(1) Как назвать одним словом то, что представляла собой в 70-е годы Оптина Пустынь — одно из святых мест России? (2) Обломки. (3) Всюду остатки красной кирпичной стены, об­таявшие башни древнего монастыря; Владимирская церковь исчезла совсем. (4) Растаяла. (5) От церкви Марии Египетской фактически остался бесформенный остов, обрастающий куста­ми неприхотливой бузины…

(6) Невольно думаешь о том, что понятие родины не слагает­ся из умозрительных рассуждений. (7) Родина складывается из конкретных и зримых вещей, окружающих нас в повседневной жизни: изб, деревень, песен, живописных и архитектурных красот. (8) Нельзя любить географическую карту, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставников, памятники архитектуры и народные сказки… (9) Да, из любви к конкретным вещам скла­дывается любовь к Родине. (10) Если же эта любовь озарена глубоким интересом к истории, то это определяет культуру че­ловека. (11) Будем же действовать, собирая по крохам, по ка­мешку всё, что можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к России, к её истории, культуре…

(12) Когда мы шли по Оптиной Пустыни, я всё думал, что бы такое унести отсюда на память как частичку прошлого. (13) Хотя бы старинный кованый гвоздь, осколок лампады, уголок изразца — мало ли что можно подобрать на святой зем­ле. (14) Лежал бы он на столе, а я бы знал, что это из Оптиной Пустыни, ощущал бы дыхание прошлого и испытывал укор со­вести за то, что не научились мы пока беречь культурные цен­ности.

(15) Действительно, я споткнулся обо что-то, и неловкое движение ноги выковырнуло из земли… (16) Увы, это не что-то такое, что несёт примету времени и рук человеческих, а до­вольно крупный (с мужской кулак), почти правильной прямо­угольной формы, жёлтый, гладкий камень.

…(17) Он и сейчас лежит у меня на столе. (18) Лежит как на­поминание о том, что разорённые памятники старины ждут на­шего внимания и просят о помощи.

(По В. Солоухину) Задания к тексту:

А. Какая общая мысль Объединяет Прочитанный и прослушан­ный тексты?

1) Основной материал, из которого, как правило, строились церкви в Древней Руси, — дерево.

2) Каждый памятник древнего зодчества со временем непре­менно становится архитектурным шедевром.

3) Святые места России окутаны легендами, преданиями, которые необходимо изучать.

4) Интерес к памятникам архитектуры, забота о них — од­но из проявлений любви к Родине.

Б. Какая мысль не отражена в прочитанном тексте?

1) Разорённые памятники старины — проявление беспечно­сти и варварства по отношению к культуре своей страны.

2) В настоящее время Оптина Пустынь — одно из самых ухоженных уголков России, бережно хранящий тради­ции прошлого.

3) Любовь к Родине — это прежде всего ответственность за сохранение её прошлого, восстановление утраченного.

4) Основой культуры человека является его любовь к исто­рии страны, бережное отношение к окружающему.

В. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) научный стиль; повествование с элементами описания.

2) художественный стиль; повествование с элементами опи­сания.

3) научный стиль; описание с элементами повествования.

4) публицистический стиль; рассуждение с элементами опи­сания

Г. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

1)8 2) 9 3) 14 4) 15

Сочинение учащегося на тему
«Любовь к Родине — это уважение к её прошлому
и настоящему»

Родина — это не только место, где ты родился. Родина — это близкие люди, которые тебя окружают, твои друзья. Родина — это твоя школа, твой двор. Родина — это памятники культуры, достопримечательности твоего города и твоей страны. Как и близких нам людей, мы уважаем и любим памятники нашей родной культуры.

Культура каждой страны, каждого города уникальна. Она может рассказать нам о прошлом, об истории. Я согласна с В. Солоухиным, что если «любовь озарена глубоким интересом к истории, то это определяет культуру человека».

Не зря люди по всему миру охраняют и оберегают различ­ные памятники. Ценность представляет всё, что касается наше­го прошлого и настоящего. Для историков и археологов важен даже маленький осколок блюдца или кувшина. Даже такая, казалось бы, ненужная вещь может поведать нам много инте­ресного и нового.

Наша культура — это не только материальная, но и духов­ная ценность. Памятники культуры — это плоды великих умов и великого творчества. И эти плоды радовали людей в про­шлом, заставляют нас восхищаться и гордиться ими сейчас и, я надеюсь, будут радовать многие годы.

Но так будет только тогда, когда все люди научатся любить и уважать свою Родину.

73. Сочинение-рассуждение. 1. Выразительно прочитайте дан­ные тексты. Что их объединяет и чем они различаются? Ка­кие выразительные языковые средства используют авторы? Можно ли первое предложение каждого текста считать рито­рическим вопросом? Письменно обоснуйте свою точку зре­ния.

2. Предположим, вам надо написать небольшое сочинение, начиная его с того же предложения, с какого начинаются оба текста. Письменно объясните, о чём вы будете писать. По­стройте своё высказывание в виде сочинения-рассуждения.

1) Знаете ли вы, как растёт трава? Первые ростки появляют­ся ещё задолго до начала спада воды. Вначале всё кругом ста­новится синим, затем сиреневым, потом жёлтым, белым и, на­конец, зелёным. Это в тайге, а в тундре всё идет гораздо быст­рее.

В один из таких дней я бродил по берегу моря, глядел на плывущие по губе льдины, на птиц, отводящих меня от гнёзд, и так наглотался свежего ветра, что вопреки правилам выбрал бугорок посуше, прилёг и уснул. Не знаю, сколько я проспал, но когда встал, то увидел, что бугорок из белого стал зелёным и на нём ясно виден контур моего тела.

Не раз я слыхал от стариков, рассказывающих бывальщи­ны, что стоит припасть ухом к земле, и услышишь, как растет трава. Наверно, я спал крепко и не слышал этого, но то, что трава пробилась из земли за несколько часов, видел своими глазами.

(В. Журавлев-Печорскии)

2) Знаете ли вы, как растёт трава? Много раз слышал я от стариков, что стоит припасть ухом к земле, и услышишь, как поднимается, и шелестит, и скрипит, и стонет, набирает сил крохотный росток. Если крепко спишь на зорьке, этого не уви­дишь и не услышишь. Человеку трудно даётся привычка вста­вать вместе с солнцем. Но коль уж воспитал он в себе эту при­вычку, то будет вместе с зеленью, вместе с цветами радоваться утреннему пробуждению природы. Даже самый крохотный и самый неказистый цветок, что поднялся на глазах человека, станет ему близок и дорог. Человек не сорвёт его бездумно, что­бы тут же затоптать в пыли, потому что сам будет причастен к великому таинству рождения новой жизни.

(По В. Моложавенко)

74. Сочинение-рассуждение. Внимательно прочитайте текст и на его основе напишите небольшое по объёму сочинение-рассу­ждение, объясняя в нём, актуальна ли в наши дни пробле­ма, поднятая автором более ста лет назад.

Одно из привычных наших чувств — зависть. Мелкое, не­годное чувство, недостойное человека со сколько-нибудь разви­тым самолюбием. Оно предполагает большую слабость: завиду­ем другому, у кого есть то, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. Бессильны получить. Потому и завидуем.

И напрасно подчас завидуем. По пословице: «В чужих руках ломоть больше кажется». А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше.

Да уж где нам! Сиротинки мы, всеми обиженные. Вот у на­ших соседей всё есть, и всё хорошо. Кто-то наделил их всеми благами, а нас этими благами обделил, — кто?

Силён тот, кто хочет быть сильным. И кто имеет силу и соз­нает её, тот легко скует своё счастье. А завидовать не надо ни­кому, — уже потому, что зависть — один из худших грехов, и ведет к греху ещё противнейшему, — к унынию.

(По Ф. К. Сологубу)

75. Сочинение-рассуждение. Письменно выскажите своё отно­шение к той мысли, которая выражена в данном тексте. Аргу­ментируйте свою точку зрения.

Книги без собеседника мертвы. Они могут молчать годы и оживают, когда приходит собеседник. В отличие от вещей они умеют ощущать печаль и радость, потому что в них вложены страсти. Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили чувст­ва, те самые, которые переживаем мы. Мы только размышляем о жизни, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. В течение всей жизни книги ждут от нас усилия души.

(Л. Лиходеев)

76. Сочинение-рассуждение. Вдумчиво прочитайте текст, а за­тем письменно продолжите его, объясняя преимущества электронной почты. Аргументируйте свои утверждения.

Электронная почта (e-mail) — наиболее распространённый и эффективный способ общения с помощью Интернета. Это ти­пичный сервис отложенного чтения (off-line). Вы посылаете ва­ше сообщение в виде обычного текста, а адресат получает его на свой компьютер через какой-то промежуток времени и читает ваше сообщение тогда, когда это ему будет удобно.

E-mail очень похож на обычную бумажную почту. На кон­верте написан адрес получателя, стоят штампы почтовых отде­лений пути следования. Роль конверта в электронном письме выполняет служебная информация об авторе письма, получате­ле, времени отправления и получения письма, пути прохожде­ния его по сети и т. д. Вы можете вложить в обычное письмо что-нибудь, например фотографию. Аналогично вы можете по­слать файл с данными и электронным письмом. Вы можете подписать обычное письмо — можно подписать и электронное письмо.

Но у электронного письма есть неоспоримые преимущест­ва…

77. Сочинение-рассуждение. 1. Прочитайте текст, определите его основную мысль и озаглавьте.

2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Жевательная резинка — это вред или польза для человека?». Приведите в со­чинении не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Фантасты и футурологи весь XX век обещали нам, что буду­щее наступит не раньше не позже, а точно в 2000 году. И жить тогда будут на нашей планете особые люди — люди будущего. Совсем недавно мы неожиданно оказались в будущем. На удив­ление, ничего не изменилось. Мы, люди будущего, носим всё те же джинсы, пьём соки и продолжаем жевать жевательную ре­зинку.

А что мы знаем об этой жевательной резинке? XX век — пока единственное столетие в истории, от начала до конца ко­торого человечество жевало резинку. Этот продукт был приду­ман лишь немногим более ста лет назад, но уже к началу XX века стал популярнейшей забавой, за которую охотно пла­тили деньги миллионы людей. Жевательная резинка оказа­лась настоящим коммерческим чудом. А в известной степени даже товаром, по которому можно рассказывать историю два­дцатого века.

Однако страсть человечества к процессу жевания известна с очень давних времён. Это подтверждают археологические на­ходки, уводящие во времена каменного века. В Северной Евро­пе найдены куски доисторической смолы с отпечатками челове­ческих зубов. Их датируют VII—II тысячелетиями до нашей эры. На протяжении столетий греки жевали мастичную смолу, которую получали из коры мастичного дерева — кустообразно­го растения, произрастающего в основном в Греции и Турции. От индейцев Новой Англии американские колонисты научи­лись жевать резиноподобную смолу, образующуюся на еловых деревьях при срезании с них коры. Куски еловой смолы прода­вались в восточных Соединенных штатах с начала 1800-х го­дов, что явилось первой коммерческой разновидностью жева­тельной резинки в этой стране. Современная разновидность же­вательной резинки впервые появилась в конце 1860-х годов, когда в Соединенные штаты был завезён Чикл — Продукт, вы­рабатывавшийся из молочного сока (латекса) дерева саподилла, который произрастает в тропических дождевых лесах Цен­тральной Америки. Усовершенствование методов производства данного продукта привело к появлению на свет нового вида промышленности.

Казалось бы, всё просто: жевательная резинка — чтобы же­вать. Но не только. Со временем ей нашлось и множество дру­гих применений. Во-первых, производители догадались, что, обогащенная гвоздичным или мятным ароматом, резинка мо­жет освежить дыхание. Во-вторых, выяснилось, что жевание способствует развитию жевательного аппарата. Некоторые бок­серы, уверовав в неограниченные возможности жвачки как спортивного тренажёра, включали в свои тренировки пе­режёвывание большого количества резины. Они считали, что это поможет держать во время боя мощные удары в челюсть. В-третьих, в результате проведённых исследований оказалось, что жевательная резинка без сахара за счёт стимуляции слюно­отделения может использоваться как средство гигиены полости рта и способствует снижению риска возникновения кариеса. В-четвёртых, жевательная резинка используется как терапев­тическое средство при недостатке слюноотделения. В-пятых, было научно доказано, что жевание резинки помогает снять психологический стресс.

Но и это ещё не всё! Резинку жуют во время полёта на са­молёте — чтобы не закладывало уши, в автобусе — чтобы не укачивало. С помощью кусочка жвачки можно сделать экс­тренный ремонт лопнувшего во время дождя ботинка, очистить насечку напильника, собрать мелкие осколки стекла. Можно приклеить на дверь записочку.

И наконец, ещё одно качество резинки, которое отмечают психологи. Существует образ мужественного человека, и одна из его составляющих — крепко стиснутые зубы. Это признак предельной собранности воли. Стиснув зубы, словно превраща­ешься в сжатую, но постоянно готовую распрямиться пружину, и тебе всё нипочем. Достичь этого состояния помогает и жева­тельная резинка: в этом случае она выступает подручным сред­ством для того, чтобы «сделать себя». Поэтому, наверное, со ртом, набитым резиной, легче преодолеть или скрыть стесни­тельность в незнакомом обществе. При этом в определённой степени она выступает и в качестве защитной прокладки меж­ду зубами: теперь их можно стискивать сколько угодно раз, не опасаясь за их сохранность.

Удивительно, как быстро кончился век и как много в нём успело произойти! Как много мимолетных увлечений человече­ства успело родиться и уйти в небытие. Нюхательный табак и хулахуп, кубик Рубика и банджи-дамп, пятнашки и русская рулетка — все промелькнуло, оставив лишь ностальгические воспоминания. И только старая добрая жевательная резинка до сих пор не утратила к себе интерес непостоянного и ветреного потребителя. Многофункциональность жевательной резинки и до сей поры во многом определяет объёмы продаж этого про­дукта во всём мире.

(По В. Крикунову)

78. Сочинение-рассуждение. Выберите одну из пословиц и на­пишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимае­те её смысл. Продумайте аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зрения.

Не идти вперёд — значит идти назад.

За чем пойдёшь, то и найдёшь.

Если за день ничему не научишься, значит, весь день шёл назад.

Утром не встал — день потерял.

Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привыч­ку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу.

Не страшно медленно идти — страшно стоять на месте.

79. Сочинение-рассуждение. Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль и письменно объясните, согласны ли вы с ней. Продумайте аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать или опровергать идею текста.

Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, соз­даёт образы героев, изображает действие, пишет картины при­роды. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядоч­ными пятнами. Он кладёт тёмный мазок, рядом другой, посвет­лее. Постепенно из десятков мазков на холсте вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы, обстановка дейст­вия — картина наполняется содержанием. Взглянув на неё, мы не видим ни холста, ни красок — мы видим живую сцену или пейзаж. Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображённые на карти­не. В этом искусство живописца сродни работе писателя.

В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. Мелодия в музыке течёт, изменяется непрерывно. Собы­тия в книге следуют одно за другим. А картина изображает только одно мгновение. Словно зорким глазом наблюдал ху­дожник события жизни, наблюдал долго, настойчиво, и вдруг наступил самый значительный момент, достойный стоять на картине века. И художник приказал времени: «Мгновение, ос­тановись!»— и красками на холсте запечатлел всё, что увидел, в этом неповторимом мгновении.

(По О. Туберовс)

80. Сочинение-рассуждение. 1. Вдумчиво прочитайте текст, оза­главьте его. Близко к тексту перескажите текст.

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, каким ти­пом памяти вы обладаете. Приведите аргументы, подтвер­ждающие вашу точку зрения.

Различают обычно четыре типа памяти: 1) зрительную, 2) слуховую, 3) моторную (двигательную), 4) смешанную.

Как установить свой тип памяти?

Допустим, работая с учебником, вы замечаете, что лучше всего запоминаете прочитанное, когда читаете молча, про себя. Вы, стремясь вспомнить какую-либо мысль, формулу или циф­ру из только что прочитанного, предварительно должны пред­ставить, в каком месте страницы книги и каким шрифтом эта формула отпечатана. Один раз побывав в незнакомой комнате, вы сразу запоминаете находящиеся в ней предметы и подробно­сти обстановки, и, если потом, закрыв глаза, вы ясно представ­ляете то или иное место, — надо полагать, что у вас лучше все­го развита зрительная память. Ярким примером зрительного типа памяти служат те шахматисты, которые, не глядя на дос­ку, одновременно играют с несколькими партнёрами. Человек, обладающий зрительной памятью, особенно хорошо запомина­ет то, что схватывает его взор (иллюстрации книги, чертежи, схемы, диаграммы, формулы, картины и т. п.), то, что сам чи­тает и подчёркивает, особенно цветным карандашом.

Если же вы легче запоминаете то, что слушаете (например, лекцию, объяснения руководителя, доклад), а не то, что вычи­тываете молча, если вы прочнее запоминаете, когда читаете вслух, — значит, у вас развита слуховая память. Человеку, об­ладающему слуховой памятью, следует больше слушать лек­ций и радиопередач.

Если же вы легче запоминаете, когда запишете или произне­сете что-нибудь вслух, значит у вас моторный тип памяти. В этом случае память человека легче усваивает материал, когда он совершает те или иные движения: записывает, зарисовыва­ет, читает вслух, расхаживая по комнате. Моторный тип памя­ти довольно распространён.

У большинства же людей развита смешанная память, то есть у них в той или иной степени есть элементы всех трёх типов па­мяти. В этом случае полезно более или менее равномерно поль­зоваться всеми приёмами: чтением про себя, записью, слуша­нием лекций и бесед, собственным пересказом.

По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа (и зрительный, и слуховой, и двигательный), чем при использовании только од­ного своего доминирующего (скажем, зрительного).

(О. Кузнецов)

81. Прочитайте сочинение девятиклассницы. Определите, ка­кое задание она выполняла. Удалось ли ученице справиться с ним?

Охарактеризуйте письменную работу ученицы, используя критерии анализа сочинения-рассуждения (см. приложение книги).

Константин Георгиевич Паустовский писал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Писатель, конечно, он прав.

Возьмём, к примеру, самое обыкновенное, но дорогое для каждого человека слово Родина. Оно само по себе относится к числу таких слов, которыми дорожат и часто не употребляют. Но ведь и все родственные ему слова являются самыми дороги­ми на свете. Родня, родимый, родной, новорождённый… Даже Родничок, что где-то затерялся в лесной глуши, тоже Родня Са­мому родНОму — жизни. Мы хорошо знаем, что Родничок — Это чистая ключевая вода. А это означает, что родник — это жизнь. А Рожь? Это тоже основа жизни. Вот и выходит, что все слова с корнем —Род— внутренне связаны со словом Жизнь. Каж­дое слово с этой древней морфемой как бы говорит нам о том, что всё живое на Земле связано находится в тесном родстве. Разве это не «таинственный блеск», о котором говорил Пау­стовский!

82. Сочинение-рассуждение. Прочитайте высказывание выдаю­щегося русского педагога В. Сухомлинского. Напишите со­чинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли текста. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения бы­ла аргументирована.

По тому, как человек относится к своей школе, судят о его внутренней культуре и благородстве, о его способности доро­жить честью и славой своего народа. Твой долг — на всю жизнь сохранить отношение к школе, как к святыне, обязательно пе­редать это отношение к детям и внукам. Какими бы богатства­ми знаний ни обогащалась наука, какие бы умы и таланты ни рождались твоим народом и человечеством, школа, с её элемен­тарным знаниями, с её азбукой и первым чтением, с её учите­лем и наставником, с её первой книгой, навсегда пусть останет­ся в твоей душе как первый источник твоего ума, твоих способ­ностей, благородства и высокой воспитанности твоей души. Школа — источник знания жизни для человека — всегда будет важнейшим очагом мудрости народа.

(В. Сухомлинский)

83. Сочинение-рассуждение. Прочитайте высказывание видно­го русского учёного Льва Николаевича Гумилёва. Напиши­те небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу глав­ную мысль данного высказывания. Выразите своё согласие или несогласие с позицией автора. Следите за тем, чтобы ва­ша точка зрения была аргументирована.

Школьные годы — это жестокое испытание. В школе учат разным предметам. Многие из них не вызывают никакого инте­реса, но тем не менее необходимы, ибо без широкого воспри­ятия мира развитие ума и чувства невозможно. Если дети не выучили физику, то потом они не поймут, что такое энергия и энтропия; без зоологии и ботаники они пойдут завоёвывать природу, а это самый мучительный способ видового самоубий­ства. Без знания языков и литературы теряются связи с окру­жающим миром людей, а без истории — с наследием прошлого.

(Л. Гумилёв)

84. Сочинение-рассуждение. Прочитайте текст и напишите со­чинение-рассуждение, объясняя, в чём заключается смысл этого рассказа и какой подтекст он содержит.

Огоньки

Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…

— Ну, слава Богу! — сказал я с радостью, — близко ночлег! Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на весла.

— Далече!

Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неоп­ределённой тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действитель­но, далеко.

Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажет­ся, вот-вот ещё два-три удара веслом,— и путь кончен… А меж­ду тем — далеко!..

И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке. Уще­лья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, — всё так же близко и всё так же далеко…

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, за­тенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много ог­ней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё дале­ко. И опять приходится налегать на весла…

Но всё-таки… всё-таки впереди — огни!..

(В. Короленко)

85. Сочинение-рассуждение. Выберите один из афоризмов и на­пишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы пони­маете его смысл. Выразите в сочинении своё согласие или несогласие с данным утверждением. Аргументируйте свою точку зрения.

Человеку свойственно ошибаться, а глупцу — настаивать на своих ошибках. (Цицерон)

Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня. (В. Розанов)

Мир красотой спасётся. (Ф. Достоевский)

В судьбе природы — наша судьба. (В. Распутин)

86. Сочинение-рассуждение. Прочитайте высказывание видно­го деятеля русского просвещения XIX в., философа, мате­матика, лингвиста И. И. Давыдова. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль дан­ного высказывания. Озаглавьте свой текст. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.

Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угады — ватъ её смысла; когда в ней предмет развивается легко и после­довательно; когда она течёт, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно. (ИДавыдов)

87. Сочинение-рассуждение. Прочитайте высказывание извест­ного журналиста, в прошлом лётчика-испытателя Анатолия Марковича Маркуши. Напишите небольшое сочинение-рас­суждение публицистического стиля речи, начиная свой текст данными словами. Обдумайте тему сочинения, основную мысль, озаглавьте его. Следите за тем, чтобы ваша точка зре­ния была аргументирована.

Наблюдайте! Запоминайте! Старайтесь вникать в суть окру­жающего, и вы непременно сделаетесь богаче!

88. Сочинение-рассуждение. 1. Спишите, вставляя пропущен­ные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Объяс­ните значение и правописание слова Земля в данном тексте.

2. Какова основная мысль этого текста? Сформулируйте её в виде тезиса и раскройте в своём сочинении-рассуждении. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументиро­вана.

Родной (3,з)емлёй мы н_зываем тот край где Родились И выр_сли. И планету свою люди называют (3,з)емлёй (не, ни)смотря на то что две трети её п_верхности Залито Вода­ми. (На)верное всё это (по)тому что хлеб наш насущ(?)ный даёт нам (3,з)емля тоненький поч(?)ве(н, нн)ый слой (не, ни)чем (не, ни) заменимый дар накопле(н, нн)ый природой за долгие тысячелетия. (В. Чивилихин)

89. Сочинение-рассуждение. 1. Прочитайте отрывок из книги «Друзья мои — книги» пламенного книголюба и писателя В. Лидина. Какие мысли автора, на ваш взгляд, достойны особого внимания и почему?

2. Выберите одну из выделенных фраз в тексте и на её основе напишите сочинение-рассуждение, объясняя при этом, как вы понимаете её смысл и согласны ли вы с этой мыслью авто­ра. Приведите в сочинении не менее двух аргументов, под­тверждающих вашу точку зрения.

Любовь к книге прививается с детства. В доме должны быть книги, они освещают жилище. Книге предназначено быть спутником человека. У меня есть книги, сохранившиеся ещё с поры моего раннего детства, это мои поверенные сердечные друзья, мои наставники. Книжный шкаф в комнате — это не просто собрание книг, пусть даже отлично изданных, это то, с чем живёшь, что учит и ведёт за собой. Книжный шкаф в ком­нате — это дом, где живут друзья. Ведь даже в гости приглаша­ешь именно тех, с кем испытываешь потребность общения; а что толку, если вокруг будет полно людей, с которыми и гово­рить не о чем. Книги, как и друзей, надо выбирать по душев­ной склонности, памятуя, что именно книге свойственно осо­бенное постоянство; Любимая книга никогда не изменит И вер­нётся именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке.

(По В. Лидину)

90. Сочинение-рассуждение. 1. Прочитайте следующие афориз­мы и объясните, что их объединяет.

2. Предположим, вам нужно написать пять сочинений-рассу­ждений, последовательно используя в каждом из них одно из пяти афоризмов в качестве тезиса. Как вы считаете, можно ли использовать одни и же аргументы в каждом из этих сочине­ний? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Напишите сочинение-рассуждение, используя одно из дан­ных высказываний (на выбор) в качестве тезиса. Обратив­шись к ресурсам Интернета, найдите информацию об авторе высказывания и используйте эти сведения в своём тексте.

1) Хорошая книга — это ценный подарок, завещанный авто­ром человеческому роду. (Аддисон) 2) Долгие годы истребляют и надгробные насыпи, и камни, но у времени нет силы против книг. (Валуа) 3) Если человеку суждено стать Богом, то престо­лом ему будет книга. (Л. Н. Андреев) 4) Книга — это окна, через которые душа смотрит на мир. Жилище без книг всё равно, что комната без окон. (Вильсон) 5) В общей картине цивилизации место каждого народа определяется количеством книг, которое он прочитывает. (Лабула)

91. Сочинение-рассуждение. 1. Прочитайте миниатюру Юрия Бондарева. В чём её особенность? Объясните, как в заглавии текста раскрывается его суть.

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы пони­маете смысл прочитанного текста. Приведите в сочинении не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Единое

Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинако­во смеются.

92. Сочинение-рассуждение. 1. Вдумчиво прочитайте текст и определите его основную мысль. Объясните смысл заголовка.

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы по­нимаете смысл заключительной фразы прочитанного текста: «… каждый человек решает сам, кем ему быть: мисс Смит или Отто Юльевичем Шмидтом». Как бы вы ответили на этот во­прос? Приведите в сочинении не менее двух аргументов, под­тверждающих вашу точку зрения.

Конфликт желаемого и возможного

Всё узнать! Всё прочитать! Многим из нас хочется этого! Но желания и возможности далеко не всегда совпадают.

Английский писатель Джеймс Олдридж в одной из своих статей рассказал о некой мисс Смит, которая впервые посетила читальный зал Британского музея около сорока лет назад. Во­семнадцатилетнюю девушку переполняло желание всё узнать. Однако, проведя некоторое время среди книжных гор, окру­жавших её в великом соборе человеческой мудрости, она поня­ла непосильность задачи, которую поставила перед собой, — овладеть всем человеческим знанием, ужаснулась и отступила. С той поры она не прочла ни одной книги, не сумев преодолеть конфликт реальности и мечты, конфликт желаемого и возмож­ного.

А вот другой пример. Будучи юношей, академик Отто Юлье­вич Шмидт составил список литературы, которую ему необхо­димо прочесть. Итог был ошеломляющим: чтобы выполнить намеченную программу, ему потребовалась бы тысяча лет! Из­рядно сократив список, Шмидт подсчитал, сколько потребуется времени, чтобы прочитать оставленные в списке книги. Он сно­ва получил внушительную цифру — 250 лет. Здесь также нали­цо конфликт желаемого и возможного, но Шмидт, не в пример мисс Смит, с блеском преодолел его. Отто Юльевич был энцик­лопедически образованным человеком.

Избыток печатной продукции волновал человечество давно. Одна из первых жалоб на обилие книг содержится в египетском папирусе, написанном около шести тысяч лет назад: «К несча­стью, мир сейчас не таков, каким был раньше. Всякий хочет писать книги, а дети не слушаются родителей…» Нередки бы­ли голоса о засилье книг в Средние века и позднее. Высказыва­лись предложения об ограничении распространения книг. Но в то же время были люди, которые заботились о читателе, дума­ли о том, как облегчить его труд и как помочь прочитать как можно большее количество книг. Знаменитый коллекцио­нер-изобретатель Николя Гроллье де Сервьера, живший в сем­надцатом веке, даже придумал машину, предназначенную для ускорения чтения книг. Она представляла собой некое подобие мельничного колеса, в котором вместо лопастей были устроены подставки для книг. На подставках помещалось одновременно несколько книг, раскрытых на требуемых для работы страни­цах.

А что же делать современному человеку, на которого бук­вально обрушился поток информации, а количество книг, су­ществующих сейчас на планете, не поддаётся счёту! И речь идёт теперь не только о печатных, так называемых бумажных книгах! Бесчисленное множество книг существует в электрон­ном виде, предельно насыщен разнообразной литературой и Интернет.

Несомненно, со временем поток информации будет стано­виться всё шире, а отношение к нему человека — всё более из­бирательным. Человек, желающий познать неизвестное, дол­жен научиться преодолевать противоречие между объёмом пе­чатной продукции и своими возможностями (психическими, временными). Задача эта, прямо скажем, нелегкая, но решение её зависит от знаний и опыта, которыми располагает человек в области чтения как особого вида деятельности.

Разумеется, развитие письменности, совершенствование сис­темы языка, приёмов мышления в процессе чтения и способов работы с текстом способствуют тому, что каждое последующее поколение читает быстрее, чем предыдущее. Происходит посто­янное совершенствование и самого человека, его психики, ум­ственных способностей, что также отражается на повышении эффективности читательского труда.

Так что каждый человек решает сам, кем ему быть: мисс Смит или Отто Юльевичем Шмидтом.

(По В. Бородиной)

93. Сочинение-рассуждение. Выберите один из афоризмов и на­пишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы пони­маете его смысл. Выразите в сочинении своё согласие или несогласие с данным утверждением. Аргументируйте свою точку зрения.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)

Плох тот народ, который не помнит, не умеет ценить и не может любить своей истории. (В. Васнецов)

Ах! Злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов)

94.Сочинение-рассуждение. Руководствуясь данными ниже требованиями, напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли читать научно-познавательного содержания?». Аргументируйте свою точку зрения. Можете использовать для этой цели суждения, содержащиеся в перечне требова­ний.

Научно-познавательная книга должна:

— популяризовать современную науку, показывать её тес­ную связь с жизнью;

— углублять уже имеющиеся знания, полученные читате­лем в школе;

— расширять образовательный кругозор читателя;

— развивать познавательную активность читателя, желание постоянно обращаться в литературе подобного рода;

— предъявлять научные факты в доступной и интересной форме, уместно используя при этом языковые средства вырази­тельности.

95.Сочинение-рассуждение. Выберите одну из книг из серии научно-познавательной литературы и напишите на неё рек­ламный текст (тип речи — рассуждение-доказательство), с помощью которого можно заинтересовать других читателей и вызвать у них желание познакомиться именно с книгой, кото­рую вы рекламируете. При написании сочинения используй­те материалы предыдущего упражнения.

96.Сочинение-рассуждение. 1. Прочитайте высказывание выдаю­щегося русского учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Определите основную мысль текста.

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы по­нимаете смысл заключительной фразы прочитанного текста. Выразите своё согласие или несогласие с позицией автора. Сле­дите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.

А в чём самая большая цель жизни? По-моему, в том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас мире.

Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит пе­ред человеком задачу, которую нужно уметь решать. Если че­ловеком поставлена задача приобрести все элементарные мате­риальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материаль­ных благ. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности… Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется ровным счётом ничего. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему ты отдавал силы. Интересно, замечали ли вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается?.. Люди, ни о ком не забо­тящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запо­минаются надолго.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других, кто способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе…

(По Д. Лихачёву)

97. Сочинение-рассуждение. 1. Прочитайте сказку-притчу Евге­ния Пермяка. О чём она? Какую мысль передаёт автор?

2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы по­нимаете смысл фразы из прочитанного текста и согласны ли вы с этой мыслью: «Если бы всем нравилось одно и то же, то­гда бы остановилась жизнь…». Приведите в сочинении не ме­нее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.