Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 95.
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»
1. Назовите близкие по смыслу слова к слову Родина. Какие произведения о Родине вам запомнились?
Синонимы к слову Родина: Отчизна, Отечество, Родная земля, Отчий край.
Мне запомнились:
К. Ушинский «Наше Отечество».
С. Романовский «Русь».
Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом».
А. Старостин «Куликовская битва».
А. Приставкин «Портрет отца».
2. О каких событиях в жизни страны рассказывается в произведениях, которые вы прочитали в разделе? Расскажите. Составьте летопись важных исторических событий. Какие другие события могли бы вы включить?
В произведениях этого раздела рассказывается об истории нашей Родины, о трудных для неё временах. О ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинской битве, Великой Отечественной войне.
Летопись важных исторических событий для 4 класса
- Ледовое побоище. 1242 год.
- Куликовская битва. 1380 год.
- Бородинское сражение. 1812 год.
- Великая Отечественная война. 1941-1945 года.
Я бы добавила в эту летопись Народное ополчение 1612 года, когда была освобождена Москва и Полтавскую битву 1709 года, когда были повержены шведы.
3. Рассмотрите репродукции картин. Как они называются? Кто художник? Что на них изображено?
В этом разделе я видела репродукции:
- А. Рылов «Пейзаж с рекой». На ней изображён уголок Родины.
- П. Корин «Александр Невский». изображён великий полководец.
- В. Серов «Ледовое побоище». Показан момент битвы.
- В. Серов «Въезд Александра Невского во Псков». Полководец въезжает в освобождённый город.
- И. Глазунов «Дмитрий Донской». Изображён московский князь Дмитрий.
- А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». Показаны святой и полководец.
- А. Бубнов «Утро на Куликовом поле». Изображена русская рать.
- М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем». Схватка двух богатырей.
- А. Дейнека «Оборона Севастополя», Нарисован трагический момент обороны.
- Н. Бут «Защитники Бреста». Показан момент обороны крепости.
- В. Костецкий «Возвращение». Изображена встреча солдата дома.
- А. Лактионов «Письмо с фронта». Изображено чтение письма.
4. Какая картина вам больше всего понравилась? Составьте по ней рассказ и расскажите другу.
Мне больше всего понравилась картина А. Лактионова «Письмо с фронта»
Сочинение-описание по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» для 4 класса
Картина «Письмо с фронта» художника Александра Лактионова является одной из лучших работ художника. На нём живописец изобразил очень простой и трогательный момент нашей недавней истории.
Идёт Великая Отечественная война. Большинство мужчин сражаются на фронтах. В тылу остались женщины, дети и раненые.
На картине изображён яркий солнечный день где-то далеко за линией фронтом. Безоблачное голубое небо говорит об отсутствии угрозы, о мирном течении жизни. Небольшая площадь провинциального городка пуста. Но на крыльце старого дома царит непривычное оживление.
Для семьи, проживающей в доме, день самый радостный. Они только что получили письмо с фронта от мужа, отца, сына. И они с радостью и нетерпением читают письмо.
На крыльце собрались все. Пожилая женщина с очками в руках хотела прочитать письмо сама, но мальчик вырвал его. Это письмо от его отца. Он громко и старательно читает письмо. Рядом стоит молодая женщина, мать, спиной к зрителям стоит девочка с косичками, младшая сестрёнка.
Пришёл разделить радость с соседями и раненый солдат. Он опирается на палочку и много курит. Ему досадно, что приходиться лечиться в тылу, пока его друзья сражаются с врагами за свободу родной земли.
Это очень яркое, красочное, но вместе с тем правдивое полотно. Художник не стремится приукрасить жизнь, он рисует то, что видит. Старые домики, сломанные доски пола, облупленные стены, простая, но чистая одежда героев. В те далёкие годы людям было не до удобств и комфорта. Они всеми силами помогали фронту, работали на заводах и фабриках, создавали оружие нашего возмездия.
Но сколько радости и веры на картине! Люди читают письмо и верят, что скоро мы победим, скоро война закончится и герои вернутся домой. И жизнь наладится.
Мне очень нравится эта картина. Нравится настроение покоя и тихого счастья, которое она создаёт. Автор показал себя настоящим гением, сумевшим выхватить взглядом столь краткий момент и перенести его на полотно.
5. Как вы понимаете пословицы?
Велика святорусская земля, а везде солнышко. Это значит, что везде на родной земле хорошо, вся страна наш общий дом.
Родина краше солнца, дороже золота. Это значит, что нет на свете ничего лучше и дороже Родины.
6. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Составьте библиографию. Составьте аннотацию на понравившиеся книги.
Библиография книг по теме «Моя Родина» для 4 класса
- А. Ишимова «История России в картинках».
- С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
- С. Алексеев «Рассказы о Кутузове».
- В. Митяев «Ветры Куликова поля».
- В. Богомолов «Военные рассказы».
- Я. Гордин «Полтавская битва».
- П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили».
- Сборник «С чего начинается Родина».
- Библиотека школьника «Стихи и рассказы о Родине».
