Что делать, если на одном из уроков задали написать сочинение «Мой Пушкин»? На первый взгляд, тема звучит странно и непонятно. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что написать об Александре Сергеевиче можно даже с разных точек зрения. В этой статье мы собрали самые интересные варианты сочинений.
Сочинение «Мой Пушкин» с точки зрения увлеченности творца искусством
Александр Сергеевич Пушкин и его непростая судьба – вот что должно не меньше, чем его великие произведения, будоражить разум настоящего русского человека. Начавший писать стихи всего лишь в 12 лет, Пушкин больше никогда не расставался с лирикой. Он был человеком глубоко эрудированным, и, видимо, поэтому так хорошо видел изъяны и язвы на теле общества России XIX века. За критику важных правительственных чиновников он, по приказу царя, в 1820 году был сослан на юг России, и за время своих скитаний побывал в Одессе, Кишиневе, в Крыму, на Кавказе. Но несмотря на то что он находился вдали от родного города, из-под его пера в тот период вышли такие известные произведения, как «Братья-разбойники», «Кавказская пленница», «Бахчисарайский фонтан». Ничто не могло помешать поэту творить. Сочинение «Мой любимый Пушкин» может быть посвящено этому периоду жизни и творчества поэта как утверждению того, что, вне зависимости от условий, настоящей творец будет продолжать привносить в этот мир прекрасное начало.
Пушкин как человек слова и дела
В 1824 году Александр Сергеевич был отправлен уже на север, в имение Михайловское. К этому времени уже окончательно сформировалась его любовь к свободной мысли, и, как следствие, свободному человеку. Период 1824-1826 гг. стал одним из самых продуктивных для пушкинского творчества – он приступил к созданию «Евгения Онегина», знаменитейшего романа в стихах, и трагедии «Борис Годунов». Однако 1825 год стал переломным в жизни писателя: многие его друзья-декабристы были пойманы, одни – казнены, другие репрессированы за попытку государственного переворота. Пушкин хотел бы стоять с ними плечом к плечу, но оказался более важен товарищам на свободе: собственным творчеством он поддерживал в мятежниках любовь к жизни и веру в справедливость. Это отразилось в таких стихотворениях поэта, как «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Вяземскому», «И.И. Пущину» и других.
Сочинение «Мой Пушкин» хочется закончить на светлой ноте. Несмотря на то что в расцвете лет великий поэт был убит на дуэли французским подданным, интриганом Дантесом, все же память об Александре Сергеевиче, о его произведениях и непростой судьбе не умерла – она живет в умах и душах читателей. Сказки и стихотворения Пушкина ребёнок впитывает буквально с молоком матери, многие отрывки знает наизусть. Таким образом, «мой Пушкин» – это, прежде всего, живой человек, которого хочется уважать за приверженность собственным принципам и идеалам.
Поэт в собственных стихотворениях
Сочинение «Мой Пушкин» хочется посвятить анализу лирических произведений поэта. Часто в них главный герой в той или иной степени отражал мировоззрение самого писателя. Гармоничная атмосфера Царскосельского лицея и первоначально оптимистические настроения и мотивы постепенно сменяются все более серьёзным, взвешенным, общественно важным и политически актуальным содержанием. Лирический герой стихотворений, как и сам поэт, постепенно освобождается от иллюзий. Так, например, в стихотворении «Узник» он подневолен, оторван от друзей и мира, но все так же не изменяет своим идеалам и мечтает о свободном уголке, «где синеют морские края» и «где за тучей белеет гора». Становится частой тема о месте поэта и поэзии в жизни людей (стихотворение «Поэт и толпа» и др.). С течением времени пыл и страсть поэта сменяются на житейскую, философскую мудрость (творение «Переменился я»). Лирический герой поздних строк уже по-другому понимает многие нравственные категории. То, что раньше казалось важным, ушло — теперь утверждается величество природы, искусства и честного, доброго человека как неотъемлемой их части.
Сочинение «Мой Пушкин» может и должно рассматриваться с точки зрения тех персонажей, которых читатели находят на страницах произведений поэта, и, в особенности, лирического героя его стихотворений. Поэзия Пушкина для каждого своя, потому что любой человек может обратиться к ней в самые разные жизненные моменты, найти совет, подсказку или просто отвести душу.
«Евгений Онегин» – любимое произведение
Какого самого знаменитого персонажа создал в свое время Пушкин? Онегин, сочинение которому хотелось бы сегодня посвятить, – это во всех смыслах уникальный герой. Перед читателем проносятся жизненные перипетии мота и франта, подверженного сплину и хандре, который в результате оказывается влюблен в девушку, которую когда-то отверг! Главный смысл, который хотел заложить в характер своего героя автор, – это отражение того, что самим Пушкиным было названо «преждевременным старением души». Речь идет о свойстве характера, характерного для молодежи XIX столетия. С кем перекликается подобный анализ и всё сочинение? Образ Пушкина – вот с чем можно сопоставить портрет Онегина. Между выдуманным Евгением и реальным Александром Сергеевичем можно найти немало сходств, но, конечно, еще больше различий, на которые указывал и сам поэт, определяя Евгения в романе как товарища и тем самым специально дистанцируясь от него.
Как бы там ни было, Пушкину удалось создать самобытного, интересного, вечного героя, в котором каждый может увидеть что-то и от себя, взглянуть на себя со стороны.
Подборка литературы для аргументации в итоговом сочинении 2021
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
1. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
3. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
6. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
7. А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
8. А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
10. И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
11. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
12. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
13. М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
14. М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
15. М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
16. И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
17. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
18. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
19. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
20. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
21. А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
22. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
23. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
24. А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
25. А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
26. Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
1. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
2. А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
3. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
4. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
5. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
6. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
7. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
8. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
9. В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
10. Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
11. А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
12. А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
13. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
14. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
15. А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
16. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично».
17. А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
18. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
19. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
20. Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
21. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения.
22. Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
23. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
24. Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
25. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.Преступление и Наказание — вечная тема
1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
4. Л.Н. Толстой, «Воскресение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — это то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в
результате чего стала жертвой насилия.
21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.
Из зарубежной литературы
«Одиссея», «Илиала» Гомер
«Дон Кихот» М. Сервантес
«Портрет Дориана Грея» О. Уайльд (Характеристика Дориана Грея)
«Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери (Краткое содержание)
«1984» Дж. Оруэлл
«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Мартин Иден» Дж. Лондон (Характеристика Мартина Идена)
«Три товарища» Э.М. Ремарк
«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» У. Шекспир
«Облачный атлас» Д. Митчелл
Трилогия желания Т. Драйзер (Характеристика Фрэнка Каупервуда)
«Большие надежды» Ч. Диккенс
«Ярмарка тщеславия» У. Теккерей (Характеристика Бекки Шарп)
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Позитронный человек» А. Азимов
«Форрест Гамп» У. Грум
«Убить пересмешника» Х. Ли
«Цветы для Элжернона» Д. Киз
«Колыбель для кошки» К. Воннегут
«Властелин колец» Дж. Толкин
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг
Рассказы О.Генри
Внеклассное
мероприятие для уч-ся 8-9кл.
рус. языка
и литературы
Литвиненко
Н.В.
1 слайд
«Здесь
голос Пушкина звучал»
Сегодня нас ждёт
интересное путешествие по нашему чудесному краю. Но путешествовать мы будем
не одни. Нас будет сопровождать образ и поэзия великого русского поэта А. С.
Пушкина.
Возможно, после этой
экскурсии вы по-другому увидите Крым, откроете для себя его неповторимость и
культурную ценность, потому что «…здесь голос Пушкина звучал…»
2 слайд
1820 год.
Южная
ссылка
За вольнолюбивые стихи,
направленные против крепостного строя и «неправедно власти», царь Александр I
повелел сослать сочинителя «возмутительных стихов», Пушкина, на
юг России, в Екатеринославль.
3 слайд
Екатеринославль
Поэт прибыл в
Екатеринслав в последних числах мая 1820 года. Здесь, искупавшись в холодных
водах Днепра, Пушкин тяжело заболел.
В полубредовом состоянии,
одинокого и заброшенного на окраине города находит семейство героя
Отечественной войны 1812 года генерала. Н. Н. Раевского.
Генерал выхлопотал поэту
длительный отпуск и пригласил его с собою на Кавказ, а затем в Крым.
4 слайд
«Простите, снежных гор вершины,
И вы, кубанские равнины;
Он едет к берегам иным;
Он прибыл из Тамани в Крым,
воображенью край священный».
Впервые поэт ступил на крымскую землю
15 августа 1820 года.
5 слайд
Крым.
Могила Митридата
Первым городом, с которым
он познакомился, была Керчь. На берегах Керченского пролива Пушкин надеялся
увидеть много интересных памятников древности. Но тут его постигло
разочерование. О «Миридатовом гробе», где захоронен легендарный полководец,
он пишет: «На ближней горе посреди кладбища увидел я груду камней, уступов,
«несколько ступеней, — дело рук человеческих. Гроб ли это, древнее ли
основания башни — не знаю»
6 слайд
Развалины
Пантикопея
Осмотр Пантикопея —
древней столицы боспорского царства, так же не вызвал в нем ассоциаций, не
подействовал на воображение. Но Пушкин понимал, что район Керчи хранит немало
остатков старины. О пишет: «Нет сомнения, что много драгоценного скрывается
под землею, насыпанной веками».
7 слайд
Феодосия.
Судак. «Золотые ворота» Карадага.
16 августа
путешественники прибыли в Феодосию. Здесь в распоряжение Н. Раевского было
предоставлено парусное сторожевое судно «Мингрелия», на котором они
отправились дальше к Южному берегу Крыма. Однообразные виды пока что мало
привлекали внимание Пушкина. Между Феодосией и Судаком поэту запомнились лишь
«Золотые ворота» Карадага, которые он позднее зарисовал в черновике 1 главы
«Евгения Онегина»
8 слайд
«Погасло
древнее светило…»
Крым постепенно
настраивает Пушкина на поэтический лад. Близилась ночь, море слегка
волновалось, паруса наполняя попутный ветер, в душе поэта бродили стихи. На
борту судна он пишет первое крымское стихотворение «Погасло дневное
светило….»
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
9 слайд
Гурзуф
Если ночь скрыла от
Пушкина «полуденные краски», то утро принесло ему ни с чем не сравнимое
пробуждение. «Корабль остановился в виду Юрзуфа, — пишет он. — Проснувшись,
увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли
татарских хижин издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как
зеленые колонны, странно возвышались между ними; справа огромный Аго-Даг… И
кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух
полуденный…»
10 слайд
«Прекрасны
вы, берега Тавриды…»
Увиденное с борта корабля
окончательно покорило чуткую душу поэта, и с этой минуты начинается его
беспредельная любовь к Крыму.
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля,
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном;
На небе синем и прозрачном.
Сияли груды ваших гор;
Дома, деревьев, сел узор.
Разостлан был передо мною…
Так писал Пушкин в
«Путешествии Онегина» через 10 лет после памятного гурзуфского утра.
11 слайд
Дом
Ришелье в Гурзуфе
В Гурзуфе Пушкин и
Раевский поселились в доме Ришелье — бывшего генерала-губернатора
Новороссийского края, управлявшего Крымом. Дом сохранился до наших дней,
сейчас здесь музей поэта. В этом доме Пушкин прожил «3 счастливейших недели».
В письме к Дельвингу он рассказывал: «В Гурзуфе жил я сиднем, купался в море
и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался
ею…»
13 слайд
Сестры
Раевские
Большая дружба
установилась у поэта с дочерьми генерала — культурными и образованными
девушками. Многие строки крымской лирики навеяны общением с этим «милым
девичьим кругом», особенно с юной Марией.
14 слайд
Мария
Раевская — Волконская
Часто Пушкин гулял с ней
вдоль берега моря, читал ей стихи. Они любовались волшебным краем, дышали его
воздухом, слушали шум прибоя. Поэт был тайно влюблен в юную девушку и
посвятил ей следующие строки:
За нею по наклону гор
Я шел дорогой неизвестной,
И примечал мой робкий взор
Следы ноги её прелестной —
Зачем не смел её следов
Коснуться жаркими устами…
Впоследствии Мария стала
женой декабриста Сергея Волконского и героически последовала за ним в ссылку
в далекую Сибирь.
15 слайд
«Волшебный
край!»
Пушкин наслаждался
полуденной природой, совершал пешие и конные прогулки по окрестностям
Гурзуфа, Алушты, Симеиза, Алупки. Его манили залитые солнцем скалистые берега
и морские дали.
Это вдохновило его на
бессмертные строки:
Волшебный край! Очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй, и тополей прохлада…
Всё чувства путника манит,
Когда в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-Дага…
16 слайд
Перевал
Шайтан — Мердвен
Близился конец отпуска.
Оставшиеся дни решено было использовать для осмотра Южного берега,
Георгиевского монастыря на мысе Фиолент и Бахчисарая. В те годы единственным
путем, связывавшим этот район Южного берега с Северным Крымом был крутой
перевал Шайтан — Мердвен (Чертова лестница). В письме к Дельвигу Пушкин
писал: «По горной леснице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских
лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то
таинственным восточным обрядом.»
17 слайд
Мыс
Фиолент
По преданию, в этом
месте, на краю обрыва стоял древний храм тавров, храм Артемиды. С ним связаны
миф об Оресте и Пиладе, в котором опоэтизированы высокие чувства дружбы. И
поэт вспоминает своего петербургского друга П. Я. Чаадаева. Здесь, у развалин
древнего капища, Пушкин пишет стих. «К чему холодные сомненья», посвященное
Чаадаеву. В память о пребывании у храма Пушкин высек на камне свое имя и имя
своего друга. Но время стерло пушкинскую надпись.
18 слайд
Бахчисарай.
Ханский дворец
После ночлега в монастыре
Пушкин и Раевские отправились в Бахчисарай — некогда цветущую столицу крымских
ханов. Их интересовал прежде всего знаменитый ханский дворец. Посещение
дворца вызвало к жизни немеркнущее пушкинское творенье — поэму
«Бахчисарайский фонтан». Эта поэма воскрешает легенду о влюбленном хане
Гирее, о его чувствах к своей пленнице Марии Потоцкой. В её честь, по
преданию, о сооружен знаменитый фонтан.
19 слайд
«Фонтан
слез»
Фонтану бахчисарайского
дворца Пушкин посвятил также стихотворение «Фонтан любви, фонтан живой!»
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной.
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…
По установившейся
традиции у фонтана и поныне всегда лежат живые цветы, напоминающее о «двух
розах», принесенных сюда когда-то Пушкиным.
20 слайд
Симферополь.
Отъезд Пушкина
Симферополь был последним
пунктом крымского путешествия поэта, куда он прибыл 8 сентября. Поэт
остановился в доме губернатора А.Н. Баранова. Дом находился на берегу Салгира
в районе нынешнего Архивного моста. Неделю он прожил в городе, лечился у
местного врача Ф.К. Мильгаузена. Настал час отъезда. Пушкин тяжело переживал
расставание с Раевскими, «полуденной Тавридой», к которой привязался всем
сердцем. Он уехал из Симферополя 15 или 16 сентября 1820 г., навсегда увозя с
собой самые теплые воспоминания.
21 слайд
«Кто видел
край, где роскошью природы!»
Всего один месяц провел
Пушкин в Крыму. Но этот месяц оставил глубокий след в его жизни и творчестве,
вдохновил на создание многих неувядающих шедевров.
Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега?
Скажите мне: кто видел край прелестный,
Где я любил, изгнанник неизвестный?
Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы больший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызывать восхищение и преклонение перед неповторимым поэтическим талантом, невероятным даром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.
Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственного высокого предназначения, своего долга перед человечеством.
Как для Пушкина, так и для Лермонтова поэзия — это не просто способ выражения собственных чувств и настроений. Это средство для пробуждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и высветляющий пороки недостойных и пустых душ.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя посвятить делу свободы и до последней минуты служил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермонтов также готов был пожертвовать своим собственным счастьем и даже жизнью:
За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звездой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с помощью своего меткого слова разит врага:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чутко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.
С оружием, с кинжалом сравнивает поэтическое слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронесли через всю свою жизнь, через все свое творчество. «Но ты останься тверд, спокоен и угрюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отвечая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лермонтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен звучать «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».
Наделенные пылким сердцем, охваченные постоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, постепенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес…
Бездеятельность и бездуховность народа, живущего без цели и без мечты, вызывали возмущение и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созрелым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».
В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».
Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабристских идеалов вызвал разочарование в душах многих.
людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».
Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.
И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
А. С. Пушкин видел несправедливость современной ему жизни, косность и фальшивость окружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памятник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Великий голос Пушкина трагически оборвался в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лермонтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к великому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных страстей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтический дар Александра Сергеевича Пушкина восхищал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы палачей»:
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
Автор обещает, что смерть великого гения будет отомщена:
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Герцен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.
Глоссарий:
— лермонтов и пушкин сравнение
— сочинение на тему пушкин и лермонтов
— пушкин и лермонтов сравнение
— пушкин и лермонтов кто мне ближе
— сравнение лермонтова и пушкина
Другие работы по этой теме:
Два поэтических мира Пушкин и ЛермонтовВ. Г. Белинский писал: «Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли.
Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист»Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист» Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам? А. С. Пушкин стал.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ — ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ НАЦИИ (С РАЗБОРОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПАРУС»)Когда речь идет о настоящем гении, даты рождения и смерти — лишь предмет изучения биографов, ведь перед истинным талантом даже время почтительно останавливается. Так была.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ И БАЙРОНМихаил Юрьевич Лермонтов… Джордж Гордон Байрон… Два имени. Две страны. Два времени. Две судьбы… Что общего между этими людьми? Что сближает их? Что делает их.
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»Лермонтов очень любил и ценил творчество Александра Сергеевича Пушкина. Многому поэт научился именно у него. Поэтому смерть Пушкина была воспринята Лермонтовым очень болезненно. Он искренне.
Лермонтов — великий человек (Лермонтов М. Ю.)Михаил Юрьевич Лермонтов — это удивительный человек и талантливый писатель, который всего за 12 лет творчества сумел подарить миру сотни стихотворений, множество поэм, драм и.
Анализ стихотворения Смерть поэта (Лермонтов М. Ю.)В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением «Смерть поэта». Это яркий образец гражданской лирики.
М. Ю. Лермонтов в Петербурге. 1834-1836 годы22 ноября он высочайшим приказом произведён по экзамену из юнкеров в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. 4 декабря М. Ю. Лермонтов на балу впервые в гусарском.
Лермонтов. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯТворчество Лермонтова повлияло на последующую литературу не только содержанием, но и своей ритмико-мелодической выразительностью. Так, огромную популярность приобрели многие его стихотворения, которые звучали ораторским монологом.
М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Как характеризует Поэта в первой части Лермонтов? Найдите слова, которые создают его обликКак характеризует Поэта в первой части Лермонтов? Найдите слова, которые создают его облик. В первой части стихотворения Лермонтов воссоздает духовный облик «дивного гения». Слова погиб.
Свежие записи
Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!
21 октября 2021, 13:07
Нынешней осенью отмечают 250-летие со дня рождения героя Отечественной войны 1812 года, старшего друга и наставника Пушкина Николая Раевского.
«ГОВОРЮ КАК СОЛДАТ»
Николай Раевский участвовал во всех войнах, которые вела Российская империя в конце XVIII – первой четверти XIX столетия. Отличился генерал в Отечественной войне 1812 года. В сражении у села Салтановка под Могилёвом командир корпуса лично повёл в атаку солдат, они сломили сопротивление врага. Легенда гласит, что в решающий момент рядом с отцом шли двое его детей: 16-летний Александр и 10-летний Николай. Более того, старший сын подхватил знамя, выпавшее из рук убитого знаменосца.
В сражении при с. Бородино батарею Раевского назвали «ключом Бородинской позиции» и «могилой французской кавалерии».
Однако 30 лет безупречной службы, проведённые в тяжких боях и трудных походах, давали о себе знать всё больше. А человеческая природа такова, что каким бы прославленным ни был воин, в глубине души он лелеет надежду о спокойной, мирной жизни. Так случилось и с генералом Раевским. Он начал воплощать свою мечту на Южном берегу Крыма, занимаясь обустройством имения, названного им «Тессели». В этом слове Николай Николаевич увековечил память о впечатлившей его истории большой и дружной семьи ван Тесселей – персонажах новеллы Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина».
Художник-баталист Николай Самокиш, наш земляк, увековечил подвиг солдат Раевского под Салтановкой.«СТОРОНА ВАЖНАЯ И ЗАПУЩЕННАЯ»
Крым в начале XIX века и правда представлял «сонное царство», всколыхнуть которое было непросто. Таврическая губерния остро нуждалась в деятельных и толковых реформаторах, таких как Раевский и его сподвижники. Николай Николаевич понимал, что обустройство «стороны важной и запущенной» продолжит подрастающее поколение, способное оценить величие, красоту и пользу этой земли.
Стремясь показать детям «полуденную страну», в конце лета 1820 года глава семьи предпринял большую поездку по Крыму. Компанию сыну и дочерям составил начинающий поэт Александр Пушкин. Он переживал не лучшие дни. Сочинение «возмутительных стихов» привело к неприятностям по службе, и многоопытный Раевский решил взять юное дарование под опеку и покровительство. Общество знаменитого воина, его умного сына и очаровательных дочерей оказало на Александра сильнейшее благотворное влияние.
«УЗАМИ ДРУЖБЫ И БЛАГОДАРНОСТИ СВЯЗАН Я…»
В письме брату Пушкин признаётся: «Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провёл я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нём героя, славу русского войска, я в нём любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душой; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник двенадцатого года, человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества».
А вот ещё: «Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался, – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского».
Поскольку дом в «Тессели» ещё только строился, генерал воспользовался предложением своего друга де Ришелье и обосновался в его гурзуфском имении.
Общее впечатление и важные детали, связанные с пребыванием Пушкина и его друзей на крымской земле, прекрасно передаёт экспозиция Музея Пушкина в Гурзуфе. Прижизненные издания и страницы пушкинского дневника, который он вёл в Крыму, приоткрывают завесу над тайнами творчества. Подлинные бытовые предметы той поры позволяют увидеть обстановку, в которой формировался поэт и гражданин.
Дом де Ришелье в Гурзуфе стал пристанищем семьи Раевских во время путешествия по Крыму в 1820 году«СОКРЫТЫЙ МЕЖ ОЛИВ…»
Яркими памятниками созидательной деятельности Раевских на крымской земле стали парки «Айвазовское» и «Карасан» в Партените, на территории Большой Алушты. Обустройством имений занимались уже сыновья и внуки «почтенного Раевского». По семейной традиции все они были Николаи Николаевичи.
В парке «Айвазовское» привлекает внимание бронзовая скульптура, изображающая присевшего на выступ скалы молодого человека. Мундир с эполетами выдаёт военного, в руке у него пухлая записная книжка (а может, томик Пушкина?). Надо полагать, это обобщённый образ плеяды Раевских, давшей России немало верных сынов, прославившихся и на поле брани, и в мирных земледельческих трудах.
Память о генерале Раевском сохраняет Музей Пушкина в Гурзуфе.«СТРАСТНЫЙ БОТАНИК И САДОВОД»
Уникальный памятник истории и природы, связанный с именем Раевских, можно увидеть в центре Симферополя.
Во дворе одного из домов по улице Пушкина растёт очень старая шелковица. Она хорошо помнит первых хозяев обширного дома. В начале XIX века усадьба принадлежала генералу Михаилу Бороздину. Его дочь Анна в 1839 году вышла замуж за Николая Раевского-второго, друга юности Пушкина, и получила симферопольское домовладение в качестве приданого. Супруги проводили много времени в имении «Карасан» на Южном берегу, где Николай Николаевич плодотворно занимался садоводством и виноградарством. Очевидно, в тот период было посажено «семейное дерево» и в Симферополе. Внимательный взгляд заметит, что изначально были посажены два ростка. Может быть, они носили имена Николая и Анны?
Замечательный объект, связанный с «преобразователями земли Крымской», давно нуждается в заботе и охране. Недавний слух о том, что дерево предполагается к сносу как аварийное, породил волну справедливого возмущения горожан. Симферопольские общественники добились, чтобы тутовнику была проведена санитарная обрезка, установлена информационная табличка, готовятся документы о придании исторической шелковице государственного статуса памятника живой природы.
«Не себе, а Родине!»: в Гурзуфе восстанавливают память об основателе курорта Петре Губонине >>
Кирилл Белозеров