Социологические науки

  • , магистр
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СЕМЬЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  • МОЛОДЕЖЬ
  • ТРУДОУСТРОЙСТВО

В статье рассматривается наиболее актуальные социально-экономические проблемы молодежи в российском обществе.

Похожие материалы

  • Семья в современном российском обществе
  • Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
  • Роль молодежи в процессе управления
  • Социальные проблемы семьи
  • Семья как важнейший фактор социализации личности

В современном российском обществе происходят социально-экономические, структурные и культурные изменения, которые отражаются на молодежи. Молодежь – это особая социально-демографическая группа, для которой характерна восприимчивость к новому, высокий уровень мобильности, способность к критическому мышлению. Ценностные ориентации молодежи, культурные установки во многом определяют будущее общества [1].

Поэтому важное значение имеют условия, в которых живет молодежь. Современные молодые люди сталкиваются с различными проблемами, которые не позволяют им раскрыть свои потенциальные возможности. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимания реализация приоритетного национального проекта «Жильё», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей [2].

Еще одна серьезная социально-экономическая проблема, связанная с изменением на рынке труда и системы профессионального образования – это трудоустройство молодежи, окончившей профессиональные учебные заведения. В основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствия структуры и качества рабочих кадров учреждениями профессионального образования, спросу на него со стороны работодателей, отсутствие четких механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг. Одним из требований со стороны работодателей является наличие опыта и стажа работы. А где же выпускник приобретет опыт, если его не берут на работу? [3, 4].

Семья как социальный институт служит механизмом передачи культурных ценностей молодому поколению. Именно в семье через предметную деятельность закладываются элементы развития способностей, от успеха реализации которых зависит раскрытие индивидуальности молодого человека в будущем. Однако в условиях кризиса семьи ослабевает чувство семейного долга и ответственности, изменение представлений о нравственности, происходит падение материального и социального статуса семьи, что приводит как к отрицательным психологическим последствиям, так и к социальной дифференциации молодежи [5]. Это означает, что молодежь из бедных семей обречена жить в атмосфере постоянных семейных скандалов, семейного насилия и семейного пьянства (поскольку алкоголь — это самый дешевый способ снятия дистресса и временного ухода от фрустрации) [6].

Социальное неравенство, бедность, нищета и предельная доступность алкоголя и наркотиков способствуют росту преступности. Поскольку официальная идеология, реклама ориентирует всех на материальный успех, а материальных средств на всех не хватает, поскольку распределены они более чем неравномерно, что приводит к дальнейшему омоложению преступности и увеличению числа жестоких и тяжких преступлений, совершаемых подростками и молодежью. С упомянутыми явлениями связана и такая острая проблема, как взрывной рост социальных болезней (включая СПИД) [7].

Таким образом, названные проблемы требуют особого внимания со стороны государства. Задача государственных органов власти должны быть направлены как на решение социально-экономических проблем общества, так и на эффективную реализацию молодежной политки.

Список литературы

  1. Кунгурцева Г.Ф. Интеллектуальный потенциал молодежи в процессе формирования новой культуры управления в России // Социальная политика и социология. – 2009. – №8. – С. 119-125.
  2. Лисовский, В.Т. Социология молодёжи [Текст]: Учебник/ В.Т. Лисовский.- СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.-302с.
  3. Кунгурцева Г.Ф., Сычева С. А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов в России // Актуальные проблемы молодежи: политическая активность, экономический потенциал и культурное развитие / Материалы III межвузовской региональной научно-практической конференции. Уфа: изд-во «Хан», 2009, с.57-60.
  4. Кунгурцева Г.Ф. Подготовка управленческих кадров: инновационный подход // Кадры малому бизнесу / Сборник материалов IV республиканской научно-практической конференции, Уфа: ООО «Издательство «Слово», 2010, с. 96-102.
  5. Кунгурцева Г.Ф. Роль семьи в воспроизводстве интеллектуального потенциала личности // Семейные отношения в полиэтничном социуме / Материалы Всероссийского конгресса. — Уфа: Изд-во РГСУ, 2007. – С.67-71.
  6. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью [Текст]: Учебник / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. — М.: Гардарики, 2006. — 208 с.
  7. Гусова С.А. Социология молодёжи [Текст]: Учебник / С.А. Гусова, Л.Г. Костюченко, М.Ю. Попов и др. — М.:Гардарики, 2007. — 335 с.