Сочинение рассуждение на тему молчалин в комедии грибоедова горе от ума

характеристика софьи из комедии грибоедова горе от ума. как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший свежо

$

$

Характеристика Софьи из комедии Грибоедова «Горе от ума».

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век м$инувший

Свежо предание, а верится с трудом .

А. С. Грибоедов

» Горе от ума » одно из самых з$лободневных произведений русской драматургии. Проблемы , поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет .

» Горе от ума » — плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о путях обновления , переустройства ее жизни . С этой точ$ки зрения и освещены в комедии важнейшие политические , моральные и культурные проблемы эпохи .

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни — века » нынешнего » и века » минувшего «. Границей между ними , на мой взгляд , является война 1812 года — пожар Москвы , разгром На$полеона , возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря . Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова , Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано , что столкновен$ие веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей — «французской заразы». Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди$ типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

В самом название своей комедии «Горе от ума» Грибоедов закладывает ос$новную идею произведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию «ум».

Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами,$ о которых говорил Грибоедов.

И.А. Гончаров писал о комедии «Горе от ума», что это и «картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, » в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из г$лавных героев комедии переживает «свой мильон терзаний». Переживает его и Софья.

Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,

— это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: » Софья начертана неясно». И то$лько Гончаров в «мильоне терзаний» в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Воспитанная Фамусовым и мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья была об$учена «и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам». Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо разбирается в людях . Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина. Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Соф$ья отдает предпочтение Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых $для «мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей». Ей нравится, что Молчалин застенчив, уступчив, почтителен.

А между тем девушка умна и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит тупого, ограниченного солдафона, который «слова умного не выговорит сроду», который может рассуждать тол$ько о «фрунтах и рядах», «о петличках и выпушках». Она даже не может представить себя женой такого человека: «Мне се равно, что за него, что в воду». В отце Софья видит сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..

$ Софья по-женски находчива. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая, сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной, мстительной московской барышни.

Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы,$ а не социальной комедии. Она — так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют $любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле — вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она пр$екрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет $душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?» Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). С$офья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастл$ивит?» Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Это наносит удар по самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. «Расскажу всю правду батюшке», — с досады решает она. Это еще раз доказывает, что любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книж$ной, придуманной, но эта любовь заставляет ее пережить свой «мильон терзаний».

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего её.$

Каждый человек, который прочитает эту «комедию» должен почерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истинное горе Чацкого.

Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и $молча подниматься по лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих

Комедия «Горе $от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.

В комедии «Горе от ума» Молчалин находится в среде фамусовского общества. Он не ровня любому его члену, потому что не имеет ни соответствующего происхождения, ни богатства. Но его здесь не только терпят, а считают необходимым лицом, в нём нуждаются.

Качества, благодаря которым он получил своё место под солнцем, делают его в глазах читателей и зрителей одновременно и смешным, и страшным человеком.

То, что Молчалин смешон, в пьесе видит только Чацкий. Он высмеивает его крадущуюся походку на цыпочках и стремление всем угодить. Это умение самому герою не кажется ни низким, ни предосудительным, ни смешным. В его представлении – это верх мудрости. Завещана она ему отцом как жизненное наставление.  

Вот её суть: необходимо угождать всем без исключения: начальнику, хозяину квартиры, его слуге, дворнику, даже собаке дворника. Молчалин так и поступает. На званом вечере он расхваливает собачонку графини Хлёстовой, её шёлковую шёрстку, маленький рост, не более напёрстка. С таким же восторгом  отзывается о некой Татьяне Юрьевне, о Фоме Фомиче.

Такое поведение смешно. Взрослый детина готов заглядывать в рот каждому, восторгаться чужой глупостью, а о себе говорит: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь». В этом выражается всё его молчалинство: никаких своих собственных мнений о жизни, службе. Стремление жить чужим умом хорошо вознаграждается. Герой хвастается Чацкому, что за короткое время трижды получал награды.

Ещё более смешно выглядит Молчалин в роли кавалера, который угождает хозяйской дочке. Он не любит Софью, но вынужден играть роль милого друга. Нетрудно представить себе, как комично выглядит он на ночных свиданиях. Наверное, ему нестерпимо хочется спать, трудно подавить зевоту, а надо играть роль влюблённого, вздыхать, изображать несуществующие чувства,  развлекать барышню игрой на флейте.

Писатель не преминул использовать по отношению к этому герою и приём фарса, когда он упал с лошади. Комичен контраст: Софья готова упасть в обморок, а Скалозуба интересует,  как он «треснулся…, грудью или в бок». А на самом деле он очень живуч, с него, как с гуся вода.

