Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Тема дружбы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”: Базаров и Аркадий
Сочинение. Тема дружбы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”: Базаров и Аркадий
1. Отношение критики к роману.
2. Аркадий как друг и соратник Базарова.
3. Закономерность разрыва двух героев.
После выхода в свет роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал шквал критических статей. Тургенева ругали все: либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии изображены в ироническом ключе и что “плебей” Базаров оказывается морально выше и сильнее их, а демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Неудивительна такая реакция критиков и читателей на образ, созданный Тургеневым, — он, как настоящий художник, сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. А появление “нового человека” всегда вызывало общественный резонанс.
Ключевая проблема, поставленная писателем в романе, обозначена уже в его названии “Отцы и дети”, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема жизни человека и предмет пристального внимания в классической литературе, с другой — это конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 1860-х годах: либералов и демократов. Действующие лица романа систематизируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей принадлежат. Однако в романе главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев, и он противостоит враждебному лагерю, представители которого не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.
Однако в самом начале романа Базарова не так уж и одинок, у него есть союзник — его друг Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова. Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале. По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к “разночинским взглядам”, которых придерживается первоначально. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос прост, и дал его сам автор: Тургенев писал, что Аркадий в основном “сибаритствовал” под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, — под влиянием Базарова. Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров — человек дела, что видно сразу по его красной обнаженной руке. Он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров здесь идет в ногу со временем, поскольку увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России 1860-х годов. Аркадий же — абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает. Все, к чему он стремится, — уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
Да и характеры тех, кто до поры до времени называют себя друзьями, полностью противоположны: Аркадий — мягкий и добрый, Евгений горд и самолюбив.
Не случайно говорят, что в спорах рождается истина. Действительно, в романе, который изобилует сценами идейных споров, позиции героев рано или поздно обнаруживаются целиком и полностью. И тогда, когда становится ясным отношение персонажей к различным вопросам жизни общества, жизни человеческой души, тогда и обнаруживается полярность характеров героев. Тогда же и встает вопрос о подлинности дружбы молодых людей. Ведь дружба подразумевает в первую очередь взаимопонимание, а в случае с Базаровым и Аркадием оказывается, что взаимопонимания как раз им и недостает. По ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэтическими строками…
Аркадий, обнаружив для себя то, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки. И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает “свои длинные и жесткие пальцы”, чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом “зловеще” усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к “птенцу”. Ведь именно “птенцом” Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно. Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: “Ты нежная душа, размазня”, — говорит он Аркадию. И он прав — время очень быстро все расставляет на свои места, и Аркадий оказывается принадлежащим старому поколению, поколению “отцов”. Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”. Аркадий никогда бы не смог срастись с идеями нового века, поэтому его разрыв с Базаровым очевиден.
Добавил: k011537
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Тема дружбы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”: Базаров и Аркадий
Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Так что роман «Отцы и дети» – это величайший гимн любви. Опять же, если это чувство присутствует в отношениях отцов и детей, то о проблеме конфликта поколений можно забыть. Там, где существует любовь, стихают все войны конфликты.
После выхода романа в свет, началась бурная полемика вокруг него. В основном, ругали главного героя. Слово «нигилист» стало ругательным. Тургенева даже обвинили в клевете на молодое поколение. Увидели даже то, чего в романе явно не было. Базарова почему-то назвали революционером, хотя он им явно не являлся. По книге он был вообще индивидуалистом, не признающим никакой коллективности. Его уединение в деревне так же говорит о том, что деятельно переделывать общество он не собирался. Главное, что писатель создал яркий образ, разбередивший общественное мнение, образ, ставший нарицательным.
Последующие романы Тургенева не произвели столь ошеломительный эффект, но все же были интересны.
В 1867 году написан роман «Дым», отразивший сомнения писателя в возможности общественного преобразования.
В 1877 году написан роман «Новь», последний роман Тургенева, где автор высказывает свое отношение к проблеме хождения в народ.
В конце жизни Тургенев написал цикл философско-лирических стихотворений в прозе, темой которых стали природа и человек, цель и смысл жизни, смерть и вечность, судьба родина и человечества и т.д. Значительное количество миниатюр окрашены и пессимистические тона.
Сопоставительная характеристика Базарова и Кирсанова
Базаров
Кирсанов
Внешность: простой и не совсем ухоженный костюм, красная рабочая рука, длинные волосы, развевающиеся по ветру. За внешность явно не следит, хотя чист из чисто физиологической потребности.
Внешность: ухожен до предела. Даже в деревне носит английский фрак – сюртук, волосы напомажены, на руках – выхоленный маникюр.
Отношение к народу: умеет разговаривать с мужиками, лечит мужиков, но в душе презирает его за тупость, пьянство и безделье.
Отношение к народу: брезгливое, говорит с крестьянами, прикрывая нос и рот платком, сторонится.
Отношение к искусству: поэзию не воспринимает, считает её лишним сотрясением воздуха, все изящное вызывает у него усмешку.
Отношение к искусству:
Увлекается поэзией, в молодости сам писал стихи, постоянно цитирует поэтов, считает их непререкаемыми авторитетами.
Отношение к работе: Работать любит, естествоиспытатель, медик, постоянно ставит опыты на животных и лечит людей в целях развития науки, а не из альтруистических соображений.
Отношение к работе: Никогда в своей жизни не работал, был военным, но быстро вышел в отставку, карьеры не сделал из-за неудавшегося романа.
Отношение к религии: атеист.
Отношение к религии: глубоко верит в Бога, атеизм Базарова для него является потрсясением.
Отношение к любви: смеется над чувством, называет её отправлением мозгового вещества, а саму любовь считает лишь физиологией
Отношение к любви: очень влюбчив, вся жизнь его была поставлена на карту любви и … проиграна.
Отношение к природе:
«Природа – не храм, а мастерская, а человек в ней работник»
Отношение к природе:
Обожает природу, любит наслаждаться её, видит прекрасное в ней, но природа его волнует скорее как отдых.
Речь:кратка и конкретна, говорит практически афоризмами, в споре спокоен, убедителен, рассудителен.
Речь:витиевата и напыщенна, сыплет цитатами, в споре эмоционален и малоубедителен, горячится и пытается навязать свою точку зрения. Результатом несогласия в споре стала дуэль.
Характер:
Спокойный, уравновешенный, неэмоциональный, холодный, расчетливый, рассудочный. Работает медиком и приносит конкретную пользу врачеванием, занимается наукой.
Характер:
Эмоциональный, увлекающийся, непостоянный, мечтательный. Бесполезный человек, живет приживалом и брата, не имеет ничего своего, ни имения, ни детей, ни семьи. Все бросил в топку своих страстей.
??А обязательно ли это должны быть представители разных поколений? Разве в одном поколении не может быть таких разных людей?
Поэтому в романе рассматривается не столько конфликт поколений, сколько конфликт мировоззрений. Конфликт идеалиста и реалиста (даже нигилиста), разночинца – демократа и буржуа.
В известном романе Александра Ивановича Тургенева “Отцы и дети”
любовь занимает важную роль в жизни героев. В данном произведении
мы познакомимся с четырьмя любовными парами: Фенечки и Николая
Кирсанова, Княгини Р. и Павла Кирсанова, Аркадия и Екатерины и
Базарова с Одинцовой. Некоторые из этих пар смогли наладить свои
отношения и жить дальше счастливой жизнью, а некоторые наоборот не
смогли выдержать испытания любовью. Каждая пара по своему
интересно, но по моему мнению, самой интересной парой романа
являются Базаров с Одинцовой. Так как Базаров со своими
нигилистическими взглядами поддался любви и был на мгновенье как все.
