Сочинение о значении союзов
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы.
Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.
Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.
Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.
Сочинение о местоимении
(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)
Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.
Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).
Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).
Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.
Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.
В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей…).
Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.
Сочинение о богатстве русского языка
Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.
Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Сочинение-рассуждение
Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
Сочинения о связи лексики и грамматики
1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.
Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.
Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.
Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает.
2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.
Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»
Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).
Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова.
Автор: Татьяна Моржева
Пояснение.15.1 Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Кроме того, в нашем языке, как, пожалуй, ни в одном другом, большой арсенал специальных средств выразительности, среди которых метафоры и сравнения. О роли метафоры и сравнения в нашей речи говорила Н. Арутюнова: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста Александра Грина.Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются метафора, является предложение 1, где метафора «очертания корабля гасли» образно рисует перед нами картину утра, когда всё становится неясным, словно растворяющимся в тумане. В отличие от сравнения, в котором приводятся обе сравнивающиеся части, метафора содержит только вторую, что создает компактность и образность употребления, как в нашем примере. В предложении 8 перед нами пример сравнения: своё состояние Грэй сравнивает с радостью слона при виде небольшой булочки: «Теперь, — сказал Грэй, — когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки…» Необычное сравнение, не правда ли? Именно с его помощью создаётся необычный художественный образ: Грэй счастлив, его переполняют эмоции, но он не прочь поиронизировать над своими переживаниями, потому что ему уже ничто не помешает осуществить мечту.Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Н. Арутюновой о важности метафор и сравнений в речи.
15.2 «…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками», — в этих строках текста Александра Грина содержится итог размышлений героя о том, как сделать жизнь окружающих тебя людей лучше. Не надо ждать, когда на тебя обрушится небесная благодать и всё само собой чудесным образом устроится, нужно совершать чудеса самому, совершать для себя и для других, тогда и сам будешь жить в постоянном ощущении собственной нужности и душевного подъёма.Подтверждение этому находим в восемнадцатом предложении текста: «Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии». Эти слова стали жизненным девизом Грэя. Для него важно следовать за мечтой, только так можно стать счастливым.Вера в мечту присуща и Ассоль. Вера эта настолько сильна, что не только ей самой помогала выжить, но и смогла зажечь Грэя. В предложении 16 Грэй признаётся в этом: «Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину».Жизненные ценности — это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» принимаемых решений. У каждого человека ценности разные, они играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми. Очень важно, чтобы твои жизненные ценности не шли вразрез с общечеловеческими.
15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Человек ощущает себя счастливым только тогда, когда его жизнь идёт в соответствии с его жизненными ценностями. Из рассказа Грэя, капитана корабля, мы узнаём, что в его сердце сейчас «больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки». Что же делает его счастливым? Осознание того, что он ради любимой девушки осуществляет её мечту, делая чудо собственными руками. Творить чудеса ради людей, делая их счастливыми— вот важнейшая жизненная ценность Грэя. И он призывает всех, кто способен на такие деяния, совершать чудеса во имя людей, пусть даже добрым словом, улыбкой или прощением. По?моему, нет цели и ценности выше, чем эта!Первый раз я услышала историю о капитане корабля с алыми парусами от мамы. Моя мама — человек огромной души и поистине великого материнского сердца, и её главная жизненная ценность — счастье семьи. Она обладает невероятной способностью в любое время суток помочь, поддержать, помирить, рассудить, пожалеть, накормить…Это огромный труд, это бессонные ночи, это потерянное здоровье. Но мама счастлива, если счастливы мы. При всём разнообразии тех ценностей, которые люди считают важнейшими в своей жизни, на первом месте у многих стоят здоровье, счастье, любовь, семья и работа. И это именно те ценности, которые являются совершенно необходимыми как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом.
(196 слов) Жизненные ценности у каждого человека – это особый набор идеалов, целей, убеждений и принципов, которые помогают ему поступать правильно Например, если для человека главная ценность жизни заключается в семье, то он будет делать всё, чтобы создать и сохранить её. Следовательно, наши убеждения влияют на наше поведение, нашу судьбу.
