Сочинение рассуждение на тему прямая речь

Как писать сочинение-рассуждение начнм с определений, что же такое рассуждение: умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме словарь русского

Как писать сочинение-рассуждение

Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:

  • умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
  • один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
  • функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис — утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей… 

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом…

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …

В этом легко убедиться, обратившись к…

Например… 

Допустим…

По свидетельству (кого-либо)…

Предположим…

Так как; потому что…

Во-первых, во-вторых и т.д.

В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.

Сочинение рассуждение на тему прямая речь

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к.  это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

  1. Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». — 2001. — № 30.
  2. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  3. Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
  4. Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Опубликовано вкл 16.02.2014 — 14:51Автор: Новосельцева Виктория

Сочинение — рассуждение

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngzachem_nuzhny_pravila_punktuatsii_i_orfografii.doc 26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?

Новосельцева Виктория

В современном мире каждому человеку необходимо быть грамотным. В этом ему помогает орфография и пунктуация.

Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных букв: правила переноса слов.

  Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания. Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи.

        Для каждого человека очень важно уметь устанавливать дружеские и деловые контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь при этом точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка.

Все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Человек постоянно стремится расширить свои знания и обогатить свою память, но без способностей обосновывать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твёрдого знания.

Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей», — сказал Максим Горький. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы: Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы.

Для каждого из нас необходимо быть понятым другими людьми. Чтобы нас понимали, надо не только правильно говорить и уметь применять все выразительные средства, но и знать пунктуацию. Уметь правильно ставить знаки препинания очень важно для всех нас. Наглядный пример имеет сказка Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков»: Знаменитая фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ подтверждает то, что даже запятая может решить судьбу человека. Мы, как будущее нашей страны, должны быть грамотными, умными и крепить мощь нашей страны, прославлять нашу малую Родину.

Нам, молодым, придёт время создавать и свои семьи. Семья – одна из важнейших ячеек общества. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче будущему поколению трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно семья растит и воспитывает своё поколение и передаёт накопленные знания. Семья формирует у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.

И, наконец, играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. При этом необходимо помнить, что гражданином своей страны может быть только тот человек, который научился быть гражданином и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, достижения и культуру.

Итак, знать правила орфографии и пунктуации нужно для того, чтобы быть успешным в этой жизни, приносить пользу обществу и быть  достойным носителем русского языка.

velikij-moguchij-russkij-jazyk.jpg

А. Усачев. Что значит выражение «Белые мухи»?

Мастер-класс «Корзиночка»

Рождественские подарки от Метелицы

Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью

Три способа изобразить акварелью отражения в воде

Орфография — раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие передачи слов, их форм на письме. Именно орфографические правила составляют большую часть предмета «русский язык», который изучается в школе в течение всего одиннадцатилетнего обучения.

Представьте, если бы мы писали все так, как слышим или произносим слова, какая неразбериха бы получилась! Сквозь неумело записанную транскрипцию слова очень сложно добраться до смысла высказывания. Как и в тех случаях, когда одна буква может кардинально поменять смысл слова. Компания — группа людей, а кампания — система мероприятий. Казалось бы, два одинаково звучащих слова, но на письме имеющих совершенно разное написание и в связи с этим разное значение. Можно привести еще много примеров, которые только подтверждают то, что орфографические правила нужно учить основательно, чтобы успешно применять их в жизни.

Орфография помогает нам каждый день, ведь грамотность — залог успеха. С помощью выученных наизусть правил можно грамотно строить свою речь и добиваться успехов в выбранной профессиональной деятельности.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение зачем нужны правила« Характеристика хорошего человека сочинениеОбраз любимой женщины в творчестве Есенина »Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Сочинение рассуждение на тему орфография! …» по предмету ? Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по русскому языкуЯ сидел и читал. в комноте было тепло, свет лампы мягко падал на книгу, уютно тикали часы. и о том, что на улице метель, я мог судить лишь по шуму ветра. у меня в комнате растет лимонное дерево. я хорошо ухаживаю за ним.Ответы (1)Прямые и переносные значения слова солнцеОтветы (1)Определите стилистическую окраску слова «шустрый» из предложения 5, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.Ответы (2)Выписать эпитет и метафоры из текста: Сыро. Холодно. Молодой клевер, выросший после первого кокса, старается не замочить свою завитую В мелкие кудряшки розовую голову и уклоняется от крупных капель дождя.Ответы (1)Что такое словесный портрет причастия?Ответы (1)Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/02/16/zachem-nuzhny-pravila-orfografii-i-punktuatsii
  • https://schoolessay.ru/sochinenie-zachem-nuzhny-pravila/
  • https://urokam.net/russkij-jazyk/3426250.html

Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс
(учебник:     Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных  учреждений в двух частях. М.: «Просвещение», 2017)                                                               

№ пп

Тема

Кол-во часов

1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

1

3

Стили речи.

