Тема чести и бесчестия в повести «Капитанская дочка» раскрывается при помощи противопоставления двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина. Человеком чести выступает Гринёв, для которого преданность Родине и воинский долг были дороже собственной жизни. А бесчестным персонажем оказывается Швабрин, который заботится только о собственном благополучии и удовлетворении личных желаний.
Сталкивая этих героев, А.С. Пушкин показывает благородство главного героя, и низость его антипода. На фоне Гринёва Швабрин смотрится настоящим подлецом, который не стыдится собственного бесчестия. Таким примером автор достигает необходимого эффекта – убеждает читателя следовать примеру главного героя, который в любой ситуации остаётся достойным человеком.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
Гринёв и Пугачёв. Иллюстрация С. Герасимова
Оба героя имеют дворянское происхождение и являются наследниками состоятельных семей. Они – офицеры, и оба влюблены в капитанскую дочку Марию Миронову.
Пётр Гринёв попал на службу в Белогорскую крепость по велению своего отца, который хотел, чтобы он «понюхал пороху», а Швабрин был переведён в эту воинскую часть за совершённое убийство во время дуэли.
На первый взгляд, кажется, что у них много общего, но на этом всё сходство заканчивается. Основные различия в характерах проявляются в их отношении к Маше.
Пётр Гринёв искренне любит девушку, и готов ради неё на любые поступки, а Швабрин, получив отказ, ведёт себя крайне недостойно. Он пытается сделать всё возможное, чтобы помешать влюблённым быть вместе.
Высмеивает перед другими чувства Гринёва, выдумывает грязные сплетни, порочащие честь Марии, желая устранить соперника, устраивает дуэль.
Во время поединка в очередной раз проявляется подлость и низость Швабрина. Воспользовавшись благородным порывом своего противника защитить честное имя возлюбленной, он предательски наносит ему удар в спину. Тем не менее, Пётр Гринев выживает, и даже прощает предателя, проявив немыслимое великодушие.
Офицерская честь
Наиболее полно понятие чести и бесчестия раскрывается в сцене захвата Белогорской крепости Пугачёвым и его сторонниками. Когда бунтовщики одержали победу, Швабрин в первых рядах перешёл на их сторону. Без стыда он стал умолять о пощаде, присягая на верность новому господину. В этот момент стало окончательно ясно, что понятие чести ему совсем незнакомо.
Гринёв же, наоборот, оставался преданным Родине даже перед лицом смерти. Перед ним стал выбор: умереть или присягнуть Пугачёву. Но так как Пётр дорожил честью офицера больше всего, измена была бы для него равносильна гибели.
Он с достоинством отказался целовать руку самозванцу, и мужественно был готов принять свою участь.
Подобная храбрость и благородство поразили даже самого предводителя бунтовщиков, поэтому он решил помиловать офицера, и отпустил его на свободу.
В конце романа каждый получает по заслугам. Главного героя оправдывают, и он, наконец, обретает своё счастье, а Швабрин получает справедливое наказание – его приговаривают к смерти. На примере этих персонажей А.С. Пушкин раскрыл тему чести и бесчестия, а также показал обречённость людей, идущих наперекор своей совести.
Эпиграфом к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин выбрал русскую народную пословицу, точнее одну её часть: «Береги честь смолоду». Этим он сразу акцентировал внимание на том, насколько большое значение для него имеет проблема чести и бесчестия.
Пётр Гринёв – человек чести
Казнь Пугачёва. Иллюстрация Д. Шмаринова
Проблема чести и долга в повести «Капитанская дочка» раскрывается, прежде всего, благодаря образу главного героя, Петра Гринёва. Создавая этого персонажа, А.С. Пушкин показывает, как в дворянских семьях формировалось понятие чести и долга, как передавалась от отца к сыну преданность воинской присяге.
В начале повести Петруша представляется типичным юным дворянином, мечтающим о беззаботной службе в гвардии, и вытекающей из неё весёлой жизни в Петербурге.
Но у его отца представление о воинском предназначении было другое, поэтому он отправил сына в более опасное место, чтобы дать ему возможность «понюхать пороху».
Во время прощания он дал Петру бесценное наставление: «Береги честь смолоду». И именно эти слова стали жизненным принципом главного героя.
Когда Гринёв оказывался перед трудным нравственным выбором, он думал, прежде всего, о том, как не предать Родину и не обесчестить своё имя. Благодаря этому он научился быть благодарным, прощать даже тех, кто этого не заслуживает, и нести ответственность за свои поступки.
Честь и долг – главные ценности в жизни капитана Миронова и его жены
Ещё одним персонажем, для которого нет ничего важнее собственной чести и долга, в повести выступает капитан Миронов.
Большую часть своей жизни он провёл на военной службе, но сумел остаться добродушным и весёлым человеком, хорошим мужем и заботливым отцом.
Он обучает солдат премудростям строевой жизни, но истинной хозяйкой в Белогорской крепости является его супруга – Василиса Егоровна. Она не уступает своему мужу ни в преданности делу, ни в благородстве.
Ко всему, что касается службы, капитанша Миронова относится основательно, и с уважением.
Когда в их семью приходит весть о смертельной опасности, грозящей всем обитателям крепости, характеры коменданта и его жены раскрываются с новой стороны.
Василиса Егоровна проявляет истинное мужество, отказавшись оставить своего мужа одного перед лицом смерти, и спрятаться вместе с дочерью в другом городе.
А Иван Кузьмич до последнего вздоха оставался достойным звания русского офицера, с гордостью сохранив свою честь и достоинство, оставшись верным данной присяге.
Таким образом, понятия чести и преданности Родине для супругов Мироновых оставались самыми важными до самой смерти.
Алексей Швабрин – пример бесчестия
Тема чести и бесчестия в повести «Капитанская дочка» связана не только с положительной стороной этих понятий. Швабрин – полная противоположность Петра Гринёва. Будучи таким же дворянином и офицером, он совсем не думает о своём долге. Он то и дело совершает бесчестные поступки, и даже не раскаивается впоследствии.
Даже элементарные нравственные законы ему не писаны, Швабрин с лёгкостью оскверняет честное имя любимой девушки грязной ложью, лишь бы она не досталась другому. Он без всяких сомнений наносит удар в спину противнику во время дуэли, воспользовавшись тем, что тот отвернулся.
Он не постеснялся написать гнусное письмо родителям раненого им Гринёва, с целью оклеветать Машу Миронову.
Но самое яркое доказательство его бесчестия заключается в том, что без всякого зазрения совести, Швабрин изменил своей присяге и перешёл на сторону Пугачёва ради сохранения своей жизни и назначения на должность коменданта крепости. В отличие от Петра Гринёва он не был готов принести себя в жертву, поэтому поступает подло и бесчестно, предав собственную Родину.
Из всего вышесказанного следует, что понятия чести и долга чужды только одному Швабрину, а всем остальным персонажам они близки и понятны. Каждый из них готов пожертвовать жизнью, ради своего Отечества, и такая участь для честного человека, несомненно, лучше предательства собственных идеалов.
Швабрин и Гринев
Кадр из фильма «Капитанская дочка». 1958
В процессе прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на первый план среди прочих выдвигается тема чести и бесчестия. В произведении противопоставляются два героя, придерживающиеся различных позиций относительно понятия чести – Швабрин и Гринев.
Оба героя принадлежат к дворянству, примерно одного возраста. Судьба свела их в Белогорской крепости против их воли. Гринева отправил на службу отец, а Швабрин был сослан сюда из-за участия в запрещенной в то время дуэли.
