Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. Почему именно русский? Ответ очень прост, русский язык – это единственный в мире язык, слова в котором могут пополняться снова и снова. Из многих выражений и придуманных слов и пополняется наш язык, наша культура, ведь многое, что было популярно у наших бабушек и дедушек переходит и в нашу разговорную лексику, и наши внуки тоже будут говорить нашими фразами.
Русский язык очень сложный, но это не делает его менее привлекательным. Многие писатели говорили, что на русском можно вести любую беседу: признание любви, общение с врагом, дружеская беседа, ведь именно он может передать все чувства и эмоции, лучше, чем какой-либо другой язык. Главное учиться быть грамотным человеком, не стоит кричать на весь свет, что он слишком сложен и что придумали слишком много дурацких правил.
Следует помнить, что язык, на котором мы говорим, это дар наших предков и не учение языка – это равноценно забыть о родных, не принять их культуру, стать чужим среди своих. Особенно печально это слышать от маленького, еще растущего поколения. Они ведь еще не знают, что познав его, можно открыть для себя новый мир. в русском языке существует множество слов синонимов, поэтому составлять стихи не составит никого труда, подбирая нужное слово смысл его не поменяется. Очень забавно узнавать новые слова, ведь слово означающий один предмет или действие по звучанию может ассоциироваться совершенно с другим предметом.
Полюбив язык, он откроет для тебя множество возможностей, все это я проверила на своем личном опыте. Прочитав большое количество книг, уже не вспоминаешь о правилах, и свободно пишешь предложения, не делая никаких ошибок. Вот что значит – богатый русский язык. Так что лучше беречь свой язык смолоду.
Сочинение рассуждение Русский язык необыкновенно богат 6 класс
Мы часто слышим утверждение, что русский язык очень богат. Но так ли это? Давайте разберемся.
Первое, чем шокирует любого иностранца на язык – это количеством синонимов. Например, слово «красивый» можно занимать такими словами, как «потрясающий», «прекрасный», «хороший», «прекрасный», «привлекательный» или же «восхитительный». Вряд ли найдется слово, к которому нельзя подобрать подходящую замену. Это, конечно же, говорит о великолепии и многообразии русского языка.
Также, в отличие, например, от английского, в русском языке не существует правильного построения вопросительных предложений. То есть можно использовать только интонацию при построении вопроса. Перенесение знака препинания, использование разнообразных суффиксов и приставок, изменение порядка слов может также координально изменить смысл предложения. Поражает и количество средств выразительности. При прочтении любого произведения встречается множество эпитетов, олицетворений и метафор.
Не стоит забывать и о том, что среднестатистический человек пользуется всего одной пятой слов всего языка. Это, в свою очередь, тоже говорит о его обширности и необъятности.
В заключение мне хотелось бы сказать, что столь богатый и удивительный язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Для этого стоит употреблять как можно меньше иностранных слов и, конечно же, читать классическую литературу для пополнения словарного запаса.
Сочинение №3 Русский язык необыкновенно (необычайно) богат сочинение-рассуждение
Что может быть дороже, ценнее и ранимее, чем наш родной язык; язык на котором мы говорим? Наш русский язык. На Свете великое множество стран, народов, языков, людей. Но я говорю на русском языке, на нем же пишу, думаю, так как я русский человек. Русский язык по праву считается одним из самых красивых, мелодичных, утончённых и музыкальных языков в мире. Не зря такие великие писатели, поэты, музыканты, как Пушкин, Блок,Чайковский, писали свои произведения на русском языке. А какие прекрасные стихи подарили нам великие поэтессы: Ахматова, Цветаева,Тэффи и многие другие.
Вы только вспомните сколько великих писателей писали на русском языке: Лермонтов, Булгаков, Бунин, Солженицын, Пелевин, Куприн, Пастернак. А как же Ломоносов с его великой теорией трёх штилей? Эта теория положила начала разделению нашего языка по рангам; разделила его на низкий, средний и высокий стиль. Язык стал ещё более разнообразным и уникальным от этого. Благодаря своей многогранности русский язык всегда остаётся уникальным,делает речь человека выразительной и красноречивой.
Русский язык- это наш дар, подарок, и творение Всевышнего. Русский язык такой разный, на нем может говорить и интеллигент и обычный мужик из народа, и от этого язык не станет бледнее, а наоборот он засверкает всеми ипостасями своего величия. Для меня самый красивым языком на свете является русский язык.
Более 145 миллионов человек на земле считают русский язык своим родным языков. Также русский язык является государственный языком в России и в нескольких странах бывшего СССР. На русском языке говорят и за пределами нашей страны; его учат в зарубежных вузах: в Америки, Великобритании , Франции, Германие, Люксембурге. На русском языке заключаются межнациональные договоры, проводят международные встречи. Многие студенты из других стран пытаются посетить нашу страну, чтобы услышит такой родной и красивый русский язык. Как сказал когда-то один великий человек,я перефразирую-«есть на свете много языков, все они созданы для разных дел… А русский язык создан для жизни и размышлений». Я не спорю все языки заслуживают уважения. Но больше всего каждый человек должен любить и уважать свой родной язык, язык на котором он говорит с рождения, на котором мыслит и решает.
И как после этого мы можем не гордиться нашим родным языком? Мы должны им гордится. Это наша прямая обязанность и честь. Я горжусь тем,что я говорю и пишу именно на русском языке. Я считаю, что каждый гражданин нашей страны должен ценить и любить свой родной язык; не загрязнять его иностранными словами, некрасивыми оборотами и диалектами; неправильной фонетикой. Следить за своей речью, относиться к языку с уважением и заботой. Говорить чётко, ярко, утончённо, как позволяет нам делать русский язык. Любите свой язык- он великий наш русский язык. Задача нас, людей говорящих на русском языке-сохранить и преумножить красоту русского языка для будущих поколений. Это наша цель на многие года и столетия вперёд.
Русский язык богат и живописен. Он могучий и живописный.
Сочинение номер 4. Богатство русского языка.
Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия.
Все величайшие писатели и поэты нашей страны вошли также и в историю русского языка. Ведь именно они помогали ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый ряд таких имен. Это и М.В. Ломоносов с его теорией о «трех штилях». Это и Н.М. Карамзин с его учением об изящной «салонной» речи. Это, конечно же, и А.С. Пушкин, внесший большие изменения в русский литературный язык 19 века. Да и вообще все талантливые российские писатели и поэты влияли на русский язык через свои творения.
Язык – это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему. Богатство русского языка мы видим на всех его уровнях, начиная со звуков и заканчивая сложными предложениями и целыми текстами. Например, в русском языке, одном из немногих, существует разделение глаголов на лица. Этого нет в английском и многих других языках мира. В фонетике русского языка существует несколько делений звуков: звонкие, глухие, сонорные, только звонкие и только глухие, мягкие и твердые, только мягкие и только твердые звуки. Кроме того, есть еще и буквы, которые не обозначают никаких звуков (например, мягкий и твердый знаки), а также буквы, обозначающие сразу несколько звуков в определенных позициях (гласные Е, Ё, Ю, Я).
Огромное богатство таит в себе лексика русского языка. В ней существует множество слов для обозначения не только чувств или действий, но даже и для их оттенков. В русском языке существует огромные ряды синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Только русский человек может смотреть своей возлюбленной в глаза, восхищаться очами богини, плевать в зенки соседу и грозиться выколоть моргалы врагу.
Словарный запас русского языка настолько развился, что содержит в себе очень много ответвлений. Это профессиональные, молодежные жаргоны; разнообразные тайные языки (например, язык преступного мира) и так далее. Изучением этих подъязыков занимается множество, русских и зарубежных, ученых. Все они восхищаются богатством нашего языка, его неистощимыми возможностями.
В современном мире мы разговариваем и пишем с помощью языка. Следовательно, у нас есть устный и письменный язык. Письменный, или литературный, язык един для всех. А устных языков великое множество. И не всегда русские люди могут легко понять друг друга.
Так, например, жители деревень и маленьких городов (особенно пожилые) пользуются словами и выражениями, малознакомыми или вовсе незнакомыми жителям мегаполисов. И наоборот.
Это происходит потому, что в русском языке существуют диалекты, слова, выражения и особенности произношения, которые присущи только жителям какой-то одной местности. Известно, что на юге России змею называют «козюлей», избу «хатой». Прекрасный пример диалектных слов дал нам С. Есенин в своем стихотворении «В хате»:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Только в этом четверостишии мы находим два диалектных слова (драченами, дежка) и два слова, связанных с обозначением деревенского быта (точеные печурки, паз). Остальные строфы этого стихотворения также пестрят яркими диалектными словами. Этим произведением Есенин еще раз доказал богатство не только литературного, но и народного, «деревенского» языка.
Известно, что русский язык – один из самых сложных для изучения. Об этом говорят все иностранцы, желающие освоить наш язык. Им трудно объять всю лексику русского языка, освоить тонкости грамматического строя, научится правильно выстраивать предложения. Но, тем не менее, количество иностранцев, изучающих наш язык, не уменьшается. Это во многом связано с нашей великой классической литературой. Жители других стран стремятся прочитать произведения Пушкина, Толстого, Достоевского на языке оригинала.
Родной язык – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать и беречь. Это также важно, как знать и уважать языки других народов:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. Бунин. Слово.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новосадовская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
БИНАРНЫЙ УРОК
АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ
В 9 КЛАССЕ
«Обучение технологии написания сочинения-рассуждения и личного письма
на русском и английском языках
в ходе подготовки к ОГЭ»
подготовили:
учитель английского языка
Краснокутская Наталья Николаевна,
учитель русского языка
Захарчук Наталья Ивановна
п. Новосадовый
2021
Тема урока: «Обучение технологии написания сочинения-рассуждения и личного письма на русском и английском языках в ходе подготовки к ОГЭ»
Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок – практикум).
Технологии: системно-деятельностный подход, элементы технологии критического мышления, исследовательской деятельности.
Цели урока:
— деятельностная: формирование способностей анализировать, структурировать, систематизировать тексты различных типов, соотносить различные источники полученной информации, выражать собственную оценку;
— содержательная: выявление роли письма в жизни человека, основ воздействия произведения на читателя, ценности художественного произведения и собственного творчества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: выработка понимания роли писем в жизни человека. Усвоение основ научных знаний о русском и английском языках; развитие навыков написания письма; подготовка к ОГЭ по английскому языку, развитие выразительности речи учащихся.
Метапредметные: умение преодолевать комплексы и выступать перед аудиторией сверстников.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Развиваемые УУД:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.
Регулятивные: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
умение объяснять связи и отношения, выявляемые в ходе работы над жанром письма.
Оборудование: распечатанные тексты, компьютер с выходом в Интернет, мультимедийная установка, колонки, аудиофайлы.
Ход урока:
I. Организационный момент. Этап мотивации. (3мин.)
(Звучит песня «Вологда»)
Учитель русского языка:
Добрый день, весёлый час, что ты делаешь сейчас?
Все дела свои бросай и к уроку приступай!
Учитель английского языка:
Dear friends! Thank you for your coming here. Sorry, we haven’t done it earlier but we were busy with your exams.
Учитель русского языка:
Ребята, наш сегодняшний урок посвящен самому таинственному, самому особому жанру литературы. Какому же именно? Давайте определим …
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и целей урока. Введение в тему. Работа с эпиграфом. (2мин.)
Проблемная ситуация: (на парте лежат тексты стихотворений А.С. Пушкина («Письма») и С А Есенина ( «Письмо матери»). Необходимо соотнести произведения и авторов .
Учитель русского языка:
Проверьте правильность соотнесения текстов и авторов ( перевернуть на лист с текстами).
Познакомьте присутствующих с результатом вашей работы. Что у Вас на листах. (Учащиеся читают стихи-письма)
Как вы думаете, почему мы обратились к письмам?
Обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку:
«Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века»
Торнтон Уайлдер
Краткая беседа в режиме «Учитель»→ «Ученик»
— Как вы понимаете эти слова?
— Согласны ли вы с высказыванием?
— Получаете ли письма вы? А сами письма пишете? Каким образом? Как выглядит современное письмо?
Где современный выпускник сталкивается с проблемой написания письма?
(Например, на экзамене ОГЭ по английскому языку)
Какова цель нашего урока?
(Мы должны закрепить умения писать письмо личного характера. Научиться правильно отбирать материал для своей работы.)
III. БЛОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Учитель английского языка:
What is the topic of our lesson today? (Ответы учащихся: to remember the rules of writing of informal letters )
Well, the topic of our lesson is to remember and revise the rules of writing of informal letters.
Look at the screen!
A) ВИДЕОРОЛИК “Letter Writing for Kids»
https://youtu.be/y2d-0dIimgY
B) На доске – схема написания личного письма на английском языке
What is it ? (parts of the letter) Can you name them?
Учащийся называет части письма:
Heading:
1.Аddress,
2.Date,
3.Salutation or Greetings
4.Opening sentences Thanking
5.Main body of the letter
6.Closing sentences (Why must you finish the leter)
7. Complementary closing — Subscription
8. Signature
Учитель английского языка:
C)__Работа в группах. В конвертах разрезанные письма. Определить порядок следования частей. Сложить письмо. Прочитать вслух.
Let’s work in groups. You have parts of the letter ii the envelopes. Your task is to restore the letter and then to read it aloud)
D) На партах– письмо-стимул.
Группы получают дифференцированные задания: разобрать лексику по частям.
1-я группа отбирает лексику к частям 1-4, складывает последовательно и зачитывает.
2-я группа отбирает лексику к частям 5-6, складывает последовательно и зачитывает.
3-я группа отбирает лексику к частям 7-8, складывает последовательно и зачитывает.
Решена ли коммуникативная задача? Правильна ли организация текста?
Подсчитайте количество слов.
You have to select the words according your task.
Group 1 – words to parts 1-4.
Group 2 – words to parts 5-6.
Group 3 – words to parts 7-8.
Well done! Your hometask is to write this letter.
IV. БЛОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель русского языка:
В настоящее время мы перестали писать письма. Получить письмо, написанное от руки, стало в диковинку. К сожалению, наше поколение практически разучилось писать письма. Им на смену пришли электронные. Мы забыли, когда в последний раз опускали конверт в почтовый ящик. Виноваты ли в этом современные технологии и средства связи? (Ответы детей)
Они, конечно, очень удобны, совершенны: проще общаться по телефону, писать и получать SMS. Это быстро, доступно. И отказываться от них не имеет смысла. Но что же утратилось, ушло из рукописного письма? (ответы обучающихся)
— Техника делает наше общение шаблонным, сухим, невыразительным. Иное дело – письмо на бумаге! Умение писать его – это благородное древнее занятие
Сегодня на уроке мы с вами вспомним, а, может быть, узнаем, что такое письмо, какие виды писем бывают, какую роль в художественной литературе играет эпистолярный жанр.
На листах , которые лежат перед вами, текст. Давайте прочитаем его .
Ученики читают текст (Письмо Ваньки Жукова.)
Определите проблему текста. (НЕЗАЩИЩЁННОСТЬ, УЯЗВИМОСТЬ).
Используя предложенный текст какой вид работы вы можете выполнить?
Что мы можем сделать опираясь на этот текст?
— Написать сочинение-рассуждение.. Давайте вспомним особенности написания сочинения-рассуждения.
Нам необходимо сформулировать тезис и т. д.
-
Формулировка тезиса
-
Работа в парах: подбор аргументов
Что можем сказать в заключение?…
Поставив себя на моё место, дайте домашнее задание к следующему уроку русского языка. (Домашнее задание к уроку русского языка: написание сочинения-рассуждения на тему …)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель русского языка:
Кто-то может подумать, что проведённое время прошло бесследно, а что вы думаете по этому поводу?
На столах лежат зелёные листы. Прочитайте и выберите высказывания, наиболее подходящие для оценки вашего настроения.
-
Никакая подкова не принесёт тебе удачу и счастье, пока не прибьёшь её к своему копыту и не начнёшь пахать, как лошадь.
-
Кееp calm and carry on!
-
Работа не волк, в лес не убежит.
-
Don’t worry, be happy!
-
Стремление к успеху без напряжённой работы, всё равно, что ожидание урожая, который не был посеян.
-
Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки.
-
Учителя только открывают дверь. Дальше вы идёте сами.
Попытайтесь объяснить, почему вам по душе именно это высказывание.
Попробуйте оценить свою работу. Кто по вашему мнению достоин высокой оценки. Оцените работу своих товарищей.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
-
написать ответ на письмо-стимул (английский язык);
-
написать сочинение-рассуждение на тему: «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми» (русский язык)
Автор: Шиян Наталья Николаевна
Организация: МОУ «Майская школа»
Населенный пункт: Республика Крым, Джанкойский район, с. Майское
Урок русского языка № ______ Класс _ 9 __ Дата _________
Тема. Подготовка к сочинению- рассуждению в формате ОГЭ ( задание 9.3.) .
Планируемые результаты:
Предметные: – владеть умениями определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в сложноподчиненных предложениях, определять средства связи придаточного и главного; – владеть умениями строить по указанным схемам сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи; – владеть умением пунктуационно оформлять сложноподчиненные предложения | Метапредметные: познавательные ‒ строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; регулятивные ‒ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Личностные: – владение навыками монологического выступления; – владение умением добиваться результата при ограниченном времени; – осуществление личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений и оценивание уровня их сформированности |
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
Технологии обучения — здоровьесбережение; проблемное обучение; развивающее обучение; поэтапного формирования умственных действий;
Тип урока: урок развития речи
Вид урока: урок рефлексии. Творческая мастерская «Книга знаний».
Форма урока: комбинированный урок: пунктуационный анализ текста, комплексный анализ текста.
Оборудование урока: ноутбук, телевизор, презентация к уроку, созданная в программе Power Point, тексты для анализа, справочный материал (таблицы).
Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский
Ход урока
- Организационный этап.
– Ребята, улыбнитесь мне
Я знаю — все получится.
Тогда и хмурый день в окне
с улыбкой жить научится. Эмоциональный настрой на урок.
(Обратите внимание на смайлики на парте, на какие знаки препинания они похожи).
Проверка домашнего задания (взаимопроверка). Вам необходимо было написать сочинение-миниатюру «Кто такой настоящий писатель? Оценивание. Зачитываем 2-3 ответа.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
-А кто знает, какую знаменательную дату празднует сегодня весь мир?
— Я могу вам подсказать.
(День писателя). Просмотр видеопрезентации «Писатели-юбиляры». (2-3 минуты).
-Что создает писатель? (Книги, произведения, стихотворения). А нас с вами можно назвать писателями? Когда мы становимся писателями? ( При подготовке к ГИА в формате ОГЭ задание 9.3, когда пишем сочинение-рассуждение 3 часть).
— Какой же неизгладимый след оставили писатели своим наследникам? Конечно же – это книги.
-Какую ассоциацию вызывает у нас слово писатель? — Книга.
Давайте и мы сегодня попробуем себя в творческой деятельности. Я приглашаю вас в творческую мастерскую и предлагаю создать свою книгу, которая поможет вам добиться успеха во время проведения ОГЭ по русскому языку. Вы будете сегодня не только писателями, творцами, но и критиками, экспертами, корректорами.
— Давайте вместе придумаем название для нашей книги. (Знаний…). Я предлагаю вам вместе со мной сегодня на уроке написать книгу знаний, а начнем мы с формулировки темы урока. Именно тема урока и станет названием первой главы.
-Вы, наверное, догадались, о чем у нас сегодня на уроке будет идти речь?
Подготовка к сочинению — рассуждению в формате ОГЭ (задание 9.3.) .
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Прежде чем написать первую страницу нашей книги знаний, предлагаю выполнить следующее задание. Давайте составим проспект (план) на пути к сокровищнице знаний. И определим цели и задачи нашего урока. (Вспоминаем шпаргалку, которая была на доске).
1.Вспомнить требования к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ;
2.Повторить структуру, план сочинения-рассуждения, критерии оценивания;
3.Работать над лексическим значением слов и понятий;
4.Строить рассуждения, исследовать лингвистические объекты
5.Анализировать проделанную работу.
3.Актуализация опорных знаний.
Работа с эпиграфом. Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и
изумительно радостный труд.
Н. Островский
Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Н. Островского.
- Для того чтобы создать вторую страницу нашей книги знаний, нужно отправиться в лингвистический лабиринт.
Лингвистический лабиринт. Найдите соответствие.
1) рассуждение 2) декламация 3) аргумент 4) тема (тезис) 5) беллетристика 6)вступление 7)заключение 8)доказательство | а) доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, описания, примеры, аналогии и т. п.); в) словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; г) повествовательная художественная литература; (книги для лёгкого чтения, обычно малохудожественные); д) умение читать выразительно произведения поэзии; е) это мысль, которую нужно доказать; з) факты, которые подтверждают правильность тезиса; и) подведение итогов рассуждения; ж) вводная часть, которая будет раскрыта в основной части. |
Вывод: сочинение-рассуждение состоит из четкой структуры.
Организует работу оценочного характера.
Прием «Мой вклад в урок»
«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный.
«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный.
«–» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный.
«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный
Учитель создает проблемную ситуацию.
Давайте выясним сегодня на уроке и ответим на вопрос, каким образом творчество влияет на человека?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, создадим следующую страницу нашей книги знаний.
4.Обобщение и систематизация знаний
Следующая страница нашей книги посвящена толкованию значения выражения или словосочетания.
— Давайте вспомним задание 9.3.из сборника тренировочных вариантов по русскому языку 2020 года. И.П. Цыбулько вариант №2 и прочитаем первую часть задания.
(Работа над критерием 1: толкование слова. Приём «На подступах к сочинению».)
9.3. Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как книги влияют на человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
— Прежде чем приступить к чтению текста на ОГЭ, нужно заострить внимание на том значении слова
или выражении, которое просят объяснить.
Выполняем задание у доски. (На доске слово ДРАГОЦЕННЫЙ).
Лексическая и орфографическая разминка.
Подберите синонимы, антонимы, определяемое существительное, подчеркиваем изученные орфограммы.
1.Драгоценный — дорогой, дорогостоящий, (бес)ценный, полезный; важный, дорогого стоит, желанный, бесценный, ненаглядный, милый, многоценный, неоцененный, неоценимый, любимый, любезный сердцу, родной, любезный, дражайший, на дороге не валяется, милый сердцу, дорогой сердцу, разлюбезный, родимый (человек, вещь, доклад, вклад, друг, книга).
2. (Ничтожный, бросовый, дешёвый, неважный, ненужный, бесполезный, ординарный, противный).
3.Запишите словосочетания (укажите тип подчинительной связи).
— С какой целью, я задала вам это задание?
( Это задания демоверсии ОГЭ (5.Орфографический анализ, 8.лексический анализ,
4.синтаксический анализ).
Что такое драгоценные книги? Сформулируйте тезис к сочинению-рассуждению.
(это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, эмоции, переносят в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного, помогают разобраться в себе.)
Физминутка ( 2 минуты)
— Четвертая страница нашей книги знаний посвящена исследовательской деятельности. Вам предстоит исследовать фрагмент текста М. Горького.
Погружаемся в мир литературы.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации
— А на этой странице нашей книги, мы сами попробуем стать писателями и творцами.
Работа в группах «Дорожка к пониманию фрагмента текста М. Горького
Внимательно прочитайте текст М. Горького
(1)Я стал усердно искать книги, находил их и почти каждый вечер читал. (2)Это были хорошие вечера; в мастерской тихо, как ночью, над столами висят стеклянные шары – белые, холодные звёзды, их лучи освещают лохматые и лысые головы, приникшие к столам; я вижу спокойные, задумчивые лица, иногда раздаётся возглас похвалы автору книги или герою. (З)Люди внимательны и кротки, не похожи на себя; я очень люблю их в эти часы, и они тоже относятся ко мне хорошо, я чувствовал себя на месте.
– (4)С книгами у нас стало как весной, когда зимние рамы выставят и первый раз окна на волю откроют, – сказал однажды Ситанов.
(5) Трудно было доставать книги, но я всё-таки как-то ухитрялся и доставал их, выпрашивая всюду, как милостыню. (6)Однажды брандмейстер дал мне том Лермонтова, и вот я почувствовал силу поэзии, её могучее влияние на людей.
(7)Помню, уже с первых строк «Демона» Ситанов заглянул в книгу, потом – в лицо мне, положил кисть на стол и, сунув длинные руки в колени, закачался, улыбаясь. (8)Под ним заскрипел стул.
– (9)Тише, братцы, – сказал Ларионыч и, тоже бросив работу, подошёл к столу Ситанова, за которым я читал. (10)Поэма волновала меня мучительно и сладко, у меня срывался голос, я плохо видел строки стихов, слёзы навёртывались на глаза.
(11)И ещё более волновало глухое, осторожное движение в мастерской, вся она тяжело ворочалась, и точно магнит тянул людей ко мне. (12)Когда я закончил первую часть, почти все стояли вокруг стола, тесно прислонившись друг к другу, обнявшись, хмурясь и улыбаясь.
(13)Читай, читай, сказал Жихарев, наклоняя мою голову над книгой.
(14)Я закончил читать, он взял книгу, посмотрел на титул и, сунув под мышку себе, объявил:
– Это надо ещё раз прочитать! (15)3автра опять прочитаешь. (16)Книгу я спрячу.
(17)Отошёл, запер Лермонтова в ящик своего стола и принялся за работу.
(18)В мастерской было тихо, люди осторожно расходились к своим столам.
(19)Ситанов и Жихарев вышли на двор, и я пошёл с ними. (20)Там, глядя на звёзды, Ситанов сказал:
Кочующие караваны.
В пространстве брошенных светил… – этого не выдумаешь!
– (21)Я никаких слов не помню, – заметил Жихарев, вздрагивая на остром холоде. – (22)Ничего не помню, а его – вижу! (23)Удивительно это – человек заставил чёрта пожалеть? (24)Ведь жалко его, а?
– (25)Жалко, – согласился Ситанов.
– (26)Вот что значит – человек! – памятно воскликнул Жихарев.
(По М. Горькому*)
* Максим Горький (1868-1936) – выдающийся русский советский писатель и драматург.
- Задание для 1 группы
— Как этот фрагмент связан со словом «книга»?. Сформулируйте вступление к сочинению.
— Попробуйте дать название этому фрагменту текста, чтобы в нём отразилась тема и идея текста
Комментарий к тезису.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
- Задание для 2 группы
Аргументы + примеры.
1-й аргумент — из прочитанного текста (цитата или №4 предложения). В предложении № 6 говорится о могучем влиянии книги на человека.
- Задание для 3 группы
2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта
(жизненные наблюдения; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ, литературы и т.п.).
— В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы.
— Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.
Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Абзацное членение. — Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).
Давайте оценим свою деятельность. (В листах оценивания).
В колонку взамооценивания поставьте оценки друг другу в своих группах.
Защита мини-проектов.
- А эта страница книги знаний состоит из облака ваших мыслей. Составляем кластер.
- Как влияют книги на человека? Добавьте примеры из литературы, высказывания выдающихся людей, чтобы этот материал можно было использовать при написании сочинения.
Полный текст статьи см. в приложении.
Приложения:
- file0.docx.. 56,2 КБ
Опубликовано: 02.04.2021
Русский язык – душа нашего народа. Младенец с первых дней своего существования слышит родную речь от мамы, а потом, подрастая, повторяет и воспроизводит первые слова. Затем в школе каждый из нас приходит на уроки родного языка, изучает и совершенствует его.
Возникают ли у меня сложности в изучении своего языка? Нет, мне очень интересно и несложно изучать русский. Ведь для каждого человека его родной язык – самый лучший язык в мире. Потому что именно с его помощью он учился познавать мир. И именно язык сопровождал все самые дорогие и сокровенные воспоминания, все важные события в жизни у каждого человека. Не зря ведь самым сложным в чужой стране является адаптация к иностранному языку. И в любом случае человек станет грустить по родному слову.
Многие люди не знают, зачем они изучают родной язык в школе, ведь они им владеют с детства. Но правильны ли их суждения? Я считаю, что нет. И этот предмет является важным. Можно знать правила русского языка, но не уметь применять их на практике. Можно загрязнять свою речь, используя различные сварливые выражения. Можно досконально владеть устной речью, но допускать ошибки во время письма. Именно в этом важность этого предмета. Каждый должен стремиться к доскональному изучению русского языка, даже если он встречает на пути сложности. Ведь русский язык – наш родной.
Русский язык является межнациональным, которым пользуются во всем мире. На нем разговаривают не только в России, но и в Украине, Казахстане, Турции, Израиле и многих других странах. Но так ли труден русский язык? Он очень интересен и многогранен, с богатой лексикологией и грамматикой. Поэтому, на первый взгляд, может показаться сложным.
Изучая русский язык, можно столкнуться с множеством трудностей. Во-первых, это касается грамматики. Например, изучая английский, мы не столкнёмся с проблемой неправильного склонения слов. А в русском языке по этому поводу очень много правил. Во-вторых, это касается лексикологии. Слова в русском языке употребляются в прямом и переносном смыслах. Иногда, сказав слово в переносном, можно ввести в ступор иностранца. Так же в нашем языке богатая синонимия и фразеология. И этим, действительно, стоит гордиться.
Итак, благодаря своему разнообразию и нестандартности русский язык может показаться сложным. Но как избежать трудностей во время его изучения? Для этого следует читать много хорошей литературы, развивать правильные языковые вкусы, культуру речи и общения. Общаться с интересными людьми, которые владеют техникой речи. Тогда русский язык перестанет быть сложным и станет прекрасным инструментом для человека.
Ответ оставил Гость
Сочинение-рассуждение на тему: “Русский язык”.
Описание темы: Русский язык оставался и есть сейчас языком поэтов и прозаиков, языком культуры и средством передачи народного достояния огромного культурного наследия от поколения к поколению.
Закрадывается ощущение, что сейчас русский язык недооценен и его роль занижена, а то и вовсе им только и пользуются в своих корыстных целях современного общества, оставляя темные пятна бранных слов, замещая англоязычными и другими словами иностранных словарей, интернет жаргонизмом и “простословием”.
А ведь секрет Русского языка в том, что он удивительно гибок и богат, им могут общаться все сословия и одно и то же слово может звучать в десятках вариаций и значений. Так “В чем секрет русского языка”, “Русского слова” и “Почему я люблю русский язык? ”
Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему:
“Великий и могучий русский язык”.
Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих отечественных классиков. Тем более удивительно, что наши современники недооценивают его роль, замусоривая свою речь англицизмами, жаргонизмами, просторечными выражениями, новомодным интернет-сленгом и бранными словами. Если бы каждый задумался, какую ценность представляет собой русский язык и какими огромными возможностями для выражения мыслей он обладает, то стремился бы познать его еще глубже и пренебрег бы другими средствами. В чем же секрет русского языка и почему я его так люблю? Попробую объяснить с помощью весомых аргументов и наглядных примеров.
Богатство русского языка – не в количестве лексических единиц, зафиксированных в словаре, а в его гибкости, не имеющей границ. Так, например, считается, что больше всего слов содержится в английском языке – около миллиона на сегодняшний день. В «Словаре современного русского литературного языка» – только 131000. Но при этом не учитывается уникальная особенность нашей речи: если принять во внимание все возможные словоформы, то количество лексических единиц в русском языке превысит 1,5 миллиона.
Докажем состоятельность приведенного аргумента на конкретном примере. Возьмем любое существительное из словаря русского языка. Пусть это будет «мама» . Создадим словоформы (грамматические разновидности) по падежам и числу: маме, маму, мамой, мамы (родительный падеж единственного числа) , мамы (именительный падеж множественного числа) , мам, мамам, (о) мамах. В английском языке слово «мама» имеет только 1 словоформу – «mothers» (множественное число) . Такое сравнение можно привести почти с каждым существительным в русском языке: большинство из них может иметь в 8 раз больше словоформ, чем в том же английском.
Словарь русского языка внушителен по объему и гибкости смысловых значений настолько, что не хватит жизни для полного овладения даже при условии, если речь идет о человеке, у которого этот язык – родной. Очень наглядно доказывают цифры: абсолютный рекорд по количеству используемых слов принадлежит А. С. Пушкину – около 24 тысяч слов (из «Словаря языка Пушкина») . Высокообразованный человек применяет в своей речи максимум 8000 слов. Среднестатистический «носитель русского языка» имеет и того меньше: около 3-4 тысяч слов. Это ли не повод задуматься о том, как ограниченно мы пользуемся огромным потенциалом русского языка и насколько нелепы попытки «обогатить» свою речь жаргонизмами или интернет-сленгом.
Возможности русского языка широки настолько, что можно в течение всей жизни пополнять свой словарный запас и не освоить даже половины. Разнообразие словоформ и значений позволяет передавать мельчайшие оттенки смыслов, составлять красочные образные описания, доходчиво выражать свои мысли – в этом и заключается виртуозное использование богатства русского языка.
как сохранить планету кратко
решите плиззз зарание спасибо
помогите!!!!!!!!!! x+0,52=1
В кувшине 2целых 1/4 л молока .Имеется несколько одинаковых кружек .Каждую кружку хотят наполнить молоком .Определите ,верно ли каждое из следующих утверждений .(В таблице впишите знак ”+”,если утверждений верно ,и знак ”-”,если утверждение неверно .)
1)Если в каждую кружку помещается 1/5 л молока ,то получится 11 полных кружек
2)Если в каждую кружку помещается 1/4 л молока ,то получится 10 полных кружек
3)Если в каждую кружку помещается 3/10 л молока ,то получится 7 полных кружек
Алгебра 10 класс!
Помогите срочно!
С решением!
На 1 января 2010 г. численность населения нашей республики составляла 16 198 314 человек. На 1 ноября того же года она достигла 16 396 171 человек. Городские населения Казахстана увеличилось на 136 859 человек и достигло 8 948 448 человек, сельское – на на 60 998 человек и достигло 7 447 723 человек. 2) Какова была численность городского т сельского населения на 1 января 2010?
Что такое все виды языкового анализа
Доклад о “осадко мед”
математика 5 класс вычислите ( 2 3/5-5/8) : 19 3/4
Тело 30 минут движется со скоростью 15 км/ч. Изменив скорость оно движется еще 1 час. Средняя скорость тела 10 км/ч. Найти пройденный путь телом за 1 час.
Сочинение-рассуждение на тему “так ли труден русский язык” можно составить так:
Русский язык является межнациональным, которым пользуются во всем мире. На нем разговаривают не только в России, но и в Украине, Казахстане, Турции, Израиле и многих других странах. Но так ли труден русский язык? Он очень интересен и многогранен, с богатой лексикологией и грамматикой. Поэтому, на первый взгляд, может показаться сложным.
Изучая русский язык, можно столкнуться с множеством трудностей. Во-первых, это касается грамматики. Например, изучая английский, мы не столкнёмся с проблемой неправильного склонения слов. А в русском языке по этому поводу очень много правил. Во-вторых, это касается лексикологии. Слова в русском языке употребляются в прямом и переносном смыслах. Иногда, сказав слово в переносном, можно ввести в ступор иностранца. Так же в нашем языке богатая синонимия и фразеология. И этим, действительно, стоит гордиться.
Итак, благодаря своему разнообразию и нестандартности русский язык может показаться сложным. Но как избежать трудностей во время его изучения? Для этого следует читать много хорошей литературы, развивать правильные языковые вкусы, культуру речи и общения. Общаться с интересными людьми, которые владеют техникой речи. Тогда русский язык перестанет быть сложным и станет прекрасным инструментом для человека.
Неоднозначність образу пана Журдена
в зоопарке 56 7 часть всех птиц составляет Пеликан кроме них есть 12 Фламинго остальные птицы лебеди сколько лебедей зоопарке
седой проверочное слово
1)Самое глубокое озеро.2)Озеро в центре Евразии.3)Озеро в Австралии.4)Озеро рядом с Санкт-Петербургом.5)Большое озеро в Азии,которое называют морем.6)Крупнейшее озеро в Африке.7)Самое большое из Американсктх озёр.
нет эти слова в н.ф.
Сочините для 3 классника чтоб было правда подобное Попробуйте представить себе неожиданную встречу с давним знакомым. Напишите, как произошла эта встреча, о чем шел разговор, чем встреча закончилась.
расположите города россии в той последовательности в которой их жители встречают новый год Москва Красноярск Хабаровск плиз помогите
Самое крупное предприятие киноиндустрии России, одна из крупнейших киностудий Европы
На садовом участке были выращены огурцы,кабачки и тыквы.Масса огурцов составила 4.15 а масса кабачков – 13.30 массы собранных овощей.Какую часть массы собранных овощей составили тыквы. (помогите пожалуйста)
Математика,2 сынып,129 бет 6 жаттыгу.
Сколько существует трехзначных чисел,в записи которых присутствуют только цифры числа 1025.Кто то ответил -на первом месте 3 на втором 4 и на третьем 4 .Что это значит,откуда берутся эти места-3,4 и 4 .Обьясните
Разобрать по составу слово Любят
Когда пишется have а когда has?
Скажите пожалуйста, что такое “зигота”?
Запишите цифрами десятичную дробь : пять целых двенадцать сотых нуль целых четыре сотых две целых пятнадцать тысячных нуль целых пятнадцать тысячных нуль целых сорок одна тысячная
Укажите последствия «Движения 4 мая» 1919года в Китае: а) объединение партий Гоминдан и КПК в борьбе за независимость; б) установление колониальной политики Китая от Японии;
в) лишение должностей прояпонских китайских чиновников;
г) свержение монархии в Китае;
д) отказ китайской делегации от подписания Версальского мирного договора;
е) провозглашение независимости Китая и создание КНР
Создать алгоритм и программу нахождения значения функции: f = 2у + √ y + 4 если у= е^sinx +cos x Для серии значений х=3,9; х= 5. Помогите кто умеет это делать
X/3+x/15+x/35+x/63+x/99+x/143=12.Ответ:26)
CH3-CH2-CH-CH2-CH-CH2-CH2-CH3 | | C2H5 OH CH3-CH-CH2-CH-CH3 | | OH OH CH3-CH2-CH-CH2-CH3 | OH CH3-CH-CH2-CH2-CH2-CH2-CH2-CH2 | | CH3 OH
Помогите срочно. Пожалуйста
Какие вопросы интересуют ученых лингвистов
как сохранить планету кратко
решите плиззз зарание спасибо
помогите!!!!!!!!!! x+0,52=1
В кувшине 2целых 1/4 л молока .Имеется несколько одинаковых кружек .Каждую кружку хотят наполнить молоком .Определите ,верно ли каждое из следующих утверждений .(В таблице впишите знак ”+”,если утверждений верно ,и знак ”-”,если утверждение неверно .)
1)Если в каждую кружку помещается 1/5 л молока ,то получится 11 полных кружек
2)Если в каждую кружку помещается 1/4 л молока ,то получится 10 полных кружек
3)Если в каждую кружку помещается 3/10 л молока ,то получится 7 полных кружек
Алгебра 10 класс!
Помогите срочно!
С решением!
На 1 января 2010 г. численность населения нашей республики составляла 16 198 314 человек. На 1 ноября того же года она достигла 16 396 171 человек. Городские населения Казахстана увеличилось на 136 859 человек и достигло 8 948 448 человек, сельское – на на 60 998 человек и достигло 7 447 723 человек. 2) Какова была численность городского т сельского населения на 1 января 2010?
Что такое все виды языкового анализа
Доклад о “осадко мед”
математика 5 класс вычислите ( 2 3/5-5/8) : 19 3/4
Тело 30 минут движется со скоростью 15 км/ч. Изменив скорость оно движется еще 1 час. Средняя скорость тела 10 км/ч. Найти пройденный путь телом за 1 час.
Сочинение-рассуждение на тему: “Русский язык”.
Описание темы: Русский язык оставался и есть сейчас языком поэтов и прозаиков, языком культуры и средством передачи народного достояния огромного культурного наследия от поколения к поколению.
Закрадывается ощущение, что сейчас русский язык недооценен и его роль занижена, а то и вовсе им только и пользуются в своих корыстных целях современного общества, оставляя темные пятна бранных слов, замещая англоязычными и другими словами иностранных словарей, интернет жаргонизмом и “простословием”.
А ведь секрет Русского языка в том, что он удивительно гибок и богат, им могут общаться все сословия и одно и то же слово может звучать в десятках вариаций и значений. Так “В чем секрет русского языка”, “Русского слова” и “Почему я люблю русский язык? ”
Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему:
“Великий и могучий русский язык”.
Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих отечественных классиков. Тем более удивительно, что наши современники недооценивают его роль, замусоривая свою речь англицизмами, жаргонизмами, просторечными выражениями, новомодным интернет-сленгом и бранными словами. Если бы каждый задумался, какую ценность представляет собой русский язык и какими огромными возможностями для выражения мыслей он обладает, то стремился бы познать его еще глубже и пренебрег бы другими средствами. В чем же секрет русского языка и почему я его так люблю? Попробую объяснить с помощью весомых аргументов и наглядных примеров.
Богатство русского языка – не в количестве лексических единиц, зафиксированных в словаре, а в его гибкости, не имеющей границ. Так, например, считается, что больше всего слов содержится в английском языке – около миллиона на сегодняшний день. В «Словаре современного русского литературного языка» – только 131000. Но при этом не учитывается уникальная особенность нашей речи: если принять во внимание все возможные словоформы, то количество лексических единиц в русском языке превысит 1,5 миллиона.
Докажем состоятельность приведенного аргумента на конкретном примере. Возьмем любое существительное из словаря русского языка. Пусть это будет «мама» . Создадим словоформы (грамматические разновидности) по падежам и числу: маме, маму, мамой, мамы (родительный падеж единственного числа) , мамы (именительный падеж множественного числа) , мам, мамам, (о) мамах. В английском языке слово «мама» имеет только 1 словоформу – «mothers» (множественное число) . Такое сравнение можно привести почти с каждым существительным в русском языке: большинство из них может иметь в 8 раз больше словоформ, чем в том же английском.
Словарь русского языка внушителен по объему и гибкости смысловых значений настолько, что не хватит жизни для полного овладения даже при условии, если речь идет о человеке, у которого этот язык – родной. Очень наглядно доказывают цифры: абсолютный рекорд по количеству используемых слов принадлежит А. С. Пушкину – около 24 тысяч слов (из «Словаря языка Пушкина») . Высокообразованный человек применяет в своей речи максимум 8000 слов. Среднестатистический «носитель русского языка» имеет и того меньше: около 3-4 тысяч слов. Это ли не повод задуматься о том, как ограниченно мы пользуемся огромным потенциалом русского языка и насколько нелепы попытки «обогатить» свою речь жаргонизмами или интернет-сленгом.
Возможности русского языка широки настолько, что можно в течение всей жизни пополнять свой словарный запас и не освоить даже половины. Разнообразие словоформ и значений позволяет передавать мельчайшие оттенки смыслов, составлять красочные образные описания, доходчиво выражать свои мысли – в этом и заключается виртуозное использование богатства русского языка.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИНЯТО решением методического объединения МКОУ Березовской СОШ Протокол№ ___от _____________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Кондаурова С.И. «___» ______________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Русский язык»
10-11 класс ФГОС СОО (базовый уровень)
УМК Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г. Нарушевича и др.
Составитель:
Муравьева Елена Геннадьевна,
учитель русского языка
и литературы
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы учебного предмета «Русский язык» для 10-11 классов :
1) Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция 2018 года);
2) Приказ МО РФ № 413 от 2.05. 2012 г. «Об утверждении ФГОС СОО» (редакция 2017 года)
3) СанПин 2.4.2821-10 (редакция 2019 г.)
4) Учебный план МКОУ Березовской СОШ на 2020-2021 учебный год;
Настоящая примерная программа учебного предмета «Русский язык» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом содержания примерной основной образовательной программы среднего общего образования и рабочей программы по русскому языку к УМК Л. М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г. Нарушевича и др. «Русский язык» -10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др – М.: «Просвещение», 2019 г.
Цель реализации программы:
-достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
– способствовать формированию российской гражданской идентичности обучающихся;
– обеспечить достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования;
— создать условия для формирования представлений обучающихся о предметной области «Русский язык»;
Место рабочей программы в ООП:
Согласно учебному плану МКОУ Березовской СОШ на 2020-2021 учебный год на изучение русского языка на уровне среднего общего образования (базовый уровень) отводится в 10 классе -1 час в неделю, 36 часов в год; в 11 классе- 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классах
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка.Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА
РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 И 11 КЛАССЕ (базовый уровень)
Курс русского языка в 10 классе предусматривает изучение следующих
разделов:
• Язык как знаковая система и общественное явление.
• Язык и общество.
• Язык и речь. Культура речи.
• Речь. Речевое общение.
• Текст. Виды его преобразования.
• Повторение.
Курс русского языка в 11 классе предусматривает изучение следующих
разделов:
• Язык как знаковая система и общественное явление.
• Язык и речь. Культура речи.
• Функциональная стилистика и культура речи.
• Повторение.
Тематическое планирование, 10класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (9 ЧАСОВ)
1 | Язык как знаковая система. Основные функции языка | 1 |
2 | Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения | 1 |
3-4 | Язык и культура | 2 |
5 | Русский язык в Российской Федерации | 1 |
6 | Формы существования русского национального языка | 1 |
7 | Словари русского языка | 1 |
8 | Входная контрольная работа | 1 |
9 | Анализ контрольной работы | 1 |
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 часов)
10 | Единицы языка. Уровни языковой системы | 1 |
11 | Фонетика. Орфоэпические нормы | 1 |
12-13 | Лексикология и фразеология. Лексические нормы | 2 |
14 | Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы. | 1 |
15-16 | Морфология. Морфологические нормы. | 2 |
17 | Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. | 1 |
18 | Правописание гласных в корне. | 1 |
19 | Правописание приставок. Буквы И иЫ после приставок | 1 |
20 | Правописание н и нн в словах различных частей речи | 1 |
21 | Правописание не и ни, правописание предлогов, союзов, частиц. | 1 |
22 | Контрольная работа по теме «Единицы языка» | 1 |
23 | Анализ контрольной работы | 1 |
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 часа)
24 | Язык и речь. Речевое общение. | 1 |
25 | Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. | 1 |
ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (6 ЧАСОВ)
26 | Признаки текста | 1 |
27 | Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект. | 1 |
28 | Реферат. Аннотация | 1 |
29 | Оценка текста. Рецензия | 1 |
30 | Сочинение-рассуждение | 1 |
31 | Сочинение-рассуждение | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)
32 | Повторение изученного в 10 классе | 1 |
33 | Годовая контрольная работа | 1 |
34 | Анализ контрольной работы | 1 |
35 | Резервный урок | 1 |
36 | Резервный урок | 1 |
Общее количество часов: 36.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , 11 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (5 часов)
1 | Повторение изученного в 10 классе | 1 |
2-3 | Русский язык в современном мире. Экология языка. | 2 |
4 | Входная контрольная работа | 1 |
5 | Анализ контрольной работы | 1 |
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 часов)
6 | Синтаксис. Синтаксические нормы | 1 |
7 | Пунктуационные нормы. Знаки препинания и их функции в письменной речи. | 1 |
8 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
9 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | 1 |
10 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями | 1 |
11 | Знаки препинания в сложносочинённомпредложениях | 1 |
12 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 |
13 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 |
14 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 1 |
15 | Контрольная работа по синтаксису и пунктуации | 1 |
16 | Анализ контрольной работы | 1 |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 часов)
17-18 | Понятие о функциональной стилистике и стилистической норме русского языка | 2 |
19 | Разговорная речь | 1 |
20 | Научный стиль | 1 |
21 | Официально-деловой стиль | 1 |
22 | Публицистический стиль. Жанры публицистики. | 1 |
23 | Интервью | 1 |
24 | Очерк | 1 |
25 | Язык рекламы | 1 |
26 | Культура публичной речи | 1 |
27-28 | Язык художественной литературы | 2 |
29 | Итоговая контрольная работа | 1 |
30 | Анализ контрольной работы | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)
31-32 | Повторение изученного в 10-11 классах. | 2 |
33 | Резервный урок | 1 |
34 | Резервный урок | 1 |
Общее количество часов: 34.