1799 — 1837
Пушкин в романе «Дубровский» обратил внимание на бесправное положение отдельных групп общества, оно прослеживается даже между представителями дворянского сословия. За приключенческим сюжетом виден глубокий социальный конфликт и критика устройства общества.
Краткий и полный анализ романа показывают, с помощью каких приемов автор достиг столь многопланового повествования.
Годы написания — 1832-1833, год публикации – 1841.
История создания — Идея сюжета была взята из исторических хроник. Заглавие роману дали редакторы, так как Пушкин трагически погиб и не успел его назвать.
Жанр — роман, социальный роман.
Направление — реализм с чертами романтизма.
Основная идея — Из-за бессилия закона перед богатством и связями, у людей не остается надежды на справедливость, приходится добывать ее самим.
Тема — Бесправное положение честных, но бедных людей.
Проблема — Тяжело не потерять нравственную опору, когда становишься преступником, пусть это и произошло поневоле. Важно оставаться человеком чести и долга.
Композиция — завязка романа – ссора двух помещиков, приведшая к большому конфликту; кульминация – признание Дубровского Маше; развязка – Маша становится женой Верейского. Финал открытый, чтобы читатель выстроил свою версию окончания романа.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Продажность российской судебно-исполнительной системы и всего чиновничьего аппарата.
Проблема: Деньги, власть и связи позволяют легко творить беззаконие, в ответ это толкает пострадавших пойти на преступления во имя справедливости.
2. Тема: Бесправие младших поколений в семье, отсутствие права голоса у женщин.
Проблема: Историю Маши Троекуровой, которую выдают замуж насильно за нелюбимого старого человека, можно считать типичной.
3. Тема: Зарождение народного недовольства и крестьянских восстаний.
Проблема: Народ способен восстать и показать свою силу, если его интересы ущемляются слишком сильно.
(По этой причине восстают крестьяне Дубровских: они преданы хозяевам, обращавшимся с ними по-человечески, и сочувствуют им, когда у тех отнимают имение).
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Если бы Пушкин хотел написать просто приключенческий любовный роман, он следовал бы канонам жанра и придумал счастливый финал. Но в романе «Дубровский» зло всегда побеждает добро: Троекуров отбирает чужое имущество, старший Дубровский сходит с ума и умирает, младший – становится разбойником, а позже не успевает спасти любимую от принудительного замужества. Вместо надежды автор оставляет читателю чувство безысходности, ощущение, что справедливости и честности нет. Тем самым автор подчеркивает, что общественные устои нуждаются в переменах.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Троекуров, Кирилл Петрович — деспотичный помещик, перед которым все заискивают и унижаются. Человек, считающий, что власть его денег сильнее законов. Отнимает поместье у бывшего друга просто из мести, желая проучить. Олицетворяет собой все пороки грубых, малообразованных помещиков, которые теряют голову от богатства и вседозволенности.
Дубровский-старший, Андрей Гаврилович — благородный дворянин из обедневшего рода, сосед Троекурова. Из-за нежелания Дубровского терпеть глумление со стороны Кирила Петровича, между бывшими друзьями возникает конфликт. Благородный, но совершенно беспечный в правовом плане человек. Сходит с ума из-за потрясения, вызванного предательством, позже умирает.
Владимир Дубровский — сын Андрея Гавриловича, которому приходится восстанавливать справедливость, став «благородным» разбойником. Он же подставной француз Дефорж, который проникает в дом Троекурова под видом учителя. «Отменяет» месть из-за любви к Маше, дочери злодея.
Мария Троекурова — дочь Кирила Петровича, 17-летняя красивая и умная девушка. Влюбляется в Дефоржа-Дубровского. Не может распоряжаться своей судьбой и вынужденно выходит замуж за того, за кого выдали.
Верейский — пожилой князь, старый волокита. Женится на Маше, хотя не любит девушку, она нужна ему для статуса и развлечений. Его образ подчеркивает, что семьи зачастую создавались без любви и уважения.
п.4. Литературные приёмы
✓ Антитеза — контрастные сцены, которые усиливают впечатление.
(Дружба – предательство в сцене суда. Возвращение в родной дом – смерть отца. Праздник – ограбление. Любовь – скрытность, бегство.
Свадьба – нападение разбойников.)
✓ Краткость и сжатость повествования, лаконичное изображение героев и их поступков
✓ Прием умолчания — когда в романе появляется Дефорж, читатель не может заподозрить в нем Дубровского. В роли разбойника он также не открыт до конца: автор ограничивается только упоминанием молвы, сплетен, слухов.
✓ Прием «оборотничества» — Дубровский предстает перед читателями в трех ролях: молодого честолюбивого офицера, преподавателя-гувернера Дефоржа и атамана шайки разбойников.
✓ Эпитеты — барская праздность, шумные и буйные увеселения, бестолковые строки, печальный дом, пустынная жизнь и т.д.
✓Сравнения — искры полетели огненной метелью; барышни стеснились между собою, как робкое стадо козочек; прошли мимо меня, как небесное видение; веселилась как дитя.
✓ Метафоры — погрузился душою в мир семейного счастья; в скромном молодом французе таился грозный разбойник; её мысли не следовали за работой, они были далеко.
п.5. Конфликт произведения
Очевидный конфликт в романе происходит между двумя помещиками – Троекуровым и Дубровским. Один задел честь и достоинство другого, считая, что имеет на это право просто по факту богатства и власти. Это привело к ссоре, преступному изъятию имения, противостоянию семей. Ситуацию спасло только то, что сын Дубровского испытывал чувства к дочери Троекурова, а потому отказался от мести.
Более глубокий конфликт – это расслоение и поляризация общества, даже внутри одного сословия. Читатель видит, как велика пропасть между помещиком и крепостным крестьянином, который приравнивается к скоту. Но пропасть видна и между обедневшим Дубровским и богатым Троекуровым, который купил всё и всех. Когда закон и нормы морали перестают иметь ценность в обществе, начинается разрушение его основ. Автор понимал эти социальные процессы и привлекал к ним внимание с надеждой когда-то изменить жизнь российского общества к лучшему.
Главным героем в произведении А.С. Пушкина «Дубровский» является Владимир Дубровский. Этот парень выходец из семьи бедных помещиков. Он смелый и серьезный. Обладает приятной внешностью. У него бледное лицо, ровный нос и русого цвета волосы. У парня приятный звучный голос. Дубровский выглядит довольно благородно.
Парень хорошо воспитан. Он добрый, честный, храбрый, великодушный. Ему присуща манерность. У Дубровского были недостатки, в принципе как у каждого человека. Он был очень расточительным и любил азартные игры. Проживая в Петербурге, он проиграл в карты большую сумму денег. Но, несмотря на это он остался человечным. Парень очень любил отца. Его заботило здоровье папы. Так же он хорошо и по-доброму относился к крепостным. Он влюбился в Марию дочь его врага Троекурова.
Все за, что он брался, у него с легкостью получалось. Он без труда выучил французский язык, прекрасно играл роль учителя. Он преподавал Марии, так же они вместе пели и танцевали. Еще он занимался уроками с Сашей (сын Троекурова), он преподавал ему географию и математику.
Троекуров ради своей забавы запер Дубровского в клетке с живым медведем. Он так развлекался, он получал удовольствие, когда другие испытывали чувство страха. В этой ситуации Дубровский показал свою храбрость и бесстрашие. Он не стал плакать и умолять о помощи. Он собрался с силами и убил огромного медведя. Дубровский затаил злобу на Троекурова. Он даже придумал план мести. Он хотел убить Троекурова, но не смог этого сделать потому, что любил Марию.
Дубровский был умным и мудрым человеком. Он был развит не по годам. Он хорошо планировал каждое дело и никогда не допускал ошибок. Парень увлекался психологией, поэтому хорошо разбирался в людях. Он их видел на сквозь. Он мастерски уговорил настоящего французского учителя отдать ему документы и разрешить Дубровскому выдать себя за преподавателя. Парень великолепно справился с ролью учителя и сумел втереться в доверие к Троекурову. Дубровский хорошо мог себя контролировать.
Дубровский это мужчина, который обладает необходимыми для жизни качествами и навыками. Он добрый, мудрый. Он владеет многими знаниями. Его можно считать противоречивым персонажем. У него много положительных качеств. Плохое в нем только то, что он мстительный и злопамятный. Пристрастие к картам так же не красит Дубровского. В принципе этого персонажа можно любить за его доброе сердце и ум.
Сочинение 2
Владимир Дубровский не хотел становиться разбойником. Но так жизнь повернулась. Он военный, обедневший дворянин, сын небогатого помещика. Ему 23 года, симпатичный молодой человек с карими глазами и светлыми волосами, всегда чисто выбрит, как и полагается военному. Он рано потерял мать, его сначала воспитывал отец.
А потом определил его в военное училище в Петербурге. Появился звучный голос и красивая осанка. Владимир оканчивает кадетский корпус и получает назначение в гвардию в звании корнета. Впереди его ждала блистательная карьера военного. Он уже служит в элитном гвардейском полку.
Как все молодые люди того времени, Владимир не задумывается о своём будущем, проигрывает деньги в карты, тратит их на вино и женщин. Но внезапно тяжело заболевает отец, а потом умирает. И он вынуждено оставляет службу и приезжает своё родовое имение.
И тут выясняются подробности болезни и смерти отца. Соседский помещик Троекуров поссорился с отцом из-за его замечания по поводу крепостных крестьян. Тот затаил злобу на старшего Дубровского и решил разорить его. И с помощью купленных судей отобрал дом и поместье. С Дубровским случился инсульт и он умер.
Сын решил отомстить за отца. А что ему остаётся делать? Без денег, без поместья, без родного гнезда. Отчий дом он поджёг, чтобы тот не достался Троекурову. Там чуть не сгорели чиновники, которые приехали описывать имущество. Крестьяне подпёрли входные двери.
Крепостных отпустил на свободу. Он помимо своей воли становится предводителем банды разбойников. Они грабят богатых, но не трогают бедных людей. И заполыхали окрестные поместья. Но поместье Троекурова он не трогал. Ему он придумал другую месть.
Владимир знает, что у Троекурова есть дочка, его ровесница. Вот он решает отомстить через неё и нанимается к ней гувернёром и учителем французского языка. Также учит её танцам и музыке. Но судьба сыграла с ним злую штуку. Он влюбился в девушку и открывается ей.
Троекуров не щадит никого, даже собственную дочь он решает выдать за старого князя Верейского. Влюблённые решают бежать за границу. Но у них это не получается. Владимир опаздывает, проходит венчание. Неравный брак заключён. Он не решается убить старого князя на глазах у Маши. Тем более, что сама Маша отвергает Дубровского.
Смысл дальнейшего существования потерян. Ради чего теперь жить? А главное, мстить. Дубровский распускает банду и уезжает за границу. И сразу же грабежи и поджоги прекращаются.
Характеристика Владимира Дубровского из романа Пушкина
Главный персонаж романа — Владимир Дубровский. Это молодой человек привлекательной, но ничем не выдающейся внешности. У него бледное лицо, русые волосы, большие карие глаза, прямой нос.
Владимир сын небогатого помещика Андрея Гавриловича Дубровского. Потеряв рано мать, он получает воспитание в Кадетском корпусе Петербурга. Затем поступает на службу корнетом в гвардейский пехотный полк. Отец не жалеет средств на содержание сына. Владимир ведёт роскошный образ жизни, расточителен в тратах, играет в карты, живет в долг и не заботится о будущем. Он думает, что у него будет богатая невеста.
Неожиданное известие о болезни отца меняет все планы молодого человека на жизнь. Владимира мучают угрызения совести за то, что он не интересовался жизнью своего единственного родного человека. Он незамедлительно едет на помощь своему отцу. Владимира ждут печальные события. Отец умирает, а родовое имение переходит во владения Троекурова, виновника всех бед Дубровских.
Молодой человек принимает решение сжечь свой родной дом, чтобы не оставлять его врагу и с верными ему людьми уходит в Кистинёвскую рощу. С этих пор он со своей шайкой грабит богатых помещиков и сжигает их дома. Все в округе удивляются, почему Дубровский не трогает усадьбу своего заклятого врага Троекурова. Оказывается, когда он, следил за домом Троекурова, думая, как его лучше поджечь, чтобы перекрыть все выходы, неожиданно увидел там Машу. Прекрасное видение останавливает преступные планы Дубровского. Он отказывается от мести Троекурову ради его дочери. С тех пор он мечтает быть рядом с Машей. Под видом французского гувернёра Владимир проникает в дом помещика. За короткое время ему удаётся войти в доверие домочадцев и расположить к себе не только Машу, но и её отца, проявив смелость и находчивость в схватке с медведем — любимом развлечение Троекурова.
Когда Владимиру грозит разоблачение, он вынужден покинуть дом помещика. На прощание Дубровский договаривается с Машей о том, что, если ей понадобится помощь, то она должна подать ему знак. В то же время Троекуров насильно выдаёт дочь замуж за нелюбимого богатого князя. Обстоятельства поворачиваются против влюбленных. Владимир не успевает спасти Машу от скоропалительного брака.
После всех событий Дубровский объявляет своим сообщникам, что он оставляет их, и разбойники сами вправе решить свою участь. Для этого у них достаточно средств на безбедное существование. После этого разбои в округе прекратились, а Дубровский предположительно уехал за границу.
Таким образом, А.С. Пушкин показал нам доброго и благородного человека, которого несправедливость заставила встать на преступный путь.
Вариант 4
Александр Сергеевич Пушкин вошел в историю как талантливый писатель и поэт, который создал много замечательных произведений, который чтятся и читаются по сей день. К числу таких творений относится повесть под названием «Дубровский». Произведение по своей сути является чуток парадоксальным и вызывающим не мало противоречий и вопросов. Критиками был оценен нормально, также даже сегодня считается одним из лучших творений Пушкина.
В центре произведения разворачивается конфликт помещиков. После смерти одного из них, наследство переходит к его сыну, но другой, производя определенные незаконные махинации, лишает младшего Дубровского прав на владение усадьбы и пригребает к своим нечестным ручонкам все, что только можно. Теперь крестьяне, земля, дом – все принадлежит врагу покойного помещика. А его сынок остается ни с чем. Новый хозяин жестоко обращается с новоприобретенными слугами, да и не получается у него ими управлять и вести четко хозяйство.
Младший Дубровский уходит в лес. Спустя время крестьяне, считая Дубровского своим истинным хозяином, также уходят к нему. Там они занимаются разбоем, подобно какому занимался Робин Гуд. Тут начинаются настоящие приключения.
Что касается главного героя, его характера и других черт, то его можно отнести к числу мужчин, стоящих за правду. Дубровский отличается от своего отца тем, что он имеет более твердый характер и менее мягкий, чем был тот. Молодой человек амбициозен, не равнодушен к несправедливости и всегда борется за свободу, гордость и честь. Он в какой-то степени является примером настоящего дворянина. Чего нельзя сказать про его главного врага – Троекурова. Но судьба решает посмеяться над этим персонажем и заставляет его влюбиться в дочь злого помещики. После первой встречи Дубровский не в силах забыть о Маше. Автор показывает, что герой способен на настоящую любовь.
Лично у меня Владимир Дубровский вызывает двоякое отношение к себе. Месть – это плохое качество и может довести человека до ужасных дел. В то же время он хорошо относится к тем, кто является по сути его слугами. Он любит Машу Троекурову и желает ей добра, потому, чтобы не навредить, Дубровский не показывается на глаза ее отцу и не объявляет ему об отношениях Маши и себя.
В целом, Дубровский человек хороший, правдивый, честный, справедливый. Это вызывает уважение и вселяет надежду, что не все дворяне были грязными рабовладельцами.
6 класс
`
Образ Дубровского
Популярные сочинения
- Сочинение-описание картины Октябрь Волкова (4 класс)
Большое многообразие состояний окружающего мира в осенний период радует не только представителей разных видов искусств, но и обычного наблюдателя за природой. Известный талантливый художник Волков В.В.
- Сочинение по картине Девочка с персиками В. А. Серова (3, 6, 7 класс)
Я вижу прекрасную картину знаменитого писателя Валентина Александровича Серова Девочка с персиками. В уютной комнате, где играются лучи солнца, за большим обеденным столом сидит девочка
- Сочинение на тему Биология
В мире много разных наук, и у каждой из них своё предназначение: у одной – исследовать и искать новые вещества, у другой – систематизировать и логически выстраивать различные алгоритмы, у третьей – открывать новые звёзды.
Роман «Дубровский» является одним из наиболее известных прозаических произведений А. С. Пушкина.
В этой статье представлен анализ романа «Дубровский» Пушкина: суть, смысл, идея, темы, проблемы произведения.
«Роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. <…>
В этом романе отразились многие явления жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа.
Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе. В 1781 году вышла в свет трагедия великого немецкого поэта Фридриха Шиллера «Разбойники». Эта трагедия положила начало возникновению множества «разбойничьих» драм, поэм, повестей и романов.
Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков. Таковы герои романа Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини» (1797) — в Германии, романа Шарля Нодье «Жан Сбогар» (1818) — во Франции и поэм Д. Байрона «Лара» и «Корсар» (1814) — в Англии. Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей. Судьба мужественных и смелых героев «разбойничьих» повестей и романов была таинственна и необычна. Стремительное и неожиданное развитие сюжета безраздельно завладевало вниманием читателей.
Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками. В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Беглые солдаты и крестьяне, разоренные посадские люди бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, разоряли богатые усадьбы. Народ винил не «разбойничков», а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал. <…>
В конце 20-х — начале 30-х годов XIX века во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстания в аракчеевских военных поселениях. Именно в это время Пушкин задумывает свой новый роман «Дубровский»; напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.
Пушкин в «Дубровском» внешне продолжает традиции «разбойничьего» романа: главный герой — молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова).
Любовь молодого разбойника к дочери его врага — тоже характерный мотив для романтического «разбойничьего» романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. В основу фабулы Пушкин положил истинный случай. Это было дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском». Правда в этом деле была на стороне Муратова, а сила — у Крюкова; документы же о праве владения имением у Муратова сгорели. Тяжба длилась несколько лет (1826-1832 годы), и в конце концов суд стал на сторону сильного и присудил имение Крюкову.
Копию с этого дела Пушкин вставил в рукопись романа целиком, изменив только соответственно фамилии Крюкова на Троекурова, а Муратова — на Дубровского. Первоначально герой романа назывался Островским.
Осенью 1832 года в Москве приятель Пушкина П. В. Нащокин рассказал ему трагическую историю небогатого белорусского дворянина Островского, у которого богатый сосед отсудил отцовское имение, по праву принадлежащее Островскому. Выгнанный из своего дома, доведенный до нищеты, Островский вместе со своими крестьянами начал мстить судейским чиновникам, ограбившим его; он, в свою очередь, ограбил их, а затем стал грабить и других. Так он стал разбойником, потом его поймали и предали суду. Нащокин видел Островского, когда тот сидел в остроге. Эта история также нашла свое отражение в фабуле «Дубровского». Не случайно и совпадение имени героя романа в первоначальном тексте (Островский) с подлинной фамилией доведенного до отчаяния белорусского дворянина.
Предвидя цензурные препятствия, Пушкин перенес время действия из современной ему жизни в недалекое прошлое — в последние годы царствования Алексанра I. Однако в начале 30-х годов XIX века по существу положение народа в крепостной России нисколько не изменилось к лучшему.
Следует отметить сходство романа Пушкина «Дубровский» с неоконченным юношеским романом Лермонтова «Вадим», работа над которым шла примерно в начале тех же 30-х годов… <…>
Вопросы, волновавшие передовых людей того времени, вопросы крепостничества, самодержавия, тяжелого положения крестьян, одинаково занимали и Пушкина и Лермонтова, а волна крестьянских бунтов, прокатившаяся по стране, побудила обратиться того и другого писателя к теме бесправия народа и стихийного протеста, находившего свое выражение в разбойничестве и народных восстаниях.
Крепостная зависимость развращает и помещиков, и их крестьян. Пушкин правдиво нарисовал образ «старинного русского барина» Кирила Петровича Троекурова. От природы он неплохой человек, его связывают добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему свойственны человеческие порывы (совесть его мучит: после того как он отобрал поместье у своего бывшего товарища, он едет мириться к нему), он любит свою дочь Машу. Но безграничная власть над ему принадлежащими людьми превращает его в деспота, самодура. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы.
Троекуров губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по прихоти отдает ее замуж за старого князя Верейского. Троекуров — типичный образ барина-крепостника, порочного и невежественного.
Крепостной быт развращает и крестьян, привыкающих к рабскому своему положению. Дворовые Троекурова «тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям».
Но не все крестьяне смиряются и безответно сносят свое положение. С особенной теплотой пишет Пушкин о крепостных людях Дубровского. Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости. С особенной любовью говорит Пушкин о старой няне Владимира Дубровского Орине Егоровне, во многом напоминающей няню самого Пушкина, Арину Родионовну. <…>
Вместе с взбунтовавшимися крестьянами Егоровна уходит в лес и делит с ними все тяготы их жизни.
Один из самых живых образов романа — кузнец Архип. В нем в первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира; не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда, и он же первый берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Но это не бессмысленная жестокость, это справедливая народная месть. А уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей кровле. <…>
Почти всегда Пушкин изображает крестьян более привлекательными, чем помещиков. Вспомним сцену с кольцом, когда Саша по просьбе Марьи Кириловны опускает кольцо в дупло и сталкивается с рыжим мальчишкой Митей. Испугавшись розог, маленький барчонок рассказывает обо всем и выдает сестру. Митя же, которому грозило несомненно более строгое наказание, держится независимо и не выдает доверенной ему тайны. Возмущение крестьян несправедливым приговором суда, нежелание перейти под власть нового, более жестокого барина приводит к открытому неповиновению; под водительством молодого Дубровского они уходят в лес и становятся разбойниками. Это именно такие разбойники, о которых поется в народных песнях: они никого не убивают, грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят еще иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них — единственно возможный путь.
Иное дело Владимир Дубровский. Разбойником он становится только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель — отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Когда же он влюбляется в Машу Троекурову и уже не может мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.
Роман Пушкина остался незаконченным. Но по планам, сохранившимся в черновиках, можно догадаться, как должны были развиваться события в ненаписанном третьем томе. Князь Верейский умирает, оставив Марью Кириловну вдовой; Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются.
Работая над «Дубровским», Пушкин задумывал новый роман о крестьянском движении: «Капитанскую дочку». И если в «Дубровском» социальный протест ограничен еще разбоем, то в «Капитанской дочке» Пушкин создал широкое полотно крестьянского восстания. Путь к этому народному историческому роману непосредственно шел от «Дубровского».»
(статья В. Мануйлова и Е. Холшевникова «О романе «Дубровский»» из книги «Дубровский. Роман», 1977 г.)
А. Яцимирский:
«Большинство критиков сходятся во мнениях относительно образа Марьи Кирилловны. Они находят его неудачным, недописанным, бледным и т.п. Это справедливо только в том случае, если смотреть на нее действительно, как на «героиню повести»… Но эти именно отрицательные отзывы критики, на наш взгляд, говорят только о том, что рядом с ярким и цельным образом Дубровского Марья Кирилловна должна быть бледной, недописанной, вялой, невыдержанной. Если бы Пушкин нарисовал ее широкими мазками, во весь рост, словом, так, чтобы она пришлась подстать Дубровскому… получилась бы явная фальшь. <…>
Троекурова должна только оттенить собой героя: она — фон, аксессуар, не больше. И было бы странно даже, если бы автор задумал изобразить Троекурову иной… <…> Вот в этом и заключается ошибка критиков, желавших видеть в ней «героиню»…
…создавая образ Марьи Кирилловны, Пушкин очень долго колебался и не знал, что в конце концов выйдет из нее. Он вводит ее постепенно… <…> Чувство Марьи Кирилловны к Дубровскому также развивается и растет постепенно, проходит сначала чрез простое любопытство… <…>
На пространстве пяти глав (XII — XVIII) Марья Кирилловна как будто готовится стать в глазах читателя настоящей героиней, особенно местами, и только глава XVIII в конец разрушает иллюзию… и то обаяние, которым уже окутывался образ Марии Троекуровой, которое уже светилось в ней, сразу же ушло куда-то, навеки стало невозвратимым. Законная жена ненавистного старика, княгиня Мария Верейская сразу же поглотила, вместе с титулом и паспортом, и все то «героическое», что складывалось или по крайней мере готово было сложиться в воображении читателя. <…>
…если говорить о художественном реализме в «Дубровском», то прежде всего останавливает на себе внимание вполне эпическая, даже скорее скульптурная, чем просто живописная, фигура Троекурова. <…>
Генерал-аншеф в отставке, богатый, своенравный, крутой, в сознании своей внешней и внутренней силы, с известной системой в своей безалаберности, не знающий разлада ни с окружающими, ни с самим собой, — какая богатая натура… Тайна изображения Троекурова у Пушкина и заключается прежде всего в том, что он заставляет читателя верить в правдивость каждой мелочи даже в том случае, когда она близка к шаржу.
Поражает прежде всего цельность. Цельным человеком проходит пред читателями Троекуров в отношениях к дочери, которую он сильно любит и в то же время в необыкновенной жестокостью выдает за противного ей старого князя. Цельный он и в отношениях к соседям, которых по своему отличает, третирует, наказывает наездами на их усадьбы… <…>
Поэтому на вопрос, дурной ли человек Троекуров, нельзя дать никакого ответа. Троекуров — только Троекуров… Он — один из тех помещиков, которым «все дозволено»… <…>
В галерее типов повести за Троекуровым следует, бесспорно, старый Дубровский, — такой же цельный человек, несложный, красиво-гордый, с удивительным чувством собственного достоинства, своеобычными повадками, таком, барин с головы до ног. <…>
Последняя законченная и живая фигура в повести — князь Верейский, несомненно, целиком списанный с натуры, и оригинал, по-видимому, не трудно будет определить. Старик, поживший, воспитанный, обаятельный в тонком обращении, англоман, с двумя звездами и тремя тысячами душ родового имения — тип новый для эпохи, новый и в жизни, и в литературе. И в нем нет ни тени фальши: в изображении его автор на всем пространстве остается только художником-реалистом. <…>
…никто не обратил еще внимания на полное отсутствие идеализации народа у Пушкина в повести. <…>
Народ, главным образом, дворовые, обрисован в повести без всяких намеков на идеализацию. Пред читателем проходят такие же живые люди, как и господа, такой же результат социального порядка. <…>
…в художественном отношении вся повесть стоит на высоте, всюду — отпечаток свежести, спокойствия, мощи, музыки, красочности. Поразительно красивым спокойствием дышат все описательные части повести, сразу же взятые в верном тоне…»
(А. Яцимирский, статья в книге «Пушкин», из серии «Библиотека великих писателей» под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)
Автор Андрей Измаилов На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Основная тематика
Темы произведения будут интересны для современного читателя. Пушкин в романе поднимает следующие вопросы:
- Бунт и протест. Писатель во многом идеализирует описанного главного героя. Владимиром руководят только благородные мотивы, его мысли чисты, а способы гуманны. Дубровский борется с несправедливостью общества, но автор показал, что, идя по этой дороге, люди жертвуют своим счастьем.
- Любовь — именно она помогает Владимиру исцелиться и отказаться от мести. Но при этом любовь может причинять и мучительные страдания, что и случилось с героями. Маша не нарушила клятву и не последовала за возлюбленным. Сердце Дубровского было разбито.
- Семья — Дубровский стал на разбойничью дорогу, чтобы поквитаться за отца. Большинство его черт характера унаследовано у Дубровского-старшего. Но не в каждой семье дела идут хорошо. Троекуров продал собственную дочку и не хочет слушать ее, хоть и по-своему пытается ей помочь. Непосредственно Маша стала жертвой извращенных понятий отца о доброте.
- Дружба — Троекуров со старшим Дубровским дополняли друг друга, но одна нелепая ссора оттолкнула друзей по разным сторонам баррикад. Пушкин показал, насколько может быть хрупким мир взаимоотношений.
- Отношение к крепостным — на примере Троекурова читатель видит крепостное право в его негативном проявлении. У него крепостные живут хуже собак, а о его издевательствах ходят легенды. При этом Дубровские уважительно относятся к крестьянам, и за это получают от них почтение и преданность.
Своеобразие конфликта
Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.
Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.
Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.
Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.
Образ Владимира Дубровского
Главный герой романа – Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.
Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.
Сочинение: Мое отношение к роману «Дубровский» (А. С. Пушкин)
(371 слово) Мое впечатление о романе «Дубровский» можно назвать восторженным, ведь сюжет книги меня сильно заинтриговал, герои вызвали сочувствие и другие эмоции, а мораль заставила задуматься о том, что одна ошибка порождает множество последствий, трагических и необратимых.
Каждый герой книги по своему-интересен и уникален. Так, автор описывает Владимира, сына старшего Дубровского, сильным и боевым. Юноша теряет отца, узнает о краже имения Кистенёвки. Любовь не внушает доверия, Мария отказывает разделить совместную жизнь, встретить вместе старость. Владимир все это терпит, однако страдает. Отраду он ищет в помощи крестьянам и борьбе с несправедливостью. При этом Дубровского сложно назвать положительным героем, ведь в каждом кроется недостаток. Так и он изначально выбирает месть вместо прощения. Однако любовь одерживает верх, и Владимир отказывается от возмездия. Так, Мария просит помешать старику, который хватается за девушку, нарекает женой, трофеем кичится перед скрюченными и завистливыми дедами. Дубровский отдает спасению последние силы. Но он опоздал: Мария вступает в брак и отказывается бежать. Ее можно понять: девушка была воспитана в патриархальном и религиозном мире, где венчание означало духовую связь жениха и невесты до гроба.
С Дубровским все ясно: доброта, принципы. Читатель мысленно переходит на его сторону, пдевушки, когда читают, наверняка влюбляются. С Троекуровым дела идут хуже, ведь сравнивать всеобщее уважение старика и поруганную честь молодого человека, когда рядом Владимир добывает имя правдой, невозможно. Достоинство Кирилла Петровича определяет статус дворянина, люди боятся гнева хозяина, так как нехватка вежливости чревата голодом. Почтение к Троекурову вынуждено, ведь все в округе зависят от его денег. Поэтому гордость Троекурова наблюдать мерзко. Он же не находит ничего плохого в том, чтобы запрещать дочери выбирать мужчину, беззаконно отнимать дом у друга. Издевательства над людьми подводят аристократа к жалкому исходу. Шанс снять маску, добиться истинного и вездесущего прощения, навеки утрачен.
Видя поступки и мысли героев, мы можем сделать вывод, что роман «Дубровский» учит нас быть более благоразумными и осторожными в отношениях с другими людьми. Трагедии можно было бы избежать, если бы Троекуров не был таким несправедливым и властным человеком, если бы он мог слышать и слушать близких. Но не менее остро поставлена проблема вседозволенности: власти не мешают ему нарушать закон, а напротив, помогают сделать это. Богатство и накал проблематики делают прочтение романа по-настоящему инверсным и полезным для читателя, а неоднозначные герои становятся верными спутниками наших размышлений. Таково мое отношение к роману «Дубровский».
Автор: Елена Соколюк
Идея и первостепенные проблемы
Роман «Дубровский» был написан поэтом Пушкиным ещё в 1833 году, однако затронутые в произведении проблемы не теряют былой актуальности и по сей день. Согласно первичной версии сюжет самого романа являлся особым подарком автору от его товарища Павла Нащокина, а точнее его рассказ о малоизвестном помещике Островском, лишившимся собственного имения. Известно, что поэт Пушкин был весьма заинтересован положением дел во внутренней сфере жизни Российского общества того времени и неоднократно пытался обратить внимание представителей власти на внутреннюю ситуацию страны, где общество в России фактически было разделено на два слоя: дворянство – с одной стороны, крепостное право – с другой. Именно конфликт двух совершенно разных социальных слоёв общества является основной идеей романа, плавно раскрывающейся автором, где становится видно, как конфликт противостояний влияет на остальные всевозможные стороны быта и существования общества.
Первостепенной проблемой, на которую поэт старается указать, является необходимость тотальных реформ в стране, первостепенной причиной которой выступает крепостное право, где Пушкин особенным образом демонстрирует всё уродство существующего строя, который фактически имеет много сходств с рабовладельческим. Пресечение свободы во всех её проявлениях, ненасытная жадность бюрократии, коррупция, нечеловеческие отношения в связи с существованием фактического социального расслоения общества, бесправность крепостного населения и безнаказанность отражаются автором как особые отрицательные аспекты, ведущие к массовой деградации как дворянского общества, изнеженного, ленивого и избалованного деньгами и властью, так и крепостного, лишенного свободы в любом её проявлении, приводящем к бесполезному и пустому существованию огромной массы людей. Все вышеперечисленные аспекты становятся причиной возникновения тотальной агрессии общества, приводящей к бунту. Темы бунтов и разбойничества являются особыми объектами внимания Пушкина и его современников как проявления существования нерешенной проблемы того времени.
Тематика вопросов для рассмотрения
В своём произведении Пушкин затрагивает несколько наиболее важных аспектов, наводящих на размышление, где чётко показано, как проблема существующего в обществе порядка отражается и на различных сферах жизни общества. Особые вопросы, над которыми писатель заставляет задуматься:
• Тема бунта и протеста как основополагающая тема, где основная роль отведена главному герою Дубровскому, полным благородных намерений и желанием противостоять несправедливым порядкам. Даже в состоянии одержимости местью, Владимир отказывается от данной затеи по причине внезапной любви к дочери Троекурова. В данном аспекте главной целью Пушкина являлось показать, что путь борьбы предполагает под собой жертву собственным счастьем в беспощадном поединке, обречённом на проигрыш.
• Тема семьи, представленная на рассмотрении с целью продемонстрировать как сложившийся порядок может влиять на мировоззрение людей, которые к нему привыкли. Троекуров, жестокий и сребролюбивый помещик, привыкший к безоговорочному подчинению, выдаёт дочь замуж вопреки её желаниям из корыстных побуждений, где фактически дочь становится объектом торгово-рыночных отношений отца.
• Любовь в романе Пушкина занимает особую позицию, наделённую невероятной силой, позволяющей главному герою фактически преобразиться и отказаться от жажды мести, сжигающей молодого человека долгое время.
• Проблема обращения с крестьянами выражена в произведении в особо яркой форме. Жизнь крестьян подобна рабам, где со стороны Троекурова наблюдается высокая степень диктаторства, полное ущемление свободы крепостного населения в любых её проявлениях, вплоть до заключения брака без их согласия. Однако не напрасно показана и другая жизнь крестьян, где царствует добро и человечность, как в примере Дубровского, который проявлял уважение к своим крестьянам, а те, в свою очередь, уважали его.
• Пушкин также не оставил без внимания тему дружбы, где автором отражена вся шаткость и хрупкость отношений, которая иногда возникает в результате случайной ссоры, как в примере Троекурова и Дубровского, где впоследствии жизнь раз и навсегда развела друзей по разным сторонам, где в дальнейшем вновь проявляются особенности характеров двух разных героев, сложившихся в результате индивидуальных взглядов на жизнь.
Основная суть произведения
Произведение начинается с повествования с дружбы двух давних друзей, которые по характеру кардинально отличались друг от друга. Троекуров – человек с преимущественно жёсткой позицией по отношению к своим подчинённым, обладающий жестоким и своенравным характером. Дубровский – полная противоположность своему другу, который испытывает уважение к своим крепостным и старается относиться справедливо к ним, который, однако, осмеливается возразить Троекурову и высказать своё недовольство и возражение. Одна случайная ссора разводит двух друзей по разным сторонам жизни, где оба товарища становятся переисполненными местью. Финалом возникшего конфликта становятся ухудшение здоровья, эмоционального состояния Дубровского старшего, смерть и ликвидация имения в конечном итоге.
Основная роль в произведении отведена Дубровскому младшему, который предстаёт молодым офицером, наделённым определённым перечнем таких положительных качеств, как смелость, отвага, благородство и жажда справедливости. Вполне вероятно и заметно, как Пушкин идеализирует своего героя, что особенно заставляет проникнуться к нему симпатией.
Вспыхнувший и описанный в романе бунт – распространённая тема произведений современников Пушкина, где данное явление было весьма частым событием того времени с вескими причинами для их возникновений. Дубровский младший предстаёт в роли благородного предводителя в борьбе с несправедливостью. Однако, если осмысленно проанализировать сложившуюся ситуацию становится очевидно, что в основном главным героем движет месть, а крепостничество становится лишь инструментом в его руках, где сами крестьяне преследуют иные цели.
Переломным моментом в романе становится встреча отважного Дубровского с дочерью Троекурова, который столько лет являлся основным объектом мести. Любовь наталкивает главного героя к кардинальному переосмыслению своей жизни и планов, где в дальнейшем любовь заставляет отказаться его от мести. Любовь меняет Дубровского, его планы и цели и существенно преображает, наполняя героя благородными качествами. Но серьёзной преградой для Дубровского становится свадьба Марии против её воли, но одобренной её отцом, которым движут корыстные побуждения. Владимир Дубровский чувствует печаль и опустошение и, устав от длительной и изнуряющей борьбы исчезает в неизвестном направлении, оставив собранную им банду.
Главная проблематика романа
Основные проблемы, которые поэт затрагивает в романе, считаются особенно актуальными при жизни самого писателя, на которые с помощью своих произведений Пушкин не раз заставлял представителей власти обратить внимание. А в особенности на необходимость кардинальных перемен и отмены крепостного права и полное искоренение данного класса, которое имело негативную окраску и существенно изжило себя как существующий строй в государстве, тормозящий прогресс развития в стране. А именно такие его проявления, как слепое и рабское подчинение крестьян помещикам, тотальный контроль за крепостными, вплоть до вмешательства в личную жизнь, а также всё уродство существования дворянства, уклад жизни которого порождал самодурство и коррупцию, отодвигая понятия морали на второстепенный план.