Как написать сочинение-миниатюру

Прежде чем выполнить задание по написанию мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра — это текст, изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного жанра был М.М. Пришвин.

Пример сочинения-миниатюры:

Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы

Итак, вам дали тему или вы выбрали её сами. Теперь вам нужно определиться со своими эмоциями. Что вы чувствуете, рассуждая над заданной темой, какие мысли, ассоциации у вас появляются. Хорошо запомните всё, что мелькает у вас в голове. После этого выпишите основную идею на черновик, добавьте название, ключевые чувства и своё отношение. Особый акцент сделайте на мелочах. Так как объём нас ограничивает, каждая деталь может быть важна.

Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи

Теперь поработайте над изложением. В этом вам помогут различные средства выразительности речи:

  • эпитеты
  • метафоры;
  • сравнения;
  • гиперболы;
  • литоты.

Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения

Обратите внимание на строение своих предложений. В миниатюре используйте преимущественно предложения средней длины. Не надо слишком часто употреблять длинные сложные предложения, перегруженные связями и однородными членами. Это может загубить вашу задумку и запутать читателя, сделав акцент лишь на одном моменте сочинения. Чтобы передать живость, течение времени, можно использовать предложения из одного слова, постепенно дополняя их. Например: Бежит. Ревёт. Свернул налево. Остановился. Посмотрел. И, словно сдулся, плечи опуская. Поплёлся медленно. И вдруг исчез совсем.

Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры

Далее проработаем строение нашей миниатюры. Здесь всё так же, как в большом рассказе:

  • завязка 20%;
  • кульминация 60%;
  • концовка (развязка) 20%.

Начинаете плавно, последовательно, потом создаёте напряжение и загадку, после чего пишете развязку. Она может быть как грустной, так и юмористической. Она может нести глубокий смысл, поучение, вопрос к читателю для рассуждения и многое другое.

Шаг 5. Проверяем текст

Дописали? Теперь всё перечитайте и проанализируйте. Может, стоит ещё что-то добавить, а что-то убрать. Если всё в порядке, спокойно сдавайте работу и ждите оценку.

Рекомендации как написать сочинение-миниатюру

Как написать сочинение-миниатюру

(из опыта работы в начальной школе)

Л.А Конакова, учитель МКОУ «Гимназия №1» г. Нальчик

Как правильно писать сочинение? Этот вопрос смущает умы родителей, так же сильно, как и самих учащихся. Ведь порой заниматься этой «неблагодарной работой» вынуждены именно они. Детям кажется, что написание сочинений практически нигде не пригодится в жизни. На самом деле, это не так. Какую бы профессию ни выбрал в будущем ребенок, ему все равно нужно будет о чем-то писать. Одним придется заниматься такими проблемами, как написать научную работу, другие будут писать о развитии бизнеса, третьи — о воспитании. Спешу вас заверить, что даже в самой далекой от сочинений профессии часто требуется хотя бы элементарно высказать свои мысли в письменной форме.

Большую роль в развитии речи учащихся играют сочинения-миниатюры. Особенность этого жанра заключается в том, что нужно двумя, тремя предложениями раскрыть тему, создать запоминающийся художественный образ. Практика показывает, что миниатюру создать достаточно трудно, так как она требует лаконизма, выразительности, точности в подборе слов.

Целесообразнее всего начинать с устных миниатюр. Например, записывая текст под диктовку, ученики должны придумать его концовку. Предварительно обсуждается тема, идея, при необходимости стиль и тип речи. Выслушиваются несколько вариантов, затем задается вопрос: «Какой вариант вам кажется лучше и почему?». Такая работа на первых порах может отнять время от изучения грамматической темы, но результат не замедлит сказаться.

Темой для устных, а потом и письменных миниатюр может быть любое жизненное явление, любой предмет. Причем тема может предлагаться заранее, а может экспромтом. Но в любом случае внимание учеников обращается на удачные фразы, подмечаются и исправляются речевые недочеты. Интерес представляет своеобразное соревнование между учителем и учеником, когда учащиеся слышат миниатюры учителя и предлагают свои миниатюры. Победителем становится тот, чьи миниатюры, по мнению класса, лучше.

