ОГЭ сочинение 15.3 по теме Что такое доброта? по тексту Ю.Я. Яковлева “Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным”.
Что такое доброта? По моему мнению, доброта – это отзывчивость, милосердие, человеколюбие. Добрый человек всегда стремиться сделать что-то хорошее, помочь окружающим и никогда не потребует ничего взамен. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту Юрия Яковлевича Яковлева и проанализируем его.
Так, в предложенном тексте Коля, маленький, вечно голодный мальчик, детские годы которого пришлись на войну, съедает свой корж, испеченный бабушкой, и хочет съесть второй, предназначавшийся деду, но пересиливает себя.
Герой относит деду корж, и тот, видя мальчика, отдает ему свою лепешку. Хотя Коля, которому становится жаль деда, не стал ее есть, поступок деда заслуживает уважения: он, пожертвовав своей едой, поступил очень благородно, по-доброму.
В качестве второго аргумента я бы хотел привести произведение Андрея Платоновича Платонова «Юшка». Главный герой данного рассказа – Юшка, простой человек, который обладает действительно очень добрым сердцем.
Больной, одинокий, он, не обращая внимания на все насмешки окружающих, продолжает жить в бедности, а все свои деньги отправляет приемной дочери. Юшка – пример действительно доброго и великодушного человека.
В заключение хочется сказать, что добрый человек – это тот, кто способен бескорыстно помогать окружающим и приносить даже в самую безрадостную жизнь частичку своего позитива.
Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Мир не может существовать без доброты, без людей подобных Юшке и тому деду из текста. Человечество, не ценящее подобных качеств и людей, обречено на гибель.
Полезный материал по теме:
Сочинение 15.3 Что такое доброта? по тексту Ю.Я. Яковлева Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.ОГЭ(ГИА)Стр. 1
Решу огэ
Задание 9 № 8213
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника…» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл.
(5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке.
(7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.
(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь
с ними делать?»
(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала
к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни… (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!
(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот…
(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.
– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился
к дородной женщине.
– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.
– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?
– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.
– (35)Маленькие ещё – вчера родились…
– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.
– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться… (40)Может, всё-таки возьмёте?
(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.
– (44)Вадик, постой!
(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.
– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.
(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника…
- (По А. Никольской) *
* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.
1
Задания Д6 № 8003
Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Пояснение.
Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».
Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались
- Ответ: захохотали|засмеялись|рассмеялись|расхохота
- Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 266329
- Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
2
Задание 6 № 13006
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) У Вадимки не хватило духа выполнить приказ матери, потому что ему было жаль маленьких щенков.
- 2) Вадимка тянул время, надеясь, что мать передумает и разрешит оставить щенков.
- 3) Местный ветеринар посоветовал Вадимке отнести щенков к деду Борису.
- 4) Вадимка надеялся отдать щенков кому-нибудь из односельчан, в добрые руки.
- 5) Вадимка был слабым и нерешительным мальчиком.
Пояснение.
1) У Вадимки не хватило духа выполнить приказ матери, потому что ему было жаль маленьких щенков. — Подтверждается предложением 19.
2) Вадимка тянул время, надеясь, что мать передумает и разрешит оставить щенков. — Не подтверждается в тексте.
3) Местный ветеринар посоветовал Вадимке отнести щенков к деду Борису. — Подтверждается предложениями 45−46.
4) Вадимка надеялся отдать щенков кому-нибудь из односельчан, в добрые руки. — Подтверждается предложением 23.
5) Вадимка был слабым и нерешительным мальчиком. — Не подтверждается в тексте.
Ответ: 134.
Ответ: 134|431|143|413|314|341
3
Задание 7 № 13007
- Анализ средств выразительности.
- Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
- 1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал.
- 2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
- 3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.
4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника…
5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине
Пояснение.
- 1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал.
- 5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине.
- Ответ: 15.
Ответ: 15|51
4
Пояснение.
1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».
В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.
Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.
2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.
Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.
Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.
Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе.
Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить.
Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.
Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
Критерии проверки:
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 |
| |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 |
| 2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте | 1 |
| |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
| 2 |
| 1 |
| |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
| 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | |
Максимальный балл | 9 |
ГК1: Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
Допущено 2–3 ошибки | 1 |
Допущено 4 и более ошибки | |
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | |
ГК3 Соблюдение грамматических норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | |
ГК4 Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | |
ФК1 Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов | |
Максимальный балл | 10 |
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 266329
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Сочинение ОГЭ 9.3. Доброта. По М.А. Чванову
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту М.А.
Чванова из досрочного ОГЭ по русскому языку 2020 (вариант 2): “Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях.”
Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?»
Доброта – это положительное качество личности, которое заключается в стремлении делать благо окружающим, помогать им. Доброта является общим наименованием целой группы понятий, таких как милосердие, чуткость, сочувствие и многих других. Добрым человеком можно назвать того, кто не остается равнодушным к попавшему в беду человеку.
В подтверждение своих слов приведу пример из текста М.А. Чванова. Автор рассказывает нам поучительную историю, показывает пример доброго отношения к бездомной собаке. Он описывает нелегкую жизнь уличной собаки: «…стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях.
Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала». Несчастное животное искало себе хозяина, собака устала от бездомной жизни, «она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..
» Люди равнодушно проходили мимо нее. Однако она ждала своего человека. Она выбрала молодую женщину, в которой почувствовала доброту и которая могла бы стать ее хозяйкой. Собака не ошиблась в выборе, женщина не только накормила ее, но и забрала с собой. «Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина», и они вместе скрылись за углом.
Этот пример показывает нам, что добрый человек не сможет пройти мимо несчастного существа.
Другим примером может служить герой рассказа А. Платонова «Юшка». Юшку можно назвать поистине добрым человеком.
Он относился с любовью ко всему живому: «склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».
Юшка терпел издевательства окружающих, но не злился на них, поскольку считал, что они любят его так же, как и он их. Его доброта была бескорыстной, потому только после смерти его соседи узнали, что все лишения, которым он себя подвергал, были ненапрасными: он заботился о сироте. Каждое лето он ездил к девушке и все заработанные деньги отдавал ей.
Оба примера доказывают одно: добрый человек – этот тот, кто любит окружающих и желает им счастья и благополучия, он не пройдет мимо того, кто попал в беду. Доброта – это, пожалуй, самое важное свойство человеческой души.
Другие примеры сочинений ОГЭ 2020
Сочинение ОГЭ: Что такое доброта? По А. Лиханову
Сочинение ОГЭ: Что такое доброта? По А. Лиханову
Вариант сочинения 1:
Доброта – это заботливое, тёплое отношение к другому человеку. Как правило, она проявляется в хороших поступках, цель которых – облегчить или улучшить жизнь
людей.
В рассказе А. Лиханова доброту проявляла тётя Груня. Она по собственной
инициативе помогала больным и раненым в госпитале (предл. 2). Когда заканчивалось её дежурство, она проводила время рядом с Алексеем, старалась унять его боль (предл. 6).
Я считаю главную героиню рассказа очень доброй и чуткой женщиной.
Доброте есть место не только в военное, но и в мирное время.
Недавно я узнал историю девятилетнего мальчика из города Далласа. У него редкое заболевание, и он вскоре потеряет зрение. Этот мальчик составил список мест, которые хотел бы увидеть. Узнав, что у семьи нет денег на осуществление мечты слепнущего сына, на помощь родителям пришли добрые люди. Например, один из пилотов бесплатно отвёз мальчика на Аляску, где тот увидел северное сияние.
- Считаю, что доброта – это замечательное качество, благодаря которому все люди становятся лучше.
- Вариант сочинения 2:
Доброта – это качество, которое отличает людей, искренне помогающих другим. Она бескорыстна и часто проявляется в бережном отношении даже к незнакомым людям.
В прочитанном мной тексте А. Лиханова доброта – это отличительное качество тёти Груни. Она делала всё, что было в её силах, чтобы облегчить состояние раненых в госпитале (предл. 4), помогла солдату Алексею победить боль (предл. 11), оставила его у себя жить (предл. 13). Я думаю, тётя Груня – удивительно добрый человек, ведь все её поступки бескорыстны.
Как было бы хорошо, если бы такая доброта жила в каждом нашем действии!
Вариант сочинения 3:
Доброта – это естественная бескорыстная потребность заботиться об окружающих людях. Для доброго человека не существует «чужих» проблем, потому что он их воспринимает как свои.
Например, в тексте А. Лиханова вахтёрша госпиталя тётя Груня поддерживает и словом, и делом раненого Алексея Пряхина. Она утверждает, что «добро без корысти» (предл. 25), и своим поведением доказывает эти слова. Тётя Груня помогает и Алексею (предл. 6), и остальным больным и раненым (предл. 4), несмотря на то что никто её об этом не просит.
Я знаю и другие примеры доброты. Доктор Янсен из Смоленска погиб, спасая детей из колодца, где скопился метан. Его поступок, я думаю, был продиктован исключительно добротой и заботой о других людях.
Не зря говорят, что из этого качества вырастает красота человеческих поступков.
Текст для работы А. Лиханова:
(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
(2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил.
(3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.
(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были.
(11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь…
(12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею? (13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный. (14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё: (15)– Вон твоя комнатушка. (16)– Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? – улыбнулся Пряхин. (17)– Каким златом-серебром? (18)– И-и, милай, – ответила тётя Груня сердито. (19)– Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его. (23)– Почему? – удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела. (25)– Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?
(По А. Лиханову)
Сочинение на тему Доброта 9 класс ОГЭ 15.3
- Сочинения
- 9 класс ОГЭ
- Доброта
Доброта – это душевное качество человека, заключающееся в умении сострадать и проявлять милосердие по отношению к ближнему. К сожалению, в наше жестокое время доброта зачастую обесценивается и теряет вес. Однако, вопреки этому, редкие обладатели большого и нежного сердца все же существуют.
Одним из таких людей является Матрена, главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Женщина всю жизнь жила не для себя, а ради других.
Она всегда относилась к людям с теплотой, воспитала приемную дочь Киру, которую самоотверженно любила и пожертвовала ради нее всем, что у нее было, оставив ей большое наследство, в результате перевозки которого Матрена нелепо и несправедливо погибает, так и не познав доброго отношения к себе.
Совершенно не зря автор хотел назвать свое произведение «Не стоит село без праведника», ведь, действительно, что бы было с человечеством, не будь таких жертвенных и бескорыстных Матрен? Ответ прост: мир канул бы в темную бездну зла и бесчестья.
Другим не менее ярким примером искренней доброты и милосердия может стать героиня романа немецкого писателя-фронтовика Генриха Белля «Бильярд в половине десятого» Иоганна Фемель.
Будучи женой влиятельного немецкого архитектора, во время Второй Мировой войны она и ее дети получали от фашистов мед, масло и свежий хлеб, которые женщина не ела сама и запрещала есть ребятам, отдавая продукты голодающим семьям.
Иоганна считала, что ни у нее, ни у ее детей не должно быть привилегий фашистов, бесчеловечных и жестоких по отношению ко всем, кроме их самих. Именно поэтому Фемель выбрала путь отречения и аскезы во имя добра, справедливости, милосердия и гуманности.
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что доброта – это редкое человеческое качество, на проявление которого способен далеко не каждый.
Но к большому счастью, всегда будут существовать люди, несущие в этот мир свет своей необъятной души, несмотря на обстоятельства и возможности.
Нам стоит почаще открывать дверь в свое сердце прекрасному, нежному и светлом и ни за что не забывать о милосердии по отношению к ближним, ведь мир без него страшный, жестокий и холодный.
Вариант 2
Доброта — светлое и прекрасное качество. Для каждого человека это понятие означает что-то свое. Добрые люди уважают старших и заботятся о них, любят животных, помогают сиротам в детских домах. Доброта рождает счастье и гармонию.
Ведь для того, чтобы быть счастливым в этом мире, не нужно обладать какими-то необычными талантами или иметь много денег. Достаточно просто быть толерантным человеком. На мой взгляд, искренние люди никогда не будут хвастаться своими хорошими поступками, для них помощь нуждающимся — привычное дело, не требуемое наград и похвал.
А тот, кто на каждом шагу рассказывает о своих подвигах, просто лукавит и пытается поднять репутацию.
Мне кажется, что в современном мире доброта все больше теряет свою востребованность. Из-за плотного ритма жизни и вечной суеты, люди в мегаполисах стали черствыми и бездушными. Их заботят только материальные ценности и карьера. Они не сжалятся, проходя мимо котёнка, промокшего под дождём, не помогут бабушке донести тяжёлый пакет до остановки, не покормят птиц зимой.
Поэтому я люблю приезжать к бабушке в посёлок. Там ещё остался добрый и неравнодушный народ, от которых веет простотой и счастьем.
Может быть, они не имеют возможности модно одеваться или путешествовать по миру, но все равно любят свою жизнь такой, какая она есть, и совершают добрые дела, помогают друг другу и вручают.
Ведь в деревнях люди — как одна большая семья, которая не даст в обиду своих членов. Когда уезжаю домой, я словно заряжаюсь положительной энергией, хочется жить, творить добро и радоваться каждому дню.
Мне кажется, что многие пессимистические люди несчастны, потому что не хотят делиться частичкой себя с окружающим миром. Они замыкаются в своих комплексах и обидах, видят жизнь только в серых тонах, зацикливаться только на проблемах.
Поэтому и окружение выбирают соответствующее — таких же угрюмых и холодных людей, не способных на светлые чувства. Ведь мы получаем то, чего заслуживаем. Но выход есть всегда практически из любой ситуации. Достаточно просто хоть раз остановиться на миг, посмотреть на голубое небо, на деревья, на маленьких детей, играющих в песочнице.
Задуматься о том, что вокруг этой ежедневной суеты есть все, кроме доброты и простого человеческого счастья.
Я очень рада, что в моей жизни есть добрые люди и я бы хотела, чтобы они всегда оставались такими!
Образец 5
С детства родители, сказки, стихи, фильмы учат нас, что на свете есть добро и зло. Когда мы ещё совсем маленькие, представление о добре и зле у нас ограничено.
Мы знали лишь, что добро – это хорошо, зло – плохо. Размышлять о том, что же для нас добро, мы начинаем повзрослев. Все хотят добрых родителей, добрых учителей, потом добрых начальников.
А получив, увы, часто пользуются этой добротой.
Нельзя одним словом сказать, что это такое. Добро – это сочетание нескольких качеств человека: милосердие, забота, ласка, ответственность, скромность, сила, прощение. Список можно долго продолжать. Добро, это когда ты помогаешь другому, ничего не прося взамен, просто так. И не рассказываешь потом всем и каждому о том, что ты совершил.
Сейчас постоянно люди жалуются на депрессию, апатию и лечатся от нервных срывов. А знаете, какой лучший способ борьбы со всеми этими недугами рекомендуют врачи? Просто сделайте кому-нибудь добро.
Это не обязательно должен быть человек, можно сделать добро животному или даже природе. Да, природа не оценит ваш добрый поступок по отношению к ней, как человек или зверушка, но добро и не нуждается благодарности. Оно просто есть.
Что доброго сделать природе? Не загрязнять её, банально, но посадить дерево, а лучше несколько. Так что, делайте добро.
А легко ли делать добро? Сейчас, в век материальных ценностей каждый поступок оценивается деньгами. Люди редко верят, что ты помог бескорыстно и говорят, что доброта требует много денег.
Вовсе нет! Помочь другу с домашним заданием, поднять пожилой соседке сумку, уступить место в автобусе, покормить бродячего котёнка – это всё проявление доброты. Как видите, на всё это не потратится ни одной копейки.
Добро, за которое платят – это работа.