До знакомства с Анной он не отдавал никакого внимания любви,
относился скептически: «Что за таинственные отношения между
мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».
Как всем известно, Базаров не признавал ничего, в том числе и любовь. Но
в один из прекрасных дней происходит знакомство нигилиста с
аристократкой. В какой-то из моментов Базаров перестает жить как
прежде. Базаров впервые начинает прислушиваться к своему сердцу. Он
до этого никогда бы не подумал, что с ним случится такое. Для него это
было реальным испытанием. Его принципы и взгляды отошли на второй
план, но в нём оставалась борьба между любовью и его принципами.
Одинцова благодаря своей природной красоте и сдержанности сделала из
Базарова романтика. Она показала на что способна красота и
человеческие чувства. Одинцова показала, что из черствого и циничного
человека можно сделать настоящего романтика. Но раскрыв его чувства
она и не думала, что все зайдет так далеко. Да, им было хорошо вдвоем,
но Одинцова нуждалась в друге, и она нашла его. Они были очень
разными людьми. Но благодаря Одинцовой Базаров стал другим. Он
перестал всё отрицать, он стал верить в любовь, в настоящие чувства. На
какой-то миг он проникся всей сладости любви. Он стал как все. Хоть она и
отвергла его чувства, она показала, что любовь может творить чудеса.
Базаров, как и любой другой человек имеет право любить и быть любыми,
но ему не особо повезло в этом плане, но эти испытания показали, что
любовь в нашем мире не заменима ничем. Даже надуманные принципы,
которых он придерживался долгое время, уступили чувству любви:
“Любовь может изменить человека до неузнаваемости”. Я думаю, что над
каждым человеком властна любовь. Любовь- это неописуемое чувство,
которое может управлять тобой как хочет, но она приносит необычное
внутренне наслаждение. Без любви никуда. Любовь бывает разная, но
самое главное – любить искренно. Базаров впервые полюбил, и я думаю,
это было искренно. По содержанию произведения мы увидели, что она
отвергла его чувства. Но Одинцова сделала невероятное – человек,
который никогда никого не любил вдруг проникся и стал совершенно
другим, он изменился в характере, в своих поступках. Теперь он как и
многие начал чувствовать порывы своего сердца, начал любить,
наслаждаться этим. Любовь таинственная вещь, но она дана людям для
благих дел. Я предполагая, что и животные испытывают это чувство, так
как из тысяч они находят друг друга. Также как и люди. Я думаю, что для
каждого в этом мире есть вторая половинка. Так и Базаров надеялся найти
свою половинку в лице Одинцовой. Под конец хочу повторится, но любовь
и вправду творит чудеса. На примере Базарова мы видим, что сердце
человека, который никогда никого не любил можно растопить. Ведь
Базаров начал любить по настоящему, страстно и глубоко. Думаю, в
другой жизни Базаров непременно найдет свою любовь и будет счастлив.
Базаров смеется над «стареньким романтиком» Николаем Петровичем, когда тот играет на виолончели, — Аркадий даже не улыбается базаровской шутке, но, несмотря на первые возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя». Базаров не хочет замечать перемену в друге, а женитьба Аркадия совершенно выводит Евгения из равновесия.
И тогда Базаров решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Он считает, что Аркадий не оправдал его надежд, что подвел его. Базарову горько это осознавать и нелегко отречься от друга, но он решается на этот шаг. Уезжает Евгений с такими словами: «…ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится… Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Аркадий не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении. Итак, первая потеря Базарова — это потеря друга. Но одиноким остался он и в любви.
Любовь — чувство безусловно романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь. Поначалу Базаров воспринимает любовь только с физиологической стороны: «Нравится тебе женщина — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась».
Однако любовь к Одинцовой врывается в его сердце внезапно, вопреки рассудку и отнюдь не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова. «Это что за фигура? На остальных особ не похожа», — интересуется он с преувеличенной небрежностью. Анна Сергеевна показалась ему очень красивой и интересной молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Базаров и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, — словом, узнают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров буквально поразил воображение Одинцовой, она о нем много думала, ей было по-настоящему интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать».
А что происходит в душе Базарова? Он по-настоящему влюбился! Это же подлинная трагедия для нигилиста! Рушатся все его теории. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, «с негодованием сознает романтика в самом себе». А Анна Сергеевна приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается признания в любви. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и он забывает обо всем на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но «Одинцовой стало страшно и жалко его», и она принимает решение: «Нет, Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».
Итак, Евгений отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает эту потерю. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и наконец успокаивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждена была еще одна, на этот раз последняя, встреча. Базаров, смертельно больной, посылает нарочного к Одинцовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». На самом деле он надеется увидеть любимую, услышать ее голос. И Анна Сергеевна приезжает к нему и даже привозит с собой доктора. Однако приезжает она не из любви к Базарову. Она не бросилась к нему со слезами, как бросаются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров понял ее: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих».
Он дождался своей недосягаемой любимой, и на ее руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает человеком сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся, однако одиноким и отвергнутым всеми, кроме родителей.[/sms]
Каждый человек руководствуется не только тем, что говорит ему разум, но и тем, что подсказывает сердце. Некоторые больше верят чувствам, другие – рассудку. Ярким примером второго типа людей является (этот официально-деловой глагол в сочинении лучше не употреблять) герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Васильевич Базаров.
Базаров – представитель демократической части русского общества 60-х годов 19 века. В это время в России обостряются противоречия между революционно настроенными демократами и дворянами. Задача И. С. Тургенева – наиболее правдиво и естественно воссоздать образы тех и других. Главная проблема романа, безусловно, конфликт двух поколений. Характерные черты нового поколения воплощены в образе Базарова. Взгляды героя уже сложились, и он действует в соответствии со своими принципами, играющими главную роль в его жизни. Базаров – нигилист, то есть человек, который «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Действительно, герой всегда верен себе и имеет собственную точку зрения по каждому вопросу, в том числе и по вопросу любви (неудачное сочетание, лучше написать – «в том числе и о любви»).
Это чувство обычно мало контролируется разумом, все же Базаров твердо уверен, что любовь можно рассматривать только с точки зрения простой физиологии: не бывает «таинственных отношений между мужчиной и женщиной», не существует «загадочных взглядов» исходя из анатомии человеческого глаза (грамматическая ошибка: взгляд не может существовать исходя из чего-либо). Он не верит в любовь, отрицает ее, считает «романтизмом, чепухой, гилью и художеством». Герой полагает, что к женщине надо относиться просто: если можешь добиться толку – не отступай, если нет, то оставь все как есть. В то же время Базаров – «охотник до женщин», что подтверждается его отношениями с Фенечкой. Это просто легкий флирт, ничего не значащее увлечение, мимолетная любовная интрига. К подобным развлечениям герой готов всегда, они его веселят, но никогда не затрагивают душу. Это вполне устраивает Евгения Васильевича.
А впрочем, к женщинам Базаров относится весьма цинично (фактическая ошибка, связанная, по-видимому, с неточным пониманием значения слова «циничный»), что иногда даже задевает или озадачивает окружающих, но героя это не очень беспокоит. Почему же Базаров так пренебрежителен, категоричен и всегда смотрит на женщин сверху вниз? Возможно, он имел дело с совершенно неразвитыми, далеко не изящными женщинами (речевая ошибка: изящество женщины относится к ее внешнему виду и никак не связано с ее развитием), а следовательно, неспособными сильно заинтересовать его.
