Сочинение рассуждение что такое скромность

Скромность это нравственное качество человека, лишенного тщеславия, высокомерия, не выставляющего на показ своих достоинств и заслуг. предлагаем несколько вариантов

Скромность – это нравственное качество человека, лишенного тщеславия, высокомерия, не выставляющего на показ своих достоинств и заслуг. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Скромность» для учащихся выпускных классов.

Сочинения про скромность

Скромный человек не предъявляет больших требований, довольствуется малым. Он сдержан в обращении, поведении. Это качество свидетельствует о благовоспитанности человека и его умеренности во всем.

Что такое Скромность – сочинение

Скромность – это почитаемое в народной морали состояние человека, свойственное тем, кто признает, уважает способности и самостоятельность других людей, избегает восхваления и самовосхваления.

По В. И. Далю «скромный человек — это умеренный во всех требованиях, смиренный; не ставящий свою личность вперед; приличный, тихий в обращении»; «скромничать — быть сознательно, намеренно скромным, и нередко для виду».

Скромный человек не придает особого значения своим положительным качествам потому, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися. Скромность противоположна хвастовству.

Скромность предполагает служение человека общественным интересам при крайне невысокой самооценке. Это качество в общественном мнении чаще всего определяется как постоянное непреодолимое стремление человека не фиксировать на себе и своих нуждах чьего-либо внимания, не любоваться своими достоинствами и даже не подозревать об их существовании.

По сути дела, более всего имел в виду скромность человека Л. Н. Толстой, когда формулировал ценность человека в виде дробного числа, где числитель представляет собой общественную оценку человека, а знаменатель – его самооценку.

Ценность человека великий мыслитель определял по аналогии со значением дроби: чем меньше знаменатель, тем большую ценность представляет собой человек. Скромность позволяла человеку оберегать окружающих от зависти по поводу имеющихся у него преимуществ.

«Чем выше стараешься показывать себя людям, – замечал писатель, – тем ниже становишься в их мнении». И уже в 25-летнем возрасте формулирует для себя очередное нравственное правило. «Как только почувствуешь щекотание самолюбия, предшествующее желанию рассказать что-нибудь о себе, – пишет он, – одумайся».

Судя по тому, что высокая оценка скромности сохранилась в нравственной культуре столь длительное время, общественное мнение достаточно стимулировало ее воспроизводство в поведении людей.

Для поддержания ценности и высокой значимости скромности выработались и осуждались ее антиподы. Оценки В. А. Далем нескромного человека достаточно уничижительны. Нескромный человек, – по его определению, – это человек «самоуверенный, самонадеянный, самолюбивый, себялюбивый; гордый, заносчивый, наглый, нахальный».

Антиподом скромности он считает и понятие скромничать, что означает: «быть сознательно намеренно скромным, и нередко для виду».

Сочинение на тему Скромность

В повседневной жизни мы часто слышим от взрослых

Почему-то во все времена во всем мире высоко ценилась скромность человека. “Чем умнее человек, тем он скромнее”, — гласит античный афоризм. В японской пословице говорится: “Скромность — украшение мудрости”.

Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придает им силу и рельефность”, — писал Ж. Лабрюйер, а Л. Н. Толстой считал скромность и простоту главным условием моральной красоты человека. Попытаюсь и я разобраться в этом.

Наверное, скромность — это умение не хвалить себя самому, а незаметно проявлять свои знания и качества.

Скромность — это помочь другу в трудную минуту и такт, с которым ты можешь сделать это. Ценится не показное, а искреннее внимание, бескорыстная помощь, оказанная вовремя. Скромный человек не будет кичиться этим, он просто порадуется, что сумел помочь, не требуя взамен благодарности.

Скромный человек, на мой взгляд, во всех случаях задаст себе вопрос: “Чем я могу помочь?”. Он не осудит другого, а постарается его понять.

Но мне кажется, что скромного человека нужно уметь отличать от вечного “тихони”, который “себе на уме” и от него можно ждать подвоха; от робкого и стеснительного, которому просто нужно немного человеческого тепла, чтобы он мог “раскрыться”, а не развивать в себе комплекс неполноценности.

Скромный человек может первым броситься “в горящую избу”, вовремя прийти на помощь, угадать настроение другого, понять, что тот чем-то огорчен, и сделает все, чтобы развеять грусть или рассеять напрасную тревогу товарища. Он сделает это от чистого сердца.

И даже совершив настоящий поступок, скромный человек никогда не станет хвастаться, потому что это его естественное поведение (а человеку, любящему поговорить о себе, трудно избежать тщеславия, которое лишает людей естественности).

И. Бехер отмечал по этому поводу, что “скромность, хвастающая своей скромностью, — это уже не скромность, а высокомерие, облаченное во власяницу скромности”.

И еще я думаю, что скромный человек это вовсе не беззащитное существо. При необходимости человек, скромный по существу, может одним словом поставить нахала на место, потому что при всей видимой покладистости у скромного человека очень развито чувство собственного достоинства.

Он скромен потому, что знает себе цену, и ему нет необходимости казаться лучше, чем он есть на самом деле. Скромный человек не позволит обижать себя. Может быть, он не из тех, кто будет защищать себя кулаками, он скорее отойдет в сторону именно потому, что глубже других понял: продолжать спор бессмысленно.

Некоторые не любят скромных. Это дело глубоко личное. И право каждого выбирать, кто ему нравится, а кто нет. Но лично мне скромные люди симпатичны (если только это не ложная, не показная скромность и она не продиктована высокомерием). Скромные внешне, они привлекают богатством внутреннего мира, а это ценнее любых других богатств.

Что я понимаю под словом Скромность

Для многих скромность является положительным качеством. Возможно, так и есть, но нельзя путать это качество с другим – с застенчивостью. Скромность – умение не восхвалять свои поступки, не кричать о своих заслугах, помогать нуждающимся и не ждать за это похвалу.

Застенчивость же мешает людям, останавливая перед совершением какого-либо действия, не похожего на бытовые. Но скромность во все времена являлась, является и будет являться ценящимся качеством, которое будет цениться всегда и везде.

Что же такое скромность? Да, качество человека. Но какое? На этот вопрос можно давать множество неоднозначных ответов. В представлении большинства, скромный человек – беззащитный. Но я так не думаю.

Скромный человек в первую очередь тот, кто знает себе цену, имеет чувство собственное достоинство. Такой человек – не тот, чья самооценка опустилась ниже уровня моря, а тот, чья самооценка поставлена справедливо и которая никогда не опустится из-за броского слова в его сторону.

Скромный человек так же не даст себя в обиду. Возможно он и не полезет в драку, отойдет в сторону… Но это произойдет не из-за чувства собственной неполноценности, а из-за понимания бессмысленности продолжать спор по тем или иным причинам.

В современном мире с каждым новым днем становится все меньше и меньше скромных людей. Сейчас совсем другие ценности. Скромность для большей части молодого населения считается отрицательным качеством – сейчас стоять в стороне он бессмысленных драк и неразберих не модно. Совсем.

Многие застенчивые люди пытаются казаться кем-то другим, пытаются находиться выглядеть как все, говорить как все, делать то, что делают все. Но скромные люди же никогда не дадут повод усомниться в себе. Никогда.

Это связано с чувством собственного достоинства. Они знают себе цену, они знают себя, поэтому никогда не будут пытаться превосходить кого-то, тем более подражать всему, особенно тому, что модно…

Однако, какая бы страшная ситуация там не была, настоящие скромняги все же остаются. Я даже представить не могу, что будет через несколько десятилетий с населением планеты, с его воспитанием, ценностями, но скромные люди никогда не отступят. Они будут жить всегда.

Где бы ты ни был, скромный человек всегда привлекает внимание, его сложно не заметить. Привлекает внимание он невольно, это получается само собой из-за его сдержанности, искренности и открытости.

В этом тоже кроется отличие скромного от застенчивого. Застенчивый открывается только после некоторого времени общения с человеком, а иногда становится даже не хуже самого дерзкого хулигана, если человек принял его тепло – такие люди чувствуют себя неловко только в непривычной обстановке, среди множества, среди даже всего одного незнакомого человека.

Говоря со скромным человеком ты четко чувствуешь его индивидуальность, ты видишь в нем в первую очередь личность. Скромный человек разумно следует правилам, но не терпит к себе неуважительного отношения. Такой человек выбирает друзей и знакомых не по их значимости в обществе, а по интересам. Он не навязывается людям и не использует их в личных целях.

Из этого всего можно сделать вывод, что скромные люди – одни из самых надежных и верных, из их уст ты не услышишь лести, а рядом с ним будешь чувствовать себя в безопасности, не опасаясь подвоха в его действиях или словах, даже общаясь с ним всего несколько минут…

Украшает ли скромность человека – эссе

С самого нашего детства нас учат, что нужно быть скромным. А что же такое скромность? Скромные люди обычно стараются не привлекать к себе лишнего внимания, свое мнение они высказывают очень редко и от этого иногда страдают.

Думаю, в школах придумали школьную форму именно поэтому. И если кто-то оденет что-то отличающееся от других, то люди будут считать его нескромным. Твоя скромность будет нравиться другим в тебе, но тебе пользы она не принесет. Не зря говорят, что наглость второе счастье, будучи наглым, тебе будет проще жить, но это будет, не нравится в тебе другим.

Люди придумали кучу ограничений, чтобы воспитать в каждом ребенке скромность еще со школьных дней. Только подумайте, как трудно будет учителю, если каждый будет со своим характером, индивидуальностью, тогда придется искать подход к каждому отдельно, но не каждый учитель захочет искать ко всем подход.

Те, кто не обязан быть скромным, все время делает, то, что хочет и это может доставлять трудности другим. А потом, когда такой человек станет взрослым, что если он не захочет работать в обычной компании?

Вдруг, он будет стремиться к месту, где к нему будут относиться так, как он заслуживает и захочет уехать в другую страну? А если такие будут все? Что тогда делать стране, если все уедут искать лучшего для себя? Вот поэтому, наверное, нам и прививают с самого детства то, что мы должны быть скромными.

Эгоисты не думают о том, нравятся они другим людям или нет, а вот скромные должны переживать о том, что подумают о них остальные. Вот пример того, как украшает скромность человека.

Допустим, в школе ребенку задали много домашнего задания, и он потратил много времени, чтобы сделать его все. И так же поступили остальные дети в классе. И вот когда ребенок наблюдает картину, как все остальные хотят ответить домашнее задание, он думает, что пусть отвечают другие, а он промолчит, ведь он скромный.

Или же, например, тебе купили новый телефон. Но брать его с собой его не стоит, ведь это не скромно. Или, когда тебя кто-то обидел, нужно промолчать, как, и положено скромному человеку.

Скромность может и украшает человека, но только в глазах других, а для самого человека быть скромным не так уж и хорошо. Ведь, когда не можешь говорить, то, что думаешь, делать то, что хочешь, лишь бы угодить другим, для нас не очень хорошо.

Сочинение-рассуждение про Скромность

Можно поспорить, какой цветок красивее: гордая орхидея, высокомерная роза или неприметная в своей простоте незабудка. К какому из них больше тянутся души людей?

Можно долго рассуждать о том, какой человек привлекательнее: одетый по последней моде, кажущийся остроумным и эрудированным, но равнодушный к чужому горю, или одетый просто, но элегантно, немногословный, но трудности друга воспринимающий как свои?

Мне ближе скромность незабудки и неравнодушие к чужой беде человека.

  • Во-первых, потому, что скромность и в то же время элегантность в одежде — это показатель вкуса, а не количества денег.
  • Во-вторых, потому, что немногословным бывает человек, который не хочет говорить попусту, а живет по принципу «слово — серебро, молчание — золото».
  • В‑третьих, на мой взгляд, внешняя простота и немногословность — это показатели богатого духовного мира человека, следствием которого является неравнодушие к чужому горю.

Скромный человек не кичится своими знаниями, а щедро делится ими с друзьями. Помощь такого человека в любой области знаний и умений тогда, когда это необходимо, неоценима, ведь иногда бывает сложно сориентироваться, где искать нужную информацию.

Скромный человек всегда естественно, незаметно и корректно предложит свою помощь, и будет казаться, что выход найден сам собой.

Скромный человек не горюет над нехваткой денег, он ищет и находит пути, чтобы их заработать и при этом не считает свои усилия подвигом. Скромный человек — не инфантильный, он не только говорит, но и делает все для того, чтобы неразрешимая, казалось бы, ситуация сдвинулась с места.

Скромный человек не хвастается тем, что он мог бы сделать, он деятелен, добр, и его доброта распространяется не только на близких ему людей. Такой человек просто не может равнодушно остаться в стороне.

Это внутренне богатый человек, всегда готовый незамедлительно подать другому руку помощи, не требуя благодарности взамен. Он никогда не действует театрально, выставляя напоказ все свои заслуги и добрые дела.

Вот почему я считаю, что букетик скромных незабудок придаст элегантности любому платью. Так и скромность украшает человека. На скромных, но деятельных людях, с добрым сердцем, духовно богатых, держится наш мир.

Читайте также: Авторитет – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Таким образом, скромность – это моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим людям и к себе самой и проявляющееся в умеренности, сдержанности в обнаружении своих достоинств, заслуг.

Это нравственное качество также проявляется в умении сопоставлять самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, умение сдерживать себя.

Сочинение на тему Скромность

1

Что такое Скромность – сочинение

Что я понимаю под словом Скромность

Украшает ли скромность человека – эссе

Сочинение-рассуждение про Скромность

Жизнь современной молодежи

Молодые люди обладают собственной манерой общения, предпочтениями, модой. В сочинении-рассуждении о жизни современной молодежи стоит подробно рассмотреть проблемы этой категории граждан.

Значение понятия и цифры

Сочинение про молодежь следует начать с определения. Этим термином в законодательстве России принято называть людей, возраст которых находится в пределах от 15 до 29 лет. В нашей стране к этой категории граждан относятся 33 млн человек. С каждым годом их количество сокращается, что связано с демографической ямой, в которой находится Россия.

Также следует отметить, что указанная категория населения «стареет», то есть увеличивается процентное соотношение между численностью тех, кому от 21 до 29 лет, и более молодым поколением (от 15 до 20 лет). Этот факт является следствием снижения рождаемости.

Основные факторы

В сочинении о современной молодежи необходимо дать общее описание особенностей этой социальной группы, делая упор на ее важную роль в обществе.

Здесь следует выделить такие особенности:

Сочинение рассуждение современная молодежь

 что сейчас читает молодежь

  1. Экономический фактор. Если сравнивать с предыдущими поколениями, то современная молодежь играет большую роль в экономической сфере, поскольку является основным потребителем некоторых видов товаров. Молодые тратят больше денег для приобретения технологических продуктов и услуг.
  2. Социальный фактор. Облик типичного представителя этой группы населения становится ярким, четко сформированным. Он распространяется мгновенно через массовые средства связи, например, через интернет, радио и телевидение. Все это приводит к созданию мифов о том, какой должна быть молодежь. В то же время появляется все больше людей, которые начинают чувствовать себя неуютно в подобном обществе, поскольку они понимают, что не вписываются в него по той или иной причине.
  3. Психофизический фактор. Молодое поколение современного мира развивается более быстрыми темпами, чем их родители несколько десятилетий назад. Так, девочки становятся женщинами, в большинстве случаев не достигнув 20 лет, а мальчики достигают физической зрелости, не перешагнув планки совершеннолетия. Соответственно, проблемы политического, семейного, экономического и полового характера возникают раньше, чем в предыдущие исторические периоды.
  4. Фактор адаптации. В нынешний век мир меняется с большой скоростью, возникают новые технологии, продукты массового потребления, изменяется структура учебных заведений, совершенствуются подходы в области образования. Все это приводит к развитию адаптационной способности к изменениям у молодежи. Она старается больше читать, посещать различные обучающие курсы и чаще заводить новых знакомых, что ставит эту группу населения в более выгодные экономические условия, чем взрослого человека. С другой стороны, вопрос гордости за свою страну и ее культуру отходит на второй план.
  5. Фактор образования. Сейчас общепринятым идеалом среди молодежи считается получение высшего образования, что объясняет увеличение количества выпускников вузов в последние два десятилетия. В ряде случаев такая тенденция приводит к падению качества образования (по сути, эта сфера становится бизнесом для преподавателей), а также генерирует проблему нехватки рабочих специальностей в стране.
  6. Гендерный фактор. Изменяется роль женщины в современном обществе. Многие девушки посвящают себя работе, а не семье. В рабочей сфере женщина стремится конкурировать с мужчиной за право получения того или иного рабочего места, за повышение вознаграждения за свой труд. Если раньше часто можно было услышать такие слова, как «жена» и «невеста», то сейчас все чаще говорят о подруге или сожительнице.
  7. Раскрепощенность в общении. Скромность, застенчивость, избегание тем интимного характера — эти качества и манеры поведения уходят в прошлое. Для молодежи становится обыденным общение на сексуальную тематику даже с незнакомцами. Большую роль в таком изменении поведения сыграло развитие технологий общения (появление социальных сетей, чатов, сайтов знакомств).

Чтобы понять жизнь молодежи и ее поведение, необходимо учитывать все эти факторы, то есть подходить к вопросу, рассматривая его с разных сторон.

Один обычный день

В эссе про молодежь для яркого примера полезно описать один типичный день молодого человека. Он, как правило, рано просыпается, завтракает и отправляется либо на учебу, либо на работу. Обедает он в кругу знакомых, друзей или коллег. В течение дня не проходит и одного часа, чтобы он не ответил на чей-либо звонок по телефону или не написал пару строк своему виртуальному другу в социальных сетях.

 эссе на тему молодежь

После работы или учебы типичный представитель молодежи встречается с друзьями для совместного приятного времяпрепровождения. Это может быть посещение спортивной тренировки, клуба или кафе, обычная прогулка. В некоторых случаях такой человек может остаться дома для решения собственных дел, например, связанных с учебой.

Из краткого описания типичного дня представителя молодежи можно сделать некоторые выводы:

  • гиперактивность в течение дня, связанная с высоким ритмом жизни;
  • постоянное присутствие иных лиц в окружении, что говорит об отсутствии одиночества;
  • тяга к развлечениям, отсутствие должного уровня ответственности как одна из острых социальных проблем;
  • они все меньше читают книги, по статистике, не читающих или мало читающих людей насчитывается в России 55%.

Главные проблемы

Тема молодежи является одной из самых сложных в кругу социологов и психологов. Многие связанные с ней проблемы являются результатом современного развития науки и технологий. Именно они в значительной мере диктуют нормы моды и поведения молодых людей. Быстрые изменения приводят к усилению чувства стресса и запутанности в целях и задачах для молодежи. Большинство опрошенных людей в возрасте от 15 до 29 лет признаются, что им тяжело найти свое место и ориентироваться в многообразии информации и возможностей, которые им предоставляет современный мир.

Вопрос семьи

Основным изменением, которое влияет на жизнь молодых людей, является отсутствие у родителей времени на воспитание своих детей. В предыдущие исторические периоды женщина уделяла гораздо больше внимания содержанию очага и воспитанию отпрысков, чем в сейчас. Родители часто стараются совмещать работу и семейные обязанности, но времени в сутках не хватает на все, приходится чем-то жертвовать. Этой жертвой чаще всего становится снижение уровня внимания к своим детям, их переживаниям и проблемам.

Сочинение про молодежь

Возраст с 15 до 18 лет считается одним из самых уязвимых в жизни человека. В этот период подросток требует особого внимания и советов со стороны взрослых по разным жизненным ситуациям. Сокращение внимания родителей к детям оказывает пагубное воздействие на дальнейшее их развитие. Молодые люди остаются наедине со своими физическими, умственными и эмоциональными изменениями.

Быстрота жизненного темпа привела к тому, что у молодежи остается мало времени для грамотного создания семьи. Это приводит к ужасной отрицательной статистике разводов. Так, в России на каждые 100 браков приходится 65 расторжений браков. Фактор неполноценной семьи влияет на психологическое состояние подростка. Некоторые исследования установили, что выросшие в неполной семье дети во взрослом возрасте склонны к одиночеству, неуверенности в себе и пессимизму.

Беспокойство из-за экономической ситуации

В наши дни в России, как и во многих странах мира, наблюдается сложная экономическая ситуация. Этот факт сильно беспокоит многих молодых людей. Они боятся, что не смогут найти хорошую работу в ближайшем будущем, что часто будут сталкиваться с недостатком денежных средств на естественные нужды.

 сочинение на тему современная молодежь

В России значителен процент безработицы среди молодого населения, приблизительно каждый четвертый в возрасте от 20 до 29 лет является таковым.

В то же время в ряде секторов экономики наблюдается нехватка рабочих специалистов. Частично эта проблема решается за счет миграции в Россию жителей Туркменистана, Узбекистана, Украины и других бывших республик СССР.

Но многие мигранты являются молодыми людьми лишь со школьным образованием.

Нравственные аспекты

Моральные нормы также претерпевают сильные изменения в настоящее время. Так, у молодежи слово «секс» не вызывает какого-либо смущения.

Представители этой группы населения склонны в своем большинстве вести беспорядочную сексуальную жизнь. По их мнению, о верности одному человеку в течение нескольких десятков лет и речи быть не может.

В одном из мини-опросов многие высказались, что после тяжелой экономической ситуации второй проблемой, которая их беспокоит, является риск заболеть СПИДом.

Мысли о будущем

Еще одной проблемой молодежи можно назвать опасения за ближайшее будущее планеты Земля. При этом пессимизм молодых людей выражается в виде следующих утверждений:

Эссе про молодежь

  • разрушение озонового слоя из-за промышленной деятельности человека;
  • повышение температуры на планете;
  • глобальное уничтожение животного и растительного мира;
  • загрязнение воздуха и воды;
  • вероятность наступления смертоносной Третьей мировой войны.

Весь этот пессимизм выливается сегодня в нежелание все большего числа молодых людей заводить семьи и рожать детей, выбирать здоровый образ жизни, чтобы жить, посвятить себя какому-либо полезному общественному делу и быть счастливыми.

Конспект занятия в 9 классе на
тему

«Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ
(задание 9.3. части 3)

«Что такое человечность?»

Цель урока: 


формирование умения понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою
точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; формирование навыков
написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки
к ОГЭ.

Задачи:

— образовательные:
расширить и углубить знания о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ;
совершенствовать умение самостоятельно создавать собственное высказывание,
обладающее всеми признаками текста;

— развивающие:  развивать творческую, речевую
и мыслительную активность, формировать умение анализировать исходный текст,
выделять главное, обобщать и делать выводы, отбирать материал для собственного
текста, выражать личностно — эмоциональное отношение к теме;

— воспитательные: формировать нравственные качества
учащихся: уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитывать уважение к
старшему поколению, к другим людям, к себе.

Формируемые УУД:

1) 
Личностные
УУД
: стремление
к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение
(внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

2) 
Регулятивные
УУД
: формулирование
темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

3) 
Коммуникативные
УУД:
 планирование
учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное
монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого
самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

4) 
Познавательные
УУД:
  умение
работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность,
систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и
преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,  находить ответы
на вопросы.

Методы обучения: проблемно-поисковый,
сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа,
групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения
учащихся.

Средства обучения: компьютер,
презентация, памятки.

Технологическая карта занятия

Эпиграф на доске (запись в тетради):

«Пока человек чувствует боль –
он жив.

Пока человек чувствует чужую
боль – он Человек».

Ӏ. Самоопределение к деятельности

Эмоциональный настрой (слайд
1, 3)

Однажды великий философ Древней Греции
Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы
горожан он отвечал кратко: «Ищу человека» (то есть «настоящего», полноценного в
нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был
погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека,
который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его
буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка).

2. Актуализация знаний. Ребята,
что вам известно о сочинении 9.3, слайд 2.

3. Целеполагание. Попробуйте
определить тему нашего занятия.

4.  Открытие нового. Собеседование с
классом

1.    
Посмотрите на задание (слайд 4).

2.    
Рассмотрим критерии (5,6).

3.    
Давайте вспомним композицию сочинения. У вас на столе фрагменты
композиции. Предлагаю вам собрать пазл.

5. Работа в группе.
Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и
соберем, материал к сочинению.

— Как вы
понимаете значение этого слова?Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и
составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: гуманность,
самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота,
внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь (слайд 8).

Антонимы: равнодушие,
эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность,
жестокость, безжалостность (слайд 9).

Крылатые
выражения о человечности
(слайд10).

  • Истинная
    человечность – это благородное отношение к любой жизни.


Георгий Александров —

  • Тот
    будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств:
    почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.


Конфуций —

  • Добрые
    чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

Толкование слова Человечность. (Слайд 11) Обратимся
к словарю:

Человечность –
моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным
взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств —
благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие,
самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность,
честность, искренность.
Философский словарь

Человечность —
гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, гуманитет, доброта,
добротолюбие, отзывчивость. 

Словарь
русских синонимов

Челове́чность —
гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле —
система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость
проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий.
Поскольку человек — социальное существо, то человечность — это требуемое
поведение в социуме.

Проявления
человечности в повседневной жизни

  • Помощь
    нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по
    каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества;
    человечность – одно из них.
  • Межличностные
    отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет
    человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
  • Интерес
    к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром
    окружающих, проявляет человечность.
  • Профессиональная
    деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое
    место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и
    спасатели.
  • Семейные
    отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между
    супругами – одно из проявлений человечности.

Физминутка тематическая

6. Закрепление.  Подбор материала к
сочинению.

А) Запишем вступление к
сочинению – определение:

Человечность
— это нравственное качество, которое предполагает милосердие,
сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.

Комментарий и примеры из текста.

 
Б) Комментарий к тезису

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие
Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления
по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть
проявленачеловечность? Что может послужить причиной  проявленной
бесчеловечности?

7. Слово учителя: подводя итог
нашему разговору о человечности, послушаем замечательное стихотворение (читает
заранее подготовленный ученик) (слайд 14).

8. Рефлексия.
Составим правила человечности или синквейн (слайд 16):

— быть альтруистами;

— бороться с эгоизмом;

— делиться теплом;

— нести ответственность;

— будем испытывать стыд при виде того, что
кажется аморальным;

— совесть — мера человечности.  
 

9. Задание на дом: написать
сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое человечность?», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение.

Синонимы: гуманность,
самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота,
внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.

Антонимы: равнодушие,
эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность,
жестокость, безжалостность.

  • Сочинения
  • 9 класс ОГЭ
  • Скромность

Скромность на протяжении многих веков считается одним из главных достоинств человека. Скромность – это признак воспитанности, отсутствия хвастовства и высокомерия, а также излишней гордыни. Наиболее приятными собеседниками и друзьями считаются именно скромные люди. Такие собеседники очаровывают и покоряют сердца многих людей с первой минуты знакомства, ведь они способны по-настоящему слушать и слышать, не перебивая поучениями, высокомерными комментариями, а то и вовсе расхваливанием себя и своих достижений.

Такие люди позволяют узнать их настоящих, исходя из личных ощущений, а не их собственных лживых и высокомерных заявлений о самих себе. Это не значит что скромность подразумевает забитость, неумение подать себя или неуверенность. Нет, это в корне неверное рассуждение. Скромные люди прекрасно умеют себя подать, рассказать о себе и своих качествах, но делают это в корректной манере и в подходящий момент, а не лезут вперед всех, выкрикивая «я самый лучший, я самый хороший».

Недаром говорят, что скромность это украшение человека. И это абсолютно точное утверждение. Но важно не переборщить с этим качествам и уметь пользоваться им умеренно, без вреда самому себе. Ведь излишняя скромность может быть причиной неудач в карьере, личной жизни, в отстаивании своих интересов. Важно уметь стоять на своем и отстаивать свои позиции, но делать это нужно спокойно, но твердо. Разумная скромность очень полезна в жизни. Рассудительные и талантливые руководители зачастую недолюбливают выскочек, и предпочитаю спокойного, скромного и честного сотрудника. Такие люди вызывают больше доверия и желания иметь с ними дело, друзья их по-настоящему ценят за открытость и умение поддержать и выслушать в нужный момент, всегда готовы прийти на выручку, на таких людей всегда можно положиться и полностью им доверять. Все это взаимосвязано со скромностью.

В целом скромные и вежливые люди приятнее в общении, чем наглые и хамоватые персоны, они никогда не нагрубят, не откажут в разумной помощи и будут высмеивать никого. Скромность порождает внимательность к конструктивной критике и помогает меняться в лучшую сторону.

2 вариант

Для многих скромность является положительным качеством. Возможно, так и есть, но нельзя путать это качество с другим – с застенчивостью. Скромность – умение не восхвалять свои поступки, не кричать о своих заслугах, помогать нуждающимся и не ждать за это похвалу. Застенчивость же мешает людям, останавливая перед совершением какого-либо действия, не похожего на бытовые. Но скромность во все времена являлась, является и будет являться ценящимся качеством, которое будет цениться всегда и везде.

Что же такое скромность? Да, качество человека. Но какое? На этот вопрос можно давать множество неоднозначных ответов. В представлении большинства, скромный человек – беззащитный. Но я так не думаю. Скромный человек в первую очередь тот, кто знает себе цену, имеет чувство собственное достоинство. Такой человек – не тот, чья самооценка опустилась ниже уровня моря, а тот, чья самооценка поставлена справедливо и которая никогда не опустится из-за броского слова в его сторону. Скромный человек так же не даст себя в обиду. Возможно он и не полезет в драку, отойдет в сторону… Но это произойдет не из-за чувства собственной неполноценности, а из-за понимания бессмысленности продолжать спор по тем или иным причинам.

В современном мире с каждым новым днем становится все меньше и меньше скромных людей. Сейчас совсем другие ценности. Скромность для большей части молодого населения считается отрицательным качеством – сейчас стоять в стороне он бессмысленных драк и неразберих не модно. Совсем. Многие застенчивые люди пытаются казаться кем-то другим, пытаются находиться выглядеть как все, говорить как все, делать то, что делают все. Но скромные люди же никогда не дадут повод усомниться в себе. Никогда. Это связано с чувством собственного достоинства. Они знают себе цену, они знают себя, поэтому никогда не будут пытаться превосходить кого-то, тем более подражать всему, особенно тому, что модно…

Однако, какая бы страшная ситуация там не была, настоящие скромняги все же остаются. Я даже представить не могу, что будет через несколько десятилетий с населением планеты, с его воспитанием, ценностями, но скромные люди никогда не отступят. Они будут жить всегда.

Где бы ты ни был, скромный человек всегда привлекает внимание, его сложно не заметить. Привлекает внимание он невольно, это получается само собой из-за его сдержанности, искренности и открытости. В этом тоже кроется отличие скромного от застенчивого. Застенчивый открывается только после некоторого времени общения с человеком, а иногда становится даже не хуже самого дерзкого хулигана, если человек принял его тепло – такие люди чувствуют себя неловко только в непривычной обстановке, среди множества, среди даже всего одного незнакомого человека.

Говоря со скромным человеком ты четко чувствуешь его индивидуальность, ты видишь в нем в первую очередь личность. Скромный человек разумно следует правилам, но не терпит к себе неуважительного отношения. Такой человек выбирает друзей и знакомых не по их значимости в обществе, а по интересам. Он не навязывается людям и не использует их в личных целях.

Из этого всего можно сделать вывод, что скромные люди – одни из самых надежных и верных, из их уст ты не услышишь лести, а рядом с ним будешь чувствовать себя в безопасности, не опасаясь подвоха в его действиях или словах, даже общаясь с ним всего несколько минут…

Также читают:

Картинка к сочинению Скромность

Скромность

Популярные сегодня темы

  • Художественные особенности Слова о полку Игореве 9 класс

    «Слово о полку Игореве» — известный литературный памятник Древней Руси, в основе сюжета которого — неудачный поход князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

  • Любимые страницы в романе Преступление и наказание Достоевского

    Мне, вообще, нравится этот роман. Интересней всего следить за развитием мысли героев, там каждый, как будто, выражает свою идею. Конечно, много сцен в романе, которые мне не нравятся, то есть я читала их

  • Сочинение по рассказу Чудесный доктор Куприна 6 класс

    Произведение рассказывает о чудесах, произошедших с одной семьёй накануне Рождества.

  • Сочинение Нежелания развиваться

    Многим людям свойственна консервативность, но они расценивают это как верность себе и личным принципам. Они не желают идти в ногу со временем и остаются на своем уровне развития.

  • В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)

    Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

Информация о материале Власова И.Л. Категория: В помощь ученику Создано: 06 марта 2015 Просмотров: 395016 Сочинение 15.3 «Что такое совесть» по тексту Погодина

В задании 15.3 ставится задача – написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Среди понятий могут быть известные нравственные категории: доброта, смелость, красота, дружба, природа, гуманность, патриотизм, трудолюбие, честность, скромность.

Попробуем выяснить, как готовиться к выполнению этого задания на ОГЭ в 2015 году.

Напомним задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких  бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  • Сочинение строится по плану:

1. Тезис и комментарий к нему.

2. Аргументы:                       а) из предложенного текста,

                       б) из жизненного опыта.

3. Вывод – заключение.

  1. Каждая часть сочинения пишется с красной строки!
  2. Тезис – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства.
  3. Способы толкования понятия:
  4. ПОНЯТИЙНЫЙ 
  5. ДРУЖБА – ЭТО БЕСКОРЫСТНЫЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЛЮБВИ, ДОВЕРИИ, ИСКРЕННОСТИ, ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЯХ, ОБЩИХ ИНТЕРЕСАХ.
  6. СИНОНИМИЧЕСКИЙ 
  7. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – ЭТО ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ.
  8. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ 
  9. ДОБРО – ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ХОРОШЕЕ, ПОЛЕЗНОЕ.
  10. КОМБИНИРОВАННЫЙ
  11. СОСТРАДАНИЕ – ЭТО ЖАЛОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, ВЫЗЫВАЕМОЕ НЕСЧАСТЬЕМ ИЛИ БЕДОЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЖИВОТНОГО.
  12. Теперь познакомимся с текстом Н. Сафронова:

(1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. (2)Ещё никогда литературу нам не преподавал мужчина, и это нам, пятиклассникам, показалось не только странным, но и недопустимым. (3)Его тихий, словно извиняющийся голос мы восприняли как проявление слабости. (4)С нами так никто никогда не разговаривал, и я снисходительно спросил его:

(5)– Ну и что же вы нам сегодня расскажете?

(6)Он достал из помятого портфеля книгу и начал читать. (7)Это была повесть Катаева «Сын полка», которую я прочитал ещё летом. (8)Недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на его уроке. (9)Кто-то из мальчишек шикнул, дескать, дай послушать, и тогда я демонстративно уставился в окно.

(10)В каком-то месте учитель нашёл у Катаева неточность и сказал, что танк не может стрелять на полном ходу.

(11)– А вы-то  откуда знаете? – язвительно спросил я.

(12)– Я воевал, – ответил он, и я сразу умолк.

(13)Однажды Иван Васильевич раздал тетради с домашними работами. (14)Я открыл свою и увидел «тройку». (15)У Витальки Кулешова, моего соседа по парте, стояла «четвёрка». (16)Я взял его тетрадь и начал придирчиво сравнивать наши работы.

(17)– Ничего себе! – возмущённо воскликнул я. (18)– Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку», а мне за те же самые три ошибки – «тройку»?!  

(19)В классе стало тихо. (20)Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь. (21)Он взял её, поднес к самым глазам.

(22)– Да чего там смотреть!  (23)Всё и так ясно!

(24) Учитель взглянул на меня. (25)Мы встретились глазами, и я увидел в них усталость, неподвижную, как смёрзшийся в глыбу снег. (26)Старик кивнул, как бы соглашаясь сдаться, и тихо произнёс:

(27)- Я прошу у тебя прощения!

(28)Что-то словно нашло на меня… (29)Я не был жестоким и бесчувственным, но желание минутного превосходства заглушило во мне жалобный вскрик совести.

(30)- Да на что мне ваши извинения, вы оценку исправьте! – насмешливо бросил я.

(31)Он взял ручку и исправил мне оценку: зачеркнул «тройку» и поставил «четвёрку». (32)Так я одержал свою победу, а на душе стало сумеречно и пусто. (33)Я дал себе слово, что завтра же непременно при всём классе извинюсь перед учителем. (34)Однако на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из нашей школы.

(35)Наверное, дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. (36)Но когда на следующий день вместо Ивана Васильевича пришла завуч, строгая, властная женщина, моё сердце упало.

(37)Мне почему-то представилось, что по голой степи куда-то устало бредёт одинокий старик с помятым портфелем, ветер колышет полы его пальто и на седую голову падает снег.

(38)Он там, в безбрежном одиночестве, а я здесь, со своей нелепой правотой, со своей позорной победой…

(39)Я уставился в окно. (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Переходим к анализу текста. Зададим себе вопросы:

  • Что такое совесть?
  • Были ли у Вас минуты, когда «совесть гложет»?
  • Испытывали ли Вы муки совести?
  • Когда такое бывает?
  • Как Вы обычно ведете себя, если чувствуете свою неправоту?

На черновике напишем об этом несколько предложений. Попробуем сформулировать ответ на вопрос: «Что такое совесть?» Например:

Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Избегаем формулировки: совесть – это когда…, совесть – то, что… .

Теперь тезис свой прокомментируем. Комментарий – это интерпретация, объяснение, размышление, подводящее к основной части сочинения. Например:

Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.

Ещё раз обратимся к тексту, чтобы выяснить отношения между героями. Нам нужно отыскать аргументы.

1. Как герой отнёсся к новому учителю?

2. Что двигало учеником, когда он задавал «неудобные вопросы» учителю?

3. Чего хотел добиться?

4. Обрадовала ли его победа? Какие слова подбирает автор?

5. В каких строчках звучит осознание собственной неправоты?

6. В каких словах выражена основная мысль текста?

7. Зачем необходимо было показать, что учителем был пожилой человек, фронтовик?

  • Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише:
  • Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
  • Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть, что герой…
  • В данном тексте  есть яркий пример…

Докажем это, обратившись к тексту…

Оформляем первый аргумент:

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершенный поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика, и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести».

Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, на душе его становится «сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удаётся, учитель увольняется из школы.

Обдумаем второй аргумент из своего жизненного опыта.

1. Это может быть Ваша жизненная история, история, произошедшая с другом или родственником.

2. Обращение к прочитанной книге, просмотренному фильму, спектаклю.

3. Исторические факты.

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише:

С примером проявления … нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни. Например, …

  1. Подобные примеры можно встретить и в жизни.
  2. Ещё одним подтверждением сказанному может служить поведение (герой, произведение, автор).
  3. Теперь оформляем второй аргумент:

Ещё один пример можно привести из повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою Володе стыдно было быть сытым, когда вокруг все голодали. Он пытался избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя нашёл бродячую собаку и стал подкармливать её, чтобы успокоить мучившую его совесть.

Вывод должен быть логически связан со вступлением и аргументацией. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно,…

Речевые формулы:

  • Мы пришли к выводу…
  • Подводя итог, можно сказать, что…
  • Делая выводы из сказанного, мы видим…

Пишем вывод:

Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она помогает осознать вину, удерживает от дурного поступка, очищает, нравственно оздоравливает человека.  

Обобщим всё сказанное. Нужно:

1. РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕННОГО В ЗАДАНИИ 15.3.

2. ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ДАННОЕ ВАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

3. ПРИВЕСТИ ДВА АРГУМЕНТА:          – ПЕРВЫЙ – ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ВАМ ТЕКСТА,

         – ВТОРОЙ – ИЗ ЖИЗНЕННОГО ИЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.

4. СДЕЛАТЬ ВЫВОД.

5. СОБЛЮДАТЬ ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ (НЕ МЕНЕЕ 70  СЛОВ).

6. НЕ ЗАБЫВАТЬ О СОРАЗМЕРНОСТИ ЧАСТЕЙ.

Последние советы:

1. ПРИВОДЯ ПРИМЕРЫ, НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ ТЕКСТ.2. ПИШИТЕ РАБОТУ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ.3. НАЧИНАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ С РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА.

4. ПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.

Готовый текст сочинения-рассуждения:

Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Мне  знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершённый поступок.

Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, «на душе становится сумеречно и пусто».

Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удалось, учитель уволился из школы.

Ещё один пример проявления совести можно привести из повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою, Володе, стыдно быть сытым, когда вокруг все голодают. Он пытается избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя находит бродячую собаку и подкармливает её, чтобы успокоить мучившую его совесть.

Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она удерживает от дурного поступка, помогает совершить добро, осознать вину, очищает, нравственно оздоравливает человека.

На уроке можно использовать презентацию (файл ppt, размер 2,90 МБ).

5 сочинений про Совесть для школьников

Совесть — это основное чувство человека, к которому он должен всегда прислушиваться. Это важное человеческое качество, которое объединяет в себе доброту и искренность.

Сочинение 15.3 «Что такое совесть» по тексту Погодина

Что такое Совесть – сочинение

Совесть – это тот «помощник», который позволяет человеку определить, плохо ли он поступает, либо хорошо. Бывает так, что кто-то совершает очень скверный, недопустимый поступок. Тем не менее, он не может его забыть и испытывает мучения. Ему хочется поскорее исправить положение.

Это и называется муками совести. В таких случаях человек понимает, что поступил неправильно и жалеет об этом. Получается, что совесть – это в некоторой степени сожаление.

Откуда же она возникает? Дело в том, что в каждом с малых лет заложены понятия о добре и зле, о справедливости и бесчестности. Всякий раз, когда личность поступает так, как не следовало, есть вероятность того, что спустя время, ее совесть проснется и начнет мучить ее.

Это своеобразный «будильник», который дает человеку сигнал о том, что он был неправ в чем-либо, ему очень досадно и стыдно.

Что же происходит с человеком, который всегда поступает правильно и даже «идеально»? Есть ли у него совесть? Безусловно… Только в его случае она не мучает его по ночам, мешая спать. Тот, кто не совершал плохих поступков, может с полной уверенностью сказать, что «его совесть чиста». То есть, он не делал ничего предосудительного, поэтому ему нечего стесняться, нечего скрывать.

Хоть, конечно же, не найдется того, кто ни разу не испытывал мук совести. Скорее всего, каждый хоть раз играл в футбол вместо того, чтобы готовиться к урокам, а потом, когда получал двойку за ответ, вырывал страницу из дневника и прятал, а потом его мучила совесть.

Практически каждый случайно разбивал мамину дорогую вазу во время игры, и практически каждый однажды боялся и отступал подальше, когда видел, что другому нужна помощь.

Муки совести возможны во всех этих случаях. И не только. Однажды, когда я гостил в деревне у бабушки, туда приехал мой дядя. Когда я увидел у него большой и красивый значок в виде корабля, мне очень захотелось, чтобы и у меня такой был.

И вот, когда мне уже надо было уезжать, а дядя еще оставался, я ночью подошел к его шкафу, отцепил значок и тайно увез с собой в город.

Но он не принес мне счастья. Глядя на него, я каждый раз вспоминал о том, что практически совершил кражу.  Ведь я взял у человека вещь без спросу.

Конечно же, несколько ночей я мучился, а потом позвонил дяде в Тамбов и объяснил ситуацию, попросил прощения. Он простил и даже подарил мне этот значок. Теперь я могу не возвращать его. Муки совести сразу же пропали.

Но этот случай я запомнил и больше не позволяю себе такого.

Сочинение на тему Совесть

Счастлив тот, кто дружен со своей совестью, живет в миру с собой. Это значит, что человек старается не совершать подлых поступков, которые бы камнем ложились на его душу. Ведь совесть – это своеобразный внутренний судья, моральный и нравственный контролер, который позволяет или запрещает человеку совершать тот или иной поступок.

У каждого из нас свое представление о совести. У кого-то оно развито в большей степени, у кого-то – в меньшей. А есть люди, про которых говорят, что у них «совсем нет совести». Именно они могут совершать самые страшные поступки, и при этом не переживать о содеянном.

Совесть – некий внутренний голос человека, который всегда подскажет, как поступить правильно даже в самой сложной ситуации. Он помогает отделить плохое от хорошего, и не совершить заведомо дурной поступок, который может принести страдание другим людям. Вот поэтому так важно прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Говорят, именно совесть не дает спать по ночам, если человек поступил неправильно в какой-то ситуации. Чтобы внутренние терзания не растянулись по времени, необходимо постараться как можно скорее загладить свою вину.

Если же человек заглушает в себе совесть, старается не прислушиваться к внутреннему голосу, не обращать на него внимание, то он становится беспринципным, жестоким, черствым. Однако от совести своей не убежишь, люди это поняли еще давным-давно. Она является частичкой души человеческой, которую, как известно, никуда не денешь.

Совесть – олицетворение самых лучших качеств человека. Это прекрасная смесь добра, справедливости, нравственности, милосердия, порядочности, честности. Это верный друг и помощник, который всегда подскажет правильный путь, поможет развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

Что я понимаю под словом Совесть

Иногда совесть помогает понять, правильно ли человек поступает в той или иной ситуации. Многие люди совершают не совсем достойные и правильные поступки, и совсем не замечают того, что делают своими поступками другому человеку больно или обидно. И при этом даже не чувствует состраданию к тому человеку, которого обидел.

Вот именно такое положение и называется мукой совести. А есть и такие, которые почувствовали это и стараются, во что бы то ни стало все исправить. Из всего этого можно сделать вывод о том, что совесть является степенью сожаления.

А теперь давайте разберемся, из чего же она появляется? Наверное, каждому человеку в детстве читают много разных сказок, где обязательно присутствуют добро и зло. И постепенно это откладывается в каждом человеке. Вот только не всегда можно разобраться в каком случае они сделали добро, а в каком навредили другому человеку.

Кроме этого многие надеются на то, что если человек и сделал что-то плохое, то пусть не сразу, но через некоторое время его все-таки будут мучить угрызения совести. Его можно даже назвать будильником, который рано или поздно зазвенит и даст знать о том, что вы совершили неправильный поступок.

Конечно, среди обычных людей имеются и те, кто никого никогда не обижал и всегда совершал только положительные эмоции не только к себе, но и к другим людям. В этом случае они всегда спят спокойно, и их не мучает совесть. И эти люди могут сказать о том, что их совесть чиста.

Вот только таких людей, наверное нет и никогда не было. Не всем нравится учить уроки и вместо этого они лучше поиграют в футбол или любую другую игру, а потом, когда получат двойку, то начинают корить себя за это и даже ругают. Также есть и такие кто разбивал дома какую-нибудь вещь и для того чтобы их не наругали сразу прятали и им приходилось врать родителям.

А потом поэтому поводу они очень сильно переживали, беспокоились и не находили себе места. Но в итоге через некоторое время они признаются и их не ругают только потому, что прошло много времени, а также родители были рады, что вы признались самостоятельно и не стали их обманывать.

Мне нравится бывать у бабушки в деревне и там у меня очень много друзей, с которыми я играю в разные игры. И вот однажды я увидела у одного из них красивую куклу, и мне захотелось ее заполучить.

Когда я поехала домой, то положила куклу к себе в сумку. Вот только никакого счастья она мне не принесла, потому что как только я вижу эту куклу, то сразу же вспоминаю поступок, который совершила и меня мучает совесть.

Эссе про Совесть с примерами

Что такое совесть? Давайте попробуем разобраться в значении этого понятия.  На мой взгляд, совесть — естественное моральное сознание человека, способность признать свою неправоту. Она может остановить человека от совершения плохого поступка или будет мучать его за содеянное. Я считаю, что у каждого человека есть совесть, но далеко не каждый умеет к ней прислушиваться.

Чтобы подтвердить тезис, обратимся к тексту. Так, Р.П. Погодин рассказывает о мальчиках, которые издевались над недавно переехавшим Колей, даже дали ему кличку Семафор, но, посчитав, что «для такого хлюпика»  это слишком хорошая кличка, начали называть Симой.

Однажды Сима шел к своей учительнице, что поблагодарить её и принести подарок. Но ребята решили, что Коля просто занимается «подхалимством» и забрали у него все рисунки. После всего, пересматривая альбом, предводитель ребят Миша, узнал, что Сима сделал этот подарок в благодарность за то, что учительница помогала ему не отстать от класса, пока он болел.

В Мише проснулась совесть, и мальчик решил загладить свою вину и помог вручить подарок учительнице.

В литературе тоже есть примеры проявления совести, например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает ужасное преступление, после чего начинает страдать от угрызения совести.

Он постоянно думает о том, что сделал, ему стыдно, эти муки становятся для него худшим наказанием. Можно сделать вывод, что у героя все-таки есть совесть, которая приводит его к раскаянию.

Таким образом, совесть – это главный нравственный закон внутри человека, который уберегает от принятия неправильного решения.

Сочинение-рассуждение про Совесть

Совесть – страшное существо, от которого тебе никогда не будет покоя. Так я думаю.

Говорят, как раз, что от всего можно всегда уйти: от законов, от полиции, от других людей, вообще. Но от себя не уйдёшь! И голос этот в твоей голове будет «пилить», что ты поступил неправильно, что нужно сделать так-то. И не только голос, а ещё могут быть сны, знаки всякие. То есть тебе всё кажется, всё напоминает, что ты неправ.

Я думаю, что частично совесть – это выученные в детстве правила. Они так глубоко вошли в наше сознание и подсознание! Их нам прямо озвучивали родители, эти правила мы встречаем в книжках, в сказках. Это о том, что нужно быть честным, помогать людям… Думаю, что совесть у нас и у африканских народов всё-таки несколько отличается.

Для некоторых нормально съесть человека и не переживать, а думать, наоборот, что помогли ему. А тут на ногу в толпе человеку наступишь, а после спать не можешь – совесть мучает. Себя ругаешь, типа, что я такой неуклюжий…

Говорят, ещё, что мы можем убедить других людей, даже себя в чём-то, привести много-много аргументов, что мы поступили правильно, а вот со своей совестью нельзя договориться. Она знает, как нужно!

Тут другая мысль: совесть выражает связь человека с неким «общим подсознанием». И там только знают, как правильно. Может быть, там даже есть сущности ангельские и наоборот, которые нам подсказывают. Кстати, в мультфильмах совесть — обычно ангельская. Она подсказывает верные поступки.

Я читал рассказ Веллера о том, как один человек взял на себя вину за общее преступление, которое можно было легко скрыть. Но человека, будто бы, совесть замучила… И он хотел других тоже подставить, а они на него всю вину скинули.  Тут мысль о том, чтобы не путать голос совести со своей мнительностью и подобным.

Ещё совесть – это о понимании, что не только нашими отношениями или деньгами ограничивается этот мир.  Я часто думаю, что лучше я не ввяжусь во что-то, зато совесть чиста будет.   Тратить свои силы, пытаясь себя, свою совесть убедить в чём-то? Плохо спать по ночам от кошмаров? Нет уж, никакие блага этого не стоят.

Главное всё-таки – гармония с собой, спокойствие, счастье. А отсюда и здоровье! А ноющая совесть – только подтачивает твой фундамент, поэтому лучше не рисковать своим эмоциональным состоянием, но и не надумывать себе ничего на пустом месте.

Человек, который смеется – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Совесть в какой-то степени выступает в роли контролера по жизни, как внутренний судья, и она необходима, для того чтобы в жизни было как можно меньше плохих поступков. Но почему-то она начинает мучить и изводить, когда уже не чего изменить и исправить просто невозможно.

Сочинение 9.3 «Что такое СОВЕСТЬ?» – СДАМ РУССКИЙ ЯЗЫК!

(1)Был мальчишка высок и худ, непомерно длинные руки держал глубоко в карманах. (2)Голова на тонкой шее всегда немного клонилась вперёд. (3)Ребята прозвали его Семафором. (4)Мальчишка недавно переехал в этот дом.

(5)Когда он проходил мимо ребят, то опускал голову ещё ниже. (6)Ребята кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова.

(7)Мальчишка только ускорял шаг или смотрел на них голубыми, очень большими чистыми глазами и молча краснел.

(8)Ребята решили, что Семафор для такого хлюпика слишком хорошая кличка, и стали звать мальчишку просто Сима.

(9)Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе. (10)Прошёл месяц, два… (11)И вот на улице опять появился новенький. (12)Под мышкой он держал чёрный альбом для рисования и направлялся в дальний угол двора, к чужому подъезду.

— (13)Эге, Сима вылез!.. — удивлённо присвистнул Мишка. — (14)Пойдём поговорим с ним!

(15)3аметив надвигающуюся на него армию, Сима поднял голову, как всегда покраснел и улыбнулся робко.

— (16)Ты, — начал Мишка, — куда направляешься?

(17)Сима прижал к себе чёрный альбом и топтался на месте. (18)Ребята смеялись, а Мишка шагнул вперёд и рванул из Симиных рук альбом. (19)Сима побледнел, вцепился было в Мишку, но его тут же оттеснили ребята, которые везде сопровождали своего вожака.

(20)А Мишка уже раскрыл обложку. (21)На первой странице альбома красивыми цветными буквами было выведено: «Учительнице Марии Алексеевне от Григорьева Коли».

— (22)Подхалимством занимается… (23)Ясно! — Миша произнёс это таким тоном, будто ничего другого и не ожидал.

— (24)Отдайте альбом, — просил за спинами ребят Сима. (25)Он пытался растолкать толпу, но мальчишки стояли плотно.

— (26)Переворачивай дальше, чего ждёшь?.. — сказал Кешка.

(27)Дальше был нарисован парусный корабль — бригантина. (28)Бригантина неслась на всех парусах. (29)Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну. (30)На палубе у мачты, скрестив руки, гордо стоял капитан.

— (31)Ух, здорово!..

(32)Ребята насели на Мишку. (ЗЗ)Каравеллы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки шли вперёд. (34)Бушевали акварельные штормы, тайфуны…

(35)Кешка подпрыгивал от восторга. (36)Он толкал Мишку под локоть, просил:

— (37)Мишка, дай картиночку?.. (38)Ну, Мишка же…

(39)Мишка закрыл альбом и посмотрел через головы ребят на художника.

— (40)Ты — подхалим, Сима, слушай… (41)Поступим по чести и совести. (42)Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет.

(43)Мишка скомкал первую страницу с надписью, принялся вырывать и раздавать картинки. (44)Потом он подошёл к Симе и толкнул его в грудь.

— (45)Проваливай теперь! (46)Слышишь?

(47)Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.

(48)Под лестницей, в излюбленном своём месте, мальчишки снова начали рассматривать рисунки. (49)Один Мишка сидел понурясь:

— (50)Это какая учительница Мария Алексеевна? — бормотал он. — (51)Может, старенькая?

— (52)Да, она уже третий год в школе не работает, на пенсию ушла, — встряла Людмилка, Кешкина сестра. — (53)Сима болел, она узнала и пришла. (54)Два месяца с ним занималась!

(55)Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. (56)Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом. (57)Первая страница с посвящением была испорчена. (58)Мишка разгладил её на колене и тоже сунул под обложку.

(59)На следующий день, ближе к вечеру, Сима вышел во двор. (60)0н по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой.

— (61)Ладно, Сима, мир. (62)Пойдём с нами плотины строить!

(63)Ребята замёрзли, перемазались, когда к ним подошла маленькая старушка в пуховом платке. (64)Она обратилась к Симе:

— (65)3астегнись, Коля! (66)Ты опять простудишься… (67)Спасибо за подарок.

(68)Сима покраснел густо и пробормотал:

— (69)Какой подарок?

— (70)Альбом! (71)«Дорогой учительнице Марии Алексеевне, хорошему человеку».

(72)Сима не знал, куда деться, он страдал.

— (73)Я не писал такого…

— (74)Писал, писал! — захлопал в ладоши Кешка. — (75)Он нам этот альбом показывал с кораблями…

(76)Мишка встал рядом с Симой и сказал глуховато:

— (77)Конечно, писал… (78)Только он, к удивлению, нас стесняется, думает, мы его подхалимом дразнить будем. (79)Чудак!

(По Р. Погодину)

Пример сочинения 9.3 «Что такое совесть?» 

Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Зачастую, если человек совершил плохой поступок, то его начинает мучить совесть, он переосмысливает свои действия. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта. 

В приведенном отрывке мальчик Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который он собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом.

Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни.

В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить. 

Классическая литература предлагает нам массу примеров того, как у героев просыпается совесть после совершения дурного поступка. Исключением не стал и роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». После дуэли со своим другом Ленским Онегина начинает мучить совесть. Он сожалеет, что лишил жизни молодого, целеустремленного человека. Но, увы, исправить что-либо было уже поздно. 

Таким образом, совесть — это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться к нему, чтобы избежать негативных последствий. 

Сочинение на тему «По-весеннему радостно звучало тихое птичье щебетание…» (Вариант 2)

       15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Наша грамматическая система предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли».

Грамматическая система русского языка предлагает говорящему различные синтаксические структуры для выражения одного и того же. Они являются синонимичными.

       Например, синонимичны предложения с деепричастными оборотами и придаточными предложениями. Правда, не всегда можно заменить придаточное предложение деепричастным оборотом, но зато если можно, то текст становится живее и энергичнее.

Наверное, поэтому такие конструкции предпочитает В. О. Богомолов, с отрывком из книги которого я познакомился. В этом тексте было очень много деепричастных оборотов и единичных деепричастий.

Например, в предложениях 3, 5, 7, 12, 13 мы встречаем такие конструкции. 

       Однако иногда писатель предпочитает придаточные: в предложениях 21, 23 и некоторых других. Это делает текст более выразительным и красивым. 

       15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних предложений текста: «— Плана нет, — со свойственной ему прямотой без обиняков сказал Витька угрюмо. — И боевого обеспечения тоже. Это безответственность и мой недосмотр. Я за это отвечаю.» 

       Герой-рассказчик после тяжелых боев забыл о том, что ему было приказано выставить охранение и набросать план действий при нападении противника (предложение 21). Это было и в самом деле необходимо, однако рассказчик пренебрег этим, хотя и ненамеренно, а из-за его забывчивости пострадал его друг – комбат Витька.

Но командир взял всю вину на себя, понимая, что комбриг может его наказать и во всяком случае будет ругать. Слова «Это безответственность и мой недосмотр. Я за это отвечаю» говорят о том, что комбат честный человек, не способный подвести друга, кроме того, он готов отвечать за все, что происходит в его подразделении.

Рассказчик был уверен в своем друге, об этом говорится в предложении 24, ему было очень стыдно, что по его вине пострадает друг.

       Иногда друзьям приходится исправлять ошибки друг друга.

       15.3 Как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.

       Совесть – это особенность личности человека. Тот, у кого есть совесть, постарается ни в коем случае не совершить плохого поступка. Если он случайно сделает что-то плохое, то совесть мучает его и заставляет исправить причиненное зло. 

       В отрывке из произведения В. О. Богомолова герой-рассказчик забыл выполнить поручение своего друга комбата, а из-за этого комбриг выругал Витьку. Но друг не выдал своего друга, а взял вину на себя. Рассказчику было от этого очень стыдно. 

       Мы часто встречаем примеры мук совести в литературе и жизни. Например, в романе Ф. М.

Достоевского «Братья Карамазовы» один мальчик, Илюша, поддавшись на уговоры злого студента Ракитина, угостил бездомную собаку куском хлеба с булавкой. Собака завизжала и убежала.

Мальчик думал, что Жучка умерла, и это его ужасно мучало, он даже тяжело заболел. Но, к счастью, потом выяснилось, что собака выжила.

       Совесть очень нужна каждому человеку.

Учимся писать сочинение 15.3

Слайд 1

Учимся писать сочинение-рассуждение

Слайд 2

Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

1. Тезис и комментарий к нему. 2. Аргументы: а) из предложенного текста, б) из жизненного опыта. 3. Вывод – заключение. Каждая часть сочинения пишется с красной строки! Тезис – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства.

Слайд 4

Понятийный дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах. Синонимический человечность – это гуманность, человеколюбие. Описательны й добро – всё положительное, хорошее, полезное. Комбинированный сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного.

Слайд 5

Что такое совесть? Были ли у Вас минуты, когда «совесть гложет», испытывали ли Вы муки совести? Когда такое бывает? Как Вы обычно ведете себя, если чувствуете свою неправоту? Напишите об этом несколько предложений. Попробуйте сформулировать ответ на вопрос: «Что такое совесть?» Прокомментируйте его.

Слайд 6

Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (Избегайте формулировки: совесть – это когда…)

Слайд 7

Комментарий – это интерпретация, объяснение, размышление, подводящее к основной части сочинения. Например,… Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.

Слайд 8

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть, что герой… В данном тексте есть яркий пример… Докажем это, обратившись к тексту…

Слайд 9

1.Это Ваша жизненная история, история, произошедшая с другом или родственником. 2. Это обращение к прочитанной книге, просмотренному фильму, спектаклю. 3. Это могут быть исторические факты.

Слайд 10

С примером проявления (понятие) нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни. Например,… Подобные примеры можно встретить и в жизни. Еще одним подтверждением сказанному может служить поведение (герой, произведение, автор).

  • Слайд 11
  • Вывод должен быть логически связан со вступлением и аргументацией. Вводные слова: итак, таким образом, следовательно,… Речевые формулы: Мы пришли к выводу… Подводя итог, можно сказать, что… Делая выводы из сказанного, мы видим…
  • Слайд 12

1. Раскрыть значение слова, предложенного в задании 15.3. 2. Прокомментировать данное вами определение. 3. Привести два аргумента: – первый – из предложенного вам текста, – второй – из жизненного или читательского опыта. 4. Сделать вывод. 5. Соблюдать объем сочинения (не менее 70 слов). 6. Не забывать о соразмерности частей.

Слайд 13

1.приводя примеры, не пересказывайте текст. 2.пишите работу в публицистическом стиле. 3.начинайте сочинение с риторического вопроса. 4.пишите сочинение аккуратно, разборчивым почерком .

  • Сочинение рассуждение что такое цель в жизни
  • Сочинение рассуждение эта ночь перевернула мое представление об отце сочинение
  • Сочинение рассуждение что такое зависть по тексту алексина
  • Сочинение рассуждение что такое сила духа по тексту овчинниковой
  • Сочинение рассуждение что такое темное царство