Сочинение рассуждение на тему научная речь

С деловыми партнерами вы можете разговаривать во фривольной манере, а вот с родственниками во время ужина, не стоит общаться презентабельным

С деловыми партнерами вы можете разговаривать во фривольной манере, а вот с родственниками во время ужина, не стоит общаться презентабельным тоном. Может, каждый из вас замечал, что люди, которые общаются на работе, учебе официальных приемах, часто бывают не искренними в общении. Мужчина, который ухаживает за женщиной, женщина, которая кокетливо общается с мужчиной, не подозревают, что применяют сложны психологические приемы.
Общения приносит людям новый импульс, радость, наслаждение, они позволяют справиться со скукой, с рутиной повседневной жизни, а в профессиональной деятельности может поднять на новый уровень. Общения представляет собой процесс установления и развития отношений между индивидуумами, возможность понять друг друга, обмен информацией и так далее.

Как правильно, выражать свои мысли?

Умение человека выражать свои мысли – это и есть способность общаться. Согласитесь, что трудно общаться с человеком, который не способен сказать, чего он хочет. К примеру, если вы говорите с человеком в состоянии алкогольного опьянения. У него много философских мыслей, однако у него не получается их выразить словами.
Естественно, это крайний случай, однако в жизни, у каждого здравомыслящего человека есть минимальный словарный запас.
Вы могли встречать человека, которому, чтобы объяснить свои эмоции, собственное впечатление, не хватало слов. Он не мог обозначить образы и мысли, находящиеся в его голове. Некоторые словам можно часто услышать в разговоре, например «эм» и прочие. Может, и с вами такое было? Тогда у вас есть маленькая проблемка с выражением мыслей. Она маленькая, поскольку преодолима. Далее мы вам расскажем об упражнениях, которые смогут развить эту способность.

Как научиться общаться: упражнения

Больше читайте

Дабы уметь гладко и последовательно выражать мысли необходимо иметь большой словарный запас. Дабы он был таковым – нужно повысить собственную степень начитанности, читайте книги, журналы, газеты, литературу и прочее. У вас отложатся слова, у которых сходное значение, а значение новых слов вы можете узнавать со словарей.

Большей общайтесь

Обсуждая с людьми разнообразные темы или просто общаясь, вы сможете больше узнать. Если у вас большой запас слова, то это еще не значит, что вы сможете правильно их употребить. Если вы сталкивались с этим, то сейчас мы вам дадим несколько советов.
Возьмите любое слово и дайте ему определение в виде связного законченного предложения, будто спрашиваете у самого себя: «Что такое… улыбка?», «Что значит… дышать?»
Загадайте себе 3-4 слова и при помощи их составьте предложение, и чем больше вы их составите, тем лучше. Также полезно проводить такие тренировки и с маленьким ребенком.

Трудности в общении с людьми

Когда человек общается непонятными словами

Невозможно не вспомнить о трудностях, которые возникают в общении, если человек разговаривает непонятными для других людей фразами или словами. Это может быть научная терминология, набор жаргонных фраз, нецензурная лексика. Это связано с культурой и образованием. В таком случае следует чувствовать собеседника, спросить, понимает ли он данные слова или же объяснить ему их.

Подход в общении

Это довольно важный момент, поскольку умение подобрать слова для той аудитории, что вас слушает, дорогого стоит. Это манера общения, стиль. Необходимо использовать слова, которые будут уместны и понятны данному кругу слушателей. В разных социальных группах, нужно использовать разные слова, к примеру, в кругу друзей одни, а на совещании другие.
Чтобы узнать будут ли слова уместны или нет, просто поставьте себя на место человека, к которому вы обращаетесь, и заем со стороны оцените себя. Для конкретных ситуация лучше воспользоваться конкретными фразами и выражениями.
Если вы на собеседование громко скажите «Респект и уважуха», то вас могут сразу выставить за дверь. Общение выражается степенью его заинтересованности и отношением к собеседнику.

Необходимый темп речи

Он зависит от ситуации, к примеру, для горячих прений можно использовать быстрый темп, а в другой ситуации подойдет медленный. Но важно, чтобы произношение было размеренным и ровным. Даже если появилось стремление донести какую-нибудь новость или произошел всплеск эмоций, необходимо пытаться, чтобы в вашей голове сначала выстроились мысли в связную речь, и лишь затем превратить их в слова.
Есть упражнение, которое поможет излагать мысли в одинаковом темпе. Когда идите, просто что-то говорите, можно про себя или вслух, и за каждый последующий шаг произносите одинаковое количество слов, около двух слов за шаг.
Как только научитесь выражать мысли, то сможете избавиться от таких слов паразитов, как «ну», «короче», «эм». Эти слова говорят люди, у которых ограниченный словарный запас, а также те, кто быстро говорят.

Чувство юмора

В любом общении не обойтись без этой составляющей. С помощью юмора можно разрядить накаленную обстановку. Даже во время совещания будет вполне уместна шутка, только вставленная в нужный момент.

Видео уроки

Сочинение.
Фонвизин — «Друг свободы»

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в дворянской семье. Учился в гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. Входил в кружок известного стихотворца попечителя Московского университета Хераскова. Состоял на службе в Иностранной коллегии, был секретарем Никиты Панина, крупного политического деятеля екатерининских времен. По поручению Панина Фонвизин написал “Рассуждение” — политический трактат в форме памфлета, остро критиковавший порядки самодержавной России. Это сочинение распространялось в списках и впоследствии оказало известное влияние на декабристов. Как дипломат, Фонвизин путешествовал по Европе и оставил чрезвычайно интересные письма, в которых правдиво отразил обстановку во Франции накануне революции. Если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого смело были обличены пороки и нравы господствующего сословия, то прежде всего мы назвали Д. И. Фонвизина. В юности он написал несколько стихотворных сатир, столь смелых и оригинальных, что они с необычайной быстротой облетели Москву, не будучи напечатанными. В них Фонвизин выступает как непримиримый враг тирании. Недаром Пушкин назвал его “другом свободы”. В “Послании к слугам…” Фонвизин рисует типические характеры барина и слуг: Попы стараются обманывать народ, Слуги — дворецкого, дворецкие — господ, Друг друга — господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя; И всякий, чтоб набить потуже свой карман, Стих Фонвизина исполнен комической силы; его неторопливая, свободная строфа с отточенными афоризмами, философской остротой, тонкой характеристикой персонажей заставляет вспомнить не только басни Крылова и эпиграммы Пушкина, но и бессмертную комедию Грибоедова “Горе от ума”. Белинский говорил, что фонвизинское “Послание” “переживет все толстые поэмы того времени”. Фонвизин вошел в историю русской литературы как автор комедий “Недоросль” и “Бригадир”. Это лучшее, что создал писатель. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась даже императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина, отмеченное его современниками, к поныне поражает нас. Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского гуманизма в России XVIII века. Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью в сердце наблюдал он нравственное опустошение некоторых представителей своего сословия. Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом он видел причину всех общественных зол: “Мне случилось по земле своей поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презренных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих”. И вот что растерзало писателю сердце. Об этом писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю “Былей и небылиц”, т. е. к самой императрице Екатерине II. Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями: Вольтером, Дидро, Д’Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа. Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями, острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.
Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами “Трутень” и “Живописец”. Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным “Недорослем” и. наконец, А. Н. Радищев со знаменитым “Путешествием из Петербурга в Москву” —- таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянском революционной мысли.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 24» ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Возраст обучающихся: 10 – 11 лет

Срок реализации: 1 год.

Автор – составитель: Т.В.Вязова

Ульяновск, 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная авторская программа является адаптированной, имеет научно-познавательную и культурологическую направленность.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по развитию речи учащихся.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Данная программа имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

В основу тематического планирования программы положены следующие темы:

  • Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

  • Изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, синонимы, антонимы и т.д.

  • Стили речи и их лексика: художественный, официально-деловой, научный, публицистический, эпистолярный.

Новизна программы:

-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества, изобразительно-выразительных средств языка ; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения.

-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности и речи учащихся.

-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив в любую тему, работу.

Основные принципы реализации программыдоступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

— общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Формы контроля полученных результатов:

1.Изложения и сочинения (по одному в месяц).

2. Анализ каждой работы, редактирование текстов.