Какому же испытанию подвергает героя судьба? На пути свободомыслящего нигилиста появляется женщина с гибким умом и твердым характером. Анна Сергеевна Одинцова получила немало уроков от жизни, познала тяжесть людской молвы и все же сумела достойно выйти из поединка с обществом и вести спокойное существование, вполне удовлетворявшее ее.
На мой взгляд, с самого начала эти люди были несовместимы. Две такие сильные, неординарные личности всегда старались бы взять верх друг над другом. И все же в первое время чувства побороли разум.
Базаров изменился. Он начинал нервничать в присутствии Анны Сергеевны: «Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам». Герой стал меньше разговаривать с Аркадием, и вообще его начало посещать ощущение «новизны», причиной которого было чувство, мучившее и бесившее героя. Однако он никак не хотел признать, что влюблен. Да и мог ли, учитывая свои принципы?
И все же вначале сердце говорило громче теории. Проповедуя принцип отворачиваться от женщины, если становится очевидным, что не добьешься с ней «толку», Базаров не смог отвернуться от Одинцовой. Не признавая ничего романтического, Евгений открывал романтика в самом себе и ловил себя на «постыдных» мыслях. Нигилистическая теория оказалась низвергнутой, она медленно начинала давать трещинуи в итоге разлетелась на куски, которые невозможно было собрать (стилистическая ошибка: ложная красивость, связанная с неудачной, немотивированной метафорой). Еще недавно Базаров усмехался над (грамматическая ошибка: можно насмехаться над кем-либо) Павлом Петровичем, посвятившим всю жизнь трагической и безответной любви, и вот неровен час (речевая ошибка: словосочетание обозначает «а вдруг», «мало ли что может случиться» и по смыслу в данном контексте не подходит) все эмоции и чувства (речевая ошибка: эмоции и чувства – одно и то же) героя, так долго разрывавшие его, выплескиваются наружу: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
К чему же привело крушение принципов? К счастью? К изменению мировоззрения? Нет! Ведь Одинцова не любила по-настоящему Базарова. Да, она о нем думала, его появление тотчас оживляло ее, она охотно разговаривала с ним. Более того, Анна Сергеевна не хотела, чтобы он уезжал, в какой-то мере скучала по нему. И все же это была не любовь.
Видя состояние Базарова после его признания в любви, ей стало «и страшно, и жалко его» (грамматическая ошибка: деепричастный оборот должен относиться к тому же действующему лицу, что и сказуемое, а действующего лица в данном безличном предложении быть не может). И наконец, в самом конце романа героиня признается сама себе, что не то бы она почувствовала, увидев больного Евгения Васильевича, если бы действительно любила его. А ведь смерть Базарова тоже, может быть, связана с несостоявшейся любовью.
Мне искренне жаль Базарова, но, с другой стороны, я уважаю Одинцову за ее искренность и силу характера, потому что верю, что если она и способна была любить, то только такого сильного и умного человека, как Базаров. Но, вероятно, это не сделало бы ее счастливой. Поняв это вовремя, она избавила себя от лишних страданий. (Автор отклоняется от темы.) А вот Базаров не смог осознать это (непонятно – что?), не смог увидеть, что из-за своего чувства, которое было намного серьезней и глубже чувства Одинцовой, он рано или поздно стал бы зависимым от женщины и должен бы был отказаться от всего, во что верит. А вот этого, наверное, он бы не мог выдержать.
Таким образом, теория Базарова опровергнута. Любовь существует, она может заставить человека страдать, ей можно посвятить жизнь. Наверное, Базаров слишком долго жил, не отступая ни на шаг от своих принципов, и однажды он должен был в каких-то из них разочароваться. Но разочарование было слишком жестоким.
Разочарование в любви – часто встречающийся в русской классической литературе мотив. Его испытывали Чацкий и Онегин, Печорин и Андрей Болконский. Но никому из них не приходилось при этом бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой, и в этой борьбе тем яснее выступает сила личности героя Тургенева.
—
В основном тема сочинения раскрыта. Следовало бы подробнее написать о взаимоотношениях героев. Речевые ошибки и недочеты содержания немногочисленны. Оценка – «хорошо» .
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной и бесплодной была романтическая любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким сентиментальным увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате — едва ли не результат только подчинения слабой натуры более сильной. А отношение братьев .Кирсановых к Фенечке? Сам Павел Петрович в бреду восклицает: “Ах, как я люблю это пустое существо! ”
По-другому любит Базаров.
Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. Так ли это на самом деле? В его отношении, например, к Фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней Павла Петровича. Недаром и Фенечка почувствовала доверие к Базарову. “В ее глазах он и доктор был отличный и человек простой”.
До встречи с Одинцовой Базаров, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об Одинцовой грубы. Но эту грубость, вызванную более всего отвращением к “красивым” словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью. Циничным было отношение к Одинцовой губернского “света”, который преследовал ее грязными сплетнями. Базаров сразу увидел в Одинцовой человека незаурядного, почувствовал к ней невольное уважение и выделил из круга губернских дам: “На остальных баб не похожа”. Развязность и “ломание” Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Умная Одинцова все поняла, “и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало,
а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова”.
Творчество великого русского писателя
Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн
высокой, вдохновенной, поэтической любви.
Достаточно вспомнить романы “Рудин”,
“Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Ася”,
“Первая любовь” и многие другие
произведения. Любовь, по мнению Тургенева,
таинственна. “Есть такие мгновения в жизни,
такие чувства … На них можно только указать
– и пройти мимо”, – читаем в финале романа
“Дворянское гнездо”. Вместе с тем
способность любить Тургенев считал мерилом
человеческой ценности. В полной мере
относится это и к роману “Отцы и дети”.
Что же значит любовь в жизни Базарова?
Ведь молодой нигилист отрицает все
“романтические чувства”. Впрочем, нельзя
представить героя аскетом. Он был “великий
охотник до женщин и до женской красоты, но
любовь в смысле идеальном, или, как он
выражался, романтическом, называл
белибердой, непростительной дурью … ”.
Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и
братьев Кирсановых, – молодостью, чистотой,
непосредственностью. Дуэль с Павлом
Петровичем происходит в тот момент, когда
Базаров выведен из душевного равновесия
страстью к Одинцовой (об этом говорит и
симметричное построение глав) . Речь, таким
образом, не идет о любви героя к миловидной,
но простенькой и “пустой” Фенечке.
Каждый человек руководствуется не только тем, что говорит ему разум, но и тем, что подсказывает сердце. Некоторые больше верят чувствам, другие – рассудку. Ярким примером второго типа людей является (этот официально-деловой глагол в сочинении лучше не употреблять) герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Васильевич Базаров.
Базаров – представитель демократической части русского общества 60-х годов 19 века. В это время в России обостряются противоречия между революционно настроенными демократами и дворянами. Задача И. С. Тургенева – наиболее правдиво и естественно воссоздать образы тех и других.
Главная проблема романа, безусловно, конфликт двух поколений. Характерные черты нового поколения воплощены в образе Базарова. Взгляды героя уже сложились, и он действует в соответствии со своими принципами, играющими главную роль в его жизни. Базаров – нигилист, то есть человек, который «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Действительно, герой всегда верен себе и имеет собственную точку зрения по каждому вопросу, в том числе и по вопросу любви (неудачное сочетание, лучше написать – «в том числе и о любви»).
