Сочинение рассуждение грамматика может показать как люди пользуются языком для выражения

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря. вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.

Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.

Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?

Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?

Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».

Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?

Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:

— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.

— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.

— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.

Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.

Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
  • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
  • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…

Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.

Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.

Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?

Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).

Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.

Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?

Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.

В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

Источник: Аctivityedu.ru

(746 слов) Произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир» по праву называют романом-эпопей. Автор повествует о событиях целой исторической эпохи, раскрывает тему человеческих взаимоотношений, а также поднимает важные и актуальные проблемы. Центральное место в повествовании занимает описание событий Отечественной войны 1812 года. Любовь к Родине подняла весь русский народ, сражения стоили ему огромных потерь. Однако именно благодаря этой войне великая Россия смогла показать всему миру, на что способна русская сила. Но перед Отечественной войной автор изобразил наполеоновские войны в Европе, в которых приняла участие Россия. Рассмотрим поподробнее, как в произведении Толстого раскрываются две войны.
Комментируя свой писательский замысел, Толстой был предельно откровенен: 

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач и нашего срама… Ежели причина наших неудач и нашего торжества была не случайна и лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений»

Это значит, что задача Аустерлицкого сражения — это наиболее полная характеристика русского народа, его геополитического стремления. Солдаты не хотели воевать за чужие земли в 1805 году, когда прибыли на помощь Австрии. Даже Кутузов, понимая народный дух и разделяя его, стремился сберечь армию, не дать ей извести себя в боях. Победа не была его целью, поэтому он даже велел не наряжать солдат к смотру. Он хотел показать из измотанность и непригодность для атаки. Однако не все были движимы патриотизмом и здравым смыслом. Амбиции русского императора и многих подчиненных Кутузова стали причиной череды поражений. Одним из идейных сторонников войны, как карьерного пути и призвания, был Андрей Болонский. Он хотел найти на полях Аустерлица свой Тулон и прославиться за счет подвигов. В самый драматический момент, когда солдаты побежали назад, а Кутузов был в отчаянии от этого позора, Андрей поднял упавшее знамя и повел людей в бой. Однако сам он получил тяжелое ранение, а вместе с ним и драгоценное осознание: не нужно было этого делать. Его подвиг был показухой, потому что не имел цели. Что с того, что одни иностранцы победят других? Стоит французам дать слабину, на них пойдут австрийцы, а русским в этой битве нет места. Война впервые предстала перед Андреем такой, какой видел ее Кутузов — мерзкой и кровавой братоубийственной сварой без величия и славы. Лишь одно могло бы оправдать кровопролитие — защита своего дома, своей страны. Именно в этом заключается причина поражений русских за рубежом: у них не было морального превосходства над противником в виде четкой мотивации действий.

Совсем иной выглядит Отечественная война. Люди объединились вокруг одной цели — самозащиты, ведь каждый патриот отождествляет себя с Родиной. Крестьяне, мещане, купцы — все были единым фронтом. Вспомним взятие Смоленска: когда французская армия была на подступах к городу, семья местных жителей решилась на отчаянный поступок. Отец и муж сжег все свое достояние, оставив детей и жену обездоленными. И такие поступки совершались массово, стихийно, чтобы врагу ничего не осталось. Даже самые бедные люди готовы были пожертвовать всем ради Отечества. Они же уходили в леса и начинали самостоятельную охоту на врагов, которая подрывала боевой дух французов и не на шутку пугала их. Вспомним отряды Денисова и Долохова, где находилось место мужчинам без чинов и рангов. Тихон Щербатый был и разведчиком, и пехотинцем, и палачом. Война велась не по правилам, а по нравственным законам. Люди боролись за свой дом, не выбирая оружия, не делая карьеры. Совсем иной была мотивация и профессиональных военных. Болконский ушел из штаба и стал действующим полковником. Солдаты его любили и шли за ним до конца, ведь он был частью полка — тем, кто ради Отечества готов не жалеть жизни. На этот раз Андрей не хочет славы и наград, он желает только победы и спасения своей Родины. Поэтому его действия более осмысленны и рациональны, он не рискует жизнью напоказ. Эти же соображения направляют стратегию Кутузова, которую позже назовут «скифской войной». Чтобы сохранить войско для решающей атаки, фельдмаршал отходил вглубь страны, изматывая солдат противника и выигрывая время для мобилизации всех сил. Момент и место для Бородинского сражения были выбраны удачно: за сердце России люди готовы были драться до последнего. Ее купола стали для них путеводной звездой. А вот французы спотыкнулись об Москву. Войдя в город, воины превратились в мародеров и не стали преследовать обескровленного и обессиленного врага. В этом состояла одна из главных причин, позволяющая сказать, что Бородинское сражение было скорее успехом, чем поражением. Дух вражеского войска был надломлен, и в дальнейшем обескураженные, голодные, замерзшие французы сами были рады покинуть Россию.

Таким образом, автор в романе «Война и мир» продемонстрировал две войны, чтобы показать истинную движущую силу любой победы — дух войска. Русская армия начала побеждать только тогда, когда у нее появилось моральное превосходство над врагом — миссия освобождения России.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 24» ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Возраст обучающихся: 10 – 11 лет

Срок реализации: 1 год.

Автор – составитель: Т.В.Вязова

Ульяновск, 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная авторская программа является адаптированной, имеет научно-познавательную и культурологическую направленность.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по развитию речи учащихся.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Данная программа имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

В основу тематического планирования программы положены следующие темы:

  • Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

  • Изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, синонимы, антонимы и т.д.

  • Стили речи и их лексика: художественный, официально-деловой, научный, публицистический, эпистолярный.

Новизна программы:

-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества, изобразительно-выразительных средств языка ; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения.

-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности и речи учащихся.

-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив в любую тему, работу.

Основные принципы реализации программыдоступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

— общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Формы контроля полученных результатов:

1.Изложения и сочинения (по одному в месяц).

2. Анализ каждой работы, редактирование текстов.

Количество учащихся в группе не более 25. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников 4-го класса 40 минут. Всего по программе 34 часа за учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса по развитию речи.

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения и (или) небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Кружковые занятия ознакомят детей с типами речи (по­вествование, описание, рассуждение), стилями речи, а также с ее основными изобразительно-выразительными средствами.

В первой четверти на занятиях дети научатся писать небольшие повествования (рассказы), описывать различные предметы, рассуждать, отличать типы речи один от другого.

В течение второй и третьей четвертей дети познакомятся с не­которыми изобразительно-выразительными средствами языка (мета­форой, сравнением, эпитетом, синонимами и антонимами, фразеоло­гизмами), научатся использовать их в своей речи, отличать друг от друга.

Четвертая четверть посвящена знакомству с основными, книжными стилями речи: научным, официально-деловым, публицистическим (по­нятие о художественном стиле дается учащимся на занятиях 1-3 чет­вертей).

Занятия проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю. Практические занятия, на которых дети выпол­няют творческие работы (различные виды изложений и сочинений), перемежаются с коррекционными / на этих занятиях детские работы анализируются/

Количество изложений примерно равно количеству сочинений. Такая планировка занятий позволяет детям сначала учиться точно и выразительно излагать свои мысли на классических образцах ху­дожественной литературы (изложения), а затем уже пробовать- свои силы, используя полученные знания и умения.

Тексты для изложений отобраны доступные, но вместе с тем синтаксически сложные, эмоционально богатые, познавательные. Авторы этих текстов давно известны людям, любимы ими: Н.Сладков, В.Бианки, И.Соколов-Микитов, Г.Сктвбицкий и т.д.

Тематика сочинений отличается разнообразием (сочинения по представлению, по картине, сочинения-описания, рассуждения, по сюжетным картинкам, по художественному произведению).

Программа содержательно опирается на материалы учебных программ по другим предметам: русского языка, литературного чтения, мира вокруг нас и т.д.

ПОЧАСОВОЕ ПРАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

1 ЧЕТВЕРТЬ

1. Введение. Речь, ее типы, виды, Формы, стили. Изложения и

сочинения.

2. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Изложение — повествование «Живое облако» В.Бианки.

3. Обсуждение итогов изложения.

4. Изложение-описание «Барсучонок». Г.Скребицкий.

5.Обсуждение.

6. Сочинение-описание «Встреча с животным».

7. Обсуждение.

8. Сочинение-рассуждение на свободную тему.

9. Обсуждение.

2 ЧЕТВЕРТЬ

1. Изобразительно-выразительные средства языка.

Сравнение.

Изложение «Лесные воздухоплаватели». В.Бианки.

2. Обсуждение.

3. Сочинение по картине Куинджи «Березовая роща».

4. Обсуждение.

5. Эпитеты.

Изложение «Одуванчики». И.Соколов-Микитов.

6. Обсуждение.

7. Сочинение-описание по картине с изображением филина.

8. Обсуждение.

3 ЧЕТВЕРТЬ

1. Метафоры.

Изложение «Косачи». Н.Сладков.

2.Обсуждение.

3. Сочинение-представление «Сказка морозного узора».

4. Обсуждение.

5. Фразеологизмы.

Сочинение по сюжетным картинкам Н.Радлова «Кошка и мышка».

6. Обсуждение.

7. Синонимия и антонимия.

Изложение «Купание медвежат». В.Бианки.

8. Обсуждение.

9. Сочинение по сюжетным картинкам Н.Радлова «Две кошки и птичка».

10. Обсуждение.

4 ЧЕТВЕРТЬ

1. СТИЛИ РЕЧИ

Научный стиль и его лексика.

Изложение энциклопедической статьи «Земля».

2. Обсуждение

3. Публицистический стиль и его лексика. Сочинение статьи об охране природы.

4. Обсуждение.

Официально-деловой стиль.

Изложение «Изготовление кокона из ниток».

6. Обсуждение.

7. Одна из разновидностей художественного стиля – эпистолярный.

Сочинение-письмо о родном городе, адресованное иногороднему другу.

8. Обсуждение.

ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

I ЧЕТВЕРТЬ.

1. ТИПЫ РЕЧИ: повествование, описание, рассуждение.

«Живое облако». В. Бианки.

Однажды летом много людей прогуливались по набережной реки. День был безоблачный, знойный.

Вдруг за широкой рекой показалось большое серое облако.

Все остановились» и стали на него смотреть: облако неслось совсем низко, над самой водой — и росло на глазах.

Вот с шелестом и шуршанием оно окутало собою гуляющих, — и тут только стало понятно, что это не облако, а громадная стая стрекоз.

В одно мгновение все вокруг волшебно изменилось. От движе­ния крылышек побежал легкий прохладный ветерок. Все с восхищень­ем смотрели, как солнце просвечивает сквозь цветные слюдяные кры­лышки стрекоз, как радужно мерцает воздух.

Лица всех гуляющих сразу стала пестрыми: на них играли кро­шечные радуги, солнечные зайчики, искорки.

Живое облако с шуршаньем пронеслось над набережной, поднялось выше и скрылось за домами.

Это вывелись молодые стрекозки и все сразу, дружной стаей, полетели искать себе новые места для жилья. А где они вывелись и где опустились, — так никто и не узнал.

2. Изложение-описание «Барсучонок». Г. Скребицкий.

Однажды мама позвала меня: «Сынок, смотри, какого бутузика я принесла!»

Я бросился к дому. Мама держала кошелку, там на под­стилке из травы и листьев копошился кто-то толстый в серебристой шкурке.

Мы вошли в комнату, подошли к дивану. «Ну, вылезай, малыш, не бойся!»- предложила мама.

Из кошелки показалась продолговатая мордочка с черным носи­ком, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: верхние и нижние части ее – серенькие, посредине, от носа к ушам тянулись широкие черные полосы.

Малыш выбрался из кошелки. Какой же он был занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шерстка светлая, серебристая. Ножки темные, словно он нарядился в черные сапожки и черные ва­режки. Мама достала из буфета пузырек с соской и налила туда молока. Малыш сразу смекнул, в чем дело, всю соску в рот забрал и даже глаза зажмурил от удовольствия.

II ЧЕТВЕРТЬ

3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО — ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫKA. СРАВНЕНИЕ.

Изложение «Лесные воздухоплаватели». В. Бианки.

Бабье лето. Небо высокое-высокое, чистое, воздух чуть мо­розный и весь между деревьями, кустами и травами разрезан блес­тящими, точно серебряными паутинками. Тончайшего тканья паутин­ки и все унизаны мелкой-мелкой, точно бисеринки, росой.

В середине каждой — паучок» Один натянул свою серебряную нить между ветвями двух елушек. Паутинка его кажется хрусталь­ной от капелек холодной росы, дрожащих, как слезки на длинных-длинных ресницах.

Сам паучок свернулся крошечным шариком, замер, не двига­ется.

Ах, как полетать хочется! Но крыльев у паука нет — как по­летишь? А вот (надо же ухитриться!) превратились некоторые паучки в пилотов-воздухоплавателей.

Паучок из брюшка выпустит тонкую паутинку, зацепит ее за куст,- ветер ее подхватит, туда-сюда рвет, а разорвать, не мо­жет: она крепкая, как шелковинка.

Паучок сидит и мотает паутинку. Сам спутается — весь как в шелковом шарике — а паутинку все больше отпускает. Наконец, паучок откусывает паутинку и летит, подхваченный порывом ветра.

В теплую осеннюю пору много таких парашютистов разрезают воздушное пространство серебристыми блестящими стрелками своих паутинок. В народе о них говорят : «Серебрятся седые волосы осени».

4. METAФOPЫ.

Изложение «Косачи». Н.Сладков.

Хорошо, что в это утро я не нежился в теплой постели! В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

Лесная поляна была похожа на круглый стол под травотканной золотистой скатертью. А посредине были расставлены черные чай­ники. Они пыхтели и булькали от нетерпения. Затевалось грандиоз­ное чаепитие!

Чайники булькали и клокотали. Из черных носиков с шипением вырывался пар — чуфшши! Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали. И дребезжали … крыльями!

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопченные охотничьи чайники. Шейки-носики загнуты вверх, косицы хвоста изогнуты ручкой. Горят раскаленные угли красных бровей, из носиков вырывается пар. И так друг на друга наскакивают, что только перья-брызги летят! Тетере­виный ток — шумное чаепитие.

III ЧЕТВЕРТЬ.

5. ЭПИТЕТЫ.

Изложение «Одуванчики». И. Соколов-Микитов.

У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в широких зеленых лугах, даже у самых порогов деревенских домов все лето цве­тут одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце, с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а со­зревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик, дунешь на ша­рик — поплывут, полетят в воздухе семена (легкие, летучие). Поэтому и называется цветок одуванчиком.

Весь день следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики сверты­вают свои лепестки.

Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчика. Только с восходом солнца они открываются, как бы радостно улыбаясь, ши­роко раскрывают золотые свои головки.

В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики.

6. СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ.

Изложение «Купание медвежат». В. Бианки.

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услы­шал треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун — ее годовалый сын, медвежья нянька. Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за ши­ворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал его в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Мед­вежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень до­вольны купанием: день был знойный, и им было жарко в густых, лох­матых шубках. Вода хорошо освежила их.

После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева, и пошел домой.

IV.ЧЕТВЕРТЬ

7. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ И ЕГО ЛЕКСИКА.

Изложение энциклопедической статьи «Земля».

Земля — третья от солнца планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг него по эллиптической орбите со скоростью 29,765 км/с.

Имеет спутника — Луну, обращающеюся вокруг Земли на расстоянии 32 400 км.

Период вращения Земля вокруг оси вызывает смену дня и ночи, а обращение вокруг Солнца — смену времен года.

Форма Земли — эллипсоид, сфероид. Средний радиус 6371,032 км. Площадь поверхности — 510,2 млн. кв. км.

По современным представлениям Земля образовалась около 4,7 млрд, лет назад из рассеянного в Солнечной системе газово-пылевого вещест­ва. В составе Земли преобладают железо, кислород, кремний, магний.

Большая часть поверхности Земля занята океаном, суша образует 6 материков и острова. Горы занимают 1/3 поверхности суши, пустыни — 1/5, редколесья — 1/5, леса. — 1/3, ледники — 1/10.

Около 3 млрд. лет назад на Земле возникла жизнь, началось раз­витие биосферы. Новый фактор, оказывающий мощное влияние на биосферу -производственная деятельность человека, появился на Земле не менее 3 млн. лет назад.

8. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ И ЕГО ЛЕКСИКА.

Изложение «Изготовление кокона из ниток».

Надуем воздушный шарик размером с яблоко, хорошо его завяжем. Конец нитки отрежем.

В баночку положим катушку ниток. Конец нитки проденем в иглу и проколем ею бутылку с силикатным клеем. Иголку снимем, вытрем, убе­рем на место.

После этого несколько раз потянем нитку в разные стороны, про­верим, легко ли она проходит.

Берем в левую руку воздушный шарик и начинаем обматывать его ниткой с клеем. Это мы делаем кокон. Из одной катушки может выйти два очень красивых кокона. Мокрый кокон следует положить сохнуть на кле­енку. Через 4 часа он будет готов.

Когда кокон высохнет, из него нужно вынуть воздушный шар. Осторожно проколем его иглой и вынем через ячейку в нитяной сетке. У вас в руках ажурное изделие из волшебной паутинки.

Обновлено: 07.01.2022

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.

Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.

(1)Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.

(2)Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.

(З)Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога. (4)Перекусывая, она разбирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для неё: Лонгрен сделал их ночью. (5)Одной из них была миниатюрная гоночная яхта. (б)Белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка. (7)Ассоль пришла в восхищение. (8)Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь. (9)Дорогу пересекал ручей, который уходил в лес.

(10)«Если я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль, — она ведь не промокнет. (11)Девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьёт к берегу. (12)Она старалась не терять из виду красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.

(13)В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часа, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. (14)С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и рассматривает её с любопытством слона, поймавшего бабочку.

(15)Это был Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.

— (16)Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — (17)Ты как поймал её?

(18)Эгль поднял голову и с минуту разглядывал девочку, улыбаясь. (19)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.

— (20)Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту. — (21)Это что-то особенное. (22)Это твоя штука?

— (23)Да, я за ней бежала по ручью. (24)Она была тут?

— (25)У самых моих ног. (26)Как зовут тебя, крошка?

— (27)Ассоль, — сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

— (28)Хорошо, — продолжал старик. — (29)Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты. (30)Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. (31)Что у тебя в корзинке?

— (32)Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой.

— (ЗЗ)Отлично. (34)Тебя послали продать. (35)По дороге ты занялась игрой: пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?

— (36)Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль. — (37)Тебе кто-то сказал или ты угадал?

— (38)Я это знал. (39)Потому что я — самый главный волшебник. (40)Тебе нечего бояться меня, — серьёзно сказал он. — (41)Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам.

(42)Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.

— (43)Ах, почему я не родился писателем? — продолжал Эгль. (44)Ну-ка, слушай меня внимательно. (45)Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, в Каперне. (46)Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное. (47)Но у вас не рассказывают сказок. (48)У вас не поют песен. (49)А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом.

(50)Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка памятная надолго. (51)Ты будешь большой, Ассоль. (52)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (53)Сияющая громада парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (54)Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. (55)Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (56)Тогда ты увидишь храброго красивого принца. «(57)3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (58)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти навсегда в своё царство.

(59) У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали».

(60) Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить тебя с приездом.

— (61)Это всё мне? — тихо спросила девочка. (62)Её серьёзные глаза просияли доверием. — (бЗ)Может быть, он уже пришёл. тот корабль?

— (64)Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал ты вырастешь — и это сбудется. (65)Что бы ты тогда сделала?

— (66)Я? (67)Я бы его любила, — поспешно сказала она и не совсем т » прибавила: — Если он не дерётся.

— (68)Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув — не будет, я ручаюсь за это. (69)Иди, девочка, и не забудь того, что сказал я. (70)Иди. (71)Да будет мир пушистой твоей голове!

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н.Ф. Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».

Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Так, например, 42 предложение – это сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. На союзное слово «что» падает логическое ударение: автору важно подчеркнуть, что девочка с первого взгляда привлекала внимание сказочника Эгля. Перед третьей частью сложного предложения ставится двоеточие, так как А. Грин поясняет, какое сильное впечатление произвела на героя Ассоль своим «невольным ожиданием прекрасного». Благодаря этому читатель понимает, что главная героиня – очень необычный человек с богатым внутренним миром.

Кроме того, в середине 63 предложения стоит многоточие, что тоже немаловажно для характеристики литературного персонажа. Ассоль делает паузу, не сразу решаясь произнести вслух заветное слово «корабль». Благодаря этому знаку препинания мы видим, что девочка очень доверчива и даже немного наивна, но её искренняя вера в мечту трогает сердце читателя.

Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 42: «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».

Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложениях 5-8 автор говорит о том, какое сильное восхищение испытывает его героиня, наблюдая за игрушкой. Это было «белое судёнышко» с яркими алыми парусами, и девочке кажется, что она держит в руках огонь. Ассоль – необыкновенный человек, потому что в самой простой вещи она может увидеть нечто прекрасное.

Во-вторых, в предложении 62 говорится о том, что «серьёзные глаза» Ассоль «просияли доверием», когда она услышала предсказание Эгля. Девочка искренне верит каждому слову волшебника, потому что она действительно мечтает о таком будущем. Герой дарит Ассоль надежду, и она по-настоящему благодарна этому человеку.

Итак, Ассоль с детства верила в свою «блаженную судьбу», и это помогло ей стать счастливой. Тот, кто до самого конца следует за своей мечтой, обязательно будет вознаграждён.

9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?

Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.

Так, в предложениях 61-67 говорится о том, что у девочки Ассоль появилась мечта о корабле с алыми парусами. Она поверила предсказанию волшебника Эгля, и «её серьёзные глаза просияли доверием». Теперь она будет ждать храброго и красивого принца, потому что в её душе зародилась надежда на прекрасное будущее.

Во многих произведениях художественной литературы надежда становится главным источником жизни и вдохновения для героев. Например, героиня романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова отправляется к самой императрице, чтобы защитить любимого человека. Это очень смелый поступок, на который девушка решилась потому, что у неё осталась слабая надежда на благополучный исход.

Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.

Текст песни «Дайте мне белые крылья»

Текст песни "Дайте мне белые крылья"

Город расколется на мириады зеркал,
Рвутся в любовных пожарах петарды сердец,
Стенка за стенкой, душа, за душою тоска,
Тянет в болотную топь заколдованных мест.
Я же тебя никогда никому не отдам,
Пело сердечко и плакали гордые льды,
Наши тела бы могли отыскать по следам,
Если бы мы не забыли оставить следы.
Дайте мне белые крылья, — я утопаю в омуте,
Через тернии, провода, — в небо, только б не мучаться.
Тучкой маленькой обернусь и над твоим крохотным домиком
Разрыдаюсь косым дождем; знаешь, я так соскучился!

Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь.

Встретимся и за секунду проносится ночь,
Но вечностью черной разлука обрушится вновь.
Так почему же мы всё разбегаемся впрочь?
Зная в каком направлении наша любовь.
Мы друг для друга давно стали как зеркала.
Видеть тебя и всё чаще себя узнавать,
Нитью незримой нас намертво сшила игла,
Так больно когда города нас хотят разорвать.
Дайте мне белые крылья, — я утопаю в омуте,
Через тернии, провода, — в небо, только б не мучаться.
Тучкой маленькой обернусь и над твоим крохотным домиком
Разрыдаюсь косым дождем; знаешь, я так соскучился!

Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь.

Дайте мне белые крылья, — я утопаю в омуте,
Через тернии, провода, — в небо, только б не мучаться.
Тучкой маленькой обернусь и над твоим крохотным домиком
Разрыдаюсь косым дождем; знаешь, я так соскучился!
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился;
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился,
Знаешь, я так соскучился!

Читайте также:

      

  • Wow волны возмездия как начать
  •   

  • Serious sam как сделать свой hud
  •   

  • Спидхак как в собейте самп
  •   

  • Как сделать пузырьки в воде в майнкрафте
  •   

  • Fallout 2 где найти гэкк

На чтение 21 мин. Просмотров 50 Опубликовано

развернутьсвернутьО «Лингвотек»

Бюро переводов «Лингвотек» может по праву считаться международным. За 12 лет работы мы выполнили более 50000 переводческих заказов как для корпоративных, так и для частных клиентов. Мы дорожим нашей репутацией, поэтому максимальное внимание уделяем качеству выполняемых нами переводов. Мы сотрудничаем только с опытными квалифицированными переводчиками. Штат нашей компании насчитывает 30 постоянных переводчиков и более 1000 узкоспециализированных специалистов. Охват языков с которыми мы работаем по-настоящему впечатляет: 285 основных языковых пар. Основные языки:

Более 500 клиентов по всей России рекомендуют нас как надежных партнеров:

Мы предлагаем лучшие на российском рынке переводческие услугипо соотношению стоимости и качестваicon-service_01.png

Скачать коммерческое предложение icon-service_02.png Скачать прайс-лист Рассчитать стоимость перевода текста Пригласить нас на тендер

Агентство переводов «Лингвотек» снимает языковые барьеры. Мы с энтузиазмом берёмся за выполнение тестовых переводов, а любую консультацию о переводе и правовом оформлении документов Вы можете получить обратившись к нам любым удобным Вам образом:

Свяжитесть с нами По электронной почте:order@lingvotech.com По телефону:+7 (929) 555-48-28

*уточняйте у менеджера

Преимущества нашего агентства: гибкость и комплексный подход высочайшее качество переводческих услуг безукоризненное соблюдение сроков специализированные департаменты курьер бесплатно*

Центр переводов Лингвотек — это Лучшее в Центральной России бюро переводов по соотношению цена-качество!

Свободные и несвободные словосочетания

По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободныеи несвободные (нечленимые, цельные).

Свободное словосочетание— это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным чле­ном предложения.

Синтаксически цельные словосочетания — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.

Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний.

1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п.

2.Словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.

3. Словосочетания с метафорическим значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин).

4.Словосочетания со значением неопределённости; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагатель­ное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.

5.Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — сущест­вительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — су­ществительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.

Примечание: Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.: Мама с дочкой готовили обед. Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по за­лам (Л. Толстой). Элен вместе с Наташей опять вошла в гос­тиную (Л. Толстой).

6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми гла­зами, человек высокого роста.

7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам по­мочь; Она выглядела усталой.

развернутьсвернутьО СОТРУДНИЧЕСТВЕСОТРУДНИЧАЙТЕ С НАМИМы предлагаем щедрые условия вознаграждения наших партнеров — значительную комиссию от стоимости заказов по приведенным Вами клиентам.

Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

По электронной почте:order@lingvotech.com По телефону:+7 (929) 555-48-28

Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис 

или приехать к нам в офис по адресу:

Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету

Анкета переводчика/редактора

Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

По электронной почте:order@lingvotech.com По телефону:+7 (929) 555-48-28

В данной статье рассмотрены типы словосочетаний в современном русском языке по степени связанности элементов: свободные и несвободные словосочетания. 

В зависимости от признака, который положен в основу классификации, выделяют различные типы словосочетаний.

Свободные словосочетания

Свободные – это такие словосочетания, когда каждое слово имеет прямое значение, и в этих смыслах данные слова беспрепятственно могут сочетаться с другими. Элементы в их составе сохраняют свою самостоятельную лексическую семантику.

Они образуются вследствие свободного соединения двух отдельных слов. Каждое слово в составе такого сочетания является и отдельным членом предложения. 

Слова в них легко могут быть заменены другими, в зависимости от коммуникативной цели.

Примеры свободных словосочетаний:

  • раннее лето, позднее лето, знойное лето, холодное лето;

  • истинный друг, старый друг, хороший друг, весёлый друг;

  • истинная любовь, истинная правда, истинная дружба.

Как видно из примеров, каждое слово из исходного свободного словосочетания может выступать и в составе других сочетаний.


Несвободные словосочетания

В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово.

Пример:

Мы с мужем были счастливы.

В данном примере слово «мы» недостаточно полно называет того, кто был счастлив. Смысл подлежащего здесь определяется зависимой частью «с супругом», поэтому в данном случае подлежащим выступает всё словосочетание целиком. 

Кто? – Мы с мужем.


Типы цельных словосочетаний

В зависимости от категории главного слова или от вида связи между элементами, неделимые словосочетания делятся на несколько типов.

1. Именные (чувственный рот, объективный анализ), иногда они создают избыточность описания. 

Наиболее употребительны количественно-именные:

Три певицы на открытии исполнили одну и ту же песню.

Словосочетание «три певицы» целиком выступает подлежащим.

2. С предлогом «из» в значении избирательности:

Кому из нас ты отдашь предпочтение?

Сочетание «кому из нас» целиком выступает дополнением.

3. Словосочетания со смыслом совокупности, совместности, с предлогом «с» (указывает на одинаковое участие в деятельности):

Нам с тобой повезло.

Сочетание «нам с тобой» целиком выступает дополнением.

4. Словосочетания с формами существительных типа «…с глазами», «…с лицом», «…роста» и определяющими их прилагательными. 

Примеры словосочетаний:

  • добрый человек всё простит;

  • женщина с пышной грудью;

  • мужчина высокого роста.

А в этом предложении существительное и определяющее его прилагательное является цельным и представляет собой определение:

Люди с радостными лицами шли на праздник.

5. Словосочетания с метафорическим смыслом – это сочетания, в которых хотя бы один из компонентов имеет переносный смысл:

  • глубокая осень;

  • золотое сердце.

Слова «глубокая» и «золотое» здесь использовано в переносном значении и нельзя сочетать «глубокая весна», «глубокое лето» или «золотые почки», «золотая печень» и пр.

6. Словосочетания, несущие неясное, неточное значение; в них основное слово обозначается неопределённым местоимением, а второстепенное слово, как правило прилагательное или причастие, согласуется с основным в роде, числе и падеже:

  • что-то чуждое;

  • какой-то безынициативный;

  • какой-то потерянный.

7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых:

  • Она начала готовить ужин;

  • Студенты хотят перекусить, преподаватели начали дискуссию. 

Важно помнить, определяя цельное словосочетание, что их ключевой характеристикой является недостаточность смысловой нагрузки главной её части. 

Например:

Он шествовал широким шагом.

Сочетание «широким шагом» является цельным, потому что главная его часть «шагом» не несёт достаточной смысловой нагрузки обстоятельства, а необходимый смысл передаётся зависимой частью «широким».

В то же время часто цельные словосочетания дают избыточную смысловую нагрузку. 

В заключение отметим, что все указанные типы неделимых сочетаний с разной частотностью встречаются в современном русском языке. Знание цельных словосочетаний и умение их выделять существенно облегчает синтаксический разбор предложения. 

Например:

В этом сложном предложении целых три неделимых словосочетания.

Еще тесты

Читайте также

Фонетический разбор слова [листья]Цифры прописью — правила написания в русском языкеМестоимения в русском языкеМорфологический разбор имени существительного — правило, схема и примеры

Сочинение ЕГЭ 2016 по русскому языку — это задание повышенной сложности, поэтому необходимо очень внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке.

В данной статье я попытаюсь подробно разобрать план сочинения и особенности его написания. Независимо от содержания текста, лучше всего пользоваться следующим планом, составленным на основе критериев оценивания:

1) Формулировка проблемы

2) Комментарий к проблеме

3) Позиция автора по выбранной проблеме

4) Собственное мнение (согласие или несогласие)

5) Доказательство своего мнения (включая не менее 2-х аргументов)

Для гармоничности изложения и композиционной целостности желательно включить в свою работу вступление и заключение (но это не обязательно).

К1. Формулировка проблемы

Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Как правило, исходный текст включает не менее 2-3 тем, каждая из которых может стать основой вашей работы. Выбор должен определяться ответом на два вопроса:

1) Какая проблема находится в центре внимания автора?

2) К какой проблеме вам легче подобрать аргументы?

Как определить проблему?

При выявлении проблемы текста можно использовать следующий способ:

  1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

Разберем на примере:

Прочитав текст несколько раз я выделяю две проблемы:

1) проблема духовного существования человека в современном мире

2) проблема снижения интереса к чтению в XXI веке

Я выбираю вторую. На основе собственного впечатления от прочитанного текста я составил вступление, а проблему сформулировал в виде вопроса:

Вспоминаю, как в детстве просил родителей прочитать сказку. Они читали. Я вырос, давно уже читаю сам, как «бумажные» книги, так и электронные. Но все чаще вижу нарастающее равнодушие к чтению и литературе в целом.

Неужели книга перестала играть в жизни общества и человека привычную для нее роль? Над этой проблемой размышляет И. Косолапов.

В качестве вступления можно было привести статистику:

Согласно официальной статистике Всероссийского центра изучения общественного мнения, треть россиян не хранит дома книг, другая треть, имея книги, их не читает. 

К2. Комментарий к проблеме

Комментарий — это пояснение, толкование выбранной проблемы. Комментарий помогает более детально охарактеризовать проблему, а также, показать как автор подходит к её раскрытию. При написании сочинения комментарий служит связующим звеном между проблемой и позицией автора. Главное требование к комментарию — опора на текст.

Следующие вопросы могут послужить основой для комментария к проблеме:

Как автор относится к предмету описания?

Какие аргументы приводит автор?

На каких примерах автор раскрывает проблему? Какими событиями иллюстрирует её?

Как относится автор к предмету описания (герою)?

Насколько проблема волнует автора?

В чем сущность данной проблемы?

Какова актуальность проблемы? Насколько она значима?

Использует ли автор противопоставление? Если да, то что противопоставляет?

Комментируем нашу проблему:

Рассуждая о судьбе книги в XXI веке, автор противопоставляет книгу и достижения технического прогресса. При этом автор сталкивает мнения разных поколений: Л.Леонова, который назвал книгу «бескорыстным верным другом», и молодого программиста, определившего книгу как «кипу пыльной бумаги». И. Косолапов рассуждает о преимуществах и недостатках техники перед книгой, и находит вторую более предпочтительной и полезной.

К3. Авторская позиция

Авторская позиция — это ответ на вопрос обозначенный в проблеме.

Авторская позиция является итогом размышления, выводом к которому автор приходит (в рамках выбранной проблемы). Авторская позиция может выражаться прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю) либо косвенно (в поступках героев, художественных деталях).

Автор убеждает нас в том, что книга нисколько не потеряла своей ценности, а технические достижения не смогут и не должны заменить её. Книга несет очень важную образовательную функцию, она учит и воспитывает человека. Техника и компьютеры призваны облегчать нашу повседневность, делать её более комфортной, но они не должны занимать собой всю нашу жизнь.

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

В первую очередь нам необходимо выразить своё мнение, соглашаясь или не соглашаясь с мнением автора.

Моё мнение:

Я полностью разделяю мнение И.Косолапова о том, что книга в наше время незаслуженно забыта, хотя значение её по-прежнему велико.  Я думаю, что в наш информационный век постоянное использование компьютеров и разнообразных гаджетов приведет  к деградации общества, вырождению человеческой мысли.

 Структура аргумента

Для получения максимального количества баллов нам необходимо привести не менее 2-х аргументов (один из которых опирается на художественную, научную, публицистическую литературу). Приведенный пример должен выступать как яркий микротекст и доказывать нашу позицию.

Моя аргументация:

1.  К подобным неутешительным выводам приходили и фантасты ХХ века (логический переход).  Один из которых, Рей Брэдбери, в своей антиутопии «451 градус по Фаренгейту» описывает потребительское общество, опирающееся на массовую культуру. В этом социуме люди окружили себя материальными ценностями, телевидением и развлечениями. Книги, в свою очередь,  строго запрещены и подлежат сожжению, дабы ни одна критическая мысль не попала в человеческое сознание (аргумент). Когда я вижу, как люди тратят свое время на телевидение и социальные сети, я понимаю, о чем предупреждал нас  Р.Брэдбери. Важная задача стоит перед нами, с помощью книг сохранить связь с интеллектуальным наследием человечества (микровывод).

2. Насколько высока может быть роль книг в духовном становлении личности мы можем узнать в произведениях М.Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты».  Герой  повестей Алеша Пешков считает, что именно книги помогли ему преодолеть тяжелые жизненные испытания.   

Как видите, я привожу два примера из художественной литературы. В качестве аргумента также можно использовать: ссылки на кинофильм, спектакль, исторические события, официальную статистику, высказывания известных людей и примеры из личного опыта.

Аргументируя свою позицию, я использую «аргумент к угрозе»(доказывая негативные последствия игнорирования тезиса привожу антиутопию Р.Брэдбери) и «аргумент к обещанию» (на примере Пешкова показываю как важны книги).

Заключение

Заключение должно подводить итог нашим размышлениям по проблеме.

В своем заключении я сначала использую обращение, а потом обобщаю проблему, указываю на её глобальную важность.

Хочется обратиться к современникам: друзья, погружаться в художественные миры гораздо интереснее и полезнее, чем блуждать в интернет-паутине! Помните, что культура развивается в первую очередь за счет сохранения мудрости предыдущих поколений, хранящейся в книгах.

