Сочинение рассуждение как вы понимаете значение слова великодушие

Великодушие - это сила человеческого характера или его слабость? есть люди, считающие, что проявлять доброту к другому человеку это

Великодушие — это сила человеческого характера или его слабость? Есть люди, считающие, что проявлять доброту к другому человеку – это всего лишь трепетное отношение, но никак не проявление истинного уважения. Но на самом деле это совершенно не так. Только человек, обладающий огромной силой духа способен перешагнуть через боль, которую ему нанесли, и простить своего обидчика.

В литературе много произведений, которые затрагивают темы проявления такого качество, как великодушие. В произведении Толстого Л. Н. «Война и мир» герой князь Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей любимой Наташе Ростовой, после того, когда он узнает, что она увлеклась Курагиным Анатолем. Перед своей смертью Андрей Болконский все же смог проявить великодушие и переступить через огромную боль, чтобы простить свою любимую.

В рассказе Горького М. «Старуха Изергиль» великодушным поступком можно поистине назвать подвиг Данко, который ради того, чтобы спасти свой народ смог пожертвовать своей жизнью, прекрасно видя их истинную сущность. Данко — личность невероятной душевной красоты, он смог простить окружающим себя людям их недостатки. Автор противопоставляет духовное богатство и волю героя — безволию и духовной нищеты толпы. Людям было слишком сложно признать свое бессилие, поэтому они поддались ярости и злобе, пошли на  нападение на Данко.Юноша, несмотря на злобу людей, осветил с помощью своего сердца им путь, тем самым  спас народ от гибели. Я считаю, что подвиг Данко, лишь доказывает его величественную силу души.

В повести Пушкина А.С. «Капитанская дочка» герой Емельян Пугачев поступает по совести, не смотря на свою репутацию разбойника. Автор доносит до читателя, что даже и отрицательному персонажу может быть свойственно проявление великодушие, благородство и щедрость.

Я думаю, что великодушие проявляется в способности думать не только о своих чувствах, амбициях, взглядов, а выше своих интересов ставить чужие. Это выражается в снисходительности, уступчивости, во внимательности по отношении к другим людям.

В романе Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» примером наивысшей степени великодушия — Соня Мармеладова. Девушка  Соня — дочь мелкого чиновника, который не может сам обеспечить свою семью. Соня готова пожертвовать собой, своим счастьем ради счастья брата и сестры, а также самоотверженно помогает нуждающимся и слабым.

Сочинение

Что же такое великодушие? Для меня это одна из очень важных черт характера в человеке. Она проявляется в отсутствии бескорыстности, злопамятства, в умении понимать и прощать, в способности самопожертвовании своими интересами. Неслучайно некоторые писатели рассуждали на тему наличия великодушия в человеческой душе. Именно поэтому мы можем обратиться к художественным произведениями, чтобы раскрыть данное понятие.

Великодушие может являться внутренней силой человека, которая озаряет светом и окружающих людей, и самого носителя. Так, например, мы можем вспомнить роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и Мир». Семья Ростовых собирала все свои вещи во время осады Наполеона на Москву. В этом же эпизоде во дворе остановились раненые солдаты. Наташа Ростова, которая тонко чувствовала весь мир, всегда с состраданием и любовью относилась и к природе, и к народу, задумалась о благополучии храбрых солдат. Именно поэтому смогла убедить своей пламенной речью графиню, чтобы их подводы послужили добру и облегчили жизнь героев. Это также означало, что необходимо оставить большую часть имущества в доме, возможно, навсегда распрощавшись с роскошными вещами, потому что французские войска наверняка будут грабить дома. Этот фрагмент позволил нам увидеть великодушие девушки, которое проявилось в таких чертах, как благородство и добросердечие.

Однако наличие великодушия необязательно должно всегда говорить о том, что человек будет руководствоваться только добром и совершать лишь героические поступки. Можно обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Рассказчик, по воле судьбы, несколько раз за произведение встречается с Емельяном Пугачёвым, и это заставляет его постоянно изменять своё мнение и размышлять о настоящей сущности «злодея». Читатель может вспомнить эпизод, когда самозванец добирается до Белогорской крепости, где служит Пётр Гринёв. Во время массовой казни жителей наступает очередь нашего героя: либо предать присягу, данную Императрице, либо встретиться со смертью. В этот момент ему на помощь приходит верный слуга, напоминая Пугачёву о добросердечии Гринёва, заячьем тулупчике. Именно поэтому Емельян Пугачёв поступает по совести, отпуская рассказчика. И несмотря на свою репутацию кровожадного и жестокого убийцы, он оказывает помощь главному герою, когда тот при следующей встречи рассказывает про бедную возлюбленную в Белогорской крепости. Так, разбойник освобождает капитанскую дочку от насильно её удерживающего Швабрина. Этот поступок показывает читателю благородство и великодушие этого человека, поэтому герой ощущает сочувствие к судьбе Емельяна.

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные произведения, можно сказать, что великодушие — это черта характера, которая проявляется в пожертвовании своими интересами ради других,  в добре и в сострадании к людям, а также в чувстве справедливости.

`

Великодушие

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам Фельдмана

    Описание картин Фельдмана

  • Анализ рассказа Кавказ Бунина 8 класс

    В рассказе Бунина «Кавказ» повествуется о несчастной любви. Он построен на антитезе. Писатель играет на контрастах.

  • Сочинение Описание рябины (рябинка)

    В русском лесу много деревьев, но есть одно, которое привлекает внимании к себе весь год. Это дерево стройная красавица рябина.

Русский язык для школьников

 

Готовимся к ОГЭ*

 

Русский язык.
Тексты для работы над сочинениями на тему
«Что такое великодушие»
из открытого банка ФИПИ

Сочинение.
Часть 3, задание 9.3

 

     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

     Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями
части 2.
     Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный
развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
     На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.

(Из инструкции)

При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Критерии оценивания задания 9.3 см. ниже


     Темы сочинений

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ:
Тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения.
Он поможет вам выстроить ход размышлений, а также сформулировать свое определение.

Великодушие
Взаимовыручка
Внутренний мир человека
Воображение
Выбор
Доброта
Драгоценные книги
Дружба
Жестокость
Жизненные ценности
Жизненный опыт
Зависть
Любовь
Любознательность
Материнская любовь
Мечта
Настоящее искусство
Неуверенность в себе
Нравственный выбор
Понимание
Преданность
Раскаяние
Решительность
Сила духа
Сила характера
Слава
Смелость
Счастье
Цель в жизни
Человечность


ВЕЛИКОДУШИЕ – это проявление щедрости, доброты – широты души; это качество, противоположное эгоистичному отношению к людям и к миру.
Великодушный человек меньше всего думает о собственной выгоде, а в первую очередь заботится о других, даже в самых сложных ситуациях.
 

Как Вы понимаете значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое великодушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй
– из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Текст 1.
Как Вы понимаете значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Почему важно уметь прощать?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)Витька врал редко, но сейчас, когда новенькая Валя, которая ему так нравилась, смотрела на соперника с уважением, нахмурился и стал придумывать, что бы
сказать такое. (2)Но ничего в его жизни «такого» не было: он вспомнил только, что соседка на днях рассказывала, как к Лесотехнической академии прибежали
лоси, и выпалил оторопело:
– На нашу улицу сегодня два лося прибежали ночью, витрину в цветочном магазине разбили и все гортензии поели. (3)А я их поймал и отвёл куда надо!..
(4)После перемены в классе Витьку ждал сюрприз: во всю доску был нарисован кривоногий лось, больше похожий на собаку, а рядом Витька, толстопузый, с
длинным, как у Буратино, носом. (5)Он держал лося за рога. (6)И подпись в стихах:

Об этом узнает пусть публика вся:
Наш Витька поймал на Садовой лося.

(7)Он страшно разозлился. (8)Стёр рисунок и сказал с вызовом:
— Смейтесь, смейтесь… (9)И ты тоже смейся. (10)Чего не смеёшься? – повернулся он к новенькой Вале.

(11) Валя опять отодвинулась на самый край скамьи и втянула голову в плечи…

(12) После уроков в раздевалке ребята мычали, спрашивали, какого роста лось и прочие глупости. (13)Витька молчал и был мрачнее тучи. (14)Он растолкал всех,
первым получил пальто и, не дожидаясь Кончака с Генькой, пошёл домой. (15)Шёл он быстро, но у калитки его догнали Нинка Секретарёва и Валя.

— (16)Всего хорошего… – Нинка фыркнула и проскочила вперёд.
(17) Конечно, она хотела сказать «лось», только побоялась.
(18) Валя засмеялась, тоже хотела прошмыгнуть мимо Витьки, но он сжал зубы и выставил перед собой ногу. (19)Валя споткнулась и с маху, во весь рост упала
на дорожку.
— (20)Хулиган, – сказала Нинка, а когда Валя поднялась, она вдруг взвизгнула и закричала:
— Скорей, ребята! (21)Скорей!
(22) На лбу у Вали краснела широкая ссадина. (23)Кровь тоненькой струйкой бежала к виску. (24)Валя прислонилась к чугунной калитке и смотрела на Витьку
жалобно, как в первый день, словно хотела сказать: «Что я тебе сделала плохого?..»
(25)Мимо Витьки прошёл Пашка.
— (26)Ага, Лось, теперь тебя из школы погонят.

(27) Нинка Секретарёва словно этого и ждала.
— (28)Распустился, – визжала она, – только и знаешь, что кулаками махать, герой!.. (29)Вот подожди, будет совет отряда!..
(30) Девочки взяли Валю под руки и повели в школу к врачу…

(31) Витька, не раздеваясь, сел к столу, подпёр голову кулаком. (32)Он так размечтался, что не слышал звонка в коридоре, не слышал, как открылась дверь
и вошли Кончай с Генькой.
— (33)Витька, где ты?..
(34) Витька уставился на гостей.
— (35)Чего вам?
(36) Кончак сел прямо на пол по-турецки, а Генька примостился на стуле около двери, снял шапку, пригладил свою серебристую чёлку.
— (37)Она сказала, что сама споткнулась, понимаешь? (38)Пришёл директор, Нинка сказала ему, что ты Вальке ножку подставил. (39)А Валька сказала: ничего
подобного, что ты не подставил, что ты даже посторонился, пропустил её, что она сама поскользнулась и упала…
(40)Витьке показалось, что он уже знал это раньше. (41)Что не могла эта девчонка поступить по-другому, не могла подставить товарища, не могла допустить,
чтобы пострадал тот, кто поступил глупо, но понял свою ошибку и раскаивается в совершённом…
(По Р. П. Погодину*)
* Погодин Радий Петрович (1925–1993) – известный русский советский писатель, поэт, сценарист и художник, удостоен многих литературных премий за книги для детей.

Текст 2.
Как Вы понимаете значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое великодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение.

(1) Шёл май сорок третьего года. (2) На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3) Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно
что-то белело.
(4) В пару со мной угодил пожилой боец. (5) Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6) Мой напарник вынул из тощего
вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…
(7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет.
(8)3ачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно,
и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
(9) В котелке оказалась одна макаронина. (10) Одна на двоих. (11) Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта».
(12) Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13) Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину,
не ложкой, нет, с ложки она соскользнёт обратно, шлёпнется в котелок, рукою мне хотелось её сцапать – и в рот!
(14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со
мной сделаешь? (15) Ну, завезёшь по лбу ложкой, ну, может, пнёшь и скажешь: «Шакал!»
(16) Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17) В моих глазах жило одно
лишь трагическое видение – белая макаронина…
(18) Раздался тихий звук. (19) Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет и остаться мне голодным… (20) Но она лежала,
разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.
(21) Мой напарник первый раз пристально глянул на меня – и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова
и ко всепрощению, и к снисходительности. (22) Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся
внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиннее, он загребёт себе.
(23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиннее.
(24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25) В спине его
серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей загорелой шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
(26) И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного
напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.
(По В.П. Астафьеву)*
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов.


С3К1
Толкование значения слова

2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;

4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.

ПРИМЕРЫ

Пример № 1.

Не раз в жизни нам приходилось встречаться с тем, что, обвиняя кого-то в жестокости или бессердечности, люди нарекали человека «бесчеловечным существом»,
а его действия – «бесчеловечными». Каждый раз мне не давал покоя один, казалось бы, странный вопрос: как человек может быть бесчеловечным? Ведь само
слово «человечный» образовано от существительного «человек». Но если задуматься, то понимаешь, что человечность – это способность сопереживать,
понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым
необходима поддержка. Под человечностью я понимаю некую способность к самопожертвованию. Только эта жертва не принесет душевные страдания, наоборот,
она внесет в жизнь смысл.

В этой работе экзаменуемый раскрывает содержательное поле понятия «человечность», соотнося его с противоположным по смыслу понятием, описывая его характерные признаки, анализируя семантику внутренней формы. Хотя сформулированное определение («…человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка…»), конечно, не включает в себя всех признаков данного понятия, но оно отражает лично окрашенное понимание сущности анализируемой ценности.
Комментирование заключается в том, что, во-первых, очерчивается объем данного понятия (круг явлений, фактов, которые охватываются понятием), во-вторых, раскрывается оценочный смысл человечности как ценности.

Пример № 2.

Что такое человечность? На этот вопрос большинство людей ответит так: это одно из лучших качеств человека, которое призывает его помогать другим людям, даже если вы незнакомы, это умение поддержать в трудную минуту, проявлять к старшим, совершать подвиги, не смотря ни на какие препятствия и преграды. Можно сказать, что человечность синонимична со словом «добро». Ведь так оно и есть, под словом «человечность» скрываются все добрые качества и поступки людей.

Предлагая свое толкование понятия, экзаменуемый дает ему развернутую характеристику, соотносит с близким по значению понятием, и это позволяет не только выявить смысловую сущность «человечности», но и выразить свое понимание этой ценности. Анализируя фрагмент этой работы, легко можно понять, в чем заключается содержательная функция комментария: он раскрывает нравственный смысл данного понятия, показывает привлекательность предложенной ценности, ее место в иерархии других категорий.

 

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников
9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

в начало страницы

 
      Яндекс.Метрика

Пример великодушия из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина

Проявление великодушия (ПУГАЧЕВ)
Сам Пугачев по отношению к Гриневу ведет себя как справедливый царь из сказки, за «добродетель» награждающий царской «милостью»: «…Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты мне оказал услугу. <…> То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство». Он по-царски великодушен к Гриневу, отказавшемуся ему присягнуть, но обратившемуся за помощью: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай». Он вступается за «сироту» и, освобождая Машу из заключения у Швабрина, обращается к ней: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь».

Великодушие свое Пугачев по отношению к Гриневу проявляет неоднократно. Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона («Я помиловал тебя за твою добродетель»). Когда Гринев откровенно говорит Пугачеву, что не может признать в нем государя и не обещает не сражаться против него, то Пугачев, пораженный искренностью Гринева, отпускает его «на все четыре стороны». Возвращаясь в Белогорскую крепость за Машей, находящейся во власти Швабрина (Швабрин присягнул Пугаче- ву как государю, за что был назначен комендантом крепости), Гринев захвачен казаками мятежной Бердской слободы. И на помощь ему опять приходит Пугачев. Несмотря на предательство Швабрина, открывшего самозванцу, что Маша дочь казненного пугачевцами капитана Миронова, он прощает Гринева и, благословляя молодых людей, отпускает их.

«Граф Монте-Кристо»

Тема мести и великодушия поднимается в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».

Главная задача главного героя — отомстить за сломанную судьбу. Попав в тюрьму по ложному доносу, моряк Дантес со временем становится богатым и влиятельным графом Монте-Кристо. Он начинает мстить своим обидчикам, избегает страшной кары только бывшая возлюбленная графа Мерседес, сына которой герой пощадил.

Дюма писал: «Истинно великодушные люди всегда готовы проявлять сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть».

Пример великодушия из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Мнимое великодушие (ЧИЧИКОВ)
Предложение Чичикова платить подати за умерших крестьян совершенно изумило Плюшкина, от радости он даже потерял дар речи. Всех своих дворовых Плюшкин подозревает в воровстве; черты «великодушия» Чичикова тоже стали казаться ему невероятными, и он, к радости Чичикова, поспешил со сделкой. После отъезда Чичикова Плюшкин решил даже отблагодарить гостя за его великодушие и сделать ему подарок. «Я ему подарю, – подумал он про себя, – карманные часы: они ведь хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек еще молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, – прибавил он после некоторого размышления, – лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духов- ной, чтобы вспоминал обо мне».

Определение понятия

Под словом «великодушие» подразумевают способность человека совершить благородный поступок. Это особое качество, которое выражается в бескорыстной помощи, уступчивости, отсутствии злопамятства, нежелании мстить. Личность с такой чертой характера способна пожертвовать своими интересами и потребностями ради других.

Великодушие проявляется сразу несколькими качествами:

  • благородством;
  • милосердием;
  • добротой;
  • состраданием;
  • умением прощать;
  • щедростью.

Такой нрав присущ далеко не всем. Благодаря этим качествам можно назвать человека великодушным. Какого бы происхождения он ни был, подобные способности сразу возвысят его над другими. Такая личность может абстрагироваться от окружающего мира, она понимает ценность и суть жизни, свое предназначение.

Примеры великодушия наблюдаются в любом социальном классе, расе, национальности. Принадлежность к определенной религии также не влияет на проявление благородства. Нравственный выбор нужно делать не только в экстремальных ситуациях. Каждый день человек сталкивается с небольшими проблемами, которые нужно решать. Уступить место в автобусе, подарить соседским детям корзину яблок, связать для бездомного варежки, пропустить пенсионера в очереди — все это требует доброты и сострадания.

Vногим кажется, что эти чувства являются слабостью. Великодушие — это сила, которую может проявить далеко не каждый человек. Злиться и носить в себе обиду легко, а простить гораздо труднее. В этом и заключается мудрость — научиться забывать причиненное зло, не мстить за него.

Великодушные люди показывают окружающим хороший пример. Их поведение становится образцом для маленьких детей и подростков, а также для тех, кто пострадал от человеческой несправедливости. Ведь даже в тяжелых ситуациях благородная личность позаботится в первую очередь об окружающих, а не о себе. Ее поступки называют непрактичными, нерациональными, но при этом восхищаются ими. Только великодушие сподвигает на героизм и самопожертвование ради общего счастья и блага. Это качество имеет большое значение в судьбе каждого человека.

Пример великодушия из повести «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А.И. Куприна

Пример 1. Прощение как акт великодушия (ЖЕЛТКОВ)
Николай Николаевич самолюбив. Смех, который вызвали его слова, прокурор воспринимает как оскорбление и начинает вести себя с «легкой наглостью». Он фамильярно называет Желткова «милый мой», в разговоре почти кричит, постоянно его перебивает. С самого начала Николай Николаевич отказывается что-либо понимать. «Мы вместо дела разводим какую-то мелодекламацию», – бросает он Желткову и князю Шеину. Попытки Василия Львовича объяснить своему родственнику состояние много лет страдающего Желткова он называет «декадентством». Князь отказывает этому человеку в последнем письме. «Нет. Если кончил, то кончил, никаких писем», – заключил Николай Николаевич». Он остается глух к словам Желткова, что тому «остается только одно — смерть». Желтков понимает это и в письме к Вере Николаевне великодушно прощает его. «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю:
“Да святится имя Твое”
».

Пример 2. Великодушный человек (прощение) (ГЕНЕРАЛ АНОСОВ)

Генерал одинок и стар. Он «был когда-то женат, но так давно, что даже позабыл об этом». Его отношение к бросившей его жене с годами изменилось. Теперь он рассказывает о женитьбе с мягким юмором: «…Вижу, сидит около меня свежая девчонка. Дышит — грудь так и ходит под кофточкой… ресницы длинные-длинные такие… кожа на щеках нежная, шейка белая такая, не- винная, и руки мягонькие, тепленькие… Ну и готово». А через три месяца увидел он ее другими глазами: «Мотовка, актриса, неряха, жадная», да и к тому же сбежала с «актеришкой», «пленясь его бархатной курткой». И все же Аносов остается великодушным человеком и посылает ей «пенсию вплоть до самой ее смерти».

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Овечий источник»

Аналогичная проблема, затрагивающая долг, честь и месть, поднимается в драме испанского драматурга XVII века Лопе де Веги «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна»).

Деспот-командор ставит своей целью обрести власть над крестьянской девушкой Лауренсией. У Лауренсии, однако, есть жених — Фрондосо. Это не останавливает самоуверенного командора, который похищает девушку прямо с её и Фрондосо свадьбы.

От типичной драмы чести, к жанру которой и принадлежит «Овечий источник», это произведение заметно отличает тот факт, что мстит за нанесённое оскорбление не брат, отец или муж девушки. Месть оказывается делом всего селения, а начинается протест непосредственно со слов Лауренсии:

…Так не мужчины вы, а овцы,

В Ключе Овечьем вам и быть.

Мне, дайте мне оружье в руки…

Уильям Шекспир «Гамлет»

Мотив мести часто присутствует в трагедиях Шекспира. Именно она и приводит к трагическому финалу.

В пьесе «Гамлет» главный герой мучается дилеммой: быть или не быть? Он сомневается в правильности мести новому королю Клавдию. Он приходился ему дядей. Вначале пьесы появляется призрак бывшего короля и говорит, что его погубил брат Клавдий. Поэтому сын чувствует, что должен отомстить за отца, но не знает, может призрак был лишь его воображением. Поэтому он решает проверить Клавдия, заказав театральное выступление, в котором показано, как один брат избавился от другого. Клавдий занервничал, и Гамлет понял, что он виновен. Герой охвачен жаждой мести, и поступает опрометчиво: например, услышав шум в спальне королевы, закалывает помощника короля, подумав, что это был Клавдий. Все усугубилось еще и тем, что помощник был отцом Офелии, в которую был влюблен главный герой. Девушка не выдерживает бед и сходит с ума. Из-за мести Гамлет теряет свою любимую.

Клавдий понимает, что Гамлет хочет ему отомстить и делает попытки избавиться от мстителя: отправляет письмо, из-за которого его должны казнить, подговаривает Лаэрта на дуэль взять отравленную шпагу.

В финальной сцене Гамлет сражается с Лаэртом, в результате закалывая его. Клавдий пытается заставить героя выпить вино с ядом, но его случайно выпивает королева. Увидев все злодеяния Клавдия, Гамлет закалывает его, но сам погибает тоже. Его друг хочет пойти следом за ним, но герой просит его остаться в живых, чтобы рассказать всем, что произошло в их семье.

Месть в данном произведении отчасти справедливая вначале, но она влечет за собой слишком много невинных жертв. Все главные герои гибнут, а значит, никто не выиграл. Герой поддался разрушительному желанию отомстить – и в результате тоже стал виновником страданий невинных людей.

«Гамлет» — философская пьеса, что заставляет задуматься о последствиях жестокости. Месть, хоть и справедливая, разрушает судьбы людей. Герой отомстил, но слишком дорогой ценой. Возможно, стоило или восстановить справедливость не тайно, а по закону, или забыть о мести, не опускаясь до уровня обидчика.

В трагедиях Уильяма Шекспира, в том числе «Гамлете», показаны образы людей, которые не умеют прощать, они обидчивые, не склонные к великодушию. Поэтому конфликт часто заканчивается печально для всех героев. Писатель учит нас тому, что месть не может исправить ситуацию, а только приумножить ненависть и усугубить конфликт.

Сочинения к варианту №13 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».

Текст

Витька врал редко, но сейчас, когда новенькая, Валя, которая ему так нравилась, смотрела на соперника с уважением, нахмурился и стал придумывать, что бы сказать такое. Но ничего в его жизни «такого» не было: он вспомнил только, что соседка на днях рассказывала, как к Лесотехнической академ прибежали лоси, и выпалил оторопело:

— На нашу улицу сегодня два лося прибежали ночью, витрину в цветочно магазине разбили и все гортензии поели. А я их поймал и отвёл куда надо!..

Сочинение 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создаётся явлениями многозначности, омонимии и синонимии».

Права Людмила Алексеевна Введенская, утверждая: «Богатство определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создаётся явлениями многозначности, омонимии и синонимии». Мы сами можем убедиться в этом, если внимательно перечитаем текст Радия Петровича Погодина.

«Он страшно разозлился», — говорится в предложении 7, и многозначное слово «страшно» является многозначным. В приведённом здесь предложении оно будет синонимом слова «очень», но в отличие от него обладает большей экспрессивностью.

В конце текста часто повторяется слово «подставить», оно словно играет своими значениями: «сделать подлость», «выдать», «выставить виноватым». Подобное явления можно назвать «насыщенностью слова». Это и есть многозначность или омонимия, хотя неважно, главное тут в том, что оно помогает нам понять, как низко поступил Витька и как благородно вела себя Валя.

Таким образом, мы убедились на примере текста Радия Погодина, что лингвист Л.А.Введенская отметила очень интересное явление: смысловая насыщенность слов – это один из признаков богатства нашего языка.

Сочинение 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Витьке показалось, что он уже знал это раньше. Что не могла эта девчонка поступить по-другому, не могла подставить товарища, не могла допустить, чтобы пострадал тот, кто поступил глупо, но понял свою ошибку и раскаивается в совершённом…»

В финале текста Радия Погодина, по моему мнению, выражается мысль о том, что бывают такие моменты в жизни человека, когда он становится другим. И подобные изменения всегда являются следствием встречи с кем-то особенным.

В самом начале рассказа говорится о необыкновенном влиянии Вали на поведение Вити. И глупость про лосей он сморозил только потому, что хотел привлечь её внимание к себе и отвлечь от другого мальчика: «Витька врал редко, но сейчас, когда новенькая, Валя, которая ему так нравилась, смотрела на соперника с уважением, нахмурился и стал придумывать, что бы сказать такое».

Когда наш герой становится всеобщим посмешищем, его больше всего беспокоит, что он смешон в глазах этой девочки. И её смех вызывает в его душе особенную злость, поэтому и подставил мальчишка ту злосчастную подножку: «Валя засмеялась, тоже хотела прошмыгнуть мимо Витьки, но он сжал зубы и выставил перед собой ногу».

В финале, как мы видим, он раскаивается в содеянном и понимает свою ошибку. А это значит, что Витька уже совсем другой: лучше, умнее, мудрее. А причиной всех этих изменений стала встреча с Валей.

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно уметь прощать?»

Великодушие – чудесное свойство души, которое характеризуется умением прощать обиды. Люди, обладающие такой чудесной чертой характера, способны предоставить другим возможность стать лучше. Об этом и говорится в тексте Радия Петровича Погодина.

Герой рассказа – обыкновенный мальчик, способный на глупые и даже жестокие выходки. Но вот по его вине пострадала девочка, которая Витьке, так зовут нашего героя, очень нравится. Он, можно сказать, раздавлен и убит. И в этот момент друзья говорят, что Валя, так зовут эту девочку, сказала директору, что она сама упала и Витька тут ни при чём. Мальчик чувствует, как в этот момент в его душе просыпается раскаяние и появляется чувство глубокой любви к Вале.

Великодушной можно назвать героиню повести Железникова «Чучело» — Ленку. Её обвинили в том, чего она не совершала, ей известен настоящий предатель, но Ленка молчит. Был момент, когда предатель раскаялся и даже уже собрался признаться во всем ребятам, объявившим Ленке беспощадную войну. Собирался, но струсил. Его выдали другие. Ленка с дедушкой уехала, но встреча с ней повлияла на одноклассников. Что-то произошло в их душе — они стали лучше. Об этом свидетельствует надпись на доске: «Прости нас, Чучело!».

Великодушие – чудесное свойство человека, встреча с которым обязательно повлияет на людей положительно. Вот поэтому и нужно нам всем быть великодушными и научиться прощать обиды.

Сочинение на тему: Что такое великодушие. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько сочинений о том, что такое великодушие. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на данную тему (для 5-8 класса)

Сочинение 1

Великодушие – это качество, которое свойственно умным и щедрым людям. Они могут в сложной ситуации поступиться собственным комфортом, личной выгодой ради других.

В тексте В. Астафьева мы видим пример великодушия, проявленного пожилым бойцом. В сложную минуту нравственного выбора он поступил порядочно: оставил себе меньшую часть единственной макаронины. Хотелось ли ему есть меньше, чем рассказчику? Конечно, нет, они ведь оба были голодны! Но именно благородством поступков и отличается великодушный человек.

Я могу назвать великодушным поступок и моего отца. Однажды он вызвался помочь пожилой женщине с ребёнком. Они пропустили последний автобус, и некому их было отвезти из города домой, в деревню. Несмотря на усталость после работы и необходимость рано вставать на следующий день, отец помог этим людям.

Я думаю, что великодушного человека можно увидеть по его делам, поступкам. Человека, который делает что-то для других в ущерб себе, можно назвать великодушным. Это качество противоположно эгоистичному отношению к миру и людям.

Великодушие нам демонстрирует пожилой боец из рассказа В. Астафьева. Несмотря на голод, мужчина сознательно отдаёт младшему боевому товарищу большую часть супа и макаронины.

Мне кажется, великодушных людей много. Например, моя бабушка рассказывала, что в войну многие семьи брали на воспитание детей, оставшихся без родителей. Несмотря на все тяготы, голод и нищету, они воспитывали их как своих. Для меня это пример настоящего великодушия!

Наверное, наша жизнь была бы чудовищной без этого качества. Ведь без великодушия немыслимы благородство, справедливость, доброта.

Сочинение 2

Слово «великодушие» образовалось от словосочетания «великая душа». Лексема «великий» толкуется как то, что превосходит другие предметы (явления). Выходит, что великодушным можно назвать человека с большой душой, которая может уместить не только собственные страдания, радости, но и чужие.

Великодушие – это качество человека, позволяющее ему проявлять доброту, щедрость. Великодушный человек всегда открыт для других. Он никогда не откажет просящему, требующему какой-либо помощи. Синонимы ко слову «великодушие» – доброта, милосердие. Великодушие – понятие несовместимое со скупостью, корыстностью.

Указанное качество воспевали многие писатели, поэтому литература – прекрасный помощник в поисках ответа на вопрос, что такое великодушие. Главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов пережил ужасы войны. Судьба не жалела мужчину: на фронте его ранили, потом взяли в плен. Самым же большим потрясением стало известие о смерти жены и дочери. Супругу Андрей любил больше жизни, как и дочь. Единственное что его утешало: сын остался жив. Вскоре Соколов узнал, что его сын Анатолий тоже отправился воевать, благодаря мужеству и незаурядному уму парень быстро дослужился до капитана. Отец гордился сыном, но счастье продлилось недолго: в 1945 г. Анатолий погиб.

Можно только представить, что чувствует человек, потерявший всех родных. Тем не менее, герой не ступил на тропу мести, не взялся за рюмку. Он продолжал честно трудиться, по возможности помогал другим. Судьба вознаградила Андрея Соколова. Как-то он встретил мальчишку-сироту Ваню. Мужчина не задумываясь, сказал Ване, что приходится ему отцом. Вот оно, настоящее великодушие. Человек с израненной душой сумел подарить сердечную теплоту ребенку. И это при том, что сам Соколов жил небогато: от работы на грузовике его отстранили, а на месте его дома осталась воронка.

Этот пример показывает, что великодушие – это проявление доброты к ближним, желание дарить им счастье. Однако, если человек действительно великодушен, его стремления обязательно сопровождаются соответствующими поступками.

В начале поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» главный герой вспоминает, как однажды возвращался с «немецкой» стороны вместе с отрядом. Русские солдаты отступали. В деревне, захваченной немцами, служивых приняла женщина. Она накормила защитников, уложила спать. Добрая женщина не обращала внимания на то, что перед ней солдаты, которые «отдали» родные земли фашистам. Думаю, она смогла простить ребят, ведь понимала, что от их воли зависит мало.

Героиню поэмы тоже можно считать великодушной, ведь она бескорыстно помогла солдатам. Женщина понимала, что перед ней, в первую очередь, уставшие, измученные кровавыми событиями люди, а уж потом – отступающие солдаты.

Можно сделать вывод, что великодушие – это качество, которое проявляется в добрых, бескорыстных поступках.

Сочинение 3

Великодушие – это проявление щедрости, доброты – широты души; это качество, противоположное эгоистичному отношению к людям и к миру. Великодушный человек меньше всего думает о собственной выгоде, а в первую очередь заботится о других, даже в самых сложных ситуациях.

Великодушные люди способны на подвиг, нерациональный, но красивый поступок ради счастья, радости, жизни других людей. Конечно, этим качеством обладают не все, а проявление великодушия вызывает у нас чувство восхищения и радости, что такие люди есть на земле.

Великодушие – это такое качество, которое позволяет людям проявлять щедрость, доброту. Великодушный человек не думает о собственной выгоде, он в первую очередь заботится о других, даже в самых сложных ситуациях.

Я могу назвать великодушным пожилого бойца, о котором идёт речь в рассказе В. Астафьева. Он был не менее голоден, чем рассказчик, но предпочёл отдать молодому бойцу большую часть макаронины (предл. 23). В мирное время это сложно было бы назвать настоящим поступком, но в голодные военные годы данная ситуация стала важным уроком великодушия для юного солдата.

В художественной школе нам тоже рассказывали историю о великодушии. Известные художники XIX века устроили лотерею, где главным призом был портрет поэта Жуковского, специально для этого написанный К. Брюлловым. На вырученные деньги они выкупили из крепостных талантливого юношу – Тараса Шевченко, впоследствии ставшего знаменитым поэтом.

Великодушие – признак благородства, проявление человечности. Это замечательное качество, и его надо в себе развивать.

Все сочинения

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение рассуждение интернет в нашей жизни
  • Сочинение рассуждение зачем говорить правильно когда итак тебя все понимают
  • Сочинение рассуждение екатерина луч света в темном царстве
  • Сочинение рассуждение зачем необходимо знать русский язык 10 класс
  • Сочинение рассуждение зачем нужна совесть
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии