Сочинение рассуждение на тему цивилизация и человек мхк

Сочинение о значении союзов прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста и.г. милославского, который писал: союзы, будучи

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. 

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. 

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Сочинение-рассуждение

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает. 

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова. 

Автор: Татьяна Моржева

(1$ вариант)

Почти в каждом художественном произведении присутствует любовь и дружба. Порою кажется, что без этих двух чувств произведение будет неполным: оно рассказывает о людях, о взаимоотношениях между людьми, и невозможно писать только о ненависти, не говоря о любви. Ненависть — тоже любовь$, только с отрицательным зарядом. А говоря о вражде, нельзя не противопоставить ей дружбу. Не зная зла, не узнаешь, что такое добро.

Испокон веков человечество задавало себе вопрос: что такое любовь. Но ни один из мудрецов не дал на него исчерпывающего ответа. Да это и невозможно. Каждый должен ответить на этот вопрос сам. Поэты, писатели во все века писали о любви. Любовь — это вечная, неисчерпаемая тема. Трубадуры, рыцари… Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин $- при этих именах вспоминаются прекрасные строки, написанные о любви.

За века было рассказано о разных видах любви: любовь-$страдание (Пушкин. «Евгений Онегин» и «Я Вас любил…»), любовь-жертва (Соня в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»), любовь-игра, любовь-скука (все это у лермонтовского Печорина). Любовь с большой буквы (Булгаков «Мастер и Маргарита»). Этот список можно продолжать и дополнять.

Любовь — самое необычное, загадочное чувство; оно приходит неожиданно и уходит внезапно. По-моему, очень точно сказал М. А. Булгаков, вложив эти слова в уста Мастера: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке$, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния. Так поражает финский нож!» Сколько уже написано о любви, сколько еще напишут! О ней можно говорить бесконечно, но формулы любви нет.

Дружба тоже малопонятное, загадочное чувство. Иногда из друж$бы рождается любовь. Почему же мы дружим с этим, а не с тем? Два человека, находя общий язык, общие интересы, мысли, переживания, невольно сближаются. Но бывает и так, что дружат люди, абсолютно разные, такие, как Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Читая роман Тургенева «Отцы и дети», я задавала себе вопрос: «Что их связывает? Что объединяет?$» Ответ мне подсказала учительница физики: разнозаряженные частицы притягиваются. Противоположности сходятся. Подтверждением тому — Евгений и Аркадий, Николай Ростов и Борис Друбецкой.

По$чему-то почти не пишут о дружбе между мужчиной и женщиной. Может, считают это невозможным? Лишь у И. Ефремова я встретила такую дружбу, и то в романе «Таис Афинская», рассказывающем о Древней Греции. Таис, знаменитая гетера, имела много поклонников. Она любила лишь одного — Александра Македонского, но остальные становились ее друзьями, готовыми умереть за нее (спартанец Менедем, конник Мониск).
$
О женской дружбе написано чуть больше. Если женщины не соперницы, то они союзницы — так можно понять почти все произведения. Наверное, это потому, что боль$шинство авторов — мужчины. Лишь у Л. Н. Толстого я нашла пример настоящей преданности дружбе. Княжна Марья, несмотря на то что ей самой очень понравился Анатоль Курагин, отказывается о$т него, узнав, что в него влюблена т-11е Bourienne, ее подруга.

Иногда, перечитывая Толстого, Пушкина или Булгакова, я завидую, по-хорошему завидую некоторым героям: они радуются, любят, страдают. Иногда мне кажется, что я не смогу так. Я не любила (то, что было, было лишь увлечением) и не умею ненавидеть. У меня не складываются отношения с девушками: они видят во мне опасную соперницу. Единственная моя подруга-женщина — моя мама. С юношами мне намного проще — я их лучше понимаю. Я очень надеюсь, что встречу свою Любовь, большую, чистую, светлую… Но кто $на это не надеется?

Любовь и дружба — $какие прекрасные слова! Без них мир был бы скучнее, бесцветнее…

(2 вариант)

Это случилось около десяти лет назад. Как хорошо помню тот жаркий день на даче, когда я впервые увидела этого, теперь бесконечно дорогого мне человека, вернее, человечка (ведь нам было-то всего лишь восемь ле$т), но тогда я еще и не догадывалась о той ниточке, которая протянется между нами.

Я помню ее хрупкой, немного угловатой, с тонкими руками девочкой, на голову выше всей детворы, которая ее окружала. Но не это приковало мое внимание, меня поразили ее взрослые серьезные глаза и не по-детски горделивая осанка.

Наверное, со мной случилось провидение, помню, я сказала себе, что она будет моим другом, а вскоре я набралась смелости и познакомилась с ней. Но ничего не клеилось. Царило полное неп$онимание. Все это прекращалось благодаря началу учебного года. Мы не виделись до следующего лета.

Но это было детство, а детям свойствен максимализм, приступы капр$изов, совершенно глупый эгоизм и желание быть в центре внимания… Время быстро бежит, и незаметно приходит юность.

Мне тогда исполнилось четырнадцать лет, зима принесла мне массу проблем и неприятностей, которые не давали мне покоя и весной. Летом же я решила п$оехать на дачу. Тогда я была одинока и мечтала, что завтра случится чудо: дверь моей «избушки на куриных ножках» (так я называю свой дом) отворится и войдет она — Наташа, ведь мы не виделись с ней несколько лет.

Наверное, Бог услыхал мои молитвы, все произошло гак, как я и задумывала.

Помню, я тогда мыла посуду после обеда, надо мной брала верх усталость, вызванная жарой и невыносимой ду$хотой, вдруг послышался шум, я обернулась и почувствовала, как сердце у меня в груди застучало, зазвенело, закричало и готово было вырваться и улететь. Она пришла! Значит, она не забыла меня, значит, есть надежда на продолжение, нет, на воскрешение нашей дружбы$…

Мы сидели обнявшись, говорили, плакали, смеялись весь вечер и всю ночь, нет, мы не могли расстаться!

Наконец-то наши души открылись для обоюдного вечного полета, наши сердца наполнились доверием и нескончаемой любовью и заботой… Как мы были счастливы, наши глаза были наполнены слезами радости! Мы хотели говорить и говорить,$ и казалось, что мы не сможем всего рассказать друг другу…

Русский язык красив, но нет таких слов, которые могли бы выразить то, что мы тогда чувствовали. Мы даже держались за руки, боясь снова потеряться в этом сумасшедшем мире, ведь так страшно быть одиноким и чувствовать равнодушие окр$ужающих, быть чужим среди своих… Но нам предстояло пройти еще множество разных испытаний. Но в радости и беде мы были вместе. Ее дом стал моим домом. Случись что со мной, и я знала, что она не оставит меня.

Этот год принес мне много потрясений и испытаний. Сначала я не могла со многим с$мириться, но только недавно поняла, что то, что случилось со мной, — было к лучшему. Это укрепило мое сознание, помогло очиститься, сбросить «ненужную шкурку», но найти в себе силы, чтобы преодолеть все препятствия, помогла мне она же. Что б$ы я делала без нее, без ее открытого, бескорыстного, любящего сердца? Без той дружбы, которую она мне подарила?

Я верю, что человеку дано прожить несколько жизней на земле. И мне кажется, что в прошлой жизни она была рядом, как и в настоящей и, дай Бог$, в будущей…

Там, где царит любовь, будет и дружба. Эти понятия для меня неразделимы. Это как азбука жизни. Тот человек, кто холоден, как камень, и не страдал, испытывая муки любви, не сможет никогда по-настоящему привязаться душой… Но все же надеюсь, что таких людей нет или, быть может, их совсем немного…

(3 вариант)

Как часто $в бесконечной череде серых однообразных дней мы теряем и находим самые светлые высокие чувства. Задумываемся ли мы об истинном значении столь привычных для нас слов, как «любовь» или «дружба»? Наше представление о любви редко заходит дальше фотографии двух молодых людей в свадебных костюмах и со счастливыми у$лыбками на лицах. А дружба вообще ассоциируется с детским стихотворением «мы с Тамарой ходим парой».

Что же в моем представлении значит любить? Я начну с того, что скажу, что ведь и любовь-то бывает разная. Но это ни в коей мере не влияет на ее$ значимость в моей жизни. Мне кажется, нужны и легкие курортные увлечения, и большая всепоглощающая страсть. И вот именно вторая, так называемая настоящая любовь на самом деле приносит много страданий. Поэтому для меня любить — значит страдать. Но это страдание прекрасно, ибо прекрасна любовь, его породившая. Прекрасна, как смерть $Христа, умершего за весь человеческий род, хоть сама смерть — это всегда страдание, несчастье. Но вот проходит некоторое время, и мы привыкаем друг к другу. То, что так хорошо укрепляет дружбу, жестоко расправляется с любовью. Это — время. Оно неумолимо подтачивает нежные ранимые всходы сердечной привязанности, и страсть медленно угасает в наших душах. Мужчина привык$ает к красоте любимой женщины, перестает замечать ее в суматохе буден. В итоге мы начинаем считать близких людей чем-то само собой разумеющимся, привычным и уже изрядно надоевшим. И мы убегаем к друзьям или ищем новую любовь. Но с каждой потерей старого увлечения мы как бы отрываем часть своей души, потому нам все-таки трудно расставаться, хоть мы уже и не любим. Тут возникает парадокс: время разруш$ает, но оно же и лечит. Ведь с каждым ушедшим днем наши страдания притупляются, боль из резк$ой переходит в тупую и в конце концов отпускает.

Мы говорим: «Блажен, кто верует», и, перефразировав это предложение, можно сказать: блажен, кто любит. Ибо любовь — это и есть вера, и, как это ни банально, вера слепая. Это как в «Мастере и Маргарите»: горячая вера Маргариты и притупившиеся чувства Мастера. А ведь они любят друг друга! Но какая разная у них любовь…

Когда-то я услышала, что двое не могут одинаково любить. Любит только один, а другой лишь позволяет$ любить. Мне кажется, это довольно-таки справедливое утверждение. Почему так хорошо сходятся люди, разные по своим интересам, темпераментам? Они и любят по-разному. Кто-то сильнее, кто-то слабее Просто кому-то нужен тихий, спокойный семейный очаг, другим же нужен непотухающий огонь страсти.

А дружба? Что нужно для нее? Очень многие считают, что дружба — это когда вы вместе ходите гулять, сид$ите за одной партой, слушаете одну и ту же музыку, короче, вы очень похожи. Но это не так. Настоящие друзья вряд ли будут стремиться к одинаковому образу жизни и ходу мыслей. Их сближает не это. Они в какой-то мере тоже влюблены. Но это не любовь мужчины с $женщиной, это братская любовь. Тебя понимают, тебе всегда готовы помочь и ничего не потребовать взамен. Но и ты в любую минуту должен отдать последнее, что имеешь, человеку, которого ты называешь своим другом.

Но так же как от дружбы до предательства, так и от любви до ненависти всего один шаг. Как ст$ранно: столь противоположные чувства, одинаковые лишь по силе, так часто стоят рядом. Натура человека настолько удивительна, настолько проста и сложна в одно и то же время. Что отличает человека от животных? На мой взгляд, умение чувствовать. И самая отличительная черта — умение душевно страдать. Страдать не от физичес$кой боли, а от боли сердечной. Как непохожи мы в этом на «братьев своих меньших».

И как противоречивы люди по своей сути: мы плачем, когда счастливы, и смеемся над собой, когда нам больно. Только мы м$ожем видеть такие красивые сны, наслаждаться простыми обыденными вещами и переносить столько страдания и горя.

Мы — люди! И потому мы страдаем, любим, надеемся несмотря ни на что.

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

Авторская разработка  учителя
русского языка и литературы МАОУ «Володарская средняя общеобразовательная
школа» Первомайского района Оренбургской области Горбунковой Альфии
Равильевны «В помощь выпускникам 11 класса. Книга-клише (структура итогового
сочинения)». Раздаточный материал. Сентябрь 2021 года.

Структура
(план) сочинения

 Любое сочинение состоит из
ТРЁХ ЧАСТЕЙ:

1. Вступление (60 – 70 слов) –
отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. Логический переход к
основной части.

2. Основная часть (200 – 250
слов) – включает несколько подпунктов:

* Тезис

  — доказательства, примеры
(один или несколько)

  — микровывод (обобщение
написанного)

  — логический переход к новой
мысли

3. Заключение (60 – 70 слов).

Структура
(план) сочинения

I. Вступление   раскрывает основную мысль, вводит в круг
рассматриваемых проблем. Состоит из трёх элементов, располагающихся друг за
другом:

Ø  объяснение ключевых слов темы или цитаты;

Ø  общие рассуждения о значимости предложенных
для пояснения понятий в жизни человека;

Ø  ответ-тезис на главный вопрос темы.

Темы, предложенные
для итогового сочинения, можно разделить на

3 типа:

Тема-вопрос: задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной
части.

Ø  будьте осторожны в формулировке вопроса – не
уходите от темы;

Ø  можно использовать клише: «можно ли утверждать,
что…», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», 
«действительно ли…» и т.д.

Тема-утверждение :  ( в том числе цитата): требуется обосновать уже имеющееся
утверждение.

Тема-назывное предложение: (ключевые слова): нужно сформулировать своё суждение
о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

2

Структура
(план) сочинения

III. Заключение  подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

ВЫВОД: принято
завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те
микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРИЗЫВ:
не используйте пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» (лучше не использовать
глаголы 2 лица: «берегите», «уважайте», «помните»); ограничьтесь формами
«нужно», «важно», «давайте» и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выражение надежды позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок; выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

ЦИТАТА: подходящая
по смыслу и высказанная уместно; рекомендуется заранее подготовить цитаты по
всем тематическим направлениям.

ПОМНИТЕ! Смысл
цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя
использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, и не
учитывать её общий смысл.

Вступление и заключение в итоговом
сочинении

Варианты вступления

v историческое

v биографическое

v аналитическое

v цитатное

v личностное

4

Вступление и заключение в итоговом
сочинении

Виды заключения

v обобщение
сказанного

v риторический
вопрос

v призыв к
читателю

v цитата

Обобщение
сказанного

   Итак, как подсказывает нам
история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает
человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути
вечного стремления  к  идеалу.

Призыв к читателю (риторический вопрос)

   Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой:
посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые
нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: каким
вы хотите быть – равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт
добро окружающим?

Цитата

  Бернард Шоу однажды сказал, что равнодушие – это величайший грех
против ближнего. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт
художественной литературы, именно равнодушие внутренне опустошает человека,
обрекая его на одиночество.

6

Клише
к итоговому сочинению

ДЛЯ  ТЕЗИСОВ

v  Сегодня
мы понимаем, что… (основная мысль сочинения).

v  Конечно,
каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная
мысль сочинения).

v  Думается,
на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что …(основная
мысль сочинения).

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ – обращение к произведению

v  Так,
в лирическом стихотворении (название) поэт (Ф.И) обращается к теме…

v  Тема
(…) затрагивается в романе …(автор, название).

v  Тема(…)раскрывается
в произведении…(автор, название)

v  Проблема
(варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей.
Обращается к ней и …(Ф.И. писателя)  в… (название произведения).

v  Идея
(единства природы и человека и т.п.) выражена в стихотворении (произведении)…(автор,
название).

v  Мысль
о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе (автор,
название)

v  Вспомним
героя повести (рассказа) …(автор, название)

v  Обратимся
к роману…(автор, название)

v  Лирический
герой стихотворения …(автор, название) тоже размышляет об этом.

8

ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

v Подводя итог
 сказанному, можно сделать вывод…

v Невольно
напрашивается вывод…

v Таким
образом, мы приходим к выводу…

v Итак, можно
сделать вывод, что…

v В
заключение хочется призвать людей к… .

vТак давайте не забывать о…! Будем помнить о…  .

vВ заключение хочется выразить надежду на то, что…

vХочется верить, что…

vПодводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что…

vОбобщая сказанное, хочу сказать, что…

vВсе приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте,
убеждают нас в том, что…

vЗаканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди
должны…

v(Цитата) «…», — писал…(Ф.И.).В этих словах выражена мысль о … Автор
текста тоже считает, что…

v
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой
«…»? Думаю, надо…

10

Итоговое
сочинение

2021
– 2022 учебный год

Направления:

1. Человек
путешествующий:

дорога
в жизни человека.

2. Цивилизация
и технологии –

спасение,
вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание –

 вечная
тема.

4. Книга
(музыка, спектакль, фильм) –

 про меня.

5.Кому на Руси жить хорошо? –

 вопрос гражданина.

1

Структура
(план) сочинения

II. Основная часть  раскрывает идею сочинения и
связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых
предложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ = ТЕЗИС + 2 АРГУМЕНТА

 Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно
аргументированно доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

ПОМНИТЕ!

·        
По  объёму основная
часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые.

·        
Оптимальное количество
тезисов, подкреплённых аргументами, может быть 2 (два).

·        
Каждому тезису – свой
аргумент.

 Связка – это переход от одной  мысли к другой.
Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно :

Ø  привести из литературных источников;

Ø  выделить в отдельный абзац.

В конце каждого абзаца
написать микровывод.

К тезису привести  два
литературных аргумента.

Если тезисов несколько, то к
каждому из них приводится свой аргумент.

Аргумент состоит из 3 элементов:

·      обращение к литературному произведению – называем автора и произведение, его жанр
(если не знаем жанр, так и пишем «произведение», чтобы избежать фактических
ошибок);

·      его интерпретация – обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев) (!избегаем пересказа). Желательно несколько
раз упомянуть автора, используя речевые клише «автор(писатель) повествует/описывает/показывает/рассуждает/считает»

·      микровывод (завершает только одну из
микротем, а не всё сочинение; нужен для логичности и связности текста).

Формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или
авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише: например, «писатель
приходит к выводу» и т.п.

3

Вступление и заключение в итоговом
сочинении

Биографическое вступление

     Вся жизнь
великого русского мыслителя и писателя Ф. М. Достоевского – это
бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, став
знаменитым на весь мир писателем, Фёдор Михайлович ни на  минуту не
останавливался  в поиске своего предназначения.  Не случайно, рассуждая об  
ответственности
за сделанный выбор, возмездии и муках совести,
мы обращаемся к его роману «Преступление
и наказание».

Аналитическое вступление

  Согласно
толковому словарю, дорога – это путь сообщения, место, по которому
надо пройти или проехать, путь следования. Однако у этого слова есть и
переносное значение. Когда мы говорим: «Труд – дорога к успеху», мы имеем в
виду образ действий, направление деятельности.   

  Каждый должен
достойно пройти своей дорогой по избранному  пути, хотя это не всегда легко.

Цитатное вступление

  «Книги –
это духовное завещание одного поколения другому».
Мне кажется, эти слова А.И.
Герцена  очень точно определяют предназначение книги. Действительно, общаясь
с книгами как с друзьями, мы формируем свой характер, свои представления о
человеке, жизненных ценностях, своё отношение к происходящему в мире.

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту
тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не
только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и
своего поколения…

5

Клише
к итоговому сочинению

ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ

v  Конечно,
каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё
определение этим понятиям.

v  Конечно,
каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…

v  Думается,
на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…

v  Наверное,
каждый человек хоть раз задумался над тем, что значит…(понятие). Я считаю,
что…

v  Размышляя
над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:…

ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

v  В
правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

v  Давайте
вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

v  Правильность
своей точки зрения могу доказать, обратившись к…

v  Обратимся
к произведениям художественной литературы.

v  За
примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.

v  Размышляя
о …, я не могу не обратиться к произведению (Ф.И.О. автора), в котором…

v  Размышляя
над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:… (ответ на вопрос, заданный
во вступлении)

7

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ – интерпретация произведения
или его фрагмента

v   Автор повествует о …

v   Автор  описывает ….

v   Поэт показывает ….

v   Писатель размышляет о ….

v   Писатель обращает наше внимание …

v   Писатель заостряет  наше внимание на …

v   Он акцентирует внимание читателя на…

v   Этот поступок героя  говорит  о …

v   Мы видим, что герой поступил так потому…

v   Автор показывает, к каким последствиям привело…

v   Этому герою (или поступку) автор противопоставляет…

v   Писатель осуждает…

v   Он ставит нам в пример…

v   Автор подчёркивает…

v   Автор утверждает…

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ – промежуточный вывод

v   Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…

v   Писатель считает, что…

v   Мы можем прийти к выводу…

9

  • Сочинение рассуждение на тему чацкий борец или жертва
  • Сочинение рассуждение на тему чацкий победитель или проигравший
  • Сочинение рассуждение на тему целеустремленность по тексту платонова
  • Сочинение рассуждение на тему храбрость как я понимаю храбрость
  • Сочинение рассуждение на тему хлеб всему голова