Сочинение рассуждение на тему честь и бесчестие

На любом уважающем себя образовательном портале обязательно имеется собственная коллекция готовых сочинений на разные темы. наш сайт молод, однако мы


На любом уважающем себя образовательном портале обязательно имеется собственная коллекция готовых сочинений на разные темы.
Наш сайт молод, однако мы решили не отставать от других — и тоже собрать лучшие готовые сочинения школьников по русскому языку и литературе.
Пока коллекция невелика — мы берём не количеством, а качеством. Зато наши планы грандиозны…
Авторы сочинений — школьники (подчёркиваем: именно школьники, а не профессиональные филологи).
Наверно, в наших сочинениях при сильном желании можно к чему-то придраться. Но ведь придраться можно и к Толстому, и к Тургеневу, и к Чехову — опять же, при сильном желании. Если у вас возникло такое желание — придирайтесь… Только сначала задайте себе вопрос: зачем вам это нужно? Не лучше ли потратить время на более достойное занятие? Например, на написание собственного сочинения — уж оно-то будет безупречным, сомнений нет.
Каждое из наших сочинений изначально писалось обычной шариковой ручкой в обычной школьной тетради и проверялось самым обычным школьным учителем. И каждое из сочинений было оценено высшими баллами.
Итак, вот они, наши готовые сочинения:

Готовые сочинения по русскому языку

К итоговому сочинению — 2016
Сочинения-рассуждения:
Бывают ли люди, не пострадавшие от войны?
Взаимоотношения человека и природы
«Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ)
Какие вопросы задаёт человеку литература?
Как меняется мироощущение человека на войне?
Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?
Моя малая родина
Мой аттестат на древнем носителе
Почему люди становятся бесчестными?
Почему нужно анализировать свои ошибки?
Преимущества и недостатки дистанционного образования в России
«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский)
Светлые и трагические стороны любви
Современная Россия и мой нравственный выбор
Согласны ли Вы с тем, что друг познаётся в беде?
Стоит ли быть добрым?
«У кого нет памяти, у того нет жизни» (Валентин Распутин)
Учитель и ученик
Человек и природа в русской и мировой литературе
Человек, на которого я хотел бы равняться
Чтобы преуспеть в жизни…
Что я делаю в социальной сети
Я и средства массовой информации
Я — Россиянин!
Сочинения по картинам:
Опять двойка. Сочинение по картине Ф. Решетникова
Клубника и белый кувшин. Сочинение по картине И. Машкова
Сирень. Сочинение по картине П.Кончалоского
ЕГЭ:
Проблема восприятия природы. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина
Проблема памяти. По тексту Б.Васильева
Проблема роли воспоминаний детства. По тексту Д.Гранина
Проблема сохранения леса. Сочинение по тексту Д.Гранина
Сочинение ЕГЭ по тексту Г.Троепольского
Сочинение по тексту Даниила Гранина
Сочинение по тексту К.Паустовского «Маленькая порция яда»
Сочинение по тексту А.Чехова
Сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ
ОГЭ (ГИА):
Сочинения по русскому языку в формате ГИА
Сочинения в формате ОГЭ по сборнику И. Цыбулько
Сочинение ОГЭ по тексту В.Астафьева («Белогрудка»)
Сочинения ОГЭ — 2015
Сочинения ОГЭ — 2017
Готовые сочинения по литературе
Д.И. Фонвизин:
Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Н.М. Карамзин:
Отношение автора к Эрасту в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
В.А. Жуковский:
Анализ стихотворения В.Жуковского «Невыразимое»
Символические образы в балладе В.А. Жуковского «Светлана»
А.С. Грибоедов:
Образ Молчалина в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Что даёт основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
А.С. Пушкин: 
Гринев и Швабрин
Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Женские образы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Какие черты «милы» автору в образе Татьяны Лариной?
Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?
Каким я вижу автора в стихотворении А.С.Пушкина «Деревня»?
Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»
Онегин и Печорин
Письмо Евгению Онегину
«Что за прелесть эти сказки!» (А.С.Пушкин)
М.Ю. Лермонтов:
Друзья и враги Печорина
Значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Значение новеллы «Фаталист» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Тема судьбы в романе М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
«Листок» Дениса Давыдова и Михаила Лермонтова
Н.В. Гоголь:
Есть ли в поэме «Мёртвые души» живые души?
Образ Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Отношение Н.В.Гоголя к Акакию Акакиевичу Башмачкину
Чем интересна читателям поэма «Мертвые души»
И.А. Гончаров:
В чем состоит трагедия жизни Обломова?
Женские образы в романе И. Гончарова «Обломов»
Захар — раб или хозяин Обломова?
Какое произведение Гончарова я посоветовала бы прочитать?
Кто нужен России — созерцательный Обломов или деятельный Штольц?
А.Н. Островский:
Проблема духовной свободы личности в драме А.Н. Островского «Гроза»
Ф.М. Достоевский:
Петербург Достоевского
Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем
Проблема уничтожения личности в романе «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой
Шесть этапов жизни Андрея Болконского (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Н.Г. Чернышевский:
Почему до сих пор современен роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
А.П.Чехов:
Роль Лопахина в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
Основной конфликт пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
Почему Лопахин не может стать подлинным спасителем вишневого сада?
Л. Андреев:
Образ Иуды в повести Л.Андреева «Иуда Искариот».
И.А. Бунин:
Загадка русской души. И.А. Бунин «Деревня»
Новелла И.А. Бунина «Далёкий пожар». Рецензия
«Все проходит, да не все забывается» (по рассказу Бунина «Чистый понедельник»)
В.Я. Брюсов:
Комплексный анализ стихотворения В. Брюсова «Фонарики»
С.А. Есенин:
Анализ стихотворения С. Есенина «Пороша»
Октябрьская революция глазами Есенина и Маяковского
А.А. Блок:
Тема Родина в творчестве А. Блока, С. Есенина и В. Маяковского
М.А. Булгаков:
Губительный эксперимент во имя спасения человечества. По повести М.А.Булгакова «Роковые яйца»
Образ луны в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сатирические страницы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
В.В. Маяковский:
Баня моет, стирая бюрократов… (по пьесе В. Маяковского «Баня»)
М.А. Шолохов:
Война проявляет лучшие качества человека или уродует его? (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Рецензия.
В.Г. Распутин:
Валентин Распутин. «Пожар»: образная система, сюжет, идейное содержание, символика
А. Дементьев:
Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Ты ищешь меня только в дни одиночества…»
Н. Рубцов:
Анализ стихотворения Николая Рубцова «Душа хранит»
Анализ стихотворения Николая Рубцова «Журавли»

Творческие задания и эссе

Интерпретация сказок «Золушка» и «Красная Шапочка» с точки зрения социологии
Текст из фразеологизмов
Является ли в современной России высшее образование и наличие научных знаний гарантией карьерного роста?

Сочинения по риторике

Мир управляется словом
Порицательная речь Зависти
Похвальная речь Дружбе
Речь Молотова и её анализ
Речь на митинге

Как правильно написать сочинение-рассуждение?

Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

Основная идея сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

Шаг первый
Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
Шаг второй
Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

План сочинения-рассуждения

Вступление

Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

Основная часть: аргументы, содержание аргументов

Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

Вывод

Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
Автор статьи: Шакиров Булат.
Дата добавления: 10:04:16

Она соглашается ехать с Сергеем Сергеевичем Паратовым и компанией кататься на Волге, прощается с матерью, понимая всю важность принятого решения: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге».
Паратов же человек, который в жизни руководствуется только расчётом, чувства не могут заставить его отказаться от материальной выгоды. Он соблазняет Ларису, будучи помолвленным, зная, что никогда не будет рядом с ней. Ради собственной
прихоти, ради мести Карандышеву он даёт ей пустые надежды, растоптав все её ожидания. Им руководит неприглядный расчёт: «Я женюсь на девушке очень бо­гатой, беру в приданое золотые прииски». Объясняясь же с Ларисой, он называет чувство к ней «мимолётным увлечением». Потрясённая такой развязкой отноше­ний, Лариса отказывается от предложения Карандышева, принимая рассудочное решение: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Свою смерть от руки Ка­рандышева она воспринимает как благодеяние, как единственную возможность из­бежать дальнейшего падения в мире, где нет любви: «Я не виновата, я искала люб­ви и не нашла… её нет на свете… нечего и искать».
Подводя итог своим размышлениям, приходишь к грустным размышлениям о том, что трагически могут закончиться такие отношения, в которых один человек живёт настоящими чувствами, а другой лишь откликается на них, испытывая ми­молётное влечение, руководствуясь при этом в жизни только разумом, являясь че­ловеком с холодным сердцем, пленником материального мира.
«Разум и чувство»
Чем должен руководствоваться в своей жизни человек? Разумом или чувствами? А может быть, он должен стремиться к золотой середине и, размышляя при при­нятии решения, прислушиваться к своему сердцу?
Именно над чувствами людей, вступающих порой в поединок с разумом, очень много размышлял известный русский писатель А.И. Куприн.
И название его повести «Поединок»очень многозначно. Оно означает поединок главного героя с военной средой, поединок личности с обществом, поединок любви настоящей, искренней с пошлой, поединок низких и ложных устремлений с вы­сокими порывами человеческой души. Наконец, это и та самая дуэль Ромашова с мужем Шурочки Владимиром Николаевым, которая привела к гибели главного ге­роя.
Вопреки традициям русской литературы образ Шурочки поражает тем, что она живёт не чувствами, а разумом. Ею движет голый расчёт. Она заставляет учиться своего нелюбимого мужа («я его не люблю, но я на него убила часть своей души»), мечтает, чтобы он поступил в академию, потому что только это даст возможность уехать им из провинции в Петербург: «Что бы там ни было, но он поступит в академию». Она легко подавляет в себе чувства к Ромашову ради этой единственной цели и уговаривает его, боготворящего Шурочку и не понимающего её холодности и чёрствости, принять участие в поединке с мужем после случившейся их ссоры («нелепая, пьяная драка, офицерский скандал — и все кончено, все разлетелось впрах!»). «Вы непременно должны завтра стреляться», – требует от Ромашова Шурочка, потому что «в дуэли, окончившейся примирением, всегда остаётся что- то… как бы сказать?.. Ну, что ли, сомнительное, что-то возбуждающее недоуме­ние и разочарование… Репутация офицера генерального штаба должна быть без пушинки» (Шурочка имела в виду репутацию мужа). Она обещает, что ни один не будет ранен. Но это было ложью. Шурочка становится виновницей смерти Рома­шова, чистого и светлого человека, благородного и мечтательного, безумно любив­шего её. А ведь он не хотел принимать участия в этой дуэли до её прихода к нему и принял очень серьёзное решение изменить свою жизнь, уйдя из армии.
А.И. Куприн считал, что в этом мире люди в основном руководствуются разумом и очень редко можно встретить большое настоящее чувство, человека, который мо­жет отдаться чувствам весь, целиком, без оглядки. Именно об этом размышляет один из героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»генерал Аносов: «… люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Любовь должна быть трагедией. Величайшей тай­ной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Именно так восемь лет любил княгиню Веру Николаевну Шеину Г.С. Желтков, наблюдая за ней издалека. Но вот на день её именин решился прислать ей подарок: золотой гранатовый браслет, который с негодованием был возвращён ему братом и мужем княгини. Они потребовали от Желткова, чтобы он оставил в покое Веру, исчез совсем из её жизни. И сама Вера высказала такое же желание в теле­фонном разговоре с Желтковым: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите её как можно скорее». Желтков, заявив: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда», – пообещал больше княгиню не трево­жить. Он ушёл из жизни, оставив для Веры письмо со своим признанием: «Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твоё“. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…»
Вера Николаевна исполнила его последнюю волю, прослушав сонату D-dur, № 2, op. 2. Сквозь звуки музыки ей показалась, она услышала его слова, обращённые к ней, и получила его прощение.
Княгиня осталась в своём спокойном и привычном мире с раз и навсегда заведён­ным порядком, с разумно любящим её мужем, но жизнь её была потревожена силой необыкновенной и яркой любви, к которой стремятся все, но испытывают немно­гие. Острожные, разумные люди на всякий случай сторонятся сильных чувств, как осторожный человек из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», «боясь чего-то», наступают «на гордое сердце ногой… «И вот оно, рассыпавшись в искры», гаснет…
«Честь и бесчестие»
Честь и бесчестие… Эти понятия заставляют задуматься о многом… Именно они определяют вектор движения человеческой жизни. Честный ты человек или бес­честный? Можно на тебя положиться или ты живёшь, руководствуясь в жизни лишь собственными интересами, и мерилом истины является только понимание, выгодно тебе это или невыгодно.
В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так опре­деляет слова честь и бесчестие: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. «Бесчестье – всякое действие, противное чести: стыд, срам, позор, поношение, поругание».
Счастлив тот человек, кому удалось на протяжении всей своей жизни сохранить внутреннее нравственное достоинство, благородство души и во всех поступках руко­водствоваться голосом совести. Именно таким человеком был Александр Сергеевич Пушкин.
Он закончил работу над романом «Капитанская дочка»19 октября 1836 года, эпиграфом к нему взяв слова из русской пословицы: «Береги честь смолоду». А через 3 месяца состоялась роковая дуэль, на которой А.С. Пушкин получил смер­тельное ранение, защищая честь своей жены, а таким образом, и своей семьи, ценой своей жизни доказав, что главным для него всегда было понятие чести.
Эпиграф его произведения обращён не только к героям романа (они все так или иначе проходят жизненные испытания на стойкость духа, доблесть, благородство души), но и ко всем читателям, он звучит как последнее напутствие великого поэ­та.
А.С. Пушкин показывает в романе высокий образец нравственного воспитания, который был присущ лучшим дворянским семьям. Высокие традиции, передавае­мые от отца к сыну, слышны в напутственных словах Андрея Петровича Гринёва. Отправляя Петра на службу в Оренбург, он говорит: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Сам же Пётр мечтал именно о службе в Петербурге, где был записан в Семёнов­ский полк: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольстви­ях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению мое­му, было верхом благополучия человеческого». Отец же решительно воспротивился такой возможной судьбе для сына: «Чему научится он, служа в Петербурге? мо­тать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
И Пётр Гринёв послужил в армии, оказавшись в гуще тяжёлых исторических со­бытий, и во всех посланных ему испытаниях оказался верным напутствию своего отца, проявляя доблесть, честность, благородство души и сохраняя чистой совесть.
Вот он вызывает на дуэль Швабрина, клеветавшего на Марью Ивановну Миро­нову: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг». Под угрозой смерти отказывается целовать руку Емельяну Пугачёву, захватившему Белогорскую крепость. А позже не прини­мает предложение бунтовщика служить ему: «Нет, – отвечал я с твердостию. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».
Пётр делает всё для спасения Марьи Ивановны, а будучи под арестом, не стал объяснять истинную причину своего общения с Пугачёвым, потому что боялся, что упоминание о всех обстоятельствах плена у Швабрина Марьи может навредить ей: «Мне пришло в голову, что если назову её, то комиссия потребует её к ответу». Марья отважно отправляется в Петербург, и только благодаря счастливой случай­ной встрече с царицей ей удаётся спасти от гибели Петра Гринёва.
Размышляя над перипетиями судьбы героя, мы понимаем, что А.С. Пушкин хо­тел донести до нас мысль о том, что человеку, ни в каких жизненных обстоятель­ствах не роняющему чувство чести, благоволит сама судьба, его жизнь наполнена высшим смыслом. А тот, кто бесчестен, остаётся ни с чем, хотя и постоянно ищет во всём выгоду для себя, как, например, Швабрин. Он словно человек из ниоткуда, нам ничего неизвестно о его детстве, юности, родителях. «Швабрин Алексей Ива­ныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство», – рассказала Ва­силиса Егоровна Петру, имея в виду дуэль, в которой участвовал Швабрин. После его наговора на Марью состоялся поединок с Петром, во время которого он повёл себя бесчестно, подло нанеся удар Гринёву, когда тот обернулся на крик Савельича: «Вдруг услышал я свое имя, громко произнесённое. Я оглянулся, и увидел Савельи­ча, сбегающего ко мне по нагорной тропинке…………………………………. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств».
Бесчестно поступает он и переметнувшись на сторону Емельяна Пугачёва: «Тог­да, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабри­на, обстриженного в кружок и в казацком кафтане», – вспоминал Гринёв. Именно Швабрин указывает на Гринёва Пугачёву во время казни в крепости, и тот отдаёт приказ: «Вешать его!» Что и было бы исполнено, если бы не Савельич.
Швабрин держал в заточении Марью, Пугачёв освободил её, когда Гринёв от­крыто сказал о цели своего приезда в стан бунтовщиков: «Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней женить­ся». Наконец, находясь под арестом, Швабрин доносит на Гринёва.
История их отношений наводит на мысль о том, что для бесчестного человека человек чести является заклятым врагом, которого он стремится уничтожить всеми способами. Но, по мнению писателя, такие попытки обречены на провал. А чело­век, идущий путём предательства, измены, бесчестия плачевно заканчивает свой жизненный путь. Для бесчестного человека жизнь пуста и бессмысленна, потому что лишена духовных даров: любви к людям, Богу, стремления к добрым делам.
«Честь и бесчестие»
Что может удержать человека от предательства, лжи, подлости? Чувство чести, которому созвучен голос совести. Человек чести — это тот, кто не отступает от нрав­ственных принципов, не идёт против совести, не ищет выгоды во всём только для себя.
Любимые герои романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого Андрей Бол­конский и Пьер Безухов были именно такими людьми. Андрей Болконский всег­да оставался верным высокому чувству чести, взлелеянному в нём отцом. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» – так напутствовал его генерал-аншеф князь Николай Андреевич, неслучайно прозван­ный в обществе прусским королём, он был старинного аристократического рода и смог воспитать достойного сына.
Андрей Болконский мечтал о подвиге, ставя перед собой только высокие цели, и судьба предоставила ему возможность совершить его: в битве при Аустерлице он подхватил упавшее знамя и повлёк за собой батальон, чуть не обратившийся в бег­ство: «Вот оно!» — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждени­ем слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него». Цена подвига оказалась очень высока: герой был тяжело ранен. Осуществив свою мечту, он вну­тренне изменился, открыл для себя мир неба, духовный мир, переосмыслив преж­ние ценности, но остался неизменен в одном: всегда оставался человеком чести.
Его друг Пьер Безухов был далёк от мечты о военном подвиге, он даже не умел обращаться с оружием, но тем не менее, ни минуты не задумываясь, вызвал на ду­эль Долохова, которому вначале доверял. «Пользуясь своими кутежными отноше­ниями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег». Пьер посчитал делом чести бросить вызов человеку, соблазнившему его жену, унижающему его своим дерзким поведением. Перед ду­элью он обратился к Несвицкому: «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда? — сказал он, неестественно кротко улыбаясь. Он взял в руки пи­столет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чём он не хотел сознаться». Неумело выстрелив, Безухов по воле случая ранил Долохова и позже мучился всем случившимся: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он, морщась». Размышляя над тем, как он дошёл до та­кой ситуации, он обвиняет именно себя: «Но в чём же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя, и её». Поняв сущность своей жены, «он не мог оставаться с ней под одной кровлей». Однако при расставании «выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими име­ниями, что составляло большую половину его состояния». То есть поступил очень благородно, хотя и имел все основания не быть столь щедрым с женщиной, пре­давшей его. И в дальнейшем, по ходу развития сюжетной линии романа, связанной с этим героем, мы становимся свидетелями того, что во всех ситуациях Пьер Без­ухов поступает как человек чести, подавая пример высокой нравственности, любви к окружающим его людям.
Долохов же бесчестно и неблагодарно поступил не только с Пьером, узнав о том, что Соня любит Николая, и потеряв надежду на её любовь, он мстит Николаю, во­влекая его в карточную игру и бесстрастно выигрывая у него огромную сумму денег. «Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил…», – не мог поверить проис­ходящему Николай. Так бесчестные поступки Долохова становятся причиной тяжё­лых событий в жизни других людей. Он признаётся Николаю: «Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге». Бретёр, дуэлянт и повеса оказался, правда, любящим сыном и братом. Но по отношению к остальному миру он был беспощаден.
Вспоминается и другой герой романа, который был способен на бесчестный посту­пок. Правда в отличие от Долохова причиной его бессчётных и жестоких поступков были отнюдь не захлёстывающие эмоции, а исключительно голый расчёт, мотивы обогащения делового человека. Карьерист Адольф Берг во время войны 1812 года, когда жители покидали Москву перед пожаром и многие, как Ростовы, освобож­дали свои повозки от имущества, чтобы отдать их для перевозки раненых, скупал мебель по дешёвым ценам, пользуясь ситуацией и радуясь такой возможности. А другие москвичи сжигали дома и имущество, чтобы они не достались врагу.
«Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе» никогда не имел высоких нравственных идеалов, в обществе же был окружён флё­ром полупрезрительного и ироничного к себе отношения, контрастируя с другими героями романа благородной души и честной совести.
Размышляя о чести и бесчестии, невольно вспоминаешь строчки стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
И каждый отвечает за свой выбор, какой дорогой идти: дорогой чести или бесче­стия? Причём отвечает не только перед собой, перед детьми, родителями, но и перед всем родом, стоящим у каждого из нас за плечами.

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения
Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ
Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению — «Верность и измена».

Комментарий ФИПИ

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Словарная работа

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:
ВЕРНОСТЬ — стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.
ИЗМЕНА — нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.
Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.
Синонимы:
Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.
Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.
Кому или чему можно остаться верным или изменить?
Родине:
Родине, малой родине, родной земле;
воинскому долгу, присяге
Любви:
любимому человеку; супругу/-ге
Дружбе:
другу, товарищам, близким
Убеждениям:
самому себе,
убеждениям, принципам,
своему слову
Вере:
христианским заповедям
Верность и измена — противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность — качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей — путь к гибели как нравственной, так и физической.
Измена — одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».
Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, — не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.
Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство — изменяет жене Настене со случайной знакомой.  Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».
Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя — эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».
Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.

По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.

Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
Долг каждого — любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
Основа любви, первейшее её условие — вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)

Над какими вопросами стоит задуматься?

Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
Может ли верность являться критерием любви?
Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
Что может толкнуть человека на измену?
Как измена может повлиять на отношения людей?
Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
Можно ли простить предательство?
Насколько важна верность своему слову?

Список рекомендуемых произведений:

А. С. Пушкин «Полтава», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
А. Н. Островский «Гроза»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Н. С. Лесков «Левша»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
А. П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
В. Быков «Сотников»
В. Распутин «Живи и помни», «Прощание с Матёрой»
В. А. Каверин «Два капитана»
У. Шекспир «Король Лир»
А. Дюма «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»
Г. Флобер «Госпожа Бовари»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Э. М. Ремарк «Три товарища»
Ссылки по теме:
7 книг о женских изменax — 27.09.2016
Аргумент в зачете — 20.09.2017
Товарищи по книгам, друзья в литературе — 29.07.2016
30.10.2017

  • Сочинение рассуждение на тему человечность по тексту пришвина
  • Сочинение рассуждение на тему чем гордость отличается от тщеславия 9 класс кратко
  • Сочинение рассуждение на тему чем мне дорога природа родного края
  • Сочинение рассуждение на тему человеческий мозг особенности и возможности
  • Сочинение рассуждение на тему человек и природа 7 класс