Сочинение рассуждение на тему лингвистика 9 класс

Темы и готовые сочинения 9.1. на лингвистическую тему 30 вариантов для подготовки к огэ 2020 года по русскому языку. 1.

Темы и готовые сочинения 9.1. на лингвистическую тему (30 вариантов) для подготовки к ОГЭ 2020 года по русскому языку.

1. «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» — К.И. Чуковский (по тексту М.А. Чванова)

2. «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах» — Л.В. Щерба (по тексту А.А. Лиханова)

3. «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира» — Н.Ф. Бунаков (по тексту Ю.Н. Нагибина)

4. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» — В.Г. Короленко (по тексту Г.Н. Троепольского)

5. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» — Л.С. Сухоруков (по тексту Л.Ф. Воронковой)

6. «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым» — В.Н. Александров (по тексту Е. Рудакова)

7. «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет» — Н. Арутюнова (по тексту Ю.Я. Яковлева)

8. «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской» — В.Н. Жуков (по тексту Ю.Н. Нагибина)

9. «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей» — А. Белый (по тексту Н.В. Жукова)

10. «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания» — Б.Н. Головин (по тексту В.К. Железникова)

11. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» — Дж. Свифт (по тексту В.С. Токаревой)

12. «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» — А.А. Реформатский (по тексту Ю.В. Трифонова)

13. «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения» — Л.Ю. Максимов (по тексту А.Г. Алексина)

14. «Эпитеты – одежда слов» — В.А. Солоухин (по тексту Э.Ю. Шима)

15. «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» — Н.М. Шанский (по тексту В.П. Крапивина)

16. «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» — Н.С. Валгина (по тексту Т. Толстого)

17. «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» — Н.М. Шанский (по тексту А.Г. Алексина)

18. «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)» — С.И. Ожегов (по тексту А.Г. Алексина)

19. «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего» — И.Г. Милославский (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)

20. «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» — Л.Т. Григорян (по тексту К.Г. Шахназарова)

21. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» — Л.С. Сухоруков (по тексту А.Г. Алексина)

22. «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов» — И.Г. Милославский (по тексту Н.И. Дубова)

23. «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности» — А.А. Аверинцев (по тексту В. Гришковца)

24. «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость» — Н.С. Валгина (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)

25. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании» — А.А. Реформатский (по тексту А.И. Деникина)

26. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» — К.Г. Паустовский (по тексту М.Л. Москвиной)

27. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки» — Ф.И. Буслаев (по тексту К.Г. Паустовского)

28. «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое» — Л.А. Новиков (по тексту А.Г. Алексина)

29. «У каждой части речи свои достоинства» — А.М. Пешковский (по тексту А.Г. Алексина)

30. «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» — В.Г. Ветвицкий (по тексту А.Г. Алексина)

Текст 1  Напишите соч. — рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Л. В. Успенского:   «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

         (1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна,  последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было  негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном   островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные   атаки немцев.

      (4)Война застала на острове нескольких актёров – мужчин и женщин. (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки,  а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)Ночью, если  не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах  в лесу.

         – (7)Хорошо, – скажете вы, – в темноте, конечно, можно расслышать  пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать    спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?   (9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и   выдумки. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров    узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время   перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое    в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

       (11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.   12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто  видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как     забытый маяк.

     (13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.  (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.  (15)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос ответил:

– (16)А Паганини играл и на одной струне…

(17)Паганини! (18)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим  музыкантом!

(19)Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. (20)Звезда спокойно

горела на краю залива. (21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда.

(22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и

нежностью, как могли бы петь все струны.

         (23)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (24)Впервые их лучи   ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (25)Играть было легко, будто  сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.   (26)В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло гарью, звенела   и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось,    разорвётся, не выдержит сердце.

          (27)И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и

порвалась. (28)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на

скрипку. (29)Скрипка замолчала надолго. (30)И свет фонариков погас.

(31)Толпа слушателей только вздохнула.

(32)Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом  в обыкновенном отряде. (33)И во время одного ночного боя отдал свою   жизнь за Родину.  (34)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое    байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

        (35)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру. (36)Тот

взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была  итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– (37)Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику

дирижёр.

         (38)Где теперь эта скрипка – я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она

играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. (40)Она играет,

заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть

струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

                                                                                            (По К. Паустовскому)*

         *Паустовский Константин Георгиевич (18921968) – русский писатель,

        мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических

          повестей, художественных мемуаров.

Текст №2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста  Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые

единицы?».

           (1)На третьем году от рождения охотничьего пса Иван Иваныч, хозяин

Бима, познакомил его с лесом. (2)Была ранняя весна. (3)Когда они пришли впервые, вечерняя заря  только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья ещё и не появились. (4)Всё внизу в тёмных тонах: и стволы, и прошлогодние тёмно- коричневые листья, и коричнево-серые сухие стебли трав, и даже плоды шиповника, густо рубиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались   кофейными зёрнами.

       (5)Ветки слегка шумели от лёгкого ветра, жидко и голо они будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев. (6)Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми, даже и безлистые. (7)Всё было таинственно шуршащим и густо пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весенним запахом  лесной земли, и шаги Ивана Иваныча, осторожные и тихие. (8)Его кожаные

ботинки тоже шуршали, а следы пахли куда сильнее, чем в поле. (9)За каждым деревом что-то неизвестное, пугающее. (10)Поэтому-то Бим и не отходил от Ивана Иваныча дальше двадцати шагов: пробежит он вперед и катит назад, смотрит в лицо, спрашивая: (11)«Мы зачем сюда попали?»

– (12)Не поймёшь, что к чему? – догадался Иван Иваныч. – (13)Поймёшь,

Бимка, поймёшь.(14)Подожди малость.  (15)Так и шли, присматривая друг за другом.

(16)Но вот они остановились на широкой поляне, на пересечении двух просек, где дороги расходились на все четыре стороны. (17)Иван Иваныч  остановился у куста орешника, лицом к заре, и стал глядеть вверх. (18)Бим   тоже там стал что-то выглядывать.

         (19)Вверху было светло, а здесь, внизу, становилось всё темнее и темнее. (20)Кто-то прошуршал по лесу и притих. (21)Бим прижался к ноге Иван Иваныча, будто спрашивая: (22)«Что там? (23)Кто там? (24)Может, пойдем  посмотрим?»

       –(25)Заяц, – еле слышно сказал хозяин. –(26)Всё хорошо, Бим. (27)Хорошо. (28)Пусть здесь бегает. (29)Вдруг вверху кто-то, невидимый и неведомый, захоркал: (30)«Хор-хор-  хор!..» (31)Бим услышал это первым и вздрогнул. (32)Хозяин тоже. (33)Обасмотрели вверх… (34)Неожиданно на фоне багряно-синеватой зари вдоль  просеки показалась птица.

(35)Она летела в двух шагах от них, изредка  выкрикивала так, будто это не птица, а зверёк, летит и хоркает.

     (36)А лес слегка шумел, но всё тише и тише. (37)Потом и совсем затих как- то сразу, будто кто-то невидимый легонько взмахнул могучим крылом над деревьями в последний раз: хватит шороху. (38)Ветви стали недвижны,  деревья, казалось, засыпали, разве что изредка вздрагивая в полутьме.  (39)Иван Иваныч или просто смотрел вверх, или, потупившись,   слушал  тишину.

        (40)Оба молчали. (41)Вот уж когда не надо никаких слов – ни человеку, ни

собаке! (42)Только напоследок, перед уходом, Иван Иваныч проговорил:

(43)«Хорошо, Бим! (44)Жизнь начинается вновь. (45)Весна».

                                                                              (По Г.Н.Троепольскому)

         Троепольский Гавриил Николаевич (1905–1995) – русский писатель и

           публицист. Самым известным его произведением стала повесть «Белый

          Бим Чёрное ухо», за которую автор был удостоен Государственной премии.

         Главному герою книги, псу Биму, в Воронеже был установлен памятник.

Текст 3

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

 (1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось всё трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы.

(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом. (22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

 – (23)3ачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.

(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили. (28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

 – (29)Э, подох один…

(30)В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в крайних домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

(31)Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогрудка стала появляться у домов даже днём – её выследили и ранили из ружья. (ЗЗ)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

(З5)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:

 – (38)Куница не виновата. (39)Её обидели, – и выпустил зверька на волю.

(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку. (41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. (43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов».

(По В. Астафьеву)*

* Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001)  – русский писатель. В его творчестве в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.

Текст 4

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

— (5)Что это? — спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

— (6)Горит, — рассеянно ответил отец, думая о своём.

— (7)Что горит?

— (8)Как будто выселенная деревня за городом.

— (9)Что? — вскинулся Толик. — (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

— (21)Там мальчик! — кричал отец. — (22)Там мальчик!

(23)Толик  разглядел,  как в  дыму,  окутавшем окрестности,  к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

— (28)Назад! — крикнул отец. — (29)Немедленно назад!

(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (33)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху — он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк — сгоревшая тополиная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

(45)Ложись! (46)Ложись! — говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

— (49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51)Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.        (По А. Лиханову)*  * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Текст № 5

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты.

(З)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, пала сказал в трубку:

  • (4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает… (б)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.

(8)Утром мама спросила:

  • (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?
  • (Ю)Дальняя родственница.
  • (11)Но кем она всё же тебе приходится?

(12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил. (13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.

  • (16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться, — сказал приезжий. — (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо.

(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

  • (21)Вечером вы узнаете о результатах, — сказал нам папа.
  • (22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, — сказала мама. — (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.
  • (24)Или всё плохо, — бодро сказал Игнатий.
  • (25)Это исключается! — тихо сказала мама. — (26)Я уверена…
  • (27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, — попросил я.

(28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (ЗЗ)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34}Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.

  • (35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (Зб)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» — повторила бабушка.

(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:

  • (43)Он будет жив и здоров! (44)Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем!

(48)В школе мы часто пишем сочинения на тему: «Кем быть?». (49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз — что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий — что отважным  космонавтом.  (50)Но  на самом  деле  я  ещё  не  выбрал профессии.

(51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52)«Но как это здорово, — думал я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53)»Он будет жив… и здоров. (54) Не волнуйтесь…»».

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург, общественный деятель. По произведениям А. Алексина сняты кинофильмы, пьесы автора ставятся во многих театрах страны и за рубежом.

  • Скачать презентацию (0.24 Мб)


  • 13 загрузок

  • 3.5 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема «Сочинение — рассуждение на лингвистическую тему»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 14 слайдов. Средняя оценка: 3.5 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 9 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    14

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему

    Слайд 1

    Презентация на тему:«Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе» учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры Щербак Елены Влад.

  • Slide2

    Слайд 2

    Задание С2.1

    Ознакомьтесь с мнением Ильи и Романа о роли орфографии в письменной речи.
    Илья: «В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии».
    Роман: «Правил орфографии очень много. Все их запомнить трудно. Можно писать с орфографическими ошибками, все равно смысл сказанного будет понятен».
    Помогите Илье доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?». Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте данный ниже текст М. Пришвина. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные принципы русской орфографии.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
    Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Илье, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ильи. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

  • Slide3

    Слайд 3

    Читаем текст

    Дедушкин валенок
    (1) Хорошо помню — дед Михей в своих валенках проходил лет десять. (2) А сколько лет в них он до меня ходил, сказать не могу. (3) Поглядит, бывало, себе на ноги и скажет:
    — (4) Валенки опять проходились, надо подшить.
    И принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьет, и опять валенки идут, как новенькие.
    Так много лет прошло, и стал я думать, что на свете все имеет конец, все умирает и только дедушкины валенки вечные.
    (7) Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах. (8) Никогда дед у нас не хворал, а тут стал жаловаться, позвал даже фельдшера.
    (9) Это у тебя от холодной воды, — сказал фельдшер, — тебе надо бросить рыбу ловить.
    (10) Я только и живу рыбой, — ответил дед, — ногу в воде мне никак нельзя не мочить.
    (11) Нельзя не мочить, — посоветовал фельдшер, — надевай, когда в воду лезешь, валенки.
    (12) Этот совет вышел деду на пользу, ломота в ногах прошла. (13) Но только потом дед избаловался, в реку стал лазить только в валенках и, конечно, тер их беспощадно о придонные камешки. (14) Сильно подались от этого валенки, и не только в подошвах, а и выше, на месте изгиба подошвы, показались трещинки.
    «Верно, это правда, — подумал я, — что всему на свете конец бывает, не могут и валенки деду служить без конца: валенкам приходит конец».
    Люди стали деду указывать на валенки:
    — (17) Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдать воронам на гнезда.

  • Slide4

    Слайд 4

    (18) Не тут-то было! (19) Дед Михей, чтобы снег в трещинки не забивался, окунул валенки в воду — и на мороз. (20) Конечно, на морозе вода в трещинках валенка замерзла, и лед заделал трещинки. (21) А дед после того валенки еще раз окунул в воду, и весь валенок от этого покрылся льдом. (22) Вот какие валенки после этого стали теплые и прочные…
    (23) И опять я вернулся к той мысли, что. пожалуй, дедушкиным валенкам никогда не будет конца.(24) Но вскоре весна пришла, валенки в сенцах растаяли и вдруг расползлись.
    — (25) Верно, правда. — сказал дед в сердцах, — пришла пора отдыхать в вороньих гнездах. (26) И в сердцах швырнул валенок с высокого берега в репейники…
    — (27) Почему ж валенки только воронам? — сказал я. — (28) Всякая птичка весною тащит в гнездо шерстинку, пушинку, соломинку…
    (29) Тут вскоре началась птичья пора. (30) Вниз, к реке, на репейники, полетели всякие весенние птички и, поклевывая головки репейников, обратили свое внимание на валенок. (31) Каждая птичка его заметила, и когда пришла пора вить гнезда, с утра до ночи птицы стали разбирать на клочки дедушкин валенок…
    (32) Много в моей жизни походил я по лесам и, когда приходилось найти птичье гнездышко с подстилом из войлока, думал, как маленький: (33) «Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные». (По М. Пришвину).

  • Slide5

    Слайд 5

    Задачи

    1) создать текст типа рассуждения:
    выдвинуть тезис,
    обосновать тезис и привести примеры,
    — сделать вывод, подтверждающий тезис;
    показать знание русского языка, в частности русской орфографии и ее принципов:
    найти два примера, иллюстрирующие два разных принципа русской орфографии, в тексте для чтения (текст «Дедушкин валенок» М. Пришвина) и использовать их в собственном сочинении-рассуждении;
    создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией (текст типа рассуждения).

  • Slide6

    Слайд 6

    План сочинения

    I. Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
    II. Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.
    Ш. Вывод (подтверждение тезиса).

  • Slide7

    Слайд 7

    Как сформулировать тезис?

    -словами Ильи: В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии; -собственным высказыванием;
    1) с помощью предложения: В наше время особенно остро стоит проблема орфографической грамотности. Или: Проблема орфографической грамотности является актуальной в наши дни;
    2)с использованием стилистических фигур:
     
    -именительного темы: Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что означают эти понятия’?;
    -парного соединения однородных членов: Звуки и буквы, орфоэпия и орфография. Как связаны между собой эти понятия?;
    -антитезы: Орфограмма и орфографическая ошибка — понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой;
    -умолчания: Орфографическая ошибка… Что стоит за ней?;
    -вопроса и ответа на него: Нужно ли знать правила русской орфографии? Безусловно, нужно;
    -риторического восклицания: Какая же она трудная, русская орфография;
    -с помощью пословиц и поговорок: Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором»-. В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи;
    -в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста: Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным. Одним из признаков хорошего образования является орфографическая грамотность.

  • Slide8

    Слайд 8

    КАК теоретически обосновать выдвинутый тезис? (основная часть)

    1. Отобрать необходимые для раскрытия темы термины-понятия и раскрыть их содержание.
    Орфография (от греч. orthos«правильный» и grapho«пишу») — 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний.
    Орфограмма — правильное написание на месте затруднения.
    Орфографическая ошибка — нарушение орфографической нормы.
    Принципы русской орфографии — теоретические положения, определяющие выбор одного написания там, где есть орфограммы, т.е. там, где возможны два или более разных написания.
    Фонетический принцип — требование соответствия звука и буквы.
    Морфологический принцип — требование графического единообразия морфем в слабой и сильной позициях.
    Традиционный принцип — требование написания в соответствии с этимологией (происхождением) и традицией (историей) слова.

  • Slide9

    Слайд 9

    2. Ответить на вопросы.
    Для чего нужна орфография? (Орфография обеспечивает процесс письменного общения людей, устанавливая нормы правописания и единые правила использования русской графики.)
    Какие принципы лежат в основе русской орфографии? (Морфологический, фонетический, традиционный.)
    Какие правила регулирует фонетический принцип? (Правописание приставок на -з(-с); правописание приставок раз-(рас-) — роз-(рос-); правописание и(ы) после приставок, оканчивающихся на согласный.
     
    Какие правила регулирует морфологический принцип? (Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов; правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением; правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных и др.)
    Какие правила регулирует традиционный принцип? (Правописание и после твердых шипящих ж, ш; написание окончания -ого прилагательного ед.ч. Р.п. и др.)

  • Slide10

    Слайд 10

    3. Найти в тексте для чтения примеры (в скобках указать номера предложений) написаний, основанные на
    фонетическом принципе (правописание приставок на -з/-с): избаловался (13), беспощадно (13); правописание приставки рас-: растаяли (24), расползлись (24);
    морфологическом принципе (правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением): проходил (1), (в) ногах (7), воронам (17); правописание звонких согласных в корнях на конце слов: дед (1);
    традиционном принципе (правописание и после твердых шипящих ж, ш): подшить (4), живу (10), служить (15), пушинку (28); написание окончания -ого прилагательного ед.ч. Р.п.: (с) высокого (26).

  • Slide11

    Слайд 11

    4. Отобрать языковые средства связи частей текста: тезиса и доказательств; доказательств и примеров друг с другом: доказательств и вывода.
    Связь тезиса и доказательств оформляется с помощью определенных языковых средств: глаголов 1-го лица мн. числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим и др.); союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы и др.); вводных слов (например, следовательно и др.); синтаксических конст-рукций (это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…: отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что… и др.).
    Можно использовать предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, примеров: Я согласен с Ильей. Во-первых, …; во- вторых, …; в-третьих
    Частотно употребление сложноподчиненных предложений с придаточными причины: Я разделяю точку зрения Ильи, потому что…
    Уместно использовать вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с Ильей! Конечно, нет.

  • Slide12

    Слайд 12

    Заключение

    Вывод- подтверждение выдвинутого тезиса. Связь доказательств и вывода чаще всего оформляется с помощью вводных слов: таким образом, итак; синтаксических конструкций: в заключение сделаем вывод, подытожим все вышесказанное; в итоге мы пришли к выводу и т.д.

  • Slide13

    Слайд 13

    напишем сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна орфография?».

    С 2.1.Нужно ли знать правила русской орфографии? Безусловно, нужно. Правила русской орфографии помогают нам общаться в письменной форме, правильно понимать сказанное (написанное).
    Так, дед Михей, герой рассказа М. Пришвина. говорит: «Валенки опять проходились, надо подшить» (4). На первый взгляд кажется, что в слове проходились допущена орфографическая ошибка: следует писать прохудились. Ведь валенки стали худыми. На основе морфологического принципа русской орфографии должно сохраняться единообразное написание корней в однокоренных словах: прохудились — худой — худенький.
    На самом деле орфографической ошибки в данном примере нет. Дед Михей не хочет сказать, что его валенки стали худыми. Он называет причину, почему их надо подшить: в валенках много ходили. Проверочное слово к глаголу проходились — ходит.
    Может показаться ошибкой и написание и после всегда твердого согласного ш в слове подшить (4). Однако и здесь нет ошибки. На основе традиционного принципа русской орфографии действует правило правописания и после твердых согласных ж, ш.
    Таким образом, принципы русской орфографии устанавливают единые для всех правила правописания, знание которых необходимо каждому человеку. (155 сл.)

  • Slide14

    Слайд 14

    С 2.1 «В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии», — считает Илья. Прав ли он? Что случится, если люди будут писать, не соблюдая правил? Ответ простой: мы перестанем понимать друг друга.
    Орфография обеспечивает процесс письменного общения людей, устанавливая нормы правописания и единые правила использования русской графики. Основой для орфографических правил выступают принципы русской орфографии: фонетический, морфологический, традиционный.
    Фонетический принцип регулирует правописание приставок на -з(-с), например: избаловался (13), беспощадно (13). Морфологический принцип устанавливает единообразное написание морфем, в частности правописание безударных гласных в корнях, проверяемых ударением: проходил (1), воронам (17). Традиционный принцип разрешает написание в соответствии с традицией (историей) слова, например написание и после твердых шипящих ж, ш: подшить (4), живу (10).
    Знание принципов орфографии необходимо для успешного усвоения орфографических правил, развития орфографической грамотности. Я полностью согласна с Ильей, что в письменной речи без орфографических правил обойтись нельзя. (128 сл.)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Самой сложной частью экзаменационной работы по русскому языку является творческое задание ОГЭ. Оно выполняется на основе печатного текста. С 2015 года в спецификации и КИМах ОГЭ по русскому языку в третьей части работы появились три альтернативных задания:

  • задание 15.1 — сочинение на лингвистическую тему;
  • задание 15.2 — сочинение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера);
  • задание 15.3 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).

Это дало выпускникам возможность выбора одного из трёх вариантов. Какой конкретный вид задания выбрать и как правильно его выполнять? Ведь каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом и требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.

Для успешного написания одного из  сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать  все задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.

Итак, рассмотрим, как работать с творческой формой 15.1.

Как писать сочинение на лингвистическую тему? Используем тот алгоритм, который нацелен на 15.1.

  1. Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.

Часто бывает так, что  в одних случаях языковые явления упомянуты, а в других случаях они подразумеваются или подбираются самим учеником. Казалось бы, подбирай любую языковую  единицу и пиши, что хочешь. А ребята вообще не знают, о чем писать, потому что они не могут определить, а какую брать: морфемы, значение и т.д. Поэтому, естественно, проще бывает с теми высказываниями, где языковые единицы хотя бы упомянуты.

  1. Перечитайте текст и найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера). Чтобы не потерять, чтобы увидеть: вот они, мы с ними работаем.
  2. В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
  3. Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте.

Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь от девятиклассников потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера предложений. Обращаем внимание ребят на то, что такое «роль языковой единицы»? Объясняем так: «Зачем эта единица в тексте нужна? Что она дает для понимания смысла?»

И вот, что интересно!  Всё-таки есть высказывания, которые на смысл выйти нам не позволяют. И  есть те, где понятно: как идти, куда идти, куда двигаться. Т.е. опять же смотрим, если ребенок написал: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор выражает противопоставление…». Роль раскрыл? Нет! Указанные антонимы и вне текста  всегда выражают противопоставление. Другое дело, когда ребенок пишет: «С помощью антонимов «черный» и «белый» автор противопоставляет белые ночи Ленинграда черным дням блокады». Мы понимаем, что автор сочинения демонстрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать.

Дальше показываем композицию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1).

  1. Вступление: размышление над  смыслом цитаты.
  2. Первый пример языкового явления и его роль в тексте.
  3. Второй пример языкового явления и его роль в тексте.
  4. Вывод.

Таким образом, сочинение состоит из четырех абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.

Облегчат написание сочинения клише (типовые конструкции), так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.1

Типовые конструкции для вступления

Типовые конструкции для основной части (аргументации)

Типовые конструкции для заключения

1.Автор пишет о…

2.В высказывании…говорится о…

3.Как отмечает…

4. Бесспорно мнение автора о том, что…

5. Я полностью согласен с…

6. Не могу не согласиться с …

7. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

8.Попробуем доказать эту мысль примерами из текста

1.Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

2.Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

3.Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения…

4.Пример можно найти в предложении № …

5.Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

6.Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

7.Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

1.Таким образом, итак, в заключение, как видим…

2.Итак, можно увидеть, что…

3.Нам удалось доказать, что…

4.В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

5.Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Помните! В любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные шаблонные фразы.

Во  избежание повторов при написании сочинения необходимо использовать синонимы:

  • автор цитаты – лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, писатель;
  • автор говорит – утверждает, считает, пишет, рассуждает;
  • высказывание – цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова;
  • оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо,  бесспорно.

Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему

  1. Часто сочинения лишены смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
  2. Отсутствует комментарий.
  3. Анализируя языковые средства, учащиеся  приводят рассуждения на бытовом уровне, что, конечно, не может считаться полноценным анализом какого-либо лингвистического явления.
  4. Путаница в терминологии. Это показатель несформированности знаний о системе языка.
  5. Нет ответа на вопрос: зачем же автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приёмы, какую цель он преследовал, следовательно, сочинение приобретает формальный оттенок.

Творческие задания.

Хотелось бы, чтобы разговор о тексте, о творческой работе не начинался в первый раз в 9 классе. К  нему  необходимо идти  медленно, постепенно. Для этого можно использовать систему заданий для учащихся.

Задание 1. Прочитайте приведённые высказывания. Передайте их смысл своими словами.

1. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».(Ф.И. Буслаев, лингвист)
________________________________________

И здесь мы работаем с лингвистическими высказываниями и, соответственно,  предлагаем понять: правильно или неправильно справились.

И следующее задание:

Задание 2. Прочитайте высказывания  лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант.

«У каждой части речи свои достоинства» (А.М.Пешковский, лингвист)

Лингвист А.М. Пешковский говорит о том, что каждая единица языка имеет свои достоинства: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное – признак, глагол – действие, подлежащее и сказуемое образуют основу предложения. Таким образом, каждая часть речи для чего-то нужна.

Здесь есть типичная для ученика ошибка: он путает части речи и члены предложения. О частях речи нужно говорить.

Еще один момент. Подсказки, которые мы можем предложить.  Всегда хочется сначала показать, в каком русле работать.

Предположим, задание 3. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Слово способно не только назвать предмет, признак или действие, но и передать оценку говорящим называемого».

Аргументируя свой ответ, приведите  примеры из прочитанного текста.

Вы можете воспользоваться приведённой подсказкой или написать своё сочинение.

Подсказка:  Приведённое высказывание я понимаю так:  ___________________________________

Прекрасным подтверждением данной мысли является текст Н. Попова. Например, уже в первом предложении употреблены имена существительные «зима», «весна», «лето», «осень», которые_________________________________
____________________

Однако задача автора не просто назвать времена года, но и показать уникальность каждого из них, что достигается с помощью________________________________________

Таким образом, __________________________________

Используемая литература.

  1. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки.
  2. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ОГЭ.

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

Автор: Татьяна Моржева

  • Сочинение рассуждение на тему лингвистическую тему зачем человеку нужен язык
  • Сочинение рассуждение на тему лингвистическую тему 8 класс по русскому языку
  • Сочинение рассуждение на тему легко ли быть молодым короткое
  • Сочинение рассуждение на тему листопад
  • Сочинение рассуждение на тему лес степь река основные стихии природы русской равнины