Сочинение проблема чтения бакланов

Поделиться тексты егэ 2022 года по русскому языку для написания сочинений по прочитанному тексту обз фипи задания 22-26. ссылка

ПОДЕЛИТЬСЯ

Тексты ЕГЭ 2022 года по русскому языку для написания сочинений по прочитанному тексту (ОБЗ ФИПИ + задания 22-26).

Ссылка для скачивания текстов: скачать в ворде (скачать в пдф)

Тексты ЕГЭ 2022 для написания сочинения

1. Ананьев А.А. Хотя лейтенанта Володина тошнило

2. Астафьев В. В купе поезда, куда я вошёл с опозданием

3. Бакланов. Г.Я. Весь в пару, надвинулся к перрону поезд.

4. Батыгина Н. И. Прокопия Ивановича привезли в больницу глубокой ночью

5. Бек А.А. Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии

6. Быков Д. Л Главная претензия к пьесе Грибоедова «Горе от ума»

7. Васильев Б. Л. От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография

8. Васильев Б. Л. Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил.

9. Веллер М. Надо быть храбрым, верным данному слову

10. Вигдорова Ф.А. Я знала замечательную писательницу

11. Владимиров А.П. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов

12. Гаршин В.М. Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии

13. Гонцов И. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды»

14. Гранин Д.А. Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту.

15. Гранин Д.А. Многие считают понятие чести устарелым, несовременным

16. Грин А. Слепой лежал тихо, сложив на груди руки и улыбаясь

17. Гроссман В.С. Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве

18. Долина Н. Г. Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит

19. Екимов Б.П. В Москве уже осень, а в Коктебеле бархатный сезон.

20. Екимов Б. П. Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий…

21. Иванов В. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?

22. Измайлов П. «Отправь голову в отпуск!»

23. Искандер Ф. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства

24. Каверин В.А. С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда

25. Казаков Ю. В тo лето я жил в маленьком северном городе.

26. Качалков С.С. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно

27. Колесов В.В. Имя собственное «принадлежит себе»

28. Косицкий Г.И. и Дьяконова И.Н. Осенью около дома, построенного в лесу

29. Косолапов И. Бескорыстным и верным другом назвал книгу

30. Костомаров В. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется

31. Крюков М.С. «Я лучше, я умнее всех».

32. Курочкин В. А Танки пошли, лейтенант! – крикнул Щербак.

33. Лакшин В. В современном обществе целый океан проблем.

34. Леонов Л.М. С глазами, полными слёз, Иван глядел в снег

35. Лидин В.Г. Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города

36. Лиханов А.А. То, чего нам так не хватает…

37. Маслов И. Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов

38. Мозговой Недавно прочитал в интервью городского чиновника

39. Морозов А. Друг, ты чей?

40. Можаев. Б.А. В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный

41. Олеша Ю.К. Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать

42. Орлов Д. К. Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись.

43.. Паустовский К.Г. Ещё в юности я вычитал у какого-то древнего мудреца изречение

44. Паустовский К.Г. Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался.

45. Паустовский. К.Г. Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая.

46. Песков В.М. Был осенний серенький день в конце листопада.

47. Песков В. Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина

48. Покровский С.М Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году

49. Прилепин З.Н. Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын.

50. Пьецух В.А Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса

51. Савинов Р.С. В детстве я зачитывался книжками про индейцев

52. Серков И. Недавно прочитал в журнале статью своего коллеги.

53. Сикирич Е. Пустой тратой времени являются попытки оценить

54. Симонов К.М. Это было утром. Командир батальона Кошелев

55. Смольников И. Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС

56. Соболев А.Н. В наше время чтение художественной литературы, по сути, привилегия

57. Соловейчик С.Л. Однажды я ехал в электричке.

58. Сологуб. Вечером опять сошлись у Старкиных.

59. Солоухин В.А. Есть на нашей реке такие глухие и укромные места…

60. Солоухин. Каждый день перепрыскивали дожди.

61. Солоухин. Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек».

62. Солоухин. Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырёхсот

63. Солоухин. С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине»

64. Строганов. М.С. Судьбу поколения не случайно сравнивают с белым листом

65. Сухомлинский В.А. Во внешней человеческой красоте воплощены

66. Тендряков В.Ф. Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда…

67. Толстой Л. Н. Софья Ивановна была одной из тех редких немолодых женщин

68. Толстой Л.Н. Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!

69. Трифонов Ю.В. Над письменным столом висит фотография отца: он без шапки…

70. Тэффи. Н.А. Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви.

71. Утенков Д.М. Дети видят мир не так, как взрослые

72. Харченко В. Наукой заниматься трудно.

73. Худяков М. Он нёс меня на себе восемь километров.

74. Шагинян М. Есть такая пословица, знакомая из русской классики

75. Яковлев Ю.Я. Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой

Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по русскому языку

23.09.2021 РЯ2110101 РЯ2110102 русский язык 11 класс ЕГЭ 2022 статград ответы и задания

Тренировочный вариант №210920 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс 100 баллов с ответами

Сочинение проблема чтения бакланов

  • Категория: Сочинения для ЕГЭ (часть С)

    Текст

    (1) В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».
    (4) Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5) Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем самым соучаствовать в творчестве. (6) А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни. (7) Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною…». (8) «Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».
    (10) Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением.
    (11)    Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь.
    (12)    Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора.
    (13) Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14) Мне же многое приходилось открывать поздно. (15) Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16) А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.
    (17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18) Но богом для меня был и остался Лев Толстой.
    (19) Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20) И если книга причиняет вам боль, эта боль исцеляющая. (21) Эта боль вызвана
    14
    РУССКИЙ ЯЗЫК. 20 ВАРИАНТОВ СОЧИНЕНИЙ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ
    состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
    (23) Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24) Такие традиции продолжает и литература двадцатого века. (25) Сейчас нужны книги, которые буквально переворачивают душу. (26) Цена такого слова всегда велика. (27) А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (28) И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (29) Исповедовались.

    (По Г. Бакланову*)

    * Бакланов Григорий Яковлевич (1923—2009) — писатель, публицист.

    Сочинение

    Автор прочитанного нами текста размышляет о роли книг в жизни человека, о том, что есть книги, которые оказывают на чи¬тателя огромное влияние. Читая настоящую литературу, человек учится сочувствовать, сопереживать. Каждое прочитанное произ¬ведение должно быть не только осмысленно, но и прочувствовано сердцем. Литература учит понимать жизнь и себя в жизни. Именно такое влияние оказал на меня небольшой рассказ-эпопея Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Война отобрала у Андрея Соколова все: семью, дом. Единственное, что не отняла у героя война, — чувство собственного достоинства, чести, любви к людям. Русский солдат не ожесточился, он смог преодолеть себя и найти в маленьком сироте Ванюше родственную душу. Жизнь конкретного человека обобщается писателем и становится судьбой тысяч русских людей, переживших войну и потерявших близких, но сохранивших главное — человеческую душу.
    Однажды я стал (стала) свидетелем того, как книга вызвала сильнейший отклик в душе. Я имею в виду чтение Соней Мар- меладовой евангельского сюжета Воскрешение Лазаря в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Именно с этого момента в книге начинается духовное очищение Раскольникова. Вот она врачующая сила книги!
    Прочитав фрагмент из статьи Григория Бакланова, понимаешь, что книга способна оказать прямое влияние на формирование души человеческой.

    • Сочинения для ЕГЭ (часть С)

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем должна состоять цель жизни?
        (732)

         

        Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир» (см. «В чем состоит настоящее счастье?»)
        Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В сво­ей книге автор размышляет о том, в чем должна состоять жиз­ненная цель человека, показывает ее связь с самооценкой, со счастьем. «Если человек ставит перед собой задачу при­обрести все элементарные материальные блага, он и оцени­вает…

        Подробнее…

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности?
        (829)

         

        Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойствен­ную природу. Он становится и смертельным заклятием, и выс­шим божественным даром. Служение искусству…

        Подробнее…

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека
        (825)

         

        Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель краса­вицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный…

        Подробнее…

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка таланта художника? Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник?
        (682)

         

        Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким дол­жен быть настоящий писатель, актер, художник?»)

        С. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться?».
        В этой книге автор рассказывает о выставке шедевров из зна­менитого мадридского музея Прадо. И с горечью отмечает, что многие пришли на эту выставку, потому что это престиж­но и модно. Однако С. Львов надеется, что…

        Подробнее…

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит настоящее счастье?
        (875)

         

        Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В своем романе Л. Н. Толстой утверждает свое понимание счастья как вечного поиска истины, своего места в жизни. Героями, ис­следующими жизнь, события, людей, в романе являются Ан­дрей Болконский и Пьер Безухов. Они мучительно ищут свое собственное место в жизни. По мысли Толстого, только так человек достигает…

        Подробнее…

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит неповторимое очарование русской женщины, ее душевная красота?
        (677)

         

        А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В этом романе А.С. Пушкин создает образ идеальной русской жен- шины — натуры цельной, мечтательной, глубокой. В ней гармонически сочетаются лучшие качества русского харак­тера — простота, поэтичность, искренность, глубина натуры, страстность, верность данному слову. После замужества сча­стье с…

        Подробнее…

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Внешность человека, красота и безобразие
        (696)

         
        «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий). Какую тайну заключает она в себе и каково воздействие ее на окружающих?

        А.С. Пушкин — стихотворение «Красавица». В этом сти­хотворении заключена мысль о великой силе красоты, о за­ключенной в ней гармонии, тайне. У Пушкина звучит мотив поклонения красоте, она «выше мира и…

        Подробнее…

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Должен ли быть у молодого человека наставник? Каким он должен быть?
        (568)

         
        С. Рерих — «Мой вечный учитель». Заметки и воспоми­нания С. Рериха. В этих заметках С. Рерих воссоздает образ своего отца Николая Константиновича Рериха, гениального, талантливого и очень порядочного человека. Он пишет: «В ста­ринных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на сво­ем пути в жизни может встретить мудрого старца. Старца, ко­торый и его направил…

        Подробнее…

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как внешний облик человека влияет на его общение с окружающим миром? Проблема противостояния красоты и безобразия. Проблема контраста внешности и внутреннего мира человека.
        (818)

         

        Н. Заболоцкий — стихотворение «Некрасивая девочка».

        Поэт задается вопросом, что такое красота. Он видит девочку- дурнушку, беспечно бегающую по двору с мальчишками. Но при этом она добра, умеет радоваться чужому счастью, в дви­женьях ее — «младенческая фация души». И в финале поэт восклицает: «А если так, то что есть красота И почему ее…

        Подробнее…

      • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов?
        (686)

         
        • Музыка — Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфо­ния (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в Куйбышеве в 1942 г., а затем ее стали репетировать ленинградские музыканты. В дни блока­ды некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были приостановлены в декабре. И…

        Подробнее…

    (1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

    (4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни… (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною…». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

    (10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора…

    (13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

    (17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой…

    (19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», — это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

    (34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

    (По Г. Бакланову*)

    *Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — русский советский писатель, публицист.

    Показать текст целиком


    В чём заключается ценность чтения? Именно об этом размышляет Григорий Яковлевич Бакланов в предложенном для анализа тексте.

    Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на предложения 2 и 4: «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать», «Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни». Автор хотел донести до читателя мысль о том, что чтение — трудоёмкий процесс, сложность которого заключается в понимании прочитанного, возможное в том случае, если ты богат мудростью и жизненным опытом.

    Кроме того, отвечая на вопрос, о котором размышляет автор, обратимся к предложениям 19 и 22: «Все великие книги созданы страданием и любовью к людям», «Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём…». Читатель понимает, что чтение причиняет исцеляющую боль, вызванную сочувствием к другим, которое помогает не утратить человеческие качества и не забывать о цене написанных слов.

    Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают значимость процесса чтения, которая выражается в осознании прочитанного благодаря опыту в жизни, а также в нравственных качествах, не угасающих в душе человека из-за сострадания к людям. 

        Авторская позиция ясна. Г

    Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
    чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

    Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

    Критерии

    • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
    • 6 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
    • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
    • 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
    • 1 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
    • 2 из 2К6Точность и выразительность речи
    • 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
    • 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
    • 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
    • 2 из 2К10Соблюдение речевых норм
    • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
    • 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
    • ИТОГО: 21 из 25

    Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

    ✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

    ✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

    Подготовка к
    сочинению ЕГЭ-2022

    Напишите сочинение
    по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем,
    поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.
    Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
    текста
    , которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
    исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение
    к каждому примеру-иллюстрации
    . Укажите смысловую связь между
    примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
    Сформулируйте позицию
    автора
    (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение
    к позиции автора
    (рассказчика) по проблеме исходного текста.

    Композиция
    сочинения.

    1.Проблема текста

    2.Комментарий проблемы (с указанием смысловой
    связи между примерами-иллюстрациями и анализом этой связи): 

    а)1-й пример-иллюстрация+пояснение

    б) 2-й пример-иллюстрация+пояснение

    3. Позиция автора

    4. Согласие (несогласие ) с позицией автора (в
    чём?) + обоснование своей позиции

    5.Вывод

    Цельный алгоритм работы с текстом

    Шаг 1. Читая
    исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как
    он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему
    и сформулируете авторскую позицию.

    Шаг 2.
    Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания
    проблемы, поясните значение этих примеров, укажите и проанализируйте
    смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться
    между проблемой и авторской позицией.

    Шаг 3.
    Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.

    Шаг 4.
    Напишите заключение (при необходимости).

    Шаг 1.
    Сформулируйте проблему (и позицию автора по этой проблеме, хотя она будет
    записана после комментария).
    Самый продуктивный
    способ — это выделение с самого начала проблемы и позиции
    автора. Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор,
    а позиция — его ответ на данный вопрос. Работая над текстом,
    задайте себе следующий вопрос: «при чем здесь я?», «что хотел сказать мне
    автор?», «чему я могу научиться?», «какие выводы могу сделать?». Таким
    образом, мы находим несколько проблем, которые автор поднимает в этом
    тексте. Если проблем в тексте несколько, нужно выбирать ту, которая
    охватывает большую часть текста. Именно в этом случае мы сможем
    подобрать нужное количество примеров.

    Шаг 2. Работа
    над комментарием.
    Комментарий — это анализ текста
    под углом зрения сформулированной проблемы. В комментарии, опираясь
    на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса
    (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора). Нужно искать
    в тексте примеры, пояснять и анализировать смысловые отношения между
    ними. Логика комментария — это всегда движение от вопроса
    к позиции автора. Комментарий должен связать проблему, которую вы
    сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой будете говорить
    позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает
    сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

    Алгоритм
    построения комментария

     Найдите
    в тексте 2 примера, важных для понимания сформулированной проблемы.
    Продумайте, в чем значение этих примеров для раскрытия мысли автора.
    Укажите смысловую связь между примерами и проанализируйте её.
    Пример-иллюстрация — это значимая для раскрытия поставленной проблемы
    информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося. Пример:
    Что говорит автор? Что делает герой?  Пояснение к примеру: Как?
    Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?  Должно быть два
    таких примера в структуре комментария. Мы берем пример из текста
    и начинаем его анализировать, и нам нужно правильно на него
    сослаться.

    Способов отсылки
    к примеру довольно много. Это и указание номера предложения, что,
    к сожалению, не украшает текст. Более убедительный способ
    отсылки — цитирование, однако здесь нужно уделить особое внимание
    пунктуации. Используя косвенное цитирование, мы можем сократить, передать
    мысль автора в целом.

    В этом году нам
    необходимо анализировать, а не просто упомянуть смысловые отношения
    между примерами. Указать смысловую связь между примерами означает
    ее назвать: «автор противопоставляет…», «писатель сравнивает…»,
    «публицист объясняет…».

    Проанализировать
    связь между примерами-иллюстрациями означает
    раскрыть
    сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления,
    какие качества героев выявляются в сравнении и т.д. Это очень важно,
    так как оба этих задания будут отдельно оцениваться экспертами. В случае,
    если неверно будет указана связь, но правильно проанализирована —
    ученик потеряет один балл. А вот если она будет указана верно,
    но неверно проанализирована — уже два балла.

    В приоритете
    остается анализ смысловой связи между примерами.
    Смысловых
    связей между примерами-иллюстрациями очень много, основных восемь.
    Проблема в том, что их великое множество, как и текстов для
    итоговой аттестации. И назвать любую из них бывает достаточно
    проблематично.

    Пример указания
    и анализа смысловой связи между примерами
    . Основные
    типы смысловых связей между примерами.

    типы связи.png

    Каждый
    элемент сочинения вписан в таблицу. 
    Сочинение в таблице.png

    Шаг 3.
    Отношение к позиции автора.
    Сформулируйте
    и обоснуйте свое отношение к позиции автора Согласны ли
    вы с автором? Почему? Обосновать какое-либо суждение означает
    привести другие, логически связанные с ним и  подтверждающие его
    суждения. Если ученик не сформулировал позицию, то он получит
    0 баллов и по К3, и по К4. Обоснование может быть
    произведено с опорой на художественное или научное произведение, либо
    на основе наблюдения над жизнью или с опорой на собственный
    опыт.

    Шаг 4.  Напишите заключение.

    Библиографическое описание:


    Белеванцева, О. Н. Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87083/ (дата обращения: 08.01.2022).

    

    Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности является одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

    Ведущими направлениями в обучении русскому языку и чтению становится формирование коммуникативной компетенции. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, находить возможные пути их решения, развивать в себе любознательность, стремление к самообразованию, умение налаживать общение с окружающими и совместно решать задачи.

    Технология проблемного обучения максимально способствует обучению детей постановке проблемы, формулированию возможных путей ее решения. Отработка этого навыка происходит в диалоге с учителем. Разработанная Е. Л. Мельниковой [1] технология проблемного обучения моделирует все этапы открытия «новых» знаний. Ученики создают проблемную ситуацию и прорабатывают пути ее решения под руководством учителя, который посредством специальных реплик выстраивает разные виды учебного диалога. Ученики не только учатся формулировать проблемы и предлагают пути их решения, но и учатся аргументировать свое мнение, учитывая речевую ситуацию, созданную в рамках урока или внеурочной деятельности.

    Технология проблемно-диалогического обучения включает в себя:

    — технологию постановки учебной проблемы;

    — технологию поиска решения учебной проблемы;

    — творческое воспроизведение знаний.

    На уроке посредством побуждающего или подводящего диалога (выстраиваемого учителем) происходит сначала постановка учебной задачи/проблемы — формулировка темы урока, а затем происходит поиск решения/открытия «нового» знания.

    На этом этапе организация диалога является одной из самых сложных с методической точки зрения, так как учитель должен выполнять одновременно 4 действия: побуждать учащихся к выдвижению гипотез, принимать выдвигаемые учащимися гипотезы, побуждать к проверке гипотез, принимать предлагаемые проверки гипотез.

    Покажем пример использования побуждающего к гипотезам диалога при поиске решений проблемной ситуации на этапе «открытия» новых знаний (В. Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла». Урок чтения и развития речи в 7 классе УО 1 вид).

    Структура

    Побуждение к выдвижению гипотез

    Побуждение к проверке гипотез

    устной

    практической

    Общее побуждение

    К гипотезам:

    — Какие есть гипотезы?

    К аргументу/ контраргументу:

    — Согласны с этой гипотезой? Почему?

    К плану проверки:

    — Как можно проверить эту гипотезу?

    Подсказка

    К решающей гипотезе

    К аргументу/ контраргументу

    К плану проверки

    Сообщение

    Решающей гипотезы

    Аргумента/ контраргумента

    Плана проверки

    При постановке учебной проблемы, рассматривая иллюстрации, ученица обозначила тему урока: Глава «Кукла», чтение, выяснение значения куклы для каждого из героев.

    Чтение и развитие речи, 7 класс. В. Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла» (фрагмент урока).

    Учитель

    Ученик

    использует подводящий к знанию диалог

    формулирует «новое» знание

    (После чтения 1 абзаца главы «Кукла»)

    — Посмотрите еще раз на иллюстрации, какие будут гипотезы о роли куклы для каждого из главных героев произведения? (Побуждение к выдвижению гипотез).

    —Так ли это на самом деле? (Побуждение к устной проверке)

    — Как Вася относился к покойной матери? (Подсказка к контраргументу)

    —Какие есть еще гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез).

    —Были ли у Маруси куклы, чем она играла? (Подсказка к контраргументу)

    — Как может Маруся отреагировать на новую красивую куклу? (Побуждение к выдвижению гипотез).

    —Что значит эта кукла для пана судьи, отца Васи?

    — Как отец Васи чувствовал себя после смерти жены, о чем это говорит? (Подсказка к контраргументу)

    — Какие есть еще гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез).

    —Как проверить наши гипотезы (побуждение к практической проверке)?

    — Читаем, останавливаясь на тех местах, где дается подтверждение или опровержение нашим гипотезам.

    -Для Васи кукла не важна, он мальчик. Ему она нужна только для того, чтобы обрадовать Марусю (ошибочная гипотеза).

    —Марусе кукла не нужна, потому что она сильно заболела, уже не радуется игрушкам Васи, никого не узнает (ошибочная гипотеза).

    Молчит

    — Вася очень любил мать и помнил о ней, горевал (контраргумент).

    — Васе дорога эта кукла как память о маме, поэтому он ее высоко ценит и надеется, что она придаст силы Марусе (решающая гипотеза).

    —У Маруси никогда не было куклы, потому что она нищенка, он играла цветами, перебирая их. (контраргумент).

    — Марусе может понравиться кукла. (решающая гипотеза).

    — Отец взрослый и он не играет в куклы (ошибочная гипотеза).

    — Он очень горевал после смерти жены, потому что любил ее (контраргумент).

    — Ему дорога эта кукла как память о жене (решающая гипотеза).

    —Прочитать главу дальше.

    Ученица останавливается на фрагментах, которые иллюстрируют верные гипотезы, и делает вывод о роли куклы в жизни героев главы (аргументы).

    Таким образом, ученица на основе прочитанного текста, анализа поведения героев, их психологического портрета самостоятельно делает выводы, формулирует с помощью учителя верные рассуждения или создает новый продукт (ученице предлагается выполнить задание 10 и написать сочинение на тему «Минуты радости и тревоги»), используя полученные «новые» знания.

    Проблемно-диалогическое обучение чтению и развитию речи способствует росту самостоятельной и осознанной работы на уроке. Школьники сами добывают новые знания, у них формируются способности, отражающие развитие коммуникативной компетенции: способность к самообразованию, способность принимать взвешенное решение и осуществлять его, внимание к составляющим речевой ситуации, творческое воображение, способность к конструктивному взаимодействию, способность к аргументации собственного мнения.

    Литература:

    1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. — М.: Баласс, 2008. — Вып. 8. — С. 5.
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

    Основные термины (генерируются автоматически): выдвижение гипотез, решающая гипотеза, гипотеза, контраргумент, кукла, ошибочная гипотеза, план проверки, побуждение, развитие речи, учебная проблема.

    А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сочинение проблема поколений в романе ивана тургенева отцы и дети
  • Сочинение проблема сохранения культуры
  • Сочинение проблема роли книги в жизни человека
  • Сочинение проблема любви к родине что такое родина в чем заключается любовь к родине
  • Сочинение проблема отцов и детей в изображении тургенева план
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии