Сочинение рассуждение на тему ломоносов ученый энциклопедист

310 лет назад, 19 ноября 1711 года, родился михаил васильевич ломоносов, выдающийся ученый, энциклопедист, настоящий русский гений xviii века. памятник

310 лет назад, 19 ноября 1711 года, родился Михаил Васильевич Ломоносов, выдающийся ученый, энциклопедист, настоящий русский гений XVIII века.

Сочинение рассуждение на тему ломоносов ученый энциклопедист

Памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову у здания Московского государственного университета на Воробьевых горах (фото: Валерий Генде-Роте / Фотохроника ТАСС)

Широко известно высказывание Пушкина о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Это действительно так: в наследство многим поколениям Михаил Васильевич Ломоносов оставил научные труды в области физики, химии, астрономии и прикладной оптики, геологии и минералогии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и филологии. В сфере художественного творчества ученый выступил как создатель мозаичного искусства. И стал одним из творцов новой русской литературы, стихотворцем, оказавшим всестороннее влияние на развитие отечественного литературного процесса. Александр Николаевич Радищев завершил свое «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове». В нем он утверждал: «Сравни то, что писано до Ломоносова, и то, что писано после его, — действие его прозы будет всем внятно. В стезе российской словесности Ломоносов есть первый».

Особое место среди многочисленных занятий Ломоносова занимают его исторические труды. Ученые отмечают, что интерес великого помора к отечественной истории прослеживается с юности. Уже в годы учебы в Славяно-греко-латинской академии, а также во время поездки в Киев в 1734-м он изучал рукописи с летописными текстами.

Василий Никитич Татищев, собиравшийся в конце жизни опубликовать свою «Историю российскую», в январе 1749 года обратился к Ломоносову с просьбой написать для первого тома посвящение великому князю Петру Федоровичу (будущему императору Петру III). Ученый с готовностью откликнулся. В тексте, созданном для не состоявшегося в тот момент издания татищевского труда, Ломоносов указывал на необходимость всемерного изучения русской истории. Ведь, «лишаясь достоверного описания деяний», «древнего российского народа славное имя затмевается, и добрые примеры мужественных поступков и премудрых поведений остаются в закрытии».

Яростная полемика

Непосредственным толчком к активизации исторических штудий Ломоносова стала полемика вокруг диссертации академика Герарда Фридриха Миллера «Происхождение народа и имени российского». Уроженец Германии Миллер прибыл в Россию в 1725 году в возрасте 20 лет. Вся его жизнь в нашей стране была связана с Академией наук. К моменту написания диссертации за его спиной была уже 10-летняя экспедиция по Сибири, в ходе которой ученый собрал уникальные документы по истории и этнографии края. Они составили так называемые портфели Миллера, до наших дней служащие многим поколениям отечественных историков.

В начале 1749 года Миллер получил задание подготовить торжественную речь (диссертацию) для чтения ее в академическом собрании перед императрицей Елизаветой Петровной. Академик сам выбрал тему, посвященную начальной истории Русского государства. Он, безусловно, был порядочным человеком и честным ученым. Добросовестно проштудировав источники, главным образом европейского происхождения, и публикации академика Готлиба Зигфрида Байера, он пришел к выводу, что варяги, призванные на княжение в Новгород в 862 году, были скандинавами, принесшими одно из своих названий — «Русь» — славянам.

Сочинение рассуждение на тему ломоносов ученый энциклопедист

Место, где находился дом Ломоносова в деревне Денисовке Архангелогородской губернии (фото предоставлено автором)

Обсуждение диссертации Миллера было бурным. В ожесточенной полемике в конце 1749-го и в 1750 году прошло 29 академических заседаний. Сам Ломоносов вспоминал о них: «Сии собрания продолжались больше года. Каких же не было шумов, браней и почти драк! Миллер заелся со всеми профессорами, многих ругал и бесчестил словесно и письменно, на иных замахивался в Собрании палкою и бил ею по столу конференцскому». Судя по всему, оппоненты тоже в долгу не оставались. С возражениями выступали многие члены академии: Никита Иванович ПоповСтепан Петрович КрашенинниковИоганн Эбергард ФишерФридрих Генрих Штрубе де Пирмонт. Но, пожалуй, самым последовательным критиком норманнской версии происхождения Российского государства и названия «Русь» был именно Михаил Васильевич Ломоносов.

Он подготовил многочисленные замечания на диссертацию Миллера. В них уже прослеживаются основные черты его исторической концепции о начальном этапе истории России. В частности, Ломоносов отмечал: «Полагает господин Миллер, что варяги, из которых был Рурик с братьями, не были колена и языка славенского, как о том автор Синопсиса Киевского объявляет, но хочет доказать, что они были скандинавы, то есть шведы. В сем посылается сперва на Бейерову диссертацию о варягах». Сам же первый русский академик был убежден в том, что варяги имели славянское этническое происхождение. «Против всех сих неосновательных Бейеро-Миллеровых догадок имею я облак свидетелей, которые показывают, что варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили от древних роксолан или россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною», — писал Ломоносов.

Дискуссия закончилась в том числе и административными выводами: тираж диссертации Миллера был уничтожен, а ее автор — временно понижен в должности (из профессоров в адъюнкты) с уменьшением жалованья.

В работе над «Древней российской историей»

Одним из результатов полемики вокруг речи Миллера стало начало систематической работы Ломоносова над собственной книгой, посвященной русской истории. 10 сентября 1751 года ученый сообщал в письме фавориту Елизаветы Петровны Ивану Ивановичу Шувалову: «Делаю план «Российской истории», который по возвращении вашем в Санктпетербург показать честь иметь буду». Благодаря сохранившемуся наброску этого плана мы знаем, что Ломоносов намеревался довести свое повествование до царствования Федора Алексеевича, то есть до предпетровского времени. Но, несомненно, думал академик и о более близком ему периоде — о деяниях Петра Великого. Еще в конце 1749 года в «Слове похвальном Елисавете Петровне» Ломоносов вложил в уста императрице свои размышления об исторических трудах: «Не описаны еще дела моих предков и не воспета по достоинству Петрова великая слава».

Сочинение рассуждение на тему ломоносов ученый энциклопедист

Иван Иванович Шувалов (1727–1797) фаворит императрицы Елизаветы Петровны, меценат, основатель Московского университета и Академии художеств, покровитель Ломоносова (фото предоставлено автором)

Перечисляя свои разнообразные научные занятия, ученый констатирует, что в 1751–1752 годах он активно изучал русские исторические рукописи («Нестора, законы Ярославли, большой Летописец, Татищева первый том»), труды древних и средневековых историков. «Читал Кранца, Претория, Муратория, Иорнанда, Прокопия, Павла Дьякона, Зонара, Феофана Исповедника, Леона Грамматика и иных», — фиксирует он.

В 1753 году на исторические изыскания первого русского академика обратила свое особое внимание императрица, которая в Москве «на куртаге Ломоносову через камергера Шувалова изволила объявить», что «охотно желала бы видеть российскую историю, написанную его штилем». И Ломоносов не оставлял усилий, в том же 1753-м «записки из упомянутых прежде авторов приводил под статьи числами», а также «читал российские академические летописцы [рукописные летописи, хранящиеся в Библиотеке Академии наук. — А.С.] без записок, чтобы общее понятие иметь пространно о деяниях российских». В письме к великому математику Леонарду Эйлеру от 12 февраля 1754 года он так описывает свою деятельность: «Я вынужден здесь быть не только поэтом, оратором, химиком и физиком, но и целиком почти уйти в историю. Августейшая императрица, удостоив меня милостивейшей беседы, заявила, между прочим, что ей приятно будет, если я напишу моим слогом отечественную историю». А потому, замечает академик, «душой я блуждаю в древностях российских».

Сохранившиеся записи о книгах, взятых Ломоносовым в Библиотеке Академии наук, свидетельствуют, что в 1754-м он активно работал над несколькими десятками иностранных исторических сочинений, связанных с Россией. Среди них — «Деяния данов» Саксона Грамматика, «Сокращенная история» Георгия Кедрина, «Круг земной» Снорри Стурлусона, «Тридцать книг о происхождении и деяниях поляков» Мартина Кромера.

Результат исследовательской работы 1754 года зафиксирован в отчете: «Сочинен опыт «Истории словенского народа до Рурика»: дедикация, вступление, глава 1 о старобытных жителях в России, глава 2 о величестве и поколениях словенского народа, глава 3 о древности словенского народа: всего 8 листов». В следующем году был «сделан опыт описанием владения первых великих князей российских Рурика, Олга, Игоря». Судя по отчетам, в 1756-м академик уже занимался уточнением и редактированием текста своего труда.

В январе 1757 года Ломоносов информировал академическое собрание о готовности приступить к изданию своей «Российской истории». Однако лишь в середине 1758-го первый вариант книги был готов и представлен для опубликования. 9 сентября 1758 года президент Академии наук Кирилл Григорьевич Разумовский подписал указ канцелярии, в котором говорилось: «Российской Истории первой том сочинения господина коллежскаго советника и профессора Ломоносова печатать в Академической типографии для пользы публики без всякаго укоснения, к чему присовокуплять его же примечания и изъяснения под текстом особливыми литерами по его же выбору, а для украшения в Академии художеств изобрести грыдорованный лист и пристойныя, где надобно, виньеты и оныя нагрыдоровать, о чем послать ордер в Академию художеств». В канцелярии было определено напечатать 2400 экземпляров. 23 октября были получены новые «заставные литеры», а 30 октября был выдан ордер на набор «Древней российской истории».

Работы продолжались более четырех месяцев, но 8 марта 1759 года автор забрал рукопись из типографии, и печатание книги было прервано. Уже в 1763-м Ломоносов так объяснял свое решение: «Сию книгу не намерен я печатать, как она начата, с примечаниями и с сокращениями на поле; но токмо с одними цитациями авторов; а примечания присовокуплю назаде. Сие для того, что приметил я при печатании от того замешательства, и думаю, что и читателям не лутче будет. Итак, из напечатанных уже трех листов набрать только один текст с цитациями авторов на полях».

Сочинение рассуждение на тему ломоносов ученый энциклопедист

Иллюминация перед зданиями Академии наук в день ее торжественного собрания в 1750 году. Гравюра И.А. Соколова (фото предоставлено автором)

Новый набор исправленного варианта «Древней российской истории» был начат в 1763 году и не был завершен вплоть до смерти Ломоносова. Книга вышла в свет лишь в 1766-м. Именно она является основой для последующих переизданий, и на этот вариант опираются историки, в сферу научных интересов которых входят исторические воззрения ученого.

Счастливая находка

Всесторонне изучая «Древнюю российскую историю» 1766 года, исследователи никогда не предпринимали попыток найти фрагмент несостоявшегося издания 1758 года. Они ограничивались лишь предположениями о том, что могли содержать эти три отпечатанных листа ломоносовского труда. Так, ленинградский историк литературы Дмитрий Семенович Бабкин реконструировал структуру книги следующим образом: «Композиционно она строилась из трех элементов: основного текста и двух рядов примечаний. Первый ряд примечаний содержал ссылки на источники приведенных в тексте цитат, располагался с боков на полях книги, вне формата основного набора; второй ряд примечаний, относящихся к «изъяснению» темных мест в истории и содержащих историческую критику цитируемых документов, набирался в виде подстрочного текста мелким шрифтом».

Найти «потерянные» листы «Древней российской истории» 1758 года посчастливилось автору настоящей статьи в 1997-м. Предметом моего исследования в тот момент была читательская аудитория первых отечественных изданий по русской истории. Я просматривал все экземпляры «Российской истории» 1766 года, отмечая владельческие записи, штампы, экслибрисы и т. д. И вот в читальном зале Российского государственного архива древних актов среди прочих мне был выдан неполный непереплетенный экземпляр, состоящий из четырех неразрезанных листов. При изучении его сразу бросилось в глаза, что первые три листа (страницы 1–24) значительно отличаются от текста издания 1766 года. Они имеют не только ряд примечаний, вынесенных на боковые поля, но и подстрочные комментарии. Кроме того, инициалы и наборные украшения на этих листах по рисунку не совпадают с подобными элементами соответствующих страниц «Древней российской истории» 1766 года…

Сочинение рассуждение на тему ломоносов ученый энциклопедист

Титульный лист «Краткого российского летописца с родословием» (СПб., 1761) (фото предоставлено автором)

Все это заставило сделать вывод, что перед нами — считавшиеся утраченными листы первоначального варианта книги 1758 года. Скорее всего, данный экземпляр попал в архив в составе библиотеки уже известного нам академика Герарда Фридриха Миллера.

Счастливая находка позволила впервые установить факт знакомства великого русского ученого с «Церковной историей» Сократа Схоластика, «Историей славянского языка» Иоганна Леонарда Фриша, «Словарем финского языка» Даниэля Юслениуса, трудами французского богослова Самуэля Бохарта.

Кроме того, она позволила увидеть «творческую лабораторию» Ломоносова. Для него было важно доказать славянское происхождение варягов, выходцев из прибалтийского региона. В четвертом примечании он на целых двух страницах приводит сопоставление существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и числительных леттского (латышского) и русского языка. Среди них: kasa — «коза», mehrs — «мера», mehris — «мор», dsihvs — «жив», ubbags — «убог», ugguns — «огонь», gads — «год», rags — «рог», tirgus — «торг», sahnus — «сани», bihtees — «бояться», buht — «быть», strahdaht — «страдать, работать» и другие. Их сходство, по мнению Ломоносова, служит основанием для признания курляндцев и латышей славянами.

В конце этого примечания ученый поставил сноску: «Смотри Грамматику Летскую Курландского суперинтендента Адолфа», то есть первую грамматику латышского языка Генриха Адольфи, напечатанную в 1685 году в Митаве (ныне город Елгава в Латвии). Ее экземпляр, принадлежавший Ломоносову, хранится сейчас в отделе редких книг Библиотеки РАН. Он пестрит пометами исследователя: их более 290. Знаки выделения различны: подчеркивания, записи на полях русских аналогов, разнообразные кресты, отметки Nota bene и другие. Около 80% примеров из четвертого примечания «Древней российской истории» 1758 года прямо корреспондируется с записями и пометами ученого в его экземпляре «Грамматики» Адольфи. Таким образом, подтверждается мысль о том, что для Ломоносова черновиками служили поля изучаемых им книг.

Сочинение рассуждение на тему ломоносов ученый энциклопедист

Михаил Васильевич Ломоносов. Гравюра Н.И. Уткина (фото предоставлено автором)

Публикация первых листов «Древней российской истории» 1758 года была впервые осуществлена нами в 2011-м в юбилейном (к 300-летию со дня рождения ученого) сборнике «Новое о Ломоносове».

«Краткий российский летописец»

Затянувшийся процесс подготовки «Древней российской истории» к изданию заставил Михаила Васильевича Ломоносова создать краткое пособие по русской истории. В своем отчете о занятиях 1759 года он отмечал: «1. Сделал самый краткий перечень российской истории. 2. Сочинил таблицу российской императорской фамилии». Структурно книга была разделена на три части, которым предшествовало стихотворное посвящение великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I).

Первая часть получила название «Показание российской древности, сокращенное из сочиняющейся пространной истории». Здесь в самой сжатой форме излагались основные положения «Древней российской истории». Вторая часть представляет собой таблицу, включающую имена великих князей и царей от Рюрика до Петра I, краткие описания их деяний, указания на год начала правления и количество лет правления и жизни. И, наконец, завершает книгу «Родословие», где приводятся имена жен и детей российских правителей.

В первой части «Краткого российского летописца с родословием» Ломоносов четко проводит мысль о древнем происхождении славян, которыми он считал скифов и сарматов, упоминаемых античными авторами. Те же, в свою очередь, вели происхождение от древних мидян, переселившихся из Азии в Европу. Одной из ветвей этого широко понимаемого Ломоносовым славянства и являлись варяги, жившие по берегам Балтийского моря, из которых происходил Рюрик, призванный в 862 году на княжение в Новгород.

Вторая часть сочинения дает самые общие сведения о деятельности российских правителей. Например: «Владимир Святославич Святый по смерти братей своих самодержавствовал в России. Храбростию побеждал все окрестные народы: печенегов, ляхов, болгаров волжских и дунайских и греков. Наконец, испытав разные веры, избрал и принял христианскую греческую и понял за себя в супружество греческую царевну Анну. Крестил великую часть подданных и утвердил в своей державе христианство».

Первое издание «Краткого российского летописца», датированное 1760 годом, увидело свет в 1761-м. Затем последовали еще два издания, сохранившие первоначальную дату, но отпечатанные в 1766–1767 и 1775 годах. Тираж первого издания составил 2406 экземпляров, второго — 600 экземпляров, а третьего — 1200. Таким образом, совокупный тираж книги превысил 4200 экземпляров. Для второй половины XVIII столетия это был значительный успех.

Сочинение рассуждение на тему ломоносов ученый энциклопедист

Лист из «Древней российской истории» Ломоносова издания 1758 года (фото предоставлено автором)

Следует помнить, что у русского читателя не было печатной книги по отечественной истории, за исключением «Синопсиса» Иннокентия Гизеля, вышедшего впервые в 1674 году в Киеве, а затем выдержавшего множество переизданий. Созданный с учетом традиций древнерусской книжности, «Краткий российский летописец» Ломоносова получил широкое распространение и даже копировался от руки.

Посмертная судьба «Древней российской истории»

Как было показано выше, «Древняя российская история» была задумана Михаилом Васильевичем Ломоносовым как солидное научное сочинение со значительным справочным аппаратом, но в конечном итоге читатели обрели книгу, освещавшую исторические события только до смерти Ярослава Мудрого (1054 год) и лишенную дополнительных комментариев. Выходил труд в свет уже после кончины ученого. Он состоит из вступления и двух частей — «О России прежде Рурика» и «От начала княжения Рурикова до кончины Ярослава Первого».

Заслуживают внимания идеологические установки Ломоносова, декларируемые в самом начале сочинения. Он исходит из идей жизненной устойчивости народа и исторического прогресса в развитии России. «Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул. Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы, турки; извнутрь домашние несогласия не могли так утомить Россию, чтобы сил своих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку — высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым Божественным промыслом воздвигнуты были бодрые государи», — считает Ломоносов.

Другая важная для него идея — ведущая роль самодержавной государственной власти в истории России. Здесь он в какой-то степени выступает в качестве предшественника государственной школы в отечественной историографии. Ученый находит возможным говорить о подобии событий древнеримской и русской истории. «Одно примечаю несходство, — пишет он, — что Римское государство гражданским владением возвысилось, самодержавством пришло в упадок. Напротив того, разномысленною вольностию Россия едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась».

В первой части «Древней российской истории» содержится развернутый вариант ломоносовской концепции о древнем происхождении славянского народа и славянской этнической принадлежности варягов. Вторая часть — это последовательное изложение истории правления первых русских князей от Рюрика до Ярослава Мудрого.

Современники высоко оценили исторический труд Ломоносова. Спустя 12 лет после его смерти в журнале «Санктпетербургские ученые ведомости», который издавал выдающийся просветитель Николай Иванович Новиков, появился такой отзыв о «Древней российской истории»: «Покойный Михайло Васильевич Ломоносов, Санктпетербургской Императорской Академии наук профессор, Стокгольмской и Болонской член и статский советник, оказав преславные успехи в лирическом стихотворстве и заслужа в ученом мире название Пиндара и отца Российского стихотворства, устремился было и на снискание и третьего, то есть Ливия Российского, предприяв сочинить полную Российскую историю. Но многоразличные посторонние упражнения и случавшаяся вскоре потом смерть пресекли великое предприятие достохвального сего мужа и лишили его чести приобресть новый венец, который Слава держала пред его очами».

Автор Александр САМАРИН, доктор исторических наук


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда необходимость определения специфических черт той или иной национальной философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии.

Великий русский ученый — энциклопедист — Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России, оставив глубокий след во всех областях знания своего времени.

1. Научная деятельность М.В. Ломоносова.

Ломоносов родился в 1711 г. в семье крестьянина-помора в деревне близ Холмогор (Архангельская губерния), расположенной в устье Северной Двины. В 1730 г. покинул отчий дом и был принят в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, в которой проучился до 1736 г. После кратковременного восьмимесячного пребывания в Петербургской академии наук был командирован в Марбургский университет для изучения химии и горного дела. В этом университете его занятиями и занятиями двух его товарищей руководил Христиан Вольф.

По возвращении в Петербург в 1741 г. Ломоносов назначается адьюнктом, а с 1746 г. — профессором по кафедре химии Российской Академии наук. Все время вплоть до своей смерти в 1765 г. он много и напряженно работал в разных областях науки.

«Ломоносов был прежде всего естествоиспытателем, физиком и химиком. Из этого и следует исходить при изучении и квалификации его мировоззрения, которое может быть определено как естественнонаучный материализм. Он интересовался почти исключительно натурфилософией. Гносеологически проблематика не получила сколько-нибудь заметной разработки в его трудах, помимо провозглашения некоторых самых общих принципов научной методологии».

При всем том его труды положили начало материалистической традиции в воззрениях русских философов на природу. Однако материалистические взгляды Ломоносова на природу сочетались у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог оставался устроителем мира и источником движения. Это не мешало первому российскому ученому бороться с невежеством и попытками вмешательства религиозных деятелей в дела науки.

Внимание Ломоносова было сосредоточено на изучении общих законов движения материи и ее строения. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества и т.д.). Все они были связаны принципом сохранения материи и движения. Ломоносов отождествлял материю с веществом. Он считал ее непроницаемой. При этом он утверждал: “…природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением”.

Ломоносов был близок к мысли, что движение есть изменение вообще. В целом его представления о движении соответствовали механистической форме материализма.

Он различал два вида материи: собственную и постороннюю. «Собственная материя — та, из которой тело состоит и известным образом определяется; при ее изменении неизбежно применяется и само тело. Посторонняя материя — та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи».

Согласно Ломоносову, материя состоит из корпускул, атомов, которые неделимы и неуничтожимы. Это мнение не было подкреплено опытным путем. Однако оно помогало ему совершить ряд открытий в физике и химии. Одно из главных открытий Ломоносова — обнаружение природы тепловых явлений. Он нашел, что «теплота тел состоит во внутреннем их движении» и возникает в следствие трения движущихся частиц. Другим значительным достижением Ломоносова была формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, получившей статус теории с открытием закона сохранения и превращения энергии.

В поиске путей совершенствования методов познания, высоко оценивая значение эмпирического познания, Ломоносов отдавал себе также отчет о важности методов рационального познания.

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме. В качестве одних из важнейших нравственных принципов организации своей научной деятельности Ломоносов видел бескорыстное служение народу, беспристрастный и упорный поиск истин науки.

Мировоззрение и философские взгляды М.В. Ломоносова сформировались, прежде всего, на основе научных трудов его предшественников и современников, представителей механистического материализма 17-18 веков: Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона и других. В своих работах он неизменно опирался на их труды, хотя и относился к ним критически, подвергая утверждения этих ученых строгому научному анализу.

В основе всех работ М.В. Ломоносова в области физики, химии, и других отраслей естествознания лежат идеи атомизма. Его атомистическая концепция базируется на признании материального единства мира и всех его тел, от громадных планет до мельчайших частиц вещества — атомов. Единство мира ученый видел в его материальности, в непрерывном движении и ее субмикроскопических образований. Принцип материального единства Ломоносов распространял не только на неорганические вещества, но и на мир растений и животных.

М.В. Ломоносов внес существенный вклад в разработку теории познания — важнейшей области философии, рассматривающей отношение знания к реальным объектам и явлениям в природе. Ученый решительно выступал как поборник материалистического направления в теории познания. Материальный мир, природу он считал познаваемыми во всех их проявлениях. Он был глубоко убежден в полной познаваемости природы и всех ее явлений, происходящих в ней. Процесс познания рассматривал как «выпытывание правды» у самой природы. В этом состояло существо его научного метода. Первостепенное значение придавал опыту. В опыте он видел самое надежное средство познания природы.

Ломоносов в своем творчестве стремился преодолеть границы метафизического мировоззрения. В его трудах нередко встречаются элементы диалектики — первые гениальные догадки о процессах развития материи. Процесс непрерывного развития материального мира русский ученый прослеживал во всей природе её мельчайших образований до космических объектов. Мельчайшие частицы материи, элементы или атомы, образуют более сложные формы — корпускулы, которые в свою очередь сочетаясь в разных комбинациях и количествах, дают все многообразие видимых тел, существующих в природе. Ломоносов в своем научном творчестве предвосхитил разработанную много лет спустя диалектическую теорию развития материалистического мира.

Признавая всеобщность движения, Ломоносов объяснил и его причину. В его время была распространена идея, что движение первоначально было сообщено миру божественным толчком. Ломоносов решительно отверг эту точку зрения. В своей работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» он выдвигает и доказывает принципиальное положение о том, что «первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно».

В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира и указал на необходимость изучения причин изменения природы. Ломоносов считал, что торф, почва, каменный уголь, нефть, янтарь возникают из ныне не существующих живых существ, а это значит, что живая природа меняется. Это эволюционное заключение было революционным для российской науки.

Идею о вечности материи и движения Ломоносов окончательно утвердил открытием закона сохранения вещества и количества движения.

Из всеобщей связи материальных тел и явлений природы Ломоносов выделяет, как особо важные, причинные связи, существующие независимо от человека в самих вещах. Эти связи имеются везде, где происходят какие- либо изменения, т.к. последние всегда причинно обусловлены. Значит, все причинно обусловлено. Связи вещей и явлений не существуют в неизменном мире. Они находятся в вечном и непрерывном развитии, как и сами вещи и явления.

В мировоззрении Ломоносова сочетаются естественнонаучный материализм и деизм. Рациональное обоснование атомистических представлений, по мнению Ломоносова, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергает Бога-творца, «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

Признавая огромное значение мышления в познании мира, Ломоносов внимательно изучал его свойства. Для выражения и оформления мыслей большое значение имеет язык, т.к. мысли человека облекаются в словесную оболочку. Ученый был твердо уверен в том, что мышление человека, как и все в мире, способно на безграничное развитие и совершенствование. Это происходит через общение людей друг с другом по мере накопления опыта и расширения кругозора человека. Язык, будучи оболочкой мысли и средством общения людей между собой, несомненно, играет большую роль в развитии человеческого мышления.

Ломоносов также занимался и проблемами логики — науки о законах и формах правильного мышления. В основе его взглядов на логику лежит материалистическая философия и теория познания. Человеческое мышление, по Ломоносову, отражает материальный мир, поэтому и все формы мысли — понятия, суждения, умозаключения — своим содержанием имеют объективную действительность, ею они порождаются и определяются.

Большое значение Ломоносов отводил приемам доказательства. Он считал, что все выдвигаемые учеными предположения должны быть аргументированы и доказаны. Там, где наглядность уступает место рассуждению, легко может возникнуть отступление от истины. Поэтому и нужна проверка истинности суждений. Важнейшим средством такой проверки является доказательство. Сила его доказательства, по Ломоносову, заключается в самих явлениях природы.

Большое значение Ломоносов придавал выводам индуктивным. Индукцию он определял как умозаключение, где «прежде предполагается о видах какого рода или о частях целого подробну особливо, а потом целое или род представляется». Ученый понимал индукцию гораздо шире, чем его современники. Не только как вывод от вида к роду, но и от частей к целому. При этом считал, что наиболее ясные представления о предмете складывается тогда, когда исследователь познает части целого, а затем делает выводы о природе целого.

Сам Ломоносов широко использовал индукцию в своих научных исследованиях, использует два метода: различие и сходство. Он считал, что природу нужно познавать, подходя к ней с разных сторон и применяя для этого разные методы. Поэтому он не только требовал связи индуктивных приемов — метода сходства и метода различия, но и выдвигал единые совместные действия дедукции и индукции. Ломоносов считал, что каждый из этих двух видов, ни в коем случае не могут заменить один другого, а должны дополнять друг друга.

2. Московский университет.

В 1755 году по инициативе и проекту Ломоносова (при поддержке влиятельного при дворе и просвещенного вельможи И.И. Шувалова) был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Московский университет всегда выделялся своими демократическими традициями. В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Ломоносов предложил учредить три факультета: философский, юридический и медицинский. Науки в 18 веке дифференцировались еще довольно слабо, поэтому на философском факультете предполагалось изучение философии, математики, механики, физики, географии, филологии и истории. Философия преподавалась всем студентам университета, поскольку трёхгодичное обучение на философском факультете являлось необходимым условием продолжения образования на медицинском и юридическом факультетах. Философию считали матерью всех наук: она включала в себя гуманитарные и ряд естественнонаучных дисциплин, которые позднее развились в самостоятельные области знания, получая свою «прописку» на отдельных факультетах Московского университета. А программа медицинского факультета включала анатомию, химию и биологию.

«Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы» — мечтал М. В. Ломоносов.

3. Философские познания М.В. Ломоносова.

От Ломоносова идет традиция русского научно-философского реализма. Ломоносов положил в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы). Корпускулы – это физические частицы, которые в свою очередь также являются телами, а поэтому состоят из определенного количества материи. Они разнородны, различаются массою и фигурою или тем и другим одновременно. Корпускулы находятся в движении и подчиняются механическим законам. Путем многочисленных экспериментов и рассуждений Ломоносов пришел к выводу, что все химические и физические явления производны от движения корпускул, которые обладают протяженностью, силой инерции и фигурой. Сами корпускулы по степени сложности подразделяются на несколько видов. Есть корпускулы, которые можно охарактеризовать, как простейшую структуру, в этом она равна понятию «элемент». Среди них могут быть первичные, состоящие из элементов, и производные, полученные путем сложения из меньших корпускул. Фактически введение градации корпускул отвечало делению частиц на молекулы и атомы. Получалась вполне стройная система природы, в которой все было закономерно. Природа оказывалась единым взаимосвязанным целым, в котором все было детерминировано движущейся материей. Логически отсюда вытекал принцип сохранения материи и движения, который Ломоносов сформулировал в письме к Л. Эйлеру (1748).

Свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что «первичное движение» существует вечно («О тяжести тел и об извечности первичного движения», 1748). Рациональное обоснование атомистических положений, по его мнению, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

М.В. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки – физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования.

В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные… никогда между собою в распрю прийти не могут» Однако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера стоит непреложно». В «республике науки» властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка.

Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России – самодержавия.

Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия «усилилась… умножилась, укрепилась, прославилась». Историю Ломоносов понимал как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История – не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т.п.

Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, в определенном смысле и есть история образования понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т.е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии.

В «Российской грамматике» (1755) Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения».

«Если бы я хотел читать, не зная букв — бессмысленное дело. Если бы я хотел рассуждать о естественных вещах, не имея представления о началах их, это было бы столь же бессмысленно».

Михайло Ломоносов

Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» – простое. Но, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», – сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать «материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.

Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751). Своеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т. п.

В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».

М.В. Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., все время ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог — главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии».

Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано – от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом», и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В.И. Вернадского и С.И. Вавилова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, в русской философии работы Ломоносова явственно обозначили новое направление. Ломоносов был деистом, отодвигавшим акт сотворения вглубь времен, отказывался видеть какие-либо воздействия Творца на природу в ее нынешнем состоянии. Это открывало широкие возможности для его исследовательского поиска и открытий. Основными сочинениями являются: «Опыт истории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743-1744), «Размышления о причинах теплоты и холода» (1749), «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1755).

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом.

Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учёными подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному течению в Атлантическом океане.

Список использованных источников.

1. Банников Н.В. Три века русской поэзии.- М.: Просвещение, 1986.

2. Барулина Е.Н. Великий философ-материалист. — М.: Издательство МГУ, 1961.

3. Белявский М.Т. Ломоносов и основание московского университета. — М.: Издательство МГУ, 1955.

4. Белявский М.Т. Ломоносов — наш первый университет. — М.: Издательство МГУ, 1961.

5. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1961. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1961.

Ломоносов был первым нашим университетом

Слайд 1

«Ломоносов … был первым нашим университетом». А.С.Пушкин Работу выполнил ученик 7 класса Климов Дмитрий Учитель- И.А.Старкова

Слайд 2

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом» А.С.Пушкин Годы жизни: 8 ноября 1711-4 апреля 1765

Слайд 3

Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произносить слово «первый». Современному ученому трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. Невозможно отделаться от чувства восхищения: как одного человека на все хватало!

Слайд 5

Вклад Ломоносова в такие естественные науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Научное и культурное наследие Ломоносова разнообразно и обширно. На протяжении всей жизни Михаил Васильевич Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие России и имевших первостепенное государственное значение.

Слайд 6

Ломоносов был убеждён в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России. Учреждение в 1755 году университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), чье имя носит университет.

Слайд 8

Московский университет XVIII века имел всего три факультета: философии, медицины, права. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.

Слайд 10

В настоящее время Московский университет является одним из ведущих центров отечественного просвещения, науки и культуры: 39 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, 6 филиалов, около 380 кафедр, Научный парк, Ботанический сад, Научная библиотека, имеющая фонд в 9 млн. томов, издательство, типография, Культурный центр, школа-интернат.

Слайд 12

ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛОМОНОСОВА ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЛОГИЯ В середине XVIII в., когда многие известные ученые считали географию придатком той или иной науки, Ломоносов не только утверждал географию как самостоятельную науку, а и рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека.

Слайд 14

Возглавив в 1758 году Географический департамент Императорской Академии наук, Ломоносов принял меры к составлению нового географического атласа страны и предложил направить экспедиции для определения координат некоторых городов России. Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. Ломоносов исследовал морские льды и первым дал их классификацию. Он неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути.

Слайд 16

В 1757 году была опубликована монография Ломоносова, в которой доказывалось существование Южного материка. Ломоносов дал описание руд и минералов, рассказал о залегании руд, указал возможности поиска ископаемых. Ломоносов выдвигает целый ряд научных гипотез об образовании и существовании северного сияния, которые в большинстве своём впоследствии подтвердились, некоторые только в ХХ веке. Труды Ломоносова в области географии заслужили признание ученых 18 века и 21 века.

Слайд 17

ФИЗИКА, ХИМИЯ, АСТРОНОМИЯ Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества. Ломоносов первый сконструировал отражательный (зеркальный) телескоп для дополнительного плоского зеркала. Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была“ночезрительная труба” (1756-58).

Слайд 18

Ломоносова интересовали также астрономия и геофизика. Ломоносов первым открыл существование у Венеры атмосферы. Ломоносов осуществлял длительные исследования земного тяготения. Ломоносов первым в истории химии сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при различных химических превращениях. Он предсказал существование атомов и описал, чем отличаются молекулы от атомов, помог основать первую в истории России химическую лабораторию. С 1749 по 1751 годы он провёл более 2200 опытов по созданию технологии производства цветного стекла и смальты. К 1753 году он добился поразительных результатов, организовал фабрику по производству цветных стёкол.

Слайд 20

Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. Ломоносов разработал приборы для физических исследований химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов). Его заслуга — в факте привнесения в науку России, наряду с металлургией, минералогии и геологии. Помимо этой роли его беспокойный ум не избежал притяжения к тайне образования металлов в земной коре.

Слайд 21

ИСТОРИЯ Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. (1763). Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства, не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и выделял в истории России шесть периодов.

Слайд 23

ЛИТЕРАТУРА В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова — усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного. Ломоносов оставил образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах. Труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года — стал первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.

Слайд 25

В истории русской словесности Михаил Васильевич Ломоносов прославился как выдающийся поэт и филолог. Он много сделал для развития русского языка, создал первую русскую грамматику, составил первый учебник русского языка. Он писал на языке, доступном для широкого круга людей. Его поэтические произведения проникнуты верой в силу человеческого разума, любовью к родной природе, к своему Отечеству. Они вполне понятны и нам, далеким потомкам.

Слайд 27

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…». В его деятельности отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира.

Слайд 29

Московский Государственный университет по праву носит имя первого русского учёного-естествоиспытателя, выдающегося учёного мирового значения — Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765), человека разносторонних дарований, тонкой интуиции и пророческого склада ума, поэта, заложившего основы современного русского языка, художника, историка, поборника отечественного просвещения, развития русской науки и экономики.

Слайд 30

Его идеи далеко опередили науку того времени. Ломоносов развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества; сформулировал принцип сохранения материи и движения; заложил основы физической химии; исследовал атмосферное электричество и силу тяжести; выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов; открыл атмосферу на Венере; описал строение Земли и объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов; подчёркивал важность исследования Северного морскою пути и освоения Сибири; возродил искусство мозаики и производство смальты. Если рассматривать его вклад в литературу и филологию, который ничуть не меньше вклада в науку, то можно без колебаний согласиться с Пушкиным, говорившим, что Ломоносов сам был «нашим первым университетом».

Слайд 31

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. Кто малого не может, тому и большее невозможно. Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума. Неусыпный труд препятствия преодолевает. М.В Ломоносов

Слайд 33

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха… Ломоносов М. В.

Михаил Ломоносов. «Он был первым нашим университетом»

Вчера исполнилось 306 лет со дня рождения Михаила Ломоносова (1711–1765). На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться сколлекцией, посвящённой жизни и трудам гениального самородка из поморской глубинки.

Коллекция богата своим разнообразием: тут и научные работы, исследования, и очерки, и архивные материалы, рассказывающие о деятельности учёного, и его эпистолярное наследие. В ряде старинных книг Ломоносов предстаёт не только как химик, но также как литератор, реформатор русского языка.

Исследователи отмечают, что само место рождения — Архангельская область, село Холмогоры — сыграло немалую роль в судьбе Ломоносова. Б. Меншуткин в книге «Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание» (1911) пишет: «Поморы представляют из себя особенный, самобытный класс населения, и, хотя обычно числятся крестьянами, но по сметливости, энергии, предприимчивости, общему развитию резко отличаются от крестьян, занимающихся только земледелием». Далее автор сообщает, что Ломоносов до 19-летнего возраста ходил на промысел в Белом и Ледовитом морях, многое повидал и многому научился у поморских промысловиков, умеющих не только ловить зверя и рыбу, но и с выгодой их продавать. «Впоследствии Ломоносов нередко пользовался в своих учёных трудах почерпнутыми в отрочестве впечатлениями, наблюдениями и умозаключениями».

Подробная биография великого учёного представлена в нескольких книгах Президентской библиотеки. Из них можно узнать, что лишь к 20 годам он овладел чтением и письмом. Поначалу его настольными книгами были только духовные церковные произведения. Позже он познакомился с «Арифметикой» Л.Ф. Магницкого и «Грамматикой» М.Г. Смотрицкого (1648), доступной на портале Президентской библиотеки.

В 1731 году Михаил Ломоносов был принят в Московскую славяно-греко-латинскую академию, которую ещё называли «Спасския школы». Мера таланта поморского самоучки раскрылась в первый же год, когда его дважды переводили на более высокую ступень обучения. Уже в 1735 году Ломоносов, по требованию Синода, в числе лучших учеников был направлен в Санкт-Петербургскую академию наук, а в 1736-м его командировали в Германию для изучения металлургии, химии, а также тех наук, которым не обучали в России. Европейские профессора внимательно следили за его успехами, отмечая живой ум, высокую обучаемость и неуемную жажду в приобретении знаний.

В электронной копии книги Я. Грота «Очерк академической деятельности Ломоносова» описаны в том числе житейские неурядицы Ломоносова: «С самого приезда из-за границы он находился в крайне тесных обстоятельствах. <�…> Cкудное академическое жалованье задерживалось по нескольку месяцев, и он, как сам говорил, не только не мог покупать инструментов, но с великою нуждою иметь пропитание». А ведь Михаил Васильевич к тому времени уже обзавёлся семьёй, у него родилась дочь.

И тем не менее учёный продолжал дело академического строительства в России, а затем приступил к реализации собственных представлений о том, каким должен быть создаваемый в Москве университет.

В электронной копии юбилейного издания «Празднование двухсотлетней годовщины рождения М.В. Ломоносова Императорским Московским университетом» приведено высказывание Михаила Сперанского, со всей полнотой отражающее роль Ломоносова в создании университета:

«С первого же дня своего существования Университет стал жить тою традицией, над созданием которой всю жизнь трудился Ломоносов: Университет стал не только местом науки, но науки, широко открывшей свои двери обществу. <�…> Светоч русской науки, зажжённый в 1755 году гениальным Ломоносовым, не погас, несмотря на никакие бури, проносившиеся над русской наукой и жизнью, и не погаснет он до тех пор, пока мы будем не только вспоминать великого создателя русской науки, но и помнить его заветы и поучительную историю Московского Университета — иначе — историю нашего научного и народного самосознания».

Московский университет создавался в то время, когда ещё можно было мечтать о свободе науки, как о чём-то действительно осуществимом: Ломоносов хлопотал о предоставлении Московскому университету «вольностей Лейденского и других иностранных университетов». И действительно — относительная свобода преподавания, самостоятельность во внутренней жизни учебного заведения, признание его как научного центра характеризуют ранние годы жизни Московского университета…

Особое место в жизни Ломоносова заняла литература. Эту тему под не совсем обычным ракурсом в работе «Корифеи русского слова» исследует Н. Прилуко-Прилуцкий: «Не будучи поэтом, Ломоносов берётся за стихи, потому что эта форма речи была привлекательнее для тех, на убеждения которых он должен был действовать».

Так, скажем, в своё время он преподнёс оду императрице Елизавете Петровне, ожидая от неё решения ряда проблем по организации науки в отставшей по этому критерию от Европы России. Вполне прагматичный расчёт оправдался, что явствует из книги А. Кизеветтера «Ломоносов» (1914): «Шувалов был знатный вельможа и всегда мог видеть императрицу. Он-то и разъяснил государыне, как важно и необходимо всё то, что написал Ломоносов об устройстве в Москве первого университета. Когда открывали университет, Ломоносов очень хлопотал о том, чтобы туда свободно допускали без различия и знатных, и самых простых людей, и дворян, и купцов, и крестьян — всех, кто захочет».

Сегодня Московский государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. С недавних пор на юридическом факультете МГУ создан электронный читальный зал Президентской библиотеки. Каждый желающий теперь может использовать ресурсы фонда библиотеки, в том числе её «ломоносовскую» коллекцию.

Энциклопедист, поэт, художник, филолог, минеролог, мозаист, основатель первой в России научно-исследовательской химической лаборатории, реформатор русского языка, автор русской риторики, составитель «Российской грамматики», Ломоносов никогда не переставал трудиться во славу науки. Как написал А.С. Пушкин в своём «Путешествии из Москвы в Петербург»: «Ломоносов… был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Так говорил Михаил Ломоносов

— Всё, что есть в природе, математически точно и определённо; хотя мы иногда сомневаемся в этой точности, но наше незнание нисколько не умаляет её: если бы даже весь мир сомневался в том, что дважды два четыре, всё-таки дважды два у всех сомневающихся дадут четыре.

— Дерзайте отчизну мужеством прославить!

— Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях.

— Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей.

— Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

— Кто малого не может, тому и большее невозможно.

— Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.

— Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме.

— Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

— Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет.

— Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

— Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Поделиться ссылкой:

Метки: : выбор редакции, Ломоносов, Президентская библиотека, Спасския школы

  • Сочинение рассуждение на тему лицемерие
  • Сочинение рассуждение на тему любви в повести бедная лиза
  • Сочинение рассуждение на тему лексические нормы оковы или помощники
  • Сочинение рассуждение на тему легко или трудно быть молодым
  • Сочинение рассуждение на тему лингвистика 9 класс