Сочинение рассуждение на тему можно ли судить о людях по их внешнему виду и поведению

Сочинение по пословице урок развития речи в 6 классе цель урока. повторить материал по теме пословица, изученный ранее на уроках

Сочинение по пословице
Урок развития речи в 6 классе

Цель урока. Повторить материал по теме «Пословица», изученный ранее на уроках русского языка и литературы. Обучить методике написания сочинения-рассуждения по пословице с опорой на жизненный опыт учащихся и примеры из художественной литературы.
Ход урока
Организационный момент (объявление темы и целей урока).
Беседа по вопросам (проверка домашнего задания).
1.    Что такое пословица?
Учащиеся зачитывают определения, найденные ими в различных словарях. Например, у В. И. Даля: «Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора»; у С. И. Ожегова: «Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм»; в ЛЭСе: «Краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа».
В конечном счете учеников следует привести к пониманию того, что пословица – это афористичное изречение, иносказательного характера, выражающее коллективную народную мудрость.
2. Приведите примеры пословиц и определите их темы.
3. Какие ценности утверждают пословицы? Какие пороки высмеивают?
4. Прочтите записанные на доске пословицы, относящиеся к теме «Слово»:
— Лучше ногою запнуться, чем языком.
— Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.
— Меньше говори, да больше делай.
— Не спеши языком, а спеши делом.
— Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
— На языке мёд, да под языком лёд.
— Река познаётся в течении, человек – в беседе.
— Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.
— Хорошим словом мир освещается.
— Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает.
— От хорошего слова и память добреет.
5. Проанализируйте особенности построения пословиц.
6. Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в пословицах? (Метафоры, сравнения.)
7. С какой целью мы используем пословицы в речи?
8. Чему учат записанные на доске пословицы?
9. Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?
Анализ пословицы «Река узнается в течении, человек – в беседе»
1. Запись пословицы. Орфографический и пунктуационный комментарий (орфография: безударные гласные, окончания существительных (ср.: в течении реки – в течение урока), -тся в глаголе; пунктуация: знаки препинания в сложном предложении, в неполном предложении).
2. Содержательный анализ:
•    Каков принцип построения пословицы? (Противопоставление.)
•    Какую идею призвано выразить это противопоставление?
•    Назовите ключевые, вскрывающие смысл пословицы слова (река, течение, человек, беседа). Прокомментируйте каждое из этих слов в контексте пословицы и в их переносном, расширительном значении. (Можно для сравнения вспомнить выражение Льва Толстого «Люди как реки».)
•    Какие грани человеческой личности раскрываются в речи, в беседе?
•    Всегда ли можно досконально узнать человека по тому, как он говорит?
•    Можно ли считать универсальной, неоспоримой высказанную в этой пословице мысль?
•    Приведите примеры из художественной литературы, из личного опыта, иллюстрирующие или опровергающие пословицу.
•    Вспомните другие пословицы, иначе трактующие эту тему (Мягко стелет, да жестко спать; На языке – мед, под языком – лед).
Знакомство с жанровыми формами сочинения по пословице и их структурными особенностями.
1. Сочинение-рассуждение – жестко структурированное высказывание: тезис, аргументы, вывод. (Можно на доске подготовить клише, облегчающее работу над сочинением этой разновидности.)
2. Эссе – свободное по форме размышление на заданную тему и в связи с ней.
Формулировка задания: написать сочинение-рассуждение по пословице «Река узнается в течении, а человек – в беседе».
Работа над черновым вариантом сочинения может быть начата на уроке при участии учителя. Окончательный, чистовой вариант создается дома.
Сочинение Рябовой Юлии, ученицы 7 класса средней школы № 1 г. Краснокамска,
занявшей I место в областном конкурсе «Грамотей-2000»
Река узнаётся в плавании – человек в беседе?*(корейская пословица)
Ключевые слова данной пословицы: «плавание», «река», «человек», «беседа» – помогают раскрыть её тему – тему познания характера человека. Ключевое слово «плавание» имеет неисчерпаемо богатый смысл. На мой взгляд, плавание (то же, что и течение) может быть бурным, ошеломляющим, быстрым, как и человеческая жизнь.
Возможно, мудрость этой пословицы продиктована многовековым жизненным опытом. Но верна ли она на самом деле? Действительно ли человек познаётся в беседе? На эту тему я хотела бы порассуждать.
Бесспорно, по речи человека можно судить о его грамотности, вежливости, тактичности, о его интеллекте, наконец. Но можно ли по беседе с другими судить о его характере? Мне кажется, что характер человека можно узнать лишь по его поступкам. Ведь человек в сущности – это ряд его поступков.
Люди могут уметь говорить литературным языком, но кто знает, что у них за душой во время разговора? И только когда человек совершает какой-то поступок, положительный или отрицательный, мы можем познать его характер до конца. Поэтому мне кажется, что эта пословица не совсем правильная.
Но бывают и такие люди, которые говорят с душой, призывая нас к чему-то или наставляя на путь истинный.
В наше время трудно узнать человека в беседе, потому что сейчас все люди стремятся завоевать доверие других красивой речью. Возьмём, к примеру, политиков, которые каждый день, обращаясь к простому народу с речью, обещают ему беззаботную, обеспеченную жизнь, но сами-то они для этого ничего не делают!!!
Поэтому я не разделяю мудрость этой пословицы и считаю, что узнать человека можно не только по его речи, но и по его поступкам.
Я так думаю. А вы?
Стиль автора воспроизведён без изменений.
——
* Обращаем внимание коллег на разные варианты постановки знаков препинания в одной и той же фразе.
ЦККПСС
11 сент. 2015 г., 4:55:26 (3 года назад)
разбери пословицу
что она означает
а потом легко будет написать
2344567
11 сент. 2015 г., 7:12:28 (3 года назад)
Комментарий удален
Бэбикласс
11 сент. 2015 г., 8:01:09 (3 года назад)
что за пословица то
KINJAL56
11 сент. 2015 г., 10:26:30 (3 года назад)
под лежачий камень вода не течет
GAME3
11 сент. 2015 г., 12:17:16 (3 года назад)
но я поняла
582911
11 сент. 2015 г., 14:13:05 (3 года назад)
Для 4-го класса, нет, я фас!
Вы находитесь на странице вопроса «помогите написать сочинение по пословице для 4 класса«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «1-4» классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

