Сочинение пряники по литературе

Каждый год с нетерпением жду лета. не только потому, что наступают длинные каникулы. лето это время путешествий и приключений.

Каждый год с нетерпением жду лета. Не только потому, что наступают длинные каникулы. Лето – это время путешествий и приключений. Шанс увидеть и узнать много нового. Вдоволь пообщаться и поиграть с друзьями. Получить яркие

Сочинение Один день каникул (летних)

Наступило тёплое июльское утро. Ярко светило солнышко. За окном щебетали птички. Природа говорила о том, что день будет прекрасным.

Сочинение Летняя ночь (со словам тишь, глушь, ночь, полночь, сыч, камыш, рожь, дрожь)

Что такое летняя ночь? Это яркие звезды на небе, которые можно видеть во всей красе, лишь в дикой глуши. Летняя ночь – это теплый ветерок, который запутывается в волосах и тихо играет ними, а они в свою очередь наслаждаются ласковыми объятьями.

Сочинение Почему я люблю лето

Лето – чудесное время года, не правда ли? Природа показывает свои чудеса в полную силу, одевая всё вокруг в зелёные (и многие другие) наряды. Животные вовсю хозяйничают на улицах, выполняя свои роли и задачи.

Сочинение Летний дождь

Дождь всегда один и тот же, он не меняется, но мы смотрим на него по-разному. Осенний дождь приносит печаль и раздумья, зимний дождь – слякоть и зыбь, весенний дождь – радостный и громыхает громом

Сочинение на тему Как я в первый раз поехал на море

Сегодня я расскажу о своем опыте, когда я первый раз поехал на море. Это было прекрасно, ярко, незабываемо. Кому интересно, читаем дальше.

Сочинение Как я хочу провести лето

Сегодня хочется поделиться своими мыслями относительно того, как я хочу провести лето. Здесь я поделюсь своими мыслями и желаниями на этот счет.

Сочинение на тему Каникулы моей мечты

Каникулы. Это слово вызывает столько положительных эмоций, воспоминаний и новых планов. Мы всегда с нетерпением ждем их, с улыбкой зачеркиваем в календаре оставшиеся дни

Сочинение на тему Скоро лето

Вот и заканчивается последний месяц весны – май, а вместе с тем и очередной учебный год. Наступят долгожданные летние каникулы, где можно отдохнуть от длительных занятий и бесконечных домашних заданий.

Сочинение Куда бы я хотел поехать летом и почему? 5 класс (на море, в деревню, в Париж)

Я с нетерпением жду летних каникул. На них я очень хочу поехать к своей бабушке в деревню. Прошлым летом я провел у нее почти три месяца.

Сочинение Чего я жду от лета рассуждение

Лето – самое чудное время года. Чего я жду от лета? От лета, в первую очередь, я жду, как и все те, кто учатся в школе, в институте, в университете, я жду долгожданных летних каникул.

Сочинение Мои летние каникулы

Вот и пришло долгожданное лето. Три месяца отдыха. Родители решили провести его не на даче, а вывести меня к морю. Чтобы я загорела и поправила своё здоровье. Так как я плохо переношу жар

Сочинение Лето – это маленькая жизнь

Лето это особенное время. На целых три месяца можно забыть о школе. Что делать летом и как провести время с пользой. Только летом можно начинать закалку организма. Для этого купаются в речке, в пруду, под душем с прохладной водой или в бассейне

Сочинение на тему Мои летние приключения 3 класс

Каждое лето наполнено яркими событиями и приятными воспоминаниями. Прошлым летом мы с папой поехали в гости к его брату. Эта поездка стала настоящим летним приключением

Сочинение Летние деревенские ночи

Летние деревенские ночи.Каждый человек, которому посчастливилось хотя бы раз в жизни провести ночь в деревне, никогда не забудет эти волшебные воспоминания.

Сочинение на тему За что я люблю лето

Лето – чудесная пора. Я всегда с нетерпением жду это время года, так как летом тепло, можно дольше гулять, ведь темнеет позже. Я люблю лето за то, что в это время года я весело провожу время: играю с друзьями, езжу с семьей купаться на море и отдыхать

Сочинение самый скучный день каникул

Все говорят, что самые скучные дни в каникулы – когда идёт дождь. Но я с этим не согласна. Для меня самым скучным днём был самый жаркий. Когда была невыносимая духота

Интересный и лучшиший день летних каникул сочинение

Я как и любой ребенок жду всегда лета с нетерпеньем. Летом жизнь летит быстро, но оно запоминается тебе больше всего на свете. Моим самым лучшим днем было то, что я впервые побывала в столичном парке аттракционов

Сочинение на тему Как я провел лето в лагере

Этим летом я ездил в лагерь. Путевку дали маме на работе. Когда я узнал, что поеду в лагерь, то очень обрадовался. Сразу начал думать, что мне понадобится в лагере. Решил что возьму пару игрушечных машин

Сочинение Как я провел летние каникулы

Летние каникулы любят все школьники: и те, кто не очень любит школу, и даже отличники

Сочинение на тему Памятный день летних каникул

Лето мое самое любимое время года. Потому, что каждый день летних каникул наполнен яркими впечатлениями, новыми событиями, интересными знакомствами.

Сочинение на тему Летний отдых на каникулах

Это лето было просто замечательным. Почти все время я провел на даче у своей бабушки. У нее во дворе живет немецкая овчарка по кличке Барс. Даже не смотря на то, что собака сторожевая, по отношению ко мне она оказалась очень доброй.

Сочинение на тему Интересное лето

Лето мое самое любимое время года, чудесная пора, полная радости и веселья! Я всегда с пользой и с удовольствием провожу теплые летние деньки.

Сочинение тему Парк летом или лето в парке

Наступило долгожданное лето – в городе стало душно, пыльно и очень жарко. Однако, в любом, даже самом маленьком городке, есть свои оазисы. Это парки и скверы. Забежишь бывает в такое место с палящего солнца и словно попадаешь в другой мир.

Сочинение на тему Случай летом

Однажды летом я, как всегда, гулял с соседним мальчиком Васькой на окраине деревни недалеко от бабушкиного дома. У нас там есть свой небольшой домик, выстроен нами из веток и ненужных досок. И вдруг услышал где-то не далеко пищащие звуки.

Сочинение на тему Лето в деревне у бабушки

Каждый год, летом я езжу в деревню к бабушке. Всё лето провожу там. Там очень хорошо. У меня там много друзей. А больше всех я люблю проводить время со своей лошадкой

Сочинение на тему Красота лета

Наверное, у каждого из нас есть некие воспоминания, которые невольно заставляют задуматься о чем – то, поразмышлять или просто вызывают улыбку. Именно так ассоциируется у меня лето

Сочинение на тему Лето в лесу (Летний лес)

Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты – стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

Сочинение на тему Последний день лета

Еще совсем недавно солнце светило так ярко, что приходилось зажмуривать глаза, гуляя по городу. Все чаще холодный ветерок заставляет поеживаться от неприятного ощущения осени на своих плечах

Сочинение на тему Как я провел лето в городе

Это лето я провел в своем родном городе. Каждое утро я просыпался в 8, а то и в 9 часов утра. После завтрака мы с ребятами долго играли во дворе в футбол и другие игры или просто бегали наперегонки.

Сочинение на тему Как я провел лето в деревне

Лето в деревне – это свежий воздух, голубое небо, душистый запах леса, разнообразные вкусные ягоды и грибы.
Я с нетерпением жду жарких летних деньков, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу близости к природе.

Сочинение Лето на море (поездка на море)

Этим летом мы снова всей семьей отправимся отдыхать на Черное море, так как каждый год мы стараемся придерживаться этой традиции. Я с нетерпением жду этого волшебного времени

Сочинение на тему Как я провел лето (7 вариантов)

Ура! Вот и лето. Это самая любимая пора года, так как ее очень ждешь. Я очень ждал этих каникул, так как летом есть возможность отдохнуть и набраться новых сил для следующего учебного года

Сочинение на тему Бабье лето 4 класс

Бабье лето мне нравится. Осень пришла, дожди и холодно. Грустно. И тут оказывается, что дадут еще кусочек лета. Становится тепло и красиво. Листья уже пожелтели.

Сочинение на тему Мое любимое время года – Лето

Погода летом очень теплая и солнечная. Можно сходить на речку, в открытый бассейн и там плавать

Краткое содержание повести известного писателя советской эпохи В. П. Катаева «Белеет парус одинокий» передает основные события произведения, с которым интересно будет познакомиться в полном объеме.

Главные герои

Гаврик Черноиваненко – мальчик девяти лет, внук рыбака.

Петя Бачей – мальчик из благородной семьи, лучший друг Гаврика.

Василий Петрович Бачей – коллежский советник, отец Пети.

Терентий – брат Гаврика.

Родион Жуков – матрос, виновник многих событий, произошедших в жизни Гаврика и Пети.

Краткое содержание

1 — 5

Лето подошло только к середине, но дачники почти все разъехались. Собралась в дорогу и семья Бачей, отец и два сына. Павлику еще не было четырех, Пете скоро должно было исполниться девять.

В день рождения супруги хозяин экономии устроил для жильцов замечательный праздник. Отец смастерил Пете великолепный маскарадный костюм. Рыцарские доспехи он изготовил из проволоки и золотой и серебряной бумаги. На празднике Петя прошелся по саду с самой красивой девочкой. Это был самый лучший день.

Праздник испортил пьяный батрак, устроивший скандал. Его посадили в погреб, наутро его должен был забрать урядник. Жильцов это не очень успокоило. Тем более, что с города стали приходить тревожные слухи.

В одну из ночей неподалеку сгорела дача. Говорили, что ее подожгли батраки. Дачники стали разъезжаться. Экономия опустела. Все вокруг стало чужим.

Петя по тропинке побежал к морю. Он привык бегать босиком, теперь в ботинках ноги подворачивались. Пляж был пуст. Петя стал рассматривать следы, как следопыт.

Море было очень красивое. Петя залюбовался и вспомнил строки Лермонтова: «Белеет парус одинокий …». Мальчик решил искупаться. Как только он оказался в воде, забыл обо всем на свете. За Петей пришел рассерженный отец и заставил его вылезти из воды, потому что их уже ждал дилижанс.

Отец и сыновья попрощались с хозяевами и отправились в дорогу. В степи их остановил конный разъезд. Кучер сказал, что везет дачников на пароход. Солдаты извинились, и Бачеи продолжили путь.

Кучер рассказал, что спалили дачу помещика Балабанова. Это сделал какой-то матрос, теперь его ищут.

Они заехали в небольшую молдаванскую деревню. Петя решил пройтись. У Волостного правления он увидел солдата и спросил, что он здесь делает.  Тот ответил, что они ловят матроса.

Петя ничего не сказал отцу, но спрятал свои коллекции под сиденье. Дилижанс тронулся, мальчик внимательно смотрел в окно по сторонам. Он даже отказался от вкусной дыни, которой лакомились отец с братом.

Уже на подъезде к Аккерману они услышали выстрел. Задняя дверь открылась, и какой-то человек проскользнул под скамью. Петя успел заметить на его руке татуировку в виде якорька. Впереди показался конный разъезд. Через полчаса папа нарушил тишину, сказав, что они уже подъезжают, и на дороге пусто.

Петя отвлек брата, тыкая пальцем в окно, указывая на красивую птичку. Он услышал, как за спиной что-то зашумело, и хлопнула дверь. Мальчик заглянул под скамейку, все коллекции были на месте.

6 — 10

Бачеи сели на пароход «Тургенев». Петя несколько раз подходил к старпому, спрашивая, скоро ли отчалит судно. Тот с досадой отмахивался от него. В конце концов, он пошел в каюту, устроился рядом с Павликом и не заметил, как заснул. Он пропустил момент отплытия и чувствовал себя обворованным.

От нечего делать Петя стал наблюдать за странным усатым пассажиром. Он кого-то разыскивал и, наконец, остановился рядом с мужчиной, в котором Петя узнал матроса из дилижанса. Миновав Ланжерон, усатый подвал его по имени. Родион Жуков вскочил и бросился за борт.

Усатый попытался остановить пароход. Он подбежал к старпому, затем к капитану, но они сказали, что у них нет на этот счет инструкций.

На пристани пароход встречали городовой и несколько человек в штатском. Они внимательно осматривали всех прибывших. На железнодорожном переезде Петя увидел сошедший с рельсов поезд.

Мальчик отвык от города и с интересом рассматривал витрины. В аптеке он увидел кислородные подушки и вспомнил, как умирала мать.

Павлик уснул. Когда подъехали к дому, отец понес его на руках и передал сонного кухарке Дуне. Петя забежал в парадное, где его встретила тетя Татьяна Ивановна. Уставших детей уложили в постели.

11 — 15

Утром Гаврик проснулся от холода, он спал на берегу. Дед собрал в огороде последние помидоры. Они пошли в море за рыбой, взяв с собой нехитрый завтрак.

Вернувшись с уловом, Гаврик пошел на рынок. Рыбу он сдавал мадам Стороженко. В этот раз она явно не собиралась платить много и сказала, что Гаврик принес очень мелкую рыбу. Она платила тридцать копеек за сотню. Мадам Стороженко стала быстро перекладывать рыбу в свою корзину, Гаврик не успевал считать. В итоге выяснилось, что Гаврик с дедом остались ей еще должны. Мальчику хотелось кричать от обиды, но он сдержался. Он вытер слезы и пошел прочь.

Он думал, где раздобыть еды. Иногда ему помогал друг Петя, но сейчас они на даче. Пять дней назад он заходил к ним, кухарка сказала, что скоро они должны вернуться. Гаврик направился на Канатную. Он вошел во двор и стал звать Петю. Кухарка сказала, что они не приехали.

Гаврик с дедом вынимали вечером перемет, когда за борт ухватился измученный пловец. Они втащили его в лодку, матрос попросил спрятать его. На берегу никого не было, Гаврик с дедом отвели матроса домой. Они уложили его в постель, матрос был болен.

16 – 20

Всю ночь больной бредил. Жуков был матросом с броненосца «Потемкин». После того, как на корабле произошло восстание, Жуков знал, что назад пути нет. Он переправился в Россию и собирался вернуться в родное село. Заболел он еще в дороге, а, бросившись с «Тургенева», он пробыл долго в воде. Силы его были истощены, и болезнь взяла верх.

Дед всю ночь продежурил у постели больного, молился Николаю-чудотворцу и поил матроса водой. Утром дед с внуком заперли матроса, а сами отправились в море за рыбой. Когда они вернулись, больной спал. Дед отправился на привоз сдать рыбу и выяснить с мадам Стороженко, кто кому сколько должен.

Гаврик отправился прогуляться. Ему очень хотелось пострелять в тире, но у него не было денег. Иногда хозяин тира давал ему подержать ружье и прицелиться из него. Сейчас там был посетитель. Гарик остановился у порога и стал ждать, когда он уйдет.

Околачиваясь возле тира, Гаврик случайно подслушал разговор. Посетитель спрашивал хозяина, не случилось ли чего вчера вечером, не рассказывали чего-нибудь рыбаки. Хозяин тира ничего такого не знал. Тогда посетитель сказал ему, что вчера с «Тургенева» упал человек. Об этом хозяин тира также не слышал.

Тут господин заметил Гаврика и пристал к нему с расспросами. Гаврик почувствовал в нем врага. То, что матроса ищут, стало понятно, когда усатый господин начал расспрашивать о матросе, который спрыгнул с «Тургенева». Гаврик не сказал ему всей правды.

Домой Гаврик не пошел. Он решил проследить за усатым господином. Только убедившись, что он ушел, Гаврик отправился домой. Он рассказал матросу об усатом. Тот собрался уходить, но был еще очень слаб.

Гаврик пошел к старшему брату Терентию рассказать о случившемся. Эта идея у него появилась, когда матрос что-то сказал про «комитет». Однажды это слово Гаврик слышал от брата.

Петя проснулся в городской квартире. Столовые часы пробили не то десять, не то одиннадцать. На даче Петя вставал в семь. Он быстро вскочил и побежал умываться. Дуня ему передала, что Гаврик обещал зайти, но его все не было. Петя вышел во двор, покрутился под окнами и помчался к морю.

21 — 25

Гаврик и Петя очень обрадовались встрече. Дальше они пошли вместе. Петя рассказал о том, что произошло на пароходе. Гаврику тоже очень хотелось рассказать другу о том, что этот матрос лежит в их хибарке. Он взял с Пети клятву, заставив есть землю. Увидев проходящего мимо арестанта в кандалах, Гаврик передумал открывать секрет и сказал, что пошутил. Петя обещал ему припомнить этот случай, и друзья продолжили путь.

Они прошли через весь город, собирая разные штуки. Потом их внимание сосредоточилось на коробках от папирос. Насобирав полные карманы, они поиграли с ними и пошли дальше. Вид города менял свой характер. В одном месте у него был кладбищенский оттенок, в другом тюремный, в третьем фабричный. Наконец, они подошли к железной дороге. Прошел состав. В нем вместо машиниста сидел солдат. Петя удивился, а Гаврик объяснил, что железнодорожники бастуют.

Они подошли к Ближним Мельницам, где жил Терентий. Петя все надеялся увидеть мельницы, но их нигде не было. У Терентия, оставив Петю беседовать с племянницей Мотей, Гаврик пошел посекретничать с братом. Петя в своей короткой жизни уже не раз влюблялся. Пока они с Мотей шли до погреба, он в нее «окончательно влюбился».

После ужина мальчики собрались домой. С ними пошел Терентий. Совсем стемнело. Пете страшно было подумать, что будет дома. Однако, Пете везло. Когда он был недалеко от Сенной площади, то увидел бегущего Павлика. Он непрерывно кричал, а, увидев брата, кинулся к нему.

Петя стал спрашивать Павлика, как он тут оказался. Тот сказал, что его украли. Он пошел погулять самостоятельно. Он хотел посмотреть, как у штабного подъезда солдаты отдают ружьями честь. На беду во дворе стали показывать представление с Петрушкой. Павлик посмотрел это представление, тут кто-то сказал, что в другом дворе будут показывать больше. И вся компания зрителей перекочевала туда. Так они переходили из одного двора в другой, потеряв чувство осторожности. Опомнился он только тогда, когда стало темнеть и все дети разошлись по домам.

Какое-то время он еще бежал за артистами. Когда же увидел, как они закурили, он испугался и бросился наутек. В этот момент он и встретился в Петей. Мальчики пошли домой, где все уже с ног сбились, разыскивая малыша. Петя сказал, что искал Павлика и избежал наказания.

Гаврик вернулся домой и обнаружил деда и матроса в большом волнении. Приходил урядник, интересовался лежащим на койке Жуковым. Ему уже стало лучше, кризис миновал. Он порывался уйти, но было еще светло, а он был без штанов.

26 – 30

Когда стемнело, в дедову хибару пришел Терентий с товарищем. Они принесли матросу одежду. Гаврика отправили осмотреться, вдруг за домом следят. Так и было. На улице мальчика схватил за ухо усатый. Гаврик громко закричал. Матрос с товарищами успел убежать. Они укрылись в катакомбах. Деда избили и забрали в участок.

Петя выдержал испытание в гимназии и был очень этому рад. Ему купили гимназическую фуражку, которую он не снимал до вечера, рассказывая всем, как он успешно сдал экзамен. Петя встретил Гаврика, тот сразу заметил новую фуражку. Он попросил посмотреть, Пете не хотелось давать, но он не мог отказать другу.

Они сели под дерево, и Гаврик разобрал фуражку на составляющие. Это его немного развлекло. Потом он снова стал угрюмым. Он попросил у Пети кусок хлеба и сахар, чтобы отнести деду в участок. Мальчик рассказал все, что произошло за эти дни.

Осенью Петя начал ходить в гимназию. Ему купили ранец, тетрадки, книжки. Радость учения омрачало то, что его не вызывали отвечать. Однажды он прибежал радостный и стал всех звать посмотреть на его первые отметки. Открыв тетрадь, тетя увидела только двойки и тройки. Она удивилась, чему Петя рад. Пете было досадно, что его не понимают. «Важно, что отметки!».

Гаврик стал жить у Терентия, перебиваясь случайными заработками. Он пристрастился к игре в ушки на деньги. Он научил этому и Петю, но тот был слишком азартен, все проиграл и даже влез в долги.

31 — 35

Ходили слухи о массовой стачке. В конце года в город пришел гроб с телом генерала Кондратенко. Татьяна Ивановна была возмущена положением в стране и высказывала свое недовольство Василию Петровичу. Слушая ее, Петя узнал много нового. Она говорила, что Россия – несчастная страна, а царь – пьяница.

Однажды прибежала Дуня и сказала, что застрелился часовой. Он даже не оставил записки. Петя долго не мог уснуть, думая про солдата. На следующий день он пошел на пустырь, где это случилось. Возле стены он увидел на земле ямку величиной с человеческую голову, наполненную водой с примесью крови. Под ногами он заметил пятак. Мальчик поднял его.

В гимназии он показал его товарищам, и пятак переходил из рук в руки. один мальчик предлагал обменяться на ножичек, но Петя не согласился. В лавочке он разменял пятак на мелочь. На все деньги он купил у Гаврика ушки разного достоинства. Вечером у него не было ни денег, ни ушек.

Вышел царский манифест. Петя плохо понимал, что это значит, но тетя была очень рада. Была объявлена амнистия. Выпустили дедушку Гаврика. Он едва держался на ногах. Дедушку устроили на жительство у знакомых Терентия. Гаврик пообещал навещать его.

Петя, погрязнув в долгах, написал письмо бабушке в Екатеринослав с просьбой выслать дедушкин мундир. Он писал, что по примеру дедушки решил стать военным. На этом мундире он предполагал найти много ушек с гербами.

36 — 40

Петя унес старьевщику сапоги из чулана. Получил за это четыре копейки. Он сразу же проиграл эти деньги Гаврику. Он докатился до того, что украл деньги у кухарки и разорил копилку младшего брата. Гаврик сказал, что Петя становится его рабом, пока не отработает.

В городе стреляют. Петя встречается с Гавриком. Тот просит его взять пустой ранец и гимназический билет. Он нагрузил его мешочками с ушками, и друзья отправляются в оцепленный солдатами район. На свист Гаврика спускался человек и забирал мешочки. Последний раз Петя пошел один, потому что путь преградил усатый господин, который хорошо знал Гаврика. В доме, куда Петя принес мешочки, он встретил матроса. Он с товарищами отстреливался от солдат из дома. Они понимали, что силы не равны. Они собирались уходить по крышам.

41 — 45

Настало рождество. Павлик проснулся ночью и отправился в гостиную. Все еще спали, на столе лежали чудесные подарки. Павлик принес свои старые игрушки и копилку, которую поставил в центре стола. Устроив башню из игрушек, Павлик подошел к елке. Он увидел висящие на елке пряники. Павлик снял пряник и откусил немного. Оказалось, что это не так невкусно, как выглядит. Мальчик взял другой, он был такой же. Павлик перепробовал все пряники. В гостиную вошла Татьяна Ивановна и обняла племянника.

В городе шли погромы. Бачеи спрятали семью Коганов у себя. Когда погромщики пришли в подъезд, отец пытался вразумить их и чуть не поплатился за это. Появившаяся с иконой Дуня спасла его.

К Пете пришел Гаврик. Он дал ему четыре мешочка и попросил спрятать. Тут в комнату ворвался отец. Было обнаружено, что Петя украл у брата деньги. Отец догадался, что сын проиграл деньги в ушки. Достав из ранца мешочки, в которых, по его мнению, лежали эти самые ушки, он бросил их в печь. Патроны взорвались. Петя закричал и потерял сознание.

Петя проболел почти всю зиму. Только перед Пасхой он смог пойти к Гаврику. Он узнал, что у Гаврика умер дедушка. Его брат Терентий находится в бегах. Семья брата вместе с Гавриком живет в дедовой хибарке.

Друг позвал Петю на маевку. Она проходила в море. Друзья сели в шаланду и поехали. К ним присоединился Терентий и господин в синем костюме с тросточкой. С трудом Петя узнал в нем матроса.

Далеко в море собрались рыбаки, чтобы послушать Жукова. После маевки мальчики высадили его на Ланжероне.

Через неделю Гаврик позвал Петю в море. Под парусом они подошли к Большому Фонтану. Гаврик поручил Пете подняться наверх и ждать пролетку. Как только она появится, Пете нужно было махнуть. Оказывается, матрос был арестован, но товарищи подготовили ему побег.

Во время прогулки Жуков бежал. С Терентием он подъехал на пролетке к берегу, Петя замахал платком. Терентий и матрос сели в шаланду и ушли в море. Парус наполнился ветром и еще долго белел вдали.

Сочинение пряники по литературе

Текст: Ольга Разумихина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин прославился благодаря произведениям «История одного города» и «Господа Головлёвы», однако для первого знакомства с его творчеством школьная программа предлагает три сатирические сказки: «Премудрый пискарь», «Дикий помещик» и, конечно, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Наряду с Н. В. Гоголем, Салтыков-Щедрин подметил множество грустных и даже жутких особенностей российского самоуправства, которые никуда не делись аж за полтора века. Если читать того же Пушкина — при всём благоговении к его таланту — иногда сложновато, потому что многие премудрости дворянского быта современному читателю уже неясны, а такие понятия, как бальный этикет или дуэльный кодекс, и вовсе канули в лету, — то в мире чиновников и простых трудяг мало что поменялось.

Помните, какие распоряжения в «Ревизоре» Н. В. Гоголя раздаёт городничий, опасаясь, что вот-вот нагрянет ревизор?

  • • «если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела»;
  • • «разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планирование»;
  • • «если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? — чтобы говорили: „Всем довольны, ваше благородие“; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия…»

Не такой ли образ мысли присущ и многим чиновникам XXI века? Они всё так же отмывают деньги, выделенные из государственного бюджета, и стращают тех, кто находится у них в услужении. А «соломенные вехи, похожие на планирование»? Если в какой-нибудь небольшой городок собирается президент или просто крупный чиновник, ветхие здания тут же завешивают зеленоватым полотном!

Вот только Николай Васильевич, придумав целый город, где «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет», смеётся над населяющими его чиновниками по-доброму: в конце концов, городничий и компания сами себя наказывают, и, прими автор нравоучительный тон, произведение вряд ли выиграло бы.

Но не таков Салтыков-Щедрин — один из самых мрачных классиков русской литературы. Он раз за разом посылает своим нечестивым героям такие жуткие испытания и смеётся над ними так злобно… Впрочем, лучше один раз увидеть, не правда ли?

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Действие сатирической сказки о двух глупых генералах и мастеровитом, но не имеющем ни капли собственного достоинства крестьянине происходит на необитаемом острове:

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: „Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности“.

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат».

С горем пополам сообразив, что произошло, генералы решают подкрепиться, но вот беда: фруктов с деревьев не нарвать — слишком высоко, рыбу из реки не выудить, зайца или тетерева в лесу не поймать. Да и вообще, кто же знал, что булки, которые они привыкли есть по утрам, не «родятся» в природе в готовом виде? Впрочем, через несколько часов генералы мечтают уже не о булках, а о сапогах и перчатках, — и наконец дело доходит до драки:

«Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их».

К счастью, на острове отыскивается мужик, то есть простой крестьянин, — и спасает ситуацию: он кормит генералов яблоками и картошкой, потом делает верёвку из собственных волос и ловит рябчика — и, наконец, варит суп в пригоршне (то есть в согнутой ладони). Генералы же, снова довольные и сытые, размышляют, не поделиться ли им с «тунеядцем», и привязывают мужика к дереву той же самой верёвкой, а тот не выказывает ни малейшего сопротивления.

В том-то и беда, рассуждает М. Е. Салтыков-Щедрин, что простой трудяга не только не может, но и не хочет постоять за себя. Никто не призывает к открытому бунту, но заявлять о своих правах необходимо! Увы, в XIX веке крестьяне считали сложившееся положение вещей естественным. Разумеется, рабская психология сформировалась у русского человека не в один миг — сказалась трёхвековая история крепостного права, — но тем печальнее Салтыкову-Щедрину было наблюдать, как сильные мира сего измываются над бедняками.

К счастью, крепостное право в 1861 году отменили. Но чтобы избавиться от пережитков прошлого на уровне менталитета, понадобится, судя по всему, ещё не одно столетие….

«Дикий помещик» (1869)

«Дикий помещик» — ещё одна сказка о том, как богачи оказываются беспомощны, словно малыши, если их не окружает привычный штат лакеев. Но если генералы из предыдущего произведения попадают на затерянный остров «по щучьему велению», то герой этого текста виноват в своих злоключениях сам. Этот помещик всегда жил в достатке, но потом начал, как говорится, беситься с жиру — и сделал жизнь своих крестьян, и так нелёгкую, невыносимой. За что и поплатился:

«Видит помещик, что мужика с каждым днём не убывает, а всё прибывает, — видит и опасается: „А ну, как он у меня всё добро приест?“ <…> И начал он стараться, и не то чтоб как-нибудь, а все по правилу. Курица ли крестьянская в господские овсы забредёт — сейчас её, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберётся — сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф. <…>

Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут — всё нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: „Моя вода!“; курица за околицу выбредет — помещик кричит: „Моя земля!“ <…> Вот и взмолились крестьяне всем миром к Господу Богу:

— Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!

Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую <…>. Куда девался мужик — никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки».

Поначалу помещик радуется, что в его владениях не осталось крестьян: богачу мнится, что воздух тотчас же стал чище. Однако вскоре выясняется, что без помощи слуг крепостник не может даже умыться, а есть ему приходится одни только пряники — и то их вот-вот растащат мыши.

Но помещик не молит небеса вернуть всё обратно. Вместо этого он уходит в лес и почти что превращается в дикого зверя (по крайней мере, обрастает шерстью и начинает понимать медвежий язык). Жить «на воле» ему оказывается не в пример приятнее, чем в особняке…

Как и в предыдущей сказке, ситуация, в которую попадает главный герой «Дикого помещика», утрирована донельзя. Такой литературный приём называется «гротеск». Вот какое толкование находим в словаре литературоведческих терминов (сост. С. П. Белокурова, 2005):

«Гротеск (от итал. Grottesco — «причудливый») — вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде».

«Премудрый пискарь» (1883)

Заключительная на сегодня сказка Салтыкова-Щедрина — «Премудрый пискарь» — построена на принципе аллегории, то есть представления какого-либо человеческого качества в виде животного. Главный герой этого произведения — пискарь, то есть мелкая рыбёшка, длина которой редко превышает 15 см. Как лиса чаще всего становится аллегорией хитрости, а волк — жестокости, пискарь у Салтыкова-Щедрина является воплощением трусости, инертности:

«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. <…>

А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется — везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может <…>. Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пискарь — и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать».

Испугавшись за свою жизнь, пискарь решает вырыть нору, в которой он будет жить один-одинёшенек. Ну и что, что у него не будет семьи, друзей и вообще ему придётся голодать, потому что безопаснее всего выходить на промысел ночью, когда «вся рыба уже сыта», но и съестного почти не останется? Главное — остаться целым и невредимым!

Внимательный читатель может задуматься: жизнь, конечно, непростая штука, но почему пискаря не убеждает пример отца, который, несмотря на все опасности, всё-таки дожил до «аридовых веков»? Автор даёт ответ и на этот вопрос. Всё дело в том, что во времена пискаря-старшего и трава, как говорится, была зеленее, и небо голубее, а опасности хотя и существовали, но не поджидали на каждом углу:

«Он рассуждал так: „Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он [отец главного героя] и попал было в уху, так и тут нашелся старичок, который его вызволил!“»

Вот только пискарь, в отличие от голодных генералов или дикого помещика, в конце концов понимает, что прожил все сто с лишним лет впустую. Он понимает: если бы каждая мелкая рыбёшка забилась в такую же нору, то «весь пискарий род давно перевёлся бы». Но совершить над собой усилие и хотя бы в последний раз промчаться по реке, насладиться свободой он уже не может. Именно об этом герое одна из самых знаменитых фраз Салтыкова-Щедрина: «Жил — дрожал, и умирал — дрожал».

Кстати, многие школьники задаются вопросом: как правильно писать — «пескарь» или «пискарь»? Ведь в разных учебниках встречаются оба варианта!

Согласно орфографическому словарю, корректное написание — «пЕскарь», но вот Салтыков-Щедрин писал «пИскарь». Но не по неграмотности: намеренное коверканье слов, допуск орфографических ошибок были популярным в XIX в. комическим приёмом.

И не правда ли, даже этот приём в XXI веке используется не так уже редко, особенно в подписях к смешным картинкам в интернете?

В конце октября президент России Владимир Путин назначил Марию Львову-Белову уполномоченным по правам ребенка. Первое интервью в новой должности она дала агентству ТАСС. Детский омбудсмен, которая воспитывает девятерых детей, рассказала, как ее семья пережила период дистанционного обучения из-за пандемии, кто такие киберпсихологи, зачем в школах нужны службы примирения, а также почему позитивный контент нуждается в продвижении.

Чуть больше месяца вы являетесь уполномоченным по правам ребенка. С чего началась ваша работа на этой должности? Обращений какого характера вы получаете больше всего на данный момент?

— Для меня очень важным при вступлении в эту должность было понять, кто такой эффективно работающий уполномоченный по правам ребенка. На мой взгляд, уполномоченный — это человек, который выступает защитником и одновременно координатором, когда нет единого интересанта, у него есть возможность видеть картину целиком и сшивать там, где необходимо. Есть большое количество моментов, где нужен маршрут, на котором будут встречаться все ведомства, все институты. Важно, чтобы был отдельный человек, который бы координировал эту работу.

Что касается обращений, которые поступали на момент, когда я стала уполномоченным — буквально за месяц мы получили порядка 724 обращений. Они касались и имущественных прав, и жилья, и лекарственного обеспечения, и защиты прав детей-сирот — то есть очень разнообразный спектр. Мы осознаем, что для многих это последняя надежда, и очень важно не пропустить какую-то мольбу о помощи, последнюю веру в то, что восторжествует справедливость. 

В самом начале я многое делала в ручном режиме, звонила и знакомилась с губернаторами, просила помочь в случаях, когда мы понимали, что своими силами не справимся и нам необходима поддержка. Было радостно, когда у нас появились первые результаты: детей брали в садики, бабушкам отдавали под опеку внуков, которые раньше находились в социальных учреждениях, решался вопрос с жильем для паллиативного ребенка.

Еще один важный момент — это работа с региональными уполномоченными, которые на местах справляются с разными трудностями, сложностями, проблемами, возникающими у детей и семей. До марта я планирую встретиться с каждым уполномоченным отдельно, этот процесс уже начался, и мне радостно, что многие коллеги из регионов готовы потратить большое количество времени, чтобы приехать и наметить планы по дальнейшему сотрудничеству и совместным проектам. С некоторыми мы проведем встречи дистанционно, но большой интерес к сотрудничеству очевиден. 

Отдельный важный блок был посвящен непосредственной работе с детьми. Одно из самых главных правил в моей работе — это слышать голос ребенка и понимать, что для него важно, что его наполняет, что дает ему ощущение будущего и уверенность в завтрашнем дне. Принцип «ничего для нас без нас» в работе уполномоченного по правам ребенка — один из самых главных. Мы сколько угодно можем придумывать, что же необходимо нашим детям, в чем они испытывают трудности, но пока мы не получим эту информацию от них самих, наши догадки могут быть недостоверными

 — Какие основные задачи вы для себя поставили, скажем, на ближайший год? Какие направления деятельности планируете развивать в первую очередь?

— Учитывая то, какие поступали обращения, и после общения с профильными министерствами и ведомствами образовались три основных направления.

Первое — это работа с подростками. Мне как многодетной маме понятно, что подростковый возраст — самый сложный и уязвимый. Один из проектов в этом направлении будет посвящен созданию инфраструктуры для подростков, чтобы им было куда пойти, как альтернатива подъездам и торговым центрам, чтобы там были люди, с которыми будет интересно, — это молодые активные вожатые, психологи, социальные педагоги. Кроме того, планируется запуск проекта, который будет посвящен методической подготовке специалистов, работающих с подростками. Еще одна инициатива касается альтернативы колониям, закрытым школам-интернатам для детей, совершивших правонарушение. Это своего рода социальная реабилитация, которая позволила бы перестроиться ребятам и дать им новые перспективы и шансы на новую жизнь.

Второе направление — это проект для семей, где появляется ребенок с инвалидностью. Очень важно в этом случае выстроить дорожную карту для семьи, чтобы они понимали, кто их может поддержать, где они могут получать образование, реабилитацию, каким образом они могут выстраивать коммуникацию с НКО. Надо дать возможность выбора семье, дать альтернативу и ресурс для того, чтобы семья могла справиться.

Третье направление — это проект «Пространство, дружелюбное к детям». Речь о создании совершенно безопасной и развивающей среды и инфраструктуры для ребенка. Это безопасность на дорогах, безопасный город, детские площадки, а также киберпространство, где тоже нам необходимо безопасность для ребенка создавать.

Кроме того, считаю одним из важных направлений своей деятельности выстраивание системы по переходу детей в социальные учреждения, когда их беспризорными нашли на улице или забрали из неблагополучных семей. Сейчас ребенок так или иначе проходит через больницу, и он находится в закрытом боксе от 2 недель до 3 месяцев. В этой травмирующей ситуации для ребенка важно, чтобы рядом находился психолог и с ним начиналась работа по реабилитации, а в медицинских учреждениях это сделать сложнее, у них другой функционал. Мы очень надеемся, что, объединив усилия, эту задачу сможем решить для всей страны

— Вы учились музыке, даже преподавали в музыкальных школах, потом занялись социальной адаптацией молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, а также оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни. Какую роль сейчас в вашей жизни играет музыка и волонтерская деятельность?

 ​​​​— Буду с вами честной, музыка была мечтой моего папы. Он очень хотел, чтобы я пошла по его стопам, и я как послушная дочь это исполнила. При этом я никогда не любила занятия музыкой, для меня было сложно отсиживать несколько часов, играя гаммы. Когда я стала преподавателем по классу гитары, для меня самым ценным было общение с детьми, этот контакт с детьми был для меня всегда очень дорог. Я преподавала в рабочем районе. Приходили разные дети, и меня вдохновляло то, что я могу им помогать. Затем я начала заниматься общественной деятельностью, сначала мы помогали детям-отказникам, потом стали приходить в детские дома и старались помочь детям подготовиться к взрослой жизни, привив им навыки, которые обычно мы получаем в семье. Со временем мы поняли, что им нужна, прежде всего, семья и стали заниматься приемным родительством, так у меня в семье появилось четверо приемных детей. От музыки у меня сейчас осталось пение на клиросе, там я пою уже двадцать лет. Это мой ресурс, моя возможность перезагрузиться и побыть с Богом. А волонтерская деятельность — это близость к земле, и вне зависимости от своей загруженности я считаю необходимым сохранять контакт с ребятами с инвалидностью, с детьми, находящихся в социальных учреждениях. Это дает почувствовать людей, понять, что для них важно, потому что, находясь в кабинетах, можно об этом забыть.

— У вас в семье воспитываются девять детей, под опекой находятся еще тринадцать молодых людей. Как вы находите время, силы и возможности каждому уделить внимание, погружаться в их проблемы, решать их, когда вы, можно сказать, присматриваете за всеми российскими детьми?

— Что касается быта — у меня есть няня, которая помогает с моими младшими детьми, у всех детей есть обязанности и дежурства. У меня очень самостоятельные дети, они могут присмотреть за младшими, помогать в покупке продуктов, и я им за это очень благодарна. Что касается близости к детям, у нас есть семейные традиции, например, в субботу мы пьем чай из самовара за просмотром фильмов. У нас есть традиции, связанные с православными праздниками — с Пасхой, с Рождеством, когда мы украшаем елку, расписываем пряники, ставим домашние спектакли или учим колядки. Это согревает детей, даже когда мы не рядом. Я постоянно стараюсь быть на связи, использую все возможные ресурсы. Мы для детей поддержка, но мне кажется неправильным, когда мы своих детей ставим во главу угла и считаем, что вся наша жизнь только им должна быть посвящена. Поверьте, им это не нужно. Но очень важно постараться уделить каждому ребенку хотя бы 15 минут, конкретно ему, когда он будет знать, что мама только с ним. Это для них важно.

— Переводили ли ваших детей на дистанционное обучение в период подъема заболеваемости? Расскажите, вы справлялись с этим в каком-то смысле испытанием, ведь надо организовать для всех возможность онлайн-обучения, отдельное место для учебы?

На эту тему

Ольга Васильева: школа должна дать детям хорошую замену бездумной трате часов в интернете

— Это было очень непростое время, у меня было трое школьников и двое дошкольников. Первая сложность была связана с нехваткой техники, вторая — с нехваткой места, потому что нужно было всем выделить какой-то уголок, чтобы они друг другу не мешали. А самое трудное было то, что после уроков необходимо было им объяснять материал, делать домашнее задание, потому что дистанционный формат для нас не очень привычен и знания, которые мы получаем в реальном времени, усваиваются лучше. Но я при этом понимала необходимость происходящего, понимала, что сейчас вспышка заболеваемости и все терпят эти сложности.

— Как вы относитесь к тому, что дистанционное обучение может навсегда стать частью наших повседневных реалий?

— Я бы не говорила, что дистанционное образование подменит очное, это, скорее, расширение возможностей.  Дистант для многих — единственная возможность обучения, например, для ребят с инвалидностью в отдаленных селах, или же для ребенка, который получил травму и теперь должен находиться дома какой-то период времени. Нам нужно развивать и одну, и другую форму, а не противопоставлять их. Они должны друг друга дополнять. Сколько у нас сейчас разных онлайн-курсов, когда мы обучаемся с вами, повышаем свою квалификацию учимся чему-то новому, это же тоже непривычный формат, который дает нам новый ресурс. Я разговаривала с Сергеем Кравцовым (министр просвещения — прим. ТАСС),  и мы еще раз с ним обсудили, что дистанционный формат ни в коем случае не будет подменять очный. Если вдруг что-то будет возникать, это будет связано только со вспышкой заболеваемости на какой-то определенный период времени в тех или иных регионах

— Не получаете ли вы писем от обеспокоенных родителей, что невакцинированные или непереболевшие подростки будут с появлением вакцины ограничены в посещении ряда мест?  

— Сказать, что мы получаем обращения от родителей, это ничего не сказать. Мы получаем огромное количество и обращений, и писем в социальных сетях, в личных сообщениях. Да, действительно, нашу позицию я не раз озвучивала, вакцинация возможна, во-первых, после доказательных исследований, которые подтверждают ее эффективность и безопасность, а во-вторых, только с согласия законных представителей. Но знаете, есть интересный момент, в соответствии с законом с 15 лет ребенок сам может принять решение, хочет он вакцинироваться или нет. С точки зрения того, нужно ли усилить это разрешением второго родителя, мне кажется, что это приведет к еще большему количеству разных правил, которые точно не будут улучшать нашу жизнь. Это выбор каждого, свободный выбор, об этом говорил президент. Я также считаю, что мы не должны ограничивать права тех родителей, которые хотят вакцинировать своих детей, знаю примеры родителей, которые уже хотят привить своего ребенка. Мне кажется, что было бы правильно давать возможность выбора каждому конкретному человеку в каждой конкретной ситуации.

Что вы думаете о возможности появления QR-кодов для несовершеннолетних?

— Что касается QR-кодов, мы слышали заявление Татьяны Голиковой, которая говорила о том, что о QR-кодах для подростков говорить рано и преждевременно, и их сейчас никто не рассматривает. Мне кажется, что это самое главное заявление, эту позицию правительства мы разделяем, потому что понимаем, что это поделило бы детей на вакцинированных и невакцинированных.

— Ваша предшественница Анна Кузнецова приводила в сентябре статистику, согласно которой более половины детей в РФ сталкивались с буллингом, при этом треть из них не рассказывает об этом. Как, на ваш взгляд, можно победить проблему буллинга в школах?

На эту тему

Кузнецова заявила, что каждый второй ребенок в России сталкивался с буллингом

— Мы однозначно должны работать в этом направлении. Победим или нет — сложно сказать, но буллинг существует. Когда мы были в “Артеке” (международный детский центр — прим. ТАСС), одна девочка поставила спектакль о своей личной истории о травле в школе. В конце, когда оператор спросил, кто сталкивался с подобным, треть детей подняли руки. Это было просто откровением для всех. Нельзя недооценивать то, что происходит в школах и в киберпространстве. Прежде всего, тут должна быть нетерпимость нас, взрослых, а также детей, педагогов. Родители не должны это замалчивать, не должны этого отрицать, мы не должны говорить, что это необходимо для выстраивания атмосферы или для воспитательных целей. Второй момент — это развитие служб примирения в школах. Они должны не только помогать в урегулировании конфликтов, но и обучать поведению в ситуации, когда на тебя нападают твои сверстники или старшие школьники.

— Возможно, здесь нужны какие-то законодательные изменения?

— Да, на наш взгляд, нужно рассмотреть возможность внесения изменения в закон “Об образовании”, как раз о порядке работы таких служб. Сейчас многие об этом говорят, и рано или поздно действительно какие-то изменения будут, а для того, чтобы это прописать все более-менее конкретно, чтобы это были не просто слова, нам необходимо собрать сейчас реальный опыт, реальные инструменты, которыми можно было бы воспользоваться, чтобы это уже вынести на федеральный уровень.

В конце-концов, травля может стать одной из многих причин, которые толкают подростков на стрельбу в школах. И здесь есть несколько факторов, которые мне кажутся важными. Во-первых, это протокол работы СМИ. В ряде стран освещение подобных сложных случаев строго регулируется. Очень важно не смаковать подробности, не вести трансляцию, не брать интервью у человека, который это совершил, не рассказывать пошаговую инструкцию, как это происходило, в общем, не романтизировать эти процессы, потому что многие подростки думают, что так можно прославиться, надо уметь подавать: очень сухо, с минимальным количеством деталей. Второе — это работа с подростками, когда мы понимаем, что что-то не так. Замкнутость, отчужденность или, напротив, демонстративное поведение, когда ребенок открыто об этом заявляет, когда пишет на эту тему в социальных сетях. Это сигналы для помощи, она должна быть комплексная, мы должны понять, что ребенком движет сейчас, какая ему необходима поддержка.

— Как, на ваш взгляд, следует бороться с проблемой кибербуллинга?

На эту тему

Я столкнулся с буллингом в интернете. Что делать?

— Я бы не разделяла травлю в школе, на улице и травлю в интернете, это все в целом про одно, только травля в интернете дает возможность еще и некой анонимности, и жесткости, и подключению к этому большого количества людей в качестве свидетелей. В ряде стран существуют киберпсихологи, и я считаю, что нам тоже необходимо в этом направлении двигаться и развиваться. Должны быть люди, которые могли бы работать в интернете, внедрять группы помощи, переписки, общаясь напрямую с ребенком, который подвергается травле, а также обучать навыкам безопасного цифрового поведения, как правильно реагировать. Ведь уже даже сложились определенные правила, например, что лучше не отвечать, не подогревать, по возможности не вступать в переписку — какие-то вещи уже существуют. Поэтому здесь важно, чтобы появлялись специалисты, профессионалы, которые могли бы подсказать, как вести себя в информационном пространстве. 

 А как должны реагировать родители, если узнали о травле их детей в интернете?

— Очень важный момент — это чуткость по отношению к детям, если у ребенка меняется поведение, если он закрывается, то надо постараться разобраться, что с ним происходит. Мы, взрослые, должны активно поддерживать ребенка, говорить о том, что он не должен бояться поделиться тем, что его беспокоит. Совсем недавно я принимала участие в подписании хартии альянса крупнейших IT-компаний о цифровой безопасности детей (Хартия «Цифровая этика детства» —  прим. ТАСС) это социальная ответственность бизнеса, когда они не ждут принятия законодательных мер, когда они самостоятельно участвуют в жизни детей. Многие вещи очень тонкие, высокой духовно-нравственной организации, и на уровне закона не всегда получается их решить. А вот ответственность платформ, владельцев социальных сетей, которые будут блокировать подобные проявления, которые вырабатывают вот эту стратегию работы в интернете, они, безусловно, тоже необходимы.

— В ноябре «Лаборатория Касперского» провела исследование, согласно которому почти 80% детей в России читают блогеров и смотрят их видео, когда находятся в интернете. Вас не беспокоят эти данные, учитывая, сколько контента разной степени жесткости есть в интернете? Считаете ли вы, что детей нужно ограничивать во времени нахождения в интернете?

— Пока, к сожалению, это регулируют только сами родители, сами взрослые, сколько времени ребенок проводит в интернете. Мы знаем, что, например, «Лаборатория Касперского» создала программу, которая позволяет ограничить количество времени, проведенного в сети, контент определенный, и дает возможность отследить местоположение ребенка, эти сервисы родителям очень облегчают жизнь. Что касается блогеров, есть позиция, как в Китае, — все запретить, ограничить. Я не сторонница такого. Конечно, если совсем треш, то надо запрещать всеми силами, на уровне законодательства. Но что касается создания стерильной атмосферы, мне кажется, это не совсем правильно, потому что потом ребенок вырастет и не сможет научиться работать с негативной информацией, это тоже навык, который необходимо прививать. И я за альтернативу, за возможность создания хорошего контента. Я знаю огромное количество интересных каналов, которые смотрят мои дети: это рассказы о животных, это блогеры, которые анализируют современную классику, литературу. Это действительно разнообразие, и важно, чтобы была вариативность, чтобы мы нашим детям прививали вкус, чтобы мы показывали, как возможно эту информацию сортировать. И, конечно, платформа должна нести ответственность.

— Как вы в целом оцениваете качество детского и подросткового контента в российском сегменте интернета? Что, на ваш взгляд, необходимо в нем изменить?

— Детский контент — это то, что требует инвестиций. Эту сферу сложно сделать прибыльной, она с трудом окупается, в это нужно однозначно вкладываться. Второй момент — это канал, по которому этот контент транслируется. Я недавно нашла короткометражный фильм «Яблоня», не могу вам даже передать, насколько он глубокий. Мы смотрели его на встрече с подростками и плакали все. Но ведь этот фильм никто не найдет, канал распространения не отработан, мы до детей это не доносим. То есть, во-первых, необходимо, чтобы это финансировалось, а во-вторых, чтобы это доносилось. Продукты существуют, их создают, но мне кажется, что этого недостаточно.

 На ваш взгляд, влияют ли видеоигры на уровень агрессии школьников? Есть разные мнения на этот счет. Нужно ли как-то ограничивать их продажу? Или, скажем, достаточно будет возрастной маркировки?

— Точно должна быть экспертиза игр, все мы не проверим, но хотя бы по заявлениям, или когда мы понимаем, что есть очевидно жесткий контент в этой игре. Некоторые дети, поиграв какой-то период времени, становятся зависимыми, агрессивными, индивидуальная реакция может быть разной. Мы же сами постоянно сидим в гаджетах, даем пример своим детям, а потом требуем, чтобы они не играли в игры. Что касается законодательных инициатив, у нас есть федеральных закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию». И игры подлежат маркировке, а дальше зависит от нас, позволим ли мы детям играть в игры или нет. Мы должны отслеживать, если ребенок становится закрытым, уходит в себя, и понимать, что тогда эти игры ему точно на пользу не идут.

— Ранее глава Следственного комитета Александр Бастрыкин назвал ЕГЭ пыткой для молодежи, призвал отменить его. Как вы относитесь к ЕГЭ? Считаете, что его надо скорректировать или вовсе отменить?

— ЕГЭ, как и любая тема, имеет разные стороны. Недавно я была в Новосибирске, где мама одна воспитывает трех детей без больших финансовых возможностей, а ее старшая дочка поступила на журфак МГУ. Я сомневаюсь, что без ЕГЭ у нее была бы такая возможность. Это возможность подать документы в несколько вузов сразу, не тратить деньги на дорогу для сдачи экзаменов, это отсутствие каких-то коррупционных составляющих, это перспективы. Что меня расстраивает, что школы все свое обучение сейчас подстраивают под сдачу ЕГЭ, ведь изначально это задумывалось как некий срез знаний, а сейчас у нас все нацелено на то, чтобы ЕГЭ сдать. Когда однажды из ЕГЭ исключили сочинение, его перестали писать в школе. Правда, после вернули. Сейчас стало общеизвестно, что, чтобы сдать ЕГЭ, надо нанять репетитора. А сколько есть семей, у которых нет возможности это сделать? И самое главное, это ЕГЭ-стресс и ЕГЭ-шок. Детям кажется, что если они не сдадут ЕГЭ, то жизнь закончится.

— С чем это может быть связано? Как родители могут помочь своему ребенку? 

— Это происходит потому, что у ребенка нет видения дальнейшего карьерного пути, если он не сдаст на нужный балл. Существует такая практика, когда после окончания школы ты можешь потратить год на самопознание, путешествия, есть такой путь, а есть сценарий поступления в колледж и потом в институт, есть возможность пересдать ЕГЭ.

У ребенка должно быть представление, что жизнь не заканчивается, что свой маршрут можно построить разными другими способами. Детям нужно показать альтернативу, донести, что несдача ЕГЭ не влечет за собой крах всей жизни

— Ранее президент поручил правительству к 15 декабря разработать концепцию цифровой платформы психологической помощи школьникам и их родителям. Какие задачи, на ваш взгляд, должна выполнять эта платформа, на кого ориентироваться в первую очередь?

— Платформа еще разрабатывается, концепция создается правительством, мы будем активно в этом участвовать. Когда я общалась с подростками, они предложили такой проект, который касался бы их личного участия по принципу «равный равному». У подростков есть запрос на анонимное общение, когда какой-то вопрос они не могут задать своему близкому. Это равное консультирование вполне может помочь. Со своей стороны я могу сказать, что важно создавать пространство детям для доверительного общения в разных ситуациях, мы будем всячески принимать в этом участие.

— Как в данный момент складывается ситуация с организацией рейса с российскими детьми из Сирии? С какими препятствиями вы сталкиваетесь? Известна ли вам судьба уже перевезенных детей, что с ними сейчас?

 — На сегодняшний день готовы документы на 140 детей, сейчас идет согласование с ведомствами,и  в ближайшие дни у нас будет круглый стол, чтобы урегулировать все детали. Как только все будет сделано, мы будем готовы вылететь. Количество детей в этой группе и даты мы пока не можем спрогнозировать, потому что все будет зависеть от переговоров, но мы делаем все, что в наших силах, чтобы это случилось как можно скорее. 

Что касается их приезда в Россию — да, мы ведем сопровождение. И очень важно, чтобы момент адаптации проходил при поддержке специалистов, важно, чтобы восстановление отношений с кровными родственниками происходило в дружеской атмосфере. Сейчас будет немного видоизменяться их сопровождение после приезда, мы это дорабатываем, усиливаем реабилитационный процесс. Будем подключать ведущих специалистов: и психотерапевтов, и психологов, и социальных педагогов. Многое будет происходить и в онлайн формате, потому что дети возвращаются в отдаленные села, куда доехать специалистам зачастую сложно.

Беседовала Дарья Сердюкова

  • Сочинение проделки нашей кошки
  • Сочинение проблема любви в романе чернышевского что делать
  • Сочинение прощание с родным домом пожар дубровский
  • Сочинение про чудный собор краткое
  • Сочинение про чацкого и молчалина из комедии горе от ума