Сочинение рассуждение на тему что определяет выбор человеком жизненного пути по тексту щербаковой

Что такое жизненные ценности? этот вопрос ставит современную молодежь в тупик, ведь здесь и думать нечего: материальное благосостояние главная

Что такое жизненные ценности? Этот вопрос ставит современную молодежь в тупик, ведь здесь и думать нечего: материальное благосостояние – главная жизненная ценность нашего поколения.

Многие из нас живут, не подозревая, что есть еще и духовные ценности, не менее важные в жизни человека.

Именно эти ценности, такие как крепкая семья, взаимопонимание с родными, духовная близость, обеспечивают счастье человека.

Так, в тексте русского писателя А. Г. Алексина раскрываются два разных взгляда на это понятие.

Мама и папа героя-рассказчика очень ценили порядок во всем, организованность, четкость, а их сын и бабушка не разделяли такую позицию.

Автор подчеркивает, что им важнее были общие интересы и взаимопонимание, что их и объединяло. Нельзя сказать, что чья-то позиция верна, а чья-то нет.

На мой взгляд, соблюдение порядка и четкость вторичны по отношению к душевной теплоте и дружеской атмосфере, царившей в семье.

Для меня главной жизненной ценностью также является благополучная атмосфера в семье, поддержка и все то, что объединяет родных людей. Очень часто наши вечера проходят за тихими разговорами, общими теплыми воспоминаниями, обсуждением важных семейных проблем. А что еще может быть важнее?

Таким образом, жизненные ценности – это тот неугасимый маячок, который направляет человека в пути, они определяют вектор нашего движения. И несмотря на то, как важны материальные ценности, нравственное все равно окажется весомее.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Материальное имеет свойство заканчиваться, ломаться, исчезать, а духовное безгранично и бесконечно!

Полезный материал по теме:

Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности» по тексту Алексина

Сочинение Что такое жизненные ценности? 15.3. По тексту Алексина «В командировке мама и отец…»ОГЭ(ГИА)Стр. 1

Огэ 15.3 сочинение на тему «что такое жизненные ценности» по тексту а.г.алексина из открытого банка заданий (фипи)

Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности» по тексту АлексинаАргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.   

ТЕКСТ 

(1)Меня ждали
шестнадцать лет… (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным
подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из
которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда
наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что
ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря
по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат
наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это
несправедливо.

(8)Чтобы
замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за
тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

– (10)Вот
ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а
на тройку ответил!

(12)Частенько
отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба
читали.

– (13)Какая
диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто
вчера читал… (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется,
отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17)На следующий
день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18)Драться,
конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а
пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего
доводит любовь!

(23)А мне вовсе
не нравится, что дома меня все восхваляют. (24)Трудно разве ответить на тройку?
(25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему
надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на
самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама,
мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и
хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я
услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них
выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой
бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а!
– воскликнул отец.

– (36)Значит,
любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы
очень рады.

(38)Вот вам и
всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..                                     (По
А.Г. Алексину)*

Алексин Анатолий Георгиевич
(род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как
«Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в
пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

СОЧИНЕНИЕ

          Жизненные ценности – это то, что люди считают
важным в своей жизни, что определяет цели и мотивы их деятельности, о чем они мечтают и к чему стремятся.

 Жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе человека,
потому что от них зависит принятие решений, осуществление жизненного
предназначения, взаимоотношения с другими людьми.

 У каждого человека собственная система жизненных ценностей, свои приоритеты. Докажу это примерами из прочитанного текста.

          Обратимся к тексту А.Г.Алексина. В нём рассказывается об одной семье. У всех членов этой семьи свои жизненные ценности.

Например, для родителей героя текста главной ценностью в жизни является их поздний ребёнок, появление которого они ждали целых 16 лет.

Родители проявляют к своему сыну огромную любовь и заботу, они гордятся им и постоянно хвалят. Видно, что сын является смыслом жизни для своих родителей.

          А вот у старшей сестры героя другие в жизни приоритеты: образование, карьера и работа. Людмила является кандидатом наук, работает в архитектурной мастерской. Для неё очень большое значение имеет профессиональное развитие.

          Таким образом, жизненные ценности – это правила, внутренне обязательные для человека, это то, чего человек придерживается и чему изменить не может. (173 слова)

Что такое жизненные ценности? (По тексту А.Алексина.)

Сочинение 1

Жизненные ценности — это идеалы, понятия, вера, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы для людей. Эти ценности, на мой взгляд, служат ориентирами в жизни, Первая ценность, уверен, которую назовет каждый, – любовь. Причем не только к противоположному полу, но и к родным, близким, друзьям. 

 Так, в рассказе А.А Алексина самой главной жизненной ценностью был ребёнок, которого в семье ждали 16 лет, и поэтому родители всю свою любовь отдавали только ему. У мальчика была сестра, но та получала меньше внимания, хотя была кандидатом наук.

А вот его всячески поощряли за любые поступки: за тройку, принесённую домой, за память, так как отец иногда забывал некоторые вещи,  и даже за драку, впоследствии которой Костик, друг мальчика, получил фингал.

Мальчику это не нравилось, ведь из-за этого «ему хотелось сбежать на край света», потому что избыточная любовь не так ценна.

В рассказе « Марки» Л.В.Куклина  повествуется о том, что жизненной ценностью отца и сына были марки. Мальчик буквально бредил филателией, но однажды он сообщил отцу, что драгоценного альбома у него нет. Он подарил его мальчику, у которого парализованы ноги.

Перед героем Куклина лежал целый мир: ведь он мог пойти и в музей, и на стадион, и  в кино, и  съездить  в другие страны… Однако у мальчика-инвалида ничего этого не было, кроме подаренного альбома с драгоценными марками, получив который, он расплакался.

Расплакался и от щедрости сверстника, и от того, что у него появилась такая ценность.

  • Таким образом, любовь к людям и милосердие, справедливость и щедрость являются жизненными ценностями героев моего сочинения.
  • ЕГОР
  • Сочинение 2
  • Жизненные ценности у каждого свои: у одних – материальные, у других – нравственные. Кому-то нужны деньги, машины, украшения, власть… Но большинству людей важнее нравственные ценности: дружба, любовь, счастье, здоровье близких, родная земля,  честь, человеческое достоинство…

 На мой взгляд, нравственные ценности нельзя заменить материальными, ведь дружбу, любовь, добрые отношения между родными не купишь ни за какие деньги. Именно любовь и забота друг о друге лежат в основе благополучной семьи, а дружба позволяет преодолеть любые преграды. Докажем данный тезис примерами из предложенного для анализа текста А.Г.Алексина и своего личного опыта.

В рассказе А.Г.Алексина герой школьного возраста рассказывает о своей семье.

Родители им очень гордятся и совсем, как ему кажется, не обращают внимания на старшую сестру, которая заслуживает немалых похвал.

Мальчик хочет, чтобы к Людмиле родители относились так же, как к нему, и он говорит им об этом. Они понимают, что в семье растёт настоящий человек, для которого успехи близких важнее своих.

Недавно я прочитал роман А.Дюма «Три мушкетёра». Для героев произведения, без сомнения, главной жизненной ценностью является дружба. Четыре друга всегда рядом, какие бы препятствия ни ставила перед ними судьба, они преодолевают все невзгоды, поддерживая друг друга и в минуты радости, и в минуты горя.

Таким образом, мы можем сделать вывод: нравственные ценности – настоящие. Только любовь и забота близких, верное плечо друга позволяют человеку чувствовать себя уверенно.

Ясенко Дмитрий, ученик И.А.Суязовой

 Текст 6.1 (из повести А. Г. Алексина «Поздний ребёнок»)

  (1)Меня ждали шестнадцать лет… (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света. 

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто вчера читал… (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает. 

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет! 

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют. (24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу! 

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)Значит,  любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..                                                                            

(По А.Г. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

Решу огэ

Задание 9 № 3275

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра.

За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Ветвицкого.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло».

  • Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

  1. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  2. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  3. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой — маминой мамой.

(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю — мы с бабушкой получали письма каждый день.

(4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо — от отца, другое — от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра».

(7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

– (8)Фантастика! — сказала однажды бабушка. — (9)Хоть бы раз перепутали очередь!..

(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.

(18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

– (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? — спрашивала бабушка.

– (23)Побольше! — говорил я.

  • (24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах.
  • (25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.
  • (По А. Алексину) *

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

1

Задания Д A4 № 3285

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОД­НА­Ж­ДЫ все со­глас­ные звуки звон­кие.2) В слове ОТЕЦ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти – мяг­ко­сти.3) В слове ПРО­БЕЖ­КА буква Ж обо­зна­ча­ет звук [ш].4) В слове ЕЗ­ДИ­ЛИ зву­ков боль­ше, чем букв.Пояснение.

Твердый согласный Ц не имеет мягкой пары.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА — 2013, вариант 1305, ГИА по русскому языку 04.06.2013. Основная волна. Вариант 1305.

2

Задания Д6 № 3377

Замените разговорное слово «смахивал» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

  1. В предложении «А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня» разговорное слово СМАХИВАЛ означает БЫЛ ПОХОЖ/БЫЛ ПОХОЖИМ.
  2. «Напоминал» не вставляется в предложение.
  3. Ответ: был похож|был похожим|похож.

Ответ: былпохож|былпохожим|похож

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок B2CD98, вариант РЕШУ №5

3

Задания Д C2 № 3395

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста В. Г. Ветвицкого, роль существительных в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Попробуем доказать это на примере текста Анатолия Алексина.

Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Именно в этом роль существительного трудно переоценить.

Имена существительные являются подлежащими в большинстве предложений текста (предложения 1, 3, 4, 5 и другие), а значит определяют их основное содержание.

Имена существительные являются главными в словосочетаниях, построенных на основе согласования (предложение 2: «маминой мамой») или управления (предложение 6: «в конце письма», предложение 17: «режим дня»), поэтому именно от них зависит форма зависимого слова.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Ветвицкого о роли существительных и их важности в нашей речи.

Источник: Банк заданий ФИПИ

Пояснение.

15.1 У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста В. Г. Ветвицкого, роль существительных в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Попробуем доказать это на примере текста Анатолия Алексина.

Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в опре-делённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Именно в этом роль существительного трудно переоценить.

Имена существительные являются подлежащими в большинстве предложений текста (предложения 1, 3, 4, 5 и другие), а значит определяют их основное содержание.

Имена существительные являются главными в словосочетаниях, построенных на основе согласования (предложение 2: «маминой мамой») или управления (предложение 6: «в конце письма», предложение 17: «режим дня»), поэтому именно от них зависит форма зависимого слова.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Ветвицкого о роли существительных и их важности в нашей речи.

15.2 Герой текста Анатолия Алексина очень похож на свою бабушку. Это неслучайно, ведь они много времени проводят вместе, когда родители уезжают в длительные командировки. Жизненные ценности бабушки и родителей мальчика отличаются, об этом и говорится в финале текста.

В предложении 13 (Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить) говорится об отношении бабушки к ценностям родителей. Она несколько иронизирует над «правильностью» их жизненных ориентиров.

Сама бабушка готова на авантюрные поступки. В предложении 24 об одном из таких поступков идёт речь: бабушка с внуком откладывают деньги на кино, но при этом экономят на обедах. Почему она так не по-взрослому поступает? Просто бабушка понимает, что нельзя загнать любовь и открытость отношений между ею и внуком в определённые рамки, нельзя все делать по правилам.

Таким образом, нам удалось подтвердить примерами текста раз-мышления героя А. Алексина о том, что доверие между бабушкой и внуком возникает из-за общности их интересов, это их объединяет и делает совместную жизнь радостной.

15.3 Жизненные ценности — это идеалы, убеждения, принципы, кото-рые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий. У каждого человека ценности разные. Для многих людей самое ценное  — это семья, дети.

Герой текста Анатолия Алексина очень похож на свою бабушку. Это неслучайно, ведь они много времени проводят вместе, когда родители уезжают в длительные командировки. Бабушка готова даже на авантюрные поступки.

В предложении 24 об одном из таких поступков идёт речь: вместе с внуком они откладывают деньги на кино, но при этом экономят на обедах.

Почему она так не по-взрослому поступает? Просто бабушка понимает, что нельзя загнать любовь и открытость отношений между ею и внуком в определённые рамки, нельзя все делать по правилам.

Примером правильных семейных ценностей может стать семья Ростовых из романа Толстого «Война и мир». В ней царят любовь, взаимопонимание, поэтому дети Ростовых вырастают хорошими людьми, впитавшими семейные устои, которые будут нести в свои семьи.

Наши жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. Хорошо, если в семье формируются правильные жизненные ценности, тогда человеку проще идти с ними по жизни.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1
  • Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,
  • ИЛИ
  • тезис не доказан,
  • ИЛИ
  • дано рассуждение вне контекста задания,
  • ИЛИ
  • тезис доказан на бытовом уровне
С2К2: Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте 3
  1. Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,
  2. ИЛИ
  3. привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
  4. ИЛИ
  5. привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
2
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте 1
  • Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
  • ИЛИ
  • экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
  1. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
  2. — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  3. — в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
  • Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО
  • допущена 1 логическая ошибка,
  • И/ИЛИ
  • в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
  1. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
  2. НО
  3. допущено более 1 логической ошибки,
  4. И/ИЛИ
  5. имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
С2К4: Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
  • НО
  • допущена 1 ошибка в построении текста
1
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста
Максимальный балл 9
Критерии оценки грамотности и фактическойточности речи экзаменуемогоБаллы
ГК1: Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки 2
Допущено 2–3 ошибки 1
Допущено 4 и более ошибки
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущено 3–4 ошибки 1
Допущено 5 и более ошибок
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущено 3–4 ошибки 1
Допущено 5 и более ошибок
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущено 3–4 ошибки 1
Допущено 5 и более ошибок
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов 1
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов
Максимальный балл 10

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок B2CD98, вариант РЕШУ №5

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

Что такое жизненные ценности? Сочинение ОГЭ

Сочинение ОГЭ по тексту:

Жизненные ценности у всякого человека свои. Существуют материальные ценности, какие, к огорчению, являются все наиболее необходимыми в современном сообществе.

На мой взор, наиболее ключевые ценности – это семья, влюбленность, преданность, патриотизм и почти все из того, что является нравственной основой жизни любого из нас. Докажу этот тезис доводы из предложенного фрагмента творения А.

А. Алексина и проанализировав собственный актуальный эксперимент.

Начать аргументацию вышеизложенного тезиса мне бы хотелось с образца из текста. Родители окружили мальчика лишней заботой и любовью, но ему не нравилась чрезмерная забота: он пытался ориентироваться в данной, как ему казалось, несправедливости( 34-37). Наверное, благодаря чему рассказчик не подрос эгоистом, а остался хорошим и заботливым сыном. Семья для него – основная жизненная важность.

Кроме этого, сошлюсь на собственный актуальный эксперимент. Уверена, одной из основных нравственных ценностей является память. Мы обязаны держать в голове наше смелое прошлое… Моя школа перемещает имя Героя Советского Союза В. П.

Захарченко, который умер во время Великой Отечественной войны и похоронен на Украине. Последние действия, происходящие в мире, молвят о том, что люди начинают забрасывать заслуганаших дедов и прадедов.

Однако в нашей стране День Победы – святой праздник, и россияне никогда не забудут, какой ценой досталось им мирное небо над головой. Важно никогда об этом не забывать.

Таким образом, я доказала, что нравственные ценности гораздо главнее материальных, так как средства связи не помогут человеку в тяжелую минутку, а семья, Родина, родная земля постоянно будут ему опорой в жизни.

Текст А. А. Алексина:

(1)Меня ждали шестнадцать лет… (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света. 
(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.
(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!
(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто вчера читал… (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает. 
(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет! 
(22)Вот до чего доводит любовь!
(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют. (24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.
(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу! 
(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.
– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.
– (36)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

 (По А.А. Алексину)*


linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: РАЗДЕЛЫ.docx.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: эссе, сочинение по предмету социальная психология на тему Анализ, СЕССИЯ ПРОГРАМмалау.docx, Тест 3 Методика преподавания по программам дополнительного образ, Учебная программа-1-31.pdf, Web программалау 1.docx, ППД детей макет программа.doc, Шихов Н.С., программа исследования.docx, готовая рабочая тетрадь по микроэкономике.doc, Рабочая программа _Оказание первой помощи_ для педагогических ра, рабочая программа 2.docx


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» содержит следующие разделы:

— планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»;

— содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»;

— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

— материально-техническое обеспечение учебного предмета «Родная (русская) литература».
Учебный предмет «Родная (русская) литература» — часть образовательной области «Филология», который тесно связан с предметом «Родной (русский) язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью.

Родная (русская) литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность.

Цель изучения родной (русской) литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач:

— воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе «Литература», личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

— воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

— развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;

— расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.
Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота.

Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.

Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России.

Рабочая программа родной (русской) литературы в 9 классе выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно — планирующую

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

В настоящее время при отсутствии утвержденных примерных программ учебных предметов «Родная (русская) литература», образовательная организация самостоятельно принимает решение о содержании учебного курса по этим предметам, а также определяет выбор учебных пособий для реализации утвержденных на уровне образовательной организации рабочих программ.
Минимальный объем реализации данной рабочей программы (17 часов) рассчитан на 1 год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

В результате изучения родной (русской) литературы на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

— воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;

— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;

— формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;

— самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;

— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

— формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

— формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов России и всего мира.
Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе выражается в следующем:

понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;

осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;

умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

владение навыками сопоставления произведений родной (русской) литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;

владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;

— использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

— использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:

— осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

— воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

— определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

— выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

— определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

— анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

— создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

— сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

— работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:

— выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

— дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

— сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

— оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

— создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Материально-техническое обеспечение.
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 КЛАСС (17 ЧАСОВ)

Введение

Книги, которые помогают жить. «Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить» (В. Шукшин).

Мир детства

Ю. Куранов «Царевна». Детская вера в сказку. «Тихий, древний, мудрый голос русской сказки» (А. Ильин). «Обыкновенное чудо».

Нравственность

Ю. Буйда «Продавец добра». Добро как материальные ценности, его всесилие в современном писателю мире. Истинный смысл слова «добро». «Добра-то много, да добра нет».

  1. Алексин «Ты меня слышишь?». Неравнодушие юной девушки, душевная чуткость героини-телефонистки, умение услышать внутреннюю тревогу клиента — геолога, пришедшего издалека на почту, чтобы в день рождения поговорить с женой по телефону. Повесть А. Алексина как «мастерская доброты».
  2. Крупин «А ты улыбайся!». Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её причины, наша ответственность за неё.

Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?»

Человек и семья

  1. Алексин «Подумаешь, птицы! На чем строятся взаимоотношения в семье? Мама как самый главный человек в жизни Кольки. Не проходящая с годами внутренняя боль мальчика и его желание «лечить» и «спасать». Семья счастливая и семья образцово-показательная. Эгоизм и бездушие под личиной благонравия.
  2. Солоухин «Под одной крышей». «Житейский» сюжет рассказа. Трагедия взаимоотношений отца с дочерью. Самый трудный поступок — «переступить через самого себя». Умение прощать друг друга, не отвечать злом на зло — главное условие взаимопонимания в семейных, соседских и просто человеческих взаимоотношениях.

А. Платонов «Семен». Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать близких. Способность взять на себя ответственность за семью в трудное время: «Давай я им буду матерью, больше некому…».

Человек и его выбор

Ю. Яковлев «Вратарь». Романтика мальчишеского хоккейного мира. Ненастоящее море и настоящие герои. Случай с Санькой Красавиным, переменивший его жизнь. Преданность любимому делу. Бескорыстие и самоотверженность. Подлинное счастье в служении своему делу.

В. Солоухин «Моченые яблоки». Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться деньгами? Нравственная позиция героев. Провозглашение прохожим корысти как жизненного принципа. Серега, который не может бросить попавшего на дороге в беду человека. Дорога в рассказе – символ жизненного пути, и каждый в этой жизни выбирает свою дорогу.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?»

Рождественские рассказы

Саша Черный «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.

B. Токарева «Рождественский рассказ». Взаимоотношения в семье. Радостное восприятие жизни. Случай, «убивший» душу героини. Непреодолимое многолетнее желание мести. Тягостное ощущение жизни. Прощение как нравственный выбор героини. Возрождение к жизни.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?»

Человек и природа

C. Георгиев «Собаки не ошибаются». «Скучный человек» Валерка Снегирев и «интересный человек» Юрка Хлопотов. Равнодушие, которое маскируется фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться» (отец Юрки), или попытка все превратить в игру, фарс (Юрка). Истинная гуманность «обыкновенного» Валеры Снегирева.

В. Крупин «Сбрось мешок». Слово писателя о красоте. Мешок как символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь. «Сбросить мешок» — значит подняться выше обыденности и по-новому взглянуть на окружающий мир. Нерукотворная красота природы, которая меняет людей к лучшему. Лейтмотив эстафеты, передачи, связи людей любовью к прекрасному.

И.С. Тургенев «Живые мощи». Удивительная встреча в омшанике. Способность героини в её состоянии радоваться человеку, располагать его к себе. Мировосприятие Лукерьи, собственное мироощущение как богатство: «вижу прекрасно и все слышу», «запах я всякий чувствовать могу». Умение побеждать боль наблюдениями за миром природы: пчелы, голуби, воробей, ласточки… Благодарность героини, сострадательность.

И.С. Тургенев «Перепелка». Детская восторженная любовь к охоте. Случай на охоте. Ощущение несправедливости произошедшего. Самоотверженная «материнская» любовь птиц, вызывающая уважение героя.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»

Мама

В. Астафьев «Шинель без хлястика». Женщина и война. Шинель как память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Красота материнского подвига. Мать как символ любви и высокой жертвенности. Доверительные

отношения матери и сына. Думы сына о долге перед матерью: «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика».

Н. Тихонов «Мать». Из цикла «Ленинградские рассказы», в которых повествуется о мужественных и стойких людях, с честью выдержавших суровое испытание — блокаду родного города. Рассказ о матери, которая больше собственной смерти и смерти своих детей боится сыновней слабости и трусости.

Человек и искусство

Ю. Буйда «Синдбад Мореход». Внешняя, «образцово не задавшаяся жизнь героини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех. 18252 обращения к стихотворению-шедевру Александра Пушкина «Я вас любил…» как возможность спасти свою душу, выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах. Стихотворение А.С. Пушкина как молитвенное слово. «Духовная жажда» внешне опустившихся людей — вера писателя в нравственное возрождение. Искусство, которое спасает наши души, наши сердца от «захоложения, затемнения» (А.И. Солженицын).

Война

Л. Пантелеев «Гвардии рядовой» (Из цикла «Рассказы о подвиге»). Подвиг Александра Матросова. Рассказ о доблести молодого русского солдата.

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор сигнальщика Пети. Поколение мальчишек военных лет, их нравственная чистота, честность, принципиальность, любовь к Родине. Духовная связь поколений, сохранение высоких нравственных идеалов отцов и дедов. Мотив ненависти к войне.

В. Крупин «О войне». Дети и война. «.Вот все, что я могу рассказать о войне»

Тематическое планирование

Класс: 9 «в»

Предмет: Родная русская литература

Тематический блок Количество часов
Мир детства 1
Нравственность 2
Человек и семья 5
Рождественские рассказы 2
Человек и природа 2
Мама 2
Человек и искусство 1
Человек и война 2

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа “Час чтения” [Электронный ресурс] // ЦКЬ: 1ШР5: //ш цаЪага.щ/ёоуп1оаё/191231. Ыш1
  2. Сопровождение программы “Час чтения” [Электронный ресурс] // ЦКЪ: Мр§://ук.сот/сЬа5 с11еп1уа ре!гоу§к

Задания и ответы для тренировочных вариантов по русскому языку 9 класс статград РУ2090501, РУ2090502 для подготовки к ОГЭ 2022, официальная дата проведения тренировочной работы №3 18 мая 2021 год.

Тренировочные варианты (РУ2090501-РУ2090502): скачать

Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать

Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Тренировочная работа №3 статград по русскому языку 9 класс ОГЭ решать варианты РУ2090501 РУ2090502 онлайн

Текст изложения:

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на некоторое их однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображённых святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало художественной фантазии для того, чтобы по-разному изобразить известные библейские и евангельские сюжеты?

Недостаток фантазии здесь ни при чём. Дело в том, что средневековый художник, изображая фигуры, лица и ситуации, стремился вовсе не к оригинальности. Наоборот, он старался следовать уже созданным ранее произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме. Например, Николай Чудотворец на иконах всегда добродушен и с теплотой смотрит на зрителя. А вот лицо пророка Ильи по традиции изображалось суровым и непреклонным.

Чтобы облегчить труд художника, под началом церкви стали возникать специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых. В них также приводились цитаты из Библии, которые следовало воспроизводить на той или иной иконе. Пособия снабжались подробными рисунками. Так возникли иконописные каноны – правила изображения святых, которыми и руководствовались средневековые художники.

Задания и ответы из 1 варианта:

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)К концу XII века на Руси насчитывались сотни больших и малых городов. (2)Укреплённые поселения начали создавать за много веков до этого на пересечении торговых путей, на реках, на границах со степью и с владениями отдельных князей. (3)Конечно, не все поселения, окружённые рвом и валом с деревянными стенами, были городами в полном смысле этого слова. (4)Так называли и центры крупных княжеств, и совсем крошечные феодальные замки, внутри которых располагалась только усадьба князя или боярина. (5)А северный город Белоозеро был включён в список городов лишь в виде исключения: изначально Белоозеро было крупным поселением, которое не имело укреплений.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
  • 2) В предложении 2 сказуемое составное глагольное.
  • 3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 4) Грамматическая основа в первой части предложения 4 – центры называли.
  • 5) В предложении 5 три грамматические основы.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Старик молча вывел Ивашку (1) боявшегося даже поднять на него глаза (2) через (3) расшатанную ветром (4) калитку (5) махнул рукой (6) и отпустил его восвояси (7) так и не дав ему ни одного тычка (8) и (9) даже не сказав вдогонку ни одного слова.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «посмотреть с тоской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ДВОРНЯЖКА – написание в корне слова буквы, обозначающей парный по глухости / звонкости согласный звук, проверяется формой слова дворняжек. 2) ПРИДОМОВАЯ (территория) – правописание приставки определяется её значением близость. 3) ПРОМОКНУТЬ (салфеткой) – написание безударной гласной в корне зависит от ударения. 4) ДЕРЁТСЯ – в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?, буква Ь не пишется. 5) ОТГУЛ – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Посёлок в тайге был очень большим, размером с целый город.
  • 2) Несмотря на молодой возраст телефонистки, её все уважали, потому что она была способна на время прекращать разлуку.
  • 3) Телефонистка не послушала «старшую» коллегу и всё равно постаралась помочь геологу: несколько раз перепроверила что-то, а потом даже отперла уже закрытую почту и нашла там письмо.
  • 4) Жена геолога забыла про его день рождения и ушла на встречу с друзьями.
  • 5) Телефонистка даже не оглянулась, когда геолог её поблагодарил: наверное, просто не услышала.

7)Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) Вечером с самолёта посёлок светился крохотной точкой, мигал своими маленькими блестящими глазками в бескрайнем таёжном море. 2) В этот поздний час маленькие оконца почты были уже заставлены табличками «Закрыто». 3) А вот таблички «Телеграф» и «Переговорный пункт» гордо и призывно красовались на самом видном месте, всем своим видом показывая, что бодрствуют. 4) И люди бросятся в застеклённую кабину и будут говорить лишь самые главные, заранее отрепетированные слова в минуты, скупо отпущенные для междугороднего разговора. 5) Где-то за тридевять земель телефон разрывался понапрасну, находясь на грани сердечного приступа и рискуя голосовыми связками.

8)Лексический анализ. Найдите в предложениях 1–10 антоним к слову МАЛЕНЬКИЙ (предложение 1). Напишите этот антоним.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского и советского писателя Алексея Николаевича Толстого: «Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего…» Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И каждый почему-то кричал в трубку: «Ты меня слышишь? Ты меня слышишь?..» Это вовсе не значило, что телефонная линия плохо работает. И не значило, что люди хотят проверить, как слышен их голос. В эти слова они вкладывали какой-то другой смысл…» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение слова НЕРАВНОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение — рассуждение на тему «В чём проявляется неравнодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера — аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Задания и ответы из 2 варианта:

Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)В музыке звуки соотносятся друг с другом по нескольким параметрам, отличаясь не только по высоте, но и по длительности. (2)Напевая мелодию, невозможно произвольно долго задерживаться на том или ином звуке, так как мелодия изменится. (3)Последовательность длительностей звуков в музыкальном произведении называют ритмом. (4)Ритм – яркое выразительное средство музыки: часто именно он определяет звучание того или иного произведения, а иногда даже жанра. (5)Например, по ритму мы можем отличить марш от вальса, мазурку от польки, так как для каждого из этих жанров характерны определённые ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

2)Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 2) Первая часть предложения 2 – односоставное безличное предложение. 3) Грамматическая основа предложения 3 – последовательность называют. 4) В первой части предложения 4 составное именное сказуемое. 5) В предложении 5 две грамматические основы.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. В то время великий учёный уже был стар и поступал так (1) как поступало большинство стариков (2) он отстаивал те нормы русской речи (3) какие существовали во времена его детства и юности. А потом наступила новая эпоха (4) и прежние юноши стали отцами и дедами (5) и пришла их очередь возмущаться словами (6) которые ввела в обиход молодёжь (7) «даровитый» (8) «отчётливый» (9) «голосование» и «общественность».

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «крик журавля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) (Морковка) ПО-КОРЕЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. 2) НАВЗНИЧЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь. 3) ПОДРОСЛА – написание безударной гласной в корне зависит от ударения. 4) НИЧЕМ – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И. 5) ПОМАЖЬ – в форме повелительного наклонения на конце глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В такой поздний час никто, кроме геолога, не ждал звонка и в переговорном пункте было непривычно пусто. 2) Звонившие по телефону всё время спрашивали у собеседника, слышит ли он их, потому что связь была очень плохая. 3) «Старшая» коллега телефонистки сразу вошла в положение и потратила много своего времени, чтобы помочь геологу, потому что день рождения – очень важный праздник для любого человека. 4) Жена геолога не брала трубку, потому что её не было дома: она уехала в командировку. 5) Геолог давно не заходил на почту за письмами, потому что был далеко в тайге.

7)Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Иногда свет в кабине не загорался, и, сочувственно вздохнув, телефонистка не называла номер кабины и город, а приглашала к своему окошку, словно вынося тем самым какой-то страшный приговор. 2) Просто вернула человеку покой, рассеяла сомнения. 3) Дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждал. 4) Телефонистка, сидевшая за стеклянной перегородкой, всё делала так деловито, так по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. 5) Выписывая квитанции, она низко склонялась над столом, аккуратно выводила буквы и даже высовывала кончик языка, будто писала контрольную.

8)Лексический анализ. Найдите в предложениях 1–10 синонимы к слову НЕБОЛЬШОЙ (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Николая Михайловича Карамзина: «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить? И правда, что она такого особенного сделала? Просто вернула человеку покой, рассеяла сомнения. Вот и всё». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение словосочетания БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем дóрог близкий человек?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Другие тренировочные варианты ОГЭ статград по русскому языку 9 класс:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Русский язык 9 класс варианты РЯ2090901 РЯ2090902 статград ответы и задания ОГЭ 2021

Метки: заданияогэ 2022ответырусский язык 9 классстатград

В статье рассказывается о том, как вести работу по подготовке к написанию итогового сочинения. Представлены формы и методы работы по развитию основных компетенций преподавания русского языка и литературы, композиция итогового сочинения, критерии оценивания, речевые клише.

Автор: Субботина Людмила Викторовна

В декабре 2021 года выпускникам 11 класса  предстоит серьезное испытание: они должны будут написать итоговое сочинение, являющееся допуском к государственной итоговой аттестации.  Это тоже своего рода экзамен, на котором учащиеся должны получить «зачет».

Каким же образом это сделать? Конечно, многое зависит от самого ученика, от того, как он отнесется к этой работе, от его уровня начитанности и владения письменной речью. Но я думаю, что не нужно умалять и роли учителя в процессе подготовки.

Как руководителю районного МО мне часто в основном молодые педагоги задают вопрос, как подготовить выпускников, чтобы они получили «зачет» и  когда нужно начать работу по подготовке.  Я всегда отвечаю, что подготовку нужно вести не с  десятого  или  одиннадцатого классов, а с пятого. Для этого учителю следует еще раз вспомнить основные компетенции преподавания  русского языка и литературы.  Языковая компетенция,  предполагающая способность учащихся употреблять слова, их формы в соответствии  с нормами литературного языка.  Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками анализа и самоанализа. И одна, на мой взгляд, из главных компетенций   – коммуникативная, нацеленная на развитие умений говорить, слушать и понимать. Основное в рамках данной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты.  Именно от этого нужно оттолкнуться в своей работе по подготовке  учащихся к написанию сочинения.

Что же мы имеем, когда ребенок приходит в пятый класс? Он не владеет литературной речью, словарный запас очень беден, слабо развита память и воображение, не умеет  говорить и слушать, не говоря уже о понимании и создании текстов. Как видите, объем работы для учителя-словесника очень большой.

С чего же начать? Я думаю, что сначала  нужно  заставить учеников читать. Как это сделать? Есть много форм и методов по привитию любви к чтению. К сожалению, некоторые  в мир развития современных технологий  уже канули в лету. Я, получив пятый класс, сразу заставляю завести «Дневник читателя», где ученики фиксируют авторов и  названия прочитанных книг, кратко передают содержание и высказывают свое мнение о прочитанном произведении. Эти дневники проверяются один раз в четверть на уроках внеклассного чтения, когда ученик знакомит  своих товарищей с прочитанными книгами, делится  своим впечатлением. Такая работа оценивается учителем.

 Есть еще один способ: «Дочитай сам», или метод Кассиля. Читаю или пересказываю произведение с интересным, увлекательным сюжетом, затем на самом захватывающем эпизоде делаю паузу и прошу учеников дочитать самим дома.  Этот методический прием дает  положительный результат не только в младших классах, но и в  старших. Например, в 9 классе на уроке внеклассного чтения я начала пересказ книги В. Закруткина «Матерь человеческая» и остановилась на эпизоде,  когда Мария обнаружила в погребе раненого мальчика-немца. К сожалению, в местной библиотеке такой книги не оказалось, текст был только у меня. Но ученики, я не знаю  почему,  не стали искать текст в Интернете, создали очередь и читали дома с родителями, то есть это стало своего рода семейным чтением. 

Еще один способ, заставляющий учеников читать.

В 5–6 классах  можно предложить проекты на темы: «Что читали наши бабушки (дедушки, папы, мамы)?» с обязательным условиям выразительного чтения или пересказа  понравившегося эпизода. Конечно, интерес к чтению у ребенка формируется не в школе, а в семье с самого рождения, но современные родители или  в силу своей занятости, или по другой причине  оставляют это учителям.

Немаловажную роль в формировании компетенций играет работа с текстом. Самое главное, чтобы учащиеся поняли текст. Для этого нужно подготовить вопросы, позволяющие выявить первичное восприятие текста (это вопросы по содержанию). Затем необходимо определить тему текста (ключевой вопрос: о чем? (о ком) говорится в тексте), основную мысль (для чего написан текст?). Это своего рода часть работы по комплексному анализу текста, который  проводится  с 5 по 11 классы.

Можно давать реконструкцию текста: «письмо с дырками». Это сознательный пропуск учителем изучаемых орфограмм. Такой метод позволяет учащимся видеть ошибкоопасные места, то есть орфограммы. Также этот прием  можно использовать для того, чтобы ученик обратился к художественному произведению.  Берется отрывок из произведения, лучше прозаического, и в нем пропускаются слова.  Выполняя задание по реконструкции текста, ребенок  будет вынужден обратиться к данному произведению. В 5–6 классах для развития навыка работы  с текстом советую использовать метод сложения целого из частей текста. Эффективен данный прием при изучении тем: «Текст», «Тема текста», «Темы широкие и узкие» и т. д.

Все это, несомненно, способствует развитию  основных компетенций преподавания русского языка и литературы,  а в будущем поможет написать итоговое сочинение.

А теперь обратимся непосредственно к экзаменационной работе 2021 года. Выпускникам  предлагается пять направлений, опубликованных на сайте ФИПИ:   

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и Наказание– вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Также на этом сервере  вы  можете увидеть  рекомендации по каждому из направлений и  список примерных тем и литературных аргументов.

Работу по подготовке к написанию сочинения  начнем с выбора темы.  Следует отметить, что это очень ответственный этап. Многое зависит от того, какую тему выберет выпускник, ему нужно  быть уверенным, подойдут  ли его  аргументы  и раскроют ли смысл высказывания.  Поэтому  стоит порекомендовать более простую и понятную для него тему.

Следующий этап работы – знакомство с композицией.

