Сочинение рассуждение на тему кто говорит сеет кто слушает собирает

I am going to tell you about my school. my school is new and modern and i like it very

I am going to tell you about my school. My school is new and modern and I like it very much. It has three floors. The classrooms are light and spacious. There are classrooms for different subjects, such as English, History, Physics, Mathematics, Chemistry, Geography, Biology Literature etc.
There is a computer class in our school. We study computer science here. The computer class has the most modern equipment and the Internet access.
We’ve also an assembly hall, which is situated on the second floor. Meetings, conferences, concerts and all the celebrations take place here. We prepare different performances for all holidays. We sing songs, recite poetry, dance, and participate in theatre performances.
There are many opportunities to go in for sports in our school. Our school has a gym, a sports ground, a football field, a swimming pool, and other sports facilities. There are many different sports groups: table tennis, swimming, athletics, football, volleyball, wrestling, and rhythmic gymnastics. Many pupils of our school attend these sports groups.
In our school we have also painting group, dance group, theatre group and rock group. All these groups are very popular and many pupils attend them.
The teachers in our school are very skilled. They try to give us all their knowledge and awake our interest to their subjects and to self study. Besides the school subjects, our teachers tell us about everything, about different problems of our world, such as ecology, nature protection, climat changes etc.
There is a good tradition in our school. Every year people who graduated our school come here to meet their teachers and classmates. These meetings take place every first Saturday of February.
I think that school years are very important for every person. It’s a period of becoming adult, achieving knowledges, and choosing your way in life. Often school friends remain your friends for all your life. So I’ll never forget my school, my teachers, and my classmates.
Моя школа
Я расскажу вам о своей школе. Моя школа — новая и современная, и она мне очень нравится. У нее три этажа. Классы светлые и просторные. Есть классы для различных предметов, таких как английский язык, история, физика, математика, химия, география, биология, литература и т.д.
В нашей школе есть компьютерный класс. Здесь мы изучаем информатику. В нашем компьютерном классе — самое современное оборудование, и есть доступ к Интернету.
В нашей школе есть также актовый зал, которые расположен на втором этаже. Здесь проходят собрания, конференции, концерты и все праздники. Мы готовим интересные представления ко всем праздникам. Мы поем песни, читаем стихи, танцуем и участвуем в небольших театральных постановках.
В нашей школе много возможностей для занятий спортом. В школе есть спортзал, спортивная площадка, футбольное поле, плавательный бассейн и другие спортивные сооружения. У нас много различных спортивных секций: настольный теннис, плавание, легкая атлетика, футбол, волейбол, борьба и художественная гимнастика. Многие ученики посещают эти спортивные секции.
В нашей школе также есть кружки рисования, танцев, театральный кружок и рок-группа. Все эти кружки очень популярны и многие ученики посещают их.
В нашей школе преподают очень квалифицированные учителя. Они стараются передать нам все свои знания и пробудить интерес к своим предметам и к самообразованию. Учителя не только преподают нам школьные предметы, но и рассказывают обо всем, о различных мировых проблемах, таких как экология, охрана природы, климатические изменения и т.д.
В нашей школе есть хорошая традиция. Каждый год выпускники школы приходят на встречу с учителями и одноклассниками. Эти встречи проходят каждую первую субботу февраля.
Я считаю, что школьные годы очень важны для каждого человека. Это период взросления, приобретения знаний и выбора жизненного пути. Очень часто школьные друзья остаются вашими друзьями на всю жизнь. Поэтому я никогда не забуду мою школу, учителей и одноклассников.

Моя школа

Я розповім вам про свою школу. Моя школа — нова і сучасна, і вона мені дуже подобається. У неї три поверхи. Класи світлі і просторі. Є класи для різних предметів, таких як англійська мова, історія, фізика, математика, хімія, географія, біологія, література тощо.
У нашій школі є комп’ютерний клас. Тут ми вивчаємо інформатику. У нашому комп’ютерному класі — найсучасніше обладнання, і є доступ до Інтернету.
У нашій школі є також актова зала, яка розташована на другому поверсі. Тут відбуваються збори, конференції, концерти і всі свята. Ми готуємо цікаві вистави до всіх свят. Ми співаємо пісень, читаємо вірші, танцюємо і беремо участь в невеликих театральних дійствах.
У нашій школі є багато можливостей для занять спортом. В школі є спортзал, спортивний майданчик, футбольне поле, плавальний басейн і інші спортивні споруди. У нас є багато різних спортивних секцій: настільний теніс, плавання, легка атлетика, футбол, волейбол, боротьба і художня гімнастика. Багато учнів відвідують ці спортивні секції.
У нашій школі також є кружки малювання, танців, театральний кружок і рок-гурт. Всі ці кружки дуже популярні і багато учнів відвідують їх.
У нашій школі викладають дуже кваліфіковані вчителі. Вони прагнуть передати нам всі свої знання і пробудити цікавість до своїх предметів і до самоосвіти. Вчителі не лише викладають нам шкільні предмети, але і розповідають про все, про різні світові проблеми, такі як екологія, охорона природи, кліматичні зміни тощо.
У нашій школі є гарна традиція. Щороку випускники школи приходять на зустріч з вчителями і однокласниками. Ці зустрічі відбуваються кожну першу суботу лютого.
Я вважаю, що шкільні роки дуже важливі для кожної людини. Це період дорослішання, набуття знань і вибору життєвого шляху. Дуже часто шкільні друзі залишаються вашими друзями на все життя. Тому я ніколи не забуду мою школу, вчителів і однокласників.

Сочинение по пословице
Урок развития речи в 6 классе

Цель урока. Повторить материал по теме «Пословица», изученный ранее на уроках русского языка и литературы. Обучить методике написания сочинения-рассуждения по пословице с опорой на жизненный опыт учащихся и примеры из художественной литературы.
Ход урока
Организационный момент (объявление темы и целей урока).
Беседа по вопросам (проверка домашнего задания).
1. Что такое пословица?
Учащиеся зачитывают определения, найденные ими в различных словарях. Например, у В. И. Даля: «Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора»; у С. И. Ожегова: «Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм»; в ЛЭСе: «Краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа».
В конечном счете учеников следует привести к пониманию того, что пословица – это афористичное изречение, иносказательного характера, выражающее коллективную народную мудрость.
2. Приведите примеры пословиц и определите их темы.
3. Какие ценности утверждают пословицы? Какие пороки высмеивают?
4. Прочтите записанные на доске пословицы, относящиеся к теме «Слово»:
— Лучше ногою запнуться, чем языком.
— Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.
— Меньше говори, да больше делай.
— Не спеши языком, а спеши делом.
— Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
— На языке мёд, да под языком лёд.
— Река познаётся в течении, человек – в беседе.
— Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.
— Хорошим словом мир освещается.
— Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает.
— От хорошего слова и память добреет.
5. Проанализируйте особенности построения пословиц.
6. Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в пословицах? (Метафоры, сравнения.)
7. С какой целью мы используем пословицы в речи?
8. Чему учат записанные на доске пословицы?
9. Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?
Анализ пословицы «Река узнается в течении, человек – в беседе»
1. Запись пословицы. Орфографический и пунктуационный комментарий (орфография: безударные гласные, окончания существительных (ср.: в течении реки – в течение урока), -тся в глаголе; пунктуация: знаки препинания в сложном предложении, в неполном предложении).
2. Содержательный анализ:
• Каков принцип построения пословицы? (Противопоставление.)
• Какую идею призвано выразить это противопоставление?
• Назовите ключевые, вскрывающие смысл пословицы слова (река, течение, человек, беседа). Прокомментируйте каждое из этих слов в контексте пословицы и в их переносном, расширительном значении. (Можно для сравнения вспомнить выражение Льва Толстого «Люди как реки».)
• Какие грани человеческой личности раскрываются в речи, в беседе?
• Всегда ли можно досконально узнать человека по тому, как он говорит?
• Можно ли считать универсальной, неоспоримой высказанную в этой пословице мысль?
• Приведите примеры из художественной литературы, из личного опыта, иллюстрирующие или опровергающие пословицу.
• Вспомните другие пословицы, иначе трактующие эту тему (Мягко стелет, да жестко спать; На языке – мед, под языком – лед).
Знакомство с жанровыми формами сочинения по пословице и их структурными особенностями.
1. Сочинение-рассуждение – жестко структурированное высказывание: тезис, аргументы, вывод. (Можно на доске подготовить клише, облегчающее работу над сочинением этой разновидности.)
2. Эссе – свободное по форме размышление на заданную тему и в связи с ней.
Формулировка задания: написать сочинение-рассуждение по пословице «Река узнается в течении, а человек – в беседе».
Работа над черновым вариантом сочинения может быть начата на уроке при участии учителя. Окончательный, чистовой вариант создается дома.
Сочинение Рябовой Юлии,
ученицы 7 класса средней школы № 1 г. Краснокамска,
занявшей I место в областном конкурсе «Грамотей-2000»
Река узнаётся в плавании – человек в беседе?*
(корейская пословица)
Ключевые слова данной пословицы: «плавание», «река», «человек», «беседа» – помогают раскрыть её тему – тему познания характера человека. Ключевое слово «плавание» имеет неисчерпаемо богатый смысл. На мой взгляд, плавание (то же, что и течение) может быть бурным, ошеломляющим, быстрым, как и человеческая жизнь.
Возможно, мудрость этой пословицы продиктована многовековым жизненным опытом. Но верна ли она на самом деле? Действительно ли человек познаётся в беседе? На эту тему я хотела бы порассуждать.
Бесспорно, по речи человека можно судить о его грамотности, вежливости, тактичности, о его интеллекте, наконец. Но можно ли по беседе с другими судить о его характере? Мне кажется, что характер человека можно узнать лишь по его поступкам. Ведь человек в сущности – это ряд его поступков.
Люди могут уметь говорить литературным языком, но кто знает, что у них за душой во время разговора? И только когда человек совершает какой-то поступок, положительный или отрицательный, мы можем познать его характер до конца. Поэтому мне кажется, что эта пословица не совсем правильная.
Но бывают и такие люди, которые говорят с душой, призывая нас к чему-то или наставляя на путь истинный.
В наше время трудно узнать человека в беседе, потому что сейчас все люди стремятся завоевать доверие других красивой речью. Возьмём, к примеру, политиков, которые каждый день, обращаясь к простому народу с речью, обещают ему беззаботную, обеспеченную жизнь, но сами-то они для этого ничего не делают!!!
Поэтому я не разделяю мудрость этой пословицы и считаю, что узнать человека можно не только по его речи, но и по его поступкам.
Я так думаю. А вы?
Стиль автора воспроизведён без изменений.
—–
* Обращаем внимание коллег на разные варианты постановки знаков препинания в одной и той же фразе.

Сочинение по пословице
Урок развития речи в 6 классе

Цель урока. Повторить материал по теме «Пословица», изученный ранее на уроках русского языка и литературы. Обучить методике написания сочинения-рассуждения по пословице с опорой на жизненный опыт учащихся и примеры из художественной литературы.
Ход урока
Организационный момент (объявление темы и целей урока).
Беседа по вопросам (проверка домашнего задания).
1.    Что такое пословица?
Учащиеся зачитывают определения, найденные ими в различных словарях. Например, у В. И. Даля: «Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора»; у С. И. Ожегова: «Краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм»; в ЛЭСе: «Краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа».
В конечном счете учеников следует привести к пониманию того, что пословица – это афористичное изречение, иносказательного характера, выражающее коллективную народную мудрость.
2. Приведите примеры пословиц и определите их темы.
3. Какие ценности утверждают пословицы? Какие пороки высмеивают?
4. Прочтите записанные на доске пословицы, относящиеся к теме «Слово»:
— Лучше ногою запнуться, чем языком.
— Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.
— Меньше говори, да больше делай.
— Не спеши языком, а спеши делом.
— Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
— На языке мёд, да под языком лёд.
— Река познаётся в течении, человек – в беседе.
— Рана от сабли заживает, а рана от языка кровоточит.
— Хорошим словом мир освещается.
— Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает.
— От хорошего слова и память добреет.
5. Проанализируйте особенности построения пословиц.
6. Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в пословицах? (Метафоры, сравнения.)
7. С какой целью мы используем пословицы в речи?
8. Чему учат записанные на доске пословицы?
9. Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?
Анализ пословицы «Река узнается в течении, человек – в беседе»
1. Запись пословицы. Орфографический и пунктуационный комментарий (орфография: безударные гласные, окончания существительных (ср.: в течении реки – в течение урока), -тся в глаголе; пунктуация: знаки препинания в сложном предложении, в неполном предложении).
2. Содержательный анализ:
•    Каков принцип построения пословицы? (Противопоставление.)
•    Какую идею призвано выразить это противопоставление?
•    Назовите ключевые, вскрывающие смысл пословицы слова (река, течение, человек, беседа). Прокомментируйте каждое из этих слов в контексте пословицы и в их переносном, расширительном значении. (Можно для сравнения вспомнить выражение Льва Толстого «Люди как реки».)
•    Какие грани человеческой личности раскрываются в речи, в беседе?
•    Всегда ли можно досконально узнать человека по тому, как он говорит?
•    Можно ли считать универсальной, неоспоримой высказанную в этой пословице мысль?
•    Приведите примеры из художественной литературы, из личного опыта, иллюстрирующие или опровергающие пословицу.
•    Вспомните другие пословицы, иначе трактующие эту тему (Мягко стелет, да жестко спать; На языке – мед, под языком – лед).
Знакомство с жанровыми формами сочинения по пословице и их структурными особенностями.
1. Сочинение-рассуждение – жестко структурированное высказывание: тезис, аргументы, вывод. (Можно на доске подготовить клише, облегчающее работу над сочинением этой разновидности.)
2. Эссе – свободное по форме размышление на заданную тему и в связи с ней.
Формулировка задания: написать сочинение-рассуждение по пословице «Река узнается в течении, а человек – в беседе».
Работа над черновым вариантом сочинения может быть начата на уроке при участии учителя. Окончательный, чистовой вариант создается дома.
Сочинение Рябовой Юлии, ученицы 7 класса средней школы № 1 г. Краснокамска,
занявшей I место в областном конкурсе «Грамотей-2000»
Река узнаётся в плавании – человек в беседе?*(корейская пословица)
Ключевые слова данной пословицы: «плавание», «река», «человек», «беседа» – помогают раскрыть её тему – тему познания характера человека. Ключевое слово «плавание» имеет неисчерпаемо богатый смысл. На мой взгляд, плавание (то же, что и течение) может быть бурным, ошеломляющим, быстрым, как и человеческая жизнь.
Возможно, мудрость этой пословицы продиктована многовековым жизненным опытом. Но верна ли она на самом деле? Действительно ли человек познаётся в беседе? На эту тему я хотела бы порассуждать.
Бесспорно, по речи человека можно судить о его грамотности, вежливости, тактичности, о его интеллекте, наконец. Но можно ли по беседе с другими судить о его характере? Мне кажется, что характер человека можно узнать лишь по его поступкам. Ведь человек в сущности – это ряд его поступков.
Люди могут уметь говорить литературным языком, но кто знает, что у них за душой во время разговора? И только когда человек совершает какой-то поступок, положительный или отрицательный, мы можем познать его характер до конца. Поэтому мне кажется, что эта пословица не совсем правильная.
Но бывают и такие люди, которые говорят с душой, призывая нас к чему-то или наставляя на путь истинный.
В наше время трудно узнать человека в беседе, потому что сейчас все люди стремятся завоевать доверие других красивой речью. Возьмём, к примеру, политиков, которые каждый день, обращаясь к простому народу с речью, обещают ему беззаботную, обеспеченную жизнь, но сами-то они для этого ничего не делают!!!
Поэтому я не разделяю мудрость этой пословицы и считаю, что узнать человека можно не только по его речи, но и по его поступкам.
Я так думаю. А вы?
Стиль автора воспроизведён без изменений.
——
* Обращаем внимание коллег на разные варианты постановки знаков препинания в одной и той же фразе.
ЦККПСС
11 сент. 2015 г., 4:55:26 (3 года назад)
разбери пословицу
что она означает
а потом легко будет написать
2344567
11 сент. 2015 г., 7:12:28 (3 года назад)
Комментарий удален
Бэбикласс
11 сент. 2015 г., 8:01:09 (3 года назад)
что за пословица то
KINJAL56
11 сент. 2015 г., 10:26:30 (3 года назад)
под лежачий камень вода не течет
GAME3
11 сент. 2015 г., 12:17:16 (3 года назад)
но я поняла
582911
11 сент. 2015 г., 14:13:05 (3 года назад)
Для 4-го класса, нет, я фас!
Вы находитесь на странице вопроса «помогите написать сочинение по пословице для 4 класса«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «1-4» классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Сочинение-рассуждение «Культура речи»
Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем. Речь человека – это словно визитная карточка, благодаря ей мы легко понимаем, кто перед нами – ребенок или взрослый, человек с высшим образованием или безработный бродяга, вежливый или грубый. И если человек говорит с ошибками, ставит неправильные ударения, использует неуместные слова и слова-паразиты, то мы уже не считаем его приятным и культурным.
Что такое культура речи? Это и соблюдения литературных норм языка, употребление определенных интонаций. Кроме того, культура речи тесно связана с культурой общения. Надо уметь понять и то, что сказать, и то, как сказать и когда. Чаще всего за культурой речи следит тот, кто получил соответствующее образование и воспитание, то есть тот, кого приучили быть учтивым при общении с другими, а также научили правилам языка, уважению к его красоте и богатству.
И хотя все мы учим в школе русский язык (или любой другой), далеко не все используют эти знания в повседневной жизни. В быту мы пользуемся разговорным стилем и думаем, что нам не надо следить за тем, что мы говорим. Потому что здесь никто не поставит нам «двойку». Но стоит ли засорять свою речь нецензурными выражениями, жаргоном, вульгарными словами? Что красивого в безграмотности? Разве это делает общение более приятным? Мне кажется, наоборот, этим мы лишь унижаем и собеседника, и самих себя. К тому же, такая речь не всегда уместна и не всем будет понятна.
Речь  – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, с одной стороны, а с другой – это показатель его отношение к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения –  как говорить. Потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение – это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи – это доступно каждому.
Оригинал http://ycilka.net/tvir.php?id=613#ixzz4tsjqCXjn

