- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- Тема воспитания в комедии Недоросль
Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни работать, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным для ленивых и не хотящих получать знания людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.
Проблема Митрофана в большей степени не в нём самом, а в его семье и в воспитании. Дети смотрят на родителей, близкое окружение и копируют их поведение. Госпожа Простакова негативно относится к письменности, а её брат Скотинин считает чтение скучным. Господин Простаков слабохарактерный, во всём соглашается с женой из-за чувства страха, даже если она не права. Отсутствие образования в семье Простаковых проявляется не только в отсутствии знаний, но и в невоспитанности. Госпожа Простакова применяет физическое насилие по отношениям к своим слугам. Она издевается над подчинёнными, но я считаю, что этим она позорит в первую очередь саму себя и дворянскую фамилию. Её доминирующие черты характера — грубость, жадность и жестокость. Скотинин же гордится своими плохими манерами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофан не только хочет учиться, но и не уважает родителей.
Госпожа и Господин Простаковы искренне любят Митрофана, желают ему только лучшего, но из-за отсутствия хорошего образования не могут отличить хороших преподавателей и плохих. Ведь Вральман (бывший конюх), а Кутейкин (не окончивший семинарию) не были профессиональными учителями. А Митрофан понимая, как его любят родители, использовал их доброту, чтобы лениться.
Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, то у него должны быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха только честным путём. Эти мысли можно найти в диалоге Софьи и Стародума.
Таким образом, подобные «митрофаны» появляются из-за отсутствия образованности, культурности и от чрезмерной родительской опеки.
Вопросы о проблемах воспитания и образования – это главные составляющие элементы комедии. Их до сих пор можно считать актуальными, ведь, сколько существует человечество, столько и глупость. Даже сейчас, когда общество достигло технического прогресса, нас окружают много необразованных людей.
Сочинение 3
Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.
Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.
Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.
Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».
Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.
Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.
Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.
По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.
Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.
Сочинение на тему: Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Все мы знаем, насколько велика роль семьи и родительского воспитания в жизни человека. Будущее ребенка тесно связано с тем, какими способами происходило его воспитание.
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания занимает центральное место. Простаковы и Скотинин – вот люди, воспитывающие новое поколение. Каковы они?
Грубыми, злыми, жестокими и завистливыми воспитали Простакову и Скотинина. Так же они воспитывают и своих детей. Они не способны нарушать общественные нормы и далеки от этих попыток.
Госпожа Простакова до безумия любит сына Митрофана, готова сделать для него все, даже несмотря на нечестные методы. Воспитываясь в среде «пряников» без «кнутов», Митрофан не ценит того, что для него делает мать. Он не испытывает особой любви к родителям и воспринимает все их поступки как должное.
Простаков же не имеет собственного мнения и во всем потакает своей жене. Эту же черту впитает в себя и Митрофанушка. Он во всем соглашается с матерью, а затем и с Правдиным.
Что может получить юноша от людей, не признающих образование, желающих «содрать» все со своих крестьян? Конечно, невежественность, грубость и жадность. Митрофанушка вобрал в себя качества необразованного неуча. Не зря его имя стало нарицательным.
Другое же воспитание получает Софья. Софья образованна, много читает. Она стремится к добродетели. Уважительно относится к мнению Стародума. Он же в свою очередь относится к ней как к умному, взрослому человеку, что позволяет Софье чувствовать себя с ним на равных.
На примере двух героев произведения мы видим, как воспитание влияет на жизнь человека. Комедия заканчивается фразой Стародума «Вот и злонравия достойные плоды». Этим Фонвизин подчеркнул проблему воспитания подрастающего поколения, пытаясь изменить устои общества. Свои мысли и идеи он вложил в речи Правдина и Стародума: нужно иметь доброе сердце и чистую душу. Именно этому и нужно учить детей.
Проблема воспитания актуальна и на данный момент, а комедия «Недоросль» еще в 18 веке указала на то, что важно уметь воспитывать человека с самого детства и делать это необходимо правильно.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» читают:
Сочинение на тему «Дом, который украшает нашу улицу»
Сочинение «Слово как источник счастья»
Сочинение «Характеристика человека», 8 класс
Популярные страницы
Сочинение по картине «Девочка с ягодами», Рачков (6 класс)
Картина художника Н.Е. Рачкова «Девочка с ягодами» сразу же поразила меня своей открытостью. Этот потрясающий портрет маленькой русской девочки наполнен Читать далее…
Сочинение на тему «Самовоспитание»
В моём понимании самовоспитание – это формирование личности человека при помощи его воли и желания. Для достижения заветной цели нужно Читать далее…
Сочинение на тему «Остап и Андрий – братья и враги», 7 класс
Остап и Андрий – два родных брата, которые впоследствии стали врагами. Виной тому были различия между ними в понятиях любви, Читать далее…
Сочинение про маму, 4 класс
Мама – это самый дорогой для меня человек. Как и все, я считаю, что моя мама самая лучшая на свете, Читать далее…
Сочинение на тему «Милосердие»
Милосердие – это благородное чувство. Милосердный человек всегда готов прийти на помощь нуждающемуся, и не важно в первый раз он Читать далее…
Сочинение на тему «Детство – золотая пора»
Когда мне было около пяти лет, я хотела побыстрее стать большой, чтобы без труда дотягиваться до ручки холодильника. Сейчас я Читать далее…
Образование и воспитание в комедии Недоросль
Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» — то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.
Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.
В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.
Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.
Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.
Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, — два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.
Популярные сочинения
- Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
Михаил Юрьевич – одинокая и свободолюбивая личность. Этот мир с малых лет воспринимался поэтом, как жестокое и недружелюбное место. Будучи маленьким мальчиком, он потерял мать - Характеристика и образ Жеркова в романе Война и мир
Лев Николаевич Толстой является автором произведения Война и мир. А одним из персонажей, которые сыграли значительную роль в процессе войны является Жерков. - Отзыв на рассказ Ася Тургенева 8 класс
Само произведение мне очень понравилось, но не совсем понравилось поведение главной героини, чьим именем его и назвал автор.
Образы положительных и отрицательных героев
«Недоросль» – классицистическая комедия, в которой соблюдены все единства, в том числе и наличие говорящих имен. Читателю несложно догадаться, что Простакова, Скотинин и Вральман являются отрицательными героями: первая проста как три копейки, второй отличается пристрастием к скоту, третий заврался так, что сам забыл о своем происхождении; на примере другого негативного персонажа, Митрофанушки, автором поднимается актуальная проблема воспитания и образования.
В комедии «Недоросль» Стародум, Правдин и Милон являются носителем добродетели. Они хотят вызволить Софью из деревни Простаковых, и у них это получается. Этим людям было дано лучшее воспитание и они рассуждают о «невеждах без души», таких как Митрофан. Речь положительных героев возвышенна, поэтому читатели цитируют их до сих пор.
Сочинения
Комедия Недоросль и сегодня изучается в школе и до сих пор является актуальной. Ведь автор затрагивает разные проблемы, что волнуют людей и в настоящее время. Одна из таких проблем есть проблема воспитания в комедии Недоросль.
Проблема воспитания в комедии Фонвизина
Тема воспитания всегда не давала покоя Фонвизину, который был за просвещение страны, за то чтобы граждане воспитывались по строгим правилам и были достойными гражданами. Вот Фонвизин и поднимает в своем произведении проблему воспитания, ведь высший свет состоял из дворян, чье воспитание было поставлено дурно. Повсюду было самодурство и вседозволенность. Закрывать глаза на это было попросту невозможно, вот и поднимается автором проблема воспитания в комеди.
Нам же предстоит сегодня написать сочинение по комедии, поднимая проблему воспитания. Достаточно обратить свое внимание на таких героев как Простакова, которая даже читать не умела, и не считала данное умение необходимым. Да и Скотинин тому пример, который с отроду ничего не читывал. Раскрывая проблему воспитания истинного гражданина, автор показал два взгляда на воспитание. Это патриархальный взгляд, которого придерживалась Простакова. И здесь результатом ее деятельности и воспитания мы видим Митрофана, которого решили учить грамоте, чтобы пробиться в высшее общество. Простакова говорит Митрофану, чтобы учился для виду, а он тому и рад, ведь он не хочет учиться, ищет любые поводы, чтобы уйти от учебы.
В итоге, за три года он при упоминании науки истории говорит, что и сам знает несколько историй, а дверь у него может быть как прилагательное, так и существительное. Об арифметике и других науках и вовсе говорить не стоит. Митрофанушка невежда, ничего не знает и не стремится к познаниям. При этом в Недоросли проблема воспитания и образования заключается и в том, что и сами учителя, которые должны были научить молодого человека наукам, не настаивают на учебе. Да и чему они могут научить, когда один из них бывший кучер. Цыфиркин дал все, что знал, а это говорит о том, что нужно полностью менять систему образования.
Благодаря таким героям, как Простакова, Скотинин, Митрофан, мы и можем ответить на вопрос, как раскрывается проблема воспитания в комедии. Именно из-за старых взглядов, из-за лени, из-за отсутствия стремления к познаниям, из-за взрослых, которые являясь примером для подражания, Митрофанушки ведут себя наихудшим образом и будет существовать проблема воспитания. Но, не все так плохо, ведь Фонвизин при этом рисует и других героев, таких как Стародум, Правдин, которые придерживались других взглядов. Они поддерживали просветительство и развитие. При этом и среди молодого поколения есть те, кто хочет развиваться, хочет стремиться к лучшему и здесь появляются образы Софьи и Милона. Эти герои были образованными, честными, добрыми и справедливыми людьми. И пока такие люди есть, страна будет двигаться вперед, ну а Митрофанушки, они были, есть и будут, главное, чтобы мы сами не стали их подобием.
(526 слов) Одним из главных произведений Дениса Ивановича Фонвизина является комедия «Недоросль». Над ним выдающийся писатель работал на протяжении трёх лет, закончил в 1782 году. Денис Иванович поднял важные и актуальные проблемы. Среди них можно отметить проблему воспитания молодого поколения, а также проблему образования. Главной мыслью книги было глубокое убеждение автора в необходимости и пользе просвещения. В произведении «Недоросль» русский писатель воплотил яркие и собирательные образы, которые представляют российское общество начала восемнадцатого столетия. Одним из положительных героев произведения является Милон. Рассмотрим его характеристику поподробнее.
В образе Милона Денис Фонвизин показал читателю храброго, доброго и честного офицера, который получил прекрасное воспитание. Персонаж является достойной парой для Софьи. Милон с уважением и почитанием относится к каждому человеку. Герой оценивает людей, анализируя их поступки. Милон обладает мудростью и справедливостью.
Милон — хороший товарищ Правдина. С ним герой встречается в деревне Простаковых. Милон, встретившись с Правдиным, сразу же рассказывает ему о своих переживаниях. Так, Милон был вынужден год назад расстаться со своей возлюбленной. Девушка осталась без родителей. Ее отдали дальним родственникам на воспитание. Молодой офицер очень волнуется по поводу дальнейшей судьбы возлюбленной, он желает разыскать ее. В образе Софьи Денис Иванович воплотил возлюбленную Милона. Влюблённые больше не желают расстраиваться. Однако они вынуждены ждать окончательного решения дяди героини Стародума. Впоследствии выясняется, что Стародум, оказывается, уже нашёл для дочери жениха, который представляет собой «молодого человека больших достоинств». Им как раз является Милон. Дядя Софьи искренне благословляет из брак. Однако Госпожа Простакова не намерена принимать такое решение Стародума. Властная госпожа прилагает все усилия, чтобы украсть девушку и выдать ее замуж за собственного сына. Милон вовремя прибегает на помощь Софье. эта ситуация раскрывает его характер, позволяя читателю заметить смелость, целеустремленность, искренность и находчивость офицера. Он верен своей избраннице и всегда сможет ее защитить. В образе Милона Денис Иванович продемонстрировал лучшие человеческие качества. Милон восхищает нас необыкновенным благородством. Писатель показал рассудительного, здравомыслящего и сильного офицера. Прекрасную характеристику данного персонажа дополняет ещё и само имя героя. Как известно, Милон — славянские имя, которое означает «милый, любимый». Оно подходит добродушному герою комедии «Недоросль».