Классическая структура сочинения предполагает три основные  части: вступление, основная часть и заключение. Основная часть включает  тезис, подкрепленный аргументами. И сразу же возникает вопрос: сколько должно быть аргументов?   Можно привести всего  один аргумент для объяснения тезиса. Но здесь чаще всего и кроется «подводный камень»: ведь объем сочинения – не менее 350 слов. Учитывая то, что все-таки не все  наши выпускники начитаны, следует посоветовать взять два и  более  аргументов  (оптимальное количество – два, так как большой объем затрудняет работу экспертов при проверке сочинения).  Нужно подчеркнуть, что вступление и заключение соразмерны.   

Итак, тематическое направление выбрано, с композицией учащиеся познакомились. Теперь следует обратиться к критериям оценивания. Это очень важно, потому что пишущий должен представлять, что от него хотят получить.

Всего  пять критериев:

  1. Соответствие теме. Необходимо сказать выпускникам, что самое важное – не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
  2. Привлечение литературного материала. Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент – из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное – написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
  3. Композиция и логика рассуждения. Чтобы получить балл по этому критерию, предлагается использовать классическую структуру сочинения. Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
  4. Качество письменной речи. Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна – «зачёт».
  5. Грамотность. «Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Напомните: на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём. Это  поможет свести орфографические ошибки к минимуму.

Далее нужно сказать, что  первые два критерия – обязательные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить  зачет по первым двум  критериям  и хотя бы по одному  из остальных. Итак, с критериями познакомили.

 А теперь обратимся к вступлению, задача  которого – ввести  в  тему, дать  предварительные, общие  сведения  о  той  проблеме, которая стоит за  предложенной  темой. Как видно из опыта моей работы, эта часть сочинения вызывает у школьников затруднение. Что же можно посоветовать в качестве вступления?

Краткую характеристику определенной эпохи;  анализ социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей времени; вступление может содержать размышление над главным понятием темы сочинения (война, совесть, дорога…); биографические факты из жизни автора, имеющие отношение к произведению или к поднятой проблеме; цитатное вступление  (в основе лежит цитата, имеющая прямое отношение к теме сочинения и являющаяся  «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли); личностное, предполагающее заявление собственной позиции, связанной с темой.

Для вступления предлагаю речевые клише:

—  Всем известно,  что …

— Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…

—  Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

 — Люди часто размышляют о том, что …. 

— (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … 

— Кто-то считает, что …

Очень важно, чтобы вступление  соответствовало теме, а не направлению. Поэтому не рекомендуется делать заготовки вступлений к  направлениям и заучивать их.

Далее нужно правильно сформулировать тезис.  Прежде   учащиеся должны усвоить, что тезис напрямую связан с темой. Это ответ на поставленный вопрос темы. Есть несколько способов формулировки тезиса:

— прямое выражение главной  мысли (например, Личностные качества человека во многом определяет выбор жизненного пути…);

— в виде вопроса-ответа  (например, Влияют ли личностные  качества человека на выбор жизненного пути? Несомненно, именно личностные качества человека во многом определяют его жизненный путь);

— оригинальный способ выражения мысли: можно рассказать о случае из своей жизни, если этот прием не был использован во вступлении.

Теперь необходимо связать тезис и основную мысль (аргумент). Для этого использую такие  речевые   клише:

—  В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература, например…

—  Вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

—  Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению (название,  автор), в котором…

—   Тема (поиска смысла жизни  затрагивается в романе… (автор, название);

— Вспомним героя повести… (автор, название);

— Обратимся к роману… (автор, название);

— Подтверждением этого является роман (повесть, рассказ;  автор, название). 

Затем переходим к написанию основной части, которая должна быть посвящена раскрытию конкретной  темы. Необходимо обратить внимание на четкое деление на абзацы основной части. Каждый  абзац – это  относительно  законченное  целое. Абзац  должен  быть  посвящён  изложению  одной  идее  и   не  может   начинаться  с  одной  идеи  и  заканчиваться  другой. Предложения  должны  быть  логически  связаны  так, чтобы  каждое  последующее  было  ответом  на  вопрос, возникающий  у  читателя  после  прочтения  предыдущего  предложения. Основная  часть – это  сочинение-рассуждение, поэтому выделяются тезис, доказательства, микровывод.

Перейдем к последней части – заключению. Существует несколько видов заключений:

— обобщение сказанного (обращаются к основной мысли сочинения, излагая ее более широко, развернуто);

— риторический вопрос (то есть в конце сочинения пишущий обращается к основной проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркнув ее актуальность);

— призыв или обращение, акцентирующие внимание на главной мысли сочинения;

— цитата (здесь нужно помнить, что не всякая цитата может быть уместна в сочинении, а лишь полно отражающая основную мысль). Вот  примеры речевых клише к заключению:

—  Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

— Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

— Таким образом, следует отметить, что…

— (Цитата) «…» — писал … В этих словах выражена мысль о …

Таким образом, только систематическая,  последовательная, кропотливая работа учителя и ученика может привести к положительному результату.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. – М. Дрофа, 2004.- 229 с.
  2. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом//Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»), 1996, №3.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, центр «Эйдос», 23.04.2002 г.
  4. https://fipi.ru

  • Сочинение рассуждение на тему что нужно человеку для счастья
  • Сочинение рассуждение на тему что такое бездушие
  • Сочинение рассуждение на тему что такое бескорыстность
  • Сочинение рассуждение на тему что нужно человеку чтобы почувствовать себя счастливым
  • Сочинение рассуждение на тему что значит любовь нужна ли человеку любовь