Смотрите также:

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

История женитьбы Татьяны, кратко

Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Черты характера Герасима: 

Трудолюбие. Работал за четверых. 

Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

Умение держать слово. Утопил Муму.

Сравнения и гиперболы:

Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

Многомудрый Литрекон советует Вам прочитать краткое сочинение-рассуждение для 9 класса на тему: Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Отношения пары занимают главное место в сюжете книги. План сочинения прилагается. Приятного просвещения!

Вариант 1

(511 слов) Евгений Онегин и Татьяна Ларина — это главные герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно отношения между ними стали основной сюжетной линией произведения. Автор соединил их, чтобы на контрасте показать характер каждого и провести персонажей через огонь, воду и медные труды испытания любовью. Благодаря ему мы лучше узнали Татьяну и Евгения, а также прочитали важные и откровенные главы из «энциклопедии русской жизни» начала 19 столетия.

Евгений познакомился с Татьяной в ее доме, когда пришел в гости к Лариным вместе с Ленским. Ему было любопытно посмотреть на невесту Владимира, но Ольга не произвела на него впечатления. Зато Татьяна ему понравилась: «Я выбрал бы другую» — сказал он Ленскому, имея в виду старшую сестру. Героиня была серьезна, задумчива, скромна. Но в душе ее скрывалось теплое чувство к Евгению. После его визита соседи судачили о помолвке, и эти слухи даже грели сердце девушки. «Душа ждала… кого-нибудь» — разъясняет ее поведение автор. Действительно, Татьяна много читала о любви и грезила о большом и чистом чувстве на всю жизнь. Но совсем не таким был циничный и уставший от красавиц Евгений. Он уже давно волочился за девицами лениво, откровенно радуясь их уходу или отказу. Однако Татьяна была не такой, как все. Она не кокетничала, не завлекала, а пожертвовала своей репутацией, прислав Онегину письмо с помощью няни. Героиня откровенно призналась в любви: «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя». Евгения растрогало это послание, но ответить на него он не мог, ведь он не хотел связывать себя узами брака и уж тем более обманывать невинную девушку. Евгений встретил Татьяну в саду и рассказал исповедь своей жизни. «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас» — в этой фразе герой выразил свое неумение любить. Он был поверхностным человеком, ничем не увлекался всерьез, а потому считал, что блаженство брака ему недоступно. Да, он был эгоистом, но и в благородстве отказать ему нельзя, ведь он честно предупредил Татьяну и не сделал ее жертвой своего изъяна. 

Героиня смирилась с судьбой. Болезненный урок научил ее разбираться в людях и правильно расставлять жизненные приоритеты. Она вышла замуж за богатого князя, который сделал ее светской дамой. Он «безумно», по выражению автора, любил жену, но ее сердце было раз и навсегда отдано Евгению. Впрочем, это не помешало ей стать верной супругой. Эту долю она сама предсказала себе в письме Онегину. А Евгений после долгой разлуки с трудом узнал в холодной светской красавице задумчивую деревенскую девушку. Он страстно полюбил Татьяну, но на этот раз она преподала ему урок. Назвав чувство Евгения «мелким», героиня отвергла его, ведь «другому отдана». 

Татьяна, будучи цельной натурой, воспитанной крестьянкой в русских традициях, выдержала испытание любовью достойно, так как у нее были твердые убеждения и христианские ценности. А вот Евгений, избалованный французским гувернёром и развращенный лицемерным светским обществом, провалил свой экзамен и потерял шанс на счастье, потому что в его воспитании были опущены семейные ценности и нравственные табу. Онегин жил для собственного удовольствия, поэтому не нашел ничего, что было бы больше наслаждения. Татьяна же, прежде всего, думала о других, поэтому у нее всегда останется если не любовь, то чувство морального удовлетворения от жизни.

План краткого сочинения на тему «Евгений Онегин и Татьяна Ларина»:

  1. Вступление: назначение любовной линии в романе;
  2. Основная часть: описание взаимоотношений героев до и после разлуки;
  3. Заключение: сравнение героев и подведение итогов.

Вариант 2

(583 слова) Отношения Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали основой сюжетной линии романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Конечно, сама по себе любовная история очень интересна и поучительна, но автор смотрел глубже: он сталкивал и сравнивал два мировоззрения, два мира — традиционно европейский и исконно русский. Две принципиально разных системы ценностей не смогли сплотиться в гармоничный союз, хотя тянулись друг к другу, как кольца Альманзора.

Автор неслучайно заострил внимание на воспитании Татьяны и Евгения, на ранних годах их жизни. Между ними есть и сходства, и различия. Татьяна в родной семье «казалась девочкой чужой». Евгений тоже не имел особой близости с родственниками, а в коллективе ограничивался поверхностными связями. Он тоже чуждался общества и не находил себе места. Однако тут же становится очевидным большое отличие: Татьяна воспитывалась вдали от высшего света и в лоне сплоченной семьи, которая часто проводила время вместе, хоть и не отличалась единством мнений; Евгений рос под патронажем гувернера и вдали от родителей: о матери мы ничего не знаем, а отец его вел легкомысленный образ жизни, сыном не занимался, а впоследствии оставил мальчика без состояния, прокутив все на балах. Совсем другим был Дмитрий Ларин. Он жил скромно и скопил дочерям приданое. Он проводил с детьми время и был хорошим отцом. Поэтому Татьяна была привязана к родственникам и высоко ставила семейные ценности. Вместе с Ольгой она плакала на могиле Ленского, вместе с матерью отправилась на ярмарку невест, не переча мнению старших. А вот Евгений ехал к родному дяде, готовясь претворяться ради денег: «Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!». У него не было никаких чувств по отношению к родным, поэтому он не щадил высоких идеалов других людей. Не думая, он задевал Ленского и вынуждал его ревновать к невесте, потому что для Евгения все эти нежности были несущественны. Он мог только посмеяться над ними. И вот ответ на вопрос: «Почему Онегин отказал Татьяне?». «Семейное блаженство» он блаженством не считал, ему была милее эгоистическая свобода нравов, которая была навеяна европейской модой. Ее Евгений перенял в светских салонах и столичном образе жизни. А Татьяна стремилась к идеалу большой и великой любви, к семье и вечным узам, которые она наблюдала дома, которые она видела в книгах. В своем письме она даже невольно упрекала Онегина за то, что он смутил ее покой. 

Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Эти строки оказались пророческими: Татьяна Ларина смирилась с судьбой. Она не полюбила мужа, но стала верной женой. Героиня знала цену доверию и умела нести ответственность за свое слово, ведь семья была для нее священна. Но вот Евгений с возрастом так и не изменился. Он увидел Татьяну, влюбился, но не посчитался с ее положением и начал писать признания в любви, несмотря на то, что муж героини был когда-то его другом и принял его в своем доме. Именно поэтому в финале Татьяна назвала вспыхнувшее чувство Онегина «мелким». Она уже поняла, что Онегин не способен любить с полной самоотдачей, что он не ценит семью и верность, а потому может позволить себе унизить любимую женщину предложением адюльтера. Руки и сердца в свое время у него не нашлось, а измена — пожалуйста! Вот почему Татьяна отказала Онегину.

Автор провел грань между европейской и русской культурой, указав на принципиальные различия между ними. Татьяна, воспитанная на русском фольклоре и в полноценной семье, хранящей старинные традиции, стала верной женой, способной пожертвовать своими интересами ради убеждений. А вот Евгений так и остался франтом, денди, охотником за приключениями, который любой ценой сохранял «постылую свободу».

План мини-сочинения на тему «Евгений Онегин и Татьяна Ларина»:

  1. Вступление: значение любовной линии в романе;
  2. Основная часть: сравнение героев и их мировоззренческих позиций;
  3. Заключение: различия героев и причины их расставания.

(544 слова) В своем известном произведении «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов изобразил два типа дворян первой половины девятнадцатого столетия, показав читателю раскол, существующий между дворянством, которое придерживается традиционных ценностей в жизни, и теми его представителями, которые одобрили декабристское движение. Писатель показал достаточно много сторонников консервативных ценностей. К ним, например, относятся крупные помещики — Скалозуб и Фамусов. Их поддерживают и потомки обедневших дворян, которые не имеют высоких чинов. Подобные люди предпочитают прислуживать тем, кто стоит выше их по должности, ради своей выгоды. Типичным представителем таких людей является Молчалин. Рассмотрим его характеристику подробнее.

Как только известная комедия Грибоедов вышла в свет, сразу же имя Молчалина стало нарицательным. К тому же высказывание Чацкого «Молчалины блаженствуют на свете» впоследствии стало крылатым. Именно эта фраза и представляет собой главную характеристику Молчалина.

В образе Молчалина писатель воплотил небогатого дворянина, который приехал в столицу из Твери, чтобы сделать карьеру. Герой становится секретарём Фамусова. Фамилия «Молчалин» является говорящей. Ведь по своей натуре главный герой является молчаливым, покорным, скромным, а также услужливым человеком. Именно услужливость — основной принцип жизни Молчалина. Свое преклонение перед теми, кто по чинам находится выше его, он объясняет тем, что пока он не получил высокую должность, ему ничего не остаётся, кроме как угождать: «В мои года у человека не должно быть своего суждения», — полагает главный герой. Единственной целью главного персонажа является карьерный рост. Чтобы достичь успеха, Молчалин может пойти абсолютно на все. Это и ухаживания за дочерью начальника, и похвала собак влиятельной женщины, и поддакивание начальству. Живя в доме начальника, персонаж становится тайным возлюбленным дочери Фамусова Софьи. Однако, как считает Фамусов, для его дочки нужен муж более высокого чина. Фамусовское общество, конечно, очень ценит стремление главного героя «услужить», но для уважения этого недостаточно. Молчалина балуют, как собачку, держат на коротком поводке, но не считают за равного. 

В своем произведении Александр Грибоедов, главным образом, показывает читателю, каково типичное поведение молодого карьериста в общественных кругах. Главный герой всеми силами пытается выслужиться перед посетителями своего начальника, думая, что они смогут ему помочь в продвижении по службе. Молчалин даже вслух восхищается шерстью собаки Хлестовой. При этом Молчалин гордо относится к своим достижениям и успехам по службе, что присуще многим людям из фамусовского общества. Персонаж обладает способностью завязывать полезные знакомства ради своей выгоды. В этом стремлении Молчалин наносит вред окружающим его людям, ведь думает только о себе. Так, например, чувства главного героя к Софье обманчивы, он не любит ее. Молчалин играет чувствами девушки только ради своей выгоды.

Всю двойственность личности Молчалина можно заметить в сценах общения главного героя с горничной Софьи, Лизой. Читатель видит, как порядочно себя ведет Молчалин с барышней, в то время как с Лизой он общается бесцеремонно. Но Лиза ему действительно нравится, в то время как Софья  не вызывает никаких эмоций. Такое отношение Молчалина к людям раскрывает истинную характеристику его личности — ему присуща двойственность натуры, ведь он — лицемерный хитрец с двойными стандартами. У Молчалина не только нет искренней любви к Софье, но даже отсутствует и уважение к девушке. Главный герой сильно боится испортить отношения с Софьей, поэтому обманывает, что влюблен в нее. Но над ее чувствами он насмехается за спиной.

Можно утверждать, что Молчалин полностью соответствует сложившимся консервативным устоям прошлого века, несмотря на то, что он является представителем молодого поколения.  Главный герой обладает способностью притворяться и прислуживаться. Молчалину дороги только звания и богатства. Главный герой способен пойти на все ухищрения ради достижения своих желаний.

Черты характера Молчалина Цитаты
Целеустремленность и успешность С тех пор, как числюсь по Архивам,  Три награжденья получил.» 
Превыше всего герой ценит два своих качества: «Умеренность и аккуратность»
Показная кротость и скромность «Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…» 
Умение прогибаться под более сильных людей и промолчать в нужный момент А впрочем, он дойдет до степеней известных,  Ведь нынче любят бессловесных…» 
Умение создать компромисс и исполнительность Старушки все — народ сердитый;  Не худо, чтоб при них услужник знаменитый  Тут был, как громовой отвод.  Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!  
Умение вызвать доверие Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…» 
Лицемерие и двойные стандарты Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?..» 
Невежество «…Молчалин прежде был так глуп!..  Жалчайшее созданье!  Уж разве поумнел?..» 
Смирение Молчит, когда его бранят!..»
Посредственность и отсутствие своего мнения «В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь.»  
Беспринципность и притворство И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…» 
Хитрость «Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» 

Автор: Виктория Комарова

6 декабря 2021 г. 12:49

4 декабря 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Каждые выходные мы задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Сразу несколько регионов с 1 декабря ввели у себя системы QR-кодов в общественных местах и на транспорте, первой была Республика Татарстан. В Казани не все с пониманием отнеслись к этим ограничениям, многие не могли попасть на работу. Стало очевидно, что не готова система транспорта, потому что она фактически была парализована. А пост Вячеслава Володина в телеграмм-канале, который был посвящен QR-кодам, поставил рекорд в этом мессенджере: миллион просмотров и 700 тысяч комментариев, при этом не все — лицеприятные.

Как Вам кажется, можно ли проигнорировать такой общественный резонанс: неготовность людей к введению QR-кодов?

Митрополит Иларион: Мы уже целый год хлопочем о том, чтобы не вызвать неудовольствие у «антиваксеров», которые не хотят прививаться, выступают против вакцины и QR-кодов; которые хотят, будучи непривитыми, при этом иметь доступ в рестораны, в общественные заведения. Мы очень хлопочем о том, чтобы эти люди не выражали своего недовольства, но они все равно недовольны, потому что такова, видимо, природа этих людей, таково их умонастроение.

При этом мы ежедневно теряем более тысячи человек в день уже в течение многих недель — это устрашающие цифры. Так можем постепенно потерять все наше народонаселение, а давайте не будем забывать о том, что за пределами нашего Отечества есть силы, которые очень заинтересованы в том, чтобы мы постепенно повымирали и нашу землю можно было забрать. Как говорил еще император Александр III: «Нашей огромности боятся все», и эту огромность хотят разрушить внешние силы.

Я глубоко убежден в том, что и вирус к нам попал неслучайно, и эта активная кампания против вакцинации, OR-кодов и любых мер по защите нашего народонаселения, которая ведется на просторах интернета и в Telegram-каналах, тоже режиссируется из-за рубежа. К сожалению, многие наши граждане, может быть, сами того не сознавая, становятся орудиями в руках этих сил.

Е. Грачева: Вячеслав Володин в своем посте аккуратно подводит к теме QR-кодов и необратимости их введения в стране. По его мнению, начать нужно с самих себя, например, с депутатов Государственной Думы. Очевидно, Госдума готова пойти на этот шаг. А Русская Православная Церковь готова была бы пойти на этот шаг, начать с себя и ввести QR-коды, например, для того, чтобы попадать на службы?

Митрополит Иларион: Я не готов отвечать за всю Русскую Православную Церковь, потому что официальную позицию я готов высказывать только по вопросам внешней церковной деятельности, которая относится к сфере моей компетенции. Но я готов высказывать свое мнение по этому вопросу, и моя личная позиция, которую я не скрываю и многократно озвучивал, заключается в том, что мы должны принять все меры, причем экстренные и экстраординарные, чтобы защитить жизни людей.

Об этом, кстати, не только я говорю. Если не верите мне, спросите митрополита Тихона (Шевкунова), у которого мама работала в НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. Он хорошо знает, что такое вакцинирование, как производятся вакцины, и активно призывает к вакцинации населения. Так же, как и я, как и председатель Государственной Думы РФ, который решил опросить население, владыка Тихон получает множество негативных откликов. Но, я повторяю, помимо того, что у нас действительно высокий процент людей, которые не желают думать о других, а думают только о собственном комфорте, есть еще и те силы, которые руководят этой антивакцинной кампанией из-за рубежа.

Е. Грачева: Владыка, я слышу от прихожан критику в адрес Церкви: с одной стороны, ужесточаются требования, с экрана телевизора митрополит Иларион призывает всех вакцинироваться, при этом внутри самих храмов не соблюдаются элементарные меры предосторожности во время проведения служб, таинства причастия. Ведь большинство храмов сейчас под камерами, и это легко отследить. Руководство Русской Православной Церкви предпринимает какие-то меры для того, чтобы наказывать тех, кто игнорирует меры предосторожности? Я сейчас даже не говорю про вакцинацию.

Митрополит Иларион: Руководство Русской Православной Церкви принимает меры для того, чтобы наказывать тех, кто не соблюдает санитарные требования. Я не хочу называть имена, но когда в ряде монастырей проигнорировали санитарные требования, то последовали кадровые решения: наместники этих монастырей были отстранены от должности.

Но, к сожалению, я вынужден признать, что в целом ряде храмов и монастырей санитарные меры по сути соблюдаются формально или не соблюдаются вообще. Я думаю, что это серьезная проблема нашей Церкви, так же, как несоблюдение санитарных мер и нежелание их соблюдать — это проблема нашего общества в целом. Давайте не будем забывать, что Церковь является неотъемлемой частью общества. У нас в Церкви примерно такие же настроения, как и в обществе в целом. Если можно говорить о том, что в обществе очень значительный процент людей, которые выступают против вакцин, не хотят соблюдать санитарные меры, то и в Церкви, конечно, тоже очень значительный процент таких людей.

Е. Грачева: К сожалению, да. Большинство моих знакомых, купивших себе сертификат, — это люди воцерковленные. Даже знаю священников, но не буду называть имен.

Владыка, общественность и Государственную Думу на днях взбудоражил инцидент с депутатом Государственной Думы от КПРФ Валерием Рашкиным, который на охоте (она была при этом нелегальная) убил лося. Иными словами, имеем незаконное убийство животного. История получила продолжение, когда Следственный комитет выдвинул обвинение, и по этой статье ему грозит до пяти лет лишения свободы. Как Вы относитесь конкретно к такому суровому наказанию для Валерия Рашкина, и вообще (мы редко поднимаем эту тему) как лично Вы относитесь к охоте на животных?

Митрополит Иларион: К охоте я отношусь отрицательно. Я считаю, что охота допустима только в том случае, когда необходимо регулировать популяцию животных в лесах или заповедниках, но для этого существуют специалисты — егеря, которые имеют на это право и должны это осуществлять по заданию соответствующих служб. Я думаю, что охота в качестве развлечения — это пережиток прошлого, нам надо от этого отказываться, и чем скорее, тем лучше.

Тем более, что в этой истории, например, депутат сначала говорил, что он увидел некий силуэт и принял лося за кабана. Я не охотник, но понимаю, что лось и кабан отличаются по размерам, по внешнему виду, и если охотник принял лося за кабана, то он же мог тогда и другого человека принять за кабана или лося и застрелить его? Мы знаем, что такие случаи происходят, особенно когда на охоте животное берут в кольцо и кто-то из охотников оказывается напротив другого охотника. Так появляются человеческие жертвы, потому что человек принимает другого человека за животного и убивает его. Не говорю уже о том, что имеют место случаи, когда люди убивают собственных родственников. Я знаю человека, который убил на охоте своего сына, приняв его за животное. Поэтому, конечно, это опасное и совершенно ненужное развлечение, которое следовало бы запретить.

Если говорить об этой истории [с депутатом В. Рашкиным], то там очень много неувязок: сначала депутат говорил, что он вообще никого не убивал, а нашел мертвую тушу, потом стал говорить, что принял лося за кабана. Одним словом, было очень много лжи.

Надо сказать, что для коммунистов это вообще свойственно, потому что ложь — это один из методов, который они использовали постоянно. Коммунисты на лжи пришли к власти в 1917 году, когда они наобещали много всего, что землю отдадут, все люди обогатятся, а потом всех раздели, разули, оставили голодными, раскулачили, расказачили, репрессировали. А сегодня лидеры коммунистов говорят нам, что не надо зацикливаться на этих трудных страницах истории, что Ленин призывал внимательно относиться к Церкви, а Сталин вообще дал Церкви свободу, и только Хрущев был такой негодяй, который не оценил потенциал Церкви. Говорят, что коммунисты всегда с уважением относились к Церкви. Но есть исторические данные и цифры, есть новомученики. Мы более двух тысяч новомучеников канонизировали только по именам, а общее число репрессированных — это миллионы людей, чьи кости лежат на Бутовском и других полигонах.

Зачем же лгать людям в глаза? Зачем рассказывать всякие небылицы? Давайте честно скажем, что коммунистическая идеология себя показала в действии. Когда коммунисты были у власти, сначала был красный террор, затем большой террор, потом массовые репрессии. Когда коммунисты в оппозиции, они безопасны, но если они придут к власти, давайте не будем питать иллюзий: все это может повториться.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Владыка, в каком состоянии находится душа человека после смерти? Идет ли там время так же, как и у нас, живых? А также в чем смысл последующего воскресения тел и воссоединения с душой, если душе и так там хорошо?

Митрополит Иларион: Настолько мы можем судить по православной житийной литературе, а также по тому, что мы слышим от людей, переживших клиническую смерть, время там идет не так, как у нас. Душа попадает в иное измерение, где иные категории бытия и время не движется так же, как оно движется у нас. При этом там что-то, конечно, происходит. Там происходит какое-то развитие, и люди, которые оказывались по ту сторону бытия, например, после клинической смерти, рассказывают, что когда душа выходит из тела, они встречаются с душами других людей, в том числе своих умерших родственников.

В отношении воскресения тел мы не знаем, как это произойдет и какие будут тела, но есть учение Церкви о том, что всех людей ждет всеобщее воскресение. Это, очевидно, будут не материальные тела. Может, это будут какие-то преображенные тела наподобие того тела, которое имел Христос, когда Он воскрес из мертвых. Это тело стало обладать другими свойствами, например, Он проходил через закрытые двери, чего Он, по-видимому, не делал при жизни. Многие люди Его вообще не узнавали, то есть Его внешний облик каким-то образом изменился. Но каким было Его тело, с которым Он потом вознесся на небо, мы не знаем.

Наконец, Вы спрашиваете, в чем смысл этого воскресения, если душе и так там уже хорошо. По всей видимости, не всякой душе будет хорошо в потустороннем мире, а только душам тех людей, которые жили по заповедям Божиим, угодили Богу и наследуют жизнь вечную. А тех, кто плохо жили, много нагрешили, ждет наказание за грехи.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли молиться про себя, а также допустимо ли слушать молитвы в аудиозаписи?