Республиканский конкурс исследовательских
и пректных работ учащихся 1 – 4 классов
«Я познаю мир»
Секция: русский язык
Язык – к знанию ключ
Хвостов Константин
МБОУ «Верхне-Колчуринская СОШ», 4 класс,
село Верхнее Колчурино
Научный руководитель:
Зинкина Т. Н., учитель начальных классов
с. Верхнее Колчурино
2012г
Язык – к знанию ключ
Хвостов Константин
Алькеевский район, село Верхнее Колчурино,
МБОУ «Верхне-Колчуринская СОШ», 4 класс,
Руководитель: Зинкина Т. Н.
Хорошо, что с чужим языком ты знаком,
Но не будь во вражде со своим языком!
(С. Маршак)
Цель – проанализировать речь учащихся нашей школыи выявить, насколько богат их словарный запас;
– выявить, как часто используют в речи фразеологизмы и слова-паразиты.
Задачи:
усвоить термин «культура речи»; познакомиться с основными аспектами культуры речи;
Определить понятие «фразеологизм» и «слова-паразиты»;
Исследовать использование фразеологизмов и слов-паразитовв речи современных школьников через анкетирование и лингвистический эксперимент;
Материал исследования – фразеологизмы и слова-паразиты
Тема исследования очень актуальна в наше время. К концу ХХ столетия в нашей стране произошли серьезные изменения в социальной, политической и экономической
сферах, сменились психологические установки. Свобода слова,
понятая буквально и по отношению к манере выражаться, сломала
все социально-этические запреты и каноны. Просторечия, ругательства, «непечатные слова» стали широко использоваться не только в обиходной речи, но и на страни-
цах книг, в средствах массовой информации (СМИ). Кроме того, специалисты с тревогой отмечают засоренность языка словами-паразитами, «какбизмами», элементами
тюремной субкультуры, жаргонизмами, язык интернета и СМС-сообщений.
Вывод:
– словарный запас и речь учащихся нашей школы на хорошем уровне, но есть ученики, которым надо поработать по обогащению своей речи, над ее культурой;
– фразеологизмы и оброты в основном используются в речи старшеклассников;
– слова-паразиты употребляются из-за бедности словарного запаса;
самыми распространенными являются ну, ваще, как бы, это, блин, короче;
Язык – инструмент, необходимо
хорошо знать его, хорошо им владеть.
М. Горький
Язык
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что не ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывае разрушать города и даже целые государства, он может вносит в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
«Итак, слово – дело великое. Великое потому, что словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей» Л. Н. Толстой
Что же такое «слово»? Заглянем в толковый словарь: это единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении. По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковая оболочка (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение.
Что подразумевается под культурой речи? Какие требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют?
Правильностьречи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам.
Точность речи, т. е. соответсвие мыслям говорящего или пишущего.
Ясность речи, т. е. доступность пониманию слушающего или читающего.
Логичность речи, т. е. соответствие законам логики.
Простота речи, т. е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога.
Богатство речи, т. е.разнообразие используемых языковых средств.
Сжатость речи, т. е. отсутствие лишних слов (слов-паразитов), ненужных повторений.
Чистота речи, т. е. устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности
Живость речи, т. е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность.
Благозвучие речи, т. е.соответсвие требованиям приятного для слуха звучания.
В какой же мере указанные выше требования соблюдаются учениками нашей школы? К сожалению, как показывает наблюдение за общением ребят, ответы на уроках, нередко в речевой практике встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Почему это происходит?
Ух, и здорово!
Сережа вчера посмотрел новый фильм.
– Что, хорошая была картина? – спросил я.
– Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнает, а потом, понимаешь…Ну, словом, просто здорово… Понимаешь?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.
Из этого простого примера следует, что словарный запас отдельных учеников невелик, а если взять данные по всей школе, получается такая картина.
Значит, чтобы повысить уровень литературного языка, необходимо обогащать словарный запас.
Еще одна причина невыразительности речи учащихся школы – это испльзование лишних слов (слова-паразиты). Что это такое?
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать», «вот», «как сказать», «в общем-то», «понимаешь», «а именно» и других.
Причины их возникновения:
– из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок;
– дань «моде».
– иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время».
Какие же слова, наиболее употребляемые в нашей школе?
Значит, слова-паразиты употребляются из-за бедности словарного запаса;
самыми распространенными являются ну, ваще, как бы, это, блин, короче;
избавиться от слов-паразитов очень трудно.
Но во всех случаях частое употребление этих «лишних слов» портит нашу речь
Как избавиться от слов-паразитов?
-читать художественную литературу;
-следить за речью, своей и чужой;
-повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Но во всех случаях частое употребление этих «лишних слов» портит нашу речь.
Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.(Народная мудрость)
А русский язык «…Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа»(Л. Н. Толстой)
Когда выделяли признаки культурной речи, был пункт – Богатство речи, т.е. разнообразие используемых языковых средств. Я считаю, что именно сюда относится использование в речи фразеологических оборотов.
Фразеологический словарь под редакцией А. И. Молоткова дает нам теоретическое толкование: «… фразеологизм характеризуют как сочетание слов с «переносным значением», как устойчивое словосочетание с «идиоматическим значением», как «устойчивую фразу».
Истоки русской фразеологии
Фразеологизмы можно разделить на следующие группы:
фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями наших предков: хлеб-соль, чин чином и др.
фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона: лить колокола, тянутьканитель, втирать очки и др.
выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми: быть или не быть, а король-то голый, рыцарь печального образа и др.
фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка: вложить персты в язвы, Фома неверующий и др.
фразеологические единицы, восходящие к другим языкам: альтер эго, после нас хоть потоп и др. Здесь можно обособить выражения, которые возникли в связи с определенным историческим событием той или иной страны: Пиррова победа, Варфоломеевская ночь;
фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями-терминами науки: привести к общему знаменателю, белоепятно, цепная реакция и др.
Некоторые фразеологизмы пришли к нам:
1) из сельскохозяйственной жизни: поднять целину, взять быка за рога, телячий восторг.
2) Из врачебной практики: больное место, проглотить пилюлю, через час по чайной ложке.
3) Из области искусств: ведущая роль, играть первую скрипку, петь с чужого голоса.
4) Из научной жизни: центр тяжести, в зените славы, на точке замерзания.
5) Из истории:, прикидываться бедным, великое переселение народов.
6) Из военной жизни: взять под обстрел, выводить из строя, дымовая завеса.
7) Из морского быта: плыть по течению, проложить курс, без руля и без ветрил.
Из различных ремесел: шито белыми нитками, канитель тянуть, без сучка, без задоринки.
9) Из охотничьей жизни: мертвая хватка, попасть в ловушку,закусить удила.
10) Из торговой практики: ударить по рукам, мерить на свой аршин, платить той же монетой.
11) из фольклора: Кощей бессмертный, битый небитого везет, сказка про белого бычка.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука я насчитал более пятидесяти фразеологических оборотов. Не обделили вниманием и другие части тела человека:
– нос- Водить за нос. Зарубить на носу. Клевать носом. Остаться с носом. . . .
– глаз – Мозолить глаза. С глазу на глаз. Мозолить глаза. . . .
– нога – Унести ноги. Сбиться с ног. Путаться под ногоми. . . .
– язык – Язык проглотил. Тянуть за язык.. . .
– Голова – , – зуб -, – ухо –
Лингвистическое исследование речи школьников представляет следующее (в исследовании участвовало 30 учеников из разных классов – с 1 по 11):
Анкета 1Объясни происхождение и значение следующих фразеологизмов:
голова садовая;
клевать носом;
не сносить головы;
выйти сухим из воды;
вешать лапшу на уши.
Анализ анкеты позволил выделить наиболее «легкие» для понимания фразеологизмы; происхождение некоторых вызвали затруднение.
Уровень понимания значения фразеологических оборотов
Понимают значение
Не понимают значение
1. Голова садовая
10
20
2. Клевать носом
23
7
3. Не сносить головы
18
12
4. Выйти сухим из воды
21
9
5. Вешать лапшу на уши
29
1
Наиболее понятными для учеников стали следующие выражения: «клевать носом»; «вешать лапшу на уши»; «выйти сухим из воды». Самыми непонятными остались:
«голова садовая»; «не сносить головы».
Вот некоторые объяснения ребят:
Голова садовая –
кочан капусты;
это рассеянный человек, невнимательный;
человек, который все время что-то забывает;
Клевать носом –
засыпать;
когда хочется спать, голова наклоняется;
получатся движение, слово куры клюют зерно;
Не сносить головы –
человеку за что-то сильно достанется;
не доносить голову до старости;
в чем-то провинился;
Выйти сухим из воды –
не расплачиваться за проступки;
что-то натворить, а ему ничего не будет за это;
быть ловким;
Вешать лапшу на ушине вызывает больших затруднений, почти все ответили –обманывать.
На вопрос, почему «голова» и почему «садовая» школьники ответили так:
– наверное потому что, что в саду головы не бывает;
– наверное, что-то похожее с пугалом;
– я не слышал даже;
– мне иногда мама говорит, но я на задумывался, спрошу сегодня же;
– плохая память.
Анализы этих анкет, показывают, как далеки от сознания современного школьника историко – культурные корни этих фразеологизмов. А некоторые из них в частности, «остаются с носом» в современном сознании школьника ассоциируется с понятием «остаются ни с чем; «остаться при своих интересах», «остатьсянабобах» и т.д.
Сравнивая первоначальное значение фразеологизма с современным пониманием, можно заменить, что эволюция языка прошла такой громадный путь, что первоначальное значение слова, фразы теряется, а в сознании школьника
трансформируется в совершенно другое.
Для более полного определения специфики языковой картины мира школьника ребятам была предложена Анкета 2
Для чего вы употребляете фразеологизмы в речи
(можно выбрать не только один вариант ответа)
Варианты ответов
Всего 30 учеников
1. Модно, современно
16
2. Нужны в речи для связи слов
20
3. Помогают преодолеть недостаток слов
17
4. Делают речь ярче
25
5. Вообще не употребляю
8
6. Другое
5
Данные таблицы, на первый взгляд, достаточно понятны. Акцентирую внимание на п.6., с точки зрения учащихся старших классов:
– мне кажется, фразеологизмы хотят употреблять все, но не все могут. Их употребляют люди, которые много читают, у которых богата речь;
– фразеологизмы употребляют начитанные люди;
– фразеологизмы необходимы в речи, потому что с человеком интересней общаться, он может точнее выразить свои мысли и чувства;
– стараюсь использовать в особых ситуациях, но если употреблять фразеологизмы часто, это портит речь (мое мнение).
Таким образом, анализ ответов позволил сделать вывод, что основная цель употребления фразеологизмов в речи школьников:
– нужны в речи для связи слов;
– помогают преодолеть недостаток слов;
– делают речь ярче.
Особенно примечательно, что пункт «вообще не употребляю» состоит только из восьми ответов. Исходя из этого, можно предположить, что учащиеся в своей речи употребляют фразеологизмы, причем, именно старшие школьники акцентируют свое внимание на выразительности, экспрессивной окраске речи с помощью фразеологизмов.
Вывод:Старшеклассники более свободно ориентируются в мире фразеологизмов. Культура употребления фразеологизмов старшеклассниками гораздо выше.
У ребят младших классов появилась заинтересованность, желание обогащать сою речь и говорить культурным литературным языком.
Свою работу хочется закончить словами знаменитого французского философа и просветителя Вольтера«Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».
Список литературы
1. Л. Т. Григорян «Язык мой – друг мой»М.: Просвещение, 1988 г
2. Д. Э. Розенталь «А как лучше сказать»М.: Просвещение, 1979 г
3. Э.А.Вартаньян. «Путешествие в слово», М.: Просвещение, 1982.
4. Б.А.Ларин. «История русского языка и общее языкознание», М.: «Просвещение», 1977.
5. А.И.Молотков. Фразеологический словарь русского языка М.: «Советскаяэнциклопедия», 1968.
6. Д.Э.Розенталь. Современный русский язык. М.: «Высшая школа» 1976.
Название секции
ФИ О участника
Название работы
Город, № школы, класс
ФИО научного руководителя
Адрес электронной почты организации заявителя
Почтовый адрес организации заявителя
Дата рождения участника
Домашний адрес, код, телефон участника
Русский язык
Хвостов Константин
Николаевич
Язык – к знанию ключ
МБОУ «Верхне-Колчуринская СОШ»
4 класс
Зинкина Татьяна Николаевна
Svk.Alk@edu.tatar.ru
РТ,
Алькеевский район, с. Верхнее Колчурино,
ул. 8 марта,
д. 27
8 (4346) 78000
03.09.
2002.
РТ, Алькеевский район,
с. Верхнее Колчурино, ул. 1 мая,
д. 77
8 (4346) 78042
Среди более пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет.
Любой язык является, прежде всего, средством общения для носителей данного языка. Это одна из главных его функций. Россия – самое большое в мире государство по занимаемой им территории. Поэтому русский язык является средством общения на довольно большой территории.
Но нашу страну населяют многие народы. Таким образом, русский язык, являясь государственным языком, служит также средством межнационального общения. Кроме того, на территории постсоветского пространства, то есть в странах СНГ, вернее, в некоторых из них, русский язык имеет статус второго государственного языка. Но и в тех странах, где русский язык не признан государственным, он все равно остается средством общения для многих людей. Вместе с тем, русский язык является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах мира.
Велико и международное значение русского языка. Он является одним из восьми рабочих языков Организации Объединенных Наций. То есть, документы, регламентирующие отношения между государствами, написаны также и на русском языке. Это говорит о его значимости в современном мире. На различных международных научных конференциях, симпозиумах используется русский язык.
Хочется еще отметить, что по красоте, по мелодичности, по возможностям для выражения мыслей, чувств, состояний русский язык не имеет себе равных в мире. Язык Пушкина и Толстого, Есенина и Булгакова – самый выразительный. Это отметил еще М. В. Ломоносов. А П. Мериме сказал, что ” русский язык является богатейшим из всех европейских наречий”. Он создан “для выражения тончайших оттенков”.
Действительно, язык способен передавать то, что было накоплено целым народом: его быт, традиции, нравы и принципы. П.А. Вяземский точно передал словом “исповедь” всё отношение русского человека к своему языку. Для русского народа всегда был важен его язык, потому что именно он отражал народное сознание. Природа в данном контексте рассматривается как сущность народа, отражённая в языке.
О роли русского языка в жизни народа писал также Михаил Александрович Шолохов. Он говорил так: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыт».
Действительно, язык накапливает в себе многовековые традиции, интересные мысли великих людей. Язык является как бы зеркалом, отражающим жизнь целой нации. Язык, на котором говорили великие писатели, способен передать и красоту, и величественность, и ничтожество, и самые добрые намерения. Поэтому справедливо то, что М. А. Шолохов называет язык величайшим богатством, сокровищем, в котором отразились все мысли русского народа. Хотя человек обычно не замечает этого, но своим опытом, своими знаниями, информацией человек делится словом, а не чем-то другим.
Язык настолько стал постоянным атрибутом нашей жизни, что многие люди просто не замечают его значение. Просто представьте, что народ лишился языка, общество вмиг превратиться в дикарей, для которых важным будет не передавать накопленный опыт, а просто выживать и существовать. Необходимо всегда помнить о том, что язык довольно много делает в жизни человека, поэтому стоит его не только сохранять, но и обогащать, совершенствовать, делать лучше. Только в этом случае он останется сокровищем, про которое и говорил М. А. Шолохов.
Таким образом, язык является ключом жизни не только группы людей, но и всего человечества в целом. Без его существования людям было бы сложно жить.