Перед составлением сочинения-миниатюры ученики выполняют ряд заданий.

Прежде чем выполнить задание по написанию мини-сочинения, надо узнать, что такое миниатюра. Миниатюра — это текст, изложенный в краткой форме, на тему, не требующую подробного раскрытия. В таком сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его отношение к заданной теме. Стоит отметить, что непревзойдённым мастером данного жанра был М.М. Пришвин.

Шаг 1. Определяем ключевую мысль выбранной темы

Шаг 2. Выбираем средства выразительности речи

Шаг 3. Выбираем оптимальную длину предложения

Шаг 4. Определяем структуру сочинения-миниатюры

Шаг 5. Проверяем текст

1. Подобрать красочные определения (дана таблица со словами: день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна). Воздух свежий, морозный, чистый, колючий, обжигающий.

2. Ответить на вопросы, подобрав сравнения: Как переливается снег? Как сверкают снежинки? и т.д.

Ученики отвечают: снег, как сахар; снежинки, похожие на цветочки, звездочки.

Однажды во время урока за окном началась настоящая сказка — снегопад. Ученики «прилипли» к окну, урок был остановлен и несколько минут все наблюдали за происходящим. Затем ученики отвечали на вопросы:

— Из-за чего кружится снег? (Из-за ветра.)

— Какими глаголами можно описать действия ветра? (Крутит, бушует, бросает.)

— Ветер какой? (Злой.)

— Как идет снег? (Сплошной стеной, ничего не видно.)

— Какими словами опишем действия снега? Как он шел? (Снег идет, валит, сыплет, падает.)

— Какое из этих слов наиболее точное? (Валил.)

— Почему снег валил с неба? (Тучи затянули небо.)

— Какие тучи? (Мрачные, снеговые, тяжелые, свинцовые.)

— Какое определение подойдет больше, чтобы показать, что тучи полны снегом, что из них валит снег? (Снеговые.)

Затем ученики составили устный рассказ «Погода за окном». На следующем уроке ученикам было предложено написать сочинение-миниатюру о происходящем за окном. Заголовок они подбирали сами: «Погода за окном», «Круговерть», «Метель», «За окном метет» и др. Было предложено начало рассказа: «Я заметил…»

Рассказученика:

«Я заметил, что в классе стало темнее. Посмотрел в окно, а там настоящая метель. Тяжелые снеговые тучи заволокли небо. С неба валит снег. А злой ветер кружит снег и кусками кидает его на землю».

После проверки работ отмечаем выразительность ряда работ (например, в работе есть выражения «ветер злой», «снег валит»). Говорим о необходимости проводить идею в работе. Например, у другого ученика первое предложение: «Какое сегодня утро!» — требует доказательств неповторимости явления, а ребенок просто перечисляет: идет густой снег, наметают сугробы, начинает темнеть.

Очень важно настроить школьников на творческую волну: поделиться своими мыслями, прочитать стихотворения или прозаический фрагмент.

Изучая тип речи — описание, его особенности, приношу на урок живой цветок или игрушку. Ставлю цветок в вазу и предлагаю тему: «Ветка гвоздики», но перед работой беседую с учениками, как приятно среди зимы увидеть это живое, розовое чудо.

Ветка гвоздики

В вазе прекрасный цветок. У него темно-зеленый стебелек с продолговатыми листьями. На нем держаться красивые розовые бутоны. Приятно смотреть среди зимы на этот нежный цветок.

На уроках развития речи, когда изучается употребление глагольных форм в художественном повествовании, ученики составляли миниатюры на тему «Я собираюсь в школу».

Все составленные миниатюры обязательно требуют анализа и корректировки. Ученики должны научиться не только отмечать неудачные места в своих сочинениях, но и уметь восхищаться удачным словом, словосочетанием, предложением.

Учимся писать сочинение — Сайт учителя

Как научить ребенка писать сочинения?

1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».

2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с критической литературы, скачивают с Интернета, а еще проще — друг у друга на перемене. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано с критики. Критика — это только направление движения мысли, поскольку критика — это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая критику, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любая, даже самая замечательная критика будет заметна учителю, а оценка результата может пострадать именно из-за критики.

3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ. Если сочинение-описание имеет только три основные части, которые обязательно должны быть в сочинении (вступление, основная часть и вывод), при этом структура каждой части не оговаривается отдельно, то в сочинении-рассуждении каждая из частей работы должна иметь специфические, свойственные только этой творческой работе особенности. Чтобы написать сочинение правильно, нужно знать все эти моменты. Об этом в нашей статье, но немного позже.

4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно,

Презентация к уроку по русскому языку на тему: Как писать сочинение — миниатюру.

Слайд 1

Как писать сочинение – миниатюру? Давыдова О. Н.

Слайд 2

Миниатюра э то сочинение небольшого объёма на узкую тему (0,5 стр. для 5 – 6 класса) Признаки: Закончено по форме и содержанию. В основе должны быть внимательные «свежие» личные наблюдения. Выразительное описание кого – либо или чего – либо.

Слайд 3

О пределите, что хотите нарисовать словами (вы должны быть свидетелем данного события, оно не должно вас оставлять равнодушным) — определите основную мысль (какого результата вы ждёте от данной работы и какие чувства хотите вызвать) — на основе темы выберите название (точное, чёткое). — обратите внимание на детали: цвет, запах, звук, элементы одежды. ПЛАН

Слайд 4

2. Речь должна быть чёткой, живой, образной. Используйте: метафору (кудри берёзок, зеркало озера) о лицетворение (ручеёк болтал что – то о своём) с равнение (осенние листья словно янтарь) э питеты (серебряная роса). Не увлекайтесь сложными предложениями. Употребляйте предложения полные и неполные, распр.и не распр., вопрос., воскл ., предложения состоящие из одного слова.

Слайд 5

3. Строение: з авязка 20% (ответы на вопросы кто? г де? к огда?) р азвитие действия 50% к ульминация 10%(должна быть неожиданной) р азвязка 20% (отразите исход событий)

Слайд 6

4. Прочтите миниатюру 2 – 3 раза про себя и несколько раз вслух. Подумайте, всё ли получилось так, как вы задумывали. Если увидели недостатки – отредактируйте.

Слайд 7

Зима. Зима. Царство снега и мороза. Одна из его великолепнейших картин – это зимнее утро. Как хорошо проснуться утром и почувствовать начало нового зимнего дня! Проснёшься, подбежишь к окну- и твои глаза сразу же ослепляет океан хрустально – чистого снега. Он, словно дорогая ткань, блещет и переливается под скупыми лучами зимнего солнца.

Слайд 8

Термины: Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета, с каким – либо другим на основании общего признака. Эпитет – определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается чаще именем прилагательным, наречием ( горячо любить ), сущ.( веселья шум )

Учебное задание-миниатюра: сочинение как форма самовыражения

Чтобы помочь ученикам включиться в работу после долгих летних или веселых зимних каникул, учителя частенько просят их написать коротенькое сочинение на интересную тему. Лучше всего для этой цели подойдет творческая миниатюра. Сочинение такого типа у пятиклассников займет всего половину страницы. У детей же постарше оно может развернуться максимум на полторы.

miniatyura sochinenie chto eto takoe 0

Структура

Очень важно представлять себе, какую структуру должна иметь миниатюра. Сочинение, написанное неправильно, не будет высоко оценено. В результате у расстроенного ребенка просто пропадет всякая мотивация к работе.

Тезис и его постепенное раскрытие – вот из чего состоит идеальное сочинение-миниатюра. Сочинение должно содержать только самые яркие мысли. Здесь можно руководствоваться принципом «краткость – сестра таланта» и не стремиться написать много, но ни о чем, лишь бы хоть как-то заполнить ненавистные пустые листы.

miniatyura sochinenie chto eto takoe 1

Действительно, чуть ли не самый лучший способ узнать мнение ученика – это именно миниатюра. Сочинение у многих ребят вызывает восторженный ропот, ведь им не так часто дают возможность индивидуально выразить свое мнение или рассказать интересную историю из своей жизни на уроке. А такое задание и не особенно озадачит учеников, и порадует своей простотой и уникальностью. Нужно объяснить ребятам, особенно любителям как следует полить воды, что от них ожидают максимально краткого и емкого выражения мысли.

Конечно, не стоит стремиться во что бы то ни стало вложиться именно в половину или полторы страницы – небольшое превышение допустимого количества слов вовсе не смертельно. Однако ребята должны четко понимать, что там, где хочется использовать три прилагательных, в сочинении-миниатюре им лучше употребить одно, но самое экспрессивное.

Общество юных художественных критиков

miniatyura sochinenie chto eto takoe 2

Школы часто организуют культурные групповые походы в музей или картинную галерею, а впечатления ребят после посещения подобных мест очень быстро забываются. Закрепить это немаловажное событие в памяти и развить у учеников чувство прекрасного поможет такое интересное задание, как сочинение-миниатюра по картине. При написании подобной работы главная задача школьника – кратко описать свои впечатления о понравившемся произведении искусства. К примеру, ученик может слегка обрисовать композицию картины и упомянуть ее цвета, объяснить, почему он выбрал именно ее, а также перечислить некоторые свои ассоциации.

Сложно написать о картине пять листов вольного характера. Поэтому сочинение-миниатюра в этом случае будет самым подходящим форматом задания. Ученики могут примерно набросать план, будучи еще в галерее и стоя прямо перед картиной, а дома слегка расширить тезис и красиво оформить мысль.

Хорошая оценка за любимое время года

Как показывает практика, сочинение-миниатюра на тему «Осень» — одно из любимых заданий учеников с пятого по девятый класс. Благодаря таинственности и красоте этого времени года, а также тому факту, что именно в этот период у большинства ребят начинается учеба, сочинение с такой темой может помочь ученику выразить широкий спектр эмоций. Осень – это красочное время года, поэтому здесь ученик сможет употребить максимальное количество стилистических приемов, которыми он овладел за время обучения в школе.

Описать свои впечатления можно при помощи метафор («Осень золотым ковром покрыла землю…»), эпитетов («Прекрасная осень, наконец, постучалась в наши окна»), гипербол («Кажется, что весь мир теперь пожелтел и скрылся под октябрьским дождем») и множества других художественных приемов. Такое сочинение-миниатюра может помочь выявить настоящие таланты среди ребят, и скорее всего, это задание ни у кого не вызовет разочарования.

Как написать сочинение-миниатюру?

Задача перед автором: с помощью типа речи повествование, что означает эпос или описание действия, создать миниатюру с законченной сюжетной линией.

У любого повествования задача — рассказать о событии, которое произошло лично с рассказчиком, или он был свидетелем очень интересного эпизода. Когда мы рассказываем любое событие, чтобы все было понятно, следует придерживаться плана рассказа: завязка, развитие действие, кульминация, спад действия, развязка. В любых из этих частей могут быть вставки — лирические отступления, а лирика — это чувства. Если это все смешать получится лиро-эпический жанр, и будет автор такой миниатюры,как великий Гоголь.

Чтобы получилась действительно миниатюра, нужно хорошо продумать тему, определить героев, лучше один-два, рассказать, что за история с ними произошла, и почему она зацепила за живое.

Теперь стоит обдумать основную мысль миниатюры. Для этого поставьте вопрос: что я хотел сказать слушателям, читателям? Какого результата вы ждете от своей работы, и какие чувства хотите вызвать у читателей. Определившись с основной мыслью, назовите текст.

Главное в любой миниатюре — деталь. Она раскроет образ и покажет его ярко и необычно.

Миниатюры должны содержать средства художественной изобразительности. В ней должны быть сравнения, метафоры и эпитеты. Можно использовать олицетворение.

Синтаксис предложений должен быть простым. Не стоит писать тяжелые длинные периоды.

Предложения могут быть полными, неполными, распространенными и нераспространенными. Возможны перечисления, но не больше двух на текст. В тексте могут использоваться риторические вопросы и восклицания.

А теперь об объемах. Чтобы текст был компактным, на завязку уходит не более 20% всего текста, развитие действия — 50%, кульминация — 10%, развязка — 20%.

И композиция:

Завязка — это вход в событие: кто? где? когда? начал свое действие.

Развитие действие, что герой сделал, чтобы достичь цели.

Кульминация должна быть напряженной, а лучше неожиданной.

Спад событий, как повел себя человек после этой неожиданности.

Собственно, кульминация — это то, из-за чего все это и началось рассказываться. Остальные компоненты миниатюры подводят слушателя к самому интересному месту и заканчивают рассказ. Когда событие описано, следует рассказать о реакции людей на него, это и есть спад действия. Развязка — чем все закончилось, исход событий.

После того, как написали, перечитайте: хорошо ли получилось, поправьте, где надо и перепишите.

Совет: тренируйтесь каждый день, сначала устно, рассказывая друзьям истории, а потом самые интересные приходите и пишите на компе, там удобнее редактировать. Можете надиктовывать их на телефон, сейчас в них есть диктофоны, а потом по этому материалу писать. Если раз в неделю будете писать миниатюру, то станете к ЕГЭ асом. Удачи.

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

В большинстве случаев главным требованием при написании сочинения является знание темы. Т.е. если нужно написать сочинение, например, на тему сказки П. В. Катаева «Летающий на стрекозе», ребенок должен ее прочитать, иначе ничего не выйдет. Исключением можно назвать задания, когда требуется пофантазировать на конкретную или свободную тему. Однако какой бы тема не была, сути процесса это не меняет, т.к. схема всегда одна.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

1

Обсуждение темы

Сначала нужно обозначить главную мысль сочинения: определить, о чем оно будет, что в нем будет описываться (случай, событие, явление, человек и т.д.), какое настроение оно должно передавать? К примеру, если тема «Мой выходной день», не следует перечислять время пробуждения, время завтрака, действия по надеванию одежды и т.п. Важно, почему этот день не такой, как остальные: что именно в этом дне было выдающегося, и какие эмоции остались после него?

2

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

3

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

4

Сбор лексического материала

Распространенным недочетом многих детских сочинений можно назвать их лексическую «бедноту», т.е. часто повторяются одни и те же слова, отчего предложения и весь текст выглядят «куцыми». Не допустить этого поможет подбор слов, которые хорошо подходят под тематику и которые хотелось бы использовать в сочинении (для этого, кстати, можете использовать словари, в том числе и личный словарь ученика).

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

День

Выходной

Неделя

Праздник

Парк

Каруслеи

Животные

Веселый

Солнечный

Яркий

Насыщенный

Впечатляющий

Интересный

Незабываемый

Идти

Гулять

Бегать

Кататься

Прыгать

Веселиться

Смотреть

Поразило воображение

Было непередаваемо

Были в восторге

Семейная идиллия

5

Работа с черновиком

После того как предыдущие этапы пройдены, начинается основная работа. Изначально сочинение пишется на черновике, т.к. обязательно будут ошибки, недочеты, поправки, перефразирования и другие доработки. Когда сочинение написано на черновике, его требуется проверить, внести изменения и исправить ошибки.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

1

Сочинение по картине

Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

2

Сочинение по литературе

Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.

Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

3

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

4

Сочинение-миниатюра

Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

miniatyura sochinenie chto eto takoe 3Кирилл Ногалес

Как написать сочинение миниатюру

Понятие миниатюры

      Миниатюра – творческая работа, сочинение небольшого объема. Пишется на узкую тему, не требующую подробного раскрытия, обзорного изложения мысли. Не смотря на то, что данное художественное произведение небольшое по размеру, оно содержит средства художественной выразительности, а текст должен быть насыщен смыслом.
      Нет четкого критерия объёма миниатюры – она может включать около пяти небольших предложений или 0,5 – 1 страниц текста школьной тетради, выражающего мысли и психоэмоциональное состояние автора. Ее цель – вызвать у читателей определенное эмоциональное состояние, душевный отклик через изложение автором своих чувств, впечатлений, образа мысли.
     Аргументируя основную мысль такого сочинения, необходимо придерживаться лаконичности и последовательности содержания. Не смотря на то, что оно пишется в свободной форме, части текста должны быть связаны логично между собою, название быть продуманным, а структура соответствовать структуре рассказа.

Инструкция по написанию

  1. Необходимо уделить большое внимание выбору темы. Она должна вызывать личную заинтересованность, эмоциональный отклик;
  2. четко определить цель сочинения – какую мысль раскрыть, какие эмоции вызвать, какие доводы приводить в поддержку основного тезиса;
  3. подбирать слова таким образом, чтобы они несли максимальную смысловую нагрузку;
  4. при построении текста использовать средства художественной выразительности – метафоры, эпитеты, гиперболы и т.п.;
  5. употреблять разные по своей структуре предложения – простые, сложноподчиненные, сложносочиненные и т.п. Обратите внимание на длину предложений – текст должен быть легко читаемым;
  6. распределите строение миниатюры: завязка 15-20%, кульминация – 45-60%, развязка – 20-25%. Завязка должна интриговать, вызывать интерес к дальнейшему прочтению, кульминация — передавать основные мысли и чувства, развязка же подводит итог, заканчивает основные мысли автора и акцентирует на них внимание читателя.

     Проанализируйте полученный текст. Проверьте роль каждого слова – несет ли оно необходимый смысл, вызывает ли сочинение образы и эмоции, задуманные автором.

Как писать мини-сочинение ? мини сочинение рассуждение ? Естественные науки

Распространенное мнение о том, что сочинения пишут только ученики и студенты гуманитарных институтов, неверно. Умение написать грамотно сочинение необходимо каждому человеку. Очень часто при приеме на работу у вас просят не только рекомендации, но и написанные вами объяснения, в которых необходимо указать причину ухода с прошлой работы, рассказать, каких целей вы хотите достичь в новой компании.
Мини-сочинение — это рассказ на заданную тему, который практически не содержит в себе ваших рассуждений и требует обобщения самого главного, что включает в себя данная тематика. При написании сочинения следует помнить, что должна быть раскрыта тема, нужно придерживаться определенной идеи, которая будет прослеживаться на протяжении всего сочинения.

При написании мини-сочинения рекомендуется придерживаться мыслей, которые продвигают критики. Мини-сочинение имеет очень маленький объем, и вы не сможете полностью раскрыть тему, излагая свои рассуждения. Делая заключения, разоблачение, показывая произошедший казус, ссылайтесь на книгу или критика. Построенное таким образом сочинение вызывает больше доверия.

Также, работая над мини-сочинением, уделяйте больше внимания важным событиям, показанным в книге, не стоит упорствовать над характеристиками героев, а лучше вовсе откажитесь от них и оставьте лишь упоминание.

Для того чтобы сочинению была поставлена хорошая оценка, используйте только литературный язык, покажите степень владения содержанием произведения, исправляйте грамматические ошибки. Наилучший способ научиться писать мини-сочинения — практиковаться в любое свободное время и как можно больше читать.

Если у вас попросили описать предыдущее место работы, указать причины увольнения, рассказать, почему вы хотите работать в данной компании, то вам понадобятся навыки при написании такого сочинения.

В данном случае оно должно состоять примерно из 5-10 предложений. Вы должны сделать упор на грамотность, литературность языка, лаконичность излагаемых мыслей. Ни в коем случае не пишите предложение из более чем 15 слов. Напишите приблизительный план и отталкивайтесь от него при описании своей карьеры.

После написания обязательно вычитайте ваш текст на ошибки, желательно это делать спустя 30-60 минут или на следующий день. Такой промежуток времени поможет вам заметить максимальное количество ошибок в тексте.