Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
должна быть, увы, кровать.
Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.
Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.
Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
натуры.
Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
подвижники идеи.
Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
трусишка-то и дернет в первую очередь. (По В.А.Солоухину)*
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
автор осмысляет историю России XX-го века.
Домашнее задание
Абажур,
абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
академия, акваланг, акварель, аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень
Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.
Совет № 1: изучи темы
В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.
Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.
Совет № 2: подбери литературу
Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут. Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу. Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.
Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема». Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика. Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.
Совет № 3: сделай конспекты
Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!
Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.
Совет № 4: продумай структуру
Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение. В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем. Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.
Совет № 5: поищи факты
Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.
Совет № 6: почитай другие сочинения
Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.
Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными. Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала. И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.
Готовься к ЕГЭ 2022 с АдукаромПрисоединяйся к нашему сообществу во Вконтакте! Там мы делимся полезными шпаргалками и хрустим мемами. И конечно, помогаем сдать ЕГЭ на 80+ баллов.Подписаться
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) â пÑо менÑ
РмиÑе ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑоÑÑное колиÑеÑÑво книг и Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑÑ Ñа, ÑÑо оказала огÑомное влиÑние на вÑе наÑе воÑпÑиÑÑие жизни. Ð¢Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑÑ Ð´ÐµÑÑÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³, но они не заÑÑавÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð´ÑмаÑÑ Ñак, как одна единÑÑвеннаÑ. ÐонеÑно Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾-Ñо ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ деÑÑÑÑ, и две, но как пÑавило, ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ ÑилÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ñегда одна. ÐÑли книга Ñмогла оказаÑÑ Ð½Ð° Ð½Ð°Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²Ð»Ð¸Ñние, нам ÑовеÑÑенно неважно кÑо авÑоÑ, когда и где она бÑла напиÑана, пÑи ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑÐ²Ð°Ñ . Ðам лиÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ Ñо, пÑавилÑно ли Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ñли еÑ, бÑдем ли Ð¼Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑÑе Ñ ÑÑими знаниÑми и пÑавилÑно ли вÑÑ Ñо, ÑÑо в ней напиÑано.
Так, напÑимеÑ, благодаÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐлекÑандÑа СÑепановиÑа ÐÑин «ÐелÑÐ½Ð°Ñ Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ð°Â» Ñ ÑÑала ÑазмÑÑлÑÑÑ Ð¾ Ñвоей жизни намного глÑбже. СÑавниваÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñм геÑоем, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого бÑла непÑоÑÑÐ°Ñ ÑиÑÑаÑиÑ. Ðв, главнÑй геÑой, беднÑй Ñеловек, коÑоÑого Ð¾Ð´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð½Ð° ÑлиÑе замеÑÐ°ÐµÑ Ð¡ÑилÑÑон и пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ ÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ игÑÑÑкой. С ÑÑого Ð´Ð½Ñ Ðв обÑзан каждÑй веÑÐµÑ Ð·Ð°Ð¶Ð¸Ð³Ð°ÑÑ Ð·ÐµÐ»ÐµÐ½ÑÑ Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ñ, в доме напÑоÑив Ñого, где Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð¡ÑилÑÑон. ÐÑполнÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑÑÑво Ðв вмеÑÑе Ñ ÑÑим наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑиÑаÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸ пÑо ÑеловеÑеÑкий оÑганизм, заÑÑÐ³Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑдивиÑелÑнÑй Ð¼Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÑинÑ. У него поÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð³Ñомное желание ÑÑаÑÑ Ð²ÑаÑом и он ÑÑо делаеÑ, в Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº СÑилÑÑон ÑазоÑÑеÑÑÑ. ÐÑо и еÑÑÑ Ñа ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ Ð¼ÑÑлÑ, к коÑоÑой Ñ Ð¿ÑиÑла во вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑениÑ. ÐÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, ÑÑо вÑÑ Ð² наÑÐ¸Ñ ÑÑÐºÐ°Ñ . Ðожно ÑодиÑÑÑÑ Ð¸ бÑÑÑ ÐºÐµÐ¼ Ñгодно, но как ÑолÑко Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¿Ð¾ÑвлÑеÑÑÑ ÑÐµÐ»Ñ Ð¸Ð»Ð¸ меÑÑа â Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ добиваÑÑÑÑ ÐµÑ, даже еÑли ÑÑо кажеÑÑÑ ÑложнÑм.
ÐмиÑÑий СеÑÐ³ÐµÐµÐ²Ð¸Ñ ÐÐ¸Ñ Ð°Ñев Ñак же заÑÑонÑл ÑÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð² Ñвоем пеÑвом пиÑÑме «ÐолÑÑое в малом» из пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«ÐиÑÑма о добÑом и пÑекÑаÑном». ÐвÑÐ¾Ñ Ð´Ð°Ð» понÑÑÑ, ÑÑо доÑÑиÑÑ Ñели Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно каждÑй, еÑли бÑÐ´ÐµÑ ÑабоÑаÑÑ. Ðо мало пÑоÑÑо ÑабоÑаÑÑ, надо наÑÑиÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð±Ð¸Ð²Ð°ÑÑÑÑ Ñвоей Ñели Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾Ðµ пÑоÑвлÑлоÑÑ Ð² малом. РвежливоÑÑи, ÑеÑÑноÑÑи, довеÑии. СÑÑемиÑÑÑÑ Ðº Ñели нÑжно ÑеÑиÑелÑно, ÑабоÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð´ Ñобой, Ñогда вÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ и пÑоÑÑо.
Таким обÑазом, Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо Ñамое болÑÑое влиÑние на Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñказали книги о ÑелÑÑ Ð¸ Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÑÑижениÑÑ . Я понÑла, ÑÑо каждÑй Ñеловек, коÑоÑÑй Ñ Ð¾ÑÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑиÑÑ Ð²ÑÑÐ¾Ñ Ð² жизни â должен ÑÑавиÑÑ Ñели и ÑледоваÑÑ Ð¸Ð¼. Ркогда ÑÑановиÑÑÑ Ñложно, нÑжно лиÑÑ Ð²ÑпомниÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑим в иÑоге и двигаÑÑÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑÑе.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐÑениÑ!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении вÑполниÑÑ ÑÑебование по колиÑеÑÑÐ²Ñ Ñлов, напиÑаÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑное ÑаÑÑÑждение на даннÑÑ ÑемÑ, пÑивлеÑÑ Ð² каÑеÑÑве аÑгÑменÑов пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑдожеÑÑвенной и пÑблиÑиÑÑиÑеÑкой лиÑеÑаÑÑÑÑ. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑеÑевÑе оÑибки, гÑамоÑноÑÑÑ.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
ÐомпозиÑÐ¸Ñ ÑабоÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑÑÑÑ ÑаÑÑнÑÑ ÑÑÑÑкÑÑÑÑ: вÑÑÑпление — оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ — заклÑÑение. Ð ÑабоÑе еÑÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкие оÑибки, но они не ÑвлÑÑÑÑÑ Ð³ÑÑбÑми, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаеÑе заÑÑÑ.
ÐÑибки
РмиÑе ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑоÑÑное колиÑеÑÑво книг и Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑÑ Ñа, ÑÑо оказала огÑомное влиÑние на вÑе наÑе воÑпÑиÑÑие жизни.
ÐÑÑлÑ, коÑоÑÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑÐ·Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ. СÑаÑайÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑиÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð±Ñений. «Ð¡Ð¼ÑгÑиÑе» каÑегоÑиÑноÑÑÑ Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ Ð²Ð²Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ конÑÑÑÑкÑией: … на мой взглÑд, Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из нах, навеÑное, Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из нах
РмиÑе ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑоÑÑное колиÑеÑÑво книг и Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑÑ Ñа, ÑÑо оказала огÑомное влиÑние на вÑе наÑе воÑпÑиÑÑие жизни. Ð¢Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑÑ Ð´ÐµÑÑÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³, но они не заÑÑавÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð´ÑмаÑÑ Ñак, как одна единÑÑвеннаÑ. ÐонеÑно Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾-Ñо ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ деÑÑÑÑ, и две, но как пÑавило, ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ ÑилÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ñегда одна. ÐÑли книга Ñмогла оказаÑÑ Ð½Ð° Ð½Ð°Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²Ð»Ð¸Ñние, нам ÑовеÑÑенно неважно кÑо авÑоÑ, когда и где она бÑла напиÑана, пÑи ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑÐ²Ð°Ñ . Ðам лиÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ Ñо, пÑавилÑно ли Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ñли еÑ, бÑдем ли Ð¼Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑÑе Ñ ÑÑими знаниÑми и пÑавилÑно ли вÑÑ Ñо, ÑÑо в ней напиÑано.
«Ð§ÐµÑ аÑда» Ñ Ñказанием лиÑа. ÐÑ Ð¿Ð¸ÑеÑе Ñо Ð¾Ñ 2 лиÑа, Ñо Ð¾Ñ 1.
Ðожно ÑодиÑÑÑÑ Ð¸ бÑÑÑ ÐºÐµÐ¼ Ñгодно, но как ÑолÑко Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¿Ð¾ÑвлÑеÑÑÑ ÑÐµÐ»Ñ Ð¸Ð»Ð¸ меÑÑа â Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ добиваÑÑÑÑ ÐµÑ, даже еÑли ÑÑо кажеÑÑÑ ÑложнÑм.
ÐелогиÑнÑй микÑовÑвод. ЧÑо ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑивопоÑÑавлÑеÑÑÑ?
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
Ð ÑабоÑе допÑÑено много ÑеÑевÑÑ Ð¾Ñибок и неÑоÑноÑÑей в вÑÑажении мÑÑли, но Ñак как оÑибки не заÑÑÑднÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑмÑÑла ÑоÑинени, вÑÑÑавлÑеÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑ.
ÐÑибки
РмиÑе ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑоÑÑное колиÑеÑÑво книг и Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑÑ Ñа, ÑÑо оказала огÑомное влиÑние на вÑе наÑе воÑпÑиÑÑие жизни.
ÐÑли книга Ñмогла оказаÑÑ Ð½Ð° Ð½Ð°Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²Ð»Ð¸Ñние, нам ÑовеÑÑенно неважно кÑо авÑоÑ, когда и где она бÑла напиÑана, пÑи ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑÐ²Ð°Ñ .
Ðе ÑвлекайÑеÑÑ Ð¼ÐµÑÑоимениÑми. ÐеÑÑоимение «Ð²ÑÑ» лиÑнее. Ðе надо Ñак обобÑаÑÑ.
ÐеÑÑоимение «Ñвоѻ лиÑнее.
РмиÑе ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑоÑÑное колиÑеÑÑво книг и Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑÑ Ñа, ÑÑо оказала огÑомное влиÑние на вÑе наÑе воÑпÑиÑÑие жизни. Ð¢Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑÑ Ð´ÐµÑÑÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³, но они не заÑÑавÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð´ÑмаÑÑ Ñак, как одна единÑÑвеннаÑ. ÐонеÑно Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾-Ñо ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ деÑÑÑÑ, и две, но как пÑавило, ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ ÑилÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ñегда одна. ÐÑли книга Ñмогла оказаÑÑ Ð½Ð° Ð½Ð°Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²Ð»Ð¸Ñние, нам ÑовеÑÑенно неважно кÑо авÑоÑ, когда и где она бÑла напиÑана, пÑи ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑÐ²Ð°Ñ . Ðам лиÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ Ñо, пÑавилÑно ли Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ñли еÑ, бÑдем ли Ð¼Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑÑе Ñ ÑÑими знаниÑми и пÑавилÑно ли вÑÑ Ñо, ÑÑо в ней напиÑано.
СÑаÑайÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑипнÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÑÑкÑий, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑÑо обеднÑÐµÑ ÑеÑÑ.
Так, напÑимеÑ, благодаÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐлекÑандÑа СÑепановиÑа ÐÑин «ÐелÑÐ½Ð°Ñ Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ð°Â» Ñ ÑÑала ÑазмÑÑлÑÑÑ Ð¾ Ñвоей жизни намного глÑбже.
ÐаÑÑÑена лекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑоÑеÑаемоÑÑÑ. ÐелÑÐ·Ñ ÑазмÑÑлÑÑÑ Ð³Ð»Ñбже, можно болÑÑе.
СÑавниваÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñм геÑоем, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого бÑла непÑоÑÑÐ°Ñ ÑиÑÑаÑиÑ. Ðв, главнÑй геÑой, беднÑй Ñеловек, коÑоÑого Ð¾Ð´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð½Ð° ÑлиÑе замеÑÐ°ÐµÑ Ð¡ÑилÑÑон и пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ ÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ игÑÑÑкой.
