Сочинение рассуждение на тему крылатые фразы русского языка

Орфография раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие передачи слов, их форм на письме. именно орфографические
  • Орфография – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие передачи слов, их форм на письме. Именно орфографические правила составляют большую часть предмета «русский язык», который изучается в школе в течение всего одиннадцатилетнего обучения.
    С первого класса мы начали изучать самые простые правила. И чем старше становится ученик, тем сложнее правила в учебнике. Написание некоторых слов нужно просто запомнить, а безударную гласную в корне пишем только после того, как проверили ее под ударением. Если в корне чередующаяся гласная, то вспоминаем правило и пишем нужную. Правописание окончаний, суффиксов и приставок, раздельное или слитное написание слов, и еще много других правил. Зачем столько всего, порой сложного и непонятного?
    Наряду с пунктуационными, орфографические правила составляют основу учебной программы русского языка. И это не случайно. Ведь они  нужны нам всегда, независимо от того, какую профессию мы выберем. Грамотная устная и письменная речь – показатель образованности человека. А чтобы люди понимали, что написано в документе или письме, мы должны обеспечить узнаваемость слова.
    Представьте, если бы мы писали все так, как слышим или произносим слова, какая неразбериха бы получилась! Сквозь неумело записанную транскрипцию слова очень сложно добраться до смысла высказывания. Как и в тех случаях, когда одна буква может кардинально поменять смысл слова. Компания – группа людей, а кампания – система мероприятий. Казалось бы, два одинаково звучащих слова, но на письме имеющих совершенно разное написание и в связи с этим разное значение. Можно привести еще много примеров, которые только подтверждают то, что орфографические правила нужно учить основательно, чтобы успешно применять их в жизни.
    Орфография помогает нам каждый день, ведь грамотность – залог успеха.  С помощью выученных наизусть правил можно грамотно строить свою речь и добиваться успехов в выбранной профессиональной деятельности.

  • Правила правописания нужны для поддержания культурного уровня населения Российской федерации. Под этим подразумевается, что все действующие в государстве законы, изложенные в конституции и кодексах, составлены без единой грамматической или орфографической ошибки. Одним из конституционно закрепленных прав гражданина РФ является его право на образование. И обыкновенная средняя школа дает такой шанс. Начиная с первых прописей и заканчивая единым государственным экзаменом, школьная программа поэтапно дает детям возможность овладеть многими тонкостями русского языка
    Безусловно, знать правила правописания дано не каждому. Совсем не обязательно знать их дворнику, продавцу, кассиру, грузчику или представителю какой-либо другой профессии, в которой заключен весьма примитивный труд. Но если у человека есть амбиции, желание достичь каких-то карьерных вершин и желание быть образованным человеком, ему просто жизненно важно, чтобы его уровень знания русского языка был на высоте.
    Русский человек, родившийся и живущий в России, должен знать правила русского языка, правила правописания и пунктуации, ведь это знак уважения к самому себе, своей стране, культуре. Грамотное изложение своих мыслей на бумаге поможет быть понятым другими людьми. Ведь любому человеку было бы гораздо приятнее быть своим в кругу образованных людей, нежели тех, кому все равно, грамотен ли он или нет.
    Самый лучший способ подтянуть общую грамотность – это чтение. В процессе чтения любой человек будет неосознанно запоминать написание слов, принципы составления предложений и фраз. Лучше всего для этих целей подходит классика русской литературы. Книги таких авторов, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Михаил Булгаков, всегда доступны для любого человека в книжных магазинах, библиотеках и даже интернете.

  • Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?
    Новосельцева Виктория
    В современном мире каждому человеку необходимо быть грамотным. В этом ему помогает орфография и пунктуация.
    Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных букв: правила переноса слов.
    Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания. Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи.
    Для каждого человека очень важно уметь устанавливать дружеские и деловые контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь при этом точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка.
    Все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Человек постоянно стремится расширить свои знания и обогатить свою память, но без способностей обосновывать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твёрдого знания.
    Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей», – сказал Максим Горький. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы: Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы.
    Для каждого из нас необходимо быть понятым другими людьми. Чтобы нас понимали, надо не только правильно говорить и уметь применять все выразительные средства, но и знать пунктуацию. Уметь правильно ставить знаки препинания очень важно для всех нас. Наглядный пример имеет сказка Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков»: Знаменитая фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ подтверждает то, что даже запятая может решить судьбу человека. Мы, как будущее нашей страны, должны быть грамотными, умными и крепить мощь нашей страны, прославлять нашу малую Родину.
    Нам, молодым, придёт время создавать и свои семьи. Семья – одна из важнейших ячеек общества. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче будущему поколению трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно семья растит и воспитывает своё поколение и передаёт накопленные знания. Семья формирует у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.
    И, наконец, играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. При этом необходимо помнить, что гражданином своей страны может быть только тот человек, который научился быть гражданином и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, достижения и культуру.
    Итак, знать правила орфографии и пунктуации нужно для того, чтобы быть успешным в этой жизни, приносить пользу обществу и быть  достойным носителем русского языка.

  • Орфография – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие передачи слов, их форм на письме. Именно орфографические правила составляют большую часть предмета «русский язык», который изучается в школе в течение всего одиннадцатилетнего обучения.
    С первого класса мы начали изучать самые простые правила. И чем старше становится ученик, тем сложнее правила в учебнике. Написание некоторых слов нужно просто запомнить, а безударную гласную в корне пишем только после того, как проверили ее под ударением. Если в корне чередующаяся гласная, то вспоминаем правило и пишем нужную. Правописание окончаний, суффиксов и приставок, раздельное или слитное написание слов, и еще много других правил. Зачем столько всего, порой сложного и непонятного?
    Наряду с пунктуационными, орфографические правила составляют основу учебной программы русского языка. И это не случайно. Ведь они нужны нам всегда, независимо от того, какую профессию мы выберем. Грамотная устная и письменная речь – показатель образованности человека. А чтобы люди понимали, что написано в документе или письме, мы должны обеспечить узнаваемость слова.
    Представьте, если бы мы писали все так, как слышим или произносим слова, какая неразбериха бы получилась! Сквозь неумело записанную транскрипцию слова очень сложно добраться до смысла высказывания. Как и в тех случаях, когда одна буква может кардинально поменять смысл слова. Компания – группа людей, а кампания – система мероприятий. Казалось бы, два одинаково звучащих слова, но на письме имеющих совершенно разное написание и в связи с этим разное значение. Можно привести еще много примеров, которые только подтверждают то, что орфографические правила нужно учить основательно, чтобы успешно применять их в жизни.
    Орфография помогает нам каждый день, ведь грамотность – залог успеха. С помощью выученных наизусть правил можно грамотно строить свою речь и добиваться успехов в выбранной профессиональной деятельности.

  • Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно. Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила. В тексте ……….. встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении …………..употребляется слово ……. с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте …….таких слов встретилось несколько:…… … … В предложении …. (……………..) встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания. Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным. Пример сочинения-рассуждения: Нужны ли нам знания орфографических правил? Безусловно, они необходимы. Знания правил правописания делают нашу речь более грамотной, понятной, организованной. Чтобы понять, для чего нам нужна орфография, вспомним, что она изучает. Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются орфограммы, то есть правила правильного написания слов. Вспомним, каковы функции орфографии. Они напрямую связны с принципами русской орфографии. Каковы эти принципы? Их три: морфологический, традиционный, фонетический. 90% слов в русском языке пишутся согласно морфологическому принципу, согласно которому необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний) , несмотря на различие в их произношении. Фонетический принцип – мечта всех школьников: как слышим, так и пишем. Так пишутся, например, приставки на з – с. Традиционный принцип написания касаются слов, которые мы называем «словарными» , их нельзя проверить правилом, слова пишутся согласно традиции. Рассмотрим принципы русской орфографии и их функции в тексте А. Алексина. В нём, как во всяком другом тексте, много слов с проверяемыми безударными гласными в корне слов: встречали, принеси, приходи и др. Это морфологический принцип орфографии. Согласно фонетическому принципу пишутся слова «вскипяченное» (предложение 26), вскочили, (№ 55). Традиционный принцип орфографии представлен словарными словами «минуту, «каникулы» . Словами с чередующимися гласными в корне «убирала» (18 предложение) , «вытираешь» (19). Иногда от одной неверно написанной буквы меняется лексическое значение слова. Например, у А. Алексина дважды встречается слово «примиряла» . Измените и на е в корне, и смысл слова станет совсем иным! Анализируя текст А Алексина, мы ещё раз убедились, что знание орфографии необходимо. Без него мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.

  • Антоненко А.Н.

    учитель русского языка и литературы

    Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине

                            И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

    Цели: 1) систематизировать знания об  описании  как  типе  речи; познакомить с  жизнью

                   и творчеством художника И.Э. Грабаря и изобразительными средствами,

                   которые он использует при описании зимнего пейзажа; научить школьников

                   высказывать своё отношение к художественному  произведению, правильно

                   оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего

                    устного выступления; подготовить учащихся к написанию сочинения; 

                2) развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи;

                    развивать мышление, творческое воображение и кругозор учащихся;

                3) воспитывать любовь к природе.

    Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация; репродукция  картин  

                               И.Э. Грабаря  «Февральская  лазурь», «Иней», «Зимний солнечный день»;

                               учебник русского языка 5 класса Т.А. Ладыженской  и  др.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    — Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Для того, чтобы настроиться на отличный

       урок, давайте, подарим друг другу улыбки. Садитесь.

    II. Актуализация знаний.

    — Вы знаете, что в русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание и

       рассуждение.

    — Давайте вспомним и назовём, что характерно для каждого из этих типов речи?

    Типы речи

    • повествование (говорится о действиях и событиях) что произошло?
    • описание (изображаются предметы, люди, животные, природа) какой?
    • рассуждение (излагаются причины явлений, их взаимосвязь) почему?

    III. Сообщение темы и целей урока.

    — Сегодня на уроке мы будем работать над репродукцией картины Игоря Эммануиловича

       Грабаря «Февральская лазурь».

    — Что мы будем делать с этой репродукцией? (Мы будем её описывать).

    — Следовательно, какой тип речи у нас будет основным на уроке? (Описание).

    — Скажите, а какая часть речи поможет нам точно и ярко описать признаки предметов?

      (Имя прилагательное).

    — На прошлом уроке мы говорили о том, что все виды искусств имеют жанры. Например, литература, как вид искусства, имеет жанры (стихотворение, басня, повесть). Живопись тоже как вид искусства имеет свои жанры. На прошлом уроке мы познакомились с таким жанром живописи, как натюрморт. А сегодня мы будем вести речь о другом жанре живописи. О каком? Отгадайте?

    Если видишь: на картине

    Нарисована река,

    Или ель и белый иней,

    Или сад и облака,

    Или снежная равнина,

    Или поле и шалаш,

    Обязательно картина

    Называется пейзаж.

    — А кто знает, что такое пейзаж?

    Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности.

                      2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в

                          литературном произведении.

    Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.

    — Сегодня мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.

    Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию.

       И.Э. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии художеств. Учителем И.Э. Грабаря был И.Е. Репин. С 1913 по 1925 гг. руководил Третьяковской галереей.

       Грабарь – тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Яркий осенний вечер», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом» и др.

    — Рассмотрите внимательно картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

    — Что привлекает ваше внимание на этой картине? (Берёза).

    Казалось бы, что может быть необычного в хорошо знакомой нам берёзе. А вот И.Э. Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно.

       Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, ч поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», — подумал я. Февраль  стал  изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около 2-х с лишком недель, пока я не кончил картину… Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба».

    — Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний И.Э. Грабаря (упр. 366)

    IV. Беседа по картине «Февральская лазурь».

    — Обратимся к картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь». Перечислите, что вы видите на

      ней.

