Сочинение рассуждение на тему мертвые души гоголь

Николай васильевич гоголь является одним из выдающихся писателей отечественной литературы. одним из ключевых его произведений является поэма мртвые души. изображая

Николай Васильевич Гоголь является одним из выдающихся писателей отечественной литературы. Одним из ключевых его произведений является поэма «Мёртвые души». Изображая в книге пять основных образов, автор сумел мастерски показать читателю суть помещичьей России, которая потеряла нравственность из-за крепостного права, разделившего Русь на паразитов и рабов. Листая страницы известного произведения Гоголя, читатель замечает, что герой сумел соединить в себе все главные черты помещиков. Чтобы лучше понять замысел произведения Николая Гоголя «Мёртвые души», рассмотрим, в чем заключается сходство Чичикова с помещиками поподробнее.

Чичиков и Манилов

Чичиков схож с Маниловым и в поведении, и во внешности. Эти персонажи обладают неопределенными чертами лица, приятной наружностью, легко сливаются с толпой. Безусловно, каждый читатель воспринимает героев по-своему, но, несмотря на это, сходство между этими персонажами выражено очень наглядно: они оба предпочитают быть приятными, а не честными. У них нет своего мнения. Разница только в том, что Манилов его не имеет по определению, а Чичиков меняет его в зависимости от обстоятельств. Жители города не видят подлинного лица Чичикова, таким же непонятным оказывается и Манилов. Они оба «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Как можно заметить, и Чичиков, и Манилов, предпочитают строить воздушные замки. Однако Чичиков более деятелен и активен, а Манилов совсем апатичен и далек от реальности. Они оба часто уходят внутрь себя. Писатель показывает, что приторность Манилова присуща и Чичикову. Собакевич называет героя «преприятный человек», а ведь он редко говорит о людях хорошие слова. Нетрудно заметить, что в данном выражении присутствует чрезмерная слащавость. Автор использует слово «преприятный» для того, чтобы показать чрезмерное стремление персонажа для всех быть мягким и пушистым.

Чичиков и Коробочка 

Читатель замечает некоторое сходство главного героя с Коробочкой. Так, у героини все вещи в комоде разложены по местам: мешочки, шкатулки, тряпочки. Тот же порядок мы наблюдаем в вещах Чичикова.

Кроме того, среди вещей Коробочки можно увидеть мало кому нужные верёвочки. Предметы в шкатулке Чичикова уложены подобно вещам героини. Вещи героев указывают на их мелочную, бережливую и корыстную натуру. Герои отличаются своей страстью к наживе и умением подстроиться под других.

Как и Коробочка, Чичиков склонен прибедняться и торговаться. Он ни за что не выдаст, сколько у него денег на самом деле, как и Коробочка.

Чичиков и Ноздрев 

Ноздрев, как и Чичиков, стремится со всеми поддерживать выгодные знакомства. Он охотно прислушивается к сплетням и сам создает их. Оба героя превосходно лгут.

Читатель может заметить невероятную ловкость в движениях Чичикова. Так, он умело кланяется налево и направо. Герой опасается того, что упустит кого-то из виду. Также поступает активный и даже вертлявый Ноздрев.

Оба персонажа желают всеми силами показать себя значительно богаче, чем они являются на самом деле, когда им это выгодно. Герои способны продать абсолютно все, что вздумают купить. Они отличаются продажной натурой, для них ничего не представляет большой ценности. Как и Чичиков, Ноздрев предпочитает легкие деньги, заработанные быстро и нечестно. Труд ему чужд.

Чичиков и Собакевич 

Ноздрев высказывается о Чичикове так: «Совершенный Собакевич». Можно заметить, что в этих двух персонажах нет искренности. Они отличаются цинизмом и эгоизмом. Собакевич, продавая мёртвые души, постепенно увеличивает на них цену, называя все больше положительных качеств умерших. И Чичиков, и Собакевич являются чрезвычайно жадными и корыстными людьми. Они думают только о себе и везде ищут выгоду. 

Собакевич был единственным помещиком, который сразу понял суть аферы Чичикова. Но он не погнушался участвовать в ней, несмотря на то, что всех вокруг осуждал за подлость. Он даже сам обманул Чичикова, продав ему женщину-крепостную по цене мужчины. Это говорит о проницательности и хитрости Собакевича. Как и Чичиков, он знает счет деньгам и имеет с ними обходиться. При этом он жаден и беспринципен, а значит, способен на любую аферу.

Чичиков и Плюшкин

На первый взгляд, читателю может показаться, что Чичиков и Плюшкин являются совершенно разными людьми. Однако если пристально понаблюдать за данными персонажами, можно заметить, что они имеют схожие черты. Чичиков — это в какой—то степени Плюшкин в молодости. Недаром автор рассказал о старике больше, чем о других помещиках. Мы знаем, что Плюшкин был очень бережливым, рачительным и успешным дельцом. Однако после смерти супруги эти качества стали утрированными и превратились в гротескную пародию на самих себя. Теперь богатый хозяин терял деньги на своей жадности. Чичиков, как и Плюшкин, прошёл бессмысленный путь накопительства. Так, Чичиков однажды, прогуливаясь по городу, видит старую афишу и отрывает ее от столба. Изучив ее, он прячет старое объявление в шкафчик. По такому же пути прошел и Плюшкин. Собирание ненужных вещей, педантичное накопление того, что «когда-то пригодится», зацикленность на материальных ценностях, равнодушие к семье и друзьям — все это объединяет героев, только Плюшкин дошел до крайней степени нравственного падения.

Можно утверждать, что, описывая поведение и характеры своих персонажей, Николай Васильевич отобразил общественные пороки. Их вобрал в себя образ главного героя Чичикова. Павел Иванович стал представителем нового поколения людей — алчных и беспринципных дельцов, охотников за состояниями. Но эти новые люди не лучше старых — именно это хотел сказать автор.

Автор: Виктория Комарова

(660 слов) Николая Васильевича Гоголя считают одним из самых загадочных писателей девятнадцатого столетия. Ведь жизнь и творческий путь данного автора наполнены мистикой. Весьма таинственным произведением является поэма «Мёртвые души». В нем автор изобразил галерею человеческих пороков во всем их многообразии, ориентируясь на «Божественную комедию» Данте. Только здесь изображена жизнь помещиков в тридцатые годы, а не адский лабиринт. Над созданием книги Николай Васильевич работал на протяжении целых семи лет. Главный герой — Павел Чичиков, который находится в центре внимания автора. Рассмотрим поподробнее, из чего складывался его жизненный путь. 

Жизненный путь персонажа неповторим. Ведь он богат на поучительные события. Однако в образе Павла Ивановича автор воплотил безнравственного человека, которого жизнь учит всему, кроме главного — правильной мотивации действий. Чичиков является воспитанным, тактичным, изобретательным, упорным. Однако все эти качества растрачиваются на аферы. 

Будущий мошенник появился на свет в семье дворян, которые обеднели. Русский писатель очень мало рассказывает об образе отца Чичикова, а о его матери и вовсе не говорит ни слова. Еще в детские годы главный герой узнал простые истины. Так, он запомнил, что деньги являются залогом уважения и любви. Именно благодаря финансовым средствам открываются все двери, появляется чувство уверенности, а также ощущение покоя. В связи с этим необходимо все время накапливать материальные блага любыми средствами. Именно такую жизненную науку преподал отец персонажу. Кроме того, и жизнь сама позволила герою рассуждать подобным образом. 

Мальчик приспособился к жизни еще в училище, куда героя отвез его отец. Чичиков стал угождать педагогам, знакомиться с богатыми людьми, дружить с ними, а также ограничивать себя и экономить на всём, дабы накопить внушительную сумму. Именно способность героя приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам помогла ему с отличием закончить обучение. Кроме того, за время учебы Павел даже сумел собрать свой первый капитал. Своим приятелям Павел Чичиков продавал дрессированную мышь, пирожки и фигурку птицы.

Главный герой начал работать сразу после того, как окончил училище. При этом Чичиков прекрасно осознавал, что не сможет сразу получить достойное место. Ведь он не имел таких полезных связей. Однако все же удача улыбнулась персонажу. Чичиков был принят в казенную палату. Более того, его перевели в канцелярии на вышестоящую должность, ведь герой смог вовремя поухаживать за дочкой начальника. Павел Чичиков слишком увлёкся «борьбой с взяточничеством», когда работал в комиссии по строительству. Его поймали на преступлении, что впоследствии привело к его увольнению и лишению всех сбережений. Однако такой печальный опыт не привёл ни к каким изменениям в жизни персонажа. Он, наоборот, с гораздо большим стремлением начал работу в другом городе. Чичиков хотел как можно скорее накопить материальные блага. Это говорит о его работоспособности, которая могла бы пригодиться в более полезном и честном направлении.

На новом месте Павел Чичиков сразу же отличился. Он стал более щепетильным и осторожным в своих действиях. Главный герой обладал обаянием, поэтому им восхищались коллеги и руководство. Вскоре Павел Чичиков получил работу на таможне, что являлось очень прибыльным местом. Во время службы персонаж показал себя с самой лучшей стороны. В результате, Чичикову предоставили неограниченную свободу действий в борьбе с контрабандой. Здесь главному герою посчастливилось накопить очень большие средства. Естественно, он начал сотрудничать с преступниками. Однако, как известно, все тайное становится явным. Незаконную деятельность главного героя разоблачили. И Павел снова все потерял. Теперь он должен был начинать все с чистого листа. 

Именно в это время Павел Чичиков начинает думать о покупке крепостных. Он размышлял о тех крестьянах, которые уже умерли, но еще числились в списках. Это представляло прекрасную возможность заработать большие деньги и поднять свой социальный статус. Он переселял несуществующих людей на бесплатные земли в Херсонской губернии, а потом заложить вымышленное имение в Опекунский совет и получить ссуду. Данная идея отличалась новизной. Безусловно, Павла Чичикова можно назвать своеобразным гением. Однако желаниям главного героя было не суждено сбыться. Персонажа снова разоблачили. Правда, финал его исканий остается открытым.

Таким образом, жизненный путь Павла Чичикова отражает современную писателю эпоху первых буржуа, которые делали капитал сомнительными способами, но преуспевали благодаря «мертвому» обществу чиновников и помещиков, безразличных к судьбе Родины. Несомненно, главный герой произведения придумал потрясающую аферу. Однако он не стал счастливым человеком и не достиг своей цели, ведь преступные пути всегда приводят к разоблачению и позору.

Автор: Виктория Комарова

Для всех наших читателей, кто интересуется творчеством великого русского писателя Н.В. Гоголя, предлагаем примерное сочинение на тему «Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)».

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя – шедевр русской литературы. Написанная несколько столетий назад, она остается интересной и для современного читателя. По мнению критика В.Г. Белинского, поэма столь глубока по содержанию и велика по художественному совершенству, что могла бы заменить на десять лет отсутствие других книг. Центральное место в произведении занимают «портретные» главы, в которых автор показывает всю низость, весь моральный упадок помещичьего класса. Шестая глава посвящена «прорехе на человечестве» — Степану Плюшкину.

Характеристика героя начинается с описания усадьбы. Некогда обширное, богатое хозяйство пришло в запустение. Все вокруг превратилось в хлам, находится в странном беспорядке, покрылось плесенью, пришло в негодность. Вся эта картина как нельзя лучше характеризует помещика как человека-скрягу, бесхозяйственного, жадного. Казалось, что время в его имении прекратило свое течение и остановилось, отсюда хотелось сбежать, до такой степени страшные картины предстали перед взором Чичикова.  Портрет самого Плюшкина ужасает: он был похож не то на бабу, одетую в странное, неопределенное платье, не то на мужика. Лицо и наряд Плюшкина произвели на Чичикова гнетущее впечатление, а когда чиновник узнал, что перед ним самый настоящий помещик, от изумления даже отступил назад. На его бесстрастном лице выделялись маленькие бегающие глазки и брови, похожие на мышей, высматривающих из норки кота.  Невозможно было понять, из чего состоит его халат с четырьмя полами и рукавами, больше похожими на кожу, из которой шьют сапоги. На шее у Плюшкина было повязано что-то похожее на носок, подвязку или набрюшник. Помещик, который владел тысячами крепостных душ, у которого было полно богатства в амбарах и кладовых, походил на самого последнего нищего, поэтому Чичиков подумал, что, если бы встретил его где-то у церкви, дал бы медный грош. Скупость и жадность настолько взяли власть над героем, что вытравили из него все самое лучшее, что в нем было, затмили практический ум когда-то опытного хозяина. Он перестал понимать истинную ценность вещей. От бессмысленной скупости он становится подозрительным к людям, недоверчивым, враждебным ко всему окружающему, жестоким и несправедливым не только к крепостным крестьянам, но и к своим детям. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Крестьян он упрекает без всякой на то причины во всех грехах, называет их ворами и мошенниками, способными оставить без кафтана, морит людей голодом, поэтому крепостные у него «мрут как мухи» или сбегают от невыносимых условий жизни. Старшая дочь помещика, Александра Степановна, сбежала от отца со штабс-ротмистером какого-то кавалерийского полка, другая дочь, оставшаяся с отцом в деревне, вскоре умерла. Сын Плюшкина отправился в город и вопреки воле отца вместо службы в какой-либо палате определился в полк. Когда же юноша попросил у родителя денег на обмундирование, то ничего не получил, а когда тот проигрался в карты, отец проклял сына и перестал интересоваться его существованием и ни разу даже мысленно не задавался вопросом, жив ли его наследник. Он с полным равнодушием отказал в помощи и дочери, которая приехала к отцу и привезла своих детей повидать деда. Но ни гостинцы, ни родные люди не тронули сердца отца и дедушки. Плюшкину казалось, что все только и ждут его смерти, чтобы завладеть его богатством. У помещика была отвратительная привычка собирать по всей деревне хлам или забытые крестьянами вещи. И если что-то попадало в кучу мусора в его доме, то Плюшкин ни за что не возвращал вещь хозяину. Над этой привычкой шутят крестьяне, говоря: «Рыболов вышел на охоту». Они прозвали его «заплатанным» или «прорехой на человечестве». В его сердце не осталось места для любви и сострадания, а в уме – ничего живого и полезного, кроме накопительства. За внешним добродушием он скрывает алчность и постоянное стремление наживы. Он скуп во всем: и в одежде, и в еде, и в еде, и в эмоциях. За все время разговора с Чичиковым у Плюшкина ни на секунду не появляется живое выражение лица, оно остается бесчувственным и пошлым, и только при упоминании о бывшем однокласснике загорается на некоторое время теплый огонек в глазах. Ни автор, ни тем более читатель не понимают, как человек, у которого было все для счастливой и спокойно жизни, опустился на самое дно жизни и достиг дна духовного оскудения и морального падения.  Писатель недоумевает, как же свершился распад человеческой личности.

Гоголь неслучайно определил Плюшкину место последнего продавца мертвых душ, не случайно именно этот помещик замыкает галерею помещичьих образов. Это самый безнравственный, отвратительный человек, с которым Чичикову пришлось столкнуться. Образ Плюшкина – воплощение полного застоя, загнивания, своеобразный символ духовной гибели.

Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького
человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

УРОКИ 31-32
Развитие речи.
Контрольное сочинение

по творчеству Н. В. Гоголя

Цель:


учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу,
опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать стремление
к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
портрет Н. В. Гоголя, черновые варианты сочинений, запись на доске, приложение.

Тип уроков:
урок развития речи; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных
произведений Н. В. Гоголя, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

«Под сенью дружных муз…»:

работа с портретами Н. В. Гоголя

и воспоминаниями современников о его внешности

У ч и т е л ь.

Чтобы понять душу Гоголя, а следовательно, и его произведения, давайте ещё раз обратим внимание на портреты этого уникального человека
и неординарного писателя. Что особенного заметили вы в нём, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте их
с воспоминаниями современников о внешности Н. В. Гоголя (раздаточный материал; см. «Портреты Н. В. Гоголя»).

Карточка
«Его белокурые волосы… от висков падали прямо… от его покатого, гладкого, белого лба… так и веяло умом. В небольших карих глазах искрилась по
временам весёлость — именно весёлость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым… Какое ты умное, и странное, и больное существо! — невольно
думалось, глядя на него» (И. С. Тургенев).

«Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был
человек самого серьёзного характера, самого строгого настроения духа… Как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на
свои литературные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием» (И. С. Аксаков).

«Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в тёмно-коричневое длинное пальто… Его длинные каштановые волосы
прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие тёмные шелковистые усики чуть прикрывали полные красивые губы, под которыми была
крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное.
Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдающее и вместе добродушно-горделивое…»
(Г. П. Данилевский).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели уроков

Слово учителя

— Нам с вами уготовано жить в удивительное и трудное время — время переоценки ценностей, время болезненных перемен в общественной жизни, время
мучительных поисков духовных ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания. Труды Гоголя — настоящий
кладезь духовной мудрости, до сих пор скрытый под спудом. Действительно, как справедливо заметил К. В. Мочульский, «В нравственной области Гоголь был
гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского.
Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность
и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы».

Какой величественный пример для назидания даёт нам жизнь и творчество Н. В. Гоголя с его несравненным художественным даром и с его стремлением
к правде и к преображению жизни! Не понять нам Руси, её пути, её исканий и трагедии, если не поймём мы тайну крестного пути Гоголя, муку его души!

Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия.
Перед смертью Гоголь сказал: «Будьте живые, а не мёртвые души!» Этот обращение не только к его современникам, но и к нам, его потомкам.

IV. Работа над темой уроков

1. Постановка и решение проблемного вопроса

с привлечением фотоиллюстраций памятников Н. В. Гоголю в Москве

Скульптор Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре (1909).

Открытка почтовая. Москва. Фирма «Шерер, Набгольц и К». 1909-1910.

Скульптор Н. В. Томский. Памятник Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре (1952).

Открытка почтовая. Москва. «Госкиноиздат». 1952 .

У ч и т е л ь. Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одному и тому же
лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один —
общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой — несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце
концов своё творческое бессилие»,— писал Ю. Пелевин.

ДВА ГОГОЛЯ

Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один над облаками дымной гари
Стоит победоносно на бульваре,
И план романов новых в голове.
Другой неподалёку, за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Сутулится, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.
Переселён он с площади за дом,
Где в тяжких муках уходил от мира,
И гость столицы, пробегая мимо,
Его заметит, видимо, с трудом.
Два Гоголя соседствуют в Москве,
Похожи и как будто непохожи:
От одного — мороз дерёт по коже,
Другой — сияет бронзой в синеве.
Толпой народ выходит из кино,
А эти две несхожие скульптуры —
Два облика одной литературы,
Которым вместе слиться не дано.
(А. Городницкий)

• Как выражает своё отношение к памятникам автор стихотворения?
• Знаете ли вы, где установлены эти памятники Н. В. Гоголю? При каких обстоятельствах?
• Какое впечатление производит на вас каждый из этих памятников?
• Работа какого скульптора соответствует вашему представлению о Н. В. Гоголе?
• Составьте устное сочинение-рассуждение, выразите в нём свои мысли и чувства.

Подсказка.
Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве открыт 26 апреля 1909 г. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения
писателя. Гоголь изображён в тяжёлой задумчивости. Для писателя настал последний, кризисный период жизни. Он разуверился в правоте и благе своего
творчества и уже отрешился от жизни. Скульптор представил Н. В. Гоголя отчуждённым, надломленным и глубоко несчастным человеком на грани отчаяния.
Мастер воплотил в скульптурном образе концепцию творчества как драмы. Его произведение стало не только лучшим памятником писателю, но и одной из
лучших городских скульптур Москвы.

В 1936 году было принято решение правительства «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве». В 1952 г., теперь уже к столетию со дня смерти
писателя, на месте старого памятника поставили новый «правительственный вариант» скульптора Н. В. Томского, с торжественной надписью на постаменте:
«Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». Скульптор тоже был Николай
Васильевич.

2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя

1. «Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность или развитие темы “маленького человека”?».
2. «Размышления над страницами “Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя».
3. «Горьким словом моим посмеются…» (по страницам произведений Н. В. Гоголя).
4. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…» (Н. В. Гоголь «Портрет»).

Комментарий.
Темы учитель записывает на доске и организует обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

3. Консультация учителя: обращение к записи на доске
(или раздаточный материал)

Вспомогательный материал для написания сочинений

«Горьким словом моим посмеются…» — слова надписи на надгробии Н. В. Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в каноническом
переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о насилии, воплю о разорении, потому что Слово Господне обратилось в поношение мне
и в повседневное посмеяние». Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу: «Поэзия — это незримая ступень
к христианству».

Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь — это путь
любви. В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста. Убеждённостью Гоголя в возможность преображения и бессмертия человека через
веру, любовь, красоту, творчество должны проникнуться ученики, прикасаясь к творчеству великого мастера.

План к сочинению

«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»

I. Изображение «маленького человека» — одна из основных тем русской литературы XIX в.
II. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя — развитие или закономерность?
 1. Судьба «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»).
 2. «Шинель» Н. В. Гоголя — закономерность и развитие темы «маленького человека».
 3. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского — продолжение традиций и новый аспект в изображении «маленького человека».
III. «Всемирность и человечность русской души».

Тезисный план сочинения
«Размышления над страницами
“Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя»

I. «Выбранные места…» — одно из самых загадочных творений Н. В. Гоголя.
 1. Причины, побудившие автора обратиться к этой книге. «Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?»
 2. «…И всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала…»
II. «…Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…»

 1. Темы и жанр «Переписки…». Сочетание публицистической страстности с высокой художественностью.

 2. Спор Белинского и Гоголя об истинном пути России:

 а) «Брожение внутри не исправить никакими конституциями…» (Н. В. Гоголь);

 б) человек — «вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства» (Н. В. Гоголь);

 в) «опровергайте чужие мнения, несогласные с вашими, но не преследуйте их с ожесточением» (В. Г. Белинский);

 г) «литератор… вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не ожесточение или ненависть» (Н. В. Гоголь).

 3. «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» (Н. В. Гоголь).

 4. «Гоголю суждено было круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии» (К. В. Мочульский).

III. «…Сердце моё говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна» (Н. В. Гоголь).

Памятка

«Определение роли портрета

в литературном произведении»

Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении, необходимо соблюдать пять правил:

1) необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя;

2) объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя;

3) найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило,
показывают происходящие с героем изменения — динамику образа героя;

4) портрет способен передавать внутренний мир героя;

5) следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Прочитать роман И. А. Гончарова «Обломов».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец сочинения
«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” – закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»

В литературном энциклопедическом словаре термин «маленький человек» трактуется как «обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что
они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное положение» (приниженность,
соединяемую с ощущением несправедливости, уязвлённую гордость). Поэтому «маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, «значительному
лицу». Развитие сюжета строится как история какой-либо обиды, несчастья, оскорбления. «Маленький человек» — человек униженный, бесправный, беззащитный,
одинокий, забитый, жалкий.

В русской литературе XIX в. прослеживаются общие приёмы типизации «маленького человека»: имя, портрет, поступки, сопоставления и противопоставления жизни
героев произведений в определённых ситуациях, а также отношение автора к своему герою. Проза А. С. Пушкина оказалась предтечей Н. В. Гоголя,
Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей русской литературы.

Каждый из них ставит вопросы бытия, представляя авторскую концепцию мира и положение в нём человека. У героев произведений есть свои достоинства: доброта,
кротость, протестующее и примиряющее начало, горечь раздумий о своей судьбе.

Повестью «Станционный смотритель» фактически начат в русской литературе путь «натуральной школы», продолженной Гоголем. По этому пути пошли
затем многие русские писатели, в том числе и Ф. М. Достоевский. Личная трагедия «маленького человека» приобретает социальный характер.

Горечь раздумий А. С. Пушкина, протестующие и примиряющие начала нашли своё отражение в творчестве Н. В. Гоголя.

Герои «Станционного смотрителя» и «Медного всадника», «Шинели» близки при всём различии их характеров и самих произведений. Интонация сострадания объединяет
произведения Пушкина и Гоголя, их «чувствительность» и «лелеющая душу гуманность». Обман, одиночество и беззащитность «маленького человека», его
трогательный и жалкий образ «перешли» со страниц произведений А. С. Пушкина на страницы Н. В. Гоголя.

В. Г. Белинский отметил, что повесть «Шинель» — «одно из глубочайших созданий Гоголя». В отличие от Пушкина, Гоголь увидел в А. А. Башмачкине
страдающего человека, достойного большого сочувствия и сожаления, в его повести звучит протест против угнетения человека, протест против тех общественных
порядков, которые порабощают человека морально, духовно и материально.

У Н. В. Гоголя незаметная жизнь «маленького человека» оказывается лицом к лицу со всем окружающим его миром и даже всемирной историей. В надгробном слове
Акакию Акакиевичу Гоголь утверждает, что несчастие обрушивается на Башмачкина, «как обрушивалось на царей и повелителей мира…»

Герой «Шинели» — человек, который, кажется, не занимает никакого места среди людей. Его унизительное положение начинается прямо с имени, которое
означает «незлобливый», не способный обидеть другого человека. Он родился «против ночи». «Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как
будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник», «…родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». У него
и слов нет, чтобы заявить о себе, так как высказывается только предлогами и частицами; лишь на «невыносимые шутки» чиновников он произносил фразу:
«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Незрелая, с точки зрения Белинского, «манера» Девушкина «говорить» была новаторским приёмом, позволявшим осветить изнутри процесс становления личности,
утвердить достоинство «маленького человека».

Однако Акакий Акакиевич обладает «внутренним голосом». Ведь усмехнулся Башмачкин, рассматривая игривую картинку в витрине: «Остановился с любопытством
перед освещённым окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак,
обнаживши, таким образом, всю ногу… Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся, и потом пошёл своею дорогою».

Гоголь даёт понять, что и в жизни «маленького человека» есть таинственная глубина, закрытая от внешнего мира, как закрыты друг от друга петербургский
внешний мир и неизвестный внутренний мир Башмачкина.

Гоголь нигде не хочет подтвердить или опровергнуть показания своих персонажей, что таинственный мертвец — это Акакий Акакиевич. Для автора важнее
показать, что в жизни зло будет всё равно наказано. «В жизни часто торжествует зло — это правда… Чтобы зло оказалось злом, начальник Акакия Акакиевича
должен хотя бы на минуту почувствовать, что он не прав. Накажи его Гоголь, вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться — вышла бы
ложь»,— отметил А. И. Герцен.

«Шинель» — крупная веха в творческом пути Н. В. Гоголя, вершина петербургского цикла. Раскрыв трагическую судьбу «маленького человека», повесть
эта указала тем самым дорогу последующим писателям в изображении «униженных и оскорблённых».

«Мы все вышли из гоголевской “Шинели”». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали
«крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

И сегодня, и в будущем проблемы, поднятые великими русскими гениями, тема «маленького человека» — всё это остаётся и будет волновать умы поколений, так
как отношения личности и государства всегда злободневны. Это закономерное развитие темы, основоположником которой был А. С. Пушкин, а продолжателями — все
русские писатели, в том числе и Н. В. Гоголь.

__________________

Места, связанные с именем

Николая Васильевича Гоголя

Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но всё-таки есть несколько мест
на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он
стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там написал
«Мёртвые души».

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребёнок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя — это
не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда

Музей-заповедник Н. В. Гоголя в селе Гоголево

Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.

Быт родового имения Гоголь изобразил позднее в повести
«Старосветские помещики». Неподалёку от Васильевки находилась и кочубеевская Диканька, с именем которой в свою очередь связан цикл ранних повестей Гоголя.

Нежин

В XVIII–XIX вв. Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 г. И. Безбородько основал Нежинскую Гимназию высших наук,
которая по уставу приравнивалась к университету.

В ХIХ в. в этой Гимназии высших наук получили образование Н. Гоголь, Е. Гребинка и много
других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это — один из корпусов педагогического института.

Санкт-Петербург

В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут
великую борьбу со злом — и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде
быстро опустошающегося кошелька, казавшегося в Нежине неистощимым!

С 1831 до 1836 гг. Гоголь почти всё время жил в Петербурге. Это был период его самой усиленной литературной деятельности. Не считая разных журнальных статей
и неоконченных повестей, в эти годы он выпустил 2 части «Вечеров
на хуторе…» и подарил нам такие произведения, как «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Портрет», «Женитьба», «Ревизор», первые главы «Мёртвых душ».

Москва

В статье «Петербургские записки 1836 года» Гоголь сказал о двух столицах Русского государства — новой и древней: «Москва нужна для России; для
Петербурга нужна Россия…». Петербург, по словам Гоголя,— «немец, Москва — русская борода».

Первым постоянным обиталищем Гоголя в Москве был дом Погодина на Девичьем поле. Место Погодин выбрал тихое, патриархальное — как раз то, что
любил Гоголь. В его доме Гоголь продолжал работать над первым томом «Мёртвых душ».

Кремль — любимое место прогулок Гоголя. Он бывает здесь один, бывает и в обществе Берга, Островского, Анненкова. Гоголь любит бывать на Кремлёвском холме
и в дни гуляний, праздников, когда можно лучше рассмотреть московскую толпу, и в ранние часы после заутрени, когда пустынны каменные
плиты на тесной площади, обнесённой соборами.

Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей
— графа Александра Петровича Толстого и его супруги Анны Георгиевны.

Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель. Гоголь занимал две комнаты первого этажа: одна служила приёмной, другая, выходившая
окнами на Никитский бульвар,— кабинетом, который сообщался дверью с людской. Поэт Николай Берг вспоминает: «Здесь за Гоголем ухаживали как
за ребёнком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет». Сейчас
в доме находится библиотека-музей «Дом Гоголя».

Рим

В Риме Гоголь был счастлив. Он провёл в Италии почти десять лет.

Писал из Рима: «Никогда я не чувствовал себя так погружённым в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето — не лето, весна — не весна, но лучше
весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью — не напьюсь, гляжу — не нагляжусь. В душе небо и рай! Никогда я не был так весел,
так доволен жизнью».

Годы жизни в Риме — это годы писания «Мёртвых душ».

Абрамцево, имение Аксаковых

Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры, но чаще других здесь бывал Гоголь,
знакомство Аксакова с которым состоялось летом 1832 г.

Аксаков высоко ценил талант писателя и испытал на себе влияние его творчества. С этих пор Гоголь всей душой был привязан к семье Аксаковых. Дружба их продолжалась
двадцать лет, до конца его жизни. Впервые он приехал в Абрамцево 14 августа 1849 г. Оно полюбилось ему.

«Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по
которой я должен был возвращаться домой»,— рассказывает С. Т. Аксаков.

Следующий урок: 33. Обзор: основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики. Мировое значение русской классической литературы >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Смешное и грустное в комедии Ревизор

Произведение Николая Гоголя «Ревизор» — это комедия, тема которой взята из действительности России первой половины девятнадцатого века. Над текстом комедии писатель работал семнадцать лет, а последние правки были сделаны перед смертью Николая Васильевича.

Как мы знаем, комедия — это драматическое произведение, осмеивающее социальные и бытовые пороки отдельных людей и общества в целом. Главным героем комедии является не Городничий и даже не горе-ревизор Хлестаков, а смех, через который проявилась авторская позиция: «… честное, благородное лицо был смех. Он был благороден потому, что решился выступить, несмотря на низкое значение, которое даётся ему в свете». И действительно, «Ревизор» наполнен ироническими ошибками, одна из которых и стоит в основе сюжета.

Комедия состоит из таких ситуаций, смешное в которых является и грустным одновременно. Например, сам факт ошибочного принятия Хлестакова за ревизора смешон. Он постоянно путается в фактах «о себе», преувеличивает собственную значимость в России (6 явление, 3 действие). Это быстро даёт понять, что он всего лишь мелкий чиновник, который решил порисоваться перед людьми. Однако герои, находясь в страхе за своё место в городе, даже не видят лжи «ревизора». Печально во всей этой ситуации как раз то, что они переживают не за благосостояние своих жителей, а за потерю возможности брать взятки и иметь какую-никакую власть.

По мере прочтения первого действия комедии мы узнаём, что в уездном городе процветают пьянство и взяточничество (при этом взятки борзыми щенками даже не принимают за взятки), а также хищение денежных средств (имеются в виду средства, выделенные на постройку церкви, которая «внезапно» сгорела). Зрителю может показаться, что грехи чиновников несколько гиперболизированы, но на деле Гоголь создал правдивый образ государства при правлении Николая Первого. Николай Васильевич раскрыл все стороны жизни России — начиная с богоугодных заведений под руководством Артемия Филипповича Земляники и заканчивая нечестным судом, которым руководит Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин. Всё это писатель пытался сделать комичным, забавным, смешным, но также он хотел обратить внимание общественности на весьма плачевное состояние страны.

Таким образом, можно сказать, что Гоголь, выставляя грехи государственности Николая Первого, оттеняет общий трагизм внутренней ситуации России.

«Смех сквозь слёзы…»

Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии.

В городе высшим руководителем является городничий. Он-то и виноват в большинстве совершенных ошибок, вызывавших у зрителей «смех сквозь слёзы…». После объявления о приезде ревизора городничий сразу отдаёт распоряжения своим подчиненным о принятии спешных мер в больнице, суде, школах. Забавно слушать при этом глубокомысленное мнение самого «просвещенного и вольнодумного» человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Эта сцена даёт представление о положении дел в городе. Везде беспорядок и грязь. В суде сторож развёл гусей, конечно, это не допустимо в таком заведении, но это не значит, что судья может просто так пустить их на обед, не спросив сторожа. В этом мы видим одно из перечисленных пороков — произвол. Вспомним, с какой готовностью воспринимает почтмейстер просьбу городничего «немножко распечатать и прочитать» каждое прибывающее в почтовую контору письмо. Много интересных и забавных моментов связано с Хлестаковым. Этот молодой человек по сути ничего собой не представляет, но поражает то, как он вдохновенно и артистично лжёт, а чиновники верят каждому его слову и не замечают прорех в этом вранье. Но лжёт не только Хлестаков, но и все герои комедии, пытаясь произвести впечатление на ревизора. Городничий утверждает, что к отвращению относится к карточным играм, по его мнению, уж лучше время потратить «на пользу государственную». А поступает совершнно иначе. После мы наблюдаем ещё один порок — взяточничество. Все чиновники дают взятки ревизору, а Хлестаков охотно их принимает, с каждым разом запрашивая всё больше «денег нет у вас, взаймы рублей тысячу?». Жена и дочка городничего активно готовятся к приезду «столичной штучки», по его приезду они флиртуют с ним, а Хлестаков, не зная кого выбрать, мечется то к одной даме, то к другой. Уезжая, он обещает жениться на Марье Антоновне, и, конечно же, все поверили. А городничий и его жена уже вовсю фантазируют о жизни в Питере и о назначении городничего на должность генерала. Одним из пороков комедии помогает узнать правду о Хлестакове и ревизоре «Вижу письмо, а адрес на Почтамтскую улицу от ревизора. Я взял да и распечатал». Хлестаков открывает всю правду о чиновников в этом письме. Но вместо того, чтобы понять и исправиться, чиновники злятся на него и горюют о своих деньгах. В конце приезжает настоящий ревизор, и можно сказать, что судьба всех справедливо рассудила.

Сочинения.Ру

В замечательной комедии «Ревизор» Н. В. Го­голь легко и свободно вводит читателя в мир захолу­стного уездного городка, отдаленного от столицы. Размеренное течение жизни нарушает «неприятное известие» о приезде ревизора. Подобный сюжет не был нов, о таких случаях ходили забавные анекдо­ты. Даже самого Гоголя однажды приняли за тайного ревизора. Этот сюжет дал возможность замечатель­ному сатирику изобразить всю чиновничью Русь.

Автор выстраивает в пьесе различные комичес­кие ситуации, которые помогают разобраться в по­роках чиновничьего сословия. Наиболее подробно в комедии описан городничий, благодаря репликам, авторским ремаркам, вырисовывается образ мошен­ника, взяточника и самодура. С приездом ревизора к этим качествам добавляются убогость мышления, глупость и трусость. К примеру, на сообщение одно­го из подопечных, что от заседателя «слегка припа­хивает водкой», он рекомендует, чтоб тому «посоветовали заедать луком или чесноком».

Основным объектом гоголевской сатиры избра­но российское чиновничество. Автор попытался со­здать образы-символы, олицетворяющие основные пороки этой социальной группы. Каждый из персо­нажей многопланов, но имеет некую преобладающую черту характера, которая позволяет считать его олицетворением конкретного социального зла. Напри­мер, судья Ляпкин-Тяпкин является воплощением безразличного отношения к делу, абсолютного непо­нимания сути своей деятельности. В то же время он далеко не самый отрицательный персонаж, хотя он и берет взятки, как все чиновники, но оправдывает себя тем, что получает не деньгами, а борзыми щен­ками. Он заядлый охотник, слывет в городе вольнодумцем, потому что прочел пять-шесть книг, а это резко выделяет его из чиновничьей среды. Забавно слушать глубокомысленные выводы самого «просве­щенного» человека в городе, который характеризует приезд ревизора тем, что Россия собирается начать войну с Турцией.

Попечителю богоугодных заведений Земляни­ке Сквозник-Дмухановский говорит, чтобы больных привели в порядок, указывая на то, что в больнице курят крепкий табак, ходят без колпаков и вообще больше похожи на кузнецов. Особое место в коме­дии занимает Лука Лукич Хлопов, насмерть перепу­ганный смотритель уездных училищ, со страхом от­носящийся к лицам вышестоящим: «…со мною если кто-нибудь чином вышестоящим заговорит, у меня души нет и язык как в грязи вязнет». На рассуждения городничего о школьных учителях, например, о том, который, войдя на кафедру, обязательно делает жут­кую гримасу, которая может быть неправильно ис­толкована господином ревизором, Хлопов вспоми­нает, как из-за подобного поведения учителя он по­лучил выговор за то, что юношеству внушаются воль­нолюбивые мысли. Не абсурд ли такое умозаключе­ние, говорящее, во-первых, о пустозвонстве чинов­ничьих рассуждений, а во-вторых, об абсолютной ог­раниченности их кругозора. Не менее смешной выг­лядит фигура почтмейстера, который с такой готов­ностью и пониманием воспринимает просьбу город­ничего «немного распечатать и прочитать» каждое письмо, приходящее в почтовую контору. Шпекин без стеснения читает чужие письма, которые находит более интересными, чем «Московские ведомости». Особенно понравившиеся он оставляет у себя, что­бы зачитать наиболее «игривые» места публике.

Расширить рамки представления об откровенной глупости героев помогает образ Хлестакова, ко­торый был принят за тайного ревизора. Вдохновен­ная ложь этого персонажа заставляет нас уже не улыбаться, а откровенно хохотать. Забавно слушать о роскошных обедах, доставляемых прямо из Пари­жа, из уст человека, ведущего полуголодное суще­ствование. Завравшись, он выдает себя за извест­ного писателя, называя в качестве своего произве­дения популярный журнал «Московские ведомости». Его ложь заходит так далеко, что он присваивает себе авторство «Юрия Милославского», а на вопрос Ма­рии Антоновны, не господина ли Загоскина это сочи­нение, — отвечает: «Ах, да! Это точно Загоскина, а есть еще другой «Юрий Милославский», так тот уже мой». Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель» — принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.

Таким образом, выставляя на всеобщее обозре­ние пороки государственных служащих. Гоголь бичу­ет их своим беспощадным смехом: И комическое здесь еще более ярко оттеняет трагическую картину чиновничьих злоупотреблений.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Сочинение рассуждение на тему мечтательность и деятельность в понимании гончарова по роману обломов
  • Сочинение рассуждение на тему митрофан зеркало простаковой
  • Сочинение рассуждение на тему мама старалась скрыть от меня врйдеу
  • Сочинение рассуждение на тему любовь пример из жизни
  • Сочинение рассуждение на тему медный всадник