ÐовÑоÑÑ.
ÐÑполнÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑÑÑво Ðв вмеÑÑе Ñ ÑÑим наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑиÑаÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸ пÑо ÑеловеÑеÑкий оÑганизм, заÑÑÐ³Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑдивиÑелÑнÑй Ð¼Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÑинÑ.
Ðа мой взглÑд, нÑжно бÑло закавÑÑиÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð» «Ð·Ð°ÑÑгиваѻ, либо можно бÑло ÑпоÑÑебиÑÑ Ð´ÑÑгое ÑоÑеÑание — погÑÑжаÑÑÑ Ð² Ð¼Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÑинÑ.
СÑÑемиÑÑÑÑ Ðº Ñели нÑжно ÑеÑиÑелÑно, ÑабоÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð´ Ñобой, Ñогда вÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ и пÑоÑÑо.
ÐаÑÑÑена лекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑоÑеÑаемоÑÑÑ. ÐелÑÐ·Ñ ÑеÑиÑелÑно ÑÑÑемиÑÑÑÑ Ðº Ñели.
ÐозможнÑе ваÑианÑÑ: СÑÑемиÑÑÑÑ Ðº Ñели нÑжно обÑзаÑелÑно…
ÐÑжно бÑÑÑ ÑеÑиÑелÑнÑм, Ð¸Ð´Ñ Ðº Ñвоей Ñели… и Ñ.д.
Таким обÑазом, Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо Ñамое болÑÑое влиÑние на Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñказали книги о ÑелÑÑ Ð¸ Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÑÑижениÑÑ .
УпоÑÑеблено Ñлово в неÑвойÑÑвенном ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð½Ð°Ñении. ÐавеÑное, ÑÑо опеÑаÑка. ÐлиÑние ÐÐÐÐÐÐÐ.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 10
ÐÑибки
ÐÑÑогÑаÑÐ¸Ñ — 1
ÐмиÑÑий СеÑÐ³ÐµÐµÐ²Ð¸Ñ ÐиÑ
аÑев Ñак же заÑÑонÑл ÑÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð² Ñвоем пеÑвом пиÑÑме «ÐолÑÑое в малом» из пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«ÐиÑÑма о добÑом и пÑекÑаÑном».
Также в данном ÑлÑÑае — ÑоÑз, близкий по знаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑоÑÐ·Ñ Ð.
ÐÑнкÑÑаÑÐ¸Ñ — 7
РмиÑе ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑоÑÑное колиÑеÑÑво книг ÐÐТ и Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑÑ Ñа, ÑÑо оказала огÑомное влиÑние на вÑе наÑе воÑпÑиÑÑие жизни.
Сложное пÑедложение.
ÐонеÑно ÐÐТ Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾-Ñо ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ деÑÑÑÑ, и две, но ÐÐТ как пÑавило, ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ ÑилÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ñегда одна.
ÐÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой поÑле вводного Ñлова «ÐºÐ¾Ð½ÐµÑно». ÐÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой пеÑед вводной конÑÑÑÑкÑией «ÐºÐ°Ðº пÑавило».
С ÑÑого Ð´Ð½Ñ Ðв обÑзан каждÑй веÑÐµÑ Ð·Ð°Ð¶Ð¸Ð³Ð°ÑÑ Ð·ÐµÐ»ÐµÐ½ÑÑ Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ñ, в доме напÑоÑив Ñого, где Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð¡ÑилÑÑон.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ. РпÑедложении Ð½ÐµÑ ÑÑоÑнÑÑÑÐ¸Ñ Ñленов. ÐеÑдаÑнÑй поÑÑдок Ñлов.
ÐÑполнÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑÑÑво ÐÐТ Ðв вмеÑÑе Ñ ÑÑим наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑиÑаÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸ пÑо ÑеловеÑеÑкий оÑганизм, заÑÑÐ³Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑдивиÑелÑнÑй Ð¼Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÑинÑ.
Ðе обоÑоблен деепÑиÑаÑÑнÑй обоÑоÑ.
У него поÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð³Ñомное желание ÑÑаÑÑ Ð²ÑаÑом ÐÐТ (ТÐÐ Ð) и он ÑÑо делаеÑ, в Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº СÑилÑÑон ÑазоÑÑеÑÑÑ.
Сложное пÑедложение.
Я понÑла, ÑÑо каждÑй Ñеловек, коÑоÑÑй Ñ Ð¾ÑÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑиÑÑ Ð²ÑÑÐ¾Ñ Ð² жизни ÐÐТ â должен ÑÑавиÑÑ Ñели и ÑледоваÑÑ Ð¸Ð¼.
ÐÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой поÑле пÑидаÑоÑного опÑеделиÑелÑного. ТиÑе в данном ÑлÑÑае неÑмеÑÑно.
ÐÑаммаÑика — 2
Так, напÑимеÑ, благодаÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐлекÑандÑа СÑепановиÑа ÐÑин «ÐелÑÐ½Ð°Ñ Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ð°Â» Ñ ÑÑала ÑазмÑÑлÑÑÑ Ð¾ Ñвоей жизни намного глÑбже.
УпоÑÑеблена невеÑÐ½Ð°Ñ ÑоÑма. Ð¤Ð°Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ ÐÑин ÑклонÑеÑÑÑ, Ñак как оÑноÑиÑÑÑ Ðº мÑжÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑодÑ: ÐлекÑандÑа СÑепановиÑа ÐÑина. ÐÑли Ð±Ñ ÑÑо бÑла женÑÐºÐ°Ñ ÑамилиÑ, Ñогда Ð±Ñ Ð¼Ñ Ð½Ðµ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли ÑклонÑÑÑ.
Таким обÑазом, Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо Ñамое болÑÑое влиÑние на Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñказали книги о ÑелÑÑ Ð¸ Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÑÑижениÑÑ .
Рданном ÑлÑÑае ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾ ÑоÑме Ñлова доÑÑижениÐ. РпÑоÑивном ÑлÑÑае менÑеÑÑÑ ÑмÑÑл (как бÑдÑо Ñели имеÑÑ Ð´Ð¾ÑÑижениÑ). У Ñелей Ð½ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑижений, Ð¼Ñ Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ доÑÑиÑÑ.
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐÑениÑ, ÐаÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑеÑевÑм оÑоÑмлением, гÑамоÑноÑÑÑÑ.
УдаÑи!
Сочинение! Это слово одинаково пугает и детей, и их родителей. На самом деле такую форму работы мало кто любит из ребят! Описывать ситуации, в которые попадаем каждый день, размышлять над вопросами, придумывать истории — все это вызывает у школьников определенные трудности.
Что же делать, если сочинение заявлено как обязательное задание на экзамене в 9 и 11 классах? Да еще и промежуточная аттестация — итоговое собеседование и итоговое сочинение – предполагают умение учащихся строить развернутое высказывание. Без сомнения, учить!
Если следовать логике обучения, то к 9 классу ученики должны владеть навыками связной речи в письменной и устной форме: уметь составлять тексты описание, повествование, рассуждение. Начинаем данную работу с 5 класса. Уроки русского языка и литературы, а сейчас родного языка (русского) и родной литературы (русской) позволяют сформировать данный навык. Это не только часы, когда мы занимаемся развитием речи! На уроках русского языка этот навык следует формировать и при отработке орфографических и пунктуационных норм, когда ученики должны уметь объяснить орфограмму или пунктограмму, построив связное высказывание на лингвистическую тему. А если в процессе работы ученики работают со связным текстом, то следует не только проговорить «пропущенные буквы и знаки препинания», но и поработать над развитием коммуникативных умений учащихся. Обязательно предложите им следующую работу:
— придумайте заголовок к тексту;
— составьте план;
— перескажите текст (сжато или подробно);
— придумайте начало или продолжение истории (это задание можно предложить в качестве домашней работы);
— ответьте на вопрос по формуле: «Я думаю, что…, так как…»
— отредактируйте деформированный текст («разукрасьте текст»): добавьте, где это необходимо, прилагательные, или эпитеты, или сравнения, или причастные обороты и т.д.
Такая работа, несомненно, даст результаты! Если начинать с 5 класса, когда тексты для работы предлагаются небольшие, то ученики с радостью включаются в данную работу. Дети в этом возрасте раскрепощены, они не боятся ошибаться, придумывают яркие заголовки, иногда, конечно, нелепые и смешные! Быстро и достаточно подробно запоминают текст и легко его пересказывают. Такая работа станет для учеников не только интересной, но и любимой. Ее легко выполнять, они получают хорошие оценки! В 6 и 7 классах тексты усложняются, и в русском языке, и в литературе. Если не вести предварительную работу, а начинать сразу требовать результат, то такая работа вызовет негативные эмоции. Поэтому в 6 и 7 классах продолжаем работу и включаем тексты научного стиля. Например, в учебнике М.М.Разумовской Русский язык 6 класс есть тема «Употребление имен существительных в речи». Ознакомительный материал дан для учащихся в объёме половины страницы. Как можно поработать с этим материалом? Способ первый: прочитать и переходить к выполнению упражнений. Я думаю, торопиться не стоит! Предложенный текст насыщен словами с отвлеченным значением, например, наименование, употребление, выразительность и т.д.; и знакомыми ученикам терминами: имя существительное, слова — синонимы, слова – антонимы, переносное значение. Работа с таким текстом непростая для учеников. Предложите им озаглавить текст, составить план, подобрав для каждого пункта, где необходимо, пример. Запишите примеры на доске и попросите учеников пересказать текст, можно по абзацам, можно весь, это зависит от подготовленности класса. Сделайте данную форму работы постоянной — материал «Употребление имен прилагательных в речи», «Употребление глаголов в речи» и т д представлен на протяжении изучения всех частей речи. Такая работа обогатит словарный запас учащихся, станет первым шагом в подготовке к итоговому собеседованию.
Однако стоит отметить, что сочинение на ОГЭ имеет свои особенности (задания 9.1, 9.2, 9.3). Задание 9.1 ученики выбирают редко: они не всегда правильно понимают предложенную цитату, часто не знают точного определения понятия, поэтому в качестве примеров из текста иногда приводят вместо метафоры эпитет или вообще словосочетание в прямом значении. С этим заданием надо работать долго и целенаправленно, и все равно, на мой взгляд, оно не под силу всем учащимся.
Остановимся на задании 9.3, это сочинение выбирают большинство школьников на ОГЭ. Задание звучит так: «Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение». На мой взгляд, подготовка к этому заданию начинается с работы над монологическим ответом итогового собеседования. Я ориентирую учащихся на рассуждение, хотя, без сомнения, готовлю и к описанию фотографии, особенно слабых учащихся, и к повествовательному тексту.
Почему же рассуждение? Формула «тезис — аргумент: объяснение + пример – вывод» знакома учащимся с 5 класса. Она не позволит учащимся «сбиться с данного типа речи» в процессе рассказа, а принцип нанизывания аргументов обеспечит 10 предложений без грубых логических ошибок! Все это позволит ученику получить 3 балла за монологический ответ!
В качестве примера приведу несколько вопросов, предлагаемых ученикам на итоговом собеседовании (часть 2, задание — монологический ответ). Вопросы взяты из книги Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование/ Л.И. Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2019.
— Что такое успех?
— Какую роль играет книга в жизни человека?
— Что такое патриотизм?
— Почему между отцами и детьми возникают конфликты?
По регламенту экзамена на подготовку к ответу даётся одна минута, написать текст за это время невозможно. Чтобы не сбиться в ответе, рекомендую ученику составить схему: ТЕЗИС – заявлен в вопросе, его не надо переписывать, только ключевое слово. Далее АРГУМЕНТЫ – пишем только ключевые слова, раскрывающие тезис и наталкивающие на пример. Таких фраз надо привести минимум четыре, если каждый аргумент будет состоять из двух предложений.
Например, ответим на вопрос «Почему между отцами и детьми возникают конфликты?» — данный вопрос – тезис.
Аргументы:
- Разные интересы. (Я хочу играть в футбол, родители – чтобы я занимался только учебой)
- Разные цели (я хочу быть футболистом, родители видят меня юристом)
- Разное отношение к моде (мама предпочитает классику, я нет)
- Нас интересуют разные книги, фильмы и т д
- Родители не понимают серьезности некоторых профессий, например, блогер и т д
Итогом рассуждения может быть мысль, что необходимо прислушиваться друг к другу и идти на компромисс, так как конфликт ведет к ссоре.
Самое трудное в данной работе — ученики не всегда способны записать ключевые слова, им привычнее работать с предложениями. Но на это нет времени! И тогда ребенок начинает паниковать, теряется в ответе и «проигрывает» задание. Поэтому учащихся следует с 5 класса приучать к составлению плана, к «коротким записям», опираясь на которые они смогли бы построить высказывание.
Ориентируя учеников на составление рассуждения на итоговом собеседовании, мы создаем для них своеобразную основу написания сочинения 9.3 на ОГЭ. Посмотрим на задание 9.3 ОГЭ: (задания взяты из книги Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2020/ Л.И.Мальцева П.И.Нелин, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.)
— Что такое добро?
— Как вы понимаете значение слова патриотизм?
— Как вы понимаете значение слова забота?
— Как вы понимаете значение слова мечта?
Как видно, сочинение 9.3 ОГЭ похоже на задание монологического ответа итогового собеседования. Для сочинения 9.3 требуется два аргумента: один — из приведенного текста, другой — на основе жизненного опыта. В итоговом собеседовании количество аргументов из жизненного опыта учеников не ограничено, значит, этот навык уже отработан! Остается подобрать второй аргумент – из текста, то есть проанализировать и объяснить нужный эпизод.
Итак, мы выяснили, что принцип построения текста (тезис – аргументы — вывод) одинаковый в испытаниях, которые проходят девятиклассники! И эта знакомая ученикам работа позволяет им поверить в свои силы, не бояться сочинения, успешно справиться с итоговой аттестацией по русскому языку в 9 классе!
Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг.
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
- Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам?
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Список произведений «Преступление и Наказание – вечная тема»
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель»,
- «Война и мир» Л.Н.Толстой
- «Дубровский» А.С.Пушкин
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А. Островский «Гроза»
- Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
- И. Тургенев «Муму»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
- А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»,»Моцарт и Сальери»
Короткие произведения
- Л. Андреева «Предстояла кража»
- О. Генри «Родственные души»
- А.П. Чехова «Злоумышленник»
Преступление и наказание — вечная тема
Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
- мораль и нравственность;
- совесть;
- честь;
- ответственность;
- вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Из комментариев ФИПИ
В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»
Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна
Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.
Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.
В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.
Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.
Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/primeryi-sochineniy-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html
Обратите внимание на структуру сочинения!
1.В выбранной теме выделены ключевые слова.Далее во вступлении они расшифрованы.
2.В конце вступления есть тезис-это то,над чем человек будет рассуждать в своем сочинении и к чему вернется в выводе.
3 В аргументах –продолжение ваших размышлений с опорой на ключевые слова сочинения (в данном сочинении речь о различии ошибки и преступления)
4.Выводы –это не просто слова типа…в этих аргументах мы все доказали..
Это подведение итогов и ответ на поставленный в теме вопрос с опорой на ваши личные размышления.
Список всех аргументов из литературы «Преступление и Наказание — вечная тема»
«Преступление» этимологически означает «преступить черту», которая является запретной. Этого невозможно сделать, если не пренебречь моральными законами и пойти в сговор с собственной совестью. Совесть, будучи голосом Творца в голове человека, никогда не утихнет, если преступник сохранил хотя бы крупицу человечности.
Убегая от совести, человек придумывает оправдания противозаконному поступку, преисполняется гордыней, снимает с себя ответственность, чтобы снова и снова вершить новые преступления. Но если от совести не удается убежать, то появляется единственная надежда искупить содеянное. Это – раскаяние, на что и пошел Родион Раскольников, главный героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Есть ли оправдание преступлению?
Родион Раскольников, бедный студент, совершил преступление, находясь в тяжелой жизненной ситуации. Никто, кроме грешницы поневоле Сони Мармеладовой, не готов оправдать его. Только несчастная Соня видит в студенте заблудшую душу, такую же, как она сама, а потому Родион получает сочувствие девушки.
Мирное время – это не война, когда преступления оправдываются, ведь законы перестают действовать. Родион Раскольников живет в мирное время и горе ему, если он не сумел приспособиться к жизни в общих для всех условиях.
Каждый преступник – плохой человек?
Можно ли назвать Родиона Раскольникова, обыкновенного студента, плохим человеком? Он – один из многих, нищих и неспособных прокормить себя, а потому решающих пойти на отчаянный шаг. Родион отличается от них лишь тем, что нашел себе оправдание в виде высшей цели, к которой он стремится.
Был ли Раскольником плохим человеком или просто заблудшим, как думает Соня? А может, он был просто слишком самоуверенным и даже оторванным от реальности? Это гораздо ближе к сути. Так что же произошло в голове этого человека, чтобы решиться на убийство?
Крайняя нужда заставила простого студента пойти на преступление. Он решает убить старуху-процентщицу, чтобы хоть немного решить финансовые проблемы. В качестве оружия он выбирает топор. В миг убийства его обнаруживает сестра потерпевшей, и Родион убивает ее тоже.
Страшное орудие подчеркивает не столько хладнокровие преступника, сколько его отчаяние, страх и нужду. Ведь у студента нет денег на оружие, и он выбирает топор, что делает его преступление еще более ужасающим, в первую очередь – для него самого. Ведь Родион – совсем не плохой человек, в обычном смысле этого слова. Он – не обманщик, не мошенник, не плут, не вор. Так что же сделало из него убийцу?
«Идти по головам» на примере Раскольникова
«Цель оправдывает средства», «идти по головам» – в языке много конструкций, которые означают достижение результата любыми способами. Можно сказать, что герой Достоевского идет к своей цели, не видя препятствий, но это – то, что лежит на поверхности. На самом деле Раскольников прекрасно видит, на что он идет и что совершает, но вступает в сделку с самим собой, доказывая, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Эта теория заглушает голос совести, опьяняя его в минуты слабости и страшной нужды.
Родион не идет по головам, он не стремится к цели, он – испытывает себя, свою совесть, силу которой изначально недооценивает.
Теория о сверхчеловеке
Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.
Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.
Но Родион под словом «эго» подразумевает совесть, а ее ему преодолеть точно не удалось. Наоборот – она стала его величайшим наказанием.
Какова цена человеческой жизни?
Жизнь человека принадлежит богу, а значит, только он распоряжается ею. Родион, будучи под властью навязчивой идеи, разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», за что и поплатился. Он считал, что существует определенная когорта гениев, которым позволено все, ведь они пришли в мир для созидания, и все остальных, являющихся в его понимании расходным материалом, которого не жалко.
Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.
Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.
«Кто я – тварь дрожащая, или право имею?»
Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.
Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.
Реальность оказалась настолько далека от иллюзий, что чуть не убила несчастного героя. Лишь искреннее раскаяние стало его путеводной звездой, а спасти душу помогла простая человеческая любовь, которой его наградила такая же несчастная, как и он, девушка.
Нравственность и преступление
Нарушение нравственных норм часто влечет за собой наказание, как административное или уголовное преступление. Нормы законы тесно связаны с моралью, что ясно видно на примере героев романа. Здесь каждый преступает черту, при этом стремясь доказать законность своего поступка, ведь иначе никак…
Свидригайлов, литературный «двойник» Раскольникова не мучается от угрызений совести, найдя оправдание всему злу, что нанес другим. Мармеладов переступает через жизнь родных. Его жена переступает через Бога. А его дочь Соня переступает через себя. Все они, как и Родион, простые люди, оправдывающие слабости и пеняющие на судьбу.
Но все-таки, сквозь каждую строку романа сквозит мысль, что остаться человеком можно в любой ситуации, даже самой трудной, но для этого нужна твердость характера, которой нет у «обыкновенных» людей.
Муки совести
Совесть – индикатор нравственности человека. Совесть – самый строгий инквизитор, ведь посылает человеку нестерпимые муки, справиться с которыми по силам не каждому. Родион Раскольников в полной мере столкнулся с муками совести, противиться которым он не смог, будучи, в первую очередь, нравственным человеком, хотя и отрицал это. Только приняв решение о чистосердечном признании, герой чувствует освобождение. Тяжелый камень, лежащий у него на душе, наконец, свалился, и теперь любые физические страдания не кажутся пугающими. Что бы ни пришлось пройти герою – он навсегда запомнит, как невыносимы муки совести, и эти терзания ни за что не согласиться испытать вновь.
Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.
Вывод
Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.
Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/argumentyi-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html