    — Что привлекает  наше внимание  на переднем плане картины? (Берёза).

    — Давайте опишем её. (Берёза – белоствольная красавица. Её ствол немного искривлённый,

      молочного цвета, с чёрными пятнами. Кору ствола внизу обгрызли зайцы.

    — Что можем сказать о её ветвях?

    — Что мы видим на верхних ветках? (На верхних ветках висят прошлогодние листья).

    — Что можно сказать о других берёзах? (Берёзы – стройные, тонкие, белоствольные,

      статные, ждут весны).

    — Что художник изобразил на заднем плане? (Вдалеке видна берёзовая роща).

    — Какой день изобразил на своём полотне художник? (Солнечный, ясный).

       Глядя на картину, можно сказать, что солнышко очевидно уже теплее зимнего; ветки деревьев освободились от снега; снеговой наст начинает рыхлеть. Лес вдали, хоть и тёмный, но уже с желтовато-лиловым оттенком, очевидно, почки начинают оживать.

    — А как выглядит снег на картине И.Э. Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце

      и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый,

      сиреневый, нежно-розовый, голубой, розовый, лазурный).

    — Рассмотрите небо. Есть ли на нём облака? (Нет).

    — Есть ли на нём солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный

       свет).

    — Какого оно цвета вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее,

      лазурное, бирюзовое, голубое).

    — Давайте сейчас подберём прилагательные, которыми можно описать берёзу, снег, небо.

    берёза

    ветвистая, тонкая, стройная, молодая, изящная, танцующая, игривая, лёгкая

    снег

    алмазный, блестящий, голубеющий, розовато-голубой, сверкающий, лёгкий, рассыпчатый, жемчужный, тихий, лазурный

    небо

    бездонное, глубокое, грустное, бесконечное, свободное, перламутровое, безоблачное

    воздух

    чистый, морозный, прозрачный, бодрящий

    день

    морозный, солнечный, ясный

    — Какие краски использовал художник для создания этой картины? Краски переднего

      плана  отличаются от тех цветов красок, которые использовал художник для

      изображения заднего плана? (Задний план картины представлен в тёмных, холодных

      цветах. На заднем плане царство зимы. Свет не проникает в чащу).

    — Что такое «лазурь»? Почему картина так названа «Февральская лазурь»?

    Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

    Февраль – последний месяц зимы. Февральское солнце – предвестник весны – начинает постепенно оживлять природу. В яркий солнечный день при лёгком морозе безоблачное небо разливает свои голубые краски повсюду.

    — Где на картине вы видите голубые оттенки? (Белый снег становится голубым, тени

      берёз голубовато синими, даже самые стволы берёзок пропитаны голубым воздухом и

      делаются как бы воздушными. Голубые краски не выдуманы художником, а подсказаны

      природой.

    Вывод: на картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» изображён прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то что в центре картины – берёза художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».

    V. Составление плана к сочинению.

    План

    I. И.Э. Грабарь и его картина «Февральская лазурь».

    II. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»:

         а) солнечное февральское утро;

         б) старая берёза и её подруги;

         в) описание снега, тени на снегу;

         г) композиция и колорит картины.

    III. Мои впечатления от картины.

    VI. Составление устного рассказа по картине. Выявление лучшего рассказа.

    — «Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И. Грабарь картину, изобразив

       просвечивающее сквозь ветви серебристых от инея любимых берёз восходящее солнце.

    — Попробуйте и вы нарисовать словами «свою зимнюю сказку».

    VII. Рефлексия.

    Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

    Сегодня на уроке мне понравилось…

    Для меня было трудным…

    Я научился…

    Я узнал…

    VIII. Домашнее задание.

    Написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.

    221309 or


    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
    комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
    мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
    цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
    её.

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

    Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
    (рассказчика) по проблеме исходного текста.

    Объём сочинения – не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
    данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
    пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
    комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
    философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
    подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
    дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
    от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
    глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
    Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

    Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
    замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
    других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
    стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
    что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
    написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
    исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
    ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

    Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
    Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
    временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
    превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
    атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
    Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
    слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
    полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
    недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
    полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
    кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
    люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
    видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
    должна быть, увы, кровать.

    Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
    раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
    посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
    все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.

    Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
    лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
    который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
    удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
    у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
    дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
    жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
    достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
    из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.

    Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
    ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
    жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
    и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
    город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
    сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
    натуры.

    Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
    человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
    человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
    выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
    могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
    Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
    путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
    подвижники идеи.

    Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
    человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
    Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
    трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
    трусишка-то и дернет в первую очередь.
    (По В.А.Солоухину)*

    *Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
    наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
    автор осмысляет историю России XX-го века.

    Домашнее задание

    Абажур,
    абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
    авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
    агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
    академия, акваланг, акварель,  аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
    аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
    акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
    алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
    аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
    антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
    апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
    аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
    артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
    ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
    атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
    бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
    баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
    баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
    безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
    Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
    бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
    беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
    библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
    бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
    благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
    бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
    бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень

    Сочинение рассуждение на тему крылатые фразы русского языка

    20210413 vu tg sbscrb2

    Материал предназначен для учителей и учеников. В нём рассматривается композиция сочинения в формате ЕГЭ 2020-2021, дается расшифровка каждого пункта плана, предлагаются варианты клише.

    Сочинение рассуждение на тему крылатые фразы русского языка

    Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

    КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ 2021

    ЭТО

    КОНСТРУКТОР

    1.Проблема .

    Вопрос, который волнует автора.

    Смотреть:

    • информацию о тексте (задание 22, 26) и об авторе текста;

    • ключевые слова – слова, называющие главные понятия, предметы, процессы, описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет основу содержания текста (они способны дать представление не только о теме и проблематике текста, но и об идеях, реализованных в нём).

    Сравнить начало и финал текста:

    • что изменилось в авторских рассуждениях о событии или явлении;

    • в герое, его поведении и/или мироощущении;

    • в ситуации, расстановке персонажей;

    • чем завершился конфликт (при его наличии);

    • место и время действия;

    • художественные детали , важные для «расшифровки» текста.

    • Ф.И.О. (автора) ставит проблему + сущ. в р.п..

    • В предложенном для анализа тексте Ф.И.О. (автор) задается вопросом: …? Для писателя очень важна проблема + сущ. в р.п..

    • Какими должны быть …? Этой проблеме посвящён текст Ф.И.О. (автора).

    • В чём заключается …? Такова проблема, которую ставит Ф.И.О. (автора) .

    • С интересом прочитал предложенный для анализа текст. О чем же автор заставляет задуматься читателя? Конечно же, о том ,…

    • Что такое …? Как проявляется … в современном мире? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного публициста… Ф.И.О. (автора) .

    2. Комментарий

    сформулированной проблемы (два примера-иллюстрации из прочитанного текста,

    важные для понимания проблемы исходного текста ).

    Анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы.

    Запомните! В основе комментария — поставленная автором проблема. Пересказа быть не должно!!!  В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора).

    Алгоритм работы над комментарием:

    • выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;

    • отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;

    • выявить связь между примерами-иллюстрациями;

    • объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.

    1-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).

    Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия

    поставленной проблемы информация текста,

    сопровождаемая пояснениями, интерпретациями.

    Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?

    • Размышляя над данной проблемой, автор в качестве примера приводит …, рассказывая о …

    • Чтобы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает….

    • Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли. Ф.И.О. (автора) рассказывает о том, как …

    • В центре внимания автора — размышления …

    • Рассматривая данную проблему, писатель знакомит читателя с …, который …

    • Используя …, Ф.И.О. повествует …

    Пояснение к 1-му примеру.

    Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?

    • Благодаря этому мы понимаем…

    • На мой взгляд, обращая взгляд читателя на …, писатель убеждает нас в том, что …, потому что …

    2-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).

    Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?

    По мере развития авторской мысли мы видим , что…

    • В следующем эпизоде на первый план выходит…

    • Но автора поражают не только … Он пишет о том, что …

    • Публицист стремится донести до читателя мысль, что ….

    • Авторская взволнованность передается при помощи коротких и ёмких предложений (№ …). Использует он и такие яркие средства художественной выразительности, как … (предложения № …).

    • Продолжая размышлять о …, Ф.И.О. называет точную причину этого: «….». И у него есть конкретное предложение, что нужно делать, чтобы…

    • Раскрывая проблему дальше, публицист делится с читателем мыслями героя, подчеркивая особенность в поведении: «…..». И на еще одну психологическую деталь фокусирует взгляд читателя И.О. (автора):…

    Пояснение ко 2-му примеру.

    Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?

    • Иными словами, произошедшие с …. события научили его ценить ..

    • Мне кажется, автор показывает, насколько сильной может быть …

    Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

    Объяснение, с какой целью автор связал эпизоды.

    Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.

    Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения — противительная связь — сопоставительные отношения — дополнение и уточнение информации — иллюстрация, выделение частного случая —обобщение предыдущей информации — прием перечисления — прием, называемый конкретизацией —другая связь.

    Использованные два примера-иллюстрации, основанные на приёме …., помогают понять всю глубину поднятой проблемы.

    Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко то,

    Противопоставление:

    • С помощью противопоставления автор подчеркивает, что…

    • Однако из следующего эпизода становится понятно, что …

    • Совсем иначе ведет себя такой-то герой…

    • Поведению героя противопоставлены поступки..

    Дополнение/ уточнение:

    • Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде…

    • Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то ( для публицистики)…

    • Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде…

    Выделение:

    Автор текста фиксирует внимание…

    Объяснение:

    Автор объясняет это тем, что..

    Подтверждение:

    В подтверждении этих мыслей автор…

    3. Позиция автора.

    Ответ на вопрос , который волнует автора .

    Запомните! Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

    Советы

    1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.

    2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.

    3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

    4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.

    5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в каждом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).

    • Автор прямо не высказывает свою позицию, но обращает внимание читателя на…, и тем самым убеждает нас, что …

    • Автор прямо выражает свою позицию в таком-то предложении + цитата(для публицистических текстов).

    • Авторская позиция теперь становится предельно ясна.

    • Автор убежден:…

    4. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения.

    Аргументация собственного мнения.

    Запомните! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором .

    Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Соглашаясь с мнением автора, приводим доводы, подтверждающие авторский тезис.

    Не соглашаясь с автором и формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигаем контртезис (тезис, противоположный авторскому).

    • Я разделяю мнение Ф.И.О. В подтверждение своих мыслей и позиции автора хочу обратиться к произведениям классиков русской литературы. Вспомним героя…(аргументация к сочинению может быть любой: прочитанная книга по литературе, истории и др., просмотренный фильм, произведение искусства и т.)

    • С автором сложно не согласиться. Действительно, всё чаще в средствах массовой информации, Интернете, а иногда и в книгах можно заметить …. Ещё Ф.И.О. в известной книге «…» описал проблему ……

    • Я совершенно согласен с мыслью автора: именно …. Подтверждением этой мудрости для меня служит, например, такая русская пословица: «…».

    5. Заключение.

    Вывод, который должен быть органично связан с основным текстом.

    Приемы, используемые в заключении:

    • Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских).

    • Призыв , обращение к читателю.

    • Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем).

    • Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора.

    • Цитата , содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста.

    • Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием.

    • Завершая размышления над текстом Ф.И.О., отмечу, что я благодарен автору: он помог мне по-новому взглянуть на проблему….

    • В заключение отмечу, что работа над сочинением дала мне возможность еще раз задуматься о…

    • Таким образом, мы убедились, что … заставляют человека многое переосмыслить, посмотреть на жизнь иначе, чем прежде, и , как следствие, быстро повзрослеть.

    • Подводя итоги, хочется сказать, что…( быть грамотным сегодня – задача номер один каждого выпускника школы), потому что …(знание литературных норм языка позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей).

    • В заключение хотелось бы выразить надежду, что люди будут бороться с этой проблемой, …(читать книги, усердно учиться и повышать уровень грамотности).

    • Таким образом, мы приходим к выводу:..

    • В заключение мне хочется сказать, что поднятая автором проблема будет актуальна всегда:…

    143044 59a7f364cfac9

    -75%

    Сохранить у себя:

    Сочинение рассуждение на тему крылатые фразы русского языка Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку) (29.52 KB)

    icon visionoff

    icon visionon

    Государственная Итоговая Аттестация снова будет обязательной и ФИПИ уже представил новую версию КИМов на официальном сайте, поэтому всем, кто заканчивает 9 класс в 2022 году стоит заблаговременно узнать, каким будет ОГЭ по русскому языку, чтобы правильно подготовиться к обязательному испытанию.

    Формат экзамена

    В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:

    • Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
    • Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).

    Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).

    ОГЭ 2022 по русскому языку - структура КИМа, изменения, подготовка

    Итоговое собеседование

    Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания.

    Структура КИМа

    На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:

    • задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
    • задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
    • задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
    • задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.

    Также смотрите на видео подробный разбор КИМа 2022 года для ОГЭ по русскому языку:

    Оценивание

    Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:

    Задание Тип задания Макси2мальный бал
    1 Чтение вслух 2
    2 Пересказ текста 5
    3 Монолог 3
    4 Диалог 2
    Владение русским зыком 8
    Всего 20

    В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».

    Важные моменты собеседования

    Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.

    №1 – чтение вслух:

    • интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
    • темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.

    №2 – пересказ текста:

    • передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
    • отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
    • уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
    • правильность цитирования;
    • степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.

    №3 – монолог:

    • в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
    • монолог должен содержать не менее 10 фраз;
    • в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
    • участник должен учесть речевую ситуацию;
    • высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.

    №4 – диалог:

    • отвечать необходимо по сути на поставленный вопрос (коммуникативная задача);
    • учитывать речевую ситуацию.

    Экзаменатор может задавать вопросы, не указанные в карточке, но связанные по смыслу с обсуждаемой темой. Дополнительно к указанным критериям во всех четырех заданиях оценивается наличие грамматических, орфоэпических ошибок, искажений слов, ударений, словарный запас и пр. Эти навыки нельзя сформировать за два дня. Их необходимо оттачивать постоянно.

    Письменный ОГЭ по русскому языку

    Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.

    Формат экзамена

    Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.

    • На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
    • Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
    • Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

    На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.

    Структура КИМа

    Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

    Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).

    Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.

    В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

    • на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
    • на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.

    Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

    Устный и письменный ОГЭ по русскому языку в 2022 году, что нужно знать 9-класснику

    Оценивание

    Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:

    Часть Задания Максимальный балл
    I №1 7
    II №2-7 7
    III №9 9
    За грамотность и точность речи 10
    Всего 33

    Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
    Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:

    Оценка Баллы
    5 29-33
    4 23-28
    3 15-22
    не сдал 0-14

    Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

    Секреты подготовки

    Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы)  и сочинения (3 часть работы).

    Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.

    Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:

    • Орфография;
    • Лексика;
    • Синтаксис;
    • Пунктуация.

    Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.

    Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).

    Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:

    1. Объем ответа – не менее 70 слов.
    2. Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
    3. Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.

    Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:

    Читайте также:

    • ОГЭ по литературе в 2022 году
    • ОГЭ по биологии в 2022 году
    • ОГЭ по информатике в 2022 году

  • Сочинение рассуждение на тему красота спасет мир кратко
  • Сочинение рассуждение на тему коронавирус
  • Сочинение рассуждение на тему крым в сердце моем
  • Сочинение рассуждение на тему крылатые слова и выражения русского языка
  • Сочинение рассуждение на тему космос и человек