Для героя текста Грина главными жизненными ценностями являются верность и любовь к мечте, доброта и отзывчивость. В стремлении исполнить мечту прекрасной девушки, которую он даже не знает, Грэй соглашается «сыграть роль» прекрасного капитана из грёзы Ассоль. Он делает это потому, что идеалы девушки во многом совпадают с его принципами, она верит в мечту и чудо столь же искренне. Так похожим душой героям было легко влюбиться друг в друга безо всяких алых парусов, ведь смысл и ценность жизни для них заключается в одних и тех же вещах.
Другим примером можно считать Матрёну, героиню произведения Солженицына «Матрёнин двор». Она всегда ставила общее благо выше своего собственного, ей нравилось помогать односельчанам. Её доброта и нравственность помогали людям вокруг неё жить без ссор и обид, и главную роль в этом сыграли правильные жизненные ценности.
Таким образом, без жизненных ценностей человек не может ни жить, ни развиваться, ведь они направляют его и помогают делать правильный выбор.
По тексту Алексина
(197 слов) Жизненные ценности – это совокупность норм и правил, которые человеку прививают его родители, которые он накапливает в себе по мере получения жизненного опыта. Каждый отдает приоритет разным ценностям, которым он хочет следовать: материальные, культурные, семейные, нравственные и так далее. Однако, главное – это сделать правильный выбор.
Обратимся к тексту А. Г. Алексина. Главный герой вырос в очень дружной семье (предложения 3-4), которая на протяжении всего периода его взросления окружала его любовью и заботой. Родители с детства учат ребёнка заботится не только о себе, но и его старшей сестре, поэтому мальчик растет отзывчивым помощником, а не эгоистом. Именно такие жизненные ценности должны воспитываться в каждой семье.
В качестве еще одного аргумента я могу привести аргумент из своей реальной жизни. Для меня и моих родных в жизни главной ценностью является семья и наши семейные ценности. Если кто-то из членов семьи заболевает, то все стараются позаботиться о нем. Мы всегда поддерживает друг друга в трудную минуту, утешаем, если плохо, подсказываем в сложных ситуациях и выслушиваем, если у кого-то из нас “наболело”.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из главных ценностей в жизни являются семья и любовь близких, так как без теплоты и заботы близких в современном мире просто не выжить.
По тексту Клеандровой
(167 слов) Жизненные ценности очень часто определяют поведение, мысли, характер человека. Они являются его главными нравственными ориентирами. По моему мнению, жизненные ценности могут быть как духовными, так и материальными. Чтобы обосновать свою позицию, приведу примеры.
Главными героями текста И. Клеандровой являются три подруги: Софья, Лена и Катя. Для Софьи и Лены основной жизненной ценностью был их внешний вид, их одежда. Их главной целью было выглядеть модно и красиво, привлекать взгляды, заставлять других восхищаться. Поэтому они имели шансы на карьеру в модельном бизнесе. И Софье, и Лене очень нравился эффект, который производила их внешность. Материальные ценности стояли для них на первом месте. Но третья подруга, Катя, главным в жизни считала совсем не то, что восхищало Софью и Лену. Она не одевалась в стильные наряды, не привлекала внимание, но зато отлично училась и окончила школу с золотой медалью. Для Кати главная ценность – возможность получить образование, достичь успеха благодаря умственным способностям. Героиня имела очень доброе и чуткое сердце, беспокоилась за своих подруг, помогала им. Самыми важными в представлении Кати были духовные ценности.
В качестве еще одного аргумента можно привести в пример роман А. Дюма «Три мушкетёра». Главные герои, четыре мушкетёра, считают своей основной жизненной ценностью дружбу и дружеские отношения. Они всегда поддерживают друг друга, не оставляют в беде, испытывают радость за счастье ближнего и вместе преодолевают все жизненные испытания.
Таким образом, человек должен самостоятельно определить для себя, какие правила поведения соблюдать, каких ориентиров придерживаться. Но главное нужно выбрать верные ориентиры и правила, чтобы встать на правильный жизненный путь.
Дополнительные аргументы по теме:
Из литературы: Ещё одним примером важности жизненных ценностей для человека можно назвать Митрофанушку, героя комедии «Недоросль» Д. Фонвизина. Из-за плохого воспитания он так и не усвоил главные принципы жизни, необходимые каждому человеку: уважать окружающих, развивать себя, быть прилежным и трудолюбивым. Для недоросля же основные ценности заключаются в удовлетворении его собственных потребностей. Он любит долго спать, плотно есть, не делать ничего трудного. Из-за недостатка духовных идеалов и ориентиров он вряд ли добьётся чего-либо в своей жизни.
Из жизни: Хочу ещё привести доказательство из своего личного опыта. Я считаю, что память – одна из важнейших духовных ценностей для любого человека. Необходимо хранить и оберегать наше прошлое, знать, помнить, и уважать героев былых времён. Многие города, улицы, парки, учебные заведения названы в честь людей, которые защищали нашу страну в Великой Отечественной войне. Увы, недавние события показывают, что многие люди стали забывать своих предков, которые боролись с захватчиками. Но в нашей стране Девятое мая, День Победы – это праздник, который никогда не будет забыт или отменён. Память о Великой войне будет жить столько, сколько будут жить наши жизненные ценности.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека.
ÐавеÑное, каждÑй Ñеловек задÑмÑвалÑÑ Ð¾ Ñом, как же обÑеÑÑи наÑÑоÑÑее ÑÑаÑÑÑе? Я дÑмаÑ, ÑÑо Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ в жизни Ð´Ð»Ñ ÑÑого Ñвой пÑÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Â«ÑÑаÑÑÑе» Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ ÑвоÑ. Ðдни доÑÑигаÑÑ ÑÑаÑÑÑÑ ÑпоÑнÑм ÑÑÑдом, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ ÑÑаÑÑÑе â ÑÑо каÑÑеÑнÑй ÑоÑÑ Ð¸ ÑÑÐ¿ÐµÑ , дÑÑгие же ÑÑиÑаÑÑ ÑÑаÑÑÑем â ÑемÑÑ Ð¸ дÑÑзей, а Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑаÑÑÑе заклÑÑаеÑÑÑ Ð² маÑеÑиалÑнÑÑ ÑенноÑÑÑÑ . Таким обÑазом, каждÑй обÑеÑÐ°ÐµÑ ÑÑаÑÑÑе по-ÑвоемÑ.
Ðногие пиÑаÑели обÑаÑалиÑÑ Ðº ÑÑой Ñеме. Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи наÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном. Ðз-за Ñазного ÑÑаÑÑÑа и мнение обÑеÑÑва они не могли бÑÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе. ÐлеÑÑ Ð¿Ñедвидела бÑдÑÑее â Ð¸Ñ Ñоман бÑÐ´ÐµÑ ÑÑким, но законÑиÑÑÑ ÑÑагедией, Ñзнав об ÑÑом ÐлеÑÑ Ð²Ñе Ñавно вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑдом Ñ Ðваном. ÐÑи оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиноÑили им как ÑÑаÑÑÑе, Ñак и непÑиÑÑноÑÑи, Ñакие как оÑÑоÑжение ÑемÑи, непÑиÑÑие обÑеÑÑва. ÐлеÑÑ Ñвидела, ÑÑо Ðван не гоÑов к Ñаким пеÑеменам и жеÑÑвам, она ÑеÑила его оÑпÑÑÑиÑÑ, Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑалиÑÑ ÑолÑко ÑÑаÑÑливÑе воÑпоминаниÑ. Таким обÑазом, авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо пÑÑÑ, коÑоÑÑй вÑбÑала ÐлеÑÑ, ÑÑжелÑй и полон ÑложноÑÑей, но именно ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¿Ñивел ÐлеÑÑ Ðº ÑÑаÑÑÑÑ, она оÑÑалаÑÑ Ñвободной, а Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐµ ÑÑо и еÑÑÑ ÑÑаÑÑÑе.
СÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð¸ дÑÑгие аÑгÑменÑÑ, подÑвеÑждаÑÑие Ð¼Ð¾Ñ ÑоÑÐºÑ Ð·ÑениÑ. ÐапÑимеÑ, в повеÑÑи-ÑееÑии Ð.ÐÑина «ÐлÑе ÐаÑÑÑа» ÐÑÑÑ Ð±Ñло ÑаÑпиÑано вÑÑ Ð±ÑдÑÑее, Ñак как он ÑодилÑÑ Ð² ÑемÑе богаÑого аÑиÑÑокÑаÑа. Ðо малÑÑик бÑл ÑвлеÑÑн моÑем и пÑÑеÑеÑÑвиÑми, по ÑÑой пÑиÑине он ÑÑÑл из дома. ÐÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±Ñла мало Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð° на ÑÐºÐ°Ð·ÐºÑ â он ÑабоÑал Ñнгой, Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло полно ÑÑÑдноÑÑей, но ÑÑо ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиноÑило ÑÑвÑÑво дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑдовлеÑвоÑениÑ. Со вÑеменем он ÑÑал капиÑанам коÑаблÑ, наÑел ÑÐ²Ð¾Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ â ÐÑÑолÑ, и обÑÑл наÑÑоÑÑее ÑÑаÑÑÑе. Ðа пÑимеÑе жизни ÑÑого пеÑÑонажа Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ видеÑÑ, ÑÑо он доÑÑигнÑл ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð´Ñ Ðº меÑÑе, ÑлÑÑÐ°Ñ Ð²Ð½ÑÑÑенний голоÑ.
Таким обÑазом, доÑога к ÑÑаÑÑÑÑ â индивидÑалÑнÑй пÑÑÑ, но каждÑй Ð´Ð»Ñ ÑÑого ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°Ð´ Ñобой, ÑÑалкиваеÑÑÑ Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñми ÑÑÑдноÑÑÑми, но не опÑÑÐºÐ°ÐµÑ ÑÑки и добиваеÑÑÑ Ñвоего.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐлекÑандÑа!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении попÑÑаÑÑÑÑ Ð¾ÑвеÑиÑÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ ÑемÑ, вÑÑÑÑоиÑÑ ÑаÑÑÑждение по ÑÑÑÑкÑÑÑе: вÑÑÑпление — оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ — заклÑÑение. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на оÑÑÑÑÑÑвие ÑезиÑа, ÑÑо повлекло за Ñобой наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑи. ÐÑли говоÑиÑÑ Ð¾Ð±Ñазно, Ñо можно ÑказаÑÑ, ÑÑо ÐÑ Ð¿ÑиводиÑе пÑимеÑÑ Ð¸Ð· Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¿Ñоизведений, коÑоÑÑе аÑгÑменÑиÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑ , ÑÑман, неÑÑо невидимое, неÑловимое и ÑÑколÑзаÑÑее. ÐÑли Ð½ÐµÑ ÑезиÑа (ÑÑÑкого оÑвеÑа на вопÑÐ¾Ñ ÑемÑ), невозможно вÑÑÑÑоиÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑли.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÑ Ð¿Ñивлекли Ñ ÑдожеÑÑвеннÑе пÑоизведениÑ, но Ñделали ÑÑо небезÑпÑеÑно.
Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи наÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном.
Ðе нÑжно ÑамилÑÑÑноÑÑи по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº геÑоÑм пÑоизведений. ÐеÑÐ¾Ñ Ð·Ð¾Ð²ÑÑ Ðван ТимоÑеевиÑ.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
Ð ÑоÑинении имеÑÑÑÑ Ð³ÑÑбÑе логиÑеÑкие оÑибки, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑÑавлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð°ÑÑÑ.
ÐÑибки
(ÐÑвод не коÑÑелиÑÑÐµÑ Ñ Ð¾Ð±Ñим ÑаÑÑÑждением (Ñм. ниже). СовеÑÑÑ Ð½Ðµ делаÑÑ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑиÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð±Ñений: вовÑе не каждÑй; «ÑмÑгÑайÑе» каÑегоÑиÑноÑÑÑ Ð²Ð²Ð¾Ð´Ð½Ñми конÑÑÑÑкÑиÑми или ÑовÑем иÑклÑÑиÑе Ñлова «ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй», «Ð²Ñе» и Ñ.д.)
Ðногие пиÑаÑели обÑаÑалиÑÑ Ðº ÑÑой Ñеме. Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи наÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном. (Ркакой Ñеме идÑÑ ÑеÑÑ?)
ÐакÑÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¸Ð· вÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑ Ð¿Ð¾Ð´ÐºÑеплÑеÑе пÑимеÑом из повеÑÑи Ð.Ð. ÐÑпÑина? ЧÑо из пеÑеÑиÑленного (Ñ ÑпеÑиалÑно вÑделила ÑвеÑом) оÑноÑиÑÑÑ Ðº ÐлеÑе? УпоÑнÑй ÑÑÑд? каÑÑеÑнÑй ÑоÑÑ? ÑемÑÑ Ð¸ дÑÑзÑÑ? маÑеÑиалÑнÑе ÑенноÑÑи? Ðогики неÑ! Ðо вÑÑÑплении ÐÑ ÐºÐ°Ðº бÑдÑо даÑÑе некие кÑиÑеÑии ÑÑаÑÑÑÑ, а ÑоÑмÑлиÑовка ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð´ÑÑгое. ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð· Ñ ÑдожеÑÑвенного (пÑблиÑиÑÑиÑеÑкого, наÑÑного) пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ подÑвеÑждаÑÑ ÑÐµÐ·Ð¸Ñ (оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° заÑвленнÑй вопÑÐ¾Ñ ÑемÑ). ÐаÑа Ñема пÑÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑÐ¸ÐºÑ Ð¿ÑÑи к ÑÑаÑÑÑÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо в ÑоÑмÑлиÑовке еÑÑÑ ÐºÐ»ÑÑевое Ñлово «ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ»? Ð ÑÑаÑÑÑÑ, в микÑовÑводе ÐÑ Ð´Ð°ÑÑе Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑикÑ:
Таким обÑазом, авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо пÑÑÑ, коÑоÑÑй вÑбÑала ÐлеÑÑ, ÑÑжелÑй и полон ÑложноÑÑей, но именно ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¿Ñивел ÐлеÑÑ Ðº ÑÑаÑÑÑÑ, она оÑÑалаÑÑ Ñвободной, а Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐµ ÑÑо и еÑÑÑ ÑÑаÑÑÑе. (РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð¾Ñибка: ÑпоÑÑебление Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑмÑÑÐ»Ñ Ñлов (ÑÑжÑлÑй, ÑложнÑй: полон ÑложноÑÑей).
ÐÑи оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиноÑили им как ÑÑаÑÑÑе, Ñак и непÑиÑÑноÑÑи, Ñакие как оÑÑоÑжение ÑемÑи, непÑиÑÑие обÑеÑÑва.
ÐеÑавнознаÑнÑе понÑÑиÑ, коÑоÑÑе нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑивопоÑÑавлÑÑÑ.
Таким обÑазом, доÑога к ÑÑаÑÑÑÑ â индивидÑалÑнÑй пÑÑÑ, но каждÑй Ð´Ð»Ñ ÑÑого ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°Ð´ Ñобой, ÑÑалкиваеÑÑÑ Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñми ÑÑÑдноÑÑÑми, но не опÑÑÐºÐ°ÐµÑ ÑÑки и добиваеÑÑÑ Ñвоего.
ÐоÑÐµÐ¼Ñ ÐÐ? ЧÑо ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑивопоÑÑавлÑеÑÑÑ?
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑевое оÑоÑмление нÑждаеÑÑÑ Ð² коÑÑекÑиÑовке, но Ñак как оÑибки не заÑÑÑднÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ, Ñо по Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑÑавлÑеÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑ.
ÐÑибки
ÐавеÑное, каждÑй Ñеловек задÑмÑвалÑÑ Ð¾ Ñом, как же обÑеÑÑи наÑÑоÑÑее ÑÑаÑÑÑе? Я дÑмаÑ, ÑÑо Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ в жизни Ð´Ð»Ñ ÑÑого Ñвой пÑÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Â«ÑÑаÑÑÑе» Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ ÑвоÑ.
ÐовÑоÑÑ.
ÐлеÑÑ Ñвидела, ÑÑо Ðван не гоÑов к Ñаким пеÑеменам и жеÑÑвам, она ÑеÑила его оÑпÑÑÑиÑÑ, Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑалиÑÑ ÑолÑко ÑÑаÑÑливÑе воÑпоминаниÑ.
ЧÑо знаÑÐ¸Ñ «Ñаким»?
ÐÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±Ñла мало Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð° на ÑÐºÐ°Ð·ÐºÑ â он ÑабоÑал Ñнгой, Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло полно ÑÑÑдноÑÑей, но ÑÑо ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиноÑило ÑÑвÑÑво дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑдовлеÑвоÑениÑ.
ÐаÑÑÑение ÑÑилÑ: неÑмеÑÑное иÑполÑзование ÑазговоÑного Ñлова. ÐÑжно замениÑÑ Ð½Ð° нейÑÑалÑное «Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾».
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 12
Ð ÑоÑинение обнаÑÑжено много гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок, пÑнкÑÑаÑионнÑÑ , оÑÑогÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ , но доÑÑаÑоÑно лоÑлÑнÑе кÑиÑеÑии иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑ, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñакое колиÑеÑÑво оÑибок, вÑÑÑавиÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑ.
ÐÑибки
ÐÑÑогÑаÑÐ¸Ñ — 2
Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи наÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном.
ÐевеÑное оконÑание ÑÑÑеÑÑвиÑелÑного на -ие в Ð.п. (в пÑоизведениÐ).
ÐапÑимеÑ, в повеÑÑи-ÑееÑии Ð.ÐÑина «ÐлÑе ÐаÑÑÑа» ÐÑÑÑ Ð±Ñло ÑаÑпиÑано вÑÑ Ð±ÑдÑÑее, Ñак как он ÑодилÑÑ Ð² ÑемÑе богаÑого аÑиÑÑокÑаÑа.
ÐÐ°Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð±Ñква вмеÑÑо ÑÑÑоÑной: паÑÑÑа — наÑиÑаÑелÑное Ð¸Ð¼Ñ ÑÑÑеÑÑвиÑелÑное.
ÐÑнкÑÑаÑÐ¸Ñ — 4
Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи ТÐРРнаÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном.
Ðе обоÑоблено пÑиложение.
ÐлеÑÑ Ð¿Ñедвидела бÑдÑÑее â Ð¸Ñ Ñоман бÑÐ´ÐµÑ ÑÑким, но законÑиÑÑÑ ÑÑагедией, Ñзнав об ÑÑом ÐÐТ ÐлеÑÑ Ð²Ñе Ñавно вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑдом Ñ Ðваном.
ÐÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой поÑле деепÑиÑаÑÑного обоÑоÑа.
ÐеÑдаÑно поÑÑÑоено пÑедложение. Ðго нÑжно пеÑеделаÑÑ. Ðе Ñ
ваÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой. СÑаÑайÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ Ð² ÑоÑинении Ñакого Ñода наÑÑнÑÑ
, оÑиÑиалÑно-деловÑÑ
обоÑоÑов.
ÐозможнÑй ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð¸ÑпÑавлениÑ:
ÐÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑинеÑли геÑоÑм как ÑÑаÑÑÑÑ, Ñак и гоÑе.
Со вÑеменем он ÑÑал капиÑанам коÑаблÑ, наÑел ÑÐ²Ð¾Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ â ÐÑÑолÑ, и обÑÑл наÑÑоÑÑее ÑÑаÑÑÑе.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑÐ°Ñ (одноÑоднÑе ÑказÑемÑе наÑÑл и обÑÑл).
ÐÑаммаÑика — 6
Ðз-за Ñазного ÑÑаÑÑÑа и мнение обÑеÑÑва они не могли бÑÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ. Ðз-за Ñего? (мнениЯ).
ÐлеÑÑ Ð¿Ñедвидела бÑдÑÑее â Ð¸Ñ Ñоман бÑÐ´ÐµÑ ÑÑким, но законÑиÑÑÑ ÑÑагедией, Ñзнав об ÑÑом ÐлеÑÑ Ð²Ñе Ñавно вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑдом Ñ Ðваном.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ. Ðлагол «Ð²ÑбиÑаÑÑ» не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑоÑеÑаÑÑÑÑ Ñ Ð¸Ð½ÑиниÑивом «Ð±ÑÑÑ». ÐÑбиÑÐ°ÐµÑ (ÑÑо?).
ÐлеÑÑ Ñвидела, ÑÑо Ðван не гоÑов к Ñаким пеÑеменам и жеÑÑвам, она ÑеÑила его оÑпÑÑÑиÑÑ, Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑалиÑÑ ÑолÑко ÑÑаÑÑливÑе воÑпоминаниÑ.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ. Ðб ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑениÑÑ Ð¾ÑÑалиÑÑ Ð²Ð¾ÑпоминаниÑ.
Таким обÑазом, авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо пÑÑÑ, коÑоÑÑй вÑбÑала ÐлеÑÑ, ÑÑжелÑй и полон ÑложноÑÑей, но именно ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¿Ñивел ÐлеÑÑ Ðº ÑÑаÑÑÑÑ, она оÑÑалаÑÑ Ñвободной, а Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐµ ÑÑо и еÑÑÑ ÑÑаÑÑÑе.
ÐаÑÑÑение в поÑÑÑоении пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑоднÑми Ñленами. ÐÐ¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ ÐºÑаÑкие или полнÑе пÑилагаÑелÑнÑе (единообÑазие ÑоÑм).
ÐапÑимеÑ, в повеÑÑи-ÑееÑии Ð.ÐÑина «ÐлÑе ÐаÑÑÑа» ÐÑÑÑ Ð±Ñло ÑаÑпиÑано вÑÑ Ð±ÑдÑÑее, Ñак как он ÑодилÑÑ Ð² ÑемÑе богаÑого аÑиÑÑокÑаÑа.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ.
ÐеÑнÑй ваÑианÑ: бÑдÑÑее ÐÑÑÑ Ð±Ñло пÑедопÑеделено (Ñак дÑмали его ÑодиÑели, он-Ñо Ñмел на ÑÑÐ¾Ñ ÑÑÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ).
Ðа пÑимеÑе жизни ÑÑого пеÑÑонажа Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ видеÑÑ, ÑÑо он доÑÑигнÑл ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð´Ñ Ðº меÑÑе, ÑлÑÑÐ°Ñ Ð²Ð½ÑÑÑенний голоÑ.
ÐевеÑное обÑазование ÑоÑÐ¼Ñ Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð»Ð°. ÐÑавилÑно: доÑÑиг. ТипиÑнÑй пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¾Ñибки Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ â 7 ÐÐРпо ÑÑÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑÐºÑ «ÐоÑÑологиÑеÑкие ноÑмѻ.
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐлекÑандÑа, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑÑÑ, анализом пÑоизведений, ÑеÑевÑм оÑоÑмлением, гÑамоÑноÑÑÑÑ (оÑобенно Ñ Ð³ÑаммаÑикой; оÑÑабоÑка заданий â 7 и 8 ÐÐРпо ÑÑÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑÐºÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ðам помоÑÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð¸Ð·Ð¸ÑоваÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑво гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок).
УдаÑи!
Практическое занятие 1.
Пишем вместе сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте» (Вид
рассуждения – рассуждение-размышление)
Внимательно прочитаем текст.
(1)Я много видел живописных и глухих мест в
России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную,
чем Пра.
(2)Сосновые сухие леса на ее берегах
перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины.
(3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её
коричневой, но совершенно прозрачной водой…
(4)Но удивительнее всего в этих местах был
воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.
(6)А среди дня и река, и леса играли
множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки
света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир
листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого
цвета… (К.
Паустовский)
1. Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании
сочинения. Для этого еще раз внимательно прочитаем название темы. В нем не
указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем
писать рассуждение-размышление.
2. Вспомним, что такое прилагательное, и запишем на черновике определение:
«Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и
отвечает на вопросы какой? чей?»
3. Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: «Предметом
в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?»Часть
речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
4.
Вспомним, что такое признак предмета. Запишем
на черновике ответ: «Признак предмета- это свойства ( сильный),
принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д.,
характеризующие данный предмет.
5. Сделаем для себя вывод и запишем его:
«Имя
прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет
предмет, а прилагательное – его свойства».
Очевидно, что одна
из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета –
это первый тезис, который мы будем доказывать.
Однако, как
известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь –
это второй тезис; является средством художественной выразительности – третий
тезис.
6. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.
Итак, основная
часть нашей работы уже обозначена.
7. Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к
рассматриваемому вопросу.
Люди живут
среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи,
как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится
его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он
использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем
разобраться, что такое признак предмета.
8. От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в
тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих,
девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение,
которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого
тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
Обратимся к
тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах
перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины».
Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на
берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд,
подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам
описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные
свойства.
__________________________________________________________________________________
Используя в
качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый
тезис: Прилагательное обозначает свойства предмета».
_________________________________________________________________________________
9. Перейдем к доказательству второго тезиса.
Но разве
прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов?
Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и
запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли
множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что
прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой,
выразительной насыщенной.
_________________________________________________________________________________
Наши размышления
помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».
_________________________________________________________________________________
10. Перейдём к доказательству третьего тезиса.
Кроме того, в
данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых
авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности.
Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение
1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и
даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд,
делают описание более наглядным, ощутимым.
__________________________________________________________________________________
Мы доказали третий
тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».
__________________________________________________________________________________
11. Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать
следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…,
следовательно и др.
Таким
образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает
признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец,
они могут являться в тексте средством художественной выразительности –
эпитетами.
12. Соединим
все наброски воедино. У нас получится следующее сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему:
Люди живут среди
предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как
имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его
назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он
использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем
разобраться, что такое признак предмета.
Обратимся к
тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах
перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины».
Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на
берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд,
подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам
описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные
свойства.
Но разве
прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов?
Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и
запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли
множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что
прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой,
выразительной насыщенной.
Но разве
прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов?
Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и
запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли
множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что
прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой,
выразительной насыщенной.
Кроме того, в
данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых
авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности.
Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную»
(предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства
предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на
наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
Таким образом,
прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки
предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут
являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.
Пояснение.15.1 Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле. Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить. Особенностью русского языка является многозначность слова. Именно поэтому трудно не согласиться с высказыванием известного лингвиста Н. Арутюновой: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет».Для подтверждения справедливости слов Н. Арутюновой обратимся к тексту Юрия Яковлева. Перед нами описание состояния мальчика во время болезни (предложение №3). Метафора «нос горел» показывает, насколько неприятны ощущения больного. А в предложении 57 (И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…) метафора «ягодка отдавалась в нём радостью», напротив, передаёт приподнятое настроение героя после того как к нему пришла Смирнова.Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться метафорой во всей его многогранности и многозначности.
15.2 В тексте Юрия Яковлева рассказывается, как благодаря заботе и отзывчивости девочки Коля Луковкин перестал чувствовать ненужным, забытым. После визита Смирновой он обязательно быстрее поправится. Об этом финальные строки текста: «И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни, от одиночества…» Простое человеческое участие исцеляет душу. Коля почувствовал себя значимым: «(34)О его здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг». Когда о тебе заботятся, пусть не совсем умело, как это делала Смирнова, все вокруг окрашивается в совсем другие, яркие краски. Мальчик почувствовал «прилив тепла» (предложение №44), и это состояние было очень похоже на счастье.Дружить надо учиться. А ещё самое, пожалуй, главное — нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе, тогда тебе удастся найти настоящих друзей и познать радость быть востребованным.
15.3 Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома…Невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку.Очень переживает своё одиночество заболевший Коля. Ему кажется, что его все забыли, что он одинок и попал в плен. Можно понять чувство восторга и радости Коли, когда его пришла проведать девочка из отряда и передала привет от всех ребят. От нахлынувшего счастья и осознания того, что его не забыли, что он не чужой, самая простая черника кажется мальчику невероятно вкусной. Внимание ребят стало для Коли тем лекарством, которое так необходимо, чтобы не чувствовать себя одиноким.Помню, в шестом классе, прямо на новогодних каникулах, я попала в больницу. Ко мне никого не пускали, болезнь была инфекционная. Приходили родители, что-то говорили под окнами, писали записки…Но это было не то…Я всё ждала, когда же придут одноклассники. Или не придут? У всех кружки, младшие сёстры-братья, до меня ли? Я так завидовала тем ребятам, которые хоть и через закрытое окно, но жестами и улыбками общались со своими друзьями. А потом все завидовали мне: пришли мальчишки (во главе с подругой!) и слепили мне снеговика под окнами больницы. Как же было на сердце тепло от этого холодного человечка, сделанного руками моих друзей!Дружба — это бесценный дар. Берегите своих друзей, и сами будьте настоящими друзьями для них.