Количество учащихся в группе не более 25. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников 4-го класса 40 минут. Всего по программе 34 часа за учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса по развитию речи.

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения и (или) небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Кружковые занятия ознакомят детей с типами речи (по­вествование, описание, рассуждение), стилями речи, а также с ее основными изобразительно-выразительными средствами.

В первой четверти на занятиях дети научатся писать небольшие повествования (рассказы), описывать различные предметы, рассуждать, отличать типы речи один от другого.

В течение второй и третьей четвертей дети познакомятся с не­которыми изобразительно-выразительными средствами языка (мета­форой, сравнением, эпитетом, синонимами и антонимами, фразеоло­гизмами), научатся использовать их в своей речи, отличать друг от друга.

Четвертая четверть посвящена знакомству с основными, книжными стилями речи: научным, официально-деловым, публицистическим (по­нятие о художественном стиле дается учащимся на занятиях 1-3 чет­вертей).

Занятия проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю. Практические занятия, на которых дети выпол­няют творческие работы (различные виды изложений и сочинений), перемежаются с коррекционными / на этих занятиях детские работы анализируются/

Количество изложений примерно равно количеству сочинений. Такая планировка занятий позволяет детям сначала учиться точно и выразительно излагать свои мысли на классических образцах ху­дожественной литературы (изложения), а затем уже пробовать- свои силы, используя полученные знания и умения.

Тексты для изложений отобраны доступные, но вместе с тем синтаксически сложные, эмоционально богатые, познавательные. Авторы этих текстов давно известны людям, любимы ими: Н.Сладков, В.Бианки, И.Соколов-Микитов, Г.Сктвбицкий и т.д.

Тематика сочинений отличается разнообразием (сочинения по представлению, по картине, сочинения-описания, рассуждения, по сюжетным картинкам, по художественному произведению).

Программа содержательно опирается на материалы учебных программ по другим предметам: русского языка, литературного чтения, мира вокруг нас и т.д.

ПОЧАСОВОЕ ПРАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

1 ЧЕТВЕРТЬ

1. Введение. Речь, ее типы, виды, Формы, стили. Изложения и

сочинения.

2. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Изложение — повествование «Живое облако» В.Бианки.

3. Обсуждение итогов изложения.

4. Изложение-описание «Барсучонок». Г.Скребицкий.

5.Обсуждение.

6. Сочинение-описание «Встреча с животным».

7. Обсуждение.

8. Сочинение-рассуждение на свободную тему.

9. Обсуждение.

2 ЧЕТВЕРТЬ

1. Изобразительно-выразительные средства языка.

Сравнение.

Изложение «Лесные воздухоплаватели». В.Бианки.

2. Обсуждение.

3. Сочинение по картине Куинджи «Березовая роща».

4. Обсуждение.

5. Эпитеты.

Изложение «Одуванчики». И.Соколов-Микитов.

6. Обсуждение.

7. Сочинение-описание по картине с изображением филина.

8. Обсуждение.

3 ЧЕТВЕРТЬ

1. Метафоры.

Изложение «Косачи». Н.Сладков.

2.Обсуждение.

3. Сочинение-представление «Сказка морозного узора».

4. Обсуждение.

5. Фразеологизмы.

Сочинение по сюжетным картинкам Н.Радлова «Кошка и мышка».

6. Обсуждение.

7. Синонимия и антонимия.

Изложение «Купание медвежат». В.Бианки.

8. Обсуждение.

9. Сочинение по сюжетным картинкам Н.Радлова «Две кошки и птичка».

10. Обсуждение.

4 ЧЕТВЕРТЬ

1. СТИЛИ РЕЧИ

Научный стиль и его лексика.

Изложение энциклопедической статьи «Земля».

2. Обсуждение

3. Публицистический стиль и его лексика. Сочинение статьи об охране природы.

4. Обсуждение.

Официально-деловой стиль.

Изложение «Изготовление кокона из ниток».

6. Обсуждение.

7. Одна из разновидностей художественного стиля – эпистолярный.

Сочинение-письмо о родном городе, адресованное иногороднему другу.

8. Обсуждение.

ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

I ЧЕТВЕРТЬ.

1. ТИПЫ РЕЧИ: повествование, описание, рассуждение.

«Живое облако». В. Бианки.

Однажды летом много людей прогуливались по набережной реки. День был безоблачный, знойный.

Вдруг за широкой рекой показалось большое серое облако.

Все остановились» и стали на него смотреть: облако неслось совсем низко, над самой водой — и росло на глазах.

Вот с шелестом и шуршанием оно окутало собою гуляющих, — и тут только стало понятно, что это не облако, а громадная стая стрекоз.

В одно мгновение все вокруг волшебно изменилось. От движе­ния крылышек побежал легкий прохладный ветерок. Все с восхищень­ем смотрели, как солнце просвечивает сквозь цветные слюдяные кры­лышки стрекоз, как радужно мерцает воздух.

Лица всех гуляющих сразу стала пестрыми: на них играли кро­шечные радуги, солнечные зайчики, искорки.

Живое облако с шуршаньем пронеслось над набережной, поднялось выше и скрылось за домами.

Это вывелись молодые стрекозки и все сразу, дружной стаей, полетели искать себе новые места для жилья. А где они вывелись и где опустились, — так никто и не узнал.

2. Изложение-описание «Барсучонок». Г. Скребицкий.

Однажды мама позвала меня: «Сынок, смотри, какого бутузика я принесла!»

Я бросился к дому. Мама держала кошелку, там на под­стилке из травы и листьев копошился кто-то толстый в серебристой шкурке.

Мы вошли в комнату, подошли к дивану. «Ну, вылезай, малыш, не бойся!»- предложила мама.

Из кошелки показалась продолговатая мордочка с черным носи­ком, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: верхние и нижние части ее – серенькие, посредине, от носа к ушам тянулись широкие черные полосы.

Малыш выбрался из кошелки. Какой же он был занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шерстка светлая, серебристая. Ножки темные, словно он нарядился в черные сапожки и черные ва­режки. Мама достала из буфета пузырек с соской и налила туда молока. Малыш сразу смекнул, в чем дело, всю соску в рот забрал и даже глаза зажмурил от удовольствия.

II ЧЕТВЕРТЬ

3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО — ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫKA. СРАВНЕНИЕ.

Изложение «Лесные воздухоплаватели». В. Бианки.

Бабье лето. Небо высокое-высокое, чистое, воздух чуть мо­розный и весь между деревьями, кустами и травами разрезан блес­тящими, точно серебряными паутинками. Тончайшего тканья паутин­ки и все унизаны мелкой-мелкой, точно бисеринки, росой.

В середине каждой — паучок» Один натянул свою серебряную нить между ветвями двух елушек. Паутинка его кажется хрусталь­ной от капелек холодной росы, дрожащих, как слезки на длинных-длинных ресницах.

Сам паучок свернулся крошечным шариком, замер, не двига­ется.

Ах, как полетать хочется! Но крыльев у паука нет — как по­летишь? А вот (надо же ухитриться!) превратились некоторые паучки в пилотов-воздухоплавателей.

Паучок из брюшка выпустит тонкую паутинку, зацепит ее за куст,- ветер ее подхватит, туда-сюда рвет, а разорвать, не мо­жет: она крепкая, как шелковинка.

Паучок сидит и мотает паутинку. Сам спутается — весь как в шелковом шарике — а паутинку все больше отпускает. Наконец, паучок откусывает паутинку и летит, подхваченный порывом ветра.

В теплую осеннюю пору много таких парашютистов разрезают воздушное пространство серебристыми блестящими стрелками своих паутинок. В народе о них говорят : «Серебрятся седые волосы осени».

4. METAФOPЫ.

Изложение «Косачи». Н.Сладков.

Хорошо, что в это утро я не нежился в теплой постели! В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

Лесная поляна была похожа на круглый стол под травотканной золотистой скатертью. А посредине были расставлены черные чай­ники. Они пыхтели и булькали от нетерпения. Затевалось грандиоз­ное чаепитие!

Чайники булькали и клокотали. Из черных носиков с шипением вырывался пар — чуфшши! Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали. И дребезжали … крыльями!

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопченные охотничьи чайники. Шейки-носики загнуты вверх, косицы хвоста изогнуты ручкой. Горят раскаленные угли красных бровей, из носиков вырывается пар. И так друг на друга наскакивают, что только перья-брызги летят! Тетере­виный ток — шумное чаепитие.

III ЧЕТВЕРТЬ.

5. ЭПИТЕТЫ.

Изложение «Одуванчики». И. Соколов-Микитов.

У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в широких зеленых лугах, даже у самых порогов деревенских домов все лето цве­тут одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце, с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а со­зревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик, дунешь на ша­рик — поплывут, полетят в воздухе семена (легкие, летучие). Поэтому и называется цветок одуванчиком.

Весь день следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики сверты­вают свои лепестки.

Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчика. Только с восходом солнца они открываются, как бы радостно улыбаясь, ши­роко раскрывают золотые свои головки.

В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики.

6. СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ.

Изложение «Купание медвежат». В. Бианки.

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услы­шал треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун — ее годовалый сын, медвежья нянька. Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за ши­ворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал его в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Мед­вежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень до­вольны купанием: день был знойный, и им было жарко в густых, лох­матых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева, и пошел домой.

IV.ЧЕТВЕРТЬ

7. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ И ЕГО ЛЕКСИКА.

Изложение энциклопедической статьи «Земля».

Земля — третья от солнца планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг него по эллиптической орбите со скоростью 29,765 км/с.

Имеет спутника — Луну, обращающеюся вокруг Земли на расстоянии 32 400 км.

Период вращения Земля вокруг оси вызывает смену дня и ночи, а обращение вокруг Солнца — смену времен года.

Форма Земли — эллипсоид, сфероид. Средний радиус 6371,032 км. Площадь поверхности — 510,2 млн. кв. км.

По современным представлениям Земля образовалась около 4,7 млрд, лет назад из рассеянного в Солнечной системе газово-пылевого вещест­ва. В составе Земли преобладают железо, кислород, кремний, магний.

Большая часть поверхности Земля занята океаном, суша образует 6 материков и острова. Горы занимают 1/3 поверхности суши, пустыни — 1/5, редколесья — 1/5, леса. — 1/3, ледники — 1/10.

Около 3 млрд. лет назад на Земле возникла жизнь, началось раз­витие биосферы. Новый фактор, оказывающий мощное влияние на биосферу -производственная деятельность человека, появился на Земле не менее 3 млн. лет назад.

8. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ И ЕГО ЛЕКСИКА.

Изложение «Изготовление кокона из ниток».

Надуем воздушный шарик размером с яблоко, хорошо его завяжем. Конец нитки отрежем.

В баночку положим катушку ниток. Конец нитки проденем в иглу и проколем ею бутылку с силикатным клеем. Иголку снимем, вытрем, убе­рем на место.

После этого несколько раз потянем нитку в разные стороны, про­верим, легко ли она проходит.

Берем в левую руку воздушный шарик и начинаем обматывать его ниткой с клеем. Это мы делаем кокон. Из одной катушки может выйти два очень красивых кокона. Мокрый кокон следует положить сохнуть на кле­енку. Через 4 часа он будет готов.

Когда кокон высохнет, из него нужно вынуть воздушный шар. Осторожно проколем его иглой и вынем через ячейку в нитяной сетке. У вас в руках ажурное изделие из волшебной паутинки.

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

Автор: Татьяна Моржева

Сочинение-рассуждение как вид грамматического разбора в 4 классе.
Из опыта. Н.А.Дурыманова, учитель начальных классов, Краснодарский край.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
Проблемы выбора эффективных приемов обучения грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий.
Фонетический, грамматический, орфографический и другие виды разбора в начальной школе практикуются широко, приемы их проведения разработаны достаточно полно, поэтому они здесь рассматриваться широко не будут.
Учащиеся начальной школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики. Хочется сделать лишь одно замечание: производя разбор, учащиеся должны не только констатировать соответствующие факты, а и объяснять их.
В статье будут приведены примеры с уроков повторения в конце учебного года по темам «Мягкий знак в глаголе в 4 классе» и «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста).
Некоторые методы и приемы развития мыслительных и речевых навыков:
1.Вопросы причинно-следственного характера.
2.Ответ-рассуждение.
3.Составление плана параграфа учебника.
4.Составление алгоритма к правилу.
5.Выборочный ответ.
6.Сочинение- рассуждение.
Кроме названных методов и приемов, формирование развития мыслительных речевых навыков, как известно, способствуют свободные и творческие диктанты, изложения, сочинения-рассуждения и др. Они описаны в методической литературе и широко используются в повседневной учительской практике.
Эффективным методом формирования мыслительных навыков является сочинение-рассуждение на материале изучаемой темы по языку. Рассуждение помогает автору сочинения сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. В качестве примера приведу сочинение на тему «Мягкий знак в глаголе в 4-ом классе».
Сочинение-рассуждение.
План.
1.        Разделительный мягкий знак.
2.        Мягкий знак после шипящих.
3.        Правописание  -тся и –ться.
Мягкий знак в русском языке употребляется для обозначения мягкости согласных и как разделительный мягкий знак. Например, в слове галька мягкий знак обозначает, что звук [л] здесь мягкий, а в слове колья еще и показывает раздельное произношение звука [л] и  [йа].
Мягкий знак может играть и другую роль. Например, в глаголах идешь, учишься, съешь мягкий знак служит для обозначения 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся  и  -ться пишутся с мягким знаком, когда стоят в неопределенной форме, например: Клуб будет строиться. Если же глагол стоит в 3-ем лице, то мягкий знак не пишется: Клуб строится.
Сочинение-рассуждение на тему: «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста).
Вступление.
Чтобы определить границы предложения, употребляются такие знаки препинания, как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. Но почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?
Основная часть.
Раньше всех, как утверждают учёные, появилась точка. Это слово образовано от слова «точь», которое этимологически связано с глаголом «ткнуть». В древнерусских текстах точка иногда ставилась не только в конце предложения, но и между словами и даже внутри слов. В наши дни этот знак препинания ставится после повествовательных или побудительных предложений, если в них дополнительно не выражено чувство.  Таких предложений в прочитанном нами тексте большинство. Например: (указать номера предложений …).
Вопросительный и восклицательный знаки стали употребляться в XVI веке. Причём известно, что восклицательный знак появился несколько позже, чем вопросительный.
В конце предложения, выражающего вопрос, ставится вопросительный знак. Например: (указать номера предложений …).
В предложении могут выражаться сильные чувства. Согласно правилу, в конце таких предложений ставится восклицательный знак.  Найду в тексте такие предложения. Это (указать номер предложений).
Подобные примеры могу быть использованы при повторении нескольких тем одновременно.
Грамматический разбор относится к числу важнейших упражнений в начальной школе, он способствует сознательному усвоению знаний, их обобщению и систематизации. Во всех видах грамматического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность.
Современный урок- это урок, дающий высокий учебно-воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии, урок, который способствует привитию интереса к предмету, урок, не оставляющий учащихся равнодушными.
__________________________________________________
1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. / Н.Ф Талызина.  – МГУ, (М,1975, с.41-42,147).
2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2000.
3. Виды анализа языкового материала на уроках русского языка. Начальная школа.-1983.-№4.-С.24.
4. Баранова М.Т. Русский язык. Справочные материалы. М. «Просвещение»,2005г.