Дуэль во все времена ассоциировалась с доблестью и честью. Поэтому в начале повествования Швабрин представляется читателю человеком с высокими нравственными принципами. Однако в сознании простого народа, представительницей которого выступает Василиса Егоровна, дуэль – это обыкновенное убийство. Такое определение дуэли положительной героини повести ставит под сомнение благородство героя.
Проверка героев сложными обстоятельствами
Истинная суть человека раскрывается в самые сложные жизненные моменты. Для персонажей «Капитанской дочки» таким испытанием становится захват крепости пугачевскими мятежниками. Для Швабрина главным становится сохранение собственной жизни. Ради этого он переходит на сторону бунтовщиков, становится правой рукой Емельяна в процессе расправы над обитателями Белогорской крепости.
Петя Гринев же не унижается до раболепства. Он настроен на то, чтобы разделить судьбу капитана Миронова. Чувство собственного достоинства для него превыше страха смерти. Это очевидно в сцене отказа целовать руку самозванца.
Отношение героев к Маше Мироновой
Различно отношение Швабрина и Гринева к Маше Мироновой. Петр восторгается девушкой, выказывает ей свое восхищение в виде посвященных ей стихов. Швабрин, напротив, втаптывает в грязь репутацию девушки и ее родных. Он не любит Машу. Это доказывает отношение к Маше после захвата крепости разбойниками – Швабрин мучал ее, угрожал передать мятежникам, пытал голодом, шантажировал.
Заключение
Следовательно, приверженцем истинной чести в повести становится Петр Гринев, отстоявший свои принципы и достоинство, верность своему слову и любовь. Швабрин же даже в конце повести продолжает клеветать на Гринева, пытаясь потопить его вместе с собой на суде.
В эпиграфе к повести: «Береги честь смолоду», — мы можем предположить авторское отношение к проблеме чести и бесчестия. Соглашаясь с А.С. Пушкиным, я считаю, что, предав единожды, человек навсегда становится предателем.
Список использованной литературы
- Сарычев, И. О. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения / И.О. Сарычев. — М.: АСТ, Астрель, 2005
- Измайлов Н.В. «Капитанская дочка». История русского романа, в 2-ух томах, том 1-ый, Москва 1962
3. В.Г. Белинский «Статьи о Пушкине» М. «Просвещение», 1983 - Б.С. Мейлах «Творчество А.С. Пушкина» М. «Просвещение», 1984
- Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.3. Проза. – М.: Худож. лит., 1987
Как написать сочинение Честь и Бесчестие в произведении Капитанская дочка?
Коллизия двух диаметрально противоположенных оценок человеческой личности чести и бесчестья, Пушкин демонстрирует на примере столкновения между собой таких понятий, как помощь человеку, который тобой любим, а значить считается крайне близким и долгом родине.
Главный герой, которым является Пётр Андреевич Гринёв, по ходу описания романа, предстает перед нами, как молодой человек без страха и упрека, которому определенно свойственна честь и порядочность, однако перипетии судьбы, заводят его в ситуации, когда приходится чем то жертвовать.
В частности, главным моментом безвыходности в нравственном плане, который наступает с главным героем Петром, это конечно беда, которая вызвана по сути рабством, в которое попала его возлюбленная Маша Миронова.
Конечно оставляя службу, что он в частности и делает, когда едет в осажденную крепость что бы спасти Машу, Гринев, по общим меркам и правилам военного долга, поступает как дезертир и в стане своих, его репутация становится подмоченной.
Однако мне думается, что именно в этом поступке, автор Александр Сергеевич Пушкин и показывает и возводит в апогей чести поступок и нравственные качества Гринева, который ради любви и жизни дорогого человека, по настоящему способен рисковать как собой, так и своей репутацией.
Да безусловно стоит отметить, что он уже один раз доказал свою преданность родине, а значить и честь, когда вернулся в ряды своих войск, несмотря на то, что Пугачев и его слуга Савельич стали ему товарищами. Однако долг родине и отечеству, и та самая гипертрофированная честь, не позволили ему остаться с ними.
На контрасте со всеми этими поступками, Пушкин показывает другого человека, а именно Швабрина, который присягает Пугачеву. На фоне действий Швабрина, Пушкин безусловно показывает низменные качества многих людей, которые относятся к категории приспособленцев и предателей.
Эти люди, ради комфорта и достижения своих низменных целей, готовы пойти на все и будут поддерживать тут сторону которая даст им больше преференций.
Именно от Швабрина, который за счет своего бесчестья и заполучил свой объект обожания Машу Миронову в полное подчинение и едет бросая родину в лице армии которая в нем нуждается Гринев.
Однако стоит отметить, что его поездка в стан, его товарищей, выглядит предельно опасной, так как он отказался им присягнуть или просто их поддерживать, в то время как поработитель Швабрин, напротив, играет на их стороне.
Конфликт решается чудесным образом благополучно, так как главный человек его номинальных противников Пугачев, который как показано в романе, совершенно не таит на него зла, а напротив, помогает ему.
В виде этой помощи, Пушкин показывает, что он уважает в Гриневе, именно честь и доблесть и видит в нем, пусть даже если и соперника, так как воевали они по разные стороны баррикад, но предельно достойного и с максимальным благородством в душе.
- В свою очередь Швабриным, как предателем, Пугачев принебрегает и не дает ему силой, взять себе на выданье Машу Миронову.
- В итоге хоть и Пётр Андреевич Гринёв и спасает свою возлюбленную, но вскоре бесчестье, подкидывает им новые испытания, так как приспособленцу Швабрину, после подавления бунта восставших, удается вылезти сухим из воды и он сдает Гринева как предателя и на жизнь того, нависает смертельная опасность.
- Однако романтическая направленность произведения Пушкина, делает эту историю особенно красивой и не дает разбиться о камни доблестным поступкам человека, а напротив показывает, что человек наделенный ими, может побеждать и быть успешным в целом во всем.
- Такие общие выводы из мыслей автора, можно сделать исходя из демонстрируемого Пушкиным ответного спасения уже Машей, Гринева и взирая на их пышную и красочную свадьбу в финале романа.
- В общем можно сделать вывод, что это произведение, по своей сути, типично для романтического стиля Пушкина и его можно поставить в один ряд со “Сказкой о царе Салтане”, только с более взрослой житейской направленностью и стилем которые целиком и полностью пригодны именно для восприятия взрослых и зрелых людей.
Сочинение на тему «Честь и бесчестие в романе Пушкина «Капитанская дочь»
Одно из таких произведений – роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором поднимается вопрос о честной жизни Петра Андреевича Гринёва и бесчестной Алексея Ивановича Швабрина. Но давайте разберёмся, что же обозначают эти два термина.
Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Бесчестие — поругание чести, оскорбление, позор. Сейчас мы подробнее разберём смысл этих слов, описав жизнь Гринёва и Швабрина.
Детские-юношеские годы Петра Андреевича Гринёва были для него само удовольствие. Он не учился, гонял голубей по крышам, а один раз даже сделал из географической карты воздушного змея. Словом, эти годы он провёл недорослем, веселясь и играя. Будучи юношей, Гринёв мечтал о службе в армии, о самостоятельной жизни.
Он надеялся, что его отправят в полк, где у его семьи был родственник, сделают офицером, и жизнь для него будет вновь беззаботной, весёлой, но уже самостоятельной. То есть для Петра Андреевича ещё не было чёткого формирования чести, но отец учил его, как надо поступать по совести.
Перейдём к тому времени, когда Гринёв впервые начал понимать, что же такое честь. Это произошло, когда Пётр Андреевич проиграл болшое количество денег в трактире, по пути в Оренбург на службу. Гринёв не мог не вернуть эти деньги, хотя его надсмотрщик Савельич настоятельно рекомендовал этого не делать.
Это и был первый поступок Петра Андреевича по чести, то есть он не мог не сдержать слово. После этого поступка Гринёв щедро отблагодарил вожатого, который проводил его в деревню сквозь метель. Пётр Андреевич вновь поступил по чести, то есть он был не жадным и помог человеку, который в свою очередь помог ему.
Далее в Белогорской крепости, куда Гринёва отправили служить, он отстоял честь девушки Маши, которую нагло оскорбил Швабрин. Спустя некоторое время начались грозные исторические события – восстание Емельяна Пугачёва. Но даже в такое опасное время Пётр Андреевич не боялся поступать по чести.
Он отказал Пугачёву присоединиться к его армии, хотя знал, что это грозит ему смертью, а поступил Гринёв так потому, что уже дал присягу другой армии и не мог её нарушить. Все эти поступки доказывают, что Пётр Андреевич Гринёв – человек чести.
Полная противоположность Гринёву – Швабрин Алексей Иванович. Он был так же на слежбе в Белогорской крепости. Это человек без совести, обманщик, трус и предатель. В данном произведении первый его лживый поступок начинается с того, как он оклеветал девушку Машу только потому, что она отказала ему в замужестве.
Далее он бесчестно ранил Гринёва на дуэле, когда тот отвернулся от Швабрина. Но главный его низкий поступок – это предательство и переход на сторону Пугачёва, чтобы спасти свою жизнь. Но даже на этом его подлость не заканчивается.
После разгрома армии восставших Швабрин обвинил Гринёва, что тот якобы был шпионом на службе у Пугачёва и доносил свою господину, что происходило в Оренбурге во время войны. Но к счастью Петра Андреевича оправдали, а Швабрина посадили в тюрьму.
Словом, он заботился лишь о своей шкуре, совершенно наплевав на свою честь и на честь других, по поступкам Швабрина можно сказать, что он человек бесчестия.
Теперь мы полностью разобрались что же такое честь и бесчестие, и на основе этого можем сделать вывод: жить нужно честно и это обязательно приведёт вас к чему-нибудь хорошему, хотя бы к тому, что за ваши поступки вам не будет стыдно, а ваши дети и внуки смогут смотреть на вас с гордостью.
Сочинение на тему «Честь и бесчестие»( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
- МБОУ «Каякентская СОШ №1
- Творческая работа
- Сочинение на тему: «Честь и бесчестие»
(по повести А.С. Пушкина « Капитанская дочка »)
- Выполнила: ученица 8 класса
- МБОУ «Каякентская СОШ №1»
- Пашукова Умукусум
Руководитель: Маликова З.А.
Каякент, 2021 г.
Честь и бесчестие.
(по повести А.С. Пушкина « Капитанская дочка »)
Людей во все времена волновали вечные проблемы бытия, проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, выбора чести и бесчестия… все меняются в этом мире, неизменными остаются общечеловеческие нравственные понятия.
Сейчас, если я слышу о чести, благородстве и верной любви, передо мной возникают образы П. Гринева и Маши Мироновой , русского мужика Емельяна Пугачева, хотя впервые я а познакомилась с этими героями много лет назад.
Это произведение, несмотря на небольшой объем, полно глубокого смысла. Действие повести происходит во время восстания Пугачева 1772-1775гг.
Молодой офицер Петр Гринев был направлен служить в Белогорской крепости. По пути он совершил необдуманные поступки, проигрывает 100 рублей в трактире. Приехав в крепость ,Гринев познакомился с дочерью коменданта Миронова Машей. Маша понравилась молодому человеку. Из-за девушки он поссорился с офицерами Швабриным, который тоже сватался к ней, но получил отказ от нее.
Гринев не позволил порочить доброе имя Маши. Он вызывает обидчика на дуэль. Гринев поступил как настоящий мужчина.
- Последующее поведение Гринева выстраивается по наказу отца:
- «Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальника; за их лаской не гоняйся… помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
- Наказ отца служить, кому присягнул, становится кодексом чести Гринева.
- В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью победишь, по жизни – умрешь, против чести пойдешь – жив будешь» Именно перед этим камнем преткновения стояли офицеры Белогорской крепости Гринев и Швабрин
Даже под страхом смертной казни Гринев откажется целовать руку Пугачеву. Тот совал в лицу ему свою жилистую руку и говорил властным голосом: «Целуй руку!»
Одни подходили и целовали, другие выбирали смерть. Поцеловать руку – значит предать честь. Не поцеловать – пойти па смерть. На предложение Пугачева «послужить» ему Гринев скажет:» я присягал императрице, тебе служить не могу».
Гриневу свойственны такие качества , как доблесть, достоинство, благородство, верность. Он не хочет жить подлой жизнью предателя. В его семье были высокие представления о чести и долге. Для Гринева честь и долг превыше всего.
Швабрин, изменивший присяге, противоположен Гриневу. Если Гринев – герой, то Швабрин злодей. Швабрин, поняв, что крепость будет взята, чтобы сохранить себе жизнь, перебегает на сторону Пугачева и начинает ему служить. Он подражает Пугачеву в одежде, в поведении, стараясь ему во всем угодить.
Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Прежде всего, для него стоит проблема выжить. Рассуждал о чести, как не сказать о супругах Мироновых, для которых честь и долг смысл жизни. Они чистые, высокие и достойно смотрят смерти в лицо.
Можно смело утверждать, что все произведения Пушкина посвящены нравственности и безнравственности.
Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка сочинение
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка
В качестве эпиграфа для своего романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду». Таким образом, автор обозначил основную проблему произведения.
Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринёва. В его поступках отражаются понятия о долге, благородстве, совести, привитые ему с детства. Так, несмотря на то, что Зурин его обманул, Гринёв возвращает ему проигрыш.
Затем дарит незнакомцу, помогшему выбраться из бурана, заячий тулуп. Этот широкий жест впоследствии спасает молодому человеку жизнь. В конечном счёте, благородный характер главного героя приводит его к личному счастью.
Пушкин показывает, что успех благоволит к честным людям.
Слуга Савельич тоже человек долга. Для него это забота и уход за молодым хозяином, сохранение господского имущества.
Бережёт свою честь и Маша Миронова. Она не соглашается стать женой Швабрина даже под угрозой смерти. Также героиня не хочет идти под венец и с Петром Андреевичем без благословения его родителей.
Во время захвата Белогорской крепости обнажаются скрытые качества всех персонажей. Капитан Миронов отказывается изменить присяге и погибает. Не предает достоинство офицера и Гринёв, но Пугачёв щадит его в память о подаренном тулупе.
Атаман ценит в Петре Андреевиче благородство. Но Гринёв верен своим принципам, он не встаёт на сторону мятежника, а в ответ на калмыцкую сказку об орле и вороне говорит: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».
Аргументы и примеры счастья из произведений литературы
Пугачёв – особенно противоречивый персонаж. Он зверствует в завоеванных селениях, но в то же время симпатизирует Гринёву и помогает тому спасти Машу. У него есть свои понятия о чести, но они отличаются от взглядов главного героя.
Антиподом Гринёва является молодой офицер Швабрин, образованный аристократ, но абсолютно бесчестный человек. Он провоцирует Гринёва на дуэль, а потом исподтишка наносит удар. Этот персонаж нарушает офицерскую присягу, примыкая к Пугачёву.
Швабрин хочет отомстить Гринёву и насильно взять в жёны Машу. Но даже Пугачёв осуждает своего нового приспешника за низость и подлость. После разоблачения Швабрин даёт против Петра Андреевича ложные показания в суде.
Судьба его плачевна: в отличие от Гринёва, удача не благосклонна к нему, ведь он предатель.
Каждый из героев романа «Капитанская дочка» делает выбор в соответствии с собственным пониманием чести и долга, в результате чего вершатся их судьбы.
Образец 2
Одной из главных проблем произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является проблема чести и долга. Как же раскрываются образы героев романа по отношению к этой проблеме?
Петра Гринева мы видим в самом начале произведения совсем юным. Его отец относится к военной службу как к долгу дворянина, поэтому отправляет Петра на службу в армию, чтобы он «потянул лямку». При прощании с ним отец дает ему наставление беречь честь смолоду. И Петр стремится выполнить завет отца.
Петр Гринев – добрый и порядочный человек. Эти его качества проявляются уже по дороге к месту службы. Он возвращает карточный долг, поступив по чести, несмотря на то, что слуга Савельич его отговаривал. Подарил за помощь в дороге заячий полушубок какому-то бродяге, который, как выяснилось позднее, оказался Пугачевым.
Уже в крепости, защищая честь Маши Мироновой, вступает в поединок со Швабриным, поступив как истинный офицер и дворянин. Выполняет свой воинский долг при обороне Белогорской крепости. Не боится смерти и отказывается перейти на службу к Пугачеву. Впоследствии он не один раз попадает в лагерь Пугачева и пользуется его помощью, но ни разу не нарушает воинской присяги.
Из юноши он вырос в мужчину и офицера, не уронившего чести и достоинства.
В отличие от Гринева, Алексей Швабрин – завистливый человек, способный на всякие низости и гадости. У него нет понятия чести. Швабрин оскорбляет и унижает Машу. Он спасает свою жизнь, не желая быть казненным вместе с защитниками крепости, и переходит на сторону Пугачева. Швабрин нарушил присягу и поступился дворянской честью.
Иван Кузьмич Миронов, комендант крепости, отказывается служить Пугачеву, не признавая его государем. Чувство долго, офицерской чести живет в его душе. Он погиб, но не изменил присяге, не уронил своей чести.
У Пугачева, предводителя восстания, тоже есть свои представления о чести. Он сохраняет жизнь Петру Гриневу, помня его щедрость и тем самым отвечая добром на добро. Уважает Гринева за его достойное поведение перед лицом смерти и верность присяге. Помогает освободить ему от Швабрина Машу. Гринев и Маша обязаны Пугачеву своим счастьем.
Таким образом, каждый из героев романа по-разному понимает понятия чести и долга и поступает так, как велит его совесть.
Сочинение: Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)
Сочинение «Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина» рассказывает о двух героях с совершенно разными нравственными качествами.
Главным героем повести является молодой дворянин Петр Андреевич Гринев. Он воспитывался в приличной семье в соответствии с установленными традициями и обычаями. В начале произведения мы видим Петрушу обычным недорослем, не желающим учиться.
В его голове только игры: он даже умудряется сделать из географической карты воздушного змея. Но его жизнь меняется с наступлением определенного возраста. Теперь Петруша должен отправиться на службу, куда был записан еще до появления на свет.
Отец его когда-то сам исправно служил при графе Минихе. Для сына он мечтал такого же будущего, он хотел сделать из этого неугомонного мальчишки настоящего мужчину. Поэтому Андрей Петрович отправляет Петра не в Петербург, как тот мечтал, а в глубинку.
Отправляя сына на службу, отец дает ему важное наставление: «Береги честь смолоду». Эти слова станут жизненным девизом Петра.
Что же значат эти слова? Что хотел сказать отец сыну? Честь — совокупность нравственных качеств человека: верность, правдивость, справедливость, достоинство, благородство. Беречь честь — значит сохранять почитание, уважение, честность в отношении какого-либо человека. Это значит не упасть в грязь лицом, сохранить в себе человеческие качества. Это значит быть верным голосу совести.
Став самостоятельным и свободным, Петр Гринев не забывал отцовское наставление. Еще по пути в Белогорскую крепость он столкнулся с трудностями: сбился с дороги в метель.
Остаться живым молодому барину помог незнакомец, которым оказался беглый казак Емельян Пугачев. В благодарность за спасение Петр пожаловал ему заячий тулуп.
Пугачев оценил такой благородный поступок, за который впоследствии сохранил жизнь Гриневу.
И это далеко не единственный случай проявления чести Петром Гриневым. Он не посмел перейти на сторону Пугачева, когда тот заставлял жителей Белогорской крепости присягнуть ему на верность, поцеловав руку.
Гринев, глядя самозванцу в глаза, говорил о верности своей Родине. Такой поступок удивил Пугачева и заставил уважать непокорного юношу.
Гринев снова остается жив, благодаря своим лучшим качествам — верности, храбрости, достоинству.
Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2021 году
Когда Гринева после подавления пугачевского восстания обвинили в сговоре с самозванцем, он не пытался скрыться. Петр осознавал свою вину и был готов ответить за все сполна. На всех допросах он отвечал спокойно и правдиво. Влюбленный юноша лишь не хотел вмешивать в эти дела Машу, которая осталась совсем одна в этом мире.
Петр, влюбленный в дочку коменданта Белогорской крепости, борется за свою любовь. Спасая ее из грязных рук Швабрина, Гринев снова вынужден встретиться с Пугачевым и попросить его помощи.
Он не боится потерять жизнь ради любимой, что уже доказал дуэлью со Швабриным. Даже находясь под судом, он думает не о себе, а о Маше.
Петр просит родителей приютить бедную сиротку, которую больше некому защитить.
Петр делом доказал отцу, что тот воспитал достойного сына. Он пронес завет отца через всю жизнь, ни на минуту не забывая сказанной отцом истины. В переводе с греческого Петр — скала, камень. Именно таким и был главный герой произведения — твердым и непреклонным, стойко переносящим все испытания судьбы. Петр является ярким примером того человека, который сберег честь.
В повести показан и пример бесчестья. Это сосланный Алексей Иванович Швабрин. Вся его жизнь — это поиск лучшего, стремление добиться высот без проявления усилий. Он очень подлый и низкий человек.
Узнав, что Гринев влюблен в Машу Миронову, он пытается очернить девушку в глазах приятеля. Швабрин говорит непристойные и слова в адрес девушки. Причина тому — отвергнутые чувства. Маша отказала ему, потому что ничего к нему не испытывала. И он решает отомстить Маше, пытаясь помешать их любви с Петром.
Позже Швабрин совершает еще более низкий поступок — он предает Родину, став на сторону шайки Емельяна Пугачева. Он присягает на верность самозванцу в обмен на власть и богатство.
Он без зазрения совести сдает врагам тех, с кем еще вчера сидел за одним столом. Он снова силой пытается заставить Машу быть его женой. Но такой грех не остается безнаказанным. Позже Швабрин ответит за все грехи сполна.
Даже жестокий беглый казак не может мириться с тем произволом, который учинял Швабрин.
Даже на суде Швабрин ведет себя недостойно. Он пытается очернить Петра Гринева, утверждая, что тот служил Пугачеву. Он чуть не погубил невинного человека, пытаясь спасти свою шкуру.
А. С. Пушкин наглядно показывает нам честь и бесчестие, используя прием противопоставления. Это позволяет понять, что такое честь, и выбрать для себя единственно верный путь в жизни: следовать заповеди Гринева-отца или жить подобно Швабрину.
Сочинение 3
В произведении «Капитанская дочка» Пушкин использовал пословицу, которую знают все, а называется она: «Береги честь смолоду». Именно данная пословица помогает раскрыть всю суть произведения. Все происходит в те времена, когда произошло восстание, которым управлял сам Пугачев.
Каждый человек по-своему реагирует на все происходящие события. Главными героями здесь стали Гринев и Швабрин. И в итоге становится понятно, кто готов ради защиты своей родины на многое, а кто вообще не готов ничем рисковать и больше всего ему хочется получить только одну лишь выгоду.
У Гринева есть сын, которого он отправил служить. Ему не хочется чтобы он стал лентяем. Кроме этого сам он является дворянином. В детстве его воспитывал отец.
И для того чтобы научить и сделать из сына путного человека он постоянно применял разные пословицы и давал нужные наставления, которыми потом он пользовался в жизни.
Он никогда ничего не боялся и всегда шел напрямую к цели, которую перед собой ставил.
Именно поэтому для Гринева самое главное это не только беречь честь, но и быть честным человеком не смотря ни на что. Ему не раз приходилось сражаться с Пугачевым, но из каждой ситуации он выходил живым и невредимым. Немного погодя ему удалось вызволить из плена свою любимую, на которой он потом женился. Но для начала Маша хочет чтобы ее благословили родители.
А вот совсем другим человеком является еще один герой этого романа, и зовут его Швабрин. Он еще никому и никогда не говорил правды и всегда старается обмануть и при этом получить от этого какую-то выгоду.
И даже когда наступает бунт, то он не понимает, почему все переживают, поэтому поводу, ведь все должны восхищаться только им. Кроме этого он даже не совсем понимает что такое на самом деле честь. Также он может легко и просто унизить или оскорбить любую девушку и за это его не будет грызть совесть.
Вот так он оскорбил Машу Миронову. А вот Гринев всегда защищает и помогает тем, кто оказался в трудной ситуации и всегда защитит девушку.
Когда начался Пугачевский бунт, то Швабрин даже без боя готов был сдаться и работать под предводительством другого командира. Теперь он убивает и уничтожает своих бывших товарищей и ему их совсем не жалко.
Кроме этого он захватывает в плен Машу и делает все для того чтобы она стала его женой, но девушка не соглашается. И Швабрина это очень сильно злит и он несколько дней не дает ей еды.
А вот Гринев ни за что не продаст родину и будет биться за нее до последней капли крови.
Савельич также никогда не предаст свою родину и будет верен только своему императору. И все что он прикажет, будет делать. Он во всем ему помогает и дает когда нужно дельный и нужный совет, которым император обязательно пользуется. Кроме этого жизнь императора зависит напрямую от Савельича, и он об этом очень хорошо знает.
Популярные сочинения
- Сочинение Андрей Штольц в романе Обломов (Образ и характеристика) Гончарова 10 класс Андрей Штольц — друг Ильи Ильича Обломова, герой романа «Обломов» Ивана Гончарова.
- Сочинение Слово делом крепи (рассуждение 8 класс) На данный момент существует очень мало людей, которые могут держать своё слово. Мы часто можем слышать известную поговорку «Слово делом крепи», так что же она означает?
- Сочинение-описание картины Мартовское солнце Юона (8 класс) Художник Юон, который собственно и написал картину Мартовское солнце, родился в Подмосковье, где и обучался искусству изображения пейзажа на холсте. Он очень часто в детстве выходил на улицу и просто срисовывал всё, что видел
Тезисы
- Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
- Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
- Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
- Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
- Война выявляет бесчестных людей
- Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
- Честь нужно отстаивать
- Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
- Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен
«Тарас Бульба»
Где же еще встречается проблема чести? Аргументы можно подобрать и в знаменитом произведении Николая Васильевича Гоголя.
У главного героя есть два сына, которые полностью противоположны по своим нравственным качествам. Остап был честным и отважным. Он не боялся взять вину на себя, например, оборванный сад. Ему не свойственно предательство, умер Остап в ужасных муках, но остался героем.
Другое дело – Андрий. Он по своей натуре легок и романтичен. Всегда думает о себе в первую очередь. Он без зазрения совести сможет обмануть или предать. Самое большое предательство Андрия – переход на сторону врага из-за любви. Он предал всех своих близких людей, умер он с позором от рук своего отца, который не смог пережить и простить сыну его поступок.
Чем же поучительно произведение? Очень легко поддаться своим чувствам, но не стоит забывать о тех людях, которым ты дорог. Предательство на войне – это самый ужасный поступок, а человеку, совершившему его, нет прощения и пощады.
«Два капитана»
Проблема защиты чести и достоинства, аргументы которой мы сейчас приведем, встречается нам на страницах повести В. Каверина. Стоит сразу обратить внимание на то, что произведение написано в тысяча девятьсот сорок четвертом году, во время войны с фашистами.
В эти тяжелые для всех времена такие понятия, как достоинство и честь, ценятся в людях, прежде всего. Почему повесть так называется? Капитаны, о которых идет речь: Саня Григорьев и Татаринов.
Их порядочность объединяет их. Суть произведения заключается в следующем: Саня заинтересовался пропавшей экспедицией Татаринова и отстоял его честное имя.
Он это совершил, несмотря на то что оттолкнул от себя Катю, которую он успел сильно полюбить.
Произведение учит читателя тому, что идти всегда надо до конца и не останавливаться на полдороги, тем более, если речь идет о чести и достоинстве человека. Люди, которые живут бесчестно, всегда будут наказаны, нужно только немного времени, справедливость всегда восторжествует.
«Война и мир»
Проблема чести и достоинства, аргументы мы сейчас приведем, встречается в романе Льва Николаевича Толстого. Роман посвящен самой страшной войне, когда воевала Россия против Наполеона. Кто же здесь стал олицетворением чести? Такие герои, как:
- Андрей Болконский.
- Пьер Безухов.
- Наташа Ростова.
Это качество проявили все эти герои в определенных случаях. Первый отличился в Бородинском сражении, второй — своим желанием убить противника, а Наташа Ростова помогала раненым. Все были в одинаковом положении, каждому были даны свои особые испытания. Но люди чести, патриоты своей страны смогли одержать верх над противником.
Предлагаем вашему вниманию изучить примеры и образцы сочинений из нового учебника по литературе ЕГЭ-2022. ФИПИ. Задание № 17. Все готовые сочинения можно бесплатно скачать и почитать, возможно это поможет вам сдать ЕГЭ-22 на 25 баллов. Здесь представлены структура, план, критерии оценивания и шаблон сочинения по литературе в 11 классе.
Скачать бесплатно темы и примеры сочинения 2021-2022 года ФИПИ
Единый Государственный Экзамен 2021-2022 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Литература. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник. Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 17. Решу ЕГЭ
Примеры и образцы сочинений ЕГЭ-2022 по литературе
Сочинение на тему: Чем автору и главному герою антипатичен Лужин? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Сочинение на тему: Каким предстает внутренний мир лирического героя С.А. Есенина?
Сочинение на тему: Как раскрывается проблема чести и долга в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Сочинение на тему: Что даёт основание автору «Евгений Онегин» назвать Татьяну милым идеалом?
Сочинение на тему: Каковы главные жизненные принципы Чичикова? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
Сочинение на тему: Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
Сочинение на тему: Нужны ли Базаровы сегодня?
Сочинение на тему: Как в рассказе «Ионыч» Чехов показывает постепенную деградацию героя?
Сочинение на тему: В чём заключается смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
Сочинение на тему: В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Сочинение на тему: Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?
Сочинение на тему: Тема поэта и толпы в лирике В.В. Маяковского.
Сочинение на тему: Каким предстает образ Родины в лирике С.А. Есенина?
Сочинение на тему: Каково значение образов Варвары и Кудряша в пьесе Островского «Гроза»? (Сочинение по тексту досрочного теста 2016 года.)
Сочинение на тему: Трагедия Гражданской войны. (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон.)
Сочинение на тему: Что такое человек? Как этот вопрос, поставленный в пьесе М. Горького «На дне», решается в русской литературе?
Сочинение на тему: Торжество и крушение взглядов Базарова…
Сочинение на тему: Почему добрый, милосердный Родион Раскольников совершил убийство?
Сочинение на тему: Печорин – несчастный человек. (На основе портрета.)
Сочинение на тему: Что придает сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?
Сочинение на тему: Гоголь — « гражданин жизни действительной…» ( По повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».)
Сочинение на тему: Как встреча с Платоном Каратаевым повлияла на мировоззрение Пьера Безухова?
Сочинение на тему: Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Нос».
Сочинение на тему: О рассказе «Бирюк» И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника».(Первый опыт комплексного анализа.)
Сочинение на тему: Чем меня привлекает герой И.А. Гончарова Андрей Штольц? (По роману «Обломов».)
Сочинение на тему: Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Сочинение на тему: Крушение идеалов нигилиста…
Сочинение на тему: Что обрекает человека на одиночество? (По одному или нескольким произведениям Лермонтова .)
Сочинение на тему: Почему Печорин так поступил с Максимом Максимычем?(Анализ эпизода встречи Печорина и Максим Максимыча.)
Сочинение на тему: Кто настоящий герой по М.Ю. Лермонтову? (На примере романа «Герой нашего времени».)
Сочинение на тему: Мое восприятие лирики М.Ю. Лермонтова
Сочинение на тему: Мое восприятие лирики А.С. Пушкина (заготовка)
Сочинение на тему: Чем объясняется неоднозначность отношения Гринева к “злодею” и “самозванцу ” Пугачеву?(По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
Сочинение на тему: Как могла решиться на самоубийство глубоко и искренне верующая в Бога Катерина, главная героиня драмы А. Н. Островского?
Сочинение на тему: Тихон и Борис. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)
Сочинение на тему: М.И. Кабанова – основа «темного царства» (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
Идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений.(По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Сочинение на тему: Идеал женщины и семьи у героя романа И.А. Гончарова «Обломов».
Сочинение на тему: Взгляды Базарова на жизнь. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
Сочинение на тему: Тема бунта в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Сочинение на тему: Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?(По современной литературе.)
Сочинение на тему: Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Сочинение на тему: Что придает сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?
Сочинение на тему: Мое отношение к А. Штольцу .(По роману И.А. Гончарова «Обломов».)
Сочинение на тему: Мое восприятие лирики М.Ю. Лермонтова
Сочинение на тему: Изображение поместного дворянства в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Сочинение на тему: Образ Ярославны. (По «Слову о полку Игореве».)
Сочинение на тему: Роль золотого слова Святослава (По «Слову о полку Игореве».)
Сочинение на тему: Можно ли сказать, что слова пословицы «…береги платье снову, а честь смолоду» характеризуют такого героя повести «Капитанская дочка», как Савельич?
Сочинение на тему: Как воплотился основной художественный прием, используемый Л.Н. Толстым на протяжении всего романа, — антитеза, в изображении Наполеона и Кутузова?
Сочинение на тему: Предвидение, пророчество, проявившееся в стихотворении М. И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано».
Сочинение на тему: Как в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» воплотилось убеждение автора о том, что одно из величайших заблуждений состоит в определении человека «умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым. А человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество»?
Сочинение на тему: Что дало основание В. Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»?
Сочинение на тему: Кто виноват в том, что И. И. Обломов, герой одноименного романа Ивана Гончарова, стал ненужным для общества человеком.
Сочинение на тему: Почему сюжетная линия «Мастера и Маргариты» заканчивается именно так?
Сочинение на тему: Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»?
Сочинение на тему: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Сочинение на тему: Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной любви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)
Сочинение на тему: Кто из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее ярок и интересен (с опорой на анализ текста романа)?
Сочинение на тему: Воланд и его свита в романе. (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
Сочинение на тему: Роль золотого слова Святослава (по «Слову о полку Игореве»).
Сочинение на тему: Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве».
Сочинение на тему: Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».
Сочинение на тему: Образ автора в «Слове о полку Игореве».
Сочинение на тему: Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»?
Задание 17 (сочинение) на ЕГЭ по литературе. В чем особенность любовной лирики Н.А. Некрасова?
Сочинение на тему: Нашёл ли Мцыри ответ на вопрос «прекрасна ли земля»? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Сочинение на тему: В чем состоят особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
Сочинение на тему: (Вариант 2.)Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
Сочинение на тему: Какую роль играет мотив дороги в «Мертвых душах»?
Сочинение на тему: Как можно истолковать смысл заглавия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
Сочинение на тему: Что из лирических отступлений принадлежит автору, а что Чичикову?
Сочинение на тему: Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?
Сочинение на тему: Можно ли назвать Чацкого романтическим героем?
Сочинение на тему: Сны Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Сочинение на тему: Роль второстепенных персонажей в комедии «Горе от ума».
Сочинение на тему: Чем отличаются нравственные позиции Чацкого и Фамусова?
Сочинение на тему: В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (Вариант 2.)
Сочинение на тему: Что даёт основание автору «Евгения Онегина» назвать Татьяну Ларину «милым идеалом»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Сочинение на тему: Почему в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» автор так внезапно расстаётся со своим героем в финале?
Сочинение на тему: Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на то что продолжала его любить? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин.»
Сочинение на тему: Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, «девушка, сама не глупая», предпочитает дурака умному человеку?
Сочинение на тему: Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?
Сочинение на тему: Что дает основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
Сочинение на тему: Что позволило Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества?
Сочинение на тему: Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи?
Сочинение на тему: Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?
Сочинение на тему: Как раскрыта трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
Сочинение на тему: Как раскрыта трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?
Сочинение на тему: Проблема чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».
Сочинение на тему: Как раскрывается проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? Вариант 3.
Сочинение на тему: Можно ли сказать, что слова пословицы «…береги платье снову, а честь смолоду» характеризуют такого героя повести «Капитанская дочка», как Савельич? (Вариант 2.)
Сочинение на тему: Образ Ивана Грозного в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».
Сочинение на тему: Как вы понимаете слова В.И. Немировича-Данченко, утверждавшего, что «…несмотря на беспрерывный гомерический хохот, вы чувствуете, как комедия быстро, неуклонно и с изумительной правдивостью начинает вздыматься до трагических высот»?
Сочинение на тему: Как в комедии Д. И. Фонвизина переплетаются трагическое и комическое?
Сочинение на тему: Роль золотого слова Святослава. (По «Слову о полку Игореве».) Вариант 2.
Сочинение на тему: Почему поэма, рассказывающая от неудачном походе Игоря против половцев, завершается прославлением князя? (По «Слову о полку Игореве».)
Сочинение на тему: Образ Ярославны. (По «Слову о полку Игореве».) ВАРИАНТ 3.
Сочинение на тему: Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Сочинение на тему: Чем объясняется неоднозначное отношение Гринева к «злодею» и «самозванцу» Пугачеву?
Сочинение на тему: В чем проявляется уродливость быта чиновничьего города (по «Ревизору» Н.В. Гоголя).
Сочинение на тему: Какие человеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».)
Скачать бесплатно темы и примеры сочинения 2021-2022 года ФИПИ
.
Пушкин создал совсем немного прозаических произведений. Одним из них является Капитанская дочка, анализ которого поможет разобраться в данном литературном произведении. В этом романе автор поднимает весьма серьезные темы, и за счет этого повесть имеет крайне важное значение в литературе.
Капитанская дочка анализ произведения
Делая анализ Капитанской дочки по главам, можно узнать обо всех событиях, которые происходят в повести. Уже на первых страницах читатель узнает о недоросле Петруше. Он стремится лишь к тому, чтобы попасть на несложную работу в Петербург. Правда, немалое влияние на него оказывает папа. Отец учит его служить Родине, беречь устоявшиеся в семье традиции. Воспитанный в строгости парень отправляется на службу.
Вдали от родного имения парню приходится познать все реалии жизни. Он проигрывает деньги в карты, затем обижает своего верного слугу, а затем начинает испытывать угрызения совести. Спустя время Петруша узнает, что такое любовь. Он испытывает нежные чувства к Марии Мироновой, сражается на дуэли, чтобы защитить честь своей любимой.
Когда была захвачена Белогорская крепость, Петр Гринев проявляет благородство, и остается верен присяге. Благодаря этому Пугачев к Петру снисходителен. Он не трогает парня и уважает его выбор. Бунтовщика покорила доброта, великодушие и прямота пленника.
Испытания юноши на этом не заканчиваются. Ему приходится выбирать между службой и спасением своей возлюбленной. В тот момент он склоняется на сторону любви и не выполняет приказ. Тем самым ему удается освободить свою возлюбленную. Правда, после этого Петр попадает под арест. Его помилование у самой Екатерины Второй вымаливает Маша. Возлюбленные женятся. При этом предводителя бунтовщиков Пугачева приговаривают к смерти.
История создания Капитанская дочка
Анализ повести Капитанская дочка Пушкина невозможно произвести, не рассказав об истории создания данного произведения. Вдохновителем писателя стал Вальтер Скотт, писавший популярные в европейских странах исторические романы. Для того же, чтобы встретиться с очевидцами описываемых событий, Александру Сергеевичу даже пришлось отправиться на Урал.
У каждого из героев есть реальный прототип. Например, у Петра – борец с движением Пугачева офицер Варашин. Швабрина автор скопировал с подпоручика Швановича, который был верен бунтовщику. Прототипом Марии стала дворянка по имени Мария Борисова.
Капитанская дочка краткий анализ образов героев
В произведении Капитанская дочка анализ образов имеет немаловажное значение. Поэтому в данном вопросе следует разобраться более подробно:
Петр Гринев
Является дворянином, молодым офицером. Он ценит собственную честь превыше всего. Гринев был лично знаком с Пугачевым, уважал его, но не поддерживал вооруженный мятеж. Пушкин говорит о нем, как об образце, с которого нужно быть пример. Изначально юноша был ограниченным и безответственным человеком. Даже направляясь в армию он совершает немало ошибок. Благодаря же любви он будто перерождается, обретает смелость и твердость. Истинный Петр проявляется во время штурма крепости, когда ему грозит серьезная опасность. Там в полной мере раскрывается его честность, храбрость и мужество. На последних страницах повести читатель видит уже не недоросля, а настоящего солдата, готового на новые подвиги;
Марья Миронова
Является дочерью коменданта Белогорской крепости. Девушка отказала Швабрину и не захотела выходить за него замуж. Она не боялась даже голодной смерти и была верна своему возлюбленному. Когда она боролась за спасение Петра. По мнению автора, это идеал настоящей женщины. Она смелая, преданная и бескорыстная;
Иван Миронов
Является офицером, который прослужил в армии около сорока лет. Это исполнительный, достаточно добрый и честный мужчина, но в быту уступчивый и даже мягкосердечный. Он не жалея собственной жизни оборонял крепость и погиб вследствие того, что отказался изменить присяге;
Василиса Миронова
Является супругой коменданта. Это хозяйственная, но властная женщина. Она добросовестно относится к семейным обязанностям, заботится о дочери. Женщину убивают мятежники;
Емельян Пугачев
Бунтарь, возглавивший восстание. Он беспощадно убивает всех, кто не хочет ему покориться, не готов идти на компромиссы. Несмотря на это, он все же проявляет благородство и помнит добро. Он проявляет уважение к Петру за его простоту и честность. Пугачев самого начала понимает, что его авантюра обречена, но тем не менее идет до конца;
Андрей Швабрин
Талантливый, юный офицер. Несмотря на то, что он внешне очень похож на Петра, оказывается кардинально противоположным человеком. Это низкая, подлая особа, которая думает лишь о собственном благополучии. Он не остается верен присяге, мучает Марию;
Екатерина Вторая
Российская императрица, сострадательная и приятная особа. Она проявляет милосердие и снимает с Петра обвинения, позволяет возлюбленным обрести счастье;
Савельич
Является слугой Гринева, который стал ему верным другом. Это ворчливый, но хозяйственный человек. Старик на всем экономит, предан своему барину, любит его, как родного сына.
Таким образом выглядит в произведении Капитанская дочка анализ героев.
Жанр, тема и композиция
Делая краткий анализ Капитанской дочки, следует обязательно определить тему данного произведения. Речь идет о крестьянской революции. Среди основных проблем при этом можно выделить власть, нравственный выбор людей, место этих действий в истории и особенности воспитания.
Суть данного произведения заключена в его названии. Ведь все действия происходят на фоне любви. Вот и Мария повлияла на жизнь Петра. Именно ради нее он был готов совершать подвиги. Любовь, которую испытывал юноша, имеет немаловажное значение в процессе формирования его характера.
Благодаря применению особой композиции Пушкин смог преодолеть ограничения цензуры. Через средства выразительности, пересказывая события устами главного героя, автору удается точно и последовательно передать те факты, которые действительно имеют место в истории. Все это реально происходило во время крестьянской революции.
Писатель представляет два противостоящих друг другу лагеря, между которыми происходит война. Народное ополчение возглавляет Пугачев. На стороне дворян оказывается Екатерина Вторая.
Путем применения контрастов писатель точно показывает, что же представляют из себя эти силы. Особо важное значение в произведении имеют пейзажные описания. Их нельзя не упомянуть, делая анализ произведения Пушкина Капитанская дочка. Поэт невероятно точно прорисовывает все детали, которые полностью соответствуют картине происходящего. За счет этого она кажется более значимой и выразительной.
В ходе прочтения повести становится ясно, что нравственная зрелость достигается благодаря испытаниям. Им подвергаются личные убеждения. Немаловажное значение при этом имеет воспитание, среда проживания, пример взрослого поколения, их отвага и самоотверженность.
Автор призывает читателей беречь честь с самых ранних лет. Только благодаря твердости убеждений, огромной силе воли удастся сделать верный нравственный выбор. Именно в этом и заключается главный смысл произведения.
Анализ произведения Капитанская дочка будет не полным, если не определить его жанр. Правда, как утверждают критики, он является весьма своеобразным. Немало из них сделали вывод, что поэту в своем литературном творении удалось преподнести реальные исторические события, предоставив неопровержимые факты из истории того времени.
Книгу можно смело отнести к реализму. Ведь в ней отображены исторические события. Правда, несмотря на применение исторических материалов, центральным героем становится романтический персонаж. Соответственно, произведение можно также отнести к направлению романтизма.
План
Разобраться в особенностях данного произведения и понять его суть поможет план анализа Капитанская дочка:
✔️ О чем идет речь повести.
✔️ История создания и прототипы героев.
✔️ Основные действующие лица.
✔️ Тема произведения и поднимаемые проблемы.
✔️ Особенности композиции и определение жанра.
Анализ Капитанская дочка пригодится учащимся 8 класса. После его изучения каждый школьник с легкостью сможет написать сочинение на данную тему.
Скачать все готовые примеры и образцы сочинений по литературе
Скачать структура и клише для сочинения
Скачать аргументы для сочинения
Скачать план написания и шаблон для сочинения
Предлагаем вам почитать и скачать примеры сочинений и эссе по литературе. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения
Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. 11 класс. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения на тему: Как раскрывается проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? Вариант 3.
В пушкинской повести «Капитанская дочка» важное место занимает проблема чести и долга. Как именно она раскрывается в художественном произведении?
Данная проблема в первую очередь связана с образом центрального персонажа Петра Гринева. Автор демонстрирует, что, оказавшись на службе в Белогорской крепости, герой живет согласно отцовскому наказу «Береги честь смолоду». Это касается как воинской службы, так и взаимоотношений между окружающими людьми. Когда в России поднимается крестьянский бунт под предводительством Емельяна Пугачева, Петр Гринев отказывается присягать самозванцу, аргументируя это тем, что он в свое время уже давал присягу государыне императрице. Петр Гринев готов пожертвовать собственной жизнью, видя, что тех, кто остается на противоположной восставшим стороне, приговаривают к повешению на площади. Главный герой понимает, что он не может предать Родину и не выполнить свой воинский долг. В соответствии с честью Гринев поступает и во взаимоотношениях с Машей Мироновой: желая защитить человеческое достоинство героини, Гринев отправляется к ней на помощь, чтобы спасти ее от коварных планов Швабрина, державшего Машу Миронову у себя в плену.
Поднятая проблема раскрывается не только с помощью образа Петра Гринева, но и с помощью образа его антипода: Алексея Швабрина. Также служащий в Белогорской крепости герой, оказавшийся перед подобным нравственным выбором во время восстания, без раздумий переходит на сторону самозванца, забывая про данную в свое время Екатерине II и государству присягу. Швабрин ничего не знает о понятии чести, он совершает такие поступки, которые позволят ему сохранить собственную жизнь и получить из сложившейся во всей стране ситуации лишь выгоду. Швабрин не чувствует долга перед Родиной, он думает лишь о собственном существовании, даже если для своего благополучия придется предать Родину. Безнравственно ведет себя Швабрин и во взаимоотношениях с другими людьми: Машу Миронову он держит в плену, надеясь на то, что она выйдет за него замуж; на Петра Гринева он клевещет, говоря о том, что он является сподвижником Емельяна Пугачева, за что Петра Гринева арестовывают и отправляют в ссылку.
А.С. Пушкин неслучайно в повествование помещает образы Гринева и Швабрина как героев-антиподов. Автор демонстрирует, что имеющие одинаковое происхождение и положение в обществе сверстники живут в соответствии с совершенно разными понятиями. Если Швабрин – эгоист, готовый на предательство Родины и окружающих людей для сохранения своей жизни и для достижения собственных корыстных целей, то Петр Гринев – нравственно чистый человек, который готов отдать в жертву свою жизнь ради чести и долга.
Таким образом, проблема чести и долга раскрывается с двух сторон. Чью жизненную позицию поддерживает А.С. Пушкин, очевидно. На примере образа положительного героя Гринева автор показывает, что жить нужно согласно принципу «Береги платье снову, а честь смолоду».
Честь — это доблесть, благородство души и чистота совести. Она всегда была одной из характерных качеств нравственного, достойного человека. Но следовать чести и долгу во всех жизненных обстоятельствах может далеко не каждый. Это требует наличия силы воли и принципов, являющихся для человека нормой.
В своём произведении «Капитанская дочка» А.С.Пушкин показывает героя, для которого честь и долг превыше всего. Это Петр Андреевич Гринёв, от лица которого ведётся повествование. Главный герой — искренний, честный, прямолинейный человек. Он вырос в истинно дворянской семье и всегда оставался верен завету отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». В шестнадцать лет его отправляют служить в Белогорскую крепость, «сторону глухую и отдаленную». Гринёв ведет себя последовательно и честно на протяжении всего повествования. Во время пути к месту службы он проигрывает в бильярд офицеру Зурину сто рублей, но как человек своего слова возвращает эти деньги. Также он платит добром за добро: Пугачеву, которой помог ему выйти из бурана, герой отдаёт свой заячий тулуп и полтину на водку. Для Гринёва не столь важно, к какому сословию принадлежит человек.
Он честен и с офицером Зуриным, и с Пугачёвым, одетым «по-мужицки». Эти качества характера герой проявляет и во время службы в крепости. Гринёв считает своим долгом защитить честь любимой девушки, Маши Мироновой, на дуэли со Швабриным, но получает ранение из-за нечестного поведения соперника. И даже понимая, что любовь его взаимная, главный герой не идёт против воли отца, который отказал в родительском благословении. Следующим нравственным испытанием для Гринёва становится смена власти в крепости. Емельян Пугачёв под страхом смертной казни заставляет присягнуть ему, но Гринёв всё равно отказывается служить бунтовщику.
Спасает его лишь хорошее отношение самозванца, который вспомнил их путешествие в буране и подаренный заячий тулуп. Пугачёв ценит честность и верность Гринёва, несколько раз предлагает ему перейти к нему на службу, но герой отвечает: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Чувствует свою ответственность Гринев не только перед родиной, но и перед Машей Мироновой, поэтому при помощи Пугачёва освобождает девушку из плена Швабрина. После подавления восстания Гринёва арестовывают, но защитить себя на суде он не мог, так как не хотел впутывать в следствие Машу.
Таким образом, этот герой оставался честен во всех жизненных обстоятельствах, ни разу не предав отечество, родителей, любимую девушку. И поэтому, по мысли Пушкина, в конечном итоге, судьба Гринёва складывается удачно. В романе множество совпадений и случайностей, с помощью которых автор подводит читателей к мысли о важности таких качеств, как честь и долг.
Читать сочинение далее…
.
Автор mednik На чтение 5 мин Просмотров 1.1к. Опубликовано
Сочинение.
Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности? Отличаются ли они вообще? И почти в любом произведении речь, как правило, идет об идеалах нравственности. Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Сегодня, в наше непростое время, она звучит особенно остро. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу. Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его конкурент Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит. Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье. Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован. Мне кажется, что автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель восстания не был чужд понятиям чести. Кроме того, Гринев и Маша благодаря ему навеки обрели друг друга. Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов, так как Пугачев не только не поддержал его, но и явно дал понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент. Интересен и финал повести: Гринева арестовывают по доносу за связь с мятежным атаманом. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, то его бы наверняка оправдали. И в самый последний момент справедливость восторжествовала: Маша обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, которая оказывается императрицей. И судьба возлюбленного Маши оказалась решена в лучшую сторону. Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.
К сожалению, сейчас очень мало таких людей как Петр Гринев, честных, добрых и бескорыстных. Современное общество почти утратило эти качества. А так хочется, чтобы пословица «береги честь смолоду» имела для каждого значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные препятствия.
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