- Н. Гурьева «Моя Родина — Россия»
Аннотация к книге А. Ишимова «История России в картинках
Книга Александры Ишимовой «История России в картинках» вышла в издательстве АСТ в 2019 году. В ней 400 страниц.
Эту книгу писательница написала в 1836 году и в ней собраны краткие исторические рассказы о нашей стране, её истории, царях и князях, трудных и счастливых временах.
Начинается книга с описания жизни и быта славян до образование централизованного государства. Автор плавно переходит к истории Киевской Руси, потом к Руси Московской. Рассказывает о монголо-татрском иге и нашествии поляков, о народном ополчении и князьях, сумевших отстоять свободу страны.
Говорит она о первом русском императоре, о войне 1812 года, и заканчивает историю правлением Александра 1.
Рассказы писательницы очень увлекательны, познавательны, она часто использует в тексте цитаты из древних литературных источников.
Это очень интересная книга, которую обязан прочитать каждый, чтобы лучше знать историю своей Родины.
ТАЙМЕР рекомендует прислушаться к рекомендациям, помогающим интересно провести ближайшие субботу и воскресенье.
11 декабря в 11:00 в Горсаду начнётся однодневная Благотворительная дипломатическая Рождественская ярмарка.
Участниками ярмарки станут представители дипломатических представительств, аккредитованных в Украине и Одессе, которые представят блюда национальных кухонь, сувениры, промышленные и продовольственные товары и новогодние украшения.
Вырученные на ярмарке-выставке деньги пойдут на приобретение медицинского оборудования для КНП «Детская городская клиническая больница № 3».
Вход свободный.
11 декабря в 11:00 в Художественном музее (Софиевская, 5а) состоится открытие выставки Андрея и Лии Достлевых «Мне до сих пор стыдно выбрасывать еду — бабушка рассказывала мне про Голодомор». Авторы работают с темами травмы, пост-памяти, субъективности и репрезентации уязвимых групп.
«Каждый раз, когда я по какой-либо причине выбрасываю пищу, чувствую за это стыд. Я вполне могу себе позволить не съедать то, чего не хочу есть, и этим нельзя помочь кому-то или спасти. Это просто остатки еды на тарелке, но мне всё равно стыдно. Это чувство укоренено не в логике, а, скорее, в моей пост-памяти», — пишется в аннотации к выставке.
В течение двух месяцев авторы документировали следы всей еды, которую выбрасывали, и из этого сделали коллажи с фрагментами найденных фотографий с элементами пейзажа.
Стоимость билетов — 50-100 гривен.
11 и 12 декабря в 12:00 и 15:00 в Музее западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) в пространстве выставки «Викентий Кугель. Взгляд фотографа» её организаторы Александр Якимчук и Анна Голубовская проведут кураторские экскурсии. В экспозиции представлены снимки одессита Викентия Кугеля, сделанные с 1913 по 1953 год. В неё вошли 72 фотографии, отреставрированные и увеличенные. Викентий Матвеевич снимал на стеклянные пластины, фотоплёнку и даже киноплёнку, не все работы сегодня можно сопроводить точной датировкой. О работе над архивом одесского мастера посетителям музея расскажут во время экскурсий.
Стоимость билетов — 200 гривен.
11 декабря в 18:00 в евангелическо-лютеранском соборе Святого Павла (Новосельского, 5) начнётся концерт одесских музыкантов. Народный артист Украины Василий Навротский, заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская, лауреат международных конкурсов Анна Шафажинская, скрипачка Наталья Литвинова и органистка Вероника Струк исполнят программу классической музыки. Прозвучат духовные произведения Баха, Генделя и Каччини, светские сочинения Кухаржа, Дворжака, Донауди, Оффенбаха и Мендельсона.
Вход — free donation.
11 декабря в 18:30 Одесский академический театр музыкальной комедии имени Михаила Водяного (Пантелеймоновская, 3) покажет почти американский мюзикл «В джазе только девушки». Хиты I Wanna Be Loved By You, Diamonds Are a Girl’s Best Friend, When You’re Smiling и другие, женственная мода двадцатых, мужественные поклонники талантов и комедия переодеваний отвлекут зрителей от реалий, наступивших через сто лет после описываемых событий.
Стоимость билетов — 50-200 гривен.
11 декабря в 19:00 «Театр на Чайной» (Маразлиевская, 34а) приглашает на спектакль «Старики» по пьесе Альдо Николаи «Железный класс». Два старичка и одна старушка пережили войну, жизнь вроде бы наладилась, но с молодым поколением найти общий язык не так-то просто…
Стоимость билетов — 75-150 гривен.
12 декабря в 13:00 в отеле «Лондонская» (Приморский бульвар, 11) агентство впечатлений Odessa Factory Group позволит заглянуть в номера, где отдыхали мировые знаменитости. А также пройтись по роскошной лестнице, которая до сих пор помнит лёгкую походку Майи Плисецкой, или выпить чашечку ароматного кофе за столиком, где сидел Антон Чехов.
Увлекательная экскурсия в таинственный мир легендарной «Лондонской» будет интересна и гостям города, и одесситам.
Стоимость участия — 300 гривен (дети до 12 лет — 250 гривен). Заполнить форму для регистрации можно по этой ссылке.
12 декабря в 19:00 «Театр на Чайной»покажет спектакль «ХХ. Семейная хроника» по мотивам пьесы Эльжбеты Хованец. Пьеса в фрагментарной форме раскрывает историю жизни и взаимоотношений четырёх поколений женщин одной семьи: прабабушки, бабушки, матери и дочери. Действие происходит в Кракове и охватывает период с 1939 по 2000-е годы.
Драматический и смешной рассказ о любви и ненависти, о взаимном притяжении и отталкивании, о нежелании повторять опыт и судьбу родителей и о невозможности не повторить этот опыт и эту судьбу поставил заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный. Актрисы Анна Милёшина, Валерия Задумкина, Ольга Белоконь и Виктория Хоменко исполнят роли женщин, принадлежащих к одному роду.
Стоимость билетов — 100-200 гривен.
На этих выходных в кинотеатрах «Планета Кино» и Multiplex будет идти новый фильм Йоханнеса Робертса «Обитель зла: добро пожаловать в Раккун-Сити» (Германия, США, Канада, 2021). В фильме снимались Кая Скоделарио, Эван Джогиа, Том Хоппер, Донал Лог, Чад Рук, Ханна Джон-Кеймен и Нил Макдонаф.
События разворачиваются в небольшом городке Раккун-Сити. Фармацевтический гигант Umbrella Corporation проводил испытания новых препаратов. Результатом исследований должно было стать создание суперсолдат. Вместо этого город был превращён в пустыню. Неведомое зло скрывается под землёй и планирует вырваться наружу.
Фантастический боевик, детектив и фильм ужасов «Обитель зла: добро пожаловать в Раккун-Сити» снят по сюжету видеоигры Resident Evil. Первая игра серии вышла в 1996 году. Новый проект не является продолжением серии фильмов, снятых Полом Андерсеном с Милой Йовович в главной роли. Боевик стал перезапуском франшизы. Режиссёром на проекте мог стать Джеймс Ван, однако его заменили на Йоханнеса Робертса, который сам написал сценарий. По замыслу Робертса, фильм должен быть более мрачным, страшным и близким по атмосфере к оригинальной игре. Перечень героев, которые появятся на экране, полностью соответствует героям игры. Чтобы подготовить актёров к роли, он просил их играть в первую игру серии.
Стоимость билетов — 65-215 гривен.
Рассказ был написан в 1852 году, без малого 170 лет назад. В революционную эпоху эта история, конечно, нужна была новому государству для возбуждения и поддержания в юных и не очень душах ненависти к крепостничеству, как порождению царского режима. Рассказ Тургенева «Муму» издавался отдельным изданием и в 1917-м, и в 1918-м, и в последующие годы, а затем прочно, на сто лет, поселился в школьной программе. Видимо, по мнению первого придумавшего ввести «Муму» в школьную программу, советский строй сильно выигрывал перед ужасами царского режима. Объективности ради стоит сказать, что в гимназические хрестоматии (для чтения по желанию) она попала уже в восьмидесятых годах 19 века, после отмены крепостного права. Все-таки судьба рассказа уникальна: сначала царское правительство его боялось – «возбуждает недовольство крепостным правом», потом поощряло – «возбуждает недовольство крепостным правом», и советскому государству он пригодился на тех же основаниях. А теперь, когда всякого рода стереотипные взгляды на классику и ее преподавание вроде бы пересматриваются, оказалось, что небольшой рассказ Ивана Тургенева полон самых разных, в том числе и глубоких философских смыслов. Как говорит Дмитрий Быков, вопрос «Зачем Герасим утопил Муму?» ‒ это третий вопрос русской литературы после «Кто виноват?» и «Что делать?».
Во всяком случае, этот вопрос занимает умы уже 170 лет. Радует, что в профессиональной среде предположения о том, что же «хотел сказать автор», уже не так однозначны, как прежде. И версии предлагаются одна интереснее другой. А главное, в том, что рассказ не детский и смыслы его младшим детям непонятны, все практически единодушны.
Но вот парадокс – составители школьных программ и учебников почему-то не в курсе этих мнений. Правда, составители некоторых новых учебников решились на новаторство – предлагают изучать «Муму» в 6 классе! Но с той же системой вопросов, которая должна привести к пониманию поступка Герасима как «освобождения». Да еще и предвосхищают закономерную реакцию детей вопросом: «Как вы думаете, почему Герасим не мог уйти вместе с собакой в деревню?» Я считаю, что такого рода вопросы блокируют последнюю возможность ребенка иметь собственное мнение, а значит, и приблизиться к тому философскому смыслу, который несомненно есть в этом рассказе. Хотя какие уж философские смыслы, когда половина класса рыдает, а те, кто уже заблокировал свои чувства от ударов русской классики, автоматически расскажут учителю все, что положено рассказать по учебнику. Да, я знаю школы, где мудрые учителя не испытывают детей на прочность чтением «Муму», есть и один учебник, где достойные авторы как-то смогли обойтись без «Муму». Но это только две школы и один, совсем не массовый, учебник.