Митрополит Иларион: Можно и молиться про себя, и слушать молитвы в аудиозаписи. Самое главное — это не способ молитвы и не то, как Вы произносите слова молитвы, а то, на что настроено в этот момент Ваше сердце и ум. Если ум сосредоточен на словах молитвы, то не имеет значения, молитесь Вы вслух или про себя, или же слушаете молитвы, которые читает кто-то другой, в том числе в аудиозаписи. А если Ваш ум рассеян, если кто-то читает молитвы, а Вы их слушаете, но в это время думаете о другом, даже если Вы сами читаете молитвы, а при этом думаете о другом, то такая молитва не имеет никакого смысла.

Молитва — это беседа с Богом. Как и во время беседы с человеком, Вы можете отвлечься и прослушать то, что говорит человек, не заметить, не понять. То же самое происходит со многими людьми, которые беседуют с Богом: их ум отвлекается, они думают о чем-то другом, а уста произносят слова молитвы. Но такая молитва по-настоящему молитвой не является, а только та, которую Вы обращаете к Богу от своего сердца.

Вопрос: Здравствуйте, владыка. Я уважительно отношусь к Православной Церкви, хотя сама в храм не хожу и в существовании Бога сомневаюсь. Но я поддерживаю нравственное учение Церкви, стараюсь жить в соответствии с христианскими заповедями. Скажите, если Бог существует, то что будет с моей душой после смерти? Она попадет в ад, даже с учетом того, что я жила по нравственным законам?

Митрополит Иларион: Я не могу сказать, куда попадет Ваша душа после смерти, это будет решать один Бог. Но если Вы сомневаетесь в существовании Бога, если Вы уважаете Православную Церковь, но при этом не пользуетесь возможностями, которые она открывает и не приобщаетесь к тем дарам, которые она дает людям, то, конечно, Вы очень многого себя лишаете.

Мы, православные священнослужители, говорим на основе Священного Писания и Священного Предания, что подлинно христианской жизнью является жизнь, которая включает в себя и посещение богослужения, и участие в церковных таинствах, и жизнь по заповедям Божиим.

Человек имеет право сомневаться, в жизни многих людей бывали сомнения. Почитайте Достоевского, его романы, дневники. Вы увидите, что он был глубоко верующим человеком: причащался Святых Христовых Таин, исповедовался, регулярно бывал в храме, особенно в последние годы жизни, в послекаторжный период. Но он продолжал сомневаться в существовании Бога и писал об этом в своих дневниках достаточно откровенно. Человек может сомневаться, но при этом если он доверяет Церкви, если он полагается не на свои собственные усилия, а на Бога, если старается исполнять заповеди Божии и то, что повелевает Церковь, то душа его окажется в раю. Это я Вам могу сказать с достаточной определенностью.

Вопрос: Есть два вопроса примерно аналогичного содержания: почему Церковь требует, чтобы брак был зарегистрирован, и почему к причастию допускаются только те люди, которые имеют в паспорте печать о зарегистрированном браке?

Митрополит Иларион: Я думаю, дело здесь не в печати, а в том, насколько супруги готовы дать друг другу взаимные обязательства в супружеской верности. Если такие обязательства даны и они эту верность соблюдают, если они долгие годы живут вместе и воспитывают детей, то Церковь с уважением относится к такому браку. Но тогда возникает вопрос, почему этот брак нельзя зарегистрировать?

С точки зрения Церкви полноценным браком является тот, который освящен таинством венчания. Но бывают ситуации, когда брак не может быть освящен таинством венчания: например, если жена верующая, а муж неверующий. В этом случае действует правило, которое установил еще апостол Павел: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14).

На этих словах из апостола Павла я и хотел бы закончить сегодняшнюю передачу.

Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

  • Сочинение рассуждение на тему люблю поэзию
  • Сочинение рассуждение на тему научная речь
  • Сочинение рассуждение на тему метафора
  • Сочинение рассуждение на тему лес источник жизни
  • Сочинение рассуждение на тему конфликт желаемого и возможного