Сочинение рассуждение на тему что лучше истина или сострадание по пьесе горького на дне

Правда и ее проблематика в пьесе на дне являются центральным вопросом драмы. однако его оформление и экзистенциальное измерение начинается только

Правда и ее проблематика в пьесе «На дне» являются центральным вопросом драмы. Однако его оформление и экзистенциальное измерение начинается только со второго действия, когда Горький выводит на сцену Луку.Сочинение рассуждение на тему что лучше истина или сострадание по пьесе горького на дне

В принципе понимание и трактовка именно этого героя и формирует «образ правды» в пьесе, а с ним и следующего важнейшего философского понятия – истины.

Несмотря на то, что в авторском замысле Лука  — это отрицательный герой (по словам Горького, — плут, мошенник), его воплощение на сцене МХТ всегда было обратным. Начиная с первого исполнителя (Москвин), все актеры видели в нем только положительного героя.

К слову и само отношение Горького к этому персонажу сформировалось не сразу, оно претерпело определенную корректировку, и не в последнюю очередь из-за демократической критики. На первых же постановках автор мучился очевидным несоответствием образа Луки задуманному и даже испытывал недовольство собой.

Такое чувство основывалось на подспудном осознании того, что в драме «На дне» существует некая философская константа, экзистенциальный смысл, который заложен там и который изменить сам автор не в силах.

Между тем, именно формулировка Горьким главной проблемы пьесы – «истина или сострадание» — и является причиной. Потому что:

  • содержит в себе логическую ошибку противопоставления этих непротиворечивых друг другу философских посылов;
  • является незаметной подменой понятия Истины понятием правды нового исторического времени

Человек и правда (истина и ложь) в драме «На дне»

Сочинение рассуждение на тему что лучше истина или сострадание по пьесе горького на днеКак философская абсолютная категория – Истина может иметь исключительно один антипод – Ложь, поскольку этот термин обозначает неизменно-вечные качества идеального мира. Сострадание же по отношению к Истине не может находиться в оппозиции, напротив, оно может представлять собой даже путь к ее постижению.

Правда же, в отличие от абсолютности Истины, носит характер относительный. (Интересное замечание. Это слово произошло от глагола «править». Но известно, что «править» можно в совершенно разных направлениях. Еще один аргумент – мы видим, что этим словом часто обозначают не поиски абсолютного, а следование определенной избранной идеологии. Например, «ленинская правда», «правда Украины» и т.д.)

В качестве проверки можно поменять слова (правда и истина) и окажется, что мы получим совершенно бессмысленные тезисы, что и подтверждает относительный характер понятия «правды».

В высказываниях героев драмы «На дне» практически всегда речь идет о такой правде, которая подразумевает фактически-конкретное положение дел для каждого героя. А уже такая правда (конкретика факта) становится фатальной для неподготовленных и слабых душ персонажей пьесы.

И именно Лука олицетворяет в драме «путь сострадания», который должен помочь преодолеть убийственную правду для героев «На дне». И делает он этого совсем не мошенническим или обманным путем.

Получается, что основной конфликт (философский) в пьесе проходит не между «истиной и состраданием», а в сложных взаимоотношениях Истины и правды.

Больше того, как раз «сострадание» оказывается маркером «истинности» всякой правды.

Разумеется, понятия правды и истины не находятся в жесткой оппозиции в драме Горького. В отдельных случаях правда может совпадать с ней, может быть ее частью и т.д.

Собственно образ Луки отображает понимание этих сложных взаимоотношений правды и истины. Он единственный герой среди прочих обитателей ночлежки, который «видит», как фактическая правда, конкретное положение дел каждого персонажа расходится с Истинной правдой о нем.

По сути, правда каждого конкретного эпизода (или земная правда) – это исключительно часть правды или правда одного эпизода, момента. Но сам человек всегда больше такой части или момента. Следовательно, он не сводим к ним и всегда выше их. А его жизнь (по замыслу Создателя) – это дорога к той самой Истине о себе. Сострадание и участие могут помочь встать на эту дорогу, не сойти с нее и найти сил для движения.

Со слов проницательного Сатина именно сострадательное участие Луки «проквасило» сожителей ночлежки. (По аналогии с евангельской «закваской», открывающей человеку его личную дорогу к себе истинному.)

Однако Горький уводит Луку со сцены, собственно оставляя своих героев брошенными, именно тогда, когда сознание этих персонажей еще не может противостоять «земной правде». Но это сознание уже оказывается пробужденным. Об этом говорят ремарки самого Горького к 1 и 4 действиям.

Так, в первом  — ночлежка освещена через окно (извне)

А уже в 4 – изнутри.

Таким образом, мы обнаруживаем несоответствие между замыслом автора:

  • ревизия традиционных ценностей
  • утверждение новой системы (позитивизм, мировоззрение Сатина и т.д.)

и его художественной реализацией в драме «На дне».

Наша презентация (шпаргалка для сочинения)

В этом случае, очевидно, что Горький-драматург проявил большую интуицию и оказался тоньше Горького-рационалиста. Что также подтверждает абсолютность Истины и относительность правды в конфликте драмы «На дне»

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие

Ученики отвечают на приветствие. Проверяют готовность своих рабочих мест

2.

Введение в дискуссию

Вступительное слово учителя:

На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что пьеса М.Горького социально-философская. Социальный аспект мы уже разобрали. Но остался ещё и философский, заключающий в себя две проблемы: отношение к категориям правды и лжи и попытка осознать сущность и предназначение человека, причём обе эти проблемы тесно взаимосвязаны. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Обратите внимание на записанный на доске эпиграф:

  Господа! Если к правде святой
           Мир дороги найти не умеет —
           Честь безумцу, который навеет
           Человечеству сон золотой!

Эти слова французского поэта Пьера-Жана де Беранже помогут нам. Правильно, мы сегодня поговорим о правде и лжи. Поспорим и, может быть, сумеем найти ответ. Давайте запишем тему урока: «Что лучше — святая ложь или горькая правда?»

Правда и ложь — эти философские категории извечно вызывали спор. Всегда ли надо говорить правду? Имеет ли ложь право на существование в исключительных ситуациях? Христианская религия допускает ложь «во спасение», «святую ложь». Правильно ли это?

— Как вы думаете, допустима ли ложь? Или надо говорить только правду?

Здесь учащиеся должны давать односложные ответы, пока без опоры на текст произведения. Их можно активизировать провокационными вопросами. Например, если человек смертельно болен, надо ли ему говорить об этом? Главное, не затянуть обсуждение. Просто дать им возможность определиться с решением. После того, как класс разделится на сторонников правды и тех, кто считает, что ложь иногда допустима, их желательно разделить ещё на группы — по две с каждой стороны, так как времени выслушать все точки зрения по каждому вопросу в рамках урока не будет, а работа в малых группах даст им возможность точнее выразить своё мнение и сформулировать ответы на предлагаемые вопросы.

Следующий этап предполагает выработку правил ведения дискуссии и установление регламента. Особо надо остановиться на правиле смены выступающих от группы учеников, чтобы дискуссия не превратилась в спор четырёх учащихся. Если кто-то не согласен с мнением группы, то может выразить особое мнение, но в рамках, предусмотренных регламентом. От каждой группы назначается наблюдатель,  который даёт оценку участия в обсуждении каждого члена группы, и протоколист, который фиксирует всё, что относится к решению проблемы.

(Обязательна запись тезисов выступлений каждой группы. В конце урока они сдаются учителю).

3.

Обсуждение проблемы

— Завязка действия пьесы начинается с появления Луки. Мы уже говорили, что большинству героев помогает цепляться за их «нежизнь» (вспомните слова Сатина: «Дважды убить нельзя») мечта, пусть смешная, нелепая, глупая, но мечта…Клещ мечтает честным трудом выбиться в люди, Анна — об избавлении от страданий и радостной загробной жизни, Наташа мечтает о своём принце на белом коне, который увезёт её из беспросветности существования, Васька Пепел- о счастливой земле, которую надо только найти, Актёр — об избавлении от алкоголизма, а Настя живёт в выдуманном иллюзорном мире книг.

И вот появляется Лука. Обратите внимание на двойственность его имени: это и евангельский святой, и ассоциация со словом «лукавый» (так на Руси издавна называли дьявола, чёрта, беса). Мы практически ничего не знаем о Луке, он ничего о себе не сообщает, но его появление подействовало на ночлежников «как кислота на старую и грязную монету» (слова Сатина). Старик всколыхнул стоячее болото ночлежки.  Как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?

— Врал ли Лука ночлежникам?

(на данном этапе обсуждения очень важно использовать приёмы, повышающие эффективность группового обсуждения (уточняющие вопросы, парафраз, сомнение, альтернативу или отрицание и т.д.) Например, на утверждение, что Лука не врал Актёру, так как от алкоголизма действительно можно излечиться, нужно задать вопрос: «Так ли это? Вы уверены, что в то время были больницы для страдающих алкоголизмом? И лечили ли алкоголиков бесплатно?» Или в ответ на суждение, что Лука врал, спросить: «Значит, во времена действия пьесы алкоголизм был приговором, и избавиться от него было невозможно?» Главное здесь — заставить увидеть ситуацию с разных сторон, научить отстаивать свою точку зрения)

— А теперь, когда мы выяснили ваши мнения, у меня два разных вопроса. Один к тем, кто считает, что Лука говорил правду:

Вспомните, чем заканчивается пьеса? Что происходит с героями, поверившими Луке? Случайно ли три последних акта заканчиваются смертью?

И к тем, кто уверен, что он лгал:

Почему он это делал? Зачем? Ведь никакой выгоды ему от этого не было.

И вот тут-то очень важно подвести учащихся к мысли, что их мнения не противоречивы, а дополняют друг друга, складываясь в единый вывод:

— Лука жалеет людей, потому что считает их слабыми. Его слова — это та самая утешительная ложь «во спасение». Но к чему она привела?

(задача учителя —  не допускать слишком «жарких» споров и, в то же время, поощрять к участию пассивных)

Многие из вас уже прочитали роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вспомните, как Иешуа,  отказавшийся солгать ради спасения собственной жизни, с лёгкостью клянётся Понтию Пилату, что казни не было. Он делает это из жалости к прокуратору и потому, что считает его слабым («трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»). Может. именно в этом и суть «святой лжи» — утешать слабых?

— Скажите, а кто в романе противостоит «утешительной лжи» Луки?

Конечно, Сатин с его знаменитым монологом о человеке.  «Человек — вот правда!… Ложь — религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!» Правда Сатина — правда веры в человека. Только сам Сатин не очень-то соответствует провозглашаемым им словам… Но это уже другой вопрос.

— Давайте вернёмся к теме нашего урока. Что же лучше — утешительная ложь или горькая правда? Вы уже дали ответ — всё зависит от человека, от того, каким вы его считаете и каков он на самом деле — слабый или сильный. Жалеть надо человека или верить в него? Каждый даст ответ своей жизнью. Сам Максим Горький говорил, что основной вопрос, который он хотел поставить, это — что лучше,  истина или сострадание? Вдумайтесь. Не истина и ложь. А истина и сострадание. Как вы считаете, прав ли писатель, ставя жалость и ложь в один ряд. Впрочем, не жалость. СОстрадание. Приставка СО- предполагает соучастие, сопереживание, совместную деятельность. Она обозначает, что ты готов разделить с человеком его беду, а не просто пожалеть.

-Так что же дал Лука ночлежникам? Ложную надежду? Или показал путь, по которому им надо идти? 

Лука никому ничего не обещал. Всё зависит от самого человека. Возможности есть у каждого. Надо только захотеть и попытаться реализовать мечту. Сам Лука не верит в человека, в его силы, поэтому и жалеет. Сострадает. Сочувствует. Лжёт?

И среди героев пьесы не нашлось способных к действию. Они слабы и не готовы хоть что-то предпринять, чтобы изменить собственную жизнь. Не поэтому ли они и оказались на дне? Лука считает, что ночлежники не виноваты — виновата жизнь. Отсюда и его жалость, и его ложь… Поэтому так трагически и заканчивается пьеса — после ухода Луки некому подпитывать веру в собственные силы, остаётся лишь разочарование. Слишком слабы герои пьесы, нет у них веры в себя, поэтому так быстро и умирает надежда, разбуженная в их душах Лукой.

Ответы учащихся:

Лука утешает героев, даёт им надежду на исполнение мечты. Актёру говорит о бесплатной лечебнице, Анну утешает рассказами о рае, Ваське Пеплу объясняет, что тот может уехать с Наташей в Сибирь и т.д.

Обсуждение в группах. Запись тезисов ответа.

Выступления учащихся.

Здесь мнения будут расходиться: с одной стороны, всё, о чём говорил Лука, вполне возможно: и алкоголиков лечат, и в Сибири люди хорошо живут, и Настя может встретить настоящую любовь, а  с другой стороны,  понятно, что для ночлежников всё это неосуществимо, это просто красивая сказка, так как они никогда не найдут в себе силы и возможности изменить жизнь.

Обсуждение. Запись тезисов.

Ответы учащихся:

— После ухода Луки все герои пострадали. Он вселил в них ложную надежду. Их мечты разбиты, жизнь кажется ещё более тяжёлой. Умирает Анна, Пепел в тюрьме и попадёт в Сибирь, но совсем не так, как он мечтал. Клещ вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену, и теперь ему нечем работать. Исчезла Наташа. Покончил с собой Актёр.

— Лука лгал людям, чтобы их утешить, облегчить беспросветное существование. Он делал это от любви к ним и от жалости.

Обсуждение. Запись тезисов. Ответы.

Обсуждение. Запись тезисов. Ответы

4.

Подведение итогов обсуждения. Рефлексия

— Давайте  вернёмся к цели нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?

Нельзя ответить однозначно, что лучше — святая ложь или горькая правда?  У каждого свой ответ, свой выбор. Всё зависит от человека, от его веры в себя, от его силы духа. Сами решите, что важнее для вас. Что выбираете вы?

Итоги обсуждения. Анализ самого хода обсуждения. Выявление наиболее активных и пассивных участников урока.

5.

Домашнее задание

На следующем заключительном уроке мы продолжим сегодняшний разговор и поговорим о трёх правдах в пьесе — правде факта, правде утешительной лжи и правде веры в человека. Выпишите цитаты о правде и о человеке из высказываний Бубнова, Луки и Сатина.

Цель для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

  • развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру,
  • воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,
  • создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

  • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей,
  • формировать умение строить речевое высказывание,
  • формировать умение составить сочинение — рассуждение с указанием проблемы, позиции автора.

Метапредметные УУД:

  • искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
  • формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умения слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

  • учить постановке цели работы,
  • учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, тексты для анализа.

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живёт в нас

сострадание,

Есть нашей жизни

оправдание.

Юрий Гридасов.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание ситуации общения

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас гости, они тоже учителя русского языка и они хотят увидеть, как вы умеете работать. Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо» «Вы — талантливые дети! Когда- нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если постоянно будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению..»

На уроке мы отправимся в пространство текста.

— Где мы можем встретить тексты? (В книгах, на витринах, рецепты)

— Если говорим о тексте, скажите, какую работу нам предстоит выполнить на уроке? (проанализировать текст, т.е. определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить проблему и позицию автора).

— Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать сочинение по проблеме данного текста).

Итак, сегодня мы будем анализировать текст.

— Что такое текст? (Тема, основная мысль, законченность, смысловая и грамматическая связность, логическая связь частей)

2. Актуализация ранее полученных знаний

Каждый текст относится к определённому типу и стили речи. Чтобы вспомнить их мы проведем небольшую разминку.

* (Работа с интерактивной доской) (11 слайдов). Соотнесите: типы речи 1слайд 1 человек, стили речи — 1 человек.

Вывод делают дети: в русском языке 3 типа речи-повествование, описание, рассуждение; 5 стилей речи-разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Эпиграфом к нашему уроку будет выражение Юрия Гридасова.

Читает учитель

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живёт в нас

сострадание,

Есть нашей жизни

оправдание.

Юрий Гридасов

— Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?

— Как вы понимаете это выражение? (Пока мы чувствуем чужую боль, чужое горе, пока умеем сострадать, сочувствовать, значит мы правильно живём, не зря живём)

Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?

(о равнодушии и сострадании, смысле жизни, можно ли оправдать некоторые поступки)

3. Учитель: Работать мы будем с РАССКАЗОМ Сергея Баруздина. Что вы знаете об этом авторе?

Он родился в Москве 22 июля 1926 года. Папа писал стихи и сына тоже научил любить поэзию. Все складывалось очень удачно: жил в довоенной Москве, учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи. Его произведения печатались в школьной стенгазете, а затем в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». Жизнь была легка и прекрасна, но все изменилось, и привычный мир рухнул за несколько часов, когда началась Великая Отечественная война. Как и все мальчишки, Сергей был больше привязан к отцу, чем к матери. Он реже видел отца и до войны, и особенно — в войну, но они всегда находили друг с другом общий язык и в больших делах и в малых. Особенно Сергей гордился тем, что отец порой доверял ему такие тайны, которые не доверял даже матери. Через несколько месяцев после этого погиб отец. Горе и смерть стремительно ворвались в мир фантазий и грез молодого поэта. Сергею было всего 14 лет, и он рвался на фронт, но туда его по понятным причинам не брали. Вместо того, чтобы учиться, четырнадцатилетний подросток должен был идти на работу. Сергей размышлял: «Кем я могу быть? У меня были мечты. Но это были мечты о том, что должно быть не скоро. Когда я вырасту. Когда окончу школу, в которой мне еще трубить и трубить. Когда закончу институт. И уж конечно, в этих мечтах не было сегодняшнего — войны.»

Через год после начала войны, приписав себе пару лет, он уже воевал в артиллерийской разведке, участвовал в обороне Москвы, брал Берлин и освобождал Прагу. Был награжден орденами и медалями. Дороже всех других наград была медаль «За оборону Москвы». После войны поступил в Литературный институт имени М.Горького. Окончив его, был редактором журналов «Пионер» и «Дружба народов». Работал в правлении Союза писателей СССР. Писатель жил и работал в то время, когда литература была под пристальным наблюдением цензуры. Все выходившие произведения должны были прославлять советскую власть. Редко кому из писателей удавалось создать произведение не политизированное, а Сергей Баруздин это делал. Все его творчество озаряет теплый свет человечности и любви к людям. Он не читал морали и проповеди, он показывал и своим творчеством, и своей жизнью, как надо жить, чтобы хорошо было не только себе любимому, а всем людям вокруг. Его называли настоящим другом детей. Умер Сергей Баруздин 4 марта 1991 года.

4. Работа над анализом текста

Я приготовила вам рассказ «Почему я боюсь ящериц».

— Все видели ящериц? Что знаете о них?

(Ящерица — это животное, которое относится к классу пресмыкающиеся (рептилии) . Сегодня известно практически 6000 видов ящериц, которые живут на всей планете, кроме Антарктиды. Всего два вида являются ядовитыми. Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Большинство ящериц имеют способность к автотомии (отбрасыванию хвоста), которую используют в экстренных случаях. Ящерица без хвоста уже не такая юркая и быстрая, она может потерять способность к размножению, плохо бегает и лазает из-за отсутствия «руля». Но главное — у многих ящериц хвост служит для накапливания жира и питательных веществ, а значит, вся энергия у них сосредоточена в хвосте. Поэтому после его отрыва животное может умереть от истощения. Поэтому часто спасенная ящерица старается отыскивает свой хвост и съесть его, чтобы восстановить утраченные силы. Основная пища ящериц — это беспозвоночные: различные насекомые (бабочки, кузнечики, саранча, слизни, улитки), а также паукообразные, черви и моллюски. Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Прыткие ящерицы хорошо приживаются в неволе. Для содержания в домашнем террариуме ящериц нужно отлавливать ранней весной — именно в этот период они лучше всего переносят адаптацию на новом месте. Очень быстро они привыкают брать пищу с пинцета и переходят с живых насекомых на кусочки курицы и мясной фарш.

— Предположите по названию, о чём этот текст (Автор, рассказчик боится ящериц). Почему? (Они не очень красивы на вид, страшные, неприятные).

Я прочитаю, а вы внимательно слушайте, оправдались ли ваши предположения по поводу содержания или нет. Раздать тексты

(чтение)

Давно, когда я был мальчишкой, жила у меня ящерица. Зелёная, с синими отливами и на теле и на длинном хвосте. Симпатичная.

У ящерицы был домик — я сам построил из фанеры — с маленьким стеклянным окошком. Я кормил её мучными червями, а это было непросто. За червями надо было ходить в зоомагазин на Кузнецком мосту. Это — сразу две проблемы. Деньги нужны для червей — раз. А деньги выпросил у родителей — червей нет в магазине.

Но всё было хорошо, даже слишком хорошо. Ящерица привыкла ко мне. Не кусалась, когда я брал её в руки, бегала по рукам и по плечам, по шее и по голове и смотрела на меня в ожидании: я должен её чем-то угостить.

Длинный её язычок почти облизывал мои пальцы, она ждала. Я давал ей из рук мучного червя.

Как-то пришёл ко мне товарищ по школе. Я показал ему ящерицу.

— А ты её за хвост можешь схватить? — спросил товарищ.

— Не знаю, — сказал я, — Наверно, могу…

И, к удовольствию своего товарища, я храбро схватил ящерицу за хвост.

— Здорово! — сказал мой товарищ. И ушёл.

Когда он ушёл, я увидел страшное: хвоста у ящерицы не было. Хвост лежал… Да что там лежал?!

Хвост валялся на полу!

Я положил бесхвостую ящерицу в её фанерный домик с маленьким стеклянным окошком.

Через два дня она умерла. Она ничего не ела. Я закопал её в землю на Чистых прудах.

Много лет прошло с тех пор. Видел я всяких ящериц, и дети мои не раз просили меня: «Папа, давай купим…»

Нет! Не могу! Будто у меня вина перед той, которую я не сохранил… (Рассказ написан 1972 году)

Работа над содержанием

1. Что вы почувствовали после чтения текста? Подтвердились ваши предположения о содержании текста?

2. Как рассказчик относился к ящерице? Какие слова, выражения об этом говорят? Прочитать.

Зелёная, с синими отливами и на теле и на длинном хвосте. Симпатичная. — Я сам построил домик из фанеры, Я кормил её мучными червями, за червями надо ходил в зоомагазин, выпрашивал деньги у родителей, заботливый

3. В благодарность за это как ящерица отвечала рассказчику? (прочитайте)

Ящерица привыкла ко мне. Не кусалась, когда я брал её в руки, бегала по рукам и по плечам, по шее и по голове и смотрела на меня в ожидании: я должен её чем-то угостить.

Длинный её язычок почти облизывал мои пальцы, она ждала

4. Пришёл товарищ, подберите слову товарищ синонимы (сверстник, коллега, собеседник, сослуживец, соратник, однокашник, друг). Друг — это близкое по значению слово к слову товарищ? (Друг — это то, кто понимает, общие интересы, не предаст)

5. Что предложил, увидев ящерицу, школьный товарищ? (схватить за хвост)

6. Как к этому предложению отнёсся рассказчик? Прочитать. (Сомневался, потом согласился)

7. Почему он согласился? (показать перед товарищем, что он хозяин ящерицы, может делать с ней всё, что захочется, угодить товарищу, показать храбрость)

8. Что увидел рассказчик после ухода товарища? Прочитать. (у ящерицы оторвался хвост и валялся на полу)

9. Что можете сказать о товарище, для чего ему нужно было схватить за хвост? (товарищ суровый, жестокий, бессердечный, хотел проверить, оторвётся хвост или нет)

Жестокость — это зависть, ненависть, злоба по отношению к другим. Жестокость имеет разные формы проявления: причинение физической боли живому существу без жалости и сострадания, обидные слова. От последствий страдают люди, животные, растения, строения, памятники, транспорт и другое.

10. Виноват в случившемся товарищ? (Виноват, что дал плохой совет, не виноват, он даже не притронулся к ящерице)

11. Что сделал после случившегося рассказчик? (положил ящерицу снова в домик).

12. Что стало с ящерицей? Сожалел о случившемся автор? (Ящерица через 2 дня умерла, ничего не ела. Не сожалел, пишет закопал)

13.Что можете сказать о поступке автора? (легкомысленный человек, нет своего мнения, слушает глупые советы, жестокий)

Поступок — это сознательное действие, которое человек совершает по своей воле. Каждый поступок имеет мотив. Серёжа совершил поступок по совету, но по своей воле, хотел самоутвердиться перед товарищем

14. Почему в начале текста рассказчик называет себя мальчишкой, а не мальчиком? (мальчишка-пренебрежительное отношение, не повзрослевший, не поумневший. С самого начала рассказа видно отношение к самому себе)

О чём говорится в начале текста и в конце? (Почувствовали грусть, жалость, отвращение к товарищу героя. В начале текста говорится, что рассказчик мальчишка-легкомысленный, не думал о последствиях, в конце-взрослый, стал мудрей, переживал, жалел о произошедшем)

15. Кто виноват, что ящерица умерла? Виноват товарищ, так как дал дурной совет, виноват Серёжа-послушал его

16. Каково впечатление от текста?

17. Что в тексте Сергея Баруздина подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? (много личных местоимений)

18. Можно ли оправдать поступки героев рассказа? Дёрнуть за хвост — жалко ящерицу, не схватишь за хвост — засмеют

19. Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

20. Понаблюдайте за предложениями в начале текста и в конце. Какие это предложения? Почему? (Вначале было чем гордиться, предложения длинные, в конце автору стыдно, больно, поэтому предложения короткие, ему не хочется вспоминать и говорить)

21. Что бы вы сказали рассказчику? Школьному товарищу?

22. Что хотел сказать своей историей автор? (прежде чем что-то делать — надо думать о последствиях, надо иметь своё мнение, всем живым существам больно, завёл животное-значит ты за него в ответе, беречь природу, не поддаваться на чужие уговоры)

22. Почему автор боялся ящериц? В каких строчках он объясняет это?

23. Почему будучи взрослым, рассказчик не покупал ящериц детям? (Чтобы дети не совершили таких же ошибок, чувствовал вину перед ящерицами, не сохранил то, что любил когда-то, выполнял глупые, жестокие просьбы других)

24. Случалось когда-нибудь такое с вами? Что вы чувствовали?

25. Перескажите историю от имени школьного товарища

26. В каких произведениях встречаются случаи необдуманных действий со стороны детей? («Дети подземелья», «Юшка», «Тёплый хлеб»)

27. Какие истины взяли с урока?

5. Вывод

Чтобы, не было мучительно больно за совершённое, чтобы не сожалеть о потерянном, нужно уметь любить, сострадать, чувствовать чужую боль.

Совершение поступка несёт за собой моральные последствия. Происходят личностные изменения у человека, совершившего поступок, а также межличностные изменения.

Беседа о ситуации в реальной жизни.

Учитель: — Ребята, мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие, ответственность. Увидели вы эти качества у героев рассказа? Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что замечаете вокруг? (бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой, переполненные детские дома, люди, проходящие мимо лежащего на улице человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)

— Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество. А можем ли мы, пока ещё маленькие что-то изменить? Если можем, то как это сделать?

6. Рефлексия

Составить синквейн в тетрадях

  • 1 существительное, главная мысль, тема
  • 2 прилагательных, качества первого слова
  • 3 глагола, действия первого слова
  • 4 суждение из 4 слов, предложение связанное с первым словом
  • 5 вывод, заключение, синоним к первому слову

Заключительное слово учителя: Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела». Давайте творить только добрые дела, и тогда можем сказать, что живём не зря.

Домашнее задание: Выразите своё мнение по поводу прочитанного письменно, осуждаете поступки героев или есть смягчающие обстоятельства.

Приложение

Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра. Задумка создать пьесу о жизни деклассированных элементов, где участвует больше 20 персонажей, появилась еще раньше. Чернуха с алкоголиками, драками и проститутками была популярна и 100 лет назад, и раньше, но Горький через нее решил задать важный вопрос: что же лучше, сострадание или истина. Для этого в мир нищих был введен старик Лука.

В статье ниже приведена краткая характеристика героев пьесы «На дне» Максима Горького с цитатами. Главные герои произведения, влияние на них второстепенных персонажей.

Костылев

Костылев – визгливый и крикливый мужчина, хозяин ночлежки для бедняков и опустившихся на самое социальное дно людей – воров, пьяниц, проституток. Из всех героев повести к нему не расположен никто.

«Кто тебя – кроме чёрта – любит?..»

И правда, являясь плохим, дрянным и хитрым человеком, он отравляет жизнь каждому, кто находится рядом.

«И для всех он – яд…» — как говорит его жена Василиса.

Занимается скупкой краденых вещей, дважды сдал своего подельника вора, жадный и подлый. Набожен, но при этом лишён всякого понятия о морали. Оскорбляет жену и издевается над её сестрой. Упрекая других, слеп в своих поступках. Жестокая персона, которая заслуживает такого же жестокого к себе обращения.

Василиса Карповна

Василиса Карповна – жена Костылева. Представлена читателю как хитрая, умная, бездушная, жестокая и развратная особа. Она красива, но несчастлива, живя в браке с мерзавцем.

«Он в меня, как клоп, впился… четыре года сосёт! А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит!»

Гордая и своенравная женщина, вернее «лютая баба», с характером под стать своему мужу.

«Сколько в ней зверства, в бабе этой!»

Наташа – младшая сестра Василисы. Хорошая добрая девушка, небезразлична к судьбам других людей. Жизнь в ночлежке изводит её, заставляет страдать, в том числе, из-за издевательств со стороны сестры и её мужа.

«Ну и часто они её бить стали»

Единственный, но не самый надёжный вариант – выйти замуж за Ваську, которого она не любит.

«И я скажу – иди за него, девонька, иди! Он – парень ничего, хороший!»

Однако после трагедии девушка пропадает без вести.

Васька Пепел

Васька Пепел – вор, любовник Василисы, подначиваемый ей убить её мужа и получить Наташу в жёны.

«Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…»

Он не верит в совесть, но, тем не менее, несмотря на чувства к Наташе, на аферу не соглашается.

«Вот и я то же говорю: честь‑совесть богатым нужна, да!»

Стремится стать лучше, но у него не получается – он убивает Костылева.

Лука

Лука – милый, жалостливый, довольно не глупый старик. Странник, который придя в ночлежку, пытается направить живущих там, на путь истинный, однако его вмешательство приносит больше вреда, чем пользы. Значимый, но приходящий персонаж.

«…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»

Актёр

Актёр – пьяница, ранее выступавший в театре, играя в спектаклях, однако, прозябая в вечном пьянстве, память его ухудшается.

«Я – сам больной… отравлен алкоголем…»

На нём висят долги, он занимает деньги, при этом ничего делать не желает. Но в целом является неплохим и небезразличным человеком, имеющим веру в лучшее, что, однако, не спасает его от самоубийства.

«Снова… сначала… Это – хорошо… Н‑да… Снова? (Смеётся.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»

Сатин

Сатин – заправский пьяница и шулер. Не обделён умом – образован, рассудителен, начитан. В общении приятен и доброжелателен, в то же время скрытен. Сам себя считает «мёртвым человеком».

«…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал!..»

Барон

Барон – пьяница и дворянин одновременно. В прошлом состоятельный, но попавшись на растрате, он попадает в тюрьму, и становиться нищим. Находясь в отношениях с Настей, выуживает с неё деньги на выпивку.

«Озорник! А ещё – барин…»

Настя

Настя – девушка, имеющая «низкую работу», и терпящая неподобающее и недостойное отношение к себе со стороны своего сожителя – Барона. Впечатлительная особа, потерявшая веру в себя.

«…жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь…»

Бубнов

Бубнов – нищий картузник, который потерял всё после развода. Живёт в долг, называет себя пьяницей и лентяем.

«Запой у меня, видишь ли… <…> Злющий запой! Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остаётся… И ещё – ленив я. Страсть как работать не люблю!..»

Клещ

Клещ – слесарь, находящийся в браке с женщиной больной чахоткой. Злой, грубый и жестокий человек, любить и уважать которого не за что. Не понимает тех, кто зарабатывает нечестным путём, но дело далеко не в справедливости, виной тому гордость.

«Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…»

Анна

Анна – смертельно больная женщина, прожившая свою жизнь в череде лишений и страданий. Зачахла благодаря несносному отношению к ней своего мужа. Характер Анны добрый, кроткий и незлопамятный.

«Побои… обиды… ничего кроме – не видела я… ничего не видела!»

Квашня

Квашня – женщина, торгующая пельменями. Будучи несколько лет женой человека, избивавшего её, после его смерти выходит замуж за полицейского и, в периоды пьянства последнего, избивает его сама.

«Да я‑то всё одинакова! Как издох мой милый муженёк, – ни дна бы ему, ни покрышки, – так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему…»

Медведев

Медведев – полицейский, дядя Василисы и Наташи, довольно странный человек со странной точкой зрения, при этом интересный персонаж, по-своему мудрый, однако довольно слабохарактерный, нечестный и недобросовестный.

«Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум»

Алёшка

Алёшка – молодой парень, пьяница. Любитель покутить, поёт и играет на гармошке. Периодически становиться «гостем» в полицейском участке. Запутавшийся в жизни, отчаянный молодой человек. В целом нейтральный персонаж, не вызывающий ни уважения, ни порицания.

«Несчастный!.. молоденький ещё, а уж… так ломается…»

Татарин

Татарин – грузчик, законопослушный и честный персонаж с определёнными моральными принципами, не любит вести нечестную игру.

«Я видел! Жулик! Не буду играть!»

Кривой Зоб

Кривой Зоб – грузчик, приятель Татарина. Лёгкий и более свободный в плане принципов человек. Любитель петь песни вместе с другими обитателями социального дна.

«Ты — пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Социальная проблематика пьесы М.Горького «На дне».

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. Псле каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди». Написанная в 1902 г. пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — неизлечимы.» Но пьеса не только завершила тему о босяках, но и разрешала новые революционные требования, которые были поставлены перед массами в период напряженной классовой борьбы между предреволюционной эпохи. Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары. Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший ителлигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь. Все оообитатели ночлежки вытолкнуты «хозяевами» на дно жизни, но в них не растоптано все человеческое. В эттих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится в иллюзиях о чистой и преданной любви спрятаться от окружающей ее грязи; Актер — безвольный алкоголик, за ненужностью потерявший не только место в жизни, но даже свое имя, в то же время — мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается выбиться со «дна». Татарина Асана отличает честность, Наташу — душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон — предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь. Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению. Пестрая галерея персонажей пьесы — это жертвы капиталистического порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей. Судьбы всех этих людей и самое существование «дна» доказывает неправомерность капиталистического строя и служит разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира. С большой разоблачающей силой Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука — сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умиррающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников. Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней неясны. Горький в одном интервью в 1903г. так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность. Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить «дно» дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки. Горький не идеализирует этот образ: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно-полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры. В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личную свободу и человеческое достоинство»: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Эти слова выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как «сигнал к восстанию». Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Горький понимал, что в устах спившегося юосяка Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора и отмечая, что эту речь, «кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может».
Своей пьесой «На дне» Горький, опровергая все идеи реакционно-идеалистического порядка: идеи непротивления, всепрощения, смирения, давая понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека. Пьеса принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение рассуждение на тему что лучше каким быть или кем быть
  • Сочинение рассуждение на тему что значит понять другого человека по тексту железникова
  • Сочинение рассуждение на тему что лучше горькая правда или сладкая ложь по пьесе на дне
  • Сочинение рассуждение на тему что нас объединяет сикирич
  • Сочинение рассуждение на тему что значит быть самостоятельным