Орфографические нормы – это правила написания слов, они закреплены в орфографических словарях.
Пунктуационные нормы диктуют правила постановки знаков препинания.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.
?Что такое языковая норма? Какие нормы обязательны для устной и письменной речи? Для чего необходимы языковые нормы? Какова основная функция литературного языка?
4.Прочитайте по ролям два диалога. В какомиз них речь врача не соответствует языковой норме, т.е. построена не по общепринятым правилам русского языка? Обоснуйте свой ответ, указав ошибки. Какие нормы нарушены? Скажите, для чего будущему врачу необходимо владение культурой речи?
А. Врач: На что жалуетесь? Что вас беспокоит?
Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете?
Врач: Давайте измерим давление. Да, у вас поднялось давление. Сейчас возьмите андипал или раунатин и выпейте одну таблетку. Не волнуйтесь! Все будет хорошо. Нужно только сдать анализ.
Б.Врач: Ну, что у вас? С утра уже столько народу! Достали! Идут и идут, будто мне, дохтору, делать нечего.
Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете?
Врач: Здрасьте, я что вам икстрасенс? Сдайте анализ. А сейчас идите!
5. Прочитайте текст. Прокомментируйте устно окончания имен прилагательных. Найдите и запишите предложение, в котором выражена основная мысль текста.
Помните слова А.Н. Толстого: “Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорош… языке, на чист …, хорош… богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плох… и бедном языке”.
Слово – одежда мысли. Без высок… культуры речи, без соблюдения норм речев… этикета нет культурн… человека.
Чтобы речь становилась богаче и выразительнее, нужно постоянно увеличивать словарн… запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылат … выражениями. Этому поможет чтение произведений лучш … писателей и деятелей культуры, знакомство со словарями синонимов, антонимов, со сборниками пословиц, поговорок, крылат… выражений.
Каждый человек должен стремиться к высок… культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.
?
Для чего нужно глубокое знание родного языка?Как вы понимаете выражение «слово – одежда мысли»?Чем должен отличаться культурный человек? Что нужно делать для того, чтобы речь становилась богаче и выразительнее?
6.Прочитайте выразительно стихотворение.О чем пишет автор?Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Прокомментируйте написание слов и постановку знаков препинания, вспомнив правила. Объясните значение выделенных существительных с помощью перевода на родной язык.
Кто дал однажды клятву Гиппократа, Ты на оши … ку (не) имеешь права,
Избрал на век профессию врача – Хоть ты не бог, а человек пр … стой,
Перед людьми свой долг исполнил свято, И не корысть, награда или слава –
Как бой, твоя работа горяча. Приказ души руководит тобой.
К сражению с недугом все готово, Обо всех, о нас, тревожась, беспокоясь,
Но нет порой целебней ничего, Лишь сам себе пощады не даешь:
Чем теплое и ласковое слово, Сне … или дождь, экватор или полюс –
Идущее от сер…ца твоего. Ты вышел в путь, – ты вовремя придеш …!
(Михай Вадим)
7.Ознакомьтесь с информацией. Объясните название текста.Какие виды словарей вам известны и каковы их функции? Почему необходимо обращаться к словарям? Составьте сиквейн к ключевому слову словарь. Почему мы произносим «славарь», а пишем «словарь»?
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке !
Вот что сказал о своей любви к словарям и об их значении французский писатель Анатоль Франс в статье «Лексикон»: «Ведь словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себе все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё… Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного … Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные, памятники общественной и личной жизни всех тех, кто дышал … воздухом, которым мы дышим теперь в свою очередь; подумайте, что каждому слову словаря соответствует мысль или чувство, которые были мыслями и чувствами множества людей; подумайте, что все эти собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества!»
Основным способом регистрации слов является составление словарей различных типов. Словарь представляет собой книгу (или несколько книг, т.е. многотомный словарь), в которой приводится перечень слов, словосочетаний, морфем и даются необходимые пояснения к ним, различного рода сведения в зависимости от назначения издания, например толкование слов, строение и семантика, сведения об их происхождении, правописании, произношении и т.п. Словари принято делить на энциклопедические и лингвистические. Разница между ними состоит в том, что в энциклопедических словарях объясняются предметы, явления окружающего мира, дается их характеристика, тогда как в лингвистических указываются нормы правописания и произношения слов, объясняются их лексические значения, стилистические и грамматические особенности.
Словари – богатый источник знаний. Их часто называют спутниками цивилизации.
8. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите род, число и падеж именных частей речи. Составьте с любыми двумя словосочетаниями распространенные предложения.
Казахск… национальн… медицинск… университет, факультет фармац… , степень бакалавр… , степень магистр…, зав.кафедр… русск… языка, декан факультет…, учиться в университет… , заниматься в библиотек…, учебник по терап… .
9.Прочитайте данную аннотацию, соблюдая интонацию перечисления однородных членов предложения. Выпишите термины- слова и терминосочетания по специальности «Общая медицина» в начальной форме и поставьте ударение.
Лапп С.К. Гипертония. Нетрадиционные методы лечения. –М.:Издательство «Феникс», 2007. – 160 с.
Популярные книги по медицине, нетрадиционные методики лечения, профилактики, оздоровления в наши дни пишут все. Тем интереснее книга, написанная врачом. Очередная книга С.К.Лаппа написана профессионально, со знанием предмета и в то же время доступным языком, поскольку рассчитана на непрофессиональную аудиторию. Однако она будет интересна и врачам, особенно занимающимися немедикаментозными методами лечения и профилактики. Артериальная гипертония – одно из самых распространенных заболеваний, до 20% населения страдает от повышенного давления. Следует отметить, что особых успехов в борьбе с этим недугом не отмечается. Скипидарные ванны, капилляротерапия по методу А.Залманова – эффективный метод лечения и профилактики гипертонии. С.К.Лапп выпустил несколько книг, посвященных залмановской методике. Настоящей книгой автор открывает серию, в которой будет рассмотрено применение капилляро-терапии в лечении и профилактике отдельных заболеваний. Рассчитана на широкий круг читателей.
10. Прочитайте текст и докажите, что он относится к учебно-научному подстилю научного стиля. Подберите из текста термины-слова и терминосочетания и запишите их в начальной форме, проставляя ударение в словах.
К моменту получения пенициллина в очищенном виде (1940) уже было известно 5 антибиотических веществ. После этого число антибиотиков росло очень быстрыми темпами. Из около 3 000 антибиотиков, известных к настоящему времени, лишь примерно 100 находят применение в медицинской практике: при лечении воспалительных процессов (пневмония, перитонит, фурункулез), различных форм туберкулеза, при борьбе со многими инфекционными заболеваниями, считавшимися ранее неизлечимыми или трудноизлечимыми и т. д. Применение этих соединений привело к резкому снижению смертности при таких заболеваниях, как крупозное воспаление легких, сепсис, различные формы менингита и др.
Работы по изысканию антибиотических веществ нового поколения, эффективных при лечении вирусных и раковых заболеваний, борьба с которыми является одной из важнейших проблем современности, продолжаются с неослабленной энергией. Последние 15 – 20 лет ежегодно различным вопросам, связанным с изучением антибиотиков, посвящается более пяти тысяч работ.
Открытие и изучение свойств нового антибиотика, применяемого в медицинской практике, — это огромный труд ученых различных направлений (микробиологов, биохимиков, генетиков, химиков, технологов, фармакологов, врачей и др.). По подсчетам некоторых американских ученых над открытием лишь одного такого антибиотика широкого спектра 55 ученых непрерывно работали 2,5 года. Они обследовали более 100 тысяч образцов почвы, израсходовали на это более 4 млн. долларов.
Каковы же основные причины столь быстрого роста числа антибиотиков, происходящего за последние 20 – 25 лет, несмотря на огромные финансовые затраты и необходимость привлечения большого числа исследователей? Среди них можно назвать следующие:
1. Многие антибиотические вещества — незаменимые лечебные препараты. Они широко применяются при лечении большого числа инфекционных заболеваний, которые ранее, до открытия антибиотиков, считались неизлечимыми или сопровождались высоким летальным исходом. К их числу следует отнести некоторые формы туберкулеза, чуму, азиатскую холеру, брюшной тиф, бруцеллез, пневмонию, различные септические процессы.
2. Антибиотики — очень полезные вещества в сельском хозяйстве, прежде всего как лечебные препараты в животноводстве, птицеводстве, пчеловодстве и растениеводстве, а отдельные антибиотические вещества — и как стимуляторы роста животных.
3. Некоторые из антибиотиков с успехом применяются в пищевой и консервной промышленности в качестве консервантов скоропортящихся продуктов (свежей рыбы, мяса, сыра, различных овощей).
11. Прочитайте текст. С какой информацией ознакомились? Выпишите словосочетания с именами числительными, записав их словами. Укажите разряд и падеж.
В 1993 году Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а день 24 марта – Всемирным днем борьбы с туберкулезом.
Наиболее частая легочная форма этой болезни развивается у людей с ослабленным иммунитетом – их организм неспособен противостоять инфекции. Заразиться же можно при контакте с больным человеком: микробактерии туберкулеза попадают в воздух с кашлем, чиханием больного. Особенно обостряется туберкулез весной и осенью, в эти периоды заражение наиболее вероятно.
Симптомами туберкулеза являются: постоянно повышенная температура (не выше 38С), головная боль, потеря веса, отсутствие аппетита, кашель (как сухой, так и с мокротой с кровью в мокроте), одышка, потение по ночам. Появляются перепады настроения, раздражительность, снижение работоспособности. Проявиться могут лишь 1 – 2 симптома, причем необязательно это будет кашель. Поэтому при появлении одного из перечисленных симптомов рекомендуется не лечиться самостоятельно, а обратиться к врачу, чтобы вовремя диагностировать возможный туберкулез и начать его своевременное лечение.
Самая простая проверка на туберкулез – реакция Манту. Через 72 часа после пробы Манту можно определить, есть ли в организме туберкулезная инфекция.
Наиболее эффективным методом борьбы против распространения туберкулеза – это своевременное выявление и контролируемое лечение, ведение здорового образа жизни. А также каждый человек должен проходить один раз в год рентгенологическое обследование легких.
12. Составьте микродиалог по теме «Беседа с пациентом».
13.Подготовьте вопросы для интервью по теме «24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом».
Лингвистическая игра «Скажите одним словом»
наука о языке
– нормы, которые предусматривают правильность выбора слова и уместность его применения
– нормы произношения и ударения
– нормы, которые устанавливают правильность образования и употребления форм слова
– нормы, которые регулируют образование словосочетаний и предложений
правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях
– правила постановки знаков препинания
0 ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Почему людям так важно пить?
Человек в большой степени состоит из воды (80%): она присутствует в крови и во всех клетках, из которых состоит наше тело. Из-за того что мы ежедневно с потом, мочой и дыханием теряем много жидкости, нам постоянно требуется пополнение запаса. Если мы употребляем слишком мало жидкости, то наносим ущерб своему организму. Клетки тела усыхают, кожа становится дряблой. Кровь становится густой, и сердцу тяжело ее прокачивать по телу. Кровь отвечает за снабжение тела кислородом, поэтому органы начинают получать его в недостаточном количестве. Уже само сердце и мозг остро реагируют на кислородное голодание – они могут пострадать всего лишь за нескольких минут.
После медицинского обследования врач выписал пациентке лекарства и объяснил, как их принимать. «Утром принимаете зеленую таблетку и запиваете стаканом воды. После обеда – синюю таблетку со стаканом воды. Перед сном запиваете красную таблетку еще с одним стаканом воды».
– Доктор, скажите, что со мной?
– Вы пьете слишком мало воды.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ !
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
СРСП
1.Прочитайте текст и выполните задания 1-12.
Огромная биологическая ценность кумыса (?ымыз) определяется содержанием в нем почти всех полноценных белков, легкоусвояемых жиров, высоким содержанием углеводов, наличием комплекса витаминов «В», молочной и угольной кислоты, витамина «С», а если быть точнее, то кумыс, выдержанный двое и более суток, содержит 1,8 – 2,2% белка, 1,3 – 2,0% жира, около 200-250 мг витамина «С» (в литре), 200 мкг витамин В1, 350-400мкг рибофлавина, 2000 мг пантотеновой кислоты, 265 мг – фолиевой кислоты, до 0,7 мг витамина А и каротина, очень богат минеральными веществами, ферментами. Кумыс исключительно питателен, хорошо утоляет жажду, кроме того, является сильным мочегонным, потогонным средством и в большинстве случаев закрепляет стул.
Кумыс укрепляет организм, способствует обмену веществ и именно поэтому из поколения в поколение он применяется казахами как одно из эффективных средств народной медицины. Кумыс рекомендовался как лечебное средство при лихорадочных легочных заболеваниях, как общеукрепляющее при истощающих хронических заболеваниях, как успокаивающее средство при некоторых нервно-психических заболеваниях. «Жа?сы тама? жаман ауру?а ем» (Хорошая пища – лекарство от плохой болезни), – говорят казахи. В этом смысле кумыс действительно является панацеей от многих болезней. В условиях жайлау кумыс использовался с лечебной целью в сочетании с усиленным питанием, со свежими мясными продуктами, конским внутренним жиром. О кумысе, как драгоценном лечебном средстве, хорошо отзывались врачи В.Даль, Н.Зеланд и др.
Штаб-лекарь А.Ягмин писал в 1845 году, что среди казахского населения кумыс широко распространен в качестве питательного и лечебного средства. «Кумыс, как известно, в высокой степени благоприятствует питанию в весеннее время, за зиму отощавшие, быстро поправляются», – писал доктор Н.Зеланд, служивший в Семиреченской области в 1880-1890 гг.
(Т.Ш.Шарманов, Б.А.Атчабаров
«Очерки по истории народной медицины Казахстана» )
2. Скажите, сколько абзацев в тексте? Сколько микротем? Какой одной темой они объединены? Запишите ключевые слова каждого абзаца.
3. Найдите в 1-м предложении имена существительные с лексическим значением «сложное органическое вещество, важнейшая составная часть животных и растительных организмов», «нерастворяющееся в воде маслянистое вещество, содержащееся в животных и растительных тканях», «необходимое для жизнедеятельности органическое вещество, содержащее углерод, кислород и водород».
4.Выпишите из 1-го абзаца сложные прилагательные. Обозначьте их морфемный состав. Объясните их написание.
5. Выпишите из 1-го абзаца термины-слова и терминосочетания. Объясните их лексическое значение. Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях, обозначьте окончания.
6. Подберите антонимы к выделенным в тексте словам и запишите их в начальной форме. Поставьте ударение.
7.Выпишите из текста словосочетания с количественными числительными, записав их словами. Укажите падеж числительных.
8. Выпишите из текста словосочетания с порядковыми числительными, записав их словами. Укажите падеж числительных.
9.Найдите предложения с прямой речью и объясните расстановку знаков препинания.
10.Докажите, что последнее предложение 1-го абзаца содержит вводное слово, указывающее на связь мыслей, последовательность изложения. Прочитайте данное предложение с соответствующей интонацией.
11.Составьте любой вид плана (вопросный, назывной, тезисный) к данному тексту и запишите.
12. Подготовьте краткий пересказ прочитанного текста по составленному плану.
СРС -Подготовьте доклад «Культура речи – часть общей культуры человека».
АРМ
1.Передайте кратко основной смысл приведенных афоризмов и пословиц.
Неясность слов есть признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой) Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно. (Леонардо да Винчи) Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе. (Леонардо да Винчи) Не та речь хороша, что убеждает, а та, что убеждая, объединяет. (Л.Н.Толстой) Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам. (Вл.Даль) Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (посл.). Не ножа бойся,а языка. (посл.) Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. (посл.)
2.Сравнитеданные пары.Объясните смысловую разницу в словах. Составьте с любой парой словосочетания или предложения.
Аптека, оптика; свет, цвет; сытый, сытный; гуманный, гуманитарный; человечный, человеческий; цветной, цветовой.
3.Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.
1. Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.
2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.
3. Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.
4. Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, застыть, замереть.
4. Замените выделенные слова близкими по смыслу.
Главная задача, видный деятель, огромные успехи.
Д л я с п р а в о к: важный, большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный, выдающийся, громадный, актуальный, основной, насущный, значительный, замечательный.
5.Выберите нужный вариант из слов, заключенных в скобках.
1. Врач дает (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, робеть, трепетать) всего на свете.
Надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
6. Выберите из правого столбика существительные, сочетающиеся с данными прилагательными. Используя, полученные словосочетания составьте связный текст:
1.Полезный 1. университет
2.Медицинский 2. медицина
3. Молодой 3 совет
4. Общая 4 врач
5. Известный 5 специалист
7. В предложениях вместо точек поставьте подходящие по смыслу слова. К какой тематической группе они относятся?
1)Современная …….. избавила пациентов от боли во время операций. 2) ………. была сложной и длилась около трех часов. 3) Все это время …….. приходил дежурить около своего больного. 4) Молодой ученый, будущий ………медицины, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами. 5)В санаторий она попала в тяжелом состоянии, …….. была сильно запущена.
С л о в а д л я с п р а в о к: профессор, болезнь, хирургия, врач, операция.
8.Составьте микродиалоги на тему «Почему кумыс является ценным лечебным средством?».
9.Проведите ролевую игру «У постели больного».

Красивая речь привлекает внимание и помогает донести мысль говорящего доступными словами. В коммуникативном процессе важное место отводится языковым нормам и этике общения. Человек, на деле знакомый с понятием культура речи, имеет изобильный словарный запас, его речь отличается чистотой, выразительностью, ясностью и правильностью.
Содержание:
Культура речи и язык
Звуковая культура речи и её развитие
Культура общения
Ключевые аспекты культуры речи
Нормы культуры речи
Культура письменной речи
Культура речи современных детей
Формирование и воспитание культуры речи
О культуре речи нельзя говорить изолированно от культуры языка, хотя между ними и существует терминологическое разграничение. Чем богаче и многограннее будет культура языка, тем лучше будет речевое воздействие. Появится больше вариантов для построения речевых структур. Внесём немного ясности в эти два понятия. Рассмотрим, что является языком и речью, чтобы лучше разбираться в их взаимосвязи.

Культура речи и язык

Понятие культура речи довольно многостороннее и непосредственно связано с языком. Мы передаём свои мысли и чувства собеседнику с помощью знакомых обоим слов. В этом случае язык является знаковым механизмом для выражения сути передаваемой информации.
В другом смысле язык также выступает способом мышления. Если вы задумаетесь, то поймёте, что не бывает у человека других мыслей, кроме как сформированных с помощью знакомых ему слов одного или нескольких языков.
Реализация мыслительной деятельности осуществляется посредством речи, которая представляет собой язык в действии. Это может быть устное общение, запись на бумаге или другом носителе.

Два определения культуры речи

Набор языковых средств и качеств, позволяющие эффективно воздействовать на адресата с целью решения коммуникативных задач.
Умение наилучшим образом воздействовать на собеседника или группу людей в определённой ситуации, демонстрируя хорошее владение литературным языком.

Звуковая культура речи и её развитие

Звуковая составляющая речи во все времена была актуальной, её практическая значимость неоспорима и сегодня.
Изучение аспектов звуковой культуры речи на физическом, физиологическом и лингвистическом уровнях способствует раскрытию закономерных принципов её формирования и развития. Каждый язык отличается своим набором звуков и имеет ряд особенностей. К примеру, русский язык обладает следующими отличительными качествами:
певучесть гласных звуков;
согласные звуки имеют своеобразное произношение и зачастую произносятся мягко;
разнообразие интонации.
Звуковая культура речи предусматривает верный подбор и произношение звуков, тренировку чёткой дикции и выразительности. Она подчиняется всем фонетическим и орфоэпическим правилам. В её структуре выделяются такие основные разделы:
Культура речевого произношения — грамотное воспроизведение звуков и чёткая артикуляция, которая формируется на основе поставленного речевого дыхания и тренировки голосового аппарата;
Речевой слух — это комплекс из фонематического, ритмического и звуковысотного слухов.
Исходя из этого, в звуковой культуре речи эффективная работа должна проводиться по 2-м направлениям: развитие восприятия речи и речевого двигательного аппарата. В воспитательном процессе особое внимание должно быть уделено постановке орфоэпически правильной речи, её отчетливости и выразительности. В целом культура речевого общения должна рассматриваться частью этикета.

Культура общения

Для нормального существования человеку необходимо общение. Оно пронизывает духовный мир, обеспечивает материальную деятельность и социальную адаптацию. Проведение длительного времени в уединении или заточении — настоящее испытание. Общение — главная потребность человечества. Оно даёт истоки для воспроизводства, организации и выражения личности. Коммуникативный голод смертельно вреден для младенцев.
Культура общения строится, исходя из следующих принципов:
Инструментальный принцип — владение навыками, формами и приёмами общения для выражения мыслей и налаживания коммуникативного процесса;
Принцип целесообразности — умение строить общение таким образом, чтобы достичь максимального эффекта в соответствии с личными и общественными целями;
Этический принцип — умение разделять взгляды, уважать интересы собеседника, а не придерживаться лишь своего мнения и отстаивать исключительно свою позицию;
Эстетический принцип — способность сосредоточения на общении, как на важном процессе, который нуждается в постоянном усовершенствовании и освоении новых форм.
Культура общения — это важный элемент общей культуры человека, которую нужно прививать с ранних лет, правильно воспитывать и всё время совершенствовать. У каждого человека в подсознании должен сформироваться идеальный образ, в соответствии с которым появится желание красиво изъясняться, правильно строить речь, культурно общаться.

Ключевые аспекты культуры речи

Культура речи имеет свои аспекты, которые помогают раскрыть её сущность. Основополагающими из них являются:
Нормативный аспект;
Этический аспект;
Коммуникативный аспект.
Центральное место занимает нормативный аспект. Под нормой принято понимать совокупность правильных средств языка, которые выступают в качестве идеальных образцов. Она носит обязательный характер и затрагивает язык всесторонне. Ею предписываются правила, закреплённые системой языка в целом.
Этическая составляющая даёт обоснование слову в морально-нравственном разрезе. Речевой этикой устанавливаются правила общения в соответствии с моральными нормами и культурными традициями. К выражению мыслей предписываются такие требования, как ясность, чёткость и понятность.
Паритетность, являясь важнейшим этическим принципом, присутствует на разных стадиях разговора. При этом важное значение отводится взгляду, мимике, жестам и улыбке. Сигналы внимания могут проявляться и через регулятивные реплики. Хороший собеседник может не только поддержать беседу, он способен предложить интересную тему и задать нужную тональность разговора. Он умеет расположить к себе с первых минут общения.
Коммуникативный аспект, находясь в тесной связи с функцией языка, накладывает свои требования к качеству речевого взаимодействия. Высокая культура речи — это совокупность коммуникативных качеств, находящих отражение в сфере общения. Следование языковым нормам является важным моментом, но не достаточным. Нужно уметь находить точные средства для выражения мыслей. При этом они должны быть выразительными, логичными и уместными для эффективного выполнения поставленных задач общения. Коммуникативная целесообразность — важная теоретическая категория культуры речи.

Нормы культуры речи

Культура речи обязывает каждого индивида придерживаться определённых норм. Они нужны для того, чтобы сохранить целостность литературного языка и его понятность для всех носителей.
Главными нормами культуры речи являются:
Лексические нормы — правильное словоупотребление, не выходя за рамки литературного языка. Разницу между близкими по значению словами можно уяснить, обращаясь к словарям и справочникам. Соблюдение таких норм исключит лексические ошибки;
Грамматические нормы — словообразование, морфология и синтаксис. Они описаны в учебниках и грамматических справочниках;
Стилистические нормы — предписываются жанровыми законами и вытекают из особенностей функционального стиля. Эти нормы можно найти в толковом словаре, учебных пособиях по стилистике и речевой культуре. Примеры стилистических ошибок: лексическая недостаточность и избыточность, стилистическая неуместность, двусмысленность.
На письменную речь распространяются орфографические и пунктуационные нормы. Отдельно для устной речи устанавливаются нормы произношения, интонации и ударения. Соблюдение ключевых или второстепенных норм имеет большое влияние на качество культуры речи в целом. Малейшее их нарушение может сформировать неприятное впечатление у адресата. Слушатель легко отвлекается и речь «пролетает мимо ушей».

Культура письменной речи

Письмо можно рассматривать как самостоятельную систему коммуникативного процесса. Письменная речь охватывает статистическое пространство, а не временное. Это позволяет пишущему продумать свою речь, вернуться к написанному, исправить и перестроить текст, внести необходимые уточнения. На поиск формы подачи и эффективное выражение мысли может быть затрачено длительное время.
Культура письменной речи отражает мысли человека с помощью графических знаков. Изложение текста осуществляется посредством использования литературного языка. При необходимости могут быть задействованы технические термины, деловая лексика или разговорные обороты.
Как правило, такой культурой речи предусматривается высокий уровень образованности человека. Он должен умело использовать слова для:
построения сложных конструкций;
донесения тончайшего настроения;
воспроизведения интонации речи;
выражения эмоциональных оттенков передаваемой информации.
Обладая данными качествами и способностями, можно донести суть, передать нужное настроение и чувства любому слушателю. Мастерам этого дела под силу описать звучание музыки, отобразить оттенки красок, обрисовать природные явления и окунуть читателя в мир фантазии.

Культура речи современных детей

Культурный облик современного ребёнка далёк от идеала. Причиной нарушения речевой культуры детей является несоблюдение литературных норм и влияние со стороны искажённых языковых форм. Русский язык в информационном веке испытывает серьёзное давление, изменяясь до полной неузнаваемости.
В общении школьников или студентов преобладают жаргонизмы и слова-паразиты, повсеместно используются иностранные слова, даже если существует их конкретный аналог в русском языке. Речевой портрет ребёнка омрачён тёмными оттенками. Небрежность, усечённость и оскудение речи оказывают серьёзное влияние на деградацию целого поколения.
Культура речи современных детей представляет довольно пластичную среду, моментально реагирующую на все изменения, в том числе и неблагоприятные. Именно поэтому, состояние речевой культуры сегодня находится под пристальным вниманием. Предпринимаются меры против засорения речи, исходящей из уст детей. К сожалению, сейчас говорить на нормальном языке «не модно» среди молодёжи.

Формирование и воспитание культуры речи

Важнейшим интеллектуальным показателем человека и его культуры является речь. В целом для общества ценно, чтобы каждая личность стремилась к её усовершенствованию. Чем богаче и образнее речь, тем значительнее выглядит и ощущает себя человек.
Увы, далеко не во всех семьях уделяют достаточное внимание культурному общению. Каждому ребёнку необходимо донести, что речевая культура — это отражение духовной культуры человека. Красота и величие родного слова облагораживают чувства и приводят в порядок мысли.
Работа воспитателей и логопедов в детском саду и школе сосредоточена на исправлении произношения звуков и правильного словесного ударения. Этого недостаточно для формирования красивой и правильной речи. Звуковая культура является лишь частью общей культуры речи. Занятия по звукопроизношению важны, но это лишь малая часть обширной науки. Школьная программа является продолжением формирования культуры речи у детей. Здесь большое количество часов отводится как устной речи, так и письменной.
Воспитательный процесс всегда наиболее плодотворный, когда с детьми занимаются не только в школе, но и дома. Родители на собственном примере должны показывать, что культура речевого общения украшает межличностные отношения и облегчает взаимопонимание. Драгоценности богатейшей сокровищницы русского языка можно обрести с помощью живого слова, которое дети должны слышать от взрослых повседневно.

«Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
Толковый словарь русского языка С. Ожегова
Я уверен, что без любви и уважения к родному языку не может быть и разговора о духовной культуре человека и культуры его речи. Эта культура является свидетельством общего развития личности и говорит о степени приобщения человека к духовным ценностям родного народа, его культурным достояниям. С уверенностью можно сказать, что основой культуры речи представителей любого народа является грамотность, то есть соблюдение общепринятых норм в использовании литературных, лексических, фонетических, морфологических, синтаксических и стилистических средств языка.
Кроме того, я убежден, что культурная речь должна быть не только правильной, но и синтаксически разнообразной, а также лексически богатой. Чтобы добиться умения использовать все возможности своего родного языка, нужно внимательно вслушиваться в речь других людей, не лениться и пользоваться словарями, вдумчиво читать научную, художественную и другую литературу, обращая внимание на использование отдельных слов, замечая и запоминая особенно удачные выражения, принимая во внимание правильное построение предложений. Нужно активно развивать свою речь, учиться как можно лучше письменно и устно излагать свои собственные мысли, при необходимости исправлять себя, правильно строить свои высказывания и перестраивать сказанное, учиться искать нужные фразы и наилучшие варианты их использования.
Грустно признавать, но единственной неизменной составляющей общения наших современников на сегодняшний день является так называемый сленг. Незаметно и прочно сленговые выражения вошли в язык повседневного общения миллионов людей, просочились в сообщения средств массовой информации выступления известных публичных людей, проникли в семьи и компании, на вечеринки и в трудовые коллективы. Это не может не беспокоить, такая ситуация должна волновать не только наше государство, но и его граждан.
Я думаю, что сегодня только мы способны сохранить все духовные ценности, которые получены нами в наследство от множества предыдущих поколений. Только мы способны передать эти ценности своим потомкам и не позволить прерваться коду нации, который является основным…
определением национальной самобытности и идентичности. И какие бы тревожные процессы не происходили в нашем обществе и в нашей культуре, я уверен, что они — обратимые.
Как отмечают ведущие языковеды, одним из основных показателей благородства человека является культура его речи. Причем понятие это не только лингвистическое, но и психологическое, педагогическое, этическое и эстетическое. В этом отношении огромное значение имеет тон разговора, а также умение внимательно слушать своего собеседника, умение вовремя поддержать тему и проявить уважение к рассказчику. В любом случае, вежливое приветствие, пожатие руки с благородством и достоинством, непринужденность и навязчивость разговора — это обоюдный выигрыш.
О культуре речи и магии слова много сказано, много говорится сейчас и будет много упоминаться в дальнейшем. Многие понятия, выражения и языковые традиции такие же древние, как и народ, владеющий этим языком. Это и родственные обращения, и словесные приветствия, и много других традиционных фраз, прочно вошедших в нашу жизнь. Однако наши предки были более осмотрительными и знакомые нам выражения использовали с большой аккуратностью, в полном соответствии с ситуацией и сложившимся положением. Например, утром, в обед или вечером употреблялись лишь те, которые отвечали определенному времени суток. Это же касалось и количества людей, их возраста, пола, и даже социального статуса. Так, когда один человек здоровался с несколькими, он обязательно употреблял множественную форму: «Доброго вам здоровья!» или «Здравствуйте!». Существует в нашем языке и короткое, но удивительно теплое слово «благодарю». Задумайтесь, часто ли мы дарим его другим? К большому сожалению — нет.
Если мы сможем вернуть к жизни выращенные и закрепленные веками лучшие формы приветствий, обращений к другим людям и выражений, необходимых для нашего повседневного общения, мы сможем возродить культурные и духовные традиции нашего народа, научимся красиво и вежливо разговаривать. И это не пустое фразерство, не какая-то прихоть. Это наше повседневное общение, наш этикет, наша культура и наши взаимоотношения. Поэтому нужно учиться и нужно учить других, поскольку без уважения, без любви к родному языку не может существовать ни культуры речи, ни культуры духовной.

Пояснительная записка

Нормативно — правовое обеспечение

Настоящая программа
по курсу «Говорим и пишем правильно»  для  4  класса   составлена в
соответствии с:

•         
Федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего
образования (Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 №373, Приказ Минобрнауки от
29.12. 2014 №1643, Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 №1576  «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. №373»);

•          ООП НОО
(ФГОС) МАОУ «СОШ »;

•          Учебным
планом внеурочной деятельности   СОШ №  на 2020 — 2021 учебный год;

•          Положением
о рабочей программе курса  внеурочной деятельности  «СОШ ».

Срок реализации программы

Срок реализации
программы – 1год.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает
создание условий для расширения языкового кругозора и развития мышления
обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении
лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие
от урочных занятий русского языка внеурочные занятия направлены на углубленное
изучение данного предмета в разделах: «Морфемика», «Словообразование»,
«Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис»,
«Культура речи», «Фонетика».

Данная программа актуальна, так как соответствует Концепции
духовно-нравственного воспитания российских школьников, предполагает решение
некоторых проблем, связанных с изучением русского языка: прививать любовь к слову,
к языку, совершенствовать уровень владения устной и письменной речью.

Цель программы
внеурочной деятельности – развитие у обучающихся орфографической  зоркости,
устойчивого навыка смыслового чтения, развитие информационно-поисковых умений
по работе с различными видами текста.

Задачи:

— развитие
познавательного интереса к изучению русского языка;

— формирование
коммуникативной компетентности в сотрудничестве;

— формирование
способности к организации деятельности и управления ею;

— формирование умения
решать творческие задачи;

— формирование умения
работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

В организации внеурочной деятельности в рамках реализации
данной  программы предпочтение отдается практической направленности, творческим
работам, игровым элементам, применениию информационных комммуникационных
технологий.

Планируемые результаты

Личностные
результаты:

         
эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции;

         
эмпатия – умение осознавать и определять
эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

         
чувство прекрасного – умение чувствовать
красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;

         
любовь и уважение
к Отечеству, его языку, культуре;

         
интерес к чтению, к
ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

         
интерес к письму, к
созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

         
интерес к изучению
языка;

         
осознание
ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные
результаты:

Регулятивные УУД:

         
самостоятельно формулировать тему и цели
урока;

         
составлять план решения
учебной проблемы совместно с учителем;

         
работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

         
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.

Познавательные
УУД:

         
перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

         
пользоваться словарями,
справочниками;

         
осуществлять анализ и
синтез;

         
устанавливать
причинно-следственные связи;

         
строить рассуждения;

Коммуникативные
УУД:

         
адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.

         
высказывать и обосновывать
свою точку зрения;

         
слушать и слышать
других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою
точку зрения;

         
договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности;

         
задавать вопросы.

Формы проведения занятий:

·        
лекции учителя и интерактивные лекции;

·        
практические занятия с применением игровых
элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей и т.п.

·        
анализ текстов произведений литературы и фольклора;

·        
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)
по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов и т.п.

В каждом занятии прослеживаются три направления деятельности:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

Основные методы и технологии:

·                        
технология развивающего обучения;

·                        
технология  обучения в сотрудничестве;

·                        
проектная деятельность.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.

Содержание программы

1 год обучения (35
ч.)

Раздел 1

Организационное
занятие (1ч.)

Руководитель знакомит
учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом
работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел 2

Секреты устной речи.
(Фонетика. Интонация.) (4 ч)

Тема 2.1. Почему не
всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 2.2. Для чего
используют звуковые повторы в речи.

Тема 2.3. Какова роль
интонации в устной речи

Тема 2.4. Обобщающее
занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе
рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные
тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 3

Загадки русского
словообразования.

( Морфемика.
Словообразование. Этимология) (5 ч)

Тема 3.1. О чём
рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 3.2. Что такое
словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 3.3. Почему с
течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 3.4Этимология
слов. Работа со словарями

Тема 3.5 Сказочные
превращения.

Тема 3.6 Презентация
творческой работы.

Изучаются подробно
темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся
рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по
желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел 4

Секреты письменной
речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч)

Тема 4.1. Зачем нужно
знать алфавит

Тема 4.2. В чём
секрет правописания морфем

Тема 4.3. Как
пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема 4.4. Не пером
пишут – умом. Тайны письма.

Тема 4.5. Бенефис
знаний.

Проводятся
исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных
произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства
выдвинутой гипотезы.

Раздел 5

Загадки русского
слова. (Лексика. Фразеология) (4 ч)

Тема 4.1. На какие
группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. Игра
«Бестолковый словарь»

Тема 4.3. О чём
рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Практическая
работа (составление лексической карты слова)

Изучается
специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями,
изучают языковые средства выразительности.

Раздел 6

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (5 ч)

Тема 6.1. Чем
отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема 6.2. В чём
секрет глагола и его форм.

Тема 6.3. Как
отличать грамматические омонимы.

Тема 6.4. Какими
бывают предложения.

Тема 6.5 Грамматике
учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и
интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются
задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии
проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили
дети на занятиях.

Раздел 7

Речевой этикет. (2
ч)

Тема 7.1 Правила
речевого этикета.

Тема 7.2 Формулы
речевого этикета.

Рассматривается
специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 8

Игры со словом (7
ч.)

Тема 8.1 Анаграмма

Тема 8.2 Ребус

Тема 8.3 Буриме

Тема 8.4 Палиндром

Тема 8.5 Бином фантазии

Тема 8.6 Шарада

Тема 8.7
Лингвистические задачи

В игровой форме через
выполнение заданий повышенной трудности развивается кругозор и интеллект,
любознательность, логика, обогащается словарный запас. На последнем занятии
проводится мониторинг, подтверждающий знания.

Раздел 9

Обобщающее занятие. (1 ч)

Тема 9.1 Аукцион
знаний.

Подводится итог знаний
и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и
интеллектуальный школьник.

занятии проводится
мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на
занятиях.

                  Календарно – тематическое
планирование

Раздел, тема

Кол-во

часов

план

1

Введение

1

Организационные занятия

1

2

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация

1

Разночтение слов в звучании и написании.

1

2

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

3

Какова роль интонации в устной речи

1

4

Обобщающее занятие «Кто говорит — сеет, кто
слушает — собирает»

1

3

Загадки
русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология)

1

О чём рассказывает словообразовательная
модель слова.

1

2

Что такое словообразовательное гнездо
однокоренных слов.

1

3

Почему с течением времени может измениться
морфемный состав слова

1

4

Этимология слов. Работа со словарями

1

5

Сказочные превращения.

6

Презентация исследовательской работы. (Вернисаж
«Моё открытие»)

1

4

Секреты письменной речи (Графика.
Орфография. Пунктуация

1

Зачем нужно знать алфавит.

1

2

В чём секрет правописания морфем.

1

3

Как пунктуационные знаки помогают передавать
смысл высказывания

1

4

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

5

Бенефис знаний.

1

5

Загадки русского
слова (Лексика. Фразеология)

1

На какие группы делится словарный состав
русского языка

1

2

Игра «Бестолковый словарь»

1

3

О чём рассказывают фразеологизмы?

1

4

Практическая работа (составление лексической
карты слова)

1

6

Секреты морфологии и синтаксиса.
(Морфология. Синтаксис.)

1

Чем отличаются склоняемые части речи  друг
от друга.

1

2

В чём секрет глагола и его форм.

1

3

Как отличать грамматические омонимы.

1

4

Какими бывают предложения.

1

5

Грамоте учиться всегда пригодится.
Мониторинг знаний.

1

7

Речевой этикет

1

Правила речевого этикета.

1

2

Формулы речевого этикета.

1

8

Игры со словами

1

Анаграмма

1

2

Ребус

1

3

Буриме

1

4

Палиндром

1

5

Бином фантазии

1

6

Шарада

1

7

Лингвистические задачи (олимпиада)

1

9

Обобщающее занятие

1

Аукцион знаний

1

  • Сочинение рассуждение на тему короткое крыло низкий полет
  • Сочинение рассуждение на тему коренные русские слова помнят всю мировую историю
  • Сочинение рассуждение на тему крылатые слова русского языка 9 класс
  • Сочинение рассуждение на тему крылатые слова и выражения в русском языке
  • Сочинение рассуждение на тему конфликт поколений в романе отцы и дети