1

                                                                     Вспоминаем, повторяем, изучаем. (17 ч.+3 ч.)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

5

Орфограмма.

1

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

9

Буквы и, у, а после шипящих.

1

10

Разделительные ъ и ь.

1

11

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

12

Диктант.

1

13

Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому). (упр.70)

1

14

Части речи. Глагол.

1

15

-Тся и –ться в глаголах.

1

16

Личные окончания глаголов.

1

17

Тема текста.

1

18

Имя существительное.

1

19

Имя прилагательное.

1

20

Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом»)

1

21

Местоимение.

1

22

Основная мысль текста.

1

23

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

                                                                         Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч.+7 ч.)

24

Синтаксис.Пунктуация.

1

25

Словосочетание.

1

26

Разбор словосочетания.

1

27

Предложение.

1

28

Сжатое изложение (В.Катаев).

1

29

Виды предложений по цели высказывания.

1

30

Восклицательные предложения.

1

31

Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении.

1

32

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

33

Сказуемое.

1

34

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

35

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1

36

Дополнение.

1

37

Определение.

1

38

Обстоятельство.

1

39

Предложения с однородными членами.

1

40

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

41

Предложения с обращениями.

1

42

Синтаксический разбор простого предложения

1

43

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

44

Контрольный диктант

1

45

Р/р Письмо.

1

46

Простые и сложные предложения.

1

47

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

48

Сочинение по картине (Ф.Решетников. «Мальчишки»)

1

49

Прямая речь.

1

50

Диалог.

1

51

Повторение.

52

Сжатое изложение (по Е.Мурашовой)

1

53

Диктант с грамматическим заданием.

1

                                                                                Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12 ч.+3 ч.)

54

Фонетика. Гласные звуки.

1

55

Согласные звуки.

1

56

Изменение звуков в потоке речи.

1

57

Согласные твердые и мягкие.

1

58

Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка»)

1

59

Согласные звонкие и глухие.

1

60

Графика. Алфавит.

1

61

Описание предмета. Сочинение-описание.

1

62

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

63

Двойная роль букв е, ё, ю,я.

1

64

Орфоэпия.

1

65

Фонетический разбор  слова.

1

66

Повторение.

1

67

Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)

1

68

Диктант и проверочная работа.

1

                                                                                                      Лексика. Культура речи. (6 ч.+2 ч.)

69

Слово и его лексическое значение

1

70

Однозначные и многозначные слова

1

71

Прямое и переносное значение слов

1

72

Омонимы

1

73

Синонимы

1

74

Сочинение по картине (И.Грабарь. «Февральская лазурь»)

1

75

Антонимы

1

76

Повторение

1

77

Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег»)

1

                                                                                  Морфемика. Орфография. Культура речи. (18 ч.+4 ч.)

78

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

79

Окончание

»

1

80

Основа слова

1

81

Сочинение по личным впечатлениям в форме письма

1

82

Корень слова

1

83

Рассуждение. Сочинение-рассуждение

1

84

Суффикс

1

85

Приставка

1

86

Выборочное изложение с изменением лица

1

87

Чередование звуков. Беглые гласные.

1

88

Варианты морфем

1

89

Морфемный разбор слова

1

90

Правописание гласных и согласных в приставках

1

91

Буквы з,с на конце приставок.

1

92

Буквы а-о в корне –лаг-лож

1

93

Буквы а-о в корне —раст-рос-

1

94

Буквы ё-о после шипящих в корне

1

95

Буквы и-ы после ц

1

96

Повторение

1

97

Контрольный диктант

1

98

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте.

1

99

Сочинение по картине (П.Кончаловский. «Сирень в корзине»)(упр.470)

1

                                                                                      Морфология. Орфография. Культура речи.