Сочинение – рассуждение  «Зачем человеку речь?»
Цели: развивать речь учащихся путём расширения словарного запаса; учить составлять план и работать  с ним; рассуждать, сопоставлять, приводить примеры для доказательства темы. Воспитывать интерес к русскому языку, истории.
1. Слово учителя.
«Всякий знает, что превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово. Литератор, работая, одновременно превращает и дело в слово, и слово в дело. Основной материал, с которым он работает – слово.
Народная мудрость очень чутко и метко в форме загадки определяет  значение слова: «Что такое: не мед, а ко всему льнет?»
Что же такое слово? Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота». Заглянем в толковый словарь: «Слово – единица речи, представляющая собой звуковое выражение  понятия о предмете». Когда мы произносим какое-нибудь слово,- пишет В.Г.Белинский,- то соединяем с ним в уме нашем понятие о каком-нибудь предмете, так например, произнося  слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т.е. светом, жгучестью и горением.
2. Беседа о функции речи, о роли слова.
– Для чего нужна речь? (ответы)
М.В. Ломоносов говорил: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому».
– Объясните как вы это понимаете? (ответы)
Вывод учителя: т.е. речь является средством общения между людьми.
Великий Л.Н.Толстой  писал: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно  служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
– Объясните, как слово может быть оружием мира и войны (ответы)
К.Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».
В.И.Ленин: «Это язык Тургенева, Толстого, Добролюбова,Чернышевского- велик и могуч».
– Приведите примеры, где через слово великие поэты передавали свою любовь к Родине, бескрайним лесам и рекам…(ответы)
А.И.Куприн писал: «Язык – история народа»
– Порассуждайте об этом (ответы)
Продолжим мысль Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
3. Работа над планом (дать готовый план).
1. Слово – единица речи
Дать определение речи, можно из словаря.
Из чего состоит речь?
2. Функция речи и слова:
а)  средство общения между людьми
Как люди общаются?
б)  средство выражения мыслей
Можно ли думать без языка?
в)  оружие мира и войны
Как может влиять слово на мир во всём мире? Может ли слово разжечь войну?
г)  история народа
Что мы знаем об истории, традиции народа
3. язык великих
Напишите  какое  высказывание вам понравилось и почему?
4. индивидуальная работа над сочинением
Из детских сочинений
«Русский язык велик и могуч»
В.И.Ленин
Речь – это выражение наших мыслей словами. Множество слов, взаимосвязанных между собой по смыслу, составляют речь человека.
В первую очередь речь помогает людям говорить друг с другом. При встрече двух друзей  завязывается разговор, который называется диалог. Речь бывает устная и письменная. Существует поговорка «что написано пером, то не вырубить топором». В древности люди общались с помощью жестов. Со временем народы разных стран придумали свой язык общения. Поэтому в мире очень много различных языков, которые являются достоянием каждой нации. Речь помогает странам и людям договариваться о мире. Но неосторожная грубая речь может разжечь войну между ними. Поэтому общаясь друг с другом нужно следить за своей речью, чтобы неосторожным словом не обидеть человека. Ведь «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Мне очень понравились слова А.И Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Атауллина Эвелина

Обучение написанию сочинений в начальной школе
МЕНСКАЯ Марина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №1
Известный публицист А. Н. Привалов писал: «Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научаются думать».
Методика обучения написанию сочинений актуальна не только в условиях введения итогового сочинения в качестве допуска выпускников 11-х классов к прохождению государственной итоговой аттестации, но и интересна с профессиональной точки зрения.
Не многие из нас, в том числе и я, могут похвастаться тем, что обучение написанию сочинений – «мой конёк». Кто-то из педагогов  утешают себя тем, что их дети умеют самостоятельно писать сочинения. При этом либо предварительную подготовку, либо переписывание на чистовик ученики выполняют дома. Не трудно догадаться, что без участия родителей здесь не обходится. Большинство же ведёт эпизодическую работу,  надеясь, что  в среднем и старшем звене специалисты научат.
Изучая эту проблему, я поняла, что без помощи моих коллег, а также учителей старших классов, непосредственно готовящих выпускников к ГИА, мне не обойтись. Я провела опрос педагогов своей кафедры, выслушала рекомендации учителей-филологов, чьё мнение для меня было наиболее интересным. Прочитала старые и новые методические пособия, статьи и публикации на различных сайтах.  Поверьте, это было не только интересно, но и очень полезно.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Речь появляется еще в раннем детстве и постепенно обогащается, усложняется. В толковых словарях сущность понятия «речь» раскрывается, как способность говорить, говорение. Психологи утверждают, что речь для младшего школьника является средством активной деятельности и успешного бучения.
Одной из главных задач деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешной ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.
Особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.
Известно, что сочинения в 1–4 классах должны быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать.
Конечная цель речевого развития учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли
Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: в развитии связной речи учащихся, а также формировании творческой, способной к самовыражению, личности, немаловажную роль играют сочинения-рассуждения.
Бесспорно, что для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи. И если эту работу вести  в системе, то можно добиться неплохих результатов.

  • Сочинение рассуждение на тему метафора
  • Сочинение рассуждение на тему лес источник жизни
  • Сочинение рассуждение на тему конфликт желаемого и возможного
  • Сочинение рассуждение на тему использование иностранных слов в современном русском языке 8 класс
  • Сочинение рассуждение на тему кого можно назвать образованным человеком