Сочинение рассуждение на тему ответственность за свои поступки по тексту домбровского

Ответственность это то качество, которое человек проявляет, заботясь о слабых или без посторонней помощи справляясь со сложными задачами. она
  • Ответственность – это то качество, которое человек проявляет, заботясь о слабых или без посторонней помощи справляясь со сложными задачами. Она может проявляться только в поступках, в действиях, но никогда не проявляется в словах. Ответственный человек всегда отвечает за свои действия, он честен с людьми и на него можно положиться в трудную минуту. Существует и другая ответственность, например, закреплённая законодательством, юридическая, административная или уголовная. В любой стране для граждан установлены определённые права и обязанности, нарушая которые гражданин несёт ответственность.
    Для многих людей груз ответственности – это что-то очень тяжёлое. Но я считаю, что никогда нельзя уходить от ответственности, ведь ответственность – это не только обязанности, но и свобода. Это свобода в принятии собственных решений, возможность самостоятельно выбирать свой путь. Я очень ценю людей, которые никогда не пытаются уйти от ответственности, и стараюсь окружать себя только такими людьми.
    Маленький ребёнок ещё не знает что такое ответственность. За него полностью отвечают родители. Но со временем дети взрослеют и у них появляются собственные обязанности, хотят они этого или нет, но им приходится начинать самостоятельно принимать решения. Они начинают понимать, какие поступки хорошие, а какие плохие. Ответственность начинается с простых и, казалось бы, совсем неважных решений. Однако со временем ребёнок становится всё взрослее и начинает брать на себя всё больше ответственности.
    Итак, я считаю, что ответственность – это тяжёлая, но при этом необходимая часть нашей жизни. Благодаря умению нести ответственность человек становится самодостаточной и целостной личностью.

  • Одним из заданий, выполняемых школьниками на уроках литературы, является сочинение-рассуждение на тему «ответственность». Эту письменную работу готовят как учащиеся младших классов, так и более взрослые ребята. Они размышляют о значении понятия, приводят различные примеры и приходят к важным, прежде всего, для себя выводам. Сочинение на тему «Ответственность за свои поступки» предлагается вашему вниманию.
    Часто мы слышим слово «ответственность», но не всегда задумываемся, что же именно оно означает. Когда нас просят быть ответственными, мы нередко считаем, что должны вести себя как-то там хорошо, положительно… Но как именно? Что такое ответственность?
    Давайте присмотримся к самому слову. Его корень «ответ». И в нем скрывается смысл. Ответственность – это способность человека нести ответ за свои поступки и, конечно, же слова. То есть, во-первых, если ты что-то сделал и тебя спросят, зачем и почему, ты должен уметь объяснить причины и цели. Но это еще не все.
    Ответственный человек всегда готов «пожинать плоды» своих дел, какими бы они ни были: сладкими или горькими. Задумывая совершить что-то, он понимает, что последствия могут быть негативными. И вся вина будет на нем, он должен будет ответить. Не важно перед кем: перед самим собой, окружающими людьми, законом или перед Богом. Только тот, кто готов понести наказание за ошибку, промах или умышленный плохой поступок, может называться ответственным человеком.
    Есть совсем другие люди… Они бросаются словами направо и налево, начинают кучу дел и бросают их, сворачивают на полпути в другую сторону. Это безответственные люди, которые, словно трава без корней, слоняются по жизни. Или как страусы прячут голову в песок, чтобы не видеть результатов своих поступков. С одной стороны, им легко живется. А с другой… Такое существование бессмысленно.
    Я считаю, что ответственность – очень важное качество. Без него не будет порядка в жизни конкретного человека и в обществе в целом. Сложно представить, чтобы пилот, сев за штурвал самолета, на полпути вдруг передумал лететь или изменил бы курс… Так и каждый человек, пилот своего самолета, обязан отвечать за себя. Если сказал – сделай, если сделал – честно и смело принимай результат. Только тогда ты можешь называться настоящим человеком!

  • Ответственность. В этом слове каждый человек находит свой смысл и решает для себя, насколько он способен отвечать за свои поступки, поведение, отношение к каким-либо событиям или окружающих ее людям. Быть ответственным человеком – это значит быть человеком с большой силой воли, ведь нужно всегда быть готовым принять любую ситуацию. Только целеустремленный человек, который знает чего хочет от жизни может быть ответственным.
    Каждый человек должен быть ответственным не только за себя, но и за своих родных. Только так возможно стать полноценным человеком современного мира.
    Конечно, это сложная работа над собой. Надо тренировать свои мысли, поведение, действия. И тогда выполнять долг перед собой, а также семьей, товарищами и просто знакомыми людьми с каждым днем будет легче. Часто люди пытаются избежать ответственности и различных обязанностей. Они находят различные отговорки и причины. Например, не имеет желания просыпаться рано утром, потому что вчера лег уже поздно. Не всегда есть настроение относиться к родителям так как они считают нужным. Болит голова и не хочется ничего работы и так далее. К сожалению, те кто пользуется такими ситуациями и имеет такие взгляды на жизнь не могут понять главного: свою жизнь они строят они сами.
    В этом и определяется ответственность за свою жизнь. Потому что только от каждого человека в отдельности зависит то, какая жизнь у нее будет, достигнет ли она назначеної цели и сбудутся ее мечты. Самое главное в нашей жизни это не только знать свою цель, и добиваться ее осуществление. Надо уметь планировать свой день и свою жизнь так, чтобы успевать по всем намеченным делам. Но при этом не забывайте о людях, которые вас окружают. Потому что еще один из самых главных обязанностей это не отделять себя от других, не отделяться от общества, в противном случае жизнь станет бессмысленной.
    Так задумано природой, чтобы жизнь человека было нацелено не только на личное благо, а на благо окружающих ее людей. Так она призвана быть ответственной не только за свои поступки пред собой, а и перед теми, кто ей небезразличен. Это большое счастье приносить радость в жизни других, и тем самым чувствовать свою ответственность за все свои поступки.

  • Мы часто слышим это слово «ответственность», но не всегда понимаем его значение. Нам говорят родители и учителя: «Будьте ответственными!», и для чего? Почему мы должны такими быть?..
    Как по мне, ответственность – это признак того, что ты взрослый человек. Взрослый не в смысле возраста, а в смысле сформированности личности. Ответственность начинается с малого и прививают ее нам, конечно же, родители. Сначала они приучают нас выполнять домашние задания, ведь это наш первый долг. Именно от этого зависят наши успехи в учебе, наше дальнейшее образование и, в конце концов, выбор профессии… Часто мы игнорируем эту обязанность, и это заставляет родителей сомневаться в том, что мы уже достаточно взрослые. Поэтому не следует удивляться, что они нас таковыми не считают!
    Ответственность даже в нашем возрасте нужна везде. И, по моему мнению, прежде всего она заключается в том как мы придерживаемся своих обещаний. Сказать: «Конечно, я это сделаю!» очень легко. Сделать бывает гораздо сложнее. Сколько невыполненных обещаний у каждого из нас! Обещаний убрать в квартире, прийти вовремя домой, исправить оценки… Именно с выполнения обещаний и начинается ответственность! Если попытаться придерживаться их, то становится заметно, как меняется отношение окружающих к вам. Люди начинают воспринимать вас как человека, которому можно доверять. И наоборот, достаточно один раз не выполнить то, что пообещали, и вам перестают доверять…

  •   (1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.  (2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.  (8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…  (По В. Астафьеву)

  • ТЕКСТ   КАК  АРГУМЕНТ  ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  НА  ЕГЭ

    Чтобы развить навыки аргументирования  темы сочинения,  СОВЕТУЕМ
    прочитать текст, в котором выделены опорные слова и словосочетания;
    используя  опорные слова и словосочетания, расположенные после текста под знаком ***,  пересказать текст.
    Такой  интерпретированный Вами текст можно использовать  в качестве аргумента для сочинения на ЕГЭ.
    О ДРУЗЬЯХ И ДРУЖБЕ. ПО В.АСТАФЬЕВУ.
    Cперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвет, одной породы – так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.
    Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но и, прежде всего, под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная.
    Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
    ***
    писатель В.Астафьев
    каждый человек неповторим
    развивается под влиянием среды  родителей  школы  общества  друзей
    настоящая дружба  награда человеку
    ***
    крепче  вернее родственных связей
    влияет на человеческие отношения  сильнее  чем коллектив
    с поля боя за преданность платить преданностью  за любовь  любовью
    ***
    книгу строку поступок просматриваю прочитываю глазами друзей фронтовых не было стыдно плохо  нечестно неряшливо сделанную работу   ложь  непорядочность
    Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем  посетить страницы:
    инфо-уроки — Русский язык. Аргументы к сочинению. 11 кл.
    форум — Аргументы к сочинению
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
    Назад в раздел

  • К сожалению, некоторые люди для получения выгоды прикрываются маской дружбы. Они лицемерят, выдавая себя за хорошего друга, а в трудную минуту отворачиваются, предают. Есть и такие «друзья», которые годятся только для совместных вечеринок. Они веселятся вместе с тобой, но их совершенно не интересуют твои проблемы, на помощь с их стороны рассчитывать не приходится.
    Ярким примером плохого друга может стать Евгений Онегин. Он проводил время с Ленским от скуки. Со стороны казалось, что они друзья, но Евгений не задумался о чувствах товарища, когда стал нарочито ухаживать за его возлюбленной. Это привело к дуэли, на которой Онегин убил Ленского. Очевидно, что эгоизм и самовлюбленность Евгения просто не оставили в его сердце места для дружбы.
    И напротив, пример настоящего друга показал нам Гончаров в своем романе «Обломов». Андрей Штольц дружил с Ильей Обломовым с самого детства. Когда он приехал навестить друга и застал его в атмосфере лени и праздности, которые полностью поглотили Обломова, Штольц решил вывести его из этого состояния и приложил к этому все усилия. Даже возлюбленную Ольгу Илья встретил благодаря другу, который потом искренне переживал их разрыв.
    Итак, обретя настоящего друга, человек становится сильнее и увереннее, дружба помогает нам противостоять жизненным бурям. Хорошие друзья встречаются не так уж часто. Если человеку посчастливилось найти верного друга, эти отношения нужно беречь, а также помнить, что дружба – это понятие взаимное.

  • Но писатель убежден в существовании истинной дружбы, которая есть духовная связь, любовь, соединяющая людей воедино. Он думает, что чуткость и сострадание – это «зерно истинной дружбы».
    Я полностью согласна с автором и уверена, что настоящая дружба есть. Она, как искра, зажигает сердце человека, дает ему силы и смысл жизни. Истинная дружба – это быть верным своему другу, жертвовать всем ради него, быть готовым прийти на помощь в любую минуту.
    В литературе очень часто затрагивается тема дружбы. Обратимся к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Дмитрий Разумихин – прекрасный пример истинной дружбы. Он всегда помогал Раскольникову, одалживал ему деньги. Именно этот молодой человек оказывается рядом с Родионом в трудный момент: ухаживает за больным, находит для него доктора. И сам Раскольников понимает, что Разумихин его настоящий и единственный друг. Не зря он идёт после убийства старухи именно к Дмитрию, ведь ему нужна поддержка в этой ужасной ситуации.
    Другим примером могут служить хоббиты Фродо Торбинс и Сэм Скромби, герои романа-эпопеи Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец». Фродо должен уничтожить Кольцо Всевластья, но для этого необходимо проделать полный опасностей путь. Как истинный друг, Сэм разделяет эту тяжелую ношу с Фродо. Он всячески помогает ему, поддерживает, не раз спасает от верной смерти, заставляет ослабленного Кольцом друга идти вперед, к цели. Может быть, если бы у Фродо не было такого союзника, как Сэм, то ему не удалось бы уничтожить Кольцо.
    В заключение хотелось бы сказать, что истинная дружба заключается в верности друг другу, жертвенности, чуткости и искреннем сострадании.
    Автор: Мария Смит

  • А что касается настоящей человеческой дружбы, то я согласен с писателем, что фронтовая дружба особенна «порой бывает крепче и вернее родственных связей». О такой дружбе я недавно смотрел фильм «Офицеры», который покорил меня честностью и искренностью.
    Мне кажется, каждый человек сталкивается в своей жизни с теми проблемами, которые поднимает в данном тексте Астафьев. Как их решить? Как сохранить в себе человеческие качества даже в самых трудных жизненных обстоятельствах? Как отличить доброе от злого, красивое от уродливого? Как научить себя любоваться капелькой росы, дуновением ветерка, шелестом листьев? Я думаю, ответ очень простой – открыть хорошую книгу, прослушать классическую музыку, посмотреть добрый фильм, – и тогда ответы на трудные вопросы, возможно, будут найдены.
    ^ Сочинение-рассуждение по тексту Н. Долининой «О внутреннем мире человека»
    Мы часто слышим от взрослых, что у каждого из нас должен быть свой богатый внутренний мир. Порой под богатством души кто-то понимает интерес к книгам, театру, музыке, к искусству вообще. Так ли это на самом деле? Н. Долинина отвечает на этот вопрос по-своему.
    Автор текста, рассуждая о духовном богатстве, обращает внимание читателя на актуальную нравственную проблему – проблему самосовершенствования человека над своим внутренним миром, миром души. На мой взгляд, данный вопрос касается всех, кому интересен окружающий мир с совершенной природой, с прекрасными звуками и красками всего живого. Быть сегодня ограниченным, зацикленным на личных проблемах, не видеть и не чувствовать красоту жизни – это значит быть очень несчастным человеком. Я считаю, что радость жизни – в её познании. Чем больше узнаём мы об окружающем мире, тем интереснее мы становимся прежде всего самим себе. Значит, наш духовный мир открыт для всего нового и интересного, что таит в себе сама жизнь.
    Н. Долинина рассказывает нам о том, что когда-то под внутренним миром человека, она понимала увлечение литературой, музыкой, поэзией. И получалось так, что духовным богатством обладают только образованные люди. Но встреча с полуграмотной деревенской пожилой женщиной убедила её в том, что богатый духовный мир – это прежде всего настоящая человеческая доброта и терпимость к людям. Ей вдруг стало понятно: «каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира». Таким образом, Н. Долинина убеждает своего читателя в том, что яркость, неповторимость, индивидуальность человека – в способности воспринимать мир таким, каков он есть, – с лучами заходящего солнца, со звуками пастушеского рожка, с приветливостью и любовью ко всему живому. Именно это, на взгляд публициста, и определяет внутреннее богатство мира человека.
    Я, конечно же, согласен с мнением автора и убежден в том, что самосовершенствованию человека – интеллектуального, физического, духовного – нет предела. Наполнять свою душу знаниями о мире, о человеческих взаимоотношениях, о природе, о доброте, о любви – это дело чести каждого культурного, высоконравственного человека. На мой взгляд, важными качествами человека с богатым внутренним миром являются не только доброта и терпимость, но и умение понимать, чувствовать душу другого человека: его радость, боль, разочарование, счастье, страдания, переживания. Много примеров проявления настоящей человечности дает нам русская литература. Например, любимыми героями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского всегда были люди ищущие любви, тепла, понимания. И хотя персонажи произведений этих писателей проходили долгий нравственный путь самосовершенствования через страдания, поиск истины, ошибки, они всегда приковывали внимания читателя богатством духовного мира. Татьяна Ларина, Евгений Онегин, Григорий Печорин, Наташа Ростова, Андрей Болконский – по-настоящему интересные люди. До сих пор эти герои привлекают наше внимание, ведь их духовный мир наполнен не завистью, не злостью, не корыстью, а огромным желанием познать
    жизнь во всех её проявлениях.
    Я только начинаю свою жизнь и прекрасно понимаю, как важно, чтобы человек умел преодолевать все жизненные трудности с оптимизмом, с верой в людей. Как важно научить свое сердце любви и пониманию. Если душа каждого из нас вместит в себя окружающий мир, то никакие жизненные трудности не сломит человека, ведь его нравственный стержень будет составлять любовь и доброта.

  • Текст В.А.Осеевой-Хмелёвой о Динке, Хохолке и Лёне.
    Динка прощается с детством
    В дружбе важны
    искренность и доверие. Настоящий
    друг не станет обманывать.Дружба и ложь несовместимы.
    дружба,
    доверие,
    искренность,
    ложь,
    обман
    Дружба – это не просто
    эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и
    искренности. Я считаю, что настоящий друг не станет тебя
    обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать
    правду, даже если ему непросто будет это сделать.
    Но, к сожалению, не
    всегда друзья поступают так, как это сделала героиня текста В.Осеевой. Когда-то
    у меня был друг, которому я очень доверял. В то время я увлекался игрой на
    гитаре. Мне казалось, что я очень хорошо играю, и мой друг всегда меня
    хвалил, слушая мои песни. Но однажды я узнал, что на самом деле другу не
    нравилось моё исполнение. Но он скрывал это от меня. Может быть, он это делал
    из лучших побуждений, но наша дружба после случившегося прекратилась. Я не
    смог простить ему обман и лицемерие. Всё-таки я предпочитаю знать правду,
    пускай, не очень приятную, но правду.
    Текст Н.Татаринцева про Петруху Васильева и Игоря
    Елисеева.
    Настоящий друг всегда поддержит в
    трудной ситуации.
    дружба, понимание, поддержка, помощь
    Дружба – это
    близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. На мой
    взгляд, настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его
    помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Поэтому друзья
    необходимы каждому человеку.
    Недавно в Интернете я
    прочитала историю одной девочки, у которой диагностировали облысение. Через
    месяц она потеряла все волосы и из–за этого боялась идти в школу. Но однажды
    утром девочка услышала стук в дверь. Это оказались десять ее друзей, которые,
    чтобы поддержать подругу, тоже побрили головы налысо.
    Текст А.Алексина о трёх подругах.
    Ивашов (повесть)
    Настоящий друг по
    достоинству оценит твои таланты и достижения и никогда не будет завидовать
    твоим успехам.
    дружба, искренность, отсутствие зависти
    Дружба – это близкие
    отношения, основанные на искренности, поддержке, бескорыстии. Я
    считаю, настоящий друг по достоинству оценит твои таланты и достижения и
    никогда не будет завидовать твоим успехам. И счастлив должен быть тот
    человек, который встретил в своей жизни настоящего друга.
    Ярким примером для
    подражания является отношение Вильгельма Кюхельбекера своему лицейскому
    другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто
    другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения
    им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.
    Текст А.Алексина про Люсю и Олю.
    Безумная Евдокия
    Дружба основывается прежде всего на
    взаимопонимании, взаимопомощи и взаимоотдаче.
    дружба, взаимопонимание, взаимопомощь,
    взаимоотдача
    Дружба – это высшая
    нравственная ценность. Дружба основывается прежде всего на
    взаимопонимании, взаимопомощи и взаимоотдаче. Если один из друзей отдаёт
    другому свою заботу и внимание, но взамен ничего не получает, то такая дружба
    будет недолговечной.
    Вспомним другого литературного героя – Печорина,
    обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот
    человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами,
    поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих
    целей.
    Текст В.Крапивина про мальчика, мечтающего о друге.
    Самолет по имени Сережка (повесть)
    Каждый мечтает, чтобы у
    него появился настоящий друг.
    дружба, одиночество,
    мечта о настоящем друге,
    духовная близость
    Дружба — это
    особые взаимоотношения между людьми, основанные прежде всего на духовной
    близости. Без дружбы человек чувствует себя одиноким, поэтому каждый
    мечтает, чтобы у него появился настоящий друг, который думает и чувствует так
    же, как и ты.
    В настоящем друге
    нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький
    принц
    жил на своей маленькой планете и заботился о единственном
    близком существе – прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова
    часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц
    покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках
    настоящих друзей.
    Текст В.Н.Кузнецовой про том Ч.Диккенса
    Удобная дружба (Детские рассказы)
    Настоящий друг всегда бескорыстно окажет
    любую помощь.
    дружба,
    чуткость,
    поддержка, бескорыстная помощь
    Дружба – это высшая нравственная
    ценность, это близкие отношения, основанные на искренности, поддержке,
    чуткости. На мой взгляд, настоящий друг всегда бескорыстно окажет
    любую помощь и не будет требовать что-то взамен.
    Вспомним также одного
    из друзей А.С.Пушкина – В.А.Жуковского, который всегда приходил на
    помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской
    ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а
    в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что
    это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего
    старшего друга, признавал его своим единственным советником.
    Текст А.А.Лиханова о скелете.
    Магазин ненаглядных пособий
    Текст С.А.Лубенец о Веньке и Пашке.
    Люби меня, как я тебя
    С чего начинается
    дружба? С сочувствия, с доброго отношения к ближнему, с желания помочь,
    поддержать.
    дружба,
    начало
    дружбы, сочувствие, доброе отношение к ближнему, поддержка
    Дружба – это высшая
    нравственная ценность. С чего начинается дружба? С сочувствия, с доброго
    отношения к ближнему. Дружба основывается на искренности, чуткости,
    сопереживании. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в помощи, и
    поддержит в трудный момент.
    Вспоминается также произведение
    Н.Татаринцева, герой которого – Игорь Елисеев – в непростой ситуации понял и
    поддержал своего друга – Петруху Васильева. Когда одноклассники ополчились
    против Петрухи из-за то, что он отказался вместе с ними сбежать с урока,
    Игорь сразу понял причину поступка своего товарища, ведь у мамы Петрухи было
    больное сердце. Видя враждебный настрой ребят, Игорь решил заступиться за
    друга, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика
    оказалась важнее чувства коллективизма.
    Текст Ю.Нагибина о Павлике.
    Мой первый друг, мой друг бесценный
    Что может разрушить
    дружбу? Ложь, эгоизм, предательство.
    дружба,
    ложь,
    обман,
    эгоизм,
    предательство
    Дружба – понятие
    многогранное и в то же время очень простое и ясное. Дружба – это ваше
    пристанище, отдушина, источник поддержки и понимания. Поэтому сохранить
    дружеские отношения просто необходимо, но, к сожалению, это удаётся не
    всегда. Что может разрушить дружбу? В дружбе, на мой взгляд, нет места
    лжи, эгоизму, предательству.
    В одном из
    произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах – Люсе и Оле,
    дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них – Люся –
    всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки
    появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею
    воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не
    подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.
    Текст Л.Улицкой про Илью, Саню и Миху.
    Зеленый шатер (роман)
    Дружеские отношения невозможны без
    поддержки, общих интересов и схожести характеров.
    дружба,
    доверие,
    взаимопонимание, поддержка,
    общие интересы, схожесть
    характеров
    Дружба – это высшая нравственная
    ценность. Дружба начинается с доверия, взаимопонимания. На мой
    взгляд, дружеские отношения невозможны без поддержки, общих интересов и
    схожести характеров.
    Похожую историю дружбы
    рассказывает нам и А.А.Лиханов. Его герой – школьник, который захотел помочь
    скромному новенькому, Витьке Борецкому, защитить своё достоинство перед
    недружелюбным одноклассником Вовкой Мешковым. Для этого мальчик не только
    разработал целый план, но и принял участие в его реализации. Благодаря
    находчивости и смелости главного героя, отношение Мешкова к новенькому
    изменилось в лучшую сторону и Витька передумал переходить в другую школу. Мне
    кажется, что впоследствии ребята станут верными друзьями.
    Текст Е.А.Пермяка про Андрюшу Рудакова и Асю.
    Надежный человек
    Друг всегда защитит,
    успокоит, поддержит, выручит.
    дружба,
    чуткость,
    поддержка, доверие,
    защита
    Дружба – это особые
    отношения между людьми, основанные прежде всего на чуткости, поддержке,
    доверии. Друг всегда защитит, успокоит, выручит. Поэтому роль друзей в
    жизни каждого человека огромна: они помогают преодолевать различные
    трудности.
    Но в прочитанном тексте есть ещё один
    пример настоящей дружбы. Впечатлённый историей Анны Сергеевны, Андрюша
    осознал своё несправедливое отношение к робкой однокласснице Асе и понял, что
    только дружеское плечо поможет девочке справиться с собственными страхами.
    Андрюша смог завоевать доверие Аси, и, мне кажется, в будущем он станет ей
    надёжным другом.
    Текст-притча о светлячке и мальчике.
    Мальчик и светлячок.
    Не каждый человек,
    называющий себя другом, является таковым.
    дружба, искренность, притворство, выгода
    Дружба – это отношения,
    основанные на преданности, искренности и поддержке. Друзья есть у многих.
    Но не каждый человек, называющий себя другом, является таковым. Ведь
    очень часто люди притворяются друзьями только ради собственной выгоды или
    достижения своих целей.
    Вспомним также
    взаимоотношения героев повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”
    Гринёва и Швабрина
    . Когда ещё совсем не опытный Петруша приехал в
    крепость, Швабрин умело притворился его другом. А сделал он это из корыстных
    побуждений: ему хотелось быть ближе к своему сопернику и держать под
    контролем привязанность Гринёва к дочери коменданта Маше, для того чтобы
    впоследствии устранить его. Но Гринёв вовремя распознал коварство Швабрина.
    Эта история учит нас внимательнее относиться к тем, кто называет себя нашими
    друзьями.
    Текст Е.Чепилка про велосипед.
    Друзья
    В дружбе часто приходится сталкиваться с
    испытаниями, и только преданные друзья проходят их достойно.
    дружба, испытания, настоящие
    друзья
    Сложно представить человеческую жизнь
    без дружбы, ведь дружба – это высшая нравственная ценность. Друзей связывают
    общие интересы, они понимают друг друга, поддерживают в трудных
    ситуациях. В дружбе часто приходится сталкиваться с испытаниями, и
    только преданные друзья проходят их достойно.
    Вспомним также героиню
    сказки Г.Х.Андерсена Герду. Когда её друг Кай попал в беду, она, не
    задумываясь, отправилась на его поиски. Ей пришлось преодолеть множество
    препятствий. На её пути встречались и злые разбойники, и хитрая колдунья; ей
    приходилось мёрзнуть и голодать. И только благодаря преданному сердцу эта
    хрупкая девочка смогла освободить своего друга из плена Снежной королевы.

  • У каждого из нас бывают в жизни такие времена…
    В данном тексте автор выдвигает такую проблему: что такое настоящая дружба?
    Данная проблема всегда актуальна, потому что в жизни важно иметь друзей. Человек не должен быть одинок, нельзя прожить жизнь без любви, без дружбы, то есть без близких людей. Вот и автор пишет, что одиночество бывает тягостным и горьким. И в такие минуты человек задумывается о том, как же люди находят себе настоящих друзей. Далее в тексте говорится, что если люди просто «нравятся» друг другу и общаются, то это не значит, что они истинные друзья. Ильин размышляет о разных видах «дружб», основанных на лести, тщеславии, протекции, злословии, и называет такие «дружбы» мнимыми, то есть ненастоящими. Также автор рассуждает об истинной дружбе, нарекает её духовной любовью, говорит, что только люди со светлым и жарким сердцем способны дружить по-настоящему. В конце текста Ильин подчёркивает, что дружба начинается с сострадания, чуткого и благожелательного отношения к человеку.
    Позиция автора такова: он утверждает, что «истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви», что «истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей». С такой точкой зрения нельзя не согласиться. Имея настоящих друзей, человек никогда не будет чувствовать себя одиноким. Духовное единство обогащает людей, делает их жизнь полной и творческой.
    Обратимся к примерам из художественной литературы. Вспомним героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова. Они духовно близкие люди. Любят, понимают и уважают друг друга. Писатель подчёркивает, как осветилось лицо князя Андрея, когда в салоне Шерер среди светских «масок» он увидел Пьера. Болконский поддерживает молодого Безухова, журит его за проступки, поощряет в лучших помыслах. Пьер приезжает к другу, чтобы поддержать его, когда тот отстранился от службы, занялся хозяйством и ничего больше не хотел менять в своей жизни. Отношения этих любимых героев Толстого можно назвать истинной дружбой.
    Герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Онегин и Ленский молоды, ещё полны сил и желаний, но лишены в деревне общества похожих на них людей. Но «они сошлись», — пишет поэт. Можно ли назвать их истинными друзьями? Конечно, нельзя. Между ними нет духовной близости, потребности друг в друге. Они так же одиноки, как были и до знакомства. Онегин старше, опытнее. Ленский романтичен и наивен. Как говорит Пушкин, они «от делать нечего друзья». И «дружба» их кончается трагически. Молодой поэт убит на дуэли Онегиным.
    В заключение хотелось бы сказать, что счастливы те люди, которые имеют настоящих друзей, умеют ценить и беречь дружеские отношения.
    Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ

  • Сочинение-рассуждение по тексту В. Астафьева «О дружбе»
    Что такое настоящая дружба? В чем заключается неповторимость всего живущего на земле? Что значит быть ответственным перед людьми? Добро и зло: как они соотносятся в нашем мире? К этим вопросам обращается известный русский писатель В. П. Астафьев в данном тексте. Всё творчество писателя посвящено проблемам взаимоотношений между людьми, отношение людей к природе, к миру, к вечным нравственным ценностям.
    Вот и в данном рассуждении В. П. Астафьев заставляет рассуждать читателя над вечными нравственными проблемами – проблемой настоящей дружбы, проблемой добра и зла, проблемой ответственности перед людьми. Актуальны ли вопросы, поднятые писателем и публицистом? На мой взгляд, перечисленные проблемы не потеряют своей злободневности никогда, ведь именно на таких понятиях, как Честь, Долг, Дружба, Взаимопонимание, Ответственность, Любовь к жизни, Взаимовыручка, держится наш мир. Об этом – вся наша культура, искусство, начиная с древних летописей и заканчивая классическими современными книгами, музыкой, кинематографией, театральным искусством.
    Я считаю, что известный писатель в этом тексте вступает в диалог со своим читателем, говоря о неповторимости каждого дерева, цветка, каждого человека. В этом – талант Астафьева как писателя и человека. Он любит этот мир, умеет находить красоту во всем, что его окружает. Меня покорило признание писателя в том, что «настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная». Для него, прошедшего войну, быть настоящим другом – это значит, в первую очередь, быть ответственным за всё, что ты делаешь для людей. Это значит испытывать стыд «за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность». Когда Астафьев пишет о добрых и злых людях, то в его размышлениях чувствуется огромная любовь к окружающему миру. Заключительные строки внушают мне веру в силу добра, любви и красоты. Таким образом, Астафьев подводит нас к мысли о бережном, трепетном отношении к тому, кто с тобой рядом в данную минуту, об ответственности за свои слова и поступки. Вчитываясь в размышление автора, чётко понимаешь взаимосвязь на нашей земле между миром людей и миром природы. Вот почему так актуально утверждение писателя об истинной дружбе, о добре и зле, о гармонии и дисгармонии.
    Я полностью согласен с позицией автора: только человеческая честность, порядочность, ответственность, доброта вносят в окружающий мир гармонию. Давайте вспомним известные полотна великих художников: Рафаэля, Микеланджело, Андрея Рублева, Шишкина, Айвазовского, Серова, и многих других. Настоящие талантливые художники, скульпторы, композиторы, писатели, поэты своим творчеством старались донести до зрителя, читателя, слушателя великие идеи добра и красоты, их непобедимости. Именно это и утверждает В. П. Астафьев. А что касается настоящей человеческой дружбы, то я согласен с писателем, что фронтовая дружба особенна «порой бывает крепче и вернее родственных связей». О такой дружбе я недавно смотрел фильм «Офицеры», который покорил меня честностью и искренностью.
    Мне кажется, каждый человек сталкивается в своей жизни с теми проблемами, которые поднимает в данном тексте Астафьев. Как их решить? Как сохранить в себе человеческие качества даже в самых трудных жизненных обстоятельствах? Как отличить доброе от злого, красивое от уродливого? Как научить себя любоваться капелькой росы, дуновением ветерка, шелестом листьев? Я думаю, ответ очень простой – открыть хорошую книгу, прослушать классическую музыку, посмотреть добрый фильм, – и тогда ответы на трудные вопросы, возможно, будут найдены.
    ^ Сочинение-рассуждение по тексту Н. Долининой «О внутреннем мире человека»
    Мы часто слышим от взрослых, что у каждого из нас должен быть свой богатый внутренний мир. Порой под богатством души кто-то понимает интерес к книгам, театру, музыке, к искусству вообще. Так ли это на самом деле? Н. Долинина отвечает на этот вопрос по-своему.
    Автор текста, рассуждая о духовном богатстве, обращает внимание читателя на актуальную нравственную проблему – проблему самосовершенствования человека над своим внутренним миром, миром души. На мой взгляд, данный вопрос касается всех, кому интересен окружающий мир с совершенной природой, с прекрасными звуками и красками всего живого. Быть сегодня ограниченным, зацикленным на личных проблемах, не видеть и не чувствовать красоту жизни – это значит быть очень несчастным человеком. Я считаю, что радость жизни – в её познании. Чем больше узнаём мы об окружающем мире, тем интереснее мы становимся прежде всего самим себе. Значит, наш духовный мир открыт для всего нового и интересного, что таит в себе сама жизнь.
    Н. Долинина рассказывает нам о том, что когда-то под внутренним миром человека, она понимала увлечение литературой, музыкой, поэзией. И получалось так, что духовным богатством обладают только образованные люди. Но встреча с полуграмотной деревенской пожилой женщиной убедила её в том, что богатый духовный мир – это прежде всего настоящая человеческая доброта и терпимость к людям. Ей вдруг стало понятно: «каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира». Таким образом, Н. Долинина убеждает своего читателя в том, что яркость, неповторимость, индивидуальность человека – в способности воспринимать мир таким, каков он есть, – с лучами заходящего солнца, со звуками пастушеского рожка, с приветливостью и любовью ко всему живому. Именно это, на взгляд публициста, и определяет внутреннее богатство мира человека.
    Я, конечно же, согласен с мнением автора и убежден в том, что самосовершенствованию человека – интеллектуального, физического, духовного – нет предела. Наполнять свою душу знаниями о мире, о человеческих взаимоотношениях, о природе, о доброте, о любви – это дело чести каждого культурного, высоконравственного человека. На мой взгляд, важными качествами человека с богатым внутренним миром являются не только доброта и терпимость, но и умение понимать, чувствовать душу другого человека: его радость, боль, разочарование, счастье, страдания, переживания. Много примеров проявления настоящей человечности дает нам русская литература. Например, любимыми героями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского всегда были люди ищущие любви, тепла, понимания. И хотя персонажи произведений этих писателей проходили долгий нравственный путь самосовершенствования через страдания, поиск истины, ошибки, они всегда приковывали внимания читателя богатством духовного мира. Татьяна Ларина, Евгений Онегин, Григорий Печорин, Наташа Ростова, Андрей Болконский – по-настоящему интересные люди. До сих пор эти герои привлекают наше внимание, ведь их духовный мир наполнен не завистью, не злостью, не корыстью, а огромным желанием познать
    жизнь во всех её проявлениях.
    Я только начинаю свою жизнь и прекрасно понимаю, как важно, чтобы человек умел преодолевать все жизненные трудности с оптимизмом, с верой в людей. Как важно научить свое сердце любви и пониманию. Если душа каждого из нас вместит в себя окружающий мир, то никакие жизненные трудности не сломит человека, ведь его нравственный стержень будет составлять любовь и доброта.

  • (1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2)К маме пришла её подруга с сыном.
    – (3)Ну, показывай, чем живёшь! – сказал Оська.
    (4)Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек
    в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом
    с марками, финский нож и пистолет.
    (5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.
    – (7)Альбом – вещь, а марки – дерьмо, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?
    (9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он живёт, что может его заинтересовать?
    – (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.
    (12)Я мотнул головой на полку с книгами. (13)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:
    – (17)Стихов у тебя нет. (18)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?
    – (19)Не помню. (20)Может, читал. (21)Чьё это?
    – (22)Джека Лондона. (23)Если б читал, помнил бы. (24)Целая серия романов. (25)Все лучшие люди зачитываются. (26)А ты …
    (27)Он явно нарывался. (28)Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность? (29)Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел. (30)Но задело меня другое: он вроде в дураки меня зачислил. (31)Самолюбие мешало признаться в этом, но злоба закипела, противно и сладко.
    – (32)А чем ты увлекаешься?– превозмогая себя, спросил я.
    (33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. (35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло
    и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь. (37)Лицо его скривилось. (38)Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал. (39)Он посмотрел на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.
    – (40)Слушай, – сказал он добрым голосом. – (41)Ну, чего ты?.. (42)Я вовсе не хотел тебя обидеть. (43)Правда!
    (44)Я молчал. (45)Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.
    – (46)Брось!.. (47)Забудем!.. – (48)Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.
    (49)И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу… (50)Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. (51)Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не обидел. (52)А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен. (53)Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54)Я публично вздул Жупана, чтобы другим было неповадно. (55)Сам Оська подошёл, когда экзекуция уже закончилась. (56)Он отвёл меня в сторону.
    – (57)Я прошу тебя… я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться. (58)Ладно? (59)Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, – целая трагедия. (60)Не выношу, когда унижают людей…
    (По Ю. Нагибину*)
    Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

    Готовое сочинение 15.3 “Что такое дружба”:

    Дружба – это отношения между людьми, основанные на общности интересов, взаимопонимании и взаимовыручке. Настоящий друг поможет в трудную минуту, всегда искренне порадуется за твое счастье. Каждому из нас необходим такой человек, ведь в жизни происходят различные ситуации, в которых нам нужна поддержка, совет или доброе слово.
    В тексте Юрия Нагибина рассказчик за все время дружбы с мальчиком Оськой всегда старался, чтобы Оську никто не обижал (предложения 51,52). У них была крепкая дружба, потому что Оська был открытым, добрым человеком, любил людей. Таким и должен быть настоящий друг.
    В жизни очень сложно обойтись без дружбы. У меня много знакомых, но настоящий друг только один. Мы с ним познакомились еще до школы. У нас много общего, на него всегда можно положиться. В прошлом году я сильно заболел и лежал в больнице три недели. Мой друг постоянно навещал меня, рассказывал анекдоты, шутил, пытался поднять настроение. И у него это хорошо получалось. Я, в свою очередь, всегда готов прийти к нему на помощь.
    Таким образом, дружба – это отношения, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, поддержке друг друга в трудную минуту. Каждому человеку необходим настоящий друг.

  • (1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
    (6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.
    (10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
    (24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
    (27) – Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.
    (28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
    (31)- Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.
    (32)- Раз один – то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! (34)Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
    (35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат.
    (36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
    (37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, – это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, – это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.
    (По М.А. Булгакову.)
    Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) – русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

    Что такое трусость? Инстинкт самосохранения или порок? Какие ощущения испытывает человек, отступивший от общепринятых норм морали и совершивший поступок, которого стыдится в дальнейшем? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Вигдорова.
    Автор поднимает в своём тексте проблему трусости. Писательница иллюстрирует актуальность этой проблемы. Для этого она приводит цитату поэта-декабриста Рылеева, написавшего, что «мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Автора удивляет, как много поступков порой не совершают люди именно под влиянием сиюминутной трусости. Примеры подобного поведения содержатся в предложениях 16 – 24 текста. Самое ужасное, по мнению журналистки, — это пережить трусость и предательство в повседневной жизни. Разбитое окно, нечаянная потеря вещи или увиденная несправедливость… Как порой страшно сделать признание о своем пусть даже мелком проступке!
    Автор считает, что трусости можно противопоставить только мужество. Нужно учиться нести ответственность за свои действия, а для этого надо «преодолевать в себе обезьяну всегда».
    Невозможно не согласиться с мнением Ф. Вигдоровой. Чтобы сделать правдивое признание, нужно быть смелым и сильным человеком. Нам хорошо известны примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин практически на протяжении всего произведения совершает трусливые поступки: лжет, изворачивается, становится предателем, заботясь только о собственном благе. Петр Гринев, напротив, сохраняет достоинство в любых обстоятельствах. Так, главный герой, рискуя жизнью, заявляет о том, что не будет присягать Пугачеву.
    Еще одно свидетельство трусости наблюдаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий, стреляясь с Печориным, прекрасно знал, что у последнего не заряжен пистолет, но, тем не менее, стреляет в практически безоружного человека. Судьба жестоко наказала подлость молодого человека, убитого на этой дуэли… Возможно, Лермонтов таким образом хотел выразить свою позицию по этому вопросу. Трусость — это качество подлеца, недостойного жить.
    Трусость и предательство всегда шли рядом. Я считаю, что нельзя струсить, не совершив предательства по отношению к тем, кто нас окружает. Возможно, кто-то и оправдывает свою трусость, но душевная травма, боль от трусливого поведения друзей или тех, кого мы считали друзьями, будет довольно сильной и останется в душе надолго.
    Трусость, а вслед за ней и предательство разрушают не только отношения между людьми, но и губят самого человека. И тысячу раз права Фрида Абрамовна Вигдорова, утверждая в заключительных строках текста, что мужество бывает одно. Оно  не имеет множественного числа, в то время, как трусость многолика.
    Комментарий педагога:
    Сочинение о трусости и предательстве легко написать взрослому человеку. Опираясь на свой жизненный опыт, проще различить добро и зло. А как справиться с этим школьнику, у которого за плечами только небольшой жизненный отрезок, и все еще впереди? Как найти в тексте проблему, о которой он будет писать?
    Определить тему можно с помощью вопроса: о чем текст? И выделить проблему, которую обсудите. Она должна быть одна. В тексте же может быть отражено их несколько.
    В контрольном варианте автор четко называет вещи своими именами, поэтому трудностей с выбором определений не может возникнуть. Посоветовать можно вот что: определитесь, что будете обсуждать — трусость и предательство или мужество.
    Когда будете работать над сочинением, не стесняйтесь писать эмоционально. Пусть ваши душевные порывы отразятся на бумаге. Потому, что о трусости и предательстве невозможно писать сухим языком. Но не увлекайтесь излишней экспрессией, не употребляйте громких слов. Сочинение не письмо лучшему другу, а документ публицистический.
    Если не можете сосредоточиться на примерах из жизни, вспомните литературу. В художественных произведениях можно найти много примеров на эту тему. И обязательно составьте план, определите, в какой последовательности будете писать.
    Исходный текст для написания сочинения:
    (1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
    – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
    (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
    (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
    (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
    (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
    (25)Мальчишка разбил стекло.
    – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
    (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
    (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
    (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
    (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
    (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
    (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
    (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
    (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
    (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
    (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) –  советская писательница, журналист. (Из Открытого банка ФИПИ)
    Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
    No related posts.

    Сочинение по тексту З. Прилепина.
    Что есть красота? Понятие ли отвлеченное, оторванное от реальности? Или же это какая-то конкретная вещь, которую можно использовать по мере необходимости? Именно этими вопросами озадачивает читателей известный писатель и  публицист З.Прилепин, поднимая проблему понимания человеком подлинной красоты.
    Автор размышляет о положении красоты в мире, обращаясь к прошлому, когда это понятие охватывало прекрасные поступки, человечность, добро. Тогда, вообще, это считалось центром мироздания, к которому стремились страстные и честные сердца. Но в последнее время, с сожалением отмечает писатель, люди научились использовать красоту в качестве источника комфорта, сделали «служанкой», основное предназначение которой – скрасить пошлость и обыденность мира.
    Автор выражает свою точку зрения однозначно: «Красота неконкретна. Ее нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости». Он считает, что царство имиджа, комфорта и гламура в современном мире мешает раскрыться истинной красоте.
    С мнением писателя нельзя не согласиться. Действительно, сегодня многие материализуют прекрасное, делают доступным, а потом и вовсе перекраивают на свой лад, оставляя лишь «приклеенную улыбку и стеклянные глаза». А ведь этим человечество делает себя несчастным, умышленно отгораживаясь от подлинной красоты.
    Истинно прекрасное рождает в душе человека чувство радости, окрыляет его, заставляет по-другому взглянуть на мир. Так, герой романа Дж. Лондона «Мартин Иден», встретив свою любовь, осознает, что красота людей, окружавших его ранее, была ложной. Мартин понимает, что ругань, спиртное, вызывающе одетые девушки – это вовсе не то, что могло бы быть привлекательным. Осмысливая это, герой начинает работать над собой, чтобы когда-нибудь достигнуть того самого центра мироздания.
    А вот герой повести А. И. Куприна «Олеся» находит истинную красоту в загадочной девушке из лесной глуши, которая была неграмотной и необщительной, но уровень ее культуры несравним с культурой обычных деревенских жителей. Она искренна, чиста, добра, и в этом заключается ее прелесть,  красота, которая покорила героя и завоевала его сердце.
    Таким образом, именно «красота спасет мир», а человек, в свою очередь, должен обожествлять ее и ценить, а никак не делать своей «служанкой». (305 слов)

    1.Лингвистическая разминка.

