Про котенка
Однажды вечером за окном раздалось жалобное мяуканье кошки. В этот момент бабушка будто задумалась о чем-то. Через пару минут она засмеялась. Судя по ее выражению лица, она вспомнила что-то интересное.
Это был смешной рассказ о том, как ранним утром милая белоснежная кошка пошла прогуляться на крыльцо вместе со своими детками. Среди котят не было любимцев. Это было заметно по поведению взрослого животного. Четыре милых котенка были совершенно разных цветов и характеров. Однако кошка-мать заботилась о каждом из них одинаково.
Резвясь на солнышке, купаясь в его ярких лучах, один из котят не раз пытался сбежать. Кошка догоняла его, нежно подцепляла зубами и уносила к дому на крыльцо. Покормившись, котятам захотелось спать. Они удобно расположились рядом с кошкой и притихли.
Спустя некоторое время, когда кошка и котята крепко уснули, закапал мелкий дождик. Перемена погоды заставила питомцев проснуться. У них появилось желание поскорее скрыться под крышей надежного дома. Однако в этот момент взрослая кошка испуганно остановилась в дверях. Это было связано с тем, что она не досчиталась одного котенка. В ее глазах был страх. Ей и думать не хотелось, что с ее детенышем могло что-то случиться. Кошка испуганно забегала по крыльцу. Она жалобно мяукала, надеясь на его скорое появление. Не обнаружив под крыльцом, побежала по двору. Но и здесь никто не отозвался.
Отчаявшись, кошка выбежала за ворота и спустилась к ручью. Наблюдая за всей суетой, вышедшая из дома бабушка поняла, что произошло. Пожилая женщина последовала за кошкой, помогая ей в поисках. Самым страшным моментом стала минута, когда так нигде и не было видно и слышно исчезнувшего котенка. Бабушка села на лавку, грустно опустив голову. Ей даже казалось, что у пушистой красавицы показались слезы.
Поиски были напрасны. Героини вернулись на крыльцо, намереваясь войти в дом. Вдруг в этот момент заскулил соседский пес, которого боялся даже сам хозяин. Собака была огромных размеров с недобрым нравом. Бабушка решила выяснить причину шума. Подойдя к забору, женщина вскинула руки кверху от удивления.
Милый крошечный котенок, который бесследно пропал два часа назад, лениво потягивался в его будке. А пес, проголодавшись, решил лаем привлечь внимание своего хозяина. Выяснилось, что котик оказался бесстрашным животным, который не побоялся соседского пса, который уступил ему место для отдыхав своей будке.
Бабушка обняла всех своих питомцев и сказала, что счастлива, что все снова вместе.
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ » Рассказ на основе услышанного»
Подготовка к сочинению «Рассказ на основе услышанного».
Тема урока: р/р рассказ на основе услышанного
Цель урока: учить детей строить рассказ на основе услышанного и развивать орфографические и пунктуационные умения;
Задачи урока:
Образовательная:
- учить детей строить рассказ на основе услышанного;
- совершенствовать текстовую деятельность учащихся;
- совершенствовать письменную речь учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Развивающая:
- развивать орфографические и пунктуационные умения;
- развитие речи;
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
- формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
- развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
- обогащать словарный запас школьников.
Оборудование урока:
ксерокопии рассказов и отрывков рассказов
1. Беседа:
— Что такое р а с с к а з ?(- это повествовательное произведение, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя).
— Какие элементы входят в композицию рассказа?
(экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка – эпилог).
— На какие части можно разделить рассказ? (вступл. – основн. часть – заключ.)
— А приходилось ли вам встречаться с рассказами на основе услышанного? Знаком ли вам этот вид работы? (Нет)
— Давайте предположим, с какими трудностями можно столкнуться при написании рассказов такого вида? (Проблема : Незнание особенностей создания рассказов на основе услышанного.)
2. Используем памятки на раздаточном материале читаем.
«Особенности написания рассказа на основе услышанного»
1.Вводная часть
1)Напишите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю.
2)Расскажите о рассказчике, охарактеризуйте его.
2.Передайте подробно услышанную историю, не искажая фактов.
3.Заключение: выскажите свое впечатление от услышанного 1)так ли поступили бы вы, 2)запомнилось, отношение к герою истории,3)укажите, что удивило, поразило, 4)Пожелайте что-нибудь рассказчику.
3. Работа над структурой текста
: начинается обычно
с введения
-необходимо подготовить читателя к восприятию рассказа,
-предварительно пояснить в нем такие детали, без знания которых понять рассказ невозможно.
— вызвать интерес читателя ко всему рассказу, объяснив где? когда? и как? автор узнал о том, что произошло с героем рассказа. Проанализируем 2 начала.
2.Основная часть рассказа
включает композиционные элементы: завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия и развязку, возможен эпилог. Все эти элементы подробно повествуют нам о том, какой же рассказ услышал автор. Здесь важно не исказить информацию, услышанную от рассказчика, постараться передать ее как можно точнее.
3. Заключительная часть сообщает читателю о впечатлениях слушателя, т.е. человека, пишущего рассказ, его пожеланиях рассказчику.
4.Повествование в рассказах на основе услышанного обычно ведется от 3 лица, но
автор может излагать материал
и от 1 лица, такое повествование оживляет рассказ, позволяет охарактеризовать рассказчика через его речь (прямую речь).
Помним особенности оформления цитат от первого лица, знаки при прямой речи (наглядность)
6.Выбор тематика сочинений? ВОВ, история моей семьи, начало трудовой деятельности, главное, случай должен быть выдающийся, памятный, без грубость и вульгарности, не оскорбляющий ни чьих чувств.
Работа с текстом «Военное детство»
Мою бабушку зовут Полина Ивановна Алексеева, она родилась в деревне Ярцево. Сейчас ей 75 лет. Сколько она пережила за свою жизнь! Самые страшные события — трагическая смерть отца и ранняя гибель мужа. Но особенно поражают рассказы бабушки о военных годах. Я не могу даже представить, как можно такое пережить и как можно выжить в таких условиях! В семье было 3 детей. После смерти отца мать с детьми остались и без жилья, и без пропитания. Самой вкусной едой были лепешки, которые мама стряпала из очистков картошки и отходов от зерен, тайком подобранных детьми на полях. Еще питались травой-лебедой, полевым хвощом. Уже в 42 году бабушке пришлось зарабатывать на хлеб. Семилетней она бегала лесом в другую деревню, где ее взяли нянькой для грудного ребенка. Позже бабушка стала работать на станке, который стоял на воздухе. Зимы были суровые, лютые. У рабочих был обморожены руки, лица, но никто не сказал: «Не могу больше». Такое было время, всем было трудно. На всю жизнь бабушке запомнилось, как 9 мая 1945 года в класс зашел директор школы и сказал: «Идите домой и наденьте самое лучшее, потому что закончилась война. Мы победили!» Все дети побежали домой. У бабушки на двоих с сестрой был красивый красный платок. Она повязала его и побежала в школу радоваться вместе со всеми. Я восхищаюсь своей бабушкой! Она пережила столько бед и несчастий, одна воспитала девятерых детей. Сейчас бабуля плохо видит, тяжело передвигается, часто болеет. Моя бабушка – оптимистка. Вспоминая свою жизнь, всегда и во всем видит хорошее, светлое. Говорит, что люди в трудные времена жили дружно, «горевали и гуляли всей деревней». Возможно, именно это и позволило нашему народу выжить в страшные годы войны.
Итоги
Память – одно из важнейших свойств человеческой жизни.
“Беспамятный” — это прежде всего человек неблагодарный, безответный, и следовательно и неспособный на добрые дела, бескорыстные поступки”. Д.С. Лихачев — без “памяти нет совести. Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям”.
И помогут нам в этом “рассказы взрослых – это одно из важнейших “наглядных пособий” морального воспитания детей да и взрослых. Они воспитывают “Уважение к труду наших предков, к их семейным традициям, к их обычаям»
Людей, особенно старшего возраста, пожилых, часто одолевает тоска по прошедшим прожитым годам, по своей молодости, и это естественно. Но как бы иногда не хотелось попасть в прошлое, сделать это невозможно. А вот остановить мгновение жизни можно, и помогут нам в этом ваши рассказы из их воспоминаний.
Литература:
Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 1994 год
Сочинение 2
Мы с мамой были на кухне, готовили ужин. Я нарезала овощи для салата, а мама жарила котлеты. Я сказала маме, что мне надо написать сочинение на тему «рассказ на основе услышанного», и спросила, не могла бы мама мне рассказать что-нибудь, чтобы я могла использовать это в моей работе. На некоторое время мама задумалась, а потом рассказала мне то, о чем я написала после ужина в сочинении.
Дело было давно. Семья моей тети жила в небольшом поселке, где было много детей. За поселком находилось большое поле. Раньше там паслись коровы. Но теперь поле было пустым, потому что коров больше не было. Стояло лето.
Дети увидели что-то блестящее. Какая радость для ребят! Тете было в то время восемь лет. Она была высокой, крепкой девочкой. Она бегала быстрее всех детей в поселке. Дети бросились на поле, подбирать стекляшки. Не все слышали, что взрослые кричали им «нельзя, нельзя!». Тетя быстрее всех подбежала к красивой стекляшке, и схватила ее. Она порезалась. Другие дети остановились.
Больше никто не пострадал, только она. Впоследствии тетя вспоминала, как сильно хотелось ей первой добежать до игрушки. Пока она бежала по полю, в голове у нее звучал голос ее мамы: «нельзя подбирать ничего с земли, нельзя брать чужое». Но она не прислушалась к этому внутреннему голосу. Искушение для нее, ребенка, было слишком велико. И за то, что она ослушалась свою маму, она пострадала.
Сейчас тетя счастливо живет со своей семьей. У нее трое детей, каждый день она ходит на работу. Она строго научила своих детей никогда не брать чужого. Не завидовать. И слушаться старших беспрекословно. А еще – не доверять всему, что видят глаза. Иногда зло прячется под улыбающейся маской.
Мамин рассказ произвел на меня большое впечатление. Я поняла, как важно слушаться родительского слова. Что нельзя поддаваться искушению и действовать бездумно, слушаясь только своего желания. И что, доверяя людям, надо оставаться бдительным, и неукоснительно выполнять простейшие правила, о которых нам так много говорят. Например, не открывать дверь незнакомым и не вступать с ними в разговор. Не принимать от них подарки, и не верить незнакомым людям, которые обещают вкусности или игрушки, если ты за ними пойдешь туда, куда они тебя зовут.
Другие темы: ← Подслушанный разговор книг в библиотеке↑ 6 классУдивительное рядом →
`
Сочинение-рассказ на основе услышанного
Я хочу поделиться с вами рассказом об одном давнем событии, которое вошло в учебники истории, превратилось в легенду Великой Отечественной войны. О нем я услышала от очевидца – Ивана Петровича Гурвича, дедушки моей лучшей подруги Сони Гурвич. Иван Петрович прошел всю войну, имеет много наград. Всю послевоенную жизнь он проработал скромным учителем географии, и я никогда не подозревала, что дедушка моей подруги — самый настоящий герой, совершивший самый настоящий подвиг. Но совсем недавно Иван Петрович рассказал нам с Соней, что служил в легендарной бригаде капитана Флерова. В ее распоряжении находились знаменитые на весь мир «катюши», во время войны наводившие ужас на фашистов. Иван Петрович был командиром одной из этих машин. Дедушка моей подруги рассказал нам, что в октябре 1941 года он, вместе со своей бригадой, попал в окружение немцев под Москвой. Их командир, Иван Андреевич Флеров, дал приказ – во что бы то ни стало пробиваться к своим, пожертвовать жизнью, но не попасть в лапы к врагу. Ведь в противном случае фашистам достанутся «катюши» — мощнейшее оружие, которое они направят против русских! По словам Ивана Петровича, он и его товарищи 150 км пробирались в тылу врага, и с каждым метром крепла надежда, что скоро уже они увидят своих. «Но, видно, не судьба!» — горько вздохнул во время своего рассказа бывший солдат. Внезапно у машин закончилось горючее – шансы на прорыв к своим исчезли. Тогда капитан бригады дал страшный, но необходимый приказ – зарядить все «катюши» остатками топлива и дать последний бой немцам. А те машины, которые останутся пустыми, взорвать. Так и случилось. В ночь на 7 октября 1941 года под деревней Богатырь команда капитана Флерова дала свой последний бой. Иван Петрович рассказывал, что все солдаты мужественно выполняли приказ командира, вели себя очень достойно. Пока одни уничтожали немцев, другие взрывали «катюши», погибая при этом сами. Взорвал себя и командир батареи. Получив тяжелое ранение, он решил уйти из жизни, уничтожив головную пусковую установку. Иван Петрович и еще несколько солдат чудом смогли спастись. Они прорвались сквозь кольцо немцев и попали к своим, где рассказали о подвиге своих товарищей. Однако, как с негодованием заметил Гурвич, достойно оценить его смогли лишь много лет спустя, когда присвоили Флерову звание Героя Российской Федерации. Вспоминая эти давние события, Иван Петрович не скрывал своих слез. И сказал, что такое не забывается. И в этом я полностью с ним согласна. События тех страшных дней должны помнить все поколения россиян, чтобы быть благодарным тем солдатам, чтобы никогда не повторять тех ошибок.
Популярные сочинения
- Сочинение Путешествие из Петербурга в Москву Радищева
В своем произведении Радищев, в форме путешествия, дал яркую картину российской жизни своего времени, прибавив к ней не только размышления морального характера, но и некоторые проекты реформ. - Сочинение на тему Помощь людям
Что такое доброта и почему нужно помогать людям? Наверняка каждый думал на эту тему. - Тема любви в русской литературе
Чувство любви в жизни каждого человека занимает большое место. При этом оно живет в сердцах и реальных людей, и героев произведений русской литературы. Каждое проявление любви своеобразно в тексте каждого автора.
Личное отношение
Не очень важно, какая вам попалась тема. Даже если вы в ней не очень разбираетесь, хотя бы мало-мальски вы должны иметь о ней представление. Без разницы, будет суть вопроса в загрязнении природы или чем-то другом, главное – это изо всех сил постараться донести до потенциальных читателей свою точку зрения, своё мнение, потому что рассказ, а особенно сочинение-рассказ на основе услышанного, ничем не отличается от обычных и привычных текстов, где главная роль отводится личному впечатлению.
Помимо прочего, вы должны постараться объяснить, как именно вы поняли то, что прослушали, чтобы сделать отличный рассказ. На основе услышанного будет строиться фундамент вашего сочинения, поэтому если вы не до конца поняли, о чём шла речь, постарайтесь уделить немного времени на обдумывание, потому что это действительно важно. Вы должны дать понять читателю, что сами осведомлены о том, о чём пишете, иначе это будет бесполезный текст с неизвестно откуда взявшимися рассуждениями.
Еще больше сочинений на тему: «Рассказ на основе услышанного»:
Хочу поделиться с вами рассказом об одном давнем событии, которое вошло в учебники истории, превратилось в легенду Великой Отечественной войны. О нем я услышала от очевидца – Ивана Петровича Гурвича, дедушки моей лучшей подруги Сони Гурвич. Иван Петрович прошел всю войну, имеет много наград. Всю послевоенную жизнь он проработал скромным учителем географии, и я никогда не подозревала, что дедушка моей подруги — самый настоящий герой, совершивший самый настоящий подвиг.
Но совсем недавно Иван Петрович рассказал нам с Соней, что служил в легендарной бригаде капитана Флерова. В ее распоряжении находились знаменитые на весь мир «катюши», во время войны наводившие ужас на фашистов. Иван Петрович был командиром одной из этих машин. Дедушка моей подруги рассказал нам, что в октябре 1941 года он, вместе со своей бригадой, попал в окружение немцев под Москвой. Их командир, Иван Андреевич Флеров, дал приказ – во что бы то ни стало пробиваться к своим, пожертвовать жизнью, но не попасть в лапы к врагу. Ведь в противном случае фашистам достанутся «катюши» — мощнейшее оружие, которое они направят против русских!
По словам Ивана Петровича, он и его товарищи 150 км пробирались в тылу врага, и с каждым метром крепла надежда, что скоро уже они увидят своих. «Но, видно, не судьба!» — горько вздохнул во время своего рассказа бывший солдат. Внезапно у машин закончилось горючее – шансы на прорыв к своим исчезли.
Тогда капитан бригады дал страшный, но необходимый приказ – зарядить все «катюши» остатками топлива и дать последний бой немцам. А те машины, которые останутся пустыми, взорвать. Так и случилось. В ночь на 7 октября 1941 года под деревней Богатырь команда капитана Флерова дала свой последний бой. Иван Петрович рассказывал, что все солдаты мужественно выполняли приказ командира, вели себя очень достойно. Пока одни уничтожали немцев, другие взрывали «катюши», погибая при этом сами.
Взорвал себя и командир батареи. Получив тяжелое ранение, он решил уйти из жизни, уничтожив головную пусковую установку. Иван Петрович и еще несколько солдат чудом смогли спастись. Они прорвались сквозь кольцо немцев и попали к своим, где рассказали о подвиге своих товарищей. Однако, как с негодованием заметил Гурвич, достойно оценить его смогли лишь много лет спустя, когда присвоили Флерову звание Героя Российской Федерации.
Вспоминая эти давние события, Иван Петрович не скрывал своих слез. И сказал, что такое не забывается. И в этом я полностью с ним согласна. События тех страшных дней должны помнить все поколения россиян, чтобы быть благодарным тем солдатам, чтобы никогда не повторять тех ошибок.
Моя мама часто вспоминала о своем детстве и юности. Мы сейчас живем в морозной Сибири. А в годы ее детства мама жила в солнечной Киргизии. Мне всегда интересно слушать ее рассказы о природе этой страны. Я представляю себе горы, покрытые снегом, лес на их склонах.
Однажды мама рассказала о приблудившейся к ним в дом собаке. Откуда она пришла еще небольшим щенком, никто не знает. Ее так и прозвали Найда, то есть найденная. Моя бабушка сначала пыталась выгнать собаку. У них уже была своя, и еще одну они держать не собирались. Но Найда не уходила. Бабушка сжалилась над ней и оставила жить во дворе. Найда выросла в небольшую собаку. Но у нее была одна особенность – она не давала маме и ее братьям подойти к воде.
За селом, где жила мамина семья, был небольшой водоем. Туда ходили купаться все местные ребятишки. Лето в Киргизии жаркое, купаться и мама, и ее братья, то есть мои дяди, очень любили. Поэтому, сделав все дела по дому, они бежали к водоему. Однажды Найда увязалась вместе с ними. Когда ребята подошли к воде, Найда стала бегать по краю у самой воды и не пускала ни маму, ни ее братьев забежать в воду. Им стоило большого труда запрыгнуть в водоем. В это время все остальные спокойно вошли в воду и плавали. А вот своих хозяев собака никак не хотела пускать поплавать.
Когда мама забежала в прохладу водоема, Найда была занята тем, что пыталась удержать на берегу дядю Петю. Но, увидев маму в воде, она тут же кинулась за ней. Догнала ее и стала хватать за руки. Поймав маму за руку, она потащила ее к берегу. Мама засмеялась, вырвала руку и снова поплыла на середину. Но Найда стала хватать ее за волосы, за уши, за все, за что можно держать и тащить.
Так и бегала она всегда с ними купаться, и всегда повторялась одна и та же история. Но однажды за мамой увязался соседский мальчишка, приехавший в гости из города. Он плавал плохо. Мама играла с Найдой, пытаясь обмануть ее, и уплывала все дальше. Она глянула на Вовку. Тот барахтался на середине водоема. Сначала мама не обратила внимания. Но страшная догадка тут же заставила ее повернуть голову. Вовка уходил под воду, выныривал и снова погружался. А поблизости, кроме собаки, никого не было. В ужасе мама закричала собаке:
Умная собака посмотрела туда, куда был направлен мамин взгляд. Через минуту она была уже возле Вовки, схватила уходящего под воду мальчишку за волосы и потащила к берегу. Мама подплыла к ним. Вдвоем с собакой они вытащили Вовку на берег. Он еще не успел наглотаться воды. Лишь обнимал Найду. С тех пор она стала героем. Все соседи старались оказать ей знаки внимания. А Вовка подарил красивый ошейник.
Растет возле дома бабушки большой куст калины. Хата будто спряталась в тени куста — такая величественная и пышная выросла калина. Осенью склоняет она свои кисти наземь, будто просится у руки: возьми меня. Я любуюсь ее красными ягодами и припоминаю услышанное от старых людей.
Было это очень давно, еще тогда, когда на широкие украинские степи часто налетали турецкие захватчики и орды татарские. Завоеватели были чрезвычайно жестоки, и после их набега горели дома, плакали матери, дети, просили защиты старые и немощные люди, пустошью на долгие года становилась земля. Имели враги каменное и безжалостное сердце: они рубили всех своими кривыми саблями. Проливалась кровь, лились слезы, стон и детский плач стелился по украинской земле и поднимался к самому небу.
Но не всех убивали поработители. Молодых девушек и ребят забирали в плен и гнали в далекую и неизвестную страну. Ребят превращали в бездушных янычар, а девушек продавали на невольничьем рынке в рабство.
В одном селе росла и расцветала чрезвычайно красивая и трудолюбивая девушка. Однажды, когда на село напали татары, мужественная и очень красивая девушка, обманув врагов, завела их в непроходимые чащи — якобы вывести на дорогую. И завела она их в такую трущобу, непроходимые болота, что они все там погибли. Хан велел казнить девушку, и верные его слуги выполнили приказ. Полилась горячая кровь, и где та кровь на землю упала — калиной стала.
Говорят, что именно из того времени ягоды калины стали похожими на капельки крови, а семена ягодок — на сердце. Вот какая легенда связана с калиной, вот почему эти ягоды так уважают в Украине.
Я любуюсь калиной, которая протягивает мне свои кисти, будто передает приветствие из далекого прошлого.
Мой папа рассказал мне интересную историю из своего детства, которая запомнилась ему надолго. Однажды, когда ему было всего семь лет, он со своими родителями поехал гостить к родственникам в Москве. Поездка обещала быть замечательной, настроение у него было отличное. У моего папы, как самого младшего, была легкая сумка, и поэтому он шел быстрее всех. Он добежал до состава и запрыгнул в вагон.
Папа был страшно горд своей самостоятельностью: он сел на свободное место и стал ждать родителей. Вдруг поезд тронулся, а родителей все не было. Тогда папа понял, что сел не в тот поезд и родители понятия не имеют, где он сейчас. Папа испугался, но не растерялся. Он рассказал все проводнице. Проводница сообщила о случившемся на вокзал, а папе сказала, что его высадят на ближайшей станции.
В это время его родители не находили себе места. Они сообщили в милицию о пропаже мальчика. Папу высадили из поезда на ближайшей остановке – в Рязани. Там его встретила милиция. Пропавший мальчик ждал на вокзале своих родителей. Папа и мама были очень рады увидеть своего пропавшего сына. Хоть он и уехал раньше родителей, домой они вернулись вместе. Вот какая интересная история произошла с моим папой.
Этот рассказ я услышала от своей прабабушки- Анны Даниловны Гатиловой. Она прожила трудную, но интересную жизнь. Больше всего любила она рассказывать о своём детстве, которое прошло в Алтайском крае.
Вот одна из этих историй: «Особенно хорошо помню тысяча девятьсот тридцать третий год. Голод. Холод. Мы, маленькие ребятишки, ходим по полям и выкапываем промерзшую прошлогоднюю картошку, коренья, дикий чеснок. И полуголодные идём в школу. В школе холодно: мы сидим в фуфайках. шапках. И…слушаем рассказ учителя и переносимся на тёплое Чёрное море, потом на берега Африки. И становится теплее, и хочется узнать ещё больше, и хочется там побывать. И какие бы трудности мы ни испытывали, нам ни разу не пришла в голову мысль не ходить в школу, именно здесь мы могли забыть о тяжёлой жизни и помечтать».
Я часто вспоминаю этот рассказ бабушки и задаю себе вопрос: «Почему многие из нас с такой неохотой ходят в школу, не ценят возможность учиться?» Но ответить на него не могу, думаю: у каждого ученика в моём классе есть что сказать, но хочется, чтобы ребята помнили, что у каждого из них есть дедушки и бабушки, которым нелегко пришлось в жизни. И у моей бабушки светлые воспоминания детства связаны со школой, её рассказ чем-то напомнил мне «Уроки французского» В.Г. Распутина, эту книгу так любила моя бабушка…
Источник
- Сочинения
- Русский язык
- Рассказ на основе услышанного
Однажды мама принесла домой котенка. Это был маленький, грязный кочек с больными глазками. Я была очень удивлена появлению этого комочка грязи, ведь мама очень любила чистоту.
Вечером за ужином мама рассказала одну историю.
Когда она была маленькой, лет 5-6, времена были другие. Дети спокойно сами гуляли во дворе. Взрослые все друг друга знали, а бабушки на скамейках приглядывали за ними. На дворе было лето. Солнечно и жарко. Около дома росли густые кусты, которые в силу возраста ей казались огромным и самым интересным лабиринтом. И вот в одно прекрасное утро, играя там, мама с братом, назовем их Таня и Ваня, нашли кошечку, бездомную. Она была серенькая с белой мордочкой и грудкой. Как и все дети, они начали о ней заботиться, принесли коробку, устроили домик. Что бы ей было уютно, положили тряпочки и привязали игрушки к веточке. Поставили мисочку и каждый день приносили покушать. Им очень нравилось о ней заботиться. И они были не одни, кто о ней заботился.
Как-то раз, они встретили старенькую бабушку, которая тоже подкармливала их кошечку. Таня с Ваней разговорились с бабушкой, она оказалась очень доброй. Они любили проводить время с ней вместе и играть о питомце. Вскоре Таня заметила, что кошечка плохо играет, какая-то вялая и рассказала об этом бабушке. Посовещавшись, решили везти кошечку к ветеринару, но это очень дорого. Таня и Ваня тут же побежали домой, достали все, что было в копилке, и отнесли бабушке.
Все следующее утро мама с братом не отходили от домика кошки, ждали бабушку из клиники. Уже начинали переживать, что так долго, скоро обед и их загонят домой. И вот пришла бабушка. Одна. Без Кошки. На все вопросы она сказала, что кошечка сильно болела, и ее не удалось спасти. Это было большое горе. Дети плакали. А бабушка протянула им конфетки и просила не горевать, теперь кошечке хорошо и она не будет страдать и мерзнуть.
А у меня после этой истории слезы навернулись. Пока мама рассказывала, я смотрела на этого котенка, который устроился у мамы на ручках. Уже отмытый. Благодарно урчащий перебирающий лапками. И ничего противного в нем нет, он очень даже милый. Берегите животных, если вы не можете помочь, то не делайте хотя бы их жизнь хуже.
Про котенка
Однажды вечером за окном раздалось жалобное мяуканье кошки. В этот момент бабушка будто задумалась о чем-то. Через пару минут она засмеялась. Судя по ее выражению лица, она вспомнила что-то интересное.
Это был смешной рассказ о том, как ранним утром милая белоснежная кошка пошла прогуляться на крыльцо вместе со своими детками. Среди котят не было любимцев. Это было заметно по поведению взрослого животного. Четыре милых котенка были совершенно разных цветов и характеров. Однако кошка-мать заботилась о каждом из них одинаково.
Резвясь на солнышке, купаясь в его ярких лучах, один из котят не раз пытался сбежать. Кошка догоняла его, нежно подцепляла зубами и уносила к дому на крыльцо. Покормившись, котятам захотелось спать. Они удобно расположились рядом с кошкой и притихли.
Спустя некоторое время, когда кошка и котята крепко уснули, закапал мелкий дождик. Перемена погоды заставила питомцев проснуться. У них появилось желание поскорее скрыться под крышей надежного дома. Однако в этот момент взрослая кошка испуганно остановилась в дверях. Это было связано с тем, что она не досчиталась одного котенка. В ее глазах был страх. Ей и думать не хотелось, что с ее детенышем могло что-то случиться. Кошка испуганно забегала по крыльцу. Она жалобно мяукала, надеясь на его скорое появление. Не обнаружив под крыльцом, побежала по двору. Но и здесь никто не отозвался.
Отчаявшись, кошка выбежала за ворота и спустилась к ручью. Наблюдая за всей суетой, вышедшая из дома бабушка поняла, что произошло. Пожилая женщина последовала за кошкой, помогая ей в поисках. Самым страшным моментом стала минута, когда так нигде и не было видно и слышно исчезнувшего котенка. Бабушка села на лавку, грустно опустив голову. Ей даже казалось, что у пушистой красавицы показались слезы.
Поиски были напрасны. Героини вернулись на крыльцо, намереваясь войти в дом. Вдруг в этот момент заскулил соседский пес, которого боялся даже сам хозяин. Собака была огромных размеров с недобрым нравом. Бабушка решила выяснить причину шума. Подойдя к забору, женщина вскинула руки кверху от удивления.
Милый крошечный котенок, который бесследно пропал два часа назад, лениво потягивался в его будке. А пес, проголодавшись, решил лаем привлечь внимание своего хозяина. Выяснилось, что котик оказался бесстрашным животным, который не побоялся соседского пса, который уступил ему место для отдыхав своей будке.
Бабушка обняла всех своих питомцев и сказала, что счастлива, что все снова вместе.
Смешной
Недавно мне мама рассказала историю о том, как она ездила к своим родственникам.
Мама тогда была уже не очень маленькая, ей, наверное, года 4 было. Они с бабушкой пришли на вокзал, купили билеты и сели в вагон. А маме не дали отдельного билета, потому что она тогда спала с моей бабушкой, то есть со своей мамой. Вот они и спали на одной полке вдвоем.
В поезде хорошо ехать! Я тоже ездил на море с мамой и папой. Сиди себе, в окно смотри, там стол есть, на котором всегда лежит еда. И иногда проводник приносит чай в таких красивых стаканах. Ехать им, моей маме и бабушке было далеко и стали они спать укладываться. Мама никак не могла уснуть, слишком шумно было. А бабушка сразу уснула, очень устала, наверное. Мама лежала, смотрела на проплывающие за окном деревья и подумала, что надо выйти прогуляться , чтобы устать, а потом скорее заснуть.
И она тихонько слезла с полки, вышла из купе, закрыла дверь и стала прогуливаться по коридору. Немного погуляла, но пришел проводник и сказал: « все уже спят, иди и ты спать, девочка». Мама зашла в купе, легла на свою полку и поняла, что попала не в свое купе. На полке лежал толстый дяденька, который проснулся и стал шумно удивляться. Потом в купе включили свет и все проснулись и тоже стали удивляться. А мама сказала, пожалуйста, проводите меня к моей маме, она волнуется, наверное.
Потом, когда нашлось потерянное купе, маму уложили на верхнюю полку. Там один пассажир уже приехал, и полка была свободная. Утром мама еще спала, когда бабушка встала и стала убирать постель, чтобы отдать ее проводнику. Проводники отдают постель в стирку, постель стирают и потом отдают другим пассажирам. Бабушка положила одеяло и подушку на стол, и тут поезд резко тормознул, и моя мама слетела со своей полки прямо на стол. Хорошо, что на столе было мягко, и она попала прямо к бабушке в руки. В купе сразу все заахали и заохали. Ах, что могло бы произойти, ох как хорошо, что все так случилось!
Вот такие приключения были у моей мамы, хотя она была не очень и маленькая, уже 4 года.
Сочинение 2
Мы с мамой были на кухне, готовили ужин. Я нарезала овощи для салата, а мама жарила котлеты. Я сказала маме, что мне надо написать сочинение на тему «рассказ на основе услышанного», и спросила, не могла бы мама мне рассказать что-нибудь, чтобы я могла использовать это в моей работе. На некоторое время мама задумалась, а потом рассказала мне то, о чем я написала после ужина в сочинении.
Дело было давно. Семья моей тети жила в небольшом поселке, где было много детей. За поселком находилось большое поле. Раньше там паслись коровы. Но теперь поле было пустым, потому что коров больше не было. Стояло лето.
Дети увидели что-то блестящее. Какая радость для ребят! Тете было в то время восемь лет. Она была высокой, крепкой девочкой. Она бегала быстрее всех детей в поселке. Дети бросились на поле, подбирать стекляшки. Не все слышали, что взрослые кричали им «нельзя, нельзя!». Тетя быстрее всех подбежала к красивой стекляшке, и схватила ее. Она порезалась. Другие дети остановились.
Больше никто не пострадал, только она. Впоследствии тетя вспоминала, как сильно хотелось ей первой добежать до игрушки. Пока она бежала по полю, в голове у нее звучал голос ее мамы: «нельзя подбирать ничего с земли, нельзя брать чужое». Но она не прислушалась к этому внутреннему голосу. Искушение для нее, ребенка, было слишком велико. И за то, что она ослушалась свою маму, она пострадала.
Сейчас тетя счастливо живет со своей семьей. У нее трое детей, каждый день она ходит на работу. Она строго научила своих детей никогда не брать чужого. Не завидовать. И слушаться старших беспрекословно. А еще – не доверять всему, что видят глаза. Иногда зло прячется под улыбающейся маской.
Мамин рассказ произвел на меня большое впечатление. Я поняла, как важно слушаться родительского слова. Что нельзя поддаваться искушению и действовать бездумно, слушаясь только своего желания. И что, доверяя людям, надо оставаться бдительным, и неукоснительно выполнять простейшие правила, о которых нам так много говорят. Например, не открывать дверь незнакомым и не вступать с ними в разговор. Не принимать от них подарки, и не верить незнакомым людям, которые обещают вкусности или игрушки, если ты за ними пойдешь туда, куда они тебя зовут.
Другие темы: ← Подслушанный разговор книг в библиотеке↑ 6 классУдивительное рядом →
`
Сочинение на тему Рассказ на основе услышанного
Как-то вечером у нас отключили свет. Стало очень скучно, телевизор не посмотреть, в компьютер не поиграть, даже телефон разрядился. Мои родители были на работе, и я решил пойти в гости к соседке, бабе Гале.
Она уже зажгла свечи и кипятила чай на печке. Я люблю ходить к ней в гости, бабушка часто рассказывает разные интересные истории. В тот вечер она рассказала случай из своего детства.
В одном классе с бабушкой Галей, учился мальчик по имени Паша. Сейчас он конечно, уже стал дедушкой, но тогда они были в третьем классе. Паша был большим выдумщиком и притворщиком. У него были плохие шутки. Например, все балуются, играют в снежки, кто-то попадёт в Пашу, он упадет и лежит. Закроет глаза, и ни на что не реагирует, а когда ребята подбегали к нему, узнать, почему лежит, неужели так сильно ударили снежком, вдруг ему плохо? Паша подскакивал и кричал: «Бу-у-у-у! Что испугались?», и смеялся. Поначалу ребята пугались, а потом привыкли что мальчик так дурачится и перестали обращать внимания на его выходки.
Однажды, после школы, все дети договорились пойти кататься с горки. Кто-то взял санки, кто картонки. Горка была на другом конце деревни, её специально заливали льдом, там играли все детишки. Выходила горка на железнодорожные пути, но до туда никто не доезжал, все знали, что это опасно, поэтому горка заканчивалась в нескольких метрах от рельсов, и дети никогда не ходили дальше.
Маленькая Баба Галя с классом пришли и стали кататься, играть в снежки и отлично проводить время. Тут этот мальчик Паша, взял санки, залез на самый верх горки, поехал, и так сильно разогнался что санки вылетели прямо на рельсы! Паша упал лицом вниз и остался так лежать. Все это видели, но никто не испугался. Первые несколько минут все подумали, что он снова притворяется. Кто-то побежал кататься дальше, а остальные стали кидать в Пашу снежками, смеяться и кричать: «Ну хватит уже! Это не смешно, вставай дурачок! Скоро поезд поедет!» Паша лежал не двигаясь. Маленькая Галя заподозрив неладное, подбежала и перевернула мальчика. У Паши был разбит нос и текла кровь! Он на самом деле потерял сознание! Несколько мальчишек побежали в соседние дома за помощью. Галя с девочками оттащили Пашу и санки с путей. Мальчику повезло что рядом жил фельдшер. Он прибежал на помощь привёл в чувства Пашу, помог ему, и отвёл домой. Ребята потом навещали одноклассника, а он больше никогда так не шутил.
Послушав эту историю, я понял, что нельзя шутить с такими вещами. Нельзя просить помощи если она не требуется, нельзя притворяться, будто тебе плохо. Однажды с тобой действительно может случиться что-то такое, но никто не поверит, что тебе плохо по-настоящему и не поможет! Этому мальчику просто повезло. Кто знает, если бы маленькая баба Галя не обратила на него внимания, что было бы. Вот такая история.
Русский язык 6 класс, 7 класс
Популярные сочинения
- Паратов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)
Паратов Сергей Сергеевич – один из главных героев пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Это успешный, богатый, уверенный в себе человек около тридцати лет. Он красив собою - Сочинение Отношение Чацкого к крепостному праву
Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии Грибоедова. Это произведение написано почти двести лет назад, но до сих пор не утратило своей - Сочинение на тему Лирика Лермонтова
Когда в разговоре проскальзывает вопрос о том, кто же является самым лиричным поэтом России, некоторых это, конечно, вводит в ступор, но большинство поразмыслив, отвечает: Лермонтов. И действительно, Лермонтов Михаил Юрьевич
Конспект урока развития речи 7 класс план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Чтобы скоротать время и отвлечься от нараставшего напряжения, я стал наблюдать за длиннохвостыми синицами, компанией перелетавшими с дерева на дерево. И в это время, когда я подглядывал за птицами, где-то далеко у озера раздался еле слышный вой. То, что это была собака, я не сомневался, но почему вой? Я кинулся на голос с ружьём наперевес, отбрасывая от лица ветки. До озера оставалось уже не очень далеко, когда ноги мои остановились, потому что загнанное сердце просило пощады. Я мешком повис на каком-то дереве и сквозь туман в глазах совсем рядом увидел заячий след, по которому прошла собака. Но след уходил не к бобровым завалам, а почему-то на заросший молодым березняком мыс. Это потом я отдал должное сообразительности зайца: перед тем как залечь, косой перешёл по тонкому льду, понимая, что для его более тяжёлых преследователей молодой лёд станет ловушкой.Доля провалилась метрах в пятнадцати от берега. Услышав меня, она стала жалобно скулить и пытаться выбраться из полыньи, но лёд ломался, и она снова от отчаяния завыла. Я метался по берегу, как безумный, не зная, что предпринять, а Доля, положив передние лапы на лёд, продолжала выть. Сколько это продолжалось, я не помню. Отбросив ружьё, пошёл в лес, спасаясь от страшной развязки.Как далеко я успел отойти от берега, не знаю, но в какое-то мгновение развернулся и ломанул обратно.
Складная шведская ножовка у меня всегда с собой, а капроновые верёвочки я по старой привычке ношу в больших карманах охотничьей куртки. Спилить несколько берёзок было делом пяти минут. У первой обрубил ветки только до половины и положил на лёд. К ней привязал полностью обрубленную, потом вторую, и наконец гирлянда из четырёх берёзок дотянулась до полыньи.Доля уже, кажется, еле держалась, она не могла даже выть; время от времени она только по-щенячьи скулила. И когда я, проворачивая гирлянду, стал накрывать собаку ветками, страх охватил меня снова. Мне показалось, что я утоплю её. Но тут Доля, спасаясь от веток, наседавших на неё, стала лапами подминать их под себя, инстинктивно стараясь оказаться сверху. Потянув своё приспособление, я почувствовал, что тащу его вместе с собакой.Стоя на коленях, я прижимал к себе дрожащую мокрую Долю, всё ещё не веря, что самое страшное уже позади. И если бы я сказал, что в эти минуты мои глаза были сухие, это было бы неправдой. Те, кого судьба на жизненных путях-дорогах сводила с этими хвостатыми созданиями и кто хоть однажды был удостоен их верной бескорыстной любви, меня поймут.
В этот день было уже не до охоты. Я гнал машину в город, а моя любимица, завёрнутая в куртку, дремала на заднем сиденье и, наверное, досматривала сон про зайца, до которого сегодня так и не удалось добраться.
(По Л. В. Вертелю*)
Как написать рассказ?
Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.
Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.
Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.
Текст-рассуждение
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Пример
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Части текста-рассуждения
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
К примеру:
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Например:
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Например:
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Популярные сочинения
- Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 5 класс
Лето. Море. Солнце. Песок. Это является мечтой для каждого человека. Но некоторым выпадает возможность жить на побережье и это очень дорого. Прекрасно иметь такую возможность. - Сочинение Репортаж (5, 7, 8 класс)
Мы начинаем наш репортаж с важнейшего события сегодняшнего дня. В школу привезли компьютеры! Итак, прямая трансляция. Подъехала и теперь паркуется к входу машина типа «Газель», которую уже поджидал наш учитель информатики. - Сочинение Победа в войне — заслуга народа
В обществе есть определенные управляющие и направляющие элементы, которые определяют зачастую если не структуры этого сообщества, то формы, очертания, ход основных процессов.
Примеры текстов-рассуждений
Задание 1.
Прочитайте текст, определите тезис, доказательство, вывод.
Кто на свете самый сильный?
Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей.
Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.
Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.
Поэтому самый сильный на свете – муравей.
Задание 2.
Прочитайте предложения. Расставьте их в нужном порядке, чтобы получился текст-рассуждение.
Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый.
«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.
Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.
Почему воробья так назвали?
Расставив предложения в нужном порядке, мы получим текст-рассуждение:
Почему воробья так назвали?
Дело в том, что он очень прожорливый.
Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.
«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.
Так и зовут его с тех пор.
Задание 3.
Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст-рассуждение.
Собака – _____ человека _______, она спасает людей в горах, при пожарах _______, помогает в работе. Собака может быть _________, _______ и _________. И наконец, она просто отличный товарищ __________ собакам люди ставят памятники, пишут о них ______.
Одним из вариантов может быть:
Собака – друг человека. Во-первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во-вторых, помогает в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ. Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги.
Вывод в тексте-рассуждении иногда может отсутствовать.
Сочинение на тему рассуждение 6 класс русский язык
Конспект урока по теме «Высказывания на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение» . 6 класс. Составитель: Ю.С. Гарифуллина, учитель русского и литературы МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК», г. Мариинск, Кемеровской области. Учебник: Русский язык.6 класс/ М.Т.. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- Москва.: Просвещение, 2020. Цель урока:1. Ознакомление учащихся с особенностями рассуждений на дискуссионную тему; Освоение способов написания сочинения с применением алгоритма. 2.Развитие умения отстаивать свою точку зрения. 3. Воспитание уважения к собственному труду. Задачи: создать условия для развития УУД: познавательных: анализировать, сравнивать, извлекать информацию из текста создавать письменное высказывание-рассуждение на дискуссионную тему; регулятивных: формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач. коммуникативных: адекватно понимать информацию письменного сообщения, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать. личностных: осознание значимости получаемой учебной информации, стремление к речевому совершенствованию. Планируемые результаты: Предметные: иметь представление о сочинении- рассуждении на дискуссионную тему, уметь применять алгоритм написания сочинения-рассуждения на тему,связанную с анлизом текста. Личностные: уметь проводить самооценку речевого совершенствования. Метапредметные: уметь формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать. Основные понятия: рассуждение, дискуссия, дискуссионная тема Межпредметные связи: литература. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Организация пространства: фронтальная, групповая, работа в парах. Основные ресурсы: учебник, раздаточный материал. Технологическая карта урока Таблица 2 Ход занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1.Организационный момент (1 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Регулятивные УУД формирование умения внутренне организовать себя,сосредо-точиться. 2.Введение в тему. Актуализация знаний. (4мин) Читает эпиграф, записанный на доске : Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»), формулирует задание. – Для вас одноклассники подготовили небольшую сценку. Вы посмотрите её и определите, была ли здесь дискуссия. – Как вы думаете, связана ли эта сценка с нашей темой урока? Попробуйте сформулировать тему урока. Актуализирует значение темы. — В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека; события в жизни людей, общества; книги и фильмы и т. д. Иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В таких случаях важно суметь доказать свою правоту. Как это сделать? – Можете ли вы ответить на этот вопрос? Проигрывают сценку. (Приложение 1) Осмысливают и отвечают на вопросы: – Нет. Дискуссии не было. Здесь просто девочки не поняли друг друга. И даже не попытались друг другу что-то доказать. – Высказывания на дискуссионную тему.. – Нет. Нам нужно этому учиться. Коммуникативные УУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками Регулятивные УУД аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные УУД Находить информацию в тексте; подведение под понятие; целеполагание Совместная постановка целей и задач урока. Уточняет понимание целей и задач. – Соответственно чему мы будем сегодня на уроке учиться? – Да. Мы сегодня будем учиться писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему (упр. 480); пользуясь алгоритмом, который у вас лежит на парте. Уточняет понимание поставленных целей и задач. – А для чего вам это нужно знать? Формулируют цель и задачи. – познакомиться с особенностями рассуждений на дискуссионную тему, учиться оформлять на письме. Эти знания пригодятся в жизни, а в ближайшем будущем при сдаче зачётов и экзаменов. КоммуникативныеУУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательных целей Личностные УУД осознание значи-мости изучаемого материала. 3. Открытие учащимися новых знаний( 10мин) Запишите понятия в тетради: Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно- следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу , сужде- нию. Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. Контролирует выполнение задания (спрашивает 2 пары учеников) -Расскажите друг другу. Предлагает упр.№ 480 стр.87. Контролирует выполнение работы. – Как озаглавили текст? Записывают число, тему урока, понятия, комментируют по предложению. Работают в паре с понятиями. Рассказывают друг другу. Продолжают работать в паре. Знакомятся с текстом учебника, обсуждают прочитанное, озаглавливают текст. (устно). – Кто прав? – Спор. КоммуникативныеУУД Инициативное сотрудничество в поиске информации Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений 4.Подготовка к практической деятельности( 10мин) Объясняет новый материал, подготавливает к практической деятельности (Сл.5-8). – Мы с вами сейчас рассмотрим структуру и алгоритм написания сочинения- рассуждения на дискуссионную тему. И вы напишите сочинение. Раздаёт клише на каждую парту. Знакомятся со структурой и алгоритмом написания сочинения-рассуждения, рассматривают клише к каждой части. (Приложение 2). (Приложение 3). Регулятивные УУД предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. КоммуникативныеУУД Умение работать в паре, в группе Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации в решении рабочих задач. Формулирует вопросы. – Разбираем по алгоритму – На сколько смысловых частей делится текст? Озаглавьте части. – Как вы думаете, кто прав? Вы должны сейчас разделиться на группы.1группа пишет о правоте деда; 2 группа о правоте внучки; 3 – что оба правы. – Кто автор? – Найдите в тексте предложение, от которого будете отталкиваться, отвечая на дискуссионный вопрос. – Что хотел сказать автор в своём высказывании? – Сейчас вы, работая в группе, будете объяснять видение ситуации. Какое клише вы используете во введении? – Так как текст у нас небольшой вы приведёте 1 аргумент. А в экзаменационной работе нужно, сколько обязательно аргументов? – Какое клише к основной части выбирают группы? – И последний пункт прочитайте…. – Назовите мне клише к выводу. Работают по алгоритму, подбирают клише. -на 5 Работают в паре 1. У меня есть внучка. 2. Что подарить подруге? 3.Советы мамы. 4. Подарок своими руками. 5. Скажут, что я плохая подруга. – Дедушка – Внучка – Оба правы Садятся по группам и работают в соответствии со своим заданием. – Дедушка, который рассказывает. 1 группа:…. В дни рождения дарить ….. что сделано своими руками. 2 группа: Нужно купить какой-нибудь подарок. 3 группа: Что бы ей подарить? – Дети не имеют денег и должны проявлять творчество и подарки делать своими руками. 1 группа: Я думаю…. 2 группа: Я считаю… 3 группа.: Мне думается, что… – Два примера. – Эту мысль подтверждает предложение… – Читают. 1.Исходя из сказанного… 2.Таким образом, мы пришли к выводу… 3. Исходя из сказанного.. 5.Физкультминутка.(1 мин) Предлагает выполнить гимнастику для шеи. 1. Повернуть шею вперёд, назад – 5раз. 2. Влево, вправо – 5 раз Выполняют гимнастику. 6.Творческая практическая работа. (15 мин) Контролирует практическую работу, корректирует текст. Работают в группе, пишут сочинение. Личностные: уметь проводить само-оценку речевого совершенствования Регулятивные УУД Умение контролировать и оценивать учебные действия Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. КоммуникативныеУУД понимать информацию письменного сообщения, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать. 7.Итог урока. Рефлексия.(3 мин) Подводит итог. Организует общение. Закончите предложения: 1.Я познакомилась сегодня с понятиями…. 2. Сочинение – рассуждение на дискуссионную тему имеет структуру…. 3. Мне понравился урок, потому что…. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Ставят отметки за работу на уроке. Познавательные УУД уметь анализировать свою деятельность Коммуникативные УУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные УУД осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствова-нию. Регулятивные УУД Оценивать степень успешности. 8. Домашнее задание(1 мин) Даёт комментарий к домашнему заданию. Выучить алгоритм. Упр.481стр.88. В задании вам нужно обосновать своё мнение. Как вы это будете делать? Записывают задание. – Сначала выразим своё согласие или не согласие, потом приведём аргумент и сделаем вывод. Регулятивные УУД Умение самостоятельно выполнять учебные задания Список использованной литературы 1. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предметной области «Филология» [Текст]: методические рекомендации: в двух ч. / сост. И.Г.Вертилецкая, Л.В. Ровнова – Ч.1. Русский язык и литература.- Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2014- 387с. 2. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Г. Баранов и др. – 2-е изд.- М. : Просвещение , 2014.- 159 с. 3. Русский язык. 6 класс. [Текст] Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Г. Баранов и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский – 5-е изд- М. : Просвещение, 2020.- 191с. 4. Русский язык. 9- класс. Подготовка к ОГЭ – 2020. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2020 год [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н/Д : Легион, 2020.- 496 с. Приложение 1 Сценка для учащихся. Маша: Слушай, я тебе смешную историю расскажу. Я вчера взяла папку по мышку и пошла, заплатить за свет, меня мама попросила. Марина: Ха-ха-ха! И, правда, смешно. Маша (удивлённо): Да чего смешного? Я ещё и рассказывать не начала. Марина (хохоча): Папку… под мышку! Хорошо выдумала. Да твой папка под мышку и не поместится, он же не котёнок! Маша: Почему «мой папка»? Папка – папина. Ты от смеха правильно говорить разучилась, что ли? Марина: (подпрыгивая и стуча себя по лбу): А, я догадалась! Дедушку – под мышку! Сама неправильно говорит, а ещё учит. Теперь понятно: папка папин – это твой дедушка Стёпа! А вообще, здорово ты это придумала – смешно и с загадкой! Маша (обиженно): Причём тут мой дедушка Стёпа? Я тебе совсем другое хотела рассказать. Не дослушала, а смеёшься, говорить мешаешь. Да ещё дедушку моего приплела, под мышку посадила! Ну и сказочница! Лучше я домой пойду, чем с тобой разговаривать. Марина (сама себе, оставшись одна): И чего она обиделась? Зачем смешные истории рассказывать, если и посмеяться нельзя? Приложение 2. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему, связанную с анализом текста. 1. Вдумчиво и не спеша прочитайте текст. 2. На сколько смысловых частей делится текст. Озаглавьте каждую часть. Подчеркните в каждой части ключевые слова. 3.Найдите в тексте предложение, от которого будете отталкиваться, отвечая на дискуссионный вопрос, и подчеркните его. Определите: а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) в начале, середине или конце; б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору; в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю ( …… какова идея произведения); г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно; д)если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение ( при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, его речевой характеристики ). 4.Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента. 5. Объясните, как вы поняли текст: дайте своё видение дискуссионной ситуации, свою трактовку смысла рассказа. Помните, что вы должны выразить своё мнение . 6.Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о сложившейся ситуации. 7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла дискуссионной ситуации. Приложение 3. Клише к сочинению – рассуждению 15.2 Часть сочинения Клише Вступление Я думаю (считаю), что… По-моему… Мне кажется (думается), что… в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре). Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…. Основная (аргументация) Примером может стать аргумент из текста, в котором…. Эту мысль подтверждает…. Эту мысль подтверждает предложение… Заключение (вывод) Итак, в заключение….Исходя из сказанного…. Таким образом, мы пришли к выводу…Делая выводы….