                                                                                       Имя существительное. (17 ч+4 ч)

100

Имя существительное как часть речи

1

101

Доказательства в рассуждении

1

102

Сочинение-рассуждение

1

103

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

104

Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

1

105

Род имен существительных

1

106

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

107

Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»)

1

108

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

109

Три  склонения имен существительных.

1

110

Падеж имен существительных

1

111

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

112

Контрольный диктант

1

113

Изложение с изменением лица

1

114

Изложение с изменением лица

1

115

Множественное число имен существительных.

1

116

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1

117

Повторение и проверочная работа.

1

118

Морфологический разбор имени существительного.

1

119

Сочинение по картине (Г.Нисский. «Февраль.Подмосковье»)

1

120

Сочинение по картине (Г.Нисский. «Февраль.Подмосковье»)

1

121

Диктант.

1

                                                                                              Имя прилагательное (10 ч.+ 4 ч.)

122

Имя прилагательное как часть речи.

1

123

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

124

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

125

Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-ю»)

1

126

Прилагательные полные и краткие

1

127

Описание животного на основе изображенного.

1

128

Сочинение по картине (А.Комаров. «Наводнение»)

1

129

Морфологический разбор имени прилагательного

1

130

Сочинение «Как я испугался»

1

131

Повторение

1

132

Диктант и проверочная работа

1

133

Резервный урок.

1

134

Сочинение «Мое любимое животное»

1

                                                                                                             Глагол (29 ч. +6 ч.)

135

Глагол как часть речи

1

136

Не с глаголами.

1

137

Не с глаголами.2

1

138

Рассказ

1

139

Неопределенная форма глагола.

1

140

Употребление неопределенной формы.

1

141

Правописание –тся и –ться в глаголах.

1

142

Виды глагола

1

143

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида

1

144

Буквы е-и в корнях с чередованием

1

145

Буквы е-и в корнях с чередованием

1

146

Невыдуманный рассказ (о себе)

1

147

Контрольный диктант

1

148

Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте

1

149

Время глагола

1

150

Прошедшее время

1

151

Настоящее время

1

152

Будущее время

1

153

Спряжение глаголов

1

154

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

154

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

155

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

156

Морфологический разбор глагола

1

157

Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт»)

1

158

Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт»)2

1

159

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

160

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

161

Употребление времен

1

162

Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

1

163

Повторение

1

164

Повторение2

1

165

Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. «Не взяли на рыбалку»)

1

166

Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. «Не взяли на рыбалку»)2

1

167

Диктант и проверочная работа.

1

168

Резервный урок

1

                                                                           Повторение и систематизация изученного (5 ч. +2 ч.)

168

Разделы науки о языке

1

169

Сочинение на одну из тем по выбору.

1

170

Сочинение на одну из тем по выбору.2

1

171

Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

172

Орфограммы в окончаниях слов.

1

173

Употребление букв ъ и ь

1

174

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

1

175

Заключительный урок.

В 2022 году ОГЭ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен по русскому языку и как правильно писать изложение – задание 1-й части КИМа.

Каким будет ОГЭ 2022 года

Два года подряд 9-классники имели возможность не сдавать ОГЭ, но в 2022 году экзамен намерены провести в привычном очном формате. ГИА-9 снова станет обязательным, хотя состав КИМов в сравнении с материалами 2021 года существенно не изменится.

ОГЭ по русскому языку с 2022 году будет состоять из двух частей:

  1. устной (февральское собеседование);
  2. письменной (собственно, сам экзамен).

Изложение на ОГЭ 2022 года по русскому языку

Важно! На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

КИМ письменного ОГЭ-2022 по русскому языку содержит 9 заданий и состоит из 3-х частей:

  • Часть 1. Изложение. Одно задание (1), написание сжатого изложения по прочитанному тексту. Максимум — 7 баллов;
  • Часть 2. Вопросы-ответы. 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных или написанием краткого ответа – числа, последовательности цифр, слова, словосочетания. Максимум – 13 баллов;
  • Часть 3. Сочинение-рассуждение. Одно задание (15), написание развернутого аргументированного ответа на один из вопросов. Максимум – 9 баллов.

Подробнее о том, как выполнять тестовые задания и писать сочинение, читайте в разделе «Учеба» нашего портала. В данном материале речь пойдет именно о I части, в которой экзаменуемым предлагается написать сжатое изложение.