    1) Какой по
    счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)

    2) Какие
    предметы называет местоимение?
    (Никакие, оно только указывает
    на предмет.)

    3) Сколько лет
    в одном веке? (Сто.)

    4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но
    склоняется, не имея именительного падежа?
    (Себя.)
    5)
    Какое
    местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками?
    (Я.)

    6) Назовите
    волшебное числительное многих сказок. (Три.)
    7) 
    Вы – это местоимение … лица.
    (2л.)

    8) Сколько
    богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

    9)
    Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах?
    (С большой буквы.)

    10)Какие три
    местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

    11)Первый слог-
    личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
    (тыква).

    12)Какое
    местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я).

    1.     
    Введение в тему.

     Сегодня  мы  будем
    учиться  рассуждать,  доказывать свою мысль.

       Одно  дело
    —  думать иначе,  чем  остальные,   другое — убедить  в  своей   правоте,
    отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

        Читаем
    эпиграф, комментируем  его.

    Я предлагаю обратиться
    к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока:

             
    Попробуйте выделить в
    высказывании ключевые слова, которые помогут нам понять, что же такое
    дискуссия.

    (дискуссия, соединение знаний,
    сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения).

    Делаем вывод о том, без чего не может
    состояться дискуссия.

    ·        
    Мы знаем три типа
    речи. Какие?  (описание, повествование, рассуждение).

    ·        
    Как различаются типы
    речи?

    3.  Задание (индивидуальное для сильных) :
    заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к
    конкретному типу речи из  слов для справок:

    Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события.  Вывод.  Продолжение
    события.  Конец события

     Общее впечатление о предмете.

    1.

    2.

    1.

    2.

    3.

    1.

    2.

    3.

    4.Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих)
    :      
    Какому типу речи
    соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ

    написать название каждого типа речи

    1. Общее впечатление о предмете.

    2. Признаки предмета.

    1. Тезис.

    2. Доказательства.

    3. Вывод.

    1. Начало события.

    2. Продолжение события.

    3. Конец события.

    Остальные:
    прочитать текст выразительно

    5.Анализ
    текста (устно
    ): определите
    тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в
    этом тексте?

       
    Человек,  умеющий и любящий читать, — счастливый человек. Во-первых, он
    окружен множеством  умных и добрых  друзей.  Друзья эти —  книги.
    Во-вторых, читая разные книги,  можно найти ответы на все  волнующие нас
    вопросы. Из книг  мы узнаём  о прошлом и находим картины будущего.  Поэтому
    читайте больше и будете счастливы!                     (по Паустовскому)

    ·        
    Проверка работ учащихся

    ВЫВОДЫ:

    ·        
    Чем отличается текст рассуждения от других
    типов речи?

    ·        
    Укажите
    части в этом рассуждении. Какие слова вводят в текст доказательства?
    (во-первых, во-вторых)

    ·        
    Какое
    слово связывает доказательства и вывод?

    6. В жизни нередко возникают спорные
    ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному
    оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо
    противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою
    правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это
    рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения.
      Дискуссионная
    тема – это тема, которая вызывает споры
    . (запись терминов и значений в
    тетрадь).

    В таком тексте
    должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос.   Даю
    вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд?
    Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек
    зрения
    .

    Сегодня мы рассмотрим,
    как работать над сочинением  на дискуссионную тему. Как вы думаете,
    какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную
    тему,  почему?

    Вашему
    вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите
    её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли
    разговор между ними дискуссией. Докажите.

     (О подарке.
    Это и есть предмет спора. Конкретно — о том,  каким должен
    быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте?

    Кто прав в
    этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение
    и обосновать его.

    Введение
    нового понятия «аргумент –
    мысль, суждение, доказательство,
    подкрепляется фактами, примерами из жизни»

    Формулирование
    и запись тезисов и аргументов:

    image001Прав
    дедушка                       Права внучка

    1.                                          
    1.

    2.                                           
    2.

    Подбираем
    аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что
    пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим
    ребят вспомнить  подходящие к данной теме пословицы.

    1. Тезис: прав
    дедушка

    2.
    Доказательства

    1)Мнение
    подруг из класса – потребительское

    2) Подарок,
    сделанный своими руками,  уникален, неповторим.

    7.Составление
    плана сочинения 
     КТО ПРАВ?

    1.                                            
    1.

    2. Прав
    дедушка                     2. Права внучка  

    1)                                              
    1) 

    2)                                              
    2)  

    3.
    Вывод                                  3. Вывод

           
    Что
    должно быть в пункте 1?

           
    О
    чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)

           
    Какой
    тип речи должен быть во вступлении?

           
    Можно
    ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?

           
    Как
    нужно начать рассказ о проблеме?  (однажды мы с дедушкой поспорили, какой
    подарок лучше…)

    7.«Отдых
    наш-физкультминутка,

    Занимай свои
    места.

    Раз присели,
    два-привстали,

    Руки кверху все
    подняли.

    Сели, встали,
    сели, встали

    Ванькой-
    встанькой словно стали

    А потом пустились
    вскачь,

    Словно мой
    упругий мяч.

    Определите,
    каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по
    вариантам), докажите свое мнение.

    Соревнования
    между рядами
    :  кто
    быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части
    сочинения-рассуждения

    1 вариант — Я  уверен…

                     
    Я    думаю (считаю, полагаю…), что…

                     
    Мне кажется, что…

    2 вариант — Докажем это.

                     
    Почему?  А вот почему…

                     
    Это можно объяснить так…

                     
    По-моему, прав…

                     
    Я    не могу согласиться с тем,  что… но…

                     
    Могут сказать (возразить),  что…

    3 вариант — Итак…

                     
    Таким образом…

                     
    Следовательно…

                     
    Я    понял, что…

    (

    8.А теперь
    предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в
    споре.  (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на
    дискуссионную тему.)

    — Что такое
    дискуссия? Что такое аргумент?

    — Что значит
    написать рассуждение  на дискуссионную тему?

    — Каким типом
    речи вы воспользуетесь в сочинении?

    9. Написание сочинения на тему «Кто прав в споре?»

  • Сочинение рассуждение на тему мой характер
  • Сочинение рассуждение на тему мои способности
  • Сочинение рассуждение на тему незаурядность характера катерины
  • Сочинение рассуждение на тему любите учиться
  • Сочинение рассуждение на тему мой чехов