Герой перестаёт быть смешным, стоит только задуматься о его человеческой сущности. Этот аморфный, похожий на медузу или рыбу-прилипалу человек таит в себе много цинизма. У него нет ничего святого за душой. Да и сама душа  как хранилище совести и духовных ценностей под большим вопросом.

Если считать предательство самым большим моральным злом, то нет сомнения, что Молчалин к нему всегда готов. Он предаст и Фамусова, и Софью, и многих других ради своей выгоды. А говорить о нём как о гражданине, члене общества вообще не приходится.

Для таких всё равно, страдает ли кто-то, идёт на жертву ради правды, погибает за идею. Молчалин из тех, кто ещё и хворосту подбросит в костёр. Потому он не только смешон, но и страшен.

Рассуждение

Произведение «Горе от ума» было написано уже практически две сотни лет назад Александром Сергеевичем. Однако в наши дни оно так же актуально, человеческие образы, описанные в книге, существуют и сейчас. В комедии Грибоедова Молчалин являлся одним из самых неоднозначных героев. Алексей воспринимался читателями по-разному, их мнение относительно этого героя менялось на протяжении всего прочтения произведения. Следует ли опасаться Молчалина? Был он страшным или же смешным?

Грибоедов использовал говорящие фамилии, так, Молчалин – это человек, который соглашался со всем и не имел своей четкой позиции, своего мнения. Изначально Алексей кажется добродушным человеком, не наделенным умственными способностями, над которым можно лишь посмеяться. Но по мере прочтения книги у читателей появляется настоящее отвращение к этому персонажу.

Он искал выгоду везде, где  это было возможно, и если ему выгодно было с чем-либо согласиться, он это делал вне зависимости от своего отношения к предмету разговора. Чацкий считал, что Алексей добьется успеха, ведь в эпоху девятнадцатого века любили «бессловесных».

Молчалин был лицемерным и пытался подлизаться ко всем, кто мог бы как-нибудь помочь герою. Он этого не скрывает, ведь действует по отцовским принципам, которые тот завещал Алексею. Герой способен обмануть даже свою невесту, видевшую в Молчалине интеллигентного умного человека, неспособного на двуличие. Однако порой внешность бывает обманчива, Молчалин – как раз тот случай. Внешне он выглядел образованным, но его внутренний мир был абсолютно не привылекательным и гнилым. Алексей был готов пойти по головам, добиваться своих целей любыми средствами, даже самыми бесчестными. Обман Софьи был лишь одним из этапов на пути к хорошему положению в обществе и деньгам.

Молчалин не имел верного понимания о том, что такое счастье, любовь, честь, честность. Герой готов был унизиться ради денег, славы, должности. А после того, как обретет все это, будет способен унизить тех, кто находится в иерархии ниже него. Приспособление к меняющимся обстоятельствам, хитрость, умение солгать – это единственные таланты Молчалина.

Несмотря на то, что Молчалин не является главным героем в произведении, раскрытию его образа уделяется достаточно места. Чацкий так и не воспринял Молчалина как своего настоящего противника, ведь смысл спорить с человеком, за красивым внешним миром которого скрывается пустой, гнилой внутренний?

У читателей такой герой не вызывает теплых чувств, лишь отвращение. На мой взгляд, Молчалин не смешон, он страшен. Ведь для него нет преград на пути к цели, он эгоистичен, способен растоптать чувства невесты Софьи, которая так любила его и видела в нем лишь внешнюю оболочку, не подозревая о том, что на самом деле он не является тем, кем кажется.

Сочинение №2

Алексей Молчалин – непростой герой комедии. В начале произведения в герое раскрываются только положительные качества, по началу читатель ничего не подозревает. Обычный секретарь с услужливым характером, который служит уже целых три года.

Алексей услужливый и молчаливый: «услужник знаменитый Молчалин!» Никто другой не может так улаживать любые разногласия, знает, как и где правильно себя вести. Алексей не имеет собственных убеждений и мнений, он подстроиться под любого, лишь бы угодить. Он знает с кем о чём говорить. Алексей никого не критикует, это противоречит угождению.

Данный герой за время своей работы на Фамусова успел снискать дружбу каждого человека. Никто и не мог подумать о нём что-либо плохого, на первый взгляд Алексей абсолютно безобиден. Он умеет рассыпаться в извинениях, угождать каждому встречному, успокоить разъярённого человека и не сказать укоризненного слова: «Молчит, когда его бранят!», «Он смягчил разгневанную гостью». Ни в его правила противостоять другим, Алексей боится потерять всеобщую любовь и доверие.