Задание №1 – изложение

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

В демонстрационном КИМе 2022 года, размещенном на официальном сайте ФИПИ, представлен такой вариант задания №1:

Изложение ОГЭ в 2022 году - задание №1

В целом на изложение на ОГЭ по русскому языку в 2022 году рекомендуем отвести не более 90 из предоставленных 235 минут, оставив максимум времени на сочинение.

Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму:

  1. При первом прослушивании постарайтесь выделить основную тему и составить план на черновике.
  2. При втором прослушивании работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.
  3. Далее стоит внимательно перечитать то, что получилось и внести корректировки «прокручивая» в голове услышанное ранее. Должно получиться 50-60% от исходного текста.
  4. После написания черновика стоит проверить текст на грамматические и пунктуационные ошибки.
  5. Убедившись в том, что вас устраивает результат, переписывайте изложение в бланк ответов №1.

Важно! Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.

Критерии оценивания изложения

Выполнив правильно все 9 заданий на ОГЭ по русскому языку можно получить максимум 33 балла, из которых 7 – за изложение. Это значит, что за задание №1 вы получите 21% от общего результата. Очевидно, стоит постараться выполнить его как можно лучше.

Качественная работа 2022 года должна советовать таким критериям:

  • изложение должно содержать минимум 3 абзаца;
  • каждый абзац должен соответствовать своей микротеме;
  • в тексте должны встречаться ключевые слова (термины, понятия, географические объекты, ключевые глаголы).

Оценивать изложение эксперты будут по трем основным критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Содержание изложения 2
К-2 Сжатие исходного текста 3
К-3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2

Очевидно, что для получения максимального балла необходимо хорошо владеть приемами сжатия текста.

Приемы сжатия текста

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

  • исключение;
  • обобщение;
  • замена.

Как писать изложение на ОГЭ 2022 по русскому языку

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

Обобщение

  • парцеллированных предложений;
  • ряда предложений;
  • связанных одной мыслью, частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
  2. Найти в них общее.
  3. Объединить эти факты на основе общего.
  4. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения — простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи — косвенной;
  • части текста — одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
  2. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста при написании изложения для ОГЭ в 2022 году необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Видео-урок

Также предлагаем посмотреть видео урок о том, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ 2022 года.

Читайте также:

  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года
  • Каникулы в 2021-2022 году для школьников в Татарстане

Открытый урок в 8 классе

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Гораций  «Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.»

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять» (Р.Декарт)

— Как вы понимаете смысл высказывания Рене Декарта, фр. Философа, математика и физика?

— Согласны ли вы с утверждением Декарта? Если да, объясните почему. 

Прочитайте слова и сочетания слов и скажите, какое отношение эта запись имеет к вам.

июнь 2018 года, 9 класс, испытание, русский язык

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

И.Г.Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

      Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

      цитирование.

     Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

     тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами

     И.Г.Милославского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Актуализация знаний.

Начать работу мне хочется со слов Максима Горького: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.

Согласитесь, тема является универсальной: рассуждения письменные  и устные нужно уметь создавать на любом уроке.

— Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать? (Сочинение на лингвистическую тему)

а) Повторение теоретического материала .

— Начнём работу с проверки ваших знаний.

— Что такое сочинение? (создание собственного текста)

— Что такое текст? (Текст — это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически).

— Какие типы речи вам известны? (повествование, описание, рассуждение)

— В теме нашего урока обозначено сочинение-рассуждение.

— Что такое рассуждение? (Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу).

— Как написать? Вспомним структуру сочинения-рассуждения.

— Сколько в сочинении-рассуждении выделяется частей? Заполните 1 графу таблицы (записывают части сочинения-рассуждения)

  • — тезис — это главная мысль автора текста, которую нужно доказать или опровергнуть;
  • — доказательства (или опровержения), т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;
  • — вывод, или заключение.

— Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

— Определимся с прилагательным «лингвистический». От какого слова оно произошло?  (произошло от слова «лингвистика» .Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки) работа со словарем.

— Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

— Вам придется рассуждать о различных лингвистических, т. е. языковых свойствах, явлениях, понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах  и объяснить их роль в тексте, раскрывая смысл высказывания, выяснить, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании, аргументировать  примерами из текста  (найдите примеры данного явления в тексте и укажите роль этого языкового явления)

— Алгоритм работы над сочинением несложен (на партах)

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

5. Сделать вывод.

— Итак, давайте сделаем первый шаг по алгоритму: прочитаем цитату.

И.Г.Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение».

— Выясним, о чем это высказывание. Подчеркнем в нем ключевые слова (союзы, служебные слова, имеют значение)

— Таким образом, в высказывании говорится о смысловой функции союзов

-Давайте вспомним, что же мы знаем о союзе?

Выполнение тестового задания (выбор верного утверждения) (взаимопроверка)

  1. Какое утверждение является неверным?
  1. Союзы по своему значению делятся на сочинительные и подчинительные
  1. Подчинительные союзы связывают части сложноподчиненного предложения
  2. Сочинительные союзы по значению делятся на две группы: соединительные и разделительные.
  3. По составу союзы делятся на простые и составные
  1. Каково значение подчинительного союза в предложении

Едва началось утро, мы отправились дальше в горы?

  1. цели
  2. условия
  3. уступки
  4. времени
  1. В каком предложении союз и связывает два предложения в составе сложного? (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Заросли вокруг были колючими и казались непроходимыми.
  2. Всё  вокруг  переливалось  и  сверкало  на солнце.
  1. Он вдруг поднялся и пробормотав невнятные слова вышел.
  2. Зима была снежная и все ждали сильного половодья.

 4.  Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

1)  и, да (в значении и), ни-ни, тоже

2)  или (иль), либо, то-то, не то- не то

3)  а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4) а именно, то есть, или, но

5. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.

1) За заводами кончался город, и начиналось море.

2) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.

3) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.

4) Месяц светил так ярко, что была видна каждая травинка.

— На основании теоретических знаний объясните смысл высказывания лингвиста И.Г.Милославского (союз — служебная часть речи, которая  выражает различные отношения между явлениями действительности, вносит в предложения различные оттенки значения).

В задании части 15.1 сказано, что сочинение вы можете начать с предложенного высказывания. Какими способами мы можем оформить Милославского? (предложением с косвенной речью, предложением с прямой речью, в котором слова автора стоят перед прямой речью)

Задание по рядам: 1- записать высказывание И.Г.Милославского в форме сложноподчиненного предложения, 2 – предложение с прямой речью, в котором слова автора стоят после прямой речи, 3 – свое понимание высказывания. Цитируем высказывание, объясняем его смысл (Записывают вступление к работе во 2 столбике, «слабые» — работают по клише

И.Г.Милославский  в своём высказывании говорит о том, что союз это__________ ______, которая  выражает____________________________________________________, вносит в _________________________ __ ___________________.  Докажем это на примерах из прочитанного текста.)

Зачитывают вступления.

-Чтобы перейти к основной части сочинения, обратимся к тексту. Прочитайте текст, выделите союзы

(1)Его звали Мухтар. (2)Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне,  Мухтар!». (3)Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. (4) А когда его ранили, и он не мог больше работать, люди продолжали его кормить и за ним ухаживать. (5) А эта собака, про которую я хочу вам рассказать, была простой дворнягой. (6)Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть.(7) Но люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. (8) Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город.

(9)Первое время голодная, исхудавшая собака ждала своих хозяев. Потом пошла искать их. (10)Откуда могла знать собака, что хозяевам она больше не нужна…

(11)Сначала она бежала по просёлочной дороге. (12)Ещё издали заметив человека, останавливалась, внимательно вглядывалась, потом догоняла и обнюхивала. (13)Но это всё были люди чужие, и она опять бежала дальше. (14)Дорога вывела её на шоссе, а она всё бежала и бежала куда глаза глядят…

(15)В воскресенье мы с мужем, как всегда, приехали на дачу.(16) Пока Шура насыпал в птичью кормушку семечки и подвешивал для синиц сало, я прошла к дому. (17)У крыльца, вся сжавшись, грязная и такая худая, что можно было пересчитать все ребра, лежала собака и испуганно глядела на меня.

(18)Мухтар остался жить у нас. (19)Он давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем заборе было много выломанных досок.

(20)Приезжали мы теперь на дачу всегда с внучкой. (21)Марина была в восторге, что у нас поселилась собака. (22)Приезжали мы всегда в одни и те же часы. (23)Мухтар хорошо знал время нашего приезда. (24)Он уже заранее шёл к автобусной остановке и терпеливо ждал.

(25)Мухтар оказался умным и сообразительным псом.(26) Скоро он не только знал всех людей, живущих поблизости, но и охотно их встречал у автобусной остановки и провожал нашим переулком.

(27)Теперь мы больше не волновались, если почему-либо не могли привезти собаке еду. (28)Мухтар был всегда сыт. (29)Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости и кусочки мяса.(30) Да и зачем ему суп! (31)Бывало, придёшь, а около калитки лежат пустые пакеты, обрывки газет, бумаги.(32) По ним я всегда могла сказать, кто из его друзей здесь побывал.

(33)Вот листок из тетради — это Катя поделилась с ним завтраком, вот газета — значит, приходил Коля.(34) Он собирал еду для Мухтара со всего двухэтажного дома, а его товарищ — Серёжа Гаврилов — привозил угощение из Москвы.

(35)Появились у Мухтара друзья и среди взрослых. (36)И среди них – наш сосед Федор Васильевич. (37)Он жил напротив нас, часто к нам заходил иесли мы почему-либо не могли приехать, кормил Мухтара.  (38)Мухтар хорошо его знал и любил.

(39)— Пусть живёт у меня, — предложил Фёдор Васильевич.(40) — Забор у нас новый, только поставленный, а то правда, как бы собачники не выловили.

(41)И вот Мухтар живёт у нового хозяина. (42)Там у него хорошая новая конура, там его хорошо кормят и, главное, любят.(43) Любят все: и сам Фёдор Васильевич, и его жена, и маленький внучек Андрюша.

(44)Мухтар тоже любит своих новых хозяев. (45)Он тщательно оберегает их покой, караулит их сад, но по-прежнему не забывает нас икогда его выпускают, всегда заходит в гости. (46)А короткими зимними днями Мухтар, как и раньше, встречает своих друзей и провожает их до дома нашим тёмным переулком. (Чаплина В.В.)

— Выберите из текста 2 предложения с разными союзами, определите их смысловую функцию, запишите аргументы во 2 столбик  (1 вариант — с сочинительными союзами, 2 – с подчинительными)

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

1) В предложении … (« … ») автор использует ……

2) Обратим внимание на предложение …, в котором автор использует …
3) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …

4) Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
5) В подтверждение собственных выводов приведу пример из …предложения

6) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
7) Проиллюстрировать названную функцию можно на примере … предложения текста.

8) Пример использования  … можно найти в предложении …

Зачитывают основную часть

— Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. О чем писать в заключении? Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише:

1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «…..».

2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение …является справедливым.

3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту …..

4.Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо.

— Оценка своего сочинения и сочинения, написанного на экзамене по критериям

Критерии оценивания

Баллы за сочинение на экзамене

Баллы за мое сочинение

К1. Правильно ли ученик объясняет смысл высказывания? (наличие обоснованного ответа)

2

1

2

1

К2. Правильно ли приведены примеры-аргументы из текста, верно ли указана их роль?

3

2

1

3

2

1

К3.Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения материала

2

1

2

1

К4. Композиционная стройность работы (Наличие вступления, основной части, заключения, наличие плавных переходов от одной части сочинения к другой)

2

1

2

1

-Давайте вернемся к словам М.Горького. Смогли мы ответить на вопросы что, как и зачем писать?

Рефлексия

Урок был полезен

чем?

Нужно повторить

Что?

Остались вопросы

Какие?

http://lit-ru.ru/images/U31438527069986_46a6qdvw.png

http://lit-ru.ru/images/U29497177153826_46a6rcu6.png

http://lit-ru.ru/images/U75519686378539_46a6ptaw.png

— Но нам сегодня на уроке необходимо выполнить непростую задачу: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Познакомьтесь с формулировкой задания

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

И.Г.Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами

И.Г.Милославского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Клише

      И.И.Иванов пишет: «Вставь цитату из задания».

Я согласен(а) с мнением автора.

По-моему, в этом высказывании идет речь о…. (Или: Я понимаю смысл этого высказывания так: …)

Вступление 

 Основная часть

1 аргумент

2 аргумент 

Заключение

  • Сочинение рассуждение на тему поэзия и жизнь в балладе светлана
  • Сочинение рассуждение на тему проблема патриотизма
  • Сочинение рассуждение на тему роль русского языка в современном мире
  • Сочинение рассуждение на тему правовое государство
  • Сочинение рассуждение на тему предательство 9 класс