Надеюсь материал был Вам полезен.

вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр.  “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

Модели несвободных (цельных) словосочетаний

  1. Количественно-именные словосочетания.

Гл. слово обозначает количество, но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в Р.п. три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг

  1. Словосочетания со значением избирательности

Гл. слово — местоимение или числительное, зависимое — сущ. или местоимение в Р.п. с предлогом «из» один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят

  1. Словосочетания с метафорическим значением.

Гл. слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст, листьев медь, костёр рябины.

  1. Словосочетания со значением неопределённости

Гл. слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилаг., причастие что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий

  1. Словосочетания со значением совместности.

Равноправные участники совм. действия (подлеж.). Гл. слово — сущ. или местоимение в И.п., зависимое — сущ. в Т.п. с предлогом «с» сказуемое во мн.ч. мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес

  1. Контекстуально-цельные словосочетания.

Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания девушка с голубыми глазамичеловек высокого роста

  1. Словосочетания в составных сказуемых.

включают в себя вспомог. глаголы, глаголы-связки или другие вспомог. компоненты Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой. Количественно-именные (три карандаша). Словосочетание со значением избирательности (один из нас). Словосочетания с переносным значением (зеркало реки). Словосочетание со значением неопределенности (что-то неприятное). Словосочетания со значением совместности (мама с дочкой). Контекстуально-цельные словосочетания (человек высокого роста). Словосочетания в составных сказуемых (хотим помочь).

Не являются словосочетаниями: 1.    Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть поет; 2.    Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову; 3.    Подлежащее и сказуемое: наступила ночь; 4.    Составные (аналитические) словоформы: более светлый, будет ходить; 5.    Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Синтаксически неделимые словосочетания в предложении (цельные, неделимые) – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.

Тест на тему Несвободные (цельные) словосочетания вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр.  “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

Опубликовано 28.07.2014 — 17:11 —

Материалы к урокам по теме «Словосочетание» (5-8 классы)

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngsvobodnye_i_nesvobodnye_slovosochetaniya.docx 15.64 КБ

Предварительный просмотр:

СВОБОДНЫЕ И НЕСВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

  1. Характеристика словосочетания:
  1. главное и зависимое слова;
  2. смысловой вопрос;
  3. частеречная принадлежность;
  4. простое / сложное;
  5. для сложного: структура;
  6. свободное / несвободное;
  7. тип подчинительной связи;
  8. грамматическое значение.

КАЖДОМУ – по 1 словосочетанию – НА АЛЬБОМНОМ ЛИСТКЕ.

  1. РОДНОЙ КРАЙ
  2. ЧУДЕСНЫЕ ПЕЙЗАЖИ
  3. ОТЛИЧНО ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ
  4. ЛЮБОВЬ К ОТЧИЗНЕ
  5. ВЕРНОСТЬ РОДИНЕ
  6. КРАЙ СОЛНЦА
  7. БЕЗЗАВЕТНО ЛЮБИТЬ

ПРОВЕРКА, ОЦЕНКА.

СВОБОДНЫЕ / НЕСВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ – ???

РАБОТА С ТЕКСТОМ – КОНСПЕКТ.

По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные (нечленимые, цельные).

СВОБОДНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения.

НЕСВОБОДНЫЕ, СИНТАКСИЧЕСКИ ЦЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО МОДЕЛЕЙ СИНТАКСИЧЕСКИ НЕСВОБОДНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п.

2.Словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.

3.  Словосочетания с метафорическим   значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин).

4.Словосочетания со значением неопределённости; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.

5.Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.

Примечание: Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.: Мама с дочкой готовили обед. — Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по залам (Л. Толстой). — Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).

6.  Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.

7.  Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-425907-1395821378.jpg

10 класс материалы к урокам литературы

Разработка уроков литературы по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»…

picture-425907-1395821378.jpg

10 класс материалы к урокам литературы

Разработка уроков литературы по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»…

picture-140398-1478339176.jpg

8 класс Материалы к уроку Словосочетание Подчинительная связь

Материалы к урокам по теме «Словосочетание» (5-8 классы)…

picture-140398-1478339176.jpg

8 класс Материалы к уроку Словосочетание Характеристика словосочетания

Материалы к урокам по теме «Словосочетание» (5-8 классы)…

picture-140398-1478339176.jpg

8 класс Материалы к уроку Однородные и неоднородные определения

Материалы к урокам по блоку тем «Синтаксис»…

picture-140398-1478339176.jpg

8 класс Материалы к уроку Разбор словосочетания с подчинительной связью

Материалы к урокам по блоку тем «Синтаксис»…

picture-438141-1585800283.jpg

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://lingvotech.com/svobodnie_i_nesvobodnie_slovosochetaniya
  • https://nauka.club/russkiy-yazyk/svobodnye-i-nesvobodnye-slovosochetaniya.html
  • http://www.russian-tutor.ru/
  • https://grammatika-rus.ru/modeli-nesvobodnyh-tselnyh-slovosochetanij/
  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/07/28/8-klass-slovosochetanie-svobodnye-i-nesvobodnye

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение рассуждение гоша немного сердит он не хотел брать этот флакон
  • Сочинение рассуждение демон лермонтов
  • Сочинение рассуждение гроза почему погибла катерина
  • Сочинение рассуждение декабрьское примеры
  • Сочинение рассуждение даже непонятно им самим как это утром их кавказский пленник так расстроил
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии