Сочинение рассуждение на тему что значит быть добрым по тексту лубенец

Написание сочинения-рассуждения 9.2 огэ по русскому языку. памятка для учащихся.в задании 9.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.формулировка задания:напишите

Написание сочинения-рассуждения 9.2 ОГЭ по русскому языку. Памятка для учащихся.

В задании 9.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
Приведите в сочинении 
два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление. Тезис.
2. Аргумент – пример-иллюстрация из теста 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример-иллюстрация из текста 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС — утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: «На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко», — это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

Как сформулировать тезис для сочинения 9.2? Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ — довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ — пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма «бесценными». 
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом «листочками», имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых «листочков» для пожилой женщины.

Аргумент 2:  В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе («Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души»). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки. 

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) 
цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки
В некоторых случаях цитировать можно 
не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие
2) указывать 
номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. 
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. 
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ —  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте? Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, — проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы — это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Пример сочинения-рассуждения к заданию 15.2 по тексту Б.Л. Васильева «Письмо от сына».

         Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

          Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От  горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла.  На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала  навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь. 

          Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки,  украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини  ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и  смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени — непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

         Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз — потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

Êðèòåðèè îöåíèâàíèÿ èòîãîâîãî ñî÷èíåíèÿ îðãàíèçàöèÿìè  — 2021- 22 ó÷. ã.
Òðåáîâàíèå 1. Îáúåì èòîãîâîãî ñî÷èíåíèÿ. Ðåêîìåíäóåìîå êîëè÷åñòâî ñëî⠖ îò 350.
Ïîÿñíåíèå. Ìàêñèìàëüíîå êîëè÷åñòâî ñëîâ â ñî÷èíåíèè íå óñòàíàâëèâàåòñÿ. Åñëè â ñî÷èíåíèè  ìåíåå 250 ñëîâ (â ïîäñ÷åò âêëþ÷àþòñÿ âñå ñëîâà, â òîì ÷èñëå è ñëóæåáíûå), òî  âûñòàâëÿåòñÿ «íåçà÷åò» çà íåâûïîëíåíèå òðåáîâàíèÿ ¹ 1 è «íåçà÷åò» çà ðàáîòó â öåëîì  (òàêîå ñî÷èíåíèå íå ïðîâåðÿåòñÿ ïî êðèòåðèÿì îöåíèâàíèÿ).
Òðåáîâàíèå 2.Ñàìîñòîÿòåëüíîñòü íàïèñàíèÿ èòîãîâîãî ñî÷èíåíèÿ. Èòîãîâîå ñî÷èíåíèå âûïîëíÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî. Íå äîïóñêàåòñÿ ñïèñûâàíèå  ñî÷èíåíèÿ (ôðàãìåíòîâ ñî÷èíåíèÿ) èç êàêîãî-ëèáî èñòî÷íèêà èëè âîñïðîèçâåäåíèå ïî ïàìÿòè ÷óæîãî òåêñòà (ðàáîòà äðóãîãî ó÷àñòíèêà, òåêñò, îïóáëèêîâàííûé â áóìàæíîì è (èëè) ýëåêòðîííîì âèäå, è äð.).
Åñëè «íåçà÷åò» ïîñòàâëåí  ïî îäíîìó èç òðåáîâàíèé (1,2), ñî÷èíåíèå íå ïðîâåðÿåòñÿ
Ïîÿñíåíèå. Äîïóñêàåòñÿ ïðÿìîå èëè êîñâåííîå öèòèðîâàíèå ñ îáÿçàòåëüíîé ññûëêîé íà
èñòî÷íèê (ññûëêà äàåòñÿ â ñâîáîäíîé ôîðìå). Îáúåì öèòèðîâàíèÿ íå äîëæåí ïðåâûøàòü  îáúåì ñîáñòâåííîãî òåêñòà ó÷àñòíèêà.
Åñëè ñî÷èíåíèå ïðèçíàíî íåñàìîñòîÿòåëüíûì, òî âûñòàâëÿåòñÿ «íåçà÷åò» çà
íåâûïîëíåíèå òðåáîâàíèÿ ¹ 2 è «íåçà÷åò» çà ðàáîòó â öåëîì (òàêîå ñî÷èíåíèå íå  ïðîâåðÿåòñÿ ïî êðèòåðèÿì îöåíèâàíèÿ).
Êðèòåðèé 1. Ñîîòâåòñòâèå òåìå.
Ïîÿñíåíèå. Äàííûé êðèòåðèé íàöåëèâàåò íà ïðîâåðêó ñîäåðæàíèÿ ñî÷èíåíèÿ.
Ó÷àñòíèê äîëæåí ðàññóæäàòü íà ïðåäëîæåííóþ òåìó, âûáðàâ ïóòü åå ðàñêðûòèÿ (íàïðèìåð, îòâå÷àåò íà âîïðîñ, ïîñòàâëåííûé â òåìå, èëè ðàçìûøëÿåò íàä ïðåäëîæåííîé ïðîáëåìîé è ò.ï.).
«Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ òîëüêî â ñëó÷àå, åñëè ñî÷èíåíèå íå ñîîòâåòñòâóåò òåìå èëè â íåì íå ïðîñëåæèâàåòñÿ êîíêðåòíîé öåëè âûñêàçûâàíèÿ, òî åñòü êîììóíèêàòèâíîãî çàìûñëà. Âî âñåõ îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ âûñòàâëÿåòñÿ «çà÷åò».
Êðèòåðèé 2. Àðãóìåíòàöèÿ. Ïðèâëå÷åíèå ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà.
Äàííûé êðèòåðèé íàöåëèâàåò íà ïðîâåðêó óìåíèÿ ñòðîèòü ðàññóæäåíèå, äîêàçûâàòü
ñâîþ ïîçèöèþ, ïîäêðåïëÿÿ àðãóìåíòû ïðèìåðàìè èç ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà. Ìîæíî
ïðèâëåêàòü õóäîæåñòâåííûå ïðîèçâåäåíèÿ, äíåâíèêè, ìåìóàðû, ïóáëèöèñòèêó,
ïðîèçâåäåíèÿ óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà (çà èñêëþ÷åíèåì ìàëûõ æàíðîâ), äðóãèå
èñòî÷íèêè îòå÷åñòâåííîé èëè ìèðîâîé ëèòåðàòóðû (äîñòàòî÷íî îïîðû íà îäèí òåêñò).
«Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ ïðè óñëîâèè, åñëè ñî÷èíåíèå íàïèñàíî áåç îïîðû íà
ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë, èëè â íåì ñóùåñòâåííî èñêàæåíî ñîäåðæàíèå âûáðàííîãî òåêñòà, èëè ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë ëèøü óïîìèíàåòñÿ â ðàáîòå (àðãóìåíòû ïðèìåðàìè íå ïîäêðåïëÿþòñÿ). Âî âñåõ îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ âûñòàâëÿåòñÿ «çà÷åò».

!!! Ïðîâåðÿÿ ðàáîòû, ó÷èòûâàéòå, ÷òî ó ðåáåíêà îáÿçàòåëüíî äîëæåí áûòü ïðîâåäåí ñîïîñòàâèòåëüíûé àíàëèç (ÊÐÈÒÅÐÈÉ 2). Äëÿ ýòîãî íàó÷èòå âûïóñêíèêîâ çàïèñàòü ñëåäóþùèå ñòðî÷êè: ÑÎÏÎÑÒÀÂËßß äàííûå (àðãóìåíòû, ïîñòóïêè ãåðîåâ, ïîçèöèþ….) è ò.ä. Íàó÷èòå èõ ñîïîñòàâëÿòü, èíà÷å îíè íå ïðîéäóò ïî êðèòåðèþ 2.

Êðèòåðèè ¹ 1 è ¹ 2 ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè.
Äëÿ ïîëó÷åíèÿ «çà÷åòà» çà èòîãîâîå ñî÷èíåíèå íåîáõîäèìî ïîëó÷èòü «çà÷åò» ïî êðèòåðèÿì ¹ 1 è ¹ 2 (âûñòàâëåíèå «íåçà÷åòà» ïî îäíîìó èç ýòèõ êðèòåðèåâ
àâòîìàòè÷åñêè âåäåò ê «íåçà÷åòó» çà ðàáîòó â öåëîì), à òàêæå äîïîëíèòåëüíî «çà÷åò» ïî îäíîìó èç äðóãèõ êðèòåðèåâ.
Êðèòåðèé 3. Êîìïîçèöèÿ è ëîãèêà ðàññóæäåíèÿ. Äàííûé êðèòåðèé íàöåëèâàåò íà ïðîâåðêó óìåíèÿ ëîãè÷íî âûñòðàèâàòü ðàññóæäåíèå  íà ïðåäëîæåííóþ òåìó. Ó÷àñòíèê äîëæåí âûäåðæèâàòü ñîîòíîøåíèå ìåæäó òåçèñîì è äîêàçàòåëüñòâàìè. «Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ ïðè óñëîâèè, åñëè ãðóáûå ëîãè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ìåøàþò ïîíèìàíèþ ñìûñëà ñêàçàííîãî èëè îòñóòñòâóåò òåçèñíî-äîêàçàòåëüíàÿ ÷àñòü. Âî âñåõ îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ âûñòàâëÿåòñÿ «çà÷åò».
ÎÑÍÎÂÍÛÅ ÎØÈÁÊÈ
Ñòðóêòóðíûå  ýëåìåíòû: â ñî÷èíåíèè ÷¸òêî âûäåëÿþòñÿ: âñòóïëåíèå, òåçèñíî-äîêàçàòåëüíàÿ ÷àñòü è çàêëþ÷åíèå, êîòîðûå ëîãè÷åñêè ñâÿçàíû.
  ñîäåðæàíèè âñòóïëåíèÿ íóæíî áîëåå ÷¸òêî ñôîðìóëèðîâàòü ïðîáëåìó ðàáîòû. Ïåðâûé  àáçàö ñî÷èíåíèÿ ôàêòè÷åñêè  ÿâëÿåòñÿ âñòóïëåíèåì ê ðàáîòå, â í¸ì ïåðå÷èñëÿþòñÿ  ïðîáëåìû, êîòîðûå áóäóò äîêàçûâàòüñÿ â ãëàâíîé ÷àñòè ðàáîòû.  òåçèñíî-äîêàçàòåëüíîé ÷àñòè ñî÷èíåíèÿ äîëæíî áûòü âûäåðæàíî ñîîòíîøåíèå ìåæäó òåçèñîì è äîêàçàòåëüñòâàìè è åñòü àðãóìåíòèðîâàííûå ðàññóæäåíèÿ. Åñòü êîììåíòàðèè è àðãóìåíòû, îáîñíîâàííûé ëîãè÷åñêèé ïåðåõîä ìåæäó àðãóìåíòàìè. çàêëþ÷åíèè âûâîäû, ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóþùèå ñîäåðæàíèþ ãëàâíîé ÷àñòè ðàáîòû, äîëæíû áûòü ëîãè÷íûìè.
Ïîÿñíåíèå. 1.Ñòðóêòóðíûå «ïåðåêîñû»:
-çàïîçäàëûé âûõîä íà òåìó, íåîïðàâäàííî ðàñïðîñòðàí¸ííîå âñòóïëåíèå ê ðàáîòå, ñîäåðæàùåå íåíóæíóþ äëÿ ðàñêðûòèÿ òåìû èíôîðìàöèþ;
-êîðîòêîå è íåîáîñíîâàííîå çàêëþ÷åíèå, íå ñîäåðæàùåå íåîáõîäèìûõ âûâîäîâ è îáîáùåíèé;
-ñëàáàÿ òåçèñíî-äîêàçàòåëüíàÿ áàçà â îñíîâíîé ÷àñòè ñî÷èíåíèÿ, äåôèöèò íåîáõîäèìûõ àðãóìåíòîâ è ñâÿçàííûõ ñ íèìè ëèòåðàòóðíûõ ïðèìåðîâ;
-íàðóøåíèå ëîãèêè ïðè ïåðåõîäå îò îäíîé ìûñëè ê äðóãîé è îòñóòñòâèå ëîãè÷åñêèõ «ìîñòèêîâ» äëÿ ñâÿçè ÷àñòåé ñî÷èíåíèÿ.
2.Íåóìåíèå ñòðîèòü ëîãè÷åñêèå ïåðåõîäû (íàáîð òåçèñîâ); íå âûäåðæèâàåòñÿ ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó òåçèñîì è äîêàçàòåëüñòâàìè; îòñóòñòâèå  ãëóáèíû  ðàññóæäåíèÿ è âîçíèêíîâåíèå  ýôôåêòà «ìîçàè÷íîñòè ìûñëè», õàîòè÷íîñòè ñóæäåíèé.
3. Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå ñòðàòåãèè ïîñòðîåíèÿ âñòóïëåíèÿ è çàêëþ÷åíèÿ ïî òåìå:
-ïîâòîð òåìû èëè òðàíñôîðìàöèÿ òåìû â ñîáñòâåííóþ êîíñòðóêöèþ;
èñïîëüçîâàíèå íàçûâíûõ êîíñòðóêöèé â ñî÷åòàíèè ñ êëþ÷åâûì âîïðîñîì òåìû {«×åëîâåê. Ïðèðîäà. ×òî ñâÿçûâàåò íàñ ñ ïðèðîäîé è ÷òî ìåøàåò íàì îáðåñòè ïîäëèííóþ ãàðìîíèþ ñ íåé?»)’,
-èçëîæåíèå àâòîðèòåòíîãî ìíåíèÿ («×åëîâåê ñ ðîæäåíèÿ, êàê ÷èñòûé ëèñò áóìàãè — òàê óòâåðæäàþò ïñèõîëîãè»);
-îïðåäåëåíèå êëþ÷åâîãî ïîíÿòèÿ {«Äóøà — ýòî òî, ÷òî îòëè÷àåò ÷åëîâåêà îò äðóãèõ ñóùåñòâ íà çåìëå»)’,
-êðàòêîå ðàñêðûòèå ñóòè (ïðè÷èíû, èñòî÷íèêà) îñíîâíîé ïðîáëåìû, çàÿâëåííîé â ôîðìóëèðîâêå òåìû {« êàêîé òû åñòü, ëþáèòü, à ïîðîé çàùèòèòü îò âñåãî ìèðà â ñàìûå Ñêîëüêî ñóùåñòâóåò ÷åëîâå÷åñòâî, ñòîëüêî è âîëíóåò åãî âå÷íàÿ ïðîáëåìà „îòöîâ è äåòåé», â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò ðàçðûâ ñâÿçåé ìåæäó ðàçíûìè ïîêîëåíèÿìè»; «Ñàìîé âàæíîé öåííîñòüþ äëÿ ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ åãî ñåìüÿ. Òîëüêî ðîäíûå ìîãóò ïðèíÿòü òåáÿ òàêèì â ò¸ìíûå äëÿ òåáÿ äíè»)èñïîëüçîâàíèå ýìîöèîíàëüíî îêðàøåííûõ ôðàç, õàðàêòåðíûõ äëÿ ýññå {«Âîéíà. Ñêîëüêî áîëè è ñë¸ç â ýòîì ñëîâå…»)’,
óêàçàíèå íà àêòóàëüíîñòü òåìû {«Òåìà ãàðìîíèè ÷åëîâåêà ñ ïðèðîäîé àêòóàëüíà è ñåé÷àñ»)’,
-ïðèçíàíèå çàñëóã ïèñàòåëÿ {«Îäíèì èç âåëè÷àéøèõ ïðîèçâåäåíèé Ì. Þ. Ëåðìîíòîâà ÿâëÿåòñÿ ðîìàí „Ãåðîé íàøåãî âðåìåíè»»)’,
-ïîñòàíîâêà èñõîäíûõ âîïðîñîâ {«×òî æå òàêîå íàñòàâëåíèå? Ñ ÷åì åãî åäÿò? Ïðèíåñ¸ò ëè îíî ïîëüçó ÷åëîâåêó, êîòîðîìó îíî áûëî àäðåñîâàíî?»).  ðÿäå ñëó÷àåâ è ïðè áîëåå óäà÷íîì ðå÷åâîì è ñìûñëîâîì îôîðìëåíèè ýòîò ïðè¸ì ñðàáàòûâàåò ñ ïîëîæèòåëüíûì ðåçóëüòàòîì, íî ÷àñòî îáèëèå óñòàíîâî÷íûõ âîïðîñîâ âåä¸ò ê äåìàãîãè÷åñêèì ðàññóæäåíèÿì î òîì, «÷òî åñòü ÷òî», òîãäà êàê ñóòü ïîñòàâëåííîé ïðîáëåìû îòõîäèò íà âòîðîé ïëàí.
Êðèòåðèé 4. Êà÷åñòâî ïèñüìåííîé ðå÷è. Äàííûé êðèòåðèé íàöåëèâàåò íà ïðîâåðêó ðå÷åâîãî îôîðìëåíèÿ òåêñòà ñî÷èíåíèÿ.
Ó÷àñòíèê äîëæåí òî÷íî âûðàæàòü ìûñëè, èñïîëüçóÿ ðàçíîîáðàçíóþ ëåêñèêó è ðàçëè÷íûå ãðàììàòè÷åñêèå êîíñòðóêöèè, ïðè íåîáõîäèìîñòè óìåñòíî óïîòðåáëÿòü òåðìèíû.
«Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ ïðè óñëîâèè, åñëè íèçêîå êà÷åñòâî ðå÷è (â òîì ÷èñëå ðå÷åâûå îøèáêè) ñóùåñòâåííî çàòðóäíÿåò ïîíèìàíèå ñìûñëà ñî÷èíåíèÿ. Âî âñåõ îñòàëüíûõ
ñëó÷àÿõ âûñòàâëÿåòñÿ «çà÷åò».

Ïðè  îöåíèâàíèè ñî÷èíåíèé ýêñïåðòû íå âñåãäà ðàçäåëÿþò ðå÷åâûå è ãðàììàòè÷åñêèå îøèáêè. Ýòà ïóòàíèöà ñóùåñòâåííà, òàê êàê çà ðå÷åâûå îøèáêè îöåíêà ñî÷èíåíèÿ ñíèæàåòñÿ ïî êðèòåðèþ ¹ 4 «Êà÷åñòâî ïèñüìåííîé ðå÷è», à çà ãðàììàòè÷åñêèå — ïî êðèòåðèþ ¹ 5 «Ãðàìîòíîñòü».
Ðå÷åâàÿ (â òîì ÷èñëå ñòèëèñòè÷åñêàÿ) îøèáêà — ýòî îøèáêà íå â ïîñòðîåíèè, íå â ñòðóêòóðå ÿçûêîâîé åäèíèöû, à â å¸ èñïîëüçîâàíèè, ÷àùå âñåãî â óïîòðåáëåíèè ñëîâà.
Ñëîâî  «îäíîèì¸ííûé» îøèáêè íå ñîäåðæèò, îíî ëèøü íåóäà÷íî óïîòðåáëåíî, íå ñî÷åòàåòñÿ ïî ñìûñëó ñî ñâîèì áëèæàéøèì êîíòåêñòîì.
Ãðàììàòè÷åñêàÿ îøèáêà — ýòî îøèáêà â ñòðóêòóðå ÿçûêîâîé åäèíèöû: â ñòðóêòóðå ñëîâà, ñëîâîñî÷åòàíèÿ èëè ïðåäëîæåíèÿ; ýòî íàðóøåíèå êàêîé-ëèáî ãðàììàòè÷åñêîé íîðìû — ñëîâîîáðàçîâàòåëüíîé, ìîðôîëîãè÷åñêîé, ñèíòàêñè÷åñêîé. Íàïðèìåð, ýòî ìîæåò áûòü îòëè÷íîå îêðóæåíèå ëþäåé, çàìå÷àòåëüíûå íàñòàâíèêè.
Ïîÿñíåíèå. Ìíîãèå  âûïóñêíèêè èñïîëüçóþò ðàçíîîáðàçíóþ ëåêñèêó, óìåþò òî÷íî âûáèðàòü ñëîâà, ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íûå ãðàììàòè÷åñêèå êîíñòðóêöèè, ñïîñîáíû ïîñòðîèòü íåøàáëîííóþ ôðàçó, âëàäåþò èçîáðàçèòåëüíî-âûðàçèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè ÿçûêà è ðèòîðè÷åñêèìè ïðè¸ìàìè.
Ïðè ýòîì â çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè ñî÷èíåíèé âûÿâëåíû ñóùåñòâåííûå íåäîñòàòêè ðå÷åâîãî îôîðìëåíèÿ:
-íåêîððåêòíîå èñïîëüçîâàíèå ïîíÿòèé («Âîë÷èöà Àêáàðà îêàçûâàåòñÿ â ëàãåðå ïîëîæèòåëüíûõ ãåðîåâ»);
-íåóäà÷íàÿ ïîïûòêà ñîçäàíèÿ íåîëîãèçìà («êîëëåêòèâíî-òðóäîâîå îáùåñòâî»), âû÷óðíîñòü ñòèëÿ {«Ëþäè, íå áóäü îíè ýãîèñòàìè ïî ïðèðîäå è îò ðîæäåíèÿ, ìîãëè áû ëåãêî îáðåñòè ãàðìîíèþ ñ ïðèðîäîé, ìîãëè áû ïðèéòè ê êîíñåíñóñó è íå òðàâìèðîâàëè áû ëèê Çåìëè»). Îáðàùàåò íà ñåáÿ âíèìàíèå îáèëèå íåäî÷¸òîâ, ñâÿçàííûõ ñ íàðóøåíèåì ñî÷åòàåìîñòè ñëîâ {«…èçáåæàòü ãóáèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ïðèðîäå»);
 -âñòðå÷àþòñÿ íåçàâåðø¸ííûå ïðåäëîæåíèÿ;
-íàèáîëåå ðàñïðîñòðàí¸ííûå ðå÷åâûå îøèáêè:
óïîòðåáëåíèå ñëîâà â íåñâîéñòâåííîì åìó çíà÷åíèè, íåòî÷íîñòü ñëîâîóïîòðåáëåíèÿ {«êîíôëèêò — íåîòúåìëåìàÿ ÷àñòü ÷åëîâå÷åñêîãî ñîîáùåñòâà»; «ðîäèòåëè âñêàðìëèâàþò â ðåá¸íêå ÷åñòíîñòü è ïîðÿäî÷íîñòü»; «ó êîãî-òî ñ ïîìîùüþ õîðîøèõ ÿâëåíèé, à ó äðóãèõ âïîñëåäñòâèè ïå÷àëüíûõ ïðîèñøåñòâèé»)’,
óïîòðåáëåíèå èíîñòèëåâûõ ñëîâ è âûðàæåíèé (ðå÷åâûå øòàìïû, êàíöåëÿðèçìû) {«Â çàêëþ÷åíèè õî÷ó ñêàçàòü, ÷òî ÷åëîâå÷åñòâî ñåé÷àñ èä¸ò ïî ïðàâèëüíîìó ïóòè. Ëþäè, íàêîíåö, îñîçíàëè âñþ çíà÷èòåëüíîñòü ïðèðîäû è ïûòàþòñÿ åé ïîìî÷ü â âîññòàíîâëåíèè. ß î÷åíü íàäåþñü, ÷òî ìû è äàëüøå áóäåì íàëàæèâàòü îòíîøåíèÿ ñ íàøåé ïëàíåòîé, âåäü ïðèðîäà — íàøå âñ¸»)’,
íåìîòèâèðîâàííîå ïðèìåíåíèå äèàëåêòíûõ è ïðîñòîðå÷íûõ ñëîâ è âûðàæåíèé {«Âîéíà çàêàëÿåò õàðàêòåðû ëþäåé. È âñ¸ æå ëþäè, êîòîðûå ïîáûâàëè íà âîéíå, ìåíÿëèñü ïî-ðàçíîìó. Îäíè ñëåòàëè ñ êàòóøåê, äðóãèå ñòàíîâèëèñü ñèëüíûìè, âûíîñëèâûìè è ìóæåñòâåííûìè»)’,
ñìåøåíèå ëåêñèêè ðàçíûõ êóëüòóðíûõ ýïîõ {«Ýëåí ëãàëà, ÿâëÿëàñü äîìîé ïîñëå ïûøíûõ ïðè¸ìîâ, êîãäà óæå ñâåòàëî, ÷àñòåíüêî ïðîâîäèëà âðåìÿ â êîìïàíèè ïîñòîðîííèõ ìóæ÷èí, à Ïüåð ìîë÷à âûíîñèë âñå å¸ âûõîäêè)’,
íàðóøåíèå ëåêñè÷åñêîé ñî÷åòàåìîñòè {«Ëþáÿùàÿ ñåìüÿ ñîçäàñò êðåïêèå óçû ïîääåðæêè è ïîíèìàíèÿ»; «ñ ïîìîùüþ õîðîøèõ ÿâëåíèé»)’,
— óïîòðåáëåíèå ëèøíåãî ñëîâà (ïëåîíàçì);
— ïîâòîðåíèå èëè äâîéíîå óïîòðåáëåíèå áëèçêèõ ïî ñìûñëó ñëîâ èëè ñëîâîôîðì áåç îïðàâäàííîé íåîáõîäèìîñòè (òàâòîëîãèÿ) («Âî âðåìåíà âîåííûõ âðåì¸í ëþäè ñèëüíî ãîëîäàëè…»;«Ýòîò ýïèçîä ïîêàçûâàåò, ÷òî ìîãóò ïîçâîëèòü ñåáå íåêîòîðûå òóðèñòû, ïîêàçàâ ñâî¸ ïîòðåáèòåëüñêîå îòíîøåíèå ê ïðèðîäå»)’,
íåîáîñíîâàííûé ïðîïóñê ñëîâà («Åâãåíèé Áàçàðîâ ñâîèì ïîâåäåíèåì è âûñêàçûâàíèÿìè ïîêàçûâàåò, ÷òî âðåìÿ (ïîäðàçóìåâàëîñü «âðåìÿ îòöîâ…» — Ïðèì, àâò.) íåîáðàòèìî óõîäèò â ïðîøëîå»)’,
áåäíîñòü è îäíîîáðàçèå ñèíòàêñè÷åñêèõ êîíñòðóêöèé («×åëîâåê âñåãäà ñòðåìèëñÿ ê ñ÷àñòüþ. Êàæäûé ñ÷àñòëèâ ïî-ñâîåìó. ×åëîâåêó óäàâàëîñü áûòü ñ÷àñòëèâûì»)’,
-ïîðÿäîê ñëîâ, ïðèâîäÿùèé ê íåîäíîçíà÷íîìó ïîíèìàíèþ ñìûñëà âûñêàçûâàíèÿ («ßðêèé ïðèìåð èñêàæ¸ííîãî âîñïðèÿòèÿ ðîäèòåëåé ïðåäñòàâëåí â ðàññêàçå Áðåäáåðè „Âåëüäè».
Êðèòåðèé 5. Ãðàìîòíîñòü. Íà îöåíêó ñî÷èíåíèÿ ïî Êðèòåðèþ ¹ 5 ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ ïîëîæåíèÿ î íåãðóáûõ è îäíîòèïíûõ îøèáêàõ.
 «Íåçà÷åò» ñòàâèòñÿ ïðè óñëîâèè, åñëè íà 100 ñëîâ ïðèõîäèòñÿ â ñóììå áîëåå ïÿòè îøèáîê: ãðàììàòè÷åñêèõ, îðôîãðàôè÷åñêèõ, ïóíêòóàöèîííûõ.

!!!  Ïðîøó îáðàòèòü âíèìàíèå íà íîâûå êðèòåðèè, ïðåäúÿâëÿåìûå ê èòîãîâîìó ñî÷èíåíèþ (èçëîæåíèþ) â 2019/2020 ó÷åáíîì ãîäó (Ïðèëîæåíèå 4 ê ïèñüìó  Ðîñîáðíàäçîðà îò 24.09.2019 ¹ 10-888).
Ïðîâåðÿÿ ðàáîòû, ó÷èòûâàéòå, ÷òî ó ðåáåíêà îáÿçàòåëüíî äîëæåí áûòü ïðîâåäåí ñîïîñòàâèòåëüíûé àíàëèç (ÊÐÈÒÅÐÈÉ 2). Äëÿ ýòîãî Íàó÷èòå âûïóñêíèêîâ çàïèñàòü ñëåäóþùèå ñòðî÷êè: ÑÎÏÎÑÒÀÂËßß äàííûå (àðãóìåíòû, ïîñòóïêè ãåðîåâ, ïîçèöèþ….) è ò.ä. Íàó÷èòå èõ ñîïîñòàâëÿòü, èíà÷å îíè íå ïðîéäóò ïî êðèòåðèþ 2.
Ê2. Àðãóìåíòàöèÿ. Ïðèâëå÷åíèå ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà
Ó÷àñòíèê ïðè ðàñêðûòèè òåìû ñî÷èíåíèÿ äîêàçûâàåò ñâîþ ïîçèöèþ,  ôîðìóëèðóÿ àðãóìåíòû è ïîäêðåïëÿÿ èõ ïðèìåðàìè èç ëèòåðàòóðíîãî  ìàòåðèàëà, ïðèâëåêàÿ õóäîæåñòâåííûå ïðîèçâåäåíèÿ, äíåâíèêè, ìåìóàðû,  ïóáëèöèñòèêó, ïðîèçâåäåíèÿ óñòíîãî íàðîäíîãî òâîð÷åñòâà (çà èñêëþ÷åíèåì  ìàëûõ æàíðîâ), äðóãèå èñòî÷íèêè îòå÷åñòâåííîé èëè ìèðîâîé ëèòåðàòóðû  (äîñòàòî÷íî îïîðû íà îäèí òåêñò);
-âûáîð ëèòåðàòóðíîãî ïðîèçâåäåíèÿ è àñïåêòû åãî àíàëèçà ñîîòâåòñòâóþò  ôîðìóëèðîâêå òåìû, êîíöåïòóàëüíûì òåçèñàì ñî÷èíåíèÿ;
-ïðè ïðèâëå÷åíèè äâóõ è áîëåå ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé îñóùåñòâëÿåò
ñîïîñòàâëåíèå ìåæäó íèìè õîòÿ áû ïî îäíîé ïîçèöèè;
-äîïóùåíî íå áîëåå 1 ôàêòè÷åñêîé îøèáêè, ñâÿçàííîé ñî çíàíèåì  ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà (îøèáêà â íàïèñàíèè ôàìèëèè, èìåíè, îò÷åñòâà  àâòîðà è íàçâàíèÿ ïðîèçâåäåíèÿ, èìåí ïåðñîíàæåé è òîïîíèìîâ ïðîèçâåäåíèÿ,  â èçëîæåíèè ñþæåòíîé ëèíèè, ëèòåðàòóðíûõ è èñòîðè÷åñêèõ ôàêòîâ è ò.ï.)        2 áàëëà
Ó÷àñòíèê ñòðîèò ðàññóæäåíèå, äîêàçûâàåò ñâîþ ïîçèöèþ, ïîäêðåïëÿÿ  àðãóìåíòû ïðèìåðàìè èç ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà, íî îãðàíè÷èâàåòñÿ îáùèìè âûñêàçûâàíèÿìè ïî ïîâîäó ïðèâëå÷åííîãî òåêñòà (îâ), ïðè ïðèâëå÷åíèè äâóõ è  áîëåå ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé íå îñóùåñòâëÿåò ñîïîñòàâëåíèÿ ìåæäó íèìè, è/èëè ïðèâëåêàåò ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë íå âïîëíå óìåñòíî ñ òî÷êè çðåíèÿ âûáðàííîé òåìû, è/èëè îãðàíè÷èâàåòñÿ ïðîñòûì ïåðåñêàçîì ïðîèçâåäåíèÿ, è/èëè äîïóùåíû 2–4 ôàêòè÷åñêèå îøèáêè, ñâÿçàííûå ñî çíàíèåì ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà 1 áàëë
Ñî÷èíåíèå íàïèñàíî áåç îïîðû íà ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë èëè â ñî÷èíåíèè ñóùåñòâåííî èñêàæåíî ñîäåðæàíèå âûáðàííîãî òåêñòà, èëè ëèòåðàòóðíûé ìàòåðèàë ëèøü óïîìèíàåòñÿ â ðàáîòå (àðãóìåíòû íå ïîäêðåïëÿþòñÿ ïðèìåðàìè èç òåêñòà, íå ñòàíîâÿòñÿ îïîðîé äëÿ ðàññóæäåíèÿ), è/èëè ñî÷èíåíèå ñîäåðæèò 5 è áîëåå ôàêòè÷åñêèõ îøèáîê, ñâÿçàííûõ ñî çíàíèåì ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà   0 áàëëîâ.

Ïî êðèòåðèþ 5: îáðàòèòå âíèìàíèå íà òðåáîâàíèÿ äàííîãî êðèòåðèÿ
Ê5. Îðèãèíàëüíîñòü ñî÷èíåíèÿ
Ñî÷èíåíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ òâîð÷åñêèì, íåñòàíäàðòíûì ïîäõîäîì ê ðàñêðûòèþ òåìû (ïðèñóòñòâóþò ñàìîñòîÿòåëüíûå íåøàáëîííûå ìûñëè, èëè   
íåîæèäàííûå è âìåñòå ñ òåì óáåäèòåëüíûå àðãóìåíòû ñ ïðèâëå÷åíèåì
íåòðèâèàëüíîãî ëèòåðàòóðíîãî ìàòåðèàëà, èëè îðèãèíàëüíûå íàáëþäåíèÿ, èëè
èíòåðåñíàÿ ëîãèêà ðàññóæäåíèÿ è ïðî÷.) èëè ÿðêîñòüþ ñòèëÿ     1 áàëë
 ñî÷èíåíèè íå ïðîäåìîíñòðèðîâàí òâîð÷åñêèé, íåñòàíäàðòíûé ïîäõîä,
îðèãèíàëüíîñòü ñòèëÿ                0 áàëëîâ

Çà÷åò ïî ÂÑÅÌ êðèòåðèÿì, êàê âèäèòå, ìîæåò íå ñîñòîÿòüñÿ.   

«Îïàñíûì» ÿâëÿåòñÿ è êðèòåðèé 4  «Êà÷åñòâî ïèñüìåííîé ðå÷è», ðå÷åâûå îøèáêè: îñîáåííî óïîòðåáëåíèå «ìàëåíüêèõ» ñëîâ — «ÂÅÄÜ», ëåêñè÷åñêèå ïîâòîðû è ïð.

Сочинение Мое отношение к Печорину

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. И в одном из них главным героем является Печорин, о котором и пойдет речь. Оказывается, это человек, он не может отыскать себя в жизни, а также его не принимает общество и поэтому в этом мире ему очень тяжело живется. Оценить данного героя также невозможно. После прочтения произведения сразу же появляется вопрос, который мучает учеников: «Действительно ли виновен Печорин или нет»? С одной стороны можно сделать вывод о том, что он, правда, виновен. Сначала он влюбил в себя многих женщин, а потом просто их бросал и при этом вины своей не ощущал. Потом он вынудил всех жильцов просто покинуть свои дома и в итоге они остались без всего, чего добивались всю жизнь. Каждым своим действием он делает так, чтобы все вокруг страдали. Но если посмотреть с другой стороны, то можно сделать вывод о том, что все это он делает даже, не осознавая, что другие страдают.

Печорин жил всегда только в свое удовольствие, а вот на чувства других ему не было дела. Ему нравилась жизнь, которой он жил сегодня. У него было огромное количество женщин, и пользовался он ими тогда, когда захочет. У него было много денег, и на них он мог купить все, что ему нужно или не нужно, но хотелось. Однажды он увидел одну прекрасную девушку Бэллу, и он был уверен, в том, что она внесет в его жизнь новые ощущения, которых раньше никогда не испытывал. Но сначала нужно было сделать так, чтобы она влюбилась в него, а потом получать все чего так долго ждал. А когда уже все получилось, он просто расстался с ней и забыл. А вот девушка, поэтому поводу очень сильно переживала.

Если говорить, о моем мнении, то мне очень сильно жаль Печорина. Когда он делает гадости другим людям, то и ему от этого очень плохо. Кроме этого он даже не задумывается о том, что может быть дальше и какие от этого могут быть последствия. А ведь раньше он был скромным, но однажды его обвинили в том, чего он никогда не совершал. Он всегда помогал и выручал всех, кому требовалась помощь, но при этом ни один человек, ни разу не сказал ему даже спасибо. Печорину нравился весь мир и люди, которые в нем живут, вот только люди обращались к нему таким образом, что он стал всех и все ненавидеть.

К тому же сам герой считает себя калекой и за это его можно пожалеть, ведь он не смог справиться с обществом, которому он совершенно не подходил и не нравился. Также он боится к кому-то привыкнуть и поэтому показывает себя не с самой лучшей стороны. Больше всего на свете он боялся не только еще больше разочароваться в людях, но и полюбить или привыкнуть к кому-нибудь.

2 вариант

Григорий Печорин — это главный герой произведения Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Образ персонажа очень ярок и красочен, поэтому Печорин никого не оставляет равнодушным. Кому-то этот герой очень нравится, кому-то — нет. У меня же образ Печорина вызывает сожаление. Я искренне переживал за персонажа, когда читал книгу.

Печорин — это образец «лишнего» человека. Он эгоистичен, совсем не думает о чувствах и переживаниях других людей. Например, он влюбился в черкешенку Бэлу и решил любым образом заполучить девушку. Печорин воспользовался наивностью и мечтой ее брата, Азамата, подарив ему украденную лошадь Казбича. Как только девушка появилась у него, Печорин стал пытаться добиться ее расположения, но когда она полюбила его, она перестала быть интересной ему. В этом поступке проявляется эгоизм Печорина, его неспособность любить.

Когда я анализирую этот поступок героя, мне становится очень жалко его. Ведь он из-за особенностей своего характера лишает себя самого главного — любви. Но дальнейшие события романа показывают, что и к дружбе Печорин не способен. Тогда героя становится еще жальче.

На минеральных водах Печорин знакомится с Грушницким, который является полной копией главного героя. Но это сходство лишь внешнее. Грушницкий имеет красивую обертку, но внутри он пуст. Этот человек неприятен Печорину, поэтому он относится к нему снисходительно. Они общаются, но дружбы у них не получается. Печорин не принимает друга всерьез, несколько высокомерен в его отношении. Чувство собственного превосходства мешает Григорию Печорину построить дружбу с кем-то другим. А ведь человеку необходимы хорошие друзья, которые помогут в трудную минуту и поддержат, а у героя нет даже надежных товарищей.

Но почему Печорин такой? По моему мнению, таким Григорий Печорин стал благодаря его окружению. И от этого чувство сожаления растет. Герой пытается разобраться в своих чувствах, характере, понять себя, но приходит к отвратительным выводам, а самое главное: он не может стать счастливым человеком. Мне очень жалко Григория Печорина, что он не способен изменить себя и стать счастливым.

Сочинение-рассуждение

Отношение к главному персонажу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорию Александровичу Печорину определяется его поступками. Они, в свою очередь, как и поведение любого человека, оцениваются с точки зрения вечных непреходящих ценностей, идеалов нравственности. Вспомним основные действия Печорина и их результаты.

Он, желая добиться любви понравившейся ему девушки Бэлы, организует ее похищение, затем своим обращением с ней достигает поставленной цели. Однако, после этого его чувства к ней проходят, и он по-прежнему начинает скучать. Затем Бэла погибает, поскольку ее родственники и друзья не хотели смириться с тем, что она была похищена у них Печориным. Таким образом, поведение героя представляется эгоистичным. Его интересовали свои чувства, достижение своих целей, и он не думал о последствиях своих действий для другого человека.

При встрече с другом по службе Максимом Максимычем он не ответил на горячее проявление дружеского отношения к нему, чем причинил переживания товарищу. В этом случае Печорин опять не обратил внимание на чувства другого человека. В истории с княжной Мэри он, не будучи влюблен в нее, вел себя таким образом, чтобы она полюбила его и подумала, что он отвечает ей взаимностью. Другими словами, герой играл с ней, хотя понимал, что для нее все происходящее серьезно.

Автор пытается объяснить читателю такое поведение Печорина, излагая внутренний процесс становления его личности. Однако, с точки зрения свободы нравственного выбора человека оправдание поведения какими-либо особенностями воспитания и условиями жизни несостоятельны. Кроме того, все, что мы узнаем о внутренней жизни героя, не представляется чем-то таким драматичным, что могло бы серьезно повлиять на него. Таким образом, поведение Печорина выглядит просто эгоистичным, в своих поступках по отношению к другим людям он руководствуется своими чувствами и желаниями, не заботясь о тех переживаниях, которые причиняет другим. Поэтому отношение к нему не может быть положительным.

Также читают:

Картинка к сочинению Мое отношение к Печорину

Популярные сегодня темы

Одна из главных достопримечательностей Российской Федерации — прекрасное озеро Байкал, что расположено на юге Восточной Сибири. Оно возникло многие миллионы лет назад в тектоническом разломе

На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство

Встреча с Плюшкиным произвела на Чичикова неприятное впечатление. Посещению главным героем помещика предшествует описание разоренной деревни и заброшенной родовой усадьбы Плюшкина

Портрет моего поколения неоднозначен. В него входят разные люди: с различными интересами, целями и образом жизни. Однако, несмотря на все различия, у современных людей общие черты. Рассмотрим это на примерах.

Фет и Тютчев были лучшими друзьями. Ф.А. Тютчев хорошо отзывался о таланте А.А.Фета. А Фет в Тютчеве видел свой идеал поэта. Их творчество взаимосвязано. Они любили писать о прекрасной природе

shkololo2

С Печориным я познакомилась во время изучения психологического романа Лермонтова Герой нашего времени. Это и есть тот самый персонаж, которого автор называет героем своего времени. Именно Печорин стал собирательным образом, портретом, который был составлен из пороков всего поколения. Но каким вижу я героя и какое мое отношение к Печорину? Давайте разберемся с этим в нашем сочинении.

Сочинение мое отношение к Печорину

В сочинении на тему мое отношение к Печорину сложно дать краткий и однозначный ответ на этот вопрос. Я не могу сказать, что мое отношение к Печорину негативное, хотя в произведении имеется множество ситуаций, за которые можно его ненавидеть и презирать. Например Бэла, которая трагично погибла по вине Печорина. Или достаточно вспомнить страдание и горе княжны Мэри, Веры, чьи судьбы беспощадно поломал главный герой. Вот только у меня ненависти к Печорину нет, как впрочем, нет к нему и любви, несмотря на то, что главный герой Лермонтовского романа имеет не только отрицательные черты характера. У него есть харизма, он умеет держаться в обществе, Печорин образован и привлекателен.

Мое отношение к Печорину сочинение

Печорин — человек с аналитическим умом, и целенаправлен в своих поступках. Он талантлив, одарен природой многими способностями, и мог бы стать героем, на которого хочется равняться. Но из-за того, что он родился не в свое время, из-за ненужности и невозможности реализовать себя, Печорин и стал циничным, холодным, расчетливым, не умеющим любить и принимать любовь других людей. Из-за всего этого я не могу относиться к Печорину положительно.

Наверное сочинение о личном отношении к Печорину должно осуждать и высмеивать пороки и недостатки главного героя. Возможно многие пишут именно об этом, но мне хочется вспомнить о сопереживании, жалости и сострадании. Ведь именно эти чувства берут верх над другими при тщательном анализе жизни Печорина. Все могло быть по-другому, если бы Печорин почувствовал поддержку общества или был рожден в другое время. Но, как говорится, имеем то, что имеем.

Печорин не нашел достаточно сил, чтобы противостоять своему времени, и пошел по самому легкому пути — примирившись и покорившись неизбежному, сознательно разрушая в себе наилучшие качества. Все это добавляет в образ Печорина новые грани, невольно заставляя ему сопереживать. Поэтому мое отношение к нему весьма противоречивое. С одной стороны Печорин мне нравится. С другой — я не могу его принять, как героя.

Мое отношение к Печорину

В своем произведении Лермонтов называет Печорина героем своего времени. Он говорит о том, что это собирательный образ, портрет, который автор не раз наблюдал в жизни. Каждый читатель должен задуматься о том, как вести себя в жизни, живя в своем времени. Мое отношение к Печорину нельзя назвать однозначным, я вижу в нем и плохие и хорошие черты. Но на его примере я могу задуматься о своей жизни, понять ценность настоящих человеческих чувств.

Положительные стороны Печорина

На первый взгляд Печорин создает положительное впечатление. Герой хорошо воспитан, он опрятен и аккуратен, образован. Эти качества ценились во все времена, ценятся они и сейчас. Умение создавать положительно впечатление на людей – безусловный плюс в пользу героя, ведь он делает это не жеманно, не лебезит перед собеседником. У него это природное. Он всегда следит за собой, не допускает грубости, не хамит. В этом вопросе мое отношение к Печорину приобретает положительную сторону. У него можно поучиться умению вести себя в обществе, не хамить и не грубить людям, при любых обстоятельствах держать в себя в руках.

Отрицательные стороны Печорина

Но самое страшное в герое – отсутствие каких-либо настоящих чувств. Он не только не позволяет чувствовать ничего сам себе, но и пренебрегает чувствами других людей. Он играет их судьбами, лишает их жизней и ничего не ощущает по этому поводу. Даже после смерти Бэлы он не позволяет чувствам выйти наружу, ограничиваясь лишь истеричным смешком. Мое отношение к герою относительно этих качеств полностью отрицательное. Я считаю, что нельзя позволять себе быть таким черствым и циничным, а особенно пренебрежительно относиться к чувствам и жизням других людей.

Печорин и современность

Личность Печорина стала для меня примером двойственности, но я не могу назвать его настоящим героем. Лермонтов показывает читателю общий портрет молодого человека того времени. Но мне становится страшно от того, что такие люди есть и сейчас. Хочется верить, что наше время, каким бы жестоким оно не было, не породит большое количество таких же печориных. Оставаясь человеком, важно помнить о том, что нельзя пренебрегать чувствами других людей. Свои чувства тоже нельзя убивать на корню, превращаясь в жесткого циника, хоть и вежливого, симпатичного на первый взгляд. В наше время модно быть циничным и грубым, в этом наше поколение схоже с Печориным. Но на протяжении многих веков человек может называть себя человеком только за счет умения проявлять настоящие чувства. Я не хочу примерять на себя личность Печорина, для меня важны проявления добра и любви, я хочу иметь уважение к людям и их чувствам. Я хочу отвечать на чувства взаимностью, уметь испытывать настоящую любовь. Мне кажется, что именно это важно для человека в любые времена.

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: Что значит быть счастливым?

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (Н. Лесков «Старый гений», Л.Н. Толстой «После бала», А.П. Чехов «О любви», И. Бунин «Кавказ»,

А.И. Куприн «Куст сирени»).

Ход урока

I. Организационный момент.  

Отсутствующие, проверка готовности к уроку.

1. Сегодняшний урок я бы хотела начать с высказывания А. Гайдара «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо..»

Попробуйте сформулировать тему урока (варианты учащихся)

-Какая цель сегодня на уроке стоит перед нами?

— Ребята, сегодня у нас очень интересная, своеобразная тема. Мы попробуем ответить на вопрос: что такое счастье? Это основной вопрос нашего урока.

— Можно ли ответить на этот вопрос однозначно?

— Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы обратимся к произведениям

Н. С. Лескова, Л.Н. Толстого А.П. Чехова И. Бунина  и А.И. Куприна, каждое из них не похоже на другое , но у каждого своя истина.  

Вспомним, как их герои воспринимали счастье. И итогом нашего сегодняшнего урока будет домашнее  сочинение по озвученной теме. А так же мы будем развивать монологическую речь, хотелось бы услышать от вас развернутые ответы.

Запишите  тему  и эпиграф  урока в тетрадь.

2.  К этому уроку вы  провели в группе исследование, работали над проблемным вопросом.

Но прежде чем вы начнете свое выступление, я предлагаю вам заполнить кластер, что для вас является составляющими счастья.

 (составление кластера)

Предлагаю оставить свободными несколько стрелочек, возможно к концу урока у вас появятся новые ответы.

3 Оценочный лист.

Во время выступления группы остальные внимательно слушают, у вас есть возможность дополнить выступление ребят, высказать свое мнение, и в то же время вы сегодня будете оценивать работу одноклассника, а так же оценивать свою работу в группе. Для этого у вас у каждого на столе есть «Оценочный лист» обратите внимание на критерии. Я также буду оценивать каждого,  и по итогам урока средняя арифметическая оценка будет выставлена в журнал.

Если нет вопросов, приступим.  Начнем мы с Лескова

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразия русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему.

Выступление 1 группы

1 группа работала с произведением Лескова «Старый гений»

«В чем заключается  «счастье» героев в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»?

  1. Какая ситуация лежит в основе рассказа?
  2.  Как автор относится к героине?
  3. Что означает слово гений? Какие ассоциации возникают у вас  с этим  словом?
  4. А какой гений у Лескова?
  5. Как вы понимаете смысл эпиграфа?
  6.  Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?
  7. Что общего у рассказа «Старый гений» с нашим временем?
  8. Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор?

Вывод учителя. У Лескова Россия — страна умелых и талантливых людей. В рассказе «Старый гений» свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

Бедная старушка, потерявшая всё из-за своей доброй души, в конце рассказа  счастлива. Не теряя надежду на светлое будущее, она стояла на своём, была уверена, что когда-нибудь она отстоит свои убеждения и права и будет счастлива. И своими упорными стараниями и помощи «гения»  она смогла вернуть то,  что потеряла и своё доброе и честное имя.

Оценивание группы

Название рассказа «После бала» поначалу  настраивает читателя на увлекательное чтение, кажется, что нас ждет повествование о пышной и красивой жизни, о любви и счастье героев. Но что на самом деле происходит после бала и как это событие повлияло на главного героя об это нам расскажет 2 группа , которая исследовала рассказ Толстого «После бала»

Выступление 2 группы.

  1. В какое историческое время происходят события рассказа?
  2. На сколько частей можно разделить рассказ, как они соотносятся между собой?
  3. Смысл названия рассказа?
  4. Что понял Иван Васильевич тем туманным утром? 
  5. Как изменились его взгляды и чувства?
  6. Какие средства и приемы использует автор, чтобы донести до читателя ответы на эти вопросы? 

Вывод учителя. Изначально герой видел счастье в любви, но все изменилось и теперь смысл жизни для Ивана Васильевича (а за персонажем, очевидно, стоит и сам автор) заключается не в любви, семейном благополучии, бытовом и обыденном счастье, а в чем — то большем, великом и разумном. И это великое и разумное не допускает насилия человека над человеком, лицемерия в отношениях между людьми и самое главное – лжи, проникающей в жизнь. Ложь, несправедливость и насилие несовместимы с ощущением счастья, умещающегося обычно в один краткий миг, к которому человек стремится всю жизнь.

Оценивание группы

А.П. Чехов  сказал «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть»

Почему не могут быть счастливы герои  рассказа  «О любви»?

……………….

Выступление 3 группы.

  1. Сюжет рассказа. Смысл названия.
  2. Почему герои рассказа А.П. Чехова не могут быть счастливы? Какие вопросы  их мучат?
  3. Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”
  4. Почему герои скрывали свои чувства?
  5. Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
  6. Какое значение имеют картины природы в рассказе?

Вывод учителя. Герои рассказа не могут признаться  друг другу в любви. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. Алехин понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить» . На осознание этой ошибки у героев ушли годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье. Алехин остался одинок. 
Именно из-за увлечения этими вопросами: к чему приведет их любовь? Честно ли это? – не сумел возвысить свою душу Алехин и упустил свое счастье.

Оценивание группы

Теперь давайте обратимся к рассказу И.А. Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое влюблённых или и во взаимном чувстве может быть что-то, что мешает героям, тревожит их, омрачает их радость.

Выступление 4 группы.

  1. Каким настроением проникнут рассказ?
  2.  Как вы можете охарактеризовать любовные отношения героев?
  3. Какую роль играют картины природы?
  4. Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа?  Почему вы так думаете?
  5. Счастливы ли герои в своих отношениях?
  6.  Почему герой покончил жизнь самоубийством?
  7.  Смогут ли после всего герои быть счастливы?

Вывод учителя. Рассказ Бунина драматичен и даже трагичен. Автор размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.  Мы увидели, что герои Бунина, в отличие от чеховских, пытаются быть счастливыми , несмотря ни на что. Но их счастье кратковременно, а воспоминания о нём обязательно будут вызывать горечь и душевную боль. Любовь не выдерживает испытания жизнью – вот печальный итог рассказа. 

И наверное, не будет ошибкой сказать, что  творенья бунинского пера «никогда не истлеют». Писатель сумел сохранить и донести в каждом слове своего рассказа богатство, трепет и красоту жизни, многообразной и сложной, не дающей однозначных ответов на поставленные вопросы.

Оценивание группы

Следующий автор утверждал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья».

На что же  готовы ради счастья герои  А. Куприна в рассказе «Куст сирени»?

Выступление 5 группы.

  1. Какое настроение вызывает рассказ «Куст сирени»?
  2. Счастливы ли герои рассказа? Почему?
  3. Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  4. На что готова героиня ради счастья своей семьи?
  5. В чем смысл счастья героев?
  6. Какую проблему поднимает Куприн в своём рассказе?

Вывод учителя.

Возможно, этот рассказ о жертвенной любви. Когда кто-то в семье готов ради другого на все ради общего счастья. Но они вдвоем достигли этого счастья. Она счастлива, потому что  у её любимого человека все получилось и он пойдет дальше. А он счастлив, потому что рядом есть любящая жена, которая всегда поможет и поддержит. Она ведь составляет его опору по жизни. И автор не скрывает своей симпатии к ней, как к человеку.

Оценивание группы

Итак, наше исследование подошло к концу. Давайте вернемся к началу нашего урока, вспомним,  какие цели мы ставили (ответы учащихся)

Нашли ли мы ответ на вопрос,  поставленный нами в начале урока?

Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?

Вернемся к кластеру, который мы начали заполнять в начале урока, что ещё можно вписать? (заполнение кластера)

ВЫВОД Я считаю, сколько людей, столько и мнений. У каждого автора своё мнение, своя точка зрения на счастье. Счастье — это то, что окружает нас, всё то, что мы видим, ощущаем, но некоторые не замечают самого элементарного, самых простых вещей, но все это счастье.

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю.

.

МКартинки по запросу кластер что такое счастье

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосадовская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

БИНАРНЫЙ УРОК

АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ

В 9 КЛАССЕ

«Обучение технологии написания сочинения-рассуждения и личного письма

на русском и английском языках

в ходе подготовки к ОГЭ»

подготовили:

учитель английского языка

Краснокутская Наталья Николаевна,

учитель русского языка

Захарчук Наталья Ивановна

п. Новосадовый

2021

Тема урока: «Обучение технологии написания сочинения-рассуждения и личного письма на русском и английском языках в ходе подготовки к ОГЭ»

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок – практикум).

Технологии: системно-деятельностный подход, элементы технологии критического мышления, исследовательской деятельности.

Цели урока:

деятельностная: формирование способностей анализировать, структурировать, систематизировать тексты различных типов, соотносить различные источники полученной информации, выражать собственную оценку;

— содержательная: выявление роли письма в жизни человека, основ воздействия произведения на читателя, ценности художественного произведения и собственного творчества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: выработка понимания роли писем в жизни человека. Усвоение основ научных знаний о русском и английском языках; развитие навыков написания письма; подготовка к ОГЭ по английскому языку, развитие выразительности речи учащихся.

Метапредметные: умение преодолевать комплексы и выступать перед аудиторией сверстников.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Развиваемые УУД:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

Регулятивные:  умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

умение объяснять связи и отношения, выявляемые в ходе работы над жанром письма.

Оборудование: распечатанные тексты, компьютер с выходом в Интернет, мультимедийная установка, колонки, аудиофайлы.

Ход урока:

I. Организационный момент. Этап мотивации. (3мин.)

(Звучит песня «Вологда»)

Учитель русского языка:

Добрый день, весёлый час, что ты делаешь сейчас?

Все дела свои бросай и к уроку приступай!

Учитель английского языка:

Dear friends! Thank you for your coming here. Sorry, we haven’t done it earlier but we were busy with your exams.

Учитель русского языка:

Ребята, наш сегодняшний урок посвящен самому таинственному, самому особому жанру литературы. Какому же именно? Давайте определим …

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и целей урока. Введение в тему. Работа с эпиграфом. (2мин.)

Проблемная ситуация: (на парте лежат тексты стихотворений А.С. Пушкина («Письма») и С А Есенина ( «Письмо матери»). Необходимо соотнести произведения и авторов .

Учитель русского языка:

Проверьте правильность соотнесения текстов и авторов ( перевернуть на лист с текстами).

Познакомьте присутствующих с результатом вашей работы. Что у Вас на листах. (Учащиеся читают стихи-письма)

Как вы думаете, почему мы обратились к письмам?

Обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку:

«Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века»

Торнтон Уайлдер

Краткая беседа в режиме «Учитель»→ «Ученик»

— Как вы понимаете эти слова?

— Согласны ли вы с высказыванием?

— Получаете ли письма вы? А сами письма пишете? Каким образом? Как выглядит современное письмо?

Где современный выпускник сталкивается с проблемой написания письма?

(Например, на экзамене ОГЭ по английскому языку)

Какова цель нашего урока?

(Мы должны закрепить умения писать письмо личного характера. Научиться правильно отбирать материал для своей работы.)

III. БЛОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учитель английского языка:

What is the topic of our lesson today? (Ответы учащихся: to remember the rules of writing of informal letters )

Well, the topic of our lesson is to remember and revise the rules of writing of informal letters.

Look at the screen!

A) ВИДЕОРОЛИКLetter Writing for Kids»

https://youtu.be/y2d-0dIimgY

B) На доске – схема написания личного письма на английском языке

What is it ? (parts of the letter) Can you name them?

Учащийся называет части письма:

Heading:

1.Аddress,

2.Date,

3.Salutation or Greetings

4.Opening sentences Thanking

5.Main body of the letter

6.Closing sentences (Why must you finish the leter)

7. Complementary closing — Subscription

8. Signature

Учитель английского языка:

C)__Работа в группах. В конвертах разрезанные письма. Определить порядок следования частей. Сложить письмо. Прочитать вслух.

Let’s work in groups. You have parts of the letter ii the envelopes. Your task is to restore the letter and then to read it aloud)

D) На партах– письмо-стимул.

Группы получают дифференцированные задания: разобрать лексику по частям.

1-я группа отбирает лексику к частям 1-4, складывает последовательно и зачитывает.

2-я группа отбирает лексику к частям 5-6, складывает последовательно и зачитывает.

3-я группа отбирает лексику к частям 7-8, складывает последовательно и зачитывает.

Решена ли коммуникативная задача? Правильна ли организация текста?

Подсчитайте количество слов.

You have to select the words according your task.

Group 1 – words to parts 1-4.

Group 2 – words to parts 5-6.

Group 3 – words to parts 7-8.

Well done! Your hometask is to write this letter.

IV. БЛОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель русского языка:

В настоящее время мы перестали писать письма. Получить письмо, написанное от руки, стало в диковинку. К сожалению, наше поколение практически разучилось писать письма. Им на смену пришли электронные. Мы забыли, когда в последний раз опускали конверт в почтовый ящик. Виноваты ли в этом современные технологии и средства связи? (Ответы детей)

Они, конечно, очень удобны, совершенны: проще общаться по телефону, писать и получать SMS. Это быстро, доступно. И отказываться от них не имеет смысла. Но что же утратилось, ушло из рукописного письма? (ответы обучающихся)

— Техника делает наше общение шаблонным, сухим, невыразительным. Иное дело – письмо на бумаге! Умение писать его – это благородное древнее занятие

Сегодня на уроке мы с вами вспомним, а, может быть, узнаем, что такое письмо, какие виды писем бывают, какую роль в художественной литературе играет эпистолярный жанр.

На листах , которые лежат перед вами, текст. Давайте прочитаем его .

Ученики читают текст (Письмо Ваньки Жукова.)

Определите проблему текста. (НЕЗАЩИЩЁННОСТЬ, УЯЗВИМОСТЬ).

Используя предложенный текст какой вид работы вы можете выполнить?

Что мы можем сделать опираясь на этот текст?

— Написать сочинение-рассуждение.. Давайте вспомним особенности написания сочинения-рассуждения.

Нам необходимо сформулировать тезис и т. д.

  • Формулировка тезиса

  • Работа в парах: подбор аргументов

Что можем сказать в заключение?…

Поставив себя на моё место, дайте домашнее задание к следующему уроку русского языка. (Домашнее задание к уроку русского языка: написание сочинения-рассуждения на тему …)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель русского языка:

Кто-то может подумать, что проведённое время прошло бесследно, а что вы думаете по этому поводу?

На столах лежат зелёные листы. Прочитайте и выберите высказывания, наиболее подходящие для оценки вашего настроения.

  • Никакая подкова не принесёт тебе удачу и счастье, пока не прибьёшь её к своему копыту и не начнёшь пахать, как лошадь.

  • Кееp calm and carry on!

  • Работа не волк, в лес не убежит.

  • Don’t worry, be happy!

  • Стремление к успеху без напряжённой работы, всё равно, что ожидание урожая, который не был посеян.

  • Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки.

  • Учителя только открывают дверь. Дальше вы идёте сами.

Попытайтесь объяснить, почему вам по душе именно это высказывание.

Попробуйте оценить свою работу. Кто по вашему мнению достоин высокой оценки. Оцените работу своих товарищей.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

  • написать ответ на письмо-стимул (английский язык);

  • написать сочинение-рассуждение на тему: «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми» (русский язык)

  • Сочинение рассуждение на тему что делает человека известным
  • Сочинение рассуждение на тему что дают человеку знания
  • Сочинение рассуждение на тему что значит быть воспитанным человеком с аргументами
  • Сочинение рассуждение на тему что значит быть воспитанным человеком 9 класс по тексту гиацинтовой
  • Сочинение рассуждение на тему что же с нами происходит