«Поучение» можно рассматривать и как кладезь мудрых советов. Автор дает советы в первую очередь своим детям. Однако каждый читатель может почерпнуть здесь что-то для себя. Большинство советов соответствуют христианской морали.
Какие советы стоит счесть самыми важными? Я считаю важными абсолютно все советы, оставленные Владимиром Мономахом в «Поучении». Однако первостепенное значение имеют назидания соблюдать главные христианские заповеди. Не причинять людям зла, а творить лишь добро – вот что самое важное.
Князь советует «не возгордиться». Этот совет он подкрепляет личным примером во вступительной речи, обращенной к детям. Он просит не смеяться над его рукописью. Свои заслуги он преуменьшает, проявляя таким образом настоящую скромность.
Очень дельным является совет не лениться. Князь понимал, что лень – это порок, который не дает человеку развиваться.
Совет, который должен воспитывать в людях доброту и сочувствие, – это помогать всем просящим. Напоить и накормить просящего – вот обязанность истинного человека.
Владимир Мономах дает так же и практичные советы. Он пишет, что нельзя снимать оружие второпях. Можно причинить вред себе, игнорируя правила безопасности. Совет не топтать чужие посевы – тоже имеет практичную ценность. Владимир Мономах часто путешествовал, стараясь укрепить дружеские связи с другими державами. Поэтому он советует быть вежливыми и осторожными в другой стране. С послами в своей стране князь был учтив, заботясь о распространении своего доброго имени.
Автор дает важные советы детям и другим потомкам, которые полезны и современным читателям.
В первую очередь, как относится к вере ваш преподаватель ?. Ведь 80-90% “Поучений” Мономаха – православная мораль.. Не зная отношения педагога к этому вопросу, пойдем лучше по светским советам Мономаха.:1. ” Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека”.Помощь людям, которые по разным причинам оказались в нужде или в трудном положении – обязанность каждого, кто считает себя человеком. Особенно остро эта мысль звучит сейчас, когда десятки тысяч беженцев из арабских стран устремились из разрушенных домов в поисках помощи и лучшей жизни в Европу. Многим европейцам очень трудно переломить себя, чтоб помочь человеку другой крови, веры и образа мысли. Мономах учил делать это, не задумываясь..2. .” Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев”.Уважение к старшим – основа любо семьи и любой страны. Старшие поколения -это фундамент, на котором строят свои этажи новые поколения.3. ..Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;Быть гостеприимным -это значит быть россиянином. Наша страна славилась хлебосольем во все времена . Надо сохранять и поддерживать эту традицию, потому что каждый гость -это твой потенциальный друг.4. .”. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. “Человек не может жить без общения. В словах скрыта великая сила. Словом можно исцелить, словом можно и ранить. Говоря добрые слова другим людям, пусть даже всего пару слов, можно сделать мир чуточку добрее и светлее. И это добро и свет обязательно вернется к тому, кто его подарил.5. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран..Тут Владимир Мономах обращает внимание, что отец не путешествовал по другим странам, но считал своей обязанностью изучать иностранные языки ( да не один, а пять) , чтоб свободно общаться с послами других держав. . Без образования не возможно стать личностью и очень трудно выжить в современном мире неучем. Если хочешь двигаться вперед, надо тянуться к знаниям..Ну вот такое конфетное сочинение вымучила.
в первую очередь, как относится к вере ваш преподаватель ? . ведь 80-90% “поучений” мономаха – православная мораль.. не зная отношения педагога к этому вопросу, пойдем лучше по светским советам мономаха.
:
1. ” всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека”.
людям, которые по разным причинам оказались в нужде или в трудном положении – обязанность каждого, кто считает себя человеком. особенно остро эта мысль звучит сейчас, когда десятки тысяч беженцев из арабских стран устремились из разрушенных домов в поисках и лучшей жизни в европу. многим европейцам трудно переломить себя, чтоб человеку другой крови, веры и образа мысли. мономах учил делать это, не задумываясь.
.2. ” старых чтите, как отца, а молодых, как братьев”.
уважение к старшим – основа любо семьи и любой страны. старшие поколения -это , на котором строят свои этажи новые поколения.
3. .куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; быть гостеприимным -это значит быть россиянином. наша страна славилась хлебосольем во все времена . надо сохранять и поддерживать эту традицию, потому что каждый гость -это твой потенциальный друг.
4. “. не пропустите человека, не его, и доброе слово ему молвите. ”
человек не может жить без общения. в словах скрыта великая сила. словом можно исцелить, словом можно и ранить. говоря добрые слова другим людям, пусть даже всего пару слов, можно сделать мир чуточку добрее и светлее. и это добро и свет обязательно вернется к тому, кто его подарил.
5. что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран..
тут владимир мономах обращает внимание, что отец не путешествовал по другим странам, но считал своей обязанностью изучать иностранные языки ( да не один, а пять) , чтоб свободно общаться с послами других держав. без образования не возможно стать личностью и трудно выжить в современном мире неучем. если хочешь двигаться вперед, надо тянуться к знаниям.
выбери что нибудь из этого и напиши
В первую очередь, как относится к вере ваш преподаватель ?. Ведь 80-90% “Поучений” Мономаха – православная мораль.. Не зная отношения педагога к этому вопросу, пойдем лучше по светским советам Мономаха.
:
1. ” Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека”.
Помощь людям, которые по разным причинам оказались в нужде или в трудном положении – обязанность каждого, кто считает себя человеком. Особенно остро эта мысль звучит сейчас, когда десятки тысяч беженцев из арабских стран устремились из разрушенных домов в поисках помощи и лучшей жизни в Европу. Многим европейцам очень трудно переломить себя, чтоб помочь человеку другой крови, веры и образа мысли. Мономах учил делать это, не задумываясь.
.2. .” Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев”.
Уважение к старшим – основа любо семьи и любой страны. Старшие поколения -это фундамент, на котором строят свои этажи новые поколения.
3. ..Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
Быть гостеприимным -это значит быть россиянином. Наша страна славилась хлебосольем во все времена . Надо сохранять и поддерживать эту традицию, потому что каждый гость -это твой потенциальный друг.
4. .”. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. ”
Человек не может жить без общения. В словах скрыта великая сила. Словом можно исцелить, словом можно и ранить. Говоря добрые слова другим людям, пусть даже всего пару слов, можно сделать мир чуточку добрее и светлее. И это добро и свет обязательно вернется к тому, кто его подарил.
5. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран..
Тут Владимир Мономах обращает внимание, что отец не путешествовал по другим странам, но считал своей обязанностью изучать иностранные языки ( да не один, а пять) , чтоб свободно общаться с послами других держав. . Без образования не возможно стать личностью и очень трудно выжить в современном мире неучем. Если хочешь двигаться вперед, надо тянуться к знаниям.
.
Ну вот такое конфетное сочинение вымучила.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.
Краткая историческая справка
Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха, имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.
Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.
По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.
Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:
- соблюдать обещания;
- помогать бедным;
- уважать старших;
- придерживаться правильного образа жизни и молиться.
Лучшая статья для Вас, переходите: Блаженный Феофилакт Болгарский и его толкование на святое Евангелие
Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.
За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.
О чем говорится в поучении Владимира Мономаха
Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.
Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.
Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.
Лучшая статья для Вас, переходите: Сколько Ангелов и Архангелов в православии: чины, иерархия, имена
К чему призывал Владимир Мономах в поучении:
- слушать старших с покорностью, а властелинам мира не обижать сирот и вдов, быть милостивым и справедливым;
- помогать бедным;
- не лениться и не поддаваться праздности, которая служит врагом хороших начинаний и призывает трудиться;
- уважать пожилых людей, мать, отца;
- не надеяться полностью на других людей, быть ответственным, не увлекаться вином и едой;
- ложиться рано спасть и вставать ранним утром;
- поить и кормить нищих людей, уважать гостей;
- навещать больных, приветствовать людей.
Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.
Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.
Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.
Князь Владимир:
- великий государственный деятель, патриот, военный руководитель, отважный воин;
- мудрый политический лидер, который был заинтересован в предотвращении междоусобных войн и объединении Руси;
- великодушный, честный, миролюбивый, добрый человек.
Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.
Лучшая статья для Вас, переходите: Кто такой епископ в православной церкви
10 советов из поучения Владимира Мономаха:
Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
Напоите и накормите просящего.
Убогих не забывайте и подавайте сироте.
Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..
Соблюдайте свое слово…
Гордости не имейте в сердце и в уме..
Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
Не пропустите человека, не приветив его.
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Пусть хранит Вас Господь!
4
(4)
Исторический контекст.
Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.
У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.
Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.
Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения». «Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.
Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…
Композиция произведения.
Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?
И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.
Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».
В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.
За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.
Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.
Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.
«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…
У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.
В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.
Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…
Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.
Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.
Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.
При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…
Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…
«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.
Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)
4 / 5. 4
.
Краткое содержание
В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.
Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.
Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, старшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.
По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям. Князь напоминает, что все люди грешны и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.
В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами — удивительным разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».
Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казни виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.
Основные черты правления князя Владимира
По мнению историков правление Мономаха было самым успешным в Киевской Руси. Связано это с тем, что помимо «кнута» государство давало и «пряник».
Самые главные и заметные черты правления Мономаха:
- знаменит объединением русских земель, избавил княжества от междоусобных войн;
- принял нужные для народа законы, которые повысили авторитет государя, улучшили жизнь всех слоев населения;
- хорошая военная внешняя политика устрашения врагов, поэтому правление Мономаха считается самым стабильным и спокойным за историю Киевской Руси;
- призывал помогать слабым, осуществлял политику помощи бедным, вдовам и сиротам;
- стремление к знаниям, говорил о необходимости образования;
- превозношение духовности, веры и любви к ближнему.
Список статей Устава Владимира Мономаха
Устав о резах (ссудных процентах)
- Ст. 53. По смерти Святополка-Михаила, Владимир Всеволодович собрал в Берестовском дворце дружину свою: тысяцких: Ратибора киевского, Прокопия белогородского и Станислава переяславского; Нажира, Мирослава и боярина Олегова, Иоанна Чудиновича, и, посоветовавшись с ними, определил брать третный рост только до третьего платежа, т. е., кто возьмет с своего должника третный рост, тому более никакого роста не требовать, а взять только свой капитал; если ж заимодавец возьмет три раза третные росты, то он лишается своего капитала. Если кто берет по 10 кун с гривны на год, то таковых ростов взимать не воспрещается.
Устав о банкротстве купца
- Ст. 54. Если какой-нибудь купец, взяв чужие товары или деньги, потерпит кораблекрушение, или подвергнется пожару, или будет ограблен неприятелем, то веритель не вправе сделать ему какое-нибудь насилие или продать его в рабство, но должен позволить ему рассрочку платежа погодно; ибо он невиновен в несчастной утрате товара: власть Божия. Но если купец вверенный ему товар или пропьет, или промотает, или испортит от небрежения, то он отдается в полную волю верителей; хотят ждут, хотят продадут в рабство, их воля.
- Ст. 55. Если кто многим должен, а купец, приехавший из другого города или из другой земли, не зная про то, поверит ему товар свой, и он окажется после не в состоянии заплатить сему верителю за товар, по причине требований со стороны первых заимодавцев; в таком случае вести должника на торг и продать и удовлетворить наперед требованиям гостя, а остальное разделить между прочими заимодавцами. Также, если он должен будет в казну, то очистить наперед казенные требования, а потом уже и требования других верителей: но если кто из них взял уже много ростов, тот лишается своих денег.
Устав о Закупах
- Ст. 56. Если закуп убежит от своего господина, то становится через то полным холопом. Если же он отлучился явно или бежал к князю или к судьям, не стерпя обиды своего господина, то не обращать его в рабство, но дать ему суд.
- Ст. 57. Если у господина живет земледельческий закуп, а погубит своего военного коня, то ему за то не обязан платить. Но если господин, от которого он получает ссуду, даст ему плуг и борону, то за пропажу их он должен заплатить; но он не платит за хозяйскую вещь, им взятую, если она пропадет без него, когда господин пошлет его на свою работу.
- Ст. 58. Закупу не платить за скотину, уведенную из хлева; но если он потеряет ее в поле, или не загонит во двор, или не затворит в хлеве, где ему велит господин, или же утратит ее за своим делом, то закупу во всех этих случаях утраты платить.
- Ст. 59. Если господин обидит закупа, отнимет у закупа данную ему ссуду или его собственное имущество, то по суду все это он обязан возвратить закупу, а за обиду заплатить 60 кун.
- Ст. 60. Если господин отдаст своего наймита в заработок другому хозяину за взятую у последнего вперед плату, эту плату он также должен отдать назад, а за обиду заплатить 3 гривны продажи.
- Ст. 61. Если же он совсем продаст его, как своего полного холопа, то наймит свободен от всех долгов, а господин платит за обиду 12 гривен продажи.
- Ст. 62. Если господин бьет закупа за дело, он за то не отвечает; если же он бьет его пьяный, сам не зная за что, без вины, то должен платить за обиду закупа, как платят за оскорбление свободного.
- Ст. 64. Если закуп украдет что-нибудь на стороне, то господин отвечает за него. Но он может, когда отыщут вора, заплатить за лошадь или другое что, им украденное, и закупа взять себе в полное холопство, а может и продать его, если не хочет за него платить, и тогда он должен наперед заплатить за то, что взял наймит чужого, будет ли то лошадь, вол или какая-нибудь вещь. А что останется за уплатою, то взять себе.
- Ст. 66. На свидетельство холопа (при судоговорении) ссылаться нельзя; но если не случится свободного (человека), то по нужде можно сослаться на боярского тиуна, но ни на кого более. А в малом иске и по нужде можно сослаться на закупа.
Устав о Холопах
- Ст. 110. Холопство полное — трех родов: первое, когда кто купит человека, хотя бы и за полгривны, и поставит свидетелей, а отдаст ногату при самом холопе. А второе холопство, когда кто женится на рабе без всякого условия, а если женится с условием, то он остается на тех правах, как было условлено. А вот третье холопство, когда кто без условия же пойдет в тиуны или в ключники; если же было заключено условие, то остается на тех правах, как было условлено.
- Ст. 111. А срочный работник не холоп, и не должно обращать в холопство ни за прокорм, ни за приданое. Если работник не дослужит до срока, он обязан вознаградить хозяина за то, чем тот одолжил его; если же он дослужит до срока, то ничего не платит.
- Ст. 112. Если холоп бежит, и господин о побеге его заявит, и, если кто, слышав явку или зная, что холоп — беглый, даст ему хлеба или укажет дорогу, то платит господину за холопа 5 гривен, а за рабу — 6 гривен.
- Ст. 113. Если кто переймет чужого холопа, и даст о том знать господину, то взять ему за переем гривну кун. Если же, поймав беглеца, не устережет его, то платит господину за холопа 4 гривны, а за рабу — 5 гривен; в первом случае пятая, а во втором — шестая уступается ему за то, что он поймал беглого.
- Ст. 114. Если кто сам дознается, что холоп его находится в каком-либо городе, а между тем посадник не знает о том, то, донесши посаднику, он имеет право взять у него отрока, дабы вместе с ним связать беглеца, за что и дает ему 10 кун, но за переем не платит ничего. Но если преследователь упустит раба, то пусть жалуется на себя самого, почему как ему никто не платит за упущение беглеца, так и он никому не дает за переем его.
- Ст. 115. Если кто по неведению встретит чужого холопа, подаст ему весть или станет держать его у себя, а беглец сойдет от него, то должен присягнуть, что по неведению поступал таким образом с беглецом, а платежа в том нет.
- Ст. 116. Если холоп обманом возьмет у кого деньги в кредит под именем вольного человека, то господин его должен или заплатить, или отказаться от права собственности на него; но если веритель, зная, что он холоп, дал ему деньги, то лишается своих денег.
- Ст. 117. Если кто дозволит своему холопу торговать, и холоп тот одолжает, то господин обязан платить за него долги, но не властен от него отступиться.
- Ст. 118. Если кто купит чужого холопа, не зная того, — настоящему господину взять своего холопа, а покупщику возвратить деньги под присягой, что он купил холопа по незнанию. Если же окажется, что он купил заведомо чужого холопа, то теряет свои деньги.
- Ст. 119. Если холоп, будучи в бегах, приобретает себе имение, то как долг за холопа оплачивает господин, так и приобретение, сделанное им, принадлежит господину вместе с лицом раба.
- Ст. 120. Если холоп, бежав, унесет с собою что-либо из принадлежащего соседу или товар, то господин обязан заплатить за унесенное им по урочной цене.
- Ст. 121. Если холоп обокрал кого-нибудь, то господин обязан или заплатить за него, или выдать его головою вместе с другими участниками воровства, бывшими при самом деле или хоронившими краденое, кроме их жен и детей. Если же откроется, что принимали участие в покраже свободные люди, то таковые платят князю штраф (продажу).
Реформы Владимира Мономаха
Внутренняя политика Владимира Мономаха
Результаты правления Владимира Великого
За годы своего правления 1113 — 1125 гг. Великий князь сделал для Руси много заметных улучшений во всех сферах жизни. Авторитет его был высоким благодаря разумной внешней и внутренней политике.
Кратко о главных результатах правления:
- за указанный период провел больше 80 военных походов, целью которых был разгром вражеских войск и прекращение очагов междоусобных войн;
- смог договориться со всеми остальными князьями и объединить русские княжества;
- создал «Устав Владимира Мономаха», по которому принимались реформы в стране, намного улучшившие жизнь низов населения;
- внес литературный вклад в виде произведения «Поучение Владимира Мономаха» со сводом проповедей для потомков;
- принял новый закон в престолонаследии.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )