Сочинение рассуждение на тему мой родной язык

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: подготовка к сочинению-рассуждению6 класс13.09.2021выполнила: назарцева т.к., учитель русского языка и литературы

Подготовка к сочинению-рассуждению6 класс13.09.2021Выполнила: Назарцева...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Подготовка к сочинению-рассуждению6 класс13.09.2021Выполнила: Назарцева

    Описание слайда:

    Подготовка к сочинению-рассуждению
    6 класс

    13.09.2021
    Выполнила: Назарцева Т.К., учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №9» г. Миасса Челябинской области

  • 2 слайд

    Типы речиПовествованиеОписаниеРассуждениеЧто произошло?Какой?Отчего? Почему?

    Описание слайда:

    Типы речи
    Повествование
    Описание
    Рассуждение
    Что произошло?
    Какой?
    Отчего? Почему?
    Зачем?

  • 3 слайд

    Самое важное – отразить одну главную, четко сформулированную и обоснован

    Описание слайда:

    Самое важное – отразить одну главную, четко сформулированную и обоснованную мысль
    13.09.2021

  • 4 слайд

    Рассуждать – значит доказыватьСхема сочинения-рассуждения ТЕЗИСОбоснование: а

    Описание слайда:

    Рассуждать – значит доказывать
    Схема сочинения-рассуждения

    ТЕЗИС
    Обоснование:
    аргументы
    примеры
    Почему?
    Что из этого следует?
    ВЫВОД

  • 5 слайд

    План сочинения-рассужденияВступление. Тезис (сформулировать мысли, которые не

    Описание слайда:

    План сочинения-рассуждения
    Вступление. Тезис (сформулировать мысли, которые необходимо доказать);

    2. Аргументы (доказательства вашей мысли, 2-3) Объем 2/3 всего сочинения;

    3. Выводы (обобщение ваших тезисов, рекомендации, прогнозы)

    13.09.2021

  • 6 слайд

    ВведениеВарианты Начать с вопроса: О чём мечтает молодое поколение? Сл

    Описание слайда:

    Введение
    Варианты
    Начать с вопроса:
    О чём мечтает молодое поколение? Сложно однозначно ответить на этот вопрос…

    Начать с цитаты известного человека.
    Выдающийся американский художник-мультипликатор и режиссёр  Уолт Дисней однажды сказал: “Все ваши мечты могут сбыться, если у вас хватит смелости их осуществить”.

    3. Начать с ключевых слов:
    Что такое мечта?
    13.09.2021

  • 7 слайд

    Средства связи частей рассуждения во введенииI. Тезис. Я уверен… Я

    Описание слайда:

    Средства связи частей рассуждения во введении

    I. Тезис.
    Я уверен…
    Я думаю (считаю), что…
    Мне кажется, что…

    13.09.2021

  • 8 слайд

    Основная часть1. Свое мнение (согласен/не согласен) 2. Доказательства своей

    Описание слайда:

    Основная часть
    1. Свое мнение (согласен/не согласен)

    2. Доказательства своей точки зрения:
    факты из истории;
    события из жизни;
    примеры из литературных произведений
    13.09.2021

  • 9 слайд

    II. Доказательство. Докажем это. Это можно доказать так... Почему?

    Описание слайда:

    II. Доказательство.
    Докажем это.
    Это можно доказать так…
    Почему? И вот почему…
    Это объясняется следующим.
    Во-первых, … Например, …
    Во-вторых, … К примеру, …
    В-третьих, … Допустим: …
    По-моему, прав…
    Могу возразить (сказать), что…

    13.09.2021

  • 10 слайд

    ВыводОбобщить тезис из вступления; Выразить советы или прогнозы; Можно привес

    Описание слайда:

    Вывод
    Обобщить тезис из вступления;
    Выразить советы или прогнозы;
    Можно привести мнение великих личностей
    Пословицы
    13.09.2021

  • 11 слайд

    III. Вывод. Итак, ...Обобщим все сказанноеТаким образом, ...Следовательно

    Описание слайда:

    III. Вывод.
    Итак, …
    Обобщим все сказанное
    Таким образом, …
    Следовательно, …
    Я понял, что…
    13.09.2021

  • 12 слайд

    Домашнее заданиеНаписать сочинение-рассуждение О чем мечтает молодое поколен

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Написать сочинение-рассуждение
    О чем мечтает молодое поколение?
    13.09.2021

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение рассуждение на тему мой родной язык

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Сочинение рассуждение на тему мой родной язык

  • Сейчас обучается 318 человек из 65 регионов

Сочинение рассуждение на тему мой родной язык

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М. и др.

Тема:
§ 3. Текст и его признаки

Похожие материалы

  • Презентация к уроку в 7 классе «Заметка в газету»

  • Правописание приставок на З-С.

  • Презентация к уроку «Словообразование наречий»

  • Урок на тему: «Словообразование наречий»

  • Календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс)

  • Презентация к уроку на тему «Активный и пассивный словарный запас»

  • Открытый урок на тему «Активный и пассивный словарный запас»

  • Сочинение — рассуждение ЕГЭ

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452711 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Слайд 1

— это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). Описание — это мир в покое (одна фотография) Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании. Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете 2) отдельные признаки предмета, 3) авторскую оценку, вывод, заключение.

Слайд 2

— это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности ; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата). Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Слайд 3

— это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир.

Слайд 5

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)».

Слайд 6

Цель урока: сформировать навыки написания сочинения — рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Слайд 7

1)Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные. 2)Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. 3)Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. 4)Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. 5)Если, конечно, туда попадёшь.6) А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. 7)Но, конечно, если и туда ты попадёшь». 8)И всё сбылось. 9)Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем.10) Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. 11)В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. 12)Это была Корсика. 13)Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. 14)Эти формы им сообщает наше человеческое воображение. 15) Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. 16)Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина. 17)И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья. 18)Что же касается розовеющего луча солнца, то я тоже увидел его несколько дней спустя вблизи Парижа в городке Эрменонвиле, где в старинном поместье провёл последние свои годы и умер Жан-Жак Руссо… 19)Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце — тоска по нашей просторной земле, своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы. 20)Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. 21)Тоска по России легла на сердце. 22) С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. 23)У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. 24)Я полюбил Францию давным-давно. 25)Сначала умозрительно. 26)А потом вплотную, всерьёз. 27)Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. 28)Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова: На святой Руси петухи кричат — Скоро будет день на святой Руси… 29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (По К. Паустовскому)

Слайд 8

Родина! Мы говорим, волнуясь, Даль без края видим пред собой. Это наше детство, наша юность, Это всё, что мы зовём судьбой. Родина! Отечество святое! Перелески. Рощи. Берега. Поле от пшеницы золотое, Голубые от луны стога. Родина! Земля отцов и дедов! Мы влюбились в эти клевера, Родниковой свежести отведав С краешка звенящего ведра. Это позабудется – едва ли- И навек останется святым… Землю ту, что Родиной назвали, Коль придётся, сердцем защитим.

Слайд 9

Значение родина — 1) место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. (БСЭ) родина — родить, родня и пр. см. рождать. (словарь В. Даля) родина — место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновения чего-нибудь (толковый словарь С. Ожегова) родина — Отечество, родная страна (толковый словарь С. Ожегова)

Слайд 10

Синонимы Отчизна, отечество, колыбель, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, родные палестины, родные осины, родные места.

Слайд 11

Россия, Русь – куда я ни взгляну… За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шёпот ив у смутной воды, Люблю на век, до вечного покоя… Россия, Русь! Храни себя, храни.

Слайд 13

Владимир Георгиевич Воробьёв. Родился в 1937 году. Приехал на Камчатку в 1956 году. Автор книги «Отсюда начинается Россия», повести о рыбаках «Три брата». Работал журналистом в газете «Камчатская правда», в в начале 1970-х годов был редактором газеты «Камчатский комсомолец». Уехал в Санкт – Петербург. Лучшие стихи создал на Камчатке – в них много тепла и света.

Слайд 14

Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, где жили и живут его деды и отцы, где его отчий дом.

Слайд 16

У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей — пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна. (А. Твардовский )

Слайд 17

Человек без Родины — это песчинка, отданная случайностям времени и пространства.(Жан Лакордер) Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский) Любовь к Родине — первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон Бонапарт) Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями. (Н. Карамзин) Родина — это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы… Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости. (А.И. Куприн)

Слайд 18

И вокруг любви непобедимой К сёлам, соснам, к ягодам Руси, Жизнь моя вращается незримо, Как земля вокруг своей оси!… (Н. Рубцов) Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей! (В. Дворянсков) Кроме матери родной, Нету матери на свете. Кроме родины – иной Нет родной земли на свете. (Б. Укачин)

Слайд 19

Как Вы понимаете значение слова РОДИНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое родина?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 20

Алгоритм построения сочинения-рассуждения в задании 9.3: 1. Прочитайте задание. Сформулируйте определение слова, данного в задании. 2. В абзаце 1 напишите вступление, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 3. Найдите в тексте один пример, подтверждающий данное Вами определение. Отметьте номер нужного предложения. 4. В абзац 2 включите один пример из текста (для этого укажите № предложения или цитату), подтверждающий данное Вами определение (используйте речевые клише). 5. В абзац 3 – один пример из Вашего жизненного опыта, подтверждающий данное Вами определение (используйте речевые клише). 6. В абзаце 4 напишите заключение (используйте речевые клише).

Слайд 21

Пишу вступление (1 абзац) РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это… Мне кажется, что — это… на мой взгляд, по моему мнению, по-моему…

Слайд 22

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ (основная часть) ДЛЯ ПЕРВОГО АРГУМЕНТА ДЛЯ ВТОРОГО АРГУМЕНТА Обратимся к тексту…. Я думаю… Сущность данного понятия, по мнению автора, сводится к… Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить… Автор строит свои рассуждения о данном понятии на… Приводя пример из жизни, хочу обратиться к …. Автору (писателю, ученому, лингвисту…) данного текста было важно показать, что… Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную раннее… Автор текста заставляет нас задуматься о том, что… Я вполне разделяю общепринятую точку зрения о том, что… Как справедливо замечено автором данного текста: «……»…

Слайд 23

Пишу основную часть (2 абзац) РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА 1) Обратимся к тексту (автор). Предложение №. 2) Доказательства находим в тексте(автор). Так, предложение №… 3) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… 4) Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Слайд 24

Пишу основную часть (3 абзац) РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА 1) Доказательством также служит пример из… 2) Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда… 3) Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны, города … (приводится конкретный пример) во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Слайд 25

Пишу заключение (4 абзац) РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА Итак, можно увидеть, что …. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста и жизненного опыта стали убедительным доказательством того, что… Можно сделать вывод, что… Из вышесказанного следует, что… таким образом итак действительно в заключение как видим значит и т.д.

Слайд 26

Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм). Пятая строка — одно слово-резюме , характеризующее суть вопроса или объекта.

Слайд 27

Уровни моей успешности Я молодец! У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно! У меня получалось почти все! Но я чувствую себя не совсем уверенно! Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями!

Слайд 28

Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое Родина?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста « Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. К. Паустовского), а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Слайд 29

Если ты разумно начал сочиненье, Если ты решил уже, что и как сказать, Не забудь, пожалуйста, это очень важно: Связно и последовательно мысли излагать. И тогда уж непременно Всё получится опять, И хорошее сочинение Не заставит себя ждать.

ТЕМА: Р/р.
Сочинение «Книга — наш друг и советчик».

Класс: 7
Тип урока: урок развития речи
Форма урока: традиционная
Формы работы: фронтальная, парная.

Цель
урока:

вырабатывать умение писать сочинение-рассуждение.

Задачи:

Образовательная:
подготовить
учеников к написанию сочинения; закрепить умение составлять план
будущего сочинения, выбирать ключевые слова, повторить известные обучающимся
сведения об особенностях сочинения-рассуждения; совершенствовать умения
обосновывать выдвигаемые положения; познакомиться с аргументом от противного.

Развивающие:
развивать
навыки написания сочинения-рассуждения; умения определять все части
текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод; развивать умение строить
рассуждение на заданную тему; развитие речи: обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать уважение
к культуре русского народа, воспитывать отношение к книге не только как к
источнику информации, но и как к другу, без которого не обойтись, воспитание
любви к русскому языку как духовной ценности и средству получения знаний.

Планируемые
результаты:

Предметные (объем
освоения и уровень владения компетенциями): знать структуру
текста — рассуждения; уметь правильно строить текст;
использовать языковые средства, соответствующие его типу и стилю; писать
сочинение на данную тему, редактировать содержание, структуру и речевое
оформление.

Метапредметные (компоненты
культурно-компетентностного опыта): использование род­ного языка как средства
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы, и др.).

Личностные: потреб­ность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому
самосовершенствованию.

Учебник: Русский
язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2015 г.

Конечный результат
работы: написание домашнего сочинения-рассуждения.

ХОД
УРОКА

1.
Организационный момент.

2.
Проверка д/з.

3. Целеполагание
и постановка учебной задачи.

— Сегодня вам
предстоит написать сочинение. Определимся с типом текста будущего сочинения.

— Вспомним, какие
типы текста вы знаете?

О каком
типе речи мы говорим, когда что-то нужно доказать, кого-то убедить?
(рассуждение)

Вам предстоит
написать сочинение-рассуждение.

— Что такое
рассуждение?

— В чем отличие
рассуждения от повествования и описания?

— Какие
особенности лексики?

— Как построены
предложения?

4. Объяснение
новой темы.

Сегодня мы будем
продолжать учиться писать сочинение-рассуждение. А умение отстаивать
определенную точку зрения, убеждать – это важное личностное качество.

— А о чем будет
наше сочинение, вы определите сами!

— Определите, что
станет предметом нашего сочинения?  Отгадайте загадку.

Есть листок,

есть корешок.

А не куст и не
цветок.

Нету лап, нету
рук.

А приходит в дом
как друг.

На колени к маме
ляжет,

Обо всём тебе
расскажет. (Книга.)

 — Итак, о
чем мы будем писать сочинение?

— Предметом нашего
разговора и вашего домашнего сочинения-рассуждения будет КНИГА. Вам предстоит
написать сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик».

— Откройте тетради
и запишите число и тему урока. Мы сегодня будем работать в тетрадках и в
рабочих листах, а дома вы будете работать в тетрадках для творческих
работ. 

5.Актуализация
опорных знаний. 

Составление
схемы сочинения-рассуждения.

image001image002Тезис
почему?          Обоснование:     что из этого следует?             Вывод

Потому
что                аргументы,                  примеры                    
поэтому

image003

План
сочинения рассуждения:

  • I.
    Тезис (утверждение).
  • II.Аргументы
    (доказательства)
  • 1)Во-первых,…….
    .
  • 2)Во
    –вторых, …… .
  • 3)
    В-третьих, …… .
  • III.
    Вывод(Итак, таким образом, следовательно)

6.
Работа с текстом упр. 343

Чтение
учителем задания к упр. 343. Чтение текста упражнения.


Согласны ли вы с мнением отца главного героя в том, что чтение — это роскошь?


Какие слова в утверждении отца героя являются главными? Согласны ли вы с этим?

*—
Чтение фраз, записанных на доске.

Есть
только одно средство стать культурным человеком — чтение. …Скажи мне, что ты
предлагаешь читать своему народу — и я скажу тебе, кто ты.

(А.
Моруа)

Не
томись над книгами. Если б там было что серьёзное, люди давно бы обнялись друг
с другом.

(А.
Платонов)

*—
Как вы понимаете фразы, записанные на доске? Противоречат ли они друг другу?

*—
Как можно связать эти высказывания с темой урока.


Каков тип будет у вашего сочинения?

Друг
– это кто?

Тот,
кого мы любим.

Тот,
к кому прислушиваемся.

Тот,
у кого ищем совета.

Кому
доверяем.

Тот,
с чьим мнением считаемся.

Что
для нас сделает друг?

Посочувствует,
поможет выйти из трудного положения.

Научит,
подскажет, как решить возникшую проблему.

Порадуется
вместе с нами.

Поделится
своими знаниями.

Помечтает
вместе с тобой.

Можно
ли книгу назвать другом?

Найдём
ответ в высказываниях упр. № 401,402

Что
же даёт книга?

·                    
Открывает
огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников (№ 401)

·                    
Позволяет
глубже оценить свои поступки и поступки окружающих (№ 401)

·                    
Помогает
почувствовать всю прелесть русского языка (№ 401)

·                    
Облегчит
жизнь, поможет разобраться, научит (М.Горький)

·                    
Не
изменит, поддержит в трудную минуту (В.Г.Лидин)

·                    
Избавит
от невежества (Н.Г.Чернышевский)

·                    
Перестроит
всю жизнь (Н.Смирнов-Сокольский

·                    
Какие
книги ваши любимые?

·                    
Как
и когда эти книги помогли вам? (Уроки жизни)

·                    
В
минуты грусти…..

·                    
Заставили
задуматься о……

·                    
Научили……..

·                    
Помогли
разобраться в……..


Дали знания о …….

ВЫВОД

Кратко
повторить суть позиции «Книга – наш друг и советчик», подвести итог рассуждения
(итак, таким образом, как видим…).


Какой тезис вы выдвинете в своём рассуждении?


Какое обоснование высказанной мысли вы найдёте?


Что можете привести в качестве примера?


Какие слова-сцепления будете использовать? Выписывание слов-сцеплений в
тетради.


В каком стиле будет написан ваш текст?


Составьте план вашего рассуждения.


Напишите сочинение-рассуждение по заданной теме, выделив в нём ключевые слова.

7.
Работа над текстом сочинения в черновиках.

8. Рефлексия
и оценивание

— Вернемся к цели
урока. Достигнута ли она?   

Оценивание Как
вы оценили свою работу?

9.Домашнее
задание. 

Напишите сочинение
– рассуждение «Книга – наш друг и советчик»

— Ваша задача:
написать сочинение-рассуждение, привести примеры из личных наблюдений,
использовать материал текстов, прочитанных на уроке,

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

Автор: Татьяна Моржева

Предмет Родная (русская) литература. 6 класс.

Линия УМК: Родная русская литература (5-9)

Автор: Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.

Раздел «Русские традиции»: По выбору: А.Д. Дементьев «Прощеное воскресенье» или А.П. Чехов «Блины».

Слайд 1.

Тема: Слово о поэте Андре́е Дми́триевиче Деме́нтьеве (16 июля 1928, Тверь — 26 июня 2018, Москва). Стихотворение «Прощёное Воскресение». (1992 год) 

Слово о поэте: Андрей Дементьев принадлежит к наиболее известным отечественным поэтам, чьи стихи актуальны и востребованы в любое время. Его творческий путь начался еще в 60-е гг. прошлого века. На стихи Дементьева написано немало песен, например, «Лебединая верность» или «Баллада о матери». 

Слайд 2.

Выражением творческого кредо поэта служит стихотворение «Никогда ни о чем не жалейте». 

Задание: Прослушайте чтение стихотворения «Никогда ни о чем не жалейте» и ответьте на вопрос:

— Каким человеком предстаёт перед нами Андрей Дмитриевич Дементьев на страницах данного поэтического произведения?

Никогда ни о чем не жалейте

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

В своём творчестве Андрей Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. 

Предметом нашего разговора станет сегодня стихотворение А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение».

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение». (Используется Раздаточный материал)

Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.

Слайд 3.

Господь учил: “Не будьте к близким строги.
Вас все равно помирит всех земля”.

Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки, как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела. 1992г.

— Какие ещё особенные черты характера поэта А.Д.Дементьева как человека помогает нам определить его стихотворение «Прощёное Воскресение»?

— Почему автор назвал своё стихотворение «Прощёное Воскресение»?

— Каково идейное содержание стихотворения «Прощёное Воскресение»?

Слайд 4.

СООБЩЕНИЕ ученика на тему «Из истории праздника «Масленица». Масленица – праздник языческий».

Слайд 5.

Первоначально празднование Масленицы на Руси было связано, по одним версиям, с прославлением бога Солнца Ярилы, по другим — «скотьего бога» Велеса.

Слайд 6.

Также празднование Масленицы было связано с уходом зимы и надеждой на скорое тепло. Гуляния всегда сопровождались огнем — горящие костры, колеса и чучело были главными атрибутами Масленицы и отзвуками культа солнца, царившего на Руси.

Слайд 7.

После принятия христианства Церковь освятила этот языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Масленичная неделя стала последним этапом подготовки к Великому посту. В христианской традиции за время Масленицы верующие должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними.

В древние времена Масленичную неделю называли Сырной седмицей. Разрешалось есть только молочные продукты и рыбу. Мясо же было под строгим запретом.

Слайд 8.

Но сегодня — это самый веселый и сытный народный праздник. В народе Масленицу ласково называют «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честнáя», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».

Слайд 9.

Значение слова «ясочка» — устар. Употр. как ласковое обращение к мужчине или женщине, соответствуя по значению сл.: голубушка, душенька, милый, милая. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Слайд 10.

СООБЩЕНИЕ ученика на тему «Традиции праздника Масленица»

По традиции, Масленичная неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье фееричным сжиганием чучела. Каждый день этого праздника уникален и наполнен глубоким смыслом. У каждого из них свое название и ритуалы, которые непременно нужно было исполнять.

Слайд 11.

Понедельник — встреча. В этот день заканчивали подготовку развлечений, ходили по гостям и выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших.

Слайд 12.

Вторник — заигрыши или, по-простому, сватовство: в деревне в этот день устраивали смотрины. Время выбрано неспроста — в Великий пост свадьбы играть было нельзя, а вот уже после Пасхи, на Красную горку, можно было и отметить создание новой семьи. Поэтому молодежь знакомилась на Масленичной неделе с далеко идущими целями.

Слайд 13.

Среда — лакомка. Про день тещиных блинов слышали? Так вот, в масленичную среду мать жены печет блины и угощает ими зятя. Считается, что чем богаче ее стол, тем больше теща благоволила к мужу своей дочери. Именно от традиций этого дня возникло крылатое выражение «к теще на блины».

Слайд 14.

Четверг — разгул. В четверг с размахом начиналась Широкая Масленица. И, конечно же, ни одна праздничная неделя не проходила без игр: хороводы, песни всем двором, катания с горки, прыжки через костер, кулачные бои, все это в сопровождении песен и плясок. Но главная традиция — взятие снежного городка. Дети и взрослые строят снежную крепость, делятся на две команды — пехоту и конницу — и начинают игру. Пехота, как правило, защищает крепость, конница же пытается ее разрушить.

Слайд 15.

Русский художник Василий Суриков даже посвятил этому действию одну из своих работ.

Слайд 16.

Пятница — тещины вечерки. В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен накормить ее символом Масленицы. Причем приходит теща не одна, а с «товарками» — подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять.

Слайд 17.

Суббота — золовкины посиделки. В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем.

Слайд 18.

Воскресенье — проводы. Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось — сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню. Завершало праздник торжественное сожжение чучела Масленицы, а оставшийся от него пепел развеивали над полями, чтобы грядущий год был урожайным.

Последний день Масленицы в народе называют Прощёным воскресением, целовальником.

Слайд 19.

Это последнее воскресенье перед Великим постом.
По давней традиции в этот день все православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с доброй душой и с чистым сердцем встретить Пасху: «Прости меня» — «И ты меня прости» — «Бог простит». Всё это сопровождается поклонами и поцелуями.

Слайд 20.

Прощеное воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказал Господь: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

А главное — простите всех сами: «Всех грешных прощаю, простите и меня, грешного!» Был и сейчас есть в России обычай, когда в последний день Масленицы просят прощения друг у друга.

Слайд 21.

— А что же такое прощение? Как Вы, ребята, понимаете, что такое прощение? Что означает в Вашем понимании слово «прощение»? (Размышления учащихся по данному вопросу).

Слайд 22.

Заглянем в «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, чтобы сопоставить наши определения значения слова «прощение»:

ПРОЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. простить в 1 и 2 знач. — прощать (книжн.). П. грехов. П. обид. П. долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. вину, за какой-н. проступок. Просить прощения. Заслужить п. ◊

Прошу прощенья или прощенья просим! — устар. формула прощания.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Слайд 23.

— Что значит простить? (Размышления учащихся по данному вопросу).

Слайд 24.

Как научиться прощать обиды? (Размышления учащихся по данному вопросу).

Слайд 25.

Видеоматериалы: «Как Простить и Исцелиться От Боли обид» Притча

https://www.youtube.com/watch?v=vWcXeFeHRa8

— Какие жизненные уроки Вы для себя извлекли, прослушав притчу «Как простить и исцелиться от боли обид?»

Слайд 26, 27, 28, 29. (Жизненные уроки)

Слайд 30.

РР Мастерская творческого письма: сочинение — рассуждение » Что такое прощение? Как научиться прощать обиды? «.

Слайд 31.

— Что такое рассуждение?

Слайд 32.

— Какова композиция сочинения – рассуждения?

Слайд 33.

Домашнее задание: Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как научиться прощать обиды?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение – Что такое прощение? Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста (стихотворение «Прощёное Воскресение» А.Д.Дементьева) , а второй – из Вашего жизненного опыта.

Примечание: Используйте справочные материалы по написанию сочинения – рассуждения на тему «Что такое прощение? Как научиться прощать обиды?»

Слайд 34.

Это интересно… Слово ПРОЩАЙ при расставании людей является формой повелительного наклонения глагола прощать.

Люди, расставаясь, просят друг у друга прощения, чтобы не оставить о себе каких-либо плохих воспоминаний.

Слайд 35.

Народная мудрость – русские пословицы:

1.Повинную голову меч не сечёт.

2. Есть слёзы – есть и совесть.

3. Упавшего не считай за пропавшего.

4. Кайся, да опять за старое не принимайся.

5. Кто старое помянет, тому глаз вон.

6. Тому тяжело, кто помнит зло.

7. Была вина, да прощена.

8. Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Притча о прощении

Как-то два друга шли по пустыне много дней. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали молча идти по пустыне и через несколько дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но друг его спас. Когда тонувший пришел в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил:

— Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?

И друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны записать случившееся на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть написанное.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Слайд 36.

Составить кластер на тему «Что такое прощение?

99768655 1

Слайд 37, 38, 39.

Просьба о прощении в Прощёное Воскресение.

Марк Тишман, Диана Гурцкая — «Спасибо за то, что ты есть», День судебного пристава, ТВЦ

https://www.youtube.com/watch?v=xjqC9UNEUiM

или

https://www.youtube.com/watch?v=i0b4r8iD0XQ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К МАТЕРИАЛАМ К УРОКУ ПРИЛАГАЕТСЯ.

  • Сочинение рассуждение на тему мой любимый предмет в школе
  • Сочинение рассуждение на тему мой техникум
  • Сочинение рассуждение на тему мой любимый герой романа дубровский
  • Сочинение рассуждение на тему мой родной край
  • Сочинение рассуждение на тему молчалины блаженствуют на свете