Тема урока «Чудный храм». Подготовка к сочинению — описанию по картине
С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Задачи урока:
Обучающие:
Способствовать формированию умения переноса знаний с одного объекта (текста о памятнике архитектуры) на другой объект (картину);
Формировать умение использовать цитаты в тексте собственного сочинения;
Активизировать лексику учащихся, связанную с описанием памятника архитектуры.
Развивающие:
Развитие связной образной речи и обогащение словарного запаса учащихся;
Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
Развитие умения высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Воспитательные:
Воспитание чувства любви к родному языку, к своей Родине, чувства гордости за свой народ, его культуру и историю
Воспитание уважительного, бережного отношения к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества;
Обогащение эстетического восприятия.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация «Чудный храм», карточки – шаблоны. Подготовка к сочинению по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Форма урока: круглый стол
Используемые методы и технологии: частично-поисковый метод, элементы проблемного обучения, эвристическая беседа, ИКТ
Ход урока.
1Мотивация. Объявление темы урока. Слайд
- 2. Вступительное слово учителя.
Работа с эпиграфом к уроку. Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова К. Бальмонта и Б.Чичибабина
Работа с эпиграфом к уроку.
1.Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть, Слайд
Но нельзя о прошлом позабыть. К.Бальмонт
— Как вы понимаете смысл высказывания? (Одним из самых святых чувств является любовь к Родине. Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего)
— Что позволяет нам сохранить память о прошлом? (Памятники истории и культуры
—Об одном из таких замечательных памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси 12 века, о Церкви Покрова на Нерли, пойдет сегодня речь. Слайд со словами
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Элина Кийг
— Какими чувствами проникнуты строки? (Чувством восторга, восхищения перед удивительной красотой храма)
— Каковы же цели нашего урока? (Понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне, а самое главное – совершить попытку описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли).
- Актуализация знаний. Защита презентаций обучающихся.
-Церковь Покрова на Нерли – жемчужина русской земли, в 1992 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм-лебедь плывет по волнам времени и неизменно прекрасен во все времена . Сегодня мне будут помогать мои ассистенты, которые приоткроют завесу тайны и расскажут о церкви с поэтичным названием
1) Выступление Иванова Юрия «Церковь Покрова на Нерли»
2) Выступление Хайруллиной Анастасии «Встреча с чудным храмом»
- Подготовка к сочинению. Учитель: Как видите, храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Многие русские художники, преклоняясь перед сказочной красотой церкви, запечатлели ее на своих полотнах. (Слайды) Осетров в книге «Живая Древняя Русь» писал: «Трудно сказать, когда храмом лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года»
Искусствовед Лев Любимов писал об этом чуде русского зодчества: «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойдённых шедевров, нет, может быть, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается, как поэма, запечатлённая в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и просветлённого созерцания»
-«Поэму в камне» запечатлел на своей картине и С.Герасимов (Слайды)
3 ассистент. Краткий рассказ о художнике Родился Сергей Васильевич Герасимов в 1885 году в древнем русском городе Можайске, где впервые им были прочитаны строки Пушкина, Некрасова, Чехова, Островского, открылась красота русского зодчества и живописи, были услышаны лирические голоса природы. Отец его был простым кожевником, но отличался тягой к прекрасному, много читал. Именно он привил сыну любовь к высокой культуре. Первым плодотворным этапом на пути в искусство было поступление Сергея Герасимова в Строгановское училище(1901-1906. Оно воспитало в начинающем художнике уважение к русской культуре, к народному искусству, познакомило с великими мастерами античности и Возрождения. В 1906 году он поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Художник С.В.Герасимов любил людей и свою родину. У С.В.Герасимова очень много пейзажей, изображающих малую Родину, — родной город Можайск и его окрестности. Он рисовал Подмосковье в разные времена года. . Среди таких работ «Сирень в цвету»(1955), «Начало апреля»(1952), «Вечер»(1950). Часто на его пейзажах можно увидеть изображение старинной башни или крепостной стены, деревянную церквушку, руины собора, часовенку. Увидев белокаменный храм на Нерли, восхищенный ее красотой, в 1953 году Герасимов написал картину «Церковь Покрова на Нерли», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.Слайд
- Предварительная беседа по картине. Проверка домашнего задания.
Итак, мы будем работать над картиной С.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», в которой удивительным образом слились древнерусская архитектура и русская природа.
— В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)
— Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).
- — В центре картины Герасимова мы видим белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд, и нет никакого сомнения в том, что именно она — композиционный и логический центр картины. На картине изображён не просто один из многочисленных русских храмов, а удивительный памятник архитектуры 12 века, связанный с нашей историей, культурой, поэтическими преданиями и реальными историческими лицами. Постарайтесь передать своё впечатление от храма, запечатлённого на холсте, каким он вам видится? (Это небольшой храм с луковичным куполом; маленькая церковь, словно летящая ввысь; очень лёгкий и какой-то изящный храм, белопенный, светлый, сказочно-прекрасный, удивительный, дивной красоты)Удачные примеры записываем
Проверим, как вы справились с д/з; составили предложения , используя выразительные средства (сравнения, олицетворения): словно белая птица, как красавица, словно лебедь, плывет над водой, белокрылая чайка, манит к себе, летит, живет века, как свеча, как чудо
(предложения с тире между подлежащим и сказуемым, с согласованными и несогласованными определениями и приложениями). Примеры; 1) Белокаменный храм Покрова на Нерли – удивительное создание древнерусского зодчества. 2) Это настоящее счастье – увидеть красивейший храм Покрова на Нерли. 3) Маленькая легкая церковь, построенная на Нерли, стоит уже более 8 веков. 4) Храм этот необычайной красоты, светлый, устремленный ввысь. 5)Чудный храм Покрова на Нерли стоит на высоком холме, окруженном речными водами и заливными лугами. 6) Белокаменный храм на Нерли, возвышаясь на холме, привлекает к себе внимание.
- -Молодцы, ребята! А теперь познакомимся с высказываниями известных искусствоведов, историков, возьмем за образец и сравним с вашими материалами
- Групповая работа с текстами.
Прочитайте несколько высказываний, которые описывали свои впечатления от храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств? Работа сопровождается музыкой (Шопен «Апрель мечты») Релаксация
1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте. Да, это такое же совершенство…, как самые высокие достижения древней Эллады. Л.Д.ЛюбимовСлайд
(Автор первого отрывка говорит о церкви так, как будто она вырастает из окружающей её природы. Он сравнивает храм со свечой, устремлённой вверх. Для него храм – воплощение изящества, ясности и красоты, причём красоты совершенной, сопоставимой с искусством Древней Греции).
- Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью… В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. слайд
Ю.С.Рябцев
(Ю.С.Рябцев называет церковь «белокаменным чудом». Он тоже говорит об окружающей храм природе: о поле, холме, озерце… Говорит не только о самом храме, но и его отражении в воде. Автор отмечает стройность силуэта церкви, её лёгкость, невесомость. В его описании появляется красивое и необычное сравнение церкви с невестой в подвенечном платье.)
- Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут. слайд
Н.Н.Воронин
(В последнем тексте подчёркивается изящество, лёгкость, красота церкви, Автор сравнивает её с невестой в подвенечном наряде. Но самое главное – чувство счастья, о котором говорит автор, при виде этого чуда архитектуры.)
— Каждый текст индивидуален, однако в предложенных текстах описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили, что-то общее во всех текстах, что их объединяет?
(Эти тексты объединяет восхищение перед описываемой церковью, каждому из авторов она очень нравится; все говорят о храме и о природе вокруг храма, не разделяя их; все отметили лёгкость, невесомость церкви, её стройность, красоту и совершенство)
Как можно использовать материал? (Как эпиграф, цитаты в форме прямой речи)
Церковь на картине
— Вновь обратимся к картине Герасимова «Покрова на Нерли». Как художнику удалось передать красоту, совершенство церкви на холсте? Что он для этого использовал? (Использует цвет — много светлых, спокойных красок, через свет – светлый фон, через композицию — церковь в центре картины, хотя и расположил ее художник вдали, на заднем плане, так, что основное место на картине занимает природа. На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как, изображая его, художник пользуется в основном вертикальными линиями. Узкие окна, переходы от более широкой части к узкой, остроконечный верх луковицы – всё это словно вытягивает церковь вверх. Церковь отражается в воде, она сливается с белыми облаками. Величественно возвышается на холме, окруженная цветущей природой..)
—Храм представляет собой единое целое с окружающей её природой. Опишите словами, что мы видим на картине помимо церкви.
Природа на картине
(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками
_Художник изображает исторический вид церкви или современный?
Картина отражает современный вид церкви; мы видим фигурки людей на переднем и заднем плане картины, лодку у берега, дым, идущий из трубы)
Вывод: Значит, на картине соединены воедино рукотворное чудо архитектуры, возведённое безвестными мастерами, и вечная природа, земное и небесное, история и современность. Прошлое и настоящее нашей родины.
-Какое настроение вызывает у вас это соединение в одной картине? Какие чувства вы испытываете?
(чувство гордости за свой народ и его культуру; на душе спокойно, меняются люди, идут года, а церковь стоит всё такая же прекрасная и величавая; чувство умиротворения и покоя, понимаешь, что всё плохое пройдёт, всё хорошее будет стоять вечно)
— Что вы можете сказать о художнике, который написал такую картину?
(этот человек очень любит свою родину; написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной)
Рабочие материалы в помощь учащимся слайд
- Составление плана к сочинению (по группам) Предлагается памятка и шаблон. Ваша задача заключается в том, чтобы написать сочинение, в котором вы будете описывать картину и размышлять над тем, что на ней изображено. Вспомните, на что мы обращаем внимание, когда описываем картину? ( о её композиции, а затем рассматриваем церковь и пейзаж, на фоне которого она изображена)
О чём вы можете рассуждать при работе над сочинением в начале, в заключении?
План к сочинению
- 1. Вступление.
……………………………………………………………………………..
2. Основная часть.
а) Композиция произведения С.В.Герасимова.
………………………………………………………………………..
б) ………………………………………………………………………….
в)………………………………………………………………………………..
- 3. Заключение.
……………………………………………………………………………
Анализ плана. Проверим себя Слайд
- 1. Вступление.
Место картины в творчестве художника. (История храма)
2. Основная часть.
а) Композиция произведения С.В.Герасимова.
Белокаменное чудо в центре картины.
б) Величественная красота.
в) Единство и гармония с природой.
3. Заключение.
Жизнь в веках. (Мое впечатление от храма) - Творческая работа учащихся. Отзыв в книге отзывов и предложений.
— Остается не так много времени до конца урока, и мне хочется, чтобы вы поделились своими мыслями о чудном храме, запечатленном Герасимовым. Представьте, что вы посетили храм. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, оставьте записи в книге отзывов и предложений.
Пример. Сегодня я увидела необыкновенный храм Покрова на Нерли. Его красота меня поразила. Он, как белый лебедь, стоит на холме в окружении чудесной природы. Нельзя было без волнения трогать древние камни храма, которым уже 8 веков! Очень красивый храм, удивительное место! Я никогда не забуду сегодняшний день!
Музыка. «Шопен» (Зачитывают 2-3 примера)
- 6. Рефлексия. Ребята, зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли? (Ответы)
- Вывод по уроку. Подтверждением ваших слов служат замечательные строки Б.Чичибабина:
Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, —
Вот и с Вечностью сведались: Слайд со словами
И возносит, и знобит…
Б. Чичибабин
Сегодня мы попытались приобщиться к великой Красоте, чтобы через эту красоту вы осознали, что мы, живущие на хрупкой планете Земля, составляем единый союз с поколениями ушедшими и грядущими.
Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости… (Николай Рерих)
—_Что еще полезного вы нашли на уроке? (Расширили свой кругозор, развили речь, пополнили словарный запас. Учились писать сочинение о памятнике культуры.)
8 . Подведение итогов. Домашнее задание. Написать сочинение «Чудный храм», используя материалы урока
В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.
Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!
Описание рассуждение по картине
Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины – церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.
Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти. Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения. В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс
Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова
Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте. Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.
Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!
Описание рассуждение по картине
Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины – церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.
Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти. Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения. В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс
Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова
Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте. Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.
4 сочинения на тему описание памятника культуры
В каждом городе нашей необъятной страны наши предки возводили множество зданий и их предназначение было разнообразно, начиная от зданий жилого типа и военных сооружений до религиозных зданий. И далеко не каждому из них суждено в будущем было стать архитектурным памятником. Для этого мыло носить художественную ценность , надо иметь историю, что будет передаваться от одного поколения — другому, надо иметь национальную ценность.
Архитектурным памятником может считаться отдельное здание, например, Графская пристань в г. Севастополь (на территории полуострова Крым) иди ряд строений, например египетские пирамиды. Название улицы тоже может носить исторический характер, например, Невский проспект в Санкт-Петербурге или Арбат в Москве.
При всем множестве архитектурных памятников невозможно не упомянуть об организации , которая занимается сохранность исторических наследий ЮНЕСКО, спасибо этим людям, благодаря которым и наши дети будут иметь возможность увидеть эти сооружения, хоть и жизни мало, чтобы объездить их все.
Собор Василия Блаженного в самом сердце нашей страны, на «Красной площади» в г.Москва. Он был возведен в 15 веке в честь взятия Казани при правлении самого Ивана Грозного. На слуху легенда, где тот приказал выколоть глаза зодчему, который создал этот ансамбль, чтобы тот не смог создать ничего подобного нигде.
Собор Василия Блаженного — это ансамбль из восьми церквей с общим фундаментом и галереей. Десятками разных красок и других материалов исполнены узоры на лицевых стенах облицованных красным, белым и другими кирпичами . Позолота издалека цепляет и притягивает взгляды. Невозможно оказаться на » Красной площади » и не заметить эту величественную красоту.
Десять куполов дарят нашему взгляду ,своей разнообразной формой и рельефом» самые сильные эмоции. Иконы и причудливые колонны — лишь малая часть всей красоты.
Основание фундамента это неправильный прямоугольник. Все его церкви не похожи друг на друга, посетить хочется каждую. Четыре из них маленькие, они расположились по бокам, остальные тянуться к центру. В центре возвышается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы . Из-за вытянутых к небу линий, которыми очертаны все архитектурные линии ,создается впечатление , что все здесь легко, воздушно и светло.
Внутри храм изумляет красотой икон, великолепием мозаик, старинные колонны с узорами и росписью , восхитительная резьба на иконостасе не позволит оторвать от него взгляд.
Осознание значение слова «великолепие » дарит нам этот восхитительный архитектурный памятник. Этим зрелищем надо восхищаться воочию.
Пример сочинения про памятник Пушкину
Мое сочинение будет посвящено всем известному и великому поэту – А. С. Пушкину. Его фигура, увековеченная в бронзе, стала одним из символов города Москвы. Этот объект культурного наследия примечателен тем, что является первым памятником поэту в России.
Автором такого прекрасного творения стал А. М. Опекушин. В процессе создания окончательного варианта, которое длилось в течение трех лет, было подготовлено шесть проектов. После утверждения скульптуры началась работа по ее воздвижению. Торжественнее открытие памятника состоялось шестого июня 1880 года. Оно превратилось в празднество народного масштаба. Горожане и культурные деятели, творческие личности – все они восхищались памятником. Скульптура способна заключить в себе лишь какой-то определенный момент, но тем ценнее и сильнее производимое ею впечатление. Бронзовая фигура А. С. Пушкина вот уже многие годы стоит в центре площади на Тверском бульваре.
Многие отмечают, что памятник вдохновляет. Опекушин не выбрал для скульптуры пафосную или «громкую» позу. Поэт застыл в момент увлеченного размышления. Лицо спокойно и приветливо. Вместе они отражают характерные особенности творчества А. С. Пушкина: простоту, глубину, доброту. Классический постамент дополняет общее настроение памятника. Он внушительный, но не вызывающий. Несмотря на то что скульптура имеет большие размеры, она не создает ощущение давления, а, напротив, сближает человека с прекрасным. Мое сочинение показывает, как важна не только его внешняя форма, но и внутреннее содержание, послание, которое он несет людям.
Пример сочинения 3
Что такое памятник культуры? Предметы, представляющие историческую, культурную и художественную ценности, называются памятниками. Их ещё называют артефактами. Чаще всего такие вещи принадлежат государству, их могут представлять в музеях и других местах. Памятники культуры являются предметом гордости страны и людей. Они охраняются международными и национальными законами.
Разберем, какие предметы можно оценивать в качестве памятника культуры. Памятником культуры может быть некий археологический объект, который был обнаружен во время раскопок. Также культурным наследием можно назвать современную художественную скульптуру. В списке памятников культуры особое место принадлежит образцам архитектуры – это огромные строительные комплексы и дворцы. Красная площадь является особым памятником, который мечтают увидеть миллионы людей. В этом плане нам, россиянам, очень повезло. Так как он принадлежит России, которая славится Московским Кремлем, Эрмитажем, Троице-Сергиевой Лаврой. У нас в стране целые города можно называть памятником культуры – это Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», Москва. Организация ООН – ЮНЕСКО включила их в список Всемирного наследия.
Некоторые люди говорят, что называть памятниками культуры можно только те объекты, которые создавались руками человека. А как быть с древними дубами или тонкими берёзами, чарующую красоту которых воспевали русские классики: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Упоминание их Пушкиным, Есениным, Тютчевым уже сделали их художественными памятниками. Они помнят тех, кто уже покинул наш мир.
Для чего люди хранят памятники культуры? Очень трудно ответить на такой легкий вопрос. Учителя и взрослые нам говорят, что искусство, литература и история помогает обществу понимать смысл жизни, книги, картины и музыка делают нас богаче духовно. Роль памяти в развитие жизни и определении будущего трудно переоценить. Сохранность памятников позволяет людям знать и изучать, как появилась цивилизация, как её можно сохранить.
Посетив небольшой храм, который считается местной достопримечательностью, понимаешь, что именно здесь испытываешь настоящее волнение. Здесь посетители чувствуешь радость, что можно увидеть священное здание, которые люди смогли сохранить несколько веков. Маленький храм связывает тесно людей с прошлым и даёт надежду на будущее.
Пример сочинения 4
Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”
Церковь Покрова на Нерли — восхитительная памятка культуры. Несколько лет назад я путешествовала по во Владимирской области России, поэтому мне удалось увидеть этот храм не только на картинке. Церковь эта очень светлая, атмосферная, чарующая.
Памятник культуры находится в полутора километрах от Боголюбова Владимирской области. Ученые полагают, что храм был построен в далеком 1166 году. Выполнен он из белого камня. Сам храм крестово-купольного типа. Стены памятника культуры украшены резными рельефами, что делает его еще более интересным и необычным.
Мне очень понравилась Церковь Покрова на Нерли. Удивительно, что храм расположен рядом с рекой. После молебна можно выйти к воде, полностью освободив свои мысли от будничных проблем. Храм очень гармоничный и изысканный. Не зря это произведение архитектурного искусства называют самым красивым храмом России.
Описание памятника А. С. Пушкину в Москве
Памятник А. С. Пушкину в Москве — это первый памятник поэту в России. Он был создан на средства, собранные народом. Автор памятника — А. М. Опекушин. За три года он создал шесть проектов. В тысяча восемьсот семьдесят пятом году одну из скульптур приняли, Опекушин вылепил её в масштабе.
Открытие памятника состоялось шестого июня тысяча восемьсот восьмидесятого года и прошло как большое народное торжество. Памятник понравился всем. И это неудивительно, ведь скульптор создал понятный, доступный и близкий всем образ Пушкина. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идёт по городу. Опекушин показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли Пушкина. Ему удалось запечатлеть состояние творческой вдохновенности поэта.
Лицо Пушкина, спокойное и приветливое, обращено к людскому потоку (памятник расположен в центре площади на Тверском бульваре). Огромная бронзовая статуя поэта не поражает зрителя своими размерами, хотя она действительно велика, раза в два выше человека. Наоборот, памятник кажется естественным, живым. Весь облик скульптуры выражает вдохновение, энергию, увлечённость — всё, что мы находим в творчестве самого Пушкина.
Сочинение «О культуре речи современного школьника»
В моем понимании культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка. Во-вторых, новое познание для самого себя. В-третьих, помогает решать жизненные ситуации. В-четвертых, узнавать о самой культуре, благодаря которой, я духовно становлюсь самокритичнее и требовательнее к самой себе.
Мы учимся в школе, изучая с первого класса русский язык. Благодаря преподавателям, постигаем особенности родного языка, знакомимся с историей русского языка. Я стала старше. Повзрослела. И вот замечаю. Что вместе со мною изменился язык. Подумать только, сколько новых слов появилось в нашей речи в последние 5-8 лет. Мои родители не знали, что такое планшетник. интернет, брокер, ипотека. Тем более молодежные словечки: «не мороси», «спалил» и другие. Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?
Сленг — это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.
Первой причиной столь быстрого появления новых слов в молодежном сленге является стремительное развитие жизни. Если заглянуть в многочисленные журналы, освещающие новинки рынка, то мы увидим, что практически каждую неделю появляются более или менее значимые явления.
В ситуации отсутствия слова для нового понятия это слово может создаваться из старых средств, а может просто заимствоваться из других языков (например, birthday (день рождения) – бездник). Сейчас в молодежном разговоре встречаются сокращенные слова, такие как: кликуха (кличка), общага (общежитие), водила (водитель), депресняк (депрессия), курилка (комната для курения) и абсолютно новые, ниоткуда незаимствованные слова, например, слинять, свалить (уйти, уехать); тусовка (вечеринка); клёво (хорошо).
Мною перечислены безобидные выражения, но ведь в молодежной лексике появились слова, не совсем благоприятно влияющие на окружение и загрязняющие культуру русского языка. Большая часть молодежи, в том числе и школьники, забывают о правилах общения и этикета, даже при представителях старшего поколения. Это как вирус, распространяющийся плавно и не заметно от одного к другому, постепенно заражающий массу подростков. К сожалению, с этой проблемой мало кто борется.
Я убеждена, что каждый, кто считает себя человеком воспитанным, образованным, должен любить свой родной язык, умело владеть им и повышать свою культуру речи.
Сочинение рассуждение на тему Культура 15.3 9 класс ОГЭ
Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека. В более узком смысле слово «культура» синонимично слову «искусство», под ним подразумевают произведения кинематографа, живописи, литературы и прочих творений. Также под культурой имеют ввиду правила приличного поведения человека в обществе. В данном значении слово «культура» синонимично слову «этикет».
Но можно с уверенностью сказать, что без культуры нельзя представить жизнь человека и человечества, независимо от того, в каком значении приводится данное определение. Нельзя представить её без произведений искусства, без знаний и образования, без норм этики и общественного поведения. Культуру также подразделяют на «высокую» и «низкую». Произведения искусства делятся на шедевры и низкопробные поделки. Поведение человека делят на грубое и оскорбительное, просто адекватное, и благородное. Знания бывают совершенно никчемные и жизненно необходимые всем. Тех, кто вносит в культуру большие вклады, общество окружает почётом и уважением. Практически каждому с детства разъясняются различия между высокой и низкой культурой, а также необходимость стремиться к культуре высокой, избегая культуры низкой.
Культуру изучает специальная наука под названием «культурология», также ею занимается историческая наука, которая разделяет срок существования культуры на несколько этапов – от первобытной культуры и культуры Древнего мира до культуры Нового времени. О культуре начали толковать ещё древние греки. Они ввели в свой обиход термин «пайдейя». Пайдеей называли категорию философии, которая занималась вопросами воспитания прекрасного в человеке. В 17 веке историк Пуфендорф употребил данное слово, говоря о человеке, воспитанном в обществе, противопоставляя такого человека необразованному дикарю. В научный оборот это слово попало в конце 18 века. С момента своего появления понятие культуры анализировали и осмысливали сотни лучших умов.
Современная культура весьма сложна. Культурологи ввели в оборот множество понятий, связанных с этим термином – «субкультура», «контркультура». «массовая культура», «доминирующая культура» и другие. Изучением культуры занимаются целые институты. Так что с уверенностью можно сказать, что культура в нашей жизни занимает весьма видное место, а в ходе процесса воспитания в семье и образовательных учреждениях людям следует прививать понимание культуры, и стремление к её высотам.
2 вариант
Культура — это достаточна обширное и многогранное выражение.
Оно может описывать обычаи людей, их свершения, знания, навыки и умения. Может описывать традиции, собранные и сохраненные населением любого государства. Традиции могут быть нравственные, физические, моральные. На занятиях по истории нам объясняли, что такое культура. На первых порах похоже, что в данной обширной формулировке описано всё.
В отдельных случаях используют выражение «культура», когда описывают тот либо другой знаменитый период времени развития человечества: культура Древней Греции, сегодняшняя культура. Или, когда описывают разные народы: культура готов, русская культура. Культура людей подчинена культуре отдельно взятой личности. Нас с раннего возраста приобщают к родной музыке, с младенческих песен. После этого рассказывают про народные обычаи, воспитывают неравнодушие к языку и дают описание государственной символике. Это, может быть, играет малую роль для любой отдельной личности, но является большой ролью в жизни отечества, в общем. Исходя из этого, культура переходит от потомков к потомству и, следовательно, будет существовать всегда.
Общество во всех периодах собственного прогресса сохраняет монументы культуры — сочинения живописцев и авторов, художников, занимающихся созданием скульптур, градостроителей, литераторов и стихотворцев.
Но существует и иное смысл выражения «культура» — это то, как человек ведет себя среди людей. Это его становление, культурные поступки, начитанность. О любой личности можно утверждать, до чего он культурен (либо бескультурен).
Но в то же время, и этим не заканчивается многогранность понимания «культуры». Зачастую выражение «культура» мы применяем в подобных оборотах: «культура ведения разговора», «военная культура», «культура еды» и хоть «культура футбола». Особенно близкое выражение, которым разрешается подменить в этих иллюстрациях выражение «культура» — это «верность», или, скорее всего «правильный подход».
А существует еще высказывания, которые сложно причислить к одному из вышеупомянутых классов. Это, к примеру, «физическая культура», либо «сельскохозяйственная культура». И, тем не менее, если спросить каждого, какую бы он дал, в общем, формулировку культуре. Вы, скорее всего, услышите ответ, который будет отвечать требованиям научного определения: «Культура это реализация гуманитарных и нравственных ценностей в жизни людей».
Также читают:
Картинка к сочинению Культура
Популярные сегодня темы
Любовь в литературе является одной из ключевых тем. Без нее невозможно обойтись, потому что человеческая жизнь строится на любви. Каждый человек имеет от рождения такую потребность, как любить и быть любимым.
Илья Муромец – один из самых главных, самых любимых и чтимых в народе русских богатырей. Его образ запечатлен не только в былинах, но и в различных произведениях искусства, таких как музыка и живопись.
Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.
Если говорить о религиозной вере, то она удивительна. Люди на протяжении тысяч лет воевали, защищали и умирали за неё. Каждый проходит разный путь, чтобы, например, посвятить себя христианству, но поклонение Богу может спасти все
Одним из главных героев романа М.А.Булгакова «Собачье сердце» является собака по кличке Шарик. Это обычный бездомный пёс, который однажды, на пороге голодной смерти, столкнулся с профессором и стал жертвой научного эксперимента
Оно достигается благодаря необычной архитектуре и асимметричному фасаду, создающую ощущение лёгкости и возвышения при взгляде на величественное здание.
Местоположение и общее описание
Храм Покрова на Нерли находится на берегу одноимённой реки в полутора километрах от городка Боголюбово. Ближайший крупный населённый пункт — административный центр Владимирской области, до которого ехать около 10 км. Место, где расположена церковь, входит в состав охраняемой природной территории и считается историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Он занесён в список всемирного наследия Юнеско вместе с другими Белокаменными памятниками Владимира и Суздаля того же класса.
Само строение представляет собой христианский храм крестово-купольного типа. Оно стало знаменитым благодаря множеству архитектурных и исторических особенностей, позволяющих по праву считать его одним из самых красивых памятников архитектуры того времени.
Глубокая связь с религией и русской историей также сделало церковь одним из мест паломничества — её ежегодно посещают более тысячи людей, желающих сблизиться с божественным и изучить культуру.
История создания
Храм был построен князем Андреем Юрьивечем Боголюбовским. Согласно летописи 1701 года, его возведение завершилось в 1165 году.
Некоторые источники утверждают, что работа над церковью была закончена всего за одного лето, другие относят начало строительства к 1158.
Архитектурный памятник был возведён в честь победы в войне против Волжской Булгарии, а также был данью погибшему от ран после возвращения с поля боя сыну князя Изяславу.
Церковь на Нерли также стала первым на Руси религиозным сооружением, посвящённым празднику Покрова Богородицы. Считается, что сам Андрей ввёл его в середине XII века, поскольку этого торжества не было в первоначальных византийских традициях. По легенде, на это его вдохновило явление Богородицы молящимся во время осады Константинополя. Город окружили саранцы. Жителям не оставалось ничего, кроме как молить о спасении. Среди них был и князь Андрей.
По его рассказу, Божья Матерь молилась о спасении вместе с остальными людьми. Затем она подошла к престолу, сняла с головы покров и простелила его над молящимися — отсюда и пошло название. Князь считал, что благодаря божественному заступничеству города устоял, потому решил посвятить ему праздник.
События перед постройкой
Перед возведением храма князь Андрей приказал построить свою главную резиденцию рядом с рекой Нерли. Это произошло в 1158 году. Согласно легенде, правитель вёз икону Божьей Матери из Киева, но в середине дороги его лошадь неожиданно остановилось.
После этого перед князем возник образ Пресвятой Богородицы и указал ему на место, где нужно будет построить город. Он был настолько поражён видением, что немедленно приказал начать работы.
Вскоре после строительства резиденции началась постройка церкви. Её расположили рядом с местом впадения реки Нерли в Клязьму. Рядом с храмом располагался монастырь, а сам он стал важной точкой для двух крупных торговых путей, проходящих по воде. Здесь корабли разворачивались, чтобы дойти до княжеского города.
По задумке, церковь должна была стать предвратным монументом резиденции, центром её ансамбля.
Строительство церкви
Постройка храма стала непростой задачей. Низина, которую князь выбрал местом для строительства, затапливалась во время полноводья, потому нужно было обезопасить архитектурный памятник от воды. Для этого мастера возвели над фундаментом четырёхметровые каменные стены, а затем засыпали их землёй, образовав искусственный холм. Затем его обложили белыми плитами, а к набережной провели лестницу. На этот искусственном возвышении церковь стояла как на пьедестале, возвышаясь над окружающим миром. Интересно, что до раскопок 1957 года возвышенности считали природными.
Согласно некоторым источникам, белый камень для строительства чудного сооружения князь привёз из завоёванного Булгарского царства. Но исторические документы и факты опровергают эту идею, оставляя её частью красивых легенд. Светлый известняк добывали где-то в окрестностях Москвы, после чего перевозили по воде и суши. Мастеров, если верить «Истории Российской» В. Татищева, князю Андрею позаимствовал его друг Фридрих I Барбаросса.
По имеющейся информации, строительство началось с создания фундаментных рвов. Их засыпали булыжниками и обломками стройматериалов, после чего заливали раствором. Затем строили стены и своды — сначала с козел, потом с подмостий и лесов. Для покрытия куполов использовали тонкие тёсанные доски (в некоторых источниках указан также свинец). Затем их заливали красной медью и покрывали позолотой.
Дальнейшая судьба
Письменных свидетельств о дальнейшей судьбе собора осталось мало. Известно, что в конце XVI века укрепления при нём входили в число патриарших домовых монастырей. Во второй половине XVII века церковь пережила короткий расцвет, но ближе к концу (в 1764 году) была упразднена. В 1877 её подвергли непрофессиональной реставрации, из-за чего бо́льшая часть элементов внутреннего убранства была утрачена.
В 1784 игумен монастыря, к которому был приставлен храм, хотел разобрать её из-за низкой прибыльности. По его словам, стройматериалы должны были пойти на строительство колокольни, но из-за недостатка средств работы никогда не были начаты. О судьбе архитектурного памятника в XVII веке практически ничего не известно.
В середине и конце XIX века он подвергался археологическим раскопкам и исследованиям.
Положение храма сейчас
В 1992 году собор был внесён в список всемирного наследия Юнеско. Он входит в состав архитектурно-ландшафтного заказника под названием «Боголюбовский луг», основанного 2 ноября 2011 года согласно указу губернатора Владимирской области.
Совладельцы храма — русское православное духовенство и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Он считается частью Богородице-Рождественского мужского монастыря Владимирской митрополии.
Церковь до сих пор действует. По двунадесятым праздникам, включая Рождество и Крещение, в ней проводятся службы. В остальные дни любой желающий может зайти храм, поставить свечу, произнести молитвы или просто осмотреть внутреннее убранство.
Архитектура строения
Многие историки и исследователи считают Церковь Покрова самым красивым из русских храмов. Он отличается необычайно гармоничными пропорциями, изяществом элементов и некоторой аскетичностью, не допускающей помпезных и вызывающих украшений. Эти характеристики создают иллюзию лёгкости, воздушности постройки — храм словно устремляется к небу, возвышаясь над окружающим пейзажем.
Кратко об архитектурных особенностях Храма Покрова на Нерли:
- Средняя апсида и окно на ней слегка приподняты по сравнению с боковыми. Это создаёт иллюзию возвышенности и зрительно увеличивает высоту храма.
- Фасад декорирован аркатурой, а входы представляют собой перспективные порталы-арки, украшенные резьбой. Стены также украшены пилястрами и полуколоннами, которые соответствуют внутреннему убранству по расположению. Их суммарная толщина в 1,5 раз больше стандартной стены, что делает конструктивный рисунок собора очень ярко выраженным.
- Северные и южные стены храма асимметричны, а прясла очень узки. Но благодаря строению апсид и особенностям архитектурной композиции строение выглядит гармонично и уравновешенно при взгляде с любого угла.
- Стены здания строго вертикальные и прямые, но благодаря асимметричным пропорциям они кажутся наклонёнными внутрь, что усиливает иллюзию большой высоты сооружения. Изнутри это эффект поддерживается сужением столпов в верхней части.
- Основа здания представляет собой почти квадратный четверик. Он отличается небольшими размерами — всего 10 на 10 м без учёта апсид и пространства под куполом. Маленькое пространство внутри в сочетании с другими архитектурными элементами усиливают «воздушность» строения.
- Глубина фундамента собора — 5,3 м, что практически равно его высоте. Здание стоит на искусственном холме. В древние времена при выходах реки из берегов до него приходилось добираться на лодке.
Задачей древних мастеров было создать не просто храм, а произведение искусства.
При взгляде на него у человека возникает чувство превосходства духовного над материальным, ощущение божественной силы и величия.
Такое настроение достигается за счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным учётом всех его деталей.
Несмотря на смещение русла рек, собор смотрится крайне гармонично, почти сливаясь с окружающей природой.
Декор и убранство
Среди декоративных элементов храма примечательна изысканная каменная резьба. Считается, что она повествует о библейском сюжете восхождения царя Давида-псалмопевца. Символика до конца не расшифрована. Предположительное значение элементов:
- фигура на троне символизирует самого царя Давида;
- окружающие его львы, орлы и фантастические звери — знаки власти и величия;
- строгие женские лица, окружающие композицию, символизируют Деву Марию или Софию (древний символ мудрости и самоотверженности).
Создание подобных каменных украшений — сложная и кропотливая работа. С учётом технологического прогресса того времени, на создание резьбы ушло бы 300 суток непрерывного труда от 10 человек.
Элементы оригинального внутреннего убранства церкви не сохранились: их последние остатки были уничтожены во время непрофессиональной реставрации 1877 года. Считается, что полы собора были выложены майоликовой керамикой, а стены украшены фресками и росписями с картинками из мифических сюжетов.
Картина С. В. Герасимова
Красоту Церкви Покрова на Нерли лучше всего передаёт одноимённая картина С. В. Герасимова. Автор был человеком с глубокой верой, приучался к духовности с раннего детства и умел находить прекрасное во всём. Потому именно в его творчестве лучше всего передан этот храм. В отличие от произведений других художников, Герасимов акцентирует внимание именно на белых стенах постройки, а не на окружающем пейзаже, что многое говорит о его отношении к собору. Художественные особенности его работы:
- Яркие, живые цвета. Зелёные растения, ярко-голубое с белыми облаками, золотой купол вызывают ощущение лёгкости и спокойствия.
- Церковь в центре композиции создаёт ощущение величественности. Она похожа на крепость, возвышающуюся над окружающим миром и охраняющую его покой. Это подчёркивает тему возвышения духовного над мирским.
- В картине показана чёткая граница между землёй и небом — земным и божественным. Согласно замыслу художника «Церкви покрова на Нерли», храм может связать их, служа своеобразным мостом.
- Золотой купол, ярко переливающийся на солнце, символизирует ценность собора. Он является не только важным религиозным сооружением, но единственным в своём роде важным архитектурным памятником, потому его надо беречь.
Автору настолько хорошо удалось описать храм в своей картине, что мало кто останется не проникнут его красотой и величием. Немалую роль в этом сыграл не только его талант и профессионализм, но и искренняя вера в православные ценности.
Сегодня Церковь Покрова на Нерли по праву считается одним из самых выдающихся памятников своей эпохи. В этом сыграло роль не только её значение для православной церкви, но и крайне удачные архитектурные решения, придавшие зданию неописуемую красоту.
Сочинение по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»