Он был мудрым правителем и народ сложил о нем немало легенд и песен. Олегу приписывали недюжинный ум, мудрость и даже умение предугадывать будущее. Он был отличным военачальником и бесстрашным воином.
Неудивительно, что А. С. Пушкин не смог обойти своим вниманием такую значимую фигуру и воспел подвиги князя в своем стихотворении “Песнь о вещем Олеге”. Автор говорит об Олеге как о русском богатыре, который много сражался и одерживал немало побед и при этом был любим судьбою. При написании произведения Пушкин опирался на русскую историю и предания о великом князе. Его очень заинтересовала тема неизбежности и предопределенности судьбы, которая звучит в легенде об Олеге.
Когда князь встретил волхва, он спросил у него о своей смерти. На это Олег услышал малопонятный ответ, что ему суждено принять свою смерть от любимого и верного коня, который верой и правдой служил князю. Тогда он попытался перехитрить судьбу и отослал коня, приказав хорошо о нем заботиться.
Однако в стихотворении четко прослеживается мысль о том, что предначертанное свыше не может быть изменено или отложено. Все должно произойти в свое время и именно так, как нужно. Несмотря на то, что князь избавился от коня и тем самым, как ему казалось, от угрозы смерти, судьба все равно его настигла. Спустя много лет, на празднике он узнает, что конь мертв, и хочет посетить место его захоронения. Когда Олег ставит ногу на его череп, оттуда вылезает змея и кусает князя. Таким образом, предсказанное сбывается, Олег действительно принимает смерть от своего коня.
Эта история наталкивает на мысль о том, что у каждого своя судьба и не нужно пытаться ее изменить.
Категория: Лучшие сочинения
А. С. Пушкин любил изучать историю. «Песнь о вещем Олеге» он создал после прочтения исторической летописи о киевском князе Олеге. Автор поэтически изобразил встречу Олега с кудесником, который предсказал ему судьбу. В начале песни Пушкин сообщает читателю о сборах князя на очередное сражение с «неразумными хазарами». В поле Олег и его дружина встречают кудесника, который вышел из «тёмного леса».
Из первой строки нам известно, что князь и сам многое предвидит. Ведь не зря его называли «вещий». Но Олегу интересно предсказание волхва. Он подъезжает к «мудрому старцу». Пушкин создаёт образ кудесника, как человека, который покорен только одним богам и никакой князь ему не страшен. Своими мольбами и гаданиями в течение жизни кудесник заслужил право давать советы и предрекать человеческую судьбу.
Оба персонажа представлены как равные собеседники. Князь уважительно относится к старцу и просит сказать всю правду о его судьбе. Олег говорит старцу, чтобы он не боялся, и получит награду. Но кудеснику не нужны «княжеские дары» и « волхвы не боятся могучих владык», потому что несут только правду.
Из предсказаний волхва мы узнаём о заслугах киевского князя, которые принесут ему славу, покорность людей, природы, даже зависть врагов. Все это Олегу будет дано без каких-либо поражений. Конь будет верным помощником. Но не все так радужно в предсказании старца. От верного коня князь и смерть свою примет. В этом предсказании кудесника мы видим развёрнутую характеристику Олега. Сила и мощь князя заключены в его справедливой власти и военных доблестях. Это могучий и мудрый властелин.
Только вещий Олег хочет обмануть судьбу и отпускает коня. Князь пытается изменить предсказания и показать, что кудесник неправ. Только судьба распоряжается так, как начертано свыше. Ведь кудесник несёт только правду, и смерть Олега неизбежна.
Я думаю, что в образе кудесника автор показал правдивого поэта, несущего своё слово в массы.
Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}
В «Повести временных лет», с которой мы познакомились еще в прошлом учебном году, есть легенда о смерти киевского князя Олега, жившего в X веке. Он прославился как мудрый князь и победитель «неразумных хазар» и других врагов Киевского княжества. Смерть якобы была предсказана Олегу волхвом (жрецом славянского бога Перуна).
Легенда о смерти князя Олега поразила воображение А. С. Пушкина, и он поэтически воспроизвел ее в своей знаменитой балладе «Песнь о вещем Олеге».
Когда читаешь «Песнь…» Пушкина, далекое время возникает в воображении как живое. Поэт не просто пересказывает легенду, а заставляет нас услышать старинную речь, увидеть, как «с дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне», а «из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник». Мы словно присутствуем при встрече князя Олега с волхвом-прорицателем.
Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель», славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит.
«Вдохновенный кудесник» предсказывает князю Олегу будущее. Из его речи мы узнаем, что князя ждет «дивная судьба», которой «завидует недруг». Олегу помогает «незримый хранитель», поэтому «под грозной броней» он не ведает ран. Ни «синего моря обманчивый вал», ни пращ, ни стрела, ни «лукавый кинжал» не страшны князю. Но смерть примет он от коня своего.
Мне кажется, что князь не совсем верит кудеснику, ведь, услышав предсказание,
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
Он привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. Для князя Олега его конь — «верный слуга», участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь. Как же поверить в то, что боевой товарищ может послужить причиной смерти? Олег пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Мы как будто слышим его прощальные слова:
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоминает о своем верном товарище. Услышав о его смерти, Олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет увидеть он кости коня». Наступив на череп, князь иронически опровергает предсказание:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Но, оказывается, кудесник не ошибся:
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала.
Ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь.
А. С. Пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой», донес до нас историю жизни и смерти «вещего» князя Олега, но и создал яркие, запоминающиеся образы и характеры.
Другие сочинения на тему “Песнь о вещем Олеге” Пушкина
?
Александр Пушкин создал множество произведений, разных по стилю и жанру. Поэт интересовался историей Руси, изучал документы и фольклорные источники по этой теме. В результате он пишет потрясающую балладу «Песнь о Вещем Олеге». В ней акцентируется внимание на героическом прошлом, а так же поднимаются важные философские вопросы, как, например, подвластен ли человек своей судьбе?
Центральными образами являются князь Олег и кудесник. Первый – главный герой, отважный киевский князь. Второй же есть воплощением поэта, ни от кого независимого человека-творца.
Образ Олега имеет исторического прототипа. Но при его создании автор использовал не только достоверные исторические источники, но и легенды. Олег известен своими успешными походами и боевыми подвигами. Дело было не исключительно в храбрости князя, но и в его мудрости, умении предугадать ход событий на войне. За эту особенность прозвали Олега Вещим. Когда войско князя стало побеждать греков, то те решили отравить врага. Они вынесли ему отравленное угощение. Однако Олег не принял его, так как разгадал их коварный замысел.
Но, несмотря на то, что Олег был мудрым стратегом, умел предсказывать события на войне, но свою судьбу он не смог предвидеть. Для этого в балладу введен второй важный герой, кудесник. Именно он говорит, что участь Олега решит его верный конь. И это очень символично, то, что погубит великого князя не опасный враг, а самый верный товарищ. Кудесник не просто говорит Олегу о его судьбе, но и дает ему емкую характеристику, как храброму и непобедимому врагами князю. Этот человек говорит правду, не боясь наказания. Ведь кудесник – это образ свободолюбивого поэта. Олег не хочет верить в то, что конь может навредить ему. Однако он отправляет верного друга подальше от себя.
Правильно ли поступает князь, поверив в пророчество? По сути, он сам отказывается от того, чтобы взять судьбу в свои руки. Возможно, автор хочет нам показать, что от судьбы просто так не отгородиться. Есть всего два варианта: либо следовать судьбе, либо активно ей противостоять. Но никак не пытаться от нее уйти. Князь пытался сделать так, и ему не удалось.
Князь раскрывается с хорошей стороны в любви к верному боевому товарищу, коню. Он всегда ухаживал за ним, доверял, как лучшему союзнику. И даже когда он его отправил подальше от себя, поверив в пророчество, то все равно не забывал о нем.
Художественный образ Олега, созданный Пушкиным, намного человечнее, чем в летописи. Ведь согласно летописи, Олег, узнав о своей судьбе, отказывается от коня и не хочет его больше никогда даже видеть.
Образ Олега – это образ бесстрашного воина, мудрого правителя, которого называли вещим за то, что он легко предугадывал ход военных событий, но не мог разгадать свою собственную судьбу.
В «Повести временных лет» есть легенда о смерти киевского князя Олега (X век), якобы предсказанная ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна). Легенда о смерти князя Олега привлекла внимание великого русского поэта А. С. Пушкина, и он воплотил ее в поэтические строки своей знаменитой «Песни о вещем Олеге». Мы читаем это произведение, и перед нами предстают картины «старины глубокой», открывается поэтически воспроизведенная картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего времени. Мы словно попадаем в те далекие годы, когда существовала Киевская Русь, слышим старинную речь, видим вещего князя, «могущего воителя», его любимца-коня, другая соратника, и его дружину, и мудрого провидца. Образ этого «вдохновенного кудесника» — «любимца богов» — представляется особенно торжественным и необычным. Чувствуется, что этот герой дорог автору ничуть не меньше, чем сам «вещий Олег», о котором сложена «Песнь… ». Вот перед нами описание первой встречи вещего Олега с мудрым старцем: *С дружиной своей, е цареградской броне,*Князь по полю едет на верном коне.*Из темного леса навстречу ему*Идет вдохновенный кудесник… Автор сразу подчеркивает значительность и величие этого образа: *Покорный Перуну старик одному.*Заветов грядущего вестник. Чувствуется и уважение к его преклонным годам, прошедшим в «мольбах и гаданьях», и преклонение перед его мудростью. Именно устами кудесника-волхва Пушкин отдает дань восхищения мужественному князю, прославившему себя в суровых походах. «Заветов грядущего вестник», умудренный богатым жизненным опытом, предсказывает князю Олегу его будущее, но тот внутренне спорит с прорицателем, не хочет ему верить (услышав предсказание, князь «усмехнулся; однако чело и взор омрачилися думой»), он пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Через много лет, возвратившись из походов, Олег вспоминает о своем верном товарище, а услышав о смерти коня, он, как ему кажется, побеждает в споре с мудрым старцем и произносит слова, снижающие ореол прорицателя: «Ты лживый, безумный старик». Но, наступив на череп коня и приняв смерть от укуса «гробовой змеи», князь тем самым подтверждает, что мудрый кудесник не ошибся. В летописном сказании о смерти Олега все внимание сосредоточено на самом событии, и кудесник появляется только для исполнения своей определенной роли, а в произведении А. С. Пушкина мудрый старец представлен центральным и равноправным персонажем: *«Волхвы не боятся могучих владык,*А княжеский дар им не нужен; *Правдив и свободен их вещий язык*И с волей небесною дружен». Именно в этих словах волхва, произнесенных с такой гордостью, отражены самые дорогие для Пушкина качества человеческой личности: внутреннее достоинство, независимость, мудрость человека, умение прорицать и способность говорить правду.
В начале X века в Киеве правил князь Олег. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами.
Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В народных преданиях Олег изображается колдуном, умеющим превратиться в зверя и птицу, и даже в муравья. О нем рассказывается, как об умном воине, сумевшем перехитрить греков, которые закрыли цепями Босфорский пролив, а Олег, поставив ладьи на колеса, подъехал к самому городу Царьграду. В народе Олега называли вещим за то, что он был мудрым князем и умел предсказывать будущее. Александр Сергеевич Пушкин читал летописи, изучал архивы. Поэт интересовался историей русского государства.
А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о богатыре. Ему подвластны воды и суша, его щит висит на воротах Царьграда, его боятся недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил колдуна. В ответ на вопрос князя, «…скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?», кудесник ответил: «…примешь ты смерть от коня своего».
У Олега был хороший конь, который много раз спасал ему жизнь во время сражений. Князь называл его товарищем, верным другом, верным слугой. Он любил своего коня. Когда Олег услышал предсказание колдуна, он решил расстаться с конем и приказал отвести его подальше и хорошо за ним ухаживать, хорошо кормить. Олег думал, что так он сможет избежать своей смерти.
Прошло много лет. У Олега было много походов, битв. Князь не погиб. Во время одного праздника Олег вспомнил о своем коне. Ему сказали, что конь уже давно умер. Олег рассердился. Зря он тогда поверил кудеснику и расстался со своим верным другом конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на место, где его похоронили. «На череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил». В этот момент из черепа выползла змея, и ужалила князя. Так сбылось предсказание кудесника, и великий князь умер.
В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду. Одни говорят, что он умер на месте, а другие – что князь после этого ещё несколько дней болел и умер мучительной смертью.
Каждый ученик класса пообедал в школьной столовой.Ск-ко всего учеников в классе,если 16 из них съели первое блюдо,22-второе,10-оба блюда.
найти значение выражение (x-2y)^2 -49 (числитель) / x^2-4Y^2+7x+14y (знаменатель)
задача
Боря купил 4 книги.Все книги без первой стоят 42руб без второй 40 руб без третьей 38 руб без четвертой 36руб сколько стоит каждая книга?
Какое число на 8,5% меньше,чем разность чисел 8v75 и 5v48?
1)Сумма двух чисел равна 15,а произведение равно 56.Найди эти числа.
Ответ:Эти числа…….
2)Сумма двух числен равна – 10,а произведение равно 16.Найди эти числа.
Ответ:Эти числа…….
география 6 класс рисунок каменный цветок
Помогите пожалуйста с примером . (1,02:1/50-7,26:11/70):3 1/5+0,4:0,36
Які клітини оточені клітинною оболонкою?
укажите примеры без словообразовательных ошибок
а)отменение закона
б)обсуждение чинопочитания
в)учтительное отношение
г)упорность в движение цели
д)взади вагона
е)прокомпостировать талон
ж)заместо родителей
з)вернуться издалека
Напішить формолу речовини.якщо вона складається з
1)атома Магнію і атома Оксигену
2)атома карбону і 4 атомів Гідрогену
3)атома Мангану і двох гідроксильних груп
4) Атома Кальцію і двох нітратних груп .
Пожалуйста мне это на завтра
Тема. Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта
Цель: показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах;
Воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства. Оборудование: портрет А. Пушкина; иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге».
ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слово учителя
— Говоря об обращении А. С. Пушкина к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес поэта к прошлому, его умение «погружать» читателя в изображаемую эпоху путем введенная в текст баллады устаревшей лексики.
Но есть еще что-то, ради чего поэт обратился к прошлому Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его в настоящем вопросы, сделать свои мысли о современности достоянием общества.
2. Словарная работа (проверка домашнего задания)
Вещий — (высокий стиль). Предвидящий будущее, пророческий.
Словарь русского языка С. И. Ожегова.— М.: Русский язык, 1990.— С. 82.
Віщій, кому все вьдомо и кто вьщает будущее; прорицатель, предсказатель; //умный, мудрый, смотрокь, предусмотрительный //разсудительный, умно и красно говорящій.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.— М.: Русский язык, 1989.— Т. 1.— С. 336.
3. Беседа с учащимися по домашнему заданию
1) Кого Пушкина называет в балладе «вещим»? («Вещий Олег») Почему он вещий?
2) Какое еще слово, понятие в балладе Пушкин сопровождается этим определением? («Вещий язык» — о волхвах)
3) Какие еще определения создают образ кудесника? («Мудрий старец», «вдохновенный кудесник»)
Учитель. Поскольку сюжет «Песни о вещем Олеге» Пушкина от летописного сказання в «Повести временных лет» отличается именно
* красно — красиво.
Образами князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выразительное чтение баллады в лицах
2. Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием
Князь Олег Кудесник
«Князь по полю едет на Берном коне» «…подьехал Олег» «Из темного леса навстречу ему //идет вдохновенный кудесник»
Учитель. Итак, князь разговаривает со старикомволхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство.
(Обращение к иллюстрациям В. М. Васнецова)
Князь Олег
«могучий владыка»
«соседивраги»
«победой прославлено имя твоє»
«волны и суша покорны тебе»
«завидует недруг»
«и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя»
«незримьш хранитель могущему дан» Кудесник
«любимец богов»
Ничего земного: ни богатства, ни положения
Следствие могущества на земле; признано всеми и во всем
Учитель. Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как «могучий», через некоторое время мы наблюдаем повторение характеристики, но на качественно новом зтапе, высоким стилем. Отсюда и разговор свысока:
Не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания («обрек он мечам и пожарам») либо награды. Что же отвечает князю собеседник?
Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен.
Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет значення!
Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе «волхвы», «им», причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с гордостью отмечает: «Правдив и свободен их вещий язык //И с волей небесною дружен».
Он — как посланник, глашатай воли небес судьбы: «Запомни же ныне ты слово моє».
Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление? (Да, он отдал подробные и очень змоциональные (!) указания насчепг коня, он даже вспомнил о коне через время.)
А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся.)
Сбылись ли предсказания формально? Какова реакция князя?
(О коне
Князь вспоминает в некотором смисле потребительски:
«Мой конь и донине носил би меня» «Не ти под секирой ковьть обагрить //И жаркою кровью мой прах напоишь!»
О кудеснике:
Оскорбительно, за глаза:
«Кудесник, ти лживий,
Безумний старик! //
Презреть би твоє предсказанье!»
О судьбе:
«Вот где таилась погибель моя! //Мне смертию кость угрожала!»)
Чем заканчивается баллада?
Кого показал Пушкин в образе кудесника?
IV. Подведение итогов урока
Учитель. Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем.
Кто, по мнению Пушкина, «вдохновенный кудесник»? Чей «вещий язык» «правдив и свободен»? Кто не боится «могучих владык»?
Вернемся к толкованию В. Даля: поэт — «…умно и красно говорящий».
Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин.
V. Домашнее задание
Подготовка к конкурсу выразительного чтения баллад наизусть. индивидуальное задание: подготовить сообщение о Р. Стивенсоне.
У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
…примешь ты смерть от коня своего.
А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге
Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами.
Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В народных преданиях Олег изображается кудесником, умеющим обернуться зверем и птицей, и даже маленьким муравьем. О нем рассказывается, как об умном воине, сумевшем перехитрить греков, которые закрыли цепями Босфорский пролив, а Олег, поставив ладьи на колеса, подъехал к самому городу Цареграду. В народе Олега называли вещим за то, что он много знал, был мудрым князем, умел предсказывать будущее. Поэт Александр Сергеевич Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге. И поэт написал “Песнь о вещем Олеге”, очень похожую на народную былину.
А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Цареграда, его боятся и ему завидуют недруги, “и пращ, и стрела, и лукавый кинжал” не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает легенду о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил кудесника. В ответ на вопрос князя, “…скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?”, кудесник ответил: “…примешь ты смерть от коня своего”.
У Олега был очень хороший конь, который много раз спасал ему жизнь во время сражений. Князь называл его товарищем, верным другом, верным слугой. Когда Олег услышал предсказание кудесника, он решил расстаться с конем и приказал отвести коня в луга и хорошо за ним ухаживать. Олег думал, что так он сумеет избежать своей смерти.
Прошло много лет. Было много походов, битв. Князь Олег не погиб. Во время одного пира Олег вспомнил о своем старом боевом друге — коне. Ему сказали, что конь уже умер. Олег рассердился: зря он поверил тогда кудеснику и расстался с любимым конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на берег Днепра. Там он ногой “на череп коня наступил и молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил”. Но в этот момент из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ног и ужалила князя. Так сбылось предсказание кудесника.
В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду.
Россия – это великая страна с богатой историей. Многие исторические моменты отразили в своих произведениях великие писатели и поэты, среди которых самыми знаменитыми являются Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Оба этих писателя любили Россию, свою Родину, свою Отчизну и не раз упоминали о ней в своих стихах и поэмах.
Например, Пушкин в “Песни о вещем Олеге” перемещает своих читателей в Древнюю Русь, в те времена, когда правление было в руках князей. А ещё в те времена было много битв за Русские земли. Пушкин в этом произведении прославляет Россию, восхищается ее традициями и культурой, а также воспевает мужество русских людей.
Ещё одно произведение Пушкина проливает свет на события, происходящие смутные времена для России, это был 16 век, когда законного наследника трона не оказалось. Пользуясь этой ситуацией, захватить власть в свои руки желали многие люди, некоторые из них утверждали, что именно они являются законными наследниками трона. В России были восстания и бунты, всё это усугублялось тем, что к власти стремились ещё шведы и поляки, организуя нашествия на Россию. В эти тяжелые для России времена правление ею было в руках Бориса Годунова, о чем поэт повествует в трагедии с таким же названием. Пушкин смог передать читателям в своем произведении, какая сложная ситуация была в стране, упомянул о походе Лжедмитрия I, о его сговоре с поляками, рассказал о народных восстаниях и о прочих важных моментах того времени. Кроме того он поставил важную моральную проблему: можно ли построить народное и свое счастье на трагедии одного ребенка.
Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме “Медный всадник”. В этом произведении он возвращает читателей в эпоху правления Петра I, которому удалось сделать Россию могущественной империей. К сожалению, не все методы Петра, используемые для того, чтобы сделать из России столь великое государство, были гуманны. Например, город Петербург был возведен на человеческих костях – об этом рассказывает Пушкин в поэме. Изначально этот город строился для того, чтобы в нем решались государственные дела и не предназначался для того, чтобы в нем жили простые люди. Всё это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге.
У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, можно найти немало произведений, в которых упоминаются исторические события, происходящие в России в разные эпохи. Лермонтов восхвалял героев сражений, например в своем стихотворении “Бородино” он вспоминает об Отечественной войне 1812 года. По его мнению, в Бородинском сражении проявился в полной мере весь героизм русского народа, его любовь к своей стране, к своим землям.
Ещё одно произведение Лермонтова – “Песнь про… купца Калашникова”- переносит нас во времена правления царя Ивана Грозного. Здесь тоже прослеживается героизм русского человека. Купец Калашников, не побоявшись самого царя и его любимчика – опричника Киребеевича, защищает достоинство своей жены. Калашников погибает, но остается настоящим героем, способным защитить свою семью, пусть даже ценой собственной жизни.
Таким образом, в произведениях Пушкина и Лермонтова рассказывается об удали и бесстрашии русского народа, освещаются многие исторические события, происходящие в России в разные времена. Читая произведения этих писателей, невольно восхищаешься мужеством и силой воли русского народа.
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А.С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена – его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» – не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме – о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, – особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
Россию раздирали кризисы – политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события – это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра – именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург – один из красивейших городов мира – был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы – чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
М.Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя – купца Калашникова – с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А. С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена — его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» — не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме — о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, — особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
Россию раздирали кризисы — политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события — это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра — именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург — один из красивейших городов мира — был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы — чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
М. Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них — любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя — купца Калашникова — с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А.С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена – его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» – не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме – о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, – особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
Россию раздирали кризисы – политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события – это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра – именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург – один из красивейших городов мира – был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы – чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
М.Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя – купца Калашникова – с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А. С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена — его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Но «Песнь» — не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме — о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, — особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
Россию раздирали кризисы — политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события — это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра — именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург — один из красивейших городов мира — был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы — чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
М. Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них — любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя — купца Калашникова — с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
Россия — это великая страна с богатой историей. Многие исторические моменты отразили в своих произведениях великие писатели и поэты, среди которых самыми знаменитыми являются Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Оба этих писателя любили Россию, свою Родину, свою Отчизну и не раз упоминали о ней в своих стихах и поэмах.
Например, Пушкин в «Песни о вещем Олеге» перемещает своих читателей в Древнюю Русь, в те времена, когда правление было в руках князей. А ещё в те времена было много битв за Русские земли. Пушкин в этом произведении прославляет Россию, восхищается ее традициями и культурой, а также воспевает мужество русских людей.
Ещё одно произведение Пушкина проливает свет на события, происходящие смутные времена для России, это был 16 век, когда законного наследника трона не оказалось. Пользуясь этой ситуацией, захватить власть в свои руки желали многие люди, некоторые из них утверждали, что именно они являются законными наследниками трона. В России были восстания и бунты, всё это усугублялось тем, что к власти стремились ещё шведы и поляки, организуя нашествия на Россию. В эти тяжелые для России времена правление ею было в руках Бориса Годунова, о чем поэт повествует в трагедии с таким же названием. Пушкин смог передать читателям в своем произведении, какая сложная ситуация была в стране, упомянул о походе Лжедмитрия I, о его сговоре с поляками, рассказал о народных восстаниях и о прочих важных моментах того времени. Кроме того он поставил важную моральную проблему: можно ли построить народное и свое счастье на трагедии одного ребенка.
Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме «Медный всадник». В этом произведении он возвращает читателей в эпоху правления Петра I, которому удалось сделать Россию могущественной империей. К сожалению, не все методы Петра, используемые для того, чтобы сделать из России столь великое государство, были гуманны. Например, город Петербург был возведен на человеческих костях — об этом рассказывает Пушкин в поэме. Изначально этот город строился для того, чтобы в нем решались государственные дела и не предназначался для того, чтобы в нем жили простые люди. Всё это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге.
У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, можно найти немало произведений, в которых упоминаются исторические события, происходящие в России в разные эпохи. Лермонтов восхвалял героев сражений, например в своем стихотворении «Бородино» он вспоминает об Отечественной войне 1812 года. По его мнению, в Бородинском сражении проявился в полной мере весь героизм русского народа, его любовь к своей стране, к своим землям.
Ещё одно произведение Лермонтова — «Песнь про… купца Калашникова»- переносит нас во времена правления царя Ивана Грозного. Здесь тоже прослеживается героизм русского человека. Купец Калашников, не побоявшись самого царя и его любимчика — опричника Киребеевича, защищает достоинство своей жены. Калашников погибает, но остается настоящим героем, способным защитить свою семью, пусть даже ценой собственной жизни.
Таким образом, в произведениях Пушкина и Лермонтова рассказывается об удали и бесстрашии русского народа, освещаются многие исторические события, происходящие в России в разные времена. Читая произведения этих писателей, невольно восхищаешься мужеством и силой воли русского народа.
Пушкин и Лермонтов обращались к истории России не только в тех произведениях, которые приведены выше. Они пропускали ее через себя, когда Пушкин, например, писал и стихотворение Моя родословная” и “Арапа Петра Великого”, а Лермонтов участвовал в Кавказской войне, где происходит действие романа “Герой нашего времени”. События 18 века на Урале отразились у Пушкина не только в лирической и драматичной “Капитанской дочке”, но и в “Истории Пугачёва”, для которой он сам ездил собирать материал. События начала 17 века отразились в исторической драме Пушкина “Борис Годунов”. “Песня про купца Калашникова” Лермонтова тоже воссоздаёт образ допетровской Руси. В поэме “Полтава” Пушкин описывает события переломного сражения Северной войны России со Швецией и ее исторический фон с изменой гетмана Мазепы и другими событиями. С Северной войной связано и основание Петербурга Петром Первым, великая и ужасная мощь которого показана в поэме Пушкина “Медный всадник”, где фоном служат события катастрофического наводнения в Санкт-Петербурге 1824 года. Древняя Русь служит местом действия ранней поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”. Эти произведения можно расставить в сочинении в нужном порядке и рассмотреть подробно. В них история показана в художественной форме на примере судеб конкретных участников событий очень ярко.
Автор Андрей Измаилов На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Вещий Олег в истории Руси и легенда о его смерти
Вещий Олег — реальный древнерусский князь, упомянутый в летописях. Прозвище «вещий» означает «наделённый волшебной силой» или «способный видеть будущее». Неизвестно, носил ли Олег это прозвание при жизни, или его придумали позднее. В летописи сказано, что вещим его прозвали византийцы.
Олег стал новгородским князем после смерти легендарного Рюрика. В 882 году Олег подчинил Киев, поэтому он считается основателем единого Древнерусского государства. В 907 и 911 годах после успешного военного похода на Константинополь он заключил выгодные торговые договоры с Византией, сообщает летопись. Впрочем, в византийских источниках ни о чем таком не написано, так что военные подвиги Олега могли быть сильно преувеличены.
Поход Олега на Царьград. Миниатюра из Радзивилловской летописи. ХV век
Легенда о смерти Олега от укуса змеи изложена в «Повести временных лет» — древнейшем из дошедших до нас летописных сводов. Там рассказано, что волхвы напророчили князю смерть от любимого коня: «Конь, егоже любиши и ездиши на нем, от того ти умрети». Правитель поверил и отказался от этого коня. На пятый год Олег пришел осмотреть кости коня и поставил ногу на череп со словами: «Его ли мне бояться?». Тогда-то из черепа выползла ядовитая змея и ужалила князя. Монах-летописец подчеркивает связь между смертью Олега и его отказом принять христианство.
Аналогичная легенда излагается в исландской саге про вымышленного викинга Орвара Одда. Колдунья предсказала Одду смерть от любимого коня, и тогда воин убил лошадь. Спустя годы Орвар обнаружил кости коня, когда вода размыла его могилу:
Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьем. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
Кто у кого позаимствовал сюжет — русские у исландцев или исландцы у русских — непонятно.
Сюжет
Вещий Олег планирует пойти войной на хазар, отомстить за их буйные нападения, за разорение земель русских. Вместе со своим войском, верхом на коне, он едет по полю. Из темного леса, навстречу дружине вышел седой старец, волхв. Князь подъехал к нему, попросил предсказать свою судьбу, и поведать какой смертью суждено ему погибнуть. Олег обещал кудеснику подарить коня, за его гадание.
Старец отказался от даров и рассказал Олегу о его жизни. Князь совершит еще много подвигов на благо Руси, враги его будут бояться, а смерть примет от собственного коня.
Много времени прошло с тех пор, много врагов погибло от руки великого князя и его войска. Олег так и не смирился с тем, что приходится идти на бой без верного друга. Князь грустил по той поре, когда был он вместе с любимым конем.
Однажды во время пира, когда дружина праздновала очередную победу и вспоминала былые заслуги, Олегу стало интересно, где же его верный конь, как он поживает, здоров ли, также ли ретив, как прежде. Князю сообщили о смерти его друга, о том, что кости коня нашли последний приют на берегу Днепра, высоко на кургане.
Олег опечалился, он думал, что обманул кудесник, не правду сказал. Пожалел князь о том, сколько бы еще они смогли с верным конем путей пройти, сколько побед одержать.
Решил Олег отдать последнюю дань своему другу, и поехал поклониться костям, погребенным на кургане. Вместе с ним отправилась и дружина.
Подъехав к высокому холму, князь увидел, что кости лежат, их засыпает пылью, поливает дождем. Подошел Олег ближе, легонько на череп коня наступил, и пожелал ему спать спокойно, сказал, что не от него смерть придет, зря он тогда поверил в предсказание старца. Но тут из черепа выползла гробовая змея и обвилась вокруг ног князя. Понял он, что имел в виду старый кудесник. Олег вскрикнул ужаленный и упал замертво. Вот и нашел князь смерть свою от собственного коня.
Опечаленная дружина сидит на берегу и поминает Олега, о том, как когда-то воевали они вместе.
<glav>Другие тексты:</glav>← Бахчисарайский фонтан↑ Пушкин АлександрЦыганы →
Краткое содержание «Песни о вещем Олеге»
Князь Олег едет на войну с хазарами. По дороге он встречает старика-кудесника и просит дать предсказание, обещая в награду любого коня:
Пророк отказывается от предложенной награды и открывает князю будущее:
Князь усмехается, но решает поверить предсказанию. Он слезает с коня, чтобы больше никогда не садиться на него верхом. Олег приказывает дружинникам заботиться о коне, кормить зерном и поить ключевой водой.
Встреча Олега с кудесником. Картина Виктора Васнецова. 1899 год
Проходит время. Однажды Олег пирует с дружинниками («Они поминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они…») и вспоминает своего коня. Князю сообщают, что коня уже нет в живых.
На холме возле Днепра он находит кости. Олег ставит ногу на череп коня и размышляет, что «старый хозяин тебя пережил». Внезапно из конского черепа выползает ядовитая змея и кусает князя:
На похоронной тризне пируют новый князь Игорь с женой Ольгой и дружиной.
Песнь о Вещем Олеге
Песнь о вещем Олеге — Пушкин А.С.
Сказ о князе Олеге, который собирается в военный поход отомстить хазарам за набеги и разорения. По дороге князю встречается старец, предсказывает славные победы и смерть от коня. Поверив в предсказание, Олег прощается с конем. Вернувших из похода с победами, Олег узнает о смерти коня и идет на его могилу. Там он наступает на череп коня, из которого выползает ядовитая змея и смертельно жалит Олега. Пророчество сбывается!
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ баллады Песнь о вещем Олеге
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году. Около года шла работа над произведением. В основу стихотворения легла легенда о смерти киевского князя, отображенная в «Повести временных лет».
Стихотворение не зря названо писателем песней. Певучий и легкий язык Пушкин использует для придания балладе легкости. Размер строк – амфибрахий, в котором активно применяется устаревшая лексика, наполняет произведение атмосферой времени княжения Олега. Историческая фигура становятся центральным героем повествования. Но стоит отметить, что наряду с ней особенно значим и образ волхва-кудесника, видящего будущее. В произведении тесно переплетаются два таких понятия, как судьба и свобода, обусловленная закономерность жизни и выбор обособленного ее пути.
Главная тема произведения – предопределенность судьбы человека. Князь Олег, встретив волхва, обладающего даром предвидения, решает узнать у него причины своей смерти. «Кудесник» предсказывает Олегу гибель, которую принесет ему боевой товарищ – верный и бесстрашный конь. Князь, находясь в рассвете боевой славы полководца, боится за свою жизнь и расстается с «верным слугой». Он оставляет коня, велит заботливо относиться к нему и беречь. Тем самым Олег хочет оградить себя от предсказания, данного волхвом.
На какой-то миг кажется, что есть надежда и что «любимец богов» ошибся. Но то, что предначертано судьбой все равно происходит. Узнав о смерти своего коня, Олег едет навестить его кости. Он злится на кудесника, и в то же время смеется над ним, ведь конь мертв, и как думает князь, больше не может причинить ему зла. Однако смерть от «боевого товарища», предсказанная волхвом, находит Олега: из черепа, потревоженного князем, выползает «гробовая» змея и жалит его в ногу. Таким образом, избежать предопределенного рока полководец не в силах.
Наряду с основной темой предопределенности судьбы, звучит еще одна, не менее важная тема – поэт-кудесник. Поэт видит будущее и не боится говорить о нем. В словах «любимца богов» : «волхвы не боятся могучих владык» заключено мировоззрение Александра Сергеевича. Мечтая о свободной России, он не боялся последствий своих слов.
«Песня о вещем Олеге» — это глубокое философское произведения Александра Сергеевича Пушкина. Оно становится воплощением противоречивых рассуждений поэта о предопределенности и выборе судьбы.
Сочинение по балладе Песнь о вещем Олеге
«Песнь о Вещем Олеге» — легендарное произведение А.С. Пушкина, без которого невозможно представить себе школьную программу — так оно в ней укоренилось. Всем нам известны строки «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хозарам…»
Если провести жанровый анализ, то сразу становится понятно – это баллада. Баллада в самом традиционном своём проявлении – тут и стихотворная форма, и драматичность, и стремительность развивающихся событий, и неожиданная концовка – Олег ведь всё же умирает именно так, как в начале произведения было предсказано волхвом. «От судьбы, от злого рока никуда не уйдёшь» — как бы говорит нам автор. Или это сама Мировая история нам говорит?
Чтобы был возможен несколько более глубокий анализ этой баллады, необходимо знать, насколько большим был интерес А.С. Пушкина к истории как к науке. Вообще, его творчество буквально полнится исторической тематикой. И «Песнь о Вещем Олеге» — не исключение. Другое дело, что видение автором тех или иных событий часто достаточно своеобразно – иногда даже сложно понять, что описанное в разных источниках событие – это не два разных случая, а всего лишь один.
И всё же, несмотря ни на что, «Песнь о Вещем Олеге» имеет огромную ценность даже как источник исторической информации – ведь, согласитесь, мало кто из нас станет читать «Повесть временных лет» в оригинале. Да что уж там – не напиши Александр Сергеевич «Песнь…», не факт, что все мы знали бы хоть что-то об этой истории. Невозможно даже примерно определить влияние этого произведения.
Хотя в «Песни о Вещем Олеге» сложно определить какую-то одну, цельную тематику, тема злого рока проходит буквально через всё произведение. По сути, с самого начала читатели чувствуют некоторую напряжённость, висящую в воздухе. Все понимают, что в тот или иной момент произойдёт что-то плохое. Предсказания волхвов ведь не бывают на пустом месте.
Эту балладу, как и многие другие произведения классиков, на самом деле, можно анализировать бесконечно. В этом и суть всех великих произведений – у них не может быть только один смысл, это было бы слишком просто, и тогда произведение вряд ли было бы великим. Его бы просто забыли.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ баллады Песнь о вещем Олеге
Популярные сегодня темы
- Характеристика героев сказа Медной горы Хозяйка
Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.
- Сочинение по картине Мартовский снег Грабаря 3 класс
Одно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь пойдет о первом непредсказуемом месяце весны – марте. Этот месяц как – будто бы вселяет в человека надежду на скорое потепление
- Характеристика и образ Маши Мироновой в повести Капитанская дочка Пушкина 8 класс
Среди ярких образов, нарисованных писателем в данном произведении, невозможно обойти вниманием образ Маши Мироновой, дочери Белогорского коменданта.
- Анализ сказки Снежная королева Андерсена
Эта сказка образовалась из жизненной истории самого Христиан Андерсена, когда он полюбил оперную певицу Йенни, которая относилась к нему как брату. Однако, он пытался её добиться,
- Как изменился человек благодаря техническому прогрессу? сочинение
В современном мире сложно отрицать положительное влияние технического прогресса на человека. Роботы и всякого рода техника облегчает жизнь, превращает каждодневный труд в приятное времяпрепровождение
Класс: 7
Предмет: Русский язык
Тема :
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный
источник. Тема судьбы в балладе.
Учитель: Щеголева Т.С
Дата: ____________
Планируемые результаты урока (Универсальные учебные действия):
познавательные:ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике;
обобщать, делать выводы;
регулятивные:организовывать
свое рабочее место; овладевать способностями понимать
учебныезадачиурока,оцениватьсвоидостижения;
коммуникативные:проявлять
готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
личностные:осознаватьэстетическуюценностьрусскойлитературы.
Оборудование урока:проектор, карточки,
учебник, тетради
Структура урока
1. Актуализация
накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания
1.Выразительное чтение отрывка наизусть
несколькими учениками.
2.Заслушивание художественного анализа
Тины, Виты, Ангелины и Карины.
Параллельно учащиеся работают с
карточками.
Карточка 1.
1) К
какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой? (Поэма –
один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что
характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих
чувств, своего отношения к описываемому, как в лирике.)
2) Как
поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме
«Медный всадник»? Какие художественные средства он использует? (Свое
отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого
в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает
торжественным словом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.
Эпитеты:
строгий, стройный (вид); державное (теченье); (оград) узор чугунный; прозрачный
(сумрак), (блеск) безлунный; пустынных (улиц) и т. п.
Сравнения:
И перед
младшею столицей
Померкла
старая Москва,
Как перед
новою царицей
Порфироносная
вдова.
Гипербола:
…корабли
Толпой со
всех концов земли
К богатым
пристаням стремятся.
Кроме
того, поэт использует описательные выражения: Петербург – град Петров,
Петра творенье; финский рыболов – печальный пасынок природы; парад –
воинственная живость потешных Марсовых полей и т. п.)
Карточка 2.
1) Образ
какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?
2) Вспомните,
что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме
Пушкина «Медный всадник». (Метафора – перенесение свойств одного предмета на
другой по принципу их сходства или различия.
В данном
отрывке из поэмы «Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие
громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит, бег санок, говор
балов, шипенье бокалов, Россия торжествует (победу) и т. п.
Олицетворения
тоже относятся к метафорам.)
2. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Что
вы знаете о жизни Древней Руси?
Кто
такой вещий Олег?
Пушкина
всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей,
исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя
действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем,
своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую
историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые
стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра
называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил
предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.
Вот
что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: «Товарищеская
любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта
трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте
имеет много поэтического».
3. Сообщение темы, задач урока.
Я думаю вы догадались о каком произведении
пойдёт речь сегодня на уроке.
Какой будет цель урока?
Тема:
«А.С.
Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.»
Сегодня мы:
1.Поговорим о стихотворении Александра
Сергеевича Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
2.Разберём особенности композиции и
своеобразие языка стихотворения.
4. Восприятие и усвоение учащимися нового
учебного материала.
1.
В основу произведения положен текст древнерусских летописей.
Чтение
фрагмента летописи (перевод читает Боря)
Олег княжил в
Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Наступила осень,
вспомнил Олег своего старого коня. Однажды он призвал к себе
волхвов-прорицателей и спросил: «Отчего суждено мне умереть?» И
волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня».
Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на
него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.
Через 4 года вспомнил князь коня и спросил, где он сейчас и здоров ли.
Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь». Тогда
воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть,
умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое
поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул
ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне
принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила
Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. И «оплакивали его все люди плачем
великим», погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть
есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года.
Слайды 3-6.
Я: Пушкин
всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных
историков. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет»,
составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для
своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника
киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда
князь был уверен, что опасность миновала.
2.Работа с
литературными понятиями.
Восстановите
деформированный текст (слайд 7) Проверим себя (слайд 8).
Сделаем вывод: в чём особенность изучаемого произведения?
Баллада называется
«Песнь о вещем Олеге».
– Почему
«песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (Высокое, торжественное
звучание, память о прошлом)
— А что означает слово «вещий»? (Значение слова «вещий» устанавливаем по
словарю В. И. Даля, словарю Ожегова).
5. Применение учащимися знаний и действий
в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)
1.Выразительное чтение баллады с
одновременным анализом и коментариями.
2.Основная мысль произведения (Слайд 24)
Назначенного роком не избежать, судьбы не
обмануть. Остаётся только «на тризне плачевной Олега» поминать героя,
«минувшие дни и битвы, где вместе рубились они».
2. Разбор
своеобразия языка баллады. (Слайды 25-29)
Слова дружина, броня,
кудесник, волхвы, чело, отрок, тризна.
Читая «Песнь о вещем Олеге»,
погружаешься в ту давнюю эпоху, когда удельные князья беспрепятственно воевали,
волхвы свободно творили свои обряды, погибших поминали тризной, укладывая в
могилу с мёртвым хозяином и его коня.
6. Творческий перенос знаний и навыков в
новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
Работа в парах: Расположите
события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно,
через 3 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд
31-32):
1. Предсказание
2. Разлука с конем
3. Возвращение на Родину
4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища
5. Появление змеи
6. Гибель князя
Изменилось ли
что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения
перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись
начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника)
7.
8. Итоги урока.
– Как прожил свою
жизнь Олег?
– Всегда ли достойно себя вел?
– Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного
человека).
Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое
предсказание! Князь умер от коня! (Древние славяне считали, что убитый в
загробном мире становится рабом убийцы)
(На доске схема):
— За что же,
по мнению автора, князь наказан так жестоко? (Основное в ответах учеников:
князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу,
презирает кудесника)
— Сможете
теперь вы назвать одну из основных тем баллады? (Тема судьбы)
–Пушкин писал
своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на
неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана
полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и
говорить нечего…».
— Как тема
судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой
участи? (От судьбы не уйдешь!)
Анализ достижений учащихся.
Проверить степень усвоения нового
материала и степень овладения практическими умениями и навыками. Обобщить
работу на уроке.
Домашнее
задание:
подготовить
выразительное чтение наизусть 1–7 строфы баллады;
В
тетради сделать таблицу: (ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ)
Летопись | Баллада |
Общее: | |
Различия: | |
Прозаическое | Поэтическое |
(Общее:
произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись
– прозаическое произведение, баллада – поэтическое, использующее средства
художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только
сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское
отношение к герою.)
Карточка 1.
1) К
какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?
2) Как
поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме
«Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?
Карточка 2.
1) Образ
какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?
2)
Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления
к поэме Пушкина «Медный всадник».
Карточка 1.
1) К
какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?
2) Как
поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме
«Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?
Карточка 2.
1) Образ
какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?
2)
Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления
к поэме Пушкина «Медный всадник».
Карточка 1.
1) К
какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?
2) Как
поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме
«Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?
Карточка 2.
1) Образ
какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?
2)
Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления
к поэме Пушкина «Медный всадник».