Сочинение рассуждение 10 класс план русский язык

Экзамен по русскому языку обязателен при прохождении гиа. самое сложное и объмное задание творческая работа под номером 25 ранее

Экзамен по русскому языку обязателен при прохождении ГИА. Самое сложное и объёмное задание – творческая работа под номером 25 (ранее – часть «С») по итогам за 11 класс. Количество баллов за неё составляет 30 % от суммарной оценки. Это требует серьёзной подготовки, поэтому вашему вниманию предлагается план сочинения-рассуждения, призванный помочь при выполнении задания.

Особенности данного вида работы

В чём главное отличие предлагаемой творческой работы от других письменных заданий? При описании или повествовании автор может по-разному выстраивать композицию, использовать кольцевой метод, менять местами структурные элементы.

план сочинения-рассуждения

Доказывая же или опровергая какой-либо тезис, размышляя о конкретном историческом событии или деятеле, вольное использование схемы написания не допускается. План сочинения-рассуждения по русскому языку неизменен.

Любая тема рассматривается в следующей последовательности:

  • Выдвижение тезиса.
  • Его доказательство с помощью аргументов.
  • Заключительные выводы.

Что оценивается?

Проверяющие рассматривают выполнение задания не в целом, а по частям. Максимальная оценка 23 балла будет поставлена тому, чья работа идеально соответствовует следующим критериям:

  • Грамотная формулировка проблемы предлагаемого текста.
  • Наличие комментария к сформулированной проблеме.
  • Выделение позиции автора.
  • Обоснование собственного мнения.
  • Смысловая цельность, последовательность изложения, речевая связность.
  • Выразительность и точность речи.
  • Соблюдение правил орфографии и пунктуации.
  • Соблюдение требований речевых и этических норм.
  • Точность фактов в изложении.

План сочинения-рассуждения при сдаче ЕГЭ будет несколько более расширенный, чем при сдаче ОГЭ за 9 класс. На его особенностях остановимся чуть ниже.

план написания сочинения рассуждения

Экзаменационное задание за 9 класс

Учащиеся на выбор выполняют любое из трёх заданий под номером 15. Им предлагается порассуждать на лингвистическую (15.1), морально-этическую тематику (15.2) или объяснить значение слова (15.3). Грамматика, лексика, морфология, синтаксис – это составляющие обширного понятия «лингвистика», разбираемого в сочинениях.

Особенностью первого задания является то, что тезис уже выдвинут автором текста. От учащегося требуется либо согласие с высказыванием, либо его опровержение. Во втором задании следует пояснить название текста, его концовку или определить основную мысль, в третьем – раскрыть общечеловеческое понятие: доброта, мужество, милосердие, дружба. План сочинения-рассуждения в последнем варианте наиболее приближен к работе ЕГЭ. Объём материала должен превышать 70, но не быть более 100–110 слов.

Задание 15.1: пошаговая инструкция

Экзаменуемым предлагается цитата известного лингвиста или писателя на тему русского языка и его богатства, состоящей из двух частей. Например, Л. Новиков говорит о том, что слово имеет способность обобщать и одновременно обозначать индивидуальное и неповторимое. Дословный текст представлен на картинке. Каким же должен быть план написания сочинения-рассуждения?

план сочинения-рассуждения по русскому языку

  • Шаг первый. Необходимо внимательно прочитать высказывание, осмыслить его, выделив ключевые слова: «слово», «речь», «обобщать», «обозначать индивидуальное».
  • Шаг второй. Следует определить главную мысль, раскрывающую свойства языка. (Явление, при котором значение слова зависит от контекста и человеческого восприятия).
  • Шаг третий. Необходимо оформить вступление с обязательным повторением цитаты. (3–4 предложения, где выражается согласие с автором и перебрасывается мостик к основной части словами: «давайте разберёмся», «рассмотрим примеры», «исследуем более детально»).
  • Шаг четвёртый. Требуется аргументировать мнение лингвиста на примере исходного текста со ссылкой на ФИО автора и номер предложения. Аргументов должно быть два, и каждый должен начинаться с красной строки.
  • Шаг пятый. Следует сформулировать выводы. Главное правило любого сочинения – оно должно заканчиваться тем, с чего начиналось.

план сочинения-рассуждения по литературе

Особенности задания 15.2 (обсуждение текста)

Легко определить, что сочинение на лингвистическую тематику будет состоять из 4 абзацев, а его план – выглядеть таким образом:

  1. Тезис автора и отношение экзаменуемого к высказыванию.
  2. Аргументация. Два абзаца с двумя примерами и двумя комментариями.
  3. Вывод.

Распространяется ли этот вариант на сочинение-рассуждение по тексту? План к заданию 15.2 не будет кардинально отличаться, но усилится роль вступления. Ибо тезис, доказательством или опровержением которого займётся экзаменуемый, сформулировать предстоит ему самому. Это обязательно должно быть спорное суждение, требующее аргументированных доводов из текста.

При формулировании тезиса используются вводные слова: «по моему мнению», «я полагаю», «на мой взгляд». Начало вступления может выглядеть как развёрнутый ответ на поставленный в задании вопрос. Пример: «Я уверен(а), что такой волевой мальчик с крепким словом не испугается более серьёзных вещей, потому что…» («Честное слово» Л. Пантелеева).

Задание 15.3 (объяснение понятия)

Толкование слова носит понятийный, описательный, синонимический и комбинированный характер. Какой для этого должен быть план? Как писать сочинение-рассуждение, например, на тему: «Что такое совесть?». Экзаменуемому предлагается текстовый фрагмент, где просматривается мнение автора по существу заданного понятия. Порядок изложения материала ничем не отличается от ранее изложенного. Единственным отличием станет второй пункт плана, где в основной части предстоит выдвинуть два аргумента в поддержку своего тезиса. Если в задании 15.2 оба они берутся из текста, то в данном случае требуется один пример из жизни.

сочинение-рассуждение по тексту, план

Более ценно, когда экзаменуемый приводит его не из жизни своих знакомых, а из истории или реальных событий известных людей. В сочинении-рассуждении потребуется:

  • Раскрыть значение понятия «совесть».
  • Прокомментировать определение, выдвинув основной тезис.
  • Аргументировать его двумя способами (из текста и жизненного опыта).
  • Обосновать вывод.

Соразмерность частей во всех трёх вариантах заданий одинакова. Вводная часть и заключение состоят из одного абзаца по 3–4 предложения, а наиболее значительна по объёму – основная часть (два солидных абзаца). В чём особенности экзамена в 11 классе?

ЕГЭ: план сочинения-рассуждения по литературе

25-е задание предлагается на экзамене по русскому языку, но разбирается фрагмент литературного текста. К 11 классу учащиеся подходят с определённым багажом знаний и пониманием, как строится рассуждение. Им предстоит:

  • Выдвинуть проблему исходного текста. Как правило, их несколько, но экзаменуемому следует сосредоточиться на одной, наиболее близкой для него.
  • Дать свои комментарии по проблеме. Подчеркнуть актуальность, описать, как она раскрывается в тексте.
  • Выделить основную мысль автора.
  • Выдвинуть собственный тезис, согласившись или полемизируя с писателем.
  • Подтвердить тезис примером из литературы (аргумент № 1).
  • Подтвердить тезис примером из жизни (аргумент № 2).
  • Сформулировать вывод.

В результате более развёрнутого плана работа будет состоять из 7 абзацев.

план как писать сочинение рассуждение

Выводы

План сочинения-рассуждения остаётся стабильным, независимо от задания, возраста экзаменуемых и требуемого объёма.

ОГЭ ( 15.1) ОГЭ (15.2) ОГЭ (15.3) ЕГЭ
1. Введение 1. Тезис автора 1. Собственный тезис

1.1 Раскрытие понятия

1.2. Личный комментарий

1.3. Собственный тезис

1.1. Выдвижение проблемы

1.2. Личный комментарий

1.3. Авторская позиция

1.4. Собственный тезис

2. Основная часть

2.1. Аргумент 1 (текст).

2.2. Аргумент 2 (текст)

2.1. Аргумент 1 (текст)

2.2. Аргумент 2 (текст)

2.1. Аргумент 1 (текст)

2.2. Аргумент 2 (жизненный опыт)

2.1. Аргумент 1 (текст)

2.2. Аргумент 2 (жизненный опыт)

3. Заключение 3. Выводы 3. Выводы 3. Выводы 3. Выводы

Он состоит из трёх элементов, представленных в сравнительной таблице выше.

В чем разница между сочинением и сочинением-рассуждением? В чем особенность сочинения-рассуждения и как его грамотно написать? В этом и не только попробуем разобраться в статье.

Для начала разберемся, что понимают под рассуждением. Различные источники дают разные определения, поэтому я попробую их объединить в одно.

Рассуждение предполагает логичное и последовательное изложение собственных мыслей по какому-либо конкретному вопросу или проблеме. В процессе рассуждения используют доказательства и аргументы, на основе которых делают определенные выводы. Аргументы и выводы являются частью структуры рассуждения, о которой я расскажу позже.

Ваша задача — найти и описать причины различных явлений, используя тезис (какое-либо утверждение) и аргументы (почему вы так считаете или не считаете). Тезис находится в начале и именно его нужно доказать, используя аргументы.

Что интересно, ваша работа может строиться на утверждении (что представленный тезис верный) или опровержении (доказательстве, что тезис ложный). В качестве инструментов доказательства вы можете использовать прямые факты или аргументы от противного, полагаться на личный опыт или на фильмы, давать примеры из жизни или из литературы.

Перед тем как начать сочинение-рассуждение, важно подумать о том, чего хочет от вас преподаватель. А он, задавая писать сочинение, проверяет ваши умения:

  • воспринимать и понимать незнакомую информацию;
  • анализировать авторскую позицию;
  • анализировать форму текста и способ его подачи;
  • выражать собственную точку зрения;
  • использовать богатства и способности языка для формулирования своей позиции;
  • работать с орфографическими и синтаксическими нормами.

Ориентируйтесь на эти требования в процессе подготовки к сочинению-рассуждению: они помогут избежать сложностей и неожиданностей в ходе написания эссе.

Сочинение-рассуждение пишется по определенной схеме. Она состоит из:

  • вступления. Как правило, оно небольшое и служит для плавного подхода к основной проблеме сочинения (вопрос или цитата).
  • тезиса. Располагается сразу за вступлением и является исходной точкой в рассуждениях — утверждение, о которых будем рассуждать в тексте;
  • аргументов. Главное, чтобы они были доказательными и убедительными.

В качестве аргументации в сочинении-рассуждении можете использовать:

  • исторический факт;
  • данные статистики;
  • эпизоды и сюжет произведения литературы;
  • высказывания людей с авторитетом в данной области.

На аргументацию отводится больше половины всего объема сочинения. Исходя из опыта, наиболее оптимальное количество аргументов — 3;

  • вывода. Он должен следовать из тезиса, но не повторять его, а развивать. Вывод шире, чем тезис.

Условно структура делится на 3 части: вступление, основную часть и заключение.

Как я уже писал, для вступления можно использовать вопрос или цитату. Они должны плавно подводить к основной проблеме сочинения. Если подобрать подходящие цитату или вопрос сложно, пишите об актуальности темы и важности разговора о ней. Хорошо делать вступление экскурсом в историю проблемы, примерами из различных печатных и устных источников и др.

Во всем нужен и важен баланс. Там, где есть правое, обязательно должно быть и левое. Поэтому я согласен со словами одного из героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова, который говорит, “что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?”. Хотя тут стоит многое пояснить…

Здесь вооружаемся аргументами и доказываем свою точку зрения: читающий должен прийти к мнению, что ваши рассуждения верны. Как этого добиться? Используйте вводные слова и словосочетания, специальные связывающие предложения конструкции и много примеров.

Объем основной части — ⅔ всего сочинения.

Во-первых, стоит вспомнить об одном из философских законов о “единстве и борьбе противоположностей”. Определения понятий “добро” и “зло” раскрывают сущность закона. Во-вторых, ничто не может трактоваться однозначно. Добро в нашем понимании не то же добро в понимании кого-то другого. Более того, в нем явно может прослеживаться зло.

В заключительной части нужно подвести итоги описанного выше. При необходимости, ключевые мысли можно повторить, но добавив к ним какое-либо обобщение. Как вариант, можно поделиться своими впечатлениями об описанной проблеме.

Каждый, кто прочитает роман, сделает для себя определенные открытия. В частности, что добро всегда рядом со злом. И люди в жизни, как и герои в романе, не так просты и понятны, как нам кажется.

Обратите внимание на 4 важных условия — особенности сочинения-рассуждения — которые вы должны выполнить, чтобы его высоко оценили:

  1. Соответствие тезиса теме сочинения.
  2. Наличие весомых аргументов.
  3. Логически связанные части работы.
  4. Грамотно сформулированное заключение.

Проверяйте аргументы на логичность с помощью основных законов логики.

Чтобы вы уловили логику, я выбрал для вас по 2 примера на каждую из частей работы:

  • Многие не раз задумывались о том, что…
  • Главная проблема, с которой столкнулось общество, заключается в…
  • В этой статье рассматриваются…
  • Автор обращает внимание на…
  • Авторская позиция выражается в…
  • В статье основной упор автор делает на…
  • Я согласен с автором в…
  • Мне не совсем понятна авторская позиция…
  • Во-первых…
  • Во-вторых…
  • Таким образом…
  • Следовательно…

Что нужно учесть, работая над сочинением-рассуждением:

  • подходите к сочинению как к творческой работе. В конечном счете вы создаете абсолютно новый продукт, хоть и на основе других продуктов (оригинального текста и других текстов);
  • обращайте внимание на тему сочинения. Особенно в тех случаях, когда вы сами ее выбираете. Тема должна быть вам понятна и задавать ход рассуждения;
  • грамотно формулируйте проблему рассуждения. Оригинальная и парадоксальная проблема — ключ к успеху;
  • уделите внимание описанию идеи. От того, насколько точно она описана, зависит качество аргументов;
  • выбирайте лучшие аргументы. Не сомневаюсь, что вам по силам найти множество аргументов, но среди них нужно выбрать самые бесспорные и сильные;
  • проработайте структуру сочинения. Правильная структура — залог высокого балла;
  • развивайте ключевые предложения и слова. Так вы сможете представить в рассуждении хорошие и обоснованные аргументы.

Чтобы посмотреть, как все требования учитываются на практике, вы можете скачать шаблон для написания сочинения по русскому языку.

Остались вопросы? Задавайте их опытным экспертам Studently.

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С)»

Цели урока: Обучающая: подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ);

Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое мышление;

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, долга, взаимопомощи..

Задачи: — систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;

— вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль, проблематику;

— характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте;

— воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оформление доски: портрет В.П.Астафьева; эпиграф: «Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия». Андре Моруа (франц.писатель).

Ход урока:

1. Существует мнение, что сочинение учит думать, учит понимать, учит вчитываться в каждое слово. И сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому дома вы и напишете сочинение-рассуждение.

2. Актуализация темы. А начнем мы урок с песни В.Высоцкого «Песня о друге»

— Ребята, о чем эта песня?

— А что такое дружба?

— Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»?

— Кого вы можете назвать настоящим другом?

— Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с утверждением автора?

— Итак, текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение, тоже будет о дружбе.

3. Прежде, чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним с чего мы начинаем работу над сочинением-рассуждением по исходному тексту.

1. С постановки проблемы. Что такое проблема текста?

2. Комментирование проблемы. Что такое комментарий?

3. Позиция автора.

4. Аргументация.

Тема = (Что значит тема текста?) – О чем? — Что такое тема? ( предмет речи, то, что говорится в тексте)

Идея ( основная мысль) = — Для чего? То, для чего написан текст, к чему призывает.

Проблема = вопрос, требующий исследования.

Стиль речи = художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

Тип речи = повествование, рассуждение, описание.

4. Обращаемся к тексту. Автор текста — Виктор Петрович Астафьев – известный русский писатель, участник ВОВ. Современную литературу невозможно представить без произведений этого замечательного писателя. Особенность творчества Астафьева — прочная связь сюжетно-психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к открывку из его статьи. Давайте познакомимся с текстом.

5. Работа с текстом.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы-так же неповторимы, как и всё растущиее, живущее вокруг нас.

6. Определите тему (о чём текст), чтобы правильно сформулировать тему найдите ключевые слова (словосочетания), определяющие предмет речи, это могут быть повторяющиеся слова, однокоренные.

Ключевые слова: — настоящая дружба (2), — настоящие друзья (4), глазами друзей (7).

Итак, записываем: Тема текста – дружба.

Подумайте, какие варианты вступления можно использовать к данному тексту:

— именительной темы — Дружба…

вопросы-стимулы- Для чего человеку дается дружба? Кого можно считать настоящим другом? Каким нужно быть самому, чтобы иметь натстоящих друзей?

-цитата — Не имей 100 рублей, а..

7. Давйте определим проблемы текста. Итак, записываем: А) Что определяет характер человека? (2) Б) Что такое дружба? (во всем тексте) В) Каково соотношение добра и зла в мире? (8).

8. Выявим позицию автора по этим вопросам:

А) Характер человека складывается под влияние среды; (2)

А) много фактов влияет на характер человека, один из них – дружба;(2)

В) Дружба бывает крепче и вернее родственных связей;(3)

Г) На свете добрых людей больше, чем злых.(8)

Основной тезис «Настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная»

Аргументы:

А) «такая дружба порой крепче и вернее родственных связей»,

Б) «с поля боя, рискуя жизнью, выносят бойца только настоящие друзья»,

В) «каждую книгу я просматриваю глазами своих друзей».

9. Определите тип речи текста. Тип речи текста — рассуждение-размышление.

10. Определите стиль речи данного текста (сфера применения, функция, ведущая стилевая черта, языковые средства стиля). Публицистический.

11. Понаблюдайте над лексикой текста. Используя толковые словари, этимологический, словарь синонимов, поработайте со словами «дружба», «друг». Определите их лексическое значение, происхождение, подберите к словам синонимы.

— дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

— друг — тот, кто связан с кем-нибудь дружбой = лучший друг= (толковый словарь С.И.Ожегов).

— друг- общеславянское слово, имеющее соответствие в балтийских и германских языках; первоначальное значение – «спутник, товарищ на войне».

12. Выберете из данного набора те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.

Самоотверже…ность и бе.корыстие, глубина и искре.ность, вр.ждебная настороже…ность, общ.?ность жизне.ных целей, к.варная лесть, пр.творное сла.коречие, высокая нравсте..ая требовательность, холодный пр.гматизм, г.рячее сердце, пр.модушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость,мелоч.?ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д..верие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

— Определите значение слова «прагматизм» — философия, которая считает не то, что соотносит объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты. Как вы думаете, данное слово может употребляться рядом со словом ДРУГ?

13. Подберите для аргументации собственного мнения примеры из собственной жизни, примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе и человеческих взаимоотношениях. Например:

«Истинный друг познается в несчастье». (Эзоп)

«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (Бауст)

«НЕ так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого друга, за которого можно было умереть».

«Счастливая доля – гордиться друзьями» (В.Федоров).

«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности» (Сократ)

«В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно»

(Демокрит)

«Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства, ибо друзей мы выбираем

сами, а родных нам посылает судьба» (Д.Боккаччо)

«Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила

победы» (М.Светлов)

«О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды,

не стоит и жалеть» (Д.Писарев)

«Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого

друга, за которого можно было умереть» (Э.Бульвер)

14. Итак, сегодня на уроке мы с вами на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, она не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Она зачастую оказывается даже крепче кровных родсвенных связей: в дружбе людей связывает не биологическое родство, а духовная близость. Выдающийся французский философ М.Монтель написал: «Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я».

15. Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение по проблемам, высказанным автором текста, используя памятку.

Русский язык

Класс: 10-М

Дата: 28.01.2021г.

Тема урока: Р.Р.№8 Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения №2 на лингвистическую тему.

Цели и задачи урока:

Обучающие: сформировать умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения; систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи; вырабатывать навыки анализа текста: научить определять тему, главную мысль, проблематику текста; научить характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте.

Развивающие: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, долга, взаимопомощи, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные: умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения; определять тему, главную мысль, проблематику текста; научить характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте.

Познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом; выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные: формировать умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать и корректировать свои знания и своего собеседника.

Личностные: формирование способности к самоопределению, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Тип урока: развитие речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (текст, план анализа, тесты).

На доске эпиграф: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой» (американский писатель Марк Твен)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Слайд №1 с названием темы урока

— Ребята, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед вами сегодня на уроке?

Ответы учеников

1. Подготовиться к сочинению-рассуждению. 2. Проанализировать текст.

3. Научится определять тему текста, его стиль и тип речи. 4. Научиться определять проблему текста, выявлять авторскую позицию.

— Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете написать сочинение-рассуждение.

Слайд №2

Как-то два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Беседа:

— О чем эта притча, чему она учит нас? (Эта притча о дружбе. Она о том, что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для тебя друг.)

Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды и уметь дружить. Как писал американский писатель Марк Твен: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”. (эпиграф)

— Как вы понимаете это высказывание?

Марк Твен считал, что настоящий друг не предаст, он в любой ситуации будет с тобой.

— Правильно.

— А что такое дружба, на ваш взгляд? И какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»? Давайте составим кластер на доске. (Доверие, привязанность, бескорыстие, искренность, взаимопонимание, преданность.)

— Текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение тоже о дружбе.

Для начала вспомним, что такое текст. (Текст – это речевое высказывание, которое состоит из предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.)

Слайд №3

— Перед написанием сочинения-рассуждения предложенный текст должен быть проанализирован. Что мы имеем в виду, когда говорим об анализе текста?

Слайд №4 (Ответы учеников: тема, идея, стиль речи, тип речи, проблема, авторская позиция).

Слайд №5

— Обратимся к нашему тексту. Автор текста, Виктор Петрович Астафьев, известный русский писатель, участник ВОВ. Его имя занимает достойное место в современной литературе. Для творчества В. Астафьева характерна тесная связь с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к открывку из его статьи.

Давайте познакомимся с текстом. Прочтём вслух (читает кто-то из учеников или сам учитель).

Работа с текстом.

(1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.

(2) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку, редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся. (В.Астафьев)

Проверка понимания текста.

— Для того, чтобы проверить насколько вы поняли текст при первичном прочтении, мне бы хотелось предложить вам небольшой тест. У вас на партах листочки с заданиями. Выполните их самостоятельно. (3 мин.)

Самостоятельная работа.

ТЕСТ.

1.Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста?

1) Добрых людей на земле больше, чем злых.+

2) Все люди на земле одинаковые.-

3) Настоящая дружба сильно влияет на человеческие отношения. +

4) С поля боя выносят бойцов настоящие друзья.+

2. Какое предложение наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) 8- 3) 4-

2) 2+ 4) 1-

3. Автор считает, что настоящая дружба –это…

1) награда+ 3) подарок

2) испытание 4) счастье

4.Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

1) человек, коллектив, любовь,-

2) фронтовик, порядочность, добро;-

3) добро, зло, дружба-

4)награда, друг, преданность+

1) Проверка теста. Давайте проверим, что у вас получилось. (Проверка)

2) Работа со схемой (в паре):

1. О чём текст, какова его тема? (Текст о дружбе)

2. Какова основная мысль текста? (Настоящая дружба — награда человеку, редкая и драгоценная.)

3. Определите стиль текста (публицистический), докажите (Черты публицистического стиля: призывность, оценочность, яркость, эмоциональность);

В этом тексте автор беседует с читателем, используя вводные слова и конструкции. (Следовательно, конечно, я убежден, надеюсь)

Автор задает вопрос и отвечает на него.

Автор оценивает дружбу, говорит, что она «крепче и вернее родственных связей».

Речь автора выразительна и эмоциональна.

Тип речи (рассуждение), докажите (Автор выдвигает тезисы и приводит доказательства). Подчеркните карандашом в тексте тезис и доказательства.

Физкультминутка 3 мин

1.Тезис. Настоящая дружба – это награда.

2.Доказательства: (потому что)

Она бывает крепче и вернее родственных связей.

Она влияет на человеческие отношения сильнее, чем коллектив.

Настоящий друг всегда готов рисковать ради тебя жизнью.

В настоящей дружбе нет места лжи, неряшливости, непорядочности, нечестности.

3.Вывод. Добрых (дружелюбных) людей должно быть больше, чем злых.

Итак, на экзамене вы прочитали с карандашом авторский текст, выделили в нем самое главное. Теперь по этому тексту, вам нужно написать сочинение-рассуждение.

Давайте вспомним композиционную структуру сочинения

Слайд 6

План к сочинению-рассуждению

1)Формулировка проблемы текста.

2) Комментарий заявленной проблемы.

3) Формулировка позиции автора.

4) Выражение согласия/ несогласия с позицией автора.

Приведение не менее 2 аргументов, подтверждающих вашу позицию.

5) Вывод.

Приступаем к п.1. Формулируем проблемы

Что такое проблема текста? Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования.

Сколько проблем может быть в тексте? Несколько.

Слайд 7

Правильно, давайте попробуем найти эти проблемы. Работа в парах.

1)- нумеруем абзацы

2)-выделяем смысловые части (микротемы)

1ч — 1 абзац

2 ч – 2 абзац

3 ч – 3 абзац

3)- читаем каждую часть и ставим к ней вопросы. (Письменно в тетради.)

Слайд 8 (ответ)

1 ч. Все ли в мире неповторимо? Каждый ли человек неповторим на земле?

2 ч. Как развивается характер человека? Что такое настоящая дружба? Как влияет дружба на человека?

3 ч. Каких людей больше: добрых или злых?

4)- выделим из всех вопросов главный. (Что такое настоящая дружба? Как влияет дружба на человека?) Ка вы это определили?

Дети: По ключевым словам. Посчитайте, сколько раз в тексте говориться о ДРУЖБЕ? (6 РАЗ) Можем ли мы это понятие считать ключевым в тексте? (Да)

С этих вопросов можно начать свое сочинение

Слайд 9

— К какой группе относятся проблемы данного текста? (Ответы на слайде: нравственные)

Мы определили проблему, что теперь нужно делать, согласно плану?

Ученик: Правильно, прокомментировать выбранную проблему.

Слайд 10

Пункт 2. Комментируем заявленную проблему.

Что такое комментарий проблемы? Комментарий проблемы – это рассуждения, замечания по поводу чего-либо.

— Комментарий – это некая «интерпретация» проблемы.

Вам необходимо подумать о том, актуально ли то, о чём пишет автор; кому и в каких ситуациях приходиться сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

— Давайте прокомментируем проблему нашего текста, выбрав один из способов комментария.

Для этого я предлагаю вам вспомнить русские народные пословицы о дружбе.

Ученики: Называют пословицы. (Нет друга – ищи, а нашел – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один за всех и все за одного.Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.Вдруг не станешь друг.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Не мил и свет, когда друга нет.Сам пропадай, а товарища выручай.Старый друг лучше новых двух.)

Прокомментируйте заявленную проблему, используя один из текстов с пропусками.

(Сформулируйте вопрос)__________________________? Над этой сложной проблемой размышляет автор текста В.П.Астафьев. Надо сказать, что затронутый писателем вопрос был актуален во все времена. Недаром русский народ сложил множество пословиц о дружбе: «___________________________________», «_________________________________, « ___________________________ » и другие.

Дружба – это самое ценное, что есть у человека. Недаром в одной из русских пословиц говориться: «_________________________________». О том, что такое настоящая дружба и как она влияет на человека, рассуждает автор текста В.П.Астафьев.

Пункт 3. (слайд №11) Формулируем авторскую позицию.

Итак, мы прокомментировали проблему. Дальше по плану мы должны выявить позицию автора по комментируемой проблеме.

— Что такое позиция автора? Позиция автора — это авторское отношение к той или иной проблеме, Позиция автора по основной проблеме текста представляет основную мысль текста. Помним, что если проблема – это вопрос, то позиция – это ответ на вопрос.

Авторская позиция может выражаться в открытой форме (это чаще всего присуще текстам публицистического стиля): в виде воззваний, умозаключений, итоговых выводов. А может быть растворена в образах, становясь результатом идейно-эмоционального постижения произведения. Для того, чтобы полнее понять авторскую позицию, предлагаю вам решить тест.

1. Какое слово точнее всего отражает авторскую позицию?

а) Объяснить; б) защитить; в) опровергнуть; г) осудить.

2. Какие три художественных средства используются в этом тексте?

а) Просторечное слово; б) синтаксический параллелизм; в) сравнение;

г) ирония; д) лексический повтор.

3. Как автор выражает свою позицию?

а) Автор четко формулирует проблему, затем иллюстрирует ее красноречивой жизненной зарисовкой.

б) Автор осознает противоречивость действительности и не находит ответов на поставленные им же проблемы.

в) Автор с полемической дерзостью бросается в бой и высказывает свою позицию ясно, без всяких околичностей.

4. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Автор использует разнообразные средства выразительности, чтобы донести до каждого читателя свою позицию. ________________ («настоящая дружба», «редкая и драгоценная») помогают автору передать свою оценку. _______________ («как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль») придает тексту яркую образность. ___________ (предложение 2) усиливают эмоциональную выразительность авторской речи.

1) синтаксический параллелизм; 2) слова разговорного стиля; 3) сравнение; 4) градация;

5) парцелляция; 6) метафора; 7) эпитеты; 8) ряды однородных членов предложения;

9) общественно-политическая лексика; 10)антоним

Слайд №12 (ответы) Самопроверка.

1.а

2.б,в,д

3. а

4. 7, 3, 8

Проверьте себя, оцените.

Слайд 13.

— Как мы ранее отметили, наш текст относится к публицистическому стилю, поэтому позицию автора по обозначенным проблемам нетрудно выявить. Посмотрите записи в тетрадях.

1) Автор утверждает, что … «каждый человек неповторим на земле». У каждого свой характер. Человеческий характер развивается под влиянием среды.

2) По мнению публициста, … дружба влияет на человека сильнее, чем коллектив. Дружба — это награда, готовность рисковать своей жизнью ради другого человека. В дружбе нет места лжи, непорядочности.

3) В.П.Астафьев считает, что … «добрых людей на свете больше» и благодаря им в мире существует гармония. К добрым людям мы можем отнести всех тех, кто умеет дружить.

— Итак, позиция автора обозначена. Теперь нам нужно согласиться или не согласиться с ней и привести обоснование своей позиции. Привести аргументы (2), используя читательский опыт и жизненный опыт. Читательский опыт – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Пункт 4. Аргументы.

Дома вы готовили мини-сочинения на тему: «Настоящий друг».

Прошу вас сейчас прочитать их. Эти мини-сочинения вы можете использовать в качестве первого аргумента.

Какой пример может быть использован как аргумент, доказывающий, что «настоящая дружба — это награда»?

Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был пивоваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и отдавал физике лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

Однажды Ивану Грозному сообщили, что какой-то иностранный купец привез с собой в Москву много книг. По воспоминаниям одного из современников, царь велел принести книги во дворец. Они показались ему очень мудреными, поэтому, опасаясь, чтобы народ не научился такой премудрости, царь приказал заплатить купцу, сколько тот потребует, а все книги сжечь.

Дружба — это любимая тема А.С. Пушкина. Дружбу он понимал не только как отношения, возникающие между людьми. Дружба, по его мнению, – это братство, союз. В стихотворении «19 октября» Александр Сергеевич писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Этими словами поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе такого союза. Для А.С. Пушкина дружеское участие, поддержка – высшее проявление человечности.

Фронтовая дружба — выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми не существует. В повести Гоголя «Тарас Бульба» главный герой восклицает: «Нет уз светлее товарищеских!». И эта фраза запала в душу каждому, слышащему ее. « Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца», — пишет Н.В.Гоголь.

Н. И. Пирогов, выдающийся российский врач, свидетельствует о том, что многие новобранцы, призванные из далеких русских сел в Австро-Венгрию, оказавшись на чужбине, начинали тосковать по родным местам и умирали от ностальгии. А последний индеец племени Яна смог выжить, только когда его поместили в этнографический музей, где сохранились черты его привычного быта.

Ребята, в качестве аргументов в своем сочинении вы можете также использовать высказывания известных людей. Запишите их.

Слайд 14.

Аргументы.

1.«Истинный друг познается в несчастье». (древнегреческий поэт-баснописец Эзоп)

2.«Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила победы». (Поэт М.Светлов)

3.«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину».(французский лексикограф П. Бауст)

4.«Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого друга, за которого можно было умереть». (русский публицист и литературный критик Д.Писарев)

Слайд 15.

Ребята, вы знаете, что любое ваше сочинение должно быть композиционно завершенным.

Запишите фразы, которые помогут вам сформулировать вывод в вашем сочинении.

Ребята, очень важно, чтобы ваше сочинение было не только цельным и завершенным, но и грамотно написанным.

Работа у доски.

Задание 5.

1) Выберите из данного набора те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.

2) Закончите предложение, используя выражения из набора.

Слайд 16. Домашняя работа.

Дома вам необходимо написать сочинение-рассуждение по проблемам, высказанным автором текста, используя памятку. Не забудьте в вашем сочинении написать вывод.

— Итак, сегодня на уроке мы на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. И я надеюсь, вы поняли, что дружба – это союз двух родственных душ, она не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Она зачастую оказывается даже крепче кровных родственных связей. Выдающийся французский философ М.Монтень написал: “Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: “Потому, что это был он, и потому, что это был я”.

Слайд 17.

Рефлексия:

На сегодняшнем уроке мне удалось понять…, ЧТО ТАКОЕ АНАЛИЗ ТЕКСТА. КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ. КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.

Показалось трудным …

Дома нужно ещё раз обратить внимание на… СТРУКТУРУ СОЧИНЕНИЯ.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение рассказ о сказочном человечке 2 класс с планом
  • Сочинение рассказ по картине герасимова мать партизана
  • Сочинение рассказ по собственным впечатлениям используя бурлеск или макаронический стиль
  • Сочинение рассказ о храме василия блаженного
  • Сочинение рассказ по картине церковь покрова на нерли
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии