Сочинение рассуждение на тему этимология

Инфоурок русский язык конспектыурок русского языка на тему сочинение-рассуждение на тему подвигскрыть обращаем ваше внимание, что в соответствии

Инфоурок

Русский язык
КонспектыУрок русского языка на тему «Сочинение-рассуждение на тему » Подвиг»

Скрыть

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание
обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
классах или группах.

Только сейчас Вы можете пройти дистанционное обучение прямо на сайте
«Инфоурок» со скидкой 40% по курсу повышения
квалификации
«Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

(72 часа). По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении
квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна).

Инфоурокбиблиотека материалов

Технологическая карта урока № 76

Предмет

Русский
язык

Дата
проведения

29.03.
2021

Составила

Мякшина
А.В.

Тема
урока

 р.р. Подготовка к написанию контрольного
сочинения — рассуждения на тему «Подвиг»

Тип
урока

Урок
открытия новых знаний

Цели урока

повторить
изученное о композиции сочинения — рассуждения; обучать написанию сочинения
на предложенную тему;

           
Воспитывать осознанное отношение к изучению предмета;

           
Развивать речь, творческое воображение обучающихся.

Планируемый

результат

Предметные
результаты

Межпредметные
результаты

Уметь
разными способами объяснять лексическое значение слов, выполнять
грамматические разборы.

Регулятивные:
Формулировать
и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: Осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;

Коммуникативные:
Сотрудничать
с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

Основные

понятия

  Тема,
идея, сюжет

Организация пространства

Межпредметные
связи

Формы работы

Ресурсы

литература

Беседа,
словарный диктант, тестирование, практические задания.

Учебник,
печатные карточки

Подготовка
учащихся к усвоению материала

Цель

Содержание

Организация,

мотивировка
учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

 2.Анализ
зачетов по разделу «Сложноподчиненное предложение»

3.Словарный
диктант.

    Друзья
навеки, встретимся послезавтра, схватить в охапку, нагрубить сгоряча,
вплотную к стене, говорить вполголоса, запомнить крепко- накрепко, смотреть 
в упор, наполовину завядшие, попасть впросак.

4.Повторение
видов лингвистических разборов.

    
Дело, которым вот уже более двух месяцев занимался Чижов, касалось ремонта
дома.

5.Сообщение
темы, целей урока.

Изучение нового материала

Цель

Постановка
учебной задачи и открытие новых знаний

6.Беседа
по вопросам.

— Что
такое подвиг, по вашему мнению?


Способен ли обыкновенный человек на подвиг?


Согласны ли вы с тем, что  к  подвигу нужно готовиться?


Действительно ли прошло время подвигов?

Первичное закрепление знаний

Цель

Содержание

Первичное
закрепление

новых знаний.
Контроль и самоконтроль

7.Работа
по учебнику.


Прочитайте тексты А.Маресьева и И.Кожедуба. Какая тема их объединяет?


Спишите вторую часть текста, расставляя пропущенные знаки препинания.


Составьте схему:

1)сложносочиненного
предложения;

2)двух
сложноподчиненных.


Определите вид этих сложноподчиненных предложений.

6.Подготовка
к написанию сочинения-рассуждения на тему «Подвиг»

План.

1.Введение.

— Что
такое подвиг?

— С
преодолением каких трудностей связано совершение подвига?

— Какие
подвиги совершали люди во время Великой Отечественной войны?

2.Основная
часть.

Почему я
согласен с утверждением М.Горького, что в жизни всегда есть место подвигу?

— Какие
примеры подвигов можно встретить в современном мире?

— Какие
поступки людей я могу назвать настоящим подвигом?

— Какие
подвиги совершает каждый из нас?

3.Заключение.

Почему
необходимо жить, совершая подвиги на благо страны?

Эпиграф:

В жизни
всегда есть место подвигу…

М.Горький

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка
результатов

деятельности

Учащиеся
могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и
практических навыков на данном уроке.

Сегодня
на уроке:

— Я
узнал…

— Я
научился…

— Я не понял…

Информация о домашнем задании

Упражнение
учебника

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение рассуждение на тему этимология

  • Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов

Сочинение рассуждение на тему этимология

  • Сейчас обучается 339 человек из 65 регионов

Сочинение рассуждение на тему этимология

  • Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект урока по русскому языку 6 класс «Разряды прилагательных»

  • Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для коррекционных школ

  • Конспект урока русского языка «Степени прилагательных» 6 класс

  • Адаптированная образовательная программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

  • Рабочая программа учебного курса для 5 класса «Тайны русского языка»

  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс Ладыженская

  • Рабочая программа по русскому языку 5 класс Т.А.Ладыженская

  • Презентация по русскому языку на тему» Развитие речи. Поздравительная открытка, письмо родителям..» (2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448986 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Оставьте свой комментарий

Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Пишем сочинение по прочитанному тексту (задание С2.2)


Автор:  Д. И. Архарова

Краткое содержание пособия: аналитическое комментирование — это методический школьный
«вариант авторской концепции информационно-смысловогo анализа текста,
опирающегося на исследование информационно-логической и
композиционно-значимой структур письменного текста, что развивает идеи
совершенствования коммуникативно-речевых умений как социально значимых.

Пособие содержит авторские материалы, полезные при
выполнении задания С2.2: пошаговые алгоритмы, помогающие собрать
материал к сочинению в процессе аналитического комментирования
содержания исходного текста, а также написать творческую работу;
методические приемы, полезные на разных «шагах» предлагаемых алгоритмов;
примерные варианты практического выполнения каждого из предложенных
алгоритмов выполнения задания С2.2, а также упражнения, помогающие
самостоятельно потренироваться в подготовке к написанию сочинения, в
создании этого текста и в оценивании результатов проделанной работы по
системе КИМовских критериев (кроме тех, что ориентируются на орфографию и пунктуацию).
Создание текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного тексту.
Не очень короткое вступление рекомендуем прочитать очень внимательно
В нем мы отвечаем на вопросы, которые вас интересуют.
1. Зачем выполнять на экзамене по русскому языку
непривычное задание С2.2 «Написание сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом прочитанного текста»?
Задание С2.2 на ГИА по русскому языку проверяет ваши умения:
  — понимать информацию, которая содержится в небольшом
прочитанном вами художественном тексте (этот текст вам предложат на
экзамене);
 
— оформить результаты этого понимания в виде небольшого (50-60 слов), четко выстроенного сочинения-рассуждения.
 2. Зачем этими умениями надо владеть?
Человек постоянно находится в процессе общения, обмена информацией.
Главное при этом — понимать эту информацию, т.е. понимать мысли, чувства
друг друга. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе, в частности к
выполнению задания С2.2, дает вам возможность целенаправленно, на
конкретном материале формировать и развивать умения понять чужую мысль и
правильно откликнуться на нее. Выполняя задание С2.2, вы эти важные для
жизни умения приобретаете, работая с художественным текстом. Надо же с
чего-то начинать!
3. Как понимать чужую мысль? Как оформлять свою ответную мысль в сочинении С2.2?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять суть тех оценочных
критериев (показателей), которым ваша работа должна в итоге
соответствовать.
Критерий С2К1 — понимание смысла фрагмента текста.
    На экзамене будет предложен художественный текст; герой/герои
которого, участвуя в событиях (они составляют сюжет художественного
текста), к концу текста/сюжета испытывает определенное, неслучайное,
обусловленное цепочкой событий эмоциональное состояние. Оно может быть
названо в тексте прямо (герою грустно, весело и т.д.) или косвенно,
намеком. Тогда вы должны догадаться об этом состоянии, подобрать нужное
слово
. Затем надо в тексте найти сюжетные обоснования, объясняющие это
эмоциональное состояние героя/героев — подчеркнуть карандашом нужны
слова, словосочетания, предложения. Эти сюжетные обоснования мы
используем в сочинении в качестве примеров.
Критерий С2К2 — наличие примеров-аргументов.
    Сюжетные обоснования, которые вы найдете в тексте, в качестве цитат в
тексте сочинения использовать можно в ограниченном количестве, так как
слова в цитатах не включаются в число требуемых слов (не менее 50).
Кроме того, вашу работу в том случае, если из авторского текста вы
позаимствуете слишком много слов, посчитают несамостоятельной
(списанной). В итоге по данному критерию вы рискуете получить 0 баллов.
Поэтому сюжетные обоснования эмоционального состояния героя, названные в
конечном фрагменте прочитанного вами художественного текста, надо не
только пересказать своими словами, а обобщить, сделать похожими на
apгументы/ доводы.
Это обобщение может быть небольшим, скромным (напр., если герой уходит в
ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он смелый,
отзывчивый), а также может быть более широким (напр., если герой уходит в
ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он умеет
чувствовать боль другого, сопереживать не на словах, а на деле).
    Эти обобщения обязательно надо оформить как рабочие записи.


Если вы научитесь выполнять действия, предусмотренные
оценочными критериями С2К1 и С2К2, то и текст прочитанный поймете, и
подготовите материал для написания сочинения.

Далее вы «собираете» воедино (как конструктор, как пазлы) сделанные заготовки воедино по схеме текста-рассуждения:
    1. Основная мысль (это эмоциональное состояние героя/героев).
    2. Обобщения, объясняющие эти состояния (достаточно двух, но реально их три).
    3. Примеры — номера тех предложений, в которых вы нашли сюжетные
объяснения эмоционального состояния героя/героев, (см. предложения 2, 6, 8).
    4. Вывод, расширяющий содержание основной мысли.
Эту схему надо очень хорошо запомнить.


 
«Собранный» вами текст должен содержать такие смысловые части:
определенное вами эмоциональное состояние героя/героев в конце текста +
ваши обобщенные аргументы + сюжетные объяснения этого состояния.
По критериям С2К3 и С2К4 будут проверять логичность и речевые качества вашего сочинения.
Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К3:
    — оно будет тематически цельным, так как вы не подмените тему и основную мысль;
    — оно будет связным, так как каждое последующее предложение будет
связано по смыслу (и оформлено грамматически) с предыдущим предложением
на основе цепных связей или с основной мыслью на основе параллельных
связей;
    — оно будет логически последовательным в изложении собранного
материала, так как каждая часть текста-рассуждения (схему см. выше)
будет выделена в ОТДЕЛЬНЫЙ АБЗАЦ (основная мысль + l-й аргумент с
примерами + 2-й аргумент с примерами + 3-й аргумент с примерами + вывод =
5 абзацев). 
Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К4: оно будет композиционно стройным.
    Во-первых, в нем будет сохранена и очевидна для всех схема текста-рассуждения.
    Во-вторых, в нем будут представлены три традиционные композиционные
части: вступление (это основная мысль), основная часть (3 абзаца с
аргументами и примерами), заключение (вывод).
    Когда вы после работы по подготовке сочинения в соответствии с
оценочными критериями С2К 1 и С2К2 «соберете» текст
сочинения-рассуждения, вы получите его черновой вариант.
    Проверьте его по критериям С2КЗ и С2К4, а также на наличие
орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и фактических
ошибок. Внесите нужные исправления.
    Затем перепишите на чистовик.
    Вы убедились, что при работе с сочинениями С2.2, на основе анализа
прочитанного текста вы приобретаете важные и нужные умения?
    Вы убедились, что существует определенный порядок (алгоритм) этой
работы, который упорядочивает ваши усилия и этим облегчает ваш труд?
Важное предуведомление для последующей работы
    Материал книжки, которую вы держите в руках, построен так. В ней
даны 4 «пошаговых» алгоритма (4 модели нужных действий), каждый из
которых помогает в освоении приемов создания текста сочинения С2.2.
    Попробуйте поработать по всем методикам и выберите ту, которая покажется вам наиболее результативной.
    Мы думаем, что вы согласитесь с мыслью о том, что подготовка к
государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе вам по
плечу.

Тексты для самостоятельной работы над сочинением С2.2  (фрагмент)
Последний раздел нашей книжки содержит художественные тексты, по
каждому из которых вы можете писать сочинение на тему, связанную с
анализом прочитанного текста.
Каждый текст сопровождается рекомендациями о том, какая методика предпочтительнее при работе с ним.

Текст: Куст сирени
                       
1. Прочитать текст, подчеркнуть сюжетные объяснения эмоционального состояния героев.

    (1)Когда Алмазов пришел домой, жена сразу поняла, что произошло какое-то несчастье.
    (2)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Военной
инженерной академии. (3)Сегодня он сдавал профессору последнюю, самую
трудную практическую работу — съемку местности …
    (4)До сих пор все экзамены проходили благополучно, и только жене
Алмазова было известно, каких страшных трудов это стоило, ведь он три
раза проваливался на вступительных экзаменах.
    (5)Прошло несколько минут. (6)Потом Верочка осторожно заговорила:
(7)- Коля, как твоя работа? (8)Плохо? (9)Давай вместе обсудим все.
    (10)- Все кончено. (11)Теперь я поеду обратно в полк с позором. (12)И все из-за пятна!
    (13)- Какое пятно, Коля?
    (14)- Обыкновенное пятно, я вчера до трех часов не ложился, нужно
было закончить чертеж. (15)Чертеж получился прекрасный, все говорят.
(16)Ну, вчера я устал, руки дрожали, и посадил пятно. (17)Густое зеленое
пятно. (18)Стал чистить его, оно еще больше стало. (19)Я думал, думал и
решил на том месте нарисовать несколько кустов. (20)Показываю сегодня
профессору чертеж, а он спрашивает: (21)«Откуда у вас здесь, молодой
человек, кусты появились?»   (22)Мне нужно было бы правду сказать, а я
говорю: (23)«Здесь действительно кусты растут».
    (24)А он возражает: (25)«Я эту местность знаю, кустов там нет».
(26)Мы заспорили. (27)Профессор и предложил: (28)«Если вы так уверенно
говорите, то завтра поедем вместе и посмотрим, есть там кусты или нет».
    (29)Муж и жена долго молчали. (30)Вдруг Верочка энергично встала с кpecлa и сказала:
    (31)- Нам надо сейчас же ехать! (32)Если там нет кустов, то нужно их посадить немедленно.
    (ЗЗ)Они поехали к садовнику.
    (34)Сначала садовник отказался продавать и сажать ночью, но когда
Верочка рассказала ему, как у нее возникла мысль посадить кусты,
садовник улыбнулся и согласился.
    (35)У садовника были только кусты сирени. (36)Пришлось сажать их.
    (37)На следующий день Алмазов вернулся домой радостный и счастливый.
    (38)- Хорошо! (39)Прекрасно! — крикнул он жене еще за десять шагов до двери.
    (40)Мы подъехали с профессором к кустам, он с удивлением долго
смотрел на сирень, даже листочек сорвал и попробовал. (41)А потом он
извинился передо мной: (42)«Наверное, я начинаю стареть, если я забыл
про эти кустики».   (4З)Мне даже неудобно стало».
    (44)Алмазов и Верочка были счастливы. (45)Верочка сказала мужу:
    (46)- Сирень теперь навсегда станет моим любимым цветком.
По А.И.Куприну  332 словa

2. Сделайте вспомогательные (рабочие) записи по 4 «шагу» алгоритма:
формулировки обобщенных аргументов, объясняющих содержание 44 — 46
предложений.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3. Напишите черновой вариант сочинения, проверьте по критериям, внесите нужные изменения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

4. Перепишите на чистовик в отдельную тетрадь.

Работа над содержанием
сочинения-рассуждения
.
Текст.
Когда я пью чай, ко
мне входит моя Лиза, в шубке, в шапочке и с нотами, уже совсем готовая, чтобы
идти в консерваторию. (2) Ей 22 года. (3) На вид она моложе, хороша собой и
немножко похожа на мою жену в молодости. (4) Она нежно целует меня в висок и в руку
и говорит:


(5) Здравствуйте,
папочка. (6) Ты здоров?


(7) В детстве она очень любила мороженое, и
мне часто приходилось водить её в кондитерскую. (8) Мороженое для неё было
мерилом всего прекрасного.(9) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила:
(10) «Ты, папа, сливочный». (11) Один пальчик назывался у неё фисташковым,
другой – сливочным, третий – малиновым. (12) Когда по утрам она приходила ко
мне здороваться, я сажал её к себе на колени и, целуя её пальчики, приговаривал:


(13) Сливочный…фисташковый…лимонный…


(14) И теперь,    по  
старой     памяти, я     целую  
пальцы     Лизы   и 
бормочу: « фисташковый…сливочный…лимонный…», но выходит у меня совсем не то. (15)
Я холоден, как мороженое, и  мне стыдно.
(16) Когда входит ко мне дочь и касается губами моего виска, я вздрагиваю,
точно в висок жалит меня пчела, напряжённо улыбаюсь и отворачиваю своё лицо.
(17) С тех пор, как я страдаю бессонницей, в моём мозгу гвоздём сидит вопрос:
дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею
оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах
заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать,
но отчего же она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: (18)
«Отец, вот мои часы, браслеты, серёжки, платья… (19) Заложи всё это, тебе нужны
деньги…»? (20) Отчего она, видя, как я и мать, поддавшись ложному чувству,
стараемся скрыть от людей свою бедность, отчего она не откажется от дорогого
удовольствия заниматься музыкой?
(21) Я бы не принял ни часов, ни браслетов, ни
жертв, храни меня Бог, — мне не это нужно.


(22) Кстати, вспоминаю я  и про своего сына, варшавского офицера. (23)
Это умный, честный и трезвый человек. (24) Но мне мало этого. (25) Я думаю,
если бы у меня был отец-старик и если бы я знал, что у него бывают минуты,
когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь
другому, а сам нанялся бы в работники. (26) Подобные мысли о детях отравляют
меня. (27) К чему они? (28) Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей
за то, что они не герои, может только узкий или озлобленный человек. (29) Но
довольно об этом.          
(А. П. Чехов)

Закончите начатые утверждения.

1.
Тема текста – это то, (о чём говорится в
тексте)

2.
Основная мысль текста – это то, (ради
чего создаётся произведение)

3.
Суть   рассуждения   в (объяснении
какого-либо утверждения (тезиса)

Продолжите.

Композиция
сочинения-рассуждения представлена так:

Вступление.1.

2.
Основная часть.

  А) Тезис.

  Б) Аргументы.

3.
Заключение.

Ответить
на вопросы:

1.
Какие чувства испытали, прослушав фрагмент?

Тоску, сострадание,
горечь, боль.

Анализ текста через
ряд вопросов.

Цель:
анализ текста через ряд вопросов.

1.
Кто главный герой текста?( Пожилой
человек, старик, как он говорит о себе).

2.
Что делает? (Размышляет о  детях, о своём отношении к ним).

3.
Какова тема текста? ( Отношения между
родителями и детьми).

4.
Какова основная мысль текста?( А. П.
Чехов убеждает читателя в том, что дети должны быть внимательны к родителям,
заботиться о них. Трагичность состояния героя обусловлена отсутствием участия
со стороны детей).

В2.
Выписать слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Говорит, приходила,
касается, видит, заложи, похвалить, заниматься, водить.

Касается, заложи,
заниматься.

Выписать цифры, на месте которых стоит  НН.

Мороже(1)ое,  лимо(2)ый, 
мали(3)овый,  обыкнове(4)ых,  озлобле(5)ый, 
бессо(6)ицей,  сливоч(7)ый,  напряжё(8)о.

2, 4, 5, 6, 8

Соотнеси предложения из текста А. П. Чехова с характеристиками. Например,
1 А, 2 В и т.д.

1. (7) В детстве она
очень любила мороженое, и мне часто приходилось водить её в кондитерскую.

2. (4) Она нежно
целует меня в висок и руку и говорит.

3. (19) Заложи всё
это, тебе нужны деньги…

4. (18) Отец, вот мои
часы, браслеты, серёжки, платья…

5. (9) Если ей
хотелось похвалить меня, то она говорила…

  А) Простое предложение, осложнённое
обращением и однородными членами.

  Б) Сложносочинённое предложение.

  В) Простое предложение, осложнённое
однородными членами.

  Г) Бессоюзное сложное предложение.

  Д) Сложноподчинённое предложение.

1Б, 2В, 3Г, 4А, 5Д

 Редактор

Цель:
совершенствовать  навыки по культуре
речи.

Исправь
ошибки, допущенные в сочинении-рассуждении.

Родители(1-) это самые близкие люди для
каждого  человека. Именно взаимоотношения
с родными  играет(2 играют) значение (3 роль,
значительную роль).

Последняя цитата из фрагмента текста звучит так: « Подобные
мысли о детях отравляют меня. К чему они?» Попробуем разобраться в финале.

Надо задумываться и о родителях(4 ,)   которые 
выростили (5 вырастили) и воспитали.

Во-первых(6 ,)  герой рассказа заостряет внимание на том, что
мало иметь хорошую работу, приличный заработок, достойное место в обществе.

Во-вторых,   в мире всё взаимосвязано,
особенно когда речь идёт об отношениях с близкими.

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

Автор: Татьяна Моржева

  • Сочинение рассуждение на тему я русский бы выучил только за то что
  • Сочинение рассуждение на тему этикет в российском обществе
  • Сочинение рассуждение на тему язык живет вместе с жизнью народа белинский
  • Сочинение рассуждение на тему я горжусь своей страной 8 класс русский язык
  • Сочинение рассуждение на тему эпитеты одежда слов солоухин