Сочинение рассуждение этот удивительный мир фразеологизмов

В учебнике русского языка есть высказывание: фразеологизмы неизменные спутники нашей речи. мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой

В учебнике русского языка есть высказывание: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Фразеологизмами являются устойчивые сочетания слов с переносным значением. Мы часто пользуемся ими, говоря о привычных для нас вещах.
Лексика – словарь языка. Фразеологизмы являются лексическими средствами, которые украшают нашу речь. В предложении номер пятнадцать есть фразеологизм «закатав рукава». В данном контексте он означает то, что если хочешь изменить человека в лучшую сторону, то нужно работать над этим очень долго и упорно. Также в тексте используется такое лексическое средство как эпитет в предложении номер тринадцать «благоухающие цветы». Также в этом предложении есть метафора «погрузиться в человека». То есть хорошо узнать человека, его занятия, чем он увлекается, из чего состоит его жизнь. В предложении номер восемнадцать есть метафора «увидел гадость». Значит, увидел что-то неприятное, плохой поступок, который за гранью морали.
Грамматика точно передает ход мыслей и помогает нам выражаться. Предложение номер восемь является сложносочиненным, в нем две грамматические основы: первая – дверь хлопнула, вторая – я заплакала. Эти два предложения связывает сочинительный противительный союз а. Предложение номер девять является неполным, в нем ряд однородных дополнений, которые позволяют узнать, почему заплакала учительница.
Я согласна с утверждением из учебника русского языка, оно является правдивым. Каждый из нас очень часто употребляет в своей речи фразеологизмы, зачастую не замечая этого. Они делаю нашу речь выразительнее и насыщеннее. Для грамотной речи нужно использовать и грамматические, и лексические средства.

С чего начнём размышлять? Конечно, сначала вспомним, что такое фразеологизмы. Заглянем в учебник русского языка (в соответствии со школьной программой мы изучали эту тему в 5 классе). Можно найти на книжкой полке толковый словарь. Можно пойти самым простым путём: найти определение слова в интернете, например:
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-009.htm#i936
А вот материалы, найденные в интернете учениками 9 лингвистического класса:
Что такое фразеологизмы?
Фразеологизмы как устойчивые обороты речи
Происхождение фразеологических оборотов.
Фразеологизмы как часть национальной культуры
Вспомнив, что такое фразеологизмы, прислушаемся к речи окружающих нас людей: к речи своих родителей, бабушек и дедушек, к фразам, которые произносят ваши одноклассники, наконец, прислушаемся и к своей речи. Вы сами-то используете фразеологизмы, рассказывая о событиях школьной жизни, пересказывая интересный фильм? Вступая с кем-либо в диалог, обмениваясь репликами с соседом по парте или с мамой за завтраком, вы используете фразеологические обороты, чтобы сделать свои доводы образными, яркими, выразительными, доходчивыми?
А теперь, сделав эти наблюдения, порассуждайте, действительно ли фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни. Аргументируйте свой ответ, соглашаясь или опровергая высказывание, приведённое в качестве темы для сочинения на лингвистическую тему. Не забудьте проиллюстрировать свои доводы, приводя фразеологизмы, которые вы слышите или используете сами в повседневной жизни. Поясните значение приведённых фразеологических оборотов. И обязательно сделайте вывод об использовании фразеологизмов в речи ваших современников.
Итак, засучив рукава принимайтесь за работу, не надо бить баклуши, а лучше от аза до ижицы изучите нужный материал о фразеологизмах, от корки до корки прочитайте учебник русского языка для 5 класса и … Работы-то с гулькин нос, это же не китайская грамота… Напишите сочинение-рассуждение, и никто не будет снимать с вас стружку.
Удачи вам, дорогие девятиклассники!
С гулькин нос
Буквально: с нос голубя. Гулькин – прилагательное от существительного гулька. Гуля, гулька – ласковые звукоподражательные названия голубя. Предлог с употребляется в значении сравнения: как гулькин нос, т. е. размером с нос голубя.

Смысл высказывания известного лингвиста А.А. Потебни заключается в том, что глаголы двух наклонений — условного и повелительного — выражают “идеальное” событие. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут произойти при определённом условии, а глаголы в повелительном наклонении передают советы, просьбы или приказы.
Например, в предложении 11 находится глагол повелительного наклонения «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию. А в предложениях 13 и 26 встречаются глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые в данном тексте употребляются в значении повелительного наклонения. Герои повести  дают друг другу советы, которые, по их мнению, полезны.
Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов очень сходны, так как выражают действия желаемые, “идеальные”.
(1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка — так же молча, злобно и неумело.
(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
— (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
(7)Сильным   драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.
(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
(17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
(18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
(20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое — коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая…
(22)Повторю снова, что это — мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
(23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.
(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».
(По А. Лиханову.)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи…» Их ещё называют “устойчивыми сочетаниями”. Мы пользуемся ими, действительно, очень часто, хотя и не замечаем этого. Доказательства тому находятся в тексте А. Лиханова.
В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
Можно сделать вывод: без фразеологизмов, привычных и знакомых всем нам с детства, не обойтись в повседневной речи.

7
Текст
8
(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы. (3) Твоя фамилия? (4) Княжин. (5) А как ты занимался по физике? (6) Это мой любимый предмет. (7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной. (9) Не мешай слушать, донёсся до меня голос Княжина. (10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить. (11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина: (12) Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза. (15) Я и сам знаю, что рыжий, спокойно ответил Княжин. (16) А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул? (18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин. (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию. (20) Зачем ты записался во все кружки? спросил я Княжина.- (21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего? (22) Нет, я знаю, но мне надо упрямо ответил он. (23)Это моя тайна. (24) Тайна это или не тайна, сказал я, – но ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез. (25)Княжин очень расстроился. (26) Я должен всё знать, сказал он. (27) Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.
9
29)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо. (30)«Этот долетит!» подумал я. (31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить. (33) Княжин, спросил я, почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки? (35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне: (37) У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос. (39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос: (41) Есть что-нибудь новенькое? (42) Мальчик, ответила девушка-продавщица, ты мне покоя не даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое. (44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу красовались маленькие очки. (46)Он тихо сказал: (47) А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки ненавижу. (49)Он был такой несчастный! (50) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. (51)Я сказал: (52) Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53)Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом. (55) Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56) Как же я сам не сообразил? (57)Он снова светился счастьем. (58)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди». (По В. Железникову)
10
Ищем фразеологизмы в тексте (11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина… (13)Тоже мне, строит из себя умника! (16) А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул? (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам… (24)Если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез. (27) Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (34)Устал грызть гранит науки? (35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос. (42) Мальчик, ответила девушка-продавщица, ты мне покоя не даёшь! (52) Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53) Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! и т.д.
11
Домашнее задание по этому тексту. Выбираем ОДНО сочинение и ПЕРЕПИСЫВАЕМ в Тетрадь для подготовки к ГИА ( с двумя примерами)
12
Вариант 1
13
Задумывались ли вы над тем, кого окружающие слушают с нескрываемым интересом? Конечно же, тех, чья речь образна, и фразеологизмы являются одним из самых распространённых и ярких средств выразительности языка. А как рано мы начинаем знакомиться с ними! Кому из нас, например, родители, удивляясь или изумляясь, не говорили: «Не верю своим глазам!» То же самое произносит и рассказчик, когда видит, что Княжин записался во все кружки (предложение 19). Учитель понимает, что в этом случае у его ученика не останется времени на изучение любимого предмета, и он утверждает: «На физику у тебя времени будет в обрез». Конечно же, и это выражение мы знаем давным-давно! Поэтому верно утверждение о том, что «фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
14
Вариант 2
15
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», – утверждается в учебнике русского языка. Действительно, «не вешать нос» (предложение 53) мы призываем тех, кто отчаялся, пришёл в уныние, и втайне от всех – «в глубине души» (предложение 27) – надеемся и верим, что это произойдёт. Мы употребляем подобные выражения в зависимости от ситуации, потому что они являются готовыми яркими образными определениями наших состояний или настроений. Вот так народная мудрость нашла краткое выражение мысли во фразеологизмах, и раннее знакомство с ними делает нашу речь яркой, обогащает её, развивает образное мышление.
16
Вариант 3
17
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», – утверждается в учебнике русского языка. В самом деле, всегда, желая выразить мысль емко и точно, мы используем фразеологизмы, потому что знаем их давным-давно. Как, например, точнее и образнее можно спросить у человека, почему он обиделся? Конечно, с помощью фразеологизма, как это делает Княжин, герой рассказа, обращаясь к Лёвушкину: «И чего ты сразу губы надул?» Как можно показать надоедливым окружающим своё неудовольствие от общения? Несомненно, тоже фразеологизмом! Так, например, поступила девушка- продавщица, обратившись к Княжину: «… Ты мне покоя не даёшь!» Следовательно, придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл нам помогают привычные с раннего детства речевые обороты – фразеологизмы.

Как пользоваться шаблоном (УРОК 1)
Уважаемые девятиклассники!
Несмотря на то что на сайте выставлено более 70 шаблонов сочинений на
лингвистическую тему, ежедневно мы слышим крики о помощи от тех, кто не понял, как писать сочинение по шаблону.
Дам вам три урока, как пользоваться шаблоном.
Урок 1
Работать будем на базе сочинения по тексту 32,выставленного на сайте. Сочинение
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так.Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою
и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всеодним духом». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень
быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче,
экспрессивнее.

В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклиниласьв разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор».
Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом
тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был авторучебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.
Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие
из них привычны и знакомы с детства». (125 слов)

Задание звучит так:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смыслвысказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные
спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не
замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Сразу договоримся, что первую и последнюю фразы сочинения мы трогать не
будем, потому что сегодня работаем над разделами сочинения (задание С2), где
необходимо привести аргументы из текста. Для этоговозьмите текст, выпишите или подчеркните в нем все фразеологизмы, которые там встретите. Их втексте довольно много:
– пришел в себя (2)
-обрушился всем телом (7)
-завыла в полный голос(10)
-браться за дело, закатав рукава (15)(чаще всловарях встречается слово «засучив»)
-заходя в тупики(16)
– тяжкий грех (21)
-валить с больной головы на здоровую (21)
Уверена, что вы найдете еще в этом тексте устойчивыесочетания.
Сейчас выберите для своего сочинения те фразеологизмы,значение которых можете истолковать.
Переписывайте вторую часть сочинения, вставляя выбранныйвами фразеологизм:
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел всебя». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего « перестать
волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче,
экспрессивнее. (Значение фразеологизма вы можете взять во фразеологическом
словаре или в Интернете.)

Переписываете третью часть сочинения, вставляявыбранный вами фразеологизм:
В предложении 21 автор использует фразеологизм «тяжкийгрех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое
прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм характеризует
поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают
свою вину на детей…

Все. Наши аргументы готовы. Соединяем все части сочиненияи получаем новую работу:
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так.Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою
и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел всебя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в ролисинонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но
устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 автор использует употребляемый мною вречи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимическиезначения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте
данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые,
пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был авторучебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.
Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие
из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)

Наша работа с вами закончена. Встретимся в ближайшеевремя на уроке 2.
Урок 2
Сегодня мы займемсяболее простой работой: попробуем написать сочинение, хотя бы чуть-чуть
отличающееся от шаблона. Работать будем на базе того же сочинения.

Сочинение
Эту фразу из учебникарусского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы
пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в
тексте А. Лиханова.

В предложении 2 встречаетсяфразеологизм «пришел в себя»,который часто слышу в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного
выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое
сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 авторупотребляет фразеологизм «тяжкий грех»,который я тоже использую в своей речи. У него также есть синонимические
значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте
данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые,
пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделатьвывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы –
неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой
даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)

Вы, надеюсь, уженаучились писать аргументы по шаблону… Давайте попробуем разнообразить
вступление и заключение работы.

Обратите внимание,что вступление и вывод по смыслу очень похожи. Поменяем их местами, сохранив
только те части, которые НЕОБХОДИМЫ именно в этом разделе.

ВСТУПЛЕНИЕ
Автор учебника,утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи»,
несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая
этого.
 Доказательстванахожу в тексте А. Лиханова.
(Жирным шрифтом выделено вовступлении то, что нельзя убирать из шаблона.)
Как вы убедились, мыизменили эту часть, воспользовавшись заключением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, могусделать вывод, что устойчивые словосочетания,фразеологизмы, – повседневные спутники нашей речи.
(Жирным шрифтом выделено взаключении то, что нельзя убирать из шаблона.)
Соберем воедино нашеНОВОЕ СОЧИНЕНИЕ:
Автор учебника,утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи»,
несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая
этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.

В предложении 2 встречаетсяфразеологизм «пришел в себя»,который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного
выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое
сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 авториспользует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкийгрех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка,тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко
характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом,
перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, могу сделатьвывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы,- повседневные спутники
нашей речи.

Вот и все! Сочинениеизменило свой вид, и никто уже не скажет вам, что работа списана из ИНТЕРНЕТА.
На уроке 3 мыпоучимся с вами писать совсем другие вступления и заключения, более
эмоциональные и яркие.

В школах наступает пора
пробных экзаменационных работ по русскому языку, поэтому проведу последний урок
по «шаблонам».
Как сделать, чтобываше вступление и заключение не походили на другие? Есть два пути.
Можете в книгах о
фразеологизмах, в Интернете или в других источниках найти яркие, эмоциональные
слова об этой единице языка. Там вы встретите сравнения фразеологизмов с
россыпями бриллиантов и с яркими изумрудами на фоне речевой ткани. Несомненно,
эти фразы помогут вам самостоятельно написать начало и завершение работы.
2.Этот путь сложнее и проще
одновременно. Что от вас хотят услышать разработчики  тестов? То, что
«…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в
повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы
с детства».
Попробуем, идя заэтой фразой, написать свое вступление.
ВСТУПЛЕНИЕ
Слова «мама», «папа»,«Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и
близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об
руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально,
они с речью мамы, бабушки, учителя вошли в наш лексикон. Приведу примеры из
текста Альберта Лиханова.

Обратите внимание, как
просто и доступно написано вступление. Попробуем это же сделать с заключением.
Перечитаем еще раз цитату, отметим, что из нее мы уже использовали в начале
работы? Оказывается, дословно не использовали ничего, кроме выражения «знакомы
с детства». Поэтому в заключение мы можем смело взять что-то и из цитаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы можемсделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются
нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

Попробуем, соединивматериалы из первого и третьего уроков, создать НОВОЕ сочинение.
СОЧИНЕНИЕ
Слова «мама», «папа»,«Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и
близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об
руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально,
они с речью мамы, бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из
текста Альберта Лиханова.

В предложении 2 встречаетсяфразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он
выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться,
успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.

В предложении 21 авториспользует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже
есть синонимические значения:  тяжелая  ошибка, тяжелое прегрешение,
тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко
характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом,
перекладывают свою вину на детей…

Таким образом, мы можемсделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются
нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

Вотвам новый, нигде не списанный вариант сочинения. Он словно говорит вам: « Поверьте всебя и убедитесь в том, что, переделывая наши «шаблоны», добавляя в них свои
мысли, свои выражения, вы к  началу экзамена НАУЧИТЕСЬ писать это трудное
сочинение».
Всего хорошего!

Детство – самое лучшее время в жизни человека. А золото – самый лучший и ценный металл. Поэтому, детство и называют «золотая пора».

Да, детство действительно – золотая пора. И эту пору все люди будут вспоминать с огромной любовью и сожалением в течение всей своей жизни – ведь возврата туда нет.

Время детского возраста – с рождения ребенка до отрочества, приблизительно, до 11 – 13 лет. Но в наше время этот срок отодвинулся, и детьми считаются порой восемнадцатилетние юноши и девушки, наехавшие на ребенка на переходе или застрелившие случайно прохожего. Ну что взять с малолетних и неразумных деток – конечно же, ничего. А на нет и суда нет.

Детство — это единственное время, когда ты ни за что не отвечаешь: тебе не надо работать и кормить семью, учить детей и лечить маму с папой, выплачивать ипотеку и кредиты. Это – самое беззаботное время в жизни человека. Да, проблемы, конечно, есть. Но какими же смешными они потом окажутся!

Это – единственное время, когда ты безгранично веришь в волшебство и чудеса. И только тогда повсюду летают красивые феи и машут волшебными палочками. А толпы Дедов Морозов с мешками подарков бегают по предновогоднему городу в поисках именно тебя. И можно написать письмо Деду Морозу, чтобы он исполнил твое самое заветное желание — он же реально существует. А человеку надо во что-нибудь верить — не важно, во что: без веры жить нельзя.

В детстве тебя любят просто так, а не за что-то: за деньги, гектары земли, власть и красный диплом. Тебе радуются, когда ты приходишь в этот мир, когда ты заходишь в комнату, когда просыпаешься и съедаешь манную кашу.

Весь мир кажется огромным и замечательным: луна и звезды – большими и яркими, краски – сочными, мамины духи – волшебными, мама – самой красивой, а папа – самым умным и сильным. И даже пятиметровая кухня – просторной.

Все кажется удивительно легким: легко подойти к понравившейся девочке, взять ее за руку и предложить дружбу. Легко прыгать через прыгалки, скакать на одной ножке. И петь у всех получается, и танцевать. И стихи в детстве все читают здорово, как кажется. Да и рисуют красиво. И куда это все потом девается?

В детстве очень легко прятаться: надо просто закрыть глаза. И – все! Уши тоже можно заткнуть для лучшего эффекта. А если залезть с головой под одеяло, то тебя вообще никто не найдет. Очень здорово прятаться в шкафу: и место есть, и дышать хорошо. Поэтому, в детстве надо использовать все возможности – потом-то спрятаться от проблем не удастся.

В детстве у тебя ничего не болит. Да, выпадет молочный зуб. Или появится ссадина на коленке. Но ноги бегают быстро, руки поднимаются высоко, глаза смотрят зорко. И усталости к вечеру нет – бегал бы и бегал.

Когда ничего не болит – очень здорово. Но когда не болит душа, это – вдвойне здорово. А у тебя в детстве душа еще не болит: все живы-здоровы и могут позаботиться о себе без твоего участия.

Мечты в детстве – очень яркие. Они просто должны сбыться. Обязательно! И я стану самой красивой, умной, выучусь в «фейной школе» на главную фею, удачно выйду замуж за принца и заведу беленького котеночка. Или стану самым сильным дядей в Пензенской области, женюсь на богатой бабушке, а она скоро умрет и оставит мне свой дворец и лошадку пони.

Засыпать в детстве — легко, и просыпаться — легко. И радостно: а это – главное. И улыбаться утром не чему-то, а просто так.

Счастливое детство, как говорили при социализме, не вернуть. И хотя в старости многие возвращаются в детство или «впадают в него», это считается уже диагнозом. Да, таких стариков очень жаль, их пытаются лечить и реабилитировать. А, может быть, им там – хорошо? В этой «самой золотой поре»? Но мы, к сожалению, об этом никогда не узнаем.

Сочинение 2

Самый прекрасный, беззаботный и незабываемый период жизни человека – это детство. Страна, в которую мы все мечтаем вернуться. Беззаботное время, когда все трудности и проблемы решают родители, а ребёнок только наслаждается жизнью. Ему чуждо такое понятие как «проблема».

Рано утром просыпаешься, завтрак уже готов. За окном звонко щебечут птички, журчит речка. Всё время принадлежит только тебе и только ты решаешь, как им распоряжаться. Над тобой нет начальства, которое требует сдать все работы в срок, подготовить отчёты, писать объяснительные.

Детство – это свобода. В этом возрасте можно творить, рисовать, учиться игре на музыкальных инструментах, заниматься спортом. В эти годы познаешь как устроен этот мир. Лучше всего в этом вопросе помогает матушка-природа. Её необъятные леса, горы, море, реки и поля. Зверушки, которые обитают в естественной среде.

Летом отправляешься к бабушке. Она живёт в чудесном месте, где можно побыть наедине с природой. Есть выбор: хочешь – пойти в поход в лес или отправиться на речку, искупаться или порыбачить.

Так здорово с раннего утра отправиться на речку, когда только начинает вставать солнце. Этот утренний нежный свет невозможно забыть. Он так прекрасен. При нём всё видно, но он не мешает спать. Не бьёт в глаза яркими лучами солнца.

 В это время ложишься на мокрую от росы траву, закрываешь глаза и слышишь тихое журчание воды. Дует легкий ветерок, который колышет пряди волос. Ты медленно погружаешься в состояние дремоты, а потом просыпаешься от ярких лучей солнца и пения птиц. Рыбаки уже ушли, наловили несколько ведер рыбы. Вода уже прогрелось от лучей солнышка и самое время искупаться.

Так здорово погружаться под голубую гладь воды и видеть маленькие и большие пузырьки. Под водой кипит своя жизнь. Маленькие рыбки быстро уплывают, когда видят, что к ним приближается человек. За своё детство, благодаря нырянию, ты научился задерживать дыхание под водой. Это очень полезно для лёгких.

В это беззаботное время мы так любили наблюдать за взрослыми и мечтали стать такими, как и они. Мы спешили повзрослеть и не ценили детства, а оно очень быстро закончилось. Так важно научиться ценить время. Ведь вернуться в те времена теперь можно лишь в воспоминаниях.

Рассуждение 3

Как часто взрослые люди произносят фразу: «Как хорошо быть маленьким!». А почему звучат эти слова?

Детство пролетает молниеносно, но этот жизненный этап проходит каждый человек. Детство – это «время ПЕРВЫХ»: первое слово, первый шаг, первая улыбка, первый зуб, первый синяк, первый праздник… Этот список можно продолжать бесконечно.

Детство – это уникальная страна, где новый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск нового, интересного, где каждый житель – это строитель будущего. В этой стране почти нет слов «нельзя» и «надо».

Детство — время беззаботных игр и фантазий, веры в волшебство и безграничную доброту окружающих, время радости и всепоглощающей любви. Только сейчас можно спать — сколько хочешь, гулять в обязательном порядке, есть только то, что любишь. А сколько вокруг игрушек и друзей, и каждый жучок кажется самым лучшим, и каждая бездомная кошечка – самая милая. Только сейчас легко спрятаться от любых проблем и страхов – нужно просто закрыть глаза или уткнуться лицом в подол маминого платья.

В то же время, детство – это главный этап жизни человека. Именно в это время закладываются все физические, психические, а самое главное, нравственные основы будущей личности. Ребенок не умеет обманывать, не может ненавидеть, ему не знакомо чувство обреченности. Всю непосредственность малыша разрушают взрослые: каждый окрик, сравнение, обман – это как нахлынувшая волна, которая обтачивает камень на морском берегу. Многие моменты, которые кажутся взрослому обыденными, навсегда остаются в памяти ребенка. Если детство прошло в жестокости, то и своему ребенку повзрослевший малыш подарит лишь жестокость. Если детство окружало вранье, то оно станет нормой и на следующих этапах жизни. Если родительское воспитание заключалось в крике или побоях, то это и станет образцом последующей воспитательной системы для будущего родителя. Только забота и родительская любовь делают детство миром счастливых воспоминаний.

Человек может не дожить до старости; быстро повзрослев, многие лишают себя юности, и только этап детства проживает каждый, его пропустить невозможно. Так давайте будем защищать и оберегать этот огромный край – откуда приходит каждый!

Рассуждение про Детство человека

Что такое детство? Это сладкие моменты того времени, когда мы были детьми или моменты, о которых мы любим забывать и не говорить, потому что они наносят вред сердцам, чувствам. Для некоторых людей детство — лучшее в их жизни, а для других — худшее. Когда мы дети, то понимаем, что такое плохо, а что хорошо и когда вырастаем, пытаемся применить то, чему научились с детства, но приходит новый урок — трудно понять, как и с кем его применять.

Люди, у которых было веселое и беззаботное детство, рады рассказать своим детям, внукам, приключениям, небрежности, с которой они столкнулись в детстве. Мое детство, как и большинство детей, было прекрасным. Я и мои сверстники жили в другом мире, где царили веселье и игры. Вымышленный мир магии, где все возможно. Тогда мы не осознавали, в каком хрупком и жестоком мире мы живем.

Теперь, когда мы стали больше, то понимаем, как были счастливы. Тогда мы хотели пойти в школу, но не знали, что это за ответственность. Как мы хотим вернуться в детский сад и продолжать играть беззаботно. Дело в том, что детство не может обойтись без обычного противостояния с кем-то, но тогда мы боролись только за куклу или игрушку. Это было наше детство, мы были самыми счастливыми детьми — с самыми заботливыми родителями, братьями и сестрами. Когда хотели что-то, то получали это, нам давали это. Теперь, если мы хотим чего-то, то должны это заслужить, потому что мы большие и можем проявить себя.

Детство! Это замечательный момент нашей жизни! Каждый хочет быть ребенком, беззаботным и любящим существом. К сожалению, этого не может быть, потому что у каждого человека есть лестница, по которой можно взобраться, а детство только в самом начале.

Детство — это период, в который мы строим себя как людей, как отдельную личность. Это готовит нас к реальной жизни. В этот период жизни лучше, если человека наделяют и одаривают вниманием, нежностью, любовью, теплотой, тогда он понимает ценность всего существования. Каждый родитель должен обучать своего ребенка, чтобы он мог расти как человек — более терпимым и разумным в жизни.

Мое детство.. хорошо, что оно есть, чтобы согреть меня в холодные дни, чтобы бросить меня в радостные воспоминания. Дорогая память о днях, которые я сохраню в своем сердце. Удивительный мир, который так близок, но при этом остался так далеко, не является более доступным теперь, остается волшебной страной, про поездку в которую так приятно вспоминать.

`

Детство

Популярные сочинения

  • Сочинение Глуповцы в Истории одного города (Характеристика и образ)

    Салтыкова-Щедрина по праву считают мастером сатирического гротеска. Лучшим доказательством этого служит его хроникальный роман «История одного города»

  • Сочинение Что можно считать подлинным искусством?

    Когда мы говорим о творчестве, то не всегда понимаем, что считается настоящим искусством. Важно уметь различать его с творчеством и ремеслом. Настоящее искусство исходит искреннее и исходит от души человека

  • Россия — Родина моя — сочинение 4 класс

    Есть вещи, которые впитываются c молоком матери. Есть вещи, которые не меняют свою значимость на протяжении всей жизни. Есть вещь понятные любому человеку во всех странах мира.

ОГЭ Русский язык. Подготовка к выполнению задания 9.3. Образцы сочинений-рассуждений на тему «Что такое природа ?». Цитаты из пособия «ОГЭ. Русский язык. 600 экзаменационных сочинений на «отлично» / Г. Т. Егораева. — М.: Издательство Экзамен» использованы в учебных целях.

9.3. Сочинение-рассуждение на тему:
Что такое природа?

Сочинение-рассуждение: Что такое природа?Сочинение-рассуждение: Что такое природа?

Задание 9.3. Сочинение-рассуждение

 Прочитайте текст.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое природа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образцы сочинений:

Вариант 1

Природа — это все нерукотворное, что окружает нас. Ее красота и удивительное разнообразие открываются только внимательным.

Обратимся за доказательствами к тексту А. Приставкина. Васька с другом, отправившиеся в лес, так бы и не узнали, в каком удивительном мире они оказались, если бы не потерянная книга. Ее поиски заставляли заглядывать под кусты, а там открывался неизведанный мир. Пьяника, завязь ландыша, змеиная кожа — все это, словно спрятанные драгоценности теперь открытого ларца, завораживало мальчиков и вызывало удивление (предл. 16, 19, 22, 23).

Перешагнув черту невидимого, они заново открыли для себя знакомый лес. Пусть друзья и не нашли потерянную книгу, зато поняли, что их внимательность помогла увидеть многое (предл. 40, 41).

Природа открывает свои красоты не беглому взору, а только тем, кто всматривается и вслушивается в нее.

Вариант 2

Природа — это окружающий нас живой мир, удивительный и разный. Ее разнообразие никого не оставляет равнодушным, она побуждает к размышлениям, позволяет сделать неожиданные открытия.

В рассказе А. Приставкина мальчики находят для себя гораздо больше, чем потерянная книга, — новый мир, который, оказывается, был рядом с ними. Родничок, на который наткнулись друзья, заставляет их размышлять, почему он назван так (предл. 31-35), а сброшенная змеей кожа позволяет сделать открытие, что она сохранила форму тела хозяйки (предл. 23).

Повторив слова из фантастической книги, они осознали, что новая неизвестная страна, полная загадок и тайн, — это природа.

Замечательно, когда начинаешь понимать, что самое удивительное — рядом с тобой, стоит только присмотреться.

Вариант 3

Говоря о природе, человек подразумевает все то, что живет на нашей планете — растения, птиц и животных, а также среду их произрастания и обитания. Человек — тоже часть природы, он изучает ее удивительный мир.

В рассказе А. Приставкина двое мальчишек в поисках книги открыли для себя много природных секретов, которые таил в себе лес, — ягоды пьяники (предл. 16), ландыши с завязью (предл. 19), даже сброшенную змеей кожу (предл. 22).

Земля — единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь, и ее природные особенности — предмет изучения ученых. Одна из непознанных природных загадок — это Марианская впадина. На ее дне еще не успел побывать ни один человек, но специальный батискаф смог принести пробу воды, и результатом экспедиции стало открытие ряда ранее неизвестных организмов и бактерий.

Я считаю, что природа еще подарит человечеству много своих тайн, как это произошло в прочитанном мною рассказе.

Вариант 4

Природа — это окружающий нас мир: леса и поля, океаны, пустыни, а также их обитатели. На Земле существует несколько миллионов форм жизни. И все они, включая человека, являются неотъемлемыми частями природы.

С ее разнообразием довелось познакомиться мальчишкам из рассказа А. Приставкина. Исследуя лес в поисках пропавшей книги, они лучше познакомились с жизнью растений и животных. Например, друзья полюбовались калиной на опушке (предл. 18), увидели лягушонка в роднике (предл. 29). Природа подарила им разные эмоции: восхищение (предл. 18), страх (предл. 23).

Чудеса природы действительно поражают воображение, именно поэтому туристы всего мира каждый год отправляются на встречу с ними. Например, в Калининградской области многих привлекает «танцующий лес», где деревья имеют причудливую форму, а в Китае есть каменный лес Шилинь, который представляет собой карстовые образования, похожие на гигантский лабиринт из могучих сосен или дубов.

В природе много удивительного, поэтому каждый из нас может найти в ней для себя то, что запомнится на всю жизнь.

Вариант 5

Природа — это все, что не Создано человеком. Суша и океаны, животные, растения, насекомые — это все природа. Красота природы вдохновляет человека, оставляет в его душе неизгладимые впечатления.

В рассказе А. Приставкина мальчишки настолько поражены новыми лесными открытиями, что называют лес «совершенно необычным зрелищем» (предл. 38). Конечно, рассказчик цитирует книгу, которую он потерял, но мы понимаем, что речь

идет именно об их дне, полном находок за чертой «видимого и невидимого».

Кроме того, природа — неиссякаемый источник вдохновения для человека. Это подтверждают работы известных художников-пейзажистов И.И. Левитана, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина.

Человек должен быть признателен природе за то, что она дарит радость открытий и будит в душе самые светлые чувства.


ОГЭ Русский язык. Задание 9.3. Образцы написания сочинения-рассуждения на тему «Что такое природа ?». Автор текста сочинений: Г. Т. Егораева.

Смотреть все материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Перейти к подробному анализу выполнения задания 9.3 ОГЭ.

1

Учебник русского языка предлагает нам следующее высказываение : «…». Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания.Они делают нашу речь емкой и яркой. Фразеологизмы настолько слились с нашей повседневной речью,что мы даже не замечаем их при разговоре,потому что многие из них мы слышали еще с детства.Для того,чтобы доказать это утверждение,обратимся к примерам из текста. (примеры из текста Лиханова) В предложении 15 мы встречаем фразеологизм «закатав рукава».Это устойчивое выражение означает,что за дело надо браться с желанием,с упорством.В данном предложении фразеологизм одновременно является и ярким эпитетом,показывая,что сдаваться нельзя,а необходимо идти до конца. В предложении автор использует фразеологизм «на короткой ноге»,который заменяет собой целое предложение,поясняя,что герой был в доверительных отношениях с семьей. Таким образом,фразеологизмы действительно являются неизменными спутниками нашей речи.

2

Формулировка части С принципиально изменилась в 2014 году. Напомним, что тогда нужно было написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

В ОГЭ 2015 года уже предлагается выбор одного из трёх заданий: раскрыть смысл высказывания с опорой на лингвистический материал, или объяснить смысл финала текста, или сформулировать и прокомментировать значение морально-этического понятия.

Раньше в качестве тезиса для сочинения-рассуждения предъявлялись слова одного лингвиста и нужно было действовать по образцу, приводя только примеры из попавшегося на экзамене текста. Ныне лингвистическая цитата может быть любой по содержанию, принадлежать разным писателям, лингвистам. Ясно, что так сложнее подготовиться, потому что присутствует эффект неожиданности: а вдруг попадётся то, что будет непонятно.

Давайте попробуем найти способ подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Бесспорно, главное, что может выручить, — поиск интересных слов и выражений в данном…

3

Достоянием русского языка можно считать фразеологизмы. У этих устойчивых речевых выражений нет автора. Они неделимы по смыслу и являются единым целым. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. С помощью фразеологизмов показывают свое отношение, речь становится яркой и образной.

Все фразеологизмы появились для выражения определенного события или явления. Позднее по различным причинам их стали применять в переносном смысле, но сходном с первоначальным значением. Фразеологизмы бывают как однозначными, так и многозначными, могут иметь синонимы и антонимы. В предложении выражаются одним членом.

Фразеологизмы можно разделить на четыре вида. К первому относятся устойчивые сочетания, имеющие отношение к историческому прошлому народа. Второй вид — это образные речевые обороты, в которых отражаются народные традиции. К следующему виду принадлежат появившиеся от разнообразных ремесел устойчивые комбинации слов. И наконец, последний вид – это крылатые…

4

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства»
В учебнике русского языка говорится о том, что «фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни…». Действительно, мы часто пользуемся фразеологизмами, и они делают нашу речь яркой, выразительной, эмоциональной. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, имеющие переносные значения.
Попытаюсь аргументировать этот тезис на примерах фразеологизмов, используемых в нашей речи. Я думаю, каждый из нас побывал «на седьмом небе от счастья». Этот фразеологизм означает высшую степень радости, счастья, блаженства. Данная фраза отсылает нас к модели устройства вселенной Аристотеля. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных сфер, на которых утверждены звёзды и планеты. Таким образом, побывав «на седьмом небе» можно познать неземное счастье.
Приведу еще один пример использования фразеологизма в повседневной…

5

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Фразеологизмы — устойчивые словосочетания давно стали частью нашей многовековой культуры. С самого детства они окружают нас, звуча из уст бабушек, мам, незнакомых людей. И, конечно же, им не составило труда пробраться в художественную литературу.

Для примера, рассмотрим текст А.А. Лиханова. Если бы автор просто написал, что учительница сильно плакала, столкнувшись с дракой первоклассников и «недетской детской бранью», то мы бы приняли этот факт, не заостряя особо на нем внимания.

Но Лиханов поступил лучше, он воспользовался следующей фразой «завыла в полный голос». И это выражение сразу рисует в нашем воображении всю трагедию случившегося. Видим насколько поразила молоденькую учительницу ситуация с…

6

Сочинение на тему: Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.

В учебнике русского языка есть высказывание: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Фразеологизмами являются устойчивые сочетания слов с переносным значением. Мы часто пользуемся ими, говоря о привычных для нас вещах.

Лексика – словарь языка. Фразеологизмы являются лексическими средствами, которые украшают нашу речь. В предложении номер пятнадцать есть фразеологизм «закатав рукава». В данном контексте он означает то, что если хочешь изменить человека в лучшую сторону, то нужно работать над этим очень долго и упорно. Также в тексте используется такое лексическое средство как эпитет в предложении номер тринадцать «благоухающие цветы». Также в этом предложении есть метафора «погрузиться в человека». То есть хорошо узнать человека, его занятия, чем он увлекается, из…

7

Муниципальное образовательное учреждение

Гамовская средняя общеобразовательная школа

Учителя русского языка и литературы:

Шешина Людмила Алексеевна

Зубенина Анна Сергеевна

Тема урока: Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате.

Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий (УДД); умение комментировать текст и аргументировать собственную позицию; совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате; развивать творческие способности обучающихся; прививать любовь к художественному слову.

Оборудование урока: текст Б. Раевского; презентация к уроку; раздаточный материал; инструкция по написанию сочинения-рассуждения; кадры из х/ф «Иван Васильевич меняет профессию», «Виват, гардемарины!»

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков.

Ход урока

Эпиграф к уроку

Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного…

8

Лингвистическое сочинение на тему Фразеологизмы в русской речи

Сочинение на лингвистическю тему ГИА 2013 года по тесту 32 о фразеологизмах
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально, они с речью мамы, бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание…

9

Фразеологизм, это устойчивое словосочетание, недопускающее внутри себя какого-то разложения на части или подмены слов в словосочетании, иначе смысл фразеологизма теряется. Это смысловые словосочетания, такие как: «Делить шкуру неубитого медведя»!, » Он водит тебя за нос!, » Чучело гороховое»! Многие из фразеологизмов заменяются одним словом, например: рукой подать- близко, ломать голову- непонимать. Фразеологизмы расширяют оттенки своего смысла, превращаясь в переносное значение: Трещать по швам. Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории нашего языка. Смысл фразеологизмов может рассматриваться по разному: понятие, явление, качество, состояние, признак.Среди фразеологизмов выделяются фразеологизмы – неологизмы. Фразеологизмы могут быть общенародные, профессиональные.Важным признаком фразеологизмов является метафоричность, образность. Фразеологизм рождается в языке не для называния предметов, признаков, действий, а для образно–эмоциональной их характеристики.

10

Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Цели:

обучающие – развивать навыки написания текста данного типа; выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему;
— формировать умение сопоставлять разные уровни языка.
развивающие – развивать навыки монологической речи, умение выделять существенное, соотносить уровни языка и функции;
— формировать умение самостоятельно добывать знания, систематизировать их.
воспитательные – развивать устойчивый интерес к предмету, воспитывать любовь к родному языку и необходимость бережного отношения к нему.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки «Критерии оценивания задания с 2.1.», памятки, тексты, задания, подсказки.

Тип урока: развитие речи, урок усвоения новых знаний.
Ход урока

Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации. (5 мин).

1. Вступительное…

11

В ГИА по русскому языку 2013 года принципиально изменилась часть С. Если раньше был выбор из двух заданий (написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или дать объяснение одного из ключевых фрагментов текста, как правило, морально-этического, нравственного характера), то сегодня требуется обосновать вопрос, касающийся только лингвистики.

Почему так произошло? Наверное, содержание сочинений было очень посредственным, имелись ошибки в восприятии героев, в оценке позиции и замысла автора текста, в подборе верных аргументов-примеров. Вероятно, трудно понять, зачем нужно использовать средства речевой выразительности и лингвистики в тексте.

И ещё один момент. В прошлом году в качестве тезиса для сочинения-рассуждения предъявлялись слова одного лингвиста, и нужно было всего-навсего действовать по образцу, приводя только примеры из попавшегося на экзамене текста. Ныне лингвистическая цитата может быть любой по содержанию, разной. Ясно, что так сложнее…

Задачи урока.

  • Обучающая :

    • повторить, закрепить и
      обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».

  • Развивающая :

    • развитие познавательного
      интереса ;

    • обогащение словарного
      запаса учащихся;

    • развивать интерес учащихся
      к самостоятельному творчеству.

  • Воспитывающая:

    • воспитывать любовь к
      родному языку.

«Фразеологизмы составляют
народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его…
богатство»
В.Г.Белинский

Ход урока

1. Организационный момент (2мин).

2. Актуализация знаний. Повторение.

а) вступительное слово
учителя.

Урок наш будет не совсем обычным.
Сегодня мы с вами попутешествуем.

(Слайд 1) Тема этого урока «Этот
удивительный мир …» (на доске записана
только часть темы урока). Открыть вторую
часть названия урока вы сможете, если
скажете, как одним словом можно определить
эти высказывания:

Топорная работа

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

Задирать нос

(Это фразеологизмы)

Правильно, все это –
фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд
2)
«Этот удивительный мир фразеологизмов».
Допишите название темы урока в ваши рабочие
листки.

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое
фразеологизмы?

(Это устойчивые сочетания слов,
равные по значению словосочетанию либо
целому предложению).

Эпиграфом к нашему уроку служат
слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите
его и подумайте, какое слово необходимо
дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как
вы понимаете высказывание критика?
Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача –
обобщить знания о фразеологизмах и
убедиться, что они действительно являются
оригинальными средствами языка и обогащают
нашу речь.

Как я уже сказала, мы с вами
совершим путешествие. Путешествие в страну
Фразеологию (слайд 4) Чтобы в неё войти,
постарайтесь быстро ответить на мой вопрос
пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.

З а д а н и е №1 (устно)

— Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь
топором)

— Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

— Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

— На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

— Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

— Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Молодцы. Быстро нашли ответы (слайд
5)
Как видите, это позволило нам быстро
войти в волшебную страну Фразеологию. Перед
нами указатель: «город Тружеников». Очень
хочется войти в него, но… (слайд 6)…мы
оказались возле ворот. Чтобы их открыть,
необходимо, как в любой сказке, что-то
отгадать или выполнить какое-нибудь
задание.

З а д а н и е №2. (у
доски 2 человека устно, остальные письменно
в рабочих листках)

Соедините разбросанные части
фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части
фразеологизмов «Кататься как сыр в масле»,
«Денег куры не клюют», «Как кот наплакал». У
доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята
сделали верно. А что означают эти
фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти
значения.

С заданием вы справились отлично,
и ворота уже открылись (слайд 7). И вот
перед нами город Тружеников.

3. Закрепление

Кого называют тружениками? (Обсуждение).

З а д а н и е №3 (письменно
в листках).

Запишите это слово, объясните,
каким способом оно образовано. (Обсуждение).

Какой раздел науки о языке нам
пришлось вспомнить? (Словообразование)

А среди вас есть труженики? Может
быть, кто-то захочет здесь остаться?

З а д а н и е № 4 (
индивидуально письменно в листках)

Для тех, кто вошел в город,
приготовлено ещё одно задание. Мы выполним
его по рядам (слайд 8) .

На экране выведены 10
фразеологизмов с разными значениями. 1ый
ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать»,
2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории
прописаны на доске)

  1. Сломя голову

  2. Сидеть сложа руки

  3. Во все лопатки

  4. Водить за нос

  5. Втирать очки

  6. Бить баклуши

  7. Во весь дух

  8. Вводить в заблуждение

  9. Со всех ног

  10. Высунув язык

А теперь давайте проверим (сначала
устная проверка, затем — слайд 9).

Молодцы. Вас тоже можно назвать
тружениками. Какую работу мы с вами
проделали? (Повторили, что такое
фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).

А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?

(Приставка без-). Как вы можете
объяснить ее написание? Выделите эту
приставку в своих работах. А вот написание
слова «обманывать» надо запомнить. Как вы
думаете, ребята, от какого слова
образовалось это слово? (От слова «манить»,т.е.
«звать за собой»)
. А к какой части речи
относится слово «быстро»? На какой вопрос
отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?»)
Какой раздел науки о языке мы сейчас
вспомнили? (Морфологию).

Молодцы. Путешествуем дальше.

З а д а н и е № 5 (первая
половина задания устно, вторая — письменно).

Жители этого города не только
трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму
они относятся и к животным. Горожане
построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд
10)
А кто обитает в этом зоопарке, вы
сможете узнать, если дополните следующие
фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране
появляются изображения животных)

— Голоден, как …(волк)

— Труслив, как …(заяц)

— Здоров, как …(бык)

— На ухо наступил… (медведь)

— Смотрит, как …(баран) на
новые ворота

— Грязный, как … (свинья)

— Колючий, как … (еж)

Вот какой зоопарк есть в Городе
Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите
сюда каких-нибудь животных или птиц?
Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р,
Болтливый, как сорока; Немой, как рыба).
Попробуйте составить с одним из этих
фразеологизмов предложение с прямой речью
и обращением ( у доски один человек).

Знание какого раздела науки о
языке помогает нам правильно расставить
знаки препинания? (Пунктуации)

4. Физкультминутка (слайд
11)

Наша экскурсия интересная, но я
вижу, что некоторые путешественники уже
устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам
буду давать команды только с помощью
фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит
музыка).

— Встанем, как аршин проглотили.

— Проголосуем обеими руками.

— Согнемся в три погибели.

— Попрыгаем, как заяц.

— Дадим задний ход.

— Посмотрим друг другу в глаза.

— Сделаем хорошую мину при плохой
игре.

— Побъем друг другу челом.

— Разведем руками.

— А теперь — руки в брюки.

— Подержим нос по ветру.

— Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте
свои места. Продолжаем наше путешествие.

(слайд 12) Труженики живут не в
нашей стране, а в стране Фразеология. Как
называются люди, которые живут в других
странах? (Иностранцы) (слайд13) .
Знаете, ребята, что значение русских
фразеологизмов не всегда понятно
иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому
что фразеологизмы имеют переносное
значение).

З а д а н и е № 6 (письменно
в тетрадях и у доски).

Один иностранный художник, не
знающий русского языка, любезно согласился
проиллюстрировать несколько
фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На
слайде 14 юмористические картинки
с
изображением фразеологизмов в прямом
значении: «Море по колено», «Водить за нос»,
«Мокрая курица»). Назовите эти устойчивые
сочетания. Объясните их значение. Запишите.
Найдите безударную гласную в корне слова (выполняется
у доски). Подберите к этому слову
проверочное (один ученик у доски).

5. Работа с фразеологическими
словарями.

З а д а н и е № 7 (устно)

Ребята, а что вы делаете, если не
знаете значение какого-нибудь
фразеологизма? (Обращаемся к
фразеологическому словарю).
Правильно, в
этом нам помогают словари. У вас у каждого
на парте лежат фразеологические словари.
Давайте найдем и прочитаем значение
фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна
небесная».

Что нам дает работа со словарями? (развивает
нашу речь).

Экскурсия наша подходит к концу.
Мы покидаем гостеприимных тружеников и
говорим им фразеологизм (слайд 16): «До
свидания!»

6. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилась
экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с
вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали,
что такое фразеологизмы , разделы науки о
языке, обобщали наши знания).

Какие новые фразеологизмы вы
узнали сегодня на уроке?

Давайте вспомним эпиграф к
нашему уроку (слайд 15). Теперь вы
понимаете, почему В.Г.Белинский назвал
фразеологизмы оригинальными средствами?

Мы активно сегодня поработали,
многое повторили, обобщили наши знания. Как
каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую
работу? У вас на столах лежат карточки
разных цветов. Красная – отлично, зеленая –
хорошо, синяя – удовлетворительно.
Поднимите, какую вы считаете нужным.

Но это ещё не конец нашей встречи.
Я приготовила для вас интересную работу,
выполнив которую, вы почувствуете себя
писателями. В этой папке у меня начало
сказки о современном школьнике по фамилии
Зацепочкин (слайд 17). В ней много
фразеологизмов. Я написала начало, а вы ее
продолжите, не нарушая стиля и используя
фразеологизмы. Мне кажется, у вас получится
замечательная сказка, которую люди будут
читать своим детям после рабочего дня.
Тексты этой сказки есть у каждого из вас на
парте. Но вам могут встретиться сочетания,
значение которых могут быть вам не знакомы.
Как вы поступите? Правильно, воспользуетесь
фразеологическим словарем. Я желаю вам
только удачи! Ни пуха, ни пера!

Мне было приятно с вами работать (слайд
18)
. Спасибо. До свидания

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

  • Сочинение рассуждение чтение что оно дает человеку
  • Сочинение рассуждение человек существо биосоциальное
  • Сочинение рассуждение у каждой части речи свои достоинства а м пешковский по тексту драгунского
  • Сочинение рассуждение человек враг природы
  • Сочинение рассуждение что значит быть внимательным к ближнему 70 слов