Сочинение рассуждение на тему что лучше горькая правда или сладкая ложь по пьесе на дне

Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. но горькому в пьесе на дне удается мастерски их противопоставить. одни

Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе На дне удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно? . Анализируя пьесу Горького «На дне» нельзя прийти к четкому ответу, что лучше истина или сострадание? Каждый волен считать по своему, в зависимости от собственных взглядов и убеждений. Кто-то примет сторону Сатина и скажет, что только правда, какой бы она не была, способна менять людей, ведь сострадание только расслабляет человека и делает его более апатичным.

М. Горький в пьесе «На дне» поднимает проблему истины и лжи. В произведении противопоставляются два героя – Сатин и Лука. Первый считает, что всегда нужно говорить правду, ведь «правда – бог свободного человека», люди же которые врут, являются для Сатина «слабаками». Лука утверждает, что необходимо сострадать людям, а сострадание, в его понимании, часто ложь – ложь во благо. Одни разделяли сторону истины, а вот другие наоборот были за сострадание. А вот определенно узнать, что лучше я считаю нельзя. Все будет напрямую зависеть от ситуации или от последствия выбора. Данную проблему рассматривал Горький в своем произведении «На дне».

Готовое сочинение-рассуждение на тему «Что лучше: истина или сострадание?» по пьесе А. М. Горького «На дне» для 11 класса, с аргументами и выводом. Эта проблема хорошо рассмотрена в произведении Горького «На дне». События разворачиваются в грязной унылой ночлежке для бродяг, пьяниц и воров. Людям, которые собрались здесь, надеяться, по большому счету, не на что. Жизнь многих из них загублена окончательно. Все, что им осталось – это тихо влачить жалкое существование, доживая свои дни в таких вот ночлежках. Один из героев – старый проповедник Лука – изо всех сил старается скрасить жизнь присутствующих, прибегая часто ко лжи во спасение.

Приступая к сочинению. Школьное сочинение «Что лучше — истина или сострадание?» не из легких. Если спросить, что лучше, правда или ложь, ученики без сомнения ответят – правда. Вот только понятия истины и сострадания нельзя сделать взаимоисключающими. Для людей, оказавшихся на самом дне общества в пьесе Горького, и сострадание, и истина могут стать губительными. Лживая надежда, подаренная Лукой, с одной стороны, и пропитанная безнадежной болью реальность, с другой, не могут сосуществовать друг с другом. Поэтому, приступая к написанию сочинения, стоит понимать, что сначала человеку нужно поведать истину, а потом предложить искреннее, не обремененное ложью сострадание.

Что лучше — истина или сострадание в драме М.А. Горького «На дне»? (Школьные сочинения). На первый взгляд, кажется, что истина и сострадание — совершенно два разных понятия, которые сложно сравнивать между собой. Но в пьесе М.А. Горького они противостоят друг другу. Что лучше — сказать правду или проявить сострадание? По моему мнению, сложно однозначно ответить на данный вопрос. Попробуем отыскать ответ в пьесе «На дне». В драме «На дне» представлены люди с совершенно разным прошлым, но одинаковым настоящим. Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ.

«Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне»). Она, правда-то, может, обух для тебя… Лука По-моему – вали всю правду, как она есть! Бубнов. Что лучше: истина или сострадание, правда или лож во благо? На этот вопрос пытались и попытаются ответить многие философы, мыслители, литературоведы, писатели. Да и каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над этой дилеммой. Но однозначного ответа не найдено до сих пор. Вопрос о том, что лучше: горькая правда или сладкая лож во благо, весьма непрост. Поэтому отношение к правде у всех людей разное.

Что лучше-истина или сострадание? Размышления над страницами пьесы “На дне” Что есть истина? Истина (в моем понимании) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Думаю, что такой правды быть не может. Сострадание и милосердие к людям в русской литературе (Ф. М. Достоевский и А. М. Горький) Человек, человеческие отношения, место человека в мире – эти темы всегда волновали умы русских писателей. Какими должны быть отношения между людьми? На этот вопрос по-разному отвечают два великих русских писателя – Федор Михайлович Достоевский и Максим Горький.

На дне. сочинение по литературе 11 класса. Что лучше – истина или сострадание? Это вопрос, который при более глубоком рассмотрении вызывает большие сомнений, чем определенности. Истина. Что такое истина? Это нечто существующее в реальности, утверждение, проверенное опытом. Но именно это делает М. Горький – автор пьесы «На дне». Действие пьесы происходит в ночлежке для босяков, «бывших людей». Это место больше напоминает тюремный подвал, нежели помещение, пригодное для жизни. Жители ночлежки – люди, озлобленные на жизнь, потерявшие всякую надежду на лучшее будущее, равнодушные друг к другу и к себе.

Краткое сочинение-рассуждение по литературе для 11 класса на тему: Истина или сострадание? по пьесе Горького «На дне». Лука – персонаж-сострадание. Когда он исчезает из ночлежки, Клещ зовёт его жалостливым, Настя понимающим, а некоторые грешником, и даже бесом («яко дым от лица огня» — говорит Барон). Образ Луки не однозначен, но чаще всего он говорит о мягкости и доброте по отношению к людям, для которых правда может быть обухом. Любить и жалеть нужно живых, а мы «сами себя пожалеть то не можем». Лука поступает в соответствии со своими словами (помогает Анне, выслушивает Клеща), его действия направлены на помощь конкретному человеку здесь и сейчас.

По литературе. Горький. Что лучше — истина или сострадание в драме Горького На дне? Сочинение Что лучше — истина или сострадание в драме Горького На дне? Дать однозначный ответ очень сложно и, наверное, даже невозможно. Произведение «На дне» написанное Максимом Горьким затрагивает многочисленные проблемы. В обществе присутствует много лжи и совсем мало правды. И рассматривает такие проблемы как обман или горькая истина. Отвечая на вопрос для меня лучше выбрать сострадание. Ведь оно может дать главному персонажу. Каждый из персонажей оказались на дне по разным причинам. Но во всем вин.

По моему мнению, все-таки лучше сострадание, ведь именно оно дает надежду на жизнь любому из персонажей пьесы «На дне» . Каждый из них: Сатин, Бубнов, Настя, Актер, Клещ оказались «на дне жизни» по своей вине. Человек сам выбирает свою судьбу, у него должна быть цель, мечта, для того, чтобы было к чему стремиться. Но у героев этого нет… . Сострадание – это не просто слова, которые имеют воздействие пока ты их слышишь — это душевный переворот, постоянное желание к стремлению и переменам. Было бы ошибкой утверждать, что именно Лука виноват в смерти Актера, что именно слова сострадания сгубили человека. Он помогал людям.

Что лучше-истина или сострадание? Размышления над страницами пьесы «На дне» Что есть истина? Истина (в моём понимании) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Думаю, что такой правды быть не может. Даже факт, казалось бы, очевидно однозначное событие, разные люди воспринимают по-разному. Так, например, известие о смерти может быть понято как известие о другой, новой жизни. Часто правда не может быть абсолютной, для всех единой, потому что слова неоднозначны, потому что смысл одного и того же слова по-разному понимается.

Пример сочинения на тему: ‘Что лучше — истина или сострадание?’ (По пьесе М. Горького ‘На дне’) на УкрЛибе. И с полным правом это можно отнести к его пьесе «На дне», написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке.

Что нужнее? (Сочинение по пьесе М. Горького На дне) Показыва. Так что же лучше – истина или сострадание? Сильным людям не нужно ни сострадание, ни жалость – в случае неудачи, столкнувшись с истинным положением вещей, они вполне смогут пережить это и с новыми силами отправиться дальше, если, конечно, им самим это надо. По-другому дело обстоит с такими, как Актер: с одной стороны, сострадание и «ложь во спасение» могут поддерживать в них надежду, могут давать им силы терпеть и двигаться дальше; с другой стороны, сталкиваясь с жестокой правдой, потеря надежды может окончательно лишить их сил и желания бороться дальше.

Сострадание не должно перекрывать истину, состраданию должно быть место, но сострадание в обход истины рождает только новые проблемы, когда нужно раскрыть глаза и делать что-то, чтобы выйти из негативной ситуации помочь может только истина. Проявление пагубности излишнего, неуместного сострадания и жалости к себе мы можем видеть и в пьесе, на жалости из ямы не вылезешь, пока не сможешь посмотреть на себя честно, найти проблемы и пытаться их решить. 4 · Хороший ответ. 2 февраля 2019 · 2,0 K. Комментировать ответ…

На протяжении всей пьесы Горького «На дне» драматург заставляет читателей решать дилемму — что лучше, правда или ложь, истина или сострадание. Написанная в 1902 году, в преддверии революционных событий, пьеса обнажает социальную и психологическую правду о жизни «низов». Реалистически беспощадно драматург показывает всю убогость и беспросветность существования людей, опустившихся на самое «дно жизни». Слесарь Клещ, Актер, благородный Сатин, торговка Квашня, проститутка Настя… Эти люди не верят в то, что в их жизни может что-то измениться.

Пьеса М. Горького “На дне”. “ Что лучше истина или состраданье? План 1)Вступление. Знаменитая пьеса Горького. 2) Обитатели ночлежки. А также изложения, сочинения по литературе, отчеты по практике, топики по английскому. Полнотекстовый поиск. Всего работ . 6) Так что же лучше – истина или сострадание? а) Бубнов – Лука. б) автор – Лука. в) сострадание. 7) Вывод. Пьеса М. Горького “На дне”. “Что лучше истина или состраданье? ” 1)Вступление. Знаменитая пьеса Горького.

Школьные сочинения по литературе. Сочинения. Разберем это на примере произведения Максима Горького пьесы «На дне». Сюжет завязывается на том, что в приют бездомных и нищих попадает старик по имени Лука. В этом месте собираются люди с совершенно разными историями, но о Луке можно сказать, что он похож на проповедника. Он старается поддержать каждого в этом приюте, дать надежду и вдохновить, ведь там собираются далеко не весёлые люди. Жить так будет легче, но это неправильно. Сострадание же приятно тем, что это помогает, утешает, но долго мечтами прожить невозможно. А еще тяжелее, когда эти мечты пропадают в никуда. Поиск для: Поиск. Похожие работы.

— Главная — Сочинение итоговое. Что лучше истина или сострадание? Тематическое направление: Добро и зло. 18.09.2019 19:12:37. Автор: Александр Киселев. Истина и сострадание играют важную роль в жизни как отдельных людей, так и общества в целом. Для полного ответа на поставленный вопрос обратимся к пьесе Максима Горького «На дне». У каждого из герое — Луки, Актера, Сатина-своя истина. Так, старец Лука считает, если человек во что — то верит, значит это что-то действительно существует. Опираясь на это умозаключение, мы можем сделать вывод, что мысль имеет свойство материализоваться. Правда ли это, вопрос сложный. У Сатина иное мнение.

Ответ на вопрос: Что лучше — истина или сострадание(сочинение, Горький). Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Знаменитая пьеса Максима Горького «На дне» демонстрирует читателю иную сторону жизни, с которой тот мог никогда и не столкнуться. Но с помощью этой встречи, человек эволюционирует, меняя взгляды на жизнь. Одним из важнейших вопросов, поднимаемых автором, является проблема правды и лжи, вдохновения и борьбы истины с состраданием. Горький пытается продемонстрировать свое отношения к данным истинам через своего героя по имени Лука.

Ноя
09 2014

Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне».

Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу Данный текст предназначен только для частного использования 2005 жизни. Его Произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены, правда, жизни, внимание и любовь к Человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе ”На дне”, написанной в 1902 году. Пьеса «На дне» вершина драматургии Максима Горького. Кто-то очень точно сказал: ”На дне” — это Потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего Содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и Одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки.
Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое Человек, что ему нужнее – горькая правда, зачастую жестокая, или сладкая красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит Человеческая жизнь, вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны Для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности Обмана: ложь в смысле неистинна, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение И, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей.
Возьмем, к Примеру, ложь, которую преподносил Лука — добрый, сострадательный и ”лукавый”. Позиция Луки – это идея Сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, Способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей Загробную жизнь: «Отдохнешь там!..» хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…
» уклончиво Отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя Настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…
», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать Опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая Идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда Больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…
Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь». С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы.
Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он Пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается.
«Он – умница!.. Он… Подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» восклицает герой.
Сатин, картежник, шулер, Сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: «Человек может верить и не Верить… это его дело!.. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит..
гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не Жалеть… не унижать его жалостью…
уважать надо!» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, Сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком Возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький Поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ Смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, Утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться.
Но в то же время Лука не лгал о Существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время Проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей Мечты. Первый акт пьесы рисует, изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на Лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру.
Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы. А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не Погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без Права говорить правду человек не может быть свободен. ”Человек — вот, правда!
” И ему выбирать. Человеку Всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение. Автор сочинения: Романов Иван www. [email protected] ru
Предыдущие Сочинения: Философская лирика Н. Заболоцкого (рецензия)
Следующие Сочинения: Подснежник(художественное описание)
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне». . Литературные сочинения!
Лучшие Темы сочинений:
Образ Луки в пьесе Горького «На дне»
“Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
«Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне”.
Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне».
А. М. Горький «На Дне» Смысл пьесы
Новые сочинения:
“Слово о погибели русской земли”
Салон шоколада
Скандинавский эпос
Дружба все победит
Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
День семьи

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие

Ученики отвечают на приветствие. Проверяют готовность своих рабочих мест

2.

Введение в дискуссию

Вступительное слово учителя:

На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что пьеса М.Горького социально-философская. Социальный аспект мы уже разобрали. Но остался ещё и философский, заключающий в себя две проблемы: отношение к категориям правды и лжи и попытка осознать сущность и предназначение человека, причём обе эти проблемы тесно взаимосвязаны. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Обратите внимание на записанный на доске эпиграф:

  Господа! Если к правде святой
           Мир дороги найти не умеет —
           Честь безумцу, который навеет
           Человечеству сон золотой!

Эти слова французского поэта Пьера-Жана де Беранже помогут нам. Правильно, мы сегодня поговорим о правде и лжи. Поспорим и, может быть, сумеем найти ответ. Давайте запишем тему урока: «Что лучше — святая ложь или горькая правда?»

Правда и ложь — эти философские категории извечно вызывали спор. Всегда ли надо говорить правду? Имеет ли ложь право на существование в исключительных ситуациях? Христианская религия допускает ложь «во спасение», «святую ложь». Правильно ли это?

— Как вы думаете, допустима ли ложь? Или надо говорить только правду?

Здесь учащиеся должны давать односложные ответы, пока без опоры на текст произведения. Их можно активизировать провокационными вопросами. Например, если человек смертельно болен, надо ли ему говорить об этом? Главное, не затянуть обсуждение. Просто дать им возможность определиться с решением. После того, как класс разделится на сторонников правды и тех, кто считает, что ложь иногда допустима, их желательно разделить ещё на группы — по две с каждой стороны, так как времени выслушать все точки зрения по каждому вопросу в рамках урока не будет, а работа в малых группах даст им возможность точнее выразить своё мнение и сформулировать ответы на предлагаемые вопросы.

Следующий этап предполагает выработку правил ведения дискуссии и установление регламента. Особо надо остановиться на правиле смены выступающих от группы учеников, чтобы дискуссия не превратилась в спор четырёх учащихся. Если кто-то не согласен с мнением группы, то может выразить особое мнение, но в рамках, предусмотренных регламентом. От каждой группы назначается наблюдатель,  который даёт оценку участия в обсуждении каждого члена группы, и протоколист, который фиксирует всё, что относится к решению проблемы.

(Обязательна запись тезисов выступлений каждой группы. В конце урока они сдаются учителю).

3.

Обсуждение проблемы

— Завязка действия пьесы начинается с появления Луки. Мы уже говорили, что большинству героев помогает цепляться за их «нежизнь» (вспомните слова Сатина: «Дважды убить нельзя») мечта, пусть смешная, нелепая, глупая, но мечта…Клещ мечтает честным трудом выбиться в люди, Анна — об избавлении от страданий и радостной загробной жизни, Наташа мечтает о своём принце на белом коне, который увезёт её из беспросветности существования, Васька Пепел- о счастливой земле, которую надо только найти, Актёр — об избавлении от алкоголизма, а Настя живёт в выдуманном иллюзорном мире книг.

И вот появляется Лука. Обратите внимание на двойственность его имени: это и евангельский святой, и ассоциация со словом «лукавый» (так на Руси издавна называли дьявола, чёрта, беса). Мы практически ничего не знаем о Луке, он ничего о себе не сообщает, но его появление подействовало на ночлежников «как кислота на старую и грязную монету» (слова Сатина). Старик всколыхнул стоячее болото ночлежки.  Как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?

— Врал ли Лука ночлежникам?

(на данном этапе обсуждения очень важно использовать приёмы, повышающие эффективность группового обсуждения (уточняющие вопросы, парафраз, сомнение, альтернативу или отрицание и т.д.) Например, на утверждение, что Лука не врал Актёру, так как от алкоголизма действительно можно излечиться, нужно задать вопрос: «Так ли это? Вы уверены, что в то время были больницы для страдающих алкоголизмом? И лечили ли алкоголиков бесплатно?» Или в ответ на суждение, что Лука врал, спросить: «Значит, во времена действия пьесы алкоголизм был приговором, и избавиться от него было невозможно?» Главное здесь — заставить увидеть ситуацию с разных сторон, научить отстаивать свою точку зрения)

— А теперь, когда мы выяснили ваши мнения, у меня два разных вопроса. Один к тем, кто считает, что Лука говорил правду:

Вспомните, чем заканчивается пьеса? Что происходит с героями, поверившими Луке? Случайно ли три последних акта заканчиваются смертью?

И к тем, кто уверен, что он лгал:

Почему он это делал? Зачем? Ведь никакой выгоды ему от этого не было.

И вот тут-то очень важно подвести учащихся к мысли, что их мнения не противоречивы, а дополняют друг друга, складываясь в единый вывод:

— Лука жалеет людей, потому что считает их слабыми. Его слова — это та самая утешительная ложь «во спасение». Но к чему она привела?

(задача учителя —  не допускать слишком «жарких» споров и, в то же время, поощрять к участию пассивных)

Многие из вас уже прочитали роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вспомните, как Иешуа,  отказавшийся солгать ради спасения собственной жизни, с лёгкостью клянётся Понтию Пилату, что казни не было. Он делает это из жалости к прокуратору и потому, что считает его слабым («трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»). Может. именно в этом и суть «святой лжи» — утешать слабых?

— Скажите, а кто в романе противостоит «утешительной лжи» Луки?

Конечно, Сатин с его знаменитым монологом о человеке.  «Человек — вот правда!… Ложь — религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!» Правда Сатина — правда веры в человека. Только сам Сатин не очень-то соответствует провозглашаемым им словам… Но это уже другой вопрос.

— Давайте вернёмся к теме нашего урока. Что же лучше — утешительная ложь или горькая правда? Вы уже дали ответ — всё зависит от человека, от того, каким вы его считаете и каков он на самом деле — слабый или сильный. Жалеть надо человека или верить в него? Каждый даст ответ своей жизнью. Сам Максим Горький говорил, что основной вопрос, который он хотел поставить, это — что лучше,  истина или сострадание? Вдумайтесь. Не истина и ложь. А истина и сострадание. Как вы считаете, прав ли писатель, ставя жалость и ложь в один ряд. Впрочем, не жалость. СОстрадание. Приставка СО- предполагает соучастие, сопереживание, совместную деятельность. Она обозначает, что ты готов разделить с человеком его беду, а не просто пожалеть.

-Так что же дал Лука ночлежникам? Ложную надежду? Или показал путь, по которому им надо идти? 

Лука никому ничего не обещал. Всё зависит от самого человека. Возможности есть у каждого. Надо только захотеть и попытаться реализовать мечту. Сам Лука не верит в человека, в его силы, поэтому и жалеет. Сострадает. Сочувствует. Лжёт?

И среди героев пьесы не нашлось способных к действию. Они слабы и не готовы хоть что-то предпринять, чтобы изменить собственную жизнь. Не поэтому ли они и оказались на дне? Лука считает, что ночлежники не виноваты — виновата жизнь. Отсюда и его жалость, и его ложь… Поэтому так трагически и заканчивается пьеса — после ухода Луки некому подпитывать веру в собственные силы, остаётся лишь разочарование. Слишком слабы герои пьесы, нет у них веры в себя, поэтому так быстро и умирает надежда, разбуженная в их душах Лукой.

Ответы учащихся:

Лука утешает героев, даёт им надежду на исполнение мечты. Актёру говорит о бесплатной лечебнице, Анну утешает рассказами о рае, Ваське Пеплу объясняет, что тот может уехать с Наташей в Сибирь и т.д.

Обсуждение в группах. Запись тезисов ответа.

Выступления учащихся.

Здесь мнения будут расходиться: с одной стороны, всё, о чём говорил Лука, вполне возможно: и алкоголиков лечат, и в Сибири люди хорошо живут, и Настя может встретить настоящую любовь, а  с другой стороны,  понятно, что для ночлежников всё это неосуществимо, это просто красивая сказка, так как они никогда не найдут в себе силы и возможности изменить жизнь.

Обсуждение. Запись тезисов.

Ответы учащихся:

— После ухода Луки все герои пострадали. Он вселил в них ложную надежду. Их мечты разбиты, жизнь кажется ещё более тяжёлой. Умирает Анна, Пепел в тюрьме и попадёт в Сибирь, но совсем не так, как он мечтал. Клещ вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену, и теперь ему нечем работать. Исчезла Наташа. Покончил с собой Актёр.

— Лука лгал людям, чтобы их утешить, облегчить беспросветное существование. Он делал это от любви к ним и от жалости.

Обсуждение. Запись тезисов. Ответы.

Обсуждение. Запись тезисов. Ответы

4.

Подведение итогов обсуждения. Рефлексия

— Давайте  вернёмся к цели нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?

Нельзя ответить однозначно, что лучше — святая ложь или горькая правда?  У каждого свой ответ, свой выбор. Всё зависит от человека, от его веры в себя, от его силы духа. Сами решите, что важнее для вас. Что выбираете вы?

Итоги обсуждения. Анализ самого хода обсуждения. Выявление наиболее активных и пассивных участников урока.

5.

Домашнее задание

На следующем заключительном уроке мы продолжим сегодняшний разговор и поговорим о трёх правдах в пьесе — правде факта, правде утешительной лжи и правде веры в человека. Выпишите цитаты о правде и о человеке из высказываний Бубнова, Луки и Сатина.

Сладкая ложь или горькая правда? (по пьесе Горького «На дне»)

Каждый человек своеобразен и интересен по-своему в произведении М. Горького «На дне». Есть слабые и сильные личности, правдивые и лживые натуры. Присутствуют и мечтатели, которые создали свой мир в собственном сознании.

Одной из них является Настя, которая вынуждена жить в «грязи»: с пьяницами, развратниками и мерзавцами. Ее окружают нищие, убийцы, калеки. Она – торговка любовью, окружающие считают ее падшей женщиной, особенно представители «приличного общества».

Но молодая героиня способна грезить о несбыточной и кристально чистой жизни. Она не потеряла веры в настоящую, чистую любовь. Насте безумно хочется, чтобы остальные обитатели ночлежки завидовали ее красивым мечтам, но все же никого не пускает в свой мир иллюзий и фантазий. Несмотря на упреки и насмешки, ее душа не очерствела: там «хранится» много теплоты и нежности.

Когда в пристанище этих людей пришел Лука, у некоторых появилась вера в то, что жизнь изменится в лучшую сторону. Этот герой является своеобразным проповедником светлого будущего. Он использует идею «лжи во спасение» и предлагает «ночлежникам» создать «свой личный мир», который будет идеальным для каждого из них.

Тяжело больная Анна больше не хотела жить, считая смерть избавлением от мук. Лука убедил женщину в существовании загробного мира. Несчастная страдалица поверила в то, что однажды попадет в Рай. Ей даже захотелось еще хоть немного пожить, несмотря на боль, чтобы потом ощутить покой и блаженство.

Героиня умерла, искренне уверовав, что попадет именно туда, где будет гораздо лучше, чем на земле.Влияние Луки сказалось и на судьбе еще одного героя пьесы. Актер, который был алкоголиком, стал представлять себе лечебницу, где его накормят и вылечат от пьянства. Он даже бросил пить и стал копить деньги на дорогу.

Но, к сожалению, другие люди не «позволили» осуществить его заветную мечту. Судьба Актера трагична. Будучи ранимым человеком, покончил собой после того, как открылась горькая правда.И только Сатин совершенно ни о чем не мечтал. Герой был ярым противником того, что обитатели ночлежки строят какие-то несуществующие «воздушные замки».

Он смотрел на мир реально: сознавал трудности и оценивал возможности. Тем не менее, его сложно назвать сильным человеком. Он жесток и бессердечен. Силен физически, может бороться с препятствиями, но не способен на сочувствие и сострадание.Пьеса «На дне» о глубоко несчастных людях. Отсюда и ее название, придуманное автором.

Многие читатели согласятся с тем утверждением, что порой «ложь во благо» действует гораздо лучше «жестокой и грубой правды», которая способна даже убить.Возможно, по-своему Лука был прав, Он «заставил» поверить некоторых практически обреченных людей в светлое будущее, внес «нотку оптимизма» в их жалкое существование.

Можно сделать вывод о том, что только добро и справедливость могут поистине творить чудеса. Человек невольно становится духовно богаче, ведь надежда и вера в прекрасное окрыляют и придают силы!

Свердлов Михаил | | Журнал «Литература» № 23/2005

В пьесе Горького «На дне» действие происходит в ночлежке. Ночлежка описана по наблюдениям самого Горького, называли даже конкретное заведение в Нижнем Новгороде, с которого он списал свои “картины”.

Но при этом по ходу пьесы ночлежка всё более вырастает в глобальный символ: это “тупик”, “дно бытия”, и потому каждое слово, сказанное обитателем ночлежки, так или иначе пророчествует о судьбах европейской цивилизации.

Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи. В чём заключается “правда” ночлежки? В том, что у людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой “правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит “роковой любовью”.

Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные.

Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни.

Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей “дна” лишены иллюзий — это Бубнов и Сатин.

Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением уличают других во лжи.

Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у тех есть, — иллюзию.

Перед нами как будто не просто “дно”, а ад человеческой цивилизации, в котором жертвы этой цивилизации помимо лишений должны ещё испытывать адские мучения, — и вот они сами устраивают эти мучения друг другу.

Обратим внимание: “дно” зеркально повторяет структуру человеческой цивилизации. Здесь представлены почти все сословия, все основные профессии и типы личности. Здесь каждой “твари по паре”, но только с уничижительным эпитетом “бывший” (“бывшая”).

Барон — бывший дворянин, Бубнов — бывший мещанин, мелкий буржуа, Актёр — бывший человек искусства, Сатин — бывший интеллигент. Даже те, кто в начале пьесы ещё не стали “бывшими”, непременно ими станут: Клещ и Татарин — бывшими рабочими, Медведев — бывшим полицейским. Обитатели “дна” обречены.

У входа в ночлежку можно было бы написать: “Оставь надежду всяк сюда входящий”.

Но не только бывшие люди страдают в ночлежке, сюда попадают осколки основных идей, верований, идеалов — вокруг них постоянно ведутся споры среди обитателей “дна”.

Не случайно Сатин задумчиво произносит умные слова, значения которых он уже и сам забыл: “органон”, “макробиотика” и “трансцендентальный”, а Актёр цитирует Шекспира и Беранже. Мы слышим в ночлежке отзвуки культуры, ставшей бессмысленной, только слабым воспоминанием.

Неужели слова “бывшее”, “прошлое”, “безнадёжное” и есть вся правда ночлежки? Как будто затем, чтобы сразиться с этой “правдой”, в ночлежке появляется Лука. Лука — странник, мудрец и утешитель.

Он утешает каждого сообразно его тайной мечте: Анну — загробным покоем, Актёра — возможностью излечения, Пепла и Наташу — надеждой на честную жизнь в Сибири, Настю — тем, что сочувственно слушает её истории про роковую любовь. В этом “ложном” утешении как будто скрывается намёк: “Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман”.

“Ложь” Луки направлена против “правды” дна; более того, своими утешениями странник разоблачает эту “правду”, показывает, что в ней скрывается большая ложь.

Лука внушает: “Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…” Сам он верит в то, что природа человеческая не ограничивается мерзостью дна, что почти в каждом есть лучшее, что в человеке скрывается та сила, о которой он и не знает. Вот настоящая правда, скрытая в страшных буднях ночлежки.

Лука не просто утешает, он взывает к жизни лучшие силы человеческой души и тем самым возвращает людей к их собственной забытой, задавленной правде.

Тупик ночлежки — это ещё не весь мир, настаивает Лука. Надо искать лучшего, стремиться к свету. В природе человека это стремление, и его ничем не задушить: “Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…”

Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две — правда “дна” и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд — правда “дна”. Никому из ночлежников нет выхода из этого “тупика бытия”.

Никому из персонажей пьесы не становится лучше — только хуже.

Анна умирает, Клещ окончательно “опускается” и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников.

Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека — странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования — это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь.

Но является ли победа “дна” полной? Нет. Ложь Луки прояснила важнейшую, главную правду: старый мир обречён на гибель и человечество обязательно придёт к новому миру. Из ночлежки нет спасения потому, что вообще нет спасения в условиях старого мира — мира богатых и бедных, сытых и голодных, хозяев и рабов.

Но вечный инстинкт, побуждающий человека стремиться к лучшему, непременно переменит старые порядки, непременно устроит всё по-новому. Провозгласить эту истину автор доверяет своему любимому герою — пьянице и шулеру Сатину. Вроде бы это парадокс: слова о величии человека произносит человек опустившийся, жулик, пьяница. Но в этом-то и заключается “программа” Горького.

Сатин не просто ленится работать, и дело не в том, что он не способен работать, — он отказывается работать для сытости, отказывается играть по правилам старого мира. Сатин — это инициатор малого “саботажа”, который непременно обернётся большим: по мысли Горького, люди должны отказаться работать на хозяев и мириться со своим рабским положением.

Только сломав инерцию лжи, человек сможет вспомнить, что его имя звучит гордо, что он живёт для лучшего.

Лука — один из последних “святых” утешителей старого мира. Его роль в том, чтобы разбудить мысль Сатина и подобных ему. Сатин провозглашает правду борьбы: чтобы реализовать себя, человек должен расстаться со старым миром и устремиться к новому.

Так сцена ночлежки приобретает символический характер: это дно цивилизации, откуда исходит предупреждение, что вскоре вся цивилизация рабов и хозяев пойдёт ко дну.

И в то же время с этого “дна” звучит голос свободного человека, пророчествующий о лучшем, о том, что о “праведной земле” не надо мечтать, а надо строить её своими руками.

Сочинение-рассуждение. Правда и ложь в пьесе А.М.Горького «На дне»

Лука: добрый человек или лжец?

( по пьесе А.М.Горького «На дне»)
А.М.Горький своей пьесой «На дне» произвел в литературном мире настоящий переворот. Раньше в произведениях писали только о величественных людях, положительных, служащих примером для подражания.

Если же и развивалась тема «маленького человека», то герои произведений представали перед нами достойными людьми, которые в силу целого ряда причин просто не занимали в обществе высокого положения и поэтому были обречены на унижения.

В пьесе “На дне” писатель показал всему свету людей «дна»: воров, алкоголиков, ветреных женщин, картежников. Эти люди искали истину.

Среди них есть человек по имени Лука, который как-то не вписывается в общую картину безнадежности и безысходности. Этот неведомо откуда появившийся странник и неизвестно как, когда и куда исчезнувший, всех «утешает». О нем проходило много споров. Кто же он: лжец или добрый человек? На этот вопрос я постараюсь ответить в своем сочинении.

Народ, который оказался на «дне», озлоблен, он уже не понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно, где-то в глубине души эти люди еще умеют чувствовать, но хорошие качества у них проявляются все реже и реже. И вот именно этим людям нужен кто-то, кто сумел бы сказать им теплое слово, одобрить их, вселить уверенность, что все они люди.

Во всех поступках Луки мы видим честного, доброго старца. С первых его слов при появлении в ночлежке веет учтивостью: «Доброго здоровья, народ честной!» – а ведь известно, что люди на «дне» не такой уж и честной народ. Барон жалуется Луке на свое житье: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье».

На что Лука отвечает: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни выхваляйся, а человеком родился, человеком и помрешь». Барон уже мало чувствует себя человеком, он приравнивается к собаке, Лука же его морально поддерживает, уверяет, что независимо от образа жизни человека – все они люди, а это главное.

Ведь если человек теряет веру в себя, то это уже не человек, его действительно можно сравнить с животным. Анну в ее последние минуты жизни он утешает: «Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще!» Ведь предсмертный час – самый тяжелый для человека. Страшно умирать одной, хочется, чтобы рядом был кто-то близкий или, как в случае с Анной, просто живая человеческая душа.

Лука облегчает смерть Анны, готовит ее к неизбежному концу. Он считает, что человек не должен бояться вечности, « все оттуда вышли, все туда уйдут». Если человек боится, его душа мечется, не может найти покоя, даже умереть спокойно невозможно: «Тишина, спокой…лежи себе! Смерть – она все успокаивает…она для нас ласковая».

Лука пытается пробудить в этих людях доброту и сочувствие к окружающим: «…если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил», – говорит он. Разъясняет Пеплу порочность воровского ремесла. Ведь вор – это не ремесло. За такие промыслы могут запросто отправить на каторжные работы в Сибирь, тогда уж точно ничего хорошего не выйдет.

« А если самому туда пойти, – говорит Лука, – кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» Если бы Лука был человеком безразличным, тогда он не то чтобы утешать, но и разговаривать с людьми дна не стал бы. А по его участию в их проблемах можно понять, что он бескорыстно хочет помочь людям.

С годами у Луки выработалось верное чутье, и он понимает душу человека. Поэтому он говорит Пеплу, чтобы тот не слушал « дьяволицу» Василису. А ведь как он оказался прав! Мы то знаем, чем все у них закончилось.

Завершить же характеристику Луки можно его же словами, обращенными к Наташе: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел…я те скажу – вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!»
Нельзя осуждать человека только за его образ жизни. Никто не знает, что произойдет с нами завтра. Поэтому если ты хочешь, чтобы в твой трудный час нашлось у кого-то доброе слово для тебя, то уже сегодня старайся помочь людям, для которых трудный период их жизни уже настал.

Я думаю, что А.М.Горький был бы со мною согласен. Он не просто так ввел в свою пьесу образ Луки. Он воплотил в этом образе всю человечность, доброту, сострадание, все лучшие качества души, на которые только способен человек. На вопрос темы сочинения я отвечу так: Лука – добрый человек, ведь существует же ложь во спасение, которая в народе называется « святая ложь».

Сочиненине на тему «Правда и ложь в пьесе «На дне»»

Скорее всего, когда Максим Горький трудился над пьесой «На дне», вопрос правды и лжи был принят им за основу произведения. То, что в пьесе описывается быт низших слов населения – это просто фон и экспозиция. А вопрос правды и лжи – кульминация.

Люди, которые живут на дне жизни, по замыслу писателя сталкиваются с правдой и ложью. Но главное то, что они не могут разобраться, чему верить, а чему нет. Скорее всего, Максим Горький и сам не смог бы ответить на этот вопрос.

Да и нужно ли? Ведь пьеса о выборе между Правдой и Ложью. Между Добром и Злом.

Что представляют собой персонажи пьесы? Обычные обитатели дешевой ночлежки, которые, волею судеб, вынуждены кое-как сводить концы с концами. За спиной каждого из них – личная трагедия. Актеру сломал жизнь алкоголь. Барон – бывший дворянин, но судьба лишила его всех привилегий и наследства.

Сатин – бывший арестант, а Васька Пепел – человек, у которого по законам описанного времени нет будущего: он сын вора. На каждом персонаже – печать суровой жизни. Им свойственен цинизм, отсутствие приятного морального облика и мрачные мысли. Персонаж по имени Андрей Митрич, например, ждет смерти своей жены.

И подобные размышления в той или иной степени присутствуют практически у каждого. Это – правда. Суровая правда жизни начала двадцатого века.

Где же в произведении ложь? Она появляется вместе с появлением старого странника Луки. И здесь возникает самый главный вопрос произведения, в котором нужно разобраться. Звучит он так: а ложь ли принес Лука в ночлежку? Ведь суровая правда в том, что эти люди действительно на дне.

А Лука дает понять, что это не так. Он пробуждает волю к жизни в супруге Андрея Митрича, видит в безнадежном воре и преступнике хорошего человека и даже так влияет на спившегося актера, что тот приходит к мысли прекратить пить.

С появлением Луки ночлежка оживает и начинает жить, потому что в людях просыпаются чувства.

Есть ли в словах Луки ложь и в чем заключается его конфликт с жизненной правдой? Ведь согласно общепринятым правилам – эти люди на дне и глупо это отрицать. Однако, странник совершает невозможное и указывает на то, что дна… не существует.

Это просто угол, в который постояльцы загнали себя сами. И даже более того: не хотят из этого угла выходить. То есть слова Луки – это не ложь, а всего лишь вторая половинка правды, от которой, по каким-то причинам, жители ночлежки отказались.

Кульминация пьесы ясно показывает, как устроена психология человека. Люди настолько отвыкли от того, что они хорошие, что попали в зависимость от слов Луки.

Доброе слово делает их души лучше и светлее, но усилий одного странника – ничтожно мало.

Поэтому после того, как Лука уходит – возникает конфликт двух половинок правды, в одну из которых пропадает вера, и она, в понимании обитателей ночлежки, снова становится ложью. Все возвращается на «свои» места и заканчивается убийством.

Вряд ли Максим Горький имел в виду конфликт правды и лжи. Скорее всего, в своем произведении он пытался сказать о том, что правда не может быть категоричной.

А человек становится плохим и опускается на дно общества тогда, когда ему не хватает добрых слов, которые тоже являются правдой и придают ему сил. Без этой правды, которую окружающие считают ложью, опускаются руки даже у самого сильного человека.

Обыкновенные слова поддержки могут быть ложью только тогда, когда они фальшивы.

Но если человек, под влиянием этих слов, бросает пить или находит свою любовь, желая изменить свою жизнь и стать счастливым… то какая же это ложь? Просто на примере этой пьесы ясно видно, что людям просто мешают услышать эту Правду и выдают ее за ложь. А человек, от отчаяния, верит в то, что он плохой и начинает вести себя соответственно. Вплоть до преступлений.

Правда и Ложь в пьесе Горького «На Дне»

?

futtasicana (futtasicana) wrote, 2006-01-01 17:37:00 futtasicana futtasicana 2006-01-01 17:37:00 Category: Правда и ложь, как добро и зло, как свет и тьма. Эти понятия так сильно переплелись, что без одного не может быть другого, так было и так будет всегда. Они все время борются за право быть единственными на Земле, но это борьба вечна, и в ней не будет ни победителей, ни проигравших, и дружба также не возьмет верх. Каждый человек сам делает выбор, на какой ему быть стороне, как себя вести. Иногда он очень долго сомневается, стоит, словно между двух огней, но постоянно так жить нельзя, и все же придется сделать свой выбор. А если посмотреть с другой стороны? Что такое, в сущности, правда и ложь? Всего лишь слова, слова которые люди так часто бросают на ветер, порой даже не задумываясь о тех последствиях, которые они за собой могут повлечь. В тоже время они всегда точно уверены в своей правоте, и переубедить кого-нибудь очень сложно. Столкновение двух противоположностей происходит всегда болезненно. Поэтому так трудно решается вопрос Правды и Лжи в пьесе Горького «На дне». В пьесе «На дне» идет борьба между взглядами, мнениями, Сатина и Луки. Жизненная позиция этих героев показана в этом произведении наиболее полно. Каково же мировоззрение Луки? Он ко всем очень добр, ласков, для каждого обитателя ночлежки у него есть ободряющее слово. Он говорит: «Поди-ка приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно…». Он дал этим людям, то чего они так долго ждали, то от чего их сердца уже давным-давно отвыкли. Он их просто пожалел. Этот странник появившийся всего лишь на миг в их мрачной, скучной иногда даже никчемной жизни, похожей, скорее всего на существование, пробудил в них веру в доброту. Его доброта вдохнула в них желание жить, и не кое-как, а счастливо. Лука всем дает советы как им стоит поступить. Наташе он говорит, чтобы она вышла замуж за Пепла. «И я скажу – иди за него, девонька иди!». Пеплу предлагает отправиться в Сибирь. «Иди… в Сибирь!», «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!». Анну он призывает к терпению, на ее вопрос, будут ли и после смерти продолжаться ее мучения он отвечает: «Ничего не будет! Лежи, знай! Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…». У Луки есть свое мнение не только о жизни, но и о правде. Он скажет Бубнову: « Вот.. ты говоришь – правда …Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Пожалев всех обитателей ночлежки, решил, что правда им не по недугу, поэтому он лжет им из желания вылечить их душу. Ложь странника не корыстна, она из желания облегчить муки, дать надежду, это ложь «во спасение».Теперь следует рассмотреть жизненную позицию Сатина. Сатин – единственный человек, который не обвинит Луку. Он оправдывал перед другими обитателями ложь странника, сказав, что она была примиряющей, утешительной. В тоже время он говорит «Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов ихозяев… Правда – бог свободного человека!» Для него Правда – единственно верный выход, это истина, которая важнее всего. Он не примирим к жалости. По его мнению, человека нельзя жалеть, это его унижает. «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…». Теперь, когда видны взгляды эти людей, неизменно возникает другой вопрос. Чья же теория лучше? Благодаря Луке люди очень быстро меняются в лучшую сторону. Актер бросает пить и даже начинает копить деньги, чтобы поехать в лечебницу для алкоголиков. У него появилась надежда на выздоровление. Анне снова захотелось жить, теперь она думает, что если в загробном мире ей будет хорошо, то сейчас может и потерпеть, у нее появилась надежда, что после смерти все будет хорошо. Утешил он и Настю, поверив в ее мечты. «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!». Теперь у этих людей есть надежда в светлое будущее. Долго ли длилась ремиссия? Ведь Лука, как правильно заметит Клещ «Поманил их куда-то… а сам – дорогу не сказал…». И какой же итог? Актер повесился, Анна умерла, Пепел, убив Костылева, попадает в Сибирь как каторжник. Их надежды развеялись как дым, этому помог реальный мир, про который Лука умолчал. Не смотря на то, что Сатин не сделал ничего хорошего для своих соседей, но, по крайней мере, он не врал им. Он не вселял в них призрачную надежду, которая привела бы к таким плачевным результатам. Но все как сурово, как бездушно звучат его последние слова, после того как удавился Актер « Эх… испортил песню… дур-рак!»

Так всё же что лучше? Правда Сатина или Ложь Луки? Мне кажется, что правда, какая она бы ни была, она все же лучше чем ложь. Даже есть пословица «Горькая правда лучше сладкой лжи». Правда делает людей чище. Наверное, можно еще много привести доказательств в пользу правды. Но надо ли это делать? Правда – бог сильного человека, как сказал Сатин. На дне таких людей просто нет. И вот теперь нужно задать вопрос не что лучше, правда или ложь, а что бы им помогло этим несчастным поменять свое отношение к жизни? Тогда ответ становится очевидным… Ничто не изменит их существования. Ни жалость, ни уважение не улучшат их положения. У этих слабых людей нет сил на какие-либо кардинальные решения. Здесь не важно, что лучше, правда или ложь. Ведь ни та, ни другая не исцелят этих людей. Они так и останутся на дне.

  • Как мила моя слабость, Как сила моя невидна, Так и сердца усталость Походка не «от бедра». Так ресницы полуопущены Грозы не миновать Так звонки были…
  • Все мы встречались в жизни с людьми, которых пренебрежительно называют «тряпка». О них принято вытирать ноги, ни во что не ставить, с их мнением не…
  • На Земле живет очень много людей. И все такие разные. Одни надменны и холодны, другие же на редкость дружелюбны и эмоциональны. Скупые и щедрые. Да…

1125. Правда и ложь в пьесе Горького На дне сочинение Русский язык

Много лет человечество всегда волновала проблема, что значит правда и что есть ложь. Сталкиваясь, эти понятия стоят всегда вместе и занимают, чуть ли не основное место в произведениях русских писателей.

Пьеса «На дне» не стала исключением. В данном произведении Горький говорит о 2-х видах гуманизма.

Если же со стороны Луки мы видим призыв к сочувствию, примиряющий с тяжестями жизни, то Сатин выдвигает идею борьбы с несправедливостью.

Для того, чтобы понять, кто здесь остается правым — Лука или Сатин, мы обратимся к тексту пьесы. Вначале перед нами предстает подвал с тяжелым и душным воздухом людьми, живущими там, постоянно ругающимися и пребывающими в мире разбоев и распутства.

Спустя определенное время в ночлежке мы видим Луку, который своими доброй речью стал успокаивать жителей. Именно такого внимательного отношения к себе они и не видели. Они ждали был именно такого человека, который мог успокоить и подбодрить.

Ведь к обитателям ночлежки давно по-хорошему никто и не обращался. Конечно же, сочувствие важно в таком жестоком мире. Оно помогает осознать, что ты не находишься в полном одиночестве и без поддержки. Именно тогда все проблемы решатся быстрее и легче. .

Но все должно быть в меру. Самое главное — не перейти грань между вредом и пользой.

Отчетливо видно, что Лука пошел не по тому пути, не стараясь сделать какие-то перемены в жизни этих людей. Но вряд ли именно такая помощь нужна была этим обитателям. Возможно, умирающей Анне необходимо было такое присутствие, чтобы последние минуты были скрашены. Однако такое успокоение характерно не для всех. Своими слащавыми убеждениями он поселил жителей подвала в иллюзорный мир.

Странник, который призывал терпеть тяготы и лишения, искоренил в обитателях подвала возможность бороться. Обитатели до его прихода итак находились в бездействии, а сейчас вообще пребывали в иллюзорных мечтах. Невозможно жить постоянно в таких мечтах, когда — то нужно услышать правду. Философия Луки терпит крах.

Драматична судьба героев- Актер заканчивает жизнь самоубийством, испорчена жизнь Насти.

Мы видим, что автор больше проявляет симпатию идеям Сатина, проповедовавшего правду. Ведь только правдивость открывает глаза человеку на жизнь.

Лгать — это значит не проявлять никакого уважения к другому человеку. Однако, теория Сатина тоже не была реализована. Ведь, прежде всего все эти мысли можно реализовывать тогда, когда сам готов меняться.

Люди же ночлежки не хотели что-то изменить, поэтому и остались на дне.

Проблема истинного и ложного гуманизма была всегда актуальной и всегда решаемой. Наше поколение устраняет данную проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому данное произведение актуально во все времена.

2 вариант

Данная великолепная пьеса была написана Горьким в тысяча девятьсот втором году, в период событий, связанными с революцией в стране.

В ней он попытался показать людей, которые оказались на самом «дне», из-за того, что привычный мир для данных героев обрушился, и они не смогли больше находиться в привычном для себя образе.

В ночлежке, читатель может проследить то, что думают и считают люди, которые остались без надежды, и фактически «опустили руки». Однако, стоит отметить, что даже у них оставались некоторые мечты и цели, которые были спрятаны в глубине их душ.

Данные герои ведут философские беседы о том, существует ли смысл жизни, и что стоит делать, чтобы оставаться живым и нужным человеком. Здесь отображены герои с собственной жизненной позицией, и принципами, что говорит о том, что когда-то данные герои были достойными членами общества, и сейчас им необходима помощь.

Стоит сказать и о том, что писатель специально показал данных героев через призму грусти, так как в каждом из них есть своя трагическая история, связанная с их существованием, детством или происхождением.

Например, если рассматривать образ Васьки Пепела, то стоит отметить, что он неплохой малый, который, тем не менее, родился в семье воров, и тем самым на нем было отмечено клеймо того, что и он пойдет по стопам своих родных. Он никак не мог бороться с общественным мнением, и поэтому оказался в таком месте.

Показан и образ невероятно талантливого слесаря по прозвищу Клещ, который был очень жестоким и злым человеком. Рядом с ним находится молодая супруга, здоровье которой подорвано, и она фактически умирает на глазах у мужа, которые не проявляет к ней сочувствия.

Очень трагична и печальна судьба Ани, которая никогда не была сытой и хорошо одетой. Когда она умирает, то понимает, что скоро обретет покой, и отправится в однозначно лучший мир, так как реальность, которую она наблюдала на протяжении всех своих тридцати лет, была очень жестока с ней.

Настя показана мечтательной девушкой, которая обожала читать романы о любви. Ей приходилось торговать собой для того, чтобы прокормить себя. Читая свои рассказы о счастье других людей, она видит в героях себя, и мечтает о том, что однажды встретит человека, который сможет полюбить ее душу.

Также, она хотела иметь детей, для которых она была бы готова стать хорошей и заботливой матерью. Для Актера, который ушел в запой, прежняя жизнь вспоминается очень часто, и он грезит о том, что однажды сможет вернуться на сцену. Однако, его слабохарактерность, не позволяет ему воплотить свои мечты в реальность.

Персонажи показаны очень несчастными и обездоленными.

Все сочинения

Сочинение по теме правда и ложь в драме горького на дне

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Правда и ложь в пьесе На дне

После прочтения пьесы мы невольно задумываемся: что лучше, суровая и неприглядная правда или ложь во спасение.

Правду мы слышим из уст Сатина. Этот персонаж очень остро чувствует любую несправедливость в жизни. Он был на каторге в Сибири за то, что защитил свою сестру, поступая, как ему казалось, по справедливости. И поэтому речи Луки вызывают у него такое неприятие и отторжение.

Сатин считает, что люди достойны знать правду, какой бы неприглядной она не была. Многие считают Сатина жестоким, раз он говорит, что люди сами виноваты в том, что происходит в их жизни. Но он говорит так именно потому что жалеет этих людей. Он знает, что никто не поможет Актеру бросить пить, никто не сможет вылечить Анну.

Эта любовь к правде очень тесно связана у него с любовью к людям. Сатин говорит о том, что только правда может сделать из раба свободного человека. Это действительно важно — трезво взглянуть на свою жизнь, взять на себя ответственность за поступки.

Другое дело, есть ли у обитателей ночлежки реальная возможность что-то сделать? Не у всех. И тогда возникает вопрос, нужна ли им была эта правда?

Сатину противоречит Лука. Этот странник непонятно откуда появляется в ночлежке, о себе говорит очень мало и расплывчато. Но внимательно слушает других и для каждого подбирает утешительные слова. То, что говорит Лука можно назвать ложью, потому что всем он рассказывает, что выход есть.

Актеру говорит о том, что в бесплатной клинике вылечат его алкоголизм, Ваське о счастливой жизни в Сибири, Анне обещает покой в загробном мире. Конечно, это все ложь.

Но верят ли ночлежники им в глубине души? Даже умирающая Анна говорит, что покой — это хорошо, но она бы еще немного пожила. Да, возможно, по началу речи Луки кажутся им глотком свежего воздуха, но со временем становится понятно, что они ничего не изменят в беспросветном существовании.

Но при этом Лука не отрицательный персонаж. Он искренне любит людей, просто считает, что иногда необходимо лгать во спасение.

Сам Максим Горький не встает ни на сторону Луки, ни на сторону Сатина. Мне кажется, он предлагает остановиться на золотой середине, ведь имеет смысл знать всю правду только если она может чем-то помочь.

Обитатели «дна»

В ночлежке живут молодой вор Пепел, проститутка Настя, разорившийся дворянин (барон), живущий за Настин счет, слесарь Клещ и его умирающая жена, актер-алкоголик, карточный шулер Сатин, картузник Бубнов и другие, под стать уже названным.

Содержит этот притон жадный и отвратительный в своей показушной набожности Костылев, искренне уверенный, что «доброту сердца нельзя равнять с деньгами». Поэтому он дерет со своих нищих постояльцев три шкуры, чтобы было на что масла в лампадку купить.

Можно сказать, что Горький в этой драме создал стиль «нуар» — впрочем, многие русские драмы грешат утрированной беспросветностью.

Поначалу персонажи пьесы бесконечно склочничают на бытовые темы – то барон не желает мести комнату, то Клещ огрызается в ответ на обвинения в равнодушии к больной жене, то торговка Квашня рассуждает о целесообразности брака. Когда в ночлежке появляется странствующий старик Лука, беседы ее завсегдатаев внезапно приобретают философский оборот. Вот тут-то по-настоящему и вступают в борьбу правда и ложь в драме «На дне».

Заглянуть в бездну

Один из персонажей пьесы очень ясно обрисовывает причины своего пребывания «на дне»: «Как начну я заливать — весь пропьюсь, одна кожа остается… И еще — ленив я. Страсть как работать не люблю».

В последнем акте Настя формулирует эту линию окончательно: «… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму». Это звучит как довольно неприятная идея о том, что «лишних людей» необходимо уничтожать, а вовсе не утешать гуманной ложью, будто жизнь каждого человека – не напрасна.

В этом случае смерть актера, окончательно осознавшего тщетность своего существования, очень символична.

Мир трущоб

Впервые на сцене появились люди «дна» — воры, проститутки, картежники и пьяницы, которых автор собрал в кошмарной ночлежке.

Печальную обстановку рисует для своих героев Максим Горький — на дне общества должно быть страшно: «подвал, похожий на пещеру», низкий тяжелый потолок, «некрашеная и грязная» мебель. Конечно, здесь царит разврат, пьянство, азартные игры, драки, бесконечные склоки, нищета и равнодушие. Автор не жалеет черной краски – герои произведения ничем не уступают месту своего обитания.

Так все же: правда или ложь? Уважение или жалость?

Неизвестно, намеренно ли автор отождествляет надежду с иллюзией, тем самым обращая ее в ложь, но именно по этому поводу в своеобразную полемику с Лукой вступает Сатин.

Он мальчишкой много читал, потом убил человека, защищая сестру, в тюрьме пристрастился к картам и стал зарабатывать на жизнь жульничеством. Сатин ироничен, умен, образован. Его мировоззрение в чем-то совпадает со взглядами Луки: оба считают, что центр Вселенной – это человек и его свободный выбор.

Но если Лука призывает «вовремя человека пожалеть», то для Сатина жалость неприемлема: «Надо уважать человека… не унижать его жалостью…».

Когда сожители упрекают старика в лживости, картежник-интеллигент страстно его защищает: «Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая». Сам он, впрочем, считает ее однозначным злом, но признает отчасти неизбежность: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками… тем ложь нужна».

След христианства в произведении

Пришелец выгодно отличается от постоянных обитателей «костылевских хоромов» тем, что в нем сохранилась элементарная человечность.

Некоторые критики утверждают, что Лука – персонаж отрицательный, и даже имя его происходит от «лукавого». Но видимо, это не так: на рубеже ХІХ и ХХ вв.

Горький был приверженцем теории богостроительства, которая пыталась примирить марксизм с христианством, основываясь на некотором сходстве философий.

Правда и ложь в драме «На дне» наиболее причудливо переплетаются именно в образе Луки, который скорее евангельский персонаж.

Идеи его во многом христианские: он действительно пытается утешить скорбящих (и, возможно, в этом Горький и видит главное предназначение религии).

Старик успокаивает умирающую Анну, сочувственно выслушивает выдуманную любовную историю проститутки Насти, рассказывает алкоголику-актеру о лечебнице, где того обязательно вылечат, уговаривает вора Ваську ехать в Сибирь и начать там новую честную жизнь.

Лука полагает, что утративший надежду обречен на гибель, и рассказывает притчу о человеке, всю жизнь мечтавшем уехать в «праведную землю». Узнав о том, что ее не существует, он вешается (точно так же кончает с собой утративший веру в излечение актер-алкоголик, чем, собственно, пьеса Горького и заканчивается).

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует.

Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”.

Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.

Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с понятиями правды и лжи, которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”.

Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся непосредственно к тексту произведения. “Подвал, похожий на пещеру.

Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия, лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира. Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно.

И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее.обитателя. Именно доброго к себе отношения так не хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений.

Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру.

Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом. Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что боль можно смягчить лишь утешительной ложью. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды.

Он сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить, но даже с этой задачей старик не справился.

Что уж говорить о “здоровых” людях! Своими сладкими пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам.

Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил им, окончательно “сзязав” руки и ноги. “Ты — надейся! Ты — верь!” — внушал он. Но человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется опять столкнуться с горькой правдой.

Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью. И Горький выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм.

Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение: повесился Актер, Пепел попал на каторгу, загублена судьба Наташи… Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение.

Ложь, даже “во спасение”, — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.

  • Сочинение рассуждение на тему что значит быть самостоятельным
  • Сочинение рассуждение на тему что значит быть хорошим учеником
  • Сочинение рассуждение на тему что значит идти дорогой чести
  • Сочинение рассуждение на тему что значит любить свою родину 8 класс
  • Сочинение рассуждение на тему что значит для меня лирика пушкина