Сочинение рассуждение 4 класс 1 четверть перспектива

Работа над сочинением в 3-4 классе согласно программе по развитию речи к концу 3 класса учащиеся должны уметь: составлять текст

Работа над сочинением в 3-4 классе

Согласно программе по развитию речи к концу 3 класса учащиеся должны уметь: составлять текст по заданной ситуации, по картине (устно).

Сочинения в 3-ом классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения.

При определении последовательности обучения сочинениям я предлагаю каждому учителю планировать свою работу.

  1. Составление таблицы.

По таблице видно, какие виды сочинений выпали из поля зрения, какие повторяются.

Тема

Источник материала

Способ подготовки

Жанр (тип, вид)

Примечание

Дата

1

2

3

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

Источник материала:

1) на материале экскурсий, наблюдений;

2)по картине, на книжном материале;

3)на основе творческого воображения (по сюжетной картине, по данному началу, импровизация сказок и пр.)

Способ подготовки:

1)коллективный;

2)индивидуальный .

Жанр (тип, вид)

1.Повествование;

2.описание;

3.рассуждение;

4.смешанные;

5.миниатюры;

6.отзыв;

7.заметка (статья) в газету;

8.письма, поздравления.

В школьных сочинениях различают повествования, описания, рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания, рассуждения, особенно во 3 и 4 классах.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет. Повествование – самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений. Например: «Новогодний праздник», «Как я провел лето», «Прогулка в лесу».

Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений, цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. Пример: «Моя любимая игрушка», «В лесу осенью».

Рассуждение — связный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – выводам. Пример: «Кем я мечтаю стать», «Если бы я был волшебником».

2.Использование памяток.

Для подготовки к написанию сочинений (составления текстов) разной типологии использовала алгоритмы и памятки.

Как составить текст-повествование?

1.Определи тему текста.

2.Сформулируй основную мысль того, о чем ты хочешь написать.

3.Придумай подходящее заглавие.

4.С чего лучше начать рассказ? Составь начало текста.

5.О чем следует рассказать в основной части (как начиналось действие, как развивалось, какой момент был самым интересным, чем все завершилось)? Составь основную часть текста.

Как составить текст-описание?

  1. Рассмотри внимательно предмет, который нужно описать.

  2. Выдели основные признаки предмета.

  3. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

  4. Подбери сравнения, которые можно использовать в тексте.

  5. Вырази свое отношение к предмету.

Как составить текст-рассуждение?

1.Кратко назови то, что будешь доказывать.

2.Подбери доказательства.

3.Подумай, как построить текст. Доказательства можно начинать словами: потому, что, объясняется это тем, что.

4. Сформулируй вывод.

Подготовка к сочинению.

Подготовка к сочинению, как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются 3 этапа подготовки к нему:

накопление материала (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);

— словесное, речевое оформление. Т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверка и проверка учителя.

Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.

В целях оказания помощи, примерно за неделю до письма сочинения, предлагаю учащимся памятки двух вариантов: для учащихся быстро и медленно усваивающих информацию.

В 4-ом классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

  1. Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.

  2. Написать рассказы о случаях из своей жизни.

  3. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.

  4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.

  5. Правильно строить простые предложения различных типов.

  6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Например: описание деревьев в сочинении «Дерево, которое мне больше всего нравится».

Липа.

У меня под окном растет стройная липа. Она не молода, высокий ствол у нее весь в трещинах. У нее большие длинные ветви. Каждая маленькая веточка на них очень тоненькая, но их много-много. На этих веточках уже начинают набухать коричневые почки. Они уже пухленькие и скоро начнут лопаться. И когда лопнут, то покажутся зелененькие молоденькие резные листочки, похожие на сердечко. И моя липа станет еще прекрасней.

Чтобы описания получились точными, организовывала наблюдения. (Например, было организовано наблюдение в классе.)

Следующий этап подготовительной работы состоял в том, что на уроке дети учились составлять сложные предложения. Затем записывали их в тетради.

Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки. Веточки нарисовал на окнах мороз.

Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.

В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. Для этого привожу ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые ребята будут описывать. Например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываю на доске и, работая с ними, показываю детям как из многих слов, следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

В 4 классе при подготовке к сочинению на тему «Осенний лес» вывесила плакат с кармашками, ребят поделила на группы, каждая группа подбирала прилагательные для описания, данного предмета.

Воздух

свежий

лучезарный

хрустальный

чистый

теплый

ядреный

славный

Погода

унылая

печальная прощальная

грустная

скучная

сумрачная

угрюмая

ненастная

Листья

золотые

пурпурные

алые

багряные

разноцветные

пестрые

желтые

мягкий ковер

пятнистые

Ветер

сильный

влажный

холодный

порывистый

легкий

ласковый

тихий

Солнце

яркое

тусклое

грустное

задумчивое

Небо

ясное

голубое

темное

облачное

хмурое

неподвижное

Осень

волшебница

золотая

красавица

дивная

славная

очаровательная

печальная

дождливая

хмурая

чародейка, как и зима

Дождь

моросящий

теплый

холодный

нудный

затяжной

Туман

молочный

Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Ввожу в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, убранство и др.).

Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. Например, к слову подснежник ребята подобрали 20 глаголов. Тянет, проснулся, нежится, дремлет, гордится, беседует, умылся, познакомился, увидел, прислушался, огляделся, обрадовался, повернул, замерз, услышал, потянулся, запел, увидел, улыбнулся, выглянул

Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему.

При подготовке к написанию сочинения на тему «Падающие листья» ученикам предложила вопрос-задание: Как падают листья в тихую и как в ветреную погоду?

К слову листья подобрали 20 глаголов. Падают, бегут,

шуршат, танцуют, плавают, устилают, шепчут, прощаются, понеслись, зашумели, запрыгали, полетели, валятся, поворачиваются, сыплются, лежат, покрывают, летят, шумят, разговаривают.

От слов – к словосочетанию и предложению. Как оживают лица

детей в эти минуты творчества! Вот несколько примеров из работ детей:

Медленно и плавно падают листья.

Листья танцуют под музыку ветра.

Падают, каждую секунду меняя цвет, потому что дует ветер, и листья то и дело поворачиваются…

Капает дождь, а вместе с ним в один такт падают листья.

Последний этап подготовки к написанию сочинения – подборка начальных фраз, предложений-зачинов. Предлагаются примерные зачины.

Ученики записывали их в тетради.

Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, ни одного листика, а дуб еще весь зеленый. Впрочем, нет, и у березы есть листочки – на самых кончиках веток.

Орфографическая подготовка.

Учащиеся изучали трудные слова, которые могут быть употреблены в сочинении. Для этого эти слова включала в устные и письменные упражнения по русскому языку. В классе был вывешен плакат (за несколько дней до написания сочинения), на котором были написаны эти слова, с выделенными орфограммами.

3. Проверка сочинений учащимися.

Проверку своих сочинений учащиеся проводили, пользуясь памяткой.

Памятка №1

1. Соответствует ли содержание текста теме?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены

предложения?

7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

Памятка №2

  1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.

  2. Правильно ли написал безударные гласные?

  3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

4. Не уверен – спроси учителя.

«Минутки поэзии»

На уроках чтения на протяжении 3-4 класса продолжала работать по теории стихосложения. Это побуждает учащихся высказывать свои мысли и чувства в поэтической форме

Пришла весна-красавица,

Ребятам она нравится.

Солнышко греет,

Скоро потеплеет.

Поэтические строки Ф.И. Тютчева вдохновили учеников на сочинение своих стихов по данной строке.

Листья падают в лесу…

Я домой их принесу.

А когда зима завьюжит

И метелями закружит,

Я дворец зимы разрушу –

Листья мне согреют душу.

Скоро ветер унесет

Листья золотые!

И на веточках берез

Засверкает иней.

В зимний день хороший

Снег пушистый кружится.

Свежая пороша

Нас зовет на улицу.

Все на горку мчатся

Наперегонки.

Любим мы кататься

И играть в снежки!

Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова.

Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика их повторяют, и только после повторения дети записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

Постепенно, шаг за шагом я раскрывала ребятам способы подготовки к сочинению. В свои тетради («Для подготовки к сочинениям») ребята записывали примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную информацию), делали выписки из книг, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, подбирали эпиграф или сочиняли сами на поэтических минутках.

Следить за продвижениями своих воспитанников мне помогает папка, куда я заношу лучшие сочинения учащихся, отдельные, составленными ими предложения. Это дает возможность видеть перспективу в работе, устанавливать, как расширился кругозор детей, как накапливался опыт в подборе точных слов, словосочетаний, предложений.

Это позволяет проводить анализ сочинений. Читаю отдельные удачные места из работ одних и тех же учащихся: сначала второклассников, затем третьеклассников по одной теме.

Например: сочинение по наблюдениям на тему «Первый снежок». (3 класс)

Все было спокойно. Но вдруг, после захода солнца пошел тихий снежок. Пушистые снежинки так осторожно падали на землю, словно боялись чего-то. Но потом развеселились и завели веселый хоровод. Снежинки падали на пальто, шапку и все они были разные. Снег шел все сильнее и вдруг повалил большими хлопьями. (Катя М.)

А вот как эта ученица писала во 2 классе:

Снежинки тихо кружились и падали на землю. Они были похожи на звездочки. Некоторые снежинки порхали как бабочки. И ветер уносил их все дальше и дальше. (Катя М.)

В классе веселое оживление, потому что и сама ученица, и все дети видят разницу между этими двумя сочинениями и понимают, как многому они научились.

При изучении темы «Суффиксы» дети писали сочинение-повествование «Мой любимый зверь».

Перед ними была поставлена цель: показать, как, используя слова с суффиксами, можно выразить свое отношение к животному. К своим сочинениям дети нарисовали рисунки.

У меня есть птичка. Живет она в клетке. Мы зовем ее Пинчер. Наша птичка очень красивая. Грудка у нее желтенькая, перышки серенькие. Хвостик – беленький, а из него торчит черненькое перышко. Поет она заливистым голосочком…

Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры.

Долгое время писали миниатюры «Погода сегодня». Вот некоторые из них:

Погода сегодня пасмурная, холодная, безветренная. Солнце изредка выглядывает из-за туч.

Небо серое, покрыто снеговыми тучами. Ветер дует со страшной силой, крутит снег. Но не очень холодно.

Работу над сочинением, как я уже отмечала, строила по принципу постепенного наращивания трудности.

Если в 3 классе дети учились писать сочинение-описание одного предмета, описание природы, то уже в 4 классе ребята писали сочинение-описание с элементами сравнения.

Например, тема: сочинение-описание, с элементами сравнения «Мухомор и лисичка».

Цель: составление описания гриба по рисунку и представлению; нахождение элементов описания и сравнения.

Передо мной два различных гриба: мухомор и лисичка. Чем же они отличаются? Да всем.

Мухомор растет в одиночку, как бы любуясь своей красотой, а лисичка селится небольшой семейкой.

Мухомор действительно красив. Шляпка у него красного цвета с белыми пятнами. Ножка тоже белого цвета, высокая и стройная. У лисички ножка маленькая, а шляпка оранжевого цвета. Если шляпка мухомора совсем плоская и напоминает форму тарелочки, то у лисички она совсем другой формы. Гриб похож на глубокий фужер.

А самое главное отличие в том, что мухомор ядовитый гриб, а лисичка съедобный. Если после дождя муха сядет на «тарелочку» гриба, чтобы напиться, то сразу умрет. В тарелочке-то яд! Вот поэтому и назвали гриб мухомором. А лисичка напоминает нам по цвету рыжую лису, может, поэтому она и получила такое название.

Сочинение с элементами рассуждения – новый вид работы. Это наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, их нужно вырабатывать постепенно.

К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки к сочинению на тему «Что я люблю рисовать».

Выясняю, любят ли дети рисовать и что именно они любят. Затем коллективно составляется план. В заключение спрашиваю у ребят: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?». Ответы бывают разные, но я помогаю направить их мысль. Говорю: «Обычно, когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов «хорошо, плохо».

Продолжила работу над сочинением такого жанра на материале упражнения №603 (учебник русского языка 4 класс). Текст содержал интересную для детей информацию об исследовании Луны и возможности существования жизни на этой планете. Перед составлением текста-рассуждения на тему «Почему на Луне нет жизни?» напомнила детям, что в рассуждении обязательны три смысловые части:

1-я – то, что объясняется или доказывается;

2-я — само объяснение или доказательство;

3-я — выводы.

Почему на Луне нет жизни?

Людей давно интересовал вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. На Луне нет жизни, и это можно доказать. День там продолжается две недели. Та сторона, которая повернута к Солнцу, нагревается до очень высокой температуры. Ночь наступает мгновенно и длится тоже две недели. Температура лунной поверхности становится очень низкой. И днем и ночью температура не позволяет выжить живому организму на поверхности Луны.

В 4 четверти ребята написали сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?»

По-моему, доброта – это цветок, который расцветает в душе каждого из нас. Когда я думаю о доброте, мне вспоминается моя бабушка. Руки и лицо у нее покрыты морщинами, но украшают ее ласка и тепло…

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся.

Сочинение по одной картине развивает воображение учащихся, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.

При составлении текста-описания по пейзажной картине главное, к чему стремилась – создать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей, научить их «читать» картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для описания.

Фрагмент урока.

— Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, которая не погаснет и через 100 лет?

— На картинах, написанных художниками. (Ответ детей)

— Правильно. Картины природы – леса, долины, луга, написанные художником, называются пейзажами от французского слова «пэи», что означает «страна». Всю страну не вместить в картину, но и одна березка, изображенная художником, расскажет о многом. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом. Но надо научиться понимать его особый язык.

— Ваша задача – описать картину А.Платонова «Первый снег».

Затем провожу анализ картины:

— Почему художник так назвал свою картину?

— Какого цвета снег, дома, одежда детей?

— Почему художник использует такие разноцветные сочетания?

— Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Затем проводится подготовительная работа:

  1. Постановка знаков препинания.

  2. Орфографическая работа.

Вывешивается план написания сочинения:

  1. Показать самое главное на картине.

  2. Описать действия, явления последовательно.

  3. Назвать время и место действия.

Можно предложить два плана сочинения по картине.

План зрителей

  1. Первый снег.

  1. Описание снега.

  2. Описание детей.

  3. Описание окрестности.

  1. Какие чувства вызвала картина.

Та работа, которая проводилась в классе с 1 по 4 год обучения, помогла учащимся при написании сочинения- описания.

Приведу некоторые из них.

Передо мной картина замечательного художника-пейзажиста А.Платонова «Первый снег».

Падает снег. Крупные, пушистые снежинки обильно ложатся на землю. Все кругом сказочно преображается: земля, избы, деревья. Снег укрывает землю белым покрывалом. Нет еще ни одной протоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Больше всех первому снегу рады дети. Они, наспех одевшись, выбежали на крыльцо. Девочка не успела надеть пальто и стоит в легком платье, накинув только на голову желтый пуховый платок. Мальчик одет в шубку, шапку. Дети с особым восторгом и удивлением смотрят на первый снег.

У меня эта картина вызывает чувство радости. Так и хочется стать с этими ребятами рядом и протянуть руки к пушистым снежинкам.

Передо мной картина известного художника А.Платонова «Первый снег». На ней изображены мальчик в расстегнутом пальтишке и шапке и девочка в розовом платьице. На голове у девочки платок. Дети, торопливо одевшись, выбежали на крыльцо и с любопытством смотрят на падающий первый снег.

А вот совсем другое сочинение.

Эта картина нарисована светлыми красками. Они помогли художнику передать радостное настроение детей во время снегопада. И у меня эта картина вызывает чувство радости.

Восприятие картины у детей разное. Поэтому и сочинения получились разные.

Следующий вид работы — сочинением в жанре интервью.

Работа проводилась по таким этапам.

1. Вспомнить книгу или статью. Решить, у кого и почему вы будете брать интервью.

2. Наметить тему беседы; в соответствии с этим составить вопросы; продумать их последовательность.

3. Примерно ответить на вопросы с точки зрения этого героя. Записать основное содержание беседы.

4. На основе этого интервью написать очерк о той личности, которую вы выбрали.

На уроке внеклассного чтения дети познакомились с рассказом

И.Василенко «Полотенце». Учеников глубоко затронул этот рассказ. Они с большим желанием делились впечатлениями. А я затем предложила детям представить, что они журналисты и у них есть возможность взять интервью у главного героя через 60 лет после окончания войны.

— Сейчас это пожилой человек. Подумайте, какие вопросы вы бы ему задали, а затем примерно ответьте на них с точки зрения этого героя. На основе этого интервью напишите очерк о той личности, которую вы выбрали.

Вот одна из таких работ.

У нас в гостях Нуриев Архат Тимурович – ветеран Великой Отечественной войны.

— Архат Тимурович, вы помните содержание письма, которое написали отцу на фронт?

— Я писал отцу о том, что привез на фронт целый грузовик снарядов. Мне хотелось, чтобы мой отец знал, что его сын тоже помогает бороться с фашистами.

-. Вам было страшно?

— Да, мне было страшно, но я знал, что машину со снарядами ждали солдаты.

— Какую награду Вы получили?

— Меня наградили медалью за Отвагу.

-Чем вы занимались после войны?

— Я продолжил службу.

— Скажите, чем Вы занимаетесь в свободное время?

— Я люблю собирать грибы, люблю животных.

— Что бы Вы пожелали нашим читателям?

— Мира, счастья, удачи во всем.

Очерк.

Передо мной ветеран Великой Отечественной войны. Трудно себе представить в нем мальчика, который смог совершить смелый поступок. Он помог доставить на грузовике снаряды, которые так нужны были солдатам. А ему было тогда только десять лет.

После окончания войны продолжил службу. Архат Тимурович любит природу, животных. Хочет, чтобы все люди жили в мире.

Последний этап в работе над сочинением – его переписывание. Это для детей тоже творчество. Переписывая, они обязательно добавляют что-то новое. Переписывание необходимо только для тех учеников, у которых были допущены стилистические ошибки. Для меня важно, как дети исправят их. Иногда я практикую и такую работу: дети пишут сочинения на уроке. Все сочинения мною проверяются, но оценки за работу не выставляются.

Каждое сочинение я рецензирую, отмечаю, как нужно исправить имеющиеся недостатки, затем сочинения возвращаю ученикам для доработки. После исправления недостатков ставлю оценки.

Такая система написания сочинений дает возможность не только указать каждому ученику на недостатки в его работе, но и отметить пути их преодоления. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и стилю, в них меньше грамматических ошибок. Если же только оценить и сделать замечания по качеству его выполнения, но не потребовать исправления недостатков в нем, то вряд ли ученики серьезно продвинутся в приобретении необходимого навыка (в данном случае навыка подробного изложения того или иного события).

Считаю, что такая система работы является оптимальным вариантом работы над сочинением в развитии устной и письменной речи.

Презентация Как написать сочинение

7,044
просмотра

Текст этой презентации

Слайд 1

Как написать сочинение, слайд 1

Практическое пособие по развитию речи
КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Слайд 2

Как написать сочинение, слайд 2

СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.
Слова должны быть употреблены в правильном значении.
Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.
Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ:

Слайд 3

Как написать сочинение, слайд 3

ЗАГОЛОВОК
Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание всего сочинения в целом, но кратко.
Заголовок – окошко для взгляда вперёд.
Посмотри и подумай: что тебя ждёт?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова. (С.Бондаренко)
Нужно постараться подобрать к сочинению эпиграф.
ЭПИГРАФ- это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

Слайд 4

Как написать сочинение, слайд 4

ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведи его к теме ПОСТЕПЕННО. Начать вступление можно по-разному:
С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?)
С определения (Дружба – это…)
С обычного утверждения (Я хочу вам рассказать о…)

Слайд 5

Как написать сочинение, слайд 5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль.
Все абзацы нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочетания:
«НЕ ТОЛЬКО, НО И» «ПОЭТОМУ»
« ПОТОМУ ЧТО»
« ТАК КАК» «ЭТИМ ОН МНЕ И» «МОЖЕТ БЫТЬ»

Слайд 6

Как написать сочинение, слайд 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

Слайд 7

Как написать сочинение, слайд 7

СОЧИНЕНИЕ — ОПИСАНИЕ
Это текст, в котором названы ПРИЗНАКИ предмета, человека или животного. Оно отвечает на вопрос «КАКОЙ?»
Поэтому для текста – описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем – либо. Используй слова «КАК БУДТО», «КАК», «СЛОВНО», «ПОХОЖ НА».
В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытывал те же чувства, что и ты.
ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА:
Размер, форма, цвет, вкус, запах
Материал, из которого изготовлен
Возраст, черты характера
Внешний вид

Слайд 8

Как написать сочинение, слайд 8

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ — ОПИСАНИЯ
Представление предмета (человека, животного).
Основные признаки .
Твоя оценка, твоё отношение к предмету.
Твоё заключение (вывод).

Слайд 9

Как написать сочинение, слайд 9

СОЧИНЕНИЕ — РАССУЖДЕНИЕ
Это текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому – либо явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ?».
Почему это есть?
Почему это произошло, случилось?
Почему так?
Используй слова: «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО- ВТОРЫХ», «ТАК КАК», «ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК».

Слайд 10

Как написать сочинение, слайд 10

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ — РАССУЖДЕНИЯ
Вступление.
Тезис (то, о чём хочешь рассказать).
Аргументы (доказательство тезиса): доводы, примеры, случаи, факты, цифры, мнения других людей, цитаты.
Выводы.

Слайд 11

Как написать сочинение, слайд 11

СОЧИНЕНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ
Это сочинение отвечает на вопросы: «КТО? ЧТО ДЕЛАЛ? ГДЕ? КОГДА? КАК?». Главная особенность такого текста – СООБЩЕНИЕ о развивающихся действиях и об их завершении. В повествовании много глаголов. Используй слова: «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ».

Слайд 12

Как написать сочинение, слайд 12

СЮЖЕТ
ВСТУПЛЕНИЕ
(место, время действия)
НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ
(завязка)
КУЛЬМИНАЦИЯ
(самый напряженный момент)
КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ
(развязка)
это последовательность развития действия, ход событий

Слайд 13

Как написать сочинение, слайд 13

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ — ПОВЕСТВОВАНИЯ
Вступление.
Развитие действий – завязка (поступки героев и причины этих поступков).
Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия.
Заключение (развязка).

Слайд 14

Как написать сочинение, слайд 14

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении.
Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?
Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение – описание, повествование, рассуждение).
Составь план (обрати внимание на соразмерность частей – вступление и заключение намного короче основной части).

Слайд 15

Как написать сочинение, слайд 15

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК В СОЧИНЕНИИ
Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись.
Переход от одной части сочинения к другой делай плавным.
Следи за правильным употреблением слов.
Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке.
Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь.
Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав соседнего предложения.
Учись заменять слова синонимами.
Не повторяй одну и ту же мысль разными словами.
Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов.
Старайся не употреблять слов – паразитов.
Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки).
Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.

Слайд 16

Как написать сочинение, слайд 16

Теперь ты знаешь, как правильно писать сочинение. Удачи!

Страница 39 из 48

Стр. 107 Детство Никиты, А.Н.Толстой. Вопросы и задания

1. Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте ваше мнение.

   Как я считаю, Алексей Толстой писал «Детство Никиты», как повесть о давно прошедших днях. Повесть отличается от других автобиографических произведений тем, что она написана от третьего лица.
   Я думаю, что автор писал о давно прошедших днях потому, что в конце повести есть фраза: «Этим событием кончается его детство», что означает, что событие происходило довольно давно.

2. Вам интересно было узнать о жизни Никиты? Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, мамой. Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?

   Отношения Никиты с учителем и мамой были доброжелательными. Они воспитывали в мальчике здравый ум, прямоту и честность. Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Учитель терпеливо объяснял,  шутил, добивался послушания без принуждения.

3. Опишите учителя Никиты, используя слова из текста. Почему Никите приходилось «держать ухо востро»?

     Учитель Никиты был «удивительно расторопный и хитрый», «человек с рыжей бородкой», «все пронюхал ещё вчера и нарочно встал пораньше», «посмеиваясь, остановился у окна», «бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки».
     Никите приходилось «держать ухо востро», потому что учитель Аркадий Иванович был очень пронырливым и всезнающим человеком, и он наперед мог предугадать будущие действия своего подопечного. Учитель пытался предостеречь его от всего плохого.

4. Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал? А ваше слово — закон («сказал — сделал»)?

   Пахом – это плотник, работавший в поместье родителей Никиты. Жил он в людской, спал на печи, укрываясь овчинным тулупом. Был он черноволосый, кривой и рябой, но набожный и мастеровитый. Пахом – человек слова. Его ценным качеством было то, что он всегда выполнял обещания. Сам про себя он говорил, что, если он что сказал – это закон, сделает.
   По просьбе Никиты плотник смастерил особенную скамейку, на которой тот мог кататься с крутых заснеженных берегов, как на санках. На Сочельник он помог установить в гостиной большую елку, обтесав топором ствол и приладив к нему крест. А позже именно Пахом привез отца Никиты домой на санях, когда тот, возвращаясь весной в деревню, едва не утонул в соседнем овраге.

5. Кто из героев произведения вам больше всего понравился? Почему?

Мне понравилась мама Никиты, потому что она очень заботилась о сыне, всегда боялась за него. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем. 

6. Похож ли Никита на вас, ваших друзей? Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.

Никита был не очень послушным ребенком, упрямым, не любил мыться, впрочем, как и все детишки. Он любил фантазировать, хотел больше веселых приключений, чем нудных и скучных уроков. Никита очень сильно любил гулять. Он был довольно умным мальчишкой, придумал идти по снегу, наступая на чужие следы, зачет хитрить он умел. Никита просто был веселый и озорной ребенок.

7. Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.

       Никита из произведения Толстого «Детство Никиты» похож на моих друзей.
       Для меня самое важное в человеке — это доброта, ответственность, отзывчивость, верность и искренность.
Когда человек о тебе заботится, ты понимаешь, что этому человеку ты не безразличен. Когда встречаются ответственные люди, на них можно положиться. Верность я ценю потому, что твой друг или знакомый не бросит тебя, не оставит в трудную минуту. Отзывчивый человек всегда поможет.
       Мои друзья такие же. И я тоже стараюсь им всегда помогать и не бросать в трудную минуту.

8. Текст разделён на части. Постарайтесь кратко передать содержание каждой части. Отметьте положительные стороны пересказа друг друга. Посоветуйте, как исправить ошибки, если они были допущены. Помните о культуре общения. Прочитайте пословицы, которые вам помогут в этом. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Одно тёплое слово и в мороз согреет. Слова хороши, если они коротки. Когда говоришь — думай.

Пересказываем самостоятельно.

9. Выберите из текста диалоги, распределите роли, отработайте выразительное чтение.

Самостоятельно.

10. Возьмите в библиотеке книгу А. Н. Толстого «Детство Никиты» и прочитайте её.

Читаем.


Текст – рассуждение УМК «Перспектива» 4 класс Куликова Елена Анатольевна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени 2020 – 2021 учебный год

Текст – рассуждение

УМК «Перспектива»

4 класс

Куликова Елена Анатольевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 65

г. Тюмени

2020 – 2021 учебный год


Цель урока: узнать как отличить текст – рассуждение от других типов текстов, из каких частей состоит текст-рассуждение и научиться составлять его по алгоритму и опорным словам.

Цель урока: узнать как отличить текст – рассуждение от других типов текстов, из каких частей состоит текст-рассуждение и научиться составлять его по алгоритму и опорным словам.


Текст – рассуждение – тип текста, в котором что-либо доказывается, объясняются причины явлений или событий. Тексты - рассуждения дают ответ на вопрос почему?

Текст – рассуждение – тип текста, в котором что-либо доказывается, объясняются причины явлений или событий.

Тексты — рассуждения дают ответ на вопрос почему?


Текст – рассуждение состоит их трёх частей: Тезис . Тезис – утверждение, которое нужно доказать, вопрос на который предстоит ответить. 2) Доказательства. Доказательство – вторая часть текста – рассуждения. Для неё используют слова: во-первых, во-вторых, в – третьих. Вывод. Вывод - это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что, таким образом я доказал, что…

Текст – рассуждение состоит их трёх частей:

  • Тезис .

Тезис – утверждение, которое нужно доказать, вопрос на который предстоит ответить.

2) Доказательства.

Доказательство – вторая часть текста – рассуждения. Для неё используют слова: во-первых, во-вторых, в – третьих.

  • Вывод.

Вывод — это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что, таким образом я доказал, что…


Внимание! На письме опорные слова второй и третьей части (кроме слова «поэтому» ) выделяются запятой. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Внимание!

  • На письме опорные слова второй и третьей части (кроме слова «поэтому» ) выделяются запятой.
  • В выводе можно использовать слова из тезиса.


Прочитайте текст. Определите тезис, доказательства, вывод. Конёк на крыше               В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!               Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.               Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.               Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.                 Живет конь на крыше. Дождик прольёт - станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым.                 Ещё выше поднимает голову – гордится собой!

Прочитайте текст. Определите тезис, доказательства, вывод.

Конёк на крыше

              В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!

              Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.

              Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.

              Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.

                Живет конь на крыше. Дождик прольёт — станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым.

                Ещё выше поднимает голову – гордится собой!


Алгоритм построения текста – рассуждения. 1 . Думаю над вопросом, на который надо ответить. 2. Составляю тезис. 3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие. 4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие. 5. Записываю текст. 6. Проверяю текст. 7. Редактирую .

Алгоритм построения текста – рассуждения.

1 . Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую .


Тезис. Во-первых , Во-вторых , В-третьих, В-четвёртых, Вывод. Почему в старину избы часто украшали коньками? Доказательства. конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно. многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу. без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь. Вот почему, в старину избы украшали коньками. Живет конь на крыше. Ещё выше поднимает голову – гордится собой!

Тезис.

Во-первых ,

Во-вторых ,

В-третьих,

В-четвёртых,

Вывод.

Почему в старину избы часто украшали коньками?

Доказательства.

конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.

многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.

без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния.

если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.

Вот почему, в старину избы украшали коньками. Живет конь на крыше. Ещё выше поднимает голову – гордится собой!


Сочинение рассуждение 4 класс 1 четверть перспектива


Двадцать первое октября. Составление текста – рассуждения о М.Ю. Лермонтове. 1. Думаю над вопросом, на который надо ответить. 2. Составляю тезис. 3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие. 4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «итак» «следовательно» и другие. 5. Записываю текст. 6. Проверяю текст. 7. Редактирую .

Двадцать первое октября.

Составление текста – рассуждения

о М.Ю. Лермонтове.

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «итак» «следовательно» и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую .

Всего лишь двадцать шесть лет жизни, было отпущено судьбой Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Ровно полжизни он отдал литературной работе.

Поэтический дар его был огромен. Гармония мысли, мелодии и звуков рождала особый огонь, который то мягко светил, как в тончайшем стихотворении – размышлении «Горные вершины спят во тьме ночной…» или в печальных аллегориях (иносказаниях) «На севере диком стоит одиноко…», «Ночевала тучка золотая…», то искрится, как разгоревшийся костёр, в воспевающем русский характер «Бородино», то полыхал, как пожар в знаменитых стихотворениях «Парус» и «Тучи».

С таким восторгом пишут о творчестве Лермонтова литературоведы.

Но известно ли тебе, что, проучившись два года в Московском университете, Лермонтов в двадцать лет закончил в Петербурге Школу юнкеров и до конца дней жизни служил в армии?

Одно время он увлекался математикой и мог до поздней ночи сидеть над какой-нибудь задачей, пока не находил нужного решения.

И её он замечательно рисовал. В этом можно убедиться по его сохранившимся рисункам. На них в основном были изображены пейзажи Кавказа. Туда в 1841 году был сослан Лермонтов после того, как он написал знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором с такой силой были выражены гнев и ненависть к гонителям Пушкина.

А в этом же году на дуэли, как и Пушкин был убит и совсем молодой Лермонтов.

Используя факты, изложенные в тексте, напиши своё размышление, почему Лермонтов является гордостью русского народа, хотя прожил так мало.


Сочинение рассуждение 4 класс 1 четверть перспектива


Успехов в составлении текста – рассуждения!

Успехов в составлении текста – рассуждения!


Проверьте себя.

Проверьте себя.


Тезис. Во-первых , Во-вторых , В-третьих В-четвёртых, Вывод. Почему Лермонтов является гордостью русского народа, хотя прожил так мало? Доказательства. ровно полжизни Михаил Юрьевич отдал литературной работе. Поэтический дар его был огромен. Лермонтов в двадцать лет закончил в Петербурге Школу юнкеров и до конца дней жизни служил в армии. одно время он увлекался математикой. И ещё замечательно рисовал. в 1841 году поэт написал знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором с такой силой были выражены гнев и ненависть к гонителям Пушкина и был сослан на Кавказ, где погиб на дуэли. Лермонтов - гордость русского народа.

Тезис.

Во-первых ,

Во-вторых ,

В-третьих

В-четвёртых,

Вывод.

Почему Лермонтов является гордостью русского народа, хотя прожил так мало?

Доказательства.

ровно полжизни Михаил Юрьевич отдал литературной работе. Поэтический дар его был огромен.

Лермонтов в двадцать лет закончил в Петербурге Школу юнкеров и до конца дней жизни служил в армии.

одно время он увлекался математикой. И ещё замечательно рисовал.

в 1841 году поэт написал знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором с такой силой были выражены гнев и ненависть к гонителям Пушкина и был сослан на Кавказ, где погиб на дуэли.

Лермонтов — гордость русского народа.


Благодарю за работу!

Благодарю за работу!

  • Сочинение рассуждение базаров лицо трагическое
  • Сочинение рассказ барышня крестьянка
  • Сочинение рассказ магазин все для счастья
  • Сочинение раскольников на каторге
  • Сочинение путешествие на другую планету