü изучить множество рекомендаций по
подготовке к ЕГЭ Цыбулько И.П., Н.А.Сениной, методические
наработки учителя Суязовой И.А;

ü прослушать вебинары:

Ø «Особенности подготовки к сочинению в
ЕГЭ по русскому языку в 2021 году» Дины Ивановны Архаровой (доцента
кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», кандидата филологических
наук, автора множества учебных пособий по развитию письменной речи и подготовке
к ЕГЭ) 

Ø «Сочинение на ЕГЭ 2021. Шесть вебинаров
с Андреем Нарушевичем.
Практический курс.» (Нарушевич Андрей Георгиевич,
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и
литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова)

И тем, что взяла для своей работы из
различных источников по подготовке к написанию сочинения, хочу сегодня
поделиться, особо остановившись на комментарии авторского текста.

(4)
Жанр сочинения, которое учащимся предстоит создать на ЕГЭ по русскому языку,
можно было бы обозначить как рассуждение по поводу чужого текста. Проверяется
сочинение по 12-ти критериям:

№ критерия

К1

К2

К3

К4

К5

К6

К7

К8

К9

К10

К11

К12

Баллы

1

6

1

1

2

2

3

3

2

2

1

1

ИЗМЕНЕНИЯ коснулись критерия 2.

Если в 2020 году за аргументы ученик мог получить высший
балл- 5, то в 2021 высший балл по К 2 – 6!

В итоге увеличилось и общее количество
первичных баллов с 58 до 59.

На что нужно обратить внимание при
написании сочинения, чтобы за аргументы получить 6 баллов?

  • Примеров-аргументов из текста должно быть
    по-прежнему
  • Необходимо пояснить каждый аргумент.
  • ВНИМАНИЕ! Если в 2020
    году нужно было лишь указать на смысловую связь аргументов, то
    в 2021 необходимо эту связь ещё и проанализировать, иначе
    можно потерять 1 балл.
  • Не должно быть фактических ошибок в понимании
    текста и в комментариях.

За что в сочинении можно потерять баллы по
К-2 (то есть в аргументах из текста?)

  • если не приведены примеры-
    иллюстрации из текста;
  • если пояснение дано только к одному
    аргументу (или вообще нет пояснений)
    ;
  • если проанализирована, но не указана (или
    указана неверно) смысловая связь между аргументами;
  • если указана, но не проанализирована смысловая
    связь между аргументами;
  • если есть фактические ошибки в понимании текста;
  • если позиция автора исходного
    текста сформулирована неверно;
  • если отношение (согласие или несогласие с автором
    текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано, не
    обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме.
  • если допущены ошибки в речевом оформлении;
  • если допущены орфографические, пунктуационные,
    грамматические и речевые ошибки;
  • если не соблюдены этические нормы

Итого, максимально за сочинение можно
получить 25 первичных балла (из 59-и возможных за весь тест). Это много,
поэтому стоит отнестись к работе над ним серьезно!

Объем сочинения невелик: нижняя граница,
обозначенная в инструкции, — не менее 150 слов (оговорюсь, что те, кто
претендует на высокие баллы, не должны ориентироваться на этот объем), верхнюю
границу подсказывает здравый смысл — 250 — 300 слов, иначе есть риск не
уложиться в отведенное время, не успеть как следует проверить, отредактировать
и переписать в чистовик свою работу.

image001(6)
Обучающиеся  должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании
сочинения. Для этого в самом начале необходимо  повторить план написания
сочинения.

КОМПОЗИЦИЯ
СОЧИНЕНИЯ

Вывод(7)

 Большинство выпускников
придерживается данного порядка расположе­ния структурных частей, большинство
учителей их этому учит, большин­ство экспертов ожидает подобных работ, проверяя
их быстро («на потоке»).

ПОЭТОМУ! Если
ребята все же решаются нарушить эту последовательность, то рискуют потерять
баллы по критерию №5.

(8)
Итак, с
чего начинать работу с текстом? Напоминаю
алгоритм работы по выявлению проблемы.

1.    
Перед прочтением текста ознакомьтесь с
информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни
писателя и избежать фактических ошибок.

2.    
Внимательно прочитайте текст, выделите в нем   ключевые слова: потренируйте способность медленно,
вдумчиво читать, прокомментируйте прочитанное, делая пометки.

3.    
Определите основную мысль, то есть позицию
автора (ЗАЧЕМ написан текст? Писатель хочет донести до читателя мысль о
том, что…
).

4.    
Запишите свой ответ в виде законченного
предложения (например, …
к
людям, попавшим в беду, нужно относиться со вниманием и заботой
).

5.    
Определите, на какой вопрос отвечает это
предложение (например, Каким должно быть отношение к человеку, который
пережил потерю близких?).

6.    
Запишите этот вопрос, который и будет
проблемой текста.

!
Не забывайте:
проблема – это сложный теоретический
или практический вопрос, требующий решения, исследования. И если проблема – это
вопрос,  то позиция автора – это ответ.

(9)
Ребята читают текст про себя, обдумывают его, формулируют и записывают
получившееся предложение-утверждение, затем на его основе формулируют
проблемный вопрос и записывают его на листочках. (3-5 мин.)

Давайте и мы
прочитаем текст
Львова Сергея
Львовича (5 мин.)

      (1)
Сострадание – активный помощник. (2) Но как быть с теми, кто не видит, не
слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими
они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой,
впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от
равнодушия, и самим равнодушным? (5) С самого детства воспитывать – прежде
всего самого себя — так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь
тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не
считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам
сентиментальностью. 8 (7) Сочувствие – великая человеческая способность и
потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или
тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант
доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее,
чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них,
как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают
окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не
поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной
позиции. (14) Равнодушным кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены
броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это
им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как
аукнется, так и откликнется! (18)

    На мою долю
недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко
появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной
необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не
только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в
них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что
человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не
сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней.
(23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость,
равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26)
Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием

     (28) Одно
из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не
остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К
тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на
помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем
человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности. (С.Л.Львов*)

 *Львов Сергей
Львович (1922-1981) — прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей
о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской
литературы.

(10)
Через пять минут после прочтения текста листочки собираю, и ребятам предлагаю
роль эксперта (прием «Эксперт»). (Конечно, не все справляются с
этой работой быстро.) Их формулировки разбавляю своими заготовками.  За
правильно определенную проблему текста можно получить заветный 1 балл.

(11)
Давайте и мы оценим формулировку проблем по тексту
Львова

ОЦЕНИТЕ
ФОРМУЛИРОВКУ ПРОБЛЕМЫ

(1 БАЛЛ /0 БАЛЛОВ)

 Проблема
воспитания сострадания

 Проблема
способности человека к сочувствию

Что
такое сострадание? Какова его роль в жизни человека?  Над этой проблемой
заставляет задуматься  С. Львов.

Проблема
взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку

Как
влияет на жизнь человека способность сочувствовать и отсутствие у него такой
способности?

С.
Львов поднимает проблему милосердия и доброты.

(17)
Оценивая, ребята еще и еще раз обращаются к тексту, аргументируют, почему дали
или не дали балл.

(18)
Следующий этап – это работа над комментарием к сформулированной проблеме
исходного текста, успешное написание которого гарантирует «заветные 6 баллов»…
К тому же комментарий по структуре очень похож на сочинение 9.2 ОГЭ. Это делает
его понятнее учащимся.

(19)
Что такое комментарий?
КОММЕНТАРИЙ
– это пояснительные замечания по поводу сформулированной проблемы текста.

Обращаю внимание
на важность соблюдения логики комментирования.

image003

Ведь комментарий
должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской
позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно
он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому
выводу.

(20)
И опять обращаемся к формулировке  задания 27:

Сформулируйте
одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте
сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного
текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к
каждому примеру -иллюстрации.

Укажите смысловую связь
между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.

И
критериям оценивания К2:

Приведено не менее 2
примеров-иллюстраций
 из прочитанного текста, важных для понимания
сформулированной проблемы.

Дано пояснение к
каждому из примеров
-иллюстраций.

Указана и
проанализирована смысловая связь
 между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с
пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

6 баллов

image004(21)

(22)
У каждого учащегося есть сведенная в таблицу подсказка.

ЕГЭ
сочинение.  Комментарий состоит из 5 элементов 

1. Довод-утверждение + пример-иллюстрация
(исходный текст). 

2. Пояснение (мысли самого ученика по
поводу примера-иллюстрации). 

3. Довод-утверждение + второй
пример-иллюстрация
(исходный текст). 

4. Пояснение (мысли самого ученика по
поводу примера-иллюстрации). 

5. Смысловая связь между
примерами-иллюстрациями. 

(23)
На первых порах работы предлагала учащимся воспользоваться приемом
«Расцветим комментарий».
Многим он стал близок. Это помогает им
самим видеть структуру комментария.

(Слайд№24)

Каким должен быть
командир? Какие личностные качества помогают стать настоящим командиром?
Именно этими вопросами задается  К.М. Симонов в предложенном для анализа
тексте.

Автор, ставя проблему
важности личностных качеств командира, рассказывает человеке, под чьим
руководством  артиллеристы героически
сопротивлялись немцам: о человеке, «который с
боями довел от Бреста до этого заднепровского леса, все, что осталось от его
дивизиона: пять бойцов и пушку с последним снарядом».
Действительно, вера командира в победу, любовь к
своей Отчизне давали силу выстоять, выжить и бить врага этим пяти усталым,
голодным ребятам даже после гибели его.

Этому человеку противопоставлен комбриг Серпилин,
испытывающий   угрызения совести  : «А мы вот
ни одного не переправили».
В утрате
орудий Серпилин винит только себя и восхищается командиром, за которым
«солдаты идут в огонь и в воду», «чьи приказания выполняют и после смерти».

Позиция автора
прослеживается чётко. Настоящий командир должен быть человеком, способным
повести за собой людей, таким, за которого солдаты готовы пожертвовать своей
жизнью. 

 (Стелиос А.)

Я прочитал интересный текст Г. Х. Андерсена о
гордом чайнике, жизнь которого волей случая изменилась. Автор текста,
размышляя о философской проблеме смысла жизни, задаётся вопросом, что
помогает человеку обрести цель в жизни?

Герой текста в пору «беспечальной юности»
возгордился своими внешними данными, ощущая себя королём «всего чайного
стола»
: «только я
истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества».
Троекратным «я» Андерсен подчёркивает упоение своей
значимостью фарфорового чайника.

Это время юности чайника автор противопоставляет
отрезку  жизни, последовавшему за трагической случайностью: «тонкая изящная
рука» уронила его, и он лишился всего, чем гордился. Казалось, что герой
потерял смысл жизни.
Но судьба улыбнулась ему в виде цветочной
луковицы, что посадили в него:
«луковица
лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого
прежде во мне никогда не было»
. Цветком, украсившим чайник, все начали
восхищаться. Герой текста понял, что радоваться
за других, забывая себя, — большое удовольствие, а чувство гордости, которое
он так часто демонстрировал, не сравниться с чувством радости за других.

 Позиция
автора прослеживается чётко. Он убеждён в том, что смысл жизни человека
заключается в том, чтобы дарить другим тепло, любовь, заботу. Это помогает
быть счастливым.

(Даниил
Б.)

Искусство…
Каково его значение в жизни рядового человека? Какой отпечаток оно оставляет
в душе соприкоснувшегося с театром ли, с музыкой ли или литературным
шедевром? Над этими вопросами размышляет А.П.Чехов в предложенном для анализа
тексте, ставя проблему влияния искусства на человека.

Писатель
говорит о том,  шестнадцатилетняя девушка Надя после просмотра в театре
«Евгения Онегина», очарованная образом Татьяны, садится писать письмо
влюбленному в нее офицеру Горному, следуя примеру пушкинской героини: «Я люблю вас… но вы не любите, не любите!» Но написав эти строчки, Надя старается отыскать эти чувства в себе и не находит. Чехов
подчеркивает это предложением «Написала и
засмеялась».
  Засмеялась, так как почувствовала,
что в ее жизни еще не было любви, а значит, не было и душевной боли, метаний.

К тому же
Надя вспомнила, при каких обстоятельствах молодой человек, очень тонко чувствовавший музыку,  признался
ей в любви: « … в симфоническом собрании и
потом внизу около вешалок, когда со всех сторон дул сквозной ветер»
. Автор
подводит нас к мысли,
что искусство
повлияло  и на офицера Горного:
ведь иначе он более тщательно продумал
бы, как и где признаться любимой в своих чувствах. А истинно влюбленная
девушка не заметила бы сквозняка…

Сопоставляя порывы молодых людей,
соприкоснувшихся с прекрасным, Чехов показывает, что каждый из них
хочет что-то поменять в своей жизни.

Позиция
автора прослеживается четко: под влиянием искусства у человека разыгрывается
воображение, способствующее возникновению  романтических переживаний. К тому
же героиня под воздействием искусства получает возможность разобраться в себе
и своих чувствах.

(Павел
А.)

  Я прочитала  интересный текст
Сергея Алексеевича Воронина «Стук в полночь», в котором автор задается важным
в современном мире вопросом: как
слова влияют на нашу жизнь?

Писатель раскрывает
проблему необдуманного обращения со словом при помощи противопоставления
жизни героев текста до ночи со стуком в дверь и после неё.

Болезнь ребенка
заставляет семью поселиться в  заповедном уголке природы, очаровывавшем своей
первозданностью. Удаленность от
людей («ни души вокруг») и  улучшение здоровья дочери ( «перестала кашлять…
окрепла») превращают «эту глушь» в райское место:
«даже не
верилось в такое счастье».
Действительно,
семью в этом домике у озера ничто не тревожило, всюду  царили покой и
гармония.

Но однажды все изменилось. Ночью к ним стучится заплутавший рыбак, который,
несмотря на доверчивость и добросердечность хозяев,  неосторожно брошенными
грубыми словами «Я бы никогда не пустил чужого…пустишь, а он всю семью
перережет» нарушает душевную гармонию домочадцев:
 
они  «стали прислушиваться к каждому шороху, ночью
боялись малейшего треска».
После
разговора с незнакомцем рассказчик и его жена
стали
видеть нечто страшное и зловещее там, где раньше царило умиротворение.
Так кончилось «беспечальное
житье», и семья покинула «райский уголок».

Позиция автора ясна: слова
имеют большую силу, и обращаться с  ними  нужно обдуманно бережно, помня, что
нанесенные  недобрыми словами душевные раны заживают долго.

(Вероника Е.)

(28)
Разбирая на уроках сложные тексты, обучающимся «группы риска» я предлагаю
работу  с использованием приемов

ü «Волшебные
ножницы» (
нужно разрезать лист с комментарием
на пять элементов: элемент 1 — пример-иллюстрация 1, элемент 2 — пояснение,
элемент 3 — пример-иллюстрация 2, элемент 4 – пояснение, элемент 5  – смысловая
связь),     

ü «Умная
пятёрка»
(после написания комментария расставить
цифры, обозначающие пять элементов комментария: пример-иллюстрация + пояснение
+пример-иллюстрация + пояснение + смысловая связь).

                (29)
А чтобы учащимся легко было понять, почувствовать структуру комментария,
применяю одни из самых полюбившихся им приемов «Эксперт»
(предлагаю ученикам оценить по критериям работу другого ученика)  или приём
«Поспорим с экспертом»
(проверить работу эксперта и согласиться//не
согласиться с выставленными баллами). В итоге ребята, обосновав свое мнение, с
удовольствием причисляют себя то ли к группе экспертов-«мамочек», то ли к
группе экспертов-«волков»( формулировка А.Г.Нарушевича).

(30)
Давайте и мы с вами постараемся оценить фрагменты сочинений по прочитанному уже
тексту.

Фрагменты
сочинений для оценивания комментария

                          
Сочинение 1

Как
влияет на жизнь человека способность к сочувствию и отсутствие у него такой
способности?
На эти вопросы отвечает Сергей Львович
Львов, поднимая проблему способности человека к сочувствию.           Размышляя
над данной проблемой,
прозаик даёт определение
слову, с которого начинает рассуждение: «сострадание – активный помощник».
Автор
дает нам понять, что каждый из нас должен сострадать, должен приходить на
помощь к тому, кто нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на
помощь, не ожидая зова.
Далее Сергей Львович
уточняет определение, говоря: «Сочувствие – великая человеческая способность и
потребность, благо и долг».
По
мнению писателя, людям, которые испытывают это чувство, живётся труднее и
беспокойнее, чем бесчувственным, но зато их совесть «остаётся чиста» при любых
жизненных обстоятельствах.
Данные мысли критика свидетельствуют
о том, что сострадание — это не только великое «благо», но ещё и «долг»,
ответственность, которую человек будет нести на протяжении всей жизни
.
(Полина К., 11 класс)

ü 1

ü 2

ü 3

ü 4

ü 5

Ʃ      6

                               
Сочинение 2

Что
такое сострадание? Какова его роль в жизни человека? Именно на эти вопросы
отвечает Сергей Львович Львов, поднимая проблему воспитания сострадания.

Автор, стараясь найти точное определение слову «сострадание», пишет, что
способность
чутко относиться к чужой боли нельзя считать «чуждой … сентиментальностью».
Сострадание
для него – «активный помощник», «одно из самых важных человеческих чувств».
Сергей
Львович называет сострадание «великой человеческой способностью и потребностью,
благом и долгом».
Так
прозаик, подбирая разные толкования одного и того же понятия, даёт точное
определение этому слову. По его мнению, у людей, «воспитавших в себе талант
доброты … совесть чиста».
Использованные два
примера-иллюстрации позволяют понять, что сострадание – это  готовность
разделить горе ближнего, это великий дар, который нужно нести с гордостью.
Человечество держится на тех, кто даёт своему чувству сострадания раскрыться.
(Ксения
К.,, 11 класс)

ü 1

ü 2

ü 3

ü 4

ü 5

Ʃ      6

                                
Сочинение 3

Сочувствие
и сострадание… Данные слова, к сожалению, уже давно в современном обществе
потеряли смысл и стали признаками слабости человека, мешающими ему жить.
Причина этого в том, что люди начали всё больше заботиться лишь о себе, не
обращая внимания на других. Поэтому
равнодушие
ко всему окружающему становится общественной нравственной проблемой. Именно об
этом и пишет С.Л.Львов, поднимая проблему сострадания в человеке.

Своё
рассуждение над данной проблемой автор начинает со слова «сострадание». Он
понимает его по-своему и говорит о том, что
сострадание
– это «великая человеческая способность и потребность», которую нужно
воспитывать в себе для того, чтобы «отзываться на чужую беду и спешить на
помощь тому, кто в беде
». Данные мысли писателя
очень важны для раскрытия поднятой проблемы: человеку с самого детства следует
воспитывать в себе сострадание, чтобы не быть равнодушным и бесчувственным к
чужим проблемам и сохранить в себе искорку человечности.
Чтобы
подтвердить понятие слова «сострадание», прозаик приводит в пример знакомство с
врачом, который «нередко появляется в своем отделении… не по экстренной
необходимости, а по душевной потребности».
Жизненный
опыт показал ему, что «человек, который никому никогда не сочувствовал, …
очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней.
Таким
образом, аргументы, приведённые публицистом, помогают определить значение слова
«сострадание» и понять, что людям, относящимся ко всем с безразличием, живётся
гораздо проще, поскольку их не заботит ничто, кроме собственного благополучия.

ü 1

ü 2

ü 3

ü 4

ü 5

Ʃ      6

Рамки нашей работы ограничены, поэтому я
поделилась своим видением  работы с текстом только на этапах  определения
проблемного вопроса и комментария как структурных элементов
сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ-2021. Надеюсь, вам было интересно. Спасибо
за внимание.

Сочинение Что такое Жизненный опыт 15.3 9 класс ОГЭ

Вся жизнь человека представляет собой череду разных событий – от счастливых моментов до грустных. Но проживание каждого из них дает нам собственный опыт. Все, что происходило с человеком с момента рождения, со временем накапливается, осознается, анализируется самим собой. Но в любом случае представляет историю жизненного пути.

Накопленный со временем жизненный опыт имеет большое значение в судьбе человека. Прежде всего, это связано с тем, что рассуждения на эту тему возвращают в мыслях к собственному поведению, заставляя проанализировать от начала до конца. У нас появляется возможность исправить ошибки, совершенные ранее на основе своего опыта. Это может касаться любой бытовой ситуации, например, связанной с невыполнением домашнего задания. После полученной в школе двойки ученик постарается на основе полученного горького опыта приготовиться к уроку в следующий раз. Ошибка, также как и очередная удача, является составляющей судеб людей.

Опыт вносит в жизнь новые ощущения. Если происходящее в прошлом имеет положительные моменты, то на любом этапе дальнейшей жизни будет приятно обращаться к воспоминаниям, получая хорошее настроение и дополнительный заряд энергии. Время, проведенное счастливо в отпуске, хочется повторить вновь и вновь. К сожалению, действия, которые оставляют после себя негативные последствия, крепче держатся в памяти, сохраняясь иногда на всю жизнь. Подобный опыт может помочь в дальнейшем избежать потери, обиды.

Главный герой рассказа В. Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев в очередной разведке оказывается в плену у немцев. В следующий раз он становится гораздо осмотрительнее, получив подобный жизненный опыт, который чуть не привел его к гибели. Это неизбежно, так как каждый день складывается из приятных мгновений и грустных событий.

Таким образом, у каждого человека независимо от его возраста, интересов, взаимоотношений с окружающими людьми, есть свой опыт. Это те события, эмоции, которые пережиты, остались за плечами. Они в совокупности дают возможность сделать правильные выводы в будущем, избежать ошибочных решений, преодолеть препятствия. В любом случае человек должен всегда позитивно смотреть на жизнь, не бояться трудностей, а приобретая жизненный опыт (не важно, положительный или отрицательный) радоваться, что в будущем появляется возможность исправить собственными руками.

2 вариант

Жизненным опытом можно назвать все те вещи, что мы уже пережили, и из-за которых поменяли свое мировоззрение. Например, пережитые нами события, чувства, эмоции или встреченные люди – все влияет на формирование нашего характера, склада ума и поведения.

В течение жизни меняется многое. Постоянно происходят какие-то события, встречаются и уходят люди, появляется свое мнение о разных вещах.

Я считаю, что любой жизненный опыт всегда полезен. Хороший опыт, например, оставляет приятные воспоминания на всю жизнь, а плохой – показывает, чего стоит остерегаться. Чем больше у человека опыта, тем больше вероятность того, что в дальнейшем, основываясь на полученных впечатлениях и знаниях, его жизнь будет счастливей и продуманней.

Но бывает и так, что жизненный опыт негативно влияет на дальнейшую жизнь человека. Об этом как раз говорит мудрая пословица – «обжегшись на молоке, будешь дуть на воду». Это объясняется тем, что иногда плохие воспоминания тянут нас вниз, не дают становиться лучше. Человек как будто застревает на одном месте, не желая отпустить прошлое и забыть о плохом. В каком-то смысле это даже к лучшему – теперь он стал осторожнее, аккуратнее. Но в то же время ему теперь не будет хватать решительности делать что-то новое, испытывать новые ощущения.

Вспомним еще одну пословицу. Она говорит «на ошибках учатся». Это правда, ведь любая ошибка – повод стать лучше, исправиться в чем-то. Разве не в этом цель плохого жизненного опыта?

В жизни может многое казаться сложным, трудным, даже невыносимым. Это не значит, что следует сдаваться. Если смотреть на жизнь с оптимизмом и верить в свои силы и возможности, то мир будет не таким уж беспросветным.

Например, в книгах и фильмах часто прославляется образ героя, который никогда не сдается. Такой главный герой всегда нравится большинству зрителей и читателей. Вообще, если задуматься, то, конечно, бывают люди, которым нравятся злодеи или персонажи второго плана. Но если посмотреть внимательнее, то все равно в итоге обнаружится, что и такие любимчики обладают той несгибаемостью воли, и продолжают идти вперед, несмотря ни на что.

Как итог, жизненный опыт, конечно, важная часть нашей жизни, но гораздо важнее – учиться на своих ошибках и ни за что не сдаваться, стремясь к новому и неизведанному!

Сочинение Жизненный опыт человека 9 класс

Жизненный опыт человека определяется не только прожитыми годами, но и количеством событий, пережитым им. В данное понятие входят знания и навыки, приобретенные человеком на протяжении его жизни.

Часто бывает, что у молодого человека богаче жизненный опыт, чем у пожилого. Если люди живут в тяжёлых условиях и им приходится постоянно встречать на своём пути преграды, они находят все новые и новые пути их преодоления. Данные обстоятельства делают их опытнее. Они могут находить выход из любой ситуации и даже способны давать советы другим. В тоже время, люди, прожившие всю свою жизнь в «тепличных условиях», не получат никогда богатого жизненного опыта.

Чтобы получить обширный жизненный опыт, необходимо учиться всему на своих ошибках. Человек способен противостоять всем сложностям, которые встречаются ему, лишь имея много знаний и умений. По этой причине так важно получить образование. Человек, который обладает большим объёмом знаний, может легче решать свои проблемы и справляться с трудностями.

Чтобы меньше набивать шишек, приобретая жизненный опыт, можно воспользоваться знаниями других: родителей, учителей, литературных героев. Читая книги, которые повествуют о нелёгкой судьбе человека и о том, как он смог выжить, появляется прекрасная возможность взять что-то полезное для себя. Фильмы тоже могут помочь в этом. Просто необходимо с умом выбирать материал.

Человек, получив знания, должен их переработать. Если всё пройдёт удачно, то он станет умнее и опытнее. Мудрым стать очень сложно, просто человек должен многое пережить и ещё больше изучить. Умный человек всегда анализирует полученную информацию и пережитые им события, делая при этом необходимые выводы.

Посещение специальных тренингов и психологов также направлено на то, чтобы человек смог разобраться в себе и сделать правильные выводы. Общее развитие человека играет огромную роль в формировании жизненного опыта. Путешествия, поездки, посещения музеев и картинных галерей помогают в этом. Познакомившись с культурой и обычаями других стран, человек узнает много нового и полезного. Жизненный опыт людей другой национальности часто может быть очень полезным для своего саморазвития.

Таким образом, очень важно стремиться к получению богатого жизненного опыта. Он поможет человеку прожить жизнь легче и стать неплохим советчиком для других людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое Жизненный опыт

Популярные сегодня темы

«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»

Наконец-то пришло воскресенье! Этот день я всегда жду с особым трепетом. В течение недели все члены семьи заняты делами, но в выходной мы обязательно собираемся вместе. Дружные походы куда-нибудь стали неизменной традицией

Жили на даче в маленьком доме рядом с лесом. Родители ушли в гости. Наступил вечер. Как послушные мальчики, с приходом темноты стали самостоятельно умываться

В те давние времена великодушие было самым главным поступком, этому подражали, про это пели песни, сочиняли стихи. И это было вполне допустимо. А в нашем современном обществе великодушие считается какой-то слабостью или дуростью.

Многие знакомы с популярным рассказом Антона Павловича Чехова «Крыжовник». На примере главного персонажа, автор показывает худший способ жизни, в котором нет места счастью. Он жаждет рассказат

Сочинение-рассуждение на тему «жизненный опыт»

Сочинение-рассуждение на тему "жизненный опыт"

Сочинение

Жизненному опыту всегда придавалось особое значение в нашем обществе. Недаром с древних времен убелённые сединой пожилые люди обладали авторитетом и пользовались уважением среди остальных людей. Именно к ним шли за советом в непонятной ситуации: больше прожили, больше знают, смогут успокоить и дать нужный совет, если возникли непредвиденные сложности. В нашей культуре тоже с малых лет учат уважать старших. Действительно ли так важен опыт в жизни и как он отражается на формировании нашей личности?

Над этим вопросом задумывались величайшие умы человечества: психологи, философы, выдающиеся ученые. Известный философ Иммануил Кант даже посвятил ему свой знаменитый труд «Критика чистого разума». «Чистый» в этом контексте означает свободный от опыта. Центральной проблемой книги является способность разума познавать в отрыве от того, что мы получаем через свой опыт.

Произведение написано непростым языком, изобилующим философскими терминами, но автор уделяет внимание свойствам нашей психики, что не может не быть интересным и захватывающим. Именно разум, то, чем обладает только человек, способен к знанию вне опыта-так называемому априорному знанию. Так, такая наука как математика является наукой чистого разума, за что часто ее критикуют за оторванность от жизненных реалий. Однако в следующей работе философ исследует уже практический разум, затрагивая этические проблемы.

Получение опытных знаний не отменяет возможность действия рассудка. Именно осознание опыта дает возможность заставить его работать в свою пользу. Именно про такие случаи и говорят, что опыт делает человека мудрее. Тогда опыт, каким бы он ни был, становится мощным стимулом к развитию личности. Помимо этого, личность человека закаляется, проходя через горнило различных жизненных обстоятельств, в нас формируется внутренний «стержень», помогая быть устойчивым и невозмутимым в отношении к событиям в обществе.

В целом опыт можно определить как позитивное явление, способствующее нашей адаптации и гибкости. Но тут важное значение приобретает личность человека и ее индивидуальность. Ведь на одно и то же событие у людей может быть диаметральная реакция. Иногда в ответ на некий опыт человек не ассимилирует его в свой багаж, а вступает с ним в конфликт. Отсюда берут свои корни различное психологическое неблагополучие: неврозы, депрессии, агрессия.

Взаимодействие с себе подобными является для нас, людей, очень важным аспектом нашей жизни. Действительно, сейчас без коммуникации нельзя успешно реализовываться в современном обществе. Поэтому важно упомянуть такое понятие, как опыт коммуникативный. Известный психолог Леонтьев определял коммуникацию как установление контактов между людьми посредством обмена информацией.

Ребенок начинает получать коммуникативный опыт с чужими людьми в раннем детстве, еще в детском саду или в школе, до этого роль социума играет его семья. И эти ранние события способны отразиться на личности ребенка и на его дальнейшей модели поведения в обществе,ведь именно в юношеском возрасте происходит становление личности.

Любой фактор может сыграть решающую роль в формировании тех или иных черт, гипертрофировать природные черты. Так, широко известно, что дети и подростки, подвергшиеся травле и нападкам со стороны сверстников, часто во взрослой жизни страдают от депрессии и имеют значительные проблемы с социализацией. Это, в свою очередь, отражается на качестве жизни человека, его успеху и самореализации.

Таким образом, жизненный опыт в своем многообразии-важная и необходимая составляющая нашего развития. Даже если эта составляющая имеет негативный характер, она способствует нашему росту. Поэтому к любым невзгодам нужно относиться соответствующе: они способны идти нам на пользу.

Почему так важно писателю иметь богатый жизненный опыт? По тексту К. Г. Паустовского (ЕГЭ по русскому)

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, автор обращает внимание читателя на размышления Лазаря Борисовича. В предложениях 14, 26, 30 — 32, 39 — 42 герой утверждает, что писательское дело «требует настоящего знания жизни». Лазарь Борисович считает, что писателю необходимо посетить много мест, размышлять о себе, о жизни, много работать.

Аптекарь сравнивает труды писателя с «чудодейственным бальзамом». Этот пример показывает, что в отрыве от жизни невозможно создать по-настоящему талантливое произведение.

Для подтверждения своих мыслей К. Г. Паустовский в предложениях 52 — 54 говорит о позиции главного героя. Герой соглашается с мнением Лазаря Борисовича, осознавая, что ранее не задумывался о значимости опыта в жизни писателя. Прежде он не придавал значения многим вещам, теперь он учел это и «ушёл в люди». Данный пример иллюстрирует мысль о том, что даже юноша, ранее не считавший жизненный опыт важной составляющей писательской деятельности, понимает, насколько важна «житейская школа».

Оба примера, дополняя друг друга, показывают читателю, какую роль в писательстве играют значение жизни.

Авторская позиция очевидна, писатель должен быть «пропитан жизнью», ему необходимо «все понимать», чтобы донести до читателя мысль, которая содержала бы в себе ответы на вопросы, интересующие читателя.

Нельзя не согласиться с К. Г. Паустовским, я тоже считаю, что очень важно писателю обладать богатым жизненным опытом. Действительно, настоящим писателем можно назвать лишь того, чьи произведения наполнены смыслом; того, кто постоянно совершенствует себя и в произведениях отражает результаты глубинной внутренней работы. Поэтому ему следует накапливать яркие впечатления в общении с окружающим миром. Это позволит читателю испытать те же эмоции, что испытал когда-то писатель, и расширить кругозор.

В заключение хотелось бы отметить, что каждому человеку, пожелавшему стать писателем, стоит прислушаться ко мнению опытного и мудрого человека, К. Г. Паустовского.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

 Личностные результаты — их место во ФГОС, понятие «портрет выпускника»; трудности диагностики личностных результатов; интент-анализ на уроках русского языка».        

        Введение в 2012 г. в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)определило рост интереса к проблемам личности учащихся, ее индивидуальности.

        Во ФГОС включено понятие «Портрет выпускника школы», под которым понимается «набор личностных характеристик, которыми должен обладать учащийся на момент окончания школы». В свою очередь, личностные характеристики – это характеристики человека, описывающие его внутренние особенности, т.е. те качества, которые раскрывают особенности поведения личности, общения и реагирования на те, или иные ситуации.

         К личностным качествам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу. Так, к личностным характеристикам можно отнести добросовестность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, трудолюбие, активность, толерантность, адекватность самооценки и т.д.

         Портрет выпускника отражает основные результаты воспитания, соответствующие основным направлениям развития личности, перечисленным в системе базовых национальных ценностей (личностная культура, семейная культура, социальная культура) .         ФГОС подразделяет «Портрет выпускника школы» на «Портрет выпускника основной школы» и «Портрет выпускника средней школы».

 «Портрет выпускника основной школы» включает в себя перечень следующих личностных характеристик: 1) обучающийся любит свой край и свое Отечество, знает русский и родной язык, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; 2) осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 3) активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества; 4) умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике; 5) социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; 6) уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 7) осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; 8) ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. «Портрет выпускника средней школы», помимо личностных характеристик, перечисленных выше, включает в себя также: 1) креативность и умение критически мыслить, активное и целенаправленное познание мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества; 2) владение основами научных методов познания окружающего мира; 3) мотивированность на творчество и инновационную деятельность; 4) готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; 5) осознание себя личностью, социальная активность; 6) готовность к осознанному выбору профессии; 7)мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

        Таким образом, можно сделать вывод, что портрет выпускника школы – это некая модель выпускника, теоретический образ, который служит основанием для проектирования образовательной политики школы и формирования определенных требований к уровню профессионализма педагогов.

         Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. То есть, выпускник школы – это личность, готовая к жизненному, социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социальноэкономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного российского общества.

         Исходя из положений ФГОС, можно выделить основные характерологические ориентиры личности выпускника, ее пять составляющих:

1.) свободная личность,2.) гуманная личность, 3.)духовная личность, 4.)творческая личность, 5.)практичная личность.

        Свободная личность – это личность, имеющая высокий уровень самосознания, гражданственности и самодисциплины. Для свободной личности характерны такие качества (по ФГОС), как уважение себя, других, Родины; осознание собственной ценности и признание ценности другой личности, способность нести ответственность перед собой и обществом.

         Гуманная личность – это личность, которая проявляет милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпеливость и доброжелательность. Гуманная личность готова оказать помощь, стремится к миру и понимает ценность человеческой жизни.

         Духовная личность имеет потребность к познанию, самопознанию и рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.  

        Творческая личность обладает развитыми способностями, знаниями, умениями, навыками, развитым интеллектом.

        Качествами практической личности являются наличие эстетического вкуса, хороших манер; знание и уважение Конституции и законов Российской Федерации; стремление к физическому совершенству; ведение здорового образа жизни.

        С понятием «Портрет выпускника школы» тесно связаны так называемые «образовательные результаты». Под последними понимается «совокупность мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач». Мотивационные ресурсы включают в себя совокупность ценностных ориентаций, образовательных потребностей и интересов, которые определяют мотивацию личности. Амурский научный вестник. 2017. №1 8 Оцениваются мотивационные ресурсы по личностным результатам. Основу операциональных ресурсов составляют освоенные универсальные и специальные способы деятельности личности. Они оцениваются по метапредметным результатам. Когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки, которые оцениваются по предметным результатам .  ФГОС включают в себя требования к трем группам образовательных результатов  личностным, метапредметным и предметным  в соответствии с которыми ученик должен быть мотивирован на учебную деятельность, осуществлять ее, накапливать знания и опыт, овладевать умениями и навыками.

         Однако, стоит обратить внимание на то, что в самом образовательном стандарте личностные результаты прописаны ранее прочих.

         Это говорит об их приоритете над метапредметными и предметными. Это означает, что учащийся по окончании школы должен достичь определенных личностных образовательных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.         

        ФГОС описывает личностные результаты следующим образом.:Для основного общего образования: 1) обучающийся должен быть воспитан в духе патриотизма, уважения к Отечеству, должен уважать прошлое и настоящее многонационального народа России; осознавать свою этническую принадлежность, знать историю, языка, культуру своего народа, своего края; в учащемся должно быть воспитано чувство ответственности и долга перед Родиной; 2) обучающийся должен быть готов и способен к саморазвитию и личностному самоопределению; 3) у обучающегося должно быть сформировано целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) у обучающегося должно быть сформировано осознанное уважительное отношение к другим людям, народам; в учащемся должна быть воспитана толерантность; обучающийся должен быть готов и способен вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) обучающийся должен освоить социальные нормы, правила поведения; должен участвовать в общественной жизни; должен осознать значение семьи в жизни человека и общества; 6) у обучающегося должно быть развито моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; 7) у обучающегося должна быть сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с людьми; 8) у обучающегося должна быть сформирована ценность здорового и безопасного образа жизни; должно быть развито эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; 9) у обучающегося должны быть сформированы основы экологической культуры. Для среднего общего образования: 1) обучающийся должен иметь гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 2) обучающийся должен быть готов к служению Отечеству, его защите; 3) обучающийся должен бережно относиться к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, должен уметь оказывать первую помощь; 4) обучающийся должен осознанно сделать свой выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; должен относиться к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 5) обучающийся должен ответственно относиться к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни [3]. Итак, основными характеристиками портрета выпускника школы являются: 1) высокое самосознание личности, ориентированной на вечные человеческие ценности; 2) физическое и нравственное здоровье как гармония телесного и духовного развития; 3) образованность; 4) высокая воспитанность – интеллигентность; 5) чувство Родины, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству

                        Существует множество методик диагностики и оценки предметных и метапредметных результатов. Оценка же личностных результатов образовательного процесса представляет определенные трудности.

        Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. 

        Методика интент-анализа заключается в том, чтобы углубленно изучить текст на уровне интенций. Важным становится не только то, ЧТО человек говорит, но и то, КАК он говорит. В основе интент-анализа лежит интенциональность, «направленность на…», которая является специфической психологической характеристикой речи человека. Интент-анализ дает возможность исследования глубинного содержания речи, которое заключается в ее «интенциональном пласте», т.е. намерениях, лежащих в основе речи и косвенно проявляющихся в словах. На основе выделения интенций (намерений) субъекта возможно, анализируя продуцируемую человеком речь, прийти к характеристике содержания его сознания.

         Материалом для интент-анализа служит созданный учеником текст. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет текст как основную составляющую образовательного процесса. Умение работать с текстом является метапредметным – с необходимостью чтения и понимания текста школьники сталкиваются почти на каждом уроке. Непонимание, например, текста математической задачи приведет к невозможности ее решения или неправильному решению, непонимание текста в учебнике истории вызовет неправильное истолкование исторических событий, их причин и следствий, непонимание устных текстов в общении людей приводит к разногласиям и конфликтам. Следовательно, развитием умения работать с текстом необходимо регулярно заниматься в течение всего процесса обучения школьников.

        Практика проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку и показала, что часть «С» остается самой трудновыполнимой для большинства учеников. У выпускников школ не достаточно развита дискурсивная компетенция, то есть, они не обладают навыками обоснованного, аргументированного, логически корректного рассуждения, умениями мыслить самостоятельно и критично. Развитие дискурсивной компетенции – умения построить самостоятельное грамотное высказывание – является одной из приоритетных задач обучения русскому языку. Деятельность по развитию дискурсивной компетенции отвечает требованиям федерального образовательного стандарта и способствует подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. Данное пособие предлагает методику работы с заданиями в форме сочинения-рассуждения, предполагающими создание учащимися собственного текста на основе прочитанного. Используя такие задания, учитель получает возможность четко задать проблематику творческой работы, критерии и показатели ее оценки. Тексты творческих работ предлагается использовать в качестве материала для последующего интент-анализа с целью оценки личностного результата учащихся. Использование заданий в форме сочинения-рассуждения актуально еще и потому, что именно такие задания присутствуют в ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Таким образом, задания в форме сочинения-рассуждения могут быть использованы:  для развития дискурсивной компетенции учащихся;  для формирования и развития личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка;  для диагностики уровня сформированности личностных УУД посредством интент-анализа;  для подготовки учащихся к написанию части «С» ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

        Цель данной методики: использовать задания в форме сочинениярассуждения для диагностики развития личностных УУД посредством интентанализа. В основе методики интент-анализа лежит анализ текста-дискурса. Интенциональная составляющая выступает важнейшей психологической составляющей дискурса. Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и видением мира субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно, без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только, почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и ее результаты Изучение интенциональных оснований вербальной коммуникации, раскрывающее неразрывную связь речевого содержания с устремлениями субъекта в текущем акте общения, необходимо для описания процессов формирования и передачи смысла, развития представлений о коммуникативном назначении человеческой речи. Уроки русского языка создают наиболее благоприятные условия для создания учащимися текстов-дискурсов на заданную тему. Текст – это чрезвычайно важная «центральная единица обучения русскому языку и одновременно результат измерения данного учебного предмета»

        . Текст – это не только объект лингвистического анализа, но и образец для создания собственного речевого произведения; именно на этой основе формируется речевое общение. Особый интерес в качестве объекта для интент-анализа представляет текст с «открытым» концом. Учитель подбирает или сочиняет текст – «психологическую сказку» или публицистический текст на представляющую интерес для диагностики тему. «Маленькая иллюстрация жизни отражает проявление тонких общечеловеческих законов» . В тексте оказывается «зашифрована» определенная проблема (проблемы), которые нужно решить, продолжив или завершив текст так, как считает нужным сам ребенок. «Такой прием позволит, с одной стороны собрать больше диагностической информации о человеке, с другой стороны сделать его соавтором истории». Таким образом, на основе уже готового текста – художественного стиля (сказка, притча, история, рассказ) или публицистического стиля – осуществляется анализ ключевых слов и понятий с учетом их оценочных интенций (направленностей).

         Алгоритм анализа текста I. Текст с открытым концом .

 1.этап Работа с ключевыми словами и сочетаниями.

        Из каждого образца учащиеся выписывают те слова и словосочетания, которые будут основными, главными в раскрытии микротемы данного абзаца. Затем каждый ученик читает вслух то, что он выписал. Остальные добавляют в свою копилку слов и словосочетаний, которых у них нет. В рассказе «Карточки» четыре абзаца. Из первого выписываем опорные (ключевые) слова – «потеряла»; «плохо пропеченный»; «серая, хмурая, голодная (очередь)»; из второго – «тяжело вздохнула», «тяжелое недоедание», «тревога», «уставшую», «измученную»; из третьего – «затряслись», «страшная мысль», «защемило сердце», «обида, горечь»; из четвертого – «тяжело поднялась», «задохнулась», «не было сил». Итог: сколько слов совпало, какие это слова, почему именно они?

 II этап Найти и прочитать вслух слова и словосочетания, которые отражают авторскую оценку героини рассказа. Первый абзац – «тетка Арина». Вопрос к учащимся: «Почему автор назвал не старую еще женщину «теткой»?». Ответ во втором абзаце: «Из прежней веселой портнихи она превратилась в постоянно уставшую, измученную, сильно постаревшую тетку Арину». Третий абзац: «предательская мысль о капитуляции перед жизнью». Предательская по отношению к кому? К детям, к матери. Нельзя сдаваться. Сдаться – значит предать по мнению автора. Четвертый абзац: с помощью каких слов автор плохое физическое состояние героини? («Тяжело», «медленно», «опухшие», «зашаталась», «задохнулась»). Итог: как автор относиться к героине, почему он так к ней относится?

III этап Героиня рассказа оценивает себя, близких, сложившуюся ситуацию.

Задание: выпишите последовательно из первого абзаца оценочные прилагательные, глаголы, наречия, существительные, Первый абзац:  прилагательные: «бесценная», «серая», «хмурая», «голодная»;  глаголы: «потеряла», «отходи», «не могла ждать», «не хотела ждать»;  наречия: «плохо», «долго», «тихо». Задание из второго, третьего, четвертого абзацев, выпишите словосочетания и предложения, отражающие внутреннюю речь героини. Второй абзац: «как же теперь жить?», «как он? Что с ним?», «Правда, обещали поближе к весне устроить на работу…» Третий абзац: «парнишка лет двенадцати – тринадцати», «на руках дети, мать, голодные, холодные» — внутренняя речь в данном случае отражает поток чувств, образов, воспоминаний. Четвертый абзац: «все силы остались там». Итог III этапа: Ответьте на вопросы: 1. Какова роль оценочных слов в первом абзаце? 2. Какова роль внутренней речи во втором, третьем и четвертом абзацах? 3. В каком абзаце внутренняя речь героини выражает авторскую позицию? «Надо жить! Надо! Во что бы то ни стало!»

IV этап. Творческий. Задание: допишите 3-4 предложения и тем самым завершите данный текст. После выполнения задания учащиеся читают свои варианты концовок и обсуждают их. Итак, в качестве ведущей интенции при анализе текста  была выбрана интенция оценки. Именно с точки зрения оценки поступка мальчика, чувств героини анализируются микротексты учащихся. Итог IV этапа.Задание: сделайте вывод, о каком нравственном качестве пишет автор; какую проблему он поднимает в этом тексте, какую позицию занимает по данной проблеме? Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свое мнение.

V этап. Рефлексия.  Каково ваше отношение к такому нравственному качеству, как честность?  Какие ощущения у вас появились в ходе работы с текстом?

  1. Сочинение-рассуждение В отличие от текста с открытым концом, который предназначен для учащихся 5-8 классов, текст «Подвиг» рекомендуется для анализа учащимися 9-11 классов.

В качестве инструмента для анализа текста целесообразно использовать интенцию оценки, которая будет выражена через употребляемые в произведении 4 части речи: глаголы, прилагательные, наречия, существительные. Этапы работы. I этап Класс делится на 4 группы. II этап В тексте «Подвиг» 5 абзацев. Первая группа выписывает из каждого абзаца все наречия, которые содержат оценку автором героя; оценку врагом героя; авторскую оценку ситуации с героизмом в современном обществе; оценку современным обществом такого понятия, как подвиг. Вторая группа, используя эти же оценочные интенции, выписывает из каждого абзаца все глаголы; третья группа – существительные; четвертая – прилагательные. III этап Каждая группа читает вслух те слова и словосочетания, которые выписала из текста, и по результатам общей работы создается таблица.  Оценочные интенции Части речи Авторская оценка ситуации с героизмом в современном обществе Оценка обществом понятия «героизм» Оценка врагом героя Оценка автором героя Наречия Глаголы Имена существительные Имена прилагательные IV этап. Работа в группах. Задание: опираясь на слова из таблицы, напишите сочинение – рассуждение на тему «Есть ли место подвигу в современном обществе потребления?» V этап Чтение вслух творческих работ и их обсуждение с возможным выходом на дискуссию. Рекомендации учителям Подводя итоги данной работы, следует отдельно остановиться на положительных и отрицательных сторонах данной методики. Четкое разграничение этапов работы позволяет последовательно и детально проанализировать текст, выйти на ключевое духовно-нравственное понятие, «зашифрованное» в нем, выявить путем рефлексии отношение учащихся к данному качеству, к авторской позиции; раскрыть творческий потенциал, работая над текстом с открытым концом. Минусом данной методики можно считать нечеткость, «размытость» значений некоторых слов и выражений, неоднозначность, субъективность их толкования и восприятия. Кроме того, автор методики интент-анализа Т.Н. Ушакова рекомендует оценивание интенций производить группой экспертов, дабы уменьшить или исключить элемент субъективности. Но если придерживаться позиции, что оценивание производится с одной заданной и стабильно удерживаемой точки зрения: чем вызвано данное высказывание, какова его целевая направленность, зачем оно нужно говорящему, то, опираясь на данные три вопроса, учитель сможет успешно использовать эту методику или ее элементы в своей работе.

  • Сочинение рассуждение на тему роль знаний в жизни человека 9 класс
  • Сочинение рассуждение на тему роль интернета в жизни современного человека
  • Сочинение рассуждение на тему роль детства в жизни человека по тексту бахревского
  • Сочинение рассуждение на тему роль тире в предложении
  • Сочинение рассуждение на тему роль женских образов в романе гончарова обломов