Итоговое сочинение. Направление » Кому на Руси жить хорошо»
ЗАХАР
ПРИЛЕПИН
Текст тотального
диктанта-2012, часть 1
А вам не всё равно?
В последнее
время часто приходится слышать безапелляционные заявления, например:
«Я ничего никому не должен». Их повторяет, считая хорошим
тоном, немалое количество людей самого разного
возраста, в первую очередь молодых. А пожившие и умудренные
еще более циничны в своих суждениях: «Не надо ничего
делать, потому что, пока россияне, забыв о завалившемся под
лавку величии, тихо пьют, всё идет своим чередом».
Неужели
мы сегодня стали более инертными и эмоционально пассивными, чем
когда-либо? Сейчас это понять непросто, в конечном счете время
покажет. Если страна под названием Россия вдруг обнаружит, что она потеряла
существенную часть своей территории и значительную долю своего
населения, можно будет сказать, что в начале нулевых
нам, действительно, было не до чего и что в эти
годы мы занимались более важными делами, чем сохранение
государственности, национальной идентичности и территориальной
целостности. Но если страна уцелеет, значит, сетования
на безразличие граждан к судьбе Родины были по меньшей мере
беспочвенны.
Тем
не менее основания для неутешительного прогноза есть. Сплошь и рядом
встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено
в непрерывной цепи поколений, а ни много ни мало как
венец творения. Но есть ведь очевидные вещи: сама жизнь и существование
земли, по которой мы ходим, возможны лишь потому, что
наши предки относились ко всему иначе.
Я вспоминаю
своих стариков: как красивы они были и, боже мой, как они были молоды
на военных своих фотографиях! И еще как счастливы были, что
мы, дети и внуки их, путаемся среди них, тонконогие
и загорелые, расцветшие и пережаренные на солнце.
Мы же почему-то решили, что предыдущие поколения были нам
должны, а мы, как новый подвид особей, ни за что
не отвечаем и ни у кого не хотим быть в долгу.
Есть только
один способ сохранить данную нам землю и свободу народа — постепенно
и настойчиво избавляться от массовых пароксизмов
индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу
независимости от прошлого и непричастности к будущему своей
Родины стали как минимум признаком дурного тона.
(314
слов) З. Прилепин
1 Допустимо:
1) …немалое количество людей самого разного возраста — в первую
очередь молодых; 2) …немалое количество людей самого разного
возраста, в первую очередь — молодых.
2 Допустимо:
1) Сейчас это понять непросто: в конечном счете время покажет; 2) Сейчас
это понять непросто — в конечном счете время покажет.
3 Допустимо:
сетования на безразличие граждан к судьбе Родины
были, по меньшей мере, беспочвенны…
4 Допустимо:
Я вспоминаю своих стариков — как красивы они были…
5 Допустимо:
1) И еще — как счастливы были…; 2) …счастливы были, что
мы — дети и внуки их — путаемся среди них…
6 Допустимо:
…стали, как минимум, признаком дурного тона.
Текст
диктанта 2012, часть 2
Мне — не всё равно
В последнее
время нередко звучат категорические высказывания типа: «Я никому ничего
не должен». Их повторяют многие, особенно молодые, которые
считают себя венцом творения. Не случайно позиция крайнего
индивидуализма — признак едва ли не хорошего тона сегодня.
А ведь прежде всего мы существа общественные и живем
по законам и традициям социума.
Чаще всего
традиционные российские сюжеты бестолковы: там привычно лопнула
труба, здесь что-то воспламенилось — и три района остались
то ли без тепла, то ли без
света, то ли без того и без другого. Никто давно
не удивляется, потому что и раньше вроде бы случалось
подобное.
Судьба
общества напрямую связана с государством как таковым и действиями
тех, кто им управляет. Государство может попросить, настоятельно
рекомендовать, приказать, в конце концов заставить нас совершить
поступок.
Возникает
резонный вопрос: кому и что нужно сделать с людьми, чтобы они
озаботились не только собственной судьбой, но и чем-то
большим?
Сейчас много
говорят о пробуждении гражданского самосознания. Кажется, что
общество, независимо от чужой воли и приказа
сверху, выздоравливает. И в этом процессе, как нас
убеждают, главное — «начать с себя». Я лично начал: вкрутил
лампочку в подъезде, заплатил налоги, улучшил демографическую
ситуацию, обеспечил работой нескольких человек. И что? И где
результат? Сдается мне, что, пока я занят малыми делами, кто-то
вершит свои, огромные, и вектор приложения сил у нас
совершенно разный.
А между
тем всё, что есть у нас: от земли, по которой
ходим, до идеалов, в которые верим, — результат
не «малых дел» и осторожных шагов, а глобальных
проектов, огромных свершений, самоотверженного подвижничества. Люди
преображаются только тогда, когда со всего размаху врываются
в мир. Человек становится человеком
в поиске, в подвиге, в труде, а не
в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.
Куда лучше
для начала изменить мир вокруг себя, потому что хочется наконец большой
страны, больших забот о ней, больших результатов, большой
земли и неба. Дайте карту с реальным масштабом, чтобы как
минимум полглобуса было видно!
(306
слов) З. Прилепин
1 Допустимо:
В последнее время нередко звучат категорические высказывания типа
«Я никому ничего не должен»; В последнее время нередко звучат
категорические высказывания типа «я никому ничего не должен».
2 Допустимо:
Их повторяют многие — особенно молодые, которые…
3 Допустимо:
…там привычно лопнула труба, здесь что-то воспламенилось, и три
района остались то ли без тепла, то ли без
света, то ли без того и без другого.
4 Допустимо:
Возникает резонный вопрос, кому и что нужно сделать с людьми…
5 Допустимо:
…кто-то вершит свои огромные и вектор приложения сил у нас совершенно
разный.
Текст
диктанта 2012, часть 3
И нам не всё равно!
Есть
тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле
никому ничего не должно. Может, поэтому в последнее время
мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому
ничего не должен. И вот я не понимаю: как всем нам здесь
выжить и кто станет защищать эту страну, когда она обвалится?
Если всерьёз
поверить, что Россия исчерпала ресурсы жизнестойкости и будущего
у нас нет, то, право слово, может, и переживать
не стоит? Причины у нас веские: народ надломлен, все империи
рано или поздно распадаются и шансов у нас поэтому нет.
Российская история, не спорю, провоцировала
подобные декларации. Тем не менее наши предки в эти поражённые
скептицизмом благоглупости никогда не верили. Кто решил, что
у нас уже нет шансов, а, к примеру, у китайцев
их больше чем достаточно? У них ведь тоже многонациональная
страна, пережившая революции и войны.
На самом
деле мы живем в забавном государстве. Здесь, чтобы реализовать
свои элементарные права — иметь крышу над головой и хлеб
насущный, нужно исполнить необычайной красоты кульбиты: менять родные
места и работы, получать образование, чтобы работать
не по специальности, идти по головам, причем
желательно на руках. Просто крестьянином, медсестрой, инженером
быть нельзя, просто военным — вообще не рекомендуется.
Но при
всей, так сказать, «нерентабельности» населения, в России
живут десятки миллионов взрослых мужчин и женщин —
дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых пахать
и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать
детей. Поэтому добровольное прощание с национальным будущим вовсе
не признак здравого рассудка и взвешенных
решений, а натуральное предательство. Нельзя сдавать
позиций, бросать флаги и бежать куда глаза глядят, даже
не сделав попытки защитить свой дом. Это, конечно, фигура речи, навеянная
историей и дымом отечества, в котором духовный и культурный
подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены
с великими потрясениями и войнами. Но венчали
их Победы, каких не достичь никому. И мы должны
заслужить право быть наследниками этих Побед!
(304
слова) З. Прилепин
1 Допустимо:
И вот я не понимаю, как всем нам здесь выжить и кто
станет защищать эту страну, когда она обвалится.
2 Допустимо: …народ надломлен, все империи рано или поздно
распадаются — и шансов у нас поэтому нет.
3 Допустимо:
…а, к примеру, у китайцев — их больше чем
достаточно?; …а, к примеру, у китайцев их — больше чем
достаточно?
4 Допустимо:
…в России живут десятки миллионов взрослых мужчин
и женщин, дееспособных, предприимчивых, инициативных, готовых
пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать
и воспитывать детей.
Подготовка к сочинению ЕГЭ
Текст Захара
Прилепина
(1)В последнее время часто приходится
слышать безапелляционные заявления, например: «Я ничего никому не должен».
(2)Их повторяет, считая хорошим тоном, немалое количество людей самого разного
возраста, в первую очередь молодых. (3)Не случайно позиция крайнего
индивидуализма сегодня признак едва ли не хорошего тона. (4)А ведь прежде всего
мы существа общественные и живём по законам и традициям социума.
(5)Однако сегодня сплошь и рядом
встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной
цепи поколений, а ни много ни мало как венец творения. (6)Но есть ведь
очевидные вещи: сама жизнь и существование Земли, по которой мы ходим, возможны
лишь потому, что наши предки относились ко всему иначе.
(7)Есть только один способ сохранить
данную нам землю и свободу народа – постепенно и настойчиво избавляться от
массового индивидуализма, с тем чтобы публичные высказывания по поводу
независимости от прошлого и непричастности к будущему своей Родины стали как
минимум признаком дурного тона.
(8)Возникает резонный вопрос: кому и
что нужно сделать с людьми, чтобы они озаботились не только собственной
судьбой, но и чем-то бόльшим?
(9)Сейчас много говорят о пробуждении
гражданского самосознания. (10)И в этом процессе, как нас убеждают, главное –
«начать с себя». (11)Я лично начал: вкрутил лампочку в подъезде, заплатил
налоги, улучшил демографическую ситуацию, обеспечил работой нескольких человек.
(12)И что? (13)И где результат? (14)Сдаётся мне, что, пока я занят малыми
делами, кто-то вершит свои, большие, и вектор приложения сил у нас совершенно
разный.
(15)А между тем всё, что есть у нас:
от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, – результат не «малых
дел» и осторожных шагов, а глобальных проектов, огромных свершений,
самоотверженного подвижничества. (16)Люди преображаются только тогда, когда со
всего размаху врываются в мир. (17)Человек становится человеком в поиске, в
подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.
(18)Есть тихое, как зуд, ощущение,
что государство на этой земле никому ничего не должно. (19)Может, поэтому в
последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не
должен. (20)И вот я не понимаю: кто будет защищать страну?
(21)Нельзя
сдавать позиции, даже не сделав попытки защитить свой дом. (22)Это, конечно,
фигура речи, навеянная историей и дымом Отечества, в котором духовный и
культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с
великими потрясениями и войнами. (23)Но венчали их Победы, каких не достичь
никому. (24)И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!
(По З. Прилепину*)
* Захар
Прилепин (род. в 1975 г.) – российский писатель, журналист.
Информация о
тексте
Проблемы | Позиция |
1. | В основе |
2. | Личная |
3. | Гражданское |
4. | Преемственность |
5. | Гражданское |
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Проблематика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
А. С. Пушкин является одним из величайших поэтов русской и мировой литературы. Личность Пушкина, поэта и гражданина, формировалась в десятые годы XIX века, когда вернувшиеся с войны 1812 года русские офицеры были настроены на решительные политические перемены, считали необходимой отмену крепостного права. Это было время взлета общественной мысли, деятельного участия передовой молодежи в судьбе своей страны, русского народа. Под влиянием этой эпохи свободомыслия и прогресса складывались морально-нравственные идеалы поэта, его взгляды на современное общество. в творениях Пушкина нашли отражение многие важнейшие вопросы и проблемы того времени. Наследие поэта чрезвычайно велико и разнообразно. Это и стихотворения, и повести, и поэмы. Во всех этих произведениях решаются вопросы национальной культуры, воспитания, отражаются искания прогрессивно настроенных людей, жизнь различных слоев общества. Большое значение для раскрытия идеалов поэта имеют его лирические произведения. Это и любовная лирика, позволяющая понять внутренний мир поэта, и. свободолюбивая лирика, показывающая отношение автора к вопросам самодержавия, угнетения, крепостного права.
Встречаясь с членами Северного общества декабристов, Пушкин разделял мысли и настроения дворян-революционеров. Под впечатлением этих встреч, споров и размышлений о судьбе России Пушкиным и были написаны самые пламенные стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву” и другие. В них был создан образ лирического героя, стремящегося к справедливости, свободе, братству, образ поэта — глашатая истины:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Идеалом революционера-борца для Пушкина всегда оставались декабристы, способные пожертвовать жизнью ради дела, ради идеи. После поражения декабрьского восстания поэт остается верен своим идеалам. Не смирившись с существующим положением, он пишет послание томящимся в ссылке друзьям. В нем звучит попытка поддержать дух декабристов, убеждение, что их дело не забудется:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Но не будет ошибкой сказать, что самым задушевным, самым значительным произведением поэта является роман в стихах “Евгений Онегин”. Именно в этом произведении наиболее полно и явственно отразились взгляды Пушкина на современное общество., проявились нравственные идеалы автора. По словам В. Г. Белинского, роман явился “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. Произведение писалось в течение нескольких лет, за этот период многое изменилось в жизни России, в жизни самого поэта. Все это находит отражение в образах главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. На страницах романа в характерах героев, в их отношении к жизни происходит формирование нового мировоззрения самого поэта. Автор очень часто обращается к сравнению себя с Онегиным, отражая в образе главного героя и пороки общества, и положительные черты молодого поколения. Наибольшее сближение личности поэта с образом Евгения происходит в конце романа, когда герой возвращается из путешествия. Читатель видит, как сильно изменился духовный мир Онегина, его нравственные качества.
В начале произведения Пушкин называет Евгения “добрым приятелем”, тем самым выражая симпатию к молодому человеку. Но поэт показывает, что пока Онегин далек от совершенства: он слишком любит комфорт, слишком эгоистичен, не приучен к систематическому труду. Автор иронизирует над его поверхностным образованием и с горечью заявляет, что для признания в светском обществе нужно очень мало:
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Этого достаточно: “…Свет решил, что он умен и очень мил”. И здесь поэт, один из образованнейших людей своего времени, с лукавой усмешкой заявляет: Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь… Да, Онегина развратил свет, да, слишком тлетворное влияние оказали роскошь, богатство, безделье. Но почему одна и та же среда породила Пушкина и Онегина, “лучших людей” и декабристов? Существуют и какие-то внутренние факторы, позволяющие человеку противостоять пошлости и глупости. Онегин обладает редким умом, способностью мыслить. И в романе показано, как этот- человек пытается найти смысл жизни, применение своим силам и энергии. Такой поиск, по мнению Пушкина, является одной из главных черт совершенного в нравственном плане человека. Сопоставляет автор себя и героя и в отношении к искусству, любви. Если в начале романа любовь для Онегина представляется лишь пустым развлечением, легкой интрижкой, то для автора это чувство свято, поэтично, необходимо. Да и сам герой в итоге наделяется способностью искренне и страстно любить, что также является важной чертой настоящего человека. Проведя своего героя через ряд испытаний, поэт наделяет его волей, силой души, способностью сострадать. Именно в таком Онегине и нашли отражение нравственные идеалы поэта. И, конечно, взгляды Пушкина на идеал русской женщины нашли отражение в образе Татьяны Лариной. Татьяна — любимая героиня Пушкина.
Девушка, как и Онегин, имеет дворянское происхождение, как и он, получила поверхностное домашнее воспитание. Но Татьяну отличают искренность, чистота. Живя “в глуши забытого селенья”, она далека от фальши и лицемерия светского общества. Большое влияние на формирование ее личности оказала русская природа, сельская жизнь с ее обрядами и традициями. Определенное значение для Татьяны имело чтение:
Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Поражает цельность и душевная красота этого образа, способность к самоотверженной любви и нравственная чистота. Как и любая молодая девушка, ждала Татьяна прекрасного и благородного принца, поэтому, когда в их деревне появился Евгений, Татьяна решила, что это и есть тот самый герой, образ которого она себе нарисовала. Со всей искренностью и естественностью девушка признается в своем чувстве, не боясь сплетен и осуждения. Поэта восхищают такие качества души Татьяны.
Позже, попав в высший свет, где царит ханжество и разврат, она не изменяет своим принципам, остается верна идеалам юности:
…Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад…
Татьяна все еще любит Евгения, но она не из тех, кто строит свое счастье на несчастье ближнего. Девушка жертвует собой, своими чувствами, повинуясь чувству долга, ответственности. Пушкин считает верность, способность к самопожертвованию необходимой чертой настоящей женщины. Именно такие женщины, обладающие истинно русским характером, после поражения восстания декабристов поехали за своими мужьями в Сибирь, оставив роскошь и комфорт, не страшась лишений и тягот. Если бы Пушкин посвятил роман декабристам, его Волконская или Трубецкая непременно носили бы черты Татьяны Лариной.
Итак, в романе “Евгений Онегин” и в лирических произведениях с наибольшей ясностью и полнотой отразились вопросы, волновавшие передовых людей XIX века, проявились нравственные идеалы Пушкина.
…
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Создатель национального литературного языка – такое звание носит величайший поэт Александр Сергеевич Пушкин. Его язык отличается простотой, лаконичностью, но вместе с этим и выразительностью. И, благодаря этому, поэт ярко передаёт характер и быт русского народа. Проанализируем одно из самых знаменитых произведений А. С. Пушкина — стихотворение «К***». Анализ по плану поможет быстро разобраться в прочитанном.
История создания
Датой написания А. С. Пушкиным стихотворения «К***» считается 1825 год. По мнению некоторых литературоведов, поэт посвятил его Анне Петровне Керн (1800 – 1879), первая встреча с которой произошла в 1819 году. Юный поэт был покорен внешней красотой молодой женщины. Потом случился длительный перерыв. Анна была замужем, а Пушкин уехал в ссылку, поэтому встретиться раньше они никак не могли.
И лишь спустя шесть лет, в 1825 году, они вновь встретились. Новое свидание с необычной силой зажгло в Пушкине позабытые чувства. Исследователи творчества поэта считают, что именно это свидание побудило его к написанию неповторимого произведения о любви. Однако это лишь одна из версий истории создания стихотворения «К***». Подробнее об этом Литрекон рассказал в краткой статье. Там же Вы найдете цитаты из писем Пушкина к Анне. Они разительно отличаются от восторженных стихотворений, так что Вы будете удивлены.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «стих» написано четырехстопным ямбом, ведь в нем мы видим чередование ударных и безударных слогов, а каждая строчка начинается с безударного слога. Рифмовка перекрестная.
Преобладающее направление лирического творчества А.С. Пушкина — романтизм. Женский образ идеализирован и противопоставлен серой реальности — классическое романтическое двоемирие.
Жанр — лирическое стихотворение. Перед нами любовное послание, ведь поэт обращается к женщине, которую боготворит.
Композиция
Анализируя структуру произведения, условно его можно разделить его на три части.
- Сначала лирический герой всецело отдан мыслям о любимой женщине.
- Затем поэт отдается воспоминаниям о своем невеселом пребывании в вынужденном заточенье, лишившим его веселых мгновений, из-за чего жизнь превратилась в обычное существование.
- Далее отсутствие возлюбленной рядом, лишает героя возможности испытывать красоту и радость жизни. И только встреча с ней пробуждает в нем жизненные силы и чувство любви.
Образы и символы
В стихотворении «К***» идет повествование о событиях, происходящих в разные периоды жизни лирического героя: то он взволнован и влюблен, то подавлен, то снова возвращается к жизни, полной смысла и надежд.
В произведении присутствуют два ключевых образа: лирический герой и его возлюбленная. На первое место автор выводит чувства и переживания своего героя. Но описание героини он тоже не оставляет без внимания. У нее нежный голос, милые черты. О ней он говорит не как о живом человеке из плоти и крови, а как о недосягаемой мечте — воплощении чего-то возвышенного и нереального.
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Лирический герой стихотворения ставит любовь выше всего на свете. Для него образ любимой значит так много, что сердце возносится высоко-высоко от одного только созерцания ее. В нем сразу же появились…
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «К***» — любовь, воскресшая после разлуки. Лирический герой воспевает свою избранницу и говорит о своих чувствах до, во время и после разлуки. Более подробно тематика произведения освещена в данной статье.
Разлука — тяжелое испытание для влюблённых, и не все сердца его выдерживают. Вот и поэт говорит о том, что «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». Жизнь жестока по отношению к любви, она разрушает чувства. И душа прозябает без любви и без вдохновения. Заточенье — это не только ссылка поэта. Это состояние, в котором мы пребываем по собственной инициативе, когда отдаемся рутине и забываем о том, что жизнь проходит, молодость проходит, а в сердце пусто и темно. Это и есть основная проблема, затронутая в стихотворении.
Произведение проникнуто восторженной интонацией, герой преклоняется перед возлюбленной и наслаждается теми чувствами, которые она породила в его душе.
Основная идея
Стихотворение непревзойденного Александра Сергеевича Пушкина «К***» — это бесценный бриллиант в большом творческом наследстве поэта. Для него смысл жизни состоит в любви. Именно она, любовь, по мнению поэта, делает человека свободным, независимым и желающим жить. Умение любви пробудить человека к жизни — и есть основная мысль произведения «К***».
Любовь пробуждает сердце для жизни и творчества. Она придет значение каждому дню. Яркие эмоции люди переживают благодаря друг другу. Поэтому не стоит соглашаться на заточенье без любви и света. Важно обрети свободу в порыве искреннего чувства, чтобы потом не о чем было жалеть. Таков смысл стихотворения «К***».
Средства художественной выразительности
Произведение «К***» представляет собой послание, составленное в стихах, каждая строчка которого переполнена любовью.
Для придания произведению художественной выразительности, поэт использует метафоры и сравнения, которые позволяют сделать образ лирической героини ярким, очаровательным и возвышенным. С их помощью автор дает возможность понять на сколько глубоки чувства. Прибегнув лишь к одной метафоре — «бурь порыв мятежный рассеял бывшие мечты», Пушкин прямо говорит о личных чувствах. Эпитеты: «милые черты», «чудное мгновенье», «голос нежный» создают неповторимый образ женщины, который универсален и подойдет каждому читателю.
Поэтическая величина произведения – это четырёхстопный ямб с перекрестным методом рифмовки. Стихотворный ритм характеризуется прозрачностью, четкостью и гармоничностью.
Автор: Ксения Сизова
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Примерная дата
проведения
Примечание
1
Функции
русского языка в современном мире.
1
2
Повторение
изученного. Фонетика, графика, орфография.
1
3
Повторение.
Морфемика и словообразование.
1
4
Повторение.
Лексика и фразеология.
1
5
Повторение.
Морфология.
1
6
Р/р.
Строение текста. Стили речи.
1
7
Комплексное
повторение. (Состав слова, орфография, морфология, лексика, синтаксис).
1
8
Контрольный
диктант по теме «Повторение в начале учебного года».
1
9
Анализ
контрольного диктанта.
1
10
Синтаксис
и пунктуация. Словосочетание, их строение и грамматическое значение.
1
11
Связь
слов в словосочетании.
1
12
Предложение
как средство выражения мысли. Строение предложения.
1
13
Повторение орфографии (не
с существительными, прилагательными, наречиями на о, е, глаголами).
1
14
Грамматическое
значение предложения.
1
15
Порядок
слов в предложении. Логическое ударение.
1
16
Р/р.
Сочинение на тему «Характеристика человека».
1
17
Двусоставные
предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
1
18
Сказуемое.
Простое глагольное сказуемое.
1
19
Повторение
правописания глаголов.
1
20
Составное
сказуемое. Составное глагольное сказуемое.
1
21/22
Р/р.
Изложение с элементами сочинения.
2
23
Составное
именное сказуемое.
1
24/25
Тире
между подлежащим и сказуемым.
2
26
Второстепенные
члены предложения. Дополнение.
1
27
Определение.
1
28
Приложение.
1
29/30
Р/р.
Изложение «Прощание с Пушкиным».
2
31/32
Обстоятельство.
2
33
Контрольный
диктант по теме «Члены предложения».
1
34
Анализ
контрольного диктанта.
1
35/36
Односоставные
предложения. Определенно-личные предложения.
2
37
Неопределенно-личные
предложения.
1
38/39
Безличные
предложения.
2
40
Назывные
предложения.
1
41/42
Обобщающий
урок по теме «Односоставные предложения».
2
43
Контрольный
диктант по теме «Односоставные предложения».
1
44
Анализ
контрольного диктанта.
1
45/46
Неполные
предложения.
2
47/48
Р/р.
Изложение с элементами сочинения «На родине Ломоносова».
2
49
Понятие
об однородных членах.
1
50/51
Однородные
и неоднородные определения.
2
52/54
Однородные
члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.
3
55/57
Обобщающие
слова при однородных членах и знаки препинания при них.
3
58
Повторение
орфографии (н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях).
1
59
Обобщающий
урок по теме «Однородные члены предложения».
1
60
Закрепление
темы «Однородные члены предложения».
1
61/62
Р/р.Сочинение
на тему «Одна из достопримечательностей нашего села».Домашнее
2
63
Контрольный
диктант на тему «Однородные члены предложения».
1
64
Анализ
контрольного диктанта.
1
65
Предложение
с обособленными членами. Понятие об обособленных членах предложения.
1
66/67
Обособление
согласованных распространенных и нераспространенных определений.
2
68
Обособление
несогласованных определений.
1
69
Обособление
определений и приложений, относящихся к личному местоимению.
1
70/71
Обособление
согласованных приложений.
2
72
Запятая
перед союзом как.
1
73
Обобщение
изученного по теме «Предложения с обособленными определениями и
приложениями».
1
74/75
Р/р.
Сочинение-рассуждение на тему морали и этики.
2
76
Контрольный
диктант на тему «Обособленные определения и приложения».
1
77/78
Обособление
обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными
деепричастиями.
2
79
Обобщение
изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными
деепричастиями и деепричастными оборотами».
1
80
Обособление
обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
1
81/82
Обособление
уточняющих членов предложения.
2
83
Урок-зачет
по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».
1
84
Повторение
орфографии (написание наречий).
1
85
Контрольный
диктант по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».
1
86
Анализ
контрольного диктанта.
1
87/88
Предложения
с обращениями. Обращение и знаки препинания при нем.
2
89
Вводные
слова и знаки препинания при них.
1
90/91
Вводные
слова и предложения и знаки препинания при них.
2
92
Вставные
конструкции
1
93
Р/р.
Сочинение-рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения.
Или Самостоятельная работа.
1
94
Повторение
орфографии (падежные окончания прилагательных, причастий, написание
глагольных суффиксов в глагольных формах).
1
95
Контрольный
диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».
Или Контрольная работа.
1
96
Анализ
контрольного диктанта.
1
97
Предложение
с прямой речью. Знаки препинания в них.
1
98
Предложения
с косвенной речью.
1
99
Цитаты
и знаки препинания при них.
1
100
Итоговый
контрольный диктант.
1
101102
Повторение
пройденного в 8 классе.
2
Всего:
102 ч.