Сочинение рассуждение на тему кто в песне является настоящим героем и почему

Чудо это событие, которое ты не можешь объяснить ничем, это то, что тебя удивило, поразило, заставило удивляться. ведь в
  • Чудо – это событие, которое ты не можешь объяснить ничем, это то, что тебя удивило, поразило, заставило удивляться. Ведь в мире много необъяснимых вещей. Нам просто порой не хватает знаний, чтобы объяснить многие явления в жизни, в природе. Мы не знаем многих физических законов, по которым происходят те или иные явления, поэтому часто называем их чудесами.
    Верить в чудеса призывают нас все мировые религии. Эта вера с одной стороны заставляет людей пребывать в страхе перед высшими силами, а с другой – помогает им верить в спасение и помощь от сверхъестественных явлений.
    В реальной жизни с людьми тоже случаются чудеса. А многих из чудес мы просто не считаем чудом. Например, зарождение новой жизни, возникновение любви, дружбы, привязанности. Или книги, читая которые вы испытываете те же чувства, которые испытывают их персонажи. Если хочется увидеть чудеса – идите в цирк. Вот уж где они происходят ежеминутно: фокусники вытаскивают из шляпы живых кроликов, исчезают и появляются распиленные пополам женщины, завязанная тугим узлом веревка развязывается одним прикосновением руки.
    Что же можно назвать настоящим чудом? Думаю, то, чего до сих пор не могут объяснить ученые. Это появление неопознанных летающих объектов, тайны Бермудского треугольника, египетских пирамид, поведение животных, жизнь растений.
    Место чудесам есть всегда, мы им никогда не перестанем удивляться и видеть в них нечто необыкновенное.

  • Удо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.
    Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.
    Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые «парализуют» умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
    В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.
    Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

  • Внутренний мир человека – это переживания, чувства, интересы, надежды и устремления. Это то, во что человек верит, и то, что он знает об окружающем мире и о себе самом. Страсти и страхи, радости и печали – все это относится к внутреннему миру.Чудо – это что-то необыкновенное, прекрасное, приятное. Мы ждем чудес и верим в чудо.
    Никто не может до конца понять и прочувствовать внутренний мир другого человека. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?». Высказать чувства словами порой почти невозможно. Их удается передать только косвенно, иносказательно. Мы ценим друзей детства, потому что часть нашего с ними жизненного опыта получена вместе, бок о бок. Поэтому есть надежда, что они смогут понять нас лучше, чем кто-то другой. Достаточно вместе припомнить какой-то памятный случай, вызвавший яркие эмоции, как эти же эмоции захлестывают обоих. И хотя они все равно будут немного разными, все же не приходится долго вводить собеседника в курс дела, что сильно облегчает общение.К внутреннему миру человека относится и такое понятие, как воля. Она вступает в действие, когда нам нужно принимать какие-то решения, планировать свои дела и выполнять их. А чтобы довести начатое дело до конца, нужна сила воли. Чем лучше человек понимает, к чему он стремится, тем более сильная у него воля, тем свободнее и ответственнее он принимает решения. Конечно, это свойство воли ярче всего проявляется в трудных ситуациях. Например, нужно принять решение, куда пойти учиться. Если человек сам не задумается, к чему же он на самом деле стремится, каким специалистом он хочет себя видеть, то есть большая вероятность, что решение за него примет какой-то другой, не до конца понимающий его человек. Это может обернуться трагедией, поломанной судьбой или, как минимум, потерянным временем.Поэтому необходимо помнить о прошлом и обязательно планировать будущее, понимая, что ты – часть человечества и твоя судьба будет влиять на всех людей, на будущее в целом.

  • Многие люди ждут чего-то особенного в своей жизни. Они ждут чуда. А что именно мы считаем чудом? Почему люди не видят вокруг себя такие чудеса жизни, как любовь, дружба, семья? Почему всё человеческое благополучие стало восприниматься, как должное, как естественное? Мы не видим, что жизнь – это дивное, радостное чудо, которое подарил нам Бог, сотворив нас. Сотворяя весь мир, животных, людей Бог поверил в нас и подарил нам такие чудеса, как взаимопонимание, самые родные нам люди и самые тёплые чувства. Так давайте поговорим сегодня о чуде, о мире, который нас окружает.
    Что такое чудо? Существует много разных определений на эту тему. Каждый представляет чудо по-своему. Одно из определений, которое я нашла, гласит, что чудо – это знак Божий человеку. Другое, что чудо – это Рождество, волшебное время, атмосфера праздника и счастливые лица детей. В словаре Даля написано, что чудо – это всякое явленье, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны; Христос являл чудеса, исцелял чудесами. Диво, необычная вещь или явленье, случай, нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное. Я считаю, что это и есть проблема людей – чудо для них что-то недостижимое, несбыточное. Люди ждут от жизни слишком многого. А ведь стоит всего лишь осмотреться вокруг себя и постараться увидеть чудо в каждом живом существе, в каждой капельке росы, в каждой молекуле кислорода.
    Различие между чудом и естественным событием заключается лишь в повторяемости. Восход солнца часто повторяемое событие, которым люди не любуются с большим интересом, потому что это естественно. А теперь представьте, что солнце взошло бы один раз в вашей жизни. Вероятно, все устремились бы посмотреть на это событие и назвали бы его чудесным. А возникновение радуги на небе? Оно вызывает намного больше интереса у людей, именно потому, что происходит реже, чем восход солнца. Рэй Бредбери написал рассказ «Нескончаемый дождь» . На той планете, о которой шла речь в этом рассказе, вечно лил дождь, не прекращая ни на секунду. Только один из членов команды дошёл до солнечного купола, который построили на этой планете, чтобы люди отдыхали от вечного дождя. Из этого рассказа я поняла, что, только лишившись чего-то, мы понимаем, что это было дорого для нас и было для нас чудом, к которому мы привыкли. А ещё я поняла, что никогда нельзя сдаваться…
    Я могу предложить один из способов решения проблемы того, что люди не видят чуда в обычном. Живите с детским взглядом на жизнь. Ведь ребёнок видит всё в первый раз! Для него всё новое является чудом. Снег, дождь, мохнатый котёнок или качели в парке. Он смотрит на всё наивными глазами, полными удивления и желания всё познать, потрогать, почувствовать на себе. Не стремитесь, стать взрослым, постарайтесь вспомнить ощущения, когда вы увидели что-либо в первый раз. Я думаю, что это поможет увидеть многочисленные чудеса вокруг себя.

  • Часть 3
    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
    Задание 15.2
    Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек».
    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование
    Композиция сочинения
    1. Толкование высказывания.
    2. Первый пример из текста.
    3. Второй пример из текста.
    4. Вывод
    Вступление. Моё понимание высказывания.
    Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А.И. Куприна.
    Первый пример из текста.
    Для Мерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям.
    Второй пример из текста.
    Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.
    Вывод.
    Итак, А.И. Куприн показывает, что добро может творить настоящие чудеса, изменить к лучшему жизнь окружающих нас людей.
    Литература
    Нарушевич А.Г., Готовимся к ОГЭ по русскому языку с пособиями издательства «Просвещение».

  • Чудо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.
    Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.
    Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые “парализуют” умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
    В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.
    Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

  • Сочинение на тему : Что такое чудо
    пожалуйста помогите

    Ответы:

    удо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.
    Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.
    Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые «парализуют» умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
    В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.
    Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

  • Одним из главных действующих лиц одноименного произведения М.Ю. Лермонтова является купец Степан Калашников.
    Степан честный и справедливый человек. Он занимается купеческим делом. Голос у него ласковый, товары качественные. Он любит свою молодую жену и маленьких детишек.
    Когда он возвращается домой и не находит жены дома, он начинает волноваться за нее. Когда жена возвращается растрепанная и в порванной одежде, Степан не бьет ее, а расспрашивает о том, что случилось. Он узнает об обидчике своей жены и семьи. Степан понимает, что его жена и семья опорочены. Смыть такой позор можно только кровью. Поэтому Степан решается вызвать на бой царского опричника. Но действует он обдуманно. Перед тем, как идти на кулачные бои, он зовет на беседу своих братьев, чтобы дать им распоряжения на случай своей смерти.
    Степан смело бьется с Кирибеевичем и убивает его одним ударом. Степан понимает, что за это его ждет смерть. Он не боится умереть, он смело разговаривает с царем. Степан просит напоследок царя, не оставлять его семью. Помочь жене, детям и братьям. Степан не страшится смерти. Он лишь просит жену не говорить о причинах его смерти детям.
    Степан очень смелый и честный человек. Он показал всем людям, что надо бороться за честь своей семьи, неважно какой пост занимает тот, кто опозорил семью.

  • Придя вечером домой, купец не находит своей жены. Атмосфера в доме напряженная и тяжелая. Степан Парамонович понял, что произошло нечто плохое. Вскоре прибегает его заплаканная и растрепанная супруга. Ее на улице поймал опричник Кирибеевич, стал целовать и уговаривать, чтобы она стала его. Такого оскорбления купец стерпеть не может.
    Конечно, оскорбленный муж должен был пойти к царю и пожаловаться на обидчика. Но этот путь кажется герою еще более унизительным. А он показан удалым и гордым молодцом. Тогда Калашников решает, что у него нет другого выбора, как отстоять честь жены в кулачном бою, пусть даже это будет стоить жизни ему самому.
    Он просит братьев поддержать его, они покорно соглашаются, ведь старший брат для них – как отец. Купец показывает себя настоящим мужчиной, хотя я считаю, что кровопролития можно было избежать.
    Кулачные бои – это старая русская забава, молодые бойцы мерялись силой на потеху зевакам и самому царю. В тот день государь лично объявляет о начале боя, но против его любимого опричника Кирибеевича никто выходить не хочет, зная о его небывалой силе и удали. Только один отыскался желающий, и это был Калашников.
    Степан Парамонович называет себя и Кирибеевич смущается. Калашников на полном серьезе говорит о том, что по одному из них станут петь панихиду. Хотя кулачный бой совсем не предполагает драки до смерти. Когда начинается бой, купец пропускает один удар, а потом наносит свой. Этот удар становится смертельным. Степан знает, что за это ему полагается смерть, но даже перед лицом смерти он не теряет достоинства, а с честью принимает ее.
    На мой взгляд, это очень печальная история. Она говорит о том, что честь для мужчины превыше всего.

  • Купец Степан Парамонович Калашников – главный герой “Песни про купца Калашникова”. С первых строк произведения подчеркивается, что это сильный и смелый человек, “удалой”. Калашников – положительный герой “Песни”. Проникнуться симпатией к нему помогает даже описание внешности купца – он молод, красив, статен.
    Степан Парамонович, как мне кажется, хороший купец – он умеет продавать товар: “Речью ласковой гостей он заманивает…”. И дела у героя идут совсем неплохо: “Злато, серебро пересчитывает”. Есть у Калашникова и семья – красавица-жена и дети.
    Я думаю, герой очень любит Алену Дмитриевну. Он грозится, в случае измены жены, запереть ее на замок, чтоб она “свету божьего не видела”. Но это лишь оттого, что для Калашникова очень важна его собственная честь и доброе имя его семьи: “Мое имя честное не порочила…”
    Именно поэтому, когда Алена Дмитриевна рассказала мужу о бесчестном поступке Киребеевича, купец не раздумывал ни минуты. Он не мог допустить, чтобы оскорбляли его родную жену, а значит, его самого и всю его семью.
    Калашников вызывает любимого опричника царя на смертный бой на глазах “всего честного народа”. Это своеобразная дуэль должна, в любом случае, защитить его семью, независимо от того, останется купец жив или погибнет.

  • Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?
    За прилавкою сидит молодой купец,
    Статный молодец Степан Парамонович.
    Купец Степан Парамонович – один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.
    Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою…» и идет домой к молодой жене и детям.
    Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».
    А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.
    По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников – созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».
    Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.
    Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ – образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».
    Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного…»
    Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.
    Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.
    И подумал Степан Парамонович:
    Чему быть суждено, то и сбудется;
    Постою за правду до последнева!
    А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.
    Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».
    Образ купца Степана Парамоновича — это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:
    Пройдет стар человек – перекрестится,
    Пройдет молодец – приосанится,
    Пройдет девица – пригорюнится,
    А пройдут гусляры – споют песенку.

  • Героическое начало в поэме связано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось соз­дать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Правда, Калашников в отличие от богатырей не выступа­ет в качестве защитника родной земли, однако и он умеет по­стоять за правду «до последнева». Сознание личного и соци­ального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к’царю — таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопостав­лен как человек, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, еще не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обли­чающие слова Калашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню» картина «безымянной могилки», вызы­вающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдох­новляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почивше­го «за святую правду-Матушку», народное значение.
    Автор «Песни» бросил вызов правящим кругам своего времени, дерзнув воспеть в манере народной песни удалого купца Калашникова, выступившего в защиту своего личного и социального достоинства против царского любимца и самого царя. В призыве гусляров: «Каждому правдой и честью воз­дайте!» — слышится голос народа, имеющего право судить всех, не исключая и носителя верховной власти.
    В центре «Песни» — вопрос о чести и бесчестии, ключе­вой вопрос лермонтовских произведений. Носитель чести в «Песне…» — московский купец Калашников, человек незави­симого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
    А зовут меня Степан Калашников, А я родился от честного отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного.
    Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до по- следнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, се­мьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание «бусурман- скому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников наделен высоким моральным сознанием, чувством собственно­го достоинства. А ведь он мог, услышав о «славной семье» Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жены возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья. Ка­лашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав ца­рю, что убил Кирибеевича «вольной волею», то есть без особо­го повода, предпочел плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенно­сти, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алене Дмитриев­не, но вольный купец не признает вмешательства в свою внут­реннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Ка­лашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнен и погребен не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трех дорог. Но, несмотря на позор­ную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по себе добрую память:
    Пройдет стар человек — перекрестится,
    Пройдет девица — пригорюнится.
    А пройдут гусляры — споют песенку.
    Суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем и «оклеветанный молвой», становится на­родным героем.
    Вопросы по докладу:
    1)      С каким героем связано в поэме М.Ю. Лермонтова ге­роическое начало?
    2)             Каким представлен купец Калашников в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, моло­дого опричника и удалого купца Калашникова»?

  • Смотрите также по произведению “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
    Идейно-художественное своеобразие произведения “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова М.Ю.
    Краткое содержание “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова М.Ю.
    Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова М.Ю.
    «Есть души, лозунг которых — все или ничего…» (Образ купца Калашникова в поэме “Песня… про купца Калашникова” Лермонтова М.Ю.)
    Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.
    Краткое содержание поэмы “Демон: восточная повесть” Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
    Идейно-художественное своеобразие поэмы “Мцыри” Лермонтова М.Ю.
    «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский
    Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени»)
    Тема судьбы в произведениях русской литературы XIX века (по лирике и прозе М.Ю. Лермонтова)

  • «Песня про купца Калашникова» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания «Бородино». Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом.
    Во времена Лермонтова начинают складываться славянофильские теории, которые утверждали, что определяющими чертами русского национального характера являются покорность судьбе, власти, религиозность, верность заветам старины. Этой реакционной трактовке в поэме «Песня про купца Калашникова» противостоит декабристское утверждение активного характера русского человека, идущего на борьбу за свою честь, за правду. Таков Степан Парамонович Калашников. Он отстаивает свое человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника – царского любимца. «Правдой-матушкой» заклинает он своих братьев выйти на поединок с опричником, если он сам погибнет в бою. Он выступает в «Песне…» как защитник народной правды, против произвола царских приспешников, против произвола деспотии. В этом отношении особенно важна одна деталь: Кирибеевич, выходя на поединок, только «царю, в пояс, молча, кланяется».
    Степан Калашников же – истинный христианин: «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», «а родился я от честнова отца и жил я по закону Господнему», Степан Парамонович венчался в церкви, его жена ходила в церковь; «а за что, про что – не скажу тебе, скажу только Богу единому». Божий суд для Калашникова – самый важный.
    Степан гордый, с чувством собственного достоинства: «Я убил его волей вольною, а за что, про что – не скажу тебе…»; говорит, что Киребеевич нечестен: «Вышел я на страшный бой, на последний бой!»
    Калашников заботится о семье, он защитник и крепкий семьянин: «Прикажи меня казнить – и на плаху несть мне головушку повинную; не оставь лишь малых детушек, не оставь молодую вдову да двух братьев моих своей милостью…». Купец думает о родных, а не о себе. Степан Парамоновиче не побоялся идти на бой, чтобы защитить честь жены; когда пришел из лавки, спросил про жену Алену Дмитриевну и детей.
    Калашников смелый, сильный: пошел на бой, хотя и не боец, в отличие от Киребеевича; не боится разговаривать с царем: говорит с ним на равных, не заискивает.
    Мужество, стойкость, благородство Калашникова делают его положительным образом лермонтовской поэзии.
    В Степане Парамоновиче Калашникове сочетаются лучшие качества русского народа. Все помнят Степана, несмотря на то, что его могила не на кладбище, безымянная. Под каким бы гнетом ни был русский народ, он всегда сохраняет свои лучшие традиции.
    Висссарион Григорьевич Белинский, который был покорен гениальным проникновением Лермонтова в строй народной поэзии, горячностью чувств, роскошью красок, богатством содержания, сказал, что поэма «подтверждает кровное родство духа» поэта с «духом народным» и свидетельствует о «великости его таланта».
    Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
    Сильный, страстный и неукротимый Кирибеевич; мужественный и гордый купец Калашников; верная и любящая Алена Дмитриевна. «Песня» написана в традициях народной поэзии. Лермонтов не пародирует фольклор, его произведение почти соткано из народных традиций, дышит и вдохновлено ими.
    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.
    Атмосфера пира воссоздана автором почти с документальной точностью. Подозрительный и грозный царь всюду ищет крамолу да измену, а веселясь, хочет видеть только радостные и счастливые лица вокруг. Почему же кручинится верный слуга Кирибеевич? Влюблен? Так это поправимое дело. Надо только шаль дорогую, да кольцо поднести понравившейся девушке, она сразу же кинется на шею слуге царскому. Да вот только Кирибеевич не сказал царю, что приглянулась ему замужняя женщина!
    Не будь Кирибеевич царев слуга, разве посмел бы он оскорбить замужнюю, да не крепостную, а купеческого рода! Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством «своему войску». Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Я же вижу главную причину в молодости и безрассудности опричника. Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствием своего поступка.
    Алена Дмитриевна не побоялась рассказать все мужу, прося у него помощи:
    Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охульникам в поругание!
    Удалой купец Калашников выходит на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь и достоинство семьи. Сознание правоты дела, за которое он вышел биться, придает силы Степану. Кирибеевич же еще до начала боя проиграл. Он кругом виноват перед купцом, и это чувство вины мешает лихому бойцу.
    «А зовут меня Степаном Калашниковым…»
    И, услышав то, Кирибеевич
    Побледнел в лице, как осенний снег;
    Бойки очи его затуманились,
    Между сильных плеч пробежал мороз,
    На раскрытых устах слово замерло…
    Не закоренел еще Кирибеевич в злодействе, еще стыд способен испытывать перед честными и открытыми людьми, поэтому и гибнет, что не прав и виноват перед Калашниковым. Царь же, оправдывая прозвище «грозный», отблагодарил Степана Парамоновича.
    И казнили Степана Калашникова
    Смертью лютою, позорною;
    И головушка бесталанная
    Во крови на плаху покатилася.
    В «Песне меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. Я люблю перечитывать ее, поражаюсь гениальности Лермонтова, его литературному чутью.

  • Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович — замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
    * Опозорил семью нашу честную
    * Злой опричник царский Кирибеевич;
    * А такой обиды не стерпеть душе
    * Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». Рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон Господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    * Я убил его вольной волею,
    * А за что, про что — не скажу тебе,
    * Скажу только Богу единому.
    * Душевное величие, истинная человечность
    * слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    * Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

  • Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Проблематика романа «Герой нашего времени». Перед Вами два варианта, каждый раскрывает тему. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения!

    Вариант 1

    (491 слово) Роман «Герой нашего времени» был написан в 1839 году. Писатель создавал свое поистине известное произведение, находясь под впечатлением от поездки на Кавказ — край вольнолюбия и место для диссидентов. Видимо, поэтому Лермонтов взбунтовался даже против классических законов литературы и отказался от привычных хронологических правил в расположении повестей. Однако читатель знает, что цель такой композиции обусловлена стремлением писателя показать главного героя Печорина с разных сторон и в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, новаторская композиция позволяет затронуть многие важные проблемы, которые раскрываются в разных жизненных обстоятельствах.

    Основная проблема произведения Лермонтова «Герой нашего времени» состоит в раскрытии трагедии Печорина как личности. Главный герой, получивший светское воспитание и богатое наследство, пытается обогатить свою жизнь призванием, однако попытки эти длятся недолго. Печорин оказывается равнодушным ко всему. Он ощущает в себе внутреннюю силу и энергию, но он не знает, куда ее применить. В итоге он отдаёт всего себя любовным интригам, случайным приключениям и психологическим экспериментам над людьми и делает вокруг себя несчастными. Безусловно, Печорин умен и образован, мог бы много достичь, однако герой внутренне опустошен, а потому критики назвали его «лишним человеком». 

    Не менее интересна проблема предопределения. Своим поведением, с одной стороны, Печорин показывает, что свобода человека ничем не ограничена и подчинена только его воле. Так, по своему желанию герой вырывает из окружения Бэллу, экспериментирует над Мери, провоцирует Грушницкого. В то же время Печорин признаёт существование судьбы и ее силу, ведь видит «печать смерти» на лице Вулича в главе «Фаталист».

    Также в своем произведении Михаил Юрьевич поставил проблему счастья. Вся жизнь Печорина представляет собой поиск разгадки простого человеческого счастья. Любовь, к которой так стремился главный герой, оказывается для него непостижимой силой. Она не принесла герою духовной гармонии, так как он любил лишь для собственного наслаждения. Герой просто впитывал чувства людей, ничего не отдавая взамен. Анализируя его способность к дружбе, читатель приходит к выводу, что Печорин осознаёт, что и на нее не способен. «Из двух друзей всегда один раб другого», — такую мысль пронес Печорин сквозь свой жизненный путь. Однако рабом быть Печорин не умеет, а управление другими он считает утомительным трудом. В своей душе персонаж ощущает лишь усталость. 

    Также в образе Печорина раскрывается проблема эгоизма. Печорин является типичным страдающим эгоистом. Он причисляет себя к тем, кто скитается по земле без каких-либо убеждений и принципов. Герой не понимает, зачем родился и ради чего живет. Здесь прослеживается поднятая писателем проблема смысла жизни и предназначения. Печорин постоянно чувствует свою нравственную ущербность. Герой находится в постоянном конфликте не только с обществом, но и с самим собой. Он сделался «нравственным калекой», — такого наказание Печорина. Можно назвать его настоящим романтическим героем. Особенно это заметно в главе «Бэла», ведь она построена по законам романтизма. Здесь главный герой противопоставлен окружающему миру. Григорий ищет неземной любви, но сталкивается с суровой реальностью, где он не может нести ответственность за того, кого приручил.

    Таким образом, в романе «Герой нашего времени» автор затронул множество актуальных проблем, которые очень интересны читателю даже сегодня, когда есть много доступной современной литературы. Лермонтову удалось передать весь драматизм внутренней жизни героя, которая так увлекает публику.

    Вариант 2

    (478 слов) «Герой нашего времени» — это уникальное произведение со множеством особенностей. В романе Михаила Юрьевича Лермонтова соединились черты романтизма и реализма. Это первый реалистический психологический роман в прозе, опубликованный в России. Оно состоит из пяти глав, совершенно самобытных и являющихся отдельными произведениями, объединенными лишь образом главного героя. И, конечно, столь же оригинальной является проблематика книги.

    Основной проблемой произведения «Герой нашего времени» является жизнь лишнего человека. Писатель изучает его отношения с миром, людьми и самим собой. Данная проблема широко раскрывается в образе Печорина. Это молодой офицер и богатый дворянин с прекрасным образованием и воспитанием. Он много знает, много умеет, много мог бы сделать. Но по натуре он является типичным эгоистом, которого не заботит общественное и государственное благо. Поэтому Печорин так  и не смог найти главной цели в своей жизни и своего предназначения. В личной жизни он также неудовлетворен и не реализован. Он разочаровывается в людях и сомневается в существовании настоящей дружбы. Однако, несмотря на это, нельзя утверждать, что у героя и вовсе не было целей. Ведь одна из его целей — изучение природы и возможностей человека. Но даже в этом амплуа герой проявляет свое равнодушие к людям и их судьбам. Безразличие, навеянное эгоизмом, становится еще одной проблемой романа.

    В романе раскрывается и проблема свободы. Герой все время пытался исследовать природу человека и его воли. Григорий активен, свободен, но так ли он независим от судьбы? Каково соотношение рока и воли человеческой в нашем мире? Проблема судьбы и степени человеческой свободы ярко поставлена в главе «Фаталист». Эта часть представляет собой итог всех исканий героя. Уникальность главы «Фаталист» состоит в том, что в ней представлено несколько эпизодов, которые то подтверждают, то отрицают существование судьбы. Печорин, кажется, склонен к мистической концепции предопределения, ведь ясно различил «печать смерти» на челе Вулича.

    Не менее интересна проблема справедливости. Григорий, с одной стороны, является чутким и справедливым человеком. Ему претит откровенная безнравственность, поэтому он, например, находит в себе силы прямо признаться Мери в том, что он ее обманул. Благодаря своему уму и наблюдательности, Печорин разоблачает Грушницкого, ведь его злит подлость этого человека. Чтобы докопаться до его сущности, Печорин ставит героя в трагическую ситуацию. И в этом эпизоде Григорий переход грань между поисками справедливости и откровенной жестокостью. Он убивает юнкера только за то, что тот попытался подложить незаряженный пистолет и не признался в этом. В этой ситуации от Печорина отворачивается даже его родственная душа — Вернер. Сложная этическая дилемма, в которой оказался герой, ставит неразрешимые вопросы и перед читателем. Имел ли право Григорий убивать своего обидчика? Гуманизм все-таки подсказывает, что нет.

    Печорин является противоречивым героем. Вызывают возмущение и недоумение его цинизм и эгоизм. В то же время, восхищают его ум и сила характера. Потрясенный смертью Бэлы, герой сумел увидеть свои недостатки и осудить себя.

    Таким образом, произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает актуальные во все времена проблемы. Отличительной чертой знаменитого романа писателя является использованный им прием психологизма. С помощью него читатель знакомится с внутренним состоянием и переживаниями героев произведения.

    Автор: Виктория Комарова

    (843 слова) Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» стал одним из выдающихся произведений мировой литературы, потому что русский писатель затронул очень важные и актуальные темы. Так, листая страницы данного произведения, читатель может осмыслить нравственные проблемы, а также историко-философские вопросы. Основной можно назвать проблему смысла жизни отдельной личности и ее значение в истории человеческой цивилизации. В своем произведении Лев Николаевич показывает, как главные герои пытаются найти свой смысл жизни и свое предназначение. Рассмотрим подробнее, как в романе-эпопее «Война и мир» писатель раскрывает эту проблему.

    Демонстрируя нравственные поиски персонажей романа, автор ищет ответ на вопрос, как правильно нужно определять приоритеты в жизни, используя силы в необходимом направлении. Для этого Лев Толстой показал современное ему общество и разделил его представителей на два лагеря. Первую группу людей составляют те, кто все время пребывает в поиске смысла жизни. Их не устраивают общепринятые правила, они постоянно стремятся к развитию и совершенству. Вторая же группа людей состоит из тех, кто спокойно плывёт по течению жизни и довольствуется плодами своей безнравственности и деградации.

    В образах Андрея и Марьи Болконской, Николая и Наташи Ростовых, а также Пьера Безухова писатель воплотил самые благородные черты дворянского общества. Худшие качества читатель видит в образах Бориса Друбецкого, Курагиных, полковника Берга и других представителей светской среды. Вторая группа персонажей свой смысл жизни видит в накоплении богатства, которого можно достичь с помощью удачного брака, выгодного служебного положения или выигрыша в карты, ведь представители высшего общества ничего, кроме долгов, не производят и денег не зарабатывают. Безусловно, они умеют рассуждать о политике, патриотизме, нравственности, однако на самом деле их не интересуют данные понятия. Их круг интересов ограничивается карьерным ростом, личным благополучием и накоплением состояния. Например, Василия Курагина уважают многие в светской среде, однако все его мысли заняты заботами о выгоде для себя. Так, герой думает, как бы определить «дурака» Ипполита в Вену, а бесчувственную Элен удачно выдать замуж? Чтобы увеличить свое состояние, Курагин способен «продать» собственную дочь и похитить завещание Пьера Безухова. Он готов на любую подлость ради осуществления своих целей. Весьма не удивительно, что данная черта передалась и детям. Так, хитрая Элен продаёт свою красоту, а Ипполит и Анатоль за чужой счет ведут роскошный образ жизни. Таким образом, выдающийся писатель в своём произведении показывает, насколько эгоистичными и невежественными являются представители «благородного» сословия. Все их мысли и высказывания являются фальшивыми. Такие люди в самые тяжёлые для страны минуты показывают лишь свою трусость. Для них нет ничего святого. Почему? Потому что свой смысл жизни они ограничивают примитивным паразитизмом. 

    Совсем по-другому относятся к жизни герои произведения, которым автор симпатизирует. Так, например, Наташа Ростова сразу же привлекла к себе внимание читателей благодаря своей искренности. Наташа Ростова является одной из любимых героинь Льва Толстого. В ее образе автор воплотил самые лучшие качества: доброту, милосердие, отзывчивость, заботливость, способность искренне любить. Данная героиня смогла сохранить свою душу чистой и любящей. Наташа Ростова понимает чужую боль и старается только хорошие поступки. Смыслом ее бытия является семья. В финале она посвятила себя мужу и детям, создавая их благополучие и счастье.

    Таким же добродушным является и Пьер Безухов. Этот герой был вынужден преодолеть немало испытаний, чтобы понять свой смысл жизни. Автор уважает Безухова за то, что он сумел, несмотря на свой робкий характер, победить страх и научиться управлять судьбой. Пьер Безухов не боится перемен в жизни, он не боится совершенных им ошибок. Ведь все поступки герой совершает от чистого сердца и доброй души. В переломные для страны мгновения персонаж показывает себя настоящим героем. Почему? Потому что смысл жизни Пьера — это благополучие и процветание России. Начиная со своей семьи, своих крестьян, он преображает страну. В финале его деятельность становится шире: он вступает в тайное общество, которое готовит реформы для всего государства.

    Несколько отличается путь к истине у Андрея Болконского. В начале произведения Андрей Болконский недоволен светскими нормами поведения, но имеет такой же стимул к жизни — славу и признание других. Андрей живет не для себя, не для близких, а для истории. Преследуя свои тщеславные стремления, главный герой рвётся на войну. Участие в военных действиях заставляет персонажа посмотреть на мир иначе. Болконский, сближаясь с простыми людьми, вдруг осознаёт, насколько никчемны его мечты. По ходу повествования он пробует себя и в политике, и в любви, и в управлении имением. Смысл бытия он обрел в любви ко всему тому, что его окружает. За это он и отдал свою жизнь.

    Не менее прекрасным является образ Марьи Болконской. Девушка искренне верит в Бога. Именно с этой верой героиня идёт по жизни, она ей помогает  справляться со всеми трудностями. Ее смысл бытия заключается в нравственном самосовершенствовании и заботе о семье. Героиня даже ведет отчет, превращая воспитание детей в полноценную работу на пользу обществу.

    В образе Николая Ростова автор воплотил щедрого, сильного, гордого и благородного мужчину, который честно выполняет свой долг по отношению к семье и Родине. Его смысл жизни заключается в обеспечении семьи (он хочет оставить детям большое наследство, чтобы им не пришлось также сложно, как ему) и в защите Родины (в случае необходимости Ростов готов бороться с любыми опасностями, угрожающими России).

    В своем произведении «Война и мир» Лев Николаевич Толстой затронул очень важную проблему смысла жизни и человеческого предназначения. Автор хотел донести до читателя простую истину: очень важно найти свой истинный смысл жизни и познать самого себя. 

    Автор: Виктория Комарова

    Подготовка к сочинению – рассуждению по цитате
     (9.2) из текста
    современной писательницы и
    поэтессы
    И.Селивёрстовой:
    «Мама
    отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком »

    Конспект
    2 уроков русского языка в 9 классе

    Цель
    урока: 
    продолжить знакомство
    с типом речи рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях
    рассуждения,
    сформировать у школьников
    навыки написания сочинения —  рассуждения на материале публицистического
    текста.

    Задачи урока:

    образовательные:

    ·        
    формировать умение вдумываться
    в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения,

    ·        
    формировать
    умение     подчинять    
    своё     сочинение определённой (основной) мысли,

    ·        
     умение  
    собирать   и   систематизировать материал для сочинения;

    развивающие:       

    ·        
    развивать речевую культуру
    учеников,

    ·        
     развивать память учащихся и
    умение аргументировать,

    ·        
    развивать умение строить
    сочинение в определённой композиционной форме;

    воспитательные:
     

    ·        
    воспитывать интерес к предмету,

    ·        
    содействовать развитию умения учащихся общаться
    между собой,

    ·        
    помочь учащимся осознать ценность совместной
    деятельности,

    Тип урока: урок
    обучающего сочинения.

    Форма
    организации познавательной деятельности: 
    коллективная,
    групповая, в парах, самостоятельная.

    Методические приемы:

    лингвистическая работа с текстом,
    словарная работа.

    Оборудование   урока:

     текст
    для работы
     из
    ОБЗ,
    толковый словарь Ожегова, схемы, памятки.

    Ход урока

    I. Организационный
    момент. 

    1) Сообщение цели, задач урока.

    II. Введение
    в тему, формирование мотивации.

    Актуализация опорных
    знаний. Повторение основных элементов сочинения-рассуждения.

    Вопросы для
    беседы:

    1.      Что такое тема?

    2.      Что называется идеей текста?

    3.      Как сформулировать тезис в рассуждении?

    4.      Как построить рассуждение?

    Сколько частей содержит
    сочинение – рассуждение?

    1. Вступление (зачин)
    – сообщаются предварительные сведения

    о предмете
    рассуждения.

    2. Основная часть:

    а) формулирование
    основного текста;

    б) приведение
    аргументов как последовательность доказательства тезиса.

    3. Заключение-вывод.

            Слово учителя:  по-прежнему в
    экзаменационной работе осталась лингвистическая тема, к ней присоединились тема
    сочинения по тексту и сочинение на этическую тему с привлечением аргументации
    из прочитанного текста и жизненного опыта. Это прообраз сочинения ЕГЭ по
    русскому языку.

    ·        
    Давайте
    вспомним, что нам известно о сочинении-рассуждении. Чем характеризуется данный
    тип текста?

    (определенная структура, композиция, тезис,
    аргументированность)

        Прежде чем создать собственный текст рассуждение  предлагаю 
    сначала проанализировать текст аналогичной структуры  «Все мамы разные» Инны
    Селивёрстовой.  Именно на основе этого текста вам предстоит написать
    сочинение-рассуждение.                         

    ( Приложение 1)

    III. Знакомство
    с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности. 

    ·        
    К
    какому типу речи можно отнести данный текст?

    ·        
    Какова
    тема текста?

    ·        
    Найдите
    тезис, который выдвигает автор. Подчеркните его одной чертой.

    ·        
    Приведите
    аргументы, подтверждающие авторскую мысль. Подчеркните их пунктиром.

    ·        
    Найдите
    вывод и объясните, как вы его понимаете.

    ·        
    Какие
    особенности стиля вы заметили? (сочетание книжной лексики, разговорных
    элементов, приметы публицистики, подразумевается диалог с читателем)

    ·        
    Какие
    средств выразительности используются для передачи авторской идеи?

    IV. Групповая
    работа – тезисы.

    Первый этап работы над
    сочинением – анализ темы и формулирование тезиса.

    ·        
    Как Вы понимаете смысл высказывания из текста?

    Чтобы
    это сделать, прочитайте высказывание еще раз и ответьте себе на вопросы:

    — что
    это значит?


    другими словами это что?

    — что
    на самом деле произошло/происходило?

    — в
    чем причина описанного?

    — что
    испытывает герой и почему?

    Вопрос
    к каждому высказыванию должен быть свой, ведь все зависит от его содержания, но
    смысл вопроса должен быть примерно такой. Можно просто перефразировать данный
    отрывок синонимичными словами.

    Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

    Лучше всего разделить сочинение на 4
    абзаца: 
    1. Вступление, тезис.
    2. Аргумент
    — пример 1 + комментарий.
    3. Аргумент — пример 2 + комментарий.
    4. 
    Вывод
    (по тезису).

    Работа по структуре сочинения (в парах)

    1.     
    ТЕЗИС — утверждение. Спорное суждение.
    Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: На мой взгляд, написать
    сочинение-рассуждение 9.2 очень легко
     — это тезис, который,
    безусловно, требует доказательства.

    В тезисе заключается тема рассуждения.

    При переходе к доказательствам могут
    использоваться выражения: 

    Докажем это,..

     Это можно доказать так…

     В этом можно легко убедиться..

     Это объясняется следующим..

    И вот почему …и др.,

    а также вопросительными
    предложениями со словами почему, для чего и др
    .     (Приложение
    2)

    2.      АРГУМЕНТЫ
    — ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

    ·     
    Какие виды доказательств можно использовать в
    сочинении? (дедуктивные: от тезиса к доказательствам;

    индуктивные: от примера к тексту;

    косвенные: доказательства
    от противного, через опровержение истинности противоположного тезиса;

    прямые: ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств).

    В
    доказательстве 
    необходимо использовать   всегда
    два аргумента, последовательно соединяемых друг с другом. Каждый из них
    приводится из текста. Находите предложения или группы предложений, которые
    подтверждают, что произошло именно то или что герой чувствует именно то, о чем
    Вы написали в первом абзаце, и указываете их номер.

    3.     
    КОММЕНТАРИЙ —  пояснение довода,
    аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части
    любого сочинения-рассуждения. После указания номера Вы должны ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ
    (кратко передать содержание выбранного предложения). (Почему Вы выбрали
    именно это предложение? Что в нем говорится? Как это
    подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?)

    В доказательстве аргументы
    обязательно должны соединяться 

    — вводными словами, наречиями (например,
    таким образом, поэтому),

    — союзами (поскольку, так как,
    ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем,
    если),

    — речевыми оборотами (из этого
    следует, что…; отсюда заключаем, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет
    предположить, что…; получается, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…;
    доказательством служит…).

    При переходе к
    аргументу-примеру используются

    — вводные слова (например, таким
    образом, поэтому)

    — союзы (так как, потому что,
    благодаря тому что, поскольку)

    — речевые обороты (причина состоит
    в следующем…; укажем на причины…; это объясняется тем, что…; объяснение
    заключается в том, что…; это зависит от…; это связано с тем, что…; это
    обусловлено…; является следствием того, что…)  

    (Приложение 3)

    Следует иметь в виду,
    что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных
    слов, только по смыслу.

    4.     
       ВЫВОД по
    тезису, умозаключение  может состоять из нескольких предложений. Он должен
    соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Вывод может быть связан с
    доказательством посредством:

    — вводных слов, наречий (по-моему,
    на мой взгляд, по моему мнению, по моему убеждению, как мне кажется, скорее
    всего, видимо, поэтому, потому, отсюда, таким образом),

    — союзов (поскольку; так как; так
    что; если; хотя; несмотря на то, что),

    — речевых оборотов (я полагаю,
    что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том,
    что…; это можно объяснить тем, что…; все зависит от того, что…; это позволяет
    предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне
    близка мысль о том, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…; я могу с
    уверенностью сказать (утверждать), что…; мне хочется сделать вывод о том,
    что…).

    V. Работа над сочинением.

    Чтение исходного текста и задания к
    нему: Объясните, как Вы понимаете смысл   
    финала
    текста: «Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком »

    Обращаю внимание учеников на то, что тезис формулируется как простое
    двусоставное предложение
    , в котором подлежащее  называет тему, а
    сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться
    . Рекомендую
    запомнить: сформировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!

    Обращаю внимание учащихся на то, что в своём сочинении они могут
    использовать материал изложения!

    1 схема
    сочинения:

    1 абзац

           
    Это вступление. Тут закладывается та мысль, которую надо доказывать, а
    доказывать нужно Ваше понимание данного высказывания. Не высказывание, а
    Ваше понимание.
    Само высказывание в 1 абзац не переписывать.
    Начинать сразу с  понимания:

            
    Смысл данного высказывания я понимаю так:  … Автор утверждает,
    что …  Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.

    2 абзац

          
    Это первый аргумент. Ищем такое предложение в тексте, которое докажет,
    что понимание верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет
    отвечать на такие вопросы:

    ·        
    почему Вы выбрали именно это предложение?

    ·        
    что в нем говорится?

    ·        
    как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?

     Получается: 
    В предложениях  … приводится неоспоримое доказательство того, что …

    3 абзац

         Это
    второй аргумент. Рассуждаем точно так же, как в предыдущем абзаце.  

    4 абзац

           
    Вывод. Мы доказали, что поняли высказывание из текста верно. Сообщим об
    этом. Можно на этом и остановиться.

          Таким
    образом, данное в задание высказывание было интерпретировано верно.

            
    А можно продолжить, дополнив предыдущее высказывание пояснением о том,
    что именно Вы поняли. Получается:

            
    Таким образом, на основе приведенных доказательств можно сделать вывод о
    том, что высказывание мною трактовано верно. Разумеется,  …

    Внимание!

         Цитирование или
    ссылка на номер предложения является аргументом, когда есть объяснение,
    комментарий ситуации и его подтверждение примерами из текста.

         
    Отмечаю, что фраза «с этим трудно не согласиться» весьма
    хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.

    2 схема
    сочинения:

    Алгоритм действий

    Результат работы с текстом

    1. Определите тему (о чём?).

    Материнская
    любовь

    2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять
    смысл текста.

    Глаголы:
    поддержит, выручит, вздохнет, простит, ограждает, будет переживать,
    порадуется.

    Имена
    существительные: сердце матери, совет, тепло, руки матери.

    3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте
    основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.

       
    Сердце матери способно простить всё своему ребенку. Руки мамы берут на себя
    все удары жизни и ограждают нас от невзгод и позволяют быть счастливым.

    4. Подумайте, как можно начать своё сочинение.

    Варианты
    вступлений:

    1)
    С вопроса, который позволит сформулировать тезис.

    2)
    Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ
    однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему)

    3)
    Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет
    нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста,
    т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор).

    4)
    «Фраза»… Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент
    художественного произведения.

    5)
    Можно начать с какой-то интересной цитаты, в которой заключен смысл
    предложенного для доказательства тезиса.

    1) Какой смысл И.
    Селивёрстова   вкладывает в слово «мама»? Давайте найдём ответ на этот
    вопрос.

    2)  Мама… Что дает она ребенку?
    Давайте найдём ответ на данный вопрос.

    3) Передо мной текст И.
    Селивёрстовой. Автор рассуждает о роли матери в жизни каждого из нас,
    утверждая, что  сердце её бездонно и способно простить всё.  

    4)
    «
    Мама
    отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком »
    .   Так
    заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент  художественного
    произведения.   И. Селивёрстова   заставляет нас задуматься над тем, кем
    является  мама для каждого из нас.

    5)
    Прочитав текст
    И. Селивёрстовой, я
    вспомнила слова
     известного поэта Р. Гамзатова, который
    в своей поэме провозгласил: «Берегите матерей!»
    Удивительно
    точные слова перекликаются с мыслями автора предложенного нам фрагмента.

    5. Найдите в тексте предложения,
    подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами.
    Назовите номер предложения или процитируйте предложения.

    Внимание!
    Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда,
    когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером
    из текста
    .

       В тексте мы слышим
    авторское отношение к матери. Он считает, что  мамин совет нужен каждому
    ребенку (и взрослому тоже!) (4).

      Мне показалась интересной
    мысль о том, что  «сердце матери способно простить всё на свете» (7), и «мама
    бескорыстно сделает всё для своего ребенка» (26), «она отругает своего
    повзрослевшего ребенка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все
    хорошие перемены» (28).

    6.
    Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.

    Варианты
    заключений:

    1)
    В заключение можно сделать вывод: (пишем какой)…

    2)
    Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что…

    3)
    Размышляя над вопросом о том, что (допишите предложение…), мы  приходим к
    выводу: (допишите предложение, сформулировав вывод)

    1) Думаю, мы доказали, что  мама
    нужна всегда, в любом возрасте очень важна её поддержка, она «отдаст всё за
    то, чтобы ты стал настоящим человеком»

    2)
    Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу:  чтобы дети
    были счастливы, чтобы они стали настоящими людьми, мама отдаст всё.

    3)
    В заключение можно сделать вывод: чтобы мы стали настоящими людьми, мама посоветует,
    поддержит, выручит, простит, оградит от невзгод и сделает всё. Нужно дарить
    внимание и тепло матерям каждый день и час, потому что  благодарные дети –
    лучший подарок для них.

    7.
    Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.

    Следует
    обратить внимание на скрепы между всеми частями сочинения.

    8.
    Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.

    Требования
    к тексту

    Кроме
    требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду
    критериев:


    цельность текста, последовательность, связность;


    соблюдение орфографических правил;


    соответствие пунктуационным нормам;


    отсутствие речевых и грамматических ошибок;


    фактическая точность написанного текста.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    IV. Рефлексия (итог урока):

    Что на уроке для меня было позитивно?

    Что на уроке для меня было негативно?

    Что мне было интересно?

     Домашнее
    задание.

    Написать сочинение-рассуждение.

    Приложение
    1.

    (1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и
    уставшие, добрые и строгие. (2)Но до самой старости они остаются для нас всё
    теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин
    совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших
    начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и
    неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт
    украдкой слезу с грустных глаз и… простит тебя.

    (6)Ведь сердце матери бездонно. (7)Ведь сердце матери
    способно простить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия
    Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной.
    (9)Нелёгок был его путь, на скользком пороге он оступился и упал. (10)И в этот
    момент услышал, как сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» (11)Мама простила
    предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе…

    (12)А руки матери… (13)Вы задумывались когда-нибудь,
    как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны
    – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они самое первое,
    что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый  и
    удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод  и тревог.
    (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все
    неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей материнской
    рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни – руки
    нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все
    тяжести и непогоды – всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть
    счастливыми.

    (19)К
    сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и
    здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (20)Вырастаем и, уехав из
    родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к
    празднику. (21)А мама ждёт!  (22)И находит любые оправдания нашей чёрствости,
    нашей занятости, нашему невниманию.

    (23)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что
    забыли сказать много хороших слов своим мамам. (24)Чтобы этого не произошло,
    нужно дарить тепло матерям каждый день и час, ведь благодарные дети –
      лучший подарок для них.

    (25)Сколько бы мы ни говорили о маме, этого будет
    мало. (26)Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка.(27)Она будет
    переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. (28)Она
    отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и
    обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда
    маленьким родным человечком. (29)Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим
    человеком.         (По И. Селивёрстовой. Все мамы разные)

    Приложение
    2.

    Речевые
    клише к тезису:

    1)   — Действительно…

    — Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

    — В фрагменте произведения …


    Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

     —
    Текст заканчивается словами: «…».


    На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

     —
    Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте,
    заключается в том, что …


    Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…

    Автор показывает
    формирование внутреннего…


    По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая
    заключается в следующем:


    В этом отрывке автор говорит о том, что…

     —
    Смысл данного отрывка я понимаю так: …


    В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

    2)
    Свои
    слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.


    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.

    — Попробую доказать эту мысль примерами из текста.


    Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.


    Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.

    — Докажем эту мысль  на примерах , взятых из текста.

    — Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.

    Приложение
    3.

    Речевые
    клише  к 1 аргументу:

    1)-
    Во-первых,…


    Давайте заглянем в текст. Вот предложение…

    — Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

    — Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

    — Проиллюстрировать данную мысль  можно на примере предложения ..
    .

    — Рассмотрим предложение… В нѐм говорится о том, как…

    — Справедливость этого вывода можно доказать на примере …
    предложения, в котором автор говорит…

    — Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает
    наш вывод о том, что…

    — Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания,
    рассмотрим конкретные примеры…

    — Убедимся в этом, обратившись к тексту…

    — Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…

    — Обратимся к тексту русского писателя…

    — Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению из
    текста…

    — Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения 
    текста…

    — В подтверждении собственных выводов  приведу пример из …
    предложения прочитанного мною текста…

    2)  Комментарий:

    — В нём автор говорит …

    — Действительно, автор утверждает…

    — Таким образом, автор считает…


    В данном предложении говорится о…

    — Предложение №.. подтверждает мысль о том, что…

    Речевые
    клише ко 2 аргументу:

    1)  — Следующим аргументом может служить пример из …
    предложения…

    — Далее следует привести пример из … предложения…

    — Пример из … предложения может стать иллюстрацией к ….


    Во-вторых,…

    — Также пример можно найти в предложении № …


    Далее
    рассмотрим в качестве примера предложение №…


    Вот ещё одно предложение…, иллюстрирующее…

    2)
    Комментарий:


    И мы понимаем, что….


    Нам открывается …


    Мне ясен смысл…


    Мы убеждены в том, что…


    Это позволяет судить о том, что…


    Это говорит о том, что…

    Приложение
    4.

    Речевые
    клише к выводу:

    1)
    Таким образом, …


    Итак, …


    Можно сделать вывод…


    Следовательно…


    В итоге можно прийти к такому выводу…


    В заключении можно сказать, что…


    Обобщая сказанное…


    Из этого следует, что…


    Подводя итог вышесказанному…


    Делая выводы из выше изложенных умозаключений…


    Таким образом,  можно сделать вывод, что…


    Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу…


    Таким образом, приведённые примеры  подтверждают мысль… о том, что…


    Мы пришли к выводу…


    Итак, в заключении мы видим,…


    Итак, можно увидеть, что…


    В результате размышления мы пришли к выводу о том, что…


    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…


    Нам удалось доказать, что…

    2)
    Комментарий:


    Автор убеждает нас в том …


    Автор раскрывает перед нами смысл….


    Автор приводит нас к выводу…

  • Сочинение рассуждение на тему короткое крыло низкий полет
  • Сочинение рассуждение на тему коренные русские слова помнят всю мировую историю
  • Сочинение рассуждение на тему крылатые слова русского языка 9 класс
  • Сочинение рассуждение на тему крылатые слова и выражения в русском языке
  • Сочинение рассуждение на тему конфликт поколений в романе отцы и дети