Интересно, что Милон, независимо от обстоятельств, всегда показывает уважение к окружающим людям. Например, он думает, что Митрофан является образованным и достойным человеком, хотя он даже не знаком с ним. Но вскоре мнение Милона о нем кардинально меняется. Милон пытается разрешить конфликт между Скотининым и Простаковой, напоминая им, что они все-таки родственники. Милон думает о репутации Софьи и пытается не навредить ей, когда слышит слова Скотинина о возможной свадьбе. Он сдержан и корректен. Но в решающие минуты он проявляет решительность и силу. По мнению Милона, смелость нужна не только во время сражений, но и в стремлении преодолеть все жизненные препятствия и невзгоды. Как считает Милон, необходимо всегда сохранять честность и справедливость. Герой прекрасно осознает всю ценность жизни. При этом он не боится ее отдать ради спасения народа и Отечества.
Читатель замечает, что убеждения Милона не всегда совпадают со взглядами его товарища Правдина. Все же чиновник придерживается более рациональной точки зрения, в то время как Милон и Софья прислушиваются к велению сердца.
Таким образом, в образе Милона Денис Иванович Фонвизин продемонстрировал всестороннее развитую, гуманную и благонравную личность. Милон искренне уважал абсолютно каждого человека и с особым трепетом и любовью относился к родной стране. Образ Милона – олицетворение лучших качеств человека.
Черты характера Милона | Цитаты |
Скромность | «…В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…» |
Смелость и патриотизм | «…Я слышал, что вы были в армии. Неустрашимость ваша…» |
Справедливость и гуманность | «…Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…» |
Добродетель и ум | «…вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным…» |
Верность и сентиментальность | «…Я влюблен и имею счастие быть любим…» |
Честность | «…Я друг честных людей…» (Стародум о Милоне) |
Верность долгу и Родине | «…Мне велено и солдат вести без промедления… да, сверх того, я сам горю нетерпением быть в Москве…» |
Автор: Виктория Комарова
Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения
Наряду с другими важными вопросами роман «Капитанская дочка» ставит проблему воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Как же предлагает писатель воспитывать истинных граждан страны? Пушкин слишком умен, чтобы давать готовые рецепты.
В образах Гринева и Швабрина он показывает примеры диаметрально противоположных характеров, а выводы должны делать сами читатели.
Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с «разбойником Пугачевым». Детство и юность Гринева ничем
не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему другое: «Чему научится он в Петербурге?
Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Спорить с отцом не принято было, он решает, что делать «Петруше», в его напутствии сыну звучит серьезный наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить. Авторитет отца — это основа
семьи. Для Петра Гринева — это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст.
Отец наставляет: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».
Гринев хорошо усвоил урок отца. Он прекрасно понимает, что за проигранный долг надо платить. На возражения Савельича Петр Андреич отвечает дерзостью, но деньги Зурину возвращает.
Одаривает вожатого заячьим тулупом, то есть, по словам Савельича, ведет себя «как дитя неразумное», но, на наш взгляд, благородно.
Служба в крепости для Гринева необременительная, а после того, как он увлекся капитанской дочкой, даже и приятная.
Дуэль со Швабриным прибавляет положительных черт Гриневу. Он не какой-то неумеха, а человек, имеющий представление, как обращаться со шпагой. И, не сподличай Швабрин, еще неизвестно, как бы закончилась дуэль.
Немаловажное значение в формировании характера Гринева сыграла любовь его к Маше Мироновой. В любви человек открывается до конца. Мы видим, что Гринев не просто влюблен, он готов взять на себя ответственность за любимую. А когда Маша остается беззащитной сиротой, Петр Андреевич рискует не только своей жизнью, но и честью, что для него важнее.
Он это доказал при взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув «злодею», ждал расправы. «Пугачев махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника. Очередь была за мной. Я смело глядел на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей».
Гринев ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, Петр Андреич даже и не подумал оправдываться Машиным именем. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего героя, который свято соблюдает данную присягу и завет отца. Этот характер, порой по-юношески беспутный, но добрый и стойкий, вызывает симпатию читателей.
Гордость охватывает за сознание, что такими были наши предки, одержавшие многие славные победы.
Читая роман, не только восхищаемся его лучшими героями, но им хочется подражать. В этом Пушкин видел главное предназначение литературы.
Воспитание дошкольников положительным примером
Библиографическое описание:
Беседина, А. Ф. Воспитание дошкольников положительным примером / А. Ф. Беседина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2021. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14308/ (дата обращения: 19.03.2021).
В статье идет речь о том, как можно обогатить воспитательный опыт тех взрослых людей, которые пересматривают, осмысливают, пополняют свой опыт и знания для того, чтобы выработать правильные педагогические взгляды и убеждения по воспитанию детей.
Ключевые слова: дети, воспитание, положительный пример.
Рост и воспитание детей — это большое, серьёзное, ответственное и трудное дело. Макаренко А. С. по этому поводу говорил: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, историю мира».
В настоящее время перед обществом, образовательными учреждениями и семьёй стоит большая цель- воспитание новой личности, готовой к активной, творческой деятельности во всех формах жизни. Именно от этих структур зависит судьба цивилизации, так как человечество подошло уже к той черте, за которой только духовность и нравственность могут отстоять земные ценности.
Формирование и развитие личности — процесс длительный и сложный. Воспитывают ребёнка все: люди, вещи, телевидение. Что видят и слышат наши дети сейчас? Какие примеры показывают взрослые? Сквернословие, пьянство, убийства, насилие, жестокость. В настоящее время в СМИ, по телевидению показывают очень мало познавательных добрых, интеллектуальных передач. Видя передачи о преступлениях, жестокости дети сами становятся злыми, жестокими, нервными, раздражительными. Современные дети не умеют общаться между собой, выражать свои мысли, у многих общение заключается только в том, чтобы толкнуть, стукнуть собеседника или накричать. Думается, что такое поведение они берут у нас у взрослых.
В повседневной жизни, на каждом шагу встречаются возможности для воспитания ребёнка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими, а главное, конечно, никогда не забывать, что основной пример для детского подражания — это мы с вами. К. Д. Ушинский подчёркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.
Окружающие ребёнка люди должны уметь воспитывать каждым своим шагом, каждым поступком, а особенно своим отношением к жизни, к людям. Ведь дети свои первые выводы о том, какие люди вообще, есть ли добро и зло и какие они. Быть примером для ребёнка — не цель, а средство воздействия на него. Настоящий воспитатель всегда помнит, как он ведёт себя в той или иной обстановке, так будет вести себя его подопечный.
Альберт Эйнштейн говорил: «Единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример». Что же всё-таки даёт примеру огромную воспитательную силу воздействия на человека, и при каких условиях он может быть наиболее эффективным? Именно в семье и при общении с другими окружающими ребёнка взрослыми начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек: будет ли он трусливым, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым.
В старые времена в зажиточных семьях называли детей «ангельскими душами». В наше время было сказано, что дети — «цветы жизни». Это хорошо, но людей нужно выращивать заботливо и внимательно, как в саду деревья. За воспитание детей отвечает семья и имеет приоритет как основной источник социализации, обладает огромными возможностями в воспитании личности. Она занимает центральное место в формировании личности. По мнению исследований, именно от неё на 70 % зависит, каким вырастет человек, какие черты характера формируют натуру.
Охотно и с готовностью дети повторяют действия и поступки, на которые, как на хорошие, обращаем их внимание мы, взрослые. Дети и сами копируют в поведении окружающих то, что им нравится. Понаблюдайте за играющими детьми: вы увидите и услышите в их играх многое из окружающей жизни то, как великолепно подражают они нам, взрослым, нашему поведению, разговорам.
Роль взрослых людей в семье в воспитании ребёнка примером, бесспорно, велика. Именно в семейной атмосфере закладываются основы личности. От того, каким будет пример, зависит дальнейшее построение ребёнком модели собственной семьи. Когда рождается малыш на свет, его близкие люди для него являются всем: они его мир. Всё, что ребёнок узнаёт о мире, он познаёт через них, чтобы понять что-то, ему нужно увидеть, как понимают это те, кто рядом. И вначале они верят всему.
Процесс подражания для детей дошкольного возраста требует ряд условий:
‒ любовь к человеку, которому они хотят подражать,
‒ привлекательность и доступность того, что они будут копировать,
‒ превосходство опыта, знаний, умений того, что, с кого они хотят брать пример в чём-то.
Пока дети маленькие, удовлетворить эти условия нетрудно. Они ищут во взрослых и родителях защиту, опору, нуждаются в нашей ласке, беспрерывном внимании и за всё это благодарят горячей детской любовью. Раз человек взрослый — он всё умеет, все знает. И, конечно, все дети очень хотят скорее вырасти, стать похожими на маму и папу. Поэтому наше поведение, всё, что мы говорим детям, привлекают их, вызывают желание подражать нам. Мы с удовольствием и на каждом шагу ставим в пример положительные примеры товарищей, их поступков и действий, положительных героев из детских книжек, и нам приятно видеть желательный отклик в детском поведении.
Бесспорно и подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин, а девочки — наоборот, со взрослых женщин.
Мы все прекрасно знаем, что невозможно воспитать мужественного, благодарного, честного, умеющего постоять за самого себя и за своих близких сына, если перед его глазами не будет достойного папы, дедушки или старшего брата. И в то же время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной неумёхи мамы едва вырастет аккуратная и трудолюбивая рукодельница дочь.
Почему в семейном воспитании, когда дети в дошкольном возрасте, пример как метод воспитания занимает ведущее место, а потом его роль начинает заметно снижаться? Это происходит потому, что мы, как папа и мама, чаще всего ведём себя дома по принципу: здесь я дома мне всё можно. Как обычно забываем, что чаще всего дома наше поведение перенимается ребёнком. Дети неизбежно начинают видеть, что слова и дела взрослых часто не только не совпадают, но не — редко входят в противоречия. Чем этого больше, тем меньше доверия к нам, взрослым, тем больше стремление поступать по-своему, не так, как требуем на словах мы.
Эффективнее всего дети учатся, не слушая, а подражать тому, что видят. В этом можно убедиться. Понаблюдав за тем, как ребёнок играет: он разговаривает с куклами, игрушками вашими словами, с вашей интонацией, ведёт себя так же, как вы. Если малыш ломает игрушки, ругает их, кричит, значит, именно это он видит в обычной жизни вместо ласки, любви и понимания.
К сожалению, не все взрослые требовательны к себе. Самый яркий и актуальный пример отрицательного поведения показывают своим детям курящие взрослые. Никакие беседы, фильмы не могут переубедить ребёнка о воздействии никотина на здоровье, так как он видит пример самых близких ему людей. Как часто проще видеть чужие педагогические ошибки, но не в состоянии заметить собственные. Мы как родители иногда не спрашиваем кто прав, а кто виноват в конфликтной ситуации. Верим всему, что говорит наш собственный ребёнок, он всегда прав, а виноваты другие. Никого не хотим слушать, потому что «наш ребёнок такого сделать не мог», а «наш ребёнок» всё это слушает, посмеивается и учится обманывать родителей, разыгрывает невинного, пострадавшего.
Позже приглядываясь к действиям, поступкам, прислушиваясь к словам, суждениям взрослых, дети избирают для подражания только то, что в их глазах достаточно подражанию. И чем больше авторитет взрослого в глазах детей, тем лучше результат, который даёт каждый воспитательный приём.
Конечно же, в воспитании детей мы, взрослые, не должны забывать о наших верных помощниках — о литературе и искусстве. Детям нужно как можно чаще читать книги, обсуждать их содержание, оценивать поступки героев. Тогда поведение героев будет мерилом «правильного, хорошего» поведения и ребёнок будет стараться подражать своему книжному любимцу. Таким же уроком могут стать просмотренные фильмы или спектакли вместе с детьми. Детям нравятся герои, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не предадут свои идеалы.
В нашей обычной жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания детей, нужно только их научиться видеть и пользоваться ими. А главное никогда не забывать, что основной пример для детского подражания — это мы с вами.
Воспитание ребёнка, прежде всего, начинается с атмосферы отношений его близких друг к другу и к нему, с тех добрых (или, к сожалению, не добрых) отношений, которые существуют между членами семьи. Естественно, что сильнее всего влияют привычки близких ему людей, т. е. членов его семьи в только что закладывающийся характер. Так мудрые народные изречения выражают большую педагогическую мудрость, ибо они есть плод многолетних, многовековых наблюдений и обобщений: «Ворчанием наскучишь, а примером научишь». «Добрый пример лучше ста слов», «Пример лучшее правило». Ребёнок живёт и дышит этой атмосферой. Необходимо помнить, что, если постоянно критиковать ребёнка, он учится ненавидеть и осуждать;
если часто его высмеивать, ребёнок становится замкнутым и робким;
если часто хвалить, он учится оценивать и быть благодарным,
если поддерживать и подбадривать его, у ребёнка появляется уверенность в себе, и он будет учиться ценить себя;
если ребёнка растить в упрёках и постоянно позорить его, он научится жить с чувством вины;
если растить его в терпимости, ребёнок учится понимать других;
если ребёнка растить в честности, он учится быть справедливым;
если демонстрировать ребёнку враждебность, он учится быть агрессивным и драться;
если жить с детьми в понимании и дружбе, они научится любить и верить в людей.
Требование нас, взрослых, к себе, уважение к своей семье, контроль над каждым своим шагом является самым главным методом воспитания.
Наши требования должны быть разумными, понятными и выполнимыми для детей. Мы взрослые, часто забываем, что ребёнок постоянно учится, воспринимая огромные объёмы информации. Легче всего запоминает то, что привлекло его внимание особенно сильно: разговор на повышенных тонах, ссора, резкость, страх, злость.
Обращайте внимание на то, что вы делаете каждую минуту. Каждый день. Это то, чему мы учим своих детей. Даже если ничего им не говорим. Поэтому главное воспитание, которым мы можем заняться, это воспитание самих себя. Не зря гласит народная мудрость: «Яблочко от яблоньки далеко не падает». Давайте вести себя деликатно по отношению к окружающим, так как мы являемся примером для собственных детей, а также для тех, кто нас окружает.
Литература:
- Воспитание дошкольника в семье / Под ред. Т. А. Макаровой. — М.,1979
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? -М., 2002
- Зюбин Л. М. Психология воспитания.- М,.1991
- Макаренко А. С. О воспитании в семье. Лумина.,1977
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, взрослый, воспитание детей, воспитание личности, время, детское подражание, дошкольный возраст, обычная жизнь, семья, слово.
Автор:
Самый Зелёный
·
Воспитание – важнейший этап в становлении личности. Воспитание в семье закладывает основы, установки и ценности людей. Это становится основой для его действия в будущем. Проблема воспитания освещается в литературе и крайне многогранна: как стоит и не стоит воспитывать детей, какое это влияние на них окажет в будущем. Мы обойдемся без воспитательных речей о том, что аргументы к сочинению надо придумывать самостоятельно, а поможем Вам вспомнить примеры по проблеме воспитания из литературы. Приятного просвещения!
- Отец Петра Гринева, героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», воспитал в нем важные принципы, которые определили поступки молодого человека на долгие годы. Отец учил Петра беречь честь, честно служить, а не выслуживаться, не заискивать перед начальством, смело исполнять свой долг по отношению к Родине. Именно так Гринев и поступал, поэтому остался верен себе в любой ситуации. Даже под угрозой смерти Петр не предал свою офицерскую честь, не перешел на сторону бунтовщика Пугачева. И этот внутренний стержень вызвал уважение, Пугачев даже помог ему спасти возлюбленную Машу Миронову. Правильное воспитание неизбежно приводит личность к успеху и душевному спокойствию.
- Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», предстает как беспринципный аферист, для которого нет ничего святого, ведь он пытается разбогатеть на умерших людях. Истоки такого поведения можно найти в детстве, автор рассказывает о том, что его отец мало обращал внимания на ребенка. Единственное наставление, которые дал, состояло в том, что нужно «беречь копейку». Для этого важно всячески изворачиваться, чтобы достигать целей. Отец научил Чичикова дружить только с «нужными» людьми, обманывать и подлизываться. В финале он бежит из города, такое бегство – обычное и унизительное состояние бесчестного человека, а такой путь он выбрал по заветам отца.
- Илья Обломов, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», вырос в любви и внимании. Воспитание в родительском доме определило картину мира мальчика. Для Обломова идеал жизни – тишина, спокойствие, любовь и нега. Ему не нужно достигать наивысших целей и менять мир, ему нужен уголок родной Обломовки, где никто никуда не торопится и все друг друга любят. Попустительство родителей породило избалованность, которая отразилась на поведении героя. Он ничего не мог и не хотел делать сам. В итоге Илья обрел свою Обломовку в доме Агафьи Пшеницыной, которая его безусловно полюбила, не требуя от него никаких изменений. Таковы достойные плоды воспитания Обломовых.
- Кабанова, героиня драмы А. Н. Островского «Гроза», демонстрирует собой образец разрушительного воспитания. Она властная, деспотичная, заставляет всех следовать своим правилам. Женщина подавляла своих детей, поэтому Тихон вырос в страхе перед матерью, без индивидуальности, интересов и стремлений. Он постоянно боялся и мечтал лишь об одном: скрыться из дома и спрятаться за выпивкой. Варвара же была более свободолюбивой, но ей приходилось постоянно лгать и изворачиваться, чтобы все было «шито да крыто». Девушка убежала с возлюбленным, лишь бы спастись от произвола в своем доме, однако Кудряш, скорее всего, такой же деспот и самодур, несмотря на кажущуюся веселость и бойкость. Судьба детей Кабановой трагична, и главной причиной изо несчастий является деспотизм матери.
- Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» посвящен взаимоотношениям детей и родителей, и автор также затрагивает и проблемы воспитания. Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров, кажется, обладают схожими взглядами, однако они совершенно разные люди, которым не по пути. Аркадий увлекся идеями своего харизматичного приятеля, но на самом деле он воспитан в дворянских традициях, не приучен и не готов трудиться и менять комфортное существование на скитания и научные достижения. Евгений же разночинец, его отец врач, он гораздо ближе «к делу» и переменам, которые олицетворяет. Пример Аркадия, который лишь говорит о труде, но вечно «сибаритствует», убеждает нас в том, что воспитание человека должно быть связано не только с теоретическими знаниями, но и с практикой.
- «Мысль семейная» занимает значительное место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Ростовы – образец любви и гармонии в семье. В их доме царит дружелюбная и веселая атмосфера, дети близки с родителями. Наташа любит разговаривать с матерью по душам, девушка рассказывает ей свои секреты и находит понимание. По этой причине Ростова активно помогает семье в трудную минуту, например, после гибели брата Пети героиня берет на себя заботу об убитой горем матери. Воспитание в любви делает человека счастливой и гармоничной личностью, способной на отзывчивость и чуткость.
- Отношения Константина Треплева и его матери Ирины Аркадиной из пьесы А. П. Чехова «Чайка» крайне сложные. Аркадина всегда была занята актерской карьерой, своим талантом, любовью, поэтому ей было не до воспитания ребенка. Душевной близости у них нет, сам Константин считает, что мать его не любит, ведь он напоминает ей о возрасте, который Аркадина отказывается признавать. Ирина не понимает сына, смеется над его творчеством. Равнодушие матери – один из факторов несчастия героя, он не может найти любви, не чувствует ее с детства. Поэтому его судьба сложилась трагически. Воспитание во многом ее определило.
- Достаточно жесткое воспитания показано в рассказе М. М. Зощенко «Елка». Леля и Минька с огромным нетерпением ждали начала праздника, поэтому раньше времени пошли смотреть елку. Леля съела одну из висящих пастилок, устроив соревнование с младшим братом. Минька, пытаясь больше достать, уронил стул на подарки. Некоторым из пришедших детей достались поврежденные подарки и надкусанные сладости. Причем мальчик-рассказчик еще успел подраться с одним из гостей. Родители не кричали, тем более не били детей, однако проказники все равно понесли наказание. Игрушки детей отдали оскорбленным гостям, зато этот случай запомнился автору надолго, и он больше никогда не обижал слабых, не брал чужого. Вот каким должно быть полноценное воспитание в семье.
- Необычные воспитательные приемы продемонстрировала учительница Лидия Михайловна, героиня рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Она заметила, что ее ученик живет очень бедно, поэтому вынужден играть на деньги, чтобы купить еды. Лидия Михайловна стала заниматься с ним французским, а заодно научила его играть в «пристенку». Сначала учительница нарочно проигрывала мальчику, но нечестный выигрыш он не соглашался брать. Но сообразительный школьник быстро научился новой игре и стал выигрывать у Лидии Михайловны. Такая помощь крайне не понравилась руководству школы, учительницу уволили. Это не совсем педагогично, но ребенку в беде Лидия Михайловна помогла, в этом и состоит ее долг как учителя и человека. Она воспитала в мальчике главные нравственные качества — сочувствие и милосердие.
- Воспитание ребенка – дело непростое, а воспитание ребенка с особенностями – еще сложнее. У красавицы Али из рассказа Л. Улицкой «Дочь Бухары» родилась дочка с синдромом Дауна. Муж не выдержал сложностей, ушел, Аля вырастила Милу одна. Женщина дала девочке самое главное – любовь, вне зависимости от качеств. Но и развитию Милы Аля посвящала все свободное время: научила говорить и готовить, обучила в спецшколе, устроила на работу. В конце концов, мать нашла дочери жениха с подобными особенностями и выдала замуж. Главное, что должны дать родители – любовь и заботу. Тогда и воспитание в семье способно сотворить чудо.
Если Вы не знаете, какой литературный аргумент привести, то используйте фильм, сериал или жизненный пример. Вспомните фразу: «Все идет из детства» и связывайте все поступки человека с его воспитанием. Удачи на экзаменах!
Автор: Мария Копусова
Метки: 11 классаргумент и литературыЕГЭ по литературеЕГЭ по русскому языкуподборкапример из литературы
Читайте также:
Тезисы
- Воспитание – неотъемлемая часть жизни каждого человека, и к нему необходимо подходить серьезно.
- В жизни каждого ребенка есть один авторитет и ориентир – это его родители. Для него они – это весь мир, это все, что у него есть.
- Ребенок бессознательно копирует поведение своих родителей, перенимает их жизненные ценности, и для этого даже не нужны никакие наставления. Поэтому воспитание — это демонстрация своего примера.
- Воспитание — это передача моральных правил и ценностей молодому поколению.
- Воспитание — это влияние родителя на ребенка, цель которого — адаптировать юного члена общества к жизни во взрослом мире.
- Воспитание — это жизненные уроки, которые ребенку преподают его родители.
- Проблема воспитания — это вечный вопрос, актуальный во все времена. У каждого поколения людей свои подходы к формированию мировоззрения нового поколения.
- Роль воспитания в жизни людей нельзя переоценить, ведь именно формирование личности в детстве во многом определяет судьбу человека.
- Проблема значимости воспитания всегда волновала людей, ведь некоторые из нас пренебрегают им и пускают судьбы детей на самотек, не помогая им развиваться морально и духовно.
Аргументы
Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Ярко проиллюстрировал значимость воспитания Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Митрофанушка, великовозрастное дитя, взлелеянное матерью, вырос таким же, как его родители — безответственным, глупым и жестоким. Госпожа Простакова — грубая крепостница, тиран и деспот. На все ее окружение, кроме любимого дитяти, сыплются оскорбления. Портного Тришку она называет «мошенником» и «болваном», к няньке Еремеевне и вовсе проявляет небывалую жестокость: «По пяти рублей за год, да по пяти пощечин за день», — заявляет героиня. Муж ее совсем не имеет никакого слова в делах семьи. Митрофан же пошел еще дальше своей матери: он научился ловко манипулировать ею, льстя и хитря. Он понимает, что находится в центре вселенной Простаковой, что ему сойдет с рук любой проказ. В конце комедии вскрывается этот «сундук Пандоры», и истинная сущность Митрофана, его жестокость, выходят наружу. В финальной сцене Простакова, потерявшая имение, кидается к своему сыну как к последнему утешению, но Митрофан грубо отталкивает мать, произнося следующие слова: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». А автор заключает: «Вот злонравия достойные плоды».
И.А. Гончаров, «Обломов». От воспитания зависит судьба ребенка. Это доказывает пример из романа «Обломов». В центре повествования находятся два героя — Илья и Андрей. Илья — потомок знатных дворян, которого родители баловали с детства. Они не позволяли ребенку «перетруждать» себя обучением и даже активными играми. Илюша не мог даже надеть носки — в этом ему были обязаны помогать слуги. Образ жизни помещиков вселил в ребенка праздность и инфантильность. Он тоже мечтал спать, есть и забываться в грезах целый день, откладывая все дела «на потом». Поэтому он и стал всего лишь ленивым и апатичным человеком без работы, целей и перспектив. А вот его друг, Андрей Штольц, состоялся в обществе благодаря более суровому и деятельному воспитанию. Его отец не был дворянином и всю жизнь работал, чтобы обеспечить семью. Поэтому он приучил сына к труду и дал ему прикладные знания и навыки, чтобы он сумел добиться успеха. И Андрей всего достиг сам: на службе он получил личное дворянство, а потом ушел в отставку и занялся бизнесом. Он честно заработал капитал, поэтому его уважали даже самые знатные генералы и помещики. Его будущее было предопределено воспитанием: родители сделали все возможное, чтобы их сын стал успешным.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». А.С. Пушкин так же касается темы воспитания. Например, в романе «Капитанская дочка», который по праву можно назвать романом-воспитанием, так как в нем рассказывается о становлении личности дворянского недоросля. Одним из главных моментов в воспитании можно отметить наставление отца Петра Гринева: «Береги платье снову, а честь смолоду». Служба Андрея Петровича быстро закончилось, так как он не хотел продвигаться по карьерной лестнице нечестным способом и, пытаясь уберечь от этого своего сына, отослал его служить не в Петербург, о чем мечтал Петр, а в Оренбургскую губернию. Сам же главный герой был честен и перед собой, и перед всеми: он защищал честь Маши Мироновой, сражаясь со Швабриным, и не встал на сторону Пугачева: «Я присягал государыне императрице. Тебе служить не могу… Не моя воля. Велят идти против тебя – пойду», — говорит Гринев. В данном случае воспитание принесло положительный результат: сын пошел в отца и применил его моральные принципы в деле. Очевидно, что самым эффективным воспитательным методом является демонстрация собственного примера, соответствующего всем наставлениям и советам.
В.Г. Распутин, «Уроки французского». Личный пример всегда является главным орудием воспитания. Это доказывает пример из рассказа «Уроки французского». Мать главного героя овдовела и вынуждена была воспитывать троих детей в одиночку. В голодное послевоенное время женщина работала за двоих, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Еды не хватало, как и других необходимых вещей. Но такая тяжелая и безрадостная жизнь не сломала героиню рассказа. Она все равно не сдавалась и делала все возможное, чтобы ее дети не терпели нужду. Поэтому читатель не удивляется, когда видит, как ее сын, несмотря на голод и нищету, получает образование в городе и становится человеком с большой буквы. Володя берет пример с мамы и терпит лишения, чтобы помочь семье. Воспитание личным примером эффективнее всего влияет на ребенка и делает его таким же добродетельным, как его родители.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». В «Евгении Онегине» также говорится о воспитании. Евгений, выросший в Петербурге и воспитанный по всем правилам светскости, ходил на все балы, спал до обеда и совсем не знал никаких забот. Но стоит учесть одну важную вещь: именно из-за этого «безделья» он не мог найти своего места в мире, почувствовать гармонию с ним. Он был оторван от национальной почвы, от традиций, и для него не было ничего святого. Герой как будто находился в какой-то прострации, он не мог определить для себя какие-либо ценности. Дело в том, что «Евгений Онегин» был написан после неудавшегося декабристского восстания 1825 г., и роман этот служил описанием всей дворянской среды, потерявшей политические ориентиры. Это явление в зарубежной традиции называется мировой скорбью, болезнью века, а у нас, в России, попросту хандрой. Истинным идеалом воспитания у Пушкина выступает Татьяна Ларина. Она сильная и цельная личность. Татьяна росла в деревне, слушала народные сказки своей няни, и это народное влияние, по мнению Достоевского, написавшего очерк «Пушкин», является основой ее личности. Героиня имеет понятия о чести и справедливости, у нее есть твердые нравственные принципы. В конце романа, когда одумавшийся Онегин просит о взаимности, героиня отказывает ему в этом, так как понимает, что строить счастье на несчастье других (ее мужа) – это бесчестный и даже подлый поступок. Очевидно, что она воспитана намного лучше, ведь у нее есть свой моральный кодекс, в отличие от беспутного Евгения, который перенял у французского гувернера только стремление к развлечениям.
Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Говоря о воспитании, стоит упомянуть и поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души». Отец Чичикова навязывал мальчику свои суждения о жизни. Он убеждал сына, что дружбы не бывает, что ради выгоды можно сказать что-угодно, а еще он говорил: «Копи копейку…», — что и делал сам Чичиков. Во все жизненные авантюры он вступал именно с этим намерением. Чичиков прекрасно изучил людей и из любой ситуации мог извлечь выгоду. С раннего детства он угождал всем своим учителям, чтобы добиться их расположения. Далее обещал жениться на дочери начальника и за это получил должность повытчика. Во время работы на таможне ему удалось убедить начальство в неподкупности, обеспечив себе таким образом неплохое алиби, так как за спинами начальников он наладил связь с контрабандистами и нажил себе состояние. Встречаясь с помещиками по делу покупки мертвых душ, он постоянно меняется и копирует манеры своих собеседников для быстрейшего достижения своей цели. Другое дело, что все его авантюры не удаются, ведь все, чем он руководствуется, – подло. Плохое воспитание сделало талантливого человека алчным и одиноким, зацикленным на приобретение состояния.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Проблема воспитания рассматривается в романе-эпопее «Война и мир». В семье Болконских этому процессу всегда уделялось много внимания и времени. Князь Николай не жалел сил и всегда занимался со своими детьми. Он, в отличие от многих своих современников, не делал исключения даже для девочки. Он дал Марье почти такое же воспитание, как и Андрею, научив ее твердости, принципиальности и упорству. Он преподавал ей даже точные науки, несмотря на то, что в те времена бытовало мнение о ненужности этих знаний для женщин. Князь Николай не верил на слово большинству и руководствовался своими убеждениями в воспитании. Поэтому он не обращал внимания на слезы дочери и ее нежелание заниматься геометрией, а шел по намеченному пути и смог привить ей дисциплину, любовь к знаниям и целеустремленность. После этих занятий его дочь уже не боялась трудностей и брала пример с гордого и сильного отца, который никогда не сдавался. Именно благодаря воспитанию княжна Марья смогла пережить сложные времена и не уронить свое достоинство.
Ф.А. Искандер, «Тринадцатый подвиг Геракла». Порой человек нуждается в суровых жизненных уроках, и только при таких условиях он может добиться в жизни большего. Именно о таком уроке вспоминал уже состоявшийся в профессии рассказчик в произведении «Тринадцатый подвиг Геракла». В детстве он очень боялся ходить на уроки математики, потому что учитель был строг и насмешлив. Те, кто не делал домашние задания и плохо учился, были высмеяны им прилюдно. Харлампий Диогенович ни для кого не длил исключений и добивался высоких показателей знаний среди учеников благодаря своей уникальной тактике. И вот рассказчик придумал хитрость: организовал на уроке прививку, чтобы сорвать занятие и не получить свою порцию едкого юмора. Но учитель обо всем догадался и все-таки сравнил обманщика с Гераклом, подметив разницу: подвиг труса был жалкой пародией на деяния героя. После этого сравнения рассказчик почувствовал стыд и неловкость. К следующему уроку он уже был готов, как и ко всем остальным в дальнейшем. Благодаря этому строгому воспитанию в стенах школы ребенок стал успешным человеком, который питал чувство благодарности к своему наставнику.
Л.Н. Толстой, «Детство». Воспитанию высоконравственного человека помогают любовь, ласка и внимание. Это доказывает Л.Н. Толстой в повести «Детство». Главная героиня, в отличие от многих дворянок, сама воспитывала детей и принимала участие в их обучении. Наталья Николаевна показывала им личный пример, ведь сама свободно владела иностранными языками, много читала, хорошо играла на фортепьяно и танцевала. Героиня получила достойное образование и теперь помогала детям освоить его. Ее поддержка на каждом этапе формирования делала возможными многочисленные успехи детей. Своим участием она поспособствовала и нравственному росту сыновей и дочери. Так, Николай был очень добрым, сострадательным, умным мальчиком, который был способен на глубокие чувства. Володя стал целеустремлённым, сильным и независимым. Люба стала ласковой, доброжелательной и развитой девочкой. Под влиянием матери каждый ребенок раскрылся со своей лучшей стороны и стал многогранной личностью.
И.А. Бунин, «Цифры». Проблема значимости воспитания часто становится недооцененной. К сожалению, многие взрослые применяют неправильные педагогические методы и добиваются сомнительных успехов. Например, дядя из рассказа «Цифры» не поощрил любознательность племянника из-за своей лени. Сначала он соврал ребенку, что этот день не пригоден для занятий. Затем он сорвался на Женю, ведь тот продолжил настаивать на изучении цифр. После ссоры мальчика еще и выгнали из комнаты и оставили одного. Истерика, отрицание, гнев — вот чего добился дядя от племянника. Вместо того чтобы поощрить интерес к математике, герой его подавил. Но в финале рассказа нас ожидает примирение: дядя понял, что мальчик нуждается в новых знаниях, и помог ему освоить цифры. Его ошибка заключалась в том, что он недооценил значимость воспитания. Ребенок нуждался не в отговорках, лжи и уходе от ответственности. Он хотел узнать больше, и это желание нужно было поощрить, чтобы в дальнейшем Женя стал умным и равносторонне развитым человеком.
М. Горький, «Детство». К сожалению, воспитание не всегда бывает хорошим. В некоторых семьях детей делают жестокими, алчными и беспринципными — такими, какими являются взрослые представители этой среды. Такой пример описал М. Горький в повести «Детство». Главный герой оказался в доме деда Каширина — грубого, скупого и злого человека, который выше всего на свете ставил деньги. Хозяин дома подавляет всех родственников и систематически избивает их за малейшую провинность. Под влиянием агрессивного отца сыновья Василия стали такими же аморальными и подлыми. Они тиранили и свои семьи, подсознательно подражая во всем ненавистному отцу. Остатки доброты и порядочности Алеше помогла сохранить только бабушка, которая его защищала. Акулина Ивановна рассказывала внуку народные сказки, а также часто давала хорошие советы. Своим личным примером она привила Алеше трудолюбие, силу воли и отзывчивость. Героиня всегда была надежной опорой для ребенка и сделал для него даже больше, чем родная мать. Только благодаря ее хорошему воспитанию Алеша стал добросовестным и честным человеком.
Трагедия Софокла «Антигона». Это произведения представляет собой последнюю часть из трилогии, в которую входят «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Перед читателем разворачивается миф о царе Фив Эдипе, который по незнанию убил своего отца Лая и женился на своей матери Иокасте. Эдип понимал, что предсказание оракула сбылось, но не смог принять своих поступков и из-за этого чувствовал очень сильную вину: его мать повесилась на ремне, не смирившись с действительностью. Тогда царь решает выколоть себе глаза бляхами от того же ремня, чтобы не видеть ужаса мира, в котором он живет. Получается, царь Эдип чувствовал свою вину и понимал, что он должен понести наказание за свои поступки. Это говорит о его богатом внутреннем мире и остром чувстве справедливости. Такой же выросла и его дочь Антигона, пример отца подействовал на нее благотворно. Именно ей присущи желание справедливости и любовь к своей семье. От брака с Иокастой у Эдипа было четверо детей; Этеокл, Полиник, Антигона и Исмена. После смерти царя братья стали бороться за трон, и Этеокл вместе с царским приспешником Креонтом изгнали Полиника, который собрал большое войско и пошел на Фивы. В результате этой войны погибли оба брата, но Этеокла похоронили по всем правилам погребения, а Полиника, как предателя и изгнанника, кинули на растерзание зверям. Антигона понимала, что в первую очередь Полиник – ее брат, он заслуживает быть погребенным. Несмотря на то, что Исмена всячески пыталась отговорить сестру идти на рискованный шаг, Антигона решила сама похоронить Полиника, вопреки всем угрозам Креонта: «Хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя», — говорит Антигона. Таким образом, Антигона переняла стремление к справедливости и честности у своего отца.
Автор: Полина Болондь