Это чувство обычно мало контролируется разумом, все же Базаров твердо уверен, что любовь можно рассматривать только с точки зрения простой физиологии: не бывает «таинственных отношений между мужчиной и женщиной», не существует «загадочных взглядов» исходя из анатомии человеческого глаза (грамматическая ошибка: взгляд не может существовать исходя из чего-либо). Он не верит в любовь, отрицает ее, считает «романтизмом, чепухой, гилью и художеством». Герой полагает, что к женщине надо относиться просто: если можешь добиться толку – не отступай, если нет, то оставь все как есть. В то же время Базаров – «охотник до женщин», что подтверждается его отношениями с Фенечкой. Это просто легкий флирт, ничего не значащее увлечение, мимолетная любовная интрига. К подобным развлечениям герой готов всегда, они его веселят, но никогда не затрагивают душу. Это вполне устраивает Евгения Васильевича.
А впрочем, к женщинам Базаров относится весьма цинично (фактическая ошибка, связанная, по-видимому, с неточным пониманием значения слова «циничный»), что иногда даже задевает или озадачивает окружающих, но героя это не очень беспокоит. Почему же Базаров так пренебрежителен, категоричен и всегда смотрит на женщин сверху вниз? Возможно, он имел дело с совершенно неразвитыми, далеко не изящными женщинами (речевая ошибка: изящество женщины относится к ее внешнему виду и никак не связано с ее развитием), а следовательно, неспособными сильно заинтересовать его.
Какому же испытанию подвергает героя судьба? На пути свободомыслящего нигилиста появляется женщина с гибким умом и твердым характером. Анна Сергеевна Одинцова получила немало уроков от жизни, познала тяжесть людской молвы и все же сумела достойно выйти из поединка с обществом и вести спокойное существование, вполне удовлетворявшее ее.
На мой взгляд, с самого начала эти люди были несовместимы. Две такие сильные, неординарные личности всегда старались бы взять верх друг над другом. И все же в первое время чувства побороли разум.
Базаров изменился. Он начинал нервничать в присутствии Анны Сергеевны: «Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам». Герой стал меньше разговаривать с Аркадием, и вообще его начало посещать ощущение «новизны», причиной которого было чувство, мучившее и бесившее героя. Однако он никак не хотел признать, что влюблен. Да и мог ли, учитывая свои принципы?
И все же вначале сердце говорило громче теории. Проповедуя принцип отворачиваться от женщины, если становится очевидным, что не добьешься с ней «толку», Базаров не смог отвернуться от Одинцовой. Не признавая ничего романтического, Евгений открывал романтика в самом себе и ловил себя на «постыдных» мыслях. Нигилистическая теория оказалась низвергнутой, она медленно начинала давать трещинуи в итоге разлетелась на куски, которые невозможно было собрать (стилистическая ошибка: ложная красивость, связанная с неудачной, немотивированной метафорой). Еще недавно Базаров усмехался над (грамматическая ошибка: можно насмехаться над кем-либо) Павлом Петровичем, посвятившим всю жизнь трагической и безответной любви, и вот неровен час (речевая ошибка: словосочетание обозначает «а вдруг», «мало ли что может случиться» и по смыслу в данном контексте не подходит) все эмоции и чувства (речевая ошибка: эмоции и чувства – одно и то же) героя, так долго разрывавшие его, выплескиваются наружу: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
К чему же привело крушение принципов? К счастью? К изменению мировоззрения? Нет! Ведь Одинцова не любила по-настоящему Базарова. Да, она о нем думала, его появление тотчас оживляло ее, она охотно разговаривала с ним. Более того, Анна Сергеевна не хотела, чтобы он уезжал, в какой-то мере скучала по нему. И все же это была не любовь.
Видя состояние Базарова после его признания в любви, ей стало «и страшно, и жалко его» (грамматическая ошибка: деепричастный оборот должен относиться к тому же действующему лицу, что и сказуемое, а действующего лица в данном безличном предложении быть не может). И наконец, в самом конце романа героиня признается сама себе, что не то бы она почувствовала, увидев больного Евгения Васильевича, если бы действительно любила его. А ведь смерть Базарова тоже, может быть, связана с несостоявшейся любовью.
Мне искренне жаль Базарова, но, с другой стороны, я уважаю Одинцову за ее искренность и силу характера, потому что верю, что если она и способна была любить, то только такого сильного и умного человека, как Базаров. Но, вероятно, это не сделало бы ее счастливой. Поняв это вовремя, она избавила себя от лишних страданий. (Автор отклоняется от темы.) А вот Базаров не смог осознать это (непонятно – что?), не смог увидеть, что из-за своего чувства, которое было намного серьезней и глубже чувства Одинцовой, он рано или поздно стал бы зависимым от женщины и должен бы был отказаться от всего, во что верит. А вот этого, наверное, он бы не мог выдержать.
Таким образом, теория Базарова опровергнута. Любовь существует, она может заставить человека страдать, ей можно посвятить жизнь. Наверное, Базаров слишком долго жил, не отступая ни на шаг от своих принципов, и однажды он должен был в каких-то из них разочароваться. Но разочарование было слишком жестоким.
Разочарование в любви – часто встречающийся в русской классической литературе мотив. Его испытывали Чацкий и Онегин, Печорин и Андрей Болконский. Но никому из них не приходилось при этом бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой, и в этой борьбе тем яснее выступает сила личности героя Тургенева.
Любовь в жизни Базарова.
Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви.
Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, повести “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения.
Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна и редко поддается рациональному объяснению. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать – и пройти мимо”, – читаем в финале романа “Дворянское гнездо”.
Вместе с тем способность любить писатель считал мерилом человеческой ценности. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”.
Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова.
Женившись сразу же после смерти родителей, он всецело отдался мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошло как сон”. Смерть жены – страшный удар для героя: обрушился весь мир, потому что не стало женщины, которая являлась его средоточием.
Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее: просто “…она была так молода, так одинока”, что вызвала сострадание и, конечно, привлекала стареющего помещика молодостью и миловидностью. Мне кажется очевидным, что герой питал к девушке больше отеческие чувства, нежели страсть. Взяв “неровню”, но мать своего ребенка в жены, Николай Петрович совершил поступок, достойный мужчины.
Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова.
Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя: он не в силах противиться своему чувству, а княгиня быстро охладевает к поклоннику. “Десять лет прошло… бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Интересно, что в жизни братьев Кирсановых фигурирует число десять, только с разными акцентами: у Николая это десять лет счастья, у Павла – напротив.
Мне кажется, этим подчеркивается одновременно и-родство, и внутренняя противоположность братьев.
Реакция на смерть возлюбленной у Павла Петровича та же, что и у Николая: жизнь кончена, герой сломлен. Однако Павел Петрович, как и брат, “заметил” Фенечку, только та его боится: не хватает старшему брату простоты и мягкости младшего. Симпатия к молодой женщине и нетерпимость к поведению, а главное – мировоззрению Базарова, презирающего все то, что свято для старшего Кирсанова, приводит к дуэли. “Рыцарство” Павла Петровича кажется несколько нелепым в этом эпизоде, но все же это рыцарство. К тому же эта “пародийная” дуэль прошла не зря для героя: что-то поколебалось в его “принсипах”, он стал человечнее и просит брата жениться на Фенечке, сам же находит в себе силы “уйти в тень”.
В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником, студентиком” рядом с ней, это, конечно, не настоящая любовь, а лишь увлечение пылкого неискушенного юноши “светской львицей”. Зато “с Катей Аркадий был как дома”, их объединяло все: литература, природа, музыка, отношение к жизни. Все поверхностное, наносное – то, что прививалось Базаровым, – исчезло, осталось лишь естественное молодое чувство.
Аркадий повторяет, но более счастливо, жизненный путь своего отца: его интересы замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот, но разве это так уж “мелко” – приносить счастье окружающим людям?
Что же значит любовь в жизни главного героя романа? “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни”. Изначально молодой нигилист отрицает духовную сторону любви, настаивая, что есть лишь плотское влечение. Он отнюдь не женоненавистник, но “нравится тебе женщина- старайся добиться толку”.
Так, Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, – молодостью, чистотой, непосредственностью, и герой, не признающий нравственных обязательств хотя бы перед гостеприимными хозяевами, делает неуклюжую попытку соблазнить ее. Возможно, правда, еще одно объяснение его поступку: неосознанное желание “взять реванш” за “неудачу” с Одинцовой, утешить самолюбие. Вот к той он испытывает настоящую любовь-страсть и мучается от того, что рушится его теория отрицания высоких чувств, сведения всего к “физиологии”.
Базаров понимает, что с ней-то как раз “не добьешься толку”, но отвернуться, уйти и забыть не имеет сил. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр”, – говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Анной Сергеевной. Не только “богатое тело”, но и “свобода и независимость… мыслей” молодой женщины – вот что вызвало чувство Базарова.
“Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
Своим романом Тургенев утверждает вечные ценности любви, красоты, природы. Недаром во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи – это одухотворяющая сила любви пробудила душу героя к чувствам, дотоле неведомым.
Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов – герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья.
Тихое семейное счастье достается ординарностям – Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей – Базарова, Павла Петровича – одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.
| Сочинения по литературе
Одной из ведущих тем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является тема любви. Во многом именно это чувство стало «камнем преткновения» между Базаровым и Кирсановыми, между поколением «отцов» и «детей», между убеждениями Евгения Васильевича и его истинными желаниями.
Итак, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы – представители старшего поколения – считают, что любовь – это основа, на которой держится жизнь, одно из важнейших человеческих чувств, придающих смысл существованию.
Мы знаем, что Николай Петрович десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» Но забота о сыне и жизненные обстоятельства заставили Николая Петровича жить дальше. А спустя несколько лет герой встретил и полюбил Фенечку – простую девушку, от которой у Кирсанова родился еще один сын – Митенька.
Можно сказать, что Николай Петрович был счастлив и был счастлив именно любовью, наполнявшей всю его жизнь
Брат же Николая Петровича, Павел Петрович, наоборот, был несчастлив, и именно от недостатка любви. Он, на склоне лет, остался совершенно один, и герой это мучительно осознает, живя рядом с братом и видя его семейное счастье.
На долю Павла Петровича выпала несчастливая роковая любовь, которая перевернула и определила всю его жизнь. Герой «фатально» любил княгиню Р., которая была замужем, отличалась экзальтированностью и непостоянством характера и, в конце концов, «скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству». Их короткий, но бурный роман навеки запечатлелся в душе Павла Петровича – и в дальнейшем он так и не смог создать семью, навсегда остался одиноким.
Важна любовь и для младшего Кирсанова – Аркадия. Хотя он и причислял себя к нигилистам, отрицающим «высокие материи», но в душе герой чувствовал потребность любви и семьи, понимал, насколько это важно для него. Именно поэтому Аркадий «безболезненно» принимает любовь к Катеньке Одинцовой и женится на ней.
В финале романа автор рисует Кирсановых как большую и счастливую семью: «другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо».
Пожалуй, категорически отрицает любовь лишь главный герой романа – нигилист Базаров. До определенного момента он низводит это чувство до уровня физиологических инстинктов. Однако и в его жизни появляется женщина, вызвавшая в душе и сердце Базарова бурю чувств, настоящую любовь: ««Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно. Вот чего вы добились».
Это чувство разрушило всю систему взглядов героя – он понял, что любовь существует, что он подвержен ей, как и любой другой смертный. Это открытие подкосило Евгения, он потерял жизненную опору – нигилистические принципы превратились в прах, оставив растерянного героя в полной беспомощности. Именно поэтому, не сумев принять ценности «отцов», Базаров в итоге погибает.
Таким образом, любовь в романе Тургенева «Отцы и дети» показана не только как важнейшее человеческое чувство, определяющее смысл жизни, но и как испытание, лишь выдержав которое, можно жить и быть счастливым.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Любовь в жизни Базарова и Кирсановых (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Дружба и любовь в жизни Евгения БазароваЕ. Базаров – главный герой известного произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Несмотря на то что этот роман посвящен борьбе идей разных возрастов и поколений, Базаров рассматривается несколько иначе. Автор словно проверяет его на способность к дружбе и любви. Читателя интересует то, как человек, категорически отрицающий всякое проявление чувств, может стойко прожить в мире, где чувства проявляются независимо от желаний.
Итак, Базаров Е. В. – сын разъезжающего лекаря. Он интересуется науками и пропагандирует течение нигилизма, ставшее популярным на тот момент. Нигилизм предполагает отрицание любви к близким, родным, друзьям. Проявление мягкости трактовалось как никчемное, примитивное, даже низкое поведение глупого человека. У человека, живущего по мотивам нигилизма, не может быть друзей и любимого человека. Дружба предполагает деловые отношения, основанные на одинаковом рациональном мышлении.
Так, в веселом студенческом обществе, Базаров знакомится с интересным юношей – Кирсановым Аркадием. Базаров очень тщательно выбирал союзника и остановился на Аркадии. Кирсанов выступает в роли наивного молодого парня, ведомого и внушаемого. Базаров производит на него значительное впечатление человека решительного и властного, и в связи с этим становится авторитетом для Аркадия. Базаров искренне верит в то, что нашел своего последователя.
Они много общаются, беседуют. В дальнейшем начинаются разногласия, поступки Кирсанова все чаще противоречат идеям нигилизма. Женитьба Аркадия вовсе выбивает землю из-под ног Базарова. Он воспринимает это как предательство и отказывается от их дружбы навсегда, осуждая Кирсанова. Оказалось, что преданность Кирсанова идеям отрицания чувств была фикцией. Аркадий пытается образумить друга, но это бессмысленно.
Что касается любви – здесь его тоже ждет разочарование. Помимо своей воли, Евгений влюбляется в Анну Одинцову. Они много времени проводят вместе, и Анна ждет признания. В итоге он признается, а ей становится жалко его и одновременно страшно. Анна принимает решение, что спокойствие – лучшее, что может быть на свете и отказывает ему.
Переживая потери, Базаров возвращается к привычной жизни. Заболев смертельной болезнью, он вновь желает увидеть ее, и она приезжает, но не затем, чтобы кинуться ему шею – она появляется по просьбе больного и привозит врача. Так, он умирает на ее руках, упорно не отказываясь от своих суждений. Он отвергнут и одинок, но даже перед смертью не позволяет себе слабости.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Сочинение и план на тему Любовь в жизни Базарова
Ответы:
Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной и бесплодной была романтическая любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким сентиментальным увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате — едва ли не результат только подчинения слабой натуры более сильной. А отношение братьев .Кирсановых к Фенечке? Сам Павел Петрович в бреду восклицает: “Ах, как я люблю это пустое существо! ”
По-другому любит Базаров.
Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. Так ли это на самом деле? В его отношении, например, к Фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней Павла Петровича. Недаром и Фенечка почувствовала доверие к Базарову. “В ее глазах он и доктор был отличный и человек простой”.
До встречи с Одинцовой Базаров, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об Одинцовой грубы. Но эту грубость, вызванную более всего отвращением к “красивым” словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью. Циничным было отношение к Одинцовой губернского “света”, который преследовал ее грязными сплетнями. Базаров сразу увидел в Одинцовой человека незаурядного, почувствовал к ней невольное уважение и выделил из круга губернских дам: “На остальных баб не похожа”. Развязность и “ломание” Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Умная Одинцова все поняла, “и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало,
а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова”
Одной из ведущих тем в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является тема любви. Во многом именно это чувство стало «камнем преткновения» между Базаровым и Кирсановыми, между поколением «отцов» и «детей», между убеждениями Евгения Васильевича и его истинными желаниями.
Итак, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы — представители старшего поколения — считают, что любовь — это основа, на которой держится жизнь, одно из важнейших человеческих чувств, придающих смысл существованию.
Мы знаем, что Николай Петрович десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» Но забота о сыне и жизненные обстоятельства заставили Николая Петровича жить дальше. А спустя несколько лет герой встретил и полюбил Фенечку — простую девушку, от которой у Кирсанова родился еще один сын — Митенька.
Можно сказать, что Николай Петрович был счастлив и был счастлив именно любовью, наполнявшей всю его жизнь
Брат же Николая Петровича, Павел Петрович, наоборот, был несчастлив, и именно от недостатка любви. Он, на склоне лет, остался совершенно один, и герой это мучительно осознает, живя рядом с братом и видя его семейное счастье.
На долю Павла Петровича выпала несчастливая роковая любовь, которая перевернула и определила всю его жизнь. Герой «фатально» любил княгиню Р., которая была замужем, отличалась экзальтированностью и непостоянством характера и, в конце концов, «скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству». Их короткий, но бурный роман навеки запечатлелся в душе Павла Петровича — и в дальнейшем он так и не смог создать семью, навсегда остался одиноким.
Важна любовь и для младшего Кирсанова — Аркадия. Хотя он и причислял себя к нигилистам, отрицающим «высокие материи», но в душе герой чувствовал потребность любви и семьи, понимал, насколько это важно для него. Именно поэтому Аркадий «безболезненно» принимает любовь к Катеньке Одинцовой и женится на ней.
В финале романа автор рисует Кирсановых как большую и счастливую семью: «другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо».
Пожалуй, категорически отрицает любовь лишь главный герой романа — нигилист Базаров. До определенного момента он низводит это чувство до уровня физиологических инстинктов. Однако и в его жизни появляется женщина, вызвавшая в душе и сердце Базарова бурю чувств, настоящую любовь: «”Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Это чувство разрушило всю систему взглядов героя — он понял, что любовь существует, что он подвержен ей, как и любой другой смертный. Это открытие подкосило Евгения, он потерял жизненную опору — нигилистические принципы превратились в прах, оставив растерянного героя в полной беспомощности. Именно поэтому, не сумев принять ценности «отцов», Базаров в итоге погибает.
Таким образом, любовь в романе Тургенева «Отцы и дети» показана не только как важнейшее человеческое чувство, определяющее смысл жизни, но и как испытание, лишь выдержав которое, можно жить и быть счастливым.
Пробл$ема поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Автор: Тургенев И.С.
Приступая к работе над романом “Отцы и дети”, И. С. Тургенев ставил перед собой задачу показать переломный момент в общественном развити$и России. Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман “Отцы и дети” — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической.
Роман начинается с самой обычной ситуации — приезда из столицы молодого дворянского отпрыска к отцу в деревню. Семья Кирсановых не отличается ни богатством, ни аристократическими связями, ни блистательной родословной. Зато в их роду нет крепо$стников-самодуров, представителей “барства дикого”. Братья Кирсановы — образованные и добропорядочные люди. Кажется, что в их дворянском гнезде все прочно и спокойно. Однако одновременно рисуется картина глубокого упадка хозяйства $Николая Петровича, нищеты его крепостной деревни. По дороге в Марьино Базарову и Аркадию попадались “деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины р$азметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами”. Тема кризиса всего крепостного уклада звучит и в горестных сето$ваниях Николая Петровича, и в размышлениях Аркадия о необходимости преобразований. Тургенев не питает никаких иллюзий относительно общественной роли “отцов”. Показывая почти разоренное поместье Николая Петровича Кирсанова, он отмечает полную хозяйственную беспомощность дворянства, не уме$ющего приспособиться к новым требованиям жизни. “Сил моих нет!” — не раз с отчаянием восклицает Николай Петрович.
Дворянское оскудение находит свое отражение даже в деталях усадебного пейзажа: бедное растительностью место усадьбы Кирсановых, вид голых полей вместо традиционного сада-парка с липовыми аллеями и поэтическими местами. Помещику Кирсанову, хо$тя он и любит природу, не до ее поэзии. Еще более беспомощен в практических делах, волнующих Николая Петровича, его брат Павел Петрович. На первый взгляд кажется, что это сильный человек, он не опускается, как Николай Петрович, следит за собой и живет по строго заведенному порядку. Но тщательным описанием внешнего облика, одежд$ы Павла Петровича Тургенев показывает, что тот является рабом своих аристократических привычек. Его изысканность и лоск смотрятся несколько комично на фоне окружающей его простой сельской обстановки. Павел Петрович не чужд духовной жизни и культуры. Но культура эта окостенела, от нее остались только устаревшие принципы. Об этом говорит даже описание кабинета Павла Петровича: “…изящный кабинет, оклеенны$й по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом… с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином”. Во всем этом нет жизни, нет души. Этот кабинет никогда не оживляется ни творческой работой, ни спорами. Тургенев осмеивает так называемое с$лавянофильство Павла Петровича, убежденного в том, что русский народ “свято чтит предания”, “не может жить без веры” и отличается патриархальностью. В эпилоге писатель сообщает, что старший Кирсанов “ничего русского не читает,$ но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Павел Петрович до мозга костей проникнут аристократизмом, эстетством. Он убежденный противник материализма — отсюда его презрительное отношение к “химикам”, к увлечению естеств$ознанием. Павел Петрович считает себя либералом, но Тургенев показывает ограниченность его так называемого либерализма. Сквозь облик гуманного либерала проступают черты крепостника с его барским пренебрежением к простым людям: разговаривая с крестьянами, он “морщится $и нюхает одеколон”.
Давая оценку дворянства, изображенного на страницах романа “Отцы и дети”, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петрович?, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою т$ему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”.
И вот в среду этих “хороших представителей дворянства”, в полуобломовскую обстановку их жизни Тургенев$ вводит нового человека — сына лекаря Базарова, воплощающего в себе отрицание этой жизни. Сама ситуация приезда бедного студента, разночинца-демократа, к своему богатому товарищу в барскую усадьбу может показаться необычной$. Но действие романа происходит в тот исторический момент, когда считавшие себя прогрессивными молодые люди из дворян, вроде Аркадия Кирсанова, заискивали перед сильными духом и волей разночинцами. Теперь уже разночинец-демократ снисходит до дружбы с молодым барином. “Он так любезен, что согласился погостить у нас”, — благодарно говорит Аркадий.
В романе “Отцы и дети” выступают две различные социальные среды с противоположными представлениями и интересами. В самой композиции романа нашла отражение русская$ действительность в период падения крепостного права, борьба в ней двух общественных лагерей. Действие романа ведет Базаров: он выступает почти во всех сценах; он, а не Дворянская среда $образует первый план повествования. Роль Аркадия невелика, он лишь “поддакивает” Базарову. Писатель отмечает слабоволие Аркадия,поверхностность его демократических увлечений, присущие ему барские замашки и лень. Аркадий как бы склоняется перед сильной личностью Базарова, у которого “дед землю пахал”. Базаров не только не стесняется своего плебейского происхождения, но даже гордится им перед дворянами-белоручками.$ Базаров не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Базаров — нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем о$трицании он не останавливается ни перед чем, что приводит в содрогание Павла Петровича, олицетворяющего старые устои.
Весь роман построен на цепи постепенно обостряющихся споров и столкновений между Павлом Петровичем и Базаровым. Сначала “отцы” снисходительно, с иронией и сознанием собственного превосходства выслушивают $“детей”, как бы понимая, что молодежи всегда свойственны увлечения и крайности. Узнав, что Базаров нигилист, Павел Петрович сперва решил, что он — пустой критикан. Однако, убедившись, что Базаров вовсе не так пуст и безопасен, как ему сначала показалось, Павел Петрович потерял свое спокойствие, самоуверенность и чувство превосходства. Постепенно у него сложилось активное чувство вражды к этому нигилисту, дерзко отрицающему принципы, скла$дывавшиеся веками, то есть те принципы, на которых основывалось существование старшего Кирсанова. Базаров со своей стороны проникался все большим презрением по отношению к либеральному “аристократишке”. Споры “отцов” и “детей” велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов XIX века, — об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусств$е и науке, об идеализме и материализме, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге и т. д. Но, собственно, это уже были не споры, а, скорее, выражение позиций, а затем открытая схватка людей, взгляды которых давно определились. Спор $предполагает возможность соглашения на основе найденной истины, а здесь возможны только разрыв и война.
Таким образом, в романе “Отцы и дети” идейные взгляды и противоречия, характеры и чувства рассматриваются в свете столкновения не столько разных поколений русского общества, сколько представителей двух разных общественных классов — дворян$ и разночинцев, олицетворяющих собой настоящее и будущее России.
» Андрей собирался на войну, несмотря на то, что жена его была беременна. А в разговоре с Безуховым он сказал: «…чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» Потом война, небо Аустерлица, разочарование в своем кумире, смерть жены и старый дуб… «наша жизнь кончена!» Возрождение его души произойдет после встречи с Наташей Ростовой – «…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…» Умирая, он простил ей и то, что она отказалась от любви к нему, когда была очарована Анатолем Курагиным. Но именно Наташа заботилась об умирающем Болконском, именно она сидела у его изголовья, именно она приняла его последний взгляд. Не в этом ли было счастье Андрея? Он умер на руках любимой женщины, и душа его обрела покой. Уже перед кончиною он сказал Наташе: «…я слишком люблю вас. Больше всего на свете». Андрей простил Курагина перед смертью: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях».
Наташа Ростова
Наташа Ростова встречает нас в романе тринадцатилетней девочкой, которая любит всех вокруг. Вообще, семейство Ростовых отличалось особым радушием, искренней заботой друг к другу. В этой семье царили любовь и гармония, поэтому Наташа и не могла быть иной. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, который обещал ждать её четыре года, искренняя радость и доброе отношение к Денисову, который сделал ей предложение, говорят о чувственности натуры героини. Ее главная потребность жизни – любить. Когда только Наташа увидела Андрея Болконского, чувство любви охватило её полностью. Но Болконский, сделав Наташе предложение, уехал на год. Увлеченность Анатолем Курагиным в отсутствие Андрея дала Наташе сомнение в своей любви. Она даже задумала побег, но раскрывшийся обман Анатоля остановил ее. Душевная пустота, оставшаяся у Наташи после отношений с Курагиным, породила новое чувство к Пьеру Безухову – чувство благодарности, нежности и доброты. Пока Наташа не знала, что это будет любовь.
Она чувствовала вину перед Болконским. Ухаживая за раненым Андреем, она знала, что он скоро умрет. Ее забота нужна была ему и ей самой. Для нее это важно было, чтобы именно она была рядом, когда он закроет глаза.
Отчаяние Наташи после всех произошедших событий – бегства из Москвы, смерти Болконского, гибели Пети принял Пьер Безухов. После окончания войны Наташа вышла за него замуж и обрела истинное семейное счастье. «Наташе нужен был муж… И муж дал ей семью…все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье…»
Пьер Безухов
Пьер пришел в роман незаконнорожденным сыном графа Безухова. Его отношение к Элен Курагиной строилось на доверии и любви, но спустя время он понял, что его просто водят за нос: «Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Начался сложный путь жизненных исканий Пьера Безухова. Он бережно, с нежными чувствами относился к Наташе Ростовой. Но даже в отсутствие Болконского не посмел себе ничего лишнего. Он знал, что Андрей любит её, и Наташа ждет его возвращения. Пьер старался исправить положение Ростовой, когда та увлеклась Курагиным, он истинно верил, что Наташа не такая. И он не ошибся. Его любовь пережила все ожидания и разлуку и обрела счастье. Создав семью с Наташей Ростовой, Пьер был по-человечески счастлив: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что не дурной человек, и чувствовал это потому, что был отражен в своей жене».
Марья Болконская
О княжне Марье Болконской Толстой пишет: «…княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная». В доме отца жить было трудно, князь Болконский держал дочь в строгости. Нельзя сказать, что он не любил ее, только для него любовь эта выражалась в деятельности и разуме. Марья любила отца по-своему, она все понимала и говорила: «Мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования». Она была наивна и чиста и видела во всех доброе и хорошее. Даже Анатоля Курагина, который решил жениться на ней для выгодного положения, она считала добрым человеком. Но счастье свое Марья нашла с Николаем Ростовым, для которого путь к любви оказался тернист и запутан. Так соединились семьи Болконских и Ростовых. Николай и Марья сделали то, чего не смогли сделать Наташа и Андрей.
Любовь к родине
Судьбы героев, их соприкосновение неотделимы от судьбы страны. Тема любви к родине красной нитью проходит через жизнь каждого персонажа. Нравственные искания Андрея Болконского привели его к мысли, что русский народ победить нельзя. Пьер Безухов прошел путь от «молодого человека, не умеющего жить» до настоящего мужчины, который посмел посмотреть в глаза Наполеону, спасти девочку в пожаре, выдержать плен, жертвовать собой ради других. Наташа Ростова, отдавшая повозки раненым солдатам, умела ждать и верить в силу русского народа. Петя Ростов, погибший в пятнадцать лет за «правое дело», испытывал истинный патриотизм. Платон Каратаев, партизан-крестьянин, голыми руками боровшийся за победу, сумел объяснить простую истину жизни Безухову. Кутузов, отдавший всего себя «за землю русскую», верил до конца в силы и дух русских солдат. Л.Н.Толстой в романе показал мощь русского народа в единстве, вере и непоколебимости России.
Любовь к родителям
Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных не случайно представлены в романе Толстым с подробным описанием жизни почти всех членов семей. Они противопоставлены друг другу по принципам воспитания, нравственности, внутренних отношений. Почитание семейных традиций, любовь к родителям, забота и участие – вот основа семьи Ростовых. Уважение, справедливость и непрекословие своему отцу – принцип жизни семьи Болконских. Курагины же живут во власти денег и пошлости. Ни Ипполит, ни Анатоль, ни Элен не испытывают к родителям благодарных чувств. В их семье возникла проблема любви. Они обманывают других и обманываются сами, думая, что в богатстве и есть счастье человеческое. На самом же деле их праздность, легкомыслие, распущенность не приносит счастья никому их них. Изначально в этой семье не было воспитано чувство любви, доброты, доверия. Каждый живет сам за себя, не печалясь о ближнем.
Толстой дает этот контраст семей для полной картины жизни. Мы видим любовь во всех ее проявлениях – разрушающую и всепрощающую. Мы понимаем, чей идеал нам близок. У нас есть возможность увидеть, какой путь нужно пройти, чтобы достичь счастья.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам два сочинения на тему: Дружба в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев). Разные варианты помогут читателю вдохновиться на создания своего эссе. Приятного просвещения!
Вариант 1
(574 слова) Свой известный роман «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев написал незадолго до одного из самых важных для страны событий — отмены крепостного права. В этот период русская интеллигенция буквально разделилась на три части — на сторонников коренных преобразований, либералов и консерваторов. Как известно, сам автор принадлежал к либералам — людям умеренным и осторожным. Но это вовсе не мешало Тургеневу общаться с людьми, которые придерживались радикальных взглядов. И свое произведение автор посвятил памяти выдающегося литературного критика Белинского — того, кто являлся ярким представителем нового общественного сословия и новых взглядов на мир. Этим посвящением Тургенев доказал, что можно дружить, даже несмотря на разницу мировоззрений. Может, именно поэтому одной из центральных тем романа Тургенева «Отцы и дети» является тема дружбы.
Не секрет, что над проблемой взаимоотношений людей человечество рассуждало с древних времён. Многие поэты, философы, журналисты и писатели много раз стремились разгадать тайну возникновения ненависти, любви и, конечно же, дружбы. В романе «Отцы и дети» тема дружбы предстаёт в качестве основ сюжета. Данную тему русский писатель раскрыл на примере дружественных отношений Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.
«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень» — эту цитату Пушкина можно отнести и к главным героям романа Тургенева. Базаров прагматичен, сух, строг, очень умен и энергичен. Он интересуется естественными науками, а также является сторонником прогрессивных нигилистических убеждений. Сильная натура героя подчинила себе более слабого и ведомого Аркадия. По своим взглядам Кирсанов противоположен Базарову, но в начале романа он еще не понимает этого. В образе Аркадия Кирсанова Иван Сергеевич воплотил молодого романтика, который очень любит литературу, поэзию и музыку и безразличен к научному труду. Аркадий часто ленится, а ум его впитывает чужую мудрость. Но молодые люди, несмотря на всю разность своих интересов и убеждений, дружат. В этих отношениях Аркадий тянется к Евгению, который совсем не похож на тех людей, которые окружали его ранее. Объединяет их лишь общее увлечение нигилизмом. На первый взгляд может показаться, что между двумя главными героями сформировалась крепкая дружба. Однако дружественные отношения молодых людей оказались недолговечными, ведь герои воспитывались совершенно в разных условиях, и их жизненные пути должны были разойтись. Аркадий Кирсанов — выходец из богатой семьи помещиков, который вырос в родительской любви и заботе. Отец Аркадия потерял жену, и всю нежность посвятил сыну. Юный мальчик унаследовал его сентиментальность, стремление к творчеству, склонность к меланхолии, созерцанию природы и праздности. Поэтому, по мнению Кирсанова, семья является наивысшей ценностью в жизни. Евгений, в отличие от Аркадия, рос в простой семье бывшего военного. С детства герой понял, что ему нужно трудиться ради куска хлеба. Для поступления в университет ему пришлось стараться вдвое больше, ведь денег и протекции у него не было. Работая с юных лет, Евгений увидел изнанку мира помещиков и крестьян, поэтому был более непримирим в вопросах социальной политики. Не имея времени и ресурсов на отвлечения, Базаров отрицает всё, что относится к искусству, религии, любви. Поступки и поведение Евгения Базарова свидетельствуют о нежелании главного героя соблюдать основные правила, установленные в обществе. Почему? А потому, что он видел второе дно этого общества — мир, где никто не оставит в наследство усадьбу и крестьян. Видимо, поэтому Аркадий не в состоянии принять жизненную позицию Евгения, так как увлечение Кирсанова нигилизмом является временным явлением. Его место — в консервативной среде тех, кто получает выгоду от общественной, экономической и политической стагнации России.
Если в жизни дворянин (Тургенев) и разночинец (Белинский) смогли общаться и дружить, то в романе их пути разошлись. Дружба не выдержала огромного количества противоречий, которые разлучили героев. Однако само ее возникновение означает, что общество может жить в гармонии, даже если в нем будут конфликты интересов и теорий.
Вариант 2
(536 слов) Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является одной из центральных. Автор раскрыл это понятие на примере своих героев, чтобы показать значимость дружеских отношений в жизни человека и общества. Он полемизирует со своим главным героем, доказывая, что отрицать дружбу нельзя, впрочем, как и многие другие вечные ценности.
Роман начинается с нашего знакомства с двумя товарищами по университету. Аркадий Кирсанов — молодой дворянин, который тесно сошелся с разночинцем Базаровым и пригласил его к себе домой — погостить. Уже в первых главах очевидно, что молодые люди отличаются друг от друга. Евгений очень умен, деловит, трудолюбив и энергичен. Он редко выражает сильные эмоции, очень сдержан и даже высокомерен. Он игнорирует ненужные ритуалы и приличия, чтобы выкроить больше времени на работу. Праздные беседы обо всем и ни о чем ему не особенно интересны. Евгений стремится делом доказать миру свою правоту. А вот Аркадий — традиционный барин. Он любит рассуждать об общественном и личном благе, любит пожалеть народ и пожурить соседа-крепостника, но не может отказаться от коренных принципов и убеждений своей среды. Ведомость и неустойчивость мнений делают Аркадия невольным подражателем Евгения. Он перенимает его манеры и интересы, но не может разделить его образ жизни. «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал» — в этой фразе автор проводит четкое разделение, которое показывает истинную сущность каждого героя. У Кирсанова за плечами имение, связи, деньги, и он может позволит себе лень и созерцание красот природы. Евгений же не имеет преференций по праву рождения. Он обязан работать и обеспечивать себя. В этом процессе он получил больше практического опыта, поэтому он — непримиримый враг сложившегося общественного уклада. А у Аркадия нет реальных причин идти против того, что приносит ему годовой доход. И принесет его сыну и внуку.
По сюжету молодые друзья приезжают к семейству Кирсановых в гости. Именно в родной обстановке Аркадий осознал, насколько они разные по своим взглядам и убеждениям. Пережив испытание любовью, ревностью, конфликтом с другом, Аркадий понял, что придерживается абсолютно иных взглядов, и нигилизм ему чужд. Спор по поводу интересов главных героев обостряется на фоне влюблённости Кирсанова. Евгений Базаров осуждает Аркадия, называя его неженкой и размазней. Базаров не может смириться с тем, что противоречит его взглядам и убеждениям. Главный герой не желает мириться со слабостью убеждений Аркадия Кирсанова. В итоге Аркадий Кирсанов влюбляется в прекрасную девушку Катю, на которой в дальнейшем женится. Он обретает долгожданное счастье, которое, по мнению героя, состоит в создании крепкой семьи. В этот момент герой приобрел психологическую зрелость и смог освободиться от влияния чуждой идеологии. В дальнейшем молодые люди стали все больше отдаляться друг от друга, поскольку оба осознали, что их взгляды на будущее сильно отличаются. В конце романа Евгений умирает в полном одиночестве, а Аркадий женится. При этом Кирсанов не проявил желания даже посетить могилу друга. Этот болезненный разрыв объясняется не только идеологическими разногласиями. Дело в том, что изначально связь между героями была подчинением, а не согласованием: Евгений был выше Аркадия, давил на него, и этого превосходства освободившийся от влияния Кирсанов не смог простить своему товарищу.
Можно утверждать, что, рассказывая о непростых дружественных отношениях главных героев, Тургенев подталкивает читателя к рассуждениям о месте дружбы в жизни человека и о том, какой эта дружба должна быть. Евгений и Аркадий не были равноценными и равнозначными товарищами, поэтому их общение не вышло за рамки университета. Взрослая и самостоятельная жизнь развела их по разные стороны баррикад.
Автор: Виктория Комарова