- Сочинения
- На свободную тему
/
Родина – это место твоего рождения и проживания родных тебе людей. Родина занимает особое место в нашем сердце. Даже если человек переедет жить в другое место, его будет тянуть туда, где остались его воспоминания об эмоциональных переживаниях, природе родного края, о родных людях.
Многие любят только на словах, а на деле не испытывают никаких чувств к родным сердцу местам. Чтобы показать свою любовь, нужно быть патриотически настроенным, а это нелегко. Человек должен любить Родину не только тогда, когда она успешна и процветает. Намного тяжелее быть преданным ей, когда она убогая и серая. Случается так, что в родной стране происходит что-то неладное, от чего страдают люди. Так вот, истинный патриотизм будет заключаться не только в любви к территории родного государства, но и к людям, которые там проживают.
Человек может говорить о патриотизме, когда он испытывает чувство гордости за родную страну или город, когда желает восхвалять ее своими поступками. Говоря о любви к Родине, следует вспомнить о спортсменах. Они прославляют свою Родину своими победами. Ученые прославляют Родину своими открытиями. Другие люди, узнав о достигнутых этими людьми успехах, испытывают гордость за своих соотечественников и за то, что их город или страна одержали победу.
Любовь к Родине также проявляется в заботе о благополучии, чистоте и красоте родного города или страны. Каждый человек может продемонстрировать свою любовь, если не будет мусорить, будет содержать в порядке территорию вокруг своего дома, не засорять водоемы и не жечь костры в местах насаждения деревьев, если посадит хотя-бы одно дерево и поможет ему вырасти. Это под силу каждому.
Любовь к Родине проявляется в желании заинтересовать других людей в том, что родные тебе места на самом деле необыкновенны. Для этого необходимо знать историю и культурные притязания своей Родины. Человек должен сам быть уверен в том, что его Родина уникальна, тогда своими рассказами он сможет и другого человека заставить восхищаться ей.
Проявлять патриотизм довольно сложно. Человек всегда и при любых обстоятельствах должен быть предан своей стране, несмотря на ее недостатки и его личные невзгоды. Ведь так замечательно, если у человека есть место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. Это место, которое принимает нас счастливыми и расстроенными, богатыми и бедными, больными и здоровыми.
Рассуждение 2
Родина… Как приятно становится на душе при упоминании этого слова. Неспроста писатели, поэты, даже художники посвящали и продолжают посвящать свои произведения Родине. Любовь к родному месту вдохновляет их, но почему же так случается? Что значит любить Родину?
С одной стороны, Родина у нас одна, с другой – у каждого она разная. У всех нас своё понятие: для кого-то это место, где прошло его детство, семья, город, а кто-то рассматривает это слово в более широком смысле, то есть страна, природа и все богатства Земли. Но самое главное то, что Родина – это место, куда всегда хочется возвращаться, где и с кем бы ты ни был. Когда ты искренне любишь свою Родину, у тебя появляется чувство гордости. А гордиться можно всем: и достижениями людей твоего родного места, и богатой историей, и красотой природы. За свою Родину ты будешь готов сражаться с врагом, лишь бы не нанести вред своему родному краю. Очень часто Родину сравнивают с матерью, это проявляется, когда говорят: «Родина-Мать». Это еще раз подчеркивает всю важность родного края в жизни человека. Действительно, Родина, как и мать, всегда готова принять нас в любых трудных ситуациях.
Тема Родины всегда была ведущей в творчестве многих писателей и поэтов. Ведь она служила предметом поклонения и восхищения. Например, в стихотворениях А. Блока чувствуется гордость за Россию, его произведения вобрали в себя лучшие традиции предшественников. Ему удалось создать прекрасный образ Родины, который ассоциируется с чем-то тёплым и приятным. Практически в каждом произведении прозы можно встретить элемент описания природы родного края. По моему мнению, стоит рассмотреть рассказ К.Г. Паустовского «Родина». Точка зрения автора вполне ясна: без любви к Родине жизнь человека неполноценна. Писатель говорит, что любовь к родному месту сделала умную, но сухую жизнь героя, тёплой и веселой. Произведения, посвященные Родине, помогают нам не забывать значимость родной земли.
Подводя итог, хочется сказать, что Родина всегда остаётся неотъемлемой частью нашей жизни. Красота природы Родины, тёплые воспоминания, связанные с родным краем, всегда будут делать человека более счастливым. Поэтому следует проявлять патриотизм по отношению к своей родной земле, уважать и беречь все её богатства, не допускать нанесения вреда и не вредить самому. Только тогда мы сможем существовать в гармонии со своей Родиной!
Другие темы: ← Почему человек должен быть добрым?↑ На свободную темуПреемственность поколений →
`
Что значит любить родную землю – проявление любви к родине
Любить родной край – означает гордиться местом своего рождения. Многие граждане совершают отважные, героические подвиги на благо отчизны. Созидание исключает разрушение; бережное отношение к своему городу, региону, стране основывается на множестве принципов:
- Послушание, следование моральным нормам;
- Жизнь в соответствии с законодательными канонами;
- Уважительное отношение к соотечественникам;
- Защита своей территории;
- Заслуги перед страной в сфере спорта, эстрадного искусства, науки;
- Гордость за родной край.
Любить родной язык – значит ценить свой край, который у каждого один. Проявление истинного патриотизма заключается в мелочах. Задание человека – делать добро. Природа нуждается в поддержке, несчастные люди – в сострадании, бездомные животные – в помощи.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Поле Куликово Ракши 5 класс
Картина Юрия Михайловича трогает до глубины души. Данное полотно является одним из самых известных работ автора. Автор писал эту картину, будучи смертельно больным. Картина делится на 3 части - Сочинение на тему Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки отражают народную жизнь теми словами, которые были в обиходе в момент создания мудрых выражений - Образ и характеристика Тимохина в романе Война и мир Толстого
В произведении «Война и мир» очень много различный героев, одним из них является капитан по имени Прохор Тимохин, неизвестно был ли он чьим-то прототипом или же реальным персонажем.
Что означает любить родину
Тест часто включает вопрос о значении любви к отечеству, понятии родины. Отчизна является пространственным, многоуровневым объединением. Это определенная часть земли различного масштаба. Человек может любить свой родной город, страну, район. Это индивидуальные чувства, испытываемые гражданином.
В литературе родная земля восхваляется как нечто святое, незаменимое для человека. Примеры выражения любви к отечеству:
- Соблюдение чистоты. Проблема засорения полей, лесов остро стоит в России. Если все граждане начнут уважительно относиться к природе, перестанут бросать мусор, решить проблему будет проще;
- Забота об окружающей среде. Высадка цветов, создание парков, уборка двора – проявление любви к родной земле. Патриотизм проявляется в бескорыстном уходе за своей страной;
- Реставрация памятников архитектуры. Многие красивейшие здания нуждаются в восстановлении. Они хранят в себе историю развития государства, привлекают внимание к культуре городов.
Родину нельзя любить за что-либо. Это искренняя привязанность к родной земле, она базируется на светлых, чистых чувствах граждан. Патриоты стремятся добиваться успеха для своей страны, прославлять ее на соревнованиях, консилиумах, в путешествиях за границу.
В стихах Сергея Александровича Есенина – известного русского писателя – отечество играет особую роль. Он откровенно, трепетно, эмоционально отзывается о растениях, закатах, птицах. Знаменитые композиторы переложили многие из его стихов на музыку. Поэт всегда тосковал по родному дому, клену за окном, когда покидал страну.
Проблема малой родины
- «Вишнёвый сад», А.П. Чехов.
Родина – это не всегда целая страна. Воплощением родины в литературе необязательно служит отечество, государство. Например, Антон Павлович Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» изобразил сад у имения как родное место для героини – Раневской. Эта усадьба и есть её родина, в ней она провела всё детство вместе со своим братом Гаевым. И сам Гаев питает крайне нежные чувства к этому месту. На самом деле, это метафора. Гаев и Раневская олицетворяют дворянское сословие, которое постепенно уходит с исторической арены. А их вишнёвый сад – это Россия. Так что А.П. Чехов пишет о привязанности и любви дворян к своей родине, о нежелании принять тот факт, что их влияние сокращается – с одной стороны. А с другой стороны, это просто история о любви человека к месту, где он родился и провёл важные для него годы. Вспомним, как Гаев разговаривал с мебелью – словно она живая. Так сильно на него влияла тоска и приближающаяся разлука с родным садом и домом. Благородные сердца всегда привязаны к своей малой родине и болезненно реагируют на расставание с ней, как бы «сентиментально» и «глупо» это ни было.
Автор: Мария Сербина
Образец 2
При упоминании слова «Родина» у меня перед глазами мгновенно появляются картинки всего самого важного для меня, красивого, дорогого и прекрасного. Чудесная природа родных краев, всевозможные постройки домов, родная улица, любимые соседи и друзья. Одна мысль обо всем этом греет мое сердце. От всего вышеперечисленного веет добротой, теплом, одухотворенностью и чем-то по истине родным.
Очень большой список относится к одному маленькому слову «Родина». В первую очередь это наш небольшой домик, оставшийся в наследство от бабушки. Он совсем не похож на современные, шикарные строения из кирпича. Это такая себе мазанка, небольшая с маленькими окнами всем своим видом напоминающая о близких людях, которых уже нет со мной и о детстве, о чудесно проведенных годах. Мы всей семьей приезжаем на дачу и с удовольствием с ранней весны по позднюю осень работаем в огороде. Большой сад, в котором больше двадцати плодовых деревьев радуют не только своей красотой и ароматом а и шикарными плодами. Я очень люблю это скромное поместье, и для меня нет ничего дороже в этой жизни.
Потом родная школа. Не смотря на то, что ей ни одна сотня лет, она имеет до воли неплохой вид. С каждым годом родное здание ремонтируют, реставрируют и всячески стараются сохранить дух старины. Наверное, не только для меня школьное здание – часть родины, часть жизни…
Поля окружающие мой поселок такие большие, бескрайние и родящие шикарные урожаи. Они расположены большими буграми и создают впечатление, что прячут нас от чего-либо. Где то далеко виднеются леса и посадки, а промеж них выплывает небольшая река. Эти шикарные пейзажи чем-то напоминают картины известных художников. А сколько песен о них спеты и стихов написано…
Просторы моей Родины бескрайни. Можно всю жизнь путешествовать по городам и поселкам, можно сутками рассказывать и описывать красоту, но у каждого свое понимание по этому поводу и, то, что родное и красивое для меня – может быть чужим и безразличным кому-то другому. Если посмотреть с одной стороны то все вокруг одинаково, а с другой – все такое разное. Элементарные березы… у нас они ровные, стройные и высокие, а где-то эти деревья покрученные и низенькие.
Если кто у меня спросит: «Что значит, для меня Родина и за что я ее люблю?» я смело отвечу, что в первую очередь, — это место где я родилась, где живу. Я люблю ее за окружение, красоту и присутствие родных для меня людей.
Сочинение №2
Раньше моя Родина называлась Русь, потом СССР, а теперь она называется – Российская Федерация.
Моя Родина – Россия, огромное государство Все кто живет в России в трудную минуту готовы протянуть руку помощи даже незнакомцу. Я горжусь своим народом, ведь мы одержали победу в Великой Отечественной Войне, хот и было трудно, но мы справились. В космос полетели в космос.
Я очень люблю нашу кухню, бабушкины пирожки, мамины котлетки и пельмешки. Нет ни чего вкуснее этих блюд. Еще в нашей стране много талантливых актеров и певцов. Здесь известны все виды спорта. Футболисты, хоккеисты, много боксеров и атлетов, скалолазов и лыжников. Наши спортсмены завоевывают много золотых медалей и кубков. В моей родине получают высшее образование, здесь много хороших, высокооплачиваемых работ.
Все знают свою родину, все ею гордятся. Я например родился и проживаю в России. Россия очень большая страна, здесь все живут мирно. Я горжусь своей родиной, ведь она одна и даже если я уеду жить за границу, я все ровно буду помнить Россию.
Здесь много разных городов и много народов. Столица России – Москва, а президент – Путин Владимир Владимирович. Еще здесь много регионов, много огромных городов. Я живу в красноярском крае, в Боготольском районе. Паспорт я получал в Красноярске, мне его вручал губернатор нашего края – Усс Александр Викторович. Я этим горжусь. Еще я люблю путешествовать по России, ведь она такая большая, что мне кажется, её всю не объедешь.
Здесь много красивых мест и достопримечательностей. Прекрасная природа, огромные поля, свежий воздух. Например: Красная площадь в Москве или озеро Байкал – очень красивые места. А достопримечательностей здесь куча, и Москва Сити, и сочи парк, и царь-колокол, в общем, все и не перечислишь, вот как их много.
Когда мой дедушка пробыл пару месяцев за границей, он приехал домой и сказал, что России ему не хватало. Я его понимаю, ведь нет места лучше, чем родной дом.
Мне кажется, что родину любят все, иногда в ней могут быть не лучшие времена, но ведь мы не бросим маму, когда она болеет. Я надеюсь, что в моей родине будут ответственные жители, и страна будет процветать.
4, 5, 6, 7, 8, 9 класс
Другие темы: ← Нам не нужна война↑ На свободную темуКак я провожу свободное время →
`
Что такое любовь к Родине в моём понимании?
По моему мнению, любить родную землю означает относиться к ней с благоговением и уважением. Каждый человек должен не просто любить Родину, почитать её историю и культуру, но и быть готовым защитить её от врагов.
Будущее весьма неопределённо. Нельзя исключать вероятность возникновения военного конфликта. Поэтому священный долг каждого сознательного гражданина — встать на защиту Отечества и не дать врагу поработить свой народ. В этом и заключается истинная сущность патриотизма — быть верным сыном своей страны, своей Отчизны.
Военный патриотизм
- Военная лирика близка Русской душе, она рождалась для того, чтобы люди могли не падать духом в самые тяжелые для Родины времена. Поэтому появляется такой народный любимец как «Василий Теркин», герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Он является собирательным образом лихого солдата. Его шутки и высказывания приободряют, но порой и наш главный герой теряет душевные силы. Он тоскует по «вечеркам» и «девчонкам», по простым человеческим радостям вроде «кисета табаку», который он где-то потерял. И самое главное, он — смелый, он не пасует даже перед лицом самой смерти. Данное произведение служит читателю, как в военное время, так и в мирное, напоминая о простых ценностях и большой любви к месту, которое мы называем отечеством.
- Лирика Константина Симонова заставляет нас полностью погружаться в военные годы, она передает простым человеческим языком самые страшные подробности войны. Например, весьма показательно произведение «Ты помнишь, Алеша?», где мы становимся очевидцами военной разрухи «деревни, деревни, деревни с погостами», молитв и слез людей, которые лишились самого ценного в их жизни. Завершается стихотворение громким и гордым признанием: «Я все-таки рад был, за самую горькую, за русскую землю, где я родился». И мы чувствуем эту гордость вместе с лирическим героем.
- Другое стихотворение Константина Симонова — «Убей его!» — говорит об отчаянии любящего сердца, о его мести за попранные святыни. Оно является довольно тяжелым для понимания и восприятия. В нем автор повествует о том, что, если мы хотим видеть мирное небо над собой, если нам «мать дорога», «если ты отца не забыл», то нужно убить. Без жалости. Нужно отомстить за то, что происходит в родном доме. «Так убей же его скорей, сколько раз увидишь его, столько раз его и убей».
В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Обдумывая этот вопрос, я пришел к выводу, что любовь к своему отечеству может проявляться во всем: в том, как ты говоришь, как держишь вилку, как грустишь, как радуешься. Каждое твое проявление в мире может оказаться проявлением любви к родине, или, как чаще называют это чувство, патриотизмом. С другой стороны, чувство любви к своему отечеству, чувство патриотизма, может никак не проявляться, бывает так: это чувство ещё не взросло, не родилось и человек может прожить жизнь так и не обретя этого чувства, чувства любви к родине, чувства патриотизма.
Как есть люди, никогда не любившие, не испытавшие чувства любви, так существуют люди, не знающие чувства патриотизма. Видимо, всё-таки патриотизм тоже род или вид любви — «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».
Есть такая песня — «С чего начинается родина?» Там многое перечисляется: с картинки в букваре, с песни матери, с верных товарищей, с песни скворца, с заветной скамейки, с отцовской буденовки, с тропинки, дерева, поля. С сердечной привязанности, с сердечной тоски. Насколько я помню, песня заканчивается вопросом. Нет ответа на вопрос «как может проявляться чувство патриотизма».
Для кого-то, безусловно, патриотизм начинается с родной природы. Так, например, остро чувствует родную природу Лаврецкий, герой роман «Дворянское гнездо» Тургенева, возвращаясь на родину из Парижа, бродит по родовой усадьбе, вспоминает… А потом понимает, что здесь его корни, его дом. С природы начинается патриотизм и художника Берга, героя рассказа Паустовского «Акварельные краски». Кстати, именно художник Берг — пример, что патриотизм может отсутствовать: в начале рассказа Берг искренне не понимал радости возвращения на родину.
Как и другие чувства, патриотизм доступен тому, у кого есть сердце. Говорят, кольнуло под сердцем, разбил сердце. Патриотизм может проявляться в слезах, в сердечном порыве, в растроганном сочувствии. Например, в фильме Балабанова «Брат2» главный герой Данила со слезами на глазах слушает стихотворение на детском утреннике: «это всё своё, родное… В поле каждый колосок».
Думаю, патриотизм может проявляться и как некое ощущение собственной причастности к общей судьбе, общей истории, общих предков… Я не о чувстве национального самосознания говорю, а о пронзительном чувстве правды, истинности происходящего: помню лет в шесть я лежал на траве, раскинув руки в полдень июльского дня, в разгар лета, на траве школьного стадиона, и вдруг вместе с детским счастьем абсолютной праздности ощутил, что подо мной, может, кости павших в войну и что дядя Вася, сосед, сидел в тюрьме, а он ведь хороший. И вот это чувство общей судьбы, чувство родины. Оно такое, невыразимое…
Или когда Василиса Егоровна, сокрушаясь, говорит Гриневу, что Швабрин смертоубивец, а ему, Гриневу не гоже, потому что прыжками да тычками от дурного человека не убережешься. Это тоже проявление патриотизма, как и присказка капитана Миронова, Ивана Кузьмича, — «слышь ты»…И Савельич, дядька Гринева, и все Мироновы, и Гриневы, и их бунтующие крестьяне, и «дикое барство» Троекурова, и Белкин с ключницей, и Ларина с наливками и брусничной водой, и вредная старуха из «Пиковой дамы» — словом, почти все герои Пушкина есть проявление его пушкинского патриотизма.
А бывает, как у Блока: любовь к Прекрасной даме оказывается в финале любовью к родине. И проявления этой любви оказываются почти всегда трагичными, как, например, некрасовская «Тройка» или блоковский «Коршун». Или лермонтовская «Родина»
А еще можно не любить, а гордиться… Можно гордиться своим отечеством. Можно гордиться просторами и огромной территорией. Также можно гордиться родной природой. Можно гордиться отечественной культурой, писателями и художниками, композиторами и собирателями произведений искусства.
Можно гордиться гражданскими свободами, огромными возможностями для карьеры и личного совершенствования. Можно гордиться заботой государства о детях и стариках, высоким уровнем жизни. Можно гордиться отсутствием нищеты, равными возможностями, низким уровнем смертности и преступности. Можно быть гордым за то, что слова не расходятся с делами, за высокий уровень образования, за высокие стипендии студентов, за внимание к молодым и одарённым.
Но такая гордость не имеют ничего общего с патриотизмом:
Твои мне песни ветровые
Как слезы первая любви,
— писал Блок
Родные картины иные: оплеванный, пол зацелованный оклад.
Чувство патриотизма, как любое настоящее чувство, правдиво. Любят не за что-то, а просто так, «непочему» и «незачто», и часто любят вопреки, как у Лермонтова, не рассудочно, а сердцем. Потому что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»
Любовь к родине не перестает, а значит, проявляется во всем, если она есть, и ни в чем, если ее нет.
Государственная Итоговая Аттестация снова будет обязательной и ФИПИ уже представил новую версию КИМов на официальном сайте, поэтому всем, кто заканчивает 9 класс в 2022 году стоит заблаговременно узнать, каким будет ОГЭ по русскому языку, чтобы правильно подготовиться к обязательному испытанию.
Формат экзамена
В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:
- Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
- Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).
Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).
Итоговое собеседование
Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания.
Структура КИМа
На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:
- задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
- задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
- задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
- задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.
Также смотрите на видео подробный разбор КИМа 2022 года для ОГЭ по русскому языку:
Оценивание
Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:
Задание | Тип задания | Макси2мальный бал |
1 | Чтение вслух | 2 |
2 | Пересказ текста | 5 |
3 | Монолог | 3 |
4 | Диалог | 2 |
— | Владение русским зыком | 8 |
Всего | 20 |
В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».
Важные моменты собеседования
Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.
№1 – чтение вслух:
- интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
- темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.
№2 – пересказ текста:
- передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
- отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
- уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
- правильность цитирования;
- степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.
№3 – монолог:
- в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
- монолог должен содержать не менее 10 фраз;
- в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
- участник должен учесть речевую ситуацию;
- высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.
№4 – диалог:
- отвечать необходимо по сути на поставленный вопрос (коммуникативная задача);
- учитывать речевую ситуацию.
Экзаменатор может задавать вопросы, не указанные в карточке, но связанные по смыслу с обсуждаемой темой. Дополнительно к указанным критериям во всех четырех заданиях оценивается наличие грамматических, орфоэпических ошибок, искажений слов, ударений, словарный запас и пр. Эти навыки нельзя сформировать за два дня. Их необходимо оттачивать постоянно.
Письменный ОГЭ по русскому языку
Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.
Формат экзамена
Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.
- На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
- Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
- Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.
Структура КИМа
Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
- на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Оценивание
Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:
Часть | Задания | Максимальный балл |
I | №1 | 7 |
II | №2-7 | 7 |
III | №9 | 9 |
За грамотность и точность речи | 10 | |
Всего | 33 |
Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:
Оценка | Баллы |
5 | 29-33 |
4 | 23-28 |
3 | 15-22 |
не сдал | 0-14 |
Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Секреты подготовки
Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы) и сочинения (3 часть работы).
Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.
Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:
- Орфография;
- Лексика;
- Синтаксис;
- Пунктуация.
Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.
Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).
Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:
- Объем ответа – не менее 70 слов.
- Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
- Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.
Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:
Читайте также:
- ОГЭ по литературе в 2022 году
- ОГЭ по биологии в 2022 году
- ОГЭ по информатике в 2022 году
любовь к родине сочинение егэ аргументы из литературы егэ
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.08.2020 · Обновлено 14.08.2020
(428 слов) Все говорят, что любить родину — это наш долг. Однако долгая совместная жизнь у всех притупляет чувства, и многие из нас сетуют на серость и однообразие пейзажей своего края. Виды эти быстро приедаются даже тем, кто приехал просто погостить. Любить их сложно, и далеко не каждый из нас сумеет постичь это чувство. Проблему любви к родине рассмотрела и О. К. Кожухова в приведенном тексте.
Задумавшись о своих желаниях и потребностях, автор приходит к выводу, что ему нравится разнообразие других стран, где он получает новые впечатления и делает приятные открытия. Всего этого нет на его малой родине: «А здесь что услышишь? Лишь «цоб» да «цобе»? Что увидишь?» — задается он безрадостными вопросами. Он видел много стран, может сравнивать и анализировать, поэтому ему сложно не замечать того, что его окружает весьма однообразный и унылый вид. Однако тут же автор вспоминает, что за эту непримечательную землю дрались многие поколения его предков: «Отчего вот за эту неяркую, небогатую землю бились люди — до крови, до смерти — и с половцами, и с татарами, и с поляками, и со шведами, и с немецкими фашистами?». Значит, они, как и журавли, которые каждый раз возвращаются в Россию после зимовки на юге, сердцем чувствовали близость к этому краю. Поэтому автор пишет: «Может быть, я пойму непонятное, как и вы, угадаю». Любовь к отечеству нужно ощутить, прислушавшись к себе и найдя те самые нити, которые неразрывно связывают нас с родиной.
Автор выразил свою позицию точно: любовь к родной земле можно постигнуть, если все время возвращаться к ней и заглядывать внутрь своей души, находя истоки той близости к родине, которая не отпускает наш народ на протяжении всей его истории.
Я согласен с автором, ведь оценить достоинства своего отечества можно только с мудростью приобретенного эмоционального и духовного опыта. Эта любовь приходит с годами, с пониманием нашего исторического пути и предназначения, и сохраняется навсегда. К каждому из нас приходит озарение, когда мы слышим зов своих корней и своих земель. Например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» русский дух проснулся в Наташе Ростовой, когда она услышала звуки народной музыки и увидела расшитый платок. Она пустилась в пляс, как будто сотни раз повторяла русский национальный танец. Тогда она почувствовала, как близка к родине и ее традициям. Такое же ощущение переполняло всех, кто ее видел в тот вечер. Им удалось «постигнуть» уникальность, красоту, силу отечества и всей душой примкнуть к нему.
Таким образом, любовь к родине приходит вместе с пониманием ее духа и ощущением своей близости к нему. Каким бы ни было отечество, мы всегда будем стремиться к нему всем сердцем, если откроем ему свою душу и увидим, что она — лишь отражение серых пейзажей и бескрайних просторов.
Автор выразил свою позицию точно: любовь к родной земле можно постигнуть, если все время возвращаться к ней и заглядывать внутрь своей души, находя истоки той близости к родине, которая не отпускает наш народ на протяжении всей его истории.
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.08.2020 · Обновлено 14.08.2020
(428 слов) Все говорят, что любить родину — это наш долг. Однако долгая совместная жизнь у всех притупляет чувства, и многие из нас сетуют на серость и однообразие пейзажей своего края. Виды эти быстро приедаются даже тем, кто приехал просто погостить. Любить их сложно, и далеко не каждый из нас сумеет постичь это чувство. Проблему любви к родине рассмотрела и О. К. Кожухова в приведенном тексте.
Задумавшись о своих желаниях и потребностях, автор приходит к выводу, что ему нравится разнообразие других стран, где он получает новые впечатления и делает приятные открытия. Всего этого нет на его малой родине: «А здесь что услышишь? Лишь «цоб» да «цобе»? Что увидишь?» — задается он безрадостными вопросами. Он видел много стран, может сравнивать и анализировать, поэтому ему сложно не замечать того, что его окружает весьма однообразный и унылый вид. Однако тут же автор вспоминает, что за эту непримечательную землю дрались многие поколения его предков: «Отчего вот за эту неяркую, небогатую землю бились люди — до крови, до смерти — и с половцами, и с татарами, и с поляками, и со шведами, и с немецкими фашистами?». Значит, они, как и журавли, которые каждый раз возвращаются в Россию после зимовки на юге, сердцем чувствовали близость к этому краю. Поэтому автор пишет: «Может быть, я пойму непонятное, как и вы, угадаю». Любовь к отечеству нужно ощутить, прислушавшись к себе и найдя те самые нити, которые неразрывно связывают нас с родиной.
Автор выразил свою позицию точно: любовь к родной земле можно постигнуть, если все время возвращаться к ней и заглядывать внутрь своей души, находя истоки той близости к родине, которая не отпускает наш народ на протяжении всей его истории.
Я согласен с автором, ведь оценить достоинства своего отечества можно только с мудростью приобретенного эмоционального и духовного опыта. Эта любовь приходит с годами, с пониманием нашего исторического пути и предназначения, и сохраняется навсегда. К каждому из нас приходит озарение, когда мы слышим зов своих корней и своих земель. Например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» русский дух проснулся в Наташе Ростовой, когда она услышала звуки народной музыки и увидела расшитый платок. Она пустилась в пляс, как будто сотни раз повторяла русский национальный танец. Тогда она почувствовала, как близка к родине и ее традициям. Такое же ощущение переполняло всех, кто ее видел в тот вечер. Им удалось «постигнуть» уникальность, красоту, силу отечества и всей душой примкнуть к нему.
Таким образом, любовь к родине приходит вместе с пониманием ее духа и ощущением своей близости к нему. Каким бы ни было отечество, мы всегда будем стремиться к нему всем сердцем, если откроем ему свою душу и увидим, что она — лишь отражение серых пейзажей и бескрайних просторов.
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.08.2020 · Обновлено 14.08.2020
Любовь к отечеству нужно ощутить, прислушавшись к себе и найдя те самые нити, которые неразрывно связывают нас с родиной.
Litrekon. ru
19.07.2019 6:43:47
2019-07-19 06:43:47
Проблема любви к Родине (по тексту В. Солоухина). Сочинение по тексту из демоверсии ЕГЭ-2021 по русскому языку.
Что такое Родина? С чего она начинается? В чём заключается чувство любви к родной земле? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя Владимира Солоухина.
Раскрывая проблему любви к Родине, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие примеры. Размышляя о том, что человек со школьной скамьи, с раннего детства привыкает к словосочетанию «любовь к родине», но осознаёт эту любовь позже. Именно в зрелом возрасте начинаешь понимать, за что любишь свою страну. Желая подчеркнуть сложность и многогранность понятия патриотизма, писатель включает в него культуру, историю и природу.
Кроме того, автор отмечает, что чувство любви к родной природе и родной стране не является стихийным и не возникает само по себе, оно воспитывается литературой, живописью и музыкой. Именно деятели культуры передали свою любовь к стране потомкам.
Оба эти примера, дополняя друг друга, подводят читателей к мысли о том, что патриотизм – понятие сложное и многогранное.
Авторская позиция заключается в следующем: любовь к Родине связана с уважением к культуре, истории и природе родной страны. В этом чувстве сливаются воедино прошлое, настоящее и будущее родного края.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, любовь к Отечеству – всеобъемлющее чувство, которое включается в себя многие грани: природу, историю, культуру своего народа. В рассказе К. Г. Паустовского «Бакенщик» старый бакенщик Семён в годы войны объясняет своим помощникам, юным пионерам, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда человек идёт в бой, защищая родную землю, но и тогда, когда уделяет внимание каждому цветку и каждой травинке.
В заключение хочу подчеркнуть, что нужно уважать родную землю, понимать, какая красота заключена в её природе, ценить прошлое своей страны.
(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому — горы, кому — морское, пропахшее рыбой побережье, а кому — родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города. (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник– на берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов — разве они не учили и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов — всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
Проблема любви к Родине (по тексту В. Солоухина). Сочинение по тексту из демоверсии ЕГЭ-2021 по русскому языку.
Что такое Родина? С чего она начинается? В чём заключается чувство любви к родной земле? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя Владимира Солоухина.
Раскрывая проблему любви к Родине, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие примеры. Размышляя о том, что человек со школьной скамьи, с раннего детства привыкает к словосочетанию «любовь к родине», но осознаёт эту любовь позже. Именно в зрелом возрасте начинаешь понимать, за что любишь свою страну. Желая подчеркнуть сложность и многогранность понятия патриотизма, писатель включает в него культуру, историю и природу.
Кроме того, автор отмечает, что чувство любви к родной природе и родной стране не является стихийным и не возникает само по себе, оно воспитывается литературой, живописью и музыкой. Именно деятели культуры передали свою любовь к стране потомкам.
Оба эти примера, дополняя друг друга, подводят читателей к мысли о том, что патриотизм – понятие сложное и многогранное.
Авторская позиция заключается в следующем: любовь к Родине связана с уважением к культуре, истории и природе родной страны. В этом чувстве сливаются воедино прошлое, настоящее и будущее родного края.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, любовь к Отечеству – всеобъемлющее чувство, которое включается в себя многие грани: природу, историю, культуру своего народа. В рассказе К. Г. Паустовского «Бакенщик» старый бакенщик Семён в годы войны объясняет своим помощникам, юным пионерам, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда человек идёт в бой, защищая родную землю, но и тогда, когда уделяет внимание каждому цветку и каждой травинке.
В заключение хочу подчеркнуть, что нужно уважать родную землю, понимать, какая красота заключена в её природе, ценить прошлое своей страны.
(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому — горы, кому — морское, пропахшее рыбой побережье, а кому — родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города. (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник– на берёзе перед крыльцом.
(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.
(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов — разве они не учили и не учат нас любить родную природу?
(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов — всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.
(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.
(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.
2 Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.
Vopvet. ru
25.04.2020 17:41:00
2020-04-25 17:41:00
Автор: Guru · 29.03.2018
В данной статье мы подобрали актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся патриотизма, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, найденные нами в русской литературе, соответствуют всем критериям оценки работ на экзамене. Все эти примеры для удобства вы можете скачать в формате таблицы в конце статьи.
Автор: Guru · 29.03.2018
В данной статье мы подобрали актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся патриотизма, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, найденные нами в русской литературе, соответствуют всем критериям оценки работ на экзамене. Все эти примеры для удобства вы можете скачать в формате таблицы в конце статьи.
Аргументы, найденные нами в русской литературе, соответствуют всем критериям оценки работ на экзамене.
Literaguru. ru
25.04.2020 17:41:00
2020-04-25 17:41:00
Источники:
Https://4ege. ru/literatura/
Https://litrekon. ru/sochineniya/ege/lyubov-k-rodine-v-tekste-o-k-kozhuhovoj-zhuravli/
Https://vopvet. ru/news/problema_ljubvi_k_rodine_po_v_a_soloukhinu/2020-08-30-8431
Https://literaguru. ru/problemy-i-argumenty-k-sochineniyu-na-ege-na-temu-lyubov-k-rodine/
Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Пишем сочинение по прочитанному тексту (задание С2.2)
Автор: Д. И. Архарова
Краткое содержание пособия: аналитическое комментирование — это методический школьный
«вариант авторской концепции информационно-смысловогo анализа текста,
опирающегося на исследование информационно-логической и
композиционно-значимой структур письменного текста, что развивает идеи
совершенствования коммуникативно-речевых умений как социально значимых.
Пособие содержит авторские материалы, полезные при
выполнении задания С2.2: пошаговые алгоритмы, помогающие собрать
материал к сочинению в процессе аналитического комментирования
содержания исходного текста, а также написать творческую работу;
методические приемы, полезные на разных «шагах» предлагаемых алгоритмов;
примерные варианты практического выполнения каждого из предложенных
алгоритмов выполнения задания С2.2, а также упражнения, помогающие
самостоятельно потренироваться в подготовке к написанию сочинения, в
создании этого текста и в оценивании результатов проделанной работы по
системе КИМовских критериев (кроме тех, что ориентируются на орфографию и пунктуацию). Создание текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного тексту.
Не очень короткое вступление рекомендуем прочитать очень внимательно
В нем мы отвечаем на вопросы, которые вас интересуют.
1. Зачем выполнять на экзамене по русскому языку
непривычное задание С2.2 «Написание сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом прочитанного текста»?
Задание С2.2 на ГИА по русскому языку проверяет ваши умения:
— понимать информацию, которая содержится в небольшом
прочитанном вами художественном тексте (этот текст вам предложат на
экзамене);
— оформить результаты этого понимания в виде небольшого (50-60 слов), четко выстроенного сочинения-рассуждения.
2. Зачем этими умениями надо владеть?
Человек постоянно находится в процессе общения, обмена информацией.
Главное при этом — понимать эту информацию, т.е. понимать мысли, чувства
друг друга. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе, в частности к
выполнению задания С2.2, дает вам возможность целенаправленно, на
конкретном материале формировать и развивать умения понять чужую мысль и
правильно откликнуться на нее. Выполняя задание С2.2, вы эти важные для
жизни умения приобретаете, работая с художественным текстом. Надо же с
чего-то начинать!
3. Как понимать чужую мысль? Как оформлять свою ответную мысль в сочинении С2.2?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять суть тех оценочных
критериев (показателей), которым ваша работа должна в итоге
соответствовать.
Критерий С2К1 — понимание смысла фрагмента текста.
На экзамене будет предложен художественный текст; герой/герои
которого, участвуя в событиях (они составляют сюжет художественного
текста), к концу текста/сюжета испытывает определенное, неслучайное,
обусловленное цепочкой событий эмоциональное состояние. Оно может быть
названо в тексте прямо (герою грустно, весело и т.д.) или косвенно,
намеком. Тогда вы должны догадаться об этом состоянии, подобрать нужное
слово. Затем надо в тексте найти сюжетные обоснования, объясняющие это
эмоциональное состояние героя/героев — подчеркнуть карандашом нужны
слова, словосочетания, предложения. Эти сюжетные обоснования мы
используем в сочинении в качестве примеров.
Критерий С2К2 — наличие примеров-аргументов.
Сюжетные обоснования, которые вы найдете в тексте, в качестве цитат в
тексте сочинения использовать можно в ограниченном количестве, так как
слова в цитатах не включаются в число требуемых слов (не менее 50).
Кроме того, вашу работу в том случае, если из авторского текста вы
позаимствуете слишком много слов, посчитают несамостоятельной
(списанной). В итоге по данному критерию вы рискуете получить 0 баллов.
Поэтому сюжетные обоснования эмоционального состояния героя, названные в
конечном фрагменте прочитанного вами художественного текста, надо не
только пересказать своими словами, а обобщить, сделать похожими на
apгументы/ доводы.
Это обобщение может быть небольшим, скромным (напр., если герой уходит в
ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он смелый,
отзывчивый), а также может быть более широким (напр., если герой уходит в
ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он умеет
чувствовать боль другого, сопереживать не на словах, а на деле).
Эти обобщения обязательно надо оформить как рабочие записи.
Если вы научитесь выполнять действия, предусмотренные
оценочными критериями С2К1 и С2К2, то и текст прочитанный поймете, и
подготовите материал для написания сочинения.
Далее вы «собираете» воедино (как конструктор, как пазлы) сделанные заготовки воедино по схеме текста-рассуждения:
1. Основная мысль (это эмоциональное состояние героя/героев).
2. Обобщения, объясняющие эти состояния (достаточно двух, но реально их три).
3. Примеры — номера тех предложений, в которых вы нашли сюжетные
объяснения эмоционального состояния героя/героев, (см. предложения 2, 6, 8).
4. Вывод, расширяющий содержание основной мысли.
Эту схему надо очень хорошо запомнить.
«Собранный» вами текст должен содержать такие смысловые части:
определенное вами эмоциональное состояние героя/героев в конце текста +
ваши обобщенные аргументы + сюжетные объяснения этого состояния.
По критериям С2К3 и С2К4 будут проверять логичность и речевые качества вашего сочинения.
Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К3:
— оно будет тематически цельным, так как вы не подмените тему и основную мысль;
— оно будет связным, так как каждое последующее предложение будет
связано по смыслу (и оформлено грамматически) с предыдущим предложением
на основе цепных связей или с основной мыслью на основе параллельных
связей;
— оно будет логически последовательным в изложении собранного
материала, так как каждая часть текста-рассуждения (схему см. выше)
будет выделена в ОТДЕЛЬНЫЙ АБЗАЦ (основная мысль + l-й аргумент с
примерами + 2-й аргумент с примерами + 3-й аргумент с примерами + вывод =
5 абзацев).
Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К4: оно будет композиционно стройным.
Во-первых, в нем будет сохранена и очевидна для всех схема текста-рассуждения.
Во-вторых, в нем будут представлены три традиционные композиционные
части: вступление (это основная мысль), основная часть (3 абзаца с
аргументами и примерами), заключение (вывод).
Когда вы после работы по подготовке сочинения в соответствии с
оценочными критериями С2К 1 и С2К2 «соберете» текст
сочинения-рассуждения, вы получите его черновой вариант.
Проверьте его по критериям С2КЗ и С2К4, а также на наличие
орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и фактических
ошибок. Внесите нужные исправления.
Затем перепишите на чистовик.
Вы убедились, что при работе с сочинениями С2.2, на основе анализа
прочитанного текста вы приобретаете важные и нужные умения?
Вы убедились, что существует определенный порядок (алгоритм) этой
работы, который упорядочивает ваши усилия и этим облегчает ваш труд?
Важное предуведомление для последующей работы
Материал книжки, которую вы держите в руках, построен так. В ней
даны 4 «пошаговых» алгоритма (4 модели нужных действий), каждый из
которых помогает в освоении приемов создания текста сочинения С2.2.
Попробуйте поработать по всем методикам и выберите ту, которая покажется вам наиболее результативной.
Мы думаем, что вы согласитесь с мыслью о том, что подготовка к
государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе вам по
плечу.
Тексты для самостоятельной работы над сочинением С2.2 (фрагмент)
Последний раздел нашей книжки содержит художественные тексты, по
каждому из которых вы можете писать сочинение на тему, связанную с
анализом прочитанного текста.
Каждый текст сопровождается рекомендациями о том, какая методика предпочтительнее при работе с ним.
Текст: Куст сирени
1. Прочитать текст, подчеркнуть сюжетные объяснения эмоционального состояния героев.
(1)Когда Алмазов пришел домой, жена сразу поняла, что произошло какое-то несчастье.
(2)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Военной
инженерной академии. (3)Сегодня он сдавал профессору последнюю, самую
трудную практическую работу — съемку местности …
(4)До сих пор все экзамены проходили благополучно, и только жене
Алмазова было известно, каких страшных трудов это стоило, ведь он три
раза проваливался на вступительных экзаменах.
(5)Прошло несколько минут. (6)Потом Верочка осторожно заговорила:
(7)- Коля, как твоя работа? (8)Плохо? (9)Давай вместе обсудим все.
(10)- Все кончено. (11)Теперь я поеду обратно в полк с позором. (12)И все из-за пятна!
(13)- Какое пятно, Коля?
(14)- Обыкновенное пятно, я вчера до трех часов не ложился, нужно
было закончить чертеж. (15)Чертеж получился прекрасный, все говорят.
(16)Ну, вчера я устал, руки дрожали, и посадил пятно. (17)Густое зеленое
пятно. (18)Стал чистить его, оно еще больше стало. (19)Я думал, думал и
решил на том месте нарисовать несколько кустов. (20)Показываю сегодня
профессору чертеж, а он спрашивает: (21)«Откуда у вас здесь, молодой
человек, кусты появились?» (22)Мне нужно было бы правду сказать, а я
говорю: (23)«Здесь действительно кусты растут».
(24)А он возражает: (25)«Я эту местность знаю, кустов там нет».
(26)Мы заспорили. (27)Профессор и предложил: (28)«Если вы так уверенно
говорите, то завтра поедем вместе и посмотрим, есть там кусты или нет».
(29)Муж и жена долго молчали. (30)Вдруг Верочка энергично встала с кpecлa и сказала:
(31)- Нам надо сейчас же ехать! (32)Если там нет кустов, то нужно их посадить немедленно.
(ЗЗ)Они поехали к садовнику.
(34)Сначала садовник отказался продавать и сажать ночью, но когда
Верочка рассказала ему, как у нее возникла мысль посадить кусты,
садовник улыбнулся и согласился.
(35)У садовника были только кусты сирени. (36)Пришлось сажать их.
(37)На следующий день Алмазов вернулся домой радостный и счастливый.
(38)- Хорошо! (39)Прекрасно! — крикнул он жене еще за десять шагов до двери.
(40)Мы подъехали с профессором к кустам, он с удивлением долго
смотрел на сирень, даже листочек сорвал и попробовал. (41)А потом он
извинился передо мной: (42)«Наверное, я начинаю стареть, если я забыл
про эти кустики». (4З)Мне даже неудобно стало».
(44)Алмазов и Верочка были счастливы. (45)Верочка сказала мужу:
(46)- Сирень теперь навсегда станет моим любимым цветком.
По А.И.Куприну 332 словa
2. Сделайте вспомогательные (рабочие) записи по 4 «шагу» алгоритма:
формулировки обобщенных аргументов, объясняющих содержание 44 — 46
предложений.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Напишите черновой вариант сочинения, проверьте по критериям, внесите нужные изменения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Перепишите на чистовик в отдельную тетрадь.
Работа над содержанием
сочинения-рассуждения.
Текст.
Когда я пью чай, ко
мне входит моя Лиза, в шубке, в шапочке и с нотами, уже совсем готовая, чтобы
идти в консерваторию. (2) Ей 22 года. (3) На вид она моложе, хороша собой и
немножко похожа на мою жену в молодости. (4) Она нежно целует меня в висок и в руку
и говорит:
(5) Здравствуйте,
папочка. (6) Ты здоров?
(7) В детстве она очень любила мороженое, и
мне часто приходилось водить её в кондитерскую. (8) Мороженое для неё было
мерилом всего прекрасного.(9) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила:
(10) «Ты, папа, сливочный». (11) Один пальчик назывался у неё фисташковым,
другой – сливочным, третий – малиновым. (12) Когда по утрам она приходила ко
мне здороваться, я сажал её к себе на колени и, целуя её пальчики, приговаривал:
(13) Сливочный…фисташковый…лимонный…
(14) И теперь, по
старой памяти, я целую
пальцы Лизы и
бормочу: « фисташковый…сливочный…лимонный…», но выходит у меня совсем не то. (15)
Я холоден, как мороженое, и мне стыдно.
(16) Когда входит ко мне дочь и касается губами моего виска, я вздрагиваю,
точно в висок жалит меня пчела, напряжённо улыбаюсь и отворачиваю своё лицо.
(17) С тех пор, как я страдаю бессонницей, в моём мозгу гвоздём сидит вопрос:
дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею
оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах
заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать,
но отчего же она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: (18)
«Отец, вот мои часы, браслеты, серёжки, платья… (19) Заложи всё это, тебе нужны
деньги…»? (20) Отчего она, видя, как я и мать, поддавшись ложному чувству,
стараемся скрыть от людей свою бедность, отчего она не откажется от дорогого
удовольствия заниматься музыкой?
(21) Я бы не принял ни часов, ни браслетов, ни
жертв, храни меня Бог, — мне не это нужно.
(22) Кстати, вспоминаю я и про своего сына, варшавского офицера. (23)
Это умный, честный и трезвый человек. (24) Но мне мало этого. (25) Я думаю,
если бы у меня был отец-старик и если бы я знал, что у него бывают минуты,
когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь
другому, а сам нанялся бы в работники. (26) Подобные мысли о детях отравляют
меня. (27) К чему они? (28) Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей
за то, что они не герои, может только узкий или озлобленный человек. (29) Но
довольно об этом.
(А. П. Чехов)
Закончите начатые утверждения.
1.
Тема текста – это то, (о чём говорится в
тексте)
2.
Основная мысль текста – это то, (ради
чего создаётся произведение)
3.
Суть рассуждения в (объяснении
какого-либо утверждения (тезиса)
Продолжите.
Композиция
сочинения-рассуждения представлена так:
Вступление.1.
2.
Основная часть.
А) Тезис.
Б) Аргументы.
3.
Заключение.
Ответить
на вопросы:
1.
Какие чувства испытали, прослушав фрагмент?
Тоску, сострадание,
горечь, боль.
Анализ текста через
ряд вопросов.
Цель:
анализ текста через ряд вопросов.
1.
Кто главный герой текста?( Пожилой
человек, старик, как он говорит о себе).
2.
Что делает? (Размышляет о детях, о своём отношении к ним).
3.
Какова тема текста? ( Отношения между
родителями и детьми).
4.
Какова основная мысль текста?( А. П.
Чехов убеждает читателя в том, что дети должны быть внимательны к родителям,
заботиться о них. Трагичность состояния героя обусловлена отсутствием участия
со стороны детей).
В2.
Выписать слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Говорит, приходила,
касается, видит, заложи, похвалить, заниматься, водить.
Касается, заложи,
заниматься.
Выписать цифры, на месте которых стоит НН.
Мороже(1)ое, лимо(2)ый,
мали(3)овый, обыкнове(4)ых, озлобле(5)ый,
бессо(6)ицей, сливоч(7)ый, напряжё(8)о.
2, 4, 5, 6, 8
Соотнеси предложения из текста А. П. Чехова с характеристиками. Например,
1 А, 2 В и т.д.
1. (7) В детстве она
очень любила мороженое, и мне часто приходилось водить её в кондитерскую.
2. (4) Она нежно
целует меня в висок и руку и говорит.
3. (19) Заложи всё
это, тебе нужны деньги…
4. (18) Отец, вот мои
часы, браслеты, серёжки, платья…
5. (9) Если ей
хотелось похвалить меня, то она говорила…
А) Простое предложение, осложнённое
обращением и однородными членами.
Б) Сложносочинённое предложение.
В) Простое предложение, осложнённое
однородными членами.
Г) Бессоюзное сложное предложение.
Д) Сложноподчинённое предложение.
1Б, 2В, 3Г, 4А, 5Д
Редактор
Цель:
совершенствовать навыки по культуре
речи.
Исправь
ошибки, допущенные в сочинении-рассуждении.
Родители(1-) это самые близкие люди для
каждого человека. Именно взаимоотношения
с родными играет(2 играют) значение (3 роль,
значительную роль).
Последняя цитата из фрагмента текста звучит так: « Подобные
мысли о детях отравляют меня. К чему они?» Попробуем разобраться в финале.
Надо задумываться и о родителях(4 ,) которые
выростили (5 вырастили) и воспитали.
Во-первых(6 ,) герой рассказа заостряет внимание на том, что
мало иметь хорошую работу, приличный заработок, достойное место в обществе.
Во-вторых, в мире всё взаимосвязано,
особенно когда речь идёт об отношениях с близкими.