Никто и подумать не мог, что за таким поведением прячутся грязные мотивы. Даже Чацкий не разглядел нечистые побуждения Алексея, хотя обладал глубокой проницательностью. Александр считал его глупым: «Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье!»

Истинное лицо Алексея открывается позже. Он оказывается страшным человеком, которые имеет корыстные мотивы. Алексей вырос в мещанской семье, Фамусов его приютил. Любовный роман с Софьей существовал только для того, чтобы подобраться поближе Павлу Афанасьевичу. Молчалин, всего лишь, хотел жить в светском обществе и иметь собственные деньги. На самом деле, Молчалин влюблён в служанку Лизу, с которой ведёт себя непозволительно, в отличие от Софьи.

Алексей Молчалин – низкий и подлый человек, с такими очень опасно иметь дело. Такие люди пойдут на всё, чтобы добиться своих целей. Окружающих Молчалины воспринимают как средства для достижения собственных целей. Они будут вести себя как угодно, прислуживать, льстить, пока не получат чего хотели: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья».

Алексей растоптал чувства Софьи, жестоко обманул и растоптал её чувства и надежды. Софья не подозревала, что за маской покорного жениха кроется страшное лицо. Вывод: Молчалин – страшный человек, ради своей выгоды готовый на любые подлости.

Сочинение Смешон или страшен Молчалин

Грибоедов как автор в своих произведениях всегда задевал темы, которые так или иначе касались человеческой личности, её плохих и хороших качеств, тех мыслей и целей, которые движут человеком, и те вещей, которые так или иначе помогают человеку жить и развиваться как личность. В его произведениях читатель может очень часто увидеть размышления на тему человеческого общества, мысли о том, что данное общество уже совсем изжило своё, и о том, что это самое общество живёт совсем не по тем законам и правилам, по которым стоило бы жить. Так или иначе, чтобы ближе ознакомиться с гением автора, то следует ознакомиться с его творчеством. Отличным примером послужит произведение “Горе от ума”.

В нём автор рассуждает насчёт темы неправильности человеческого общества, которое осуждает людей просто за то, что они думают иначе, или даже за то, что они просто мыслят дальше этого самого общества. Он говорит о том, что это общество терпеть не может людей, которые каким-либо образом пытаются обособиться от него, и чтобы этого не произошло, общество любыми доступными способами старается вызвать у человека стыд за свои действия, и потому многие люди, которых ещё волнует мнение этого самого общества ломаются и начинают потакать ему, и прекрасным примером такого человека послужит персонаж Молчанина.

Молчанин – прекрасный пример того, на что готов пойти человек, чтобы общество просто приняло его. В услужение обществу он начал потакать всему и вся, порой просто забывая о своей чести и гордости. Он буквально готов вылизывать башмаки любому человеку, который так или иначе приблизит его к тому самому обществу, к которому он так яростно и отчаянно стремится. Этого человека можно по праву назвать самым отвратительным персонажем произведения, так как он кроме отвращения ничего и не вызывает. Как человек он двуличен, и также готов идти даже по головам, лишь бы просто достичь своей цели. Однако он не заявляет об этом напрямую, что также характеризует его как жалкого, двоякого человека, который уже не знает, что ему делать, дабы приблизиться к обществу и к его одобрению.

Таким образом, автор показывает нам образ довольно жалкого человека, который сломавшись под гнётом общества, начал ему потакать. К сожалению, ничего кроме смеха данный персонаж не вызывает, потому как данный персонаж самый жалкий и отвратительный персонаж произведения.

`

Смешон или страшен Молчалин?

Популярные сочинения

  • Сочинение Бал в доме Фамусова (анализ эпизода)

    В произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» множество значительных эпизодов. Одним из таких эпизодов является сцена бала в доме Фамусова. В этой сцене мы наблюдаем кульминацию между противостоянием Чацкого и фамусовского общества.

  • Сочинение по картине Оттепель. Ранняя Весна Саврасова (2, 3, 4, 5 класс)

    Говоря о творчестве А.К. Саврасова, невозможно не отметить его весенние пейзажи. Однако далеко не все из них показывают теплоту пробуждения природы – есть и те, что полны печали и грусти

  • Сочинение на тему Деревья в снегу 6 класс

    Наверное, многим людям нравится наступление зимы. Все деревья покрываются красивым и блестящим снегом, который ярко и очень красиво искриться на солнце. Он покрывает не только всю землю

В этой статье обсуждаются два самых известных героя Грибоедова из знаменитой комедии «Горе от ума» — Чацкий и Молчалин. Сочинение, в котором нужно провести сопоставление этих персонажей, давно входит в школьную программу. В этой статье мы представим план возможного сочинения и рассмотрим его пункты. Кроме того, проведем подробную сравнительную характеристику героев.

Сочинение «Горе от ума»: Чацкий и Молчалин.

чацкий и молчалин сочинение

План для любого задания по развитию речи, предполагающего написание собственного текста, невозможен без детализации. Давайте попробуем его составить:

  • Небольшая характеристика комедии.
  • Описание образа Молчалина.
  • Описание образа Чацкого.
  • Сопоставление героев.
  • Подведение итогов.

О произведении

Главными персонажами пьесы «Горе от ума» являются Чацкий и Молчалин. Сочинение лучше начать с характеристики самого произведения.

Итак, в комедии автор отразил нравы и поведение общества в период с 1808 по 1824 год, а само действие разворачивается после войны 1812 года. Грибоедов поднимает самые главные проблемы этого времени: патриотизм, государственная служба, крепостничество, упадничество в сферах образования и просвещения, человеческие взаимоотношения. И все эти вопросы рассматриваются с двух ракурсов – с точки зрения людей «нынешнего века» и «века минувшего». Именно в борьбе Молчалина и Чацкого наиболее ярко отражается борьба этих поколений.

Образ Молчалина

сочинение чацкий и молчалин в комедии горе

Но в чем же так несхожи Чацкий и Молчалин? Сочинение должно дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Начнем с рассмотрения образа Молчалина. Он имеет свои идеалы, убеждения и цель в жизни. Вот его цели – высокое положение в обществе, карьерный рост, богатство. Для Молчалина смысл жизни заключается в собственном благополучии: «и весело пожить, и награжденья брать». Чтобы достичь своей цели, он готов на все – хитрить, льстить, обманывать, изворачиваться. Так он сам об этом говорит: «угождать всем без изъятья». Но это относится только к тем, кто выше его по чину. С теми же, кто ниже его, он не церемонится.

Образ Чацкого

Мы начали говорить о том, в чем непохожи Чацкий и Молчалин. Сочинение обязательно должно включать характеристику обоих персонажей, поэтому поговорим об Александре Чацком. Он образованный молодой дворянин, отличающийся передовыми взглядами, типичный представитель «нынешнего века». Чацкий готов к бескорыстному служению Отечеству и желает приносить пользу людям. Герой презирает карьеризм, чинопочитание, лицемерие и притворство. Этот персонаж очень близок к декабристам по своим убеждениям. Чацкий не одобряет крепостничество, с уважением относится к русскому народу, уважает национальную культуру и русский язык. К Молчалину относится с явным презрением.

сочинение чацкий и молчалин характеристика

Отношение к любви

Переходит к описанию отношений героев к любви наше сочинение. Чацкий и Молчалин, характеристика которых здесь представлена, абсолютно по-разному представляют это чувство и соответственно относятся к Софье.

Чацкий искренне привязан к девушке и всем сердцем любит ее. Только ради Софьи он решает вернуться в Москву. Однако его чувства оказываются отвергнуты, что он долгое время не может принять.

Молчалин же обманывает Софью, притворяясь, чтобы добиться продвижения по карьерной лестнице. Несмотря на свою молодость, Молчалин относится к «веку минувшему». Для него нравы и мораль старой Москвы возведены в идеал, поэтому он и принят обществом с таким радушием.

При этом Чацкий слишком поддается собственным эмоциям и не замечает чувств Софьи. Молчалин же остается холодным и расчетливым. Он неспособен на сильное чувство.

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (сочинение)

сочинение горе от ума чацкий и молчалин

Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:

Чацкий

Молчалин

Характер

Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.

Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.

Общественное положение

Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.

Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.

Образование

Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.

Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.

Сфера деятельности

Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.

Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.

Социальные взгляды

Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.

Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.

Карьерные воззрения

Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.

Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.

Особенности речи

Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.

Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.

Отношение друг к другу

Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.

Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.

Финал

Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.

Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.

Роль в комедии

Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.

Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

Итоги

сравнительная характеристика чацкого и молчалина сочинение

Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.

Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

«Почему Чацкий обречен на одиночество?» — сочинение-рассуждение

Чацкий – это герой, наделенный щедростью души, свободолюбием и независимостью. У него есть собственный взгляд на все происходящее, он стремится бороться с несправедливостью. Чацкий полон любви к народу и желанием свергнуть жестокую крепостническую систему. Чувства этого героя непосредственные и искренние.

Он служит примером того, как сложно доносить до общества новые идеи, особенно если оно такое закостеневшее в своих взглядах, как фамусовское. Тот, кто рискует это делать, становится изгоем и обречен на одиночество. Ведь в произведении прогрессивные идеи преобразований в обществе, морали и стремления к духовности продвигает только Чацкий. Герой требует «службы делу, а не лицам», что противоречит взглядам Фамусова. Его жизненным девизом является: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

В «Горе от ума» создан новый человек эпохи, не такой как все, из-за этого обреченный на одиночество и неприятие. Чацкий проповедует новые идеи и взгляды, осуждает нравы, составляющие основу барского общества. Это, безусловно, очень мужественный человек, достойный уважения.

Он сталкивается с тем, что его передовые взгляды чужды здешнему обществу и даже вредны. Эти идеи будоражат устоявшийся привычный строй, который для многих удобен. Чацкий старается добиться перемен, но это оказывается не так-то просто. Окружающее болото стремится поглотить его, превратить в одного из них, но стать частью серой массы для героя все равно, что нравственная смерть.

Приняв решение бороться с системой, герой остается в полном одиночестве. К тому же аристократия не прощает ему таких вольностей: его свободолюбия и независимости. Они распространяют нелепый слух о сумасшествии Чацкого, отвергая его и изгоняя из своего привычного мира.

Одиночество героя легко объяснить его несовместимостью с барским обществом. У них совершенно противоположные ценности, цели и идеалы. Представители аристократии не в силах принять взгляды «бунтаря», ведь тогда им придется отказаться от удобного и уютного мира, к которому они привыкли. А это, конечно, невозможно. Так Чацкий становится изгоем, одиночкой.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Сочинение Почему Чацкий обречен на одиночество по комедии Горе от ума

Комедийное произведение горе от ума является одним из наиболее показательных примеров в вопросе смены поколений. В произведении хоть и через призму комедии, но ясно и отчётливо проглядывается поднятие вопроса несовместимости двух поколений, говоря, что на замену старому обязательно должно прийти новое. Поднимая вопрос поколений в произведении, мы знакомимся с поколением Чацкого и поколение Фамусова. Поколение Чацкого это люди с оптимизмом к прогрессу и инновациям в своей жизни, а поколение Фамусов это люди живущие затворничеством и консерватизмом.

Так как в произведении преобладают люди типа Фамускового общества, то людям общества Чацкого, а в частности Чацкому, приходится очень тяжело в общении, да и просто в нахождении рядом друг с другом. Чацкий отчаянно пытается переубедить общество Фамусова в их консервативности, однако, потерпев неудачу, Чацкий пытается еще множество, раз, но так и не добивается своего. Таким образом, автор показывал нам проблему поколения старого и поколение нового, стараясь преподать всё через призму комедийности и сатиры.

Вследствие полного непонимания со стороны окружающих Чацкий прибывает в гордом одиночестве, и скорее всего в нём и останется. Чацкий обречён на одиночество по целому ряду причин объединённых одним словом – недопонимание. Чацкий, являющийся поколением новым, попросту не может взаимодействовать с поколением старым, по причине стереотипности мышления и устаревшей философии жизни. Поколение же старое, коих в произведении большинство, попросту не понимает Чацкого, принимая его за сумасшедшего или очень странного типа. Именно поэтому Чацкий обречён на одиночество до тех пор, пока его поколение не станет преобладать.

С помощью комедии, которая является самым простым литературным способом донести идею массам, доносит до нас идею о столкновении двух веков, тем самым говоря нам мыслить шире и постоянно развиваться, стараясь не быть из поколения Фамусова, то есть консерваторами и не желающими перемен. Я считаю, что автор хорошо раскрыл всех персонажей произведения, что дало понять нам суть его посыла в нём.

Вариант 2

Страшновато, конечно, звучит эта тема. Обречен – это значит, что он всегда будет один, несмотря на своё желание найти кого-то.

Александр Чацкий влюблен в Софью. Он осознал свою любовь, которая выросла из детской влюбленности в сильное чувство. Александр Андреевич так долго был за границей, встречал, конечно, многих интересных женщин, но не нашел среди них той самой. Софья на расстоянии стала казаться ему ещё милей, как я думаю. Когда он вернулся, то увидел, какой Софья стала красавицей. Вот он и влюбился!

«Чуть свет» уже прилетел он к своей возлюбленной, а она-то давно любит другого. Того, между прочим, кто её не достоин – Молчалин. А Чацкий даже не может представить Софью с этим подхалимом. В общем, это сильное чувство Александра Андреевича не найдёт отклика у Софьи, она даже посмеётся над ним, пустив слух, что он сумасшедший. Я думаю, что он её злил своей правдивостью, а ещё тем, что видел «насквозь» этого нехорошего Молчалина, который уже даже Софью обманывает.

Но один провал ещё не беда… Почему же обречен? Можно предположить, что Чацкий останется верен образу Софьи, воспоминаниям хорошим. Может быть, Чацкий однолюб. Возможно, что его сейчас так ранит неудачный роман (первая ведь любовь), что он и не сможет смотреть на других женщин. А брак для «удобства», как у его страдающего друга, которого Чацкий видит с женой на балу, не для Александра Андреевича. Вообще, Чацкому плевать на мнение света. Плевать, если где-нибудь когда-нибудь скажут, мол, ты, батенька, не женат, а это непринято… Он лишь посмеётся. Или жениться для положения в обществе, карьеры, богатства – не для него.

И нельзя забывать, как Чацкий всех, простите, ненавидит и презирает… Смеётся он над жеманными дамами света. Но простая женщина (из народа!) тоже не для него – она не поняла бы этой тонкой души.

Да, и речь не только о семье ведь! Одиночество – это и отсутствие друзей, приятелей, знакомых… Но тут похожая ситуация. Из-за того, что «надо иметь знакомства» Чацкий не стал бы общаться. А найти ему «по плечу» людей не так уж просто. Ему нужно бы стать терпимей. Он видит недостатки окружающих, говорит об этом в открытую, а это обижает людей. И он сам испытывает столько негатива!

Получается, что если не по первой любви, не по расчёту, то и жениться ему не нужно. Думаю, что одиночества Чацкий не боится… И всё-таки хочу верить, что он найдёт мудрую женщину, которая смогла бы его понять и немного успокоить. Вот он уже и не будет одинок!

Почему Чацкий обречен на одиночество сочинение

В комедии Грибоедова «Горе от ума» как в зеркале отразились все социально – нравственные проблемы российского общества того времени. Здесь сталкиваются «век минувший» и «век нынешний». Представителем новых идей, обличающих пороки московского дворянства, является Чацкий. Смело, и яростно критикуя гостей и друзей Фамусова, он становится их врагом. В самом названии произведения частично кроется ответ, почему Чацкий остаётся одинок в своих устремлениях.

Александр Чацкий образованный, думающий, остроумный и смелый молодой дворянин. Он со всей решимостью готов противостоять нравам барского общества. Для него чужд смысл жизни этих людей — богатство, высокие чины, выгодная женитьба, весёлое безделье. «Вчера был бал, а завтра будет два», это всё, что делают в Москве, с негодованием отмечает Чацкий. Он не принимает их взгляды на служение Отечеству. Прислуживание начальству ради карьеры, считает низким и подлым делом. Чацкий считает просвещение благом для человека, а его противники мечтают собрать все книги, «да и сжечь». Фамусов предостерегает, что чтение книг приводит к «вольнодумию» и считает Александра опасным человеком.

В своих монологах Чацкий смело отстаивает свою гражданскую позицию. Он страстно обрушивается с критикой на своих противников, высмеивая их пошлость и нравственное ничтожество. Привыкшие к своему традиционному жизненному укладу, они негодуют и не понимают Александра. Его речи о просвещении, о науке, о свободолюбии принимаются за мысли человека, который «не в своём уме». Фамусовское окружение распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Не такой как все, Чацкий, отвергнут обществом. В финальной сцене он восклицает, что сложно выйти невредимым и не потерять рассудок тому, «кто подышит с вами воздухом одним»! Ему лучше бежать туда, где для рассудка и чувства «есть уголок», подальше от этих порочных людей. Трагедия личности Чацкого была предопределена. Человек, решивший бросить вызов системе, остаётся в одиночестве. Но это не значит, что его борьба была напрасной, Россия стояла на пороге перемен и, возможно, Чацкий примкнёт к движению «декабристов».

Рассуждение

В комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума» показано столкновение старого общества с новым, минувшего века с веком прогресса. Главный герой комедии является представителем нового века и современных идей.

Образ Чацкого – собирательный образ новой эпохи, стремящейся к духовности и морали, главная идея которой «служба делу, а не лицам».

Чацкий одинок в произведении, он сталкивается с препятствиями, непониманием, когда высказывает свои представления о жизни. Он честный молодой человек, свободолюбивый, ищет во всем справедливость, умеет любить чистой и преданной любовью. Одним словом он не такой как все общество, отличается от людей крепостнического строя. Чацкий воспитывался в доме Фамусова, хотел связать свою жизнь со службой Родине, но быстро завершил карьеру пояснив: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Далее герой стал путешествовать по миру и вернулся в родное место с новыми идеями.

Также Чацкий был влюблен в Софию, которую вынужден был оставить ради службы в армии, его любовь жива на протяжении всех его путешествий, вот только девушка уже любит другого, обманщика и подхалима, и совсем не видит в новом своем избраннике плохих качеств. Она тоже смеется над Чацким и первая пускает слух о его сумасшествии.

В комедии главный герой начинает осуждать старое «фамусовское общество» и отстаивать свои принципы. В монологе «А судьи кто?» Чацкий говорит о молодых, бескорыстных людях, которые занимаются наукой, жаждут познания, которые негативно относятся к сложившимся нравам. Чацкий высказывался против учителей из-за границы, так как они не могут научить детей главному — любить родную землю. Также он в открытую высказывался против крепостного права. Но его представления и речи никому не нужны. Люди не готовы сразу отказаться от своих привычек и что-то менять в сложившихся устоях. Чацкий не хочет становиться как все и понимает, что останется не понятым, а значит одиноким. Богатое старое общество нарекает Чацкого безумцем, сошедшим с ума, высмеивает его. Чацкий назван сумасшедшим, но его болезнь не страшна для общества, а может быть даже полезна, но он всегда будет одинок в консервативном обществе Фамусова.

Главному герою ничего не остается, как уехать искать «уютный уголок», где его идеи будут поняты и приняты, и где он не будет одинок. Возможно, ему ещё удастся найти верных друзей и преданную любящую женщину, хотя он совсем не боится одиночества. Ему легче быть одному в своих идеях, чем всю жизнь притворяться и существовать в эгоистичном обществе.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему Чацкий обречен на одиночество

Популярные сегодня темы

Цыганок был очень добрым, озорным, и работящим ребёнком, который всегда старался помочь всем окружающим. О его характере можно сказать, что он был альтруистичен

Когда смотришь на картину «Ковёр-самолёт», то обязательно возникают в голове самые радужные мечты о полётах. В современном мире существует множество средств, которые дают возможность человеку подняться в воздух и лететь

Русский язык — это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами

В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.

Особенно часто заметно такое расхождение вкусов и мнений среди людей, которые вынуждены находиться вместе или желают этого. Если это дружеская компания или семья, то расхождение не вызывает значительного раздражения.

shkololo2

«Горе от ума» — замечательное произведение, которое назвали комедией, хотя, если разобраться в сути, то комедия больше похожа на трагедию, ведь здесь человек передовых взглядов ведет неравную борьбу с устоявшимися взглядами, осуждая мораль, что легла в основу жизни фамусовского общества. Эта жизнь укоренилась в сознании каждого, но не у Чацкого, которого автор наделил замечательными качествами.

Одиночество Чацкого

Главный герой произведения «Горе от ума» — это собирательный образ, с помощью которого раскрыта тема одиночества. С помощью образа главного героя, автор хотел нам показать, насколько трудно привносить в мир что-то новое, насколько сложно жить там, где тебя не понимают, не принимают, так как закостенелые взгляды нерушимы. Такие люди, с новыми идеями и взглядами, как и Чацкий, обречены на одиночество, так как мало кто найдется из тех, кто станет идти рука об руку. Вот только Чацкий не сдается.

Одиночество Чацкого

Писатель наделил своего героя идеальными чертами человеческой души. Это человек с чувством собственного достоинства, он образован, умен, и главное, не желает жить в несправедливом мире, среди общественного устоя в мире прошедшего века. Он набрался смелости противостоять старым порядкам, рассказывая людям о новых истинах. Он противник крепостничества, которое угнетает людей. Герой комедии осуждает нравы, тем самым Чацкий становится одиноким в «фамусовском обществе», ведь его новый взгляд на жизнь никому не нужен, они готовы и дальше продолжать жить в своем болоте, которое всех затянуло с головой. Но это не о Чацком, который обречен на одиночество в этом фамусовском обществе.

Почему Чацкий обречен на одиночество? А все потому, что люди не хотят менять свою жизнь, их все устраивает, а сам же Чацкий для них, что изгой, безумец, которого нужно изгнать из их мира. Он несовместим с существующим обществом ,так как их взгляды другие, совершенно противоположные.

Грибоедов точно передал нам картину того, как тяжело приходится людям, которые решили свергнуть старую систему, это как два мира, которые хотят жить в одно время, но это у них не получается. При этом одиночество Чацкого – это явление современное, ведь до сих пор многие люди боятся перемен, они боятся стать на путь правильный, на ту тропу, которая была бы для них комфортна и существуют по установленным порядкам, даже если они перечат их взглядам, люди молчат и двигаются как стадо баранов», которое направляет «пастух». А так не должно быть, но пока есть. Возможно, в будущем, все изменится, ну а сегодня, «Горе от ума» — это произведение, что актуально и по сей день.

Говорящие фамилии в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» имеют серьёзное смысловое значение. Однако автор дал своим персонажам сложные имена, не такие очевидные, как, к примеру, фамилии основных героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Говорящие фамилии являются типичной чертой классицизма. Их использовали для обозначения каких-либо качеств. Имя персонажа предполагает его характер, становится своеобразным эпиграфом к образу, определяет авторское отношение к герою и настраивает читателя на необходимый лад. Иногда достаточно просто прочитать список действующих лиц, для того чтобы получить полное представление о героях произведения. Кроме того, говорящие фамилии предусматривают чёткое деление на положительных и отрицательных персонажей. Несмотря на то, что пьеса «Горе от ума» написана в новаторском стиле, А.С. Грибоедов обратился к приёмам классицизма и использовал говорящие фамилии для более глубокой характеристики своих героев.

Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения. Он является представителем «века нынешнего» и противопоставляется всему фамусовскому обществу. В первом варианте пьесы его фамилия звучала как Чадский и, скорее всего, она была образована от устаревшего слова «чадить» — дымить, коптить. Александр Андреевич словно «горит» в своих речах, однако все его слова развеиваются как дым.

По другой версии фамилия Чадский была образована от фамилии Чаадаева, русского философа, объявленного сумасшедшим из-за его публикаций. Он слишком смело критиковал русскую действительность, поэтому его труды были запрещены в императорской России. У Чаадаева действительно много общего с Чацким, поэтому этот вариант выбора фамилия для главного героя представляется многим литературным критикам наиболее правдоподобным.

Павел Афанасьевич Фамусов – главный представитель «века минувшего» — консервативного дворянства, единственными ценностями которого являются необходимые связи и материальное благосостояние. Самое главное для Фамусова – это положение в обществе, поэтому он мечтает породниться со Скалозубом, который должен стать генералом.

Вся жизнь Павла Афанасьевича складывается вполне удачно: он имеет приличное состояние, служба не доставляет особых хлопот, представители высшего света ценят его и уважают. Единственное, чего боится Фамусов – сплетни и осуждение окружающих. Именно эта черта характера и отображена в его фамилии, которая происходит от латинского слова «fama», что в переводе на русский язык означает «общественное мнение».

Павел Афанасьевич всегда думал в первую очередь о том, что скажут люди. Узнав о романе своей единственной дочери с Молчалиным, он сразу же принимает решение отправить её в Саратов, опасаясь того, что подумает княгиня Марья Алексеевна.

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Павла Афанасьевича Фамусова, живущий в его доме. Фамилия Молчалина является одной из самых простых для понимания скрытого в ней смысла. Она происходит от глагола «молчать», и этот персонаж действительно не отличается особой разговорчивостью. Алексей Степанович говорил, что в его годы не пристало иметь собственное мнение. Не случайно в пьесе присутствуют такие сцены, где Молчалин не произносит ни слова. Для достижения своих жизненных целей, ему было необходимо подстраиваться под окружающих и выслуживаться перед вышестоящими лицами. Многословность в этом деле – помеха.

Сергей Сергеевич Скалозуб тоже имеет говорящую фамилию. Он является типичным представителем армейской среды того времени. Подобно Фамусову он руководствуется в жизни идеалами «минувшего века», только делает это более грубо и откровенно. Главной целью в его жизни является продвижение по карьерной лестнице, а также следующие отсюда богатство и знатность.

 Фамилия Сергей Сергеевича образована от простонародного прозвища «скалозуб». Мысленно сразу рисуется образ скалящего зубы человека, который не отличается особыми интеллектуальными способностями. Видимо, такое прозвище давали человеку, который всё время смеялся, не соблюдал рамки приличия, жестоко подшучивал над другими. Подобная фамилия характеризует Сергея Сергеевича как глупого и бесчувственного человека, интересующегося только собственной персоной.

Репетилов – второстепенный, но весьма важный в пьесе персонаж. Он представляет собой своеобразное зеркало, отражающее всё, что является модным. Репетилов умеет подстроиться под любого представителя общества, говорить то, что хотят слышать другие. В нём соединились практически все черты характеров окружающих. А фамилия Репетилова является подтверждением этого, ведь с французского языка слово «repeto» означает «повторять». И действительно всё, что он может – это повторять слова других людей.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что говорящие фамилии в пьесе «Горе от ума» помогают увидеть характеры персонажей, их мировоззрение и образ жизни. А все вместе они дают возможность понять основную проблематику произведения – комедии, в которой высмеиваются общественные пороки.

  • Сочинение рассуждение на тему морально нравственную
  • Сочинение рассуждение на тему молчалин блаженствует на свете
  • Сочинение рассуждение на тему мой пушкин 7 класс
  • Сочинение рассуждение на тему мой чацкий
  • Сочинение рассуждение на тему мой родной язык