А массовой школе нет дела до переживаний реальных детей. И даже до того, что так и начинается неприязнь к классике. Встречаются еще и пафосные рассуждения, что грубым детским сердцам полезно очищение слезами. Но что если эти слезы чаще не смягчают сердце ребенка, а наоборот, ожесточают, закрывают? И потом психотерапевтам и душепопечителям приходится открывать такие сердца, уже взрослые, заново.
Я, вполне взрослый человек и уже опытный читатель, не понимаю самого важного про школьный взгляд на «Муму». Как можно в поступке Герасима видеть освобождение? От чего можно освободиться, намеренно убив свою единственную любовь? Как можно уже 170 лет восхищаться Герасимом и его поступком? Автор, мол, сказал, что Герасим «замечательный» человек. А автор всего навсего имел в виду, что Герасим «заметный, отличающийся от других» ‒ это устаревшее значение слова «замечательный», которое Тургенев часто использует. Да и вообще Иван Сергеевич Тургенев не такой автор, чтобы человека и его поступки как-то однозначно оценивать. Уж учителям это должно быть известно. Может, и известно, но сочинениями на тему «В чем нравственная сила Герасима» и т.п. интернет полон. Значит, они востребованы.
Мне Герасима жалко, я ему глубоко сочувствую. Он выбрал жизнь спокойную, но не человека, а робота. Поэтому я одобрить его решение не могу. И согласиться с авторитетными мнениями, что рассказ заканчивается «оптимистично», тоже не могу.
Да ведь и большинство школьников чувствуют и понимают именно так, хотя многие ненавидят несчастного Герасима. Учебные пособия для учителей говорят, что пятиклассникам свойственно наивно-реалистическое мышление и они неправильно, неглубоко понимают и чувствуют этот текст школьного канона. Нужно системой вопросов привести детей к единственно верному пониманию текста Тургенева. Но мы видим, что усилия учителей и учебников совершенно напрасны. Огромное количество мемов, анекдотов про Герасима и Муму и стихов «по мотивам» говорит о том, что школа, как ни старалась, способность самостоятельно мыслить и чувствовать убила не у всех. Пусть даже все это народное творчество ‒ просто защитная реакция на непонятное и болезненное. Наверное, противоречие между навязываемым школьной программой текстом и его пониманием глубже всех выразил Алексей Кортнев в своей популярной песне «Зачем Герасим утопил свою Муму». Песню эту кто только не исполняет, даже хор МВД. Вроде бы и шуточная, пародийная, она невероятно точно отражает то наивно-реалистическое восприятие, которое свойственно, вроде бы, младшим школьникам, но в котором, получается, по каким-то причинам застряли многие взрослые:
За что Герасим утопил Муму?
Я не пойму, я не пойму.
В каком бреду он был, в каком дыму?
Ведь не к добру, не по уму.
Что он за чувства чувствовал внутри,
Пока она пускала пузыри?
… … … … …. … … … … … …
…Он привязал к Муме два кирпича ‒
Глаза садиста, руки палача…
… … … … … … … … … …
…Не зарекайтесь, люди, от чумы,
Сумы, тюрьмы и участи Мумы…
Алексей Кортнев очень точно говорит не только о непонимании мотивов поступка Герасима, но и об ощущении безысходности, которое оставляет «изучение» этого текста в 10‒11 лет. (И, добавлю, сопровождает многих во взрослой жизни.)
Уже совсем не иносказательно, а вполне аргументированно и убедительно рассказала не только о невозможности понимания, но и о большой психологической травматичности встречи с «Муму» в таком возрасте известный психолог Людмила Петрановская:
«…Вот этот последний крохотный кусочек надежды на материнскую любовь, зависимую субличность безрассудно надеющегося на чудо и милость ребенка, Герасим и топит, а сначала заботится о ней, прощается и оплакивает. Как оно и бывает в терапии. Теперь он может уйти, он больше не привязан ‒ ни в каком смысле. И больше не ребенок. <…>
Хорошо, когда удается осмыслить свой опыт в образах, выговориться, разыграть по ролям внутреннюю драму своей души. Тогда можно уйти, пусть с потерями и ранами, но все же освободиться. И прожить свою, непростую, не очень счастливую, но свою жизнь, со своими чувствами и своими выборами. <…>
Возвращаясь к детям и чтению — “1984” мы дали ребенку читать в 14. А “Муму” и в 14 рано, потому что семейные ужасы страшнее ужасов режима».
Вполне возможно, что Муму действительно построена на непроговоренных мотивах Герасима, которые остаются тайной для читателя. Получается, что Герасим проходит в некотором роде обряд инициации и тем освобождается.
Звучит убедительно. Но только почему же так больно и невозможно принять смерть Муму от рук Герасима? Нет радости за него. Я уже говорю о себе, а не конкретном или гипотетическом пятикласснике.
Есть еще и другое мнение, которое, как мне кажется, тоже стоит принять во внимание, если есть задача понять оглушительную болезненность «Муму» для некоторых детей. Дети, как правило ассоциируют себя с героями произведения. С кем можно ассоциировать себя в этом рассказе? Конечно, с Муму. (Все-таки ассоциировать себя с Герасимом смогут более старшие, да и то немногие.) Маленькое, беззащитное, доверяющее своему взрослому, бесконечно любящее его, полностью зависимое от него существо. Это кто? Ребенок, конечно. В 10‒11 лет он еще такой, потребность отделиться от родителей появится несколько позже. А еще это красивая, даже изящная, умная и преданная собачка по кличке Муму. И вот какой-то взрослый сознательно или бессознательно (одно только очевидно ‒ что для решения своих собственных проблем) решает это существо убить. Что из того, что ему тяжело это сделать, что из того, что он неподдельно страдает? Главное, что он убивает доверившуюся ему жизнь. Легко такую вероятность примерить на себя?
Школьный и «официальный» образ Герасима поддерживался не в последнюю очередь книжными иллюстраторами (например, Игорем Пчелко) и художественным фильмом 1959 года. Герасим там полон собственного достоинства, величия и внутренней силы. Такой народный богатырь из эпоса. Но дело в том, что если бы Герасим был таким, каким его до сих пор ‒ наверное, следуя традиции, ‒ изображают художники, то он скорее утопился бы сам, или утопил бы барыню, или… Как утверждает моя племянница-восьмиклассница, она знает 7 вариантов того, что мог бы сделать Герасим. И все эти 7 вариантов, по ее мнению, гораздо логичнее авторских.
Мне думается, что если бы «Муму» читать лет так с 14, то можно поговорить с ребятами о важных и актуальных для них вещах: насилии власти и семьи, самоопределении, выборе жизненного пути, жизненных и семейных ценностях, настоящей любви и настоящей литературе. И обсудить с ними самые интересные варианты ответа на «третий вечный вопрос» русской литературы. И если собака ‒ это символ, то что же утопил Герасим?.. Кажется, Дмитрий Быков прав, и «Муму» ‒ одно из важнейших философских сочинений русской литературы.
А вот как мне рассказать сейчас дочке (да и любому из ее ровесников), что Герасим, утопив Муму, возможно, утопил свою душу, я не знаю. Что для нее больнее – когда топят собаку или свою душу? Вариант про «душу» предложил Дмитрий Быков. Мне он очень созвучен. И для меня он и есть объяснение моей боли от этого рассказа.
Наталия Соляник
В оформлении статьи использована иллюстрация Игоря Пчелко к рассказу Тургенева «Муму»
_______________________________________
Некоторые издания рассказа Ивана Тургенева «Муму»:
Муму. Рассказы и сказки »
Муму: рассказы и повести »
Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс
Гжель
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»
Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.
Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.
Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.
Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.
Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.
Вариант 2
Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.
Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.
Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.
Вариант 3
Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.
Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.
Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.
Русские ремесла и старинные народные промыслы России
Кузнечное дело
Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).
Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.
Обработка дерева
Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.
Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.
Художественная роспись
Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.
Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.
Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.
Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.
Ремесло в Туле
В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.
Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.
Дымковская игрушка — сочинение
На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел — дымковская игрушка. Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали глиняные свистульки. От свистулек они перешли к изготовлению глиняных игрушек, которые были ярко разукрашены.
Чаще всего дымковские игрушки изображают людей и животных. Особенно мне нравятся игрушки-животные, которые всегда вызывают улыбку— такие они забавные, жизнерадостные, весёлые.
Дымковские игрушки — это настоящие произведения искусства. Мастера, создающие их, — талантливые и добрые люди, а сами рукотворные изделия являются носителями духовных ценностей.
Эти милые игрушки можно увидеть сегодня не только на прилавках магазинов народных промыслов, но и на полках в наших квартирах. От таких игрушек становится теплее на душе.
Дымковские игрушки напоминают мне детские рисунки: они такие же яркие, пёстрые, радостные, весёлые, жизнеутверждающие.
Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров.
Вариант 2
Дымковская игрушка очаровывает своими простыми, плавными линиями , яркими красками и заложенными в нее хорошими эмоциями. Более четырехсот лет в Кировской области производят эти традиционные игрушки, давно уже переставшие быт только детской забавой и превратившиеся в предмет коллекционирования.
Откуда взялась дымковская игрушка?
Считается, что изначально все дымковские игрушки имели форму свистулек и создавались к ежегодному весеннему празднованию, частью которого были песни, пляски, свист и ярмарка. Форма первых дымковских свистулек была незамысловата – чаще всего это были барашки, утки, лошадки или другие животные. Годы спустя, когда праздник уже перестали отмечать, мастерицы продолжили создавать дымковскую игрушку для детей или в подарок.
С тех времен популярными стали разные композиции: мамы с малышами, барашки, петушки, играющие дети, скоморохи, богато одетые барыни и кавалеры.
Как делают дымковскую игрушку?
Каждая дымковская фигурка неповторима. И в самом начале истории дымковской игрушки и в наши дни ее лепят вручную опытные мастера, прошедшие специальное обучение.
Основой для изготовления фигурки служит глина, перемешанная с мелким песком. Из этой пластичной массы создают тело и мелкие детали игрушки, а потом их аккуратно соединяют и приглаживают так, чтобы все части стали единым целым.
Для того, чтобы изделие стало крепким, игрушку хорошо просушивают и обжигают в печи, как это делают с глиняной посудой. После обжига игрушка покрывается белилами и раскрашивается. В древние времена для росписи дымковских фигурок использовали природные красители, но сегодня мастера работают с современными синтетическими красками, которые превосходят натуральные красители по стойкости и яркости. Для придания игрушке особой праздничности, ее узоры дополняют деталями из очень тонких листочков настоящего золота или другого металла золотистого цвета.
Современная роспись на дымковской игрушке отличается от того, что можно было увидеть на игрушках столетия назад. В самом начале дымковского промысла у мастериц не было кистей, им приходилось работать палочками и перышками. Из-за этого рисунок на игрушках был прост и лаконичен. В наши дни художникам доступны разнообразные кисточки, отличающиеся по жесткости и толщине. Это позволяет украсить игрушку затейливым орнаментом изящных завитков и привнести что-то новое в старые традиции.
Особенности росписи дымковских игрушек
Роспись, украшающая игрушку, может показаться незатейливой. Но все детали этого простого орнамента складываются на игрушке в удивительную яркую мозаику цветов. Основными элементами росписи являются круги, прямые и волнистые линии. Все эти делали расположены на игрушке таким образом, чтобы контрастность цветов подчеркивала яркость каждого элемента.
Дымковский промысел в наши дни
Многие знакомятся с дымковской игрушкой еще в детстве: в образовательную программу детского сада и школы входят уроки, на которых детям показывают изделия дымковского промысла и рассказывают об особенностях и истории дымковской игрушки.
Несмотря на многовековые корни, производство дымковской игрушки существует и по сей день. Из года в год, от мастера к мастеру передаются особые секреты мастерства, делающие игрушку такой интересной и живой.
Сочинение на тему “Поход в театр” для 4–8 классов.
Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.
В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.
История появления промысла
(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)
Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.
(Классическая матрёшка)
Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.
Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.
Матрешка – развивающая игрушка! Польза любимой матрешки в развитии детей
Матрешка в развитии детей – неоценимое подспорье, несмотря на свою кажущуюся простоту. Чем же полезна матрешка для ребенка?
- Матрешка знакомит малыша с русским народным творчеством, традиционной русской культурой.
- Ребенок, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи.
- Данную игрушку можно рекомендовать как одну из первых для ребенка: она является не только привлекательной, но и экологичной, а также безопасной благодаря своей округлой форме.
- Матрешка помогает познакомиться с цветами в игре, развивает тактильное и зрительное восприятие.
- Необходимость собирания и разбирания игрушки, обусловленная ее конструкцией, тренирует внимание и мышление ребенка.
- С помощью матрешки легко объяснить малышу понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «перед-за-между», познакомить с основами счета.
- Матрешка – отличная игрушка для ролевых игр. Сама идея матрешки подразумевает игру в семью, где есть матрешка-мама и ее дети разного возраста.
Чтобы матрешка была именно обучающей игрушкой, не делайте ее привычным предметом интерьера, который постоянно находится в поле зрения малыша. Доставайте матрешку только на время занятия, чтобы сохранить интерес ребенка к ней. Кроме того, не забывайте, что положительные эмоции являются залогом успеха развивающих занятий – проводите игры, когда кроха к ним расположен.
Элементы промысла
Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.
(Матрёшечная семья из 8 куколок)
Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.
Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.
(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)
В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.
Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:
- загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
- мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
- семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
- полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
- вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.
(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)
Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.
Матрешка – игрушка или сувенир?
До рождения ребенка матрешка обычно ассоциируется у взрослых с традиционным русским сувениром. Да, действительно, это очень красивая и яркая памятная вещь, которая станет украшением любого дома. И все-таки матрешка не является обычным сувениром.
На вопрос, матрешки относятся к игрушкам или представляют собой лишь предмет интерьера, можно однозначно ответить: матрешка – это отличная игрушка для детей! Помимо того, что традиционная матрешка сама по себе привлекательна для ребенка и с ней можно играть, как с куклой, она еще и раскладывается, а значит – можно придумать огромное количество вариантов игры с ней.
К какой категории игрушек с точки зрения педагогики относятся матрешки?
Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.
Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.
Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка. Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.
Игры с матрешками для детей
Матрешка сама по себе является привлекательной игрушкой для ребенка, но лучше всего родителям не просто дать ее малышу, но и научить простым играм.
Игры с матрешкой для самых маленьких (примерно от 1 года)
- Научите ребенка открывать матрешку. Удивитесь и обрадуйтесь вместе с малышом, что внутри большой куклы есть еще одна, поменьше. Неужели внутри нее тоже кто-то есть?
- Покажите ребенку, что каждая фигурка собирается из двух конкретных половинок. Если же половинки не подходят, собрать целую куколку не получится.
- Скажите крохе: «Маленькая матрешка испугалась и просит большую спрятать ее». Пусть ребенок попробует сам вкладывать элементы игрушки один в другой.
- Когда малыша не будет в комнате, расставьте матрешек на видных местах. Предложите вошедшему ребенку разыскать потерявшихся сестричек.
Обучающие игры с матрешкой 2-3 лет
- Попросите малыша дать вам самую большую, двух самых маленьких матрешек, матрешку среднего размера. Предложите выстроить куколок по росту – по возрастанию или по убыванию. Можете придумать историю: матрешки пошли в гости, мама впереди, а дочки за ней, от той, что побольше, до самой маленькой. А домой матрешки возвращаются уже в обратном порядке.
- Расставьте матрешек по росту, а одну «забудьте». Пусть ребенок догадается, где именно она должна стоять.
- Поставьте самую большую и самую маленькую матрешек на некотором расстоянии друг от друга. Попросите ребенка разделить несколько заранее подготовленных вами игрушек большого и маленького размера, отправив маленьких «в гости» к маленькой матрешке, а больших к большой.
- Предложите ребенку разместить матрешек в «кроватках» (например, колечках от пирамидки) или домиках (их можно сделать из картонных коробок разного размера). Для этого ему сначала нужно будет распределить матрешек и их кроватки/домики по размеру. Еще один вариант подобной игры – сделать заранее несколько картонных ворот разного размера. Ребенку необходимо найти для каждой матрешки подходящие по высоте ворота.
- Если у вас есть два набора матрешек, перемешайте их и попросите малыша рассортировать. А два набора из одинакового количества элементов можно предложить выстроить парами.
- Обведите основания матрешек на листе бумаги или картона. Пусть ребенок подберет для каждого «стульчика» свою хозяйку. Или можно представить кружочки как вагоны поезда, лодочки, места в кинотеатре и т.д.
- Объясняйте, а потом и сами задавайте вопросы о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже», «спереди-сзади», «справа-слева».
- С помощью матрешек можно изучать числительные, названия дней недели. Назовите матрешек именами, созвучными нужным понятиям. Надев верхние половинки кукол на пальцы, учите с ребенком названия пальцев руки.
- Спрячьте маленькую матрешку в любую из других, побольше. Попросите ребенка на слух определить, где прячется матрешка-малышка.
Игры с матрешкой для детей постарше (с 3-4 лет)
- Внутрь матрешек можно складывать бусинки/горошинки или картонные кружки, по возрастанию размера. Если вы хотите помочь ребенку освоить цифры, напишите на донышке каждой матрешки, сколько в ней горошинок. Покажите малышу цифру, а потом вместе посчитайте горошинки.
- Матрешка замечательно подходит для ролевых игр. Обычно самая большая матрешка – это мама, а меньшие – ее дочки. Но у кого-то большая матрешка может быть и папой. Обыгрывайте с матрешками ситуации, близкие ребенку (или детям). Общение мамы с ребенком, который не слушается, отношения старших и младших детей, конфликты на детской площадке. Несколько наборов матрешек смогут изобразить несколько семей.
- Детям старше 4-5 лет можно предложить раскрасить заготовку матрешки. Чем старше ребенок, тем более самостоятельной и аккуратной будет его работа.
Еще немного интересных фактов о матрешках
Матрешку часто используют в ритуалах. К примеру, принято считать, если внутрь игрушки положить записку с написанным на ней желанием, оно обязательно исполнится. При этом листик можно класть внутрь каждой из матрешек. То есть даже тех, которые находятся внутри других – большего размера. Таким образом можно загадать как минимум 4-6 желаний.
На территории РФ в честь матрешек создано сразу несколько музеев. В них собраны наиболее оригинальные экземпляры. Посетить музеи можно в российской столице, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде, Нолинске, Вознесенском, Калязине. Все они имеют свои особенности, поэтому гости могут сходить сразу в несколько заведений.
Стоимость матрешек в туристических местах часто очень завышенная. Однако это вовсе не повод отказывать себе в приобретении оригинального изделия. Тем более, что найти продукцию можно на досках объявлений, в интернет-магазинах и прочих торговых точках, где цена чаще всего в 1,5-2 раза ниже.
Первая матрешка на Руси
История появления матрешки на Руси началась в конце 19 века. В то время в России бурно развивался русский стиль. В центре внимания находилось народное творчество.
История появления русской матрешки началась в столице, в студии «Детское воспитание», где делали куклы с целью демонстрации одежды населения различных уголков страны. Задачей создания таких игрушек являлась пропаганда отечественной этнографии. Работающий в студии Сергей Малютин, взяв за основу японскую куклу Дарума в виде вложенных друг в друга шарообразных, ярко раскрашенных фигурок мифического старичка, придумал и сделал собственную разъемную куклу. Мастер раскрасил ее как крестьянскую женщину в ярком платке.
Матрешка Малютина держала в руках темного кочета, была одета в вышитую рубаху, сарафан и белый нагрудник, на голове – платок. Внутрь вкладывалось еще 8 фигурок, на которых женские изображения чередовались с мужскими. Последняя была выполнена в виде спеленутого младенца. Первую матрешку мастер раскрасил гуашевой краской. Сейчас это изделие находится в Сергиево-Посадском музее.
Имя кукле дали непроизвольно. В конце 19 века Матреша было самым распространенным женским именем.
Самая-самая
Самая крупная матрешка была изготовлена не в России и даже в не Японии. Ее создали в Китае. Высота игрушки – 30 метров. Правда, это не та фигурка, которую многие привыкли видеть. А здание в форме матрешки.
Крупнейшая матрешка, которая не раскрывается, изготовлена в России. Ее высота – 13 метров. Самая большая игрушка, которая раскрывается, имеет размер – 150 сантиметров. Некогда она была подарена российскими мастерами Японии.
Наиболее миниатюрным является матрешка, выполненное также в России. Размер матрешки составляет всего 0,5 миллиметра. Автор изготовил несколько маленьких игрушек, и эта является самой миниатюрной.
Самой вместительной является матрешка, высота которой -1,5 метра. А объем – 750 миллиметров. Это полая игрушка, внутри которой достаточное количество свободного пространства.
Виды матрешек
Постепенно в России сформировалось несколько центров изготовления матрешек. На каждом предприятии мастера старались придать игрушке узнаваемые черты.
Семеновская
История ее появления неразрывно связана со старинными стилями художественных росписей Нижегородской земли. Возникновение Семеновской матрешки приходится на 1929 год, когда в городе Семенов Нижегородской области, открылась артель по выпуску деревянных кукол. В нее входило несколько десятков надомников. На базе артели в 1932 году появилась фабрика «Семеновская роспись», которая работает до сих пор.
Мастера Нижегородской области создали матрешку, расписанную по мотивам хохломской, федосеевской и мериновской живописей. Семеновская кукла рисуется яркой, с черными волосами, платочком на голове. Руки обычно не закрашены. Передник покрыт бордовыми и красными розами, белыми ромашками, синими незабудками. В букете обязательно есть темно-зеленые листья. Низ часто окрашивается в желтый. На предприятии выпускают и авторские куклы с более сложной росписью.
Загорская (Сергиево-Посадская)
Загорская матрешка — это народный промысел, возникший на территории Сергиева Посада. В середине прошлого века в городе работало множество мастерских. Сейчас традиционную русскую матрешку делает акционерное общество «Художественные изделия и игрушки».
Загорская кукла отличается от остальных упрощенной росписью с использованием красного, желтого, зеленого и синего цветов. Контур лица и одежда обводятся черной линией или выжигаются. Одежда Загорской матрешки довольно скромная, на переднике нарисованы небольшие цветы, без мелких деталей. Цвет волос у девушек в основном светлый, но могут быть и брюнетки. Руки опущены вниз или согнуты – тогда кукла держит в руках балалайку, корзинку с фруктами, какое-нибудь домашнее животное или петуха.
Тверская
При выполнении тверской куклы используют роспись под хохлому золотыми красками. Древнерусские девушки изображены в праздничных одеяниях с украшениями и золочеными головными уборами. Платок – красный, передник – черный с крупными розовыми цветами в окружении зеленых листьев.
Красно-черное сочетание – узнаваемая особенность тверских матрешек. Многие считают их самыми красивыми. Благодаря тщательной токарной работе и особенностям окрашивания эти куколки светятся, как крашеное пасхальное яйцо.
Полхов-Майданская
Изделия из Полхов-Майдана Нижегородской области изготавливаются с двадцатых годов прошлого века. Это яркие и праздничные куклы особой формы – сильно вытянутые в длину, с небольшой головой. Дерево раскрашивается анилиновыми красками синего, зеленого, красного и желтого цветов. Руки куклы опущены вниз или держат поднос с караваем.
Похожи на Полхов-Майданскую матрешку изделия из соседнего села, известные как Крутицкие матрешки. При их отделке наряду с анилиновыми красками используют масляные, под которые создана особая техника. По форме Крутицкие куклы высокие, стройные, статные. Их одежда богато расписана крупными яркими цветами.
Вятская
В Вятке делают самые северные матрешки. Они, как и девушки-северянки, имеют светлые волосы и голубые глаза. Выражение лица у куклы мягкое, улыбающееся, милое и приветливое.
Промысел появился в тридцатых годах прошлого века, полностью сформировался в шестидесятые. Изделия расписывают анилиновыми красками и инкрустируют соломкой, что является отличительной чертой вятской матрешки. Окрашенную и инкрустированную куклу покрывают лаком.
Платок и сарафан у вятской матрешки белый или светло-желтый. Одежда украшена рисунком из красных маков и голубых незабудок. В руках часто находится какой-либо предмет – обычно букет полевых цветов или поднос с караваем.
Матрешки в наше время
Сейчас в магазинах можно встретить кукол, расписанных как сказочные персонажи, семьи. Современные матрешки преимущественно авторские. Мастера часто обращаются к сказочной, литературной, исторической темам. Изобретение последнего времени – портретные матрешки, расписанные под известных персон.
Минимальное количество кукол – 3. Эксклюзивные матрешки могут вмещать в себя до 50 вкладышей. Самые популярные – 5 и 7 предметные изделия.
История возникновения матрешки для детей началась чуть более 100 лет назад, но за этот небольшой срок игрушка практически не изменилась. Яркая, праздничная, она стала одним из символов России.