Сочинение проблема оценки личности

Для всех 11-классников россии уже стартовала подготовка к егэ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.

Основная информация

Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.

Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.

Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году | направления

В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.

Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.

Тематические направления

В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:

Направления итогового сочинения 2022 года, как найти аргументы

Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.

Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.

Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению  можно искать в:

  • дорожных приключениях литературных героев;
  • тематике дорог в разных видах искусства;
  • дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
  • путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
  • личном опыте путешествий.

Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.

Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:

Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.

Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:

  • экологические проблемы человечества;
  • технологические инновации и их опасность;
  • вызовы пандемии;
  • баланс технологий и духовных ценностей;
  • роль технологий в литературных произведениях.

Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:

Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»

Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.

В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:

  • рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
  • анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
  • привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.

На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:

Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).

Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.

В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:

  • художественные тексты (в том числе и сценарии);
  • дневники и мемуары;
  • искусствоведческие труды критиков и различных ученых.

Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:

Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.

В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:

  • самом понятии «гражданин»;
  • личной ответственности человека;
  • общественной справедливости;
  • понятии счастья и его составляющих;
  • понятии долга;
  • взаимопомощи и взаимовыручке;
  • государственном устройстве и путях его совершенствования.

Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.

Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:

Структура сочинения

Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.

План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:

  1. Вступление (Постановка проблемы).
  2. Основная часть (Комментарий и аргументация)
  3. Заключение (Вывод).

Клише

Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вступление

Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - переход к основной части

Шаг 3. Формулируем тезис.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - формулировка тезиса

Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.

Сочинение проблема оценки личности

Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:

Сочинение проблема оценки личности

Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вывод

Заключение

Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.

Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.

Читайте также:

  • Изложение ОГЭ в 2022 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года

«Согласны ли Вы, что путешествовать — значит развиваться?» — эту тему Многомудрый Литрекон представляет в двух вариантах. Итоговое сочинение оснащено аргументами, тезисами, вступлениями, заключениями — всем, что нужно выпускнику для старта творческой мысли. Приятного просвещения!

Вариант 1

(390 слов) «Путешествовать — значит развиваться» — так ли это? Разумеется, да, ведь новые знания о мире и впечатления от общения с людьми расширяют кругозор и дарят новые возможности. Однако бывает и так, что человек направляется в «тюлений отдых» — то есть планирует лениться, злоупотреблять сомнительными развлечениями и сорить деньгами. В этом случае он не получит пользы от поездки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой поехал в отпуск с семьей, но его путешествие едва ли можно назвать познавательным. Автор сообщает, что дни туриста состояли из роскошных приемов пищи, ленивого отдыха после них, азартных игр и походов в увеселительные заведения. Более того, Господин был замечен автором в притонах. А малейшая заминка на пути к развлечениям сопровождалась ссорами с женой и мрачным настроением героя. Конечно же, такая поездка не пошла на пользу Господину. В свои пятьдесят лет он имел не очень хорошее здоровье и умер от удара, ведь гастрономические и прочие излишества были откровенно вредны для него. О развитии нечего и говорить. Герой больше времени уделял приемам пищи, чем изучению местных достопримечательностей или хотя бы беседе с местным населением. Такое путешествие не может поспособствовать личностному росту.

Совсем по-другому путешествовал Андрей Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов». Герой был человеком эрудированным, любознательным и активным. За рубежом он не только уделял время культурному просвещению и изучению местных обычаев, но и обращал внимание на ассортимент товаров и услуг, который в России был в разы скромнее. В итоге у него созрел план, как создать свое дело, которое поспособствовало бы развитию целой страны. Штольц стал негоциантом — владельцем компании, которая специализировалась на международной торговле. Это помогло ему собрать значительный капитал и упрочить свое положение в обществе. Герой не только добился успеха в делах, но и помог многим людям, создав рабочие места и предоставив уникальное предложение на рынке. Если бы Штольц не путешествовал, эти идеи никогда не родились бы в его голове, и он не стал бы бизнесменом такого уровня. Это говорит о том, что поездки развивают личность, если она сама к этому стремится.

Таким образом, Пьер Бернандо был прав, сказав, что «путешествовать — значит развиваться». Однако важно понимать, что под лежачий камень вода не течет, надо самому работать над собой в любой поездке, и только тогда она принесет пользу. Если же человек уезжает на пляж, чтобы лениться и злоупотреблять вредными развлечениями, то никакой тур не сыграет положительную роль в его жизни.

Вариант 2

(442 слова) Путешествие развивает личность — этот факт давно известен людям, поэтому многие из нас стремятся накопить денег и выехать в другие страны или города. Такие поездки позволяют узнать много нового и полезного о мире вокруг нас. Тот, кто имеет большой туристический опыт, всегда является интересным собеседником и может привлечь к себе внимание слушателей. Поэтому многие герои отечественной и мировой литературы отправлялись в скитания, чтобы стать лучше. 

Например, Александр Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» получил за границей уникальный опыт и новые знания, которые позволили ему понять все недостатки и пороки существующего в России уклада жизни. Он едва ли не первым из своей среды задумался о том, насколько губительно крепостное право. Вернувшись домой, Александр очень хотел поделиться своими открытиями с другими людьми и призвать их исправиться. Однако в своей стране он стал чужаком, как будто разучившись разговаривать на русском. Развитие Чацкого, получившего образование за рубежом, настолько превосходило уровень других помещиков, что они просто не поняли его. Не покидая Россию, они так и не осознали, в чем причина ее отставания. Они даже не видели, что можно жить лучше. Герои слепо копировали иностранную моду и пресмыкались перед ней, не замечая, что не создают свою собственную культуру и презирают свой собственный народ. Все это можно было узнать за пределами России, что и сделал Чацкий. Своим феноменальным развитием он обязан путешествиям, как и автор, который служил дипломатом и видел, как живут другие государства, благодаря чему смог сделать полезные выводы.

Зарубежные писатели тоже говорили о пользе путешествий для развития личности. Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Маленький принц» сделал акцент на том, что поездки в далекие края помогают человеку разобраться в себе и упорядочить жизнь. Научившись у других людей и народов мудрости, набравшись опыта, можно решить свои проблемы и подняться на новый уровень. Это доказывает пример Маленького принца. Дома он чувствовал себя несчастным, потому что Роза изводила его своими капризами, да и рутина небольшой планеты ему наскучила. Он решил посмотреть, как живут другие обитатели космоса, и разнообразить свою жизнь. В путешествии Маленький принц научился любви, дружбе, преданности и понял, что многие люди понапрасну губят себя во «взрослых» занятиях. Осознав смысл бытия, мальчик вернулся на свою планету, чтобы помириться с Розой и зажить по-новому. Он смог понять ее поведение и дать ему справедливую оценку. Это заставляет нас задуматься о том, что порой нужно покинуть зону комфорта и отправиться в большой путь, чтобы познать себя.

Таким образом, путешествие всегда помогает нам набраться опыта, новых впечатлений и знаний. Оно позволяет лучше узнать себя и разобраться в том, что не так дома и как это исправить. Поездки на дальние расстояния делают нас взрослее, ответственнее, умнее. Каждому из нас предстоит пройти не одну такую дорогу, которая неизменно ведет человека к себе.

Функционально грамотная личность – стратегическая цель образования.

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее.

Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в себя интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Цель Образовательной системы «Школа 2100» — выращивание функционально грамотной личности.

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Проще сказать, что функционально грамотная личность – это человек: ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:

способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

умеющий отвечать за свои решения;

способный нести ответственность за себя, своих близких;

обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;

хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;

владеющий современными информационными технологиями;

обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

Компетентность учащихся в области решения проблем

Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».

Общеучебные умения необходимые для решения проблем

Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);

Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);

Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);

Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);

Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)

Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектирование – деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть.

Учебный проект – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решений и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, он предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Итак, метод проектов – это “педагогическая технология”, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение

Проект в учебной деятельности – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся.

Основоположниками «Метода проектов» являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение «путём делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем. Учителя из лекторов, должны превратиться в консультантов: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.

В начале ХХ века идея проектного обучения возникает и в России (почти параллельно с аналогичными американскими исследованиями). В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века. Многие из них получили политическую окраску («Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!», «Уничтожим кулачество как класс»).

В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. В 1931 году в постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.

Далее перед нами встаёт другой вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.

Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);

умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должно, прежде всего, то, если ребёнок не работает в группе, старается «отсидеться», пассивен при обсуждении, неинициативен.

Вторым показателем готовности младших школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определённая их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

умение вычленять существенный признак;

возможность выделять общий способ действий;

перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития являются широта, мера самостоятельности и обоснованности. К интеллектуальной зрелости можно отнести наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Так в чём же феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблему? Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и всё взаимосвязано и результаты деятельности необходимо предвидеть, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.

Для чего нам нужен метод проектов

Научить учащихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания детей.

Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.

Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность учащихся.

Формировать активную жизненную позицию учеников.

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

И так Проект – это шесть «П».

Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация – «Портфолио».

Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.

Выполнение работы всегда начинается с проектирование самого проекта, т.е., планирование действий по разрешению проблемы.

Исследовательская работа учащихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.

Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.

Требования к организации образовательных проектов

К организации образовательным проектам предъявляют следующие требования:

проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;

работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;

для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.

Классификация проектов

Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки:

По характеру доминирующей деятельности в проекте:

поисковый проект (поисковая деятельность);

исследовательский проект;

творческий проект;

игровой проект (ролевая деятельность);

прикладной (практико-ориентированный) проект;

ознакомительно-ориентированный проект.

По предметно-содержательной области:

моно проекты: (осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему);

межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);

надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).

По характеру координации проекта:

непосредственный (жесткий, гибкий);

скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).

По характеру контактов:

внутренние (класс, школа);

региональные (город, район, регион);

международные

По количеству участников проекта:

индивидуальный; парный; групповой; коллективный; массовый

По продолжительности проекта:

длительный (от месяца до нескольких месяцев); средней продолжительный;

краткосрочные.

Организация обучения через проектирование и исследование требует кардинальных изменений в деятельности учителя.

Включению ребенка в проектно-исследовательскую деятельность будут способствовать интерактивные методы (приемы) обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, звездочка обдумывания, ролево-деловые игры. Применение таких методов опирается на инициативность, самостоятельность и активность учащихся в ходе проектирования и исследования. Задача учителя – создать условия для их инициативы, поддержать («фасилицировать») процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра. При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск участников.

На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях:

проектировщик: проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности учащихся до ее выполнения;

фасилитатор-консультант, побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения;

координатор, помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).

На других этапах исследования, где учащемуся требуются дополнительные знания или навыковые операции, учитель работает в позиции мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.

Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами. К таким средствам относятся эмоциональные позиции (например, непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя), игровые позиции (например, герой-вдохновитель, заказчик, спорщик.

Координатор проекта

Однако следует заметить, что в любом случае, преподавателю, работающему с детьми в проектной форме, следует уйти с авторитарной позиции и выработать в себе следующие качества, необходимые для личностно-ориентированного общения и партнерского взаимодействия:

Координатор проекта должен обладать определенными качествами:

Иметь хорошие организаторские способности;

Быть методически грамотным;

Владеть навыками межкультурного общения;

Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;

Активно сотрудничать в проектной деятельности;

Уметь работать с большими объемами информации;

Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

С нравственной точки зрения, функционально грамотная личность – это человек, обладающий коммуникативными навыками, проявляющий толерантность по отношению к представителям других национальностей, воспитанный, культурный, обладающий эмпатией. Но на пути воспитания такой личности педагог сталкивается с рядом трудностей. И главная вызвана отсутствием системы ценностей, нравственных идеалов, образцов для подражания, выстроенных на государственном уровне, так как сегодня образовавшуюся пустоту в воспитательном пространстве заняли герои иностранных боевиков и мультфильмов. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащихся и организации на этой основе деятельности учителя, направленной на формирование эмоционально-волевой сферы каждого ученика.

Остановимся на актуальности данного направления в работе педагога. С точки зрения социализации и формирования нравственных понятий важным периодом для становления личности является поступление в школу и обучение в начальных классах. Школа – главный социальный инструмент, который должен обеспечить систему работы, направленную на приобретение и развитие социального опыта, обучение принятию решений и помощь в формировании способности к самоопределению личности. Изучая интересы и склонности школьников, анализируя совместно с ними их учебные возможности и перспективу их развития, можно таким способом сформировать у ребят навыки самопознания и самоконтроля. Однако осуществить это на практике не так легко, как может показаться на первый взгляд. Основная трудность кроется в организации единой системы работы, которая опиралась бы на конкретную программу, научно обоснованную и проверенную на практике, где все разделы подчинены единой цели, имеют чёткую структуру, методические рекомендации, а также выработанные критерии оценивания формируемых качеств личности. «Функциональная безграмотность» – это такое состояние человека, когда кажется, что он преуспевает в жизни (он может долго рассуждать на разные темы, используя сложные слова и фразы, например), а на самом деле он настолько плохо читает и пишет, что, в сущности, является безграмотным. Такой человек обычно не улавливает смысла написанного или искажает его, не может выразить свои мысли так, чтобы его легко могли понять и часто выражает недовольство, что его не слышат, не понимают…

Человек, который не способен действовать в жизни (не способный выполнять необходимые функции, не умеющий это делать, не обученный, хотя вроде бы и учился – «функционально безграмотный») – вот продукт систем школьного образования, которые до сих пор просто нянчили своих учеников в течение всего периода обучения, а затем выпускали их на волю, не дав им никакого шанса внести свой вклад в общество. А ведь общество почти наверняка будет вынуждено оказывать им поддержку: человек, который плохо умеет обращаться с механизмами (на производстве и в быту), чаще получает травмы и находится на больничном; тот, кто ничего не умеет, чаще испытывает проблемы с устройством на работу, не говоря уже о людях, которые доходят до тюрьмы, и часть налогов, удерживаемых с доходов работающих людей, уходит на их питание и содержание.

Термин «функциональная безграмотность», на самом деле, означает просто «безграмотность» – эта безграмотность демонстрирует уровень традиционной образовательной системы, которой доверена наша молодёжь; эта система не приносит им (да и нам всем) ни малейшей пользы.

Проведённые в конце 70-х годов тесты, разработанные Л. Роном Хаббардом, показали, что выпускники колледжа не понимают многое из того, что они читают (тестирование проводилось на текстах из популярной литературы, которые тестируемые обычно читали ради удовольствия). Хотя они могли произносить слова, они не объяснить, что значат многие из тех слов, которые они произносили, и в результате – фактически не понимали того, что читали. Их способность учиться была низкой. Эти данные не удивили бы даже педагогов лучших частных университетов, которые нередко сталкиваются с тем, что студенты неспособны понимать прочитанное, вне зависимости от того, как много баллов они набрали на стандартных вступительных экзаменах. Что касается России, это утверждение подтверждают результаты двух международных исследований: TIMSS и PISA.

Л.Рон Хаббард ещё в 50-х годах заметил, как зародилась эта проблема, а к 1964 году он разработал свою технологию обучения, открывшую путь к прогрессу в области образования. В конце 70-х, однако, он увидел, что, вследствие нарастающего упадка культуры, требуются даже ещё более радикальные меры. К тому моменту уже выросли поколения людей, которые были завалены огромным количеством непонятой ими информации. Эти люди заняли позицию зрителей. Они находятся вне общения с жизнью, что, в сущности, означает, что они не умеют доносить свои сообщения до других и не могут понять то, что им сообщают.

Более того, Л. Рон Хаббард ясно увидел, что если кто-то может по-настоящему понимать то, что он читает и слышит, и может сделать так, чтобы его понимали другие, то вся жизнь будет для него открыта. И наоборот, жизнь будет закрыта для человека в той же степени, в которой он не может выразить свои мысли, добиться, чтобы другие его понимали, и понять то, что ему сообщают.

Решая проблему, состоящую в том, что в мире отсутствует общение, Л. Рон Хаббард разработал метод, при помощи которого не только можно сделать неграмотного человека грамотным, но и увеличить способность любого человека понимать и быть понятым.

Это и есть ключ к жизни.

Пытаясь справиться с проблемой отсутствия понимания, Л. Рон Хаббард применил давно знакомый ему метод: решение проблемы путём постепенного подхода к предмету изучения. Он прибегал к этому методу уже много раз, основываясь на том предположении, что, хотя почти все может стать слишком сложным для понимания, вряд ли есть какие-то препятствия к тому, чтобы упростить какой-либо предмет до его основ.

Однако, обратившись к проблеме безграмотности, он обнаружил, что находится лицом к лицу с уникальной ситуацией. To, что он пытался делать, было непростой задачей. А именно: сначала обнаружить то, что препятствует пониманию, а затем предложить инструменты, необходимые для того, чтобы справиться с этим, и таким образом сделать общение возможным. Другими словами, вначале он должен был установить, почему так много людей безграмотны, а затем ему нужно было найти способ справиться с этим. Ранее он обнаружил, почему студенты не могут учиться: главным виновником этого было непонятое слово, сопровождаемое наличием других препятствий в обучении (они описаны в учебниках по технологии обучения, таких, как «Учись учиться» или «Руководство по основам обучения»). Но очевидно, этого было недостаточно для того, чтобы решить проблему, и требовалось дальнейшее упрощение.

В этом-то и заключалась головоломка, с которой столкнулся Л. Рон Хаббард: как объяснить значение того или иного слова студенту, который даже не понимает, что значат даже те слова, которые используются, чтобы объяснить это значение?

Исследования привели его к пониманию корней этой проблемы; он осознал тот вызывающий тревогу факт, что это явление– «непонятое слово» – восходит к самой основе языка, к его самым простым словам. Под «самыми простыми» мы подразумеваем такие слова, как «но», «и», «или», «это», «их», «так», «на», «при» и так далее. Слова, которые мы используем чаще всего. То, что он назвал «маленькими общеупотребительными словами». Слова, которые, по мнению учителей, «известны каждому».

Разумеется, этим страдают не все, но почти каждый подвержен этому в той или иной мере. Предложите людям фразу: «Прямой, как стрела», и вы обнаружите, что большинство не сможет дать определение слову «как». А ведь это слово, которое ежедневно используется сотни раз.

Это не означает, что каждого, кто не способен дать определение этому слову, можно автоматически отнести к категории безграмотных, но это показывает, что почти каждый человек может улучшить своё понимание. И когда мы примем во внимание факт, обнаруженный Л. Роном Хаббардом в начале предыдущего десятилетия, – a именно: когда кто-то сталкивается с непонятым словом, он перестаёт понимать то, что он читает или слушает, и не полностью осознаёт и усваивает то, что следует после непонятого слова, – мы увидим здесь причину того, почему мир в какой-то степени находится в замешательстве и почему он не способен общаться.

Главная

Психология
Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования к педагогическому оцениванию

Значение качества образования для воспитания полноценной личности. Проблемы оценки и самооценки в процессе обучения на примере младшего школьного возраста, анализ требований к педагогическому оцениванию. Оценка деятельности преподавательского состава.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки РФ
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования к педагогическому оцениванию
Формирование самооценки младших школьников посредством учебной деятельности. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста. Методики исследования самооценки у младших школьников. Анализ результатов наблюдения за детьми в процессе задания. курсовая работа [34,9 K], добавлен 13.01.2014
Особенности развития самооценки у детей. Влияние самооценки на учебную деятельность младшего школьника. Методики исследования самооценки личности у младших школьников. Рекомендации для учителей по формированию адекватной самооценки младших школьников. курсовая работа [105,5 K], добавлен 19.06.2012
Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. Анализ факторов формирования самооценки детей младшего школьного возраста. Организация и проведение исследования формирования самооценки и уровня притязаний мальчиков и девочек этого возраста. курсовая работа [198,6 K], добавлен 30.08.2011
Характеристика младшего школьного возраста в психологической литературе. Физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Развитие самооценки у детей, строение их учебной деятельности. курсовая работа [52,6 K], добавлен 30.07.2012
Понятие самооценки и тревожности в психологической литературе. Проведение психодиагностического исследования по определению успешности в учебной деятельности, самооценки и уровня тревожности детей младшего школьного возраста второго года обучения. курсовая работа [550,0 K], добавлен 29.11.2013
Понятия «личность» и «личностные качества». Анализ личности современного человека. Психологическая характеристика личности младшего школьника. Исследование формирования личности младшего школьника в учебной деятельности на примере самооценки детей. курсовая работа [189,8 K], добавлен 10.03.2012
Понятие страха в современной детской психологии. Характеристика показателей тревожности младших школьников. Организация и методика исследования экспериментальных данных взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста. дипломная работа [90,4 K], добавлен 12.02.2011
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу .

© 2000 — 2021

Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования к педагогическому оцениванию контрольная работа. Психология.
Анализ Контрольной Работы Выводы
Оформление Реферата Дону
Дипломная работа по теме Тропы в произведениях немецких романтиков
Реферат: Urban Sprawl Essay Research Paper Urban SprawlWhat
Реферат: Запорізька Січ — зародок української державності
Я Читатель Сочинение Рассуждение
Курсовая работа: Договор международной купли-продажи товаров
Реферат: Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат На Тему Роль Русского Населения В Структуре Северного Кавказа: Прошлое И Настоящее
Реферат: по Информационным технологиям «Современные принципы и методы обработки информации»
Лабораторные Работы По Физике Электричество
Контрольная работа: Основные направления Российской инновационной политики. Скачать бесплатно и без регистрации
Беларусь В Составе Польши Реферат
Реферат по теме Строительные и облицовочные камни
Вывод К Сочинению Что Такое Дружба
Реферат Подвижные Игры С Элементами Настольного Тенниса
Легко Ли Быть Молодым Сочинение Рассуждение 8
Реферат: Документооборот в туроперейтинге
Как Писать Введение Дипломной
Курсовая работа по теме Описові композиційно-мовленнєві форми в творах Т. Прохаська ‘З цього можна зробити кілька оповідань’ та ‘Як я перестав бути письменником’
Функції управління матеріальними потоками — Маркетинг, реклама и торговля реферат
Шорская культура в г. Мыски — Краеведение и этнография реферат
Расчет станочного приспособления — Производство и технологии курсовая работа

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение проблема поколений в романе ивана тургенева отцы и дети
  • Сочинение проблема сохранения культуры
  • Сочинение проблема роли книги в жизни человека
  • Сочинение проблема любви к родине что такое родина в чем заключается любовь к родине
  • Сочинение проблема отцов и детей в изображении тургенева план
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии