Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309.Когда слово становится преступлением?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru
Связанные страницы:
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Что направляет человека на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
- Какие качества необходимы для первооткрывателя?
- Какие качества необходимы для путешественника?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как определить свой путь в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Для чего люди путешествуют?
- Как путешествовать, не выходя из дома?
- Что мешает человеку двигаться вперед?
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Что такое технический прогресс?
- Как развитие технологий влияет на общество?
- Как развитие технологий влияет на человека?
- Как развитие технологий влияет на экологию?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Для чего необходим прогресс?
- В чем заключается личностное развитие?
- Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Какие люди способны стать двигателями прогресса?
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:
- Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Можно ли оправдать преступление?
- Какое преступление никак нельзя оправдать?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Почему люди становятся преступниками?
- Что мешает человеку преступить закон?
- Какое наказание для преступника является самым страшным?
- Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
- Можно ли оправдать убийство человека?
- Жестокость по отношению к животным — это преступление?
- Может ли преступник исправиться?
- Как бороться с преступностью в обществе?
- Какие преступления нельзя прощать?
- Может ли справедливость быть жестокой?
- Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
- Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Чувство вины — это хорошо или плохо?
- Что толкает людей на преступления?
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Что лучше: книга или фильм?
- В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
- Как музыка влияет на людей?
- Может ли кино заменить литературу?
- Может ли кино заменить театр?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
- Чему учит читателя классическая литература?
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
- Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Может ли чтение быть опасным?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
- Какие качества помогает воспитать в себе литература?
- Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
- Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
- Верно ли, что музыка — это язык чувств?
- Почему люди в 21 веке не перестают читать?
- Могут ли новые технологии заменить искусство?
- Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
- Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
- Зачем человек слушает музыку?
- Зачем человек читает книги?
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Что значит «любить Родину»?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
- Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
- Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
- Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Чего не хватает на Руси для полного счастья?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Почему люди на Руси страдают?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает нам найти счастье на Руси?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС
Читайте также:
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)
Задание 1.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
Задание 2
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОСНОВА, -ы, ж
1) Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная основа конструкции.
2) Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
3) мн. ч. Исходные, главные положения чего-нибудь. Основы экономических знаний.
4) В значении предлога с родительным падежом; опираясь на что-нибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного пункта. Действовать на основе инструкции.
5) Существенный признак, по которому распределяются явления, понятия. Единая основа классификации.
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сверлИт
красИвее
занялА
начАв
грАжданство
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ПАМЯТЛИВЫЕ места нашего города привлекают местных жителей и туристов, так как являются частью истории нашей страны.
Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании — родине этого вида спорта.
В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 1) Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками. 2) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы. 3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив». 4) Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучения состава и строения валунов — обкатанных и слегка закруглённых камней. 5) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке. 6) Сверхпроводники – это материалы, не имеющие электрического сопротивления при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений. 7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем предыдущие поколения. 9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина. |
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) гимназист, завещать, прикосновение
2) этикетка, тревожиться, происходить
3) возникновение, нежнейший (шёлк), побледневший
4) гористый, вишнёвый, передавать
5) передвигаться, изложение, минеральный
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный
3) пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
4) арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) затм..вать, подароч..к
2) усидч..вый, ненавид..ли
3) аплодир..вать, издавн..
4) никел..вый, наста..вать
5) солом..нка, разборч..вый
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) намаж.шь, накле..вший
2) рассмотр..шь, оконч..вший
3) подремл..шь, определя..мый
4) подпрыгн..шь, невид..мый
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Сегодня, когда опреснение морской воды стало экономически затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить питьевой водой все районы Земли, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ до конца сути важнейших правил коммуникации, многие люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день в общении с другими людьми. Далеко (НЕ)ПРОСТО самостоятельно освоить технологию обработки металла и получить профессию кузнеца.
Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
Стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, Л.Н. Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, по мнению классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».
(НА)ВСТРЕЧУ медленно, тяжело громыхая, двигался гружёный состав, а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве И.Е. Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Задание 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна — письме(2)ый стол для занятий; огромный сундук, обитый кожей и кова(3)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(4)ый резной костью.
Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.
2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.
Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем.
Задание 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Тогда (1) быть может (2) нас спасут
Ирония и жалость к людям,
Которым мы простим их суд,
А сами судьями не будем.
Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь
И не отвергнешь (6) друг весенний (7)
Трудолюбивый опыт наш
В пылу повальных отречений.
(Д.С. Самойлов)
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.
(К.Г. Паустовский)
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В детстве Плюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Юрий Александрович Бычков — спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (З)Цель командировки — подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново — эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, — так и родилось сочетание «Золотое кольцо».
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (З)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева:
— Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:
— Зачем?
(9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…
(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.
(20)Давайте покатаемся на пруду, — предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. — (21)Будем воображать, что мы в Химках.
(22)Или в Средиземном море, — вставил Павлик.
(23)Или в Индийском океане, — восторженно подхватила Женя.
(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.
(29)Больше Женя не бывала с нами. (ЗО)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…
(32)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
(33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!
(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
— Где же и когда мы встретимся?
(З6)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.
(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…
(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) — русский советский писатель- прозаик, журналист и сценарист.
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии.
2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь.
3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться.
4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день.
5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 7 поясняет, раскрывает смысл предложения 6.
2) Предложение 10 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
4) В предложении 42 содержатся элементы описания внутреннего состояния героя.
5) В предложениях 43, 44 содержится повествование.
Задание 24
Подберите один синоним к слову врасплох (предложение 4). Запишите этот синоним.
Задание 25
Среди предложений 5-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«В тексте Ю.М. Нагибина рассказывается о судьбе поколения, юность которого совпала с войной. Надежды выпускников на счастливое будущее автору помогают передать художественные средства, среди которых троп — (А) ___ («словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным» в предложении 3), «будто этот день застал нас врасплох» в предложении 4 и синтаксическое средство — (Б) ___ («недоговорено, недожито, не исчерпано» в предложении 4). Грусть и сожаление рассказчика о неосуществлённых возможностях передают тропы: (В)___ («досадной и грустной утраты» в предложении 35, «острое, щемящее беспокойство» в предложении 42) и (Г) ___ («слепоту своей юношеской души» в предложении 45)».
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов предложения
6) анафора
7) антонимы
парцелляция
9) метафора
Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник: ФИПИ
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ТЕПЛОХОДЕ
С самого раннего детства я любила смотреть фильмы и передачи о морских путешествиях. Особенно меня привлекали те, в которых показывали увлекательные круизы на теплоходах. Мне все время хотелось оказаться на месте роскошных женщин с развевающимися на ветру волосами, задумчиво стоящих на палубе и провожающих взглядом убегающие волны.
Возможно, слова мои вызовут улыбку, но ведь это были мои детские мечты, меня манила красота и романтика всего, что связано с морем. И я думала, что мечты так и останутся мечтами — ведь живем мы далеко от океана, а путешествия в дальние страны если и станут когда-нибудь доступны мне, то произойдет это очень не скоро. Но судьба решила, видимо, порадовать меня, а заодно и моих родителей, и предоставила нам уникальную возможность совершить морскую прогулку на теплоходе, хотя это, конечно, и не круиз на океанском лайнере.
Дело было на Черном море, где наша семья проводила летний отпуск. Однажды утром в наш номер вошли знакомые моих родителей и предложили отправиться вместе с ними в небольшое путешествие из Ялты к мысу Айя. Нам обещали массу впечатлений и ни с чем не сравнимое удовольствие.
Мы, конечно же, с радостью согласились. Путешествие оказалось организованной, хорошо подготовленной экскурсией на белоснежном двухэтажном теплоходе.
Мы выбрали места на верхней, открытой палубе, откуда можно было не только любоваться окружающими достопримечательностями, но и ощущать свежесть морских волн, слышать крики чаек над головой, вдыхать аромат морского воздуха. В предвкушении чего-то необыкновенного мы ступили на борт. Как только все пассажиры заняли свои места, теплоход медленно и величественно отошел от причала. Экскурсовод представился нам и пожелал удачного путешествия. Теплоход плавно покачивался на волнах.
Но вот корабль стал постепенно набирать ход, зазвучала приятная музыка и мы забыли обо всем, погрузившись в волшебное ощущение «бега по волнам ».
Солнце ласково улыбалось нам с небес, а наш белый теплоход уверенно рассекал морскую гладь, оставляя за бортом пенящийся след. А впереди нас ждало удивительное знакомство с неизвестными местами. Мы отплыли уже достаточно далеко от берега, и я восторженно смотрела вдаль — на восхитительную линию Крымских гор. То устремляясь вверх гордыми вершинами, то полого спускаясь почти к самому морю, величественная горная гряда тянулась на десятки километров, завораживая взгляд своей красотой. А у самого берега скалы вдруг превращались в причудливые образы животных. Вот перед нами гора-кошка, которая, будто мягкий пушистый зверек, спустилась к воде и наблюдает. Даже возникло желание погладить ее. А вот, кажется, опасный хищник — аллигатор поднялся на берег, на время коварно спрятав свою пугающую пасть в морских водах. Пока он дремлет, но попробуй подойти ближе — и неизвестно, что придет на ум этому кровожадному животному. А это что за загадочные зубцы на выступе горы, напоминающие нам очертания хвоста динозавра? Конечно же, это гора-дракон, охраняющая свою территорию от вторжения непрошеных гостей. Замешкайся чуть-чуть, разозли чем-то этого грозного охранника — и тебе не избежать его испепеляющего огня.
А вот с одной из горных вершин словно сбегает вниз удивительная река. Удивительна она тем, что «волны» ее состоят из разнообразных камней, на которых, словно солнечные блики, уютно обосновались белобрюхие чайки. Благодаря их постоянному движению, создается впечатление, что с гор несутся настоящие водные потоки. А вокруг этой необычной реки величественные седые скалы, нависающие над самой водой, надежно хранящие отпечатки нашей далекой истории. Эти места помнят запах и шум сражений. На мужественном могучем теле этих скал еще видны шрамы от ядер франко-английской эскадры и разрывов фашистских снарядов. Скалы испещрены мелкими круглыми отметинами, оставленными вражескими орудиями.
Но во время путешествия мы любовались не только красотой Крымских гор и скал. Прекрасный богатый мир крымской природы открылся перед нами во всем своем великолепии. Здесь повсюду, куда ни бросишь взгляд, на гористых склонах раскинулись леса и прекрасные виноградники.
Недалеко от них на побережье построены винодельческие заводы, на которых производят великолепные массандровские вина. Вина эти славятся не только в Украине, но и далеко за ее пределами.
По пути мы любовались не только красотами крымской природы, но и прекрасными архитектурными памятниками, среди которых Ливадийский и Воронцовский дворцы, «Ласточкино гнездо», примостившееся высоко на краю утеса, знаменитая Форосская церковь и многие другие. В этих местах снималось и снимается немало известных кинофильмов, мюзиклов («Небесные ласточки», «Человек-амфибия», «Пираты XX века», «Собака на сене», «Десять негритят», «9 рота», новогодний мюзикл «Фигаро» и многие другие). Кроме того, на Южном берегу Крыма находятся дачи многих известных деятелей науки, искусства и политики. Эти архитектурные ансамбли удачно вошли в живописный крымский ландшафт — они окружены великолепными рукотворными парками. Среди них особо выделяются своими размерами и красотой парки Ливадийского и Воронцовского дворцов, Форосский парк. Рядом с поселком Мухолатка находится дача президента Украины, также расположенная в живописной парковой зоне.
У мыса Ласпи наш теплоход замедлил свой бег, чтобы мы могли полюбоваться игрой крымских дельфинов — афалин. Небольшая стайка этих чудесных животных подплыла почти к самому берегу. Дельфины резвились, то выпрыгивая из воды, то ныряя на глубину, то соревнуясь в скорости с нашим теплоходом. Их появление вызвало всеобщее оживление и восторженные возгласы, мы готовы были долго еще любоваться дельфинами, но впереди нас ждал мыс Айя и возвращение в Ялту.
Путешествие на теплоходе стало самым ярким событием прошедшего лета. Впечатления, полученные от морской прогулки, настолько сильны, что стоит мне закрыть глаза, как я снова оказываюсь на палубе белого теплохода, и мне кажется, что я слышу и крики чаек, и шум волн, ощущаю свежий морской запах, влажные соленые капли на лице, а перед глазами проплывают живописные крымские пейзажи. Если за окном непогода или мне вдруг становится грустно, я закрываю глаза и окунаюсь в воспоминания того чудесного летнего дня.
Я верю, что мечты рано или поздно сбываются, и впереди меня непременно ждет кругосветное плавание на великолепном океанском лайнере!
«
Пейзажная зарисовка. Сочинение-описание природы. Первое дыхание весны»
Учителя
Ашралиевой Мархабы Какишевны, МКОУ «Лаганская СОШ №3 им. Очирова Л-Г.Б.» РК, г
Лагань.
Цель
урока : Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию
сочинения, используя личные наблюдения, произведения признанных мастеров слова,
репродукции картин художников.
Образовательные
: дать понятие о пейзажной лирике, закрепить навыки работы над сочинением –
описанием;
Развивающие:
совершенствовать умение сознательно использовать в речи
изобразительно-выразительные средства языка;
Воспитательные:
способствовать формированию любви и вниманию к природе, поэтическому восприятию
природы;
4.
Аудиозапись Вивальди»весна2. 2подмснежник» П.И .Чайковский.
4.
Произведений
, дать анализ текста, уделяя особое внимание изобразительно-выразительным
средствам языка;
6.
Научному
консультанту определить по толковому словарю лексическое значение
Слов «зарисовка», пейзаж.
7.
Искусствоведам
собрать материал о полотнах А.К.Саврасова «Грачи прилетели,
8.
И И
Левитана «Март», «Весна. Большая вода».
№
Структура и содержание
урока
1 Этап мотивацтии
Музыка Вивальди «Весна»
«Индуктор»
( прием, помогающий вызвать чувства,
воображение)
1. Запишите с/с « весенний лес» и свои
ассоциации по смыслу, по звучанию, по цвету, по слуху, по осязанию;
2. 2Прочитайте свои ассоциации, дополните свои
ряды услышанными понравившимися словами).
3.
2 Расширение «вербального
Облака»
Смысла словосочетания «Весенний ле»
1 Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева и
запишите то, что понравилось , запавшие в душу необычные слова, дополните
свои ряды.
Лист зеленеет молодой
Смотри, как листьем ,молодым
Стоят обвеяны березы
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым… Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, —
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной… О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа!..
_ О чем это стихотворение?
-Как бы вы его назвали?
— Какие мысли и чувства вызвала у вас
музыка?
Сегодня мы совершим путешествие в мир звуков
и красок весны и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта , яркий взгляд
натуралиста, ,зоркий – художника, и пусть будет вместе с нами
Яркое и образное слово поэта и писателя.
Мы будем отыскивать в природе первые
признаки весны попробуем выяснить, изменяется природа весной, будем учиться
передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы
выражать ее неповторимость.
4. Введение новых понятий
Словарная работа
— Какое слово в формулировке темы требует
толкования?
(Зарисовка)
_Что такое зарисовка-Что такое пейзаж?
Пейзажная зарисовка – это изображение
природы в разных видах искусства- Запишите определение в тетрадь
5. Осмысление высказывания
«Я уверен , что для полного овладения
русским языком нужно общение с пожитями и лесами, водами, старыми ивами, с
пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины».
К. Г.
Паустовский
Стихотворение «Все в тающей дымке»
Н.И. Рыленков
— Какой совет дает нам Рыленков?
— Какие качества нужно воспитывать в себе,
чтобы по – настоящему чувствовать красоту природы?
Слайд
5 Погружение в тему
Прочитать отрывок из стихотворения АА Фета
«Весна»
Еще весны душистой нега
К нам не успела снизойти,
Еще овраги полны снега
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте…
— Давай те попробуем отыскать в природе эту
живую весть возрождения.
Слайд
6. Этап практической деятельности
1. Поэтическая композиция «Первое дыхание
весны»
Е. А. Баратынский «Весна»;
Д. Н. Кугультинов «Весна»;
А.С. Пушкин. Отрывок из романа «Евгений
Онегин»;
С.Я. Маршак «Апрель»;
А.Н. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи»;
В. А. Жуковский «Приход весны».
— Какие приметы окружающей весны увидели
поэты в окружающей природе?
— Какое настроение объединяет эти отрывки?
— Поэты говорят об этом прямо или иначе
выражают свои чувства?;
2.В поэзии и живописи издавна осень, зима,
весна, лето означают нечто большее, чем времена года. Они связаны с расцветом
жизненных сил, с настроениями радости и веселья, грусти и печали. Сила
воздействия природы так велика, что не будь ее у нас , не было бы Пушкина,
Лермонтова, Чайковского, Чехова, Горького, Тургенева, ЛН Толстого, М М
Пришвина, К Г Паустовского, не было бы плеяды замечательных художников: Саврасова,
Левитана, Репина, Шишкина и многих других.
7 Этап актуализации имеющихся знаний
_ Что такое тема текста?
-Что такое идея текста?
-Назовите основные типы текста?
— По каким признакам определяем описание?
— С каким типом речи можно соединить
описание- В каком стиле будете писать сочинение? Почему?
Слайд
8 Этап практической деятельности
Очень тонко и проникновенно дает описание
начала весны А П Чехов.
— Прочитайте текст про себя, постарайтесь
почувствовать настроение автора.
« С земли еще не сошел снег, а в душу уже
просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как
кругом все весело, ласково, приветливо. Воздух так ясен и прозрачен, что если
взобраться на голубятню или на колокольню, то , кажется, увидишь всю
вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь,
купаются в лужах вместе с воробьями. Река надувается и темнеет, она уже
проснулась, и не сегодня – завтра, заревет. Деревья голы, но уже живут и
дышат.
Анализ текста
— Какая основная мысль текста?
-Назовите все предложения, раскрывающие эту
мысль.
— Что такое олицетворение?
— Найдите олицетворения в тексте?
— Найдите образные определения?
-Какое настроение? Чем вызвано такое
настроение?
Слайд
Работа в диалоговом режиме
Работа с текстами описаниями
К сегодняшнему уроку каждый из вас должен
был найти тексты-описания весенней природы.
Сейчас ваша задача:
1. Прочитать приготовленный текст;
2. Дать краткий анализ ( теме основная мысль,
изобразительно-выразительные средства языка, благодаря которым произведения
классиков привлекают яркостью и точностью языка.
Чтение отрывков из произведений и анализ их
11 группа – А П Чехов «Весной»,; С Аксаков
«Ледоход»;
2 группа – И Тургенев «Весенний рассвет»; А
Куприн «Скворцы»;
3 группа – М Пришвин «Предмайское утро»; М
Пришвин «Дуб»;
4 группа- М Шолохов « В степи весной»(
отрывок из романа «Тихий Дон»»; М Пришвин «Воспарение земли».
— Какой стиль речи используют авторы в
текстах- описаниях? (
— Какая мысль объединяет данные тексты?
-Какие языковые средства наиболее часто
использует автор?
( Предполагаемые ответы учеников: сравнения,
эмоционально окрашенные слова, эпитеты, олицетворения, распространенные
синтаксические конструкции, ряды однородных членов, повторы как
художественный прием для усиления эмоционального восприятия)
Работа в группах
Экскурсия в картинную галерею
С таким же лиризмом , но со своими
художественными средствами передают становление весны художники.
Выступление группы «Искусствоведы»
1 Более ста лет А С Саврасов написал свою
знаменитую картину «Грачи прилетели».
Но теперь, как и прежде, в Третьяковской
галере у небольшого полотна собираются люди и подолгу ее рассматривают.
«Грачи прилетели» — совсем не эффектная
работа. Казалось бы, ничем не примечатель ных деревенских задворках с
сугробами снега у заборов и тонкими , кривыми, как бы случайно выросшими
здесь березками?
Но полотно поражает соединением
обыкновенности мотива с редкостной поэтичностью его истолкования.
Саврасов совершил чудо: он открыл людям
глаза на удивительную красоту и поэзию того, что считалось некрасивым.
3 В картине «Март» И И Левитана, кстати,
ученика Саврасова, тоже нет ничего особенного: деревянный дом, у крыльца
–лошадка, неподалеку темнеет лес.
Но художник с такой любовью показал красоту
пробуждающейся природы, что уже много лет картина никого не оставляет
равнодушным.
Навстречу теплу и солнцу распушили маковки
березы. Подтаявший снег медленно сползает с крыш – вот-вот упадет. Солнечным
лучам ничто не мешает согревать землю. Поэтому золотистыми , словно мед,
стали стены дома. И длинные голубые тени легли на рыхлый снег.
3 Перед нами картина «Вода. Большая вода»
Если на первой картине «Март» мы видим
начало весны, то на этом полотне- весна в полном разгаре. Главная тема этого
холста- трогательно – прозрачная чистота весны и особенно застенчиво-робких,
еще не одетых голых березок. Большая вода выглядит как опрокинутое небо.
Тонкие, как свечи, по – девичьи стройные березки выглядят , как те березки,
Которые воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как
бы составляет их продолжение, их отголосок, из мелодичное эхо.
— Какой увидели художники весну?(Ранней)
— Какие признаки указывают на то, что власть
зимы не свергнута до конца?( В тени деревьев не проникают солнечные лучи, еще
лежат огромные сугробы. Пустует повешенный на березе домик для весенних
гостей. На деревьях нет листвы, сквозь голые ветки просвечивает небо.)
— Примите удобное положение , закройте
глаза, расслабьтесь.
П И Чайковский «Времена года»( прослушивание
музыкального пейзажа)
— Какие картины рисовало воображение под
звуки этой красивой мелодии?
—
Слайд
Подготовка рабочего материала к сочинению
— Чтобы написать творческие работы на
предложенную тему, надо помнить о том, что хороший текст – описание имеет
несколько планов: звуковой, зрительный, эмоциональный и др. Планы эти
создаются с помощью зрительных и звуковых образов и связаны с настроением и
душевным состоянием человека.
Надеюсь, что чуткое ухо дало вам возможность
услышать приметы весны, а зоркий глаз- их увидеть. Поэтому сейчас работаем с
таблицей. Это ваш рабочий материал к сочинению
— Запишите в таблицу, с помощью каких слов
можно передать зрительные и слуховые образы весны, настроение и душевное
состояние
Описание весны | |
Цвет | |
Звук | |
Запах | |
Ваше настроение, Состояние Души |
Цвет: блестит, как бриллианты, ручьи; воздух
ясен и прозрачен; голубые и белые подснежники; грязно-серые сугробы; лужи
мутной воды; серое( чистое, ясное) небо; плотный туман; потемневшие низкие
облака; изумруд первой зелени; листья коричнево-желтые; белые стволы берез;
светлые капли дождя; серебристые капли луж; яркое мартовское солнце;
голубоватый парок над землей, серебряные сосульки.
Запах: запах первых цветов; талой воды;
сырого ветра; сухих прошлогодних листьев; запах дождя: свежести, сырой земли,
березового сока; первой травы; птичьих гнезд; коры.
Настроение. Состояние души: блаженное,
сердце бьется в груди от встречи с обновляющей с обновляющей природой; сердце
трепещет; грустное состояние; восторженное, радостное настроение; томительное
ожидание; очарованность; тягостное ощущение прощания с зимой.
— Представьте, что вы художники. В руках у
вас волшебные кисти и богатая палитра изобразительных средств языка
Закончите зарисовку, постарайтесь передать через
слова свои чувства и настроение.
— Рассмотрим синтаксические конструкции
сочинения:
1 группа: Как можно больше построить начало
сочинения, используя односоставные предложения?
2 группа: Как можно построить начало
сочинения, используя вопросительные предложения?
3 группа: Как можно построить начало
сочинения, используя восклицательные
Предложения?
Возможные ответы:
1 группа : Весна…Иду по лесной тропинке. Под
ногами хлюпанье тающего снега. В воздухе пахнет талой водой, свежестью…
2 группа : Что это? Что за легкий шум? Что
за звуки ?
3 группа Весна – восхитительное время года!
Завораживающее впечатление! Все оживает и приходит в движение!
Домашнее задание : написать сочинение –
